Для чего нужны насекомые на земле. Роль в природе насекомых, их практическое значение для человека. Гостиничный «корпус» и «номера»

Анастасия Кириченко

Над проектом работала вся наша семья я, муж и сын 4 лет с дочерью 11 лет

Вид проекта : долгосрочный проект с заданным результатом и элементами творчества.

Продолжительность проекта : 01.04.15-01.09.15г. 5 месяцев

Участники проекта : родители с детьми

Образовательная область : экологическое воспитание.

Объект исследования : насекомые

Цель проекта : создание условий для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые .

Задачи проекта :

Формировать элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик, их строении, способах передвижения;

Воспитывать бережное отношение к живому;

Развивать эмоциональную отзывчивость;

Развивать коммуникативные навыки;

Формировать навыки исследовательской деятельности.

Предполагаемый результат :

Знать и называть насекомых (бабочка, муравей, божья коровка) ;

Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые ;

Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;

Находить сходства и различия;

Владеть обобщающим понятием «насекомые » ;

Методы исследования :

Наблюдение, описание, сравнение

Актуальность проблемы : С приходом весны все стремятся навести порядки в саду, во дворе, и часто встречают насекомых . И не знают, приносят они пользу или вред. С Митей мы решили провести ряд исследования, о насекомых . Реакция у ребёнка была неоднозначной. Одни вызвали радость и неподдельный интерес, другие – страх и брезгливость. Были и такие решения, чтобы уничтожить насекомых . В ходе исследования, возникла проблема : «Нужны ли насекомые ? Пользу или вред они приносят?» Данный проект позволит сформировать представления о насекомых , их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

План реализации проекта :

2. Беседы и чтение про насекомых

3. Наблюдения за насекомыми

4. «Уроки тётушки совы» рассмотрение мультфильма

5. Настольные игры : «Лото» , «Божьи коровки» , Д. и. «Насекомые »

6. Поделки Панно «Появление бабочки на свет» ,

«Насекомые »

Методы исследования

Первый метод - это метод отлова-выпуска. Он заключается в том, чтобы собирать насекомых в ловушки каким-нибудь безвредным для них способом, и после изучения выпускают обратно в природу. Например, один из таких способов - установка ловчего цилиндра (ловушки Барбера) для изучения ползающих насекомых . Это так по-научному называется, а по-простому, им является обычная стеклянная банка (именно стеклянная, чтобы насекомое , попав в нее, не смогло бы вылезти назад по ее стенкам). Закапываем банку так, чтобы горлышко находилось на уровне земли, и в течении суток проверяем, кто туда попал.

Вот какие неосторожные букашки попались в нашу ловушку. Такая ловушка нам нравится тем, что в отличие от многих других (водных, липучих и т. п., насекомые в ней не погибают . После исследования их просто выпускаем на волю. Еще одна ловушка - световая.

Она нужна для "охоты" на ночных насекомых . Для этого используется любой белый материал (большой лист бумаги или просто натянутая вертикально простыня) и фонарик или лампа, освещающая его. Насекомые летят на свет и на белом фоне их можно прекрасно рассмотреть. Мы в качестве такой ловушки использовали беленную стену нашего домика. Когда стемнеет, надо включить лампу и ждать, кто прилетит на ее свет. Я уже как-то писала, что я насекомых боюсь ужасно . И еще одно дело разглядывать симпатичных божьих коровок, муравьев, а совсем другое дело встретиться лицом к лицу с ночными обитателями. А вот еще одно существо, словно бы вышедшее из моих кошмаров - мухоловка. Она не относится к насекомым - это огромная многоножка сантиметров 5-7 в длину. К счастью, мухоловка является совершенно безвредной для человека, по ночам она выползает на белые стены чтобы ловить мух.

Второй метод, с помощью сладкого приманивали насекомых .

Насекомые малы по размеру , но очень многочисленны и разнообразны. Трудно переоценить то влияние, которое они оказывают на биосферу Земли. Самый яркий и известный пример полезных насекомых – пчелы , которые собирают мед и при этом попутно опыляют растения. А как насчет остальных – муравьёв, божьих коровок, съедающих огромное количество зелени, полезность которой с первого взгляда заметить совсем не просто?

