Развиваем внимание у детей младшего школьного возраста. Сборник упражнений для развития внимания в процессе обучения младших школьников


Степень успешности осуществляемой школьниками учебной деятельности обусловлена вниманием. Данному психическому процессу отведена особая роль. В качестве главной функции определены отбор необходимых данных и отсечение ненужных сведений. Умение сосредоточиться на словах учителя или изучаемом объекте — залог хороших оценок, в то время как рассеянность ведет к снижению успеваемости. Диагностировать наличие либо отсутствие внимания можно с помощью специальных тестов, проведение которых входит в перечень обязанностей школьного психолога. При отрицательном результате родителям будет рекомендовано принятие определенных мер.

Терминология

По сути внимание представляет собой познавательный процесс, подразумевающий необходимость обработки данных. Источниками последних являются органы чувств, конечной точкой — нервная система человека. Психологи и нейропсихологи изучают особенности обработки сведений, выявляют значимые для процесса факторы и занимаются поиском способов устранения тех или иных нарушений. Наиболее значимый для развития внимания период выпадает на возраст 6-8 лет. В эти годы фиксируется становление главных свойств, присущих процессу.

На сегодняшний день внимание принято делить на:

  • произвольное , вырабатываемое в момент осознанного сосредоточения ребенка на конкретном объекте/предмете (совершенствуется в ходе развивающих игр и требует определенного волевого усилия);
  • непроизвольное , возникающее вне зависимости от воли малыша в минуты воздействия на органы чувств какими-либо раздражителями;
  • послепроизвольное , наблюдаемое при становлении/проявлении интереса к определенным объектам/предметам (фиксируемое впоследствии сосредоточение ориентировано на обслуживание конкретного увлечения).

Вниманию присущ ряд основополагающих свойств, благодаря которым удается раскрыть особенности проявления сосредоточения в период взаимодействия субъектов и объектов. Вследствие этого внимание может быть оценено с помощью следующих характеристик:

  • количества объектов/предметов, одновременно удерживаемых вниманием;
  • умения полноценного оперирования рядом объектов;
  • возможности удержания предмета/объекта в зоне сосредоточения;
  • продолжительности периода фиксации на конкретном объекте при сосредоточении;
  • возможности перенаправления функции сосредоточения на другие предметы/объекты.

Совокупность перечисленных выше свойств дает общее представление о состоянии внимательности. Благодаря этому в моменты наблюдений у человека формируется фронтальная картина суждений о мире и требующих решения задачах.

Для психологии характерно соответствие четко сформулированного понятия любому аспекту:

  • Концентрация — способность сосредоточения на предмете/объекте и удержание данного состояния;
  • Устойчивость — продолжительность сосредоточения на конкретном предмете/объекте;
  • Объем внимания — возможность одновременного сосредоточения на двух и более объектах;
  • Переключаемость — функция перераспределения внимания между несколькими различными направлениями;
  • Распределение — способность одновременного удержания в зоне внимания нескольких разноплановых предметов/объектов.

Что немаловажно, все приведенные выше свойства могут развиваться и корректироваться. Очередной важный в развитии внимательности аспект связан с невозможностью оценивания внимания с позиций распределения, переключаемости и устойчивости при отсутствии возможности оперирования хотя бы минимальными данными о предметах/объектах. Не исключено, что именно данной особенностью обусловлена необходимость проведения занятий развивающего характера с малышами дошкольного возраста (4-6 лет), пребывающими в фазе активного сбора знаний о предметах и людях. Мамы и папы обязаны развивать в детях умение сосредоточения и перераспределения концентрации в наиболее приемлемых для их развития направлениях.

С помощью возрастной периодизации осуществляется попытка выделения общих закономерностей жизненного цикла человека. Благодаря разбивке на периоды жизн...

Особенности внимания, характерные для учащихся начальной школы

На протяжении первых лет школьного обучения четко прослеживается доминирование непроизвольного внимания. Навык управления вниманием у малышей данной возрастной категории развит чрезвычайно слабо, вследствие чего дети не могут концентрироваться на конкретных объектах. Препятствует этому и частое отвлечение, обусловленное повышенной впечатлительностью и склонностью к переходу в возбужденное состояние. По-разному сказываются на внимании и разновидности учебной деятельности. Ребятня не остается равнодушной к эмоционально привлекательным объектам, чего нельзя сказать о процессах запоминания стихотворений и устного объяснения материала. В последнем случае фиксируется быстрая утомляемость, что должно быть учтено педагогами.

