​Геродот - древнегреческий учёный, мыслитель, путешественник и «отец истории. Биография геродота

Геродот краткая биография первого географа и путешественника изложена в этой статье.

Геродот краткая биография и его открытия

Геродот родился около 484 года до н.э. в небольшом городке Галикарнасе на побережье Средиземного моря (ныне турецкий город-курорт Бодрум).

Он с детства наблюдал за кораблями в гавани, рассматривал моряков, торговцев из далеких стран, странно одетых и говоривших на непонятных языках. Это и вызывало желание самому отправиться в плавание.

Сведений о его юности почти не сохранилось, сам он о себе ничего не написал. Известно, что его дядя Паниасид считался выдающимся эпическим поэтом. Очевидно, от дяди он унаследовал интерес к литературе и истории. Но в своем родном городе Геродот прожил недолго. Население восстало против правившего там тирана Лигдамида, а Геродот принадлежал к партии, боровшейся против Лигдамида. В борьбу против него выступил Паниасид и погиб. Сам Геродот подвергся изгнанию и отправился сперва на остров Самос. И уже оттуда начал свое длительное увлекательное путешествие.

Почти 10 лет Геродот плавал по морям , странствовал, слушал разных людей и делал записи. Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии.

Около 445 года до нашей эры он прибыл в Афины и там впервые стал читать отрывки из своего творения. Его слушали в разных местах и всячески хвалили. Более того, за эти чтения он получил немалое денежное вознаграждение. Через год вместе с философом Протагором, архитектором Гипподамом Милетским он принял участие в создании общеэллинской колонии Фурии, за что получил еще прозвище Фуриец. Очевидно, в Фурии он и приступил к завершению Истории. В начале своего труда он объясняет причины, побудившие его взяться за перо: Геродот Галикарнасский излагает сии разыскания, дабы ни события с течением времени между людьми не истребились. ни великие и дивные дела, эллинами и варварами совершенные, не остались бесславными».

Композиционно произведения делится на две части. В первой Геродот излагает историю Лидии - древнейшей страны на полуострове Малая Азия, в которую вторгся персидский царь Кир Великий. В этой же части он рассказывает о Египте, обычаях и нравах этой страны, повествует об истории Персии, приводит разные этнографические и географические сведения. Во второй части, которая считается главной, отражены история и события греко-персидских войн. Повесгвование заканчивается взятием эллинами Сеста в 479 году до н. э.

В своей Истории, разделенной позднее на 9 книг и названных по именам 9 муз, Геродот привел также факты из жизни великих людей, рассказал о странных обычаях варваров, дал представление о великих и удивительных сооружениях, отметил необычные явления природы.

В эпоху Возрождения Историю на латинский язык перевел Лоренцо Валла. Книга вышла в Венеции в 1479 году, и с этого момента началось ее распространение среди ученых и политиков государств Европы. История Геродота вошла в библиотеки практически всех высших учебных заведений разных стран мира.

Скончался в 425 году до н. э.

Геродот – житель Древней Греции, «отец истории». Грек стал автором первого дожившего до наших дней трактата «История», в котором подробно описал обычаи народов, существовавших в пятом веке до нашей эры, а также ход греко-персидских войн. Труды Геродота сыграли важную роль в развитии античной культуры.

До нас дошли два ключевых источника информации о жизненном пути Геродота: энциклопедия «Суда», созданная во второй половине десятого века в Византии, и тексты самого историка. Некоторые данные в этих источниках противоречивы.

Бюст Геродота

Общепризнанной считается версия о том, что Геродот родился в Галикарнасе в 484 году до нашей эры. Этот древний город располагался на территории исторической области «Кария», на побережье Средиземного моря в Малой Азии. Город Галикарнас был основан дорийцами, поблизости располагалось поселение карийцев (и дорийцы, и карийцы являются представителями основных древнегреческих племен).

Будущий древнегреческий историк родился во влиятельной и обеспеченной семье Ликса. В молодости Геродот участвовал в политической жизни народа. Он примкнул к партии, поставившей целью низвергнуть тиранического правителя Лигдамида, был изгнан, некоторое время жил на острове Самос.


