Портрет отца из повести детство. Детская тема в творчестве Л.Н. Толстого

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

Я иду на урок: 5–7-й классы

Наталья ШИШКИНА

Наталья Геннадьевна ШИШКИНА - учитель русского языка и литературы школы № 32, г. Самара.

Читаем повесть Л.Н. Толстого «Детство»

К ак показывает опыт, повесть Толстого - достаточно сложное для восприятия пятиклассников произведение. Но когда ещё читать «Детство»? Может быть, страницы повести откроют ребятам и удержат в их памяти “счастливую невозвратную пору”. Но куда важнее другое: как можно раньше разбудить в них вкус к страницам Л.Н. Толстого с их глубочайшим и вместе с тем доступным даже пятиклассникам психологизмом.

В результате долгой работы над рукописью первоначальный сюжет лишился всякой внешней событийности и занимательности и был до такой степени упрощён, что в самом подробном пересказе укладывается в несколько строк. При этом нужно будет упомянуть такие, например, события: учитель-немец Карл Иваныч над головой спящего Николеньки прихлопнул муху, mаmаn за завтраком отложила шесть кусочков сахару для любимых слуг, отец разговаривает с приказчиком, Иртеньевы собираются на охоту.

Интересны не события сами по себе, интересны контрасты и противоречия чувств, которые, собст­венно, и являются предметом повествования. Вся картина пронизывается личным отношением рассказчика. С образом Иртеньева связана одна из самых любимых и задушевных мыслей Толстого - мысль о громадных духовных возможностях человека, рождённого для движения, для нравственного и духовного роста. Новое в герое и в открывающемся ему день за днём мире особенно занимало Толстого, слово “новый” - едва ли не самый распространённый и характерный эпитет книги: оно вынесено в названия глав («Новый взгляд», «Новые товарищи») и стало одним из ведущих мотивов повести.

Автор стремится “на биографии определённого человека выявить общие законы становления человеческой личности”. Задача учителя - помочь школьникам понять, как через восприятие Николеньки раскрывается сложный внутренний мир ребёнка, его представления о мире.

Корень счастливого и доброго состояния в детстве видится Толстому в состоянии некоей рассосредоточенности и ясной любовной созерцательности. Ребёнок всё время устремлён в окружающее, а не в себя. Ему совсем не присуща конкретность желаний, которая, устремляя взрослого в одну какую-нибудь сторону, мешает ему видеть голубое небо, бабочку, трепещущую крылышками на солнце, и всю прочую радующую и заставляющую любить красоту мира. Ребёнок по духовной природе своей раскрыт для всего мира, всем интересуется, всему радуется, всё любит.

Этой мысли служит в повести, например, эпизод на охоте, когда Николенька упускает зайца. Придя на место, указанное отцом, Николенька сидит с собакой и ждёт зайца, чтобы затравить его. Но детская натура его не может долго оставаться в этом состоянии неестественной напряжённости. Николенька отвлекается созерцанием муравьёв, которые один за другим торопятся по пробитым ими торным дорожкам. Николенька подставляет им препятствие и любуется, как они его преодолевают. Потом его внимание привлекает бабочка с жёлтыми крылышками. Он с удовольствием смотрит, как она, пригретая солнцем, прижимается к цветку. Погружённый в это изумлённо-любовное созерцание жизни природы, Николенька совершенно забывает об охоте и в результате упускает зайца.

Т олстой подчёркивает характерную для ребёнка невозможность долгой сосредоточенности на одном чувстве и желании, быстрое перемещение его внимания с одного предмета на другой. Благодаря отсутствию страстей ребёнок живёт, как живёт природа, не жалея об уходящем, радуясь новому, в постоянном развитии и обновлении.

На этом светлом, преобладающем фоне пока только лёгкими штрихами намечаются предпосылки для образования той ложной стороны души, развития эгоистического чувства, которое будет иметь такое большое значение впоследствии. Писатель следит за проявлениями в Николеньке самолюбивого чувства личности, обусловливающими некоторые его чувства и поступки, как-то противоречащие естественному, светлому существу ребёнка.

