Социальная диалектика. Федор константинов, владимир марахов - диалектика общественного развития

Диалектика общественного развития Константинов Федор Васильевич

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии

В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения материи. Социальная детерминация как высший тип детерминации органически включает диалектику прошлого, настоящего и будущего. В связи с этим с теоретико-научной и практически-политической точек зрения представляет интерес рассмотрение процесса «вхождения» будущего в механизм социальной детерминации.

Методологическую основу исследования связи социального прошлого, настоящего и будущего составляет диалектико-материалистическая теория общественного развития. Оно характеризуется, как известно, направленностью, частным проявлением которой выступает движение в будущее от прошлого через настоящее. Ориентированность на будущее присуща, несмотря на качественное своеобразие, всем системам (живым, социальным, техническим). В категориях, законах и принципах материалистической диалектики отражается эта особенность данных систем.

Сказанное объясняет, на наш взгляд, правомерность выдвижения принципа будущего в качестве относительно самостоятельного принципа познания общественного развития. Как прием научного исследования этот принцип означает выявление элементов будущего в настоящем; рассмотрение настоящего с точки зрения будущего; оценку настоящего с точки зрения «интересов» будущего. Это значит, что будущее играет своеобразную регулирующую роль в отношении настоящего. Принцип будущего связан с чувством нового, прогрессивного. В. И. Ленин критиковал односторонний подход к явлениям и процессам действительности, когда то или иное событие рассматривается «только с точки зрения прошлого и настоящего, не привлекая во внимание точку зрения будущего». Стоять на диалектической точке зрения, подчеркивал В. И. Ленин, - значит рассматривать «движение всесторонне, принимая во внимание и прошлое и будущее».

Для адекватного выражения сущности общественно-исторического развития важно иметь в виду, что оно совершается под действием двойной детерминации. Направленность процесса общественного развития следует понимать не фатально, не как прямолинейное, поскольку историческое развитие предполагает и обратную связь. В нем, с одной стороны, имеет место «прямая» детерминация, т. е. детерминация будущего факторами прошлого и настоящего, когда прошлое и настоящее определяют будущее. С другой стороны, существует и «обратная» детерминация, когда социальные преобразования осуществляются, исходя из интересов будущего (детерминация будущим).

Историческое развитие идет по спирали, что в исследуемом аспекте означает: с одной стороны, исторический процесс детерминирован факторами прошлого и настоящего (в сторону будущего), с другой - будущее (его носители) регулирует ход движения. «Спираль» следует понимать как в историко-генетическом, так и в системно-структурном плане. В этой двойной детерминации основная роль принадлежит факторам, детерминирующим будущее.

Однако нельзя сбрасывать со счетов и моменты будущего, воздействующие на настоящее. Иначе познаваемое движение имело бы характер прямолинейности, однонаправленности («по прямой»), что противоречит объективной диалектике.

Между прошлым и будущим существует переход, характер которого глубоко диалектичен. Это значит, что происходят перерывы постепенности, скачки от прошлого через настоящее к будущему, а также наличие элементов прошлого и настоящего в будущем, т. е. реально существующие традиции, преемственность, непрерывность истории. Движение идет не только от прошлого через настоящее к будущему, но и как бы возвращается к старому, но это не механическое возвращение к прошлому, а «движение» будущего в сторону настоящего, что и находит свое выражение в различных формах предвидения. Не только настоящее становится будущим, но и будущее становится настоящим. Преемственность отражает диалектику прошлого, настоящего и будущего через «воспроизводство» их.

Возьмем в качестве примера возникновение и развитие марксистско-ленинской теории. Научно-революционное учение, созданное в XIX в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, ныне выступает как марксизм-ленинизм, т. е. ленинизм - это марксизм современной эпохи. Будучи преемником всего прогрессивного, что было создано в духовной культуре мировой цивилизации, марксизм-ленинизм и ныне выступает как «философия социального оптимизма, философия настоящего и будущего».

Конституция СССР 1977 г. также свидетельствует о преемственности в решении основных проблем общественной жизни: обобщая прошлый опыт, она отражает факты, достижения реального социализма, его диалектику, раскрывает закономерности нарождающейся коммунистической цивилизации.

Методологически исходным для анализа диалектики прошлого, настоящего и будущего является утверждение В. И. Ленина о том, что «если рассматривать какое угодно общественное явление в процессе его развития, то в нем всегда окажутся остатки прошлого, основы настоящего и зачатки будущего…». Для анализа диалектики прошлого, настоящего и будущего важно видеть противоречивость движения: единство моментов устойчивости и изменчивости. Информация о будущем заключена в настоящем в виде устойчивых и изменчивых процессов. Благодаря устойчивости движения прошлое, настоящее и будущее находятся в единстве, которое относительно. Их взаимодействие идет как «по горизонтали», так и «по вертикали», т. е. в структурно-функциональном и историко-генетическом аспектах. Таким образом, можно говорить о динамически и статистически противоречивой связи прошлого, настоящего и будущего. В. И. Ленин показывает единство и «борьбу» прошлого, настоящего и будущего на примере государства, национального вопроса и т. д.

Благодаря двойной детерминации история предстает в виде двух уровней отношения между прошлым, настоящим и будущим: генетически - как смена прошлого настоящим, а настоящего будущим; структурно - как «сосуществование» прошлого, настоящего и будущего. Примером сменяемости и «сосуществования» прошлого, настоящего и будущего может служить социалистическая революция, в процессе которой разрешается противоречие между прошлым и будущим. Переворот, совершающийся в недрах настоящего в переходный период, означает не только «переделку» прошлого в настоящее, но и превращение будущего в настоящее. Фактически здесь сталкиваются прошлое и будущее. Принципиально новое качество жизни трудящихся масс «достигается не на другой день после установления общественной собственности. Поэтому оно не может сразу же оцениваться как „уже готовый“, завершенный социализм. Переворот в отношениях собственности сам по себе не устраняет всех столетиями накапливавшихся негативных черт человеческого общежития».

Для раскрытия диалектики взаимодействия прошлого, настоящего и будущего, их взаимовлияния важно дать анализ структуры этих трех координат исторического развития. Настоящее включает моменты прошлого и зародыши будущего. Настоящее - синтез прошлого и будущего, их мера, исторический и логический итог, Однако настоящее не является механической суммой их, а имеет собственную основу. Особенность настоящего в том, что оно включает в себя закономерности будущего. На вопрос Михайловского, почему, говоря о будущем, К. Маркс употребляет настоящее время, В. И. Ленин отвечал: «…настоящее употребляется вместо будущего, когда это будущее представляется неизбежным и несомненным».

Социальное настоящее - это, с одной стороны, определенный итог развития, с другой - указание на будущее. Настоящее содержит в себе задачи, которые еще нужно решить. С высоты настоящего люди смотрят на прошлое и оценивают результаты проделанной работы. Настоящее длится, и поэтому оно исторично.

Понятие прошлого употребляется в трех смыслах. Во-первых, как «целое» прошлое - то состояние объекта во времени, которое когда-то было настоящим, но стало прошлым, поскольку ему на смену пришло настоящее. Это «целое» прошлое сохраняется в общественной памяти. Во-вторых, как «снятое» прошлое, которое существует в опыте благодаря аккумулятивному характеру развития. В-третьих, под прошлым подразумеваются остатки былого, следы, наличествующие в настоящем, пережитки старого и т. д.

Будущее выступает, во-первых, в виде зародышей, предпосылок грядущего в настоящем; во-вторых, как «целое» будущее, которое впереди во времени, следует за настоящим; в-третьих, мыслимое будущее в качестве форм предвидения, опережающего отражения действительности.

Применительно к общественному развитию три координаты истории (прошлое, настоящее, будущее) выступают как своеобразные линии, «дороги» на общеисторическом пути человечества, которые могут и «сосуществовать». В. И. Ленин раскрывает диалектику прошлого, настоящего и будущего на примере революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства во время революции 1905–1907 гг.: «У революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства есть, как и у всего на свете, прошлое и будущее… Конечно, в конкретной исторической обстановке переплетаются элементы прошлого и будущего, смешиваются та и другая дорога… Но это нисколько не мешает нам логически и исторически отделять крупные полосы развития».

