4.11 политический процесс. Проблемы политического процесса

Поиск

"


Всего: 241 1-20 | 21-40 | 41-60 | 61-80 | 81-100 …

Ниже при­ве­ден ряд терминов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем одного, от­но­сят­ся к по­ня­тию «субъекты по­ли­ти­че­ской деятельности». Най­ди­те один термин, «выпадающий» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

Пояснение.

Политический про­цесс определяется как ди­на­ми­че­ская характеристика всей по­ли­ти­че­ской системы в целом, по­сле­до­ва­тель­ная смена ее состояний, ста­дий развития.

Ответ: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Политика. Политическое участие


Социально-экономические изменения в России конца XX – начала XXI в. сопровождаются существенной трансформацией гражданского самосознания и демократизацией политических отношений. Важнейшим аспектом этих изменений является становление институтов гражданского общества. Под гражданским обществом мы понимаем систему негосударственных

организаций, учреждений, ассоциаций, фондов, профессиональных и общественных объединений, которые выполняют функцию гражданской самоорганизации и самоуправления, оказывая влияние на государственный менеджмент и частный сектор, корректируя государственную политику и процесс принятия решений предпринимателями в направлении повышения их социальной эффективности. При этом гражданское общество может оказывать влияние на общественно-политические процессы в целом – как система социальных коммуникаций; и в частности – с помощью специфических институтов, непосредственно связанных с защитой прав человека в различных сферах жизни общества. Одним из таких институтов являются профессиональные союзы. С распространением индустриальных отношений на весь мир профсоюзы превратились в основную форму институционализации социальных интересов наёмных работников, единственную гражданскую силу, защищающую права человека в сфере социально-трудовых отношений.

Опыт стран с развитой социально ориентированной рыночной экономикой наглядно демонстрирует, что для проведения успешной социальной политики, направленной на формирование эффективной системы социальной защиты работников, системы, способной защитить права граждан в сфере трудовых отношений, необходимо наличие сотрудничества между работодателями, наёмными рабочими и государственными структурами.

Важнейшим условием для этого является, прежде всего, наличие равноправных представителей интересов наёмных работников, работодателей и государства, способных и заинтересованных в том, чтобы решать социальные и трудовые вопросы как на уровне предприятий, фирм, корпораций, государственных учреждений и организаций, так и на уровне национальной экономики и международных социально-трудовых отношений. Но если государство и работодатели располагают широкими политико-правовыми и экономическими возможностями, чтобы эффективно отстаивать свои интересы на всех уровнях социально-трудовых отношений, то свои интересы, свои неотъемлемые социально-экономические права наёмным работникам по-прежнему приходится отстаивать самостоятельно, зачастую один на один с мощными государственными и частными структурами. Именно поэтому единственным институтом, который в состоянии оказать действенную поддержку трудящимся в борьбе за их социально-экономические права, остаются профессиональные союзы.

(по А. В. Петрову) )

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны сле­ду­ю­щие элементы:

1) ука­за­на причина:

государство и ра­бо­то­да­те­ли рас­по­ла­га­ют ши­ро­ки­ми политико-правовыми и эко­но­ми­че­ски­ми возможностями, чтобы эф­фек­тив­но от­ста­и­вать свои ин­те­ре­сы на всех уров­нях социально-трудовых отношений, а наёмные ра­бот­ни­ки от­ста­и­ва­ют свои ин­те­ре­сы самостоятельно;

2) ука­зан процесс:

распространение ин­ду­стри­аль­ных отношений.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

(В.Н. Суворов)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1. Указана связь многопартийности с политическим поведением масс

Многопартийность способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения;

2. Приведены примеры взаимосвязи, например:

Каждая партия имеет свои печатные органы, выступает на телеканалах, комментирует политическую обстановку, формируя общественное мнение;

Могут быть приведены другие примеры.

Предметная область: Политика. Демократия, ее основные ценности и признаки, Политика. Политическое участие

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.

Пояснение.

При ана­ли­зе от­ве­те учитываются:

− кор­рект­ность фор­му­ли­ро­вок пунк­тов плана с точки зре­ния их соответствия

заданной теме;

− пол­но­та от­ра­же­ние ос­нов­но­го со­дер­жа­ния в плане;

− со­от­вет­ствие струк­ту­ры пред­ло­жен­но­го от­ве­та плану слож­но­го типа.

Один из ва­ри­ан­тов плана рас­кры­тия дан­ной темы:

1) Де­мо­кра­ти­че­ский ме­ха­низм при­ня­тия по­ли­ти­че­ских решений

2) Из­би­ра­тель­ные права граждан:

3) Прин­ци­пы демократического из­би­ра­тель­но­го права:

а) всеобщность;

б) равенство;

в) тайна выборов;

4) Из­би­ра­тель­ные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная

5) Роль выборах в политическом процессе:

б) общественный контроль за деятельностью государственной властью;

в) социальное представительство и т.д.

6) Пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны власти

7) Вы­бо­ры в не­де­мо­кра­ти­че­ских обществах

Возможно дру­гое ко­ли­че­ство и (или) иные кор­рект­ные фор­му­ли­ров­ки пунк­тов и

подпунктов плана. Они могут быть пред­став­ле­ны в назывной, во­прос­ной или сме­шан­ной формах.

Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль выборов в политическом процессе». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Пояснение.

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие политические выборы, их роль в политическом процессе:

а) формирование представительных органов власти;

б) социальное представительство;

в) общественный контроль и т.д.

2) Избирательные права граждан:

а) активное избирательное право;

б) пассивное избирательное право.

3) Демократическая процедура выборов, признаки:

а) равные;

б) всеобщие;

в) тайные;

г) альтернативные и т.д.

4) Избирательные системы:

а) мажоритарная;

б) пропорциональная;

в) смешанная.

5) Представительные органы власти.

Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Наличие любых двух из 1-4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу

Какую тенденцию политического участия автор называет наиболее актуальной? Какое влияние, с точки зрения автора, оказывает эта тенденция на политическую сферу общественной жизни? Какое условие высокого уровня участия граждан демократического государства в политической жизни он называет?


(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. тенденция: отказ граждан от участия в политической жизни социума;

2. влияние: тенденция негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти;

3. условие: преобладание коллективистских настроений в обществе.

Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Опираясь на знание обществоведческого курса, объясните смысл понятия «политическое участие». Какие три точки зрения на причины кризиса политического участия приводит автор (изложите суть точек зрения)? В каких режимах и по какой причине явка на избирательные участки, как пишет автор, является почти сто-процентной?


В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.

(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. объяснение: Политическое участие – это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление;

2. три точки зрения: кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам; он вызван отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации; кризис вызван тем, что простые формы политического участия теряют свою действенность;

3. режим и причина высокой явки: высокая явка наблюдается в недемократических режимах по причине принудительных мер со стороны государства.

Может быть дана иная формулировка определения

Автор пишет, что уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней. Какие две группы граждан можно выделить по такому признаку, как отношение к политической системе? Приведите по два объективных и субъективных фактора, которые влияют на решение гражданина об участии в голосовании.


В государстве, построенном на демократических принципах, гражданам предоставляется возможность участвовать в политическом процессе. Однако сегодня всё более актуальной становится тенденция отказа граждан от участия в политической жизни социума, что негативно влияет на формирование структур гражданского общества, на эффективность выборных органов власти, в связи с чем возрастает интерес к проблеме абсентеизма.

Сознательное уклонение избирателей от участия в выборах – распространённое явление в мировой избирательной практике, для демократических государств абсолютное участие в выборах не характерно. Стопроцентная явка типична для недемократических режимов, где используются различные методы принуждения к участию в голосовании.

Увеличивающееся количество людей, которые по тем или иным мотивам отказываются участвовать в выборах органов власти, поднимает проблему легитимности выбранной власти. Поэтому некоторые государства применяют различные меры для обеспечения явки: от введения минимального порога явки до штрафов. Установление юридической обязанности принимать участие в голосовании используется в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия и др. Однако вряд ли это можно считать решением проблемы абсентеизма, так как причины отказа от осуществления своего избирательного права различны и зачастую носят политический характер.

