План по теме внутренняя политика екатерины 2. Внутренняя политика Екатерины II

Внутренняя политика Екатерины II Великой характеризуется противоречивыми стремлениями к соответствию идеям просвещённого абсолютизма с одной стороны и окончательным закрепощением крестьянства с предоставлением дворянам практически неограниченных прав — с другой.

Кратко о содержании и особенностях
внутренней политики Екатерины II

Просвещенный абсолютизм на свой лад

Как форма правления, абсолютизм предполагает сосредоточение всей власти в руках императора. Соответственно, во внутренней политике Екатерина II стремилась привести в порядок систему управления государством, а после крестьянского восстания Пугачева — усилить вертикаль власти, частично введя принципы самоуправления и модернизируя органы полиции.

Ключевые мероприятия

РЕФОРМА СЕНАТА

26 декабря 1763 года Сенат был лишён законодательной функции (которая перешла лично к Екатерине II и её кабинету министров) и разделен на шесть департаментов, для принимаемых решений вводилось требование согласия всех участников заседания, спорные вопросы рассматривало общее собрание.

УПРАЗДНЕНИЕ ГЕТМАНСТВА

10 ноября 1764 года вместо упразднённого титула гетмана была создана Малороссийская коллегия, состоящая наполовину из местных старшин, наполовину из назначенных Екатериной II чиновников, и возглавляемая генерал-губернатором П. Румянцевым-Задунайским.


УЛОЖЕННАЯ КОМИССИЯ И НАКАЗ

25 декабря 1766 года Екатерина II объявила о созыве Уложенной комиссии, а также правила выборов депутатов от различных сословий. В качестве руководства для комиссии, императрица лично в течение нескольких лет подготавливала «Наказ к Уложенной комиссии». Данный документ являлся сборником идей европейских просветителей, чего сама Екатерина II и не скрывала.

Целью созыва комиссии должно было стать создание «Нового Уложения» — обновленного свода законов, взамен устаревшему Соборному Уложению 1649 года. Однако, взаимопонимание между сословиями отсутствовало, а плохая организация между различными частями заседающих и отсутствие координации в действиях привели к тому, что в результате за 1,5 года существования комиссия не разработала ни одного закона или предложения и Екатерина II объявила о её роспуске 18 декабря 1768 года.

ГУБЕРНСКАЯ РЕФОРМА

18 ноября 1775 года , после окончания русско-турецкой войны и подавления восстания Пугачёва , Екатерина II начала административное реформирование. Произошло изменение принципа деления губерний — главным критерием стала численность налогооблагаемого населения (работающие мужчины), были разделены судебные и административные органы, что привело к резкому росту числа чиновников.

Кроме разделения, реформирование судебных органов предполагало частичное внедрение выборных должностей от всех сословий, а также выстраивание иерархичной системы судебных инстанций, высшим органом которой являлся Сенат. На деле, дворяне занимали все ключевые посты и постоянно вмешивались в ход рассмотрения дел, а разросшийся бюрократический аппарат вызвал рост коррупции. Частично, продолжением судебных преобразований стала реформа полицейских органов.


ПОЛИЦЕЙСКАЯ РЕФОРМА

8 апреля 1782 года Екатерина II подписала «Устав благочиния, или полицейский», продолжая преобразование полицейских органов, начатое во время губернской реформы. Согласно этому документу, были созданы Управы Благочиния, выстроена система полицейских должностей с определенными функциями, а сами города поделены на части (200-700 дворов) и кварталы (50-100 дворов). Произошло закладывание основ полицейского права и укрепление вертикали власти на уровне города. Полиции были поручена часть хозяйственных вопросов.

ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА

21 апреля 1785 года была издана «Жалованная грамота городам Российской Империи» — документ, определивший правовое положение жителей городов и разделивший их на шесть разрядов. От каждого из разрядов избирался член «шестигласной» городской думы, которая не имела серьезной самостоятельности и занималась обеспечением продовольственных поставок и мелкой хозяйственной деятельностью. Это был уместный шаг на пути к городскому самоуправлению, тем более что численность городов начала расти.

Экономические преобразования

Внутренняя экономика

Государство страдало от типичных проблем устаревшего феодального строя — монополии на добычу и переработку ресурсов, низкоэффективный крепостной труд и отсталость технологий производства. Следует отметить, что внешняя либерализация экономического курса государства, сопровождалась ужесточением внутренней политики по отношению к наиболее притесненному и многочисленному сословию — крестьянству.

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ ЦЕРКВИ

8 марта 1764 года , императрица решила положить конец независимости церкви, и объявила об изъятии у монастырей большей части земель и монастырских крестьян в пользу государства. Таким образом более 9 млн. га земли и около 1 млн. человек мужского пола ранее «кормивших» духовенство были переведены в подчинение специальной Коллегии экономии. Более половины из существующих 954 монастырей было упразднено, а средства, собираемые с крестьян ранее принадлежащих церкви, государство выдавало на содержание четко определенных церковных штатов. Остальное — поступало в казну.