Зачем нужны насекомые ? Муравьи

Весной, как только пригревает солнышко, начинают появляться первые весенние цветы и насекомые выходят из своих зимних домиков. Все представленные насекомые проходят 4 стадии развития.

Муравьи - одни из самых интересных насекомых Строение муравья 3 пары лапок, брюшко, грудь, голова, усики и сильные челюсти. Как уже видели на схеме №1 они проходят 4 стадии развития : Яйцо, личинка, куколка, взрослая особь.

Муравьи живут семьями в гнёздах, называемых муравейниками, которые устраивают в почве, древесине, под камнями; некоторые сооружают муравейники из мелких растительных частиц и т. п. Ряд видов приспособился к обитанию в жилищах человека. Некоторые виды ценятся за регулирование численности насекомых-вредителей , другие могут считаться вредителями.

Питаются преимущественно соком растений, падью тлей и других сосущих насекомых , в период кормления личинок - преимущественно насекомыми . Есть также виды, питающиеся семенами (муравьи-жнецы) и культивируемыми грибами (муравьи-листорезы) .

Муравьи бывают разные, чаще всего мы подразделяем их на рыжие и черные, но одни приносят пользу плодовым и ягодным культурам, а другие нет. Хорошие помощники в саду рыжие лесные муравьи. Они настолько активные и умелые истребители вредных насекомых , что их жилища (конусообразные кучи) стали брать под охрану и расселять их умышленно, причем не только в лесу, но и в садах, на угодьях, примыкающих к ним, - в лесополосах и рощах.

Их помощь может быть очень существенна, в природе муравьи играют важную роль. Они рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек. Черные же садовые муравьи способны наоборот нанести немалый урон плодовым и ягодным растениям, причем не сами непосредственно, а расселяя на них своих любимых тлей.

Не разоряйте лесные муравейники!

Муравьи - лесные санитары;

Так прозвали люди их недаром!

Чтобы лес красив был и здоров,

Без личинок вредных и жуков,

Муравьи на страже день и ночь :

Гонят разных короедов прочь!

Только ты им, друг мой, не мешай!

Муравейники не разоряй!

Эти санитары так нужны

Для лесов твоей родной страны!

Божья коровка

Она относиться к типу членистоногие, классу насекомые , отряду жесткокрылые, семейству божьи коровки .

Хорошо известные благодаря своей яркой окраске и отсутствию боязни перед человеком. Большинству людей известна семиточечная божья коровка, но видовое разнообразие этих насекомых огромно .

Для них характерна очень маленькая голова, увеличенная головогрудь и округлое или слабовытянутое тельце с жесткими выпуклыми надкрыльями. Окраска большинства видов очень яркая - красная с черными точками. Подавляющее большинство божьих коровок - ненасытные хищники и лишь немногие виды растительноядные. Хищные божьи коровки чрезвычайно прожорливые и могут съесть за сутки до сотни мелких насекомых - тлей , паутинных клещей, червецов, белокрылок, причем они охотятся не только на взрослых особей, но также поедают их личинок и яйца. Изредка божьи коровки могут нападать даже на гусениц бабочек. Жертвы божьих коровок малоподвижны, поэтому охота на них сводится к простому поеданию жертвы.

Это одно из красивейших насекомых , которое напоминает нам о наступившей весне, и предстоящем долгожданном лете. Они как выше представленные обитатели садов и огородов, проходят 4 стадии развития.

Рассмотрели строение бабочки. У бабочки есть голова, туловище, крылья, покрытые чешуйками. Чешуйки преломляют свет, переливаясь как радуга, образуя красивый узор. Скажите ребенку, что бабочек нельзя ловить и трогать за крылышки. Можно стереть краску. На самом деле крылья у бабочек прозрачные, как у пчелы или мухи. А окраску придают чешуйки. Поэтому их называют чешуекрылые. Окраска очень разная. Мы это видим и в природе, и на картинках. Иногда окраска является защитной.

У бабочки есть усики и хоботок, свернутый в спираль. Когда бабочка садится на цветок, она разворачивает свой хоботок, опускает его внутрь цветка и пьет нектар. Если бабочка летает с цветка на цветок, она переносит пыльцу и на опыленных растениях будет больше семян. А теперь узнаем приносят они пользу или вред.