Затем Геродот отправился в продолжительные и многочисленные путешествия. Он побывал в Египте, Вавилоне, Малой Азии, Ассирии, Северном Причерноморье, Геллеспонте, а также объездил Балканский полуостров от Македонии до Пелопоннеса. Во время путешествий историк делал наброски для своего последующего творения.

В сорокалетнем возрасте Геродот поселился в Афинах. В то время он уже читал представителям высших слоев городского общества отрывки из своей «Истории», что и дало исследователям возможность сделать вывод о том, что наброски были написаны еще во время путешествий. В Афинах историк познакомился и сблизился со сторонниками Перикла – полководца и оратора, которого считают одним из основателей демократии в Афинах. В 444 году до нашей эры, когда на месте разрушенного города Сибариса была основана греческая колония Фурии, он принимал участие в восстановлении поселения из руин.

Наука

Благодаря Геродоту наука обогатилась фундаментальным сочинением «История». Эта книга не может быть названа историческим исследованием. Она представляет собой интересное повествование любознательного, общительного, одаренного человека, который побывал во многих местах и располагал обширными знаниями о современниках. В «Истории» Геродота сочетаются сразу несколько компонентов:

  • Этнографические данные. Историк собрал внушительный объем информации о традициях, обычаях, особенностях быта различных племен и народов.
  • Географическая информация. Благодаря «Истории» стало возможным восстановление очертаний древних государств по состоянию на пятое столетие до нашей эры.
  • Естественно-исторические материалы. Геродот включил в книгу данные об исторических событиях, свидетелем которых ему удалось стать.
  • Литературный компонент. Автор был одаренным писателем, которому удалось создать интересное и увлекательное повествование.

Книга "История" Геродота

В общей сложности сочинение Геродота включает в себя девять книг. При этом сочинение принято делить на две части:

  1. В первой части автор рассказывает о Скифии, Ассирии, Ливии, Египте, Вавилонии и ряде других государств того времени, а также о возвышении Персидского царства. Поскольку во второй половине труда автор предполагал повести рассказ о многочисленных греко-персидских войнах, в первой части он стремился проследить вехи исторической борьбы между эллинами и варварами. Из-за стремления к подобному единству, взаимосвязанности изложения Геродот не включил в произведение все материалы, которые запомнились ему из путешествий, а обошелся ограниченным их количеством. В своем труде он нередко высказывает субъективную точку зрения на те или иные исторические реалии.
  2. Вторая часть труда Геродота – это хронологический рассказ о военном противостоянии между персами и греками. Повествование завершается 479 годом до нашей эры, когда афинские войска осадили и взяли персидский город Сеста.

При написании своей книги Геродот уделял внимание прихотям судьбы и зависти божественных сил по отношению к счастью людей. Автор верил в то, что боги постоянно вмешиваются в естественный ход исторических событий. Он признавал и тот факт, что личные качества политических деятелей также являются залогом их успеха.


Геродот осуждал правителей Персии за их дерзость, за стремление нарушить существовавший порядок устройства мира, в соответствии с которым персы должны жить в Азии, а эллины – на территории Европы. В 500 году до нашей эры состоялось ионийское восстание, из-за которого Древняя Греция и была вовлечена в кровопролитную войну. Это событие автор характеризует как проявление гордыни и крайней неосмотрительности.

Структура «Истории» Геродота

  • Книга первая – «Клио». В ней рассказывается о начале раздора между варварами и эллинами, приводится история древней страны Лидии, рассказ об афинском политике и мудреце Солоне, тиране Писистрате, история Мидии и Спарты. В этой книге Геродот упоминает и о скифах в контексте противостояния с киммерийцами, а также рассказывает о войне между массагетами и персами.
  • Книга вторая – «Эвтерпа». В этой части труда историк решил рассказать об истории Ливии и Египта, о пигмеях и насамонах, о древних египетских фараонах. Здесь Геродот изложил легенду о том, как Псамметих I определил, что древнейшим народом в мире являются фригийцы.
  • Книга третья – «Талия». В ней приводятся сведения об Аравии и Индии, о греческом тиране Поликрате, а также рассказывается о завоевании Египта персидским царем Камбисом, о восстании магов, заговоре семи и антиперсидском восстании, произошедшем в Вавилоне.

