Анализ стихотворения Тютчева Тени сизые смесились…. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…

«Тени сизые смесились…» Федор Тютчев

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши -
Чувства мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы. Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.

Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу-жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились…», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью.

Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом . Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей. Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В такие вечера Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание – в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова. Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.

Ночной мир в лирике Тютчева

3. Анализ стихотворения «Тени сизые смесились…»

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном…

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всем!..

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Одним из шедевров характеризуемой лирики является стихотворение «Тени сизые смесились…». Первоначально оно называлось «Сумерки». Этот ранний заголовок подчеркивает, что в начале произведение мыслилось как пейзажная зарисовка особой, переходной поры суток, где поэт пытается уловить почти неразличимое.

Композиция стихотворения - две строфы - традиционная для Тютчева. Первая строфа - картина наступающей ночи, вторая - страстный монолог-обращение лирического героя к «сумраку».

Изображаемое время суток - сумерки (уже не вечер, но еще и не ночь) не случайно выбрано поэтом: его неизменно волнуют именно промежуточные состояния в жизни природы и человека.

В первой строфе картина сумерек, наступающей ночи дана через восприятие лирического героя. Уловлена сама эта зыбкая грань перехода, когда окружающий мир растворяется в темноте, исчезает из зрительного восприятия человека:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул…

Сизый - самый смешанный цвет: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою» (В.Даль)Благой Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» - 50-61с.Смысловая острота эпитета усиленна внутри-строчным созвучием: «сизые смесились». В одном только этом эпитете - сизый - как в зерне, содержится всё стихотворение с его темой космического смешения, слияние всего со всем.

…звук уснул -

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул…

Звук, неизменный спутник движения, жизни, уснул. В мире так тихо, что «мотылька полет незримый слышен в воздухе ночном».

Слова «жизнь» и «сумрак» находятся в сильной позиции начала строки, они как бы противопоставлены. Но только «как бы», потому что сумрак зыбкий - жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в глубину («дальний угол»).

Сумрак, тени, тишина - это условие, в которых пробуждаются скрытые душевные силы человека. Его мысли сливаются с «дальним гулом», на смену исчезнувшему, растворившемуся миру приходит иная реальность. Человек остается один на один со всем миром, вбирает его в себя и сам сливается с ним: «Все во мне, и я во всем». Однако странным образом эта причастность к «жизни божеско-всемирной» не вызывает ликования, а определяется как «час тоски не выразимой». В чем же причина этой тоски?

Вся вторая строфа - страстная мольба, нарастающий призыв, обращенный к «сумраку» (в данном случае синониму природы, жизни): лейся, залей, переполни через край и, наконец, смешай.

«Единственная, более энергичное чувство, которое я испытываю, - это невозможность уйти от самого себя» Бухштаб Б.Я. А.А. Фет: очерк жизни и творчества - 16с.(из письма Тютчева жене) Во второй строфе лирический герой отказывается от собственного «я», что присутствовало в конце первой строфы («Все во мне, и я во всем»). Его страстное стремление - раствориться в окружающем мире, слиться с ним, стереть грань меж «я» и «не-я»:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Композиционное кольцо стихотворения замыкается: совместились первые и последние строки, глаголы смесились и смешай. Слиться с миром природы, раствориться в нем - для человека это редкая возможность «уйти от самого себя». Однако противоречие сознательно-индивидуального («я») и бессознательно-стихийного («жизнь») остается для Тютчева не разрешимым. (Точнее, проблема эта решалась многократно и по-разному.)

Анализ произведений Серафимовича А.С. и Бальмонта К.Д.

Тишина духа, молчание вселенной слишком ужасно и томительно, быть может, сама Вечность лишь ужас безмолвия, нет возврата с высот и ледяных хребтов, а между тем «правда небес» только смутный сон. Итак, должно жить, во что бы то ни стало...

Брюсов. Поэзия интеллекта

Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи - как дым алтарный! Как вызов яростный - мой крик! Ты дал мечте безумной крылья, Мечту ты путами обвил, Меня спасал в часы бессилья И сокрушал избытком сил...

Жизнь и творчество С.А. Есенина

Это стихотворение великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, прожившего короткую, но ослепительно яркую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет. Почти все его стихотворения связаны с природой и человеком...

