Как проводится исповедь. Церковные таинства: как правильно написать грехи на исповедь и подготовиться к ней. Что такое воля Божия

Краткое наставление перед исповедью (по материалам православных изданий)

Возлюбленные о Христе братия и сестры! Готовясь приступить к великому таинству святой исповеди, взирая на милосердие Божие, спросим самих себя, оказали ли мы милосердие ближним, со всеми ли примирились, не имеем ли в сердце своем вражды на кого-либо, вспомнив заветные слова Святого Евангелия: "аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный" (Мф. 6, 14). Вот условие, которое должны мы понять и соблюсти в спасительной деле святого покаяния. Однако для того, чтобы покаяться и получить оставление грехов, необходимо увидеть свой грех. А это не так просто. Мешает этому самолюбие, саможаление, самооправдание. Дурной поступок, в котором нас обличает совесть, мы склонны считать "случайностью", винить в нем обстоятельства или ближних. Между тем, всякий грех делом, словом или мыслию есть следствие живущей в нас страсти - своего рода духовной болезни.

Если нам трудно осознать свой грех, то еще труднее увидеть страсть, укоренившуюся в нас. Так, можно жить, не подозревая в себе страсти гордыни, пока кто-то не заденет нас. Тогда страсть откроется через грех: пожелание зла обидчику, резкое оскорбительное слово и даже месть. Борьба со страстями - главное делание для каждого христианина.

Обычно люди, неопытные в духовной жизни, не видят множества своих грехов, не чувствуют их тяжести, отвращения к ним. Они говорят: "Ничего особенного я не совершал", "у меня только мелкие грехи, как у всех", "не украл, не убивал", - так многие часто начинают исповедь. Но святые отцы и учители наши, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников, с искренней убежденностью взывали ко Христу: "Никтоже согреших на земли от века, якоже согреших аз, окаянный и блудный!" Чем ярче свет Христов озаряет сердце, тем яснее сознаются все недостатки, язвы и раны душевные. И наоборот: люди, погруженные в мрак греховный, ничего не видят в своем сердце, а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать, ибо Христос закрыт для них пеленой грехов. Поэтому для преодоления нашей духовной лености и нечувствия святой Церковью положены подготовительные дни к таинству покаяния, а затем и к Причастию - говение. Период говения может продолжаться от трех дней до недели, если нет на то особого совета или предписания духовника. В это время следует соблюдать пост, хранить себя от греховных дел, мыслей и чувств, вообще вести жизнь воздержную, покаянную, растворенную делами любви и христианского благотворения. В период говения нужно как можно чаще бывать на церковных богослужениях, больше обычного молиться дома, посвящать время чтению творений святых отцов, житий святых, самоуглублению и самоиспытанию.

Разбираясь в нравственном состоянии своей души, надо постараться различать основные грехи от их производных, корни - от листьев и плодов. Следует остерегаться также впасть в мелочную подозрительность ко всякому движению сердца, потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах. Кающийся должен принести на исповедь не только список грехов, но, что важнее всего, - покаянное чувство; не детальный рассказ о своей жизни, а сокрушенное сердце.

Знать свои грехи - это еще не значит каяться в них. Но что же делать, если иссохшее от греховного пламени сердце наше не орошается живительными водами слез? Что если немощь духовная и "плоти неможение" так велики, что мы не способны на искреннее покаяние? Но это не может быть причиной для того, чтобы откладывать исповедь в ожидании покаянного чувства.Господь принимает исповедание - искреннее и добросовестное - даже если оно и не сопровождается сильным чувством раскаяния. Только нужно и этот грех - окаменное нечувствие - исповедать мужественно и откровенно, без лицемерия. Бог может коснуться сердца и во время самой исповеди - смягчить его, утончить духовное зрение, пробудить покаянное чувство.

Условие, которое мы непременно должны соблюсти, чтобы покаяние наше было принято Господом действенно - прощение согрешений нашим ближним и примирение со всеми. Покаяние не может быть совершенным без словесного исповедания грехов. Разрешены же грехи могут быть только в церковном таинстве покаяния, совершаемом священником.

Исповедь - это подвиг, самопринуждение. Во время исповеди не нужно ждать вопросов от священника, но самим делать усилие. Называть грехи надо точно, не затемняя неприглядности греха общими выражениями. Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, отказаться от попыток объяснить духовнику "смягчающие обстоятельства", от ссылок на третьих лиц, якобы введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения во грехе.

Исповедь - это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе, хотя и духовная беседа также очень важна и должна иметь место в жизни христианина, но исповедь - это иное, это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь - это горячее покаяние сердца, жажда очищения, это второе крещение. В покаянии мы умираем для греха и воскресаем для праведности, святости.

Принеся покаяние, мы должны утвердиться внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Знак совершенного покаяния - ненависть и отвращение ко греху, чувство легкости, чистоты, неизъяснимой радости, когда грех кажется так же труден и невозможен, как только что далека была эта радость.

Жизнь человеческая настолько разнообразна, настолько таинственна глубина нашей души, что трудно даже перечислить все прегрешения и грехи, которые мы совершаем. Поэтому, приступая к таинству святой исповеди, полезно напомнить себе об основных нарушениях нравственного закона Святого Евангелия. Внимательно будем проверять свою совесть и каяться о своих согрешениях пред Господом Богом. Таинство святого покаяния имеет основную цель - пробудить наше духовное сознание, открыть нам очи на самих себя, опомниться, глубоко понять, в каком губительном состоянии находится наша душа, как необходимо искать спасения у Бога, просить слезно и сокрушенно прощения наших бесчисленных грехов перед Ним. Господь Иисус Христос ждет от нас преискреннего сознания наших отступлений от Его святой воли и смиренного обращения к Нему, как недостойных Его рабов, много прегрешивших и оскорбивших Его Божественную любовь к нам.

Нам нужно помнить и глубоко верить в бесконечное милосердие Божие, простирающее свои объятия каждому обращающемуся грешнику. Нет греха, которого Бог по Своему неизреченному милосердию не простил бы человеку, явившему чистосердечное раскаяние в своих грехах, твердую решимость исправить свою жизнь и не возвращаться к прежним согрешениям. Приступая к исповеди, будем молить Бога, чтобы Он Своей всемогущей помощью отверз нам двери покаяния, примирил и соединил с Собою, даровал Духа Святаго для новой и обновленной жизни. Аминь!

Примерный образец исповеди.

Исповедую я, многогрешный(ая) раб(а)божий(ия) (имя…), Господу Богу Вседержителю, во Святей Троице славимому и покланяемому Отцу и Сыну и Святому Духу, и тебе, честный отче, все мои грехи вольные и невольные, содеянные словом, или делом, или помышлением.

Согрешил(а) несохранением обетов, данных мною при крещении, но во всем солгал и преступил, и непотребным себя соделал пред лицом Божиим.

Согрешил маловерием, неверием, сомнением, колебанием в вере, замедлением в помыслах, от врага всеваемых, против Бога и Святой Церкви, кощунством и насмешками над святыней, сомнением в бытии Божьи, суеверием, обращению к «бабкам», целителям, екстрасенсам, гаданием, игрою в карты, самонадеянностью, нерадением, отчаянием в своем спасении, надеждою на самого себя и на людей более, чем на Бога, забвением о правосудии Божием и неимением достаточной преданности воле Божией, не благодарил Бога за все.

Согрешил непокорностью к действиям промысла Божия, упорным желанием, чтобы все было по-моему, человекоугодием, пристрастной любовью к вещам. Не старался познавать волю Божию, не имел благоговения к Богу, страха пред Ним, надежды на Него, ревности о славе Его, ибо Он прославляется чистым сердцем и добрыми делами.

Согрешил неблагодарностью к Господу Богу за все Его великие и непрестанные благодеяния, забывая о них, ропотом на Бога, малодушием, унынием, ожесточением своего сердца, неимением к Нему любви и неисполнением Его святой воли.

Согрешил порабощением себя страстям: сладострастию, корыстолюбию, гордости, лености, самолюбию, тщеславию, честолюбию, любостяжанию, чревоугодию, лакомству, тайноядению, объядению, пьянству, курению, наркомании, пристрастию к играм, зрелищам и увеселениям.

