Как работает гештальт терапия. Последствия незавершенного гештальта в отношениях. Когда возникает гештальт

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ

Метод, созданный американским психологом и психотерапевтом Перлсом (Perls F. S.) под влиянием идей гештальт-психологии, экзистенциализма, психоанализа и, в частности, теории Райха (Reich W.) о физиологических проявлениях вытесненного психологического материала. Г.-т. возникла в русле феноменологического подхода, подчеркивающего необходимость осознания пациентом настоящего и важность непосредственного эмоционального переживания. Информацию, необходимую для терапевтического изменения, получают из непосредственного поведения пациента. Феноменологический подход Г.-т. противопоставляется каузальному - традиционному - подходу, при котором усилия психотерапевта направлены на поиски причин расстройств у пациента в его прошлом.
Перлс перенес закономерности образования фигуры, установленные гештальт-психологией в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется по принципу саморегуляции организма. Человек находится в равновесии с самим собой и окружающим его миром. Для сохранения гармонии нужно лишь довериться «мудрости тела», прислушиваться к потребностям организма и не мешать их реализации. Быть самим собою, осуществлять свое «Я», реализовывать свои потребности, наклонности, способности - это путь гармоничной, здоровой личности. Больным неврозом, согласно экзистенциально-гуманистической психологии, является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми - прежде всего близкими - и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
В Г.-т. различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции: интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция. При интроекции человек усваивает чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей, которые, однако, вступая в противоречие с собственным опытом, не ассимилируются его личностью. Этот неассимилированный опыт - интроект - является чуждой для человека частью его личности. Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Проекция - прямая противоположность интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества, поскольку они не соответствуют его «Я»-концепции. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами. Ретрофлексия - «поворот на себя» - наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для манипулирования во внешней среде, направляется на самого себя. Такими неудовлетворенными потребностями, или незавершенными гештальтами, часто являются агрессивные чувства. Ретрофлексия при этом проявляется в мышечных зажимах. Первоначальный конфликт между «Я» и другими превращается во внутриличностный конфликт. Показателем ретрофлексии является использование в речи возвратных местоимений и частиц, например: «Я должен заставить себя сделать это». Дефлексия - это уклонение от реального контакта. Человек, для которого характерна дефлексия, избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п. Конфлуенция, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих. Слияние хорошо выявляется на занятиях групповой психотерапией у пациентов, полностью идентифицирующих себя с группой; для них характерно при описании собственного поведения употребление местоимения «мы» вместо «я».
Описанные варианты нарушений процесса саморегуляции представляют собой невротические защитные механизмы, прибегая к которым индивид отказывается от своего подлинного «Я». В результате действия перечисленных механизмов нарушается целостность личности, которая оказывается фрагментированной, разделенной на отдельные части. Такими фрагментами, или частями, чаще выступают дихотомии: мужское-женское, активное-пассивное, зависимость-отчужденность, рациональность-эмоциональность, эгоистичность-бескорыстие. Большое значение придается в Г.-т. описанному Перлсом конфликту между «нападающим» (top-dog) и «защищающимся» (under-dog). «Нападающий» - это интроект родительских поучений и ожиданий, диктующих человеку, что и как он должен делать («Родитель» в терминологии трансактного анализа). «Защищающийся» - зависимая, неуверенная в себе часть личности, отбивающаяся различными хитростями, проволочками типа «сделаю завтра», «обещаю», «да, но...», «постараюсь» («Ребенок» в трансактном анализе). Основная цель Г.-т. состоит в интеграции фрагментированных частей личности.
В процессе Г.-т. на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности пациент проходит через пять уровней, которые Перлс называет уровнями невроза.
Первый уровень - уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей. Невротическая личность отказывается от реализации своего «Я». Больной неврозом живет согласно ожиданиям других людей. В результате собственные цели и потребности человека оказываются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, разочарование и бессмысленность своего существования. Перлсу принадлежит следующий афоризм: «Сумасшедший говорит: "Я Авраам Линкольн", а больной неврозом: "Я хочу быть Авраамом Линкольном", здоровый человек говорит: "Я - это я, а ты - это ты"». Отказываясь от самого себя, больной неврозом стремится быть кем-то другим.
Второй уровень - фобический, связан с осознанием фальшивого поведения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствия могут возникнуть, если он начнет вести себя искренно, его охватывает чувство страха. Человек боится быть тем, кем является, боится, что общество подвергнет его остракизму.
Третий уровень - тупик. Характеризуется тем, что человек не знает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но еще не готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннюю точку опоры. В результате человек придерживается статус-кво, боясь пройти через тупик.
Четвертый уровень - имплозия. Это состояние внутреннего смятения, отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, как человек ограничил и подавил себя. На этом уровне индивид может испытывать страх смерти. Эти моменты связаны с вовлечением огромного количества энергии в столкновение противоборствующих сил внутри человека; возникающее вследствие этого давление, как ему кажется, грозит его уничтожить.
Пятый уровень - эксплозия (взрыв). Достижение этого уровня означает сформирование аутентичной личности, которая обретает способность к переживанию и выражению своих эмоций. Эксплозия - это глубокое и интенсивное эмоциональное переживание. Перлс описывает четыре типа эксплозии: скорбь, гнев, радость, оргазм. Эксплозия истинной скорби является результатом работы, связанной с утратой или смертью близкого человека. Оргазм - результат работы с лицами, сексуально заблокированными. Гнев и радость связаны с раскрытием аутентичной личности и подлинной индивидуальности.
Основным теоретическим принципом Г.-т. является убеждение, что способность индивида к саморегуляции ничем не может быть адекватно заменена. Поэтому особое внимание уделяется развитию у пациента готовности принимать решения и делать выбор.
Поскольку саморегуляция осуществляется в настоящем, гештальт возникает в «данный момент», то психотерапевтическая работа проводится сугубо в ситуации «сейчас». Психотерапевт внимательно следит за изменением в функционировании организма пациента, побуждает его к расширению осознания того, что происходит с ним в данный момент, с тем чтобы замечать, как он препятствует процессу саморегуляции организма, какие блоки он использует для избегания конфронтации со своим настоящим, для «ускользания из настоящего». Большое внимание психотерапевт уделяет «языку тела», являющемуся более информативным, чем вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправданий и уклонения от решения проблем. Психотерапевта интересует, что делает пациент в данный момент и как он это делает, например, сжимает ли кулаки, совершает мелкие стереотипные движения, отводит в сторону взгляд, задерживает дыхание. Таким образом, в Г.-т. акцент смещается с вопроса «почему?» на вопрос «что и как?». Фрагментирование личности часто устанавливается по рассогласованию между вербальным и невербальным проявлениями.
Феноменологический подход диктует принципы и технические процедуры в Г.-т.: и те и другие связаны с настоящим. Основными принципами являются следующие.
1. Принцип «сейчас». «Сейчас» - это функциональная концепция того, что и как делает индивид в данный момент. Например, акт воспоминания далекого прошлого является частью «сейчас», а то, что происходило несколько минут назад, не является «сейчас».