Лирическое стихотворение

Стихотворение написано акцентным стихом, интервал между ударениями достигает 7 слогов, два ударных слога, как правило, разделены цезурой - «слышен лай дворняг; рожь заглушил сорняк». Также, что касается метрического строения стихотворения...

Литература Сибири

Весна в тайге. Ручей до дна смородиной пропах Но есть еще в нем пресный Привкус снега. Через колодник верткая тропа Легко и круто прыгай с разбега Премудрая старушка - Тишина - Следит за ней сторожко из-за Кочки Как в спичечной головке...

Любовная лирика в творчестве Вероники Тушновой

Стихотворение «Сто часов для счастья…» написано Вероникой Тушновой в 1962 году и относится к последнему периоде ее творчества. «Сто часов для счастья…» - мужественное произведение. Вероника Тушнова выливала его из насмерть раненого сердца...

Ночной мир в лирике Тютчева

Часов однообразный бой, Томительная ночи повесть! Язык для всех равно чужой И внятный каждому, как совесть! Кто без тоски внимал из нас, Среди всемирного молчанья, Глухие времени стенанья...

С первых строчек понятно, как поэт относится к своей няне - между ними нет классовых преград, он обращается к ней как к равной по статусу. Сразу же после обращения идет повтор «давно, давно», который звучит как сожаление о долгом молчании...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

Первое четверостишие - очередное ласковое обращение к няне, поэт называет ее «своей старушкой» и говорит о том, что их лачужка «и печальна, и темна» - у них есть свой собственный мир, который в данный момент чем-то опечален...

Образ няни в лирике Ходасевича и Пушкина

«Вновь я посетил» - стихотворение о том, как поэт вновь вернулся в Михайловское, где он прожил в ссылке два года. Так же он говорит о том, что с тех пор прошло десять лет, и многое переменилось в его жизни. Далее он указывает нам на домик...

В стихотворении «Детям ХХ века» Анна Волкова показывает некое «преобладание» машин над людьми, падение души и замыкание в себе. Она призывает людей восхищаться природой, быть отзывчивым, бескорыстным и делающим приятное другому...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Женщина», написанное А. Волковой, как мне кажется, изображает тонкость женской натуры, ранимость ее нежной души и умение скрывать боль. Тема заключается в терпении женщиной душевной боли...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

В стихотворении «Мужчинам» Анна Волкова призывает сильный пол заботиться о слабом. И чтоб они, мужчины, вспоминали делать женщинам приятное не только 8 марта, но и каждый день жизни. Темой этого стиха является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение «Кара», написанное Анной Волковой, рассказывает о горькой любви, которая заканчивается плачевно для героини. Она испытывает на себе людскую брань, презрение, унижение и отречение любимого. Темой стихотворения является то...

Тема войны и любви в творчестве поэтессы Приднестровья Анны Волковой

Стихотворение Анны Волковой «Навсегда» рассказывает о безнадежности этого слова. О том, что для женщины каждая любовь воспринимается, как последняя и вечная, но когда это всего лишь мечты, а любимый...

В стихотворении «Тени сизые смесились…» (Тютчев), анализ которого мы проведем, возникает картина ночной природы. Форма исповедального излияния способствует тому, что в каждой подробности очевидна специфика лирического восприятия. Темнота скрывает цвета предметов, в ночной тишине кажется, что звуки уснули, движение замерло, вся жизнь приостановила свой ход:

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул —

Жизнь, движенье разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Однако это обманчивая видимость, в природе ничего не исчезает, хотя и может стать незримым, неслышным. Благодаря тому что чувства лирического героя становятся необыкновенно обостренными, изощренными, ему доступны и такие впечатления:

Мотылька полет незримый

Слышен в воздухе ночном...

Такая чуткость вызывает к нему доверие, и к выводам его размышлений хочется прислушиваться с повышенным вниманием.

Философская наполненность характерна для первого же образа: тени вокруг созерцателя не просто черные, но сизые, то есть темные с синевой, с голубоватым отливом. В эпитете подчеркнуто смешение, слияние цветов, возможность разрешения противоречий, контрастов.