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА

Пытаясь сдержать инфляцию, Екатерина II в 1763 году запретила обмен медных монет на серебряные. Начавшиеся войны с Речью Посполитой и Турцией требовали денежных средств, а неудобные для транспортировки и счета медные деньги серьезно тормозили как внутренний, так и внешний рынок. Для решения этой проблемы в 1768-69 годах были созданы специальные ассигнационные банки и начат выпуск ассигнаций, который на первых порах оказал благоприятное воздействие, но злоупотребление государства привело к существенному обесцениванию бумажной валюты.

СВОБОДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

17 марта 1775 года был издан манифест о свободе предпринимательства, который отменил более 30 различных сборов на промыслы (добыча пушнины, птицы, рыбы) и перерабатывающие производства (маслобойни, жиробойни и т.д.). Также любому гражданину было разрешено открывать «всякие станы и рукоделия» без каких либо дополнительных разрешающих документов. От подушной подати освободили купцов с капиталом более 500 рублей. Вместо неё вводился ежегодный сбор в 1% с капитала.

ВОЛЬНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

11 ноября 1765 года Екатерина II одобрила деятельность уже существовавшего де-факто Вольного Экономического Общества. Целями его создания были сбор и аналитика статистических данных касающихся экономики и сельского хозяйства, а также продвижение передовых технических решений для повсеместного использования в аграрных и промышленных отраслях. Однако, каких-либо существенных успехов за время правления Екатерины II общество не достигло.

Внешнеэкономические отношения

Екатерина II старалась перейти от протекционизма, установившегося со времен Петра I, к более либеральной организации экономики — происходило увеличение экспорта (вывоза из страны и продажи другим государствам) ресурсов и полуфабрикатов (пенька, парусное полотно, чугун и железо, лес, щетина, а также хлеб). Объём экспорта страны возрос с 13,9 млн р. в 1760 г. до 39,6 млн руб. в 1790 г., при этом ввозились в страну преимущественно высокотехнологичные товары. С 1340 до 2430 увеличилось число иностранных торговых судов, ежегодно входивших в российские порты.

Был отменен ряд внешнеторговых монополий и запрет на экспорт зерна. Таможенные тарифы последовательно снижались в 1766 г и 1782 г. В 1782 также была создана Таможенная пограничная Цепь для борьбы с массовой контрабандой через западные границы. После казни короля в революционной Франции, Екатерина II попыталась включить в борьбу с революцией и экономические рычаги влияния — был запрещён ввоз товаров французского производства.

Российская Империя оставалась преимущественно ресурсоэкспортной державой – больше всего продавалось древесины, была организована реализация зерна (запрещенная при императрицы Елизавете). Из продуктов с добавленной стоимостью можно было назвать лишь парусину и чугун (железо грубой обработки). Развитие технологий производства тормозилось ориентацией экономики на рабский труд крепостных. По окончанию царствования Екатерины II, бумажные деньги обесценились на треть, долгов у государства накопилось на 200 с лишним миллионов, а доходы не покрывали расходы.

Расцвет фаворитизма

Отдельным пунктом стоит упомянуть широко развернувшийся при Екатерине II фаворитизм. При всей красивости и выспренности заявлений императрицы о равенстве людей перед законом и главенстве истины над невежеством и мздоимством, она сама раздарила несколько миллионов государственных крестьян своим любовниками и фаворитам , не считая многочисленных денежных вознаграждений и драгоценностей. Некоторыми историками факт разложения дворянства во время Екатерины Великой причисляется к основным причинам потрясений ожидающих Российскую Империю в последующих веках.

Итоги и результаты внутренней политики

  • Закрепощение крестьянства и предоставление дворянству новых привелегий
  • Расцвет фаворитизма, увеличение численности чиновников и полиции, взяточничество
  • Развитие образования , науки и здравоохранения
  • Рост производства и экспорта парусины, чугуна, зерна
  • Основание более 140 городов, освоение Крыма и северно-черноморского побережья

Конспект урока истории в 7 классе на тему :

« ПРАВЛЕНИЕ ЕКАТЕРИНЫ II »

Учитель истории:

Полушкина И.К.

15.03.2017 год

Конспект урока истории в 7 классе.

Повторение, обобщение и систематизация знаний по теме: "Правление Екатерины II"

Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Правление Екатерины II ».

Задачи урока:

Образовательные: - повторить и систематизировать материал;

Развивать общеучебные навыки и умения;

Установить причинно-следственные связи между историческими событиями;

Определить степень усвоения изученного материала.

Воспитательные:

Формирование нравственных позиций, патриотизма;

Развитие мотивации учебной деятельности;

Формирование любви к Родине.

Развивающие:

Развитие познавательную активность учащихся;

Развитие логического мышления, умения анализировать и сопоставлять.

Оборудование: мультимедийная презентация (Приложение 1).

Тип урока: урок развивающего контроля

ХОД УРОКА

I . Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку

II . Мотивационно – целевой этап

Прочитайте на экране эпиграф к нашему уроку.

Я никогда ничего не предпринимала, не будучи глубоко убеждена, что то, что я делаю, согласно с благом моего государства: это государство сделало для меня бесконечно много; и я считала, что всех моих личных способностей, непрестанно направленных ко благу этого государства, к его процветанию и к его высшим интересам, едва может хватить, чтобы отблагодарить его».

