План-конспект урока по орксэ на тему "от добрых правил - добрые слова и поступки" (4 класс)

Презентация к уроку ОРКСЭ на тему «От добрых правил –добрые слова и поступки»(4 класс)

Подготовила: Подгородецкая Людмила Ивановна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «ТСШ № 9»

г. Тирасполь

  • Цели урока:
  • Образовательные:
  • - изучить основные этические понятия «добро и зло»;
  • - научить сопоставлять добро и зло;
  • - научить устанавливать взаимосвязь между сдовами и поступками;
  • Воспитательные:
  • - воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.
  • . Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?
  • а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
  • б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.
  • в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.
  • г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.
  • 2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?
  • а) Потому что это закон государства.
  • б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.
  • в) В этом правиле заключается добро человеческих
  • отношений.
  • г) Все варианты верны.
  • 3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?
  • а) Задуматься о своих поступках.
  • б) Любить самого себя.
  • в) Все варианты верны.
  • г) любить людей как самого себя
  • 4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?
  • а) Потому что даёт людям добро и радость.
  • б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.
  • в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.
  • г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.
  • 5.Какие словосочетания связанны с золотым правилом этики
  • а) Играть на пианино.
  • б) Поддерживать товарища.
  • в) Бегать по дороге
  • г) Делиться с другом.
  • д) Ходить на рыбалку.
  • е) Отзываться на чувства окружающих.

Догадались что это? Сердец …

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец доброта.

  • ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ
  • Тема: «От добрых правил – добрые слова и поступки».
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду». Что такое добро?

«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»

С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду». Что такое зло?

трусость

безжалостность

предательство

Зло-все плохое, жестокое, обидное.

Каждый знает, этот мир Словно кто-то разделил: На хорошее, плохое – В нас живут вот эти двое.

Они борются с годами В сказках, фильмах и в нас с вами. Каждый вправе выбирать Кому в этом помогать.

Гласит легенда, в смутное то время,

Воды с тех пор немало утекло,

Сев на коней, слегка поправив стремя,

Сражались на Земле Добро и Зло.

И белого коня вперед направив,

Добро открыто мчалось на врага.

Но Зло, оно не соблюдает правил,

Ударило ножом исподтишка.

Добро едва успело увернуться,

А может, ему просто повезло,

С тех пор они сражаются, дерутся,

И кто из них сильней, Добро иль Зло?

Вот, кажется, Добро уж победило, Вот, кажется, Добро уж победило, Мы воспоем победу храбреца, Но живо зло, оно лишь затаилось, Оно не умирает до конца. И что поделать, им не примириться, Никто из них не может победить. Менялись их доверенные лица, Добро и Зло – их некем заменить Притча о добре и зле Притча о добре и зле Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

  • «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло»
  • (В.О.Ключевский)
Изречения мыслителей «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим». Ж.Лафонтен «Между добрыми л юдьми – всё доброе».Цицерон Ну, а если ты с улыбкой И хорошим делом тоже Помогаешь всем на свете, То добро всегда поможет

Составь пословицы, соединяя правую и левую часть.

Проверка выполненных работ

Копилка добрых слов

Игра «Доскажи словечко» - Растает даже ледяная глыба От слова теплого…. - Зазеленеет старый пень, Когда услышит.. - Мальчик, вежливый и развитый, Говорит, встречаясь…. Когда нас бранят за шалости, Говорим … И во Франции, и в Дании На прощанье говорят …

Добрый день

Здравствуйте

Извините, пожайлуста

До свидания!

Правила доброты.

  • Помогать людям.

Правила доброты.

2) Защищать слабого.

Правила доброты.

3) Делиться последним с другом.

Правила доброты.

4) Не завидовать.

Правила доброты.

5) Прощать ошибки другим.

Правила доброты.

6) Беречь природу.

Правила доброты.

7) Уважать старших.

Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта - она от века Украшенье человека…

Как бы жизнь не летела

Дней своих не жалей,

Делай доброе дело ради счастья людей.

Чтобы сердце горело, а не тлело во мгле,

Делай доброе дело

Тем живем на земле.

Рефлексия

Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Домашнее задание (по выбору).

1)Продолжи сказку. «На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

Урок № 4 Тема: От добрых правил – добрые слова и поступки

Планируемые результаты: Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности.

Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Регулятивные: . Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Личностные: Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.Формирование ценностного отношения к доброте.Развитие мотивации к добрым поступкам.

ХОД УРОКА:

    Актуализация знаний, умений, навыков.

    1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II .Мотивация на урок.

