10 декабря всемирный день прав человека. План проведения мероприятий ко дню прав человека. История и традиции праздника

Тема: Международный день прав человека

Цель урока:

обобщить знания у студентов об основных правах;

раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

сформировать отрицательное отношение к проти­воправным поступкам, побуждать студентов к защите своих прав, воспи­тывать уважение к правам других людей;

способствовать формиро­ванию активной жизненной позиции.

Методы: объяснение, визуализация материала, беседа, работа в группах

Оборудование и средства обучения:

    Видеопроектор

    Интерактивная доска

    Презентация MS Power point

    Видеоматериал

Ход урока

    Организационный момент (приветствие, проверка готовности аудитории, настрой на позитив, сообщение темы и целей урока).

    Изучение нового материала

    Выступление чтецов

    Просмотр видеоролика «История возникновения прав человека

    Права человека

    Конвенция о правах ребенка

    Работа со студентами

    Подведение итогов, рефлексия

Знание прав определяет добросовестное выполнение обязанности”

(Б. Франклин)

    Организационный момент


Ежегодно 10 декабря международное сообщество отмечает День прав человека (Human Rights Day).

В
этот день в 1948 году Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека - первый универсальный международный акт по правам человека.


Декларация, принятая почти сразу же после страшной Второй мировой войны, поправшей все возможные права, в том числе и право на жизнь миллионов и миллионов людей, стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

С момента принятия Всеобщей декларации прав человека человечество получило больше, чем документ – оно получило надежду на право быть свободным, жить без насилия, дискриминации, войн и экологических катастроф.


Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 423 (V), призывающую все государства и заинтересованные организации установить 10 декабря каждого года в качестве Дня прав человека.

Целью провозглашения этого дня является "людей во всем мире" к Всеобщей декларации прав человека как к общему идеалу для всех людей и народов.

Всеобщая декларация прав человека включает в себя политических, гражданских, социальных, культурных и экономических прав.

Она внесена в Книгу рекордов Гиннесса как документ, переведенный на более чем 400 языков и диалектов, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Хотя Декларация не является обязательным к соблюдению документом, она более 60 инструментов в области прав человека, сформировавших единый международный стандарт в этой области.

В
последнее десятилетие День прав человека проходит каждый год под определенным лозунгом, который выбирает ООН. Так, в 2008 году он звучал - «Человеческое достоинство и справедливость для всех нас», в 2009- м - «Недискриминация», в 2010-м - «Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации», в 2011 году - «Чествуем права человека!», в 2012-м - «Мой голос имеет значение». Слоганом Дня в 2013 году стали слова - «20 ЛЕТ БОРЬБЫ ЗА ВАШИ ПРАВА», тема 2014 года - «Права человека 365 дней в году». День прав человека 2015 года проходит под девизом: «НАШИ ПРАВА. НАШИ СВОБОДЫ. ВСЕГДА».

    Выступление чтецов

Десятое декабря ассамблеей ООН Днем прав человека был объявлен! Была принята важная декларация Относительно мировой ситуации. Права и свободы должны соблюдаться! Важно всем нам людьми оставаться, Мнение свое иметь и слово, Развиваться, уважать интересы другого.

Пусть люди друг от друга
Разнятся цветом
Кожи, глаз, волос.
Но в то же время
Объединяет всех нас
Всемирный равенства вопрос.

Всем солнце одинаково
На небе светит.
И свежий дует ветер.
Так важно, чтобы люди
Друг друга понимать умели,
И в мире жили дети.

День прав человека так важен для нас, И с ним мы с улыбкой поздравим сейчас, Напомним, как важно права свои знать, Чтоб всё, что заслужено, нам получать, Свои права стоит любить и ценить, Свободу чтоб, радость свою сохранить, Легко пусть дается всё в жизни - и впредь Во всём пусть везет, будет много побед.

У нас есть права: в средней школе учиться
И ВУЗ посещать, и успешно трудиться,
И я вас спешу с Днем всех прав поздравлять,
Никто пусть не сможет у нас их отнять!

    Ролик «История возникновения права».


Ребята, вы просмотрели ролик об истории права, прослушали мнение разных людей. Давайте подумаем, каково значение слова право?

1 значение: ПРАВО (из словаря Ожегова) – есть совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми.

2 значение: Права и свободы граждан, закрепленные конституцией и гарантированные Президентом и государством.

