Как начать разбираться в искусстве — TheQuestion. История искусства: десять лучших курсов для самостоятельного изучения

) знает, как заинтересовать детей искусством. И сегодня она делится полезными советами. Слово Наташе.

Итак, вы решили приобщить ребенка к прекрасному, но не знаете, как к этой задаче подступиться. Для начала избавьтесь от сомнений, мешающих сделать шаг вперед.
За время работы в области искусства я часто сталкивалась с тремя типичными предубеждениями: искусство появляется из ниоткуда по прихоти художника, искусство скучное и искусство недоступное. Подчеркиваю, это предубеждения.

Предвосхищая сомнение начинающих изучение искусства, я написала три небольших пояснения:

1. Искусство - это язык. Это художественный язык, на котором можно говорить и который можно понимать. Искусство решает определенные задачи, а не снисходит на художника в виде вдохновения или творческого порыва. Сначала у художника появляется идея, затем он переводит ее на язык художественных образов с помощью техники, композиции, выбора определенного вида искусства, цвета и т.д. Чтобы оценить произведение во всей полноте, нужно разобраться, как внутреннее (идея) связано с внешним (произведением, выполненном в некотором материале).

Разворот из книги «Играем в искусство».

Для наглядности приведу пример из истории искусства.

Он связан с появлением стиля барокко. Контекст: XVI век, у католической Церкви проблемы из-за Реформации, власть пошатнулась. Задача: показать могущество и силу католической Церкви, ее богатство. Задача понятна. Какое решение? Художественное решение: огромные масштабы, динамичность и стремительность в композиции и рисунке, буйство красок, накал эмоций и любовь к кульминационным моментам в историях, обилие рельефов, резьбы и золота. Роскошь во плоти. Впечатляет? Конечно!

2. Искусство доступно всем , вопрос только в глубине восприятия.

Первый уровень, базовый, - узнавание объектов (например, вы видите, что на картине изображены люди в комнате, у одного из них есть крылья, а в вазе стоит букет белых лилий).

Второй уровень - вы можете определить сюжет, жанр или направление, то есть поставить это произведение в ряд других (например, вы опознали в картине именно сюжет «Благовещение»).

Третий уровень профессиональный - вы можете поместить произведение в контекст (например, это не просто «Благовещение», а это работа художника Симоне Мартини, который работал в традициях поздней готики, хоть и был современником Джотто, потому что тогда в Сиене… и так далее). Вы находитесь как минимум на первом уровне восприятия искусства - то есть оно доступно и вам тоже.

3. Искусство - это весело! Главное - превратить изучение в игру.

Как изучать искусство с ребенком дома?

Для начала определитесь, какими ресурсами для изучения вы обладаете. Самый минимум - интернет, время и большое желание. В ресурсы также входят: художественные альбомы дома или в библиотеке, детские занятия по истории искусства, музей. Идеально, если вы сможете сходить в музей и посмотреть произведения вживую.


Как рассказывать детям об искусстве. Шпаргалка-подсказка Наташи Кайя. Кликните по картинке — и она откроется в полном размере.

Должен ли взрослый разбираться в искусстве, чтобы изучать его с ребенком?

Желательно, но не обязательно.

С какого периода или с каких художников начать знакомство с миром искусства?

- Выберите, изучаете ли вы русское или зарубежное искусство.
- Выберите одно направление или одного художника. В первое время придерживайтесь своего выбора, чтобы не запутаться.

Лучше начинать с классического искусства (до ХХ века). Отлично подойдут передвижники или мирискусники. В зарубежном искусстве удобно начинать тоже с классиков - например, с постимпрессионистов. И начните с фигуративного искусства (изображен окружающий мир в узнаваемом виде).

Как подготовиться к изучению искусства с ребенком?

1. Почитайте хотя бы немного об эпохе и художнике. Попробуйте найти пару интересных фактов, которые наверняка останутся в памяти вашего ребенка.

Например, мирискусник Александр Бенуа всю жизнь собирал коллекцию детских игрушек и хранил ее в разбросанном по комнате виде, чтобы игрушки были в естественном для них состоянии.

2. Постарайтесь найти фотографию художника, его мастерской или его в компании друзей - детям проще говорить о конкретном человеке. И так художники запоминаются лучше!