Согрешил божбою, неисполнением обетов, принуждением других к божбе и клятве, неблагоговением к святыне, хулою на Бога, на святых, на всякую святыню, кощунством, призыванием имени Божия всуе, в плохих делах, желаниях, мыслях.

Согрешил непочитанием праздников церковных, не ходил в храм Божий по лености и нерадению, в храме Божием стоял неблагоговейно; согрешил разговорами и смехом, невниманием к чтению и пению, рассеянностью ума, блужданием мыслей, суетными воспоминаниями, хождением по храму во время богослужения без нужды; выходил из храма до окончания службы.

Согрешил нерадением к утренним и к вечерним молитвам, оставлением чтения Святого Евангелия, Псалтири и других Божественных книг, святоотеческих поучений.

Согрешил забвением грехов на исповеди, самооправданием в них и умалением их тяжести, сокрытием грехов, покаянием без сердечного сокрушения; не прилагал старания о должном приготовлении к причащению Святых Тайн Христовых, не примирившись со своими ближними приходил на исповедь и в таком греховном состоянии дерзал приступать к Причастию.

Согрешил нарушением постов и нехранением постных дней - среды и пятницы, которые приравниваются к дням Великого поста, как дни воспоминания страданий Христовых. Согрешил невоздержанием в пище и питии, небрежным и неблагоговейным осенением себя крестным знамением.

Согрешил непослушанием начальству и старшим, самоволием, самооправданием, леностию к труду и недобросовестным исполнением порученных дел. Согрешил непочитанием родителей своих, оставлением молитвы за них, не воспитанием детей в вере православной, не почитанием старших себя по возрасту, дерзостью, своенравием и непокорством, грубостью, упрямством.

Согрешил неимением христианской любви к ближнему, нетерпеливостью, обидчивостью, раздражительностью, гневом, причинением вреда ближнему, драками и ссорами, неуступчивостью, враждою, воздаянием злом за зло, непрощением обид, злопамятством, ревностию, завистию, зложелательством, мстительностью, осуждением, оклеветанием, воровством, приготовлением и продажей самогона, «отматыванием» электросчетчика, присвоения госимущества.

Согрешил немилосердием к бедным, не имели сострадания к больным и калекам; согрешили скупостью, жадностью, расточительностью, корыстолюбием, неверностью, несправедливостью, жестокосердием, помыслами и попытками к самоубийству.

Согрешил лукавством в отношении ближних, обманом, неискренностью в обращении с ними, подозрительностью, двоедушием, сплетнями, насмешками, остротами, ложью, лицемерным обращением с другими и лестью, человекоугодием.

Согрешил забвением о будущей вечной жизни, непамятованием о своей смерти и страшном суде и неразумной, пристрастной привязанностью к земной жизни и ее удовольствиям, делам.

Согрешил невоздержанием своего языка, пустословием, празднословием, сквернословием, смехотворством, рассказывал анекдоты; согрешили разглашением грехов и слабостей ближнего, соблазнительным поведением, вольностью, дерзостью, неумеренным смотрением телевизора, увлечением азартными и компьютерными играми.

Согрешил невоздержанием своих душевных и телесных чувств, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на лиц другого пола, вольным с ними обращением, блудом и прелюбодеянием, невоздержанием в супружеской жизни, различными плотскими грехами, желанием нравиться и прельщать других.

Согрешил неимением прямодушия, искренности, простоты, верности, правдивости, уважительности, степенности, осторожности в словах, благоразумной молчаливости, не охраняли и не защищали честь других. Согрешили неимением любви, воздержания, целомудрия, скромности в словах и поступках, чистоты сердца, нестяжательности, милосердия и смиренномудрия.

Согрешили унынием, тоской, печалью, зрением, слухом, вкусом, обонянием, осязанием, похотью, нечистотой и всеми нашими чувствами, помышлениями, словами, желаниями, делами. Каюсь и в прочих моих грехах, которые я забыл и не вспомнил.

Каюсь, что прогневал Господа Бога моего всеми своими грехами, искренно об этом жалею и желаю всевозможно воздерживаться от грехов моих и исправляться. Господи Боже наш, со слезами молю Тебя, Спаса нашего, помоги мне утвердиться в святом намерении жить по-христиански, а исповеданные мною грехи прости, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Называть нужно только свои соделанные грех из здесь перечисленных. Не перечисленные здесь грехи надо сказать духовнику особо. Для удобства грехи можно записать на листе бумаги и прочитать перед священником. Грехи, исповеданные и разрешенные ранее, называть на исповеди не следует, ибо они уже прощены, но если мы их снова повторяем, то нужно в них снова каяться. Каяться нужно и в тех грехах, которые были забыты, но вспомнились теперь. Говоря о грехах, не следует называть излишние подробности и имена других лиц - соучастников греха. Они должны сами раскаяться за себя. Навыки ко греху искореняются молитвой, постом, воздержанием, добрыми делами. Исповедь совершается в храме после вечерней службы или по договоренности со священником влюбое время. Как часто надо прибегать к этому спасительному таинству? Как можно чаще, по крайней мере, в каждый из четырех постов.

Собираясь на церковную исповедь первый раз в жизни, большинство людей беспокоятся – как правильно исповедаться, что надо говорить батюшке в начале, как перечислять грехи, какими словами заканчивать исповедь. На самом деле беспокойство это, хотя и оправдано, но не должно затмевать главного – осознания своей греховности и готовности освободится от ее груза перед Богом. Самое важное, что должен понять исповедующийся, это то, что для Бога не существует ни богатых, ни бедных, ни успешных, ни неудачников, ко всем Он относится ровно и всех ожидает с одинаковой любовью. Поэтому не столь важно научиться говорить правильные слова, сколько сохранять правильное настроение духа, которое и будет лучшим помощником во время исповеди. В Послании апостола Павла к Евреям говорится: «Господь и намерения целует» (Евр. 4, 12), что в принципе отражает и отношение Церкви к желающему исповедаться. Однако, чтобы облегчить процесс исповеди самому исповеднику и ее восприятие священником, и чтобы путаная, сбивчивая речь не занимала слишком много времени во время службы, желательно, конечно, ориентироваться на некоторый «план» раскаяния.

Как нужно исповедоваться и что нужно говорить батюшки на исповеди

Наилучшие указания о том, как лучше подготовиться к исповеди, как вести себя накануне, когда лучше прийти в храм, можно получить только у священника того храма, в котором вы решили исповедаться. Но, несмотря на некоторые различия в устоях (устоях, но не Уставе!) разных храмов, основные правила подготовки и проведения исповеди везде одинаковы:

  1. За 3 дня до исповеди рекомендуется говение – соблюдение поста (не есть мясных, молочных и яичных продуктов), чтение положенных перед исповедью и Причастием Канонов и молитв.
  2. При возможности желательно в эти дни посещать богослужения в храме, не посещать увеселительных мероприятий, развлечений, не увлекаться телевизором, лучше читать душеполезную литературу.
  3. В эти же дни нужно полностью углубиться в воспоминание своих грехов, можно записать их на листочек (чтобы потом зачитать этот перечень перед священником), читать покаянные молитвы, чтобы до конца проникнуться отвращением к своим греховным проступкам.
  4. Перед исповедью обязательно посещение вечерней службы (в некоторых приходах исповедь совершается, в основном, на вечерней службе).

Как правильно исповедаться что надо говорить батюшке в начале

Что говорить священнику

Непосредственно перед исповедью постарайтесь внимательно выслушать молитву священника, читаемую им для пришедших исповедаться, назвать свое имя и спокойно дожидаться своей очереди.

Подойдя к священнику, перекреститесь, далее священник сам скажет «целуйте Евангелие, целуйте крест», вам просто нужно будет это сделать. Пусть вас не тревожат мысли о том, как правильно исповедоваться, что говорить батюшке. Пример стандартной исповеди современного человека можно найти в любой церковной лавке, где продаются брошюры с пояснениями для желающих причаститься или исповедаться. Вооружитесь только твердой уверенностью в то, что исповеданные грехи непреложно прощаются Господом и навеки стираются из вашей Книги жизни.

Обычно священник сам спрашивает: «В чем вы согрешили перед Господом», тогда можно сказать: «Исповедаю аз многогрешный (или многогрешная, и назвать свое имя) вся моя согрешения…» Если церковнославянский стиль кажется вам высокопарным и неудобным, говорите своими словами – согрешил(а) тем-то и тем-то, перечисляя грехи, перечень которых составили накануне.