Фрагмент страницы из книги "Истории" Геродота
  • Книга четвертая – «Мельпомена». Здесь автор описал народы Скифии, Фракии, Ливии и Азии, а также изложил известную ему информацию о походе персидского царя Дария против скифов Причерноморья.
  • Книга пятая – «Терпсихора». В этой книге упор делается уже на события греко-персидских войн. Если в предыдущих томах автор отводил немало страниц под описание этнографических особенностей народов, то здесь он рассказывает о персах в Македонии, об Ионийском восстании, о пришествии персидского наместника Аристагора в Афины и афинских войнах.
  • Книга шестая – «Эрато». Ключевые события из описанных – морское сражение «Битва при Ладе», взятие карийского древнегреческого города Милета, поход персидского полководца Мардония, поход персидских военачальников Артафрена и Датиса.

Геродот. Барельеф в Лувре, Париж
  • Книга седьмая – «Полигимния». В ней речь идет о гибели Дария и восшествии Ксеркса (Дарий и Ксеркс были персидскими царями), о попытках Ксеркса завоевать Азию и Европу, а также о знаковом сражении персов и греков в ущелье Фермопилы.
  • Книга восьмая – «Урания». Этот материал описывает морское сражение при Артемиссии, морскую битву при Саламине, бегство Ксеркса и приход Александра в Афины.
  • Книга девятая – «Каллиопа». В завершительной части монументального труда автор решил рассказать о подготовке и ходе битвы при Платеях (одного из крупнейших сражений греко-персидских войн, проходившего на суше), битве при Меркале, в результате которой персидскому войску было нанесено сокрушительное поражение, и об осаде Сеста.

«История» данного древнегреческого мыслителя также носит название «Музы», поскольку каждую из ее девяти частей александрийские ученые решили назвать именем одной из муз.


Девять муз дали названия томам "Истории" Геродота

В процессе работы Геродот использовал не только свои воспоминания и собственное отношение к событиям, но и руководствовался воспоминаниями очевидцев, записями оракулов, материалами надписей. Чтобы реконструировать каждое сражение максимально точно, он специально посещал места битв. Будучи сторонником Перикла, он часто воспевает заслуги его рода.

Несмотря на веру в божественное вмешательство, субъективный подход и ограниченность средств для получения информации в древности, автор не свел весь свой труд к тому, чтобы воспеть сражение греков за свою свободу. Он также старался определить причины и последствия, к которым приводили их победы или поражения. «История» Геродота стала важной вехой в развитии мировой историографии.


Успех произведения историка обусловлен не только тем, что в одном произведении он собрал множество фактов о народах и событиях своего времени. Он также продемонстрировал высокое искусство рассказчика, приблизив свою «Историю» к эпосу и сделав ее захватывающим чтивом как для современников, так и для людей Нового Времени. Большинство фактов, изложенных им в книге, впоследствии были доказаны в ходе археологических раскопок.

Личная жизнь

Биография Геродота дошла до наших дней лишь в виде обрывочной информации, в которой невозможно найти данные о собственной семье ученого, о том, была ли у него жена и дети. Известно лишь, что историк был любознательным и общительным человеком, легко сходился с людьми и умел проявлять поразительную настойчивость в поиске исторически достоверных фактов.

Смерть

Геродот предположительно скончался в 425 году до нашей эры. Место его захоронения неизвестно.

Имя: Геродот Галикарнасский

Годы жизни: около 484 года до н. э. - около 425 года до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: История, философия

Величайшее достижение: Получил прозвище «Отец истории». Стал автором первого сохранившегося "учебника истории"- «История»

Геродот (484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.) ― первый историк в Греции и во всем западном мире. Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом. Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории».

Геродот родился в Галикарнасе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры. К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом. Следовательно, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса.

Когда Геродот был еще ребенком, его семья вынуждена была покинуть родину и переехать на остров Самос, так как в стране началось восстание против Лигдамиса, в котором умер Панаис, дядя или двоюродный брат будущего историка. Здесь Геродот погружается в мир ионийской культуры. По мнению ученых, именно на Самосе он изучил ионийский диалект, где написал свою работу. Однако современные исследователи доказали, что этот диалект также широко использовался в Галикарнасе.