Прошлое, настоящее, будущее структурны и выступают как процессы. Есть разные степени прошлого, и формы «вхождения» прошлого в настоящее различны. Прогрессивное прошлое как предпосылка и основа настоящего и будущего органически включается в процесс исторического развития социальной системы. Регрессивное прошлое, выступающее как следы былого, «родимые пятна» старого, должно либо приспособиться к настоящему, либо погибнуть. Настоящее также имеет свои формы, так как и оно переживает историю. Формы будущего - это ближайшее, отдаленное будущее и сверхбудущее.

Диалектика взаимопроникновения прошлого, настоящего и будущего конкретизируется через проблему нового и старого. Критерий выделения их дает прогрессивное развитие. Специального внимания заслуживает вопрос о формах будущего, выражающихся понятиями прогресса, нового, опережения.

Процессуальность и структурность трех координат исторического развития требует выявления их носителей. На уровне социальной формы движения материи прошлое, настоящее и будущее конкретизируются в социальных фактах, явлениях, процессах и т. д. Будущее закодировано в них. Представление о будущем формируется на основе предпосылок его в настоящем. Эти предпосылки можно разделить на два класса: предпосылки первого рода, т. е. традиции; предпосылки второго рода, т. е. зародыши нового в недрах старого. Через носителей осуществляется диалектическая связь между прошлым, настоящим и будущим.

Материальные и духовные элементы будущего в настоящем оказывают обратное воздействие на реальные процессы социально-исторического развития (всех его сфер: экономической, социальной, политической и духовной). Это воздействие можно проследить как в развитии объективных условий, так и в деятельности субъективного фактора.

В формах предвидения и типах прогностического решения раскрывается значение и роль будущего для настоящего. Вопрос о влиянии элементов будущего на процесс развития в настоящем имеет важное значение в связи с применением в планировании программно-целевого метода и нацеленностью управленческой и плановой деятельности на конечную цель и конечные результаты.

Именно вследствие диалектической связи между настоящим и будущим имеет место взаимный переход форм опережающего отражения друг в друга. Превращение будущего в настоящее находит выражение, в частности, в созревании возможности для этого будущего; затем происходит переход от абстрактной возможности к формальной, от нее к реальной и, наконец, превращение ее в действительность. Поэтому формы предвидения различаются не только по степени отражения будущего, но и по содержанию этого отражения. Отличие их идет по линии деления будущего на три этапа: ближайшее, отдаленное и сверхбудущее, а также в связи с двумя видами, сторонами человеческой деятельности: материализацией и идеализацией (предвидение как ориентир и как «рычаг» изменения мира).

В связи с этим возникает возможность применения в систематизации форм предвидения метода движения от абстрактного к конкретному. Наиболее абстрактной формой выступает идеал, наиболее конкретными - прогноз и лозунг. «Движение» форм предвидения отражает в тенденции «движение» системы к будущему.

Связь прошлого, настоящего и будущего можно раскрыть лишь исходя из исторического развития явления, включающего те или иные фазы, вычленение которых имеет под собой определенную базу - уровень и характер развитости этого явления. Развитость следует оценивать не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего. В ней находит выражение единство количественных и качественных характеристик будущего, т. е. совокупность возможностей для развития системы.

Развитой социализм дает богатый материал, конкретизирующий представления о категориях диалектики и позволяющий глубже раскрыть связь между прошлым, настоящим и будущим. Для осмысления диалектики прошлого, настоящего и будущего в условиях развитого социализма важное методологическое значение имеет диалектический метод, примененный К. Марксом к анализу категорий труда, богатства, производства и т. д. Особенно значимым является положение К. Маркса о практически истинной абстракции. На стадии реального социализма практически истинными абстракциями выступают: труд, богатство, цивилизация, целостность, будущее, свобода, демократия и другие. Поэтому подлинная диалектика развитого социализма, в том числе диалектика его прошлого, настоящего и будущего, может быть понята лишь на базе данных категорий. Сама возможность анализа диалектической связи прошлого, настоящего и будущего обусловлена степенью развитости тех общественных явлений нашей действительности, которые несут в себе единство этих трех координат истории.

Развитой социализм выступает в этом плане как носитель будущего коммунистической цивилизации. Диалектика развития социалистического общества состоит в том, что по мере совершенствования развитого социализма происходит его постепенное перерастание в коммунизм. Отделить эти два процесса невозможно. В отличие от антагонистической цивилизации, у которой нет будущего, коммунистическая цивилизация обладает бесконечным будущим и возможностями безграничного прогресса. Именно поэтому ей присуще историческое развитие, сочетающее в себе противоположности прошлого, настоящего и будущего.

В концепции развитого социализма, разработанной КПСС, убедительно показано диалектическое единство прошлого, настоящего и будущего, т. е. «и реальных успехов в социалистическом строительстве, в осуществлении многих экономических, социальных и культурных задач первой фазы коммунизма, и крепнущих ростков коммунистического будущего, и еще не решенных проблем, оставшихся нам от вчерашнего дня».

Исходя из особенностей коммунистического типа общественного прогресса, его противоречий, носящих неантагонистический характер, можно сделать вывод и о специфике перехода от социализма к коммунизму, от прошлого через настоящее к будущему. Развитой социализм - это настоящее. Диалектика перехода к будущему, т. е. к высшей фазе коммунизма, состоит в том, что познание и использование всех возможностей развитого социализма есть одновременно и переход к строительству коммунизма.

В условиях развитого социализма впервые в истории человечества осуществляется органическое единство научного управления, планирования и прогнозирования. Научное предвидение составляет неотъемлемую часть политики КПСС. Выработка перспектив развития, ориентация на будущее, на запросы завтрашнего дня выступают в качестве важнейших средств решения сегодняшних проблем.

Раскрытие диалектики прошлого, настоящего и будущего в условиях развитого социализма имеет большое значение для понимания специфических особенностей, закономерностей становления и развития коммунистической цивилизации. Одной из таких специфических закономерностей развития коммунизма является бесконечность его существования. Поэтому проблема будущего, его предвидения и управления им всегда будет стоять перед человечеством.

Из книги Будущее настоящего прошлого автора Нюхтилин Виктор

Нюхтилин В. - Будущее настоящего прошлого БлагодарностиСпасибо всем, кто прочитал книгу "Мелхиседек".Спасибо тем, кто собрался прочитать и данную книгу, невзирая на первое обстоятельство.Спасибо моему сыну Нюхтилину Павлу Викторовичу за неоценимую помощь в работе над

Из книги Зеркало отношений автора Джидду Кришнамурти

Состояние любви не имеет прошлого или будущего. Интересно, рассматривали ли вы когда-либо природу любви? Любовь – это одно, а влюбленность – другое. Любовь не имеет никакого времени. Вы не можете сказать: «Я любил» – это не имеет никакого смысла. Тогда любовь

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.Теория социальной революции в марксизме

Из книги Простая правильная жизнь автора Козлов Николай Иванович

Память прошлого и память будущего Мои коллеги-психологи, исследователи памяти, предполагают, что резервы нашей памяти практически неисчерпаемы. Нашей головы хватит, чтобы мы запоминали все и всегда: и вон тот случайный разговор на улице, и колыхание каждой ветки вон того

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

Из книги 2. Субъективная диалектика. автора

Из книги 4. Диалектика общественного развития. автора Константинов Федор Васильевич

Из книги Субъективная диалектика автора Константинов Федор Васильевич

Глава VI. ДИАЛЕКТИКА ПРОЦЕССОВ ИНТЕГРАЦИИ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ Процессы интеграции и дифференциации выражают важную закономерность развития науки, выступая как две наиболее существенные тенденции единого процесса познания. Оба процесса имеют как