Высокий уровень участия граждан в политике, в частности в выборах, скорее возможен при преобладании коллективистских настроений в обществе.

По мере роста индивидуалистических настроений появляются приоритетные для каждого человека сферы деятельности, связанные с его личными целями, политика же как сфера общественного и решение политических проблем уходят на второй план.

По мнению З. Баумана, кризис политического участия связан со снижением интереса к совместным общим делам, размыванием политических убеждений. Э. Гидденс объясняет растущее число абсентеистов отмиранием старых форм легитимации власти, которые становятся неэффективными по мере роста глобализации. Р. Инглхарт считает, что простые формы политического участия, такие, например, как голосование, выборы, теряют свою действенность, и на смену им должна прийти гораздо более сложная система, обеспечивающая политическое участие. Уровень абсентеизма в государстве характеризует состояние политической системы, отношение граждан к ней.

(К.И. Аринина )

Пояснение.

1. две группы: 1) группа граждан, чьё решение не ходить на голосование не является выражением их политической позиции и демонстрирует конформное поведение; 2) группа граждан, выражающих таким образом свой протест;

2. факторы:

– объективные: уровень выборов, активность информирования граждан о выборах и их значении;

– субъективные: уровень политической культуры избирателя, его личностные психологические качества.

Могут быть выделены другие группы и приведены другие факторы

Автор утверждает, что «Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих данную точку зрения.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1, 2 ст. 13 Конституции РФ).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ч. 1 ст. 14 Конституции РФ). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ч. 2 ст. 14 Конституции РФ).

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т.д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоев населения. Запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ)...

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита... Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9 Конституции РФ).

Государство гарантирует также единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

(В.Н. Суворов)

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы, например:

Верховенство права во всех сферах жизни общества возможно только при высокой правовой культуре населения, его желания участвовать в политической жизни, отстаивать свои права.

Общероссийские общественные организации участвуют в выборах членов Общественной палаты РФ, которая осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной власти, находя компромисс, защищая права и свободы гражданина;

Формируя инициативные группы, граждане могут требовать проведения местных референдумов, проводит пикетирование, собирать подписи обращаться в суд или прокуратуру по вопросам нарушения экологических прав;

Могут быть приведены любые другие примеры.

Предметная область: Политика. Гражданское общество и государство

Нередко высказывается мнение об особой значимости для развития общества ценностно-ориентированной общественно-политической вовлечённости людей. Используя обществоведческие знания, приведите три аргумента в поддержку этого мнения.


Для социально-политической психологии наибольший интерес представляют два типа личного и группового выбора. Во-первых, выбор человеком уровня и форм своей вовлеченности в общественно-политическую жизнь. Крайние точки таких уровней и форм, с одной стороны, активное участие в этой жизни, осмысление её как главной сферы деятельности человека, с другой - полное отчуждение от неё, принятие роли пассивного объекта социальных и политических процессов... Второй выбор определяет конкретную общественно-политическую позицию или ориентацию человека, основанную на одной из систем идейно-политических ценностей, существующих в обществе. Оба эти выбора взаимосвязаны. Уровень психологической и практической вовлечённости людей в жизнь общества влияет на определенность и последовательность их идейно-политического выбора: чем меньше человек интересуется политикой, тем более аморфны, бессистемны, неустойчивы его политические взгляды. В то же время отчуждение от господствующих в обществе конвенциональных систем ценностей и форм политической жизни может означать психологическую готовность к активной альтернативной, вне- или антисистемной общественной деятельности (именно такими были психологические предпосылки так называемых неформальных движений в ряде стран)...

Уровень вовлечённости людей в общественно-политическую жизнь обусловлен достаточно сложной системой факторов. Обычно он возрастает в периоды бурного обновления общественных отношений... В периоды стабилизации системы, а также в трудные времена кризисов обычно происходит спад массовой политической активности...

В странах с развитым гражданским обществом широкое распространение получает вовлеченность, которую можно назвать ценностно-ориентированной. Ибо она направляется прежде всего теми ценностями, которые вырабатываются различными социальными группами в процессе осознания ими своих интересов и предпочтений. Самодеятельная, независимая от институтов власти активность таких социальных субъектов отличительная особенность гражданского общества. И хотя она чаще всего развертывается вокруг конкретных проблем - общенациональных или локальных и групповых - и не претендует на участие в «большой политике», даже противопоставляет себя ей, она так или иначе влияет на деятельность партий и органов власти. Данная форма социальной активности эволюционирует относительно независимо от уровня активности политической и представляет собой один из важнейших механизмов саморегулирования общества, связей между гражданами и органами власти.

(Г. Дилигенский )

Пояснение.

Могут быть приведены следующие аргументы:

1) ценностно-ориентированная вовлеченность предполагает осознанную активность людей;

2) ценностно-ориентированная вовлеченность приводит к целенаправленному изменению общественной жизни;

3) ценностно-ориентированная вовлеченность позволяет организовать содержательный диалог различных социальных сил, достичь общественного согласия.

Могут быть приведены другие аргументы

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Целью всякой ___________(А) является власть - влияние на неё или участие в ней. Однако содержание власти не заключено в ней самой. Власть есть взаимодействие тех, кто её осуществляет, с тем, что в совокупности составляет ___________(Б), в которой она осуществляется. В результате их взаимодействия происходит обмен деятельностью, ___________(В), ценностями, информацией. Следовательно, власть может быть понята через связь с тем, что не является властью. При этом не только власть влияет на социальную среду, но и среда воздействует на власть. Взаимное влияние может иметь характер прямого взаимодействия власти и среды друг на друга на основе выполнения ___________(Г). Например, государство как носитель и субъект власти осуществляет управление делами общества, обеспечивает законность и правопорядок, а граждане признают ___________(Д) принимаемых властью решений и выполняют их. Следовательно, взаимодействие власти и общества определяет ___________(Е) социальной системы, сё стабильность и динамизм.»

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

A Б В Г Д Е

Пояснение.

А) - политическая деятельность.

Б) - социальная среда.

В) - ресурсы.

Г) - политические роли.

Д) - правомерность.

Е) - характер изменений.

Ответ: 529736.

Ответ: 529736

Предметная область: Политика. Понятие власти

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух являются характеристикой политического процесса. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Пояснение.

СМИ, государство - политические институты, а не процессы.

Ответ: 5, 7.

Ответ: 57|75

Предметная область: Политика. Политический процесс, избирательный процесс

Петр Дмитриевич Садовский

Модернизация - понятие многозначное. В целом − это обновление, изменение в соответствии с новыми требованиями и нормами как технических объектов и производственных процессов, так и социальной системы. Социальная модернизация – совокупность экономических, демографических, психологических и политических изменений, претерпеваемых обществом традиционного типа в процессе его трансформации в общество современного типа. Как видим и политическая сфера общества тоже затрагивается модернизацией.

Станислав Валентинович Пчелинцев 14.02.2016 22:12

Добрый день! ПО учебнику Баранова СМИ являются одними из субъетов политического процесса.

Валентин Иванович Кириченко

Прочитайте внимательно задание. Необходимо выбрать характеристики, а не субъекты политического процесса.

Cat M 08.01.2019 17:47

почему 3 и 6 подходят?

Иван Хеорхе

Являются политическими процессами, то есть совокупностью действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими своих интересов и целей. Когда в среде чиновников начинает расти коррупция, кумовство и прочие негативные явления, это отражает дисфункцию институтов исполнительной власти, то есть пусть и негативный для общества, но все же полт процесс.

Цель политики современного государства в области развития политических процессов и институтов –

1) упрочение представительной демократии, расширение участия народа в подготовке и принятии законов.

2) защита наиболее неимущих, незащищенных слоев населения, целевая поддержка молодежи, лиц престарелого возраста.

3) осуществление защиты отечественного производителя от конкуренции иностранных товаропроизводителей.

4) ослабление налогового бремени на мелкий и средний бизнес, льготное налогообложение небольших предприятий.

Пояснение.

Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

Какие сферы общественной жизни (социальные процессы, явления), по вашему мнению, должны быть в наибольшей степени защищены от политического воздействия? Укажите три сферы (процесса, явления) и в каждом случае кратко поясните своё мнение.


Ответ на вопрос о распространённости политики в обществе прямо зависит от её трактовки, а также от конкретных типов общественных и политических систем. Из широкого понимания политики как любой деятельности и поведения, связанных с властью, авторитетом, организацией и управлением, логически следует, что она проникает во все области общественной жизни: экономику, культуру, религию, науку, спорт и т.д. Как пишет известный американский политолог Роберт Даль, к политическим ассоциациям принадлежат не только такие организации, как государство и партии, но также профсоюзы, частные клубы, деловые предприятия, религиозные организации, группы граждан, дикие племена, кланы и даже отдельные семьи...

В то же время широкая трактовка политики таит в себе опасность затемнения её особенностей, растворения среди близких к политике по своей природе явлений - власти, социальной организации, управления, изучение которых - предмет специальных наук, соответственно: социологии власти, социологии организации, теории управления.

Более конкретно критерии и границы политики определяет М. Вебер. Он пишет: «Ассоциация может быть названа политической, если выполнение её распоряжений постоянно осуществляется на определённой территории под угрозой или с применением принуждения со стороны административного органа».

Таким образом, Вебер ограничивает критерии политического постоянством власти, её распространением на определённую территорию, наличием специальных органов принуждения. Нетрудно заметить, что политика связывается Вебером c общегосударственным (макро)уровнем её функционирования...

Почти любая общественная проблема может стать политической в том случае, если, по мнению политических лидеров, она затрагивает интересы всего общества и требует обязательных для всех граждан решений. Политика - это инструмент сознательного саморегулирования общества. Поэтому она может распространяться на самые различные общественные явления, как на те, которые требуют постоянного властного регулирования (например, охрана безопасности граждан‚ общественного порядка, развитие международных связей и т.д.), так и на те, которые временно приобретают политическую значимость (например, государственная помощь населению в случае стихийных бедствий).

Охватывая многие экономические, культурные, религиозные и другие явления, политика не подменяет их, а придаёт им особый аспект - делает их объектом воздействия публичной власти...

Многоаспектность различных общественных объединений объясняется в конечном счёте многообразием качеств и социальных ролей человека.

(В. П. Пугачёв, А. И. Соловьёв )

Пояснение.

В правильном ответе должны быть указаны сферы (процессы, явления) и даны краткие пояснения, например:

1) религиозная сфера (вопросы религиозной веры - сфера свободного самоопределения человека, политическое принуждение не может привести человека к искренней вере или атеизму);

2) процессы, связанные с культурным творчеством (в культурном творчестве ценны свобода и разнообразие художественных идей, приёмов, а не пропаганда определённых политических идей);

3) экономические процессы (рынок должен оставаться преимущественно саморегулирующейся системой, следование политической конъюнктуре может привести к экономическому кризису, дезорганизации экономических связей).

Могут быть указаны другие сферы (процессы, явления), даны иные пояснения

Какие три субъ­ек­та исторического про­цес­са названы в тексте? Чем субъект, по мне­нию автора, от­ли­ча­ет­ся от участника?


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Исторический про­цесс сам по себе весь­ма сложен и пред­став­ля­ет собой вза­и­мо­дей­ствие многих объ­ек­тив­ных и субъ­ек­тив­ных факторов. К объ­ек­тив­ным факторам от­но­сят­ся природные усло­вия жизни общества, объ­ек­тив­ные потребности людей в обес­пе­че­нии необходимых усло­вий их жизни, а также со­сто­я­ние материального производства, су­ще­ству­ю­щая социальная струк­ту­ра общества, его го­су­дар­ствен­ный строй и т.д., ко­то­рые каждое новое по­ко­ле­ние застаёт уже сло­жив­ши­ми­ся и ко­то­рые в той или иной мере обу­слов­ли­ва­ют жизнедеятельность людей. Субъ­ек­тив­ные же фак­то­ры исторического про­цес­са - это раз­но­го рода спо­соб­но­сти людей сво­и­ми действиями вно­сить изменения в те или иные сто­ро­ны общественной жизни.

В ис­то­ри­че­ский процесс прямо или кос­вен­но включены все люди, по­сколь­ку они вклю­че­ны в про­цесс общественного производства, а также в по­ли­ти­че­скую и ду­хов­ную жизнь общества. В этом от­но­ше­нии все они яв­ля­ют­ся участниками ис­то­ри­че­ско­го процесса. Но его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют сознательно: осо­зна­ют своё место в обществе, со­ци­аль­ное значение своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность исторического процесса. Со­зна­тель­но участвуя, скажем, в со­вер­шен­ство­ва­нии экономических и со­ци­аль­ных отношений, по­ли­ти­че­ской системы общества, в раз­ви­тии его ду­хов­ной жизни, тот или иной че­ло­век или со­ци­аль­ная группа вы­сту­па­ет как субъ­ект исторического процесса.

В по­след­нее время в науке и по­ли­ти­ке всё чаще го­во­рят о че­ло­ве­че­стве как са­мо­сто­я­тель­ном субъекте ис­то­ри­че­ско­го процесса. Для этого име­ют­ся веские основания. В со­вре­мен­ных условиях че­ло­ве­че­ство всё более вы­сту­па­ет как еди­ное целое в силу рас­ши­ре­ния и упро­че­ния экономических, по­ли­ти­че­ских и куль­тур­ных связей на­ро­дов всех стран, уси­ле­ния их взаимозависимости. Имен­но в рам­ках человечества как еди­но­го целого долж­ны ныне ре­шать­ся проблемы обес­пе­че­ния всеобщего мира, со­хра­не­ния и раз­ви­тия природной среды, а также со­зда­ния условий для раз­ви­тия сотрудничества и вза­и­мо­по­мо­щи всех на­ро­дов и го­су­дарств нашей планеты.

И че­ло­ве­че­ство в той или иной сте­пе­ни решает эти проблемы, пре­жде всего, путём на­ла­жи­ва­ния всестороннего со­труд­ни­че­ства между на­ро­да­ми и государствами. На это на­прав­ле­на деятельность мно­гих международных организаций. Чрез­вы­чай­но важно, чтобы при на­ли­чии многих про­ти­во­ре­чий и кон­флик­тов между от­дель­ны­ми социальными группами, нациями, на­ро­да­ми и го­су­дар­ства­ми человечество как са­мо­сто­я­тель­ная целостность про­дол­жа­ло существовать и спо­соб­ство­ва­ло бы мир­но­му разрешению ука­зан­ных противоречий и кон­флик­тов - локальных, ре­ги­о­наль­ных и международных.

(В. Лавриненко )

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть указаны:

Субъекты ис­то­ри­че­ско­го процесса:

1) человек;

2) со­ци­аль­ная группа;

3) че­ло­ве­че­ство в целом.

Долж­но быть ука­за­но отличие:

Его субъ­ек­та­ми они ста­но­вят­ся лишь в той мере, в какой дей­ству­ют сознательно: осо­зна­ют своё место в обществе, со­ци­аль­ное значение своей де­я­тель­но­сти и на­прав­лен­ность исторического процесса.

В политическом процессе превалируют сознатель­ные, спланированные действия групповых субъек­тов. Его содержание, более того, даже сердцевину составляет совокупность (не всегда система) принимаемых решений.

Обобщенным типом политическо­го решения является выработка политического кур­са, обычно называемого стратегией. Анализ полити­ческих решений - неотъемлемый аспект теории по­литического процесса и вместе с тем - метод изуче­ния политических систем и режимов. По типу реше­ний, способу их разработки, уровню участия массо­вых субъектов можно судить о существенных при­знаках системы.

