Легендарное место рождения пророка зороастра. В чем суть учения и религии Заратустры

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    Основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Религиозные термины

Личность легендарного пророка Заратуштры овеяна ореолом древних сказаний. Греки, считавшие его воплощением восточной мудрости, называли его именем Зороастр - «Сын Звезды». В чем-то они наверняка были правы, поскольку основатель «космической религии», как и по сей день называют религию Авесты, имел право так называться, тем более, что согласно зороастрийской мифологии, душа Заратуштры сошла на землю со звезд. «Сын звезды» стал провозвестником первой в мире религии откровения, названной в последствии зороастризмом по имени ее основоположника.

Большинство ученых-иранистов, основываясь
на данных современных исследований, склоняются к тому, чтобы датировать время жизни Заратуштры серединой второго тысячелетия до н.э., что значительно отличается от устоявшегося в исторической науке представления о том, что пророк маздаяснийской религии жил в VII-VI вв. до н.э. Так например, доктор Джон Р. Хиннелс, профессор религии Лондонского университета в своей статье «Космическая битва: Зороастризм» пишет следующее:
«Под именем Зороастр на Западе известен пророк из древней Персии, более правильное имя его Заратуштра. Обычно считалось, что он жил около 600 г. до н.э., однако лингвистические исследования все больше убеждают современнных ученых, что это было примерно в 1200 г. до н. э., то есть он жил в эпоху, когда Персия выходила из каменного века. Это делает его первым из великих пророков всемирных религий».

Не менее известная британская иранистка, профессор Мери Бойс соглашается с мнением Дж. Р. Хиннелса о раннем датировании жизни пророка, относя этот момент к 1500 г. до н.э. Таким образом, можно утверждать, что именно зороастризм, а не иудаизм был первой монотеистической религией, а Моисей не открыл истину, провозвестив Единого Бога - Творца Неба и Земли, а лишь повторил для народа Израиля то, что уже было сказано Заратуштрой жителям переднеазиатских степей.
О жизни великого пророка, к сожалению, известно немного. Первое откровение он получил в возрасте тридцати лет, и это коренным образом изменило не только жизнь самого Заратуштры, но и качественно повлияло на весь ход последующей мировой истории. Вдохновленный своими видениями на проповедническую деятельность, Зороастр попытался обратить в новую веру своих соплеменников, но осмеянный и не понятый, он был вынужден покинуть родные места и долгое время скитаться в поисках единомышленников. Только через десять лет он смог обратить в свою веру первого человека - своего двоюродного брата Майдьйой Маонгха. «Затем его учение встретило благосклонность местного царя Виштаспа, и религия Зороастра стала официальной в маленьком царстве где-то в северо-восточной Персии, на бывшем юге России» - пишет Джон Р. Хиннелс. Прошло время, и добрая религия Заратуштры повсеместно распространилась по всей территории Великой Персидской Империи - самого большого и могущественного государства древнего мира.

Сам Заратуштра был обычным человеком и никогда в своих вдохновленных речах не подчеркивал собственной значимости и богоизбранности. Он был женат и имел шестерых детей - трех сыновей и трех дочерей. Его проповедь была направлена на таких же простых и честных людей, коим был сам пророк. Его слова сохранились в семнадцати гимнах, передаваемых из поколения в поколение от отца к сыну, народом, не знавшим письменности. Авеста была записана лишь в IV в. нашей эры, и то обстоятельство, что к этому моменту уже минуло более ста поколений зороастрийцев, свидетельствует о величайшей силе поэтического дарования Заратуштры, сложившего свои гимны в доступной для его современников стихотворной форме, оказавшейся чрезвычайно живучей и сумевшей сохранить силу своего воздействия на умы до настоящего времени.
Основным постулатом зороастризма является утверждение о том, что в мире происходит постоянная борьба двух полярно противоположных начал, воплощающих Добро и Свет, с одной стороны, и Тьму, исполненную Зла, с другой. Два эти начала возникли из Пустоты когда-то на заре мироздания. Светлое начало воплощает собой Святой Дух Спента-Манью (он же - демиург Ахура-Мазда, т.е. "Господь Премудрый"). Темное начало олицетворяет Злой Дух - Ангра-Манью, который добивается неограниченной власти над миром, и чьим единственным желанием является разрушение всего, что было сотворено Создателем.
Религия Заратуштры космична по своей природе, поскольку основным содержанием ее является вера в конечное торжество Сил Света над Силами Тьмы в великой космической битве, ареной для которой стало все мироздание. В этой битве, согласно зороастрийской эсхатологии, принимают участие звезды, планеты, кометы, астероиды, Солнце и Луна.
Великая битва между Добром и Злом носит не только макрокосмический, но и микрокосмический характер. Каждый человек, как микрокосмос, воплощает в своей судьбе мистерию космического разделения Добра и Зла, и согласно зороастрийской космогонии, окончательная победа Светлого воинства над исчадиями ада невозможна без сознательного выбора и активного участия в космической битве Человека - высшего из созданий Хормазда.

Как утверждают древние зороастрийские тексты, для того, чтобы пробудить человечество от спячки, на исходе Эпохи Смешения в мир был послан Заратуштра - провозвестник святой маздаяснийской веры. Миссия Заратуштры заключалась в утверждении в умах людей идеи Единого Бога - творца материального и духовного миров, а также в необходимости борьбы со злом во всех его проявлениях. Рождение пророка маздаяснийской религии ознаменовало начало космической Эпохи Разделения Добра и Зла.
Заратуштра первым осудил языческое идолопоклонничество и кровавые жертвоприношения. Заратуштра первым уравнял в правах мужчину и женщину, он впервые указал путь к спасению бедным и обездоленным, утвердив в умах верующих постулат о том, что не в обилии и не в богатстве жертвоприношений заключается истинное служение богу, а в праведных деяниях, праведных речах и чистых мыслях, которые угодны Творцу гораздо более, чем любые дары, не заработанные собственным трудом.
Заратуштра обоготворил труд как форму служения Богу на Земле. Земледелие, уход за животными, строительство и любая деятельность, направленная на укрепление благого материального мира является для зороастрийцев священной земной обязанностью. Но бремя своего религиозного долга каждый истинный зороастриец несет легко и достойно, поскольку жизнь, дарованная Творцом есть праздник, и все доброе, что есть в ней, - это дар Господа, от которого нельзя отказываться. Персы - носители древней зороастрийской культуры - и по сей день остались очень открытыми и жизнелюбивыми людьми, поскольку, несмотря на более чем тысячелетнее господство ислама в Иране, в их жилах все еще течет горячая кровь огнепоклонников.
Радость, любовь, смех и веселье являются лучшим оружием против демонов смерти и болезней - так утверждают гимны Авесты, оставленные поэтическим гением Заратуштры в наследство своим последователям. Зороастр принес в мир самую светлую и радостную религию, он учил любить жизнь и ненавидеть смерть, он смеялся, когда родился, и среди эпитетов Заратуштры есть даже такой как «Смеющийся пророк». Искренний добрый смех - лучшая защита от всех напастей, болезней и невзгод, насылаемых на нас мрачным и злым Ахриманом. Слезы, боль и стенания - это то, без чего Зло просто не может существовать, и это - та дань, которую Ангра-Манью требует от человечества, находящегося в его власти.

Освободиться от зависимости, сбросить с плеч иго болезней, уныния и неудовлетворенности, с улыбкой взглянуть в завтрашний день призывает нас светлая и добрая религия Заратуштры. Господь дал нам возможность творить, любить и верить, и эти три лекарства, способные пробудить находящийся в спячке человеческий дух, являются панацеей от всех бед,- посылаемых нам судьбой.
Давайте улыбнемся! Быть может, если мы научимся искренне смеяться не только над другими, но и над самими собой, нам удастся изменить жизнь к лучшему.

В настоящем выпуске Альманаха мы познакомим читателей с монографией знаменитого американского ученого ираниста - профессора Восточного Института Чикагского Университета А. Олъмштеда. Венцом его многолетних усилий стало фундаментальное исследование истории и культуры древнего Ирана, которое получило название «История Персидской империи». Публикация глав из этой книги, вышедшей в свет в 1948 г. в Чикаго, позволит читателям ознакомиться с представлениями о культуре зороастризма корифея современной науки, посвятившего исследованию этой древнейшей духовной традиции всю свою жизнь. Стиль Олъмштеда выразителен и эмоционален. Краткость изложения мыслей восполняется глубиной их содержания Многочисленные цитаты из гимнов пророка Заратуштры делают материал живым и убедительным.
Редакция Альманаха сознательно начинает публикацию книги А. Олъмштеда с 7 главы, посвященной пророку маздаяснийской религии Заратуштре, поскольку без него вся история Ирана пошла бы иным путем и, быть может, никогда и не было бы Великой Персидской империи - самого могущественного государства древнего мира, в котором более тысячи лет религия Заратуштры имела статус государственной идеологии.