Среди бабочек есть виды гусеницы, которых в период массового размножения могут опустошить сады и огороды. Это капустница, репница, брюквенница, боярышница, моль.

Гусеницы бабочек, чьим кормовым растением служит какой-нибудь вид подчас оказываются самым эффективным средством борьбы с ним. Велика роль бабочек как опылителей растений.

Программа действий

1. Не разоряйте муравейники так как помощь муравьёв, может быть очень существенна, в природе они играют важную роль. Рыхлят, перемешивают и удобряют почву, ускоряют процессы разложения мёртвой древесины, переносят семена растений и являются незаменимыми звеньями нескольких важных пищевых цепочек.

2. Не давите жучков и паучков, они в природе то же играют не мало, важную роль, поедая сотнями вредителей.

3. Бабочек нельзя трогать за крылья и тем более их отрывать, они не смогут летать. Даже, таких, как моль и капустница, ведь ими питаются птицы.

Если мы с вами будем прилагать усилие в борьбе с насекомыми , то где мы можем нарушить цепочку в развитии. Какой - то вид может вымереть и попасть в красную книгу, будь то это птица или животное. В природе существует свой жизненный цикл отбора вредителей. Давайте будем бороться за сохранность живых видов, а не за их уничтожение.

Были созданы все условия для развития познавательных и творческих способностей в процессе реализации образовательного проекта «Зачем нужны насекомые .

А также у Мити сформировались элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, божьей коровке, их строении, способах передвижения; возникло понятие о бережном отношении к живому; получил простейшие навыки исследовательской деятельности. Знает и называет насекомых , имеет простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев, способах передвижения (летает, бегает, где и как зимуют насекомые . Получил большой опыт в знание о пользе или вреде, которую насекомые приносят людям и растения. Узнали, чем они схожи, тем, что все насекомые проходят 4 стадии развития, имеют не которые особи крылья, и 3 пары лапок, а отличаются внешней факторам и средой обитания. Ребёнок овладел таким обобщающим понятием как «насекомые » .

Работая над проектом , мы хотели его усовершенствовать и создали своими руками два материала, которые помогут остальным детям в познании окружающего мира, как они помогли нам.

Как мы изготавливали панно "Появление бабочки на свет"


вот,что у нас вышло

ещё к работе над проектом мы приготовили дидактическое пособие "Насекомы "

Для большинства городских детей деревня – живой музей природы, гораздо более интересный и поучительный, чем все «взрослые» экспозиции, вместе взятые. Ведь на загородных просторах столько всего интересного, неведомого и загадочного! Прежде всего, стоит обратить внимание детей на насекомых из «ближайшего окружения». Это божьи коровки, гусеницы, бабочки, кузнечики. Мы привыкли к их присутствию и почти перестали замечать, а дети с удовольствием послушают истории про будни этих забавных существ. Наблюдая за букашками, малыш будет не только приобретать новые знания, но и учиться думать, анализировать, сравнивать, рассуждать.

10 интересных фактов о насекомых:

1. У всех насекомых есть общие черты: шесть лапок, усики и крылышки. Их тело как бы разделено на части тоненькими линиями – насечками. Отсюда и название – «насекомые».

2. Божья коровка приносит большую пользу: она уничтожает множество вредителей растений – тлей. Божья коровка хитра – она может притвориться мертвой, если посадить ее на ладошку. Божья коровка при первой же опасности выделяет желтую жидкость - даже если птица однажды и схватит божью коровку, то поймет, что этот жучок невкусный, запомнит его окраску и больше не тронет.


3. Почему говорят, будто кузнечик играет на скрипке? Дело в том, что на его крыльях есть особые зазубринки. Он трет ими быстро-быстро одна о другую, будто водит смычком по скрипке, и слышится стрекотание. Пусть малыш как следует рассмотрит кузнечика (какого он цвета, есть ли у него усики и глаза), а заодно и подумает, зачем тому нужны такие длинные задние ноги. Конечно же, чтобы прыгать!