Методы улучшения параметров внимательности

Первые шаги на пути развития основных характеристик произвольного внимания необходимо предпринимать в дошкольном возрасте. Реализация данной задачи возлагается на воспитателей и родителей. Малышам, не переступавшим школьного порога, могут быть рекомендованы следующие упражнения:

  1. Дошкольнику предлагается нарисовать рисунок на листе бумаги. По окончании работы изображение передается взрослому с целью дополнения картинки какой-либо деталью. Указанные действия малышом не отслеживаются (можно предложить ребенку отвернуться в этот момент). Положительный результат фиксируется при обнаружении дошкольником всех внесенных в рисунок изменений. Это упражнение ориентировано на развитие концентрации.
  2. Развитию свойства переключаемости способствуют игры в «съедобное — несъедобное» , предполагающие ловлю дошкольником мяча при озвучивании съедобных объектов и отбрасывание при назывании несъедобных предметов.
  3. Как ни странно, игра в «ладушки» может рассматриваться в качестве хорошего упражнения на развитие устойчивости. Сценарий для обеих рук, а также левой/правой ладошек оговаривается заблаговременно.
  4. Требует присутствия взрослого и упражнение на объем. Помимо этого придется соорудить картонную перегородку, за которой каждый из участников по очереди будет выкладывать фигуры из 8 спичек. Смысл упражнения заключается в воспроизведении увиденного. Задача осложняется тем, что на запоминание отводится лишь несколько секунд . Точное выкладывание собранной взрослым фигуры наделяет дошкольника правом выкладывания собственного изображения. Разгадывание рисунка при этом возлагается на взрослого.

У преобладающей части первоклашек уже присутствует как произвольная, так и послепроизвольная разновидности внимания. Подтверждается это оперированием определенными знаниями и наличием конкретных интересов. В то же время следует отметить, что учащиеся младшей школы не могут обходиться теми атрибутами концентрации, которых было достаточно дошкольнику. Объясняется это необходимостью длительного сосредоточения на одном либо нескольких объектах, что невозможно без наличия способностей концентрирования, удержания и переключения внимания. Доступный ребенку оперативный объем концентрации должен не только удерживать, но и обрабатывать все поступающие сведения.

Под сенситивным периодом понимают временной интервал, для которого характерно наличие наиболее подходящих условий для развития определенных психологич...


Развивать внимание у школьников младших классов желательно на каждом занятии. Наиболее подходящим временем считается начало урока
. Именно в этот период рекомендовано выполнение нескольких упражнений, ориентированных на активизацию внимания. Иметь представление о способах пробуждения концентрации обязаны и родители. Умение «включения» присущих восприятию возможностей познания существенно облегчает жизнь младшего школьника. При таком подходе сокращается время, затрачиваемое на подготовку домашнего задания. Неизрасходованные силы и свободные часы ребенок может потратить на игры, хобби и общение со сверстниками.

Взрослые, опекающие учащихся младших классов, могут совершенствовать характеристики произвольного внимания с помощью специальных упражнений:

  1. Оптимальными материалами для тренировки устойчивости признаны текстовые фрагменты, содержащие бросающиеся в глаза ошибки. На их обнаружение школьнику младших классов отводится небольшой промежуток времени. На начальном этапе целесообразно ограничиться короткими текстами. На протяжении занятия можно прорабатывать от 1 до 5 текстовых отрывков. При успешном выполнении рекомендуется переход к более сложным заданиям.
  2. Улучшить концентрацию поможет пара идентичных наборов пуговиц различной формы и размера. Помимо этого ребенок и один из родителей снабжаются листами бумаги с начерченной на них квадратной сеткой. В средней части поверхности стола выставляется заграждение из картона. Далее один из участников выкладывает пуговицы в произвольном порядке на выделенном ему игровом поле. Второму участнику предстоит запомнить места нахождения фишек в период отсутствия перегородки (на это отводится несколько секунд) и воспроизвести увиденное на собственном поле.
  3. Упражнение на объем начинается с записи 10-15 чисел. По окончании указанного действия взрослый демонстрирует ребенку полученную совокупность цифр в течение нескольких секунд. Далее школьник должен озвучить то, что ему удалось запомнить. Повторение приветствуется. Количество подходов может варьироваться от 10 до 25. По окончании каждого из них практикуется добавление к последовательности дополнительного числа.
  4. Тренировать переключаемость можно посредством поиска пропущенного числа. Как правило, школьники младших классов имеют представление о простейших математических действиях, вследствие чего проявляют интерес к сложным числовым рядам. К этой группе относятся и задания, связанные с исключением «лишних» растений, птиц, предметов и т.д.
  5. В упражнении на распределение родитель/педагог направляет воображаемого жучка по полю, составленному из сегментов квадратной формы. Команды, содержащие информацию о направлении движения и количестве пройденных клеток, озвучиваются вслух. Движение по диагонали не предусмотрено. На школьника младших классов возлагается задача мысленного «ведения» жучка по клеткам. Использование карандаша/пальцев запрещено. Команда «Остановка» предполагает нанесение пометки в виде крестика на соответствующую клетку. В ходе данного упражнения развивается внимание и у взрослых.