Древние тескты о Заратуштре

А. ОЛЬМШТЕД
«ИСТОРИЯ ПЕРСИДСКОЙ ИМПЕРИИ»
Глава 7. Пророк Зороастр
Явление Ахура-Мазды

Заратуштра начал пророчествовать в середине 6 века до нашей эры на северо-западной окраине Иранского плоскогорья - там, где за 300 лет до этого ассирийцы получали дань от Персии. Имя его в переводе означало «обладающий золотистыми верблюдами», имя его отца Пурушаспа - «обладающий серыми лошадями», его мать звали Дугхдхова - «та, что доила белых коров». Заратуштра родился в пастушеской семье, в роду Спитамы - «Белого».
Данные относительно датировки жизни Заратуштры, на которые опирался Ольмштед во время написания своего труда, к настоящему времени устарели. Новейшие результаты этимологических исследований сви¬детельствуют о том, что время жизни Заратуштры можно датировать XIV-XIII вв. до н.э.
Богом Заратуштры был Ахура-Мазда - «Господь Премудрый» - официальный вождь персидского пантеона богов со времен Арьярамнеса. Однажды Ахура-Мазда предстал перед духовными очами Зороастра, о чем пророк повествует в Гатах -

Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда при рождении узнал я Тебя,
Когда Ты делами и словами награждал:
Зло за зло, Благо за благо, -
Мудростью своей в последний миг существования Земли.

Когда однажды пришла ко мне Благая Мысль,
И спросила: «Кто ты есть? Чей ты?
Какими знаками буду я указывать дни?
Когда смогу я узнать, что есть Твое и что в Тебе?»
Тогда ответил я: «Во-первых, я - Заратуштра,
Непреклонный враг Лжи,
Но сторонник Праведности,
Для достижения будущего блага желанного Царства,
Я поклоняюсь Тебе, Мазда, и воспеваю Тебя».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль однажды пришла ко мне.
На вопрос ее: «Какой будет твой выбор?»
Я ответил: «Оказывая почтение Твоему Огню,
Я буду думать о Праведности, пока хватит сил,
Так открой мне Истину, о которой прошу».
«Я пришла, связанная с ним Благодатью,
И сказала: Спрашивай нас о том, что хочешь узнать,
Ибо вопросы твои - это вопросы сильного,
Владыка сделает тебя сильным и счастливым».
Как Святого признал я Тебя, Мазда-Ахура,
Когда Благая Мысль пришла однажды ко мне,
Когда впервые Ты дал мне разъяснения.
Вера моя принесет мне счастье.
«Есть ли что-нибудь, совершение того, что сказал Ты мне?»
И когда Ты сказал мне: «К Истине иди за советом», -
Тогда услышал я Твое повеление:
«Вперед иди, вот мое напутствие,
С судьбой, богатой сокровищами.
Бессмертные раздадут людям их Судьбы и наградят их».
То, что мудрый дает своему другу, если в силах его,
Дай мне, О, Мазда, окажи мне помощь!
Если Твоего Царства можно достигнуть Праведностью,
Дай мне подняться, вместе с теми,
Кто несет в душе Твои святые слова,
Дабы одолеть противников Твоего Учения.
Итак, Ахура, Заратуштра решил для себя, Какой Дух - святой, и какой - Лживый. Пусть Праведность получит силу на земле, Пусть Благодать будет в Твоем солнечном Царстве, И пусть сама Истина судит людей за их дела.

Проявления Ахура-Мазды
Можно спорить, является ли данный гимн точным описанием тех контактов с Богом, которые призвали Заратуштру к его миссии, но он, несомненно, содержит основные положения его Учения.
Попеременное обращение пророка к Ахуре, Мазде, Ахура-Мазде и Мазде-Ахуре заставляет вспомнить о времени, когда Ахура и Мазда были разными божествами; за 100 лет до прихода пророка Арьярамнес считал Ахура-Мазду одним из богов, но для Заратуштры он был единственным Богом. Другие божества древнего индоевропейского пантеона, например, Бог Солнца -Митра, могли быть признаны царями и народом, но для Зороастра эти дэвы были не богами, а демонами, которым поклонялись сторонники Лжи. Ахура-Мазда не нуждался во второстепенных божествах, над коими он мог бы властвовать.
Наряду с самим Ахура-Маздой в Гатах Заратуштры упоминаются только его проявления:
1) Спента Манью - его собственный Святой Дух;
2) Аша - Истина, Праведность, наилучший распорядок;
3) Воху-Ман (Благая Мысль) или Вахишта-Ман (Наилучшая Мысль) - то, что делает воз¬можным общение пророка с Богом;
4) Кшатра (Власть) - божественное Царство Ахура-Мазды, которое в конце времен ста¬нет всеобщим;
5) Армаити (Благодать) - Божественная Мудрость, смирение.
6) Хаурватат (Спасение);
7) Амеретат (Бессмертие), - завершает список семи проявлений Бога. Дополнительно упоминаются Ашир (Судьба), Сраоша (Послушание) иАтар (Огонь).

Понятие Зла

Axypa-Мазда в одеждах незыблемого неба - это единый Бог, но с ним постоянно соперничает Дух Зла. В начале было два духа-близнеца - Лучший и Наихудший. Они создали Жизнь и Анти-Жизнь: Наилучшее жилище для Праведных и Наихудшее существование для последователей Лжи. Дэвы также собрались на совет, но на них нашло затмение, и выбрали они Злую Мысль, и обратились к Злобе, которая разрушает жизнь смертных. А к людям пришли Царство (Кшатра), Благая Мысль (Воху-Мана) и Праведность (Аша). Благочестие (Армаити) дало долгую жизнь и целостность телу, чтобы люди могли присутствовать на Страшном Суде. Человек обла¬дает свободой воли, и он должен сделать свой выбор до Конца Мира.
Дэвы - порождения Злой Мысли, Лжи и Гордыни, дела которых наиболее разрушительны в седьмой сфере Земли - там, где обитает человек. Люди, творящие зло, приятны дэвам. Те, кто убивают праведных людей, научены Духом Зла, Злой Мыслью и Злым Словом на пагубу человечеству.
В Гатах Заратуштры резко осуждаются Лжеучителя (языческие жрецы - карапаны), которые разрушают учение и саму жизнь, мешают человеку осознать в себе Божественное начало. Карапаны утверждают, что Солнце и единосотворенный бык - наихудшее из того, что можно видеть глазами. [Заратуштра же осуждает ночные жертвоприношения Быков в культе Митры). Лжеучителя превращают мудрых в лжецов, оскверняют пастбища и поднимают руку на Истину. Ложь разрушает жизнь, пытается помешать трудолюбивым людям добиться благосостояния. С криками радости служители Зла убивают быков, отдают предпочтение карапанам, поклоняющимся дэвам, и власти тех, кто предпочитает Ложь - Праведности. Лжец попадет в жилище Злой Мысли, и разрушители этой жизни будут молить об учении пророка Ахура-Мазды, но он не откроет им Истины.
Заратуштра осуждает убийство быков и даже более того, он считает, что Зло вошло в мир, когда царь Йима - сын Вивахванта - дал вкусить людям мяса быка. Жрецы-карапаны отказываются подчиняться закону мирного выпаса скота; «за то зло, что причиняют они скоту своими делами и людям своим учением, пусть попадут они в Дом Лжи» - говорит Заратуштра.