2. Принцип «я - ты». Выражает стремление к открытому и непосредственному контакту между людьми. Часто свои высказывания члены психотерапевтической группы направляют не по адресу - конкретному участнику, а в сторону или в воздух, что обнаруживает их опасения и нежелание говорить прямо и однозначно. Психотерапевт побуждает участников группы к непосредственному общению, просит адресовать конкретные высказывания конкретным лицам. Прямая конфронтация мобилизует аффект и живость переживания.
3. Принцип субъективизации высказываний. Связан с семантическими аспектами ответственности пациента. Психотерапевт предлагает пациенту заменять объективизированные формы (типа «что-то давит в груди») на субъективизированные («я подавляю себя»). Это помогает пациенту рассматривать себя как активного субъекта, а не как пассивный объект, с которым «делаются» разные вещи.
4. Континуум сознания. Является неотъемлемой частью всех технических процедур, но может использоваться и в качестве отдельного метода. Это концентрация на спонтанном потоке содержания переживаний, метод подведения индивида к непосредственному переживанию и отказу от вербализаций и интерпретаций, одно из центральных понятий Г.-т. Пациент должен постоянно осознавать или отдавать себе отчет в том, что происходит с ним в данный момент, он должен замечать малейшие изменения в функционировании организма. Осознание чувств, телесных ощущений и наблюдение за движениями тела (понимание «языка тела») способствуют ориентации человека в самом себе и в своих связях с окружением.
Технические процедуры в Г.-т. называются играми. Это разнообразные действия, выполняемые пациентами по предложению психотерапевта, которые способствуют более непосредственной конфронтации со значимым содержанием и переживаниями. Эти игры предоставляют возможность экспериментирования с самим собой и другими участниками группы. В процессе игр пациенты «примеряют» различные роли, входят в разные образы, отождествляются со значимыми чувствами и переживаниями, отчужденными частями личности и интроектами. Цель игр-экспериментов - достижение эмоционального и интеллектуального прояснения, приводящего к интеграции личности. Эмоциональное осознание («ага-переживание») - это такой момент самопостижения, когда человек говорит: «Ага!» По Перлсу, «ага» - это то, что происходит, когда что-нибудь защелкивается, попадая на свое место; каждый раз, когда «закрывается» гештальт, «звучит» этот щелчок. По мере накопления фактов эмоционального прояснения приходит прояснение интеллектуальное. Число игр не ограничено, так как каждый психотерапевт, пользуясь принципами Г.-т., может создавать новые игры или модифицировать уже известные. Наиболее известными являются следующие игры.
1. Диалог между частями собственной личности. Когда у пациента наблюдается фрагментация личности, психотерапевт предлагает эксперимент: провести диалог между значимыми фрагментами личности - между агрессивным и пассивным, «нападающим» и «защищающимся». Это может быть диалог и с собственным чувством (например, с тревогой, страхом), и с отдельными частями или органами собственного тела, и с воображаемым значимым для пациента человеком. Техника игры такова: напротив стула, который занимает пациент («горячий стул»), располагается пустой стул, на который «сажают» воображаемого «собеседника». Пациент поочередно меняет стулья, проигрывая диалог, пытаясь максимально отождествлять себя с различными частями своей личности.
2. Совершение кругов. Пациенту предлагается пройти по кругу и обратиться к каждому участнику с волнующим его вопросом, например выяснить, как его оценивают другие, что о нем думают, или выразить собственные чувства по отношению к членам группы.
3. Незаконченное дело. Любой незавершенный гештальт есть незаконченное дело, требующее завершения. По существу, вся Г.-т. сводится к завершению незаконченных дел. У большинства людей есть немало неулаженных вопросов, связанных с их родственниками, родителями и т. п. Чаще всего это невысказанные жалобы и претензии. Пациенту предлагается с помощью приема пустого стула высказать свои чувства воображаемому собеседнику или обратиться непосредственно к тому участнику психотерапевтической группы, который имеет отношение к незаконченному делу. Гештальт-психотерапевтами замечено, что наиболее частое и значимое невыраженное чувство - чувство обиды. Именно с этим чувством работают в игре, которая начинается со слов: «Я обижен...»
4. Проективная игра. Когда пациент заявляет, что другой человек имеет некое чувство или черту характера, его просят проверить, не является ли это его проекцией. Пациенту предлагается «разыграть проекцию», т. е. примерить на самого себя это чувство или черту. Так, пациента, который заявляет: «Я испытываю к тебе жалость», просят разыграть роль человека, вызывающего жалость, подходя к каждому из участников группы и вступая с ним во взаимодействие. Постепенно входя в роль, человек раскрывает себя, при этом может произойти интеграция прежде отвергаемых сторон личности.
5. Выявление противоположного (реверсия). Явное поведение пациента часто носит характер защиты, скрывающей противоположные тенденции. Для осознания пациентом скрытых желаний и противоречивых потребностей ему предлагается разыграть роль, противоположную той, которую он демонстрирует в группе. Например, пациентке с манерами «душечки» предлагается разыграть роль агрессивной, высокомерной, задевающей других женщины. Такой прием позволяет достичь более полного соприкосновения с теми сторонами своей личности, которые прежде были скрыты.
6. Упражнения на воображение. Иллюстрируют процесс проекции и помогают участникам группы идентифицироваться с отвергаемыми аспектами личности. Среди таких упражнений наиболее популярна игра «Старый, заброшенный магазин». Пациенту предлагают закрыть глаза, расслабиться, затем представить, что поздно ночью он проходит по маленькой улочке мимо старого, заброшенного магазина. Его окна грязные, но если заглянуть, можно заметить какой-то предмет. Пациенту предлагают тщательно его рассмотреть, затем отойти от заброшенного магазина и описать предмет, обнаруженный за окном. Далее ему предлагается вообразить себя этим предметом и, говоря от первого лица, описать свои чувства, ответить на вопрос, почему он оставлен в магазине, на что похоже его существование в качестве этого предмета. Идентифицируясь с предметами, пациенты проецируют на них какие-то свои личностные аспекты.
Большое внимание уделяется в Г.-т. работе со сновидениями пациентов. Перефразируя Фрейда (Freud S.), Перлс говорил, что «сон - это королевская дорога к интеграции личности». В отличие от психоанализа, в Г.-т. не интерпретируются сны, они используются для интеграции личности. Автор считал, что различные части сна являются фрагментами нашей личности. Для того чтобы достичь интеграции, необходимо их совместить, снова признать своими эти спроецированные, отчужденные части нашей личности и признать своими скрытые тенденции, которые проявляются во сне. С помощью проигрывания объектов сна, отдельных его фрагментов может быть обнаружено скрытое содержание сновидения через его переживание, а не посредством его анализа.
Перлс сначала применял свой метод в виде индивидуальной психотерапии, но впоследствии полностью перешел на групповую форму, находя ее более эффективной и экономичной. Групповая психотерапия проводится как центрированная на пациенте, группа же при этом используется лишь инструментально по типу хора, который, подобно греческому, на заднем плане провозглашает свое мнение по поводу действия протагониста. Во время работы одного из участников группы, который занимает «горячий стул» рядом со стулом психотерапевта, другие члены группы идентифицируются с ним и проделывают большую молчаливую аутотерапию, осознавая фрагментированные части своего «Я» и завершая незаконченные ситуации.
В последние годы отмечается явная тенденция отхода от ортодоксальной модели Г.-т. с ее непримиримостью к каузальности, полному отказу от анализа и интерпретаций к использованию гештальт-экспериментов в сочетании с каузальными методами психотерапии, чаще с трансактным анализом. Г.-т. наиболее эффективна при лечении неврозов. При работе с психотическими пациентами ее рекомендуют проводить достаточно длительно и осторожно.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Психологию сложно назвать точной наукой, но все же в этой сфере знаний есть свои школы и направления. Одним из таких направлений является гештальт-терапия. Что это за направление, чем оно занимается и зачем, в принципе, существует сегодня попытаемся разобраться.

