Центр объединения восточнославянских племен. Славянские племена

История возникновения такого великого и могущественного народа, как славяне, интересовала множество поколений и не перестает терять к себе интерес даже в наше время. Происхождение восточных славян интересовало многих историков, и об этом до сих пор ведутся споры. В древности славянами восхищались такие великие умы и писари, как Епископ Оттон Бамберский, император Византии Маврикий Стратег, Прокопий Писарийский, Иордан и многие другие. Подробнее, кто такие славяне, откуда они пришли и как образовали первую общину читайте в нашей статье.

Восточные славяне в древности

Определенной теории о том, где находилась прародина древних славян ещё не выведено. Историки и археологи вот уже на протяжении нескольких десятков лет ведут споры, и одна из самых главных – это византийские источники, которые утверждают, что восточные славяне в древности ближе к VI веку до н.э. занимали огромную территорию Центральной и Восточной Европы, а также делились на три группы:

  1. венеды (проживали у бассейна Вислы);
  2. склавины (проживали между верховьем Вислы, течением Дуная и Днестром);
  3. анты (проживали между Днепром и Днестром).

Как утверждают историки, данные три группы славян в дальнейшем образовали следующие ветви славянства:

  • южные славяне (склавины);
  • западные славяне (венеды);
  • восточные славяне (анты).
    • Исторические источники VI века утверждают, что какой-либо раздробленности между славянами в это время не было, так как у племенные союзы восточных славян имели схожий и язык, и обычаи, и законы. У них также был схож образ жизни, нравы и любовь к свободе. Славяне вообще отличились очень большой волей и любовью к свободе, и в качестве раба у них выступал лишь военнопленный, причем это было не пожизненное рабство, а лишь на определенный период времени. Позже пленного могли выкупить, либо его отпускали и предлагали стать частью общины. Издавна древние славяне жили в народоправстве (демократии). По своему темпераменту отличались сильным характером, выносливостью, отвагой, сплоченностью, были гостеприимны к чужестранцам, отличались от остальных языческим многобожием и особыми продуманными обрядами.

      Племена восточных славян

      Самые ранние племена восточных славян, о которых писали летописцы, были поляне и древляне. В основном они расселялись в лесах и полях. Древляне часто жили за счет налетов на своих соседей, от чего часто страдали поляне. Именно эти два племени основали Киев. Древляне находились на территории современной Украины на Полесье (Житомирская область и западная часть Киевской области). Поляне населяли земли около среднего течения Днепра и по его правую сторону.

      После дреговичей шли кривичи и полочане. Они населяли современную территорию Псковской, Могилёвской, Тверской, Витебской и Смоленской областей РФ, а также восточную часть Латвии.

      После них были новгородские славяне. Так прозывали себя только коренные жители Новгорода и тех, кто жил на соседних землях. Также, летописцы писали, что новгородские славяне – это славяне ильменские, которые были выходцами из племен кривичей.

      Северяне также были выселенцами кривичей, и населяли современную территорию Черниговской, Сумской, Курской и Белгородской областей.

      Радимичи и вятичи были выселенцами ляхов, и назывались так от имен родоначальников. Населяли радимичи междуречье верхней части Днепра, а также Десны. Ещё их поселения были расположены по всему течению Сожи и всех его притоков. Вятичи населяли верхнюю и среднюю Оку и Москву-реку.

      Дулебы и бужани – это названия одного и того же племени. Они располагались на Западном Буге, и так как в летописях о них писали, что данное племя располагалось в одно и то же время в одном месте, то их после прозывали волынянами. Дулеб можно также рассматривать как отрасль хорватского племени, который поселился до сегодняшнего дня на берегах Волыни и Буга.

      Последними племенами, которые населяли Юг, были уличи и тиверцы. Уличи располагались вдоль нижнего течения Южного Буга, Днепра и побережья Черного моря. Тиверцы же находились в междуречье Прута и Днепра, а также Дуная и Буджакского побережья Черного моря (современная территория Молдавии и Украины). Эти же племена оказывали на протяжении сотен лет сопротивление русским князьям, и Иорнаду и Прокопию они были так же известны, как анты.

      Соседи восточных славян

      На рубеже II-I тыс. до н.э. соседями древних славян были киммерийцы, которые населяли Северное Причерноморье. Но уже в VIII-VII вв. до н.э. их вытеснили из земель воинственное племя скифов, которые годы спустя основали на этом месте собственное государство, которое будет всем известно, как Скифское царство. Им подчинялись многие скифские племена, которые расселились в низовьях Дона и Днепра, а также в причорноморских степях от Дуная, до Крыма и Дона.

      В III веке до н.э. с востока из-за Дона на Северное Причерноморье стали переселяться племена сарматов. Большая часть скифских племен ассимилировалась с сарматами, а оставшаяся часть сохранила свое прежнее название и переселилось в Крым, где продолжало существовать Скифское царство.