Вопросы религии

Как и других пророков, Заратуштру временами посещали сомнения.
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью,
Как правильно молиться Тебе, Великому?
Как друга, Мазда, наставь меня»,
- х...
Этим трехстишьем Заратуштра начинает каждое свое обращение к Богу, когда у него возникают трудноразрешимые вопросы.
«Кто Отец Праведности? Кто начертал путь Солнцу и звездам? Кто заставляет Луну менять фазы? Кто поддерживает Землю снизу, и кто вертит Небо? Кто создал воду и растения? Кто сде¬лал быстрым ветер и тучи? Кто создал Благую Мысль? Кто тот Творец, что создал свет и тьму, сон и пробуждение, рассвет, полдень и ночь - то, что напоминает понимающему человеку о его долге?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью, истинно ли то, что я проповедую? Поможет ли Благочестие Праведности делами своими? Провозгласит ли Благая Мысль Царство Твое? Можно ли быть уверенным в Царствии Твоем? Будут ли последователи соблюдать букву и суть религии, которая является наилучшей для живущих? Достигнет ли Благовестие ушей тех, кому проповедуют религию Мазды? Кто из тех, с кем он говорит, Праведный, а кто - Лжец?»
Заратуштра - простой человек, и он сомневается в себе и в своем призвании:
«Где истинный враг? Разве Ложь, противостоящую Спасению Мазды, не следует рассматривать как врага? Как избавиться от пут Лжи? Следует ли передать Ложь в руки Праведности для уничтожения ее [Лжи] словом Маздаяснийской религии? Или же уничтожить лжецов, заставив их страдать? Может ли Мазда защитить своего пророка, когда две враждебные армии сходятся на поле битвы? Кого он поможет победить? Пусть будут даны знаки, указующие, кто есть истинные судии? Как самому прийти к своей цели, единению с Маздой?»
И затем, после погружения в глубины мистицизма идет стих, относящийся к человеческой или практической стороне бытия:
«О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Как о, Праведный, заработаем мы эту награду? Десять кобылиц с жеребцом и верблюдом, Что были мне обещаны, О, Мазда, со Спасением и Бессмертием, как дары твои?
О, Ахура, прошу, ответь мне со всей откровенностью: Какое наказание будет на первом Суде тому, Кто не воздаст награду человеку, заработавшему ее, Сдержавшему слово и выполнившему требуемое от него, - Я знаю, какое наказание он получит в конце».

«Были ли дэвы хорошими правителями?» - спрашивает он тех, кто видел, как ради служения дэвам (древнеарийским языческим божествам), карапаны убивают домашних животных, а Кавии (вожди кочевых племен) своими набегами заставляют постоянно страдать мирных скотоводов и земледельцев вместо того, чтобы, следуя закону Праведности, самим выращивать хлеб и увеличивать пастбища.

Взгляд в будущее
Преследования заставляли пророка с надеждой обращаться к будущему, долгожданному Царствию Небесному, к Великому Преображению, Обновлению Мира. Это Преображение будет достигнуто Саошиантами, Спасителями - Зороастром и теми, кто придет после него; и пророк надеется, что время это близко. На Страшном Суде Правда сокрушит Ложь. Он хочет знать, может ли Праведность одолеть сторонников Лжи до этого момента? «Как ему узнать, что Мудрость и Истина действительно могут покарать последователей Лжи, которые угрожают ему? Кто может мириться с кровожадной Ложью? К кому придут знания Благой Мысли?»

Совесть человека, праведного или грешного, определяет его награду в будущем. Сам Ахура-Мазда - судия, его помощник Зороастр, его советник и проводник - Праведность - будут отделять мудрых от тех, кто сделал неправильный выбор. Затем Зороастр поведет тех, кого он научил почитать Мазду, через Мост Чинвад - Мост Разделения. Те, кто сделал правильный выбор, попадут в Дом Песнопений [Рай], Жилище Благой Мысли, Царство Благой Мысли, Великое Наследие Благой Мысли, в которое они придут путем Благой Мысли, указанным Праведностью, где Души Спасенных получат вознаграждение. Здесь они увидят трон могущественного Ахуры, и Послушания Мазды, и Небесный Свет.
Глупцы же проследуют в Дом Лжи, [Ад], Дом Злой Мысли, Дом дэвов, место Наихудшего существования. На Страшном Суде испытают они муки совести, а перейдя Мост Чинвад, будут обречены на века несчастья, темноты, духоты и зловония. Будут стенать они, но никто не услышит их.
Те же, чьи наклонности неопределенны, у кого перемешаны добрые и злые мысли, у кого сколько благих, столько же и дурных дел, - те окажутся в чистилище - месте, которое находится посередине между Домом Песнопений и Домом Стенаний [между Раем и Адом].

Покровительство Виштаспы
Непризнанный дома, Зороастр думал о том, чтобы бежать из родной страны, но: «Куда бежать, и надо ли бежать? Не нахожу понимания у сильных мира сего и жрецов, не слушают меня земледельцы, ни, тем более, злобные князья. Как же почитать мне Тебя, Мазда-Ахура?»
Он знает причину своих неудач: у него слишком мало последователей. Он обращается к Мазде, как к другу, и молит о поддержке:
«Когда восход солнца возвестит Праведность этого мира? Когда, в соответствии с пророчеством, придут Спасители? Злобная Ложь мешает Праведности.. Тот, кто лишает Ложь силы, готовит место для праведного учения. Тот, кто обращает последователей Лжи, и уверен, что сделал это, пусть объявит об этом соплеменникам; и да защитит его Мазда-Ахура от кровопролития. Где искать Пророку защиты, если Ложь пытается причинить ему зло? Пусть зло не сможет использовать проводником человека, который хочет нанести ущерб имуществу Зороастра; пусть его дела обратятся против него. В правление карапанов и Кавиев люди привыкли к злым делам, разрушающим жизнь. Их души и совесть испытают мучения на Мосту Разделения; на все време¬на будут они пребывать в Доме Лжи».
Со своей горной родины на северо-западе Ирана Зороастр вместе со своими сородичами из рода Спитамы ушел в поисках земли, где его учение найдет отклик в сердцах людей. Пока пророк трудился, проповедуя учение соседним племенам, мир менялся. Некогда могущественная Мидийская империя начала распадаться. Кир - царь персов - восстал против мидийского царя Астиага. В то время как Виштаспа, сын Аршама, из соперничающей ветви царей рода Ахемени-дов правил Парсией и Гирканией, он воспользовался возможностью ослабить связи со своим мидийским владыкой. Здесь пророк получил радушный прием, и вскоре жена Виштаспы - Хутаоса - была обращена в его религию. Затем, естественно, последовало обращение ее венценосного мужа, и Виштаспа стал покровителем новой религии.

«Какую награду обещал Заратуштра тем из его последователей, которых Ахура-Мазда первыми узрел в Доме Песнопений? - Высшее счастье, благодаря твоим благословениям, Благая Мысль, и твоим, Истина. Кави Виштаспа принял, благодаря нашему Братству и Благой Мысли, учение, которое дали ему святой Ахура-Мазда и Праведность.
Кто из смертных возрадуется Заратуштре Спитаме, достоин награды - ему Мазда-Ахура даст жизнь, его имущество будет процветать благодаря Благой Мысли, его мы считаем другом праведным».
«О, Заратуштра», - спрашивает Ахура-Мазда,- «какой из твоих праведных людей - друг великого Братства, и кто хочет вознаграждения?»
Зороастр отвечает: «Это Кави Виштаспа на Последнем Суде. Тех, кого ты, Мазда-Ахура, соберешь в своем доме, созову я словами Благой Мысли».
Вскоре после того, как Виштаспа принял религию в 550г., у него родился первый сын. В соответствии с новым учением его нарекли Дарайя-Вохумана, что означает «придерживающийся Благой Мысли», или Дарайвауш на западном диалекте и Дарий на греческом. Примерно через пять лет в северо-восточный Иран пришел Кир, и Виштаспа из незначительного кави превратился в сатрапа могучей Персидской империи.
Под покровительством Виштаспы пророк прожил немало счастливых лет. Он возносит хвалу своему двоюродному брату - первому своему последователю Майдьйой маонгха, своим родичам, детям - потомкам Спитамы, потому что они отличили «мудрое» от «немудрого», делами своими и следованием законам Ахуры заслужили благодать. Фрашаоштра и его брат Джамаспа из семьи Хвогва стали его верными соратниками, и Фрашаоштра пообещал пророку отдать свою дочь Хвови ему в жены.
«Фрашаоштра дал мне прекрасную Хвови, о, Мазда-Ахура, пусть она приобщится к Истине для своего блага».
У Заратуштры родились несколько сыновей и дочерей. «Наилучшее имущество принадлежит Заратуштре Спитаме, так как Ахура-Мазда дает ему радость благой жизни, а также всем тем, кто знает слова и дела Доброй Религии и следует им. Пусть они с радостью в мыслях, словах и делах доставляют ему радость, благославляют его, и Кави Виштаспу, и сына Заратуштры, Спитамида, и Фрашаоштру, следуя путями Учения Спасителя, указанными Ахурой».