Терминология и примеры незавершенного

Итак, гештальт. Что это такое? Сам термин родом из Германии, в дословном переводе он означает целостный образ. Гештальтпсихология основывается на простой мысли: любые недоделанные ранее вещи мешают человеку счастливо и комфортно жить. Одним из основных понятий этого направления является термин незавершенный. Именно незавершенность чего-либо основная причина того, что людям плохо живется.

Вот, допустим, взять простой, жизненный пример - ремонт в доме. Человек начал его делать, но не закончил, бросив затею на полпути. Что он имеет в итоге? Гору неиспользованных стройматериалов, строительный мусор, сорванную плитка в ванной и другие рабочие «прелести». Естественно, жизнь в такой обстановке сразу же превратится в настоящий ад.

Другой пример из жизни можно навести, посмотрев на ситуацию с девушками-рукодельницами, у которых в шкафах кипами лежат недошитые платья и недовязанные свитера. Каждый раз, натыкаясь на это чудо «хенд-мейда», девушки словно слышат немой упрек: «Берешься за большую работу и ничего не доводишь до конца. Вот так все у тебя и в жизни».

Такая терапия учит закрывать эти незавершенности, которые мешают двигаться дальше. Вот что такое гештальт. Это желания, которые должны были воплотиться в жизнь, но остались незаконченными и теперь настоятельно требуют от человека обратить на них внимание. Они сковывают не хуже цепей и мешают идти вперед.

Просто и понятно

Итак, гештальт. Что это такое простыми словами? Во-первых, это единица анализа психики и человеческого сознания. Психику невозможно поделить на отдельные части, а потом сложить обратно, формируя ее улучшенный вариант. Нельзя просто так взять и просуммировать основные части психики, ведь помимо них есть еще что-то. И это пресловутое нечто пытается найти гештальтпсихология. Если говорить простыми словами, гештальт - это сформировавшиеся образования человеческого сознания.

Попробуем еще немного упростить значение этого термина. Прежде чем выдвинуть основные теории, гештальтисты изучали восприятие человека. То есть когда он что-то видит, слышит или чувствует, это обрабатывает в сознании и переходит в разряд информации доступной к восприятию и понимаю. До гештальтистов ведущие психологи прошлого века пытались разложить сознание на определенные элементы и уже по ним изучать психику. Проще говоря, сознание и психика были таким себе конструктором, который можно разобрать и сложить обратно. В противовес этому гештальтисты выдвинули теорию целостности, проанализировав такие понятия, как инсайд и феномен фигуры-фона.

Что касается фигуры-фона, то можно найти множество картинок, на которых нарисовано двоякое изображение. К примеру, на одной из них можно увидеть и тигра, и обезьяну, и дерево. Но каждый человек будет видеть какое-то одно из этих изображений. Потому что это зависит от того, что оно принимает за целое, а что за его часть. Если говорить об инсайде, то это понятие можно определить как озарение. Оно чем-то напоминает вышеупомянутое выделение фигуры из фона, но уже в реальной жизни.

Например, человек пытается решить важную жизненную проблему, но ему это никак не удается. Он пробует повернуть ситуацию так и эдак, но все без толку. И вот в один прекрасный момент, когда он уже полностью отчаялся, к нему приходит озарение. Вся картинка ситуации складывается воедино, становится целостной, и он находит решение на раз-два. Собственно, говоря, простыми словами, это - гештальт. То есть, процесс соединение всех процессов конкретной ситуации воедино и высматривание в сложившейся картине путей решения проблемы. Теперь можно перейти от теории к практике, а именно к изучению понятия гештальт-терапии.

Немного истории и науки

Гештальт-терапия - это гуманистическое направление в психотерапии, которое базируется на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходе. Эта методика зародилась в 50-х годах прошлого века, а спустя десятилетие стала очень распространенной. Гештальт отличается от психоанализа. В психоанализе терапевт пытается интерпретировать бессознательные стремления пациента. В свою очередь гештальт-терапевт помогает развить самоосознавание. В отличие от психотерапевта он не является сторонним наблюдателем, а играет роль активного участника, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью.

Основные идеи этого психологического направления разработал Фредерик Перлз. Гештальт-терапию можно считать своего рода ревизией психоанализа. В какой-то момент убежденный фрейдист и психоаналитик Ф. Перлз решил пересмотреть свои взгляды на психоанализ. Так появились первые идеи теории гештальт. Спустя некоторое время эти идеи стали бурно развиваться и очень быстро превратились в независимую систему психотерапевтических взглядов.

Вместе с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином Перлз издает в 1951 году труд под названием «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности». В 1952 году основатель психологического направления переезжает в Нью-Йорк, где вместе со своими единомышленниками учреждает первый Гештальт-институт. Идеи новой психотерапии начинают набирать популярность, и спустя два года появляется Гештальт-институт в Кливленде. Уже к концу 50-х годов идеи гештальт-терапии распространились по всей Америке, а в следующем десятилетии они стали покорять Европу.

В ходе своего развития эта терапия претерпела несколько изменений:

  1. Реже стали применять групповую терапию.
  2. К пациенту стали относиться более терпимо и сочувственно. Перлз нередко входил с пациентами в конфликты, и это стало считаться крайне нежелательным явлением, хотя в рамках терапии все же допустимым.

Эксперименты и феномены

Гештальт основан на изучении целостной картины происходящего, включая факторы, что привели к конкретной ситуации. Проще говоря, терапевт помогает клиенту осознать его истинные страхи, сомнения и т. д., выявить их первопричину и обозначить поле действий. Как это происходит в действительности?

В ходе терапии человеку предлагают поставить эксперимент и выявить в процессе наблюдения феномены. Что бы это могло означать? К примеру, в качестве эксперимента человеку предлагают рассказать о событии из его жизни, проблеме, поговорить на любую (неважно какую) тему или же просят представить вымышленную ситуацию и рассказать, как он себя в ней поведет. Еще в качестве эксперимента психолог может попросить разыграть монодраму. То есть пациенту предлагают представить, что рядом с ним сидит очень важный для него человек (ну или он сам) и поговорить с этим плодом воображения.

В ходе эксперимента психолог может просто наблюдать, а может задавать наводящие вопросы или акцентировать на чем-то внимание. Эксперимент может длиться несколько минут или несколько часов, здесь нет установленных временных рамок. Перед началом этого исследования пациента просят внимательно за собой наблюдать и фиксировать феномены.