3. Соберите несколько репродукций картин, которые вы посмотрите с ребенком (подойдет художественный альбом или распечатки из интернета).

Приступаем к изучению

1. Немного расскажите ребенку об эпохе (Тогда были телефоны, самолеты, телевизоры? А огромные магазины? А на чем передвигались? Где жили?). Можете опираться на собственные знания. Свои рассказы о художниках начала ХХ века я обычно начинаю словами: «Во времена, когда не было телевизоров, смартфонов, планшетов и жвачек, когда появились первые автомобили и лампочки были редкостью, жил-был художник..». Все, в глазах ребенка этот художник превратился в почти былинного персонажа, а сказки - это всегда интересно!

2. Покажите ребенку фотографию художника, его мастерской или его друзей. Обсудите внешний вид художника (А сейчас люди так одеваются? Как думаешь, какой у него был характер?). Задайте ребенку такой вопрос, чтобы он мог на минутку перевоплотиться в художника (Покажите походку этого художника. Как он красовался перед зеркалом в этой шляпе? Какой у художника был голос?)

3. После этого самое время познакомиться с произведениями.

Основной принцип

Начинаем обсуждение с того, что сделано, затем как сделано, а в завершении пытаемся понять, почему сделано именно так. То есть через простой анализ пробуем отгадать, как идея художника связана с конкретными техническими приемами.

Примерный план обсуждения произведения:

ЧТО :
- Что ты видишь? (например, люди, вещи, природа и пр.)
- Что происходит? (например, люди бегут, едят и пр.)
- Видел ли ты еще похожие произведения? (например, видел другие натюрморты). Задайте дополнительные вопросы, чтобы ребенок пофантазировал на тему произведения. Например, такие: Что было до или после события, изображенного на картине? Чей это завтрак? Чья эта комната? Где такая природа?

КАК (о технике художника):
- Красиво/некрасиво
- Похоже/непохоже
- Спокойно или динамично
- Какие линии (прямые, острые, упругие и пр.)
- Много ли различных цветов?
- Видны ли мазки?
- Картина с глубоким пространством или кажется плоской?
- Какое настроение в картине? (мрачно, возвышенно, радостно и пр.)

В завершении переходим к десерту - пришло время поиграть в искусство и заодно запомнить увиденное.

Примеры игр в искусство

1. Мозаика
Распечатайте картинку на формате А4 и разрежьте ее на квадратики. Перемешайте их. Нужно собрать картину по принципу обычной мозаики. Можно наперегонки.

2. Угадайка
Распечатайте 8-10 картинок произведений и напишите искусствоведческий диктант. Показывайте ребенку картинку 3-5 секунды. Он должен написать название произведения. Можно устроить соревнование среди детей: кто дал больше правильных ответов, тот победил.

Из книги «Играем в искусство».

3. Рисование по памяти
Это задание можно превратить в конкурс для детей. Покажите картинку примерно на 10 секунд. Спрячьте. Обсудите, кто что запомнил. Каждый пробует по памяти нарисовать композицию картины. Кто больше вспомнил, у кого больше сходства - тот и выиграл.

4. Перевоплощения
- Попросите ребенка повторить позы персонажей.
- Как и о чем говорят герои?
- Какая походка у персонажей?

Эксперимент. Ради интереса запишите свои впечатления от художника (или направления) и через некоторое время после начала изучения истории искусства вернитесь к этим записям. Изменится ли ваше восприятие этого художника (или направления) по мере накопления знаний по истории искусства?

Обложка поста: шпаргалка Наташи Кайя.

Какие лекции стоит посмотреть, чтобы начать разбираться в современном искусстве, но советуем не останавливаться на достигнутом. Наша новая подборка поможет сориентироваться в более объёмном предмете - классическом искусстве. Поскольку охватить такую широкую тему всесторонне всего в нескольких лекциях невозможно, мы подобрали материалы, которые подскажут, откуда стоит начать и в каких направлениях можно двигаться, изучая историю искусства до XX века, а также научат воспринимать классическое искусство в широком контексте и замечать в нём интересные параллели с современностью.