С этой стороны, например, имеет значение злое чувство Николеньки к Карлу Ивановичу, когда тот его нечаянно будит, ударив хлопушкой по мухе. “Положим, - думает проснувшийся Николенька, - я маленький. Но зачем он тревожит меня? Отчего он не бьёт мух около Володиной постели? Вон их сколько. Нет. Володя старше меня; а я меньше всех, оттого он меня и мучит”. Но это чувство обиды моментально проходит. Ведь Николенька знает, что Карл Иванович любит его. Мальчик начинает испытывать досаду на самого себя. Уже с первых страниц повести мы наблюдаем в Николеньке стремление разобраться в мыслях и поступках людей, проанализировать свои мысли и действия. Для Толстого это очень важно, поэтому на протяжении всей повести писатель фиксирует способность к рефлексии у мальчика. Развитием эгоистического чувства объясняется досада Николеньки на несносные башмаки с бантиками. Он завидует брату и хочет поскорее надеть такие сапоги, как у Володи, которые свидетельствовали бы, что он уже “большой”, и внушали бы уважение к его личности.

Дети бывают счастливы не только там, где их любят, но прежде всего в семье, где родители любят друг друга. Любовь родителей друг к другу - крыша над головой ребёнка, над которой он чувствует себя защищённым от любых невзгод. В повести Льва Толстого мы не найдём страниц, где бы впрямую говорилось о взаимоотношениях супругов Иртеньевых. Но достаточно прочитать предсмертное письмо матери, обращённое к мужу, исполненное такой возвышенной и самоотверженной любви, чтобы понять: именно это её чувство и определило нравственный дух семьи. Потому-то с её смертью так резко меняется весь семейный уклад: “Со смертью матери окончилась для меня счастливая пора детства…”

Мать самого Льва Николаевича Толстого скончалась, когда будущему писателю не было ещё и двух лет. Он не помнил её и даже портрета её никогда не видел. В 1906 году есть такая дневниковая запись Льва Николаевича: “Целый день тупое, тоскливое состояние. К вечеру состояние это перешло в умиление - желание ласки - любви. К кому же прильнуть? Сделаться маленьким и к матери, как я представляю её себе. Да, да, маменька, которую я никогда не называл, ещё не умея говорить. Да, она моё высшее представление о чистой любви, но не холодной божеской, а земной, тёплой, материнской. К этой тянулась моя лучшая, уставшая душа. Ты, маменька, ты, приласкай меня…”

Мир, в который вступает Николенька Иртеньев, полон тревог и неожиданностей, он сталкивается с разными проявлениями жизни, которые не только озадачивают его, но порой ставят в тупик. Естественное стремление к гармонии нарушается, и нарушения эти весьма болезненны. Детские раны затягиваются быстро - такова сила детского восприятия мира. Но затягиваются они лишь внешне, навсегда оставаясь в глубинах человеческой души. Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.

Л.Н. Толстой впервые в русской литературе сказал о том, как трудно быть ребёнком. И как важно вовремя прийти ему на помощь, защитить и тем самым сберечь благородные устремления его ума и сердца. Детская душа беззащитна, ранима и в то же время открыта для любви, добра и счастья. Детский мир очень хрупок, и его легко разрушить. Каждый поступок для ребёнка - большая и сложная проблема. А родители очень часто не осознают этого, поглощённые ежедневными заботами.

Т рилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» уделено небольшое место в методических исследованиях. Основательных и значительных работ по изучению повести «Детство» в школе в методической литературе нет. Однако следует отметить ряд статей, посвящённых этой проблеме .

Рассмотрев эти работы, можно сделать некоторые выводы:

  • авторы исследований советуют изучать повесть «Детство» в 6–7-м классах, руководствуясь тем, что произведение Л.Н. Толстого несёт в себе огромный нравственный потенциал, заряд добра и любви, которые необходимы растущему ребёнку;
  • методисты отмечают, что у каждого ребёнка есть свой собственный, неповторимый внутренний мир, богатый радостями и переживаниями, и именно такой детский мир изобразил в своей повести Л.Н. Толстой, сумев приоткрыть перед читателями частичку души мальчика, показать её диалектику;
  • повесть Толстого «Детство» может помочь современным детям понять самих себя, научиться отличать в жизни хорошее от дурного, заставить увидеть окружающий их светлый мир детства - самой прекрасной поры человеческой жизни.

Мы предлагаем отвести изучению повести четыре или (если удается) пять уроков.

Урок 1. «Учитель Карл Иванович»

1. Слово учителя. На доске перед вами фоторепродукции знаменитых картин Валентина Серова. Первая картина называется «Дети», а другая «Мика Морозов». По­смотрите внимательно на эти картины.

Кого вы видите на этих картинах?