Не стоит углубляться в подробности, называйте грехи точными определениями, принятыми в Церкви, если батюшка начнет сам спрашивать о подробностях – тогда рассказывайте как есть. С перечнем грехов, который занимает не одну страницу, можно также ознакомиться в церковных брошюрках, а можно исповедоваться по заповедям, то есть, перебрав все 10 заповедей, оценить, как вы их соблюдали (или не соблюдали).

Окончание исповеди

В конце исповеди батюшка спросит, все ли грехи вы открыли перед Господом, не утаили ли чего. Обычно также спрашивают, каетесь ли вы в совершенных грехах, жалеете ли о содеянном, имеете ли твердое решение впредь не совершать подобное и так далее. Вам просто нужно будет ответить на все эти вопросы, затем батюшка накроет вас епитрахилью (элемент священнического облачения) и прочитает над вами разрешительную молитву. Затем сам подскажет и покажет, что нужно делать дальше, как креститься, что целовать (крест и Евангелие) и, если вы готовились и к Причастию, благословит дожидаться Причастия или прийти на исповедь еще раз.

Готовясь к исповеди, постарайтесь заранее поговорить с батюшкой о вашем намерении освободиться от груза грехов, особенно, если вы это делаете впервые. Только священник будет вашем лучшим руководителем в столь интимном и богоугодном деле, как исповедь. Поэтому не стоит напрасно волноваться («правильно ли я говорю, что обо мне подумает батюшка»), лучше постарайтесь назвать все грехи без утайки, всем сердцем сокрушаясь о своей вине и всецело предаваясь Господней любви и милости.

Исповедь — это не беседа о своих недостатках, сомнениях, это не простое осведомление духовника о себе.

Исповедь — это таинство, а не просто благочестивый обычай. Исповедь — это горячее покаяние сердца, жажда очищения, которая происходит от ощущения святыни, это второе Крещение, и, следовательно, в покаянии мы умираем для греха и воскресаем для святости.

Раскаяние — первая степень святости, а бесчувственность — это пребывание вне святости, вне Бога.

Часто вместо исповеди своих грехов происходит самовосхваление, обличение близких и жалобы на трудности жизни.

Некоторые исповедующиеся стремятся безболезненно для себя пройти через исповедь — говорят общие фразы: «во всем грешна» или распространяются о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно тяготить совесть. Причиной тому является и ложный стыд перед духовником, и нерешительность, но особенно — малодушный страх всерьез начать разбираться в своей жизни, полней мелких, ставших привычными слабостей и грехов.

Грех — это нарушение христианского нравственного закона. Поэтому святой апостол и евангелист Иоанн Богослов и дает такое определение греха: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие» (1 Ин. 3, 4).

Есть грехи против Бога и Церкви Его. В эту группу входят многочисленные, соединенные в непрерывную сеть духовные состояния, к числу которых относится, наряду с простыми и очевидными, большое число скрытых, на первый взгляд невинных, а на самом деле наиболее опасных для души явлений. Обобщенно эти грехи можно свести к следующим:

1) маловерие, 2) суеверие, 3) кощунство и божба, 4) немолитвенность и пренебрежение к церковной службе, 5) прелесть.

Маловерие. Это грех, пожалуй, самый распространенный, и бороться с ним приходится непрерывно буквально каждому христианину. Маловерие часто незаметно переходит в полное безверие, причем страдающий им человек зачастую продолжает посещать богослужение, прибегать к исповеди. Он не отрицает сознательно бытия Божия, однако, сомневается в Его всемогуществе, милосердии или Промысле.

Своими поступками, привязанностями, всем укладом своей жизни он противоречит исповедуемой им на словах вере. Такой человек никогда не углублялся даже в самые простые догматические вопросы, боясь потерять те наивные представления о христианстве, часто неверные и примитивные, которые он когда-то приобрел. Превращая Православие в национальную, домашнюю традицию, набор внешних обрядов, жестов или сводя его к наслаждению красивым хоровым пением, мерцанием свечей, то есть к внешнему благолепию, маловеры утрачивают самое главное в Церкви — Господа нашего Иисуса Христа. У маловера религиозность тесно связана с эмоциями эстетическими, страстными, сентиментальными; она легко уживается с эгоизмом, тщеславием, чувственностью. Люди этого типа ищут похвалы и хорошего мнения о них духовника. Они подходят к аналою, чтобы пожаловаться на других, они полны собой и стремятся всячески продемонстрировать свою «праведность». Поверхностность их религиозного воодушевления лучше всего доказывается их легким переходом от приторно-показного «благочестия» к раздражительности и гневу на ближнего.

Такой человек не признает за собой никаких грехов, даже не утруждает себя попыткой разобраться в своей жизни и искренне считает, что не видит в ней ничего греховного.

На самом деле такие «праведники» часто проявляют к окружающим бездушие, эгоистичны и лицемерны; живут только для себя, считая воздержание от грехов достаточным для спасения. Полезно напомнить себе содержание главы 25-й Евангелия от Матфея (притчи о десяти девах, о талантах и, особенно, описание Страшного суда). Вообще религиозное самодовольство и самоуспокоенность — главные признаки отдаления от Бога и Церкви, и это наиболее ярко показано в другой евангельской притче — о мытаре и фарисее.

Суеверие. Часто в среду верующих проникают и распространяются там всевозможные суеверия, вера в приметы, ворожба, гадание на картах, различные еретические представления о таинствах и обрядах.

Подобные суеверия противны учению Православной Церкви и служат развращению душ и угасанию веры.

Особо следует остановиться на таком достаточно распространенном и губительном для души учении как оккультизм, магия и т. д. На лицах людей, продолжительное время занимавшихся так называемыми оккультными науками, посвященных в «тайное духовное учение», остается тяжелый отпечаток — знак неисповеданного греха, а в душах — болезненно искаженное сатанинской рационалистической гордыней мнение о христианстве как об одной из низших ступеней познания истины. Заглушая детски искреннюю веру в отеческую любовь Божию, надежду на Воскресение и Жизнь Вечную, оккультисты проповедуют учение о «карме», переселении душ, внецерковный и, следовательно, безблагодатный аскетизм. Таким несчастным, если они нашли в себе силы покаяться, следует объяснить, что, кроме прямого вреда для душевного здоровья, занятия оккультизмом вызываются любопытствующим желанием заглянуть за закрытую дверь. Мы должны смиренно признать существование Тайны, не пытаясь проникнуть в нее нецерковным путем. Нам дан верховный закон жизни, нам указан путь, прямо ведущий нас к Богу, — любовь. И мы должны идти по этому пути, неся свой крест, не сворачивая на окольные дороги. Оккультизм никогда не способен открыть тайны бытия, на что претендуют их приверженцы.

Кощунство и божба. Эти грехи нередко уживаются с церковностью и искренней верой. Сюда в первую очередь относится кощунственный ропот на Бога за Его немилосердное якобы отношение к человеку, за страдания, которые ему кажутся чрезмерными и незаслуженными. Иногда дело доходит даже до хулы на Бога, на церковные святыни, таинства. Часто это проявляется в рассказывании непочтительных или прямо оскорбительных историй из жизни священнослужителей и монахов, в насмешливом, ироническом цитировании отдельных выражений из Священного Писания или из молитвословий.

Особенно распространен обычай божбы и поминовения всуе Имени Божия или Пресвятой Богородицы. Очень трудно отделаться от привычки употреблять эти священные имена в бытовых разговорах в роли междометий, которые используются для придания фразе большей эмоциональной выразительности: «Бог с ним!», «Ах ты, Господи!» и т. д. Еще хуже — произносить Имя Божие в шутках, и уж совсем страшный грех совершает тот, кто употребляет священные слова в гневе, во время ссоры, то есть наряду с ругательствами и оскорблениями. Кощунствует и тот, кто грозит гневом Господним своим недругам или даже в «молитве» просит Бога наказать другого человека. Большой грех совершают родители, в сердцах проклинающие своих детей и угрожающие им карой небесной. Призывание нечистой силы (чертыхание) в гневе или в простом разговоре также греховно. Употребление любых бранных слов также является кощунством и тяжким грехом.