      В эпоху Великого переселения народов, на Причерноморье переселились восточногерманские племена – готы. Они существенно повлияли на экономику и культуру Северного Причерноморья, нынешней территории Украины и России. После готов пришли гунны, которые разрушали и грабили все на своем пути. Именно из-за их частых нападений прадеды восточных славян были вынуждены переселиться ближе к северу в лесостепной полосе.

      Последние, кто оказал не малое влияние на переселение и образование славянских племен были тюрки. В середине VI века с востока пришли прототюрские племена, которые образовали на огромной территории, простирающейся от Монголии до Волги, Тюрский каганат.

      Таким образом, с приходом все новых и новых соседей, происходило расселение восточных славян ближе к нынешней территории Украины, Беларуси и России, где в основном преобладала лесостепная зона и болота, возле которых строились общины и которые защищали роды от набегов воинственных племен.

      В VI-IX веках территория расселения восточных славян простиралась с востока на запад начиная с верховьев Дона и Средней Оки и до Карпат, а с юга на север от Среднего Поднепровья и до Невы.

      Восточные славяне в догосударственный период

      Восточные славяне в догосударственный период в основном образовывали небольшие общины и роды. Во главе рода стоял «родоначальник» - старейшина общины, который принимал окончательное решение за свое племя. Племена часто переезжали с места на место, так как основное занятие древних славян было земледелие, и им требовалась новая земля для вспахивания. Вспахивали землю либо на поле, либо рубали лес, сжигали поваленные деревья и после засеивали все семенами. Обрабатывалась земля зимой, чтобы к весне она уже была отдохнувшей и полной сил (зола и навоз хорошо удобряли земельный участок под посев, помогая ей достичь большей урожайности).

      Ещё одной причиной постоянных переездов славянских племен были нападения соседей. Восточные славяне в догосударственный период часто страдали от набегов скифов и гуннов, из-за чего, как мы писали выше, им пришлось заселить земли ближе к северу на лесной местности.

      Основная религия восточных славян – языческая. Все их боги были прообразами природных явлений (самый главный бог Перун – бог Солнца). Интересный тот факт, что языческая религия древних славян берет начало ещё у религии древних индонезийцев. В течении всего переселения, она часто подвергалась изменениям, так как многие обряды и образы были заимствованы у соседних племен. Не все образы в древней славянской религии считались богами, так как Бог в их понятии – это дающий удел, богатство. Как и в античной культуре, боги делились на небесных, подземных и земных.

      Образование государства у восточных славян

      Образование государства у восточных славян произошло на рубеже IX-X веков, так как роды становились более открыты а племена более дружественны. После их объединения в единую территорию требовался грамотный и сильный лидер – князь. Пока во всей Северной, Восточной и Центральной Европе племена объединялись в Чешское, Великоморавское и Древнепольское государства, восточные славяне пригласили править своим народом заморского князя, по имени Рюрик , после чего и образовалась Русь. Центром Руси был Новгород, но когда Рюрик умер, а его законный наследник, Игорь, был ещё мал, князь Олег взял власть в свои руки и, убив Аскольда и Дира, присоединил Киев. Так образовалась Киевская Русь.

      Подведя итог можно сказать, что наши предки пережили очень много бед, но выдержав стойко все испытания, основали одно из сильнейших государств, которое живет и процветает по сегодняшний день. Восточные славяне – одна из сильнейших этнических групп, которая со временем объединилась и основала Киевскую Русь. Их князья с каждым годом завоевывали все больше территорий, объединяя их в одно единое великое государство, которое боялись царства, существующие намного дольше с более развитой экономикой и политикой.

Часть общего славянского народа, заселившая в раннем Средневековье территорию Восточно-Европейской равнины, образовала группу восточнославянских племен (они заметно отличались от южных и западных славян). Этот конгломерат соседствовал с множеством самых разных народов.

Появление восточных славян

Современная археология располагает всеми необходимыми материалами для того, чтобы детально осветить, где и как жили восточнославянские племена и их соседи. Как сформировались эти раннесредневековые общины? Еще в римскую эпоху славяне заселили среднее течение Вислы, а также верховья Днестра. Отсюда началась колонизация на восток - на территорию современной России и Украины.

В V и VII вв. славяне, селившиеся в Поднепровье, соседствовали с антами. В VIII столетии в результате новой мощной миграционной волны сформировалась еще одна культура - роменская. Ее носителями были северяне. Эти восточнославянские племена и их соседи заселили бассейны рек Сейма, Десны и Сулы. От других «родственников» их отличали узкие лица. Северяне селились в перелесках и полях, перерезанных лесами и болотами.

Колонизация Волги и Оки

В VI веке началась колонизация восточными славянами будущего Русского Севера и междуречья Волги и Оки. Здесь переселенцы столкнулись с двумя группами соседей - балтами и финно-уграми. Первыми на северо-восток двинулись кривичи. Они заселили верховья Волги. Севернее проникли ильменские словене, которые остановились в регионе Белого озера. Здесь они столкнулись с поморами. Также ильменцы заселили бассейн Мологи и Ярославское Поволжье. Вместе с племенами смешивалась и обрядность.