Из книги Диалектика общественного развития автора Константинов Федор Васильевич

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Диалектическая обработка истории человеческой мысли, науки и техники неизбежно предполагает анализ таких важнейших типов общественного развития, как эволюция и революция. Необратимые качественные изменения,

Из книги Том 26, ч.3 автора Энгельс Фридрих

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения

Из книги Контуры грядущего. Энгельс о коммунистическом обществе автора

[е) Годскин об общественном характере труда и об отношении между капиталом и трудом] Теперь приведем еще несколько заключительных положений из брошюры Годскина «Labour Defended against the Claims of Capital».Развитие меновой стоимости продукта и тем самым - развитие содержащегося в товаре

Из книги Статьи разных лет автора Багатурия Георгий Александрович

Глава шестая. Диалектика будущего (1883 – 1895) В последний период жизни Энгельс все чаще и чаще задумывался о будущем революционного движения, его мысленный взор все чаще обращался к различным проблемам будущего общества. Рассмотрим его наиболее важные высказывания по

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 2 автора Ливрага Хорхе Анхель

5. Диалектика будущего Теперь мы переходим к чрезвычайно важному и интересному вопросу – к специфически диалектическим представлениям Энгельса о будущем.27 января 1886 г. в ответ на просьбу дать краткое изложение основных экономических, социальных и политических

Из книги Путешествие длиною в себя (0.73) автора Артамонов Денис

Диалектика природы – диалектика истории – диалектика будущего (Энгельс о возрастающей роли общественного сознания) Велик соблазн восхвалять юбиляра. Что может быть проще, если юбиляр действительно велик! Но юбилей – это всегда повод задуматься о жизни и делах

Из книги автора

X. А. Ливрага Встреча прошлого и будущего Лекция Тема нашей сегодняшней беседы звучит достаточно просто. Но когда профессор Гусман представляла меня, я подумал, что помимо встречи прошлого и будущего в строго историческом смысле, то есть в контексте больших человеческих

Из книги автора

21.2 Конструкторы: Будущего (*Б) и Прошлого (*П) Идеальные конструкторы, представляют собой способы максимального усиления идеальных маркеров, с помощью совместной работы людей над прошлым и будущим.С идеальной точки зрения, мы одновременно живём в трех временах (Б123),

Общество как органическая система находится в постоянном движении, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необра­тимые, качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения, источниках и движущих силах развития общества, детерминантах об­щественной жизни занимал умы исследователей истории во все вре­мена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни виде­ли источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире; в природных условиях), другие – в нем самом (в материальном произ­водстве, в духовных факторах, в великих людях).

Диалектика общественной жизни включает в себя взаимодействие природного и социального, объективного и субъективного, общества и личности, уровней и сфер жизни общества и другие процессы. Она проявляется в действии прогрессивного, регрессивного и безнаправ­ленного развития, в нацеленности общественной жизни на удовлет­ворение потребностей и интересов человека, социальных общностей. Диалектика общественного развития определяется многообразными источниками и движущими силами, закрепляется в формационном, историческом, социокультурном, цивилизационном и других процес­сах. Для понимания диалектики общественной жизни важно раскрыть источники, движущие силы и направленность исторического процес­са. Остановимся на этих вопросах подробнее.

До Нового времени объяснение возникновения и развития об­щества осуществлялось на религиозной основе. Французское просве­щение в XVIII веке, пытаясь отойти от доктрины Бога как источника и творца мира, выдвигает идеи, получившие название географичес­кого детерминизма. Виднейшим представителем этого течения был Ш. Монтескье (1689-1755). Он показал зависимость общества, об­щественных явлений и человека от природных условий. Форму общества, государственное устройство и даже природу человека он ставил в зависимость от географической среды. Например, леность или работоспособность он объяснял жаркими и умеренными климатичес­кими условиями. Этими же климатическими условиями он объяснял деспотию на Востоке и свободное общество на Западе. Он считал, что от географических условий зависит все. Даже законы, издаваемы государством, должны принимать во внимание физическую географию страны: климат – холодный, умеренный или жаркий; размер территории, качество земли; образ жизни – земледельческий, охотничий или скотоводческий и т.д. Считалось, что власть климата сильнее всех властей.

Позиции Ш. Монтескье разделял русский ученый Л.И. Мечников (1838-1888). Он считал, что основным фактором и источником рождения цивилизации являются великие реки. Хронологически первыми были речные цивилизации, считает Л.И. Мечников. Они родились на берегах великих рек - Хуан-хе и Янцзы, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Нила. Речные цивилизации были изолированы, оторва­ны друг от друга. Не взаимодействуя, не развиваясь, рано или позд­но они должны были либо погибнуть, либо быть поглощены други­ми цивилизациями, либо развиться в более перспективную морскую цивилизацию. Морские цивилизации, постепенно охватывая целый ряд народов, приобретают международный характер и, все более рас­ширяясь, переходят на берега океана. Океанические цивилизации эволюционируют, богатеют, быстро развиваются как в результате за­имствований, так и морских завоеваний (например «Нового света»). Природные условия, по мнению Л.И. Мечникова, оказывают влия­ние не только на расширение и развитие цивилизации, но и на воз­можность господства одних народов над другими. Физико-геогра­фическая среда, писал он, оказывает влияние на разные народы, предоставляя некоторым верховенство над другими народами (См.: Мечников Л.И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С 328-365).


Ш. Монтескье и Л.И. Мечников утверждали, что жаркий климат не является условием прогресса общества. Только умеренный климат рождает у людей стимулы к труду, потому что природа ничего не дает человеку здесь в готовом виде. Именно умеренный климат является источником рождения цивилизации, делают вывод сторонники гео­графического детерминизма.

Справедливость требует позитивно оценить многие положения этой теории. В XIX веке К. Маркс, раскрывая механизм влияния природ­ой среды на историю, обращает внимание на то, что разнообразие продуктов природы составляет естественную основу разделения труда. Чем богаче природа, тем разнообразнее могут быть отрасли производства, выше их специализация и производительность труда. Разнообразные природные условия стимулируют рост общественных потребностей человека, но для осуществления необходим определенный уровень развития материального производства. Доказывая детерминирующую роль материального производства в обществе, К. Маркс, тем не менее, не отрицал и доминирующего влияния природных условий на развитие общества. В качестве примера он приводил факт становления буржуазных отношений в Западной Европе, расположенной в зоне умеренного климата.

Если дано капиталистическое производство, отмечал он, то, при прочих равных условиях, величина прибавочного труда изменяется в зависимости от естественных условий труда и в особенности от пло­дородия почвы. Однако отсюда не вытекает обратного положения о том, что плодородная почва является наиболее подходящей для роста капиталистического способа производства. Последний предполагает господство человека над природой.

Слишком расточительная природа ведет человека, как ребенка, на помочах. Она не делает его собственное развитие естественной необ­ходимостью. Не области тропического климата с его могучею расти­тельностью, а умеренный пояс был родиной капитала. (См.; Маркс К.. Энгельс ф. Соч. 2-е изд. Т. 23. С. 255).

Помимо теории географического детерминизма, просвещение XVIII века создало модель общества и культуры, поставив их в зависи­мость от разума. Источник развития и движения общества усматри­вался в степени совершенствования интеллекта. Исходя из принципа «мнения правят миром», просветители все общественные процессы объясняли из идей и теорий, создаваемых критически мыслящими лич­ностями. Эти личности разрабатывают модели развития общества и гос­подствуют над толпой. Позиция «героев и толпы» не осталась достоя­нием только XVIII века. Ее, несколько модифицировав, продолжил уже в XX веке английский историк А. Тойнби. Он доказывал, что источни­ком движения общества (в его терминологии - цивилизации) выступа­ют природные или социальные вызовы. Движущей силой цивилизации является «творческое меньшинство», возглавляемое великой личностью, лидером. Организовав вокруг себя массу, творческое меньшинство от­вечает на вызов в виде изменения социальных условий, и цивили­зация делает шаг вперед в своем «росте», в прогрессивном движении.

