Интуиция: как услышать свой внутренний голос. Почему и как люди слышат внутренний голос

В переводе означает (англ. implicit speech, inner speech, covert speech) - беззвучная речь, возникающая, например, в процессе мышления в виде внутреннего голоса. Является производной формой внешней (звуковой) речи, приспособленной к выполнению мыслительных операций в уме. Что вы говорите себе, когда вы делаете ошибку или ненарочно что-то испортили? Некоторые в таком случае прокомментируют в слух, а некоторые обратятся к себе «внутренним голосом», некоторые вообще не обращаются к себе.

Для чего нужен внутренний голос?

Хотя речь в основном используется для общения с другими людьми, она также является средством общения с самим собой. Обращение самому себе означает, что мы разделены на две части, на ту которая посылает сообщение, и на вторую половину нас, которая должна принять посланную информацию. Некоторые рассматривают это как обращение одного «я», второму «я».
Во многих случаях внутренний голос фактически является монологом, когда одна часть личности комментирует вторую часть личности. Вторая часть личности слышит комментарий, но не отвечает на него, а более пассивно слушает и позволяет повлиять на неё. Комментарий самого себя и своих действий может включать в себя критику или похвалу.
Очень часто люди себя комментируют с негативной стороны, в определенных ситуациях снова и снова указывают стереотипные унижения самого себя и негативные стороны или действия. Например, когда что-то не так, самому себе могут сказать «ты идиот неспособный» или «ты совсем неспособный, посмотри на других».
Именно в этом и суть, что человек говорит себе в определенных ситуациях, особенно стрессовых, и это указывает на то какое отношение человек имеет к самому себе. Очень часто оказывается, что это очень негативное и пренебрежительное отношение к самому себе. Основываясь на содержание внутреннего голоса, можно предположить что кто-то имеет негативное отношение к самому себе. Отношение к себе безусловно, можно и нужно поменять, особенно если это негативное и пренебрежительное отношение.

  • принять себя как достойного человека это не означает что нужно принимать все свои действия.
  • развить чувство собственного достоинства, быть готовым исправить свои ошибки или неправильное поведение.
  • меняя своё отношение к самому себе, внутренний голос становится другим, более здоровым, потому что включает в себя более реалистичную критику и в нужной ситуации поощряет свои действия.

В отличии от заявлений, содержащих требования, которые заставляют их помнить и повторять, заявления, содержащие вопросы, мотивируют человека думать и искать ответ на этот вопрос. Поэтому, в стрессовой ситуации лучше задать себе вопрос, чтобы помочь себе думать и получить лучший ответ на стрессовую ситуацию. Это могут быть вопросы: Что происходит сейчас? Насколько важно то, что происходит? Что бы другие хотели чтобы я сделал?
Внутренняя речь очень важна, потому что она часто проводит нас дисфункциональным жизненным трудностям. Изучением внутренней речи занимается не только психотерапия, но и различные тренинги личностного роста и развития, а также в спорте для достижения лучших результатов.

Почему нам трудно услышать внутренний голос?

Эта статья не для тех, кто слышит голоса с детства, или тех, кто уже достиг в своих практиках умения слушать и слышать своё Высшее Я, голос Бога, живущего . Так же она не для тех медиумов, которые перестали балансировать своё эго и стали слушать не голос духа, или Бога, как они это когда-то умели делать, а всего лишь голос своего собственного эго.

Итак, во-первых, людям трудно услышать свой внутренний голос из-за того, что они ожидают результата. Даже, когда вы говорите себе, что не ожидаете, вы всё равно ожидаете. Иначе, диалог бы уже состоялся, и вы перестали бы не доверять себе и сомневаться в своих способностях .сайт

Вам кажется, что если вы сильно-сильно захотите, то обязательно услышите какую-то секретную информацию, которую кто-то хочет передать через вас. Но вы продолжаете не слышать, а если и слышите, то только монолог с самим собой. Случается, что иногда пробьётся через ваши шоры еле слышный голос, но вы продолжаете не верить собственным ушам, и вам кажется, что вы сами всё и навыдумывали.