Восточнославянские племена и их соседи поделили современное Подмосковье и Рязанский край. Здесь колонизаторами выступили вятичи, в меньшей степени - северяне и радимичи. Свой вклад внесли и донские славяне. Вятичи дошли до и расселились по берегам Характерной особенностью этих колонизаторов были По ним археологи и определили ареал расселения вятичей. Северо-Восточная Русь привлекала переселенцев стабильной сельскохозяйственной базой и ресурсами пушнины, к тому времени уже истощившимися в других регионах расселения славян. Местные жители - мерь (финно-угры) - были малочисленны и вскоре растворились среди славян или были вытеснены ими еще дальше на север.

Восточные соседи

Заселив верховья Волги, славяне стали соседями волжских болгар. Они жили на территории современного Татарстана. Арабы считали их самым северным народом мира, исповедовавшим ислам. Столицей царства волжских болгар был город Великий Булгар. Его городище сохранилось до наших дней. Военные столкновения между волжскими болгарами и восточными славянами начались уже в период существования единой централизованной Руси, когда ее общество перестало быть строго племенным. Конфликты чередовались с периодами мира. В это время прибыльная торговля по великой реке приносила обеим сторонам значительный доход.

Расселение восточнославянских племен на своих восточных рубежах также уткнулось в территорию, населенную хазарами. как и волжские болгары, был тюркским. В то же время хазары были иудеями, что было довольно необычно для тогдашней Европы. Они контролировали значительные территории от Дона до Каспия. Сердце находилось в низовьях Волги, где недалеко от современной Астрахани существовала хазарская столица Итиль.

Западные соседи

Западной границей расселения восточных славян считается Волынь. Оттуда до Днепра жили дулебы - союз нескольких племен. Археологи причисляют его к пражско-корчакской культуре. В союз входили волыняне, древляне, дреговичи и поляне. В VII веке они пережили аварское нашествие.

Восточнославянские племена и их соседи в этом регионе жили в степной полосе. Западнее начиналась территория западных славян, в первую очередь поляков. Отношения с ними обострились после создания Руси и принятия Владимиром Святославичем православия. Поляки были крещены по католическому обряду. Между ними и восточными славянами велась борьба не только за Волынь, но и за Галицию.

Борьба с печенегами

Восточные славяне в период существования языческих племен так и не смогли колонизировать Причерноморье. Здесь заканчивалась так называемая «Великая Степь» - степной пояс, расположенный в сердце Евразии. Причерноморье притягивало самых разных кочевников. В IX веке там поселились печенеги. Эти орды жили между Русью, Болгарией, Венгрией и Аланией.

Закрепившись в Причерноморье, печенеги уничтожили в степях оседлые культуры. Исчезли приднестровские славяне (тиверцы), а также донские аланы. В X веке начались многочисленные русско-печенежские войны. Не могли ужиться друг с другом восточнославянские племена и их соседи. ЕГЭ уделяет печенегам немало внимания, что неудивительно. Эти свирепые кочевники жили только за счет грабежей и не давали покоя киевлянам и переяславцам. В XI веке на их место пришел еще более грозный враг - половцы.

Славяне на Дону

Славяне начали массово осваивать Среднее Подонье на рубеже VIII - IX вв. В это время здесь появляются памятники боршевской культуры. Ее важнейшие атрибуты (керамика, домостроительство, следы обрядов) показывают, что колонизаторы Подонья произошли из юга-запада Восточной Европы. Донские славяне не были ни северянами, ни вятичами, как предполагали исследователи до последнего времени. В IX веке в результате инфильтрации населения среди них распространился курганный обряд погребения, который был идентичен вятичскому.

В X столетии русские славяне и их соседи в этом регионе пережили грабительские набеги печенегов. Многие покинули Подонье и вернулись в Поочье. Именно поэтому можно сказать, что Рязанская земля заселялась с двух сторон - из южных степей и с запада. Возвращение славян в Донской бассейн произошло только в XII веке. На этом направлении на юге новые колонизаторы добрались до бассейна и полностью освоили бассейн реки Воронеж.

Рядом с балтами и финно-уграми

Радимичей и вятичей соседствовали с балтами - жителями современных Литвы, Латвии и Эстонии. Их культуры обзавелись некоторыми общими чертами. Это неудивительно. Восточнославянские племена и их соседи, кратко говоря, не только торговали, но и влияли на этногенез друг друга. Например, в городищах вятичей археологи находили неестественные для других родственных им племен шейные гривны.

Своеобразная славянская культура сложилась около балтов и финно-угров в области Псковского озера. Здесь появились длинные валообразные курганы, которые пришли на смену грунтовым могильникам. Такие строили только здешние восточнославянские племена и их соседи. История развития похоронных обрядов позволяет специалистам тщательнее познакомиться с прошлым язычников. Предки псковичей строили наземные срубные постройки с каменками или глинобитнами печами (вопреки южному обычаю полуземлянок). Также они занимались подсечно-огневым земледелием. Следует отметить, что псковские длинные курганы распространились до полоцкого Подвинья и смоленского Поднепровья. В их регионах влияние балтов было особенно сильным.