Дочь Заратуштры вышла замуж за его ближайшего последователя Джамаспу. «Этот человек, Пуручиста, произошел от Хаэчатаспа и Спитамы. Он дан тебе, младшей из дочерей Зороастра, в качестве учителя, указывающего путь единения с Благой Мыслью, Праведностью и Мудростью. Поэтому советуйся со своим разумом, мудро совершай благие дела с благочестием».
Джамаспа обещает: «Преданно буду я любить ее, чтобы могла она служить отцу, мужу, простым людям и благородным, праведная женщина праведным мужам. Пусть Ахура-Мазда даст ей великое наследие Благой Мысли для блага ее».

Кризис

Мы с радостью расстались бы с пророком в этот лучший период его жизни, когда он жил в кругу любящих родственников и друзей. Но в старости для него настали плохие времена. Возникла угроза со стороны кочевников и пришлось призывать к священной войне: «Тех, кто творит зло, пусть их постигнет обман и несчастье, и возопят они. Через благих царей пусть (Ахура) покарает их и принесет мир радостным поселянам. Пусть постигнут их мучения о, Великий, и смерть, и да будет это скоро! Где Праведный Господь, который отберет у них жизнь и свободу? Тебе, Мазда, принадлежит Царство, в котором дашь Ты праведным людям лучшую долю».
Кризис нарастает.
«Простирая к Тебе руки о, Мазда, молю о помощи, прежде всего, обращаюсь к Праведности, Святому Духу, чтобы мог я получить ответ Благой Мысли. Я служу Тебе, Мазда-Ахура, Благой Мыслью, дай мне благословение жить в мире и мыслить, чтобы последователи Твои увеличивались в числе. Я буду возносить Вам хвалу, как никогда ранее, Истина, Благая Мысль и Мазда-Ахура. И те, для кого Благочестие ведет к Царству (небесному), никогда не погибнут. Приди мне на помощь по зову моему».

Зороастр чувствует, что приближается окончание его земного пути.
«Я, который с Благой Мыслью посвятил себя руководству душами, который получал награды от Мазды-Ахуры за дела свои, пока есть у меня власть и сила, буду учить людей пути Праведности. Когда же я увижу тебя, Истина и Благая Мысль, трон могущественного Ахуры и Послушания Мазды? Посредством святого слова мы можем обратить банду разбойников к Великому.
Приди с Благой Мыслью; дай нам истинное учение, Мазда, дар терпения, окажи помощь Заратуштре и дай средство победить врага».
«Открой мне Истину, как награду и благословение Благой Мысли. Дай, Благочестие, Виштаспе и мне то, чего мы просим. Дай, Владыка Мазда, своему пророку силы нести слово Твое. У Тебя, Наиславнейший, что единодушен с Наилучшей Праведностью, прошу я наилучшего. Ахура, дай воину Фрашаоштре и мне дары Благой Мысли на все времена. Пользуясь от щедрот Твоих, да не прогневаем мы Тебя. Ахура-Мазда, Праведность и Наилучшая Мысль, мы стремимся воспеть гимны во хвалу Тебе, так как Ты лучше всех можешь провести нас в Царствие Благое. Так выполни, Мазда-Ахура, просьбы тех, кто праведны и достойны Благой Мысли, Ты ведь знаешь их. Тогда я воистину узнаю, что молитвы, обращения к Тебе с благой целью не остаются без ответа. Тогда сохраню я Праведность и Благую Мысль в себе навсегда. Научи меня, Мазда-Ахура, словом Твоим через Дух Твой вещать, какой будет Новая Жизнь».

Это последняя молитва Зороастра, после которой уста пророка сомкнулись навеки. Яшты, которые в известной сейчас форме относятся к более позднему переводу, хотя содержат и более древние части (в некоторых из них есть сведения о времени, предшествующем жизни Зороастра), приводят молитвы Виштаспы, всадника Заиривари против врагов (Татрьявахта, Пешаны, Хч"маяки, Даршинихи, Спиньяурушки и Аштаурванта, сына Виспа-таурвоашти.) Упоминаются также войны с Ареджат-аспа из Хьяоны. Более поздние тексты сообщают, что Ареджат-аспа взял штурмом Балкх и убил Зороастра и его учеников прямо у алтаря. Пророк, по-видимому, умер в то время, когда произошло несколько восстаний против Дария. Если верить традиции, то пророк погиб от руки Фрады из Маргианы, предательски убившего его ударом кинжала в спину.

Влияние религии Зороастра в последующие годы
Для доказательства величия Зороастра нет необходимости обращаться к более поздним легендам о чудесных знаках при рождении пророка, о жизни, полной чудес, о мученической смерти от руки кочевника. Из его собственных слов мы извлекаем факты о его жизни и наблюдаем развитие его мыслей. В его речах можно найти, быть может, излишнюю возвышенность желаний, но это делает пророка более человечным, более достойным любви. В Учении не обнаруживается влияний более древних религий Востока. Оно выросло на родной почве, в пределах его народа. Истоком являются древние арийские верования, но пророк поднялся над непритязательным поклонением ариев дайвам до высот, которых уже никогда не достигала арийская религиозная мысль, не поддержанная влиянием пророка.
В начале своей миссии пророк задавался вопросом, будут ли его последователи соблюдать каноны религии. Дарий Великий был сыном его покровителя Виштаспы и, должно быть, часто беседовал с пророком при дворе своего отца. Оставленные Дарием тексты полны параллелей с языком Учителя, а надпись на его могиле является, фактически, цитатой из Гат. Но, несмотря на прекрасный язык текстов, сам Дарий не жил в соответствии с учением, и его постоянное упоми¬нание «Лжи» и «Лжеца» только указывает на то, что он часто сходил с пути Истины.

Сразу же после смерти Зороастра началась неизбежная реакция. По мере того, как реальный Зороастр все более погружался в туман прошлого, как основатель религии, он все более обожествлялся, созданные им Гаты (даже те из них, в которых он признается в своих сомнениях и страхах, где он ждет дара в количестве 10 кобылиц, жеребца и одного верблюда, где он сочувствует своим дрожащим от холода лошадям) начали распевать во время ритуала, и они приобрели мистический характер. Ему стали приписывать положительную оценку богов и ритуалов, пришедших из древнеарийского язычества, тех самых богов и ритуалов, которые были им страстно отвергнуты. Позже арийское язычество, в свою очередь, частично слилось с учением Магов, сведения о которых сохранились с еще более давнего времени.
После ухода Зороастра среди последователей его религии появились те, кто обожествлял хаому, восстанавливал ночные культы Митры и жертвоприношения скота, против чего пророк столь резко протестовал, а также те, кто поклонялся богине-матери Анахите, но были и другие, кто считал его непосредственное учение наиболее близким по духу.
В пору заката более древних религий лучшие умы видели в учении Зороастра то новое, свежее и захватывающее, что нашло в дальнейшем свое отражение в большинстве более поздних религиозных учений. Поэтому далеко не случайно, что Новый Завет столь близок по духу Гатам Зороастра.