Феноменами принято считать эмоции, изменения в голосе, мимику, жесты, позы и тому подобное. Проще говоря, феноменами считаются исключительно те явления, которые наблюдаются в эксперименте. В этом и заключается основной принцип гештальт-терапии - принцип «здесь и сейчас». Соответственно, проводится работа только над теми чувствами и мыслями, которые имеются сейчас, а не над теми, что были, когда происходило какое-то событие.

Результаты терапии

После упражнений с гештальт-терапией человек может фиксировать в себе феномены, а это, в свою очередь, ведет к развитию осознавания. Успех проведенной терапии напрямую зависит от того насколько человек сумел развить этот навык и может ли применять его в реальной жизни.

После того как эксперимент закончился, все феномены обсуждаются с терапевтом. Во время обсуждения могут затрагиваться темы потребностей и ожиданий. Задача психолога - выяснить как эти потребности и ожидания соотносятся с действительным положением вещей. Также терапевт указывает своему подопечному на феномены, на которые он не обратил внимания.

При анализе феноменов терапевт разговаривает с пациентом как с равным, не пытаясь наставить на путь истинный. Он разговаривает со своим подопечным открыто, при необходимости рассказывает ситуации из своего прошлого. Именно поэтому личные качества гештальт-психолога имеют весомое значение. Между терапевтом и его пациентом должен быть установлен диалог. Пожалуй, это еще один важный принцип гештальт-терапии.

Цель

Гештальт-метод преследует определенную цель: он должен создать и укрепить целостную личность пациента. В ходе терапии пациент должен сам осознать, какие части своей личности он не желает принимать. Мысли, потребности, черты характера, эмоции - это то, из чего состоит человек. Сложно назвать полноценным того, кто пытается спрятать не только от окружающих, но и от себя самого свою истинную сущность. Поэтому в процессе лечения пациенту помогают понять все его скрытые потребности, особенности, мотивы и принять их, восстановив тем самым свою личность. Но это еще не конец. После того как человек воссоздал себя, его учат следовать собственным мечтам и потребностям, развивая, таким образом, индивидуальную независимость. Вот что значит гештальт-терапия.

Стать терапевтом

Сегодня есть множество литературы по гештальтпсихологии и терапии. Однако для большинства людей она написана слишком сложным научным языком, а ведь в последнее время нередко поднимается в рядах общественности вопрос: "Где можно освоить гештальт?".

Те, кто желает лучше познать себя или имеют какие-то проблемы, могут посетить тренинги и семинары, которые проводит общество под названием «Московский гештальт-институт». Во многих странах СНГ есть его действующие филиалы. Также эти встречи будут полезными для тех, кто сам хочет стать терапевтом. Обучение гештальт-терапии не проходит так, как обычное получение образования. Оно идет только через живую работу, человека скорее лечат, а не учат, хотя большинство обучающихся очень даже приветствуют этот процесс.

Какие проблемы решает терапевт?

Гештальт-подход помогает решить множество проблем. Чаще всего к терапевтам обращаются с такими ситуациями, как:

  • Непережитое горе. В жизни всякое бывает, иногда беда приходит внезапно оттуда, откуда ее совсем не ждешь. Но чтобы ни произошло, нужно уметь пережить это горе, вот только человек устроен так, что он пытается всеми правдами и неправдами избежать страданий. Как результат, этот процесс может растянуться на годы, а то и десятилетия, и все это время человек будет находиться в подавленном состоянии. Таким людям терапевты помогают выбраться из этой трясины.
  • Изменения. Некоторым людям очень сложно бывает справляться с переменами. Их постоянно мучают вопросы о правильности своего выбора, страшит неизвестность, донимают прочие тревоги. Гештальт-терапевт не даст советов, как поступить, он просто поможет услышать себя. Не зря ведь говорят, что «клиент уже знает правильное решение, только оно ему не нравится».
  • Родители. Нередко в семьях случается слышать такие высказывания, как: «Все женщины из нашей семьи несчастливы в браке» или «Нам всегда не везло с родственниками». Подрастающее поколение слышит это и послушно перенимает эстафету. Но ведь каждому человеку хочется быть любимым и счастливым, поэтому и идут к терапевту, чтобы наставил на путь истинный.
  • Дети. Родители не всегда могут понять своих детей, поэтому и прибегают к гештальт-терапии, чтобы наладить взаимоотношения.
  • Решения. Случается и такое, что за человека все всегда решали, и вот, ступив во взрослую жизнь, он не может понять чего он хочет, как правильнее будет поступить и т. д. Он просто не умеет слышать себя, в этом кроется весь корень бед.
  • Бегство от свободы. Грустная история о любви? Таких немало. Кто-то быстро расставляет все точки над «i» и живет дальше, а кто-то требует помощи, чтобы избавиться от созависимых отношений. И стоит отметить, что такая терапия длиться дольше всего.
  • Конфликты. Так уж сложилось, что в человеке постоянно копятся пережитые обиды, неотреагированные эмоции и незавершенные ситуации. Иногда весь этот «хлам» может собираться в течение нескольких лет, а потом найти выход в совершенно неожиданной и неподходящей ситуации. Именно таким способом появляется большинство конфликтов, а чтобы такого не происходило, стоит узнать, какова изначальная причина и что является спусковым крючком.
  • Скука. Но бывает и такое, когда к терапевту приходят чисто от скуки. Вроде у человека все есть, все, о чем только можно мечтать, а в довесок еще и здоровье отменное, но тоска и скука не дают покоя. Значит, человек где-то оступился в жизни и потерял сам себя.

После драки руками не машут

Как бы это странно ни звучало, но все проблемы у человека появляются от несвоевременных поступков. Не завершил начатое, не простил, обидел, унизил - все это становится приютом отчаяния, которое может годами накапливаться, а потом выливаться в неприемлемых формах. Человеку свойственно избегать проблемных ситуаций, откладывать решения на потом и «случайно» забывать. Но тем временем из года в год в сознании накапливается множество гештальтов. Что это такое? Это все ситуации, которые человек упрямо игнорировал или не придавал им значения.

Частенько можно встретить людей, которые словно застряли в прошлом десятилетии. И сейчас речь идет вовсе не об эстетах или фриках, которые сознательно отдают предпочтение моде 20-х или 60-х годов. Сейчас разговор касается тех, кто все еще не может проститься с собственным прошлым. Чтобы какая-то вещь превратилась в дорогой винтаж, должно пройти как минимум 40 лет, а вот одежда, что была в моде 10 или 20 лет назад, смотрится достаточно жалко, смешно и неактуально. Именно так выглядят и люди, застрявшие в прошлом десятилетии, где им было по 25, 30 или 35 лет.

В том далеком прошлом осталось множество незавершенных дел и упущенных возможностей, поэтому люди не хотят покидать то место и то время. Они все еще ждут (правда, неизвестно чего). Но как говорится, после драки кулаками не машут. Нужно разобраться с проблемами прошлого как можно быстрее и продолжать двигаться дальше.

Это действительно страшно - постоянно цепляться за прошлое, не признавать своих ошибок и пытаться выдать себя за того, кем ты, по сути, не являешься. Жизнь проходит и делает это очень стремительно. Не успеешь осмотреться, как от нее останется несколько серых дней. Резонно спросить: зачем тогда человеку дана жизнь? Никого не удивишь констатацией того факта, что человек способен на все. Но если его связывает прошлое, он беспомощен.