Пренебрежение к церковной службе. Этот грех чаще всего проявляется в отсутствии стремления участвовать в таинстве Евхаристии, то есть долговременное лишение себя Причастия Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа при отсутствии каких-либо обстоятельств, мешающих этому; кроме того, это вообще отсутствие церковной дисциплины, нелюбовь к богослужению. В качестве оправдания обычно выдвигается занятость служебными и бытовыми делами, отдаленность храма от дома, длительность богослужения, непонятность литургического церковнославянского языка. Некоторые достаточно аккуратно посещают богослужения, но при этом лишь присутствуют на литургии, не причащаются и даже не молятся во время богослужения. Иногда приходится сталкиваться с такими печальными фактами, как незнание основных молитв и Символа веры, непонимание смысла совершаемых таинств, а главное, с отсутствием интереса к этому.

Немолитвенность , как частный случай нецерковности, — грех общераспространенный. Горячая молитва отличает искренне верующих от верующих «теплохладных». Надо стремиться не отчитывать молитвенное правило, не отстаивать богослужения, надо стяжать дар молитвы у Господа, полюбить молитву, ждать с нетерпением молитвенного часа. Постепенно входя под руководством духовника в молитвенную стихию, человек научается любить и понимать музыку церковнославянских песнопений, их несравненную красоту и глубину; красочность и мистическую образность литургических символов — все то, что называют церковным благолепием.

Дар молитвы — это и умение владеть собой, своим вниманием, повторять слова молитвы не только губами и языком, но и всем сердцем и всеми мыслями участвовать в молитвенном делании. Прекрасным средством для этого является «Иисусова молитва», которая заключается в равномерном, многократном, неторопливом повторении слов: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Об этом молитвенном упражнении существует обширная аскетическая литература, собранная в основном в «Добротолюбии» и в других отеческих творениях.

«Иисусова молитва» особенно хороша тем, что не требует создания специальной внешней обстановки, ее можно читать идя по улице, во время работы, на кухне, в поезде и т. д. В этих случаях она особенно помогает отвлечь внимание наше от всего соблазнительного, суетного, пошлого, пустого и сосредоточить ум и сердце на сладчайшем Имени Божием. Правда, не следует начинать занятия «духовным деланием» без благословения и руководства опытного духовника, поскольку подобное самочинение может привести к ложному мистическому состоянию прелести.

Духовная прелесть существенно отличается от всех перечисленных грехов против Бога и Церкви. В отличие от них этот грех коренится не в недостатке веры, религиозности, церковности, а, напротив, в ложном ощущении избытка личных духовных дарований. Человек, находящийся в состоянии прельщения, мнит себя достигшим особых плодов духовного совершенства, подтверждением чему служат для него всевозможные «знамения»: сновидения, голоса, видения наяву. Такой человек может быть весьма одарен мистически, но при отсутствии церковной культуры и богословского образования, а главное, из-за отсутствия хорошего, строгого духовника и наличия среды, склонной легковерно воспринимать его россказни как откровения, такой человек приобретает часто многих сторонников, вследствие чего и возникло большинство сектантских антицерковных течений.

Обычно начинается это с рассказа о загадочном сне, необыкновенно сумбурном и с претензией на мистическое откровение или пророчество. В следующей стадии находящемуся в подобном состоянии, по его словам, уже наяву слышатся голоса или являются сияющие видения, в которых он распознает ангела или какого-нибудь угодника, или даже Богородицу и Самого Спасителя. Они сообщают ему самые невероятные откровения, часто совершенно бессмысленные. Это случается с людьми и малообразованными, и с весьма начитанными в Священном Писании, святоотеческих творениях, а также с теми, кто отдался «умному деланию» без пастырского руководства.

Чревоугодие — один из целого ряда грехов против ближних, семьи и общества. Оно проявляется в привычке неумеренного, чрезмерного употребления пищи, то есть объедания или в пристрастии к утонченным вкусовым ощущениям, услаждении себя пищей. Конечно, разным людям требуется разное количество пищи для поддержания своих физических сил — это зависит от возраста, телосложения, состояния здоровья, а также от тяжести работы, которую выполняет человек. В самой пище нет никакого греха, ибо это дар Божий. Грех заключается в отношении к ней как к вожделенной цели, в поклонении ей, в сладострастном переживании вкусовых ощущений, разговорах на эту тему, в стремлении тратить как можно больше денег на новые, еще более изысканные продукты. Каждый кусок пищи, съеденный сверх утоления голода, всякий глоток влаги после угашения жажды, просто для удовольствия, — это уже чревоугодие. Сидя за столом, христианин должен не дать увлечь себя этой страсти. «Чем больше дров, тем сильнее пламя; чем больше яств — тем яростнее похоть» (Авва Леонтий). «Чревоугодие — мать любодеяния», — сказано в одном древнем патерике. А св. Иоанн Лествичник прямо предостерегает: «Возобладай над чревом, пока оно над тобою не возобладало».

Блаженный Августин сравнивает тело с яростным конем, увлекающим душу, необузданность которого следует укрощать уменьшением пищи; для этой цели главным образом и установлены Церковью посты. Но «берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи,- говорит св. Василий Великий. — Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однако же, не перестает грешить». Во время поста необходимо — и это главное — обуздать свои мысли, чувства, порывы. Лучше всего о смысле поста духовного говорится в одной великопостной стихире: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный». Как бы ни был труден пост в условиях нашей жизни, к нему надо стремиться, его необходимо сохранять в быту, особенно пост внутренний, духовный, который у отцов называется — целомудрием. Сестра и подруга поста — молитва, без которой он превращается в самоцель, в средство особой, утонченной заботы о своем теле.

Препятствия к молитве происходят от слабой, неправильной, недостаточной веры, от многозаботливости, суеты, занятости мирскими делами, от грешных, нечистых, злых чувств и мыслей. Эти препятствия помогает преодолеть пост.

Сребролюбие проявляется в форме расточительности или противоположной ей скупости. Второстепенный на первый взгляд,- это грех чрезвычайной важности — в нем одновременное отвержение веры в Бога, любви к людям и пристрастие к низшим чувствам. Оно порождает злобу, окаменение, многозаботливость, зависть. Преодоление сребролюбия есть частичное преодоление и этих грехов. Со слов Самого Спасителя мы знаем, что богатому трудно войти в Царство Божие. Христос учит: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-2!). Св. апостол Павел говорит: «Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу. Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, убегай сего… Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога Живаго, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6, 7-11; 17-19).

«Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 20). Гневливость, раздражительность — проявление этой страсти многие кающиеся склонны оправдывать причинами физиологическими, так называемой «нервностью» вследствие страданий и невзгод, выпавших на их долю, напряженностью современной жизни, трудным характером родных и близких. Хотя отчасти эти причины и имеют место, однако они не могут служить оправданием этой, как правило, глубоко укоренившейся привычки вымещать свое раздражение, злость, дурное настроение на близких. Раздражительность, вспыльчивость, грубость в первую очередь разрушают семейную жизнь, приводя к ссорам из-за пустяков, вызывая ответную ненависть, желание отомстить, злопамятство, ожесточают сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. А как тлетворно действует проявление гнева на юные души, разрушая в них Богом данную нежность и любовь к родителям! «Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали» (Кол. 3, 21).

В аскетических творениях отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева. Один из самых действенных — «праведный гнев», иными словами,- обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. «Не только допустимо, но впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки» (св. Димитрий Ростовский). Св. Нил Синайский советует быть «кротким с людьми», но браннолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию» («Добротолюбие», т. II). Тот же писатель-подвижник говорит: «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей».

По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. «Будь мудр, и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием» (св. Антоний Великий). «Когда злословят тебя, смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом» (св. Нил Синайский). «Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе больше пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, «Иисусову молитву»,- советует святитель Филарет Московский. Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передается другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.

Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая о своих грехах. «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение» (св. Василий Великий).

