Анализ стихотворения на железной дороге блок. А. Блок «На железной дороге»: анализ стихотворения о судьбе русской женщины

Посвящается Марии Павловне Ивановой

В полной мере ощутить глубину трагедии можно в стихотворении Александра Блока «На железной дороге», которое поэт написал летом 1910 года и посвятил Марии Павловне Ивановой. Что хотел автор передать женщине вопрос, история донесла до нас только то, что у Александра с семьей Павловых были тесные приятельские отношения.

В стихотворении рассказывается о гибели девушки под колёсами поезда. Уже с первых строк стихи цепляют за живое и не отпускают до последней буквы. Подчеркнуть красоту погибшей девушки Блок хочет использованием символизма. Цветной платок поверх косы говорит о молодости женщины, а некошеный ров подчеркивает точку жизненного пути, тот момент, когда человеку уже нет дело до мирских забот.

Ожидание без ответа

Девушка жила недалеко от железной дороги и часто под навесом ждала, когда пройдёт поезд. Этот момент из второго четверостишья говорит, что погибшая была местной жительницей и вряд ли железная дорога была ей в диковинку. Она ждала, когда мимо пролетали поезда, что кто-то посмотрит на неё из звенящих окон, но дела да одинокой девушки возле путей никому не было.


Автор не вдаётся в подробности, но анализ без погружения в глубины строк говорит, что красавица испытала в жизни немало горьких минут. Возможно, её возлюбленный не ответил взаимностью, может быть, она не могла сказать «да» на чьи-то страстные слова. Как мы увидим из концовки стихотворения, это и не важно.

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Безучастие железной дороги

В царской России цвет вагонов зависел от класса. Плакали и пели в зелёных, потому что это вагоны 3 класса, где ехали простолюдины. Жёлтые вагоны были второго, а синие первого класса. Там ехали больше по делам, вдали от песен и плача, состоятельные пассажиры. Девушка возле железной дороги не вызвала интереса ни у кого.

Поезда и теперь, когда погибшая лежит возле путей, пробегают мимо со свистом, но до ней и сейчас нет дела. Не нужна была живой, уж, тем более не нужна мёртвой. Только раз взглянул было из вагона гусар, да и то сделал это из природного любопытства.

Блок не зря выбрал местом трагедии железную дорогу, ведь мчавшиеся по ней поезда хорошо символизируют пробегающую молодость. Только вчера девушка была румяна и блистала красой, а сегодня лежит во рве и только взгляд остался, как у живой. Она жила надеждой и верой, но пустынные глаза вагонов были безразличны – никто не взглянул приветливо из окошка, никто не приласкал в жизни и вот путь кончен.

Эпилог

В заключении стихотворения Блок сравнивает погибшую девушку с живой и не советует никому подходить к ней с вопросами. В конце концов, неважно, что её убило – любовь, грязь жизни или колёса поезда! Факт остаётся один – независимо от причины гибели девушке больно, ведь всё равно где-то там придётся ответить за ранний уход, за то, что не выпила чашу жизни до дня, не поделилась с миром своей красотой.

Несмотря на драматизм стихотворения, есть в нём и ростки жизни. Блок учит нас ценить жизнь и до конца пить её горькую чашу, ведь дар рождения дан нам свыше. Также автор намекает, что молчание, порой, лучше, чем неуместные вопросы.

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блёклыми,
Ее, жандарма с нею рядом…

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире - иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

На железной дороге
Марии Павловне Ивановой
Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною
На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом...

Имя Александра Блока тесно связано в сознание читателя с таким течением, как символизм, тоже мне очень близким. Ведь все поэты, принадлежавшие этой школе, смотрели на все события, происходящие в этом мире совсем не так, как, например, это делали реалисты или приверженцы романтизма. В стихах, и прозе символистов всегда присутствуют какие – то таинственные символы, над разгадкой которых иногда приходится долго размышлять. Но Блок часто выходил за рамки символизма. При прочтении его стихов кажется, что поэту «надели» эти рамки, ему тесно. Именно поэтому тема «Блок и символизм» меня очень привлекает. В своей работе я постараюсь выяснить отношение Блока к символизму, причину его разногласий, а после и разрыва с поэтами- символистами.