Так говорила сама Екатерина II о своем правлении.

Так о чем же мы будем говорить на уроке?

Давайте определим тему и цели урока.

(Правильно, тема сегодняшнего урока: Правление Екатерины II )

Вы закончили изучать тему «Правление Екатерины II », познакомились с личностью великой правительницы, изучили ее государственные реформы, узнали о событиях внешней политики. Давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II и яркие проявления ее политики.

Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, проанализируем основные события этого периода и дадим оценку деятельности Екатерины II.

В ыясним, какой вклад в развитие России она внесла, а также проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Работать каждый будет индивидуально, оценивая свои знания по каждому заданию. Если хотите ответить -поднимите руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1 балл (жетон). В конце урока вы посчитаете набранное количество жетонов, после звонка подойдете ко мне и я поставлю вам оценку за работу на уроке. 3 баллов - и выше – «5»

2 балла – «4»

1- балл – «3»

Я всем желаю удачи сегодня на уроке!

III. Работа по теме урока

Мы начинаем с разминки, которая поможет вспомнить нам основные события, даты и персонажи периода правления Екатерины II .

Первый этап

ДАТЫ

В каком году начинает работу Уложенная комиссия? (1767)

В каком году начинается Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева? (1773)

В каком году Екатерина II вступает на престол?(1762)

СОБЫТИЯ

Какое событие положило начало подготовке вторжения России во Францию и созданию антифранцузской коалиции европейских государств? (революция во Франции)

В разделы какого государства была вовлечена Россия? (Речь Посполитая)

Взятие какой неприступной крепости под руководством А. В. Суворова стало главным событием заключительного этапа войны? (Измаил)

ЛИЧНОСТИ

После свержения этого правителя, Екатерина стала полноправной правительницей Российской империи (Петр 3)

Этот писатель был отправлен в десятилетнюю ссылку в Сибирь за публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» (А. Н. Радищев)

Этот человек стал предводителем Крестьянской войны 1773-1775 (Е. И. Пугачев)

Этот главнокомандующий возглавлял войска, которые разгромили турецкую армию у реки Ларги (П.А. Румянцев)

Второй этап

А сейчас мы с вами посетим картинную галерею, где находятся портреты известных людей екатерининского времени. Ваша задача узнать их и назвать.

1 – Ушаков Ф.Ф.

2 – Петр III

3 – Потемкин Г.А.

4 – братья А.Г. и Г.Г. Орловы

5 – Екатерина II

6 – Суворов А.В.

Третий этап

Изучая данную тему, вы познакомились со многими новыми понятиями и их определениями, и сейчас вам предстоит их вспомнить.

Обращение государством церковной земельной собственности в светскую (Секуляризация)

Государственная политика Екатерины II, заключавшаяся в использовании идей эпохи Просвещения для сохранения феодальных порядков и крепостнического строя в условиях начинавшегося его разложения, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества (Просвещенный абсолютизм)

Союз стран (Коалиция)

Отказ присоединиться к одной из сторон в войне или дипломатическом конфликте (Нейтралитет)

Временная комиссия, которая созывалась для разработки нового свода законов (Уложенная комиссия)

Четвертый этап

А теперь давайте вспомним ключевые моменты правления Екатерины II. И начнем мы с внешней политики.

Одним из самых главных событий внешней политики этого периода были Русско-Турецкие войны(1768-1774, 1787-1791). Они объяснялись не только стремлением России выйти к Черному морю, но и желанием Турции расширить свои владения в Северном Причерноморье за счет России. От их исхода зависела судьба государства. Победа в войне привела к значительному росту территории России и открыла перспективы для дальнейшего развития.

В состав России вошли правобережная Украина и Белоруссия, южная Прибалтика, Северное Причерноморье, территории на Дальнем Востоке и в Северной Америке.

Не менее важными событиями стали и разделы Речи Посполитой.

В следующем задании вам необходимо установить соответствие между разделами Речи Посполитой и территориями, которые вошли в состав России:

РАЗДЕЛЫ ТЕРРИТОРИИ, ВОШЕДШИЕ В СОСТАВ РОССИИ

1) Первый раздел а) Основная часть Литвы, Западная Белоруссия, Западная Волынь, Курляндия

2)Второй раздел б) Белоруссия с Минском, Правобережная Украина

3)Третий раздел в) Восточная Белоруссия, часть Ливонии

Ответ:1в, 2б, 3а.

Пятый этап

При Екатерине II было проведено множество важных для России реформ.

Многие из них были осуществлены в русле «просвещенного абсолютизма».

Идеи «просвещенного абсолютизма были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д Аламбера, Руссо. Их основная идея - критика феодального общества. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, и выступали за устранение средневековой феодальной эксплуатации и деспотических форм государственного управления.

У Екатерины было свое видение политики «просвещенного абсолютизма». Что-то она отвергла, а что-то воплотила в жизнь.

Давайте определим реформы проведенные Екатериной II в русле «просвещенного абсолютизма».

Работаем в парах. У вас на каждой парте есть рабочие пакеты с карточками, на которых представлены некоторые реформы. Ваша задача - разделить их на две группы, в одну из которых войдут мероприятия Екатерины II .