На исповеди надо рассказать, не питаем ли мы злобы на ближнего и примирились ли с тем, с кем ссорились, а если кого не можем увидеть лично, то примирились ли с ним в сердце своем? На Афоне духовники не только не разрешают инокам, имеющим злобу на ближнего, служить в церкви и приобщаться Святых Тайн, но, читая молитвенное правило, они должны в молитве Господней опускать слова: «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим», дабы не быть лжецами перед Богом. Этим запрещением инок как бы на время, до примирения с братом, отлучается от молитвенного и евхаристического общения с Церковью.
Существенную помощь получает молящийся о тех, кто часто вводит его в искушение гнева. Благодаря такой молитве в сердце вселяется чувство кротости и любви к людям, которых еще недавно ненавидели. Но на первом месте должна быть молитва о даровании кротости и отгнании духа гнева, мести, обиды, злопамятства.

Одним из самых распространенных грехов является, бесспорно, осуждение ближнего. Многие даже не отдают себе отчета в том, что бесчисленное число раз согрешали им, а если и сознают, то полагают, что это явление столь распространенно и обыденно, что даже не заслуживает упоминания на исповеди. На самом деле этот грех является началом и корнем многих других греховных привычек.

Прежде всего, грех этот находится в тесной связи со страстью гордости . Осуждая чужие недостатки (действительные или кажущиеся), человек мнит себя лучше, чище, благочестивее, честнее или умнее другого. К подобным людям обращены слова аввы Исаии: «У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны» («Цветник духовный»).

Осуждающие забывают, что Сам Спаситель заповедал: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата своего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7, 1-3). «Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну» (Рим. 14, 13),- учит св. апостол Павел. Нет греха, соделанного одним человеком, которого не мог совершить и всякий другой. И если ты видишь чужую нечистоту, то, значит, она уже проникла в тебя, ибо невинные младенцы не замечают разврата взрослых и тем сохраняют свое целомудрие. Потому осуждающий, даже если он прав, должен честно признаться себе: а не совершил ли он сам того же греха?

Наш суд никогда не бывает беспристрастным, ибо чаще всего основан на случайном впечатлении или совершается под влиянием личной обиды, раздражения, гнева, случайного «настроения».

Если христианин услышал о неблаговидном поступке своего близкого, то, прежде чем возмутиться и осудить его, он должен поступить по слову Иисуса сына Сирахова: «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло. Никогда не повторяй слова, и ничего у тебя не убудет… Расспроси друга твоего, может быть, не сделал он того; и если сделал, то пусть вперед не делает. Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, пусть не повторит того. Расспроси друга, ибо часто бывает клевета. Не всякому слову верь. Иной погрешает словом, но не от души; и кто не погрешал языком своим? Расспроси ближнего твоего прежде, нежели грозить ему, и дай место закону Всевышнего» (Сир. 19, 6-8; 13-19).

Грех уныния чаще всего происходит от чрезмерной занятости собой, своими переживаниями, неудачами и, как результат, — угасание любви к окружающим, равнодушие к чужим страданиям, неумение радоваться чужим радостям, зависть. Основа и корень нашей духовной жизни и силы — любовь ко Христу, и ее нужно в себе растить и воспитывать. Всматриваться в Его образ, прояснять и углублять его в себе, жить мыслью о Нем, а не о своих мелких суетных ударах и неудачах, отдавать Ему свое сердце, — это и есть жизнь христианина. И тогда в сердце нашем воцарятся тишина и мир, о котором говорит св. Исаак Сирин: «Умирись с собой, и мирятся с тобою небо и земля».

Нет, пожалуй, ни одного более распространенного греха, чем ложь. К этой категории пороков следует также причислить неисполнение данных обещаний, сплетни и празднословие. Этот грех так глубоко вошел в сознание современного человека, так глубоко укоренился в душах, что люди даже не задумываются о том, что любые формы неправды, неискренности, лицемерия, преувеличения, хвастовства являются проявлением тяжелого греха, служением сатане — отцу лжи. По словам апостола Иоанна, в Небесный Иерусалим «не войдет никто преданный мерзости и лжи» (Откр. 21, 27). Господь наш сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14, 6), и потому прийти к Нему можно, лишь идя по дороге правды. Только истина делает людей свободными.

Ложь может проявляться совершенно беззастенчиво, открыто, во всей своей сатанинской мерзости, становясь в таких случаях второй природой человека, постоянной маской, приросшей к его лицу. Он так привыкает лгать, что не может выражать свои мысли иначе, нежели облекая их в заведомо не соответствующие им слова, тем самым не проясняя, а затемняя истину. Ложь незаметно закрадывается в душу человека с детских лет: часто, не желая кого-либо видеть, мы просим близких сказать пришедшему, что нас нет дома; вместо прямого отказа от участия в каком-либо неприятном для нас деле, мы притворяемся больными, занятыми другим делом. Такая «бытовая» ложь, кажущиеся невинными преувеличения, шутки, основанные на обмане, постепенно развращают человека, позволяя ему впоследствии ради собственной выгоды идти на сделки со своей совестью.

Как от диавола не может быть ничего, кроме зла и погибели для души, так и от лжи — его детища — не может последовать ничего, кроме растлевающего, сатанинского, антихристианского духа зла. Не существует «спасительной лжи» или «оправданной», сами эти словосочетания кощунственны, ибо спасает, оправдывает нас только Истина, Господь наш Иисус Христос.

Не менее чем ложь, распространен грех празднословия , то есть пустого, бездуховного пользования Божественным даром слова. Сюда же относятся сплетни, пересказ слухов.

Часто люди проводят время в пустых, бесполезных разговорах, содержание которых тут же забывается, вместо того, чтобы поговорить о вере с тем, кто страдает без нее, ищет Бога, посетить больного, помочь одинокому, помолиться, утешить обиженного, поговорить с детьми или внуками, наставить их словом, личным примером на духовный путь.

В молитве св. Ефрема Сирина говорится: «…Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Во время Великого поста и говения надо быть особенно сосредоточенными на духовном, отказаться от зрелищ (кино, театра, телевидения), быть осторожными в словах, правдивыми. Уместно еще раз напомнить слова Господа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36-37).
Надо бережно, целомудренно обращаться с бесценными дарами слова и разума, ибо они роднят нас с Самим Божественным Логосом, Воплощенным Словом, — с Господом нашим Иисусом Христом.

Страшнейшим грехом во все времена считалось нарушение шестой заповеди — убийство — лишение другого величайшего дара Господня — жизни. Такими же страшными грехами являются самоубийство и убийство во чреве — аборт.

Очень близки к совершению убийства те, кто во гневе на ближнего допускает рукоприкладство, нанося ему побои, раны, увечья. Виновны в этом грехе родители, жестоко обращающиеся со своими детьми, избивающие их за мельчайшую провинность, а то и без всякого повода. Повинны в этом грехе и те, кто сплетнями, наговорами, клеветой вызывал озлобление в человеке против кого-либо третьего и тем более — наущал его физически расправиться с ним. Часто этим грешат свекрови по отношению к своим невесткам, соседи, возводящие напраслину на женщину, временно разлученную с мужем, намеренно вызывая сцены ревности, которые кончаются избиениями.

Своевременное неоказание помощи больному, умирающему — вообще равнодушие к чужим страданиям тоже следует рассматривать как пассивное убийство. Особенно ужасно подобное отношение к престарелым больным родителям со стороны детей.

Сюда же относится неоказание помощи человеку, попавшему в беду: бездомному, голодному, утопающему на ваших глазах, избиваемому или ограбляемому, потерпевшему от пожара или наводнения.

Но мы убиваем ближнего не только руками или оружием, но и жестокими словами, бранью, издевательством, насмешкой над чужим горем. Св. апостол Иоанн говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). Каждый на себе испытал, как ранит и убивает душу злое, жестокое, язвительное слово.

Не меньший грех совершают и те, кто лишают чести, невинности молодые души, растлевая их физически или нравственно, толкая их на путь разврата и греха. Блаженный Августин говорит: «Не думай, что ты не убийца, если ты наставил ближнего твоего на грех. Ты растлеваешь душу соблазненного и похищаешь у него то, что принадлежит вечности». Приглашать на пьяное сборище юношу или девушку, подстрекать к отмщению обид, соблазнять развратными зрелищами или рассказами, отговаривать соблюдать пост, заниматься сводничеством, предоставлять свое жилище для пьянства и развратных сборищ — все это соучастие в нравственном убийстве ближнего.

Убийство животных без нужды в пропитании, истязание их — это тоже нарушение шестой заповеди. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивого жестоко» (Притч. 12, 10).