Источником развития общества Г. Гегель называл внутренне про­тиворечивый мировой разум. Он является творцом мировой истории, руководит ее ходом. Разум выступает и содержанием мировой исто­рии. Поэтому всемирно-исторический процесс совершается разумно. Все действительное, утверждает Гегель, разумно, а все разумное дей­ствительно (реально).

Теория географического детерминизма и теория мирового разума отстаивали позицию, когда поиск источников развития общества осу­ществлялся вне его. В XIX и XX веках появляются теории, ищущие источники и движущие силы развития социальной системы в ней са­мой. Толчком для подобных выводов послужила критика философс­кой системы Гегеля. Хотя он считал, что источник социального разви­тия находится вне общества, тем не менее доказывал, что источник развития любой системы - это внутренние противоречия.

Известный американский социолог П.А. Сорокин (1889-1968) исходил из примата сознания в общественной жизни, видя именно в сознании источник развития общества и его детерминанту. Все реальные социальные явления имеют два аспекта: внешний, материальный (вешественно-энергетический) и внутренний, духовный, писал он. Духовный аспект представлен фрагментами сознания - идеями, обра­зами, чувствованиями, которые воплощаются в жизнь с помощью «материальных проводников» внешнего аспекта, т.е. предметов, про­цессов. В качестве доказательства Сорокин приводит пример с двумя камнями, одинаковыми по форме, размерам, весу. Но между ними су­ществует глубокое различие. Один - просто камень, другой - священ­ный символ, предмет поклонения племени, фетиш. Почему один камень ничего не значит, а другой - стал социально-значимым символом, знаком? Потому, отвечает П. Сорокин, что второй камень стал носителем смысла, оказался наделенным религиозной идей. Именно идея, а не физико-химические свойства, определяют его социальный статус, его место в системе социальных явлений. При этом для одного племени этот камень является священной вещью, для другого - ничего не значит. Приводя другие аналогичные примеры, П. Сорокин делает вывод, что характер социальных процессов и предметов определяется идеями, целями, замыслами людей, а не вещественными средствами, воплощающими этот замысел. Духовное в общественной жизни все­цело определяет материальное.

Не только в социальной, но и в политической, религиозной, науч­ной сферах определяющим началом также выступает сознание, счита­ет Сорокин. Скажем, религиозные идеи определяют цели и задачи цер­кви. В любом социальном явлении замысел, идея всегда предшествуют самому явлению. Строя концепцию социальной системы, П. Сорокин выделяет в ней два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Так как люди всегда действуют на основе идей, целей, замыслов, то культурные си­стемы определяют социальные. Культурные системы, по мнению П. Сорокина, связаны с важнейшими духовными ценностями жизни чело­века: Истиной, Добром, Красотой, Справедливостью. От этих идей зависят реальные подсистемы - наука, религия, искусство, этика (как мораль и право). Истина, добро, красота, справедливость определяют строй общественной жизни: и материальное производство, и политические организации, и сферу быта.

В концепции П. Сорокина много позитивного. Нельзя отрицать, например, роль сознания - идей, теории, образов - в общественной жизни, оно имманентно любому общественному процессу. Общество не может прожить, занимаясь только производством материальных благ, не занимаясь производством знаний, идей, духовных процессов. Но выделять духовный фактор в качестве единственной детерминан­ты социальной системы вряд ли правомерно. Прежде чем создавать идеи, научные теории, писать музыку, рисовать и т.п. человек должен есть, пить, одеваться и иметь крышу над головой. На этот факт есте­ственной первичности удовлетворения материальных потребностей людей обращал внимание К. Маркс и другие мыслители.

Выработав материалистическое понимание истории, К. Маркс и Ф. Энгельс в поисках источников развития социальной системы ис­ходили из реальных действительных предпосылок, которые могут быть установлены эмпирическим путем. Такими предпосылками они на­зывали людей - живых человеческих индивидов и материальные ус­ловия их жизни. Для жизнедеятельности людей прежде всего необ­ходимы предметы, создаваемые материальным производством, т.е. материальные блага, удовлетворяющие витальные, жизненные потреб­ности людей (в пище, одежде, доме и т.п.). Именно в материальных потребностях, точнее в противоречии между потребностями и их удовлетворением. К. Маркс увидел источник развития социальной системы. Разрешение данных противоречий является первоисточни­ком и первопричиной изменений общества. Источники развития со­держат духовная жизнь и другие сферы общества.

Любая форма деятельности - от простейших трудовых процессов до абстрактно-теоретических видов духовного производства - носит сознательно-целеполагающий характер. Люди осмысливают предсто­ящую деятельность в связи со своими желаниями, идеалами и целями, оценивают ее содержание и последовательность, стремятся к достижению намеченной цели. Раскрывая внутреннюю структуру деятель­ности, социальная философия в качестве ее основных элементов вы­деляет потребности, интересы, цели, средства и результат.

Потребности и интересы еще со времен античности признавались побудительными силами человеческой деятельности. Они объектив­ны и независимы от сознания человека в том смысле, что возникают и проявляются с необходимостью, связаны с поддержанием естествен­ного жизненного цикла. Но потребности и интересы отражаются в сознании, направляют и определяют поступки человека. Действия индивида, равно как и деятельность социального субъекта вообще, детерминирована существованием потребностей и интересов и необ­ходимостью их удовлетворения. Человек строит себе жилище или но­сит одежду не потому, что он так хочет или это красиво, а потому, что жилище и одежда необходимы ему для защиты его тела, для сохране­ния его жизни. Он - теплокровное существо. Естественные потребности – это свойство человеческой природы. Они, и прежде всего биологические, витальные потребности, постоянно побуждают человека в процессе жизнедеятельности искать или создавать необходимые средства существования.

Потребность - нужда в чем-либо. Она выражает отношение субъ­екта к необходимым условиям своего существования. Интерес - это отношение субъекта-носителя потребности к самой потребности (удовлетворение или неудовлетворение; ранжирование потребностей), а также к объектам, свойства и признаки которых вызывают внима­ние носителя потребностей. Потребности и интересы неотделимы от субъекта-носителя, они входят в его структуру. Наличие потребно­стей и интересов создает у людей состояние напряженности и готов­ности к соответствующему виду деятельности или поступку. Потребности и интересы осознаются субъектом, который создает идеальный (мысленный) план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель (т.е. формирует идеальный образ желае­мого результата), выбирает необходимые средства и предпринима­ет действия по достижению цели. В зависимости от оптимальности выбранных средств, от имеющихся налицо объективных условий и субъективных факторов, цель может быть достигнута и получен ожи­даемый результат или цель не бывает достигнута, а результат мо­жет быть прямо противоположный ожидаемому. Но если результат достигнут и потребность удовлетворена, то возникают другие потреб­ности. В социально-философской теории сформулирован закон воз­вышения потребностей. Он состоит в том, что одна удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью. Процесс повторяется, сохраняя устойчивость и внутреннюю необходимость, существенность. Для удовлетворения возрастающих материально-физических потреб­ностей требуется расширение материального производства, которое ведет к постоянному совершенствованию общества и его материальной культуры.

Объективны не только материальные потребности субъекта, но и духовные. Человек не может перестать думать, познавать, переживать,чувствовать, как не может перестать дышать, есть и пить. Потребности в знании, в познании, в развитом духовном мире также свойственны человеку, как и материальные потребности. Потребность в вере, например, также неистребима, как потребность в жилище. Вера помогает человеку выжить (зачастую даже физически), сохранять спокойное состояние духа, учит сострадать, сочувствовать.

Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности социальных субъектов, необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и непрерывному прогрессивному развитию социума.

История - реальная общественная жизнь людей, их совместная деятельность, проявляющаяся в конкретных взаимосвязанных событиях, фактах, процессах. Это непрерывная связь времен и поколений. В жизни людей прошлое, настоящее и будущее разделены условно, они проникают друг в друга. Диалектика исторического процесса поэтому состоит также во взаимодействии различных векторов, определяющих характер и направленность развития конкретных обществ.