альманах "Путь Арты" 1999 год, Минск, АРБА стр 91-99

статья из журнала "МИТРА" №7(11) стр 36-38
Заратуштра – пророк от Бога

Как известно, зороастризм получил свое название по имени пророка Заратуштры (Зороастра), который восстановил учение древних ариев в первоначальном виде и адаптировал его к условиям своего времени. Заратуштра сам себя воспринимал не только как восстановителя, но и как очистителя учения о едином космическом законе, которое легло в основу всех позднейших религий. Исследователи отмечают: «Великие религии часто являются порождением великих гениев и зороастризм не является исключением. Хотя личность его основателя окутана тайной, все же нам достаточно известно о Зороастре, чтобы отвести ему высокое место в великом братстве пророков» (Катехезис зороастризма: Древняя религия магов. М.Сфера,с11

Личность Заратуштры открывается нам в трех ипостасях: исторической, мифической и реальной. В Авесте ему иногда дается имя «Заратуштротемо», т.е. «величайший или высочайший Заратуштра». Считается, что существовала непрерывная последовательность людей, которые принимали на себя эту функцию. Вполне возможно, что Заратуштра воплощался на Земле неоднократно, в разные времена.
Через века до нас дошли проповеди Заратуштры – «Гаты», которые свидетельствуют о существовании реального автора. Многие из этих священных гимнов построены в виде вопросов, с которыми пророк обращается к Творцу Мира – Ахуре Мазде. «Гаты» включают 17 проповедей Заратуштры, которые имеют сакральный смысл. Пророк в стихотворной форме дает в них основные положения об устройстве мира, его двойственности. Творцом нашего мира является Ахура Мазда. Но, по словам Заратуштры, есть мир вещей и есть духовный мир. Духовный мир полностью принадлежит Ахуре Мазде. А материальным миром пытается завладеть дух зла, дух разрушения и осквернения благих творений. Заратуштра очень обеспокоен жестокостью и несправедливостью, царящими в материальном мире. Он обращается к Ахуре Мазде с просьбой научить его «через Закон обладанию Доброю Мыслью», благодаря которой он обретет «пути доброго учения»:
Кого ты на защиту
Поставишь мне, о Мазда,
Когда меня лукавый
Замыслил погубить?
Кого как не Огонь Твой
И Мысль Твою (Благую),
Удел которых Истину,
О Господи, плодить!
Наставь меня учением,
По вере мне подай!
(Авеста в русских переводах (1861–1996) / Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 141.)

Заратуштра в свое время был священнослужителем и пророком, человеком «замечательной проницательности и практического разума» и при этом всегда оставался достаточно прост и великодушен, склонен к философскому дуализму и религиозному монотеизму. Главные принципы учения пророка сконцентрировались вокруг двух важнейших понятий, а именно: Аша, или Закон Вселенской гармонии, и Воху-Мана, или Благая Мысль. По мнению пророка, Благой помысел как раз и является защитником для человека. Сам себя Заратуштра называл «мантраном», т.е. человеком, который поет мантры, молитвы. В своих гимнах он призывает защищать материальный мир, который ассоциируется для него с Душой Быка. Ашу (праведность) он называет «Арта – Правда, дух Огня». Так, в «Молении о поддержании скотоводства» (в переводе И.С.Брагинского) Заратуштра заключает:
Если сила Арты мне
передастся Воху-Маною,
Если вдохновит меня
Мазда сам реченьем магии,
То, Ахура, снизойдут
к нам щедроты, вас достойные!
(Там же. С. 130.)

В 30 лет, согласно зороастрийским преданиям, пророк получил откровение. Однажды, когда Заратуштра отправился на реку Асватак для приготовления хаомы и отошел вброд подальше от берега, ему явился Воху-Мана, Благой Помысел. Он был ростом «в три копья», выглядел «прекрасным, всезнающим, мудрым, осиянным божественной славой». Воху-Мана провел его на встречу с семью Бессмертными Святыми (в некоторых источниках говорится о пяти изэдах). Они предстали перед ним во всей своей красе и силе: «Когда Заратуштра приблизился к ним, он не увидел своей собственной тени на земле, столь ярким было сияние Бессмертных Святых. Они пребывали в Арьяна Вэджа, на берегу Вахти Датии» (Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). СПб., 1998. С. 265.)
Поведав Заратуштре о двух изначальных Духах – Благом и Злом, Ахура Мазда «явил пророку свой Божественный Разум», Амеша Спэнта посвятили его в таинства истинной веры.

Можно предположить, что с тех пор устами Заратуштры говорил сам Творец Мира. Заратуштра провозгласил новый нравственный закон: он первым возвестил о выборе между добром и злом на всех уровнях – от личного до вселенского:
Вот вам ученье о властелинах двух:
Людям открыл Ахура деянья их.
В нем – нечестивых беды заключены,
Праведных – радость, ясный к блаженству путь Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. С. 194.
.
Триада «Благая мысль, Благое слово, Благое дело» тоже принадлежит Заратуштре. Основные его религиозные наставления людям заключены в «Гатах». Однако, как говорил сам пророк, постичь смысл его слов может лишь только тот, «кто душою чист, праведен в мыслях и не ленив умом». Он предупреждал, что разницу между добром и злом может постичь лишь праведник, а «бесчестный пребудет слеп». Он призывал:
Будем же мы, несущие в мир добро,
Принадлежать, Ахура, тебе, и пусть
Арта нас укрепит, ибо мудрым – там
Место, где есть премудрости горний свет (Там же.)
.
Заратуштра считал, что каждый человек должен сделать нравственный выбор, от которого и зависит его будущее:
Да воспрянет, кто несет
Слово Правды, слово Блага
И Бессмертья. Для него
Увеличит Царство Мазды
Добрый Помысел, когда
Отворится путь к блаженству (Там же. С. 198.).

В главе 19 «Истытание Заратуштры» Видевдата рассказывается о том, как Ахура Мазда учил Заратуштру молиться:
«Молись ты, Заратуштра, доброй Вере маздаяснийской (Даэне); молись ты, Заратуштра, невидимым Амеша-Спэнта на земле, разделенной на семь каршваров; молись ты, Заратуштра, самосозданному небосводу, беспредельному времени (зурван акарана), воздуху (Вайю), действующему в вышине; молись ты, Заратуштра, Ветру сильному, сотворенному Маздою, святой прекрасной дочери Ахура-Мазды (Спэнта-Армаити).
Молись ты, Заратуштра, фраваши моей, фраваши Ахура-Мазды, ей, величайшей, добрейшей, твердейшей, мудрейшей, благовиднейшей и по праведности высочайшей, душа которой есть Святая молитва (Мантра Спэнта). Сам от себя молись, о Заратуштра, этому творению Ахура-Мазды» (Авеста в русских переводах (1861–1996). Сост., общ. ред. И. В. Рака. СПб., 1998. С. 121.) .
Заратуштра усердно молился благим творениям Ахуры-Мазды, а также Митре, «имеющему широкие пастбища, носящему отличное оружие, самое блестящее из оружий, самое побеждающее из оружий», и Сраоше праведному, «с прекрасным станом, держащему в руках оружие, направленное на головы дэвов». Силой мантры он боролся против Анхра-Манью и его помощниц Друджи (лжи) и Айшмы (злодейство и безобразие).
Основной задачей жизни Заратуштры была борьба с черными магами – карапанами и улучшение жизни народа своей страны. Благодаря Святому Слову, которое было главным оружием пророка, ему удалось сорвать маску с магов, которые занимались откровенной чернухой.
Однако Заратуштра был не только пророком и реформатором в свое время. Он обладал также уникальными способностями. Чтобы противостоять засилью зла, человек должен получить определенное посвящение. Таинство посвящения Заратуштры состояло из трех серезнейших истытаний: он должен был пройти сквозь огонь, повторяя заповедь «благие помыслы, благие слова, благие дела», потом ему на грудь вылили чашу расплавленного металла и последним испытанием было вспарывание живота ножом. Все это Заратуштра выдержал с честью и достоинством. В мифах говорится также о том, что и единоверцы Заратуштры, принявшие «пречистую религию», должны будут пройти эти три испытания: пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. После пройденного испытания Заратуштра был наделен чудодейственными способностями.
В древних преданиях рассказывается о том, что Заратуштра умел исцелять «без применения лекарственных трав, прижиганий огнем и надрезов ножом». Пророк владел четырьмя способами исцеления. Первый способ – исцеление Святым Словом, силой святых молитв «Ахуна Вайрья» и «Арта-Вахишта». Второй – исцеление взглядом. Третий – рукоположением. Согласно легендам, Заратуштра был наделен магическим даром. Когда он возлагал руки на больное место, раны затягивались и не оставалось даже ни шрамов, ни следов пореза. Четвертый способ – ритуальное омовение водой. Этот обряд Заратуштра проводил, поставив больного так, чтобы «загрязненная жидкость не стекала ни в воды, ни в священный огонь, ни на святую землю». Он набирал чистую воду из источника и выливал ее на голову больного. В результате больной полностью исцелялся.
В своих проповедях о возможностях целительства Заратуштра говорил следующее.
«Один может исцелять Святостью, один может исцелять Законом, один может исцелять ножом, один может исцелять травами, один может исцелять Святым Словом. Среди всех лекарственных средств – этот один, лечащий Святым Словом; этот один, который силой воли наилучшим образом прогоняет хворь из тела праведного, исполненного веры: ибо это одно есть целительное наилучшее средство из всех лекарственных средств.
Хвороба отступает перед подобным средством, смерть отступает; дэвы отступают, противотворение и противодействие дэвов отступают; лишенный святости артемога (исказитель Правды) отступает, угнетатель мужей отступает.
Выводок Змеи отступает; выводок Волка отступает; выводок двуногих (друджвантов) отступает. Гордыня отступает; Презрение отступает; Горячая Лихорадка отступает; Клевета отступает; Несогласие отступает; Сглаз отступает. Все отступает перед Святым Словом»
(Заратуштра: Учение огня. Гаты и молитвы. М., 2002. . С. 183–184.) .
Можно с уверенностью сказать, что Заратуштра был пророком от Бога. Его проповеди не утратили своей актуальности и в наше время. Несмотря на то, что века отделяют нас от времени жизни и деятельности пророка Заратуштры, мы еще не раз будем возвращаться к страницам его биографии и духовному наследию, черпая из него сокровенные знания и созидательную силу.
В заключение хотелось бы привести слова пророка, адресованные им к Творцу Мира:
Мазда, Твоему Огню,
Что силен посредством Правды,
Мы желаем, чтобы он
Для исполненного веры
Стал наградой; для врага
Веры – мукой беспредельной
(Там же. С. 220.).