Из других вызывающих интерес заданий может быть предложено нахождение отличий в двух картинках, поиск выхода из лабиринта, зачеркивание определенной буквы в журнале/газете и многое другое. С энтузиазмом воспринимают дети и просьбы о перечислении предметов определенной формы либо цвета. Также можно попросить ребенка отыскать слова в бессмысленном на первый взгляд ряде букв: КРНКРОТЛИМАСУКВРПРОВОДНА (КРОТ, СУК, ПРОВОД и т.п.).

Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. ...

Востребованы также игры «Лови — не лови» и «Топ-Хлоп». В первом случае малыш ловит брошенный взрослым мяч при наличии команды «Лови!». Брошенный без этой команды мяч ребенок отбивает. Во втором случае школьник должен оценить правильность произнесенных взрослым фраз и отреагировать определенным образом. Соответствующие истине слова («Зимой холодно») сопровождаются хлопком, в то время как на противоречащие здравому смыслу высказывания («Автомобиль летает») ребенок должен ответить топаньем.

Заключение

Успешность учебного процесса напрямую зависит от проявляемого младшими школьниками внимания. За полноту развития важного процесса отвечают педагоги детских образовательных учреждений и ближайшее окружение (члены семьи, родственники). Достижение положительных результатов невозможно без осознания учителями и родителями процесса восприятия детьми объектов окружающей действительности. Помимо этого взрослые должны иметь представление об особенностях данного процесса, открывающихся возможностях и категориях, определяющих его сущность.

Повышению эффективности занятий, ориентированных на развитие внимания, способствует использование в упражнениях увлечений и хобби малыша. Правильно выполненные крохой действия должны сопровождаться соответствующими эмоциональными откликами со стороны взрослого (радость, удивление, восторг). Родители и педагоги не должны забывать о том, что наилучшие результаты фиксируются при выполнении упражнений игровой направленности. В большинстве случаев дети откликаются на оригинальные и неожиданные ходы, вызывающие у них интерес. Из других важных аспектов успешного развития внимания следует отметить регулярность занятий. Проводить их можно как в домашней обстановке, так и во время прогулки. Взрослые также обязаны помнить о том, что неправильные действия малыша не должны сопровождаться руганью. При этом кроху желательно хвалить даже маленькие победы.

Отлично зарекомендовали себя в сфере формирования внимания пошаговые инструкции к заданиям. Склонных к отвлечению школьников младших классов целесообразно привлекать к продолжению выполнения упражнения в доброжелательном тоне. Довольно часто предложение о дорисовке домика оказывается эффективнее окрика «Не отвлекайся!».

1 0

Оксана Храмова
Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Игры и упражнения по развитию внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание - психический процесс, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Объектом внимания может быть все , что угодно, - предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир.

Развитие внимания у детей – одна из основных задач родителей и педагогов. Именно благодаря вниманию дети способны выбирать нужную информацию и отфильтровывать второстепенную.

Виды внимания :

Непроизвольное – безвольное внимание , которое вызвано необычностью и новизной раздражителя;

Произвольное – осознанное желание человека сосредоточиться, достигается усилием воли;

Послепроизвольное – повышенный интерес, стремление узнать что-то новое.

Преобладающее внимание у младших школьников – непроизвольное , основанное на ориентировочном рефлексе. Учащиеся младших классов реагируют на новое, необычное, не имея навыков в управлении собственным вниманием .

Свойства внимания :

Объем – снижение приводит к неумению сосредотачиваться на нескольких предметах одновременно и удерживать их в уме;

Избирательность – школьник не может выбрать и сконцентрироваться на том материале, который поможет решить ему поставленную задачу, у него отсутствует абстрактное мышление;

Устойчивость и концентрация – при снижении этих факторов учащийся постоянно отвлекается, неусидчив;

Умение переключаться – позволяет ребенку чередовать виды деятельности;

Распределение – позволяет школьнику одновременно выполнять несколько дел.