Социальная система, будучи элементом бытия, зависит от косми­ческих и земных ритмов и связей, но имеет свои собственные измере­ния. Социальное пространство и социальное время - это объектив­ные формы исторического процесса, формы общения и деятельности субъектов, самореализации человека. Социальное пространство пони­мается не просто как физическое явление, но и как сфера организо­ванной человеческой деятельности, в которой каждый конкретный индивид или общность находятся в определенном соотношении не только с природными, но и социальными явлениями, друг с другом.

В XX веке стало активно формироваться единое мировое простран­ство, единая мировая история, которая существовала не всегда. На ранних этапах истории человечество было разобщено, у каждого на­рода была своя история. Постепенно, по мере прогрессивного разви­тия, единое историческое пространство расширялось за счет объеди­нения деятельности различных субъектов, в результате интеграции отдельных народов и государств в систему мировых экономических, политических и иных отношений. Интенсивное становление мировой истории с единым историческим пространством начинается с возник­новения капиталистических отношений, с появления всемирного рын­ка, которые утвердили всесторонние общесоциальные связи субъек­тов мирового сообщества. Зависимость проявляется, например, в экологической, экономической, политической и духовной областях. В XX веке единое историческое пространство вмещает множество народов и государств с их культурами, традициями, обычаями, ценностями. У каждого народа имеются свои цели, задачи, особенности жизни, но их объединяют единые цели - сохранение человечества на Земле, решение глобальных проблем и другие.

Исторический процесс, протекая во времени и пространстве, подчиняется определенным закономерностям. Идея закономерности общественной жизни была реализована в исследованиях мыслителей XVII и XVIII веков, когда сформулированные законы механики были распространены на природу, общество и человека. Но уже в XIX b XX веках социальная философия приходит к выводу, что общественная жизнь имеет свои собственные законы, проявляющиеся особым образом. Социальные законы роднит с природными то, что они также объективны и выступают факторами сохранения целостности систем. Однако механизм действия социальных законов проявляется в деятельности людей. Поэтому социальные законы реализуются не так однозначно, как природные. Социальные законы вариативны, их действие может приводить к различным результатам. Это происходит прежде всего потому, что люди своей деятельностью могут создавать благо­приятные или неблагоприятные условия для проявления законов.

Классификация законов социального развития достаточно сложна и условна. Но можно выделить основание, которое объединяет социальные законы в три большие группы: законы, определяющие прогресс общества; законы, воздействующие на регрессивность социального развития; законы, действие которых явно не определяет прогрессив­ную или регрессивную направленность исторического процесса.

Динамика общественной жизни состоит в том, что в развитии от­дельных народов могут быть движения вперед, застой, попятные дви­жения, народ может как бы «заснуть» на долгие века. Но в целом ми­ровой исторический процесс имеет прогрессивную направленность. Он бесконечен настолько, насколько будут сохранены природно-космические и собственно социальные условия его существования.

Общественный прогресс означает в самом общем определении дви­жение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Это направление развития, оп­ределяемое от низшего и высшему, от положительного к его приумноже­нию. Прогресс соотносится с регрессом, с деструктивным социальным развитием, с утратами и лишениями, характерными для всего социума.

Следует признать, что в любом обществе есть прогрессивные и регрессивные процессы и явления. Но доминантность их всегда различ­на. Соотношение прогресса, регресса, а также безнаправленных изменений («стояние на месте») всегда конкретно на различных стадиях и этапах исторического развития человечества.

Основные положения общественного прогресса можно свести к следующему. Во-первых, общественный прогресс - это доминирующая, но не единственная тенденция исторического развития. Во-вторых, общественный прогресс есть единство общего, особенного и единичного в поступательном продвижении вперед конкретного общества, народа, государства. В-третьих, это единство предыстории и истории общества, его прошлого, настоящего и будущего. В-четвертых, общественный прогресс складывается из достижений народов и государств на планете.

Законы общественного развития могут менять свое воздействие на общественный прогресс от позитивного до негативного. Например, роль народных масс в истории, личности в истории, культурного или иного развития в одних условиях может давать положительные результаты, а в другой, неблагоприятной обстановке, - не оказывать существенного воздействия на прогрессивное развитие.

Таким образом, источником развития общества выступают социальные противоречия. Задача социума состоит в том, чтобы их регулировать, не допускать обострения до уровня социальных конфликтов и войн. Глубинным противоречием, выступающим первоисточником развития общества, являются потребности людей и возможности их удовлетворения.

Как известно, диалектический подход, изначально предполагает рассмотрение объекта познания в процессе его развития и в совокупности всех связующих элементов этого развития. И далее - через законоположения диалектического развития.

Социальное познание не исключение. Однако социальная диалектика имеет и свою специфику, исходящую из сущностных особенностей социального познания.

Главная из этих особенностей - возможность регуляции общественных процессов на основе использования социального знания об обществе. Именно поэтому подобная возможность и становится социальной реальностью – «второй природой» или социокультурной действительностью человека после «первой природы» как естественно – генетического окружения.

Принцип социального развития . Использование данного принципа позволяет рассматривать общественные процессы не только в их изменении, взаимодействии и преобразовании, но и как наиболее совершенное движение из всех существующих видов. Саморегуляция и самоорганизация социального движения придаёт ему наибольший энергетизм, социальная энергия не только растрачивается на процессы развития, но и накапливается, активно аккумулируется, может произвольно направляться на наиболее перспективные линии развития, человечества, подчиняясь общественному сознанию людей и их социальной воле. То есть, процессы социального развития в значительной мере носят синергетический характер.

Принцип универсальности социальных связей. Для процессов общественного развития это означает, что социальное знание о них необходимо брать во всём культурно–историческом континууме, в социоисторическом пространстве и времени. То есть само социальное познание должно носить всесторонний, комплексный и многовариантный характер. Данный принцип исходит из того основоположения, что богатство измеряется не столько его материально–вещественными накоплениями, сколько богатством социальных связей. А если они представлены в социодуховном плане – спектр этих связей и взаимосвязей, взаимоотношений и взаимодействий становится поистине безграничным.

Принцип социального противоречия. Применение этого принципа позволяет раскрыть социальный источник общественного развития, познать откуда общество черпает энергетические потенциалы для своего прогресса. В отличие от противоречий природного развития, социальное противоречие может разрешаться управляемым, а не стихийным путем. Более того, - социальное противоречие можно сознательно переносить на более высокие уровни общественного бытия людей. Например, в культурно–цивилизационный план социального развития. Тогда «столкновение» различных общественных культур и цивилизаций, их внешние коллизии и конфликты разрешаются путем взаимообогащения, социально-культурного прогресса, существенного продвижения на пути утверждения общечеловеческих ценностей.

Принцип переменности социального качества, многокачественности социальных трансформаций с утверждением новых качественных состояний общественного бытия. Наиболее ярко этот принцип демонстрирует свою функциональность применительно к культурогенным системам с различным этноструктурным содержанием. Даже «маленькие» народы, но с высокой общественной культурой вносят неоценимый вклад в общечеловеческое развитие. Там, где «большие» народы в форме имперских социобразований мало что могут предложить в культурно – цивилизационном и социодуховном планах.

Принцип социального отрицания и «двойного» социального отрицания. В позитивном плане - это совмещение в развитии поступательности и цикличности, (спиралевидность), развитие с «обратной связью», возвратно–поступательное социальное движение. Диалектическое социальное отрицание отличается от «голого» отрицания преемственностью в процессах развития, что характеризуется как социальное «снятие». Это означает «снятие» прежних качеств на новых ступенях развития, когда прежняя социальная система выработала все свои энергопотенциалы для прогрессивного социального движения. Однако на последующих этапах развития все позитивные социально-качественные накопления сознательно используются для общественной жизнедеятельности более высокого уровня. Тем самым обеспечивается социально культурная направленность в процессах развития, аккумуляция культурных ценностей, духовных смыслов и значений общественного бытия людей.