Основные течения классического искусства

Начинать изучать историю искусства лучше всего с основных течений и общей периодизации. Быстро разобраться в хронологии поможет таймлайн, подготовленный калифорнийским колледжем искусства и дизайна Отис. Двадцать семь коротких видео охватывают историю искусства от наскальной живописи до конца XVIII века. Отдельный плейлист на YouTube-канале колледжа посвящён художественным направлениям XIX века: реализму, импрессионизму и постимпрессионизму. Важно иметь в виду, что такая классическая периодизация описывает развитие именно западного искусства и практически не касается процессов, которые происходили в это время в культуре других регионов мира, из-за чего сегодня часто подвергается критике.

Дополнить общую картину поможет сайт «Академии Хана». Здесь в наборе коротких текстов, объединённых в разделе Art History, предлагается курс базовых знаний по всем основным вехам мировой истории искусства.

Собрание Метрополитен-музея

Если вы решили более детально углубиться в изучение конкретного периода или специфической темы, советуем обратить внимание на сайт нью-йоркского Метрополитен-музея. Здесь в открытом доступе представлена информация об огромной коллекции изобразительного и прикладного искусства музея, которая охватывает пять тысячелетий художественной культуры. Захотелось послушать полуторачасовой рассказ об искусстве гравюры во Франции XVIII века? Тогда вам точно сюда.

Лекции знаменитых музеев

Получив общее представление об основных направлениях в искусстве, стоит подробнее изучить его главных представителей и шедевры. Прежде всего имеет смысл исследовать собрания крупных музеев изобразительного искусства: обычно у них есть свои YouTube-каналы, где можно найти видеозаписи с информацией об основных произведениях из их коллекций. Например, подборка Третьяковской галереи предлагает лекции о «Явлении Христа народу» Александра Иванова, «Портрете М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского, «Неизвестной» Ивана Крамского и ещё двенадцати важных произведениях собрания.

ГМИИ им А. С. Пушкина запустил совместно с «Арзамасом» специальный проект , посвящённый его коллекции. Здесь можно проголосовать за то, какое произведение из музейного запасника включить в основную экспозицию, разобрать по частям десять произведений искусства XIX–XX вв. и детально изучить четыре шедевра коллекции, собрав их в виде пазла.

В особенно дружественном формате рассказывает о своём собрании британская Национальная галерея. Ежемесячно её сотрудники организуют так называемые Lunchtime Talks, в рамках которых кураторы вместе со зрителями выбирают наиболее интересную работу в музее и подробно обсуждают её. Видеозаписи лекций можно найти на канале Национальной галереи на YouTube.

Работы Вивьен Вествуд и искусство

Ещё один приятный способ изучать музейные коллекции - делать это вместе с харизматичными знаменитостями. Например, в этом небольшом видеоролике дизайнер Вивьен Вествуд рассказывает о коллекции лондонского музея Собрание Уоллеса и его влиянии на её собственные коллекции. В этом музее хранятся полотна Франсуа Буше и Жана Оноре Фрагонара - главных художников рококо, кокетливого и насыщенного декоративными элементами художественного течения начала XVIII века, а также большая коллекция севрского фарфора.

Любимые произведения Джерри Солца

Короткий, но запоминающийся тур по музеям Нью-Йорка можно совершить вместе с художественным критиком Джерри Солцем. Бунтарь и звезда New York Magazine, чья страница в Facebook была заблокирована почти на год за публикации откровенных средневековых иллюстраций и гравюр, делится со зрителями своими любимыми произведениями разных периодов: от итальянского кватроченто до импрессионистов.

Свежий взгляд на классическое искусство

Беседа классика американского поп-арта Эда Рушея с директором нью-йоркского музея Коллекция Фрика в рамках проекта «Frieze Masters Talks» - незабываемый пример того, как субъективный взгляд на классическое искусство может сломать его традиционное восприятие. Художник выбрал несколько неочевидных работ из коллекции музея (в собрании которого шедевры таких мастеров, как Рембрандт, Вермеер, Гойя и Уистлер) и рассказал зрителям и своему собеседнику, что он в них видит. Узнав, что в картине Джованни Беллини Рушей в первую очередь усмотрел геометрические диагонали, уже упомянутый выше Джерри Солц заявил , что его жизнь никогда не будет прежней.