- Работа с загадкой: Кто в лесу зимой холодной

Ходит злой, голодный.

Охарактеризуйте волка прилагательными.

Всегда ли волк бывает злым?

Приведите примеры из сказок, мультфильмов, когда волк бывает незлым.

(«Волк и теленок», «Иван-царевич и серый волк»).

Какой волк вам больше нравится?

- Прочитайте эпиграфы

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло ».

(В.О.Ключевский.)

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки ».

(Древнекитайское изречение.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

III .Подготовка к изучению нового материала.

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

Добро со злом неразделимы.

Борьба идет под плач и смех,

Но жаждет каждый видеть зримо,

Когда добро одержит верх.

Заслужит только тот награды,

Кто испытание пройдет.

Кувшинчик с кладом он откроет,

И в мир добра он с ним войдет.

Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.

Понятны ли вам слова добро и зло?

Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми? (Ответы детей)

Видите, как по-разному мы представляем себе это понятие.

Так что же такое доброта?

Обратимся за помощью к толковому словарю.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: « Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а « доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

И отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добросердечный, добропорядочный, добросовестный.

- работа с учебником

- запись определения в тетрадь.

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

    Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

    Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

    И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

    А что такое зло? (ответы)

В словаре Ожегова – « Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

- работа с учебником (стр.20) – чтение определений

З апись определения в тетрадь.

Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Вставь пропущенное слово.

Как аукнется, так и ____________________.

Что ________________________, то и пожнешь.

- Игра «Комплементина » (при передаче куклы говорить друг другу добрые слова).

Да, правильно. Добро всегда приносит радость окружающим людям. Первый шаг к доброте – это доброе слово.

Ну вот, волшебные слова мы вспомнили. А как вы думаете – от чего зависит их сила?

Правильно, сила волшебных слов зависит от того, как именно они сказаны, каким голосом – спокойным и приветливым или грубым и невежливым.

-работа со сказкой «Доброе слово» .

1.Слушание сказки.

Сказка «Доброе слово»

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Обобщение.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Проиллюстрировать концовку текста или нарисовать, сделать коллаж, поделку на тему «Добро и зло»

Урок № 4 Тема: От добрых правил - добрые слова и поступки

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ ур.. ДОБРЫЕ ПРАВИЛА»

Урок № 4 Тема: От добрых правил – добрые слова и поступки

Планируемые результаты: Понимание добра и зла как способа восприятия мира. Умение дифференцировать нравственную оценку и осуждение. Понимание добра как духовно-нравственной ценности.

Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Регулятивные: . Способность к осознанию своих эмоциональных состояний.

Умение планировать, контролировать и оценивать результат.

Коммуникативные: Овладение навыками смыслового чтения, умение высказывать свое мнение

Личностные: Формирование позитивной «Я-концепции», образа себя, как доброго человека.Формирование ценностного отношения к доброте.Развитие мотивации к добрым поступкам.

ХОД УРОКА:

    Актуализация знаний, умений, навыков.

1. Игра «выбери правильный ответ»

1. Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

2.Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

б) Потому что в школе за его соблюдение хорошие оценки.

отношений.

г) Все варианты верны.

3.Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя

4.Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

5.Отметь словосочетания связанные с золотым правилом этики.

а) Играть на пианино. г) Делиться с другом.

б) Поддерживать товарища. д) Ходить на рыбалку.

в) Бегать по дороге. е) Отзываться на чувства

окружающих.

II.Мотивация на урок.

-Работа с загадкой:

Подбери нужное слово.

Послушайте притчу. « Притча о Добре и Зле»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? КАК ВЫ ДУМАЕТЕ???

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»

Физкультминутка-игра.

Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть имя сказочного героя, а вы определяете, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой - закрываете лицо ладошками. Итак, начали: Баба Яга, доктор Айболит, Дюймовочка, Змей Горыныч, Вини Пух, Золотая рыбка, Смешарики

Работа с текстом (стр 21-22)

1.Что понял, но не мог выразить мальчик???

2.Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Ш Обобщение. Работа в тетради. Создадим копилку добрых правил

Прощать ошибки других

Беречь природу

Уважать старших

Не завидовать

Помогать людям

Защищать слабого

Делиться последним с другом.

IV. Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Что запомнилось?

Что-то новое вы узнали?

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей.

V . Домашнее задание

1. Продолжить сказку самим и предложить родителям, если у них будет желание, написать свой вариант (текст напечатан на листочках)

« На небе появилась огромная черная туча. Она закрыла собой солнышко, сказав ему: «Уходи! Сегодня мой день! Видишь, никого нет на улице. Все дети сегодня дома сидят и гулять не будут, потому что я не люблю детский смех, не люблю дружные игры!» И туча развалилась на небосклоне, стала любоваться скучной картиной…».