4. Пчелки, шмели и осы - насекомые-опылители. Ведь без них цветки никогда не стали бы плодами, и значит, мы не смогли бы полакомиться вкусными яблочками.

5. Часто малыши боятся жалящих насекомых. Но того, кто в страхе машет руками и кричит, пчела укусит скорее, чем спокойного человека. Поскольку насекомые первыми не нападут.

6. Муравей – самый сильный на земле! Он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если взрослые не забудут прихватить на дачу лупу, с ее помощью малыши узнают много интересного о жизни этих вездесущих муравьев. Для этого достаточно найти небольшой муравейник с дырочками-дверцами в земле и время от времени наблюдать за ним: что делают муравьи, как относятся друг к другу, какую добычу тащат, далеко ли убегают от своего дома?


7. Главный вредитель для дачного огорода - колорадский жук, регулярно «нападающий» на картошку. Ребенку нужно рассказать о том, какой вред наносит это насекомое, и попросить помочь в борьбе с ним. Обычно дети хорошо справляются с этой задачей, собирая жуков в банку с водой, тренируя при этом пальчики.


8. Ночью интересно следить за светлячками. Летит светлячок зигзагами. Обязательно покажите рукой в воздухе, как летит светлячок. В темноте светлячок светится желтоватым светом.


9. Пчелки собирают нектар, из которого делают мед. Нектар пчелка собирает хоботком. У пчел на ногах – целый набор инструментов. Здесь вы увидите и кисточки для сбора цветочной пыльцы, и корзиночки для переноса пыльцы, и щеточки, которыми пчелки чистят глазки от попавшей в них пыльцы. Пчелы, летая, жужжат: «ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж». Поиграйте с ребенком в пчелок: повторять этот звук полезно для развития речи.


10. Летом в деревне или на даче вы наверняка увидите стрекозу. Эти красивые насекомые охотятся в воздухе: в полете они держат наготове сложенные сачком сильные волосатые ноги. В эти «сачки» и попадают их сонные жертвы. Интересно, что всего за час стрекоза может съесть целых 40 комнатных мух. Если вы хотите слепить стрекозу из пластилина, полезно знать, что тело у нее состоит из трех частей: голова, грудь и брюшко.

Среди огромного количества видов насекомых, существующих на планете, есть немало таких, которые приносят пользу человеку. Если составить рейтинг самых полезных насекомых, то первая десятка будет выглядеть следующим образом:

  1. Пчела.

Эти насекомые опыляют растения, обеспечивая высокие урожаи зерновых культур, овощей, плодов и ягод. Огромное значение для человека имеет мед, который называли в старину пищей богов. В разных сферах активно используются прополис, пчелиный яд, маточное молочко, воск.

  1. Божья коровка.

Эти представители семейства жуков с яркой окраской уничтожают тлю, листоблошек и некоторых других опасных вредителей культурных растений. Божьи коровки - безобидные существа, они не кусаются и не жалят.

  1. Тутовый шелкопряд.

Давно одомашненная бабочка играет важную экономическую роль. Тутовый шелкопряд используется в производстве натурального шелка. Сушеные гусеницы нашли применение в китайской народной медицине.

  1. Многоножка.

Не слишком привлекательные внешне многоножки являются самыми полезными насекомыми из тех, которые могут обитать в домах и квартирах. Эти мелкие хищники питаются другими насекомыми: тараканами, мухами, молью, чешуйницами.

  1. Жужелица обыкновенная.

Этот вид, входящий в семейство жуков, приносит неоценимую пользу садоводам и огородникам. Взрослые особи и личинки жужелицы уничтожают вредных насекомых, гусениц, слизней.

  1. Журчалка.

Среди полезных насекомых, обитающих в садах и на огородах, стоит отметить и журчалку, похожую внешне на маленькую осу. Личинки этих насекомых питаются тлей.

  1. Наездник.
  1. Стрекоза.

Красивые насекомые, приводящие своим видом в восторг детей, питаются комарами, мошками и некоторыми другими мелкими вредителями. Стрекозы вылавливают их на лету.

  1. Лесной муравей.

Эти насекомые уничтожают гусениц, жуков и других вредителей. Лесных муравьев часто называют санитарами. Кроме того, муравьи способны улучшать структуру почвы, ускорять разложение растительных остатков.