Искусство в контексте истории

Для того чтобы разбираться в искусстве, важно не только владеть фактами об истории его создания и технике исполнения, но и обладать умением критически его интерпретировать. Многие труды посвящены тому, каким образом мы смотрим на изображение и какие социальные и исторические факторы влияют на наше понимание и восприятие образов, даже классических. Курс «Sexing the Canvas: Art and Gender » на сайте Coursera обучает слушателей этому навыку, причём призывает сделать это за рамками канонических трактовок. Целью создателей курса было обратить внимание зрителя на то, как в классическом европейском искусстве традиционно преподносились феминность, сексуальность и вопрос взаимоотношения полов и как это повлияло на развитие культуры и общества. Сейчас запись на курс, к сожалению, недоступна - но когда она откроется, настоятельно советуем вам не терять ни минуты.

Обратить внимание на другой важный аспект понимания искусства - его нахождение в историческом контексте - предлагает декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге Илья Доронченков. Его курс на «Арзамасе» рассказывает о восьми шедеврах художников XIX века и том, каким образом в них отразились происходящие в то время в обществе социальные и культурные изменения.

Искусство вне времени

Понять, что классическое искусство не заканчивает свою жизнь с перемещением в музей, но продолжает отзываться эхом в последующих поколениях, помогает его изучение во временной перспективе. Предлагаем посмотреть выпуск образовательной передачи телеканала «Культура» «Academia», в котором ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина Виктория Маркова подробно рассказывает о «Джоконде» Леонардо да Винчи. Эта двухсерийная лекция (вторую серию можно найти ) интересна не только тем, что в ней подробно разбирается история создания «Моны Лизы», но и тем, что в ней затрагиваются другие актуальные вопросы: почему именно эта картина стала настолько известной, как она проникла в популярную культуру и каким образом именно она оказалась в столь многих работах современных художников - от дадаистов до Энди Уорхола.

Менее очевидную временную параллель провёл сокуратор выставки прерафаэлитов в лондонской галерее Тейт Джейсон Розенфельд. Он сравнил это художественно-поэтическое течение Викторианcкой эпохи с искусством современных британских художников группы YBA. О том, что общего можно найти у художественных направлений, которые на первый взгляд кажутся столь разными, Розенфельд рассказал на лекции в музее «Гараж».

Некоторые считают, что разбираться в искусстве могут только избранные. Другие придерживаются противоположной точки зрения - настоящее искусство понятно всем. Третьи полагают, что не нужно в искусстве разбираться, ведь его задача только дарить людям эстетическое удовольствие. Мы же считаем, что разбираться в искусстве, конечно, нужно, а научиться этому может каждый. Вот несколько нехитрых советов.

Пополняйте свой багаж знаний

Для начала изучите информацию об искусстве различных эпох. Ведь для того, чтобы отличать картины одного художника от полотен другого, нужно хоть немного подтянуть теоретическую базу. Запомните хотя бы несколько выдающихся мастеров из каждой эпохи и самые знаменитые их произведения. Также изучите различные направления в живописи. Неплохо было бы запомнить их названия: барокко, классицизм, импрессионизм, дадаизм и т. д. Постарайтесь связать между собой исторический период и направление в живописи - это поможет структурировать ваши знания.

Постарайтесь увидеть прекрасное

После того как вы изучили теорию, самое время попрактиковаться. Не обязательно идти в музей. Возьмите в руки альбом с репродукциями картин из какой-нибудь художественной галереи. Полистав альбом, попробуйте самостоятельно назвать эпоху написания полотна, его направление, может, даже вспомните имя автора. Если ежедневно хотя бы по несколько минут уделять этой тренировке, через некоторое время вы всех удивите своими познаниями в искусстве. Только тренировки должны быть честными, подсматривать ответы не нужно!

Чувство прекрасного можно натренировать

Теперь можно смело отправляться в музей. Если в ближайшие выходные вы попадете на выставку картин, вы увидите, что многие полотна стали для вас уже гораздо понятнее.