Научиться жить здесь и сейчас - вот то к чему призывает каждого гештальт-терапия. В жизни человеком движет не голова и не разум, а желания, чувства и потребности. Все что делает человек, он делает во благо себе. Подобная терапия - это не психология развития, а психотерапия. Очень часто на групповых тренингах рассказывают о простых, можно даже сказать элементарных вещах в убеждении, что это чрезвычайно сложная и неразрешимая проблема.

Гештальт-терапевты уверенны, что здоровых людей не бывает, все мы немного со странностями. Поэтому в своих подходах они используют простую стратегию: «Прими!» И приходится принимать, а если не получается, то можно как заклинание читать молитву, которую написал основатель гештальт-метода.

Заклинание

В 1969 году Ф. Перлз опубликовал так называемую гештальт-молитву, которая стала очень популярной. В этих словах отражаются основные концепции терапии. Хотя некоторые биографы уверяют, что эти слова не что иное, как личное кредо Перлза, который всегда поступал так, как считал нужным. Психолог полагал, что отношения между двумя личностями могут носить исключительно временный характер, за что последняя строка «молитвы» часто подвергалась критике. Хотя в целом она оказала огромное влияние на культуру 70-х годов, так как вышла в свет в эпоху борьбы человека за свои права. Вот ее текст:

« Я делаю свою работу, и ты делаешь свою работу. Я живу не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты живешь не для того, чтобы соответствовать моим. Я - это я, и ты - это ты. И если нам повезло найти друг друга - это прекрасно. А если нет, то этому не помочь ».

Что это такое - гештальт?

Это целостный образ. Образ окружающего мира и человеческого сознания. Это еще одно направление в психологии, которое помогает человеку построить собственную счастливую жизнь. Кому-то гештальт-терапия подходит, кому-то - нет. Все люди разные и у каждого свои проблемы. Но для тех, кому нравится говорить о чувствах и причинах своих проблем, идеология гештальт-метода подойдет как нельзя кстати.

Но если есть проблемы, и отсутствует желание посещать специалиста, нужно учиться самостоятельно находить источники жизненных неприятностей и устранять их полностью. Ошибки - не цепи, что не дают идти вперед. Главное - их вовремя осознать и принять как аксиому, которая не требует подтверждения.

Психология - это не точная наука, потому что человеческое сознание невозможно вычислить по формуле, и все же она существует не просто так. Человеку свойственно витать в облаках или непрестанно смотреть в прошлое, но только психотерапевты могут вернуть заблудшую душу "с небес на землю" и заставить жить "здесь и сейчас".

Вообще, единица анализа сознания и психики. Фишка в том, что психику человека нельзя взять, поделить на части, а потом сложить обратно и получить обратно психику. Человеческая психика обладает свойством сверсуммации - мы не можем просто взять и просуммировать ее составные части, есть что-то еще. Поиском этого чего-то и занималась гештальтпсихология. А гештальт - это, грубо говоря, уже цельные образования сознания человека.

Скажем так. Изначально гештальтисты изучали восприятие человека. Это когда вы что-то чувствуете (слышите, видите итд), и это обрабатывается у вас в сознании, познается вами. До гештальтистов психологи хотели раскладывать сознание на элементы и по этим элементам изучать психику (о бессознательном Фрейда тогда еще речи не велось). В общем, до гештальтистов сознание и психика считались таким конструктором Лего, который можно разбирать и собирать, параллельно радуясь жизни и тому, какие мы все умные. "Фигушки!" - сказали гештальтисты и придумали целостность. (Так, собственно и переводится слово гештальт с немецкого.) На самом деле, конечно, не придумали, а выдвинули, проанализировав такие вещи, как инсайт (об этом ниже), феномен фигуры-фона (вот он:)

Что вы тут видите? Старуху или молодую женщину? Это зависит от того, что вы принимаете за целое, а что - за его часть, как выделяете фигуру и фон. Я лично вижу старуху, наверное, это потому что я злобная и противная, черт его знает. Таких картинок очень много, они все прикольные и интересные.

Теперь об инсайте. У него нет нормального перевода на русский, но можно обозначить это как озарение, хотя суть немного в другом. Это чем-то походе на выделение фигуры из фона, только уже в реальности. Инсайт происходит тогда, когда вы пытаетесь решить какую-то задачу, но все никак, вы уже начинаете сомневаться в своих умственных способностей, страдаете, плачете, пьете водку с абсентом, но тут вдруг раз! и ни с того, ни с сего вся картинка задачи складывается воедино, становится целостной , и вы доходите до решения.

Классический эксперимент: обезьянка в клетке. Обезьянка очень хочет бананы, но вот незадача - они висят очень высоко под потолком, и самой ей никак его не достать. Вот такие вот садисты-психологи гады: посадили обезьяну в высокую клетку и сделали так, что она не может достать до банана. На самом деле, эти садисты туда еще и палку положили. Палка аккурат такой длины, что обезьяна ей может сбить бананы с потолка. И вот обезьяна бьется, бьется, а потом встает с такого ракурса, что видит палку и бананы в одном поле зрения. И тут возникает инсайт. Обезьяна хватает палку, сбивает бананы и счастливо их поедает.

Овации, слезы радости от зрителей, крики "браво". Обезьяна получила бананы, а вы, я надеюсь, хоть немножко поняли гештальтпсихологию.

Каково учиться в МГУ? Почему в Японии дети отказываются от личной жизни в пользу знаний, а наших кнутом не заставить учиться? Проблема в системе образования или культуре в целом?

Гештальт - что это? Таким вопросом задаются многие современные люди, однако не всем удается найти на него правильный ответ. Само слово «гештальт» имеет немецкое происхождение. В переводе на русский язык оно означает «структура», «образ», «форма».

В психиатрию это понятие было введено психоаналитиком Фредериком Перлзом. Именно он является основателем гештальт-терапии.

Фредерик Перлз был практикующим психиатром, поэтому все разработанные им методы в первую очередь применялись для излечения расстройств психики, среди которых психозы, неврозы и пр. Однако очень широкое распространение получил метод терапии «гештальт». Что это такое, вскоре заинтересовались психологи и психиатры, работающие в разных сферах. Столь широкая популярность гештальт-терапии обусловлена наличием разумной и понятной теории, широким выбором методов или пациентом, а также высоким уровнем эффективности.

Основное достоинство

Главное и самое большое преимущество - это целостный подход к человеку, который учитывает его психические, телесные, духовные и социальные аспекты. Гештальт-терапия вместо того, чтобы акцентировать внимание на вопросе «Почему это происходит с человеком?» заменяет его следующим: «Что человек сейчас чувствует и как это можно изменить?». Терапевты, работающие в данном направлении, пытаются сфокусировать внимание людей на осознавании процессов, которые происходят с ними «здесь и сейчас». Таким образом, клиент учится нести ответственность за свою жизнь и за все происходящее в ней, а, следовательно, и за внесение желаемых изменений.

Сам Перлз гештальт рассматривал как целое, разрушение которого приводит к получению осколков. Форма стремится быть единой, и если этого не происходит, человек оказывается в незавершенной ситуации, оказывающей на него давление. В людях часто кроется множество незавершенных гештальтов, от которых не так уж и сложно избавиться, достаточно их увидеть. Огромным преимуществом является то, что для их обнаружения нет необходимости копаться в недрах бессознательного, а нужно всего лишь научиться замечать очевидное.