Предаваясь чрезмерной печали, доводя себя до отчаяния, мы грешим против той же заповеди. Самоубийство — величайший грех, ибо жизнь есть дар Божий, и только Ему принадлежит власть лишить ее нас. Отказ от лечения, намеренное неисполнение предписаний врача, сознательное нанесение вреда своему здоровью чрезмерным употреблением вина, курением табака — тоже медленное самоубийство. Некоторые убивают себя чрезмерным трудом ради обогащения — это тоже грех.

Святая Церковь, ее святые отцы и учители, осуждая проведение абортов и считая это грехом, исходят из того, чтобы люди не пренебрегали бездумно священным даром жизни. В этом заключается смысл всех церковных запрещений по вопросу об абортах. При этом Церковь напоминает слова апостола Павла, что «жена… спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2, 14. 15).

Женщину, находящуюся вне Церкви, предостерегают от этого поступка медицинские работники, разъясняя опасность и моральную нечистоту этой операции. Для женщины, признающей свою причастность к Православной Церкви (а таковой, по-видимому, следует считать всякую крещеную женщину, приходящую в храм для исповеди), искусственное прерывание беременности недопустимо.

Некоторые считают нарушением заповеди «не укради » только явное воровство и грабеж с применением насилия, когда отбираются крупные денежные суммы или другие материальные ценности, и поэтому, не задумываясь, отрицают свою виновность в грехе хищения. Однако хищением является всякое незаконное присвоение чужого имущества как собственного, так и общественного. Хищением (воровством) следует считать невозвращение денежных долгов или вещей, данных на время. Не менее предосудительно тунеядство, попрошайничество без крайней необходимости, при возможности самому зарабатывать на пропитание. Если человек, пользуясь несчастьем другого, берет с него больше, чем следует, то он совершает грех лихоимства. Под понятие лихоимства подпадает также перепродажа пищевых и промышленных продуктов по завышенным ценам (спекуляция). Безбилетный проезд в общественном транспорте — это тоже поступок, который следует считать нарушением восьмой заповеди.

Грехи против седьмой заповеди по самой природе своей являются особенно распространенными, живучими, а потому и наиболее опасными. Они связаны с одним из сильнейших человеческих инстинктов — половым. Чувственность глубоко проникла в падшую природу человека и может проявляться в самых разнообразных и изощренных формах. Святоотеческая аскетика учит бороться со всяким грехом с самого его малого появления, не только с уже явными проявлениями плотского греха, но с похотливыми помыслами, мечтаниями, фантазией, ибо «всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28). Вот примерная схема развития в нас этого греха.

Блудные помыслы, развивающиеся от воспоминаний прежде виденного, слышанного или даже испытанного во сне. В уединении, часто ночью, они особенно сильно одолевают человека. Здесь лучшим лекарством являются аскетические упражнения: пост в пище, недопустимость лежания в постели после просыпания, регулярное чтение утреннего и вечернего молитвенного правил.

Соблазнительные разговоры в обществе, непристойные истории, анекдоты, рассказываемые с желанием понравиться окружающим и быть в центре их внимания. Многие молодые люди, чтобы не показать свою «отсталость» и не быть осмеянными товарищами, впадают в этот грех. Сюда же надо отнести пение безнравственных песен, писание похабных слов, а также употребление их в разговоре. Все это приводит к порочному самоуслаждению, которое тем более опасно, что, во-первых, связано с усиленной работой воображения, а во-вторых, так неотступно преследует несчастного, что он постепенно становится рабом этого греха, который разрушает его физическое здоровье и парализует волю к преодолению порока.

Блуд — неосвященное благодатной силой таинства Брака совокупление холостого мужчины и незамужней женщины (или нарушение целомудрия юношей и девушкой до брака).

Прелюбодеяние — нарушение супружеской верности одним из супругов.

Кровосмешение — плотская связь между близкими родственниками.

Противоестественные половые связи: мужеложство, лесбизм, скотоложство.

Об отвратительности перечисленных грехов вряд ли следует подробно распространяться. Всякому христианину очевидна их недопустимость: они ведут к духовной смерти еще до физической кончины человека.

Всем мужчинам и женщинам, приносящим покаяние, если они состоят в связи, не освященной Церковью, следует настойчиво рекомендовать освятить свой союз таинством Брака, в каком бы возрасте они ни были. Кроме того, и в браке следует соблюдать целомудрие, не предаваться неумеренности в плотских удовольствиях, воздерживаться от сожительства в посты, накануне воскресных и праздничных дней.

Раскаяние наше не будет полным, если мы, каясь, не утвердимся внутренне в решимости не возвращаться к исповеданному греху. Но спрашивают, как это возможно, как я могу обещать себе и своему духовнику, что я не повторю своего греха? Не будет ли ближе к истине как раз обратное — уверенность в том, что грех повторяется? Ведь на опыте своем каждый знает, что через некоторое время неизбежно возвращаешься к тем же грехам; наблюдая за собой из года в год, не замечаешь никакого улучшения.

Было бы ужасно, если бы это было так. Но к счастью, — это не так. Не бывает случая, чтобы, при наличии искреннего покаяния и доброго желания исправиться, с верой принятое Святое Причастие не произвело в душе благих перемен. Дело в том, что, прежде всего, мы не судьи самим себе. Человек не может правильно судить о себе, стал ли он хуже или лучше, поскольку и он сам, и то, что он судит, — величины меняющиеся. Возросшая строгость к себе, усилившееся духовное зрение могут дать иллюзию, что грехи умножились и усилились. На самом деле они остались те же, может быть, даже ослабели, но раньше мы их не так замечали. Кроме того, Бог, по-особому Промышлению Своему, часто закрывает нам глаза на наши успехи, чтобы защитить нас от злейшего греха — тщеславия и гордости. Часто бывает, что грех еще остался, но частые исповеди и причащения Святых Тайн расшатали и ослабили его корни. Да сама борьба с грехом, страдание о своих грехах — разве это не приобретение?! «Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день и отходил от путей Божиих, стой мужественно, и ангел, тебя охраняющий, почтит твое терпение», — говорил св. Иоанн Лествичник.

И даже если нет этого чувства облегчения, возрождения, надо иметь силы вернуться опять к исповеди, до конца освободить свою душу от нечистоты, слезами омыть ее от черноты и скверны. Стремящийся к этому всегда достигнет того, чего ищет.

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты…

Просмотрено (32599) раз

Исповедь - это одно из христианских таинств, когда христианин перед священником раскаивается в своих прегрешениях. Но мало кто из православных знает, как правильно исповедоваться, и что происходит после этого таинства. Священники считают покаяние вторым крещением: при исповедовании человек полностью очищается от грехов.

Греховные деяния в христианстве

Перед покаянием следует знать перечень действий, которые в христианстве считаются греховными. Грехи разделяют по таким критериям:

  • Против Бога.
  • Против себя.
  • Против ближних своих.

Грехи против Господа

Основные прегрешения против Господа должен знать каждый православный человек .

Грехи против самого себя

Можно подумать что грехи против самого себя не так уж важны, это заблуждение, ведь все мы частичка Господа. Мы должны очень бережно относиться к себе , своим мыслям, своему телу. Основные прегрешения против самого себя:

Грехи против ближних своих

Прегрешения против близких людей караются особо сильно. Мы должны относиться к ближним так, как хотим, чтобы относились к нам.

Главные грехи против другого человека:

К верующим женщинам в православной вере особые требования, ведь именно женщина растит детей и она должна привить им любовь к Богу на своём примере. Есть отдельный список грехов для исповеди женщин:

Подготовка к исповеди

Перед тем как идти в церковь, нужно знать как подготовится к исповеди и причастию. Для начала нужно осознать свои грехи и раскаяться в них искренне, иметь большое желание оставить свой грех позади и идти дальше с верой в Господа.

Вы должны понимать, что настоящее исповедование - это больше, чем просто перечислить свои грехи перед священником. Господь и так знает все ваши прегрешения, он ждёт, когда вы сами осознаете свои грехи и искренне пожелаете от них избавиться. Только после истинного раскаяния можно ожидать, что на душе после исповеди станет легче .

Можно взять листок и написать все свои грехи, которые тяготят душу. Исписанный листок можно отдать для прочистки духовному наставнику, но об особо тяжких грехах следует рассказать вслух.