Галина Соколова

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого » (нем. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen , -) - философский роман Фридриха Ницше , начавший издаваться в 1883 году . Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну - четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.

Название

В своём последнем сочинении «Се человек » (1888) Ницше написал :

Меня не спрашивали, а надо было спросить, что означает имя Заратустры именно в моих устах - в устах первого имморалиста: ведь то, в чём состоит неслыханная уникальность этого перса в истории, являет собою противоположность как раз этому. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла подлинный движитель всего и вся, и перевод морали на язык метафизики в качестве силы, причины, самоцели - это его рук дело. Но этот вопрос уже, по сути, заключает в себе и ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение - мораль: следовательно, он же и должен первым его распознать.

Видео по теме

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек - промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. Übermensch ): «Человек - это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

Книга представляет собой отчасти поэтический, отчасти философский трактат, раскрывающий позицию самого Ницше относительно того, какое место человек занимает среди окружающего его общества, как он понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и окружающий мир. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея необходимости идти своим путём.

Вечное возвращение

«Так говорил Заратустра» - один из ключевых текстов Нового времени . Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с эпохи Просвещения , Ницше противопоставил учение о вечном возвращении , о цикличности любого развития . Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, в порядке отличия человека от обезьяны .

Влияние

При этом само творчество Ницше не имеет к национал-социализму никакого отношения. Идеология Третьего рейха прямо противоположна учению, изложенному в «Так говорил Заратустра» учению, в котором человек стремится к самодостаточности.

Оценки

Зимой 1901-2 гг. мне случайно попала в руки книга Ницше «Так говорил Заратустра». Я был потрясён - не учением Ницше, - а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги.

Против культа Ницше высказывался Лев Николаевич Толстой . Писатель был убеждён, что увлечение идеями Ницше свидетельствует о нравственном упадке русского общества. Его тревожило, что человек, которого сам он считал душевнобольным, может совратить души молодых. В декабре 1900 года Толстой записал в дневнике:

«Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия - idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?»

Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77.

Польский педагог и писатель Януш Корчак в своём Дневнике, написанном в гетто, поставил задачу ответить на «книгу псевдопророка», желая доказать, что Ницше умер, находясь не только в разладе с жизнью (лишившись рассудка), но и «в мучительном разладе с правдой».

И я разговаривал, имел честь разговаривать с Заратустрой…

Тот же самый Заратустра учил меня другому. Может быть, у меня лучше слух, может, я более чутко слушал…

Переводы на русский язык

Стоит отметить, что замечания Перцева были разобраны и прокомментированы Свасьяном и Эбаноидзе, которые попытались продемонстрировать несуразность большинства из них .

Музыка

По мотивам книги Ницше написана симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра ». Первые аккорды этой поэмы используются в фильмах «Космическая одиссея 2001 года » и «Будучи там », и телепередаче «Что? Где? Когда? ».

На слова из книги Ницше композитор Фредерик Делиус сочинил ораторию «Месса живых».

Густав Малер включил в состав

[[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Страницы на КПМ (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]]Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. Заратустра Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Заратустра
Заратуштра Спитама
Zaraθuštra

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место рождения:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Гражданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подданство:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Страна:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Место смерти:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отец:

Порушаспа Спитама (традиционно)

Мать:

Дугдова (традиционно)

Супруг:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Супруга:

Хвови (традиционно)

Дети:

Френи, Поручиста, Трити;
Исад-вастра, Урватат-нара, Хвара-читра (традиционно)

Награды и премии:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Автограф:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Разное:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
[[Ошибка Lua в Модуль:Wikidata/Interproject на строке 17: attempt to index field "wikibase" (a nil value). |Произведения]] в Викитеке

Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни , Аль-Балазури , Аль-Казвини , Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене , на территории нынешнего Иранского Азербайджана . Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак , утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области) . В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племён , откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе , который стал его верным последователем .

Семья

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах . Имя отца Заратустры - Порушаспа , имя его матери - Дугдова. Согласно зороастрийской традиции он является сыном Оромазда, верховного бога зороастрийцев . Имена братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся , а смех его убил более 2 000 демонов. По полагавшемуся обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у тёмных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно - Заратустра был защищён Божественной силой.

Отрывок, характеризующий Заратустра

– О!.. Я почувствовал что-то знакомое и решил вернуться к тебе. Но не думал, что ты будешь смотреть такое… Не нужно тебе читать эту печальную историю, Изидора. Она принесёт тебе всего лишь ещё больше боли.
– Ты её знаешь?.. Тогда скажи мне, кто эти люди, Север? И почему так болит за них моё сердце? – Удивлённая его советом, спросила я.
– Это – Катары, Изидора… Твои любимые Катары… в ночь перед сожжением, – грустно произнёс Север. – А место, которое ты видишь – их последняя и самая дорогая для них крепость, которая держалась дольше всех остальных. Это – Монтсегюр, Изидора… Храм Солнца. Дом Магдалины и её потомков… один из которых как раз должен вот-вот родиться на свет.
– ?!..
– Не удивляйся. Отец того ребёнка – потомок Белояра, ну и, конечно же, Радомира. Его звали Светозаром. Или – Светом Зари, если тебе так больше нравится. Это (как было у них всегда) очень горестная и жестокая история… Не советую тебе её смотреть, мой друг.
Север был сосредоточенным и глубоко печальным. И я понимала, что видение, которое я в тот момент смотрела, не доставляло ему удовольствия. Но, несмотря ни на что, он, как всегда, был терпеливым, тёплым и спокойным.
– Когда же это происходило, Север? Не хочешь ли ты сказать, что мы видим настоящий конец Катар?
Север долго смотрел на меня, словно жалея.... Словно не желая ранить ещё сильнее… Но я упорно продолжала ждать ответа, не давая ему возможности смолчать.
– К сожалению, это так, Изидора. Хотя мне очень хотелось бы ответить тебе что-нибудь более радостное… То, что ты сейчас наблюдаешь, произошло в 1244 году, в месяце марте. В ночь, когда пало последнее пристанище Катар… Монтсегюр. Они держались очень долго, десять долгих месяцев, замерзая и голодая, приводя в бешенство армию святейшего Папы и его величества, короля Франции. Их было всего-навсего сто настоящих рыцарей-воинов и четыреста остальных человек, среди которых находились женщины и дети, и более двухсот Совершенных. А нападавших было несколько тысяч профессиональных рыцарей-воинов, настоящих убийц, получивших добро на уничтожение непослушных «еретиков»... на безжалостное убийство всех невинных и безоружных… во имя Христа. И во имя «святой», «всепрощающей» церкви.
И всё же – катары держались. Крепость была почти недоступной, и чтобы её захватить, необходимо было знать секретные подземные ходы, или же проходимые тропинки, известные только жителям крепости или им помогавшим жителям округи.

Но, как это обычно случалось с героями – «на сцену» явилось предательство... Вышедшая из терпения, сходившая с ума от пустого бездействия армия рыцарей-убийц попросила помощи у церкви. Ну и естественно, церковь тут же откликнулась, использовав для этого свой самый проверенный способ – дав одному из местных пастухов большую плату за показ тропинки, ведущей на «платформу» (так называли ближайшую площадку, на которой можно было устроить катапульту). Пастух продался, погубив свою бессмертную душу... и священную крепость последних оставшихся Катар.