Политическое решение - это выбор и обоснова­ние определенного проекта политических действий, направленных на реализацию общего интереса соци­альных групп или общества целом (государства). Принятие политического решения также есть про­цесс, но частный, входящий в более общий, в опре­деленную стадию глобального процесса. Его состав­ляет система действий политического субъекта, вклю­чающая несколько этапов: а) выявление и определе­ние проблемы (задачи); б) анализ условий и возмож­ностей ее разрешения; в) формирование целей и вы­деление из них приоритетных; г) выбор возможных альтернативных вариантов действий по их реализа­ции в соответствии с принципами, ценностями и нор­мами, принятыми данным субъектом; д) анализ аль­тернатив, с точки зрения возможных трудностей практического осуществления и ожидаемых послед­ствий; е) выбор оптимального варианта действий и соответствующих средств. В логике политического решения особую важную роль играет момент опреде­ления приоритетной в данной ситуации цели и тех политических сил, которые смогут ее осуществить. Гарантом выработки адекватного политического ре­шения служит методология конкретного анализа кон­кретной ситуации, в том числе: реальных тенденций и противоречий политического процесса, расстанов­ки сил на данном его этапе, отношение масс, элит и лидеров к действиям различных сил и т. п.

Политические решения группируют по многим критериям. В частности: по отношению к тем или иным стадиям глобального политического процесса - решения, связанные с функционированием системы, ее реформированием, развитием; по уровню иерар­хических структур власти, субъектов, принимающих решения - решения федеральных, республиканских или местных органов власти; по характеру полити­ческих субъектов - государственные, партийные и прочие решения; по объекту, на который направле­но политическое действие - политические или соци­альные группы, институты, нормы ит. п.; по харак­теру целей и задач, осуществлению которых подчи­нены решения - стратегические, оперативно-такти­ческие, общие, частные решения.

Отмеченным и другим видам политических реше­ний присущи некоторые общие черты, отличающие их от управленческих решений из иных областей социальной жизни.

Одна из особенностей политического решения свя­зана с необходимостью выбора многих целей и за­дач, определения приоритетных из них и установле­ния соответствующих (нередко разнородных) крите­риев успешности осуществления. Любой програм­мный проект деятельности, скажем, политической партии, как политическое решение всегда многоце­левой, с определением последовательности (в зави­симости от значимости) реализации целей и соотне­сением намечаемых действий с ожидаемыми резуль­татами и их последствиями.

Другая существенная черта политического реше­ния состоит в том, что непосредственным субъектом принятия решения выступает лидер или организа­ция, представляющие большие социальные группы или даже в целом государство. Решение действенно, если ему обеспечена поддержка тех, от имени кого оно принимается.

Специфика политического решения связана с мо­билизацией и концентрацией ресурсов общества, их перераспределением между различными субъектами власти. Наконец, при выработке политического ре­шения громадное значение имеет временной фактор. Как поспешность, так и промедление с принятием решения обрекает субъекта на провал. «Промедле­ние смерти подобно». «Поспешишь - людей насме­шишь» - эти афоризмы из политической и народ­ной мудрости отражают истину, добытую историчес­ким опытом. Свежи в памяти происходившие в стра­не во второй половине 80-х гг. события. Углубление кризисной ситуации в государстве стимулировала нерешительность бывшего политического руководства в принятии важнейших решений, которых требова­ло время, интересы сохранения единства и целос­тности государства. Одним из таких решений долж­но было быть подписание Союзного договора, сорван­ного затягиванием его многочисленными согласова­ниями.

Анализ процесса выработки и принятия полити­ческих решений очень тесно связан с такой пробле­мой, как артикуляция интересов больших социаль­ных групп, социально-значимых слоев населения и непосредственных субъектов политических действий. Этому вопросу уделено внимание, в частности, поль­скими политологами.

Артикуляция интересов осуществляется предста­вительными органами власти, политическими пар­тиями, общественными организациями, управленчес­кими государственными структурами - информаци­онными, по связи с общественностью и другими. Критерий демократичности системы и проводимой ею политики характеризуется тем, насколько разно­образны эти каналы и как широки возможности ис­пользования их различными группами общества, любым гражданином для выражения своих интере­сов и доведения их до правящих структур.

Свобод­ный доступ к каналам артикуляции интересов - принцип демократического режима. Он реализуется не только в свободе слова, в возможности граждан вступать в желаемые общественно-политические объ­единения, но в праве их на практическое участие в деятельности органов, вырабатываемых решения, затрагивающие интересы общественности.

Социальные интересы далеко не всегда находят свое выражение в политических решениях. Такое положение возникает в следующих ситуациях:

а) в условиях политического отчуждения, когда субъект не располагает доступом к каналам артику­ляции интересов или не желает использовать доступ­ные каналы: не доверяет им, игнорирует их, не име­ет соответствующего опыта, ощущает свое бессилие представить интересы в политическом процессе;

б) в ситуации подавления преобразования интере­сов в политические требования: блокирования одних интересов общественной группы путем приписыва­ния ей других, объявляемых общими, государствен­ными, использования мнимых способов удовлетво­рения интересов;

в) элиминирование интересов, могущих вызвать дисфункциональное состояние системы, или тех, удовлетворить которые невозможно в ее рамках.

Артикуляция интересов - многогранный процесс. Он охватывает выявление и осознание интересов, обобщение их (в политике всегда выражаются инте­ресы в обобщенной форме), преобразование в поли­тические требования. Разработка, принятие и испол­нение политических решений включает в себя весь процесс артикуляции интересов в их противоречи­вой взаимосвязи.

При разработке и реализации политики немало подводных камней, препятствующих артикуляции интересов и их гармонизации. В частности, в виде застарелых догм и вновь формирующихся, так ска­зать, «демократических» стереотипов. К числу пер­вых следует отнести понимание общественных инте­ресов только как государственных и единственно значимых, а иных интересов - лишь как проявле­ния общих, второстепенных, малозначащих для че­ловека труда. Отсюда пренебрежительное отноше­ние к индивидуальным, групповым и другим специ­фическим интересам или даже блокирование их во имя «общего блага», государственного интереса. При­чем под видом общего блага в багаже авторитарного политического руководства нередко фигурируют ин­тересы ведомств и бюрократического аппарата.

Как антипод отмеченному стереотипу в последние годы в стране сформировался групповой и националь­но-территориальный эгоизм, выросший на базе про­тивопоставления коллективно-групповых, региональ­ных интересов общественным, в т. ч. общегосудар­ственным. Он находит наиболее явное выражение в сепаратистских тенденциях.

Исторический опыт политического развития гово­рит о приоритетности демократических методов при­нятия политических решений. Этому учит и опыт развития нашей страны. Тем не менее нынешний процесс демократизации свидетельствует о его слож­ности и противоречивости.

Демократию нельзя идеализировать. Все правила принятия решений относительны (Я. Шапиро). Воля большинства еще не исключает диктатуру. Парадокс свободы - понятие, известное со времен Платона. Человек свободен, и он может бросить вызов зако­нам, а в конце концов и - самой свободе, ратуя за господство тирана.

По мнению видного французского социалиста Ро-кара, демократия имеет тот недостаток, что сводит­ся к конкуренции политиков, их личных качеств, которые не всегда означают способность эффективно управлять.

Сказанное позволяет согласиться с встречающей­ся в литературе постановкой вопроса о «ловушках» демократического принятия решений. Отметим не­которые из них.

Демократическая дискуссия в случае отсутствия соответствующей информированности ее участников не обеспечивает рационального поиска путей реше­ния политических задач. Выбор может оказаться обоснованным лишь внешне. Негативная практика принятия большинством голосов многих ошибочных, даже пагубных, для страны решений широко из­вестна.

Растерянность перед нахлынувшими проблемами также парализует рациональный выбор целей и средств политического решения. В процессе демок­ратического обсуждения в такой ситуации домини­руют эмоциональные мотивы выбора вариантов по­литического действия.

На волне демократии возможен разрыв свободы суждений, поступков и ответственности за последст­вия; делегирование ответственности («сверху - вниз» и «снизу - вверх»), понятное как стремление избе­жать ответственности или как обывательское дове­рие, скажем, авторитетам либо мудрости народа («ка­кой хотите суверенитет», «сами выбирайте любой образ управления» и т. д.).