Что такое права человека?

    Права человека – это неотъемлемые права каждого человека, в независимости от его национальности, местожительства, пола, этнической принадлежности, цвета кожи, религии, языка или любых других признаков. Все люди в равной степени располагают правами человека, исключая всякого рода дискриминацию. Эти права взаимосвязаны, взаимозависимы и неделимы.

Просмотр видеоролика №2(Права человека)

Всеобщие права человека зачастую зафиксированы и гарантированы законом в форме договоров, обычного международного права, общих принципов права и других источников международного права. Международное право в области прав человека возлагает на государства обязательства по осуществлению деятельности с целью поощрения и защиты прав и основных свобод человека.)

Была учреждена премия ООН в области прав человека, которой награждаются те, кто внес выдающийся вклад в дело поощрения и защиты прав человека. Эта премия присуждается раз в пять лет в годовщину провозглашения Всеобщей декларации прав человека. Впервые она была вручена в 1968 году.

Лауреатами премии стали Малала Юсафзай - 16-летняя пакистанская девушка, которая отстаивала право девочек и женщин на образование и была ранена исламскими экстремистами в результате покушения; мавританец Бирам Дах-Абейд, помогающий бороться против рабства в современном мире; защитница инвалидов из Косово Хильмнийета Апук; финская правозащитница Лииса Кауппинен, отстаивающая права глухих; марокканка Хадиджа Рияди. Также Генассамблея ООН присудила премию Верховному суду Мексики за защиту конституционных прав мексиканцев.

    Конвенция о правах ребенка

прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию. В 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка. Конвенция содержит 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе.

Все ее положения сводятся к четырем требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение участия в жизни общества.

С момента обретения Казахстаном независимости вопросам их соблюдения уделяется особое внимание, они находятся в приоритете государственной политики. Права детей в Республике Казахстан регламентируются международными документами, а также законодательными правовыми актами РК: Конституция Республики Казахстан, Конвенция о правах ребенка, Закон «О правах ребенка в РК», «Закон об образовании».

Просмотр видеоролика № 3(Концепция о правах ребенка)

    Работа со студентами

1 задание: Предложить участникам обсудить высказывание Далай-ламы XIV : «В той мере, в какой дело касается прав человека, не имеет значения, является ли он человеком Востока или Запада, Юга или Севера, белым или черным, или желтым, все человеческие существа обладают одинаковыми правами с рождения до смерти. Мы все одинаковы.»

2 задание: Участникам занятия предлагается назвать художественное произведение или фильм, в сюжете которых важное место занимают права человека.

3
задание:
Записывается выражение «права человека». Участникам предлагается написать к каждой букве существительное, прилагательное или глагол, связанные с данным выражением

П Р А В А Ч Е Л О В Е К А

П – польза, политические, президент, парламент, партия, подотчетный, прозрачные.

Р – равенство, реформа, революция.

А – акт, авторитет, анализ, актуальность, авторитаризм, анархия, абсентеизм.

В – воля, владеть, выборы, ведомство, вече, велеть, великий, верить, вина, власть, вандал.

Ч – честный, честность, челобитная, читать, чувствовать, чиновник, частный, чтить, чистый.

Е – есть, единый, естественный, ересь, единение, если, емкие.

Л – любовь, любой, люди, луч, лгать, лачуга, лечить, листовка, лицо, лозунг.

О – общество, ответственность, открытость, образование.

К – конституционные, казнь, коррупция, конституция.

4 задание: ( Преподаватель знакомит участников с классификацией прав человека - по связи с различными сторонами общественной жизни (личные или гражданские, политические, социально-экономические и культурные.

Права человека делятся на четыре вида. Это личные права (такие, как право на жизнь, личную неприкосновенность, на имя, свободу вероисповедания), политические права (свобода слова, избирательное право), социально-экономические права (право на труд, частную собственность, жилище, охрану здоровья) и культурные права (на образование, участие в культурной жизни и т.п.) Эти права и определяют границы свобод современного человека.)

Таблица № 1 раздается группам. Также раздаются карточки с пословицами и поговорками.

Необходимо: распределить карточки по определенным видам прав, согл. Табл. № 1.

5 задание: Затем каждая группа получает набор высказываний по правам человека. Необходимо выбрать какое именно право соответствует высказыванию.