Внимание тесно связано с темпераментом ребенка. Сангвиники и холерики непоседливы, успевают сделать на уроке много вещей. Флегматики и меланхолики пассивны, кажутся невнимательными , но при этом они сосредоточены, с интересом изучают окружающие предметы.

Внимательность личностное качество. Рассеянный ребенок заинтересуется предметом, но полностью сосредоточиться на нем не сможет.

Игры , которые представлены ниже, можно использовать во взаимодействии с детьми по развитию внимания , как в группе, так и индивидуально с ребенком в домашних условиях.

Игра «Зачеркни букву»

В газете, старой книге или журнале попросите ребенка по сигналу зачеркнуть все буквы «а» , стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а» , обвести в кружок все буквы «к» , подчеркнуть все буквы «о» ).

Игра «Вокруг меня…»

Попросите ребёнка найти вокруг себя и назвать за 15 секунд предметы с определенным цветом или формой. Например : назови всё, что ты видишь круглой формы и т. д.

Игра «Повтори за мной»

Читаете вслух предложение и чтение сопровождайте негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

Упражнение «Не собьюсь»

Упражнение на развитие концентрации , распределения внимания . Считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку. Вместо этих чисел он должен говорить : «Не собьюсь» . К примеру : «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Игра «Что изменилось?»

Перед началом игры следует подготовить инвентарь (разнообразные мелкие предметы, например спички, ластики и т. д., разложить его на столе и накрыть газетой.

Ребенок должен в течение З0 секунд запомнить расположение предметов, отвернуться, а после этого посмотреть на предметы еще раз и рассказать, как изменилось их расположение. За каждый угаданный предмет ребенку можно начислить 1 очко, за каждую ошибку - вычесть 1 очко. Если в игре принимали участие несколько человек, победителем считается тот, кто наберет наибольшее количество очков.

Игра «Топ-Хлоп»

Взрослый говорит фразы-понятия, если они правильные («Летом жарко» ) ребенок хлопает, если неправильные («Ножом кушают» ) – топает.

Игра «Белое и чёрное»

Инструкция : Сейчас, мы с тобой немного подвигаемся. Я буду называть предметы или явления белого или чёрного цвета. Если белого цвета, то тебе надо присесть, а если чёрного цвета – то встать и поднять руки вверх. Ты запомнил, повтори? Набор : снег, уголь, мука, сахар, мел, грязь, чёрная ворона, облака, снеговик, чёрная смородина, халат у врача, пух, свадебное платье, лепестки ромашки, вата, небо ночью, зайчик зимой, носик у собачки.

Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» .

Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.

Упражнение «ПРОЧИТАЙ СЛОВА, НАПИСАННЫЕ НАОБОРОТ»

Желтое околбя.

Паровоз ястичм.

Желтая акчобаб.

Красивая анишам.

Мышь тищип.

Вишневое еьнерав.

Старинная агинк.

Лиса артих.

Котенок теакуям.

Синее ером.

Упражнение «ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ»

Ав-обус, а-лея, ап-ека, бе-ёза, бо-ото,

яб-око, вет-р, воро-ей, в-ск-есенье,

вос-ок, ге-ой, го-од, дев-чка, дер-во,

до-ога, за-ц, завт-ак, ка-анд-ш,

к-асс,конь-и, к-рова, лопа-а, маши-а,

мед-едь, м-локо, м-роз, ог-род, ку-ица,

о-урец, паль-о, пе-ал, п-сок, по-идор,

рису-ок, ро-ина, рус-кий, са-оги, са-ар,

с-бака, со-ока, тет-адь, т-амвай, уче-ик,

учите-ь, февра-ь, яго-а, я-ык, св-ча.

Публикации по теме:

Диагностическая программа исследования внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста Внимание - это способность выбирать важное для себя и сосредоточивать на нем свое восприятие, мышление, припоминание, воображение и др.

Игры и упражнения для развития внимания у дошкольников [b]Упражнения и игры для развития внимания «Кто наблюдательнее?» Посмотреть на какой-либо предмет, запомнить его, отвернуться и.

Игры для развития зрительного внимания и памяти у детей младшего дошкольного возраста Игра "Поиграем в прятки" Педагог начинает беседу с детьми. -В гости к нам пришли игрушки,давайте с ними познакомимся. Педагог выкладывает.

Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие внимания у слабовидящих детей младшего школьного возраста. Теоретический анализ показал, что на сегодняшний день существуют следующие программы, которые обеспечивают развитие внимания: Артюхиной.

Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для родителей «Игры и игровые упражнения по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста» Подготовила: Третяк Т. В. ,.

Переход ребенка к школьному обучению – довольно сложный процесс. В этот момент перестраиваются память, мышление, внимание. Недостаточно развитое внимание у школьников сегодня считается настоящей проблемой и вызывает беспокойство со стороны родителей и учителей.

Внимание играет важную роль в процессе обучения. Внимание – сосредоточенность сознания субъекта на определенном объекте. Именно благодаря ему, дети могут усваивать нужную информацию, отсеивая второстепенную. Младшие школьники еще не научились концентрировать внимание на определенном объекте длительное время. Поэтому отвлеченность, невнимательность, небольшой объем внимания и отсутствие способности распределить его между другими предметами – типичная возрастная особенность младших школьников. Это может стать причиной рассеянности, забывчивости, неуспеваемости в школе. Сам школьник страдает из-за своей невнимательности, так как ему сложно воспринять информацию и усвоить ее, виной тому неумение концентрироваться. Ответственность за развитие внимания у ребенка ложится на плечи не только педагогов, но и родителей.

Внимание бывает следующих типов:

  • непроизвольное (появляется стихийно, без усилий);
  • произвольное (осознанная сосредоточенность на объекте, требующая волевых усилий);
  • послепроизвольное (целенаправленная сосредоточенность на объекте без особых волевых усилий).

Как эффективно развивать внимание у младших школьников

У младших школьников преимущественно развито непроизвольное внимание, поэтому им свойственно часто отвлекаться. При этом устойчивость произвольного внимания у них кратковременна. Для детей в возрасте 7-8 лет характерно удерживание произвольного внимания не больше 15 минут. Ученики первых и вторых классов еще не имеют способностей надолго концентрироваться на работе, особенно если она монотонная и не вызывает у них никакого интереса, поэтому дети легко отвлекаются.

Дети младшего школьного возраста должны уметь сосредоточиться на учебном задании, сохранять на нем концентрированное внимание в течение длительного времени, быстро и гибко переключаться с одного задания на другое.

Внимание можно классифицировать по следующим параметрам:

  • объем (концентрация сразу на нескольких предметах и удержание их в уме);
  • устойчивость (удержание информации о предмете в течение длительного периода);
  • концентрация (удержание информации о предмете в кратковременной памяти);
  • избирательность (концентрация внимания на нужном объекте);
  • распределение (выполнение нескольких действий одновременно, без ошибок);
  • переключаемость (переключение внимания с одного предмета на другой);
  • произвольность (концентрация внимания по требованию).

Свойства внимания начинают развиваться у детей на протяжении дошкольного возраста. Но с походом в школу, на этом развитие не закачивается, а наоборот – требует еще большей постоянной систематической тренировки. Родителям следует тщательно следить за развитием всех вышеперечисленных свойств внимания, так как нарушение каждого из них ведет к нарушению деятельности и поведения ребенка.

В данной статье подобраны для детей упражнения для концентрации внимания и его основных свойств.

Эффективные упражнения на развитие внимания для детей младшего школьного возраста

Специальные упражнения развития внимания для домашних занятий позволят интенсивно развить внимание и внимательность у детей младшего школьного возраста. Для эффективности методики важно соблюдать некоторые правила:

  • выполнять упражнения регулярно;
  • уделять занятиям не более 15-20 минут;
  • придерживаться последовательности в нагрузке (от простого задания к более сложному).

Мы подобрали специальные упражнения, которые помогут младшему школьнику в дальнейшем стать более сконцентрированным, усидчивым, внимательным.

Упражнение №1. Тренировка распределения и избирательности внимания.

Среди предлагаемого набора букв вставлены слова. Предложите ребенку найти их и подчеркнуть. Например (слова в тексте выделены жирным курсивом):

зкмороз нклкран

прлкруг жрваюрцапля ш

уворчашка ртнщлук цкпр

оутюг шпрнклимон фыву

Упражнение №2. Развитие зрительной памяти и внимания.

Попросите ребенка мысленно представить и в деталях описать школьный двор, дорогу домой, учебный класс – это то, что он видит каждый день. Упражнение покажет, насколько ребенок наблюдателен.

Упражнение №3. На концентрацию и устойчивость внимания. Младшему школьнику нужно без ошибок переписать следующие строки, соблюдая последовательность и размер букв:

ИРПННЖмЕНЧ

ШОНнГемсЗЗШ

УЭОПНГаЕКУИОДЫ

МЛШЕцУКЫОШЖЙЪЯЕ

Упражнение №4 поможет выработать умение выполнять сразу несколько действий.