Но не умиротворенностью наполняет душу такой вывод, в ней пробуждается «тоска невыразимая», свидетельствующая о том, что достижение гармонии сопряжено с мученьем. Во второй строфе стихотворения (восьмистишие четырехстопного хорея) выражено смятение, возникшее из-за предчувствия смерти. Действительно, слияние с миром — это самозабвенье, уничтожение личностных особенностей. И все же, определяя уже в конце первого восьмистишия свое состояние в час ночной тишины и сумрака, лирический герой выражает его с помощью восклицаний, в которых слышится восторг. Его идеал осуществился, и цена за это, оказавшаяся невыразимо высокой, подтверждает значение личности, отдающей все земные блага за верность своим стремлениям:

Час тоски невыразимой!..

Все во мне, и я во всем!..

Восклицания во второй строфе продолжают приветственный клич миру. Лирический герой не только согласен с правотой жизни, специфика его позиции состоит в том, что он возвышает способность человека совершить сознательный выбор.

Оба полюса в восприятии жизни обрисованы как тихая созерцательность и самозабвенная жажда слияния с миром. В глубине души он чувствует созвучие двух впечатлений, переход от одного к другому понятен ему, они не отделены непреодолимой преградой. Ему понятно счастье, состоящее в умиротворенности и покое:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши.

Однако такое существование похоже на сон, а он жаждет «жизни, движенья». Его душа стремится к предельному напряжению — но не воли, не бунтарской активности (мысль о том, что духовная жизнь «тиха», повторена три раза во втором четверостишии), а мысли. Романтический конфликт, в который вступает личность,— это попытка человека приблизиться к пониманию своего предназначения, смысла бытия. Для того чтобы сосредоточиться на нем, нужны тишина, сумрак, а главное, решимость шагнуть за грань земного, забыть о себе:

Чувства — мглой самозабвенья

Переполни через край!..

Абсолют «самозабвенья» — это смерть, но лирический герой готов принять ее, отдавая жизнь за исполнение своей мечты, даже призывая «уничтоженье», позволяющее слиться «с миром дремлющим» (на этот аспект его настроения указывают формы повелительного наклонения: лейся, залей, утиши, а затем с восклицательным знаком — переполни, дай вкусить, смешай). Таков его выбор слияние с миром в наслаждении природой предстает иллюзией, он ищет гармонии в другом:

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай!

Последнее требование обращено к «сумраку», так как в ночной природе ему слышатся страшные, но любимые песни «Про древний хаос, про родимый!» («О чем ты воешь, ветр ночной?», 1836). Как и лирический герой Лермонтова, он «даром славы не берет» («Я жить хочу! хочу печали...», 1832). Сходство в мироощущении двух поэтов-романтиков в 1830-е годы свидетельствует об усилении трагических тенденций в осознании неразрешимости противоречий между идеалом и действительностью. У Тютчева не отвергается безысходность (в стихотворении «Тени сизые смесились...», анализ которого мы провели, она внушает «тоску невыразимую»), но личности вступающей, невзирая на нее, в конфликт с судьбой, адресован восторг лирического героя, благодаря чему пафос его стихотворений приобретает жизнеутверждающую окраску.

Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Зимнее утро Майкова

    Стихотворение поэт написал 1839 году, когда ему было 18 лет. Майков нередко использовал сельские мотивы и пейзажную лирику в своем творчестве. В ранний период он придерживался реалистического направления, что и объясняет его взгляды в поэзии

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Рубцова Родная деревня 5 класс

    Стихотворение Николая Рубцова с первых же строк пересказывает биографию поэта. Никольское-это село, где вырос Рубцов. После того, как повзрослел, поэт осознал, что малая родина-замечательное место. Во многих своих работах, стоит сказать

  • Анализ стихотворения Сонеты солнца Бальмонта

    Стихотворение является частью одноименного сборника, который содержит существенное количество сонетов и, главное, сонетов весьма оригинальных. Как известно, есть такой критерий оценки искусства как наличие чего-либо качественно нового

  • Анализ стихотворения романса Прекрасный день, счастливый день Дельвиг

    Романс «Прекрасный день, счастливый день…» был написан Антоном Антоновичем Дельвиг в 1823 году, он был прекрасным русским поэтом и издателем. Главная мысль всего романса звучит в первых же строчках

  • Ознакомление с особенностями философской лирики Ф.И. Тютчева через организацию ассоциативно-семантического анализа стихотворения «Тени сизые смесились…».
  • Развитие воображения, ассоциативного мышления.
  • Создание условий для социализации обучающихся через организацию работы в парах, группе.