Вы попрактикуете медитации, духовные практики несколько раз и на этом закончите, думая, что вы не способны, как другие, услышать хоть что-то. Но от тех других вы отличаетесь лишь ленью и тем, что создаёте напряжение внутри себя ожиданием результата.

Вам скучно просто так сидеть, не думая ни о чём, сразу вспоминаете, сколько дел вдруг стало необходимо переделать. Вы напряжённо пытаетесь расслабиться, чтобы хоть словечко услышать не от своего болтливого ума, которым завладело ваше эго.


Вы не умеете, или не хотите научиться слышать?

Помню в детстве, когда меня мама учила писать буквы (а нужно было писать ещё и красиво), я чуть ли не плакала, говоря, что мне трудно и что я не могу писать так, как мама того хотела. На что она отвечала: «Не могу и не хочу – вещи разные. Если заставить себя делать то, что не хочешь, а делать надо, то вскоре будешь смеяться над собой, вспоминая трудности . Все трудности временные, а с ленью не каждый может справиться».

Во-вторых, признайтесь себе, готовы ли вы к тем переменам, на которые укажут ваш дух, Высшее Я и т.д., когда вы начнёте распознавать голоса? Это ведь такие «ребята», которые захотят от вас конкретных изменений, как в мышлении, так и во всей вашей привычной жизни, не соответствующей уже эволюции вашего духа .

Вы посещаете экстрасенсов, гуру, астрологов и прочих провидцев. И все они указывают вам на ваши ошибки, о которых вы слушать не хотите. О каких беседах с Богом тогда может идти речь? Что вы станете делать с тем, что услышите? А вдруг голос не станет расхваливать вас за то, чего вы достигли, а наоборот, — укажет на то, что вы, как двоечник сидите в одном и том же классе уж который год со своими убеждениями?

Или Бог начнут с вами разговаривать только тогда, когда вы перестанете ждать, ожидать, сопротивляться, не доверять и лениться. И не нужно обманывать себя тем, что именно сегодня вы договорились сами с собой посидеть в тишине и что вам пофиг, если кто-то внутри вас вызовется на разговор.

Вы долго позволяли своему эго держать вас в дуальности . Поэтому вам трудно признаться даже самому себе в том, что уже давно пора отпустить всё то, что уже не должно резонировать с эволюцией вашей души.

Вы обманываете сами себя, говоря, что и тешите себя тем, что жизнь всё устраивает самым наилучшим образом для вас. А это всего лишь эго убеждает вас в этом и находит всякие оправдания, чтобы вы продолжали делать то, что привыкли – лгать себе, только бы ни на секунду не отрываться от своей привычной, комфортной зоны, где уже давно перестали происходить чудеса.

А выход из зоны комфорта –условие развития личности . Ведь отбери у вас сегодня работу, станете ли вы продолжать спокойно медитировать день, два, неделю, зная и веря, что жизнь действительно покажет вам совершенно другой путь, к которому вы не были готовы лишь потому, что не доверяли ни себе, ни Богу, ни духу, ни жизни?

Балансируйте своё эго, наполняйте его космическим светом . А когда захотите поговорить с духом, внутренним Богом, вызовитесь на разговор и приготовьтесь слушать так, как слушает ребёнок свою маму, которая читает ему сказку.

Видите, как всё оказывается просто. Ну, а если уж сложно в этой жизни, научитесь в другой. Жизнь никогда не закончится , ни через 10 лет, ни через сто.

(Время чтения ответа - около 5 минут)

Обычно, на этот вопрос отвечают идеями Выготского и Уотсона о микродвижениях голосовых связок, сопровождающихся внутренним голосом, но я считаю, что эти объяснения отталкиваются от предположения, что люди, говорящие что слышат внутренний голос действительно что-то слышат. Но какое поведение подразумевается под "слышать" и чем отличается "слышать внутренний голос" от просто "слышать голос"? Я считаю, что мы говорим о внутреннем голосе не потому что существует нематериальный голос или из-за микродвижений голосовых связок, а потому что проще говорить о событиях, которые уже произошли или еще не произошли, так, как будто они происходят прямо сейчас, но "в голове". Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично. Сейчас объясню.