Поэт, оставивший заметный след в истории литературы, неизбежно принадлежит тому или иному литературному направлению. Но он никогда не принадлежит только одному литературному направлению. Это в полной мере относится к творчеству одного из крупнейших русских поэтов XX в. – Блока. Блок может рассматриваться как продолжатель и завершитель традиций великой русской литературы XIX в – и как зачинатель новой русской поэзии XX в, и как наследник и продолжатель традиций романтических, как автор вдохновенных пророчеств о гибели старого мира – и как создатель первой поэмы об Октябрьской революции. Все эти подходы оправданы богатствам и многогранностью творчества Блока.

Стихотворение «На железной дороге» (1910) включено в цикл стихов Блока «Родина». Как и в стихотворении «Россия», судьба родины осмысляется здесь через женскую судьбу:

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Так начинается стихотворение. Героиня, отождествляемая с Россией, - красивая и моло­дая девушка, лежащая под насыпью, во рву некошенном. Уже во втором четверостишии по­эт возвращает нас в прошлое, когда героиня «ждала, волнуясь» счастья и любви. Но вера и надежда сменились безверием и безнадежностью:

Да что - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов.

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно.

Железная дорога - символ пути, символ судьбы. Изображая непрерывные вереницы пасса­жирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Поезд, паровоз, стан­ция - символ этапа или момента пути. Но путь, дорога - еще й предвестники исхода, к которому движется каждый человек. Первая и последняя строфы, в которых отчетливо звучит мотив смер­ти, замыкают стихотворение в своеобразное «пессимистическое» кольцо. Железная дорога - это знак страшного мира, безжалостного к людям.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения "На железной дороге"

Стихотворение А. Блока "На железной дороге" начинается с описания гибели героини - молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения. Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая.

Символично название. Вспомним, что "железнодорожно-трамвайной" смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, женщины, покидающие родину, - в стихотворении М. Цветаевой "Рельсы", не в "своем" трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева "Заблудившийся трамвай". Перечень можно было бы продолжить.

В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: "Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса". Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки "бессознательного подражания".

В первом четверостишии Блок рисует образ "красивой и молодой" женщины, жизнь которой прервалась в самом расцвете. Смерть ее так же нелепа и неожиданна, как нелепо и то, что теперь она, "в цветном платке, на косы брошенном", лежит "под насыпью, во рву. ":

Шла спокойно, "чинно", но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоян- ство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: "Нежней румянец, круче локон. " Приходит задолго до назначенного часа ("всю обойдя платформу длинную. ").

А вагоны "шли привычной линией", равнодушно и устало "подрагивали и скрипели". В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах ("желтые и синие") были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира. Ну, а в "зеленых" (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, "плакали и пели":

Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти "ровные взгляды". Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего. Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие. Только в стихотворении Блока железная дорога становится символом современной поэту жизни с ее бессмысленностью круговорота событий, равнодушием к человеку. Всеобщая обезличенность, глухое безразличие к окружающим и целых классов, и отдельных людей порождает пустоту души, обессмысливает жизнь. Вот это и есть "тоска дорожная, железная". В такой мертвящей атмосфере человек может быть только жертвой. Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение - гусар с "улыбкой нежною", но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях "страшного мира" невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь.

Автор отказывается объяснять причины гибели молодой женщины. Мы не знаем, "любовью, грязью иль колесами она раздавлена". Автор предостерегает нас и от излишних вопросов. Коль были к ней при жизни равнодушны, зачем теперь проявлять неискреннее, кратковременное и бестактное участие.

Читайте также анализ других произведений Александра Блока:

«На железной дороге» А.Блок

Под насыпью, во рву некошенном,
Лежит и смотрит, как живая,
В цветном платке, на косы брошенном,
Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.
Всю обойдя платформу длинную,
Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих —
Нежней румянец, круче локон:
Быть может, кто из проезжающих
Посмотрит пристальней из окон…

Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Ее, жандарма с нею рядом…

Лишь раз гусар, рукой небрежною
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною,
Скользнул — и поезд в даль умчало.


В пустых мечтах изнемогая…
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая…

Да что — давно уж сердце вынуто!
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто
В пустынные глаза вагонов…

Не подходите к ней с вопросами,
Вам все равно, а ей — довольно:
Любовью, грязью иль колесами
Она раздавлена — все больно.