Почти наверняка известно, что незадолго до 454 года до н. э. Геродот вернулся в Галикарнас, чтобы принять участие в свержении Лигдамиса (454 г. до н. э.), сына Артемисии, представителя тирании в Карии, которая в то время доминировала в политической жизни колонии.

Следующая известная дата из биографии Геродота ― основание в 444-443 до н. э. на месте разрушенного Сибариса колонии, которую назвали Фурии. Неизвестно, принимал ли Геродот участие в первой экспедиции, которой руководил Перикл, но он получил гражданство этой колонии.

Некоторые из его биографов сообщают, что в эти десять лет между падением Лигдамиса и прибытием в Фурию (444-454) Геродота приглашали в несколько греческих городов с предложением декламировать его произведения. Говорят даже, что он получил десять талантов за выступление в Афинах, что сейчас кажется маловероятным, хотя эта легенда свидетельствует о том, насколько добрый прием был оказан ему там.

Одним из сильнейших впечатлений политической и культурной жизни Афин для Геродота было пребывание в Афинах Перикла. Там же Геродот мог встретить Протагора, основателя софистики, и Софокла, великого поэта-трагика, который мог оказать влияние на исторические работы Геродота. Также еще до основания Фурий Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну .

Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать. И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями. Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни.

Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э.

«Истории» Геродота

Работа, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые. В первых пяти книгах описываются подробности военного дела. Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале.

Если попробовать упрощенно описать, какова основная тема «Историй», можно сказать, что это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира. Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все.

В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям. Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику. Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени» (lib. 7, 152).

Собственно, с самого начала Геродот заявляет, что его задача состоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами. Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами. Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами.

Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между и Персией. Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных. Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников.

Этнографические отсылки

Эта неоднородность материалов позволила выдвинуть гипотезы о происхождении сведений, отраженных в труде: внутренние и внешние характеристики исследований различных народов были посвящены главным образом персам, и этим можно объяснить, почему изначально автор сосредоточился на историческом и этнографическом описании Персидской империи. Но по ходу работы над повествованием Геродот увлекся захватывающими событиями военного конфликта с Грецией, которые имели значение для него и для его читателей.

После того, как все отрывки были соединены, их последовательность оказалась нелогичной: одни встали в нужное место, согласуясь с хроникой персидских завоеваний (например, рассказы афинян о , к которому проявился большой интерес); повествования о других народах, например, о лидийцах, переместились туда, где они соответствовали теме; а третья группа рассказов, в конце концов, (например, случай с одним из ассирийцев), вообще никак не связана с хронологией. Таким образом, повествование сохранилось как собрание независимых пассажей, представляющих собой логосы или вступления, которые были предназначенные для чтения перед аудиторией.

Предшественники Геродота, именуемые логографами, просто интересовались исследованиями, систематизировали мифические истории о божественном и человеческом происхождении в генеалогии и хрониках, собирали новости о географических открытиях.

Естественно, Геродот по-прежнему очень близок к стилю и методам логографов ― легкое плавное повествование, присущее ионическому диалекту. В действительности, он отходит от мифологии, что дает ему больше возможностей для географических и этнографических описаний многочисленных путешествий. Прежде всего, он интересуется всем тем, что показалось ему странным и необычным, и его описания, по существу, являются собранием случаев, которые произошли непосредственно с ним, или рассказов о народах и странах, услышанных им от других людей. И поскольку Геродот приводит подробные конкретные и живописные примеры, не делая упора на важности каких-либо фактов, его работа местами приобретает очарование сказки.

Несмотря на архаичные черты исторического повествования, метод Геродота отличается критичностью: он знал, в какой последовательности происходили события, вести о которых поступали из Египта, или мог отличить события, свидетелем которых был он сам, от тех, которыми с ним поделился кто-то другой. Фактически, термин «история» происходит от греческого слова ἱστορέω , которое означает «узнаю, исследую, спрашиваю». Тем не менее, Геродот лишен субъективности (обнаружены следы даже софистской школы), но нечасто позволяет себе высказывать собственное мнение и предпочитает позволить читателю судить самому.