Демократизм соседствует с популизмом, с ориен­тацией на внешнюю привлекательность программ, видимую легкость решений проблем, быстрое и без­болезненное достижение успеха и т. п. Возможно игнорирование авторитета знания, опыта (стереотип: мнение каждого значимо). Вполне реально преуве­личение отрицания, опасность разрушительства, ув­лечение крайностями.

За любым политическим решением стоит какая-то важная социальная проблема, а за проблемой - социально-политическое противоречие или даже кон­фликт. Содержание политического процесса насыще­но тем и другим.

Противоречия и конфликты в обществе были и остаются источником и движущей силой любых по­литических процессов, в какой бы форме они ни выступали.

План:
1.Политический процесс:
а) понятие «политического процесса»;
б) этапы политического процесса.
2. Типологизация политического процесса:
а) в зависимости от сферы действия;
б) в зависимости от временных характеристик;
в) по степени открытости;
г) в зависимости от характера общественных перемен.
3. Особенности политического процесса в современной России.

Основные положения темы

Политический процесс – 1) это цепь политических событий и состояний, которые изменяются в результате взаимодействия конкретных субъектов политики; 2) совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей; 3) совокупная деятельность всех субъектов политических отношений, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы.
Структура политического процесса: 1) субъекты процесса, действующее начало; 2) объект, цель процесса (решение политической проблемы); 3) средства, методы, ресурсы.

Политический процессможно разбить на четыре стадии:
1) инициирование политики (представление интересов, требований властным структурам);
Инициирование (от лат. injicio – вбрасываю, вызываю, возбуждаю) – стимулирование начала чего-либо.
Артикуляция (от лат. articulo – расчленяю) интересов и требований – механизмы и способы, посредством которых граждане и их организованные группы выражают свои требования к правительству.
Агрегация интересов – это деятельность, в ходе которой политические требования индивидов соединяются и находят отражение в партийных программах тех политических сил, которые ведут непосредственную борьбу за власть в стране.
2) формирование политики (принятие политических решений);
3) реализация политики, политических решений;
4) оценка политики.
Классификация политических процессов:
1) по сфере действия: внешнеполитические и внутриполитические;
2) по длительности: долговременные (формирование государств, переход от одной политической системы к другой) и кратковременные;
3) по степени открытости: открытый и скрытый (теневой);
4) по характеру общественных перемен: избирательный процесс, революция и контрреволюция, реформа, восстания и мятежи, политическая кампания, прямые действия.

Тема 4: «Политическое участие».

План:
1. Понятие «политического участия».
2. Формы политического участия:
а) непосредственное участие;
б) опосредованное участие;
в) автономное участие;
г) мобилизационное участие.
3. Мотивы участия избирателя в выборах:
а) интерес к политике;
б) политическая компетентность;
в) удовлетворение потребностей.
4. Политический абсентеизм.

Основные положения темы

Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в институты власти.

Этим понятием характеризуется вовлеченность членов данного общества в политический процесс.Сущностная основа политического участия состоит во включении индивида в систему властных отношений: непо­средственно или опосредованно.

Опосредованное (представительное) политическое участие осуществляется через избранных представителей. Непосредственное (прямое)политическое участие – это воздействие гражданина на власть без посредников. Оно имеет следующие формы: реакция граждан на импульсы, исходящие от политической системы; участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений; прямые действия граждан (участие в митингах, пикетированиях и т. д.); обращения и письма к власти, встречи с политическими деятелями; участие в действиях, связанных с выборами представителей, с передачей им полномочий для принятия ре­шений; деятельность политических лидеров.Обозначенные формы непосредственного политического участия могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

Особенности политического участия индивида:

1) самоопределениеиндивида в социально-политическом пространстве относительно многообразных политических структур;
2) самооценкасобственных качеств, свойств, возможнос­тей как деятельного субъекта политики.

Объем возможного участия определяется политическими правами и свободами.
Виды политического участия:

1) случайное (разовое) участие – личность лишь периодически принимает или совершает действия, которые имеют политические цели или обладают политическим смыслом;

2) участие «по совместительству» – человек участву­ет в политической жизни более активно, однако политическая деятельность не является для него основным родом деятельности;

3) профессиональное участие – человек делает полити­ческую деятельность своей профессией.
Политическое развитие личности выступает одним из факторов, влияющих на интенсивность, содержание и ста­бильность политического участия.

Формы политического участия:
1) обращение индивида во властные структуры с целью удовлетворения личных или групповых потребностей;
2) лоббистская деятельность по установлению контактов с политической элитой для оказания влияния на ее решения в пользу группы лиц;
3) направление различных проектов и предложений по принятию нормативных актов и законов в органы власти;
4) политическая активность в качестве члена партии, движения, ориентирующихся на завоевание власти или воз­действие на нее;
5) выборы, референдумы (лат. referendum - то, что дол­жно быть сообщено) – волеизъявления всех граждан государства по важному для него вопросу.

Противоположной формой является демонстративное не­участие, политическая апатия и отсутствие интереса к политике – абсентеизм.Абсентеизм (лат. absens – отсутствующий) - форма аполитичности, проявляющаяся в уклонении избирателей от участия в референдумах и выборах в органы власти.

Тема 5: «Политическое лидерство»

План:
1. Сущность политического лидерства.
2. Функции политического лидера:
а) интегративная;
б) ориентированная;
в) инструментальная;
г) мобилизационная;
д) коммуникативная;
3. Типы лидерства:
а) в зависимости от масштабов лидерства;
б) в зависимости от стиля лидерства;
в) типология М. Вебера.

Основные положения темы

Политическое лидерство представляет собой постоянное, приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество или группу. Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации.

Функции политического лидера:
1) анализирует политическую обстановку, верно оценивает состояние общества;
2) формулирует цели, разрабатывает программу действий;
3) укрепляет связь власти и народа, обеспечивает власти массовую поддержку;
4) охраняет общество от раскола, выполняет функцию арбитра в столкновении различных групп;
5) ведёт политическую дискуссию с оппонентами, осуществляет связи с партиями, организациями, движениями.

Существуют разнообразные классификации лидеров.

Типы лидерства.
По масштабу лидерства: 1) общенациональный лидер; 2) лидер большой социальной группы; 3) лидер политической партии.

По стилю лидерства:
1) демократический; 2) авторитарный.

Широко распространенной является типология лидерства, предложенная М.Вебером. В зависимости от способа легитимации власти он выделил три основных типа лидерства: традиционное, харизматическое и рационально-легальное. Авторитет традиционных лидеров основывается на вере в традиции, обычаи. Право на господство лидер получает по наследству. Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные, выдающиеся качества вождя.Рационально-легальное лидерство характеризуется верой в правомерность порядка избрания лидера с посредством разработанных процедур и формальных правил. Власть рационально-легального лидера основывается на праве.

Рассмотрим некоторые из наиболее трудных для выпуск­ников заданий содержательной линии «Политика».

Задания для систематизации материала

Как было уже сказано выше, выпускники испытали трудности при выполнении заданий повышенного уровня – анализ двух суждений. Согласно спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по обществознанию это задание А17.