Учитесь выделять хорошие картины и не зацикливаться на плохих

Чтобы еще лучше разбираться в искусстве, вам нужно будет научиться отличать хорошие и плохие картины. Но эти знания приходят только с опытом. Если вы станете постоянным посетителем музеев и выставок, а на вашей прикроватной тумбочке будет лежать альбом с репродукциями, который вы будете просматривать перед сном, результат не заставит себя ждать. В скором времени, попав на любую выставку, вы сможете оценить представленные работы.

Учитесь восхищаться работами мастеров

Обычному человеку иногда сложно понять, чем та или иная картина восхищает знатоков искусства. К примеру, тот же «Черный квадрат» Казимира Малевича, который до сих пор вызывает бурные споры. Так какие же картины вызывают восхищение? Чтобы это понять, нужно полотно, которое мы анализируем, разделить на три составляющие: объем, цвет и линия. Что из этих трех элементов в картине преобладает? Что может приковать внимание зрителя в этом полотне? Ответы на эти вопросы дадут вам информацию о главных достоинствах картины. Но основное в произведении художника - это общее впечатление от картины, ее красота. В разные временные эпохи были разные представления о красоте. Если в XIX веке в чести были пышные формы, в XX веке на пьедестал красоты вознесли худощавость и подростковую угловатость. Как вы поняли, красота в искусстве - понятие неоднозначное. Но есть некоторые нюансы, позволяющие зрителю уловить красоту картины, - безупречность линий, легкие или слитные мазки, первостепенность объема или гамма цветов, выходящая на первый план.

Учитесь понимать абстрактное искусство

Научиться разбираться в искусстве без понимания абстракционизма невозможно. Это картины, которые всегда вызывают бурные дискуссии. Так в чем же красота абстрактных картин? Кому-то эти картины кажутся похожими на детскую мазню, в них сложно найти сюжет. Но прелесть этих полотен в том, что они заставляют зрителя окунуться в собственный внутренний мир, найти красоту внутри себя. Но не все способны увидеть эту красоту, ведь она изображена абстрактно. Учитесь разбираться в искусстве, чтобы увиденные вами картины вызывали у вас настоящие эмоции, дарили чувство прекрасного. Приведенный ниже краткий курс молодого искусствоведа поможет вам поддержать светскую беседу.

  • Если сюжет полотна нарисован на мрачном фоне и лицо героя выражает мучения, перед вами Тициан .

  • Если на полотне нарисованы обнаженные люди с очень пышными формами и целлюлитом, который есть даже у мужчин, перед вами Рубенс .

  • Если герой сюжета полотна - мужчина с женским лицом, перед вами Караваджо .

Караваджо

  • Если в сюжете произведения множество мелких человечков, перед вами Брейгель .

Брейгель

  • Если опять в сюжете множество мелких человечков плюс также много мелких непонятных деталей, перед вами Босх .

  • Если на полотне можно увидеть мужчин с фигурами культуристов, и все прекрасно, перед вами Микеланджело .

Микеланджело

  • Если на полотне вы видите балерину, перед вами Дега .

  • Если на полотне тощие персонажи с небритыми лицами, перед вами Эль Греко .

Эль Греко

  • Если все герои полотна, в том числе женщины, напоминают вам Путина, перед вами Ян ван Эйк .

Ян ван Эйк

Ян ван Эйк

  • Если полотно слишком яркое и цветное, перед вами Ван Гог .

  • Если полотно состоит из пятен, перед вами Моне .

  • Если на полотне нарисованы люди, буйство красок природы, перед вами Мане .

The Village запускает новую рубрику о самообразовании. Еженедельно мы будем выбирать одну интересную тему, в которой можно разобраться своими силами - с помощью книг, курсов и лекций, в выборе которых редакции помогают приглашённые эксперты. Новый выпуск посвящён нестареющему вопросу: рассказываем, как углубить или наконец сформировать знания о том, что случилось в мировом искусстве в XX веке и что происходит сейчас.

Андрей Ковалёв,

художественный критик,
доцент факультета искусств МГУ

Во-первых, надо понимать, что русский язык оказался недостаточным для того, чтобы обозначить современное искусство как понятие. В английском языке есть слова modern и contemporary. Modern - это классический модернизм в разных вариациях, который начинается с Поля Сезанна и кончается Джексоном Поллоком. Затем начинается contemporary. Русский язык оказался к этому глух; всё принято называть «современным искусством». По-русски современным лучше считать искусство последней трети XX века.