Подумайте, кто из этих мальчиков (на обеих картинах), на ваш взгляд, мог бы быть Николенькой Иртеньевым? Почему?

Опишите этого мальчика. (Какого он возраста, какие у него волосы, какие глаза, как художник изобразил удивление мальчика, что может означать его жест.)

Пофантазируйте: о чём может думать этот мальчик? Что чувствовать?

Где он находится? Что его окружает?

Как цвета картины влияют на ваше настроение? Как вы опишете это настроение?

2. Комментированное чтение учителем главы «Учитель Карл Иваныч» (эпизод с хлопушкой).

3. Беседа с учащимися по содержанию главы.

Почему Николенька раздосадован на своего учителя?

Почему Николенька сначала злился и досадовал на Карла Ивановича, а потом начал плакать?

Как меняется настроение мальчика? Найдите подтверждение в тексте.

О чём думает и что переживает Николенька, когда приносят башмаки с бантиками?

Как относится мальчик к Карлу Ивановичу? Прочитайте.

Что ещё мы узнаём о Николеньке в этой главе?

Какое влияние оказал Карл Иванович на мальчика?

4. Устное словесное рисование «Детская комната».

5. Рефлексия.

Похож ли Николенька в чём-нибудь на вас?

В чём похож или не похож?

Размышляете ли вы над своими мыслями и поступками, как Николенька? Приведите примеры, объяснив, почему вы об этом думаете.

Были ли в вашей жизни случаи, когда буквально за несколько минут у вас менялось отношение к кому-нибудь?

7. Ведение дневника. Какие бы мысли мог записать Николенька в свой дневник? Что бы его интересовало и беспокоило?

Урок 2. Образы матери и отца Николеньки в повести «Детство»

(Работа над главами «Maman» и «Что за человек был мой отец»)

1. Пересказ учащимися второй и десятой глав.

2. Проверка составленного плана главы «Классы».

3. Беседа по прочитанному материалу.

С каких событий начинается глава «Maman»?

О чём в ней рассказывается?

Какой мы видим мать Николеньки? Прочитайте.

Как мать Николеньки относится к Карлу Ивановичу?

О какой черте её характера это говорит?

Мать Николеньки сразу заметила, что он плакал. О чём это говорит?

4. Глава «Что за человек был мой отец?». Прочитайте отрывок, в котором нарисован портрет отца Николеньки.

Как относится отец мальчика к людям?

Любили ли его окружающие?

Удалось ли ему сделать карьеру?

Что отец Николеньки любил в жизни?

Для чего он жил? Прочитайте.

Одинаково ли относится Николенька к матери и к отцу? Почему? Докажите примерами.

5. Чтение по ролям отрывка из главы «Maman».

Вопрос к учащимся в конце урока:

Какое влияние оказали на Николеньку его родители?

7. Ведение дневника. Ответить на вопросы: “Что бы Николенька записал в свой дневник по прошествии этих событий? О чём бы он думал?”

Урок 3. «Какое редкое, чудесное создание была эта старушка!»

1. Прослушивание составленного диалога (сцена за столом).

2. Беседа по прочитанному материалу.

Расскажите, как жила Наталья Савишна.

Почему у неё не было семьи?

Чем же она наполнила свою жизнь? Прочитайте.

Почему она не захотела принять вольную от матери Николеньки?

Как Николенька вспоминает о няне? Прочитайте.

3. Беседа.

О чём было письмо матери Николеньки?

Что она говорит в нём о своих детях? Прочитайте.

Меняется ли жизнь мальчика со смертью матери?

4. Домашнее задание. Чтение и художественный пересказ главы 15; выразительное чтение отрывков «Счастливая, счастливая… лучших наслаждений» и «Вернутся ли… детскому воображению»; инсценировка одного из эпизодов повести.

Урок 4. «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!»

1. Художественный пересказ главы 15, выразительное чтение.

2. Вопросы к учащимся.

Как вспоминает о своём детстве Николенька?

Какие моменты детства ему дороги?

3. Инсценировка.

4. Рефлексия.

Похожи ли воспоминания о детстве Николеньки на ваши?

Какие самые яркие впечатления, эпизоды вы можете вспомнить? Расскажите о них.

5. Домашнее задание. Ведение дневника: «Какие воспоминания о детстве остаются у Николеньки», сочинение-миниатюра «Яркий эпизод в моей жизни».