1)Секуляризация церковных земель

2)Создание коллегий

3)Учреждение дворянского Вольного экономического общества

4)Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

5)Введение рекрутской повинности

6)Введение подушной подати

7)Начало проведения школьной реформы. Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе.

Скажите, пожалуйста, а оставшиеся преобразования, собранные во вторую группу, относятся к правлению какого исторического деятеля? (Петр I )

Шестой этап

Правление Екатерины II вошло во многие произведения литературы, сейчас я зачитаю вам отрывок из литературного произведения «Горе от ума» Грибоедова:

Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;
Век при дворе, да при каком дворе!
Тогда не то, что ныне,
При государыне служил Екатерине.
А в те поры все важны! в сорок пуд...

Как вы думаете, к какому сословию мог принадлежать человек, описанный в этих строках? (Дворянин)

Нередко эпоху правления Екатерины II называют «Золотым веком» российского дворянства.

Каковы для этого основания? Как вы можете это объяснить?

    (Екатерина опиралась на это сословие и в его интересах осуществила ряд важных мероприятий, которые вызывала протест у бедных слоев населения. пример тому - Крестьянская война)

А теперь представьте, что вы дворяне екатерининской эпохи и в следующем задании найдите в списке мероприятий, те, которые Екатерина II провела в ваших интересах.

1)Указом было разрешено ссылать крестьян на каторгу, срок каторжных работ мог установить сам помещик.

2)За период 1762-1796 дворянам было пожаловано 800 тысяч государственных крестьян.

3)Многие земли, отобранные у церкви, были переданы в собственность дворян.

4)Продвижение по службе шло согласно новому документу «Табель о рангах» (при Петре I )

5)Жалованная грамота дворянству

6)Любая попытка крепостных пожаловаться на помещика каралась ссылкой на каторгу

IV . Заключение.

А теперь мы можем вернуться к нашему проблемному заданию.

Ребята, можете ли вы сейчас ответить на вопросы, которые сформулировали в начале урока? Что вы можете сказать о Екатерине и ее политике? Какой вклад в развитие России она внесла?

Продолжите фразы, представленные на слайде:

    Мы считаем, что правление Екатерины II было…

    Потому что …

    Мы можем доказать это на примере …

    Мы делаем вывод, что…

Давайте сформулируем итоги правления Екатерины, сделаем общий вывод:

Екатерине II удалось расширить границы государства, увеличить авторитет России на международной арене.

    Внешняя политика привела к росту территории России (правобережная Украина, Белоруссия, Северное Причерноморье). Россия получила выход в Черное море и начинает превращаться в великую мировую державу.

    Внутренняя политика Екатерины была противоречивой, так как проводилась в интересах дворян и вызывала протест у бедных слоев населения (Крестьянская война)

    Социально-экономическое развитие также носило противоречивый характер: с одной стороны развивались новые формы хозяйствования, основанные на наемном труде и рыночных отношениях, а с другой, сохранялась крепостническая система, тормозившая развитие страны.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Сегодня на уроке я...

Было интересно…

Было трудно…

Мне это необходимо для...

У меня получилось…

Я смогла…

Молодцы ребята! Мы с вами хорошо сегодня поработали.

Всем спасибо за урок!

Домашнее задание на выбор: написать сочинение - эссе «Мое отношение к Екатерине II и ее правлению» или составить исторический портрет Екатерины II.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка-алгоритм характеристики исторической личности

    Исторические условия, в которых происходит деятельность личности

    Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

    Интересы какого класса (классов) выражает исторический деятель?

    Знание его личных качеств

    Оценка результатов деятельности исторической личности

Конспект урока по истории
Тема: «Внутренняя политика Екатерины II»
Класс: 7
Учитель: Корелина С.С.
Цели урока: дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием
с общей характеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу
по формированию умений работать с историческими источниками.
Оборудование урока: презентация
"Россия во второй половине XVIII в.", портрет Екатерины II.
Ход урока
I. Оргкомитет
II. Историческая минутка
Объясни новые слова:
1) Кондиции ­ (условия)
2) Фаворит ­ (придворный, пользующий благосклонностью монарха, получающий от него различные
привилегии и оказывающий влияние на внутреннюю и внешнюю политику).
3) откуп ­ (передача государством частным лицам за определенную плату права сбора налогов или продажа
каких либо товаров).
4) подряд ­ (договор, по какому одна сторона(подрядчик берется на определенных условиях выполнить
работу по заданию другой стороны(заказчика))
5) ассамблея ­ (собрание­ бал с участием женщин в домах российской знати).
Объясни даты: (Дворцовые перевороты)
1725 ­ 1727 гг. (царствование Екатерины I)
1725­1730 гг. (царствование Петра II)
1730 ­ 1740 гг. (царствование Анны Иоанновны)
1740 ­ 1741 гг. (царствование Ивана Антоновича)
1741 ­ 1761 гг. (царствование Елизаветы Петровны)
Учитель: Я вновь рада видеть вас сегодня на уроке веселыми, здоровыми, жизнерадостными, способными
приносить счастье себе и своим близким.
И начать наш урок мне хотелось бы с такого вопроса: «Как вы относитесь к своему государству, своей
Родине?»
­ ответы учеников.
Учитель: Очень приятно слышать от вас такие слова. Да, действительно, каждый гражданин своего
государства желает своей стране процветания и улучшения жизни населения, развития всех сфер
жизнедеятельности. И вот уже на протяжении нескольких веков история доносит до нас множество фактов,
когда на российский престол восходили люди, желающие изменить жизнь в стране, улучшить ее положение
на международной арене. И в подтверждение всего вышесказанного, я зачитаю вам слова, произнесенные
яркой исторической личностью – Екатериной II:
«Я желаю и хочу лишь блага той стране, в которую привел меня Господь.
Он мне в том свидетель. Слава страны – создает мою славу. Я буду счастлива, если мои мысли могут тому
способствовать».
Итак, вы, наверное, догадались, о ком мы будем вести разговор.
Все верно, о Екатерине II.
А если быть точнее, то тема урока сегодня – внутренняя политика Екатерины II.
А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Помогут вам в этом
следующие слова:
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
Да, цель урока сегодня – познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II,
охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а
также меры для укрепления самодержавной власти.
А для того, чтобы достигнуть поставленной цели, мы воспользуемся памяткой для характеристики
исторического деятеля.