Раскаяние должно быть кратким, не нужно рассказывать всю историю вашей ссоры с близкими, расскажите только о том, как вы осуждали близких или родственников, вашу злость или зависть. Очень хорошая практика каждый вечер перед вечерней молитвой, анализировать прожитый день и приносить покаяние перед иконой.

Чтобы исповедаться нужно предварительно узнать, когда в церкви происходит таинство исповеди. В больших храмах таинство исповеди проводится ежедневно. В тех храмах, где нет ежедневной службы, необходимо ознакомиться с расписанием.

Если после исповеди вам так и не стало легче, вы недостаточно уверовали в Бога, благодать, которая исходит на православного верующего после искреннего раскаяния, вам пока недоступна.

Церковь всегда рада всем людям, которые приходят на исповедь. Даже самые большие грешники имеют право верить в Бога и принести покаяние в своих грехах. Священники обычно очень радушно относятся к прихожанам и помогают им в процессе, подталкивая их на правильные слова и выводы.

Исповедь проводится либо утром, либо вечером. Нельзя опаздывать на таинство, так как оно начинается с молитвы, в которой должен участвовать каждый кающийся. В процессе молебна священник обращается ко всем пришедшим с просьбой назвать своё имя. Женщинам нельзя присутствовать на таинстве во время месячных.

Как правильно исповедоваться, что говорить батюшке, вы можете узнать у своих верующих родителей, которые проходили это таинство не раз. Вы должны знать, хороший духовник всегда поможет и направит вас. Грехи нужно называть кратко, важно назвать все грехи, нельзя произнести одни, а о других умолчать. Если в предыдущем Таинстве вам уже были отпущены грехи, называть их в этот раз не нужно. Всегда исповедуйтесь у одного и того же священника , не стоит искать другого из чувства собственного стыда, поступая так, вы пытаетесь обмануть Бога и самого себя.

В больших храмах, когда очень много желающих исповедаться и нет возможности уделить время каждому, священник может проводить «общую исповедь». Духовник перечисляет самые распространённые грехи и стоящие перед ним каются в этих грехах. Если вы никогда ранее не исповедовались или прошло уже много времени с последнего покаяния, не кайтесь на общей исповеди, дождитесь, когда все разойдутся и попросите его выслушать вас. При индивидуальном отпущении грехов, священник положит вам на голову епитрахиль, которая внешне напоминает шарф, после отпущения грехов он её снимет.

Во время таинства Батюшка может задать вам вопросы, не нужно смущаться, отвечайте спокойно. Вопросы может задавать и прихожанин, не стоит этого стыдиться, ведь исповедь для того и существует, чтобы человек нашёл праведный путь к Богу. После покаяния священник читает молитву об отпущении грехов, а каждый прихожанин целует крест и Евангелие. Если человек готовился заранее к исповеди, священник даёт разрешение на причащение.

Выбирать одежду стоит очень внимательно, мужчины должны быть одеты в брюки и рубашку с длинным рукавом. Женщинам тоже нужно одеваться скромно, верхняя одежда должна закрывать плечи, зону декольте, на голову наденьте платок. Женщинам нельзя краситься на исповедь, не рекомендуется обувать туфли на высоком каблуке, выстоять службу в них будет сложно .

Как подготовиться к исповеди ребёнку

Дети до семи лет считаются младенцами, они могут причащаться без исповеди. Постарайтесь за несколько дней настроить младенца на причастие, читайте Священное Писание или детскую православную литературу. При подготовке уменьшите время просмотра телевизора или компьютера, помогайте малышу молиться. Если ребёнок совершает плохие поступки или сквернословит, нужно его пристыдить.

После семи лет детей можно исповедовать наравне со взрослыми, в церкви есть определённые попущения к детским грехам, так как они могут совершать перечисленные выше грехи случайно.

Как подготовиться к причастию

После исповеди происходит таинство причастия, это может быть проведено в тот же день. Перед причастием нужно три дня соблюдать пост, а неделю перед этим читать акафисты святым и Богородице. Перед причастием нельзя пить и есть, утром после пробуждения нужно прочесть молитвы. На исповеди священник обязательно спросит вас об этом.

Приготовление к причастию также подразумевает отказ от курения, алкоголя и близости с партнёром. Перед этим священным таинством нельзя сквернословить, это очень важно, ведь вы собираетесь принять кровь и тело Господа. Стоя перед Чашей Христовой нужно держать руки скрестно на груди, перед употреблением хлеба и вина нужно произнести своё имя.

В церковной лавке есть много специальной литературы, которая поможет приготовиться к причастию правильно и подготовить к исповеди своего ребёнка.

Помните, что исповедь и причастие должны войти в вашу духовную жизнь. Духовники рекомендуют ходить на таинство исповеди раз в полгода. Как часто это делать решать только вам, но после такого таинства вам станет намного легче и вы освободитесь от мыслей, которые вас тяготят.

Исповедь представляет собой таинство покаяния, когда верующий излагает совершенные грехи священнослужителю в надежде на прощение Богом. Установлен обряд самим Спасителем, который произнес ученикам слова, записанные в Евангелии от Матфея: глава 18, стих 18. Тема исповеди также освещена в Евангелии от Иоанна: глава 20, стихи 22-23.

В таинстве покаяния прихожане излагают главные страсти (смертные грехи), совершенные ими:

  • чревоугодие (чрезмерное потребление пищи);
  • гнев;
  • блуд, распутство;
  • сребролюбие (стремление к материальным ценностям);
  • уныние (депрессия, отчаяние, лень);
  • тщеславие;
  • гордость;
  • зависть.

Представитель церкви наделен правом прощать прегрешения от имени Господа.

Подготовка к исповеди

Потребность исповедаться в подавляющем большинстве случаев возникает при:

  • совершении тяжкого греха;
  • подготовке к причастию;
  • решении венчаться;
  • душевных муках от содеянных проступков;
  • серьезной или неизлечимой болезни;
  • желании изменить греховное прошлое.

Перед исповедью требуется подготовка. Необходимо узнать расписание, когда проводятся таинства и выбрать подходящую дату. Обычно исповедь совершают в выходные и праздничные дни, возможны ежедневные обряды.

Внимание! При проведении таинства присутствует значительное количество верующих. Если возникают сложности с раскрытием души перед священником и покаянием перед большим скоплением народа, желательно обратиться к служителю церкви и выбрать день, когда возможно остаться с ним наедине.

Перед исповедью рекомендуется составить список грехов, правильно их обозначив. Учитываются проступки, совершенные словом, делом, в помыслах начиная с последнего покаяния. В случае первой исповеди в зрелом возрасте вспоминают о собственных прегрешениях с 7 лет или после крещения.

Чтобы настроиться на нужный лад, желательно прочесть вечером перед таинством Покаянный канон. Важно идти на исповедь при отсутствии неблагочестивых мыслей, простить своих обидчиков и извиниться перед теми, кого обидели сами. Пост перед обрядом необязателен.

Исповедоваться следует 1 раз в месяц, при желании и возникновении потребности можно делать это чаще. Женщины во время менструации от обряда воздерживаются.

Как правильно исповедоваться

На таинство покаяния важно приходить без опоздания. Исповедь проводится в утреннее или вечернее время. Раскаивающиеся верующие читают чинопоследование. Священник опрашивает имена пришедших на исповедь, следует сообщить его спокойным голосом, не выкрикивая. Опоздавшие в таинстве не участвуют.

Рекомендуется проводить обряд покаяния у одного духовника. Нужно дождаться своей очереди, далее обратиться к людям со словами: «Простите меня, грешную (грешного)». Ответом послужит фраза: «Бог простит, и мы прощаем». После этого подходят к священнослужителю и склоняют голову перед аналоем - возвышенным столом.

Перекрестившись и поклонившись, верующий исповедуется, перечисляя грехи. Начинать фразу следует со слов: «Господи, согрешила (согрешил) перед Тобой…» и раскрыть, в чем именно. Сообщают о проступке без подробностей, общей формулировкой. Если понадобится уточнение, батюшка попросит. Однако говорить слишком кратко: «Грешен (грешна) во всем!» также не допускается. Важно перечислить все проступки, ничего не утаивая. Заканчивают исповедь, например, фразой: «Каюсь, Господи! Спаси и помилуй меня грешного (грешную)!» Далее внимательно выслушивают священника, принимают к сведению его советы. После прочтения церковнослужителем «разрешительной» молитвы крестятся и кланяются дважды, целуют Крест и книгу Евангелие.