6
задание:
Права и обязанности.

Признание прав человека означает не только право на их осуществление, но и выполнение определенных обязательств. В соответствии с международным правом государства берут на себя обязательства по уважению, защите и выполнению прав человека. Уважение прав человека подразумевает невмешательство государства в осуществление прав человека и воздержание от ограничения прав. Обязательство по защите прав человека требует от государства не допускать правонарушений. Выполнение прав человека обязывает государство гарантировать беспрепятственное осуществление базовых прав человека. На индивидуальном уровне, каждый человек должен уважать права других.

7 задание: Как вы считаете, всегда ли соблюдаются права человека во всем мире?

Е
сли нет, то какие именно права нарушаются кем и где?)

(Военные действия в Сирии и др. странах (право на жизнь, личную безопасность, права беженцев на жилище, право на образование детей).

Как соблюдаются права человека в вашем учебном заведении? С какими из рассмотренных прав существуют наибольшие проблемы в системе образования?

8. Подведение итогов, рефлексия В заключительной части участникам предлагается обсудить ситуацию с правами человека в условиях колледжа и высказать свое мнение по проблемам их реализации. Обсуждение по следующим вопросам:

1. С какой категорией прав человека в условиях колледжа возникает больше проблем?

2. Как могут решаться возникающие проблемы?

3. Что в системе образования способствует реализации прав человека?

Мы живем в непростое время. По всему миру миллионы людей страдают от беспощадных, зачастую разрушительных последствий многих мировых кризисов нашей эпохи. Мировой финансовый и экономический кризис, продовольственный кризис, энергетический кризис и климатический кризис слились в единый многосторонний удар по человеческому достоинству.

Де-юре, иметь права по рождению, как человек - это малая толика. По факту, нужно уметь пользоваться своими правами, но самое главное, защищать и добиваться соблюдения прав ЧЕЛОВЕКа. Как ЧЕЛОВЕК и как Гражданин. Вот что самое главное!!!  Знайте и соблюдайте свои права!

Просмотр видеоролика № 4(Мы имеем право)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1. Основные права человека по сферам общественной жизни.

ВИДЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Личные (гражданские)

На жизнь

На достоинство

На свободу мысли и слова, совести и религиозных убеждений

На личную неприкосновенность

На частную жизнь

На неприкосновенность жилища

На гражданство

Политические

Свобода печати и информации

Право на объединение

Право на участие в управлении государством

Право на юридическую защиту

Социально-экономические

На труд и достойный уровень жизни

На справедливые и благоприятные условия труда

На предпринимательство

На социальное обеспечение (пенсия, пособия)

На собственность

Культурные

На образование

На использование достижений науки и культуры

На свободу творчества

На разнообразие

Перечень с надписями прав ребенка:

    Право на жизнь.

    Право на имя при рождении.

    Право на медицинскую помощь.

    Право на образование.

    Право на отдых и досуг.

    Право на индивидуальность.

    Право свободно выражать свои взгляды.

    Право на специальную охрану и защиту.

    Право на заботу и воспитание родителями.

    Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

    Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

    Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

1. « »

2. «Без суда никто да не накажется»

3. «Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь»

4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать»

5. «Глас народа – глас Божий»

6. « Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает »

7. «Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется»

8. «Вора миловать – доброго губить»

9. «Чтобы власть стала сильнее, ее следует ограничить»

10. «Бьют Фому за Еремину вину»

12. «Кто не работает – тот не ест»

13. «Чье поле, того и воля»

11. «Право есть, да закона нет»

14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест»

15. «Работящий голодным не останется»

16. « Надежда выздороветь - половина выздоровления »

17. «Сначала хлеб, потом – вера»

18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется»

19. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле»

20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет»

21. «Брань на вороту не виснет»

22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить»

23. «Честь лучше богатства»

24. «Каждый может попасть на небо своим путем»

25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил»

26. « Только свободный гражданин имеет отечество »

27. «Мой дом – моя крепость»

28. «Рабом стать легко, человеком - трудно»

29. «Живи и жить давай другим»

30. «Умел дитя родить – умей и научить»

31. «Караван один, но судьба путников различна»

32. «Каждый человек – особая разновидность художника»

33. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни»

34. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок»

35. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься»

36. «Жизнь коротка, искусство – вечно»

37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение»

38. «Искусство любить, что свежую воду пить»

Варианты распределения в группы

Политические права

Карточка 1. « Цензура – младшая из двух гадких сестер, а старшую зовут Инквизиция » - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 2. «Без суда никто да не накажется» – на юридическую защиту (справедливое судебное разбирательство).