Памятка дли характеристики исторического деятеля
1.Имя исторического деятеля. Укажите, где и когда родился исторический деятель.
Расскажите о его семье, воспитании и образовании.
2. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Каким путем добивался своей цели? Установи
по делам, поступкам, какие сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.
3. Ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые.
4. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, какие ­ неодобрение?
Учитель: Для того, чтобы приступить к рассмотрению внутренней политики Екатерины II, давайте попробуем
выяснить происхождение императрицы, как и каким образом она оказалась на российском престоле.
­ Екатерина II, в девичестве Софья Августа Фредерика Ангальт­Цербтская родилась в Германии.
В 1744 г., когда ей было 15 лет, ее сватали наследнику российского императорского престола Петру
Федоровичу. В феврале этого же года она прибыла в Россию и, приняв православие, получила новое имя –
Екатерина Алексеевна.
­ воспитание и образование.
Учитывая все вышесказанное и то, что характер у Екатерины был сильный, волевой, она, опираясь на
гвардию, в 1762 г. отстранила от власти своего мужа, а себя провозгласила императрицей.
К моменту воцарения Екатерины страна переживала хозяйственный упадок, отсутствовал рынок свободной
рабочей силы, казна пустовала. Примером этого служило заседание Сената, на котором присутствовала
Екатерина.
На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» ­ никто ничего не смог
ответить. Доходов в стране вроде бы собиралось 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на
деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета разворовывалась. В стране назревало
недовольство. Все это делало внутреннюю политику Екатерины противоречивой. Одним из ее направлений
были мероприятия в духе усиления репрессивных мер, другим – политика «просвещенного абсолютизма».
В чем же заключалась эта политика? Каковы были первые итоги этой политики?
Обо всем этом вы узнаете, самостоятельно прочитав текст учебника на с. 171­172.
Итак, что такое «П.А.?»
­ ответы учеников.
(Просвещенный абсолютизм – государственная политика в 18 веке, направленная на преобразование наиболее
устаревших сторон жизни общества)
­ Каковы были первые мероприятия Екатерины II? (по учебнику зачитать).
Вывод: Т.О., можно сказать, что Екатерина начала реализовывать идеи просвещенного абсолютизма.
Но это была только одна сторона этой политики. Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в
духе политики просвещенного абсолютизма стал созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода
законов, который должен был заменить Соборное Уложение 1649 года. К началу работы Комиссии
Екатерина подготовила «Наказ», призванный стать основой для создания Уложения. Каковы же были
основные положения и мысли императрицы по поводу будущего юридического акта, вы узнаете,
познакомившись с историческим источником «Из наказа Екатерины II Уложенной комиссии».
Читаем вслух На с. 177.
Учитель: Итак, какова основная идея создания Уложения?
(необходимость равенства всех перед законом).
Но Екатерина вовсе не собиралась лишить дворянство, которое было ее опорой, его главного богатства –
крепостных крестьян. Она не помышляла о воле для крестьян – были лишь общие рассуждения о гуманном
обращении помещиков с крестьянами.
Таким образом, мы видим, что главная опора императрицы – дворянство. И в течение всего правления она
осуществляла ряд важных мероприятий, направленных на укрепление их положения в государстве:
­ указом 1765 года было разрешено ссылать крестьян на каторгу;
­ каралась попытка подачи жалоб на своего помещика
­ секуляризация земель и передача их в собственность дворян;
­ 1785 год – издание документа «Жалованная грамота дворянству», в котором были собраны воедино и
подтверждены все привилегии дворянства.
Исходя из всего, можно сделать вывод, что в период правления Екатерины II дворянство укрепило свои
позиции и положение в государстве. Период правления Екатерины – «Золотой век русского дворянства».
­ Вы согласны с этим мнением?