2. Нарисовать на желтом или оранжевом картоне лучик солнца и написать на нем одну черту доброго человека.

Просмотр содержимого презентации
«добрые слова презентация»

Проверь себя!

Вопрос № 1

Какая из предложенных пословиц соответствует золотому правилу этики?

а) Чего в другом не любишь, того и сам не делай.

б) Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле.

в) Худа та мышь, которая одну лазейку знает.

г) Курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает.


Проверь себя!

Вопрос № 2

Почему в жизни важно соблюдать золотое правило этики?

а) Потому что это закон государства.

б) Потому что в школе за его соблюдение ставят хорошие оценки.

в) В этом правиле заключается добро человеческих

отношений.

г) Все варианты верны.


Проверь себя!

Вопрос № 3

Что необходимо для того, чтобы золотое правило этики действовало в твоей жизни?

а) Задуматься о своих поступках.

б) Любить самого себя.

в) Все варианты верны.

г) любить людей как самого себя.


Проверь себя!

Вопрос № 4

Почему золотое правило нравственности помогает в жизни?

а) Потому что даёт людям добро и радость.

б) Потому что в нём проявляются лучшие порывы нашей души.

в) Потому что взрослые нас ругают, и мы слушаемся.

г) Потому что мы делаем, что нам говорят другие.


Проверь себя!

Вопрос № 5

Какие словосочетания связанны с золотым правилом этики ?

а) Играть на пианино.

б) Поддерживать товарища.

в) Бегать по дороге.

г) Делиться с другом.

д) Ходить на рыбалку.

е) Отзываться на чувства окружающих.


Подберите нужное слово

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? …………………….


ОРКСЭ – 4 класс

От добрых правил – добрые слова и поступки

Урок № 5


Проверь себя!


Проверь себя!

Объясните как поступок сделать добрым


Итог урока

Итог урока

Доброта нужна всем людям, Пусть побольше добрых будет. Говорят не зря при встрече «Добрый день» и «Добрый вечер». И не зря ведь есть у нас Пожелание «В добрый час». Доброта - она от века Украшенье человека…


дружба

отвага

ласка

забота

честность

жалость

взаимопомощь

нежность

веселье

радость

любовь

«Добро (доброта)- это все положительное, хорошее, полезное»

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема. От добрых правил – добрые слова и поступки.

Цели урока :

Образовательные:

Изучить основные этические понятия «добро и зло»;

Сформировать умение применять их;

Научить сопоставлять добро и зло;

Научить устанавливать взаимосвязь между словами и поступками;

Воспитательные:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других.

Развивающие:

Развивать память;

Развивать умения преодолевать трудности;

Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Задачи:

Воспитывать доброту и милосердие, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление совершать добрые дела, отслеживая собственные поступки и анализируя поступки других;

Формировать представления о нравственной ответственности человека за свои поступки;

Развивать учебно-познавательные, информационные компетенции при работе с различными источниками;

Совершенствовать коммуникативные компетенции в процессе групповой формы обучения;

Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.
Ход урока.

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.

II. Сообщение темы урока через постановку проблемы.

Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве, без которого человек не может называться человеком.

А о каком именно вы узнаете, прослушав стихотворение.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались что это? Сердец …. ДОБРОТА .

1. «Собери предложение».

Ребята, а теперь давайте сформулируем тему урока, она есть у нас на доске, правда есть одна проблема – слова в нем перепутались, нам нужно поставить их на место, чтобы узнать тему урока.

«ПРАВИЛ СЛОВА ОТ ПОСТУПКИ - ДОБРЫЕ И ДОБРЫХ».

Молодцы! Итак, тема нашего урока: «ОТ ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ».

III. Изучение нового материала.

1. Интерактивное упражнение «Продолжи предложение».

Доброта – это …

В толковом словаре Ожегова можно прочесть следующее определение:

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Что значит “добрый человек”? (Добрый – делающий добро другим, отзывчивый).

  • Несущий благо, добро, благополучие.
  • Хороший, нравственный.
  • Безукоризненный, честный.

2. Работа с учебником (стр.20) – чтение определений.

Подумайте и скажите: По отношению к кому люди должны быть добрыми? (По отношению к родным и близким, по отношению к окружающим, по отношению к природе.)

Проблемный вопрос.