Влияние соседей на религию и мифологию

Как и многие другие славяне жили согласно патриархально-родовому строю. Из-за этого у них возник и поддерживался культ семьи и культ похорон. Славяне были язычниками. Самыми важными богами их пантеона считаются Перун, Мокошь и Велес. На славянскую мифологию повлияли кельты и иранцы (сарматы, скифы и аланы). Эти параллели проявлялись в образах богов. Так, Дажьбог похож на кельтское божество Дагду, а Мокошь сходна с Махой.

Много общего в верованиях имели язычники-славяне и их соседи. История балтийской мифологии оставила имена богов Перкунаса (Перуна) и Вельняса (Велеса). Мотив мирового древа и наличие драконов (Змея Горыныча) сближает славянскую мифологию с германо-скандинавской. После того как единая общность разделилась на несколько племен, верования стали обзаводиться региональными отличиями. Например, жители Оки и Волги испытали уникальное влияние мифологии финно-угров.

Рабство у восточных славян

Согласно официальной версии, у восточных славян раннего Средневековья было распространено рабство. Пленников брали, как водится, на войне. Например, арабские писатели того времени утверждали, что восточные славяне брали много рабов в войнах с венграми (а венгры, в свою очередь, брали в рабство захваченных славян). Этот народ находился в уникальном положении. Венгры по происхождению - финно-угры. Они мигрировали на запад и заняли территории вокруг среднего течения Дуная. Таким образом, венгры оказались ровно между южными, восточными и западными славянами. В связи с этим возникали регулярные войны.

Славяне могли продавать рабов в Византии, Волжской Болгарии или Хазарии. Хотя большая их часть состояла из захваченных в войнах иноземцев, в VIII веке появились невольники и среди своих же сородичей. Славянин мог попасть в рабство из-за преступления или нарушения нравственных норм.

Сторонники иной версии отстаивают свою точку зрения, согласно которой на Руси рабства как такового не существовало. Наоборот, в эти земли невольники стремились потому, что здесь каждый считался свободным, ибо славянское язычество не освящало несвободу (зависимость, рабство) и социальное неравенство.

Варяги и Новгород

Прообраз древнерусского государства возник в Новгороде. Его основали ильменские словене. До IX века их история известна довольно отрывочно и плохо. Рядом с ними жили варяги, которых в западноевропейских летописях называли викингами.

Скандинавские конунги периодически покоряли ильменских словен и заставляли их платить дань. Жители Новгорода искали у иноземцев защиты от других соседей, для чего звали их военачальников княжить у себя. Так на берега Волхова пришел Рюрик. Его преемник Олег покорил Киев и заложил основы Древнерусского государства.

Славяне входили в древнее индоевропейское единство, включавшее в себя предков германцев, балтов, славян и индоиранцев. С течением времени из массы индоевропейских племен стали выделяться общности с родственными языком, хозяйством и культурой. Одним из таких объединений и стали славяне.

Примерно с 4-го в., наряду с другими племенами Восточной Европы, славяне оказались в центре масштабных миграционных процессов, известных в истории как великое переселение народов. В течение 4-8-го вв. они заняли новые обширные территории.

Внутри славянской общности стали складываться союзы племен - прообразы будущих государств.

В дальнейшем из общеславянского единства выделяются три ветви: южные, западные и восточные славяне. К этому времени славяне упоминаются в византийских источниках как анты.

Южнославянские народы (сербы, черногорцы и др.) образовались из славян, которые поселились в пределах Византийской империи.

К западным славянам относятся племена, расселившиеся на территории современных Польши, Чехии и Словакии.

Восточные славяне заняли огромное пространство между Черным, Белым и Балтийским морями. Их потомками являются современные русские, белорусы и украинцы.

География расселения восточнославянских племен во второй половине 1-го тысячелетия описана в .

В 4-8-м вв. восточные славяне для защиты от внешних нападений объединились в 12 территориальных союзов племен: поляне (средний и верхний Днепр), (южнее Припяти), хорваты (верховья Днестра), тиверцы (нижний Днестр), уличи (южный Днестр), северяне (реки Десна и Сейм), радимичи (река Сож), вятичи (Верхняя Ока), дреговичи (между Припятью и Двиной), кривичи (верховья Двины, Днепра и Волги), дулебы (Волынь), словене (озеро Ильмень).

Племена славян складывались по принципу этнической и социальной однородности. В основе объединения было кровное, языковое, территориальное и религиозно-культовое родство. Основной религией верования восточных славян до конца 10-го в. было язычество.

Восточные славяне жили в небольших поселках. Их дома представляли собой полуземлянки, оборудованные печами. Славяне селились по возможности в труднодоступных местах, обнося поселения земляным валом.