Примеры заданий А17

1. Верны ли следующие суждения о демократическом государстве?
А. В демократическом государствеобеспечен высокий уровень жизни всем гражданам.
Б. В демократическом государствегарантирована защита прав всех граждан.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

При выполнении задания нужно вспомнить, какое государство называется демократическим. Демократическое государство – это такое государство,устройство и деятельность которого соответствуют воле народа,общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.Недостаточно только провозгласитьгосударство демократическим (этоделают и тоталитарные государства), главное- обеспечить его устройство идеятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиямидемократизма. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны.Однако далеко не все государства могут уже сегодня реально защитить права и свободы человека. Одна из основных причин – состояние экономики страны. Ведь социальная функция может осуществляться в полном объеме лишь при высоком уровне экономического развития. Это наиболее сложная задача, поскольку решение социальных вопросов требует роста производства, «накопления народного богатства». Это значит, что высокий уровень жизни всех граждан в демократическом государстве не всегда обеспечен в силу экономических проблем прежде всего.
Ответ: 2

2. Верны ли следующие суждения об избирательных системах?
А. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо партийным спискам.
Б. Для мажоритарной избирательной системы характерно выдвижение кандидатовпо одномандатным округам.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 2 (теорию см. выше)

3. Верны ли следующие суждения?
А. Понятие «политическая система» шире понятия «политический режим
Б. В рамках одного и того же политического режима могут существовать различные политические системы
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Вспомним, что означают понятия «политический режим» и « политическая система».Политическую систему определяют как совокупность государственных и негосударственных политических институтов, выражающих политические интересы различных социальных групп и обеспечивающих их участие в принятии политических решений государством. Составной частью политической системы, обеспечивающей ее функционирование, являются правовые, политические нормы и политические традиции. Политический режим – совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране.Одним из структурных компонентов институциональной подсистемы политической системы является государство. А политический режим – один из элементов формы государства. Следовательно, мы видим, что первое утверждение верно. Разберёмся со вторым утверждением. Выделяют демократические и тоталитарные политические системы. Политический режим может быть охарактеризован как демократический, авторитарный или тоталитарный.Одна и та же политическая система может функционировать в различных режимах в зависимости от того, каковы намерения правящей элиты и ее лидера. Нов рамках одного и того же политического режима не могут существовать различные политические системы. Второе утверждение неверно.
Ответ: 1

Невысокие результаты были продемонстрированы и при выполнении задания на применение терминов и понятий в определенном контексте (В6).

Примеры заданий В6

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(А). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(Б), а основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных парламентских ________(В), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время ___________(Г). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(Д) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(Е), отражающих интересы различных социальных групп».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово(словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняякаждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чемвам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) единство
2) фракция
3) выборы
4) движение
5) лидер
6) социум
7) партия
8) группа
9) членство

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова.Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, осуществляемая от своего имени, на свой риск, под свою имущественную ответственность деятельность граждан, физических и юридических лиц, направленная на систематическое получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Функции предпринимательства:

1) ресурсная (соединение естественных, инвестиционных, трудовых ресурсов в единое целое);
2) организационная (использование предпринимателями своих способностей для получения высокого дохода);
3) творческая (использование новаторства в деятельности).

Виды предпринимательства (в зависимости от содержания деятельности):

1) производственное (производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей);
2) коммерческое (операции и сделки по перепродаже товаров, услуг; не связано с производством продукции);
3) финансовое (разновидность коммерческого; объектом купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги);
4) посредническое (соединение заинтересованных во взаимной сделке сторон);
5) страховое (форма финансового предпринимательства; предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении страхового случая).

Принципы правового регулирования предпринимательства:

1) принцип свободной экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ);
2) принцип поддержки добросовестной конкуренции и недопустимости деятельности, на монополизацию рынка;
3) принцип многообразия форм собственности, их юридического равенства и равенства их защиты (ст. 8 Конституции РФ).

Организационно-правовая форма предпринимательской деятельности – совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами. Организационно-правовые формы предпринимательства:

1) индивидуальный предприниматель, зарегистрированный без образования юридического лица;
2) товарищества: полное товарищество, товарищество на вере;
3) хозяйственные общества: общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества;
4) производственные кооперативы;
5) государственные или муниципальные унитарные предприятия.

А теперь рассмотрим технологию выполнения заданий, вызвавших наибольшие затруднения у выпускников прошлого года.

Задание В6 – задание повышенного уровня на осуществлениевыбора необходимых позицийиз предложенного списка.

Примеры

1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Под основами конституционного строя понимаются главные принципы государства, обеспечивающие его подчинение..................(А). Государство само определяет степень важности тех или иных...............(Б) конституционного строя, поэтому их набор в различных государствах не одинаков. Однако наиболее важные присущи каждому государству, имеющему конституционный строй. Это: участие народа или народных представителей в..............(В);приоритет прав и свобод человека; разделение властей. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность..................(Г). Россия это..............(Д) государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие..............(Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) человек
2) право
3) законодательство
4) правовое
5) общество
6) выборы
7) гарантия
8) государство
9) социальное

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

А Б В Г Д Е

Задание С5 – задание повышенного уровня на перечисление признаков, явленийили на использование понятия взаданном контексте.Встречаются две модели этого задания:первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.), вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные.

Алгоритм выполнения. 1. Сформулируйте понятие, используя свои знания (в разных источниках и учебниках смысл понятия может быть раскрыт по-разному). 2. Составьте два, содержащие информацию об этом социальном объекте. 3. Смысл понятия должен быть раскрыт явно в четких и корректных формулировках. 4. Предложения должны быть составлены с использованием обществоведческих знаний.

Примеры

1. Назовите любые три источника права, существующие в РФ.
Ответ: нормативно-правовой акт, нормативно-правовой договор, правовой прецедент

2. Назовите два основных признака субъекта права.
Ответ: правоспособность, дееспособность

3. Назовите три имущественных права супругов.
Ответ: право на имущество, нажитое в браке; право на личное владение имуществом, которое было приобретено до брака; право на личное владение имуществом, полученным в дар или по наследству, как до брака, так и во время его

4. Назовите любые три фактора, оказывающие влияние на выбор избирателя во время голосования.
Ответ: уровень дохода и образование избирателя; влияние социальной среды и окружения; позиция средств массовой информации, которые ему доступны; национальные, религиозные, культурные факторы

5. Назовите любые три причины низкой явки избирателей на выборах в ряде ведущих стран мира и в России.
Ответ: низкая активность может быть связана с политической стабильностью, отсутствием интриги; избиратели утратили веру в демократические институты, не доверяют властям; люди заняты частной жизнью и бизнесом, нет интереса к политике

6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «норма права»?Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения,содержащие информацию о норме права.
Ответ: норма права – это общеобязательное формально – определённое правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закреплённое и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных прав и обязанностей их участников.
Предложения: Правовая норма представляет собой меру свободы волеизъявления и поведения человека. Норма права является в конкретной форме.

Задание С6 – задание, предполагающее раскрытие теоретических положений на примерах.Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна для выполнения.Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

Примеры

1. Раскройте на трех примерах деятельность прокуратуры по защите прав граждан.
Ответ: Осуществляет надзор за исполнением законов органами государственной власти. Следит за соблюдением законности при расследовании преступлений следственными органами. Имеет право отменять незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание. Имеет право привлекать к ответственности должностных лиц, нарушивших права граждан. Имеет право возбуждать уголовные дела на должностных лиц по жалобам граждан.

2. Раскройте на трех примерах деятельность адвокатуры по защите прав граждан.
Ответ: В ходе уголовного судебного процесса адвокат защищает права граждан, обвиняемых в совершении преступления. Адвокат представляет интересы клиента в суде. Адвокат участвует в качестве представителя сторон в Конституционном суде. Адвокаты дают консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам. Адвокаты составляют документы правового порядка.

3. Назовите любые три правоотношения, регулируемых гражданским правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Отношения: купли-продажи (покупка машины), аренды (аренда квартиры), наследование (наследование авторских прав).

4. Назовите любые три правоотношения, регулируемых административным правом, и проиллюстрируйте каждое из них примером из повседневной жизни.
Ответ: Переход улицы на красный сигнал светофора. Плавание в запрещенном для купания месте. Выгул собаки без намордника.

Задание С7– задание-задача, содержащую условие в виде ситуации или высказывания и вопросы (предписания) к нему. Это задание высокого уровня сложности.требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.

Примеры

1. Ваш знакомый баллотируется по одномандатному округу в депутаты Государственной Думы. За него проголосовало 48% избирателей данного избирательного округа, а его конкуренты получили соответственно 31% и 21%. Можете ли вы поздравить его с избранием? Приведите два аргумента.

Ответ: Его можно поздравить с избранием, так как сказано, что он победил в одномандатном округе, выборы осуществлялись по мажоритарной системе.

2. На выборах депутатов в представительный орган власти в одном из избирательных округов велась борьба между тремя кандидатами. Один из них набрал 42% голосов избирателей и стал победителем. По какой избирательной системе осуществлялись выборы? Приведите два аргумента.