Что произошло бы в мире, если бы в нем не стало доброты? (Люди стали бы печальны, злые, неприветливые и грубые).

Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта - она от века
Украшенье человека…

Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

1.Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

2. Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

3. И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта.

Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле.

А что такое зло? (Обиды, крик, унижения).

В словаре Ожегова – «Нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».

- Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра.

У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Какой вывод можно сделать по двум этим понятиям?

Добро и зло – главные этические категории.

Притча.

«Притча о Добре и Зле».

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».

Ребята, а какого волка вы кормите и чем?

Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?

– Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?

Физкультминутка.

Мы можем весело шагать
По тропе волшебной.
На двух ногах
И на одной скакать,
Руками весело махать,
Смотреть по сторонам кругом,
С друзьями побежать бегом
И отдохнуть потом.

IV. Обобщение изученного материала.

1. Работа по учебнику (стр. 20).

Ребята, вы сейчас разделитесь на группы. Их должно быть 6. Каждая группа должна будет прочитать и раскрыть значение данного ей изречения. Изречения мы возьмем с нашего учебника.

У вас на обсуждение 2 минуты.

1 группа – «Добро – это то, чего все желают». Фома Аквинский.

2 группа – «Между добрыми людьми – все доброе». Цицерон.

3 группа – «Добро – это прекрасное в действии». Ж. - Ж. Руссо.

4 группа – «Добро, которое мы делаем другим, добром же служит нам самим».Ж. Лафонтен.

5 группа – «Намерение причинить зло – уже зло» Сенека.

6 группа – «От злых речей до злых деяний один шаг». Квинтилиан.

Презентация группами своих рассуждения относительно толкования значения изречения.

V. Закрепление изученного материала.

Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.

Сегодня мы будем строить ДОМ «ДОБРЫХ ПРАВИЛ - ДОБРЫХ СЛОВ И ПОСТУПКОВ».

Чтобы заложить фундамент Дома, нужно выполнить задания.

Задание 1.

Главная тема русских сказок была и остается борьба добра и зла. Я буду называть сказочного героя, а вы будите отвечать, какой он. Если добрый, то радостно хлопаете в ладоши, а если злой, топаете ногами.

Презентация сказочных героев.

Иван царевич, Кощей бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, Золушка, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Водяной, Баба-Яга, Морозко, Мальвина.

Фундамент заложили, остались из кирпичиков построить дом.

Чтобы завершения постройки дома, нужно пройти два задания.

Задание 2.

Добрые поступки – главный ключик в значении слова «Доброта».

Я буду загадывать вам загадки.

Если загадка о добром поступке, то в ответ на неё надо хором сказать: «Это я, это я, это все мои друзья!)» и похлопать.

Если загадка о том, что делать нельзя – промолчать и потопать.

Кто быть вежливым желает,

Малышей не обижает?


Кто быть вежливым желает,

Старушке место уступает?


Кто опрятный и весёлый

Спозаранку мчится в школу?


Кто из вас идет по школе,

Обдирая стены в холе?


А во вчерашний понедельник,

Кто был грубый и бездельник?


Сколько будет пятью пять,

Кто мне сможет подсказать?


Малышей кто обижает,

Им учиться лишь мешает?


Ну, а кто всегда поможет,

Друга вызволить кто сможет?

А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево.
И беритесь вновь за дело.

Задание 3.

1. Работа над сказкой «Доброе слово» .

Сказка «Доброе слово».

У Пеночки – веснички вывелись в гнездышке птенцы. Это были первые ее птенцы. Она радовалась им, всем показывала. Увидит Мухоловку, зовет ее:

Мухоловушка, посмотри: у меня птенцы в гнездышке.

Не успеет Мухоловка улететь, она уж Дрозда кличет:

Дрозд, ну что ты там все щелкаешь? Иди, посмотри, какие птенцы у меня в гнездышке лежат.

На старом березовом пне грелась Гадюка. Услышала она, как говорила Пеночка Зарянке:

Это они у меня пока птенцы, а вырастут – птицами будут.

«А вот и не будут, - подумала Гадюка, сползая с пня. – Кольну сейчас каждого по разу, и нечему радоваться будет».

Ее не любили в лесу. Никто не дружил с ней, и она решила Пеночке – весничке отомстить сразу за всех.

А Пеночка увидела ее и крылышками всплеснула:

Змеюшка, милая, посмотри, какие у меня птенцы в гнездышке… . Ну что ты остановилась? Иди сюда.