Гештальт-подход основан на таких принципах и понятиях, как целостность, ответственность, возникновение и разрушение структур, незавершенные формы, контакт, осознанность, «здесь и сейчас».

Важнейший принцип

Человек - это существо целостное, и его нельзя расчленять на какие-либо составляющие, например, на тело и психику или на душу и тело, поскольку такие искусственные приемы не могут положительно повлиять на его понимание собственного внутреннего мира.

Целостный гештальт состоит из личности и окружающего ее пространства, при влияющих друг на друга. Для лучшего понимания данного принципа можно обратиться к психологии межличностных отношений. Она дает возможность четко проследить за тем, насколько большое влияние общество оказывает на отдельного человека. Однако, изменяясь сам, он влияет и на других людей, которые, в свою очередь, также становятся другими.

К ключевым понятиям Московский гештальт-институт, как и многие другие, относит понятие «контакт». Человек постоянно с чем-то или с кем-то контактирует - с растениями, окружающей средой, другими людьми, информационным, биоэнергетическим и психологическим полями.

Место, в котором индивид соприкасается с окружением, принято называть границей контакта. Чем лучше человек ощущает и чем более гибко может регулировать контактную разницу, тем более он успешен в удовлетворении собственных потребностей и достижении поставленных целей. Однако данному процессу свойственны характерные признаки, которые приводят к нарушению продуктивной деятельности индивида в разных сферах взаимодействий. Гештальт-терапия Перлза направлена на преодоление подобных нарушений.

Принцип возникновения и разрушения гештальт-структур

С помощью принципа возникновения и разрушения гештальт-структур можно легко объяснить поведение личности. Каждый человек устраивает свою жизнь в зависимости от собственных потребностей, которым он и предоставляет приоритет. Его действия направлены на удовлетворение нужд и достижение существующих целей.

Для лучшего понимания можно рассмотреть несколько примеров. Так, человек, желающий приобрести дом, копит деньги на его покупку, находит подходящий вариант и становится обладателем собственного жилища. А тот, кто желает иметь ребенка, направляет все свои силы на достижение этой цели. После того как желаемое достигнуто (потребность удовлетворена), гештальт завершается и разрушается.

Понятие о незавершенном гештальте

Однако достигает своего завершения (а далее - разрушения) далеко не каждый гештальт. Что это происходит с некоторыми людьми и почему они постоянно формируют однотипные незавершенные ситуации? Это вопрос долгие годы интересовал специалистов в области психологии и психиатрии. Данный феномен получил название незавершенного гештальта.

Специалистам, местом работы которых является тот или иной гештальт-институт, удалось распознать, что жизнь многих людей часто наполнена постоянно повторяющимися типичными негативными ситуациями. Например, человек, несмотря на то что ему не нравится быть эксплуатируемым, постоянно попадает именно в такие ситуации, а тот, у кого не складывается личная жизнь, снова и снова вступает в контакт с ненужными ему людьми. Подобные «отклонения» связаны именно с незавершенными «образами», и психике человека не удастся обрести покой до тех пор, пока они не достигнут своего логического конца.

То есть личность, имеющая незавершенную «структуру», на подсознательном уровне постоянно стремится к созданию негативной незавершенной ситуации только для того, чтобы разрешить ее, и наконец-то закрыть этот вопрос. Гештальт-терапевт искусственно создает для своего клиента подобную ситуацию и помогает найти из нее выход.

Осознавание

Еще одним базовым понятием гештальт-терапии является осознавание. Стоит отметить, что интеллектуальные знания человека о своем внешнем и внутреннем мире не имеют к нему никакого отношения. Осознавание гештальт-психология связывает с пребыванием в так называемом состоянии «здесь и сейчас». Оно характеризируется тем, что человек совершает все действия, руководствуясь сознанием и будучи бдительным, а не живет механической жизнью, опираясь исключительно на стимульно-реактивный механизм, как это свойственно животному.

Большинство проблем (если не все) появляются в жизни человека по той причине, что он руководствуется умом, а не сознанием. Но, к сожалению, ум является достаточно ограниченной функцией, и люди, которые живут только им, даже не подозревают, что на самом деле являются чем-то большим. Это и приводит к замене подлинного состояния реальности интеллектуальным и ложным, а также к тому, что жизнь каждой личности протекает в отдельном иллюзорном мире.

Гештальт-терапевты всего мира, включая Московский гештальт-институт, уверены в том, что для решения большинства проблем, недоразумений, непониманий и трудностей человеку нужно лишь достичь осознавания своей внутренней и внешней реальности. Состояние осознанности не позволяет людям поступать плохо, поддаваясь порывам случайных эмоций, поскольку они всегда способны видеть окружающий их мир таким, какой он есть на самом деле.

Ответственность

Из осознанности человека рождается еще одно полезное для него качество - ответственность. Уровень ответственности за свою жизнь напрямую зависит от уровня ясности осознания личностью окружающей действительности. Человеку свойственно всегда перекладывать ответственность за свои неудачи и ошибки на окружающих или даже высшие силы, однако каждый, кому удается принять ответственность на себя, делает большой прыжок на пути индивидуального развития.

Большинство людей вообще не знакомы с таким понятием, как гештальт. Что это, они узнают уже на приеме у психолога или психотерапевта. Специалист выявляет проблему и разрабатывает пути ее устранения. Именно для этого гештальт-терапия техники имеет самые разнообразные, среди которых есть как собственные, так и заимствованные из таких как транзактный анализ, арт-терапия, психодрама и пр. По мнению гештальтистов, в рамках их подхода можно использовать любые методы, которые служат естественным продолжением диалога «терапевт-клиент» и усиливают процессы осознавания.

Принцип «здесь и сейчас»

Согласно ему, все действительно важное происходит в данный момент. Ум уводит человека в прошлое (воспоминания, анализ произошедших ситуаций) или в будущее (мечты, фантазии, планирование), но не дает возможности жить настоящим, что приводит к тому, что жизнь проходит мимо. Гештальт-терапевты призывают каждого своего клиента жить «здесь и сейчас», не заглядывая в иллюзорный мир. Вся работа данного подхода связана с осознаванием настоящего момента.

Виды гештальт-техник и заключение контракта

Все техники гештальт-терапии условно подразделяются на «проективные» и «диалоговые». Первые используются для работы со сновидениями, образами, воображаемыми диалогами и пр.

Вторые представляют собой кропотливую работу, которая осуществляется терапевтом на границе контакта с клиентом. Специалист, отследив механизмы прерывания человека, с которым работает, превращает свои эмоции и переживания в часть окружающей его среды, после чего выносит их на границу контакта. Стоит отметить, что гештальт-техники обоих видов переплетаются в работе, и четкое их разграничение возможно лишь в теории.

Процедура гештальт-терапии, как правило, начинается с такого приема, как заключение контракта. Данное направление характеризируется тем, что специалист и клиент - равноправные партнеры, и последний несет не меньшую ответственность за результаты проведенной работы, чем первый. Данный аспект как раз и оговаривается на этапе заключения контракта. В этот же момент клиент формирует свои цели. Человеку, постоянно избегающему ответственности, очень сложно согласиться на такие условия, и уже на этом этапе ему требуется проработка. На стадии заключения контракта человек начинает учиться отвечать за себя и за то, что с ним происходит.