Несомненно, Геродот периодически допускает ошибки, довольно грубые и даже невежественные; но неоднократные попытки историков доказать его недобросовестность как автора, потерпели неудачу. Такое изложение событий характерно для обычного человека, которого не особо интересуют великие политические, социальные и экономические явления. События в государстве часто описываются как анекдотическая ситуация из биографии правителя или других важных героев. Но Геродот, без сомнения, не игнорирует первопричины крупных событий, просто они отодвигаются на второй план, давая место личным переживаниям. Также самые важные события, такие как и Платеях, переполнены подробностями об отдельных приключениях, о героизме, советах и ​​памятных фразах, и практически перекрывают собой сами исторические события.

Религиозная и этическая основа

Корни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях .

В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма. Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами. Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат.

Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим. Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои . Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком. Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя.

Влияние Геродота

Несмотря на огромные успехи, достигнутые Геродотом, его труд подвергся критике более поздних историков. Они обвиняли его в том, что он искажает данные. Одним из его первых критиков был Фукидид, который считает, что его метод эфемерен и действует только одно мгновение, то есть пригоден только для чтения и наслаждения.

На самом же деле, сочинение Геродота стало важным источником для всех историков древнего мира, которые постепенно вносили изменения в знания о других странах, далеких и экзотических. В период эллинизма работа Геродота приобрела большую актуальность благодаря новому прочтению некоторых его рассказов, пришедшихся по вкусу современникам. Знаменитый ученый Аристарх провел обзор работ и доказал, что истории Геродота могут считаться точкой отсчета для модели познания мира.

Также ценили Геродота и римляне. Именно римский философ и оратор назвал его «отцом истории». Многие римские историки использовали его в качестве источника, брали цитаты из историй. В средние века, в период, когда греческий язык получил новый статус, Геродота продолжали читать, благодаря латинским историкам, которые включали в свои истории некоторые из его анекдотов. Его звезда снова воссияла благодаря достижениям гуманизма: первым, кто решился перевести работу на латинский язык уже в начале XVI века (в 1520 году), был Альд Мануций.

Геродот – величайший греческий историк древности. Жил в V веке до н. э. Родился ориентировочно в 484 году до н. э. Умер, также ориентировочно, в 425 году до н. э. Он приходился современником Сократу. Марк Туллий Цицерон назвал Геродота «отцом истории». Этот человек первым сломал гомеровские традиции и стал рассматривать исторические события как метод исследования с соответствующим сбором информации и её систематизацией. Таким образом, ему удалось создать историографические повествования, объединённые в исторический трактат «История».

Трактат – настоящее богатство этнографической и географической информации. Некоторые рассказы фантастичны, другие грешат неточностями, но сам автор утверждал, что он скрупулёзно передал только то, о чём ему рассказывали, и что он видел собственными глазами. Историческое значение работ «отца истории» огромно. Однако мало что известно о личной жизни самого автора.

Биография Геродота

Скудные биографические данные известны из рассказов самого Геродота и из энциклопедического словаря «Суда», который был составлен в Византии в X веке. Составитель словаря неизвестен, а изложенные в нём биографические данные известных людей, живших в античное время, чрезвычайно краткие. Поэтому о многих сторонах жизни великого историка древности можно только догадываться.

Местом рождения Геродота был город Галикарнас – греческая колония на юго-западном побережье Малой Азии. В то время она находилась под властью персидского царства. Родители будущего великого историка были людьми влиятельными. Отец – Ликс, а мать – Ловелия. Имелся также брат Феодор. А дядей мальчику приходился Паниасид – эпический поэт, создавший эпос о Геракле.

Семья была вовлечена в восстание против тирана Лигдамида. Оно потерпело поражение, и семью изгнали на остров Самос в Эгейском море. Юный Геродот отправился вместе со своим семейством и прожил на острове несколько лет. Затем начал путешествовать по ближайшим землям и странам. Предполагается, что его отец имел много контактов в греческих колониях, что облегчало путешествие. К тому же, молодому человеку видимо давали деньги и задействовали в греческой торговле с Египтом.

Наш герой ездил в Египет ориентировочно в 454 году до н. э. После этого отправился в финикийский город Тир, а оттуда вниз по Евфрату в Вавилон. По причине, связанной с местной политикой, он стал непопулярен в Галикарнасе и мигрировал в Афины приблизительно в 447 году до н. э. Там, в то время, огромной популярностью пользовался военачальник Перикл. Он активно развивал демократические институты, что восхитило Геродота.