Ответ: Выборы осуществлялись по мажоритарной системе. Аргументы: выборы по избирательным округам относятся к мажоритарной избирательной системе, при мажоритарной системе победу может одержать кандидат, завоевавший большинство голосов избирателей.

4. Совершеннолетний гражданин пришел на избирательный участок в день голосования, но член избирательной комиссии не обнаружил его фамилию в списках избирателей. Как гражданину следует поступить в этом случае: уйти, не проголосовав, или потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих? Приведите два объяснения своего ответа.

Ответ: Гражданину следует потребовать внести свою фамилию в дополнительный список голосующих, так как участие в выборах – право гражданина; участие в выборах – проявление гражданской ответственности.

План текста

Основы умения составлять план закладываются на ранних ступенях обучения на уроках русского языка, литературы, истории. Тем не менее, многие учащиеся, как показывают экзамены, слабо владеют этим умением. Иными словами, переноса умения, сформированного при изучении другого предмета, не происходит. Помочь такому переносу может актуализация знаний о типах планов. Особо следует остановиться на особенностях сложного плана, на содержательно-логических связях соподчинения его пунктов и подпунктов.

Необходимыми условиям составления плана по теме являются:

1) правильное обозначение ее границ (включенность в более общий вопрос и обособленность в нём),

2) достаточно полное представление об ее различных сторонах и аспектах.

Рассмотрим эти условия на конкретной теме «Трудовые правоотношения» .

Их поможет прояснить серия вопросов, например:

1) в какую более общую тему может входить данная тема (например: «Правовое регулирование трудовых отношений»);

2) какое место данная тема занимает в более широком вопросе (в чем состоят особенности правового регулирования трудовых отношений между работодателем и работником);

3) какой круг вопросов охватывает тема (понятие трудовых отношений, правовой статус работника и работодателя, социальное партнёрство в сфере труда, трудоустройство и занятость).

Следующим шагом является отбор позиций, соответствующих единому основанию, и выстраивание формулировок в их логическом соподчинении. В результате сложный план данной темы может прибрести следующий вид:

Понятие правовых отношений.

2. Познание как деятельность:
а) права и обязанности работников;
б) права и обязанности работодателей.

3. Трудовой договор:
а) содержание трудового договора;
б) порядок заключения;
в) порядок расторжения трудового договора.

Политическое решение правомерно рассматривать как центральный элемент управления, состоящий в определении цели и механизмов (средств) ее реализации. Это своего рода, принимаемое субъектом политического действия постановление, направленное на осуществление политических мероприятий с целью достижения определенного результата.

Политическое решение - это процесс, начинающийся с появления политической проблемы и заканчивающийся с ее разрешением, снятием. Разумеется, в случае принятия действенных мер.

Политическое решение - это и способ реализации интересов каких-либо участников политических событий. Политическая жизнь общества не сводится к взаимоотношениям только властителей и подчиненных. Она есть взаимодействие интересов различных участников политических событий, преследующих свои цели. Их реализация возможна посредством проведения ряда политических мер, действий и, в частности, через политические решения.

Политическое решение представляет также средство разрешения конфликтных политических ситуаций. Конфликт в политической жизни общества - явление неизбежное. Разрешается конфликт посредством не одного, а как правило, целой серии политических решений, каждое из которых должно стать шагом политической мудрости, внимательности, осторожности, согласия, ибо речь идет о состыковке интересов противоположных, а зачастую - антагонистических.

Политические решение - это и осознанный выбор субъектом деятельности варианта действий из многих возможных. Данная сторона политического решения напрямую связана с такими условиями его принятия как свобода и ответственность: чем выше статус субъекта, принимающего решение в пирамиде участников политических событий, тем выше степень его свободы в выборе вариантов действий, но вместе с тем - выше уровень его социальной ответственности за избранный им вариант.

Из сказанного можно сделать вывод, что политическое решение есть в то же время согласование целей и средств их достижения одного субъекта политической деятельности, с целями и средствами, установленными другим субъектом.

Политическое решение содержит ряд требований:

  • * Целесообразность принятия решения. Зачем принимается решение? с какой целью? для чего? - вопросы далеко не риторические. Желает ли политик проявить, показать себя в политическом процессе, или он проталкивает решение в интересах очень узкой группировки лиц, или решается проблема широкой общественной значимости - все это должно быть выяснено еще до начала работы над политическим решением.
  • * Своевременность разработки решения. Всякое политическое действие, тем более политическое решение, должно происходить вовремя; ни раньше, ни позже. Классическим примером соблюдения этого требования можно считать знаменитое ленинское высказывание: “вчера было рано, завтра будет поздно, власть следует брать сегодня”.
  • * Системность в учете факторов, значимых для принятия решения. Всесторонность и полнота анализа и оценки всех данных о ситуации, которую следует изменить политическим решением, всесторонность и полнота анализа и оценки всех последствий принимаемого политического решения - вот современный стиль деятельности серьезного политика.
  • * Соответствие принимаемого решения действующим в обществе правовым нормам, законам. Политические решения - в особенности радикального характера - принимаются и реализуются на фоне уже сложившихся общественных отношений, закрепленных системой принятых в обществе нормативных актов. Очень важно, чтобы вновь принятые решения не выходили за рамки этой системы.
  • * Подчиненность процесса принятия и реализации решения действию общих принципов человеческой деятельности - таких как научность, реальность, конкретность, конструктивность, альтернативность, оптимальность, возможность контроля.

В обществе с достаточно высоким уровнем политической культуры принимаемые решения в основном соответствуют вышеизложенным основным требованиям и поэтому их реализация не нарушает целостности и стабильности политической системы общества в целом. Там же, где данные требования не учитываются, или учитываются не в полной мере - принимаемые политические решения нередко приводят к серьезным политическим и экономическим кризисам.

Этапы принятия решения:

  • * знание ситуации и особенностей субъектов принятия решения;
  • * выработку процедуры принятия;
  • * понимание процесса принятия решения как совокупности конкретных приемов, методов, процедур, “техники”, предполагающей организационный контекст;
  • * восприятие решения;
  • * предвидение возможных последствий принимаемого решения.

В российской политологии сложился свой взгляд на этапность процесса принятия политического решения, где выделяются следующие его фазы:

  • 1. Накопление исходных данных о проблемной ситуации в обществе.
  • 2. Анализ исходных и всех дополнительных данных.
  • 3. Принятие решения.
  • 4. Реализация политического решения.

Каждая из этих фаз процесса принятия решения достаточно сложна по содержанию, требует длительного времени для качественной проработки ее элементов в определенной последовательности. Серьезных усилий требуют первые фазы, связанные с информацией. Полезность, полнота, достоверность, новизна, ценность - качества, которым должна отвечать информация, чтобы выполнить назначение источника принятия решений.

Алгоритм принятия политического решения. Среди других элементов процесса принятия политического решения третья фаза - фаза принятия является не только самой ответственной, но и самой субъективно насыщенной. Именно здесь собранные и объективно проанализированные данные превращаются в основу волевых действий субъекта политики.