Тип урока: урок применения знаний и умений.

Оборудование и материалы: текст стихотворения «Тени сизые смесились», Толковый словарь В. Даля.

Оформление доски: тема, структура урока, алгоритм анализа поэтического текста .

Структура урока:

I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Сообщение темы, цели, задач урока.
IV. Применение знаний и умений в новых условиях.

анализа стихотворения.
2. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

V. Подведение итогов урока.
VI. Сообщение домашнего задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Учитель: Из воспоминаний пианиста Александра Гольденвейзера, навестившего в декабре 1899 года занемогшего Л.Н. Толстого: «Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорил, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство; или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать его без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас скажу его». Лев Николаевич начал прерывающимся голосом: «Тени сизые смесились…» Я умирать буду, не забуду того впечатления, которое произвел на меня в этот раз Лев Николаевич. Он лежал на спине, судорожно сжимая пальцами край одеяла и тщетно стараясь удержать душившие его слезы. Несколько раз он прерывал чтение и начинал сызнова. Но наконец, когда он произнес конец первой строфы: «Все во мне и я во всем…», – голос его оборвался».

II. Актуализация знаний

Мы продолжаем разговор о творчестве последнего русского романтика, творившего в эпоху реализма – о творчестве Ф. И. Тютчева.

  1. Вспомним, в чем особенность лирики как рода литературы?
  2. Какова задача рода?
  3. Что является предметом изображения в лирическом произведении?
  4. Кто повествует в лирическом произведении?
  5. Каково основное событие переживания в лирическом произведении?
  6. В чем заключается задача читателя лирического произведения?

III. Сообщение темы, цели и задач урока

Предметом нашего внимания станет стихотворение, которое Лев Николаевич Толстой назвал «истинным произведением искусства».

Тема урока: «Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Тени сизые смесились…».

Цель урока: при чтении и интерпретации стихотворения «Тени сизые смесились…», написанного поэтом в 1835 г., мы используем уже известный нам алгоритм ассоциативно-семантического анализа.

Сегодня, читая лирическое произведение и размышляя над его художественными образами, композиционной организацией стиха, мы, во-первых, постараемся увидеть мастерство художника в изображении мира (определим некоторые особенности поэтики Ф.И. Тютчева), во-вторых, через осмысление авторского замысла попробуем понять отношение автора к миру, человеку.

IV. Применение знаний и умений в новых условиях

1. Организация ассоциативно-семантического анализа стихотворения.

У.: Удивительна творческая судьба Тютчева. Поэт, пребывая более 20 лет за пределами России на дипломатической службе, постоянно находясь в иноязычной среде, изъясняясь и в семье, и в обществе преимущественно на французском, сумел не только сохранить любовь к родному языку, но и создать подлинные шедевры русского поэтического искусства. Таким шедевром является и стихотворение «Тени сизые смесились…».

Выразительное чтение стихотворения «Тени сизые смесились…» учителем.

Чтение стихотворения учениками «про себя».

У.: Какие образы вызывают в нас разнонаправленные, противоположные эмоции?

О.: Мы наблюдаем противостояние двух образов «жизнь-сумрак».

У.: Выстроим лексические цепочки, соотносимые с каждым из предложенных вами ключевых образов (коллективная работа).

У.: В чем же «событие переживания» лирического героя?

О.: Перед нами момент перехода мира природы из одного состояния в другое – момент погружения мира, живого, полного звуков, цвета, движения в «сумрак тихий», в «сумрак сонный», когда блекнут краски, замирают звуки, становятся незримыми, невидимыми предметы. «Событие переживания» лирического героя – это кратковременный момент («сумрак зыбкий»), он вызывает у лирического героя ощущение «тоски невыразимой» и желание раствориться в этом сумраке.

У.: О чем это стихотворение?