Карточка 3. « Веник не переломишь, а по ветке весь изломаешь» – на объединение.

Карточка 4. «Лучше виновного простить, чем невинного карать» – презумпция невиновности

Карточка 5. «Глас народа – глас Божий» - участие в управлении государством

Карточка 6. «Цензура в конце концов приходит к тому, что запрещены все книги, кроме тех, которых никто не читает» - - право на свободу печати (запрещение цензуры).

Карточка 7. « Гора с горой не сойдется, а человек с человеком сойдется» - на объединение.

Карточка 8. «Вора миловать – доброго губить» - на юридическую защиту (судебное разбирательство и неотвратимость наказания)

Карточка 9. «Чтобы власть стала сильнее ее следует ограничить» – участие в политической жизни

Карточка 10. «Бьют Фому за Еремину вину» – на справедливое судебное разбирательство.

Карточка 11. « Право есть, да закона нет» - на юридическую защиту.

Социально-экономические права

Карточка 12. «Кто не работает – тот не ест» – право на труд и достойный уровень жизни.

Карточка 13. «Чье поле, того и воля» - право на собственность.

Карточка 14. «Кто косо смотрит на свое ремесло – тот сытно не поест» – на достойный уровень жизни и справедливое вознаграждение за труд

Карточка 15. «Работящий голодным не останется» – на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 16. «Надежда выздороветь – половина выздоровления»

Карточка 17. «Хорошая лошадь узнается в езде, добрый человек – в торговле» – право на предпринимательскую деятельность.

Карточка 18. «У кого лоб от работы не вспотеет, у того котел пустым останется» - на справедливые и благоприятные условия труда

Карточка 19. «Сначала хлеб, потом – вера» – на социальное обеспечение

Карточка 20. «Не горюй, что денег нет, горюй, что работы нет» – на труд

Личные (гражданские) права

Карточка 21. «Брань на вороту не виснет» – на личное достоинство и свободу слова.

Карточка 22. «Не мудрено голову срубить – мудрено приставить» – на жизнь (против смертной казни).

Карточка 23. «Честь лучше богатства» - на достоинство.

Карточка 24. «Каждый может попасть на небо своим путем» – свобода вероисповедания

Карточка 25. «Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» - на жизнь.

Карточка 26. «Только свободный гражданин имеет отечество» - на гражданство.

Карточка 27. «Мой дом – моя крепость» - неприкосновенность жилища.

Карточка 28. «Рабом стать легко, человеком – трудно» - на свободу

Карточка 29. «Живи и жить давай другим» - на жизнь.

Культурные права

Карточка 30. «Умел дитя родить – умей и научить» (культ.) – на образование (и ответственность родителей за образование детей)

Карточка 31. «Караван один, но судьба путников различна» – на разнообразие

Карточка 32. «Наука – родник учения, знания – светильник жизни» – на образование и использование достижений науки

Карточка 33. «Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься» – на равный доступ к образованию

Карточка 34. «Каждый человек – особая разновидность художника» – свобода творчества

Карточка 35. «Искусство любить, что свежую воду пить» – на пользование достижениями культуры.

Карточка 36. «Незнание – не порок, нежелание знать – большой порок» – на образование.

Карточка 37. «Чтобы ехать на коне – нужна уздечка, чтобы постичь науку – нужно терпение» – на образование.

Карточка 38. «Жизнь коротка, искусство – вечно» - на пользование достижениями культуры.

4 декабря 1950 года на Пленарном собрании Генеральная Ассамблея ООН официально установила отмечать 10 декабря Всемирный день прав человека (Human Rights Day). Всем государствам и заинтересованным организациям было предложено принять этот день и проводить соответствующие мероприятия.

Дата 10 декабря была выбрана в честь принятия и провозглашения Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года Всеобщей декларации прав человека (Universal Declaration of Human Rights, UDHR). Указанная Декларация стала первым мировым документом, сформулировавшим положения о правах человека.