Основа их хозяйственной деятельности - пашенное земледелие: в восточной части - подсечно-огневое, в лесостепной - переложное. Основными пахотными орудиями были соха (на севере) и рало (на юге), которые имели железные рабочие части.

Основные сельскохозяйственные культуры: рожь, пшеница, ячмень, просо, овес, гречиха, бобы. Важнейшими отраслями хозяйственной деятельности были скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда).

Развитие земледелия и скотоводства привело к появлению избыточного продукта и, как следствие, дало возможность самостоятельного существования отдельных семей. В 6-8-м вв. это ускорило процесс распада родовых объединений.

Ведущую роль во взаимоотношениях соплеменников стали играть хозяйственные связи. Соседская (или территориальная) община получила название верви. Внутри этого образования существовала собственность семей на землю, а лесные, водные угодья и сенокосы были общими.

Профессиональными занятиями восточных славян были торговля и ремесло. Эти занятия стали культивироваться в городах, укрепленных поселениях, возникших в племенных центрах или вдоль водных торговых путей (например, «из варяг в греки»).

Постепенно в племенах начало складываться самоуправление из племенного совета, военных и гражданских вождей. Образовавшиеся союзы привели к возникновению более крупных общностей.

Во второй половине 1-го тысячелетия сформировалась русская народность, основу которой составили восточные славяне.

Восточнославянские племена и их соседи

Славяне — одна из наиболее крупных групп европейского населения, имеющая коренное (автохтонное) происхождение. В качестве отдельной этнической общности славяне сформировались на рубеже новой эры, обособившись от более крупной индоевропейской общности. Первые письменные упоминания о них можно встретить в произведениях римских историков-летописцев І-ІІ вв. — Плиния Старшего, Тацита, Птолемея. Источников, проливающих свет на раннюю историю славян, немного. Это объясняется отсутствием у них письменности и удалённостью от крупных цивилизационных центров той эпохи. Фрагментарные сведения можно почерпнуть из работ римских, византийских, арабских, персидских историков и географов, а также благодаря данным археологических раскопок и сравнительному анализу славянских языков.

Происхождение славян

В современной исторической науке наиболее распространёнными теориями происхождения славян являются автохтонная и миграционная. Суть автохтонной теории состоит в том, что славяне — это коренное население Восточной Европы. Согласно этой точке зрения, восточные славяне — потомки носителей зарубинецкой (III в. до н. э. — II в. н. э.) и черняховской (ІІ-IV вв.) археологических культур.

С предками славян большинство приверженцев этой теории соотносят материалы, относящиеся к зарубинецкой культуре. Сообщество её носителей проживало вдоль берегов Среднего Поднепровья, Припяти и Десны на рубеже III-II вв. до н. э. — I в. н. э. Зарубинецкие памятники соответствуют времени существования единого древнеславянского (венедского) массива. К формированию же восточных славян — антов непосредственное отношение имело население северного ареала распространения черняховской культуры (II-IV вв. н. э.). Она была насыщена провинциальными римскими влияниями, которые в то время были распространены в Юго-Восточной и Центральной Европе. Материальные находки свидетельствуют, что культура черняховского сообщества также содержала скифо-сарматские, фракийские и германские элементы. Славяне в составе этой пестрой культуры, видимо, были политически несамостоятельны, особенно после появления в Северном Причерноморье племён готов и создания ими военного союза.

Сторонники миграционной теории утверждают, что славяне являются пришлым населением, которое появилось в Восточной Европе в первых веках нашей эры, а их прародиной был бассейн рек Одера, Рейна и Вислы. На рубеже І-ІІ вв. н. э., под давлением воинственных германских племён, они пересекли Вислу, а уже к IV-V вв. достигли Днепра.

Другая версия миграционной теории предполагала, что проникновение славян в восточноевропейский регион происходило от южного побережья Балтики до берегов Ладоги, где позже ими будет основан один из главных племенных центров — Новгород. Параллельно с процессом расселения происходила ассимиляция славянами представителей местного финно-угорского населения, ранее проживавшего на этих территориях. Тем не менее, отдельные народы этой группы и сегодня проживают в Российской Федерации (мордва, марийцы, коми).

Расселение славян

В период Великого переселения народов (II-VI вв.) славяне уже заселили значительную территорию Европы, впоследствии разделившись на три группы — венедов, склавинов и антов, что соответствовало нынешним западным, южным и восточным славянам:

  • западные (чехи, словаки, поляки, лужицкие сербы, кашубы);
  • южные (болгары, хорваты, сербы, словенцы, македонцы, боснийцы, черногорцы);
  • восточные (русские, украинцы, белорусы).

Готское нашествие IV в. приостановило исторически первый процесс культурной, экономической и политической консолидации славянства. Разделение венедов готским «клином» на восточную и западную группы привело к возникновению антов Поднепровья и склавинов Поднестровья. Последние ассоциируются с пражской археологической культурой. А северо-западная окраина славянского мира после завершения готского нашествия продолжила носить прежнее общеславянское название венетов (комплекс археологических памятников в Центральной и Северной Польше).