О.: Это стихотворение о том времени суток, когда день постепенно переходит в ночь («Жизнь, движенье разрешились// В сумрак зыбкий, в дальний гул...»), все затихает, погружается в сумрак, дремоту, сон.

У.: Действительно, образы «жизнь» и «сумрак» вроде бы противопоставлены. «Жизнь» и «сумрак» – образы из мира природы, их противостояние понятно нам как две стороны одного явления. Но обратите внимание, «сумрак зыбкий» – жизнь не замерла, а лишь затаилась, задремала, ушла куда-то в «дальний гул». Попробуем рассмотреть в стихотворении нечто большее, чем то, что очевидно.

Вспомним о философских воззрениях Ф.И. Тютчева.

О.: Тютчеву был дан титул «поэт природы», и он имеет право так именоваться. Но не потому, что превосходит других поэтов числом написанных «пейзажей в стихах», а потому что само восприятие природы у Тютчева особенное: Человек и Природа у Тютчева таинственно соотносятся как микрокосмос – Человек и макрокосмос – Вселенная.

У.: «Слиянность, неразделимость двух миров – природного и человеческого – и есть одна из основных примет поэтики Ф.И. Тютчева и его философии» . Если мы посмотрим на стихотворение с точки зрения мировоззрения поэта, то, обнаружим другую образную пару более важную и характерную для Тютчева, где противопоставлены не природные образы, а образы из мира природы и человека.

Вчитайтесь в текст стихотворения, попробуйте выявить лексические полюса, ключевые образы из мира природы и человека, противоположные по эмоциональному звучанию, назовите их, обосновывая свою точку зрения (коллективная работа, запись учителем на доске предложенных вариантов и коллективный выбор наиболее обоснованной точки зрения).

Вывод: Противопоставлены два образа – «материальный мир» и «духовный мир».

У.: Выпишем лексические ряды, соотносимые по смыслу с каждым из названных нами полюсов. Лексические цепочки помогут нам прояснить первоначальное эмоциональное впечатление и выявят новые оттенки и грани противопоставленных образов (коллективная работа).

У.: Какие ассоциации вызывают в нашем сознании образы, выделенные нами в стихотворении?

Задание: Выстроим ассоциативные образные цепочки, идущие от каждого лексического образа и соотнесенных с образами лексических рядов, располагая материал в таблице (работа в микрогруппах с последующим представлением результатов работы).

Материальный мир Духовный мир
Лексическая цепочка Ассоциации Лексическая цепочка Ассоциации
цвет поблекнул угасает, растворяется душа бессмертие,
Вселенная,
сущность,
божественная суть
звук уснул затихает, исчезает чувства душа, любовь
жизнь, движенье разрешились превратились в нечто иное самозабвенье упоение
мотылька полет незримый//Слышен… как такового мотылька уже нет, остался отзвук, эхо мир дремлющий покой,
неподвижность
уничтожение исчезновение,
незаметный уход
сумрак тихий
сумрак сонный
благовонный ладан,
удовольствие,
сладость

О.: Чтобы показать, что материальный мир конечен, смертен, а духовный мир (картина мироздания) – бесконечен, вечен.

У.: Какой образ сближает два противоположных мира?

О.: «Сумрак зыбкий» – та субстанция, которая в сознании лирического героя сближает эти два противоположных мира и делает возможным проникновение лирического героя в мир духовный. «Все во мне и я во всем!..». Здесь выражено растворение лирического героя «во всем».

У.: Почему же для лирического героя происходящее – «час тоски невыразимой»? В чем причина этой тоски, такой дисгармонии?

О.: Осознание собственного растворения «во всем», ощущение утраты своей индивидуальности вызывает у лирического героя чувство отчаяние и тоски. «Час тоски невыразимой!..» – в этом слышится неприятие картины мироустройства. Модель исчезновения материального мира вызывает страх перед конечностью земного существования.

У.: Но на этом стихотворение не заканчивается. Во второй строфе продолжает жить только духовный мир. И побеждает желание лирического героя познать, что же находиться за гранью, заглянуть за пределы материального мира, слиться со Вселенной.

Как это желание выражено в стихотворении?