«Образование в области прав человека - это значительно больше, чем просто урок в школе или тема дня; это процесс ознакомления людей с механизмами, которые им необходимы для того, чтобы жить в условиях безопасности и с чувством достоинства…» - отрывок из выступления Генерального секретаря ООН.

Во Всемирный день прав человека принято уделять внимание не только личным правам человека, но и в глобальном смысле средствам защиты, с помощью которых человечество стремится остановить голод и нищету, рост международной преступности и наркомафии, СПИД и другие опасные явления, а также отразить угрозу термоядерной катастрофы и экологического кризиса. Все люди на Земле должны быть допущены к обладанию существенными материальными и духовными благами. Здесь большую роль играет государство, т.к. оно с самого начала развития цивилизаций стояло у истоков письменного оформления не только обязанностей своих жителей, но и прав.

Первое упоминание о свободе встречается в XIV в. до н.э. Права человека существовали уже в Древней Греции и Древнем Риме и закрепляли ценность закона и законности.Международный день прав человека - это напоминание, что никто не может лишить человека его неотчуждаемых прав: на жизнь и личную неприкосновенность, свободу. Сейчас права не делятся на классы и функционируют как на государственном, так и на международном уровне. Любой человек, если у него возникнут проблемы, может подать жалобу в Европейский Суд по правам человека.

Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В настоящее время Декларация опубликована более чем на 360 языках и является документом, переведенным на наибольшее число языков мира, что свидетельствует о ее универсальном характере и масштабах ее распространения.

Главные принципы документа:

- признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи;

- признание их равных неотъемлемых прав, которое является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Признание необходимости того, чтобы права человека охранялись властью закона - это подтверждение веры в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, а такжерешение содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе.

В Декларации выделены гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права человека :

1) Гражданские права:

- право на гражданство;

- право изменить свое гражданство;

- право на участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей;

- право на всеобщее и равное избирательное право;

2) Политические права:

- право на жизнь, свободу и личную безопасность

- право на справедливое и открытое правосудие

- право на свободу мысли и совести

- право на мирные собрания (№ 3, 18, !9, 20, 10);

3) Экономические права:

- право владеть имуществом единолично так и совместно с другими;;

- право на неприкосновенность своего имущества;;

- право на равную оплату труда;

- право на защиту от безработицы;

- право на справедливые и благоприятные условия труда (№ 17);

4) Социальные права:

- право на социальную обеспеченность и социальную защиту;

- право на образование;

- право на отдых;

- право на свободное участие в профсоюзах;

- право на оплачиваемый периодический отпуск (№ 25, 26, 22, 24, 23);

5) Культурные права:

- право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами;

- право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является (№ 27).

Главную мысль Декларации кратко можно выразить так: у каждого человека на Земле есть его неотъемлемые права, они являются основой свободы, справедливости и всеобщего мира .

Эти даты - даты нашего времени!

Это время настойчиво требует обратить особое внимание всех на наши проблемы, проблемы подрастающего поколения.

XXI век - век ребёнка

Из истории

1945г. основана Организация Объединённых Наций. Это международная организация по поддержанию мира и безопасности. Права человека заложены в Устав ООН как основополагающая и ключевая проблема деятельности этой международной организации.

10 декабря 1948г. утверждена и провозглашена Всеобщая Декларация прав человека

20 ноября 1959г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребёнка, в ней 10 статей, 10 принципов защиты прав детей.

2 сентября 1990г. вступила в силу Конвенция о правах ребёнка, в ней 54 статьи, касающихся не только прав и свобод, но и обязательств государство защите прав. Интересно, что на утверждение документа ушла 1 минута, но готовился он 10 лет.

19 ноября 1993г. Белорусский парламент принял закон Республики Беларусь «О правах ребёнка» (с изменениями и дополнениями 1996г, 2000г.)

Декларация с латинского «провозглашение»

Конвенция с латинского «согласие»

Разница между ними состоит в правовых последствиях. Государство, подписавшее Конвенцию, берёт на себя ответственность и готовность отвечать за невыполнение. Государство ежегодно представляет отчёт в ООН о положении детей в своей стране.

54 статьи определяют природу ответственности правительств и родителей за благосостояние ребёнка. Более 130 стран, включая Беларусь, приняли всю серьёзность документа. Присоединение же к декларации - лишь намерение государства следовать её положениям. Несоблюдение основных принципов декларации никаких правовых последствий не имеет. Поэтому, с юридической точки зрения, более значимым документом является КонвенцияВыбор языка


Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, стала первым документом ООН, касающимся прав детей. В ней сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление прав детей. Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать пользование всеми правами и свободами на благо их и общества.