Прочтите вслух несколько предложений из книги. Во время чтения негромко постукивайте карандашом или ручкой по столу. Перед ребенком стоит задача одновременно слушать текст, и считать количество ударов по столу.

Упражнение №5. Всем знакомая с детства игра «Съедобное-несъедобное» – отличный метод тренировки умения переключать внимание. Бросайте ребенку мячик и называйте произвольно предметы (съедобные или несъедобные). Ловить мячик он должен только тогда, когда услышит от вас съедобный предмет.

Упражнение №6. На развитие концентрации внимания. Предварительно подготовьте несколько картинок, закрасив их лишь наполовину. Предложите малышу закрасить остальную часть картинки в точности, как закрашена первая. Далее задание можно усложнить, нарисовав изначально только половину картинки или фигурки (бабочка, слоник, птичка). Дайте ребенку дорисовать, а затем закрасить картинку.

Упражнение №7 «Угадай слово». В спутанных слогах ребенку предстоит понять, какое знакомое слово они скрывают. Например, маркан (карман), ловк (волк), потком (компот). Это упражнение отлично развивает концентрацию и распределение внимания.

Упражнение №8 «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку карточки с интересными изображениями или символами. На рассмотрение картинок выделите 1-2 минуты. Далее, вооружившись карандашом и альбомным листом, ребенку нужно нарисовать все, что он запомнил. Изображения на карточках могут быть различной тематики:

  • животный мир (птицы, рыбы, насекомые, домашние питомцы);
  • растительный мир (деревья, цветы, растения);
  • бытовые предметы (мебель, посуда, бытовые приборы);
  • символы (геометрические фигуры, знаки, числа, буквы).

Упражнение тренирует такие свойства внимания, как объем, концентрация, произвольность.

Упражнение №9. «Подчеркивание букв». Ребенку дается небольшой фрагмент текста, в котором ему необходимо найти и подчеркнуть определенную букву (например, подчеркнуть в словах все буквы «и»). Выполнив задание, подсчитайте количество подчеркнутых и не подчеркнутых букв, чтобы определить уровень внимательности ребенка. Далее размер текста можно постепенно увеличивать.

Упражнение №10. «Спутанные цвета». Ребенку дается карточка, где есть названия цветов. Но они написаны другим цветом. Например, слово «красный» написан зеленым фломастером, «коричневый» – желтым. Задача школьника – назвать цвета, которыми написаны слова, для этого важно сосредоточить внимание на цвете фломастера, а не на самом слове.

Упражнение №11 на развитие памяти и внимания. Разложите на столе небольшое количество совершенно несвязанных между собой предметов. Это может быть монетка, ластик, конфета, скрепка, маленькая игрушка. Посмотрев на предметы 3-5 секунд, ребенок должен отвернуться и назвать их. Со временем, можно усложнять задание, добавляя количество предметов на столе.

Упражнение №12 «Предметы вокруг». Попросите ребенка в течение 15-20 секунд назвать предметы по определенному признаку, которые он видит вокруг себя. Например, все предметы черного цвета, или квадратной формы.

Упражнение № 13 «Слова наоборот». Ребенку нужно прочесть следующие слова:

Дождь тимуш

Собака теал

Каша теарогдоп

Песчаный гереб

Поют икчитп

Жук йиксйам

Упражнение № 14. Тест на внимание по таблице Шульте. Применяется для школьников младшего возраста, которые хорошо знают числа. Расставьте числа от 1 до 10 или больше (в зависимости от того, каким счетом владеет ребенок) в произвольной форме как на примере ниже.

Задача ребенка – отыскать и назвать числа в таблице по порядку. На выполнение задания должно уходить не более 1,5 минут.

Упражнение № 15. «Обратный отсчет». Тренироваться можно по пути в школу, магазин, прогуливаясь по парку. Попросите ребенка в обратном порядке сосчитать от 20 до 0.

Польза упражнений

Родители должны помнить, с какой целью проводятся занятия, проявлять терпение и доброжелательность по отношению к малышу. Упражнения проводятся в игровой форме в дружелюбной атмосфере. Не зацикливайтесь долго на одном задании, иначе ребенок быстро потеряет интерес к упражнениям. Если ребенок терпит неудачу, не ругайте его, а наоборот, мотивируйте для лучших результатов.