Важно! За тяжелые прегрешения представитель церкви назначает епитимию - наказание, которое может заключаться в прочтении длинной молитвы, соблюдении поста или воздержания. Только после ее выполнения и с помощью «разрешительной» молитвы верующий считается прощенным.

В больших Храмах при значительном количестве людей применяют «общую» исповедь. В этом случае священник перечисляет главные грехи, а исповедующиеся каются. После этого каждый прихожанин подходит к представителю церкви под «разрешительную» молитву.

Таинство покаяния

Исповедь считается вторым крещением. Если при крещении человек очищается от первородного греха, то при покаянии происходит освобождение от личных страстей.

При проведении обряда важно быть честным перед собой и Богом, осознавать совершенные проступки и искренне в них раскаиваться. Не следует стесняться или бояться осуждения священника - этого не будет, представитель церкви является лишь проводником между верующим и Господом, не нужно оправдываться перед ним, только каяться.

Нельзя продолжать терзаться грехом, в котором уже покаялись, поскольку он считается прощенным. В противном случае церковью это воспринимается проявлением маловерия.

Примеры грехов, которые перечисляют батюшке при исповеди, включают различные категории.

К распространенным женским проступкам относятся:

  • обращалась к ведуньям, гадалкам и так далее;
  • редко посещала церковь и читала молитвы;
  • имела половые отношения до брака;
  • во время молитвы размышляла о насущных проблемах;
  • боялась старости;
  • имела неблагочестивые мысли;
  • совершала аборты;
  • была суеверна;
  • чрезмерно употребляла алкоголь, сладости, наркотики;
  • носила откровенную одежду;
  • отказала в помощи нуждающимся.

Распространенными мужскими грехами считаются:

  • отсутствие веры, хула на Господа;
  • жестокость;
  • гордость;
  • лень;
  • насмешки над слабыми;
  • жадность;
  • уклонение от службы в армии;
  • оскорбления окружающих людей, применение насилия;
  • слабость при противостоянии соблазнам;
  • клевета, воровство;
  • хамство, грубость;
  • отказ в помощи нуждающимся.

В православии выделяют 3 основных группы прегрешений, которые подлежат изложению во время исповеди: по отношению к Господу, близким, самому себе.

Грехи по отношению к Богу

  • интерес к оккультным наукам;
  • вероотступничество;
  • оскорбление Бога, неблагодарность ему;
  • нежелание носить нательный крест;
  • суеверие;
  • атеистическое воспитание;
  • упоминание Господа всуе;
  • нежелание читать утренние и вечерние молитвы, посещать храм по воскресеньям и праздникам;
  • мысли о суициде;
  • увлечение азартными играми;
  • редкое чтение православной литературы;
  • несоблюдение церковных правил (поста);
  • отчаяние в трудностях и проблемах, отрицание промысла Божьего;
  • осуждение представителей церкви;
  • зависимость от земных удовольствий;
  • боязнь старости;
  • утаивание грехов при покаянии, нежелание бороться с ними;
  • самонадеянность, отрицание Божьей помощи.

Грехи по отношению к близким

Группа пороков против ближних включает:

  • неуважение к родителям, раздражение старостью;
  • осуждение, ненависть;
  • гнев;
  • вспыльчивый нрав;
  • клевету, злопамятность;
  • воспитание детей в иной вере;
  • невозврат долгов;
  • невыплату денег за работу;
  • отказ людям, нуждающимся в помощи;
  • высокомерие;
  • ссоры, ругань с близкими и соседями;
  • жадность;
  • доведение ближнего до самоубийства;
  • совершение аборта и подталкивание других на это;
  • употребление спиртного на поминках;
  • воровство;
  • леность в работе.

Грехи по отношению к душе

  • обман;
  • сквернословие (употребление нецензурной лексики);
  • самообольщение;
  • тщеславие;
  • зависть;
  • лень;
  • отчаяние, грусть;
  • нетерпение;
  • отсутствие веры;
  • прелюбодеяние (нарушение верности в браке);
  • смех без причины;
  • рукоблудие, противоестественный блуд (близость людей одного пола), кровосмешение;
  • любовь к материальным ценностям, стремление к обогащению;
  • чревоугодие;
  • лжесвидетельство;
  • совершение добрых дел напоказ;
  • зависимость от алкоголя, табака;
  • празднословие, многословие;
  • чтение литературы и просмотр фотографий, фильмов с эротическим содержанием;
  • внебрачная плотская близость.

Как исповедоваться детям

Церковь учит детей с раннего возраста к чувству благоговения перед Господом. Ребенок до 7 лет считается младенцем, исповедоваться ему не нужно, в том числе перед причастием.

По достижении указанного возраста дети приступают к обряду покаяния наравне со взрослыми. Перед исповедью рекомендуется настроить малыша, почитав Священное Писание, детскую православную литературу. Желательно сократить время просмотра телевизора, уделить особое внимание чтению утренних и вечерних молитв.

При плохом поведении ребенка разговаривают с ним, пробуждая чувство стыда.

Дети также составляют список совершенных прегрешений, важно, чтобы они делали это самостоятельно, без помощи взрослых. Чтобы помочь ребенку, ему предоставляют перечень возможных грехов:

  • не пропускал утренние или вечерние молитвы, перед трапезой?
  • не воровал?
  • не гадал ли?
  • не хвалишься своими умениями и навыками?
  • знаешь ли главные молитвы («Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся»)?
  • не утаиваешь грехи на исповеди?
  • не используешь амулеты, символы?
  • посещаешь церковь по воскресеньям, не балуешься на службе?
  • не увлекаешься вредными привычками, не сквернословишь?
  • не упоминал имя Господне без надобности?
  • не стесняешься нательного крестика, носишь не снимая?
  • не обманывал родителей?
  • не ябедничал, не сплетничал?
  • помогаешь близким, не ленишься?
  • не издевался над зверями земными?
  • не играл в карты?

Ребенок может назвать личные грехи, не указанные в списке. Важно, чтобы он понимал необходимость осознания собственных проступков, чистосердечного и искреннего раскаяния.

Примеры исповеди

Речь при таинстве покаяния составляют произвольно, в зависимости от перечисления грехов верующего. Несколько примеров, что говорить на исповеди, помогут составить индивидуальное обращение к батюшке и Богу.

Пример 1

Господи, согрешил (согрешила) перед Тобой прелюбодеянием, ложью, жадностью, клеветой, сквернословием, суеверием, стремлением к обогащению, внебрачной плотской близостью, ссорами с близкими, чревоугодием, совершением аборта, зависимостью от алкоголя, табака, злопамятностью, осуждением, несоблюдением церковных правил. Каюсь, Господи! Помилуй мя, грешного (грешную).

Пример 2

Исповедую Господу Богу, во Святой Троице славивому, Отцу и Сыну и Святому Духу все грехи от юности до настоящего времени, совершенные делом, словом и помышлением, вольно или невольно. Возлагаю надежду на Божье милосердие и желаю исправить мою жизнь. Согрешил (согрешила) вероотступничеством, дерзкими суждениями о церковных законах, любовью к земным благам, непочитанием старших. Прости, Господи, очисти, обнови мои душу и тело, дабы идти мне по пути спасения. И вы, честный Отче, помолитесь обо мне Господу, Пречистой Владычице Богородице и святым угодникам, да их молитвами помилует меня Господь, разрешит от грехов моих и сподобит неосужденно причаститься Святых Христовых Тайн».

Пример 3

Приношу тебе, милостивый Господь, тяжелый груз моих согрешений с ранней юности до нынешнего дня. Я согрешил (согрешила) перед Тобой забвением Твоих заповедей, неблагодарностью Тебе за милости, суеверием, хульными мыслями, стремлением к удовольствию, тщеславием, пустословием, чревоугодием, нарушением постов, отказом помощи нуждающимся. Я согрешил в словах, мыслях, поступках, иногда невольно, но чаще осознанно. Я искренне раскаиваюсь в совершенных грехах, делаю все возможное, чтобы их не повторять. Прости и помилуй меня, Господи!