Принятая в 1989 году Конвенция о правах ребенка - первый и основной международно-правовой документ, где права ребенка стали рассматриваться на уровне международного права. Статьи Конвенции детализируют индивидуальные права детей на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Во время проходивших в сентябре-октябре 2013 года в центральных учреждениях ООН Дней международных договоров ООН призвала государства-члены, которые еще не сделали этого, ратифицировать Конвенцию о правах ребенка и факультативные протоколы к ней, подчеркнув, что это жизненно важно для защиты детей от насилия и жестокого обращения во всем мире.

Беларусь ратифицировала Конвенцию еще в 1990 году, а в соответствии с ней 19 ноября 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». 2013 годдля Закона является юбилейным - 20 лет со дня принятия.

Закон содержит основные положения Конвенции. Статьи закрепляют правовой статус ребенка как субъекта правоотношений, определяют принципы государственной политики в отношении ребенка, его право и обязанности, а также обязанности физических и юридических лиц по защите детства. В Законе перечисляются права детей: неотъемлемое право на жизнь (ст. 4), на достойный уровень жизни (ст. 8), на здоровое развитие, охрану и укрепление здоровья, гражданство (ст. 7), на имя (ст. 20), на защиту чести и достоинства (ст. 27), на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, посягательства на тайну корреспонденции (ст. 28), на свободу объединений (ст. 26) и др. Закреплены не только права, но и обязанности несовершеннолетних: соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан и т.д.

Сегодня Республика Беларусь - это государство, где забота о детях является одним их приоритетных направлений социальной политики. На 1 января 2013 г.численность детей составила 1741,8 тысячи человек, то есть 18,4 % от общей численности населения. Детям предоставляется бесплатное обязательное общее базовое образование, всеобщий доступ к дошкольному, профессионально-техническому образованию. Более 75 % детей дошкольного возраста посещают дошкольные учреждения - этот показатель является одним из самых высоких в СНГ. Уровень грамотности молодежи в Республике Беларусь составляет 99,8 процента. По этому показателю Беларусь опережает многие государства, входящие в группу стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала. Успешно функционирует система дополнительного образования детей и молодежи, в учреждениях которой занимается каждый второй школьник страны. Созданы условия для самореализации детей в общественной жизни.

Личность человека формируется с детства. Между тем во многих странах вопросам правовой защиты детей не уделяется должного внимания. По данным Организации Объединенных Наций (ООН) в настоящее время около 100 млн. детей существуют за счет воровства, проституции и нищенства, более 50 млн. ежегодно умирают от болезней, около 1 млн. ежегодно остаются без семьи, 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет не ходят в школу.

Глубокая озабоченность мирового сообщества состоянием дел с развитием, воспитанием и образованием детей нашла отражение в правовых документах, принятых ООН: Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции о правах ребенка 1989 года, которая придала идеям Декларации прав ребенка более четкую форму, а главное - силу норм международного права. В соответствии с этой Конвенцией в Республике Беларусь в 1993 году был принят Закон «О правах ребенка».

Содержание названных документов в полной мере относится и к каждому из вас, поскольку как бы вы ни хотели быть старше и как бы ни стремились быстрее стать полноправными гражданами своей страны, вы все еще находитесь в мире, называемом детством,т. к. по критериям ООН детство охватывает период жизни человека с его рождения до 18 лет. Поэтому вы должны знать, что Конвенция о правах ребенка и другие общепризнанные международные документы гарантируют всем детям планеты право воспитываться и развиваться физически и духовно в здоровых и нормальных условиях свободы и достоинства. Вы должны знать, что ребенок с момента появления на свет, в какой бы стране он ни родился, имеет право на имя и гражданство; имеет право на особую заботу о себе и защиту, на хорошее питание, жилище, медицинское обслуживание.

Конвенция гласит: «Ребенок должен быть среди первых, ожидающих помощии защиты, он имеет право на любовь и понимание со стороны родных и близких, учителей и воспитателей, со стороны правительства и государства, если он не может уже получить ее от родственников. Если ребенок отстает в развитии в том или другом отношении (физическом или психическом), общество и государство должно обеспечить ему право на особую заботу».