Основная проблема заключается в том, что люди не хотят разбираться в современном искусстве и уверены, что они уже всё знают. Когда задаётся вопрос, что хотел сказать Казимир Малевич «Чёрным квадратом», предполагается, что человек уже знает ответ на этот вопрос и он сугубо отрицательный. Надо снять своё недоверие к тому, что писсуар Дюшана или ещё что-либо - это искусство.

Неясности обычно возникают со второй половины XX века. Чтобы разобраться, лучше купить путеводитель по МoМА, Гуггенхайму и Помпиду и просто прочитать: там всё объяснено. Есть неплохая книга Сэма Филлипса , самая простая. Книжек о современном искусстве много, но одной книги, которая простым языком ответила бы на ваш вопрос, нет. Чтобы понимать тенденции, нужно следить за молодёжными номинациями премии Кандинского и «Инновации», смотреть Венецианскую биеннале, «Документу», «Манифесту», конечно же. Кроме того, у нас считается модным ездить на ярмарки современного искусства, но даже мне, профессионалу, тяжело разобраться на большой ярмарке.

Судя по видеозаписям, хорошие лекции по искусству в Москве читает Ира Кулик в «Гараже» и сотрудники Третьяковки на Крымском Валу . Понять, на какие выставки ходить в городе, сложно: здесь у нас всё обвалилось. Раньше этим занималась художественная критика. То, о чём написал Валентин Дьяконов в «Коммерсанте», - на это нужно было идти 100 %. Но теперь почти все издания, которые публиковали художественную критику, закрылись. Кое-что можно узнать в The Art Newspaper, в «Артгиде». И понимаете, я могу сказать, что в галерею XL нужно обязательно идти, но ведь и там бывают плохие выставки. Много интересных выставок бывает в ММОМА, но бывает и очень много плохих. В «Гараже» примерно 80 % хороших выставок - к сожалению, это фактически единственное такое место.

Современное искусство гораздо проще, чем то, что висит в Лувре. Меня шесть лет учили, и то я до конца не всё понимаю, что там нарисовано. Вот вы уверены, что понимаете «Ночной дозор» Рембрандта? Три четверти искусствоведов не видят в «Ночном дозоре» главный сюжет - этот свет, который льётся неизвестно откуда. Его видят только суперпрофессионалы. А кто видит снег в «Боярыне Морозовой»? Искрящийся, чуть запачканный снизу снег. Секрет в том, чтобы больше смотреть. Для того чтобы понять этот снег, нужно посмотреть сто тысяч картин, а для того чтобы понять, что значит старый башмак - всего лишь прочесть сопроводительный текст.

Что читать

Сэм Филлипс. «...Измы. Как понимать современное искусство»

Универсальный путеводитель по группам, школам и стилям XX века для тех, кто застрял в своих знаниях на уровне школьных уроков МХК: английский искусствовед и автор журнала Frieze Сэм Филлипс раскладывает по полочкам течения, их суть и основных представителей - всё без лишней воды и аналитики.

Екатерина Андреева. «Постмодернизм. Искусство второй половины XX - начала XXI века»

Книга одного из ведущих российских художественных критиков и научного сотрудника Государственного Русского музея об эволюции изобразительного искусства от 40-х годов до наших дней. Большое внимание уделено и творчеству российских художников.

Роузли Голдберг. «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней»

Роузли Голдберг - основательница биеннале Performa и исследователь перформанса, не раз приезжавшая со своими выставками и в Москву. «Искусство перформанса» - это дополненное издание книги Голдберг 1979 года, как ясно из названия, глубоко погружающая в вопрос: три сотни страниц как о «Победе над Солнцем» и представлениях «Кабаре Вольтер», так и об акциях Мэтью Барни.

Борис Гройс. «Казимир Малевич»

В серии «Имена» издательство Ad Marginem публикует портреты-эссе выдающихся специалистов о представителях русского искусства. Например, здесь философ Борис Гройс разбирается в феномене Казимира Малевича и в его попытках создать вневременное искусство.