В социальном познании обычно также выделяется группа общенаучных социальных законо в более узкой сферы применения по сравнению с законами социальной диалектики. Это динамические и статистически е законы. Они отвечают строгим научным критериям доказательности и технологической применяемости. Исходным для них являются критерии взаимообусловленности и взаимоопределимости.

Динамические законы соответствуют критерию однозначной определимости, то есть это законы однозначной детерминации по схеме жестких функциональных соответствий, прямолинейных или переменных. Для общественной жизнедеятельности, как правило, более характерны сложные переменные зависимости, носящие неоднозначный характер. Это хорошо известные производственные функции, закон предельной производительности труда и себестоимости продуктов, гиперболические функции «товарного распределения и потребления», «факторные законы», позволяющие определить показатели детерминации (удельного веса) того или иного социального явления в совокупности других явлений или в комплексах решаемых социальных задач.

Статистические законы для общественной жизни более характерны. Они позволяют описать социальное явление и процессы, носящие многозначный характер. Это законы многозначной детерминации, которые выявляют тенденции в общественном развитии с многополярной направленностью, многовекторного действия, когда социальные процессы по каждому вектору, бинеру, альтернативе имеют переменно–функциональное проявление. Наиболее характерными в этом плане являются общесоциологические законы «среднего уровня». Это законы, связаны с социологией политики, науки, образования семьи, воспитания, этнорегионального структурирования, демографии, а в целом, - это законы развития общественной культуры. К ним можно отнести социально-статические законы прикладного уровня. Это конкретно-социологические законы , позволяющие свести к минимуму социальную дисперсию и стохастичность в общественных явлениях, обнаружить таксономическую определённость в социальных процессах. То есть описать их в образах и понятиях, обнаружить латентные (скрытые) закономерности, которые еще только зарождаются и проявляют себя как «слабо реагирующие факторы» общественного бытия.

Третья группа законов социодиалектического действия - законы социальной системы . Это законы социосистемных взаимодействий, проявляющие себя не локально или фрагментарно, а в системном плане. Социальные системы принадлежат к высшему типу систем, относятся к разряду «развивающихся систем» (после механических и органических). И в своем последующем развитии могут достигать духовно–ценностного уровня социокультурных и культурогенных систем, имеющие ярко выраженный духовно-творческий, креативно-познавательный инновационный характер. Законы социально-системного действия могут быть представлены в таком их иерархически-субординационном виде.

А. Законы социального структурирования. В позитивном плане законы этого действия фиксируют моменты устойчивости социальной системы, обуславливая появление общественных новообразований в качестве «поддерживающих структур». Негативный план связан с разрушением устаревающих структур, прежних структурооброзованый. И, если этот процесс не синхронизирован с появлением новых структур, приходящих на смену старым, то последствия могут быть крайне социально–деструктивными. Яркий пример тому Украина, да и другие страны СНГ. Разрушение в них прежних политических и социально- экономических стуктурообразований в 4 раза понизило уровень жизни населения. В то время как управление этим процессом в Китае в 2 раза подняло уровень жизни. Ясно, что цена подобного социального реформирования оказывается явно неприемлемой. На Западе же действие закона социального структурирования (как закона социальной стратификации) позволило ему подняться на новый уровень индустриального и постиндустриального развития. Фундамент ему составили новые социально-информационные структуры, развившиеся в рамках интеллектронных и коммуникационных систем.

Модификатами закона социального структурирования могут быть такие формы его проявления и действия:

Закон социальной стратификации, т. е. образование многочисленных социальных слоёв и групп, небольших группообразований.

Закон социальной диффузии , позволяющий определить характер структурирования - это либо:

    центростремительные процессы, укрепляющие социальные структуры, или это

    центробежные процессы, ведущие к общественному распаду и социальной деструкции.

Закон этногруппирования , ведущий к образованию этнотерриториальных структур, состоящих из лиц преимущественно одной национальности или этнопринадлежности;

Закон социально–корпоративного структурирования : его действие приводит к образованию индустриальных корпораций как «государств в государстве»; это большие индустриальные образования («большие корпорации») преимущественно производственно–экономического и социокультурного профиля, могущие выходить в своей хозяйственной деятельности за пределы государства, где они возникли, и превращаться тем самым в транснациональны корпорации (ТНК).

Б. Законы социального функционирования. Они фиксируют моменты изменчивости социальной системы, предавая ей эластичность и гибкость, то есть описывают процессы изменения. Законы функциональных изменений противодействуют застойным процессам, консерватизму, социальной косности. Это в позитивном плане. С другой стороны, могут появляться асоциальные образования, функционирование которых имеет антиобщественную направленность: криминальные элементы, экстремистские организации, включая организации фашистского толка по схеме «нашего дела», молодежные соперничающие группировки (панки, рокеры, брейкеры, «фанаты», «хайлафисты», «тинэйджеры»), модные религиозационные секты (по типу «народного храма» и «белого братства»), социальные движения «новых левых» или «новых правых», неогуманистов и антигуманистов, модернистов и постмодернистов с эсхаталогическим уклоном конечной всеобщей гибели.

К данному типу законов социального функционирования можно отнести различные его модификаты.

Закон социальной когерентности (социального смещения). Он устанавливает постоянство фазового соотношения процессов, идущих из одного социального источника и приводит эти процессы к интерференции (взаимоналожению).

Это, например, фазы социально-экономического и технологического развития Западной Европы, США и Восточной Европы. Все народы этих стран имеют единый социально-исторический источник развития – Древняя Греция и Древний Рим, а затем – центрально–европейская социальная плацента. Фазы развития этих народов повторяются с определённой периодичностью в самых различных контекстах. В результате взаимной общественной интерференции образовались две великие культуры – северо–американская и западно–европейская. Последняя на наших глазах активно трансформировалась в общеевропейскую культуру или просто – европейскую культуру , в состав которой органично входит Украина и тяготеет европейская часть России.

Закон социальной коррелятивности. Определяет коррелятивные закономерности, сопряженные и близкие взаимосвязи, социальные взаимодействия, имеющие как один, так и различные источники с разными фазовыми соотношениями и степенью развитости.

Так, корреляционная сопряженность культур и цивилизаций такова, что трудно определить их взаимообусловленность со стороны первичности и требуется специальный корреляционный анализ.

То же самое относится, например, к государству и праву: в какой степени имеет смысл понятие «правовое государство», то есть корреляция политической власти (насилие и принуждение) и права (добровольное подчинение и согласие).

Закон социальной таксономии определяет функционирование новых социальных образов и понятий, которые не определились как социальные феномены и, следовательно, как реально функционирующие процессы. То есть требуют своего социального «распознания» и последующего общественного «признания» в качестве новых социальных фактов. Что представляет собой, например украинская национальная модель общественной демократии? Что это демократия не «французская», не «польская», не «шведская» или «испанская» – это сейчас совершенно ясно. Неясно только, в чем демократическая специфика украинского общества? Вот здесь и требуется таксономический анализ «распознавания» демократического образа Украины, и выявление особенностей действия закона социальной таксономии на национальной почве.

Закон социальной организации. Определяет социо-организационные функции общества как социальной системы: это интегративная коммуникация с целью достижения взаимного понимания, ценностно-ориентационное единство в обществе и другие механизмы социальной организации.

В. Законы социального роста. Это законы, фиксирующие структурно-функциональные качества, то есть рассматривающие структурно-поддерживающие и функционально-изменяющие процессы в их синтезе как «изменяюще-поддерживающие» процессы.

Моменты социального роста могут быть зафиксированы по степени совершенства социальных образований, организаций и структур. Это критерии внешне-внутренней определенности, формальной–неформальной организации, наличия–отсутствия социодуховных элементов, культурогенного качества в социальных образованиях на тех или иных стадиях их роста, совместные интересы и близость ценностных установок.

Уровни социального роста можно представить следующим образом на примере социальных образований.