Каждый из вас, как и все дети, имеет право бесплатно посещать школу; свободно распределять свое время между игрой, развлечениями и учебой, самообразованием, стремясь быть ответственным перед обществом и полезным ему.

Вы должны знать, что общество и государство обязаны защищать вас от актов жестокости и эксплуатации, не допускать, чтобы возложенная на вас работа затрудняла ваше развитие, как физическое, так и духовное.

Однако вы должны осознавать и то, что вместе с правами на вас возлагаются и обязанности перед обществом, государством и вашими близкими.

Каждый из вас должен учиться жить в мире и взаимопонимании с окружающими, терпеливо относиться к слабостям других людей. С этого начнутся ваше собственное понимание счастья и определение путей путей его достижения. Стремление к счатью присуще всем людям, и современное общество признало его как право каждого человека.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НИЖНЕ-НОЙБЕРСКАЯ СШ №2» ГУДЕРМЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

366212, Чеченская Республика, Гудермесский муниципальный район,

Нижне-Нойберское сельское поселение, К.Л. Тепсуева, 38,40

E-mail: сайт : тел . 8928-890-13-61

«Утверждаю»

Директор школы МБОУ

«Нижне-Нойберская СШ №2»

М.Э.Муцаев

ПЛАН

проведения мероприятий, посвященных

Наименование мероприятия

Дата проведения

Ответственный

1.

Тематическое оформление в общеобразовательных организациях к Международному Дню прав человека (10 декабря).

04.12.2017 г.

Директор школы Муцаев М.Э.,

зам. по АХЧ

Муцаев С.Э.

2.

Проведение конкурсов сочинений среди учащихся 9-11-х классов «Мы разные, но мы вместе!»

04.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л.,

учителя русского языка и литературы

3.

Проведение классных часов «Чтобы счастливо жилось», «Имею право» с уч-ся 1-11-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.

классные руководители 1-11-х классов.

4.

Выпуск тематических листовок и буклетов «Человек имеет право»

05.12.2017 г.

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., уч. Самоуправление школы

5.

Проведение уроков правовой грамотности «Законодательство и права человека» с уч- ся 8-9-х кл.

05.12.2017 г.

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., Учителя истории и обществознания Исраилов С-А.Ш., Исраилов Х.С-А.

6.

Проведение бесед с учащимися 4-8-х кл. «Что такое права, и что мы про них знаем».

06.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М., классные руководители 1-4-х классов.

7.

Внеклассное мероприятие «Имею право» с уч-ся 10 класс.

06.12.2017 г

Педагог-организатор Сайдулаева Х.А.

8.

Проведение утренников «Твои права от «А» до «Я» с уч-ся 1-4-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева А.Л. классные руководители.

9.

Проведение конкурсов чтецов, посвященных Международному Дню прав человека среди учащихся 5-7-х кл.

07.12.2017 г

Зам. директора по НМР Муцаева Х.И.,

учителя русского языка и литературы.

10.

Организация встреч и проведение уроков обществознания с уполномоченными по правам человека.

07.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э.,

учителя обществознания.

11.

Проведение акции «Необходимо знать свои права!».

С 05.12. по 09.12.2017 г

Директор школы Муцаев М.Э., зам. директора по ВР Ясаева З.М.

12.

Проведение литературно- правовой викторины «Я и мои права» с уч-ся 9-11-х кл.

08.12.2017 г

Зам. директора по УВР Рахматуллаева Т.Л., учителя литературы и обществознания.

13.

Проведение книжно-иллюстративной выставки «Достоинство личности»

С 04.12. по 09.12.2017 г

Зам. директора по ВР Ясаева З.М.,

учитель ИЗО Дениева Ф.И., библиотекарь Мацаева Р.С.

14.

Подведение итогов: подготовка статьи в районную газету «Гумс», подготовка информации по итогам проведенных мероприятий и размещение ее на сайте ОУ.

Еще в 1950 году в ООН был официально принят новый документ, относительно которого 10 декабря становился официальным Днем прав человека. Двумя годами ранее, в этот же день, ООН приняли еще один важнейший документ в истории ХХ века – Всеобщую декларацию прав человека.