Вначале анты терпели поражения от готов, но вскоре процессы их консолидации и самоутверждения продолжились, что способствовало образованию в будущем мощных военно-политических союзов. В отличие от достаточно мирных племён зарубинецкой культуры, тогдашнее славянство становится более воинственным, склонным к агрессии, экспансии на земли соседей. Поэтому именно анты превратились в главную силу, противостоявшую готам. Несколько позже славяне заняли место готского объединения в Юго-Восточной Европе.

Эти события, датированные концом IV-V вв., дали импульс к формированию новой этнокультурной и социально-экономической общности, в которой славянам принадлежало ведущее место. Находки этого времени, обнаруженные на границе лесостепной и полесской зон Восточной Европы, свидетельствуют о том, что именно эта местность стала прародиной раннесредневековых восточнославянских культур и отсюда во времена Великого переселения народов, с конца V в., началось расселение славян в северо-восточном, южном и юго-западном направлениях.

Восточные славяне занимали территорию от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге, и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. В летописях встречаются упоминания 13 разных племенных групп восточных славян (поляне, северяне, радимичи, кривичи, ильменские словене, дреговичи, тиверцы, дулебы, белые хорваты, волыняне, бужане, уличи, полочане). Все они имели общие этнические черты. Восточных славян также упоминали византийские историки Прокопий Кесарийский и Иордан. К примеру, Прокопий Кесарийский так писал о них: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издавна живут в народоправстве, и поэтому у них успехи и неудачи воспринимаются как общее дело… У тех и других схожий язык... А ранее даже имя у славян и антов было единым». Вступая в битву, большинство идёт на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках. Панциря же никогда на себя не надевают; некоторые не имеют ни хитона, ни плаща, только штаны... Все они и высокие, и очень сильные... Образ жизни (их) грубый и неприхотливый...».

После 602 г. в письменных источниках анты не упоминаются. Их исчезновение с исторической авансцены объясняется поражением от племенного союза аваров. Северная часть антов слилась со склавинами, а остальные перешли Дунай и осели в Византии.

Славяне, постепенно расселяясь по Восточно-Европейской равнине, контактировали с проживавшими там племенами финно-угров и балтов, ассимилируя их. На протяжении VI-IX вв. происходил процесс объединения славян в общности, которые, помимо родового, уже обладали и территориально-политическим характером. Племенные союзы (Славия, Артания, Куявия) стали первыми протогосударственными объединениями восточных славян.

К наиболее ранним археологическим культурам, отождествляемым с восточными славянами, относят Киевскую (II-V вв.) и Пеньковскую (VI-нач. VIII в.). Археологические раскопки в целом подтвердили летописные данные о расселении славянских племён.

Соседи славян

На формирование восточнославянского этноса, его культуры существенное влияние оказали соседи славян. В первых веках нашей эры славяне тесно контактировали с народами индоиранской группы, главным образом — сарматами, а также с греческим населением античных городов-государств Северного Причерноморья. Позже поддерживали тесные отношения с племенами балтской группы. Заметный след оставили контакты с аварами, болгарами, хазарами, викингами. С V в. устанавливаются отношения восточных славян с Византийской империей.

Особую роль в жизни славян занимали отношения со степными кочевыми народами. В VI в. тюркоязычные авары (обры) сумели создать собственное государство, территория которого охватила большую часть южнорусских степей. Аварский каганат пал под ударами Византийской империи в 625 г.

В VII-VIII вв. на месте существования Аварского каганата возникли Болгарское царство и Хазарский каганат, а в районе Алтая — Тюркский каганат. Эти государственные образования не имели прочной структуры. Основным видом деятельности населявших их кочевников были постоянные военные походы. После того, как Болгарское царство распалось, часть его жителей отправилась к Дунаю, где вскоре ассимилировала с проживавшими там племенами южных славян, которые приняли имя кочевого народа — болгар. Другая часть тюркских болгар нашла новое пристанище в районе среднего течения Волги, создав Волжскую Болгарию (Булгарию). По соседству с её землями в середине VII в. возник Хазарский каганат. Со временем хазары стали контролировать земли Нижнего Поволжья, степи Северного Кавказа, Причерноморья и частично Крым. Хазарский каганат вплоть до конца IX в. облагал данью племена славян из Приднепровья. Таким образом, между VI-IX вв. вследствие продолжительной и сложной перегруппировки славянских племён, находившихся в постоянном взаимодействии с полиэтничной средой их обитания (балтами, финно-уграми, потомками кочевников Северного Причерноморья, тюрками и др.) и соседними народами (арабами, византийцами, скандинавами), произошло формирование общих черт этнического облика восточных славян, проживавших на территории Восточной Европы.

Занятия

Система хозяйствования восточных славян базировалась на земледелии (подсечно-огневом и переложном) и скотоводстве. Во время археологических раскопок часто обнаруживают остатки злаковых (ржи, пшеницы, ячменя, проса) и огородных культур (репы, капусты, свёклы, моркови, редьки, чеснока и др.). Типы земледельческих культур зависели от климатических условий.