  • 1. Уточнение объекта политического решения. Здесь дается ответ - кто из участников политических событий желает изменений, кому из них необходимо принимаемое решение. При этом учитываются союзники такого участника и те, кто косвенно заинтересован в принятии решения, а также те, чьи интересы будут ущемлены. Таким образом, субъект политики получает полную ясность - кто из участников политических событий будет поддерживать принимаемое решение и кто будет ему сопротивляться.
  • 2. Неудовлетворенные интересы. Внимание сосредоточено на выяснении - чего желают участники политических событий от принимаемого политического решения. Учитывается весь спектр политических интересов и особенно тех, которые ныне не удовлетворены и предполагается их удовлетворение предстоящим решением. Субъект политики определяет характер, содержание, радикальность будущего решения, степень удовлетворенности интересов большинства участников политических событий, а значит - степень разрешенности проблемы, вызвавшей необходимость принятия решения.
  • 3. Конкретные недостатки. Чего именно нет, что конкретно необходимо изменить, чтобы удовлетворить интересы “обиженных” участников политических событий - вот вопрос, определяющий целенаправленность будущего решения. Выяснение “слабого” звена политической структуры, политической системы, препятствующего удовлетворению тех или иных политических интересов, позволяет субъекту политики четко обозначить направление усилий принимаемого политического решения - какой недостаток должен быть устранен обязательно.
  • 4. Конечная цель принимаемого решения. Любое политическое действие должно быть целесообразным. Однако не всегда конечная цель проявляется в самом решении. Субъект политики обязан формировать цель будущего решения на основе многих критериев. По уровню воздействия на объект цель может ставиться как стратегическая, тактическая, оперативная; по времени действия она может быть долго-, средне- и краткосрочная; цель может различаться по масштабам и уровням политической иерархической структуры, по приоритетности удовлетворяемых интересов, по степени обязательности для различных участников политических событий. В любом случае субъект политики, принимая решение, обязан ставить себе ясную и обязательно достижимую цель.
  • 5. Средства реализации цели. Субъект политики при определении комплекса средств реализации своих целей непременно столкнется с задачей согласования и реализации с целями и средствами других участников политических событий.
  • 6. Основная решаемая проблема. Здесь субъект политики сосредоточивает свои усилия на преодолении главного объективного противоречия стоящей перед ним проблемы. Это противоречие существует, оно вскрывается при анализе ситуации и имеет пути разрешения.
  • 7. Выбор альтернатив. К достижению любой поставленной цели ведет множество дорог. Главная задача принимающего решение состоит в том, чтобы принять к рассмотрению как можно больше путей реализации этого решения. От этого зависит степень свободы субъекта в правильном определении наилучшего варианта; профессионально преобразовать возможные пути достижения цели, ведь каждый вариант имеет набор положительных свойств, но и не меньший - отрицательных, следовательно, необходимо грамотное сравнение всех вариантов; сделать предельно обоснованный выбор действительно наилучшего варианта реализации принимаемого решения.
  • 8. Оформление решения. Принятое политическое решение должно быть соответствующим образом документально закреплено. Но в данном пункте алгоритма речь не идет о документальной форме решения, это техническая деталь. Речь пойдет о необходимости для субъекта политики оформить свое решение по принципу, называемому “дерево решений”. Дело в том, что достижение желаемого результата на фазе “выполнение” может происходить по трем основным направлениям (ветвям “дерева решений”).

Продуктивная ветвь - не самая быстрая, не самая экономичная, но стопроцентно обеспечивающая нужный результат. Оптимальная ветвь обеспечивает результат в данной конкретной ситуации при возможных оговорках, отступлениях, компромиссах, временных выигрышах. Возможна, наконец, и тупиковая ветвь, движение по которой может стать следствием серьезных ошибок (умышленных и неумышленных) на разных стадиях процесса принятия решения. Поэтому решение политика должно получить свое оформление с учетом требований принципа “дерево решений”. Таким образом, рассмотренный алгоритм принятия политического решения дает субъекту политики возможность обеспечить достаточно высокий научный уровень разработки - а значит достижения - желаемого политического результата.

Политические процессы в России

За последние годы в России стали активно развиваться такие дисциплины, как политология, социология, а также различные политические учения. Организуются различные конференции и семинары на политические темы, так как общество активно интересуется политикой и переменами в данной сфере.

На сегодняшний день накоплен богатый эмпирический материал, который относится к различным аспектам политического процесса. Вместе с тем ученые выделили и ряд проблем в функционировании политических процессов. Подобный анализ стал возможен на основании сравнительного исследования политики нескольких государств. Изучение подобного вопроса позволяет выявить пробелы в изучении политических процессов, а также предложить соответствующие пути решения данных проблем.

Необходимо отметить, что понятие политического процесса используется не только учеными, но также и субъектами политики, а также в обыденной речи граждан. Несмотря на то, что данные понятия ассоциируются именно с политикой и реализацией политической деятельности, в обыденном сознании долгое время данное словосочетание ассоциировалось именно со сталинским режимом, репрессиями в Германии, показательными судами над изменщиками и так далее. Подобный негативный опыт не всегда в полной мере позволяет гражданам оценить политическую обстановку правильно. С этой точки зрения необходимо развитие политической культуры.

Рисунок 1. Политические процессы в России. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ

Зарождающиеся направления политики

Учёные, которые на сегодняшний день изучают политику, говорят о появлении новых политических течений, которые пока что только зарождается и формируются. Кроме того, отмечается трансформация многих институтов власти, которые приспосабливаются к изменяющимся общественным отношениям.

Одним из новых, зарождающихся направлений политики является институционализм. Особый интерес к нему выражают учёные в междисциплинарных исследованиях. В частности, данное направление основано на понимание норм Конституции и их реализации на практике с учетом социального взаимодействия. Нередко данное направление предполагает избрание кандидатов в органы государственной власти и органы местного самоуправления по территориальному признаку. Подобное направление накладывает определенный отпечаток на политические взгляды населения.

Институционализм как теория социальных основ также выступает в качестве одного из направлений развития политических институтов, однако в науке ему уделено недостаточное внимание. Между тем, именно данное направлен изучает возможность развития определенных институтов в контексте формирующийся социальной парадигмы, основанную на нормах Конституции. На сегодняшний день данная точка зрения оценивается в качестве одной из наиболее эффективных в политической сфере.

Следующий подход именуются как бихевиористский, в частности он рассматривает отдельных индивидов или группы людей в качестве субъектов политического процесса и ведущего вектора, объединяя их политические воли и интересы. Однако в рамках данного подхода не отражаются организационные моменты, структура и функционал политических процессов, а также явления, которые оказывают влияние на общественные отношения, что является значительным недостатком данного подхода. Также данный подход не способен учесть временные единицы измерения и изучить политический процесс в целом. Изучаемые в его контексте явления лишь вырываются из определённого момента и изучаются конкретно на данный момент времени.

Следующий подход именуются структурно-функциональным. Он анализирует поведенческие аспекты политического процесса, оценивая в том числе среду и систему, характер и способ взаимодействия субъектов в сфере политики. Основное внимание здесь также уделяется макроаспектам политического процесса. Сторонниками данного подхода используются более крупные временные единицы для анализа тех или иных политических явлений, что позволяет более полно определить специфику какого-либо направления развития политических отношений. В качестве недостатков данного подхода можно выделить следующие:

  • происходит занижение роли субъективных факторов в рамках политики,
  • поведение субъектов в чаще всего сводится к определению их ролей.

Замечание 1

Указанные подходы несомненно имеют право на существование, однако только их совместное использование позволяет создать целостную картину политики в определенном государстве.

Проблемы политического процесса

Основные проблемы, которые характеризуют политический процесс, касаются как сферы внешней политики, так и сферы внутренней политики. В частности, на сегодняшний день ведется достаточно жесткая внешняя политика со стороны многих государств.

Замечание 2

Несмотря на достижение определенных соглашений в данной сфере, далеко не все государства адаптировали свою политическую систему на вектор международного сотрудничества. А в качестве яркого примера такой страны можно выделить Украину, которая на сегодняшний день абсолютно не настроена на конструктивный диалог с другими странами. Подобное поведение стран можно также наблюдать в отношении России в форме выдвижения санкций против неё, прекращения дипломатических отношений, высылки дипломатов и т.д.

Что касается внутренних проблем, здесь можно назвать различные факторы и причины, способствующие их развитию. В частности, одной из важных причин, подавляющих веру народа ко власти выступает коррупция, которая активно процветает в различных сферах общества. Только комплексные меры ко всем сферам жизни общества способны предотвратить негативные явления, не позволяющие политической системе развиваться в полном объёме.

Социологический анализ отдельных политических явлений позволяет изучить субъекты, ресурсы, используемые имя, а также условия их взаимодействия, что является важным фактором анализа многих политических систем. Кроме того, определённого наблюдения требуют политические изменения и политические ситуации, анализ их динамики.

Рисунок 2. Проблемы политического процесса. Автор24 - интернет-биржа студенческих работ