Я считаю, что "слышать" это "вести себя так, как будто есть источник звука", т.е. я говорю "Я слышу", когда могу в ответ на вопрос "А откуда звук?" указать источник в пространстве. Фраза "Он слышит звук" появляется, когда поведение меняется в присутствии источника звука, который можно убрать и вернуть поведение обратно. Например, я говорю "Он слушает музыку" (подразумевая под этим, что расположение "говорить, что он слушает музыку" совпадает с расположением моего тела в пространстве и времени) когда кто-то залипает в окно или не отвечает на мои реплики с воткнутыми наушниками, которые похожи на работающие (подключены к телефону, а телефон выглядит как работающий). Я не говорю "Он слушает музыку", когда в ушах отключенные от телефона наушники или когда человек с наушниками разговаривает со мной (понятно, что применение фразы "Он слушает музыку" не ограничивается только этими ситуациями, но возьмем их в качестве примера). Слышать звук - это вести себя как будто есть звук в присутствии источника звука.

Соответственно, "слышать голос" можно понимать как частный случай "слышать звук" (также как частный случай это "слушать музыку"), т.е. вести себя как будто есть голос в присутствии источника голоса. Я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда Джон после какого-то звука ведет себя так, будто этот звук связан с Джейн (например, зовет ее; говорит, что это была Джейн). Я говорю "Я услышал голос Джейн" когда "слышать голос Джейн" (вести себя так, будто звук связан с Джейн (искать ее, звать, говорить, что это была она)) совпадает во времени и пространстве с моим телом.

Я считаю, что "слышать внутренний голос" означает "вести себя так, будто есть голос, когда источник голоса отделен от поведения не в пространстве, а во времени". "Слышать внутренний голос" от "слышать голос" можно отличить только по деталям контекста - я говорю "Джон услышал голос Джейн" когда есть Джейн, которую я могу попросить замолчать и поведение Джона изменится. В случае с "Джону послышалась Джейн" Джон ведет себя так, будто слышит голос Джейн, но нет Джейн, которую я мог бы попросить замолчать, чтобы поведение изменилось. В тоже время, такая ситуация не требует для объяснения отсылаться к ненаблюдаемому голосу в голове Джона.

Почему Джон ведет себя как будто слышит голос Джейн в отсутствие Джейн? Разберем поведение, которое подразумевается под "слышать голос Джейн". Например, я иду рядом с Джоном и вдруг он говорит, что голос Джейн заставляет его вернуться домой. Нужно ли для объяснения этого поведения говорить, что действительно был какой-то ненаблюдаемый голос (Джейн в этом время на другом конце города), который спровоцировал Джона сказать мне, что Джейн заставляет его вернуться домой и пойти домой? Необязательно, это поведение может быть понято, если посмотреть на контекст более широкий не в пространственном (как в случае когда источник звука находится далеко от поведения), а во временном плане.

Например, когда Джон ссорится с Джейн и уходит на улицу - по возвращению Джейн ругает его за то, что он убежал от разговора, соответственно, когда я зову Джона на улицу - он выходит, потому что на попытки отказаться я отвечаю уговорами, но рассказывает мне, что Джейн когда он вернется будет его пилить, чтобы я все же разрешил ему пойти домой и ведет себя как будто Джейн уже его пилит когда я пытаюсь поспорить с тем, что Джейн будет его пилить, потому что 1) это помогает убедить меня, 2) разговоры о Джейн провоцируют поведение, как будто Джейн здесь, потому что слово "Джейн" и события, связанные с Джейн связаны между собой. Соответственно, фразу "Ваня, извини, я домой, я прямо слышу, как она будет меня пилить если я еще погуляю" можно понять как "Ваня, я сейчас веду себя как будто Джейн уже здесь и пилит меня, поэтому я пойду домой, чтобы снизить частоту пиления". Отсылка к внутреннему голосу может быть проанализирована без отсылок к нематериальному внутреннему голосу, ее можно понять как отсылку к материальному голосу, который прозвучал когда-то давно или прозвучит в будущем.