Упражнения на внимание, которые мы вам предложили, разработаны опытными детскими психологами, нейропсихологами и педагогами-дошкольниками. Они посвятили долгие годы своей профессиональной деятельности изучению и диагностике внимания дошкольников и младших школьников.

Регулярные упражнения с детьми помогут им справиться с рассеянностью, невнимательностью и положительно повлияют на их интеллектуальное развитие в целом.

Подбор упражнений на развитие концентрации внимания и самоконтроля

«Корректурная проба» : суть приёма в том, что ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте. В качестве материала можно использовать газетные вырезки, старые ненужные книги и т.п. Условия проведения: ежедневно по 5 мин. минимум 5 раз в неделю в течение 2-4 месяцев.

Правила проведения:

Игра проводится в доброжелательной атмосфере, детей можно дополнительно заинтересовать, предварительно выяснить, кем они хотят быть, сказать, что данная тренировка поможет им стать хорошими шофёрами, врачами и т.д.

Проигрыш не должен вызывать чувство неудовольствия.

Объём просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачёркиваются, одновременно отыскиваются 2 буквы, одна зачёркивается, другая – подчёркивается (слоги, обведение, пометки галочками и т.д.)

Вариант: подчёркивать в каждой строчке ту букву, которая стоит первой:

к трок нткк джюбк уйк аывя
митьчум рм охэм тм ычфм ц

Другой вариант: сначала одну букву подчёркиваем (С), а другую (О) – вычёркиваем, затем по команде «Внимание!» проводится черта и начинается вторая часть работы: С – теперь вычёркиваем, а О – подчёркиваем:

Рос цветочек золотистый, Стал он круглый и пушистый. («Внимание!» Саша дунет, засмеётся, Пух по ветру понесётся.

Подобное упражнение можно провести и на учебном материале, предложив ученикам грамматический анализ нескольких текстов. В тексте надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, а прилагательные – двумя. Затем по команде «Внимание!» - наоборот- имена существительные – двумя чертами, а прилагательные – одной.

По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачёркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания младших школьников на первых порах – 4 и меньше пропусков, больше 4-х – слабая концентрация. Проверка может происходить следующим образом: сначала эта роль отводится учителю, позже – соседу по парте. Выигравшие могут, например, получить жетон, в конце недели количество жетонов подсчитывается, лучшего можно поощрить. Если регулярно в течение 2-4 месяцев проводить подобные упражнения, то количество ошибок в письменных работах учеников сокращается примерно в 2-3 раза.

Упражнения на концентрацию и устойчивость внимания

а) «Копировальщики» : школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

Аммадда береюре аввамава ессанессас деталлата; - етальтаррс усокгата енажлобы клатимори лиддозока; - миноцапримапавотил щонеркапридюракеда куфтироладзлоекунм

б) Тест «Мюнстерберга» : среди буквенного ряда спрятались слова

Варианты:

Слова, которые спрятались, выделены курсивом:

БСОЛНЦЕ ДЕКЖАРА ЭЪЗИРЫБА ЙЦ

Среди букв найти словарные слова и исправить ошибки:

СЧЬРИБИНА ФХЗДИРЕВНЯ УЫЙЭКВОРТИРА ЬБОКОРТИНА

Среди букв найти и подчеркнуть слова, найти лишнее слово:

ЖЭСОБАКА ПРИКОРОВА ЛДКАБАН ЭЪЦЙЛОШАДЬ

Отделить в сплошном тексте слова друг от друга и записать поговорку (можно добавить выполнение грамматического задания, связанного с темой урока – например, определить время глаголов, склонение имён существительных и т.д.)

ПОДЛЕЖАЧИЙКАМЕНЬВОДАНЕТЕЧЁТ /Под лежачий камень вода не течёт./

б) «Шифровки»

Расшифровать слова, найти лишнее:

ИАКБНИ /Бианки/ КВАСЛАДО /Сладков/ УРЧШИНА /Чарушин/ КОВЫЛР /Крылов/

в) «Кодирование» слов с помощью цифр. Каждой букве соответствует своя цифра.

Например: зашифровать слова МЕТРО, ТОРТ.

Н М Е Т Р А Л О С

1 2 3 4 5 6 7 8 0 23458 , 4854

Заменить их суммой разрядных слагаемых;

Назвать общее число сотен, десятков и т.д. ;

Узнать, на сколько первое число больше второго.