Наиболее ярким и предопределяющим жизнь и судьбу Льва Николаевича Толстого стало событие из его раннего детства – игра в «муравейных братьев». Память о ней Л.Толстой пронес сквозь годы и будучи 78-летним старцем, вспоминал: «…когда нам с братьями было - мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, объявил нам (Николенька, старший брат – М.В.), что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не буде сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями». И дальше: «Муравейное братство было открыто нам, но главная тайна о том, как сделать, чтобы все люди не знали никаких несчастий, никогда не ссорились и не сердились, а были бы постоянно счастливы, эта тайна была, как нам говорил, написана им на зеленой палочке, и палочка эта зарыта у дороги, на краю оврага старого заказа…» (Л.Н.Толстой)

10.Характеристика героев повести Л.Н. Толстого «Детство».

Образ Николеньки Иртеньева .

Образ во многом автобиографический. С первых страниц повести Николенька предстаёт перед читателемвдумчивым, впечатлительным мальчиком. В первой автобиографической повести Толстого «Детство» её герой, Николенька Иртеньев, во многом биографически и душевно близкий автору, говорит о ранних годах своей жизни:«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Сердце этого десятилетнего мальчика полно любви к окружающим людям, и он щедро делится ею с близкими. Как трогательна его забота об учителе Карле Ивановиче: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать ».

Любит Николенька и природ у: часами готов он наблюдать за суетливой жизнью муравейника, любоваться полетом бабочек, вдыхать аромат цветов.

Однако мальчики - не ангелы, и Николенька, как и все его сверстники, балуется и озорничает. Но, совершив какой-нибудь проступок, «грех», Николенька искренне и глубоко раскаивается, переживает.

Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство» Николенька Иртеньев- сложный и противоречивый персонаж. Автор описывает его некрасивым, взъерошенным мальчиком десяти лет, который постоянно страдает «сознанием своей глупости». Однако очень быстро становится понятно, что на самом деле он весьма умен и отличается тонкой душевной организацией.

Любое, даже незначительное событие оставляет глубокий след в сердце Николеньки.

Николенька очень впечатлительный. Выдумав, что ему привиделся дурной сон, «будто мама умерла и ее несут хоронить», он расстраивается и всем своим существом погружается в переживание своих мрачных мыслей.

Вместе с тем мальчик склонен к сочувствию и сопереживанию. Раздумывая над судьбой своего наставника, он искренне жалеет его: «Бедный старик! Нас много, мы играем, нам весело, а он - один-одинешенек, и никто-то его не приласкает, он сирота».

Образ матушки.

О матери Николенька Иртеньев вспоминает с нежностью, любовью и благодарностью, как о чем-то самом светлом в своей жизни. С детства врезались в память мальчика звуки ее голоса, сладкого и приветливого, нежный, ласковый взгляд, «чудесные, нежные» руки матери. Николенька угадывал присутствие матери даже во сне: «по одному прикосновению узнаешь ее и еще во сне невольно схватишь эту руку и крепко, крепко прижмешь ее к губам».

Обращения матери к сыну всегда очень ласковые: «моя душечка», «мой ангел».

С любовью относясь к детям, мать старалась воспитывать их разносторонне. Дети много читали, учились игре на фортепиано, танцам.

Нежность натуры матери проявляется и в ее отношениях к своей няне, а затем экономке Наталье Савишне. Желая отблагодарить женщину за ее любовь и преданность, мать выдала ей вольную.

Добрая, чуткая, заботливая, нежная и любящая женщина, мать Николеньки Иртеньева воплотила в себе все черты матери писателя.

Образ отца.

Николенька характеризует своего отца как человека прошлого века, который во многом не понимал современных людей; большую часть жизни проводил в увеселениях.

Две страсти были на протяжении всей жизни у отца - карты и женщины.

Основные черты его характера -оригинальность, практичность.

Образ Карла Ивановича.

Некоторые типы, выведенные в этом произведении, списаны с натуры. Например, немец Карл Иванович Мауэр не кто иной, как Федор Иванович Россель, действительный учитель-немец, живший в доме Толстых. О нём же говорит сам Лев Николаевич в своих «Первых воспоминаниях». Эта личность должна была, несомненно, влиять на развитие души ребенка, и надо думать, что влияние это было хорошее, так как автор «Детства» с особенной любовью говорит о нем, изображая его честную, прямую, добродушную и любящую натуру. Недаром Лев Николаевич начинает историю своего детства с изображения именно этого лица. Федор Иванович и умер в Ясной Поляне, и похоронен на кладбище приходской церкви.