  1. Кузнечик.

Насекомое, которое воспето в знаменитой детской песне, питается мелкими вредителями растений, оказывая тем самым пользу. Во многих странах Азии кузнечиков употребляют в пищу. Занять в рейтинге место выше десятого кузнечикам мешает тот факт, что некоторые виды этого насекомого питаются культурными растениями.

В природе существует еще много других насекомых, приносящих ту или иную пользу человеку. К сожалению, огромное количество представителей этого класса является вредителями. С вредными насекомыми сложно вести борьбу самостоятельно. Если вам необходимо уничтожить тараканов, блох, домашних муравьев, клопов и других вредителей, то обратитесь за помощью в компанию «Дезслужба Гранд Сервис». Наши специалисты оперативно избавят вас от этих проблем. Стопроцентный результат в борьбе с насекомыми мы гарантируем!

Боев Антон

Каждое лето я встречаю вокруг себя множество различных насекомых. Одни из них красивые, другие – кусаются, каких-то из них я боюсь.

Многие насекомые вредят урожаям людей. Например: прилёт саранчи подобен стихийному бедствию. От её нашествия на полях остаётся голая земля с объеденными остатками растений.

Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Гипотеза: я предположил, что многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Цель: я захотел выяснить, так зачем же необходимы насекомые?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Многие насекомые вредят урожаям людей. Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Цель: зачем же нужны насекомые? Гипотеза: многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Беседа Наблюдение Работа с литературой и Интернетом Создание коллекции Методы исследования

Слово "насекомое" произошло от слова "насечка", т.е. оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

СТРОЕНИЕ НАСЕКОМЫХ: голова, грудь и брюшко Конечности крепятся к груди Все внутренние органы находятся в брюшке На голове расположены антенны, глаза, ротовой аппарат

Насекомые живут по всей планете Они могут обитать под водой, под землей и в воздухе. Могут жить даже на полюсах, где очень холодно. Есть насекомые и в пустыне, где подолгу не бывает дождей.

Чем питаются насекомые? грибами водорослями растениями и корнями пыльцой растений нектаром цветов плодами и семенами Хищники - убивают и поедают добычу: червей, клещей, тлей Кровососы – пьют кровь

Кто питается насекомыми? рыбы, лягушки, ящерицы, птицы, летучие мыши кроты, муравьеды скорпионы, пауки человек

Выводы: Гипотеза не подтвердилась. Даже, если насекомое приносит вред человеку, в природе оно приносит пользу. Невозможно себе представить, что было бы в природе, если бы исчезли все насекомые!

Хочу все знать. Энциклопедия маленького эрудита / перевод с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – стр.42-55. Ева – Мария Драйер, Звери, птицы, насекомые / перевод с нем. А.А.Косарева – М.: «Планета детства», АСТ: Астрель, 2000 – стр.36-42. Журнал «Насекомые и их знакомые» - ООО «Де Агостини », Россия - №1-№14 Литература:

я узнал много новых слов и понятий, научился находить в энциклопедии нужные статьи, стал лучше читать, научился пользоваться Интернетом. Работая над проектом,

Спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Школьный Фестиваль опытно-экспериментальных и исследовательских работ

старших дошкольников МДОУ и младших школьников ОУ «Про всё на свете»

Научно-исследовательская работа

Тема:

«Зачем нужны насекомые?»

Выполнил:

обучающийся 1 Б класса МБОУ СОШ № 4

Боев Антон

Руководитель:

учитель первой категории МБОУ СОШ № 4

Ельцова Марина Николаевна

г. Полярные Зори

2013 год

Введение ………………………………………………………….. 3 Основная часть…………… …………………………………….... 4 Заключение…………………………………………………….….. 5 Список литературы ………………………………………………. 6 Приложение 1 .…………………………………………………......7

Приложение 2………………………………………………………8

Приложение 3………………………………………………………9

Приложение 4……………………………………………………..10

ВВЕДЕНИЕ

Каждое лето я встречаю вокруг себя множество различных насекомых. Одни из них красивые, другие – кусаются, каких-то из них я боюсь.