Диффузные общности . Это неорганизованные группы с высоким уровнем социальной дисперсии, то есть с быстро «рассыпающимися» структурами: толпа, футбольные болельщики, цирковая публика, временные досуговые компании, игровые команды и так далее.

Социальные группы и образования в их собственном значении. Наиболее характерные виды подобных группообразований объединяются по интересам: студийные группы, временные творческие группы, временные управленческие структуры, любительские объединения (садоводов, охотников, рыболовов, любителей туризма, альпинизма и другие), жилищные кооперативы, экологические группы (охраны природы и животного мира), постоянные дружеские компании и так далее. Если эти социальные группы формируются из распавшихся классовых образований (торговцы, рабочие, крестьяне, капиталисты, интеллигенция), - то перед нами страты как «классовые остатки».

Общественные ассоциации. Это «большие группы» с самой различной направленностью интересов и действия: ассоциации научные, производственно-экономические, творческие (на постоянной основе), всевозможные лиги (шахматные, хоккейные, футбольные), ассоциации в форме политических «содружеств» – Великобритания как «содружество наций», СНГ как «содружество суверенных государств» на постпространстве бывшего СССР, США как «содружество независимых штатов», ФРГ и Российская федерация как «федеративные содружества», Швейцария – «конфедеративное содружество» и так далее.

Ассоциации уже имеют определённую внутреннюю и внешнюю организацию на формальной или неформальной основе, и основа их сплочения – совпадающие интересы. Существуют социальные прогнозы, что при высоком уровне осознания общности этих интересов, придания им социокультурного и духовно–ценностного содержания, ассоциации в будущем разовьются в самоуправляемые общности.

Это также ассоциации–конвикции , жизнедеятельность которых развивается на основе близости и единства убеждений, жизненных укладов, общественной и хозяйственно-производственной самоорганизации. Предполагалось, что ими могут стать «коммунитарные ассоциации», сейчас прогнозируется, что более перспективными являются «социетальные ассоциации » с четким приоритетом социокультурных отношений.

Организации как группообразования с четко установленными принципами своего организационного построения, строгой функциональностью, ясно определёнными целями и задачами своей деятельности. Организации могут функционировать в более высоком социальном статусе – как корпорации . Их часто представляют как «большие организации» («большие корпорации»), которым присущ «корпоративный дух». Для него характерны единые корпоративные ценности, которые формируются, когда личные цели переносятся на цели корпорации, а затем непосредственно идентифицируются с ними.

Ещё более высокий социальный статус имеют организации– коллективы . Для коллективов характерен не только «корпоративный дух», но и неформальная структура и управление (саморегулирование), коллективное руководство, избрание (а не назначение) своих лидеров и органов управления. В дальнейшем, в ходе социокультурного прогресса могут возникнуть «корпоративные ассоциации » и «коллективные ассоциации » как прообразы новых социогенных и культурогенных общностей с встроенными мультипликаторами (ускорителями) общественного развития.

Г. Законы общесистемного действия («системные законы»). К ним относятся законы механического и органического системообразования, а также закон образования развивающихся систем, то есть общественных систем с переменным социальным качеством.

Действие последнего закона хорошо прослеживается как на исторических примерах, так и на фактах современной социальной жизнедеятельности. Это формирование гуманоморфных обществ с социоприродным качеством общественного бытия, например, экологическое общество , которое резко снижает «экологическую нагрузку» на природную среду. Видимо, имеет смысл говорить и о появлении в дальнейшем «социо–экологизи-рованного» общества, общества социальной экологии, в котором в полную меру начнут развиваться «человеческие качества», социальные и духовные сущностные силы человека. Развитие этих сил и человеческих качеств сформирует новые общественные системы социетального типа.

К ним можно отнести цивилизованные и постцивилизованые общества, способные использовать предшествующий исторический опыт цивилизационного развития на новой социо-культурной основе. Это социетальные общества , развивающиеся по наиболее эффективным социальным технологиям, которые меняют ретроспективную обращенность в прошлое на инновационную обращенность в будущее (социальная инверсия) в процессах социального развития. К постцивилизационным социальным системам относятся те или иные общественные культуры, культурогенные общества. Они обладают социодуховным механизмом развития, ценностной структурой и организацией, механизмом передачи одной системы ценностей другой по мере прихода новых поколений в общестественную жизнь. Социальная эволюция развивающихся социальных систем идет в таком направлении (в социополитическом аспекте):

    имперские системы (механического типа);

    республиканские общества (демократические республики) органического типа;

    полиэлитарные общества (полиархические демократии) неоаристократического типа, управляемые «элитами компетентных»; противоположностью им являются олигархии , устанавливаемые на демократическом основании обычно путем захвата и принудительного удержания власти; общества элитного типа отличаются направленностью общественного прогресса, ведомого «просвещёнными элитами» (или асоциальными олигархами – к регрессу);

    общественно–экономические формации, цивилизации и культуры как развивающиеся системы, впитавшие весь исторический опыт человечества и использующие социально–экономические, социально–организационные и социодуховные механизмы для своего развития.

Как видно, социальная диалектика вполне обеспечивает научное понимание процессов общественного развития. Социально-диалектическая теория познания позволяет на научном основании установить основные законы и тенденции общественного развития, обеспечить не только прогнозируемый, но и управляемый характер социального движения общества по пути материального и культурно–духовного прогресса.

В трудах К. Маркса получившей определенное диалектическое наполнение и осмысление. Однако эта концепция основана на понимании неумолимого развития общества, неизбежности перехода любого общества к более высоким типам своего существования, и, даже при общем анализе, она оказывается во многом несостоятельной. Например, эта концепция даже не предполагает крах социалистического государства и, более того, утверждает неизбежность коммунизма, как высшей формы общества, соответствующей завершению его развития, что есть метафизика.
Поэтому, не умаляя заслуги К. Маркса, все же разделим понимание формационной концепции развития общества и гегелевскую диалектическую концепцию развития обществ. Или же скажем так: диалектическая концепция развития общества есть одно из теоретических содержаний только диалектической философии, на текущем этапе развития которой сформирована современная диалектическая концепция развития общества.

Диалектическая концепция развития обществ достаточно полно изложена в трудах Гегеля, в первую очередь, в труде «Феноменология духа», поэтому обратим внимание только на ряд краеугольных ее положений, зачастую науками трактуемых превратно.
Во-первых, для существования общества прерогативными являются закономерности этого процесса, понимаемые через общественное сознание, но реализующиеся в материальной жизни.
В частности, законы политико-экономического развития обозначены Гегелем в достаточной мере для понимания существа общественного развития на разных его этапах, другое дело, что их изложение надо было заметить в трудах великого мыслителя. Например, следует знать, что для капитализма Гегель раньше К. Маркса определил ряд важных характеристик капиталистических способа производства и развития, в первую очередь, следующие два (курсив наш. - ПРИМ.) :
- «Чем больше капитал, тем больше расширяются с его помощью предприятия, и тем меньшей прибылью может удовлетворяться владелец капитала»;
- «При росте бедности капиталист находит много людей, согласных работать за ничтожное вознаграждение; тем самым его прибыль растет, а это ведет к тому, что те, кто владеет меньшим капиталом, пополняют ряды бедняков. (Вопрос лишь в том, как справиться с бедностью.)»*.
Во-вторых, базируясь на анализе общественного сознания, диалектическое понимание развития обществ включает при определении даже отдельного государства анализ экономических, природных, демографических, культурных, социальных, правовых, общественных и других аспектов.
Например, Т. Рокмор указал, что «Гегель жил и творил после Промышленной революции и прекрасно знал о ней. В «Философии права» он намечает в общих чертах историческую концепцию современного индустриального общества, включая его экономические основания в знаменитой «Системе потребностей» (п. 189-206)» . Однако «Система потребностей» существенна для анализа и иных категорий, например, абстрактного труда, а с учетом труда Гегеля «Феноменология духа» (например, в смысле соотношения единичного и всеобщего) возможна идентификация и конкретного труда. Иными словами, на основе гегелевской философии можно дать определение абстрактного труда, а в отношении к нему - конкретного труда, т.е. существенны философские методы определения категорий политической экономии и экономической науки.
В-третьих, диалектическое понимание развития обществ а) подразумевает существенность перемещения центра всемирно-исторического развития и б) отрицает строгое линейно-стадийное развитие, социально-эволюционное и простое аморфное существование общества, т.е. другие концепции всех известных подходов к рассмотрению развития обществ.
Но, главное, Гегель явно говорил о негативности капитализма: изображению общества, основанного на своекорыстной деятельности, в котором «…вообще нет места ни для возвеличения, ни для жалобы, ни для раскаяния» (курсив Гегеля. - ПРИМ.) , посвящен п. «Духовное животное царство и обман или сама суть дела» труда «Феноменология духа»; в таком обществе труд создает мир как отчужденную от человека и властвующую над ним реальность.
В-четвертых, главной особенностью глобального развития является то, что оно идет с востока на запад, но познание себя духом (в философии Гегеля) не следует соотносить с этим процессом в полной исторической ретроспективе. Ну никак нельзя согласиться с некоторой недалекой критикой, распространенной в СССР и постсоветских учебниках, заключающейся в том, что мировое развитие завершается в гегелевской Германии. Например, еще Б. Рассел обращал внимание на указание Гегеля на развитие Америки после Германии...