Дональд Томпсон. «Как продать акулу за 12 миллионов долларов. Скандальная правда о современном искусстве и аукционных домах»

Полезная книга об экономике современного искусства, завязанная на истории с пятиметровой тигровой акулой, проданной Дэмиеном Хёрстом в частную коллекцию сначала за 50 тысяч фунтов, а спустя несколько лет - за 12 миллионов долларов. На примере этой и других историй Томпсон показывает, как арт-рынок формирует судьбу порой самых необычных произведений.

Что смотреть

Наталья Смолянская - о временных рамках современного искусства

Искусствовед и доцент «Русской антропологической школы» РГГУ рассказывает на «Постнауке» о том, каких художников вообще принято называть современными и как объекты становятся произведениями искусства. Там же - ещё одна небольшая лекция Смолянской, посвящённая происхождению и концепциям авангарда.

Академия Хана: «Век глобального конфликта »
и «1970 - настоящее время »

В запасе у некоммерческой образовательной организации «Академия Хана» - пожалуй, один из самых подробных путеводителей по истории искусства вообще и по процессам XX века в частности. Здесь можно обнаружить лекции не только о знаковых художниках, но и об архитекторах или фотографах, а также тесты и текстовые гиды по тому или иному периоду.

Эдинбургский университет: «Уорхол »

Временно ушедший на перерыв, но хитовый курс профессора Глина Дэвиса об одном из самых популярных художников XX века, поделённый на пять повлиявших на философию Энди Уорхола тем: знаменитости, секс, деньги, смерть и время.

Люк Сайсон - о том, как полюбить «бесполезное» искусство

Куратор нью-йоркского Метрополитен-музея и эксперт по искусству Возрождения рассказывает на TED о том, как ему пришлось сменить место работы и принять то искусство, которое раньше вызывало недоумение.

Университет Цинхуа: «Западное и китайское искусство: маcтера и классики »

В хорошем смысле консервативный курс пекинского университета, противопоставляющий историю искусства Запада и Востока. Стартует 6 апреля с Гомера и прочей античности, а к финалу доберётся до Марселя Дюшана и того же Энди Уорхола.

Паола Антонелли - о том, как в коллекции МоМА появились видеоигры

Крайне важная своим посылом лекция куратора Нью-Йоркского музея современного искусства о том, почему MoMa сделал выставку о Пакмане и почему художественные критики приняли в штыки тетрис рядом с картинами Пикассо.

«Универсариум»: Современное русское искусство

Стартующий летом и полезный более всего старшеклассникам на каникулах цикл лекций искусствоведа и научного сотрудника ММСИ Полины Зотовой и психолога Алеси Миюзовой, в котором на примерах самых известных работ XX века обещают выявить связь искусства с историей нашей страны.

Где учиться

«Несимметричные подобия »

Курс художественного критика и культуролога Ирины Кулик, в рамках которого она каждый год сводит в пары известных художников XX века. В этом сезоне цикла слушателей ждут столкновения Эгона Шиле с Хансом Беллмером, Энди Голдсуорси с Бэнкси, а также Вито Аккончи с Деннисом Оппенгеймом.

Где: музей «Гараж»

Стоимость: бесплатно

«Искусство XIX–XX веков »

В лектории Пушкинского музея, что в Колымажном переулке, к апрелю как раз закончили разбираться с Мане и Сезанном и перешли к XX веку: в течение пяти ближайших недель научные сотрудники музея расскажут последовательно о Хансе Арпе, Джексоне Поллоке, Рое Лихтештейне и искусстве последних десятилетий.

ГДЕ: лекторий ГМИИ имени Пушкина

КОГДА : среды февраля-апреля

СТОИМОСТЬ: абонемент на курс продан, разовая лекция - 100 рублей

«Современное искусство
и музыка »

Один из множества интересных циклов в Московском музее современного искусства: художник, основатель «Термен-центра» и преподаватель Школы имени Родченко Андрей Смирнов рассказывает о музыкальных тенденциях XX века. Курс стартует на этой неделе лекцией о музыке футуристов, экспериментальной музыке 50–70-х годов и концепции случайности Джона Кейджа.

ГДЕ: ММСИ на Тверском бульваре

СТОИМОСТЬ: 200–400 рублей

The Village выражает благодарность за помощь в подготовке материала Александру Журавлёву и Алине Глазун.