Анализ стихотворения Блока «На железной дороге»

Стихотворение Александра Блока «На железной дороге», написанное в 1910 году, входит в цикл «Одина» и является одной из иллюстраций дореволюционной России. Сюжет, по признанию самого автора, навеян произведениями Льва Толстого. В частности, «Анной Карениной» и «Воскресеньем», главные героини которых погибают, не в силах пережить собственного позора и утратив веру с любовь.

Картина, которую мастерски воссоздал в своем произведении Александр Блок, величественная и печальная. На железнодорожной насыпи лежит молодая красивая женщина, «как живая», однако уже с первых строк явно, что она погибла. Причем, не случайно, а бросилась под колеса проходящего поезда. Что заставило ее совершить этот страшный и бессмысленный поступок? Ответ на этот вопрос Александр Блок не дает, считая, что если при жизни его героиня не была никому нужно, то после ее смерти тем более нет смысла искать мотивацию самоубийству. Автор лишь констатирует свершившийся факт и рассказывает о судьбе той, которая погибла в расцвете сил .

Кто она была – понять сложно. То ли благородная дворянка, то ли простолюдинка. Возможно, она принадлежала к достаточно огромной касте дам легкого поведения. Однако тот факт, что красивая и молодая женщина регулярно приходила на железную дорогу и провожала взглядом поезда, ища в респектабельных вагонах знакомое лицо, говорит об очень многом. Вполне вероятно, что, как и толстовская Катенька Маслова, она была соблазнена мужчиной, который впоследствии ее бросил и уехал. Но героиня стихотворения «на железной дороге» до последнего момента верила в чудо и надеялась, что возлюбленный вернется и увезет ее с собой.

Но чуда не случилось, и вскоре фигура молодой женщины, постоянно встречающей поезда на железнодорожной платформе, стала неотъемлемой часть унылого провинциального пейзажа. Путешественники в мягких вагонах, несущих их к куда более привлекательной жизни, холодно и безразлично скользили по таинственной незнакомке взглядами, и она не вызывала у них абсолютно никакого интереса, равно, как и пролетающие за окном сады, леса и луга, а также представительная фигура полицейского, дежурившего на вокзале.

Можно лишь предположить, сколько часов, полных тайно надежды и волнений, провела героиня стихотворения на железной дороге. Однако никому не было до нее совершенно никакого дела. Разноцветные вагоны носили вдаль тысячи людей, и лишь однажды бравый гусар одарил красавицу «улыбкою нежную», ничего не значащей и такой же эфемерной, как мечты женщины. Следует учитывать, что собирательный образ героини стихотворения Александра Блока «На железной дороге» является вполне типичным для начала 20 века . Кардинальные изменения в обществе наделили женщин свободой, однако далеко не все из них смогли правильно распорядиться этим бесценным даром. К числу представительниц слабого пола, которые не сумели преодолеть общественное презрение и вынуждены были быть обречены на жизнь, полную грязи, боли и страданий, безусловно, относится и героиня этого стихотворения. Понимая всю безвыходности ситуации, женщина решает покончить жизнь самоубийством, надеясь таким нехитрым образом сразу же избавиться от всех проблем. Однако, по мнению поэта, не так уж важно, кто или что убили молодую женщину в расцвете лет – поезд, несчастная любовь или же предрассудки. Важно лишь то, что она мертва, и эта смерть – одна из тысяч жертв в угоду общественному мнению, которое ставят женщину на гораздо более низкую ступень, чем мужчину, и не прощает ей даже самых незначительных ошибок, заставляя искупать их собственной жизнью.

«На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение

Стихотворение «На железной дороге», законченное 14 июня 1910 года, входит в состав цикла «Родина». Стихотворение состоит из 36 строк (или 9-ти строф), написано разностопным ямбом с двухсложным ударением на втором слоге. Рифмовка – перекрестная. Александр Блок уточняет в примечаниях к стихотворению, что это подражание одному из эпизодов Л.Н. Толстого из «Воскресения».

В стихотворении «На железной дороге» передана боль, тоска, наивность и вера в возможную легкую, счастливую жизнь для молодой хорошенькой девушки, которая все же не смогла обуздать своенравную судьбу, и предпочла своей незадавшейся жизненной дороге – смерть.

Сюжет получает развитие на немноголюдной пассажирской станции одного из вокзалов, а повествование ведется человеком, который знал эту женщину, и вспоминал, какая она была, пока не решила пойти по стопам Анны Каренины. Стихотворение имеет кольцевую композицию . потому что в своем последнем четверостишье оно возвращает нас к первому.