Картинка ниже показывает различие в контексте, провоцирующем разговор о "реальном" и "воображаемом" голосе. Я говорю о реальном голосе, когда вижу голос, контролирующий текущее поведение, рядом с текущим поведением (например, говорят "Иди домой" и я иду домой - поведение и голос находятся почти в одном времени, но в разных точках пространства). Я говорю о воображаемом голосе, когда вижу текущее поведение, а голос, который его контролирует либо еще не раздался, либо раздался давно (см. картинку).

Еще пример. Звук из колонки "реален", потому что если выключить колонку ("убрать звук") - поведение сразу же изменится (если при включенной колонке человек танцует, а при выключенной перестает танцевать - мы говорим, что звук реален). Звук мыслей "воображаемый", потому что неясно, что сделать, чтобы "включить" или "выключить" его, т.е. сделать так, чтобы появилось поведение, соответствующее другим мыслям или отсутствия мыслей. Например, если человек танцует и я не вижу вокруг колонки, которую можно выключить, чтобы он перестал танцевать - я говорю, что у него в голове играет воображаемая музыка. Но есть ли смысл говорить, что в его голове играет какая-то музыка если все, что я вижу это что человек ведет себя, как будто где-то играет музыка? Я не вижу никакой музыки и не могу отличить "танец под воображаемую музыку" и "танец под реальную музыку", посмотрев на само поведение, я прихожу к такому выводу по отсутствию внешнего фактора, на который можно воздействовать чтобы изменить поведение. Это сомнительный критерий, потому что как "танец под реальную музыку" можно объяснить работой колонки (внешним фактором), так и "танец под воображаемую музыку" можно объяснить внешним фактором (например, в рекламе на улице в компании людей за танцем следовали улыбки и смех, поэтому в компании друзей я начинаю танцевать, они улыбаются и смеются). Никакой "воображаемой музыки" для объяснения этого поведения не нужно. Танец в отсутствие звука может быть понят в терминах событий, которые произошли раньше или произойдут позже.

Похожая логика применима и к кажущимся крайне сложными для объяснения без "воображаемого" звука случаев - например, для случаев, когда человек сидит и "слушает мысли". Кажется, что это поведение невозможно объяснить без признания, что звук мыслей нематериален или попыток сделать вид, что он материален, просто у нас нет оборудования, чтобы его зафиксировать (Выготский пытался прибегнуть к такой тактике), но подобное медитативное поведение можно объяснить внешними материальными событиями - например, что "слушание мыслей" это просто неподвижное сидение с закрытыми глазами, которое обозначается словом "слушание мыслей", потому что если сказать "я сижу неподвижно с закрытыми глазами", то это вызывает вопросы ("хаха зачем ты так сидишь?"), а самоотчет о мыслях, которые "слышатся", контролируется задаваемыми вопросами и ситуацией (например, "О чем ты сейчас думаешь?" провоцирует "О том, о чем я сейчас думаю" или "Ни о чем" или "Что поесть на вечер" или еще кучей вариантов, которые контролируются историей взаимодействия вербального поведения и среды, а не "ненаблюдаемыми" мыслями, находящимися внутри головы).

Резюмируя, я говорю о "реальном" голосе когда текущее поведение можно объяснить текущими событиями. Я говорю о внутреннем голосе когда текущее поведение нельзя объяснить текущими событиями; чтобы объяснить его нужно отсылаться к событиям, отдаленным во времени, а не только в пространстве. Практика каждодневного общения поощряет говорить о реальном голосе, который уже прозвучал или еще не прозвучал, как о находящемся в голове, потому что если объяснять свое поведение через подобные сложные пространственно-временные связи - наша речь станет ужасно перегруженной. Мы слышим внутренний голос, потому что если его не слышать - объяснить поведение, контролируемое отдаленными событиями в прошлом или событиями в будущем будет очень проблематично.

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project

Кручусь с боку на бок в постели, уставшая от гудения мыслей в голове, от бесцельно прожитого дня и долго мучаясь от бессонницы… Легкое дуновение забирает мое сознание, и замолкает гудение мыслей и . Долгожданный сон...

Вдруг в самый умиротворенный момент очень отчетливо и внезапно мужской голос окликает меня по имени и что-то спрашивает.