Урок истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Цели урока:

    Учащиеся должны иметь представление о развитии производительных сил в сельском хозяйстве и промышленности России во второй половине XVIII века.

    Учащиеся должны уяснить суть политики просвещенного абсолютизма с опорой на документы, почему эта политика была названа продворянской.

    Учащиеся должны устанавливать связь между экономическим, политическим и культурным развитием страны.

Основные и опорные понятия: просвещенный абсолютизм, Сенат, Совет при дворе, коллегия, министерство, департамент, губернатор, генерал-губернатор, капитан-исправник, городничий, 1775, 1785, мещане, государственные крестьяне, генерал-прокурор.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Опрос

    В чем заключался кризис феодализма?

    Развитие производительных сил в сельском хозяйстве

    Рост производительных сил в промышленности

III. Актуализация

Как вы думаете, о ком идет речь? Как называется это произведение? Назовите автора. (Державин «Фелица»)

Едина ты лишь не обидишь,
Не оскорбляешь никого,
Дурачествы сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного;
Проступки снисхожденьем правишь,
Как волк овец, людей не давишь,
Ты знаешь прямо цену их.
Царей они подвластны воле, -
Но богу правосудну боле,
Живущему в законах их.
Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойным воздаешь ты честь,
Пророком ты того не числишь,
Кто только рифмы может плесть.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ заранее подготовленного учащегося:

28 июня 1762 года гвардейцами во главе с Орловым был осуществлен дворцовый переворот. На престоле после Петра III – Екатерина II.

Екатерина II сама написала наказ (идеи философов-просветителей); призывала бороться против тех, кто применял жестокость. Сенат разослал по всем центральным и местным учреждениям, созваны депутаты (500 человек) от дворян, купцов, крестьян, духовенства, которые приехали тоже со своими наказами.

Помещики жаловались на бегство крестьян, требовали узаконить 5-дневную барщину. Купечество хотело монопольное право на промышленность, ведение торговли, обеспечить их рабочей силой, запретить крестьянам вести торговлю.

Крестьяне жаловались на большие налоги и повинности, недостаток земли.

Единственное, к чему пришли - поднести императрице титул «Великой, премудрой и матери Отечества». Показало, что никакой оппозиции Екатерине II нет, поэтому под предлогом войны с Турцией, комиссия была распущена.

Екатерина II опиралась на дворянство, которое объявила благородным господствующим сословием российского общества.

Запись в тетради.

Просвещенный абсолютизм. Внеш. => идеал просвещения

Суть: стремление определенных кругов буржуазии без революции с помощью реформ добиться буржуазных преобразований.

1767 – созыв Уложенной комиссии.

Мотив: гуманизация законодательства, не преобразовываемого с 1649 года.

На самом деле: Екатерина II хотела узнать мнение различных слоев общества, как они относятся к тому, что она, не имея прав, царствует.

2. Работа в группах.

Обсудите тексты предложенных документов и сделайте выводы. Запишите их в тетрадь. (Дается время 5-7 минут для обсуждения, представители групп выступают с выводами).

I группа. Крестьяне .

Охарактеризуйте положение крестьян по приведенным выдержкам из документов.

    434. Дворовым нашим людям, которые имеются в Москве отпущенные на оброк и в науки, чтоб конечно все по воскресным дням в нашем доме явились, а ежели который хотя один день явкой пропустит, таковых сечь розгами, давая за каждый пропуск по тысячи раз нещадно.

    458. Впредь Феклу Яковлевну именем и отчеством не звать никому, а звать ее всем трусихой и лживицей; а ежели кто именем и отчеством назовет, то сечь розгами, давая по пяти тысяч раз нещадно.

    510. В двенадцатой части, прежде бывших богадельнях, у живущего офицера продается девка по шестнадцатому году, знающая кружева плести, белье шить, гладить, крахмалить и госпожу одевать, притом имеющая талию и лицо приятное.

II группа. Дворяне.

Прочитайте документ. Какие привилегии получили дворяне по «Жалованной грамоте дворянству», данной Екатериной II в апреле 1785 года?

    Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

    Да не судится благородный, окроме своими равными.

    Дело благородного, впавшего в уголовное преступление и по законам достойного лишения дворянского достоинства, или чести, или жизни, да не вершится без вынесения в Сенат.

    Телесное наказание да не коснется до благородного.

    Благородным подтверждается право покупать деревни.

    Подтверждается благородным право собственности. Не только на поверхность земли, каждому из них принадлежащей; но и в недрах той земли, и в водах ему принадлежащих, на все сокровенные минералы и произрастения, и на все из того делаемые металлы, в полной силе и разуме, как в указе изъяснено.

    По деревням помещичий дом имеет быть свободен от постоя.

    Благородный самолично изъемлется от личных податей.

III группа. Горожане.

Прочитайте выдержки из «Жалованной грамоты городам», опубликованной в апреле 1785 года. Какие привилегии получили горожане? Что изменилось в их жизни?

    В городе составить городскую обывательскую книгу. В коей вписать обывателей того города, разделив книгу на шесть частей.

    • В первую часть внести обывателей, имеющих в том городе дом или иное строение, или землю;

      Во вторую часть купцов по гильдиям;

      В третью часть мастеровых людей;

      В четвертую – иногородних и иностранных гостей;

      В пятую – именитых граждан по алфавиту;

      В шестую – посадских по алфавиту, какие кормятся промыслом, рукоделием или другой работой.

    О городской общей думе и городской шестигласной думе.

    • Городская дума бывает составлена из людей знатных, занятых торгами, промыслами, ремеслами, она обязана собираться, когда нужда и польза городская потребуют и в другое время.

      Обществу городскому запрещается избирать тех мещан, которые в том городе не имеют капитала, с которого проценты ниже 50 рублей, а также моложе 25 лет.

IV группа. Купцы.

Сравните, чего требовали купцы и что было достигнуто по Указу 1775 года.

Требовали:

    Освобождения от подушной подати, вместо нее сбор 1% с капитала

    Освобождения от рекрутской повинности

    Свободы открытия промышленных предприятий

Добились:

    Существующие фабрики и горные заводы предоставить купечеству с правом устраивать оные и на будущее время, ибо заводы сии и фабрики первоначально были заведены и размножены купцами с большою пользою для государства.

    Не запрещать им покупать крестьян к заводам и фабрикам.

    Позволить купечеству держать винокуренные заводы.

    Те из крестьян и разночинцев, которые пожелают пользоваться купеческим правом, должны записаться в купечество вечно, а не временно, и во всем быть с купцами на ряду.

    Если нужно, чтобы русское купечество приносило государству полезные плоды, то непременно должно запретить торговать другим всякого звания людям.

    Всем крестьянам дозволить продавать в селах и в городах обывателям оных только произведения их деревенского хозяйства: причем строжайше запретить, чтобы они, при отъезде из своих деревень ничего не скупали и чрез то не возвышали бы на всякие деревенские товары цен.

3. Запись в тетради . (примерные)

1785. Привилегии дворян:

    Право владеть землями и крестьянами, передавать их по наследству.

    Основывать промышленные предприятия и заниматься торговлей.

    Право сословного суда.

    Освобождение от телесных наказаний, запрет конфискации земель у дворян, совершивших уголовное преступление.

    Право выбора должностных лиц (в губернское правление)

    Предводители дворянства имели возможность заявлять о своих пожеланиях императору.

1775. Привилегии купцам:

    Освобождение от подушной подати; вместо нее – сбор с 1 % капитала.

    Освобождение от рекрутской повинности.

    Свобода открытия промышленных предприятий.

1785 – грамота на права и выгоды городам.

Все городское население делилось на 6 разрядов:

    городские обыватели, имеющие дом или землю

    купцы всех гильдий, имеющие капитал до 50 миллионов рублей

    цеховые ремесленники

    иногородцы и иностранцы, которые торговали золотом и другими украшениями

    именитые граждане (ученые, художники, банкиры с капиталом больше 50 тысяч рублей)

    посадские

3 и 6 – основная масса – мещане

Городское управление не имело никаких политических прав. В городские общества входили люди после 25 лет с капиталом не менее 5 тысяч рублей.

Разработана была грамота и для государственных крестьян. Найдена уже после смерти Екатерины II. Государственные крестьяне тоже делились на 6 разрядов. Единственная категория, которую не затронули – крепостные крестьяне.

1762 – указ Екатерины II, по которому дворянство освобождение от обязательной службы => имелась большая возможность для хозяйственной деятельности феодалов в своих владениях.

V. Подведение итогов.

Как вы оцениваете работу своей группы? Других групп? Какие новые сведения вы получили из документов? Как вы можете оценить внутреннюю политику Екатерины II?

VI. Домашнее задание.

Составить тестовые вопросы части «В» по изученному материалу.

К мо-менту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства, отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в каз-не. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в сво-бодную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, на-растание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачёва, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н. И. Новиковым и А. И. Радищевым требовали постепенности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма», а другие направлены на усиление репрессивных мер.

Рис. 1. Императрица Екатерина II ()

Идеи «просвещенного абсолютизма» были разработаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть свои полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие — обороной, третьи управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику.

Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне.

Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица вслед за французскими просветителями выступила с идеей передачи в государственное управление мона-стырских и церковных земель (секуляризации ). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных зе-мель и переводе 2 млн монастырских крестьян в ка-тегорию государственных. Основными мероприятиями Екате-рины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали:

Учреждение дворянского Вольного экономического обще-ства (1765 г.);

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (при-балтийских) губерниях;

Предоставление права открытия предприятий без разреше-ния правительства (1775 г.);

Секуляризация церковных владений на Украине (1786 г.);

Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767 г.);

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771 г.);

Разрешение создания вольных типографий (1783 г.);

Начало проведения школьной реформы (1786 г.) и др.