Непонятно, почему она ждала свое счастье именно на перроне. Почему столь хорошая женщина, «красивая и молодая» не смогла устроить свою жизнь? Почему она предпочла смерть, вместо того, чтобы бороться за свое счастье? Автор просит: «Не подходите к ней с вопросами» . но, проникаясь душой этого рифмованного произведения, их возникает довольно много.

Но образ героини лаконичен, тем не менее он не отталкивает, а располагает к себе. Ясно, что женщина в юности выбрала неправильную дорогу, свернуть с которой было очень трудно. Она тешила себя надеждой, что какой-нибудь проезжий будет очарован и «посмотрит пристальней из окон» .

Конечно же женщина затаенно ожидала и хотела, чтобы внимание ей досталось из желтых или синих вагонов (что равносильно первому и второму классу), но «Лишь раз гусар… » . Пассажиры желтых и синих вагонов были чопорно холодны, равнодушны ко всему миру и, тем более, к этой женщине, которую они просто не замечали. Зеленые вагоны (третий класс) не стеснялись проявлять своих чувств, поэтому одинаково громко «плакали и пели» . Но и те бросали равнодушные взгляды на героиню, одним была неинтересна, другим – не нужна, третьим – нечего было отдать взамен.

Не зря это стихотворение помещено в цикл «Родина», в котором раскрывается множество аспектов патриотической тематики. Это и судьба русских женщин, и безотрадная жизнь в дореволюционной России, и образ любимой родины.

Стихотворение Блока "На железной дороге"