«Горячий стул» и «пустой стул»

Техника «горячий стул» является одной из наиболее известных среди терапевтов, местом работы которых является Московский гештальт-институт и многие другие структуры. Данный метод применяется при групповой работе. «Горячим стулом» называется место, куда садится человек, который намеревается рассказать присутствующим о своих трудностях. В ходе работы между собой взаимодействуют только клиент и терапевт, остальные участники группы безмолвно слушают, и только по окончании сессии рассказывают о том, что они чувствовали.

К основным гештальт-техникам также относится «пустой стул». Он используется для размещения значимого для клиента человека, с которым он может провести диалог, причем не столь важно, жив ли он на данный момент или уже умер. Еще одним назначением «пустого стула» является диалог между различными частями личности. Это необходимо тогда, когда у клиента есть противоположные установки, порождающие

Концентрация и экспериментальное усиление

Своей оригинальной техникой гештальт-институт называет концентрацию (фокусированное осознавание). Существует три уровня осознавания - внутренних миров (эмоции, телесные ощущения), внешних миров (что я вижу, слышу), а также мыслей. Помня об одном из главных принципов гештальт-терапии «здесь и сейчас», клиент рассказывает специалисту о своем осознавании в данный момент. Например: «Сейчас я лежу на кушетке и смотрю в потолок. Я никак не могу расслабиться. Мое сердце очень сильно стучит. Я знаю, что рядом со мной находится терапевт». Данная техника усиливает ощущение настоящего, помогает осознать способы отстранения человека от реальности, а также является ценной информацией для дальнейшей работы с ним.

Еще одной эффективной техникой является экспериментальное усиление. Она заключается в максимизации каких-либо малоосознаваемых им вербальных и невербальных проявлений. Например, в случае, когда клиент, сам не осознавая этого, часто начинает свой разговор словами «да, но…», терапевт может предложить ему так начинать каждую фразу, и тогда человек осознает свое соперничество с окружающими и стремление всегда оставлять за собой последнее слово.

Работа с полярностями

Это еще один метод, к которому нередко прибегает гештальт-терапия. Техники данной отрасли часто направлены на выявление противоположностей в личности. Среди них особое место занимает работа с полярностями.

Например, человеку, который постоянно жалуется на то, что сомневается в себе, специалист предлагает уверенным, и с этой позиции попытаться пообщаться с окружающими его людьми. Не менее полезно провести диалог между своей неуверенностью и уверенностью.

Клиенту, не умеющему просить о помощи, гештальт-терапевт предлагает обращаться к участникам группы иногда даже с очень нелепыми просьбами. Данная техника дает возможность расширить зону осознавания индивида за счет включения в нее ранее недоступного личностного потенциала.

Работа со сновидениями

Указанная техника используется психотерапевтами различных направлений, но оригинальная гештальт-методика имеет характерные только ей черты. Здесь все элементы сна специалист рассматривает как части человеческой личности, с каждой из которых клиент должен идентифицироваться. Делается это для присвоения собственных проекций или избавления от ретрофлексий. Кроме того, в данной технике никто не отменял использования принципа «здесь и сейчас».

Так, клиент должен рассказывать терапевту о своем сне, как о чем-то происходящем в настоящем времени. Например: «Я бегу по лесной тропинке. У меня отличное настроение и я радуюсь каждому мгновению, проведенному в этом лесу, и т.д.». Необходимо, чтобы клиент описывал свой сон «здесь и сейчас» не только от собственного имени, но и от имени других людей и предметов, присутствующих в видении. Например «Я извилистая лесная тропинка. По мне сейчас бежит человек и т.д.».

Благодаря своим и заимствованным техникам гештальт-терапия помогает людям избавиться от и всевозможных масок, установить доверительный контакт с окружающими. Гештальт-подход принимает во внимание наследственность, приобретенный в первые годы жизни опыт, влияние социума, но вместе с тем призывает каждого человека принять на себя ответственность за собственную жизнь и за все то, что в ней происходит.

Популярным на сегодняшний день направлением в психологическом консультировании является гештальт-терапия. Ее главным разработчиком является Фредерик и Лаура Перлз, а также Пол Гудман. В переводе гештальт-терапия обозначает «целостный образ» — это задача, которую перед собой ставят специалисты при работе с клиентами по основным положениям, техникам и теории г .

Для пояснения того, чем именно занимается гештальт-терапия, интернет-журнал сайт приведет притчу. Долгое время возле своей лачуги сидел бедный человек. Сидел он возле речки, вдоль которой проходил добрый человек. Однажды бедняк попросил доброго человека накормить его. На что добрый человек словил ему рыбы и накормил. В следующий раз ситуация повторилась. Доброму человеку надоело постоянно ловить рыбу, отчего он показал бедняку, как это нужно делать, чтобы в дальнейшем не просить о помощи.

Гештальт-терапия помогает человеку достичь целостного образа за счет и самоосознания. Здесь терапевт не является пассивным участником, он активно вовлекается в процесс, однако не с целью того, чтобы выполнить всю работу за клиента, а для того, чтобы помочь клиенту научиться достигать понимания.

Что такое гештальт-терапия?

Двумя основными проблемами, которые страдают многие современные люди, можно назвать: неспособность справиться с имеющимися проблемами, которые могут тянуться уже долгие годы, и неумение брать на себя ответственность. Гештальт-терапия решает обе данные проблемы. Что это такое? Это метод психологического консультирования, у которого имеются свои задачи и техники.

Главной задачей гештальт-терапии является устранение эмоциональных переживаний, зажимов и страхов, которые мешают в настоящем времени наслаждаться жизнью и достигать поставленных целей. Проводится это благодаря осознанию всех переживаний, которые блокируют человека на пути совершения нужных действий, разрешению проблем, которые могли беспокоить индивида годами, а также взятию ответственности на себя за собственные эмоции и чувства.

Специалист работает с человеком в состоянии «здесь и сейчас», что также является «фишкой» гештальт-терапии. Психотерапевта не волнуют проблемы, прошлое человека или пережитое. Он интересуется лишь тем, что в настоящий момент все еще беспокоит его клиента, оказывает на него влияние, воздействует. Эта проблема могла случиться в прошлом, однако эмоциональные переживания и мысли о ней до сих пор сказываются на поведении .

Прорабатываются лишь те чувства и переживания, которые человек испытывает до сих пор. При разборе случившейся в прошлом проблемы специалист не интересуется, что чувствовал индивид тогда, в прошлом, его волнует лишь то, что человек испытывает сейчас, когда возвращается мыслями к этому событию из прошлого.

Находясь «здесь и сейчас» человек может более спокойно рассказывать о проблеме, которая с ним случилась в прошлом, ведь она уже случилась, осталась в прошлом, сейчас человека она никак не задевает физически. Индивид в ходе работы со специалистом должен осознать, что говорит он о событиях, которые сейчас, в конкретный момент с ним не происходят. Сейчас рядом с человеком нет того врага, который в прошлом его унизил или оскорбил. Сейчас человек не находится в той ситуации, которая с ним случилась в прошлом. А значит, он находится в большей безопасности. Он может более спокойно говорить о том, что случилось. Более того, он осознает, что сейчас в его жизни все спокойно и хорошо, ничего угрожающего не существует.