Образ Натальи Савишны.

Наталья Савишна служила в доме Николеньки и ведала ключами от кладовой. С юности отличалась она «кротостью нрава и усердием», поэтому её сделали няней родившейся девочки, матери главного героя. Не просто складывается жизнь героини: решив выйти замуж, она не получила благословения у своих господ и была сослана на скотный двор. Но перипетии судьбы не надломили чуткую женщину: по-прежнему она согревала весь дом своей любовью. Характер Наталья Савишна имела властный, поэтому прислуга в доме побаивалась её. Решение господ о вольной Наталья Савишна восприняла как желание отделаться от неё: «... я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните». Эта редкостная женщина никогда не думала и не говорила о себе. Её бескорыстная, нежная любовь к людям делала их добрее, человечнее. Сундуки Натальи Савишны - кладезь необходимых для жизни вещей. Николенька вспоминает происшествие со скатертью и свое поведение в данном эпизоде, когда мысленно обругал няню: «Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез, - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!» Этот эпизод остался в памяти мальчика навсегда, так как здесь Наталья Савишна, расстроившись, глядя на слезы мальчика, первая решила помириться. Доброта героини бесконечна, и именно она заставила Николеньку испытать настоящий стыд: «У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

/ / / Образ Петра Александровича в повести Толстого «Детство»

Главным героем автобиографичной повести Льва Николаевича Толстого является Николенька Иртеньев, мальчик десяти лет, воспитывающийся в дворянской семье.

Его отца, о котором пойдет речь, зовут Петром Александровичем. Человек этот серьезный и суровый, его отличает крутой нрав. Служил он поручиком гвардии, сейчас же в отставке.

Мальчик вот так описывает внешность своего отца: большие жилистые руки, высокий рост, стать, интересная походка мелкими шажками, маленькие глаза, лицо с постоянной улыбкой, большой орлиный нос, неправильные, но приятно сложенные губы, лысина во всю голову. У Петра Александровича есть и еще одна специфичная черта, только уже в произношении, – пришептывание.

Петр Александрович, как и любой другой бывший военный, одевался, не следуя моде, но с изящностью и оригинальностью. Основными составными частями его костюма были: дорогое белье, широкое платье из легкой ткани, манжеты и воротнички. Такая одежда очень шла его высокой и хорошо сложенной фигуре. Все движения Петра Александровича отличались спокойствием и самоуверенностью.

В жизни отца Николеньки были две страсти – карты и женщины. Он выигрывал и проигрывал, но не переступал ту черту, за которой шла потеря всего состояния и нищета. А вот что касается женщин, то Петр Александрович имел такое число связей, которое не поддается подсчетам, причем с представительницами прекрасного пола разных сословий.

Свою жену, Наталью Николаевну, он постоянно обманывал, с ее мнением нисколько не считался, она же слепо ему верила, ждала и скучала.

Петр Александрович, как и его жена, любил музыку, исполнял романсы под собственный аккомпанемент на фортепиано. Причем, его привлекали цыганские песни или некоторые мотивы из опер, а вот Бетховен, по его словам, нагоняет сон, тоскливо становится от его сонат.

Детей Петр Александрович очень любил, он старался дать им воспитание, достойное дворянского происхождения. не может до конца понять отца, он представляется мальчику загадочным. Но ребенок отдает должное красивой внешности родителя.

Семья Иртеньевых во время тех событий, которые разворачиваются на страницах повести «Детство», живет в деревне. Но однажды Петр Александрович ставит мальчишек в известность, что они поедут жить к бабушке в Москву. Расставание с маменькой сильно огорчало Николеньку, ведь он был очень к ней привязан.

Хотя время – лучший лекарь, и братья быстро привыкли к новой жизни. Мальчишки нашли новых друзей, к ним стали приходить новые учителя. Однако, безоблачному детству не суждено было долго длиться: серьезно заболела Наталья Николаевна. Отец повез детей увидеться с больной маменькой.

Поездка выдалась печальной: Наталья Николаевна не вставала и уже ничего не видела. Но попросить благословения для своих любимых сыновей она все же успела. Молодая женщина умерла в муках. Иртеньев после ее похорон окончательно перевез семью в Москву. Иногда они наведывались в деревню. Николенька во время таких приездов всегда навещал могилу горячо любимой маменьки.