Тема Родины явилась основной в творчестве Александра Блока. В письме к К.С. Станиславскому (1908, декабрь) Блок пишет: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь». Для Блока тема Родины стала наиболее важным, самым жизненным и самым реальным вопросом его жизни. Менялись мировоззрение поэта, его привязанности и взгляды, неизменной оставалась лишь любовь к Отечеству.
Стремясь вступить в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой стремился А. Блок на протяжении всего своего творческого пути, поэт создает цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии А. Блока. К самым различным аспектам сложной и драматической темы обращается поэт в этом цикле. «Родина» для Блока – понятие настолько широкое, что он посчитал возможным включить в цикл и стихотворения сугубо интимные («Посещение», «Дым от костра струею сизой…») и стихотворения, прямым образом связанные с проблематикой «страшного мира» («Грешить бесстыдно, непробудно…», «На железной дороге»).
Стихотворение А. Блока «На железной дороге» датировано 14 июня 1910 года. В нем автор повествует о женщине, попавшей под колеса поезда:
Под насыпью, во рву некошеном,
Лежит и смотрит, как живая…
В этом произведении А. Блок отождествляет тяжелую, безрадостную судьбу родины с судьбой русской крестьянки, а это значит, что с понятием родины он связывает образ женщины.
А. Блок не дает социальной характеристики девушке. Его героиня не показана как определенный тип, да и история ее любви темна. Мы не можем представить ее жизнь, перед нами только тревога за человека:
Тоска дорожная, железная,
Свистела, сердце разрывая…
Да что давно уж сердце вынуто!
Стихотворение проникнуто горечью и болью. Женщина создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но если судьба распорядилась иначе, и быт раздавил ее, то чья в том вина? Судьба женщины в лирике Блока всегда трагична, а ведь по положению женщины можно судить о жизни общества и страны в целом.
Однако и в монотонных буднях мелькает надежда:
Лишь раз гусар, рукой небрежною,
Облокотясь на бархат алый,
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Эта картина – контраст с унылой повседневностью. Незначительное событие оживило мечты героини, напомнило, что где – то есть другая, лучшая жизнь.
Лучшей жизнью для А. Блока была новая, юная Россия. На нее он возлагал надежды, для нее находил самые необыкновенные слова, переплетая в своих твореньях образы родины и женщины.
К стихотворению «На железной дороге» обращаются те блоковеды, кто рассматривает путь поэта как целенаправленное движение от символизма к реализму. И в самом деле, в стихотворении немало жизненных реалий («ров некошеный», «платформа», «сад с кустами блеклыми», «жандарм»…). К тому же сам автор снабдил его примечанием: «Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресения» Толстого: Катюша Маслова видит в окне Нехлюдова на бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса».
Блок главным образом описывает годы «чинного шествия» России, но два четверостишия, первое и последнее, возвращают читателя к суровой действительности. Реалистичность – основная черта этого стихотворения.
Казалось бы, и знаменитая строфа:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели, -
тоже подтверждает гипотезу о «реалистичности» стихотворения. Но как раз здесь мы видим признаки не привычной реалистичности, а емкого символического образа. Синие, желтые, зеленые вагоны (первого, второго и третьего классов) – не просто реальные приметы идущего поезда, а символы по-разному сложившихся человеческих судеб. Одни люди богатые, другие бедные: цвет вагонов отображает положение людей в обществе.
Каждый день проносятся все те же поезда, и это навевает тоску и грусть. В окнах мелькают все те же сонные лица:
Вставали сонные за стеклами
И обводили ровным взглядом
Платформу, сад с кустами блеклыми,
Ее, жандарма с нее рядом
Люди смотрят на мир сквозь пыльные, грязные стекла вагонов и, кажется, одаривают эту девушку «улыбкой нежною», все равно через секунду будут уже далеко: «Скользнул – и поезд вдаль умчало».
Символичен и образ героини. Мы не знаем о ней ничего, кроме того, что она испытала крушение надежд на возможное счастье. И когда мы возвращаемся к первой строфе, невольно думается: не сама ли поруганная, «раздавленная» Россия предстает в образе несчастной девушки? Ведь у А. Блока она нередко предстает в облике женщины в цветастом или узорном платке. Глубокий символический смысл стихотворения не исключает и такого прочтения.
В стихотворении «На железной дороге» можно отыскать множество других символов. Символом пути – судьбы выступает железная дорога. Изображая непрерывные вереницы пассажирских вагонов, Блок задает тему дороги, жизненного пути человека. Люди постоянно переходят из вагона в вагон, кому – то сопутствует удача, кто – то терпит горечь поражения. Жизнь людей проходит в постоянном движении. Поезд, паровоз, станция – символ этапа или момента пути. Но путь, дорога еще и предвестники исхода, к которому каждый человек движется, как к обрыву. Может быть, поэт воспринимал этот исход как смерть старой России и рождение новой, которую весь народ ждал с нетерпением. Железная дорога – это знак страшного мира, безжалостного к людям.
В большей части стихотворения поэт пишет о прошлом, но оно неразрывно связано с настоящим.
Интересна и цветовая гамма стихотворения. Цвет поэзии Блока – средство выражения эмоциональной оценки, отношения к образам. По цветовой гамме первое и последнее четверостишие практически не содержат красок, они бесцветны. В прошлом, в другом мире - иной колорит. Здесь и «яркие глаза» (огни) набегающего поезда, и нежный, живой румянец на щеках этой девушки, и многоцветие вагонов (видимо, разделение по классам), Синий – цвет неба, возвышенный – вагоны для богатых, желтый – яркий, режущий глаза цвет тепла и в то же время болезни – средний класс, а зеленый – цвет травы, близости к земле – вагоны третьего класса. Примечательно, что вид с платформы совершенно иной, нежели вид из-за стекол вагонов. Изнутри мир виден в блеклых, бесцветных тонах. Единственный яркий, резкий цвет в вагоне – алый. Он может символизировать кровь, раздражение, агрессию и жестокость этих людей. Снаружи растут лесные деревья, за лесом – длинная платформа, на ней – навес. Цветовая гамма не приглушенная, но довольно спокойная. Зеленый цвет деревьев, по-видимому, синяя форма жандарма и, скорее всего, деревянная платформа. Блок намеренно не дает «цветовых» определений к некоторым словам, предоставляя читателю возможность в собственном воображении представить эту картину.
В стихотворении автор использует прием обратного повествования, то есть начинает с гибели героини, трагедии, постепенно раскрывая предшествующие события.
Самый часто встречающийся в стихотворении художественный прием – эпитет («во рву некошеном», «в цветном платке», «походкой чинною», «за ближним лесом», «платформу длинную», «яркие глаза», «привычной линией», «кустами блеклыми»…). Они помогают живо представить себе явление, предмет, почувствовать отношение автора к нему. «Пустынные глаза вагонов» - словосочетание, в котором соединены две метафоры, создающие один целостный образ. В стихотворении встречается сравнение: «Лежит и смотрит, как живая…»
Из стилистических фигур, используемых поэтом, невозможно не отметить анафору:
Скользнул по ней улыбкой нежною…
Скользнул – и поезд вдаль умчало…
Так много отдано поклонов,
Так много жадных взоров кинуто…
Наиболее часто используется Блоком аллитерация «свистящих», звенящих звуков «ж», «з», «с»:
Так мчалась юность бесполезная,
В пустых мечтах изнемогая
Тоска дорожная, железная
Свистела, сердце разрывая.
Она усиливает звуковые ощущения от шума и свиста вагонов.
В стихотворении «На железной дороге» очень много многоточий, это указывает на фрагментарность ситуации, на возможное продолжение эмоций и чувств поэта.
Поэзия Александра Блока обогатила русскую литературу. Валерий Брюсов так отзывался о поэзии Блока: «Блок не повторяет чужих тем, но с бесстрашной искренностью черпает содержание своих стихов из глубины своей души…»