В северных лесистых землях доминировала подсечно-огневая система. В первый год деревья подрубали, а на следующий их сжигали, выкорчёвывая пни. Полученная зола использовалась в качестве удобрения при посеве зерновых. В качестве орудий труда применяли мотыги, топоры, сохи, бороны и заступы. С помощью последних осуществлялось взрыхление почвы. Сбор урожая производили серпами. Молотили цепами. Для размалывания зерна использовали каменные зернотёрки и ручные жернова.

На юге приоритет был у переложной системы земледелия. Так как плодородных земель было больше, земельные участки засевали в течение двух-трёх лет подряд. Когда урожайность падала, начинали обрабатывать новые участки (перекладывались). Основными орудиями труда были соха, рало, деревянный плуг, оснащённый железным лемехом.

С земледелием тесно переплеталось скотоводство, которое имело вспомогательное значение. Славяне преимущественно разводили свиней, коров, мелкий рогатый скот. Как рабочий скот в южных районах использовались волы, а в лесистой северной полосе — лошади.

Также есть сведения о том, что восточные славяне занимались рыболовством, бортничеством (собирание мёда диких пчел), охотой, особенно ценилась добыча пушного зверя (белки, куницы, соболя). Существовали различные виды ремёсел (кузнечное, ткацкое, гончарное). Обработкой металлов, изготовлением орудий труда из железа, а так же украшений из драгоценных металлов, занимались настоящие профессионалы — мастера своего дела. В то же время гончарное, ткацкое ремесло, выделка шкур, работа по камню и дереву из-за сохранявшегося натурального образа жизни оставалась на достаточно примитивном уровне. К примеру, об этом свидетельствуют находки фрагментов лепной керамики, присущей большинству славянских культур, тогда как изделия, выполненные с помощью гончарного круга, встречались значительно реже.

Интенсивно развивалась торговля, которая в основном имела характер натурального обмена. Лишь в ареале распространения черняховской культуры часто использовались римские серебряные динарии. Основными предметами экспорта были меха, мёд, воск, зерновые, покупали же ткани и драгоценности.

Огромное значение для развития восточнославянских племён, становления их государственности, имело прохождение через их земли знаменитого торгового пути «из варяг в греки», связывавшего Северную и Южную Европу.

Общественный строй

Развитие общества происходило в направлении от первобытной общины в первых веках нашей эры к соседской общине (мир, вервь). На смену родовым связям, пришедшим в упадок, приходят территориальные. Теперь членов рода стали объединять общность территории и ведения хозяйства. Частная собственность уже существовала (дома, приусадебные участки, домашний скот, рабочий инвентарь), но земля, лесные и промысловые угодья, водоёмы оставались в общем владении. Главные вопросы решало народное собрание — вече.

Постепенно возрастала роль знати и вождей, обогащавшихся во время войн. Это вызвало имущественное расслоение. В это время значительное развитие получили общественные институты, присущие стадии военной демократии. Выделилась родоплеменная знать: вожди и старейшины. Они окружали себя дружинами, т. е. вооружённой силой, неподвластной вечевым порядкам и способной принудить рядовых общинников к повиновению.

Археологические данные и византийские историки указывают, что дружины у восточных славян появились в VI-VII вв. Дружину делили на старших (послы, княжеские управители, наделённые собственной землёй) и младших (жили при князе, обслуживая его двор и хозяйство). Князья отправляли дружинников к покорённым племенам с целью сбора дани. Подобные походы назывались полюдьем. Дань, как правило, собирали с ноября по апрель, а завершали во время весеннего ледохода, когда князья возвращались в Киев. Данью облагали крестьянский двор (дым) либо земельную площадь, которая обрабатывалась крестьянским двором (рало, плуг).

Так в среде славян складывались первые признаки государственности. В первую очередь они были заметны в тех восточнославянских землях, где уровень экономического развития был выше по сравнению с другими территориями. Это касалось земель полян и новгородских словен.

Верования

Заметную роль в жизни восточнославянских племён играло язычество, которое долгое время выступало базисом их духовной и материальной культуры. Язычество — политеизм, вера во множество богов. Большинство современных специалистов относят языческие верования славян к анимизму, так как славянские божества, как правило, олицетворяли разные силы природы, отражая социальные и общественные отношения того времени.

Важная роль в славянском язычестве была отведена волхвам — служителям языческого религиозного культа дохристианского периода. Считалось, что волхвы могут влиять на силы природы, предсказывать будущее и лечить людей. Боги язычества олицетворяли силы природы, одновременно почитались духи, демоны и т. п. Византийский историк Прокопий Кесарийский отмечал, что «…они считают, что только Бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды...».

К главным богам славян относятся:

  • Перун — бог грома, молнии, войны;
  • Сварог — бог огня;
  • Велес — покровитель скотоводства;
  • Мокошь — богиня, оберегавшая женскую часть племени;
  • Даждьбог (Ярило) — бог солнца;
  • Симаргл — бог подземного мира.