Большая часть знаменитой «Истории» бала написана в Афинах. И за этот труд историк получил солидное финансовое вознаграждение по решению афинского собрания. Он пытался получить афинское гражданство, что стало практически невозможно после 451 года до н. э. Город богател, процветал, а поэтому желающих было много, но им отказывали. Отказ получил и Геродот, хотя все признавали его выдающимся человеком.

В 443 году до н. э. историк мигрировал на юг Италии, где по инициативе Афин греки начали возводить город Фурии на руинах города Сибариса. Это всё, что более-менее известно о судьбе выдающегося человека древности. А вот о дальнейших годах жизни можно только догадываться. Возможно, что Геродот вернулся в Афины и умер там во время вспышки чумы. Есть предположение, что он умер в Македонии, где получил покровительство. А возможно, что скончался непосредственно в Фурии. Нет никаких данных после 440 года до н. э. Известно лишь, что историк оставил этот мир, не дожив до 60 лет.

Достоверность работ Геродота

Труд «История» очень часто подвергался критике в древности. О нём имели неоднозначное мнение Аристотель, Цицерон, Иосиф Флавий, Дурис, Гарпократион, Плутарх. Однако современные историки и философы имеют о нём положительное мнение и считают достоверным. На «Историю» Геродота ссылаются десятки учёных умов при описании греческого мира, Персидской империи, греко-персидских войн.

Некоторые специалисты цитируют древнего историка на протяжении всех своих работ. Его считают чрезвычайно скрупулёзным исследователем для своего времени. Он всегда делал различие между тем, что видел, и что ему говорили. Следует сказать, что Страбон многое подтвердил из информации, данной Геродотом.

Единственное, определённому сомнению подвергаются его описания Египта. Утверждается, что историк работал с источниками, не вызывающими доверие. Некоторые специалисты сомневаются, что наш герой вообще путешествовал по Нилу. А поэтому сомнительно, что он писал правду о Египте и Эфиопии. Следует также знать, что великий историк древности не знал ни одного языка, кроме греческого. А поэтому он всегда полагался на переводчиков, чей перевод в большинстве случаев оставлял желать лучшего.

Геродотом было много написано о природе и состоянии науки, при этом его высказывания пестрят неточностями. К примеру, он писал, что разливы Нила связаны с таянием снегов далеко на юге. При этом он признавался, что не может понять, откуда в Африке может быть снег, и предполагал, что виной всему ветры пустыни, влияющие на прохождение Солнца через африканскую часть мира.

Древний историк, описывая песчаные пустыни Персии, сообщал, что в песке содержится большое количество золотой пыли. Там обитают гигантские муравьи, которые роют подземные тоннели и делают высокие насыпи. А люди, живущие в этих местах, собирают золотую пыль, плавят её и получают слитки золота. Эту информацию дотошный историк получил от иранцев, но можно допустить, что перевод был неточен. Но видимо данная информация звучала правдоподобно, так как впоследствии Плиний Старший упомянул данный способ добычи золота в одном из разделов «Естественной истории».

Что касается муравьёв, роющих тоннели под землёй, то, скорее всего, Геродоту неправильно перевели слово «муравей». Рассказчики имели в виду сурков или тарбаганов, а переводчик всё перепутал и назвал маленькое насекомое. Воображение же историка придало ему огромные размеры. Но надо отдать должное автору «Истории». Он никогда не утверждал, что воочию видел гигантских муравьёв и золотую пыль в песке.

Геродот в своих работах дал много точных описаний, в то же время в его повествованиях хватает и мифологических элементов. Поэтому его нельзя характеризовать как чистого историка. Он скорее являлся человеком, пытавшимся сделать правильные выводы их мифов, легенд и подлинных исторических событий. Во многом ему это удалось, поэтому его имя и дошло до наших дней.