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Стихотворение Блока "На железной дороге"

Смотрите также по разным произведениям Блока:

Послушать стихотворение Блока Железная дорога

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Железная дорога

Душевное стихотворение Александра Блока "На железной дороге" соединяет в себе двоих литературных героев. С первых же строк чувствуется печаль и тоска по молодой женщине, которая посвятила свою жизнь ожиданию.

Холодному, неизвестному ожиданию. Женщина, под велением любви, приходит на перрон, вглядывается в безмолвные вагоны. В надежде увидеть в них родные глаза. Хочет увидеть знакомый силуэт, выходящий из вагона. Но она встречает поезда, и не находя в них ответа на её ожидание, провожает их с горькой печалью в душе.

Может, кто-то смотрел на неё с окон вагонов, думая о том, долго ли она ждёт, и кого именно. Может любимого, может мать родную, или же ребёнка с долгого путешествия. Но даже тот, кто замечал её, забывал о ней спустя несколько остановок. И то, это очень маловероятно. Ведь Александр Блок в своих строках указывал на то, что её сущность для чужих людей сливалась с обычным пейзажем путешествия. Перрон, какие-то люди, трактир и все. Никому, не до кого нет дела. И никто не замечал её, не замечал её красоты, не замечал её печали в глазах и отсутствие улыбки в столь ранние годы. И может сразу, для неё эти пустые взгляды были обидны, комок обиды вставал в горле от этого равнодушия. Но, скорее всего, в последние минуты это равнодушие было для неё как бальзам на душу. Никто не тревожил старые раны, с них не сочилась кровь, и ей не было больно.

В последних строках стихотворения идёт сравнение железной дороги и женщины. Судьба что одной, что другой наполнена грустью и скорбью по уходящим из их жизней. Они отдают себя полностью, без остатка, но в ответ не получают ничего.

Поезд, в данном случае олицетворяет холодное, бездушной чудовище, которое живёт своей жизнью и не хочет ни с кем контактировать, и дарить радость.

А она все ждала, ждала, пока могла. Пока тот, кого ждала, был её смыслом существования.

И поэт представляет нам её смерть. Эту бессмысленную смерть молодого человека. Ведь кому она нужна? Неужели страшной старушке Смерти, нужна была именно она? Ведь, как она ещё могла любить, создавать в этом мире гармонию между любовью и ненавистью. Она могла лечить чужие души, но если бы кто-то чуть раньше вылечил её.

Если бы тот, кого так верно ждала, излечил её простуженную, одиноким холодом на перроне, душу. Быть может, тогда её сердце выдержало бы. Но это жестокая жизнь с главным её оружием – разлукой. И нам никуда от этого не убежать, а только пытаться победить.

Анализ стихотворения На железной дороге Блока

Известное и многими любимое произведение, а именно стихотворение великого русского поэта Александра Блока "На железной дороге" было написано и издано в свет в 1910 году. Стоит сразу же заметить то, что данное стихотворение входит в цикл "Одина" и становится одной из самых ярких иллюстраций старой, дореволюционной страны.

Основной сюжет данного произведения, как признавался сам автор, был навеян ещё одним великим и знаменитым русским писателем, Львом Толстым.

Картина, которая так полно и живо воспроизводится данным поэтом, является очень, величественной, но при этом весьма печальной.

С первых строк читатели понимают, что на железной дороге лежит молодая, весьма привлекательная девушка, лежит как живая, но тем не менее автор не скрывает, что она уже мертва. При чем она погибла не случайно, а специально бросившись под поезд.