О.: «Сумрак тихий, сумрак сонный, // Лейся в глубь моей души», «Все залей и утиши», «Чувства мглой самозабвенья// Переполни через край!..», «С миром дремлющим смешай…»

У.: Тоска по единству человеческой души и природы оборачивается страстным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья».

В чем необычность выражения «вкусить уничтоженья»?

О.: Вкушают обычно удовольствие, сладость. Значит в этом «уничтожении» для лирического героя есть удовольствие. «Уничтожение» мы можем здесь понимать как желанное слияние с миром духовным.

У.: Для того, чтобы точнее сформулировать авторскую позицию анализ образной системы стихотворения мы дополним обращением и композиции стихотворения, художественным деталям, второстепенным элементам текста (работа в микрогруппах с последующей публичной защитой результатов исследований).

Задания для микрогрупп:

  1. Какова композиционная организация стихотворения? Насколько композиция поддерживает ключевые образы, выделенные нами?
  2. Какие художественные средства способствуют созданию ключевых образов, уточнению и расширению их значений?
  3. Почему «тени сизые», а не серые, не темные? Каково значение глагола «смесились»?
  4. В чем особенность звуковой организации стиха и как этот художественный прием помогает в создании образной системы?
  5. Какой поэтический смысл передан повелительным наклонением глаголов во 2 строфе?
  6. Как автор использует ритмический рисунок для усиления эмоционального напряжения? В чем особенности синтаксической организации стихотворения?

У.: Действительно, композиция стихотворения поддерживает ключевые образы, выделены нами. Первая строфа стихотворения – изображение «материального мира», при этом взгляд лирического героя направлен «вокруг себя». Вторая строфа, где взгляд лирического героя обращен «внутрь себя» – «духовный мир».

Первая строфа вызывает негативные эмоции у лирического героя, что подтверждает анализ художественных средств и приемов, выполненный нами.

Во второй строфе мы слышим мотив смирения с картиной мироздания и приятие картины мироустройства.

Ф.И. Тютчев – православный человек. Для него духовные принципы, провозглашенные Иисусом Христом – единственная система ценностей, в которой любовь, добро, сострадание являются сутью человеческого бытия, а «совершенный человек» воплощает в себе полноту Божественного. Стремление к совершенству – для Тютчева смысл земной жизни .

Каково «событие переживания», выраженное в стихотворении?

О.: Ощущение слияния с Макрокосмосом – это осознание лирическим героем единства человеческой души и Вселенной, осмысления себя частицей божественного мира.

1. Формулирование особенностей поэтики Тютчева.

У.: И.С. Аксаков, известный публицист, поэт, общественный деятель 19 века так писал о поэзии Тютчева: «У него не то, что мыслящая поэзия, а поэтическая мысль; не чувство рассуждающее, мыслящее, а мысль чувствующая и живая».

В чем же особенность поэтики Тютчева? (коллективная работа, запись в рабочие тетради выводов)

  1. Особенность художественного мира поэта – философская наполненность его произведений.
  2. Для выражения мира человеческой души Тютчев использует образы из мира природы.
  3. Человек изображается поэтом не на фоне природы, а «внутри» нее, как ее неотъемлемая часть. Обращение к миру природы помогает поэту передать переживания лирического героя, внутренний мир которого неотделим от мира природы.
  4. Поэт побуждает читателя самого «дорисовать» то, что едва намечено в поэтическом образе и угадывается по характерным признакам предметов или явлений.

V. Подведение итогов

1. Беседа:

1. Каков художественный принцип Ф.И. Тютчева.
2. В чем специфика поэтики Ф.И. Тютчева.

2. На следующем уроке мы обратимся к лирике позднего периода творчества поэта и проследим эволюцию образов и настроений.

VI. Сообщение домашнего задания.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева («Тихой ночью, поздним летом…», «Святая ночь на небосклон взошла…», «Осенний вечер» – по выбору).

Список литературы

  1. Каганович С.Л.
Обучение анализу поэтического текста: методическое пособие для учителей-словесников. [Текст]/ С.Л. Каганович. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006. – 112 с.
  • Роговер Е.С.
  • Русская литература второй половины XIX века: учебное пособие. [Текст]/ Е.С. Роговер. – С-Пб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2004.– 352 с.