Упражнения на развитие слухового внимания

Это хорошо знакомые нам арифметические диктанты, однако смысл упражнения заключается в том, что каждое задание состоит из нескольких действий. Учитель может дать такую установку: «Сейчас я буду вам читать арифметические задачи. Вы должны решить их в уме. Получаемые вами числа также надо держать в уме. Результаты вычислений запишите только тогда, когда я скажу: «Пишите!». Само содержание задач зависит от возраста детей, их подготовленности и программного материала. Например:

1 класс – Даны два числа 6 и 3. Сложите эти числа, от полученного числа отнимите 2, затем ещё 4. Пишите. /ответ 3/

2 класс – Даны два числа 15 и 23. Первую цифру второго числа прибавьте к первой цифре первого числа, от полученного числа отнимите 2, а теперь прибавьте 4. Пишите. /ответ 5/

3 класс – Даны два числа 27 и 32. 1-ю цифру второго числа умножьте на 1-ю цифру первого числа и от полученного произведения отнимите вторую цифру числа. Пишите. /ответ 4/

4 класс – Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавьте вторую цифру второго числа и полученную сумму разделите на первую цифру второго числа. Пишите /5/

Упражнения на увеличение уровня распределения внимания (умения выполнять несколько действий одновременно)

Детям читают вслух предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов.

Ребёнок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми учитель сопровождает рисование. Время выполнения – 1 минута. Подсчитывается количество кругов и сосчитанное число ударов. Чем больше нарисовано кружков и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

- «Счёт с помехой»: ребёнок называет числа от 1 до 20, одновременно записывая на листе бумаги или доске эту последовательность, но в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д.Затем подсчитывают время выполнения и число ошибок.

Функциональное упражнение "Колпак мой треугольный" (старинная игра). Цель: развитие концентрации внимания и двигательного контроля, элиминация импульсивности. Участники садятся в круг. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: "Колпак мой треугольный, Треугольный мой колпак. А если не треугольный, То это не мой колпак". Затем фраза повторяется, но дети, которым выпадает говорить слово "колпак", заменяют его жестом (легкий хлопок ладошкой по голове). Затем фраза повторяется еще раз, но при этом на жесты заменяются два слова: слово "колпак" (легкий хлопок ладошкой по голове) и "мой" (показать рукой на себя). При повторении фразы в третий раз заменяются на жесты три слова: "колпак", "мой" и "треугольный" (изображение треугольника руками).

. Смотрение на небо. Испытуемым предлагается подойти к окну и посмотреть на небо, сконцентрировать взгляд на небе (не на точке, а на всей видимом объеме), рассматривая его. Можно просто смотреть (любоваться), можно описывая увиденное. Время выполнения 2 минуты. После окончания упражнения – обсуждение. Важно, чтобы выполнение упражнения доставляло удовольствие. Потому что даже простое рассматривание (любование) неба есть расширение объема внимания.

«Найди отличия»

Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности.

Для сравнения детям могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев

Детям предлагается короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально организовать некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Игра «Муха»

Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3×3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки).

Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. В нее могут играть дети от 7 до 17 лет.

Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке.

Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?»

Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди.

Игра «Ищи безостановочно»

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Развитие концентрации внимания

Корректурные задания . В корректурных заданиях ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит быть внимательным, и развивать состояние внутреннего сосредоточения.

Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ.

Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.

Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев.

Занятие может быть индивидуальным или групповым. Каждому ребенку раздается старая книга и карандаш или ручка.

Инструкция выглядит следующим образом: «В течение 5 мин нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора, если у кого-то они встретятся».

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т. п. Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия.

По итогам работы подсчитывается количество пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - четыре и меньше пропусков. Больше четырех пропусков - слабая концентрация.

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших школьников можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести «веселые штрафы»: промяукать столько раз, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т. п.

3. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 мин.

4. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

5. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».

Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в 2-3 раза в письменных заданиях. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду.

При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности добиться нужного результата. Это легко достигается на индивидуальных занятиях. В группе общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие «штрафов», назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект этой игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Нужно объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова в упражнении надо читать вслух, так, как они написаны, называя непроизносимые буквы и знаки препинания и т. д.

При проверке ребенком выполненного письменного задания следует подчеркнуть, что читать написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произнеси каждую букву так, как она пишется». На это нужно обратить особое внимание, так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен) и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения

Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательности букв, цифр, геометрических узоров, движений и т. д.).

«Найди слова»

На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое спрятавшееся в нем слово. Например:

Смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке

В левой таблице расположены 25 цифр из промежутка от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в таблицу слева, начиная ее заполнение с пустого верхнего левого квадрата.