Но Гадюка не двигалась с места. Она не ожидала, что Пеночка так радостно встретит ее. Ее, Гадюку, все в лесу Гадюкой зовут, а Пеночка сказала «змеюшка», а Пеночка сказала «милая». И Гадюка не двигалась с места.

Ну, что же ты, - погрустнела Пеночка. – Ты не хочешь посмотреть птенцов моих? Это они ведь пока только птенцы, а вырастут – птицами будут.

Гадюка приподняла над гнездом Пеночки голову. Увидела пять розовых комочков с открытыми ртами. Сказала:

Они будут птицами.

И отодвинулась в сторону. С тонкой губы ее упала на лист воробьиного горошка тяжелая капля яда. И лист сразу стал черным.

2. Работа над содержанием, обсуждение поступков.

Я уверена, что вы всегда, в любой ситуации будете говорить вежливые слова, совершать добрые поступки, делать добрые дела.

Помните, что без добрых дел нет доброго имени, жизнь дана на добрые дела.

Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение.

И настанет время, когда вы сможете сказать "Я делаю нужное дело, приношу пользу людям".

VI. Рефлексия.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы убеждались с вами.
А может, не слова - дела важны?
Слова- словами, а дела – делами

Ребята, на доске вы видите плакат с изображение ромашки, а на партах у вас лежат бабочки. Прикрепите цветную бабочку к ромашке, если вы узнали что-то новое и интересное сегодня на уроке, и белую, если вам было не интересно.

(Пока дети выполняют это, звучит песня Дорогою добраиз телефильма «Маленький Мук» (Слова Ю. Энтина , музыка М. Минкова).

VII. Подведение итогов урока.

Какая связь между двумя этими понятиями?

Чем похожи доброе слово и добрый поступок?

Ребята, вы очень хорошо потрудились, были активны и красноречивы. Вы молодцы!

Наш урок я хочу завершить стихотворением.

Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется нам попрощаться,
Пожелав при этом вам:
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Расстаёмся мы сейчас,
В добрый путь вам! В добрый час!


С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду» .
Народная мудрость гласит: «Жизнь дана на добрые дела». Именно под таким девизом в 4-а классе прошёл урок добра по курсу ОРКСЭ.
Цель:
Формирование представлений о значении добра для гармонии и счастья.
Задачи :
Побуждать в детях желание относиться к людям позитивно, ценить их положительные качества;
Укреплять доверительные отношения друг к другу;
Развивать позитивное самовосприятие.
Гимназисты выполняли практические и творческие задания на уроке «Основы светской этики».
Ребята вспоминали разные, добрые сказки. И одной из главных тем сказок была тема добра и зла.
Долгих Кирилл, Волошин Илья, Зяблов Даниил изобразили весёлого и милого кота Леопольда, который всегда мечтает о том, чтобы жить со всеми дружно.
Благодаря добрым сказкам, дети стремятся брать пример с положительного сказочного героя, который посвящает себя борьбе с жестокостью и злом.
Много сказок о добре посвящено животным, где маленьких и беззащитных зверушек оберегают сильные их собратья. Дети особенно любят такие сказки, ведь маленькие животные вызывают у них сострадание и желание заботиться о них.
Медиками и психологами признано целительное действие доброй сказки на психику и нервную систему ребенка.
Черников Николай, Варданян Рената, Вовняков Владислав, Колмакова Екатерина, Набока Андрей, Кучеренко Диана, Быкова Анна показывали нам положительных сказочных героев, которые могли бы быть советчиками в жизни.
Андреева Ксения сама придумала сказку про кота, где доброта и радость шагают рядом.
Сказочные герои Ходько Марии, Карнацкой Дарьи, Герасимовой Алёны и Ткачук Таисии привели нас в яркую и интересную страну невероятных событий и волшебства.
-Давайте жить дружно!- призывала Дубкова Галина вместе со своим сказочным героем.
Ещё девочки приготовили Цветик – семицветик и написали пожелания добра своим одноклассникам.
Борцова Полина, Семёнова Александра, Жикол Елизавета, Ильина Валерия перечислили хорошие качества своих друзей.
Пульвас Ольга, Бойченко Анна, Бабецкая Элина, Буряк Анастасия изготовили цветок с пожеланиями для своих друзей.
Панкратов Дмитрий пожелал всем здоровья и удачи и учиться по всем предметам только на «отлично»!
Очень часто человек стоит перед выбором: добро или зло, как поступить, что сказать?
Очень хочется пожелать вам, ребята, чтобы вы всегда выбирали добрые поступки и слова.
И чтобы вас окружали только добрые о люди, а сами вы шагали по жизни только дорогою добра.