Геродот Галикарнасский (484-425 до нашей эры) - древнегреческий историк, один из первых известных путешественников. Именно он был автором первого трактата «История», который дошёл до потомков. В нём учёный описал обычаи и традиции народов, живших за несколько веков до нашей эры. О биографии Геродота известно немного. Имеющаяся информация была почерпнута из текстов историка и энциклопедии «Суда», изданной в Византии XX века. Некоторые данные в них расходятся, однако есть и общие сведения о жизни путешественника. О его личной жизни учёным узнать ничего не удалось.

Изгнание и путешествия

Геродот родился в Галикарнасе - колониальном поселении под Грецией. Сейчас там находится курортный городок Бодрум, а в 484 году до н.э. на территории проживали ионийцы и дорийцы. Самое известное сочинение историка было написано именно на ионийском наречии.

Будущий учёный имел обеспеченных родителей, он получил прекрасное образование. В юности он принимал активное участие в политической жизни города. Вместе со своими согражданами он пытался свергнуть с престола тирана Лигдамида. За это юноша был наказан, ему пришлось уйти из города. В 446 г. он навсегда покинул родное поселение.

После изгнания Галикарнасский поселился на острове Самос. Там он начал готовиться к путешествию по всем близлежащим территориям, доступным для человека. Юноша всегда мечтал увидеть мир собственными глазами, составить своё мнение, не ограничиваясь данными из учебников.

Когда ему исполнилось 20 лет, Геродот отправился исследовать египетские территории. Он наблюдал за жизнью народа, уточнял важную информацию о пирамидах и разливах Нила. Из записей, сделанных в тот период времени, началась мировая историческая хроника. Из Египта историк спустился в Гибралтар, затем в Александрию и Аравию. Он стремился всегда быть возле океана, чтобы легко найти обратный путь.

В Саудовской Аравии учёный провёл совсем немного времени. Возможно, это связано с чрезмерной религиозностью её населения. С Аравийского полуострова Геродот отправился в Вавилон, затем он посетил Персию, добрался до Индии. Позднее он описал в своём сочинении нравы этой страны, признал её могущество и равные силы.

Почти 11 лет Галикарнасский провёл в путешествиях. Он исследовал Финикию, Сирию, Македонию, добрался даже до Скифии. На юге современной России историк пробыл немало времени. Он начертил карты трёх морей - Чёрного, Азовского и Каспийского, а также изобразил впадающие в них реки.

Переезд в Афины

В конце своего масштабного путешествия Галикарнасский занялся изучением традиций скифов. В своих сочинениях он рассказывал о племени амазонок, насчёт которых сейчас ведутся споры среди учёных. Геродот упоминал воинственных женщин, живших в браке с вождями скифских племён.

Примерно в 446 году историк поселился в Афинах. На тот момент ему исполнилось 40 лет, Геродот пользовался признательностью влиятельных людей. Он цитировал отрывки из «Истории» элите общества, сблизился со сторонниками Перикла. Галикарнасский поддерживал демократические взгляды. Также он участвовал в восстановлении некоторых разрушенных поселений.

Согласно данным историков, Геродот умер в 426 году до нашей эры. В то время он проживал в колонии Туриум, расположенной на территории современной Италии.

Научные достижения

«История» Геродота дала пищу для размышлений будущим поколениям. В ней сочетаются сразу несколько компонентов:

  • Географические данные о государствах - расположение, рельеф, особенности климата;
  • Этнографические исследования - в этом произведении очень много информации о населении древних стран, их традициях и обычаях;
  • Подробное описание исторических событий, которые учёный видел собственными глазами;
  • Художественная ценность - историк был также талантливым писателем, его сочинение легко читалось, было увлекательным и насыщенным событиями.

Некоторые современники критиковали Галикарнасского за его простую манеру изложения. Он описывал свои впечатления и наблюдения без научных формулировок, просто делился знаниями.

Очень важно правильно осознавать задачу Геродота. Он не хотел путешествовать только с военными целями, как его соотечественники. Юношу интересовали разные люди, их обычаи и особенности. Он верил в то, что боги могут вмешиваться в жизни смертных. Одновременно с этим учёный не отрицал важности личных качеств политиков и обычных людей.

Галикарнасский стремился познать и запомнить как можно больше, поэтому он столь скрупулёзно вёл свои записи. Примечательно, что историк уже тогда посетил страны, самые популярные для туристов в наше время, - Египет, Турцию и Индию.