У меня от возмущения бешено стучало сердце. Стараясь не поддаваться нахлынувшей безысходности, я продолжала спрашивать Севера, будто всё ещё не сдавалась, будто всё ещё оставались силы смотреть эту боль и дикость произошедшего когда-то зверства...
– Кто была Эсклармонд? Знаешь ли ты что-то о ней, Север?
– Она была третьей, и самой младшей, дочерью последних сеньоров Монтсегюра, Раймонда и Корбы де Перейлей, – печально ответил Север. – Ты видела их у изголовья Эсклармонд в твоём видении. Сама же Эсклармонд была весёлой, ласковой и всеми любимой девочкой. Она была взрывной и подвижной, как фонтан. И очень доброй. Её имя в переводе означало – Свет Мира. Но знакомые ласково называли её «вспышкой», думаю, за её бурлящий и сверкающий характер. Только не путай её с другой Эсклармондой – была ещё у Катар Великая Эсклармонд, Дама де Фуа.
Великой её прозвали сами люди, за стойкость и непоколебимую веру, за любовь и помощь другим, за защиту и Веру Катар. Но это уже другая, хотя очень красивая, но (опять же!) очень печальная история. Эсклармонд же, которую ты «смотрела», в очень юном возрасте стала женой Светозара. И теперь рожала его дитя, которое отец, по договору с ней и со всеми Совершенными, должен был в ту же ночь как-нибудь унести из крепости, чтобы сберечь. Что означало – она увидит своего ребёнка всего на несколько коротких минут, пока его отец будет готовиться к побегу... Но, как ты уже успела увидеть – ребёнок всё не рождался. Эсклармонд теряла силы, и от этого всё больше и больше паниковала. Целых две недели, которых, по общим подсчётам, должно было наверняка хватить для рождения сына, подошли к концу, а ребёнок почему-то никак не желал появляться на свет... Находясь в совершенном исступлении, измождённая попытками, Эсклармонд уже почти не верила, что ей всё же удастся сохранить своё бедное дитя от страшной гибели в пламени костра. За что же ему, нерождённому малютке, было испытывать такое?!. Светозар, как мог, пытался её успокоить, но она уже ничего не слушала, полностью погрузившись в отчаяние и безнадёжность.
Настроившись, я снова увидела ту же комнату. Вокруг кровати Эсклармонд собралось около десяти человек. Они стояли по кругу, все одинаково одеты в тёмное, а от их протянутых рук прямо в роженицу мягко втекало золотое сияние. Поток становился всё гуще, будто окружавшие её люди вливали в неё всю свою оставшуюся Жизненную мощь...
– Это Катары, правда ведь? – тихо спросила я.
– Да, Изидора, это Совершенные. Они помогали ей выстоять, помогали её малышу родиться на свет.
Вдруг Эсклармонд дико закричала... и в тот же миг, в унисон, послышался истошный крик младенца! На окружавших её измождённых лицах появилась светлая радость. Люди смеялись и плакали, словно им вдруг явилось долгожданное чудо! Хотя, наверное, так оно и было?.. Ведь на свет родился потомок Магдалины, их любимой и почитаемой путеводной Звезды!.. Светлый потомок Радомира! Казалось, наполнявшие залу люди начисто забыли, что на восходе солнца все они пойдут на костёр. Их радость была искренней и гордой, как поток свежего воздуха на просторах выжжённой кострами Окситании! По очереди приветствуя новорождённого, они, счастливо улыбаясь, уходили из залы, пока вокруг не остались только родители Эсклармонд и её муж, самый любимый ею на свете человек.
Счастливыми, сверкающими глазами юная мать смотрела на мальчика, не в состоянии произнести ни слова. Она прекрасно понимала, что эти мгновения будут очень короткими, так как, желая уберечь новорождённого сына, его отец должен будет тут же его забрать, чтобы попытаться ещё до утра убежать из крепости. До того, как его несчастная мать взойдёт на костёр вместе с остальными....
– Благодарю тебя!.. Благодарю тебя за сына! – не скрывая катившихся по уставшему лицу слёз, шептал Светозар. – Радость моя ясноглазая... пойдём со мной! Мы все поможем тебе! Я не могу тебя терять! Он ведь не знает ещё тебя!.. Твой сын не знает, как добра и прекрасна его мать! Пойдём со мной, Эсклармонд!..
Он умолял её, заранее зная, каков будет ответ. Он просто не мог оставить её на гибель. Ведь всё было рассчитано так великолепно!.. Монсегюр сдался, но попросил две недели, якобы для подготовки к смерти. По-настоящему же они ждали появления потомка Магдалины и Радомира. И рассчитали, что после его появления у Эсклармонд останется достаточно времени, чтобы окрепнуть. Но, видимо, правильно говорят: «мы предполагаем, а судьба располагает»... Вот она и распорядилась жестоко... разрешив новорождённому лишь в последнюю ночь появиться на свет. У Эсклармонд не оставалось сил, чтобы пойти вместе с ними. И теперь она собиралась закончить свою короткую, совсем ещё не житую жизнь на страшном костре «еретиков»...
Перейлы, обнявшись, рыдали. Им так хотелось спасти их любимую, светлую девочку!.. Так хотелось, чтобы она жила!
У меня перехватило горло – как же эта история была знакома!.. Они должны были увидеть, как в пламени костра будет умирать их дочь. Так же, как мне, видимо, придётся наблюдать смерть моей любимой Анны...
В каменной зале вновь появились Совершенные – пришло время прощаться. Эсклармонд вскрикнула и попыталась встать с кровати. Ноги подкашивались, не желая её держать... Муж подхватил её, не давая упасть, крепко сжав в последнем объятии.
– Видишь, любимый, как же я могу идти с тобой?.. – тихо прошептала Эсклармонд. – Ты иди! Обещай, что спасёшь его. Обещай мне, пожалуйста! Я тебя буду любить и там... И сына.
Эсклармонд разрыдалась... Она так хотела выглядеть мужественной и сильной!.. Но хрупкое и ласковое женское сердце её подвело... Она не хотела, чтобы они уходили!.. Она даже не успела узнать своего маленького Видомира! Это было намного больнее, чем она наивно предполагала. Это была боль, от которой не находилось спасения. Ей было так нечеловечески больно!!!
Наконец, в последний раз поцеловав своего маленького сынишку, она отпустила их в неизвестность... Они уходили, чтобы выжить. А она оставалась, чтобы умереть... Мир был холодным и несправедливым. И не оставалось в нём места даже для Любви...
Закутавшись в тёплые одеяла, четверо суровых мужчин вышли в ночь. Это были её друзья – Совершенные: Хюго (Hugo), Амьель (Amiel), Пуатеван (Poitevin) и Светозар (о котором не упоминается ни в одной оригинальной рукописи, везде просто говорится, что имя четвёртого Совершенного осталось неизвестным). Эсклармонд порывалась выйти за ними... Мать не отпустила её. В этом не было больше смысла – ночь была тёмной, и дочь только помешала бы уходящим.