Многие насекомые вредят урожаям людей. Например: прилёт саранчи подобен стихийному бедствию. От её нашествия на полях остаётся голая земля с объеденными остатками растений.

Насекомые являются переносчиками заболеваний человека и животных. Например: блохи. Самки комаров пьют кровь у животных и человека.

Гипотеза: я предположил, что многие насекомые не нужны, раз они приносят вред человеку.

Цель: я захотел выяснить, так зачем же необходимы насекомые?

Задачи:

  1. узнать, какие существуют насекомые и из чего они состоят;
  2. найти материал о жизни насекомых и их значении в природе;
  3. собрать коллекцию насекомых.

Чтобы ответить на мои вопросы, я решил провести исследование.

Методы и план исследования:

№п/п

Действия

Результаты

Найду и прочитаю статьи в энциклопедиях, книгах, журналах, Интернете

Узнаю, названия насекомых, как они выглядят, где живут, чем питаются, приносят ли какую-нибудь пользу

Спрошу мнение о значении насекомых у учителя, мамы, друзей и сделаю выводы

Выясню, какую пользу приносят насекомые

Соберу коллекцию с помощью родителей, дедушки и бабушки

Возможность близко рассматривать насекомых, показывать своим друзьям и одноклассникам

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Слово «насекомые» произошло от слова «насечка», оно указывает на то, что насекомые разделены насечками на части.

Тело насекомого состоит из 3 отделов: голова, грудь, брюшко.

На голове пара усиков и сложные глаза, ротовой аппарат. На грудной части часто имеются 3 пары ног и 2 пары крыльев, все внутренние органы находятся в брюшке. Однако есть насекомые, которые имеют всего 1 пару крыльев, как мухи и москиты. У некоторых, как у вшей и блох, крылья постепенно отмерли за ненадобностью. Внешний скелет насекомых состоит из твердых подвижных пластинок.

Насекомые живут по всей планете. Они могут обитать под водой, под землей и в воздухе. Могут жить даже на полюсах, где очень холодно. Есть насекомые и в пустыне, где подолгу не бывает дождей.

Насекомые питаются грибами, водорослями, растениями и корнями, пыльцой растений, нектаром цветов, плодами и семенами. Хищники-насекомые – убивают и поедают добычу: червей, клещей, тлей. Кровососы – пьют кровь.

Насекомыми питаются: рыбы, лягушки и ящерицы, птицы и летучи мыши, кроты, муравьеды, скорпионы, пауки и человек.

Почти все растения опыляются насекомыми: бабочками, осами, пчелами, шмелями и другими. Не было бы насекомых, не было бы развития растений.

Мёд – вот еще одна польза от насекомых – пчёл.

Шелкопряд тутовый применяется человеком для производства шелка.

Погибшие насекомые – это важное удобрение для почвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я достиг своей цели – выяснил, зачем нужны насекомые.

Из своих исследований я узнал : кто такие насекомые, их строение (Приложение №1). Прочитал об органах чувств насекомых, их размножении (Приложение №2) и среде обитания. А также, выяснил, что такое пищевая цепочка (Приложение №3), чем питаются насекомые и кто питается ими.

Вывод: невозможно себе представить, что было бы в природе, если бы исчезли все насекомые!

Моя гипотеза, что многие насекомые не нужны, не подтвердилась. Насекомые необходимы в природе.

Пищевая цепочка – важнейшее назначение насекомых, ведь всё в этом мире не что иное, как звенья пищевой цепи. Даже, если насекомое приносит вред человеку, в природе оно приносит пользу. А такие насекомые, как пчелы, тутовый шелкопряд, божьи коровки, имеют большое значение для человека.

Работая над проектом, я освоил дополнительные новые знания и умения:

  • я узнал много новых слов и понятий (см. Приложение №4),
  • научился находить в энциклопедии нужные статьи,
  • стал лучше читать,
  • научился пользоваться Интернетом.