Необходимость в этом документе назрела после Второй Мировой Войны, когда миллионы людей остались без средств к существованию, без документов, а соответственно лишенные всякой надежды на нормальное будущее. Принятый документ должен был уровнять их в правах с остальными гражданами. В тексте заявления, приуроченного ко Дню Прав Человека, говорится, что одно из важных составляющих – это образование в области прав человека. Люди должны не только знать о том, что у них есть какие-то абстрактные права, но и уметь пользоваться механизмами, достаточными для безопасной жизни, без страха за завтрашний день.

Ежегодные слоганы ко Дню прав человека

Чтобы привлечь ко Дню Прав Человека дополнительно внимания, ООН приняло решение каждое новое 10 декабря проводить под определенным лозунгом. Например, в 2008 году официальный слоган дня звучал, как «Достойное существование и всеобщая справедливость», годом позже выступали против дискриминации, в 2010 году тема дискриминации также нашла отражение в слогане «Международные правозащитники за тотальное искоренение дискриминации», в 2011 году чествовали права человека, на следующий год «Каждый голос важен».

Прошлый год прошел под эгидой 20-летней борьбы за права человека. Дело в том, что в 1993 году был создан мандат Верховного комиссара за права. В нашей стране 10 декабря проходят различные мероприятия по донесению до масс основных идей свобод и прав. Встречи, форумы и семинары проходят как на официальном, так и на неофициальном уровнях и носят характер разъяснительных. В 1966 году была учреждена специальная премия ООН по правам человека. С тех пор раз в пятилетку проходит официальная церемония награждения самых выдающихся борцов за свободы.

Когда День прав человека

День прав человека – это международный и национальный праздник, установленный Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года №423-V и отмечаемый начиная с 1950 года, 10 декабря ежегодно. Именно принятие Всеобщей декларации прав человека в 1948 году положило начало празднику. Общий надзор над проведением празднования возложен на Верховного комиссара по правам человека. В России этим днем ознаменовано проведение различных официальных и неофициальных мероприятий, среди которых различные санкционированные митинги и демонстрации. Как правило, митинги посвящены событиям в стране и мире, которые вызывают сильный резонанс в обществе, как несправедливые, негуманные и унижающие достоинство людей. Этот праздник позволяет каждому человеку быть причастным к почтению памяти жертв политических репрессий, искоренению ненависти и расовой дискриминации.

Необходимость в этом документе назрела после Второй Мировой Войны, когда миллионы людей остались без средств к существованию, без документов, а соответственно лишенные всякой надежды на нормальное будущее. Принятый документ должен был уровнять их в правах с остальными гражданами. В тексте заявления, приуроченного ко Дню Прав Человека, говорится, что одно из важных составляющих – это образование в области прав человека. Люди должны не только знать о том, что у них есть какие-то абстрактные права, но и уметь пользоваться механизмами, достаточными для безопасной жизни, без страха за завтрашний день.

10 декабря День прав человека, картинки: что такое декларация прав человека

Всеобщая декларация прав человека является основой международных стандартов в области прав человека. Она стала фундаментом, на котором зиждется внушительное число имеющих обязательную юридическую силу международных договоров по правам человека и развитие норм в области прав человека во всем мире. В ней закреплено всеобщее признание того, что основные права и основополагающие свободы внутренне присущи всем людям, являются неотъемлемыми для каждого человека и в равной степени применимы к каждому, и что каждый человек рождается свободным и равным в своем достоинстве и правах. 10 декабря 1948 года международное сообщество взяло на себя обязательство обеспечивать уважение достоинства каждого человека и справедливость в отношении всех нас.

Положения Всеобщей декларации прав человека легли в основу более 80 международных договоров и деклараций по правам человека, огромного числа региональных конвенций по правам человека, национальных законов о правах человека и конституций государств. В своей совокупности они составляют всеобъемлющую систему норм, имеющих обязательную юридическую силу и призванных обеспечить поощрение и защиту прав человека.

Успешное осуществление Всеобщей декларации привело к вступлению в силу в 1976 году Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В них нашли свое дальнейшее развитие большинство из прав, уже закрепленных во Всеобщей декларации, в результате чего они, по сути, стали иметь обязательную юридическую силу для государств, которые их ратифицировали. В них закреплены такие «повседневные» права, как право на жизнь, на равенство перед законом, на свободное выражение мнений, на труд, на социальное обеспечение и на образование. В совокупности с Всеобщей декларацией эти пакты составляют Международный билль о правах человека.