Едва ли не самым крупным мероприятием императрицы в духе политики «просвещенного абсолютизма» стал созыв ко-миссии для разработки нового свода законов, который должен был заменить действовавшее до того времени Соборное уло-жение 1649 г. Такие попытки предпринимали и Петр I, и его дочь Елизавета. Но, в отличие от них, Екатерина решила привлечь к разработке этого документа не только правительствен-ных чиновников, но и выборных депутатов от сословий. Де-путаты избирались от государственных учреждений (по одному от каждого); от дворян (по одному от уезда); от купечества (по одному от города), а также от государственных крестьян, ясач-ных людей, казаков и кочевых племен (по одному от провин-ции). От духовенства был лишь один представитель от Сино-да. Крепостные крестьяне (составлявшие тогда 53 % всего крестьянства) не имели права избирать своих депутатов (счи-талось, что их интересы будут представлять помещики). Зато такое право впервые получили государственные крестьяне и представители нерусских народов Поволжья, Урала и Сиби-ри. Каждый депутат имел наказ от своих избирателей. 30 июля 1767 г. в Московском Кремле для работы в ко-миссии собрались 564 депутата, привезшие 1465 наказов с мест. 40 % депутатов составляли дворяне. В дворянских наказах им-ператрицу просили упростить куплю-продажу имений, уси-лить меры по розыску беглых крестьян, создать на местах ор-ганы дворянского самоуправления. Купечество выступало за получение монополии на торговлю в городах и лишение дво-рян и крестьян права торговать там. Оно ходатайствовало о распространении на купцов ряда дворянских привилегий: освобождении от телесных наказаний, владении крепостны-ми крестьянами, покупке крестьян для работы на мануфак-турах. Депутаты от государственных крестьян жаловались на нехватку земли, притеснения со стороны помещиков и за-водчиков, высокие налоги. Представители нерусских народов требовали уравнения их в правах с русскими. Проработав полтора года и не приняв никаких решений, комиссия была «временно» распу-щена в связи с начавшейся русско-турецкой войной. Больше она не созывалась.

Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на дворян в течение всего царствования. В их ин-тересах был проведен ряд важных мероприятий:

1. Указом 1765 г. было разрешено ссылать крестьян не только на поселение в Сибирь, но и на каторгу. Срок каторжных работ мог устанавливать сам помещик. Ссылкой на катор-гу карались теперь попытки крепостных жаловаться на сво-его помещика.

Рис. 3. Гравюра Х. Гейслера (XVIII в.). Наказание батогами дворового в присутствии помещика ()

2. Продолжилось начатое при Елизавете генеральное межева-ние земель, объявлявшее собственностью помещиков все захваченные ими ранее земли (в целом генеральное межевание принесло дворянам 50 млн десятин земли).

3. За 1762-1796 гг. дворянам было пожаловано 800 тыс. государственных крестьян.

4. Для укрепления дворянской монополии на землю промышленникам было запрещено покупать крепостных крестьян для работы на предприятиях.

5. В 1782 г. был отменен указ о «горной свободе», согласно которому право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружит. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

6. В 1763 г. Екатерина возложила все расходы, связанные с содержанием воинских команд, присланных для усмирения крестьянских выступлений, на самих крестьян.

7. В 1783 г. на Украине был запрещен переход крестьян от одного владельца к другому. Это означало введение крепостного права, которого прежде здесь не было.

В апреле 1785 г. была издана «Жалованная грамота дворянству», где были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянам после смерти Петра I. Кроме того, Екатерина II разрешила создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Они имели право обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и направлять ходатайства в высшие органы власти и к императрице.

Тогда же была обнародована «Жалованная грамота городам», в соответствии с которой все население городов делилось на шесть разрядов, определялась структура городского самоуправления (собрание городского общества, городской голова, городская дума и др.). Крестьянское восстание под предводительством Пугачёва и революционные события во Франции привели к ужесточению внутренней политики. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Количество губерний увеличилось с 23 до 50. Эта реформа привела к усилению контроля властей над населением страны. Впервые были созданы сословные судебные органы на местах: уездный суд для дворян, городской магистрат для горожан и нижняя расправа для государственных крестьян (суд над крепостными вершил сами помещик). Были ликвидированы Запорожская Сечь и остатки самоуправления на Украине (1775 г.). Революция во Франции привела к введению строгой цензуры и закрытию вольных типографий. За публикацию «Путешествия из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев был приговорен к смертной казни, замененной десятилетней сибирской ссылкой. Известного издателя и писателям Н. И. Новикова Екатерина приказала заточить на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Все это свидетельствовало о завершении политики «просвещенного абсолютизма».

Таким образом, внутренняя политика Екатерины II носила противоречивый характер, проводилась в интересах дворянства — социальной опоры самодержавия.

Список литературы для изучения темы "Внутренняя политика Екатерины II ":

1. История государства и народов России. XVI-XVIII вв. — М.: Дрофа, 2003

2. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII в. Борьба за наследие Петра. — М., 1986

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — М., 1997

4. Валишевский К. Преемники Петра. — М., 1992

5. В борьбе за власть: Страницы политической истории России XVIII в. — М., 1998

6. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. — М., 1991

Домашнее задание для закрепления материала о политике Екатерины II:

1. Какие факторы оказали влияние на внутреннюю политику Екатерины II?

2. Какие начинания Екатерины II можно отнести к политике «просвещенного абсолютизма»?

3. Для чего создавалась Уложенная комиссия? Каковы результаты работы Уложенной комиссии?

4. Почему время правления Екатерины II называют «золотым веком» российского дворянства?