На ситуацию из прошлого можно посмотреть с разных сторон. Чем больше человек осознает, что проблемы нет сейчас, она находится в прошлом, и он может из-за нее не волноваться так, как это было тогда, когда он непосредственно в ней находился, тем лучше он начинает видеть ее. Можно на нее посмотреть с разных сторон. При этом человеку ничто не угрожает.

В гештальт-терапии практикуется не только рассмотрение конкретной проблемы, которая волнует человека, но еще и гипотетические ситуации, которые еще не произошли или в принципе беспокоят человека. Здесь применяются различные техники, например, метод «пустого стула», когда человек представляет на пустом стуле оппонента, с которым желал бы поговорить, получить от него какой-то ответ, научиться с ним общаться.

Задач у гештальт-терапевта несколько:

  1. Помочь человеку сохранять осознанность и состояние «здесь и сейчас» при рассмотрении волнующей его ситуации, которая может пугать.
  2. Помочь человеку осознать, какие конкретно переживания он испытывает при рассмотрении ситуации.
  3. Разобраться в причинах, почему ситуация вызывает у человека те эмоции, которые он испытывает. На основе этого совместно с клиентом можно разработать план действий по тому, как больше не допускать этих переживаний, как справиться/устранить те чувства, которые уже имеются.
  4. Восстановить внутренний баланс, стать целостной личностью, которая должна жить «здесь и сейчас», а не в прошлом или в будущем.
  5. Помочь клиенту взять ответственность на себя за те переживания, которым он позволяет влиять на его решения и поступки в настоящем времени.

Теория гештальт-терапии

Разработчики гештальт-терапии не считали нужным создавать различные теории, поскольку создавали вполне практичную систему. Гештальт-терапия выступает как метод, когда главной задачей специалиста является сохранение сознания клиента в состоянии «здесь и сейчас» (чтобы он не улетал в прошлое или будущее). Также главный аспект ставится на способности индивида к творчеству.

Однако со временем разработанная методика стала рассматриваться многими психологами, которые подвели к ней множество теоретических баз:

  • Контакт-граница – та линия, на которой человек начинает контактировать с окружающей средой, при этом он может обособляться от мира.
  • Сопротивление – способ взаимодействия индивида с внешней средой. В настоящее время человек контактирует с миром так, как ему доступно, или так, как ему привычно. Если вследствие данного контакта возникают проблемы, значит, методы, которые человек использует, были уместны в прошлом, однако являются неэффективными в настоящем.
  • Осознание истинных своих потребностей. Нередко человек, не имея возможности удовлетворить основную свою потребность, прикрывает ее другой, пытается компенсировать ее чем-то другим. Однако это не позволяет человеку до конца оставаться счастливым, вот почему он продолжает компенсировать основную свою потребность, не будучи полностью удовлетворенным, поскольку даже не осознает ее.

Гештальт-терапия рассматривает индивида как целостную систему. Он не разделяет ее как специалисты в психоанализе, хотя и может рассматривать ее отдельные аспекты. Дело в том, что происходящее в одной сфере жизни человека непосредственно влияет на остальные его аспекты системы. Таким образом, если меняются чувства, то меняется и опыт, убеждения, мировоззрение, поведение и даже цели на будущую жизнь.

Гештальт-терапия не ставит своей целью устранять проблемы, с которыми люди пришли. Она ставит своей задачей устранение тех эмоциональных зажимов, которые мешают человеку в настоящем времени наслаждаться жизнью в полном объеме, а не лишь частично. Здесь акцентируется внимание на том, чтобы осознать настоящие переживания и проблемы, а не уходить в прошлое.

Основоположником уже сформировавшейся гештальт-терапии является Перлз. Он ставит своей главной задачей поддержание гомеостаза – баланса, к которому человек стремится в любую минуту своей жизни. Здесь нужно удовлетворение всех его потребностей, которые позволяют достичь данного уравновешенного состояния, любыми способами.

Гештальт-терапия базируется на 5 основных стержнях:

  1. Отношение фона и фигуры. Фигурой является гештальт – некое целостное существо или сам человек, или его потребность. Фон – это ситуация, которая на данный момент является значимой и интересной для формирования гештальта. Если потребность удовлетворяется, тогда фон исчезает и появляется новый для формирования нового гештальта. Если потребность не удовлетворяется, тогда гештальт остается незавершенным, где человек и застревает. Здесь важно человеку научиться удовлетворять свои потребности, чтобы со временем не уйти в «зону фантазии», откуда и формируются надежды, неврозы и пр.
  2. Осознание и концентрация на настоящем моменте. Если человек способен осознавать собственные потребности в настоящем, то он должен искать методы их удовлетворения в том, что имеется на сегодняшний день. Если он уходит в фантазии, тогда возникают различные аномальные состояния, когда человек начинает ждать, надеяться, агрессировать из-за нереализации желаний и пр.
  3. Противоположности. Это разделение мира и человека на противоположности. Однако человек или мир не могут быть разделены. В гештальт-терапии все воспринимается как единое целое, как черное и белое в совокупности.
  4. Ответственность и зрелость. Здесь Перлз видел человека, который не ждет помощи извне, а пытается найти выход из любой ситуации, исходя исключительно из того, что он сам может для этого сделать.
  5. Функции защиты.

Техники гештальт-терапии

Техники в гештальт-терапии базируются на принципах и играх:

  1. Принципы:
  • «Здесь и сейчас». Осознание своих переживаний, которые присутствуют в настоящем времени, а не в прошлом.
  • «Я – ты». Осознание себя отдельно от других людей, чтобы быть способным с ними контактировать.
  • Субъективизация высказываний. Трансформация субъективных суждений в объективные.
  • Континуум сознания. Устранение контроля с целью простого наблюдения за собственными переживаниями, мыслями, которые происходят в настоящий момент, не подвергая их трактовке и оценке.
  1. Игры.

Зачем нужна гештальт-терапия в итоге?

К гештальт-терапии люди прибегают в случае, когда они желают избавиться от влияния прошлых проблем и возможных будущих событий, из-за которых возникают различные эмоции и мысли, мешающие полноценной настоящей жизни. Гештальт-терапия возвращает человека в настоящий момент, чтобы он наконец-то осознал, что прошлое и будущее его сейчас никак не задевают, поэтому он может сохранять спокойствие и направлять силы на удовлетворение своих потребностей и желаний.

В процессе гештальт-терапии важными становятся эксперименты (игры), в ходе которых человек воспроизводит различным образом волнующие его ситуации, отслеживая собственные эмоции и мысли, чтобы потом понять, как они влияют на его дальнейшее поведение и построение будущего. Только при наличии понимания можно что-то изменить в том направлении, которое выгодно самому человеку.

Также гештальт-терапия способствует выработке умения постоянно сохранять состояние «здесь и сейчас», чтобы не погружаться в воспоминания, которые пугают, или не фантазировать о будущем, которого может не произойти, а жить и искать ресурсы в настоящем моменте.