Что же заставило молодую, полную сил, здоровья и красоты девушку совершить этот ужасный поступок? Александр Блок оставляет этот вопрос без ответа, искренне считая, что девушка к сожалению при жизни не была никому нужна, поэтому и после её гибели не стоит говорить об этом, открывая её душу, тем кто не интересовался ей ранее.

Кем была эта героиня данного произведения так же очень сложно понять, так как и здесь автор не заостряет своего внимания.

Что касается литературной составляющей данного стихотворения, то оно построено из 9 строф, каждая из которых содержит по 4 строчки, итого 36 строк, в общей сложности.

Рифма для данного произведения использована перекрестная. Стихотворение наполнено различными литературными приемами, содержит довольно таки много красочных прилагательных, которые делают его запоминающимся, ярким и броским.

В заключении хотелось бы сказать, что можно лишь догадываться, сколько же часов перед своей гибелью провела героиня на железной дороге, о чем она думала, чего боялась и в какую же всё-таки минута решилась на самый страшный, последний поступок в своей жизни. К сожалению, порой многим просто не хватает поддержки и понимания со стороны других людей, и они остаются один на один со своими проблемами, переживаниями, порой не в силах пережить это, решаются на самые ужасные вещи.

Вариант №3

«Бессознательное подражание эпизоду из «Воскресенья» Толстого», - так характеризовал своё стихотворение, в 1910 году Александр Блок. Однако так ли «бессознательно» он заимствован? У Толстого в его романе всё довольно-таки однозначно: трагедия несчастной девушки, причиной которой стал не очень порядочный человек. У Блока же стихотворение двойственное, за женщиной раздавленной и разбитой не только с точки зрения анатомии, но и внутренней составляющей, то есть духовно, скрывается судьба России: «Она раздавлена, всё больно».

В 1910 году русскому народу уже становилось понятно, что что-то идёт не так, что потихоньку неуклонно приближается крах. Поезд всегда аллегоричен в произведения русских классиков. Вот и в стихотворении «На железной дороге» локомотив – символ движения жизни, её быстротечности, невозможности увильнуть или уйти от своей судьбы. А трагедия на одной из станций – это одновременно и обрывание чьей-то жизни и будущий развал Российской Империи.

Условно стихотворение делится на 3 части, поскольку композиция у него кольцевая: первая - повествует о моменте, когда всё случилось. Эпитеты «Красивая и молодая» рисуют картину, только что живой, но через мгновенье уже мёртвой девушки. Потом вдруг лирического героя, который когда-то давно знал эту женщину, одолевают воспоминания. Из них и становится понятно, почему она решилась на такой поступок. Хаотичные и множественные глаголы: «ждала», «шла», «подрагивали» необычайно подробно характеризуют её жизнь «до». Метафора «три ярких глаза набегающих» говорят о приближении конца, развязки. Олицетворение: «вагоны шли», «молчали жёлтые и синие» лишь сгущают краски, делают атмосферу ещё более нагнетающей. Анафора: «Скользнул…» и многочисленные умолчания передают страдания, которые испытывала девушка/Россия, когда её предали.

Вот так и бедная Родина Блока доверилась не тому человеку, который в 1917 году оставил страну без главы у руля. А её бедную охомутали, скрутили и повели под конвоем на глазах у десятка стран. Пока она не бросилась, не погибла, чтобы потом возродится уже под новым названием. Блок, тогда не зная, не загадывать на 10 лет вперёд, очень точно и пророчески описал ситуацию, которая ждала Россию через несколько лет.

Хаотичный ямб, с различными стопами придаёт динамичности и ритма, сюжет летит со скоростью поезда, оставаясь лёгким и не перегруженным лишними деталями.

Стихотворение включено в цикл Блока «Родина», в который он вкладывал всю душу, все переживания о судьбе своей страны и её народа. Россия, недавно молодая и цветущая, нынче, по его мнению, раздавлена и убита.

Тема идея кратко по плану

Картинка к стихотворению На железной дороге


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла

    Многие писатели и поэты в своих стихотворениях воспевали красоту природы. Каждый писатель видит природу по-своему и описывает ее своими строками. Каждое стихотворение вызывает в читателях особую ассоциацию с природой.

  • Анализ стихотворения Есенина Глупое сердце не бейся

    Стихотворение написано в 1925 году и является итогом всей его жизни. В его строках он просит, чтобы его сердце перестало биться, что он устал уже обманываться в этой жизни. В последние полгода своей жизни Сергей Александрович решает