Среди великих пророков земли, положивших начало новым религиям, оказавших заметное влияние на ход истории, особое место память человеческая отводит Заратустре. Он основал оду из мировых религий – зороастризм , которая распространилась двадцать пять веков тому назад во многих странах Востока . До сих пор есть последователи этой религии в таких странах как Индия и Иран . Родина Заратустры – древний Хорезм . Само слово «Хорезм» означает «Солнечная земля». Древний Хорезм был весьма развитой страной. Хорезм подробно описывают персидские , религиозная пехлевийская литература, греко-латинские, китайские, армянские рукописи . Народ этой страны достиг высоких успехов в развитии животноводство, земледелия, в строительстве городов. Здесь была высоко развита материальная и духовная культура. Как свидетельствуют древнейшие источники, хорезмийцы – это часть ариев, о которых говорится, что они являются сыновьями Иофета , сына Ноя . Что корень этой богатой ветви следует искать на обширном Среднеазиатском плоскогорье , которое по мнению ученых, было одной из колыбелей человеческого рода . Соседние с Хорезмом народы, да и само «царство солнца» поклонялись богу Молоху . Он был привнесен в Вавилон, Иран, и Хорезм ассирийцами-завоевателями и их жрецами. По обычаю, Молоху приносили в жертву детей, взрослых и животных. О том, что этот обычай бытовал в Персии, Бактрии и Хорезме , мы узнаем из повествований древнегреческого историка Геродота : «Так, я слышал, что жена Ксеркса Аместрида велела закопать дважды по семь персидских юношей знатного происхождения в честь божества, которое помещалось под землей, в благодарность за достижение глубокой старости….». Разумеется, как бы жрецы не объясняли необходимость подобных жертвоприношений, они вызывали возмущение простых людей. Иногда случались и массовые протесты. Особенно сильные народные волнения были в Бактрии и Хорезме в первый год правления персидского царя Дария , о чем свидетельствует надпись, высеченная на Бехистунской скале (территория нынешнего Ирана). Вдохновителем восстания, стал сам пророк Заратустра . Проповеди его предназначались в основном простолюдинам. В них он осуждал массовые кровавые жертвоприношения. Он утверждал, что никто не имеет права лишать человека жизни, что она священна. Заратустра широко проповедовал идею борьбы двух начал – добра и зла. По его мнению, представители зла в реальном мире были алчные правители и жрецы кровожадного Молоха. Он им объявил войну. В высшей духовной сфере – по Заратустре – главенствовал бог Ахура Мазда как представитель добра и света. Ему противостояли силы во главе с Ангро Майнью – богом мрака и зла. Заратустра проповедовал также учение о конце мира, о загробной жизни, о воскресении мертвых, о грядущем спасителе, который будет рожден от непорочной девы, о последнем суде, которого не избежит никто. Поэтому он призывал всех бесстрашно бороться со злом. Человек, живущий на земле, должен творить добро. Это были новые духовные постулаты, которые Заратустра проповедовал среди людей, говоря, что они ниспосланы ему богом света и добра Ахурой Маздой в виде откровения. Эти откровения, Заратустра записывал в священной книге Авесте . Первоначально Авеста состояла из двадцати одной книги и была своеобразным сводом знаний того далекого времени. Но после того, как 331 году до н.э. Александр Македонский захватил колыбель ахаменитского государства город Персеполь , а этот город был и его сакральным центром, местом хранения священного писания зороастрийцев. При разграблении дворцов и храмов Персеполя воинами Александра Макендонского в пожаре сгорели и отдельные книги Авесты . Дошедшие до нас книги составляют лишь малую часть того, что было написано Заратустрой . Известны всего четыре книги Авесты : «Вендидад», «Висперед», «Ясна», «Яшт» .
Проповеди Заратустры были обращены к простым людям: скотоводам, земледельцам. Духовная жизнь человека могла быть угодной богу лишь в том случае, если человек разводит скот, с любовью занимается земледелием, ирригацией. В священной Авесте он написал специальную главу «О благе земледелия», где говорится: «О творец телесного мира, истины! Какое место на земле является наилюбезнейшим? И сказал Ахура Мазда : - Поистине там, где праведный человек воздвигает дом, наделенный огнем и семьей, женой, детьми и хорошими стадами, в этом доме тогда обилие скота, обилие праведности, обилие корма, обилие собак, обилие жен и обилие детей, обилие огня и обилие всякого житейского добра. Тот, кто обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот воздает земле прибыль. Так говорит человеку Земля: - О ты, человек, который обрабатывает меня левой рукой и правой, правой и левой, поистине буду я производить всякое пропитание и обильный урожай. Тому, кто не обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тому Земля говорит так: «О ты, человек который не обрабатывает меня, поистине вечно будешь ты стоять, прислонившись у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает; поистине вечно будут мимо тебя проносить яства, их принесут в дома, где и без того обилие богатств. Кто сеет хлеб, тот сеет справедливость ...».
Невыносимо тяжелым бременем для народа был обряд жертвоприношения богам. Простой народ отождествлял своих правителей с царем драконов по имени Заххак . Сохранилась легенда, повествующая об этом: «Как только Заххак стал правителем, он поддался соблазну злого духа, который поцеловал его в плечи. От этих поцелуев у правителя на каждом плече выросло по змее, которые отнимали у него все то, что он подносил ко рту. Взбешенный правитель дал команду своим придворным срезать змеям головы, но это не помогла. Стоило отсечь одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Видя обеспокоенность Заххака, злой дух посоветовал ему кормить змей человеческим мозгом, лишь в этом случае они успокоятся. С тех пор и стали правители приносить злым духам в жертву своих соплеменников». Заратустра был первым, кто воспротивился этому губительному обряду. Идеи «борьбы добра со злом», «воспрепятствования жертвоприношениям» Заратустра стал проповедовать у себя на родине в Хорезме . Пословица «Нет пророка в своем отечестве» уходит своими корнями, видимо, в те давние времена, когда правители Хорезма , возмущенные проповедями Заратустры , стали притеснять его, угрожать физической расправой.
Согласно Авесте , Заратустра , не найдя признания на родине, уединился в горной пещере в стране правителя Виштаспы , принявшего его учение. Вот как этот период жизни пророка описывает Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра» :
«Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы . Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством. И в течение десяти лет не утомлялся счастьем своим. Но наконец изменилось сердце его, - и в одно утро поднялся он с зарею, встал перед солнцем и так говорил ему: «Великое светило! К чему бы свелось твое счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет поднималось ты над моей пещерой: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если бы не было меня, моего орла, моей змеи, моей голубой сойки. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя переизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять бы радоваться безумству своему, а богатые – богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: так делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым и хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком»».
В этом размышлении, разумеется, есть и доля вымысла немецкого философа-мистика Фридриха Ницше . Но в тоже время четко обозначен сакральный путь формирования личности пророка. Заратустра , придя в жизнь в самый апогей поклонения Молоху, вышел к народам с новой религией, стержнем которой стала любовь к человеку, к благочестию, вера в добро и сопротивление злу. Простой народ воспринял это учение с благоговением и пошел за пророком. Вера Заратустры стала верой его соплеменников, хорезмийцев , а также согдийцев и древнего народа населявшего страну Моргав , то есть Мерв . Правитель страны, который принял у себя Заратустру – изгнанника и странника, Виштаспа был, по-видимому, никто иной как Дарий I , царь персов, правивший с 552 по 486 год до н. э., так как именно тогда зороастризм получил широкое распространение в Средней Азии и Восточном Иране, стал использоваться для укрепления власти государей. Ярким символом для зороастризма стал культ бога огня , то есть культ Солнца . И поэтому в тех странах, где религия Заратустры торжествовала, стали создаваться храмы огня. Это были величественные культовые сооружения, храмы-творцы. Один из них сохранился до наших дней. Это храмовый комплекс Чельпык . Чельпык – храм бога огня находится на территории бывшего Хорезма . Его в 1940 году обследовал академик С.П. Толстов , известный археолог и автор уникальных трудов по истории Хорезма. В 1939 году в паводок Амударья вдруг изменила резко русло, обнажив интереснейшее архитектурное сооружение – древнейший храм огня . Коренные жители называют это место на дороге из Турткуля в Нукус Чельпык . Храм огня Чельпык относится к раннему ахаменидскому времени. Представляет он из себя круглую, диаметром в шестьдесят метров пахсовую крепость на вершине насыпного холма высотой около 35 метров. К входу ведет защищенный стенами глинобитный пандус. Крепостные стены воздвигнуты из кирпича больших размеров, обожженного в античных печах. Все внутреннее пространство крепости – это сплошная глиняная площадка, вымощенная черным песчаником почти вровень с внешней стеной. В центре площадки возвышается небольшая скала, сплошь покрытая надписями и знаками, относящимися к самым различным временам. Найденные древние захоронения в оссуариях указывают на то, что сельпыкское укрепление является «башней молчания» - дахмой . Захоронения в оссуариях обнаружены во многих местностях Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана , а также в степях Казахстана . Значит, зороастризм имел широкое распространение и за пределами Хорезма и Ирана . История не сохранила сведений, когда и в каком краю смерть настигла Заратустру , где погребены его останки. Но доподлинно известно, что учение Заратустру жило на протяжении многих веков, вовлекло в свою орбиту Индию, Среднюю Азию, Кавказ, ряд стран Передней Азии и Северной Африки .

Современный зороастризм – парсизм – сохраняет традиции Авесты в неприкосновенности. Парсы живут в Индии, главным образом в Бомбее , их более двухсот тысяч человек. Небольшая их часть проживает в Иране. Иранские парсы называют себя гебрами . Парсы Индии и гебры Ирана поют те же гимны священной Авесты , которые пел и пророк Спитамид Заратустра , славя бессмертие великого сына