К исследовательской работе прилагается презентация : «Зачем нужны насекомые?» и коллекция насекомых в синтетической смоле.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Хочу все знать. Энциклопедия маленького эрудита / перевод с англ. В.А.Жукова, Ю.Н.Касаткиной, Д.С.Щигеля и др. – М.: АСТ: Астрель, 2009 – стр.42-55.
  2. Ева – Мария Драйер, Звери, птицы, насекомые / перевод с нем. А.А.Косарева – М.: «Планета детства», АСТ: Астрель, 2000 – стр.36-42.
  3. Журнал «Насекомые и их знакомые» - ООО «Де Агостини», Россия - №1-№14

Приложение №1

Приложение №2

Размножение насекомых

  • Полный метаморфоз: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь (бабочки, стрекозы, жуки).
  • Неполный метаморфоз: яйцо – личинка – растущая особь

(кузнечики, саранча, богомол).

Приложение №3

Часть пищевой цепи в лесу:
1. Насекомые едят растения.
2. Птицы едят насекомых.
3. Лисы едят птиц.
4. Но лисы также едят насекомых, а птицы едят растения.

Часть пищевой цепи в озере:
1. Растение использует энергию света.
2. Планктонные животные поедают растения.
3. Насекомые едят планктон.
4. Маленькие рыбы поедают водяных насекомых.
5. Большие рыбы поедают маленьких рыб.
6. Зимородок поедает большую рыбу.
7. Но и большая рыба, и зимородок питаются также и водными насекомыми.

Приложение №4

Новые слова и понятия

Гипотеза – это предположение или догадка. Г ипотеза высказывается на основе наблюдений. Её впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или опровергают, переводя в разряд ложных утверждений.

Насекомые – это класс беспозвоночных членистоногих животных. Обладают наибольшим разнообразием среди всех остальных животных на Земле.

Беспозвоночными называют животных, у которых вместо внутреннего скелета наружный хитиновый панцирь (плотная наружная оболочка).

Членистоногими называют животных, у которых ноги (лапки) разделены на подвижные части (членики). Например, паукообразные и ракообразные.

Метаморфоз – это превращение, преобразование в строении организма, происходящее во время развития.

Пищевая цепочка – это ряд растений, микроорганизмов и животных, в котором организмы последующего звена поедают организмы предыдущего звена.

Планктон – мельчайшие организмы, свободно дрейфующие в толще воды (несопротивляющиеся течению). Например, бактерии, мелкие водоросли, простейшие животные, живущие в реках, озерах, морях и океанах.

Опыление растений – это перенос пыльцы с одного цветка на другой. Этот процесс необходим для образования плодов на месте цветка. Так происходит размножение растений.

Среда обитания – это место, в котором живет данное животное и получает от природы все необходимое.

Удивительное явление – полёт насекомых. При замедленном показе на экране летящей бабочки или мухи, видно, что она как бы плавает в воздухе. Воздушная среда для этих мелких организмов оказывается довольно вязкой, как вода для рыб. Те насекомые, которые "плывут" в воздухе со скоростью до 30 м\с и более (многие мухи, стрекозы и пчёлы), поразительно обтекаемы. Полёт насекомых - это их характерная особенность, возникшая сотни миллионов лет назад. Насекомые - первые настоящие завоеватели атмосферы нашей планеты. Появление в природе многочисленных летающих насекомых было, вероятно, важнейшим условием эволюционного развития летающих насекомоядных позвоночных – птиц и рукокрылых млекопитающих.

В ходе эволюции у насекомых возникли сложные связи с другими организмами. Роль их в различных биоценозах чрезвычайно велика. Насекомые участвуют в почвообразовательных процессах, уничтожают отмершие части растений и вносят их в почву, обогащая перегноем. Уничтожение трупов и экскрементов имеет большое санитарное значение. Насекомые опыляют цветковые растения. Главную роль среди опылителей играют перепончатокрылые, двукрылые и чешуекрылые. Насекомые дают ценную пищевую и техническую продукцию, например пчёлы – мёд, воск и другие продукты. Из коконов тутового шелкопряда вырабатывают натуральный шёлк. Многие насекомые служат пищей позвоночных животных. Их поедают птицы, млекопитающие, рыбы, амфибии, рептилии. Энтомофаги сдерживают увеличение численности вредителей сельского и лесного хозяйства. Эту функцию выполняют хищные жуки, перепончатокрылые и двукрылые, наездники и яйцееды.