«А?! Что?!» - вскакиваю в ужасе. Тело дрожит, сердце выскакивает из груди. Не понимаю, что происходит... Липкий пот приклеил меня к мятой простыне.
Так происходит каждую ночь. Страшно ложиться спать. Тяжело специально оттягивать время сна из-за боязни внезапных непонятных голосов. Пугает, напрягает, не дает покоя.

Ощущение сумасшествия

Я была одной из тех, кто способен «общаться с людьми» не открывая рта. Даже не обязательно присутствие самих собеседников. Я разговаривала с ними в своей голове. Иногда они сами говорили без моего «приглашения».

У меня была «способность» воспроизводить музыку, не включая ее в реальном режиме. Она в моей голове. То кружит с размахом классическая, то орет и грохочет рок. Хаотичное смешение внутренних диалогов вперемешку с музыкой вызывало жуткий дискомфорт. Голова от этого становилась тяжелой, гудящей, будто в голове пчелиный рой из озвученных мыслей.

В моей квартире происходили странные вещи. Из раза в раз были слышны шорохи или звуки падающей посуды, скрип двери. Или громкий мужской голос мог позвать меня из кухни. Когда я приходила на кухню, голос вновь звал, но уже из комнаты…

В какой-то момент я осознала, что слышу голоса в голове. Звуки и голоса настолько были реалистичны, что пугали. Мое сознание отказывалось верить, но учащение случаев с многоголосьем в голове заставляло разбираться, что происходит. И чем больше я думала об истреблении голосов, тем громче и интенсивнее внутри прокручивались бесконечные диалоги.

По ночам мне снились сны. Шумные, глумливые, раскатистые. Слышала голоса и невнятное гулкое сопровождение. Неясно было в полусне, где действительность, где сон.

Голосовые галлюцинации

Спрашивала у некоторых близких знакомых, бывают ли у них такие состояния. Пыталась себя успокоить, думая, что каждый нормальный человек слышит подобное и ничего необычного в этом нет. Расспросив пару-тройку знакомых, я поняла: слышу голоса одна. И не сыскать в мире человека, который поймет меня и скажет: «Я сам такой» , - и поведает мне потайную правду возникновения голосов.

Становилось проблематично разговаривать с людьми. Как только я задавала вопрос собеседнику, тут же переставала слышать ответ: внутренний диалог возобновлялся и абсолютно не давал шансов сосредоточиться. Человек говорит - отвечает мне, а я в это время смотрю сквозь него и уже давно веду внутренний разговор. Иногда внимательный собеседник видел мое равнодушие, отключение из беседы и благополучно ретировался.

Кому понравится общаться с человеком, который вас не слушает. Очевидны причины избегания знакомыми моей персоны. Иметь прекрасный слух и не слышать людей. Это вызывало у меня большие внутренние противоречия. Слышать голоса в голове, но не реальных людей.

Слышу голоса в голове: что делать

Рассказать кому-то, посоветоваться о том, что слышу голоса, - все равно, что признаться в своей одурелости. Все равно, что сказать: «Я чудаковата, слышу голоса. Вы меня не сторонитесь, пожалуйста. Просто я немного “шизанулась”!»

День за днем прокручивались в голове сотни диалогов, множество из них реально звучали. Я даже отвечала вслух на вопросы, которые мне задавались. Со стороны это смотрелось, как диалог без одного собеседника. А как же? Я должна ответить на возникшие вопросы - меня ведь спрашивают…

Общеизвестно, говорящих с собой и слышащих голоса зачисляют в «списки» сумасшедших. Во всяком случае, с головой у них точно непорядок. Я больна - душевно больна, - единственное, что возникло и закрепилось в моем понимании.

На сегодняшний день у меня нет ни внутренних назойливых диалогов, ни голосов. Пропали они навсегда. Сон нормальный и достаточный. Появилась энергия жить, совершать дела. Для апатии нет места. Удалось найти ту сферу деятельности, которая наполняет пустоты звукового вектора, дает толчок для умственной работы. Которая, кстати, приносит огромное, неописуемое удовольствие. Наконец, я живу.

Что бы вас ни тревожило, дайте себе шанс, приходите на бесплатные онлайн-тренинги по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по ссылке .

Галина Поддубная, воспитатель


Раздел: