Правительство туркестанской автономии первоначально возглавил. Кокандская автономия. III Краевой общемусульманский съезд

26-29 ноября 1917 г. в Коканде состоялся IV Чрезвычайный Всетуркестанский съезд. Открыл съезд Мустафа Чокай. Съезд объявил Туркестан автономией (Туркестон мухториати. – узб.) в Федеративной демократической Российской республике. Установление форм автономии Туркестана было предоставлено Учредительному собранию. Было провозглашено создание Туркестанской народной власти - Временного Совета. Председателем и министром внутренних дел был избран М.Тынышпаев. Позже его заменил М.Чокай. Новое государственное образование называлось «Туркестони мухтариат» («Туркестанская автономия»). Ислам в автономии был признан государственной религией. Одновременно в Ташкенте съезд Советов солдатских, рабочих и крестьянских депутатов объявил властью в Туркестанском крае Совет народных комиссаров. Так в Туркестане сложилось два руководящих центра - революционный и национально-освободительный. В январе 1918 г. Ташкентский Совет решил ликвидировать параллельное мусульманское правительство. В феврале 1918 года Кокандская автономия была разгромлена. Достаточно быстро взяли в свои руки власть Советы в Сырдарьинской и Семиреченской областях, входивших в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Это было обусловлено поддержкой, оказанной большевикам со стороны местного чиновничьего аппарата, верхушки переселенческой деревни и армейских частей. Напуганные событиями 1916 г., они больше боялись антиколониальных выступлений "туземных" народов, чем "диктатуры пролетариата". Любая власть в метрополии рассматривалась ими как гарант сохранения привилегий европейцев в крае. Колониальный характер Советской власти в южных областях Казахстана наглядно был продемонстрирован III Краевым съездом Советов, прошедшим в Ташкенте 15-22 ноября 1917 г. Здесь была провозглашена Советская Туркестанская Автономия, однако представители местных народов были отстранены от власти под предлогом их неготовности к пролетарской революции. Недовольство казахского и узбекского населения было подавлено вооруженной силой. В противовес, 26 ноября в г. Коканде начал свою работу IV чрезвычайный Мусульманский съезд, главным итогом которого стало провозглашение Туркестанского Мухтариата (автономия -авт.) во главе с Временным Советом. Президентом и главой Временного правительства Туркестана стал М. Тынышбайулы, министром иностранных дел-М. Шокай. Таким образом, на юге Казахстана в ноябре-декабре 1917 г. сложилось своеобразное двоевластие.



Однако советские власти в Ташкенте не хотели мириться с существованием оппозиционного им мусульманского правительства. В ночь с 5 на б ноября 1918 г. на Коканд были брошены все вооруженные силы Советского Туркестана, в том числе и казачьи части. Город был взят штурмом, большая часть жителей была убита. Временный Совет свергнут, и остатки отрядов защитников города ушли в горы и перешли к партизанским действиям.

Не менее драматические события происходили в Тургайской области и ее центре - г. Оренбурге. Здесь расстановка сил была несколько иной, нежели в Туркестане. При нейтралитете основной части казачества в городе в ноябре 1917г. была установлена Советская власть, однако просуществовала она недолго. Атаман Оренбургского казачьего войска А. Дутов при поддержке партии "Алаш" и меньшевиков арестовал членов Оренбургского Совета. Эти события встревожили центральные власти, и Совнарком несколько раз рассматривал вопрос о военных мерах по восстановлению в Оренбурге власти Советов. В декабре 1917 г. в Торгайскую область были отправлены отряды красногвардейцев и революционно настроенных моряков, поддержанных казахами - участниками восстания 1916 г. Последних на союз с большевиками толкнуло недоверие к казачеству, участвовавшему в кровавом подавлении национально-освободительного движения. В конце 1917г. власть перешла в руки Советов в Кустанае, Тургае, Актюбинске, а в январе 1918г. - в Оренбурге. Дутов и его союзники отступили в степь.

Аналогичные события происходили в Акмолинской и Семипалатинской областях, входивших в состав Степного края. В ноябре-декабре 1917 г. в большинстве городов Северного Казахстана власть перешла в руки большевиков. Вооруженным путем Советская власть была установлена в Семипалатинске в феврале и в Верном в марте 1918г. Только в г. Уральске большевикам не удалось свергнуть войсковое правительство казачьего войска.

Несмотря на то, что в большинстве крупных городов Казахстана в ноябре 1917 г. - марте 1918г. была провозглашена Советская власть, влияние большевиков не выходило за рамки городов и территорий, прилегающих к железным дорогам. Большая часть населения, особенно в степных районах Казахстана, подчинялась правительству Алаш-Орды и ее местным комитетам, а казачьи станицы - войсковым правительствам.

Алаш Орда. Октябрьский переворот был встречен лидерами партии "Алаш" настороженно. Захват власти большевиками и левыми эсерами ничего не давал казахскому- населению, кроме декларирования права на самоопределение, тогда как Учредительное Собрание было реальным шансом на обретение Казахстаном суверенитета в законном порядке. Именно поэтому лидеры национально-освободительного движения начали активно готовиться к выборам в Учредительное Собрание.

С октября 1917 г. началась организация областных отделений "Алаш" при активной поддержке местных казахских комитетов. Семипалатинское отделение партии возглавил Х.Габасов, Омское - А. Турлыбаев, Тургайское - А. Бокейхан. Начались активные переговоры об образовании местных партийных организаций в южных уездах Казахстана. Одновременно партия проводила агитационно-разъяснительную работу в казахских аулах. Прошедшие в конце 1917г. выборы в Учредительное Собрание показали, какое большое влияния среди народа имели сторонники "Алаш". Из трех основных партийных списков в большинстве уездов победу одержала партия "Алаш", далеко опередив эсеров и социал-демократов. Так, в Тургайской и Уральской областях она получила 75% голосов, в Семиреченской - более 57 %. Следующим шагом на пути построения собственного государства стал Второй общеказахский съезд, прошедший в Оренбурге 5-12 декабря 1917 г.

Съезд проходил в условиях начинающейся в крае гражданской войны и в целях недопущения анархии в казахской степи делегаты съезда приняли два важнейших решения: об образовании автономии Алаш и формировании собственных вооруженных сил. В состав автономии должны были войти Букеевская Орда, Уральская, Тургайская, Акмолинская, Семипалатинская, Сырдарьинская области, казахские уезды Ферганской и Самаркандской областей и Амударьинского отдела и отдельные волости Алтайской губернии и Закаспийской области. Для управления автономией до решения Учредительного Собрания избиралось правительство Алаш - Народный Совет или Алаш-Орда, в котором из 25 мест 10 представлялось казачеству и переселенцам. Председателем Народного Совета был избран А.Бокейхан. Сложной проблемой стала принадлежность южных уездов Казахстана.

В январе 1918 г. в Сырдарьинской области был созван областной казахский съезд, основным вопросом на котором стал вопрос о присоединении к автономии Алаш. В результате бурных обсуждений съезд пришел в выводу о целесообразности оставить Сырдарь-инскую область в составе Туркестанской автономии и возможность присоединения к Алаш только в случае создания военно-политического союза двух автономий.

Разгон большевиками 6 января 1918г. Всероссийского Учредительного собрания, на которое лидеры национально-освободительного движения возлагали большие надежды, а также захват Оренбурга красногвардейцами чрезвычайно осложнили положение Алаш-Орды. При слабости средств коммуникаций и невозможности управлять всеми казахскими районами из одного центра, правительство Алаш было разделено на части. Восточное отделение во главе с А. Бокейханом обосновалось в Семипалатинске, Западное во главе с Ж. и X. Досмухамедовыми - в Жымпиты. Отдельно действовала Семиреченская группа Алаш-Орды. В изменившихся условиях руководство автономии Алаш решило начать переговоры с Советским правительством о взаимном признании. В марте 1918г. в Москву направились Ж. и X. Досмухамедовы для встречи с В. Лениным и И. Сталиным. 19-20 марта состоялись телефонные переговоры Сталина с А. Бокейханом и его заместителем X. Габбасом. Советские власти признавали правомочность решений Общеказахского Съезда, но соглашались признать автономию только в случае созыва общеказахстанского съезда с участием местных Советов. В ответ Алаш Орда выдвинула свои требования, соглашаясь признать Советскую власть только в случае подчинения местных Советов правительству Алаш до созыва Общеказахстанского Учредительного Собрания. Последнее было не в интересах Москвы и переговоры были свернуты. Одновременно В. Ленин и И. Сталин начинают работу по созданию альтернативного, большевистского правительства Казахстана. Для этого при Народном комиссариате по делам национальностей был открыт казахский отдел во главе с большевиком А. Жангельдиным и М. Тунганчиным, которым была поручена организация Всеказахстанского съезда Советов для провозглашения Советской Казахской Автономии. Алаш Орда, видя нежелание Москвы признавать небольшевистскую, либерально-демократическую казахскую автономию, начинает сближение с антибольшевистскими силами, в первую очередь, с лидером уральского казачества Дутовым. Весной 1918 г. на территории бывшей Российской империи началась гражданская война, многие события которой проходили непосредственно в Казахстане.

В ходе войны между большевиками и их противниками Алаш Орда потеряла контроль над большей частью территории Казахстана. Отказ колчаковцев предоставить казахам автономию, с одной стороны, и формальный призыв большевиков к самоопределению народов с другой привел в 1918-19 гг. к кризису Алаш Орды и гибели автономии Алаш.

Кризис Алаш Орды. Поддержав весной-летом 1918 г. антибольшевистскую коалицию, Алаш Орда начала формировать собственные вооруженные силы, вступившие в борьбу с Красной Армией.

С уральским казачеством было заключено соглашение о содействии в вооружении и обучении алашских полков. Особенно активное участие в гражданской войне приняли формирования Восточной части Алаш Орды, полки которой включались в состав армии Анненкова и других соединений белогвардейцев. Однако политические разногласия привели к отходу части лидеров Алаш Орды от оппозиционной коалиции. Этому способствовало и "великодержавное" отношение белогвардейцев к казахскому населению, особенно со стороны казачества. Население казахских волостей насильно мобилизовывалось на хозяйственные работы, у них реквизировался скот, нередки были случаи грабежа, насилий и убийств, оправдываемых сложностями военного времени. Разочарованный в своих союзниках лидер Торгайского филиала Алаш Орды А. Байтурсын в марте 1919г. начал переговоры с Москвой о признании Советской власти. Алашские полки, действовавшие в районе Торгая, вошли в состав Красной Армии, а сам А. Байтурсын начал переговоры с руководством Алаш Орды в других регионах Казахстана, убеждая их отказаться от поддержки белогвардейцев. В конце марта 1919 г. в Жымпиты, ставку Западного отделения Алаш Орды был направлен К. Таттибаевдля проведения секретных переговоров с Ж. Досмухаммедулы, в результате которых Алаш Орда заняла позицию нейтралитета, значительно ослабив позиции антибольшевистских сил во время весеннего наступления Колчака. Летом переговоры возобновились, но окончательный переход на сторону Советской власти осуществился только в начале зимы. Член Казахского революционного комитета Б.Каратай обратился к лидерам Западной группы с письмом о мирных предложениях правительства РСФСР, и совещание руководителей Алаш Орды 10 декабря 1919 г. в Кызыл-Куге приняло постановление о переходе на сторону Советов и начале боевых действий против белогвардейцев. 27 декабря алашские полки под красными знаменами атаковали штаб Илецкого корпуса в районе Кызыл-Куги и пленили более 500 человек, в т.ч. и командира корпуса генерала Акутина. Западное отделение Алаш Орды было реорганизовано в Кызыл-Кугинский ревком, а ее военные формирования были направлены в район эмбинских нефтеразработок для борьбы с отступающими частями генерала Толстова. Заявили о своем признании Советской власти и руководители Восточного отделения во главе с А. Бокейханом.

Несмотря на объявленную в ноябре 1919 г. амнистию всем политическим противникам, признавшим Советскую власть до 20 декабря 1919г., отнбшения новых союзников были непростыми. В начале 1920 г. в Семипалатинске был арестован А.Бокейхан и ряд других активных деятелей Алаш Орды по обвинению в сотрудничестве с белогвардейцами и только вмешательство Казревкома и Семипалатинского ревкома, указавшего, что алашординцы участвовали в подготовке антиколчаковского восстания в конце войны, заставили военные власти освободить их от ареста. Все активные участники антисоветского движения были отстранены от участия в политической жизни, а лидеры Западного отделения Жаханша Досмухамедулы, Халел Досмухамедулы, Иса Кошкинбайулы, Карим Жалелулы и Беркингали Атшыбайулы были высланы за пределы Казахстана. Алаш Орда была ликвидирована, и вся полнота власти на территории Казахстана перешла в руки территориальных революционных комитетов (ревкомов).

Основными причинами кризиса и ликвидации Алаш Орды стали неприятие идеи автономизации ее союзниками по антибольшевистской коалиции с одной стороны, и обещание предоставить казахам широчайшие политические права вплоть до самоопределения со стороны советских властей. В условиях гражданской войны, развала экономики и отсутствия связи между отделениями Алаш Орды ее лидерам не оставалось ничего другого, как перейти на сторону Советов.

ТЕМА № 42: Казахстан в 20-30 годы «Идея Малого Октября» - Ф.И. Голощекина. Индустриализация.

Перед IV чрезвычайным краевым мусульманским съездом временного правительства встала чрезвычайно трудная задача - перетянуть на свою сторону, завоевать симпатии дехканства и многочисленного слоя ремесленников. Обстановка этому благоприятствовала. Благодаря вызванному войной, экономическому кризису, завоз всевозможных товаров фабрично-заводского производства в Туркестан был самый ничтожный, а со времени выступления Дутова, прекратился совсем, что привело к увеличению спроса на кустарные изделия и повышению на них цен. Все это временное правительство автономии могло и пыталось использовать в своих интересах.

Значительно труднее для временного правительства было перетянуть на свою сторону дехканство. В течение последних десятилетий дехканство в массе своей обнищало, безземелье и парцелизация возросли до крайних пределов. Для того, чтобы сделать дехканство своей действительной опорой, нужно было реально облегчить бедственное положение кишлака.

Но такой мерой могла быть только земельная революция - передача земли в руки дехкана-землероба, на что временное правительство, защищавшее интересы своих хозяев, пойти, конечно, не могло. Единственная мера для завоевания дехканства, имевшаяся в распоряжении правительства Кокандской автономии, была голая агитация. Подкрепить ее действительно выгодной для дехканства экономической и особенно земельной политикой главари Кокандской автономии совершенно не могли.

Для агитации в широких трудовых массах коренного населения, временное правительство использовало имевшиеся в кишлаках и городах местные интеллигентные силы и духовенство. Школы всех категорий, мечети, чайханы, базары и т. д. превратились в места, где энергично велась агитация сторонников автономии.

Основными темами для агитации за Кокандскую автономию и против советской власти были следующие моменты: 1) решительно надвигавшийся голод, 2) насилия и зверства большевиков, 3) безбожие большевиков и прочие связанные с ним ужасы, 4) большевистский империализм, 5) националистическая проповедь и т. д.

На Туркестан надвигался тогда голод. Он был обусловлен целым рядом обстоятельств - безводие весны и лета 1917 года; выступление атамана Дутова в Оренбурге, благодаря которому вовсе прекратился привоз хлеба из России; мобилизация на тыловые работы; отказ временного правительства провести хлебную монополию; злоупотребления продовольственных комитетов, созданных еще при временном правительстве и составленных исключительно из представителей буржуазных думских дельцов и хлеботорговцев.

Все эти причины распространявшегося в Туркестане голода лежали вне воли советской власти. Но сторонники Кокандской автономии замалчивая эти обстоятельства всю вину за надвигавшийся голод пытались взвалить на советскую власть. Они говорили, что если бы не было в Ташкенте советской власти, то можно было бы привезти хлеб из Оренбурга и что, мол, атаман Дутов, который является сторонником Кокандской автономии, обещает прислать необходимый для Туркестана хлеб.

Буржуазия обвиняла большевиков в жестокости, зверствах, насилии. Клевета на советскую власть, самая разнузданная ложь, заполняли собой газеты того времени, как русские, так и национальные.

Безбожие большевиков также пытались использовать против советской власти. Особенно усердствовала в этом отношении улема, видевшая в безбожьи главную угрозу для своего существовании. И надо отметить, что именно этот момент сбивал с толку темные малограмотные ряды дехканства. Дехкане не имели земли, дехкане были окончательно разорены всей системой многолетней капиталистической эксплуатации. Большевики и советская власть ставили перед собой задачу разрешить земельный вопрос и уничтожить капиталистическую эксплуатацию. Поэтому дехканство готово было пойти за большевиками. Но дехкане были безграмотны и веровали в бога, а большевики проповедовали безбожье, с чем дехкане не могли согласиться, особенно при организованном воздействии многочисленного духовенства.

Особенно упорно использовалась сторонниками Кокандской автономии ошибка нашей партийной организации в национальном вопросе. Они на всех углах кричали, что большевики-империалисты, что большевики проводят такую же колониальную политику, какую проводило царское правительство, что большевики хотят по-прежнему превратить Туркестан в свою колонию.

С этим обстоятельством тесно связывалась националистическая агитация. Лозунг «Туркестан для Туркестанцев», всевозможные пантюркистские идеи пропагандировались самым настойчивым образом.

Нужно добавить, что для руководства агитационной работой руководителями Кокандской автономии были куплены и организованы три газеты: одна на русском языке («Свободный Туркестан»), другая на казак-киргизском и третья на узбекском языке - «Эль-байрак» («Знамя»). Кроме того к услугам автономистов была узбекская газета «Улуг Туркестан» («Великий Туркестан»), а издававшаяся в Скобелеве газета «Знамя Свободы», под флагом нейтралитета фактически обслуживала нужды правительства Кокандской автономии.

Главари Кокандской автономии чувствуя, что трудовые массы коренного населения Туркестана - дехкане и ремесленники, несмотря на всю агитацию сторонников Кокандской автономии, далеко не на стороне этой автономии, решили созвать краевой съезд рабочих и дехканских депутатов, который состоялся в первых числах января 1918 года.

Цель, которую правительство Кокандской автономии преследовало при созыве этого съезда, заключалась в том, чтобы продемонстрировать перед советской властью симпатии к нему со стороны трудящихся слоев коренного населения и создать такой орган, который был бы связующим звеном между правительством Кокандской автономии и трудящимися массами.

Существовавший в Фергане «Союз трудящихся мусульман» уже несколько месяцев фактически был под запретом, так как контр-революционное мусульманское духовенство, с которым «Союз трудящихся мусульман» во время выборов в местные органы самоуправления и в учредительное собрание вел решительную борьбу, выпустило против него запретительную фетву, в которой члены «Союза трудящихся мусульман» объявлялись изменниками религии, неверными и т. д. и т. п.

Созданное на IV съезде Шура-и-исламии правительство Кокандской автономии «Союз трудящихся мусульман» легальной организацией хотя и не признавало, но должно было считаться с его существованием.

На созванном правительством Кокандской автономии «Съезде рабочих и дехканских депутатов» подавляющее большинство принадлежало «Союзу трудящихся мусульман». Членов этого союза было так много, что некоторые товарищи склонны считать его как съезд «Союза трудящихся мусульман».

Однако этот инсценированный съезд нельзя считать за настоящий съезд рабочих и дехканских депутатов. Дело в том, что при выборах представителями правительства Кокандской автономии применялись всевозможные методы нажима и на съезде было избрано значительное количество людей, не представлявших собой интересы трудящихся масс. Это первая причина. Вторая причина заключается в том, что «Союз трудящихся мусульман»; в котором наряду с рабочими и дехканами были и мелкие и средней руки предприниматели, к этому времени раскололся на две фракции: правую и левую. Правительство Кокандской автономии, стараясь использовать авторитет «Союза трудящихся мусульман» в глазах широких масс населения особенно в городах, в то же время всемерно старалось чтобы на съезд были избираемы представители правого наиболее соглашательского крыла этого «Союза».

Для характеристики классовой физиономии этого съезда полезно привести слова из статьи неизвестного автора «Кокандская автономия», помещенной в сборнике «Красная летопись Туркестана». Там автор, по-видимому очевидец, пишет:

«Само собой разумеется - вся эта процедура инсценирования рабочего съезда и демонстрирование его симпатий правительству не обошлась без комических моментов. На этом бутафорском съезде, который разошелся избрав из своей среды краевой мусульманский рабочий совет, выступал с обширной программной речью покойный Полторацкий. Для ответной речи от имени съезда и в защиту автономии выступал некто М., который произнес длинную историческую лекцию на тему… об убиении Гуссейна на берегу Ефрата и демократизме имама.

Эффект был колоссальный, если не сказать грандиозный. Часть «рабочих» депутатов во главе с известным Н. Х. впала в истерику и умиленно плакала под ликующими взорами тех, кто был заинтересован прежде всего в политическом закреплении положения автономного правительства. Лишь один скептически настроенный депутат из киргизской оппозиции при виде этой религиозно-политической комедии мусульманской буржуазии недовольно пробурчал: «Опять старые песни».

Все же автор статьи не совсем прав в оценке этого съезда. Далеко не все участники съезда рыдали при воспоминании о трагической кончине семейства Алия. Многие в это время думали о продолжении решительной борьбы с буржуазией и с теми, кто ради ласкового взгляда буржуазии и буржуазного правительства Кокандской автономии предает интересы рабочего класса и дехканства.

На съезде организовалась, правда, небольшая группочка левых членов «Союза трудящихся мусульман» и «Иттифак», которая решила разоблачить контр-революционную сущность Кокандской автономии. Потерпев поражение на самом съезде, эта группа левых послала в Петербург телеграмму, в которой выражала протест против Кокандской автономии. Это все, что она могла сделать.

Правительство Кокандской автономии достигло той цели, которую оно ставило перед собой при созыве этого съезда. Умело подобранные буржуазные подпевалы на этом съезде весьма ярко продемонстрировали свою солидарность с контрреволюционным правительством Кокандской автономии. А для того, чтобы буржуазное правительство и в дальнейшем имело опору в широких массах трудящихся, на съезде был избран «Краевой мусульманский рабочий совет».

Внешне картина получалась весьма убедительная. «Шура-и-улема», «Шура-и-исламия», «Краевой мусульманский рабочий совет»… Одним словом, вся нация, все классы, все народы Туркестана решительно требуют себе автономии под главенством туркестанской буржуазии. Но уже через несколько недель для всех стало ясно, что за этими громкими вывесками, пытающимися представить все население Туркестана, выглядывает только одна лоснящаяся физиономия буржуазии.

Одновременно с этим, правительство Кокандской автономии всеми силами пыталось подчинить себе весь низовой государственный аппарат. Строить же новый государственный аппарат оно и не думало. так как не видело в этом никакой необходимоси. После Октябрьской революции советская власть довольно быстро перестроила государственный аппарат лишь в новых городах, государственный же аппарат в старых городах и в кишлаках в это время оставался прежний. Поэтому, правительству Кокандской автономии, во всем пытавшемуся подчеркнуть свою преемственность от прежнего временного правительства, выполнить задачу подчинения нового государственного аппарата было сравнительно легко.

Несмотря на то, что Кокандская автономия представляла собой интересы буржуазии, финансовое положение автономии никогда не было блестящим. Первое время правительство Кокандской автономии существовало на те незначительные средства (несколько сот тысяч рублей), которые были собраны по подписному листу. Но эти средства благодаря высоким ставкам чиновникам правительства Кокандской автономии, были весьма быстро исчерпаны, а новых доходов оно не имело.

К этому времени приезжавший в Коканд на так называемый «Съезд рабочих и дехканских депутатов», т. Полторацкий, убедившись, что без открытой и решительной борьбы с автономистским правительством, нам не обойтись, национализировал Кокандское отделение государственного банка, где имелись крупные вклады местных капиталистов. Сведения о национализации Полторацким отделения государственного банка быстро разнеслись как по Коканду, так и по другим городам, создавая настроение недовольства слабостью правительства Кокандской автономии. Особенно волновались вкладчики, потерявшие свои капиталы. Сгустившаяся политическая атмосфера разразилась министерским кризисом. Вместо Танышева у власти встало правительство более решительного Мустафы Чокаева.

Как только Мустафа Чокаев очутился у власти, он приступил к проведению внутреннего займа в 30 миллионов рублей (на тогдашние деньги). Заем проводился при помощи решительного административного нажима. Просто на квартиру или в лавку купца или ремесленника являлся кто-нибудь из чиновников и говорил, что он должен подписаться на заем в сумме такой-то, и лавочник выполнял волю начальства, чтобы не навлечь гнев на свою голову. Всякая попытка отказаться от подписки на заем истолковывалась, как сочувствие советской власти и нежелание поддержать правительство.

Но главную и самую трудную задачу для «правительства» представляло формирование вооруженных сил. Никакими национальными кадрами для формирования воинских частей правительство Кокандской автономии не располагало. Кроме того, громаднейшим препятствием в этом отношении являлось распространенное в Туркестане, особенно среди узбеков, отвращение к военной службе. Еще во времена Кокандского ханства в армию отдавали только в виде наказания за различные проступки и преступления, поэтому у населения постепенно сложилось отношение к солдату, как к преступнику, а к военной службе, как к тюремному заключению. Таким образом, для формирования воинских частей правительство Кокандской автономии не располагало ни кадровыми, ни переменным составом.

Выход из этого трудного положения был найден следующий. В качестве командного состава и инструкторов было решено пригласить офицеров из русских и татар, а также из среды пленных турецких офицеров. В качестве солдат принимались добровольцы из местного населения, но таковых нашлось весьма незначительное количество. Нанимались преимущественно кавказцы и выходцы из Персии. Судя по некоторым данным, набрать больше 60 человек солдат правительству Кокандской автономии так и не удалось. На должность «военного министра и главнокомандующего» был назначен полковник Чалышев.

Когда выяснилось, что сколотить необходимое количество добровольцев не удается, правительство Кокандской автономии решило пригласить к себе на службу главаря басмаческой (грабительской) шайки Иргаша вместе со всей его шайкой. По другим сведениям Иргаш был начальником милиции старого города Коканда до объявления автономии и на этот пост его пригласило прежнее правительство для борьбы с бандитизмом (примеч. редакции).

Сам Иргаш к этому времени за бандитизм успел побывать на каторге и вообще вся его шайка была укомплектована каторжанами, сумевшими использовать сумятицу революционного времени и бежать из Сибири.

Официально Иргаш был назначен на должность начальника Кокандской милиции, а его джигиты были зачислены милиционерами. Как только грабитель Иргаш сделался начальником милиции, он немедленно приступил к развертыванию своей шайки, принимая в нее все подонки старого города. Точно установить численность отряда Иргаша не представляется возможным. Некоторые источники говорят, что у него во время боев было до 4.000 джигитов, но это безусловно - преувеличение.

Каковы же в общем результаты деятельности правительства Кокандской автономии?

Внешне некоторые из его мероприятий имели успех. В действительности же результаты всей его деятельности нужно рассматривать как полный провал. Начнем с агитации. Развернута она была довольно хорошо, все доступные «правительству» средства были использованы, но невозможность разрешить земельный вопрос и т. д. совершенно парализовали всю агитационную работу агентов Танышаева и Мустафы Чокаева. Это особенно ярко сказалось во время кокандских боев и во время улемистского переворота.

Созыв краевого съезда рабочих и солдатских депутатов тоже дал только видимые результаты, так как избранный на этом съезде «Краевой мусульманский рабочий совет» в действительности не отражал интересов и настроений рабочего класса и дехканства и не имел на них влияния.

Финансовые мероприятия «правительства» дали, конечно, некоторые средства для его существования, но метод проведения внутреннего займа оттолкнул от него широкие массы мелкой буржуазии, поддержка которой для правительства Кокандской автономии имела, пожалуй, решающее значение.

Но самые незначительные результаты имело «правительство» в отношении строительства вооруженных сил.

Регулярной армии, как мы видим, ему создать совершенно не удалось, ибо 60 человек, хотя бы и под командой стольких же офицеров, никак не могли считаться армией, а регулярные войска, которыми по существу являлась басмаческая шайка Иргаша, хотя и были созданы, но, как мы в дальнейшем увидим, послужили главной причиной неудачи всего автономистского предприятия.

Истпарт Средазбюро ЦК ВКП(б)

П. Алексеенков

Кокандская автономия

Кокандская автономия

Национально-освободительное движение до февральского периода боролось

1) с засильем российского торгово-промышленного капитала и за создание условий, благоприятствующих развитию национального капитала;

2) за изменение политических взаимоотношений между Туркестаном и Россией;

3) за ново-методную национальную школу и за повышение культурного уровня коренного населения Туркестана.

Рассмотрим значение каждого из этих моментов в отдельности.

1. Русское правительство усиленно внедряло в массы так называемую русско-туземную школу, единственная цель которой заключалась не в повышении культурного уровня населения страны, а в его русификации. Развитие же капиталистических отношений в Туркестане на базе роста хлопководства и фабрично-заводской промышленности настоятельно требовали повышения культурного уровня как сельского, так и городского населения страны, в этих условиях идея насаждения ново-методной школы на родном языке являлась идеей сугубо прогрессивной, так как широкой насаждение ново-методной школы в тех условиях постепенно заставило бы отмереть старо-методную религиозную школу, наиболее резко бросающийся в глаза пережиток эпохи феодализма.

2. Быстрое развитие национально-промышленного капитала, выявившееся еще в последние годы прошлого столетия, царскому правительству уже начало внушать большие опасения. поэтому правительство, защищавшее в туркестане интересы российского капитала, систематически боролось с развитием национального капитала. Это в конечном счете сводилось к борьбе с ростом капиталистических отношений в Туркестане вообще и к задержке роста производительных сил края.

Борьба с этой политикой царского правительства являлась борьбой за создание условий, благоприятствующих росту и развитию национального промышленного капитала, что в конечной счете содействовало развитию производительных сил Туркестана. Это значит, что борьба была безусловно прогрессивной.

3. Борьба за расширение политических прав Туркестана велась очень осторожно и потому резко не бросалась в глаза. Прогрессивность этой борьбы ясна без всяких доказательств.

Это конкретное содержание национально-освободительного движения в Туркестане до февральской революции в основном сводилось к двум моментам.

Первый момент, это содействие происходившему тогда процессу сложения раздробленных туркестанских племен и родов в нации. Рост капиталистических отношений, рост капиталистических связей отдельных племен между собою содействовал слиянию их в нации: узбекскую, киргизскую, туркменскую и таджикскую. Борьба с разлагающим влиянием русского империализма содействовала этому же не в меньшей степени, а повышение культурного уровня населения страны содействовало сознанию себя, как нации.

Второй момент сводился к ослаблению русского империализма. Содействие росту национального промышленного капитала было ничем иным, как ослаблением экономической мощи русского империализма, борьба за расширение политической самостоятельности Туркестана приводила к его (империализма) политическому ослаблению, а рост культурного уровня населения страны, в конечном счете должен был привести к количественному и качественному росту тех сил, которые можно было противопоставить русскому империализму.

Таким образом, мы видим, что национально-освободительное движение с начала нашего столетня вплоть до февральской революции как по своему конкретному содержанию, так и по тем объективным результатам, к которым оно приводило, было движением безусловно прогрессивным.

В период февральской революции национальное движение раскололось на два течения. Из общего русла национально-освободительного движения выделилось движение национальных рабочих, увлекших за собой и часть мелкой буржуазии и интеллигенции. Но даже и правое течение в национально-освободительном движении в этот период все еще оставалось относительно прогрессивным, поскольку ему приходилось вести ту или иную борьбу с русским империализмом.

Содержание борьбы за национальное освобождение Туркестана в это время по существу оставалось прежним, хотя задачи были поставлены значительно более ясно и конкретно. Был, например, решительно поставлен вопрос о прекращения крестьянской колонизации, о возвращении киргизам части земель, ранее у них отнятых царским правительством, ставился вопрос об уравнении в правах всего населения Туркестана, более отчетливо был поставлен лозунг автономии Туркестана и т. д. и т. д. Но поскольку российская буржуазия, ставшая после февральской революции у кормила правления, не имела никакого желания производить какие бы то ни было изменения в Туркестане, постольку национальной туркестанской буржуазии приходилось вести борьбу за каждую из этих задач в отдельности.

Октябрьская революция совершенно изменила сущность буржуазно-национального движения в Туркестане. Из прогрессивного оно превратилось в контр-революционное движение.

Как это произошло?

Октябрьская революция уничтожила власть русского империализма, но вовсе не для того, чтобы дать возможность национальной туркестанской буржуазии эксплуатировать туркестанских рабочих и дехканство, а для того, чтобы уничтожить всякую эксплуатацию и в том числе эксплуатацию национальной буржуазией.

Октябрьская революция действительно создала такую политическую обстановку в Туркестане, что производительные силы страны и в том числе культурный уровень населения Туркестана могли бы расти и развиваться наибыстрейшим образом. Но национальная туркестанская буржуазия при наличии советской власти ни в коей мере не могла использовать этот рост производительных сил страны в своих собственных интересах, ибо Октябрьская революция развязывала рост производительных сил для строительства социализма.

Со своей неизбежней политической смертью национальная туркестанская буржуазия примириться, конечно, не могла. Ей хотелось жить, эксплуатировать туркестанских рабочих и дехкан. Поэтому, она продолжает борьбу, но уже не с русским империализмом, а с властью российских и туркестанских рабочих и дехкан.

Наши ошибки в национальном вопросе и их значение

До сих пор еще очень и очень многие не отказались от той мысли, что, якобы, кокандская автономия является продуктом ошибок нашей партии в национальном вопросе, а по мнению других - результатом всех наших ошибок того времени вообще.

Февральская революция не принесла коренных революционных изменений в жизни России. Временное правительство не смогло решить социально-экономические, аграрные, национальные проблемы и вопрос о войне и мире. В стране назревал кризис. В то же время усиливалось недовольство народа участием России в Первой мировой войне и поражениями русской армии, поскольку все тяготы войны лежали на плечах народа. Угроза экономического краха, социальные проблемы и усиление общего кризиса стали причиной падения авторитета Временного правительства, что в свою очередь, усиливало революционную ситуацию в стране. Этой сложной ситуацией воспользовались большевики во главе с Лениным. Они выдвинули пропагандистские лозунги, чтобы привлечь на свою сторону основную массу населения страны. Чтобы достичь своих целей, большевики выдвигали неосуществимые идеи. Они брались решить все коренные проблемы. 24-25 октября 1917 года большевики осуществили в Петрограде государственный переворот. Свергнув Временное правительство, они захватили власть в стране.

Поскольку Туркестан входил в состав России, события, происходившие в Центре, влияли на политическую ситуацию в крае.

В опубликованной в советский период исторической литературе события, происходившие в данный период, фальсифицировались. Так, утверждалось, что население Туркестана одним из первых признало большевистское правительство России и советскую власть. На самом деле эти утверждения не соответствуют исторической действительности. Даже захват в ночь с 31 октября на 1 ноября 1917 г. крепости Тупраккала, где находился Туркестанский комитет Временного правительства, не свидетельствует о серьезных изменениях в Туркестане.

Большевики, захватившие власть в Центре, приложили все усилия для утверждения советской системы во всех республиках, входящих в состав России, в том числе и в Туркестане. Они начали незамедлительное осуществление программы по установлению своей власти на местах. Для осуществления этих целей большевики не останавливались ни перед чем и готовы были применить силу. Особенно ярко это проявилось на примере Туркестана.

Установление советской власти в Туркестане было сопряжено с большими сложностями, прежде всего потому, что идеи большевиков были непонятны и не соответствовали истинным стремлениям коренного населения республики. Местное население не желало путем социалистических преобразований немедленно перейти к общенациональной форме собственности, изменить сформировавшийся в течение многих веков образ жизни.

Тем не менее, партия большевиков вынудила население края принять чуждые для него идеи. К большинству тех, кто не желал перейти на сторону советской власти, были применены жесткие меры, во многих районах Туркестана были организованы погромы и грабежи.

В то время для советской системы было обычным явлением моральное унижение населения, оскорбление святых мест, уничтожение религиозных книг. По официальным данным, в Ферганской долине в период установления советской власти были истреблены: в Маргилане - 7 тыс., Андижане - 6 тыс., Намангане - 2 тыс., в окрестностях Базаркургана и Коканда (нынешний Пахтаабадский район) — 4,5 тыс. человек. При установлении советской власти тысячи людей были уничтожены и в других городах и кишлаках Туркестана.

Руководители советского правительства во всех своих официальных программных документах и лозунгах провозглашали равноправие, предоставление всем угнетенным народам права на самоопределение и создание национального государства. Но это были лишь пустые обещания. Например, в таких важных документах большевиков, как «Декларация о правах населения России», «Декларация прав угнетенных и эксплуатируемых народов», обращение «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», и в других документах угнетенным народам были обещаны свобода и поддержка в обретении независимости, однако на деле большевики придерживались иной политики.

Одновременно с насильственным установлением советского строя большевистская партия Туркестана вместе с другими подобными партиями старались не допускать к управлению представителей коренного населения. Предвидя это, передовые деятели из числа коренного населения открыто высказали свое мнение о том, что если большевики сформируют правительство с позиции меньшинства, без учета интересов основной массы населения, это вызовет резкое недовольство большинства жителей края.

Прошедший 12-15 ноября 1917 г. в Ташкенте III Краевой мусульманский съезд принял решение, в котором отмечалось: «Правительство, противоречащее интересам коренного населения, которое находится в руках группы случайных людей - военных, рабочих и дехканских организаций, не отвечает требованиям демократии и не сможет дать гарантий самоопределения и самостоятельного решения своей судьбы коренному населению страны».

Однако эти оправданные требования нисколько не повлияли на политику большевиков и руководителей советского правительства Туркестана, которые продолжали путем насилия устанавливать свою власть на местах. Для осуществления своих целей они созвали III съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов Туркестана, который проходил 15-22 ноября 1917 г. в Ташкенте. Однако депутатам от мусульманских рабочих и дехкан Туркестана не была предоставлена возможность принять равноправное участие в работе этого съезда. Совет Народных Комиссаров Туркестана состоял из председателя Ф.И. Колесова (большевик), 7 большевиков и 8 левых эсеров, в его состав не входил ни один представитель коренных народов, которые составляли 95% всего населения края. Это является типичным примером шовинистической политики советского правительства, которое совершенно игнорировало интересы коренного населения.

Представители этого правительства откровенно высказывались в подобном духе. Например, выступивший на IV Краевом съезде Советов народный комиссар Успенский произнес такое напутствие: «Товарищи мусульмане, мы ваши старшие братья, поэтому вы должны нам подчиняться!». Один из высокопоставленных лиц в правительстве А. Казаков высказал свою точку зрения таким образом: «В Республике Туркестан проживает 95% мусульман и только 5% русских, и эти 5% держат все в своих руках и продолжают править. Однако это явление временное. Когда народ края будет готов, мы передадим управление республикой ему».

Это было проявлением беспардонного отношения к народу, имеющему тысячелетний исторический опыт государственности, способному определять свое будущее, перспективы своего развития, имеющему сыновей-патриотов, посвятивших свою жизнь великим целям свободы и независимости своей Родины. Абсолютное большинство коренных жителей Туркестана было против такой шовинистической, противоречащей национальным интересам политики нового советского правительства.

Туркестанская автономия

Осложнившаяся после установления советского строя политическая ситуация в Туркестане привела к объединению и активизации деятельности патриотических и прогрессивных сил. Они взяли инициативу в свои руки, чтобы повести за собой народ в борьбе за демократическую государственность, за настоящую народную власть, справедливость и свободу против несправедливости власти, возглавляемой большевиками.

26 ноября 1917 г. в Коканде был созван IV Чрезвычайный краевой мусульманский съезд. В нем приняли участие более 200 представителей из 5 областей, в том числе от «Шурой Исломия», «Шурой Уламо», Совета военных мусульман, Общества евреев Туркестанского края.

В состав президиума съезда были избраны видные общественные деятели края - Мустафа Чокай, У. Асадуллаходжаев, Юрали Агаев, С. Акаев, Обиджан Махмудов, Абдурахман Уразаев, Ислам Шоахмедов, Камол казы, Каримбаев - всего 13 человек. Итогом трех дней работы съезда стало решение о создании Туркестанской автономии. В частности, в принятом постановлении было сказано:

«Исходя из революционного обращения России, провозгласившего право на самоопределение, представляя проживающее в Туркестане население разных национальностей, выражая волю народа, объявляем о создании автономии в Туркестане в составе и на территории Российской Федеративной Республики. Вместе с этим Учредительному собранию поручается выработать и установить законную форму автономии».

После этого съезд торжественно объявил «о непременной защите прав национальных меньшинств, проживающих в Туркестане».

28 ноября (11 декабря) сформированному государственному образованию было дано название Туркестанская автономия (Туркистон Мухторияти). До созыва Учредительного собрания вся полнота власти передавалась Туркестанскому Временному Совету (в составе 12 человек) и Туркестанскому Народному (Национальному) Собранию (в составе 54 человек).

На съезде было сформировано правительство Туркестанской автономии - Туркестанский Временный Совет. В его состав вошли 12 человек:

1. Мухаммаджан Тынышбаев - премьер-министр, министр внутренних дел.
2. Ислам Шоахмедов - заместитель премьер-министра.
3. Мустафа Чокаев - министр иностранных дел (впоследствии премьер-министр).
4. Убайдулла Ходжаев - военный министр.
5. Юрали Агаев - министр земельных и водных богатств.
6. Обиджан Махмудов - министр продовольствия.
7. Абдурахман Уразаев - заместитель министра внутренних дел.
8. Соломон Герцфельд - министр финансов.
Саиднасир Миржалал-оглы занял в составе сформированного правительства должность казначея.

Значительной заслугой съезда явилось избрание состава Туркестанского Народного Собрания (парламента). В его состав, кроме членов Временного правительства, вошли Т. Норбутабеков, С. Шарифходжаев, Насирхантура Камолхантура оглы, М. Бехбуди, Т. Мусабаев, Сабирджан Юсупов, Одилджан Умаров и другие выдающиеся общественные деятели края.

Таким образом, с созданием национального правительства из числа уважаемых лиц и патриотов страны на их плечи была возложена огромная ответственность. Основной задачей народного правительства явилось возрождение Туркестана, постепенное восстановление его независимости, подъем на должную высоту его статуса. Поэтому миллионы граждан страны с радостью и гордостью приняли провозглашение Туркестанской автономии.

В декабре 1917 года в Ташкенте, Намангане, Джалалабаде, Коканде, Самарканде, а также в других городах тысячи людей вышли на митинги, в которых горячо приветствовали Автономию. 6 декабря в старогородской части Ташкента был проведен многотысячный митинг в поддержку Туркестанской автономии, на котором выступили выдающиеся государственные деятели - Мунаввар Кары, Мулла Одил муфтий, Саид Ганихан, Пирмухаммад Аълам. Участники митинга приняли постановление в поддержку Временного краевого правительства. В те дни на страницах местной периодической печати были опубликованы многочисленные статьи, в которых прозвучали призывы к солидарности в борьбе за светлое будущее.

Так, Фитрат в своей статье «Автономия» в газете «Хуррият» за 5 декабря 1917 года отмечал: «…Съезд выполнил свою работу. Все остальное - задача нации. Для защиты автономии необходима сила, нужны деньги. Пусть нация предоставит их».

Население края единодушно поддерживало правительство автономного Туркестана, но большевики приняли все меры к тому, чтобы развитие событий пошло по иному пути. Насильственное подавление митинга в поддержку автономии в Ташкенте 13 декабря 1917 года было первым покушением на Туркестанскую автономию, в результате которого погибли мирные жители. В эти тяжелые для Туркестанской автономии дни, 25 декабря 1917 года, в Коканде начал работу I Чрезвычайный съезд рабочих, солдатских и дехканских депутатов, в котором приняли участие около 200 человек. Съезд прошел под лозунгом всемерной материальной и моральной поддержки Автономии. В последний день работы съезда, 27 декабря, депутаты отправили в Петроград на имя Председателя Совета Народных Комиссаров телеграмму, в которой просили признать Туркестанскую автономию и дать возможность довести дело до конца. В частности, в телеграмме говорилось:

«Сегодня народ Туркестана единогласно провозгласил Туркестанскую автономию и предлагает Учредительному собранию выработать окончательную форму управления автономией… В составе Народного Совета мы выделили им 33% мест, несмотря на то, что русские и европейцы составляют 2% населения края… Передавая вам сведения о I Чрезвычайном съезде рабочих, солдатских и дехканских депутатов, просим Вас… издать Указ о передаче власти Совета Народных Комиссаров Ташкента в распоряжение Временного правительства Туркестана. Этим Вы спасете Туркестан от двоевластия и анархии, которые могут привести к большой катастрофе».
Журнал «Ишчилар дунеси», 1918, № 2. С. 22-23.

Однако данная просьба народного съезда не была удовлетворена. Напротив, были даны секретные указания о немедленной ликвидации Туркестанской автономии.

Поражение Туркестанской автономии и его исторические уроки

Правительство Центра и его представители в Туркестане объявили правительство Туркестанской автономии и вне закона. Для этого советское правительство использовало все имеющиеся в его распоряжении средства. В ликвидации Автономии были задействованы все размещенные в крае военные силы.

По многим объективным и субъективным причинам Туркестанская автономия не могла подготовиться к обороне и защитить себя, поскольку просуществовала исторически короткое время (всего 72 дня). К тому же среди автономистов существовали серьезные разногласия по многим важным вопросам, не было единства и сплоченности. Свидетельством тому является переворот 18 февраля 1918 года, который был осуществлен организацией «Шурой Уламо». Было свергнуто правительство во главе с Мустафой Чокаем и руководство правительством передано начальнику миршабов Коканда Кичик Эргашу.

Правительство Автономии не успело установить связи с зарубежными странами, которые могли бы оказать финансовую и моральную поддержку, что в конечном итоге обрекало Туркестанскую автономию на неэффективную деятельность.

Большевистское правительство воспользовалось этим положением и приняло решение ликвидировать национальное правительство Автономии. 14 февраля 1918 г. советское правительство Туркестана ввело чрезвычайное положение в Ферганской области. 17 февраля в Коканде от местных органов власти - советов рабочих и солдатских депутатов, правительства Автономии - потребовали сдачи. В это же время из Ташкента прибыли вооруженный красноармейский отряд во главе с военным комиссаром Туркестанского края Е. Перфильевым. К этим противозаконным действиям были привлечены дашнаки - армянские националистические отряды. 19-21 февраля стали самыми трагическими днями в истории Коканда. Столица бывшего ханства была превращена в руины. Советское правительство беспощадно разгромило правительство Туркестанской автономии.

Самым страшным было то, что пострадали тысячи невинных людей, мирные жители Коканда остались без крова, более 100 тыс. человек было убито. О кровавой трагедии в Коканде впоследствии вспоминал один из советских государственных деятелей Д. Манжара: «Кокандская трагедия произошла из-за допущенных нами политических ошибок. Вместо того, чтобы окружить место расположения в старой части города плохо вооруженных автономистов, мы подвергли их массированному артиллерийскому обстрелу, а затем пустили в дело хорошо вооруженные отряды армянских дашнаков. В результате чего начались грабежи, бесчинства и резня. При этом пострадали и мирные жители, которые не имели никакого отношения к автономистам ».

Газета «Знамя свободы» в одном из январских номеров 1918 года сообщала: «Большевики не признали автономии и не предоставили угнетенному народу возможности самостоятельно определить свою судьбу и осуществить свои законные права».

Хотя Туркестанская автономия и потерпела поражение, однако она оставила неизгладимый след в исторической судьбе края. Трагедия Автономии показала всю лживость утверждения советского правительства о предоставлении народам Туркестана свободы, равноправия, права на создание ими своего национального государства. Это явилось историческим уроком в борьбе народа Туркестана за свободу и независимость: нельзя добиться свободы с чужой помощью, нужно полагаться только на свои силы, бороться под руководством только своих представителей.

Поражение Автономии содействовало дальнейшему сплочению народа Туркестана на пути к независимости и свободе.

  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.

§2. Установление Советского Режима в Туркестане. Борьба за Народную Власть. Туркестанская Автономия Обновлено: Март 1, 2017 Автором: admin