Муравьи едят фрукты Фото: Zainichi Gaikokujin

Широко практикуется искусственное разведение таких насекомых в промышленных условиях и их массовый выпуск в местах размножения вредителей. Насекомые имеют большое эстетическое значение. Многие виды бабочек и жуков, стрекоз и перепончатокрылых являются украшением природы. Насекомые играют большую роль в природе и жизни человека. Основная пища большинства их – это разные части растений (от листьев, плодов, семян, пыльцы и нектара цветов до древесины). Поэтому насекомые имеют особенно большое значение во всех наземных растительно – животных группировках как важнейшие потребители растений. Из-за этого они нередко оказываются очень опасными вредителями сельского хозяйства.

Имитирующие обстоятельства редких насекомых

Мы привыкли считать, что заповедники – это огромные территории, где охраняются редкие экзотические животные. Но мало кому известно, что есть в нашей стране, да и во многих других странах микрозаповедники, где охраняют обычных насекомых. В этих заповедниках охраняют насекомых, для которых существует угроза исчезновения. Первый в нашей стране заповедник для насекомых, а иначе энтомопарк, был создан в 1972 году недалеко от города Омска, на территории всего 6,5 гектара. Уже само название – микрозаповедник – говорит о его небольших размерах. Это может быть небольшая поляна на опушке леса, или кусочек пришкольного двора, где прекращены обработка земли и специальное выращивание растений.

Такие участки постепенно зарастают дикорастущими растениями, которые обеспечивают охраняемых шестиногих и пищей, и убежищем от врагов и непогоды. Иногда специально подсевают семена диких трав, размещают на участке коряги и гнилушки. Для создания более благоприятных условий в почве делают дополнительные ходы, развешивают сухие ветви камыша, кукурузы, пучки соломы. На таких участках с ранней весны до поздней осени много цветущих растений, есть места, где насекомые могут вывести потомство и перезимовать. Внутри такого заповедника движение людей ограничено, можно ходить только по специальным дорожкам.

В подобных условиях сохраняются и хорошо размножаются шмели, дикие пчёлы, роющие осы, редкие виды жуков и бабочек, наездники и златоглазки, стрекозы и многие другие насекомые, которых становиться всё меньше. По мнению учёных, такие микрозаповедники должны создаваться повсеместно: в городах и сёлах, на полях и в лесах. Маленькие уголки нетронутой природы не только помогают сохранять редкие и исчезающие виды насекомых, но и помогают успешно бороться с вредителями, ведь здесь прекрасно развиваются многочисленные энтомофаги, ограничивающие массовое размножение вредителей.

Роль насекомых в жизни человека

Постепенно меняется отношение человека к миру насекомых. Раньше он применял химию, чтобы полностью уничтожить насекомых – вредителей. Сегодня главная задача людей – сделать полезных насекомых своими союзниками в борьбе за урожай.

В природе у каждого насекомого – вредителя обычно насчитывается не один десяток врагов. Например, у яблоневой плодожорки их насчитывается около сотни. В ненарушенных природных сообществах очень редко происходит массовое размножение вредителей: их численность контролируют естественные враги. А в наших садах, на полях и огородах вредители размножаются в огромных количествах.

Некоторых энтомофагов уже разводят в промышленных масштабах, создавая целые биофабрики по их производству. Специально разводят трихограмму, златоглазку, хищного клеща фитосейулюса. При необходимости их выпускают в сады, на поля, в теплицы, где они начинают борьбу с вредителями.

Естественным энтомофагам приходится нелегко: человек травит их наряду с вредителями всевозможными химикатами, лишает их запасов пищи. Дело в том, что большинство взрослых энтомофагов совсем не хищники в отличие от личинок, а миролюбивые вегетарианцы, питающиеся главным образом нектаром, пыльцой или соками плодов. Но период цветения культурных растений очень короткий, а дикого цветущего разнотравья становится всё меньше.

Для того чтобы улучшить кормовую базу взрослым энтомофагам, учёные рекомендуют высевать по краям полей, вдоль лесополос, по берегам оросительных каналов нектароносные растения – фацелию, рапс, горчицу, донник и др