Существует несколько версий происхождения славян. Во время огромное количество племен центральной и восточной Европы направилось на запад. Различные гипотезы говорят о том, что славяне произошли от антов, венедов и склавенов в V-VI вв. Со временем эта большая масса разделилась на три группы: западную, южную и восточную. Представители последней расселилась на территории современной России, Украины и Белоруссии.

Восточные славяне не были единым народом. Это было невозможно из-за различий в климате и условий проживания. Было 15 племенных союзов Невзирая на относительное родство и близкое соседство, их отношения не всегда были дружелюбными.

Для удобства классификации исследователи часто группируют племенные союзы восточных славян. Таблица поможет разобраться в многочисленных названиях этих прообразов государств. В IX-X вв. все они объединились в Русь под предводительством

Северные племенные союзы

На самом севере этой ойкумены проживали словене. В историографии также закрепилось определение «ильменские» - по названию озера, вокруг которого они селились. Позже здесь появится крупный город Новгород, ставший наравне с Киевом одним из двух политических центров Руси. Этот племенной союз восточных славян был одним из самых развитых благодаря торговле с соседними народами и странами на берегах Балтийского моря. Известны их частые конфликты с варягами (викингами), из-за чего на княжение был приглашен князь Рюрик.

Южнее обосновался другой племенной союз восточных славян - кривичи. Они селились в верховьях нескольких крупных рек: Днепра, и Волги. Их главными городами были Смоленск и Изборск. В Полоцке и Витебске жили полочане.

Центральные племенные союзы

На крупнейшем притоке Волги - Оке - проживали вятичи. Это был самый восточный племенной союз восточных славян. От вятичей остались археологические памятники ромено-борщевской культуры. В основном они занимались земледелием и торговлей с волжскими булгарами.

К западу от вятичей и к югу от кривичей жили радимичи. Они владели землей в междуречье Десны и Днепра в современной Белоруссии. От этого племени почти не осталось письменных источников - только упоминания более развитых соседей.

Дреговичи жили еще западнее радимичей. К северу от них начинались владения дикого народа литвы, с которым у славян были постоянные конфликты. Но даже такая взаимосвязь оказывала большое влияние на дреговичей, которые переняли многие балтские привычки. Даже их язык изменился и позаимствовал новые слова у северных соседей.

Западные племенные союзы

На крайнем западе проживали волыняне и белые хорваты. О них даже упоминал византийский император Константин Багрянородый (в своей книге «Об управлении империей»). Он считал, что именно этот племенной союз восточных славян являлся предком балканских хорватов, живших на границах с его государством.

Волыняне также известны как бужане, получившие свое название по реке Они упоминались в Повести временных лет.

Южные племенные союзы

Причерноморские степи стали домом для уличей и тиверцев. Эти племенные союзы оказались на южных рубежах Жили они в степи и постоянно воевали с местными кочевниками тюркского происхождения - печенегами и половцами. В этом противостоянии славянам победить не удалось, и во второй половине X века они окончательно покинули Причерноморье, осев в землях волынян и перемешавшись с ними.

На юго-востоке славянской ойкумены проживали северяне. От остальных соплеменников они отличались узкой формой лица. На них большое влияние оказали степные соседи-кочевники, с которыми северяне взаимно ассимилировались. До 882 года эти племена были данниками хазар, пока Олег не присоединил их к своей державе.

Древляне

В лесах между Днепром и Припятью поселились древляне. Их столицей был Искоростень (сейчас от него осталось городище). У древлян была развита система взаимоотношений внутри племени. По сути, эта была ранняя форма государства со своим собственным князем.

Некоторое время древляне спорили со своими соседями-полянами за главенство в регионе, и последние даже платили им дань. Однако после того как Олег объединил Новгород и Киев, он подчинил себе и Искоростень. Его преемник князь Игорь погиб от рук древлян, после того как потребовал от них излишки дани. Его жена Ольга жестоко отомстила восставшим, предав огню Искоростень, который потом так и не восстановили.

Названия племенных союзов восточных славян часто имеют аналоги в разных источниках. Например, древлян также описывают как дулебский племенной союз, или дулебов. От них осталось Зимновское городище, которое в VII веке было уничтожено агрессивными аварами.

Поляне

Среднее течение Днепра облюбовали поляне. Это был самый сильный и влиятельный племенной союз. Отличные природные условия и плодородная почва позволили им не только кормить себя, но и успешно торговать с соседями - снаряжать флотилии и т. д. Именно по их территории проходил путь «Из варяг в греки», который давал им большую прибыль.

Центром полян стал Киев, находившийся на высоком берегу Днепра. Его стены служили надежной защитой от врагов. Кто был соседями племенных союзов восточных славян в этих краях? Хазары, печенеги и другие кочевники, желавшие обложить оседлый народ данью. В 882 году новгородский захватил Киев и создал единое восточнославянское государство, перенеся сюда свою столицу.