В Новейшей философии современное диалектическое понимание развития обществ использует представления не только современной диалектической философии, но и комплекса социальной философии Новейшей философии и современной политической экономии, в частности, потому что анализу капитализма (текущей стадии трансгрессии цивилизации) в диалектической философии придается большое значение.
С учетом богатого исследовательского материала, но пропитанного идеологическими воззрениями, диалектический подход к пониманию развития общества предполагает комплексный анализ имеющихся концепций и их стратификацию в историко-диалектическом и политико-экономическом смыслах; в частности, диалектически подход к пониманию развития общества определяет рассмотрение развития обществ в областях современной диалектической философии (диалектика развития и противоречий, общественное сознание), социальной философии Новейшей философии (общество и его приоритеты, историко-общественные законы) и современной политической экономии (историко-производственные законы и экономические строи).
На основе современного диалектического понимания развития были установлены,
- во-первых, нелинейность развития обществ, подтвердившая положения гегелевской философии о перемещении центра всемирно-исторического развития,
- во-вторых, не рассматриваемый ранее тип общества - индустриально-социальное общество, которое рассматривается в диалектическом
позиционировании общественных формаций с позиций учета композиций производительных сил (индустрии), производственных отношений (собственность и распределение в обществе), общественно-социальных процессов и законов развития обществ,
- в-третьих, то, что разные общественные формации могут быть воплощены в разных социоисторических организмах (конкретных обществах).
При этом одной из задач социальной философии в Новейшей философии стало создание нового предметного поля для формирования современных подходов и представлений о социально-экономическом развитии и для обсуждения его общих и конкретных программных вопросов, в том числе характеризующегося положением современной политической экономии о многополярном мире, включающим учет национальных интересов каждой страны при определении путей развития как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран.
Однако главным выводом современной диалектической концепции развития общества является понимание перехождения центра исторического развития от США далее на запад, что определяет тезис о необходимости перехвата стратегической инициативы развития Россией, благо не только теоретические аспекты для этого проанализированы (см. «Диалектика НМП для России»), но и диалектические основания имеются; не упустить бы инициативу в погоне за экономическим развитием…

* Определенные Гегелем характеристики соответствуют исследованным К. Марксом закону о тенденции нормы прибыли к понижению и всеобщему закону капиталистического накопления, в том числе процессу поглощения малых капиталов большими. Указанные тенденции капиталистического способа производства и развития К. Маркс в «Капитале» научно обосновал и подробно рассмотрел на основе анализа производственных отношений. И недаром К. Маркс в «Философско-экономических рукописях 1844 г.» отметил, что «Гегель стоит на точке зрения современной (начала XIX в. - ПРИМ.) политической экономии» .

Дополнение .
Социальная философия Новейшей философии обладает полным комплексом законов, касающихся развития общества и объясняющих его, в т.ч. главным законом развития обществ, к открытию которого всегда стремилась социально-философская мысль. Для обществ в ближайшей перспективе единственно целесообразной является выявленная ранее формация ИСО, как вариант «мягкого» капитализма-не-капитализма. Получило объяснение отсутствие теории функционального производительного построения социализма у В.И. Ленина. Однако основной вопрос в том, что результирующие аспекты стратегической перспективы развития обществ концептуально совпали с положениями Нового Завета. Но это обозначило некоторую дилемму, и не ясно, а следует ли вообще искать альтернативу имеющему место развитию. Поэтому публикаций или общих разъяснений, касающихся законов развития обществ, пока не будет; сами же социальные исследования, по крайней мере, на настоящем их этапе перешли в область теофилософии.

ЛИТЕРАТУРА :
1. Гегель Г.В.Ф. Философия права. - М., 1990.
2. Рокмор Т. Об открытии Маркса после марксизма // Вопросы философии. - 2000. № 4.
3. Гегель Г.В.Ф. Соч. - М.-Л.
4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд.

В настоящее время диалектика рассматривается как теория развития, которая основывается на противоречивом характере отношений всех форм бытия.

Понятие и принципы диалектики

Принципами называют основополагающие идеи, определяющие практическую или духовную активность человека, например в построении какой-либо системы знаний (теории). Для диалектики такими основополагающими идеями выступают:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития всех .

Говоря о принципе всеобщей связи , подразумевают, что любой объект нашего мира прямо или через другие объекты связан со всеми объектами. Например, каждый связан с планетой Земля. Наша планета связана с Солнцем. Солнечная система связана физическими зависимостями с другими системами нашей Галактики, та, в свою очередь, с другими галактиками. Если мы графически изобразим эту ситуацию в виде точек (объектов), соединенных друге другом линиями (связями), то увидим, что каждый человек состоит в связи со всеми космическими объектами, т. е. со всей Вселенной. Другое дело, что эти зависимости могут быть практически незаметными. Подобным образом можно проследить цепочки связей всех объектов на Земле.

Особое значение имеет понятие «закон ». Многие люди, тем более осваивающие юридическую специальность, применяют данное понятие слишком узко, забывая, что кроме юридических существуют другие законы. Понятием «закон» обозначают особый род связей. Это существенная, устойчивая, необходимая связь между объектами.

Связи между различными вещами и явлениями в природе имеют объективный характер. Независимо от того, знает или нет о них человек, понимает или не понимает суть событий, эти связи реализуются при наличии соответствующих условий. Такие устойчивые и необходимые естественные связи называют законами природы .

Диалектические отношения в духовной сфере

Духовная сфера общества по своей сути сходна с экономической сферой, только продуктами здесь являются не вещи, а идеи и образы. Она включает отношения, возникающие между людьми в процессе производства, освоения (потребления) и передачи (распределения и обмена) духовных ценностей. По аналогии с отраслями производства материальных благ в духовном производстве можно выделить , .

Еше в дописьменный период люди накапливали знания в области морали, религии, искусства и передавали их следующим поколениям. Эти знания формировались стихийно. Так же как владение материальными благами, владение духовными ценностями имело коллективный характер.

С развитием письменности, а позже с множественными процессами разделения общественного труда, усложнением социальной структуры, развитием государств некоторые специальные знания становятся товаром. Они приобретаются в процессе обучения за определенную плату, т. е. и здесь возникают своего рода отношения обмена. Появление философских школ, возглавляемых духовными авторитетами, борьба идейных течений свидетельствуют о явной частнособственнической претензии на определенные знания.

Античность характеризовалась множественностью учений о природе, об общественном устройстве, множественностью божеств. Средние века в Западной Европе — это господство единобожия, борьба христианства со всевозможными ересями. Такое единомыслие требовало однообразия в морали, праве, философии, искусстве, знаниях о природе. Эпоха Возрождения и Новое время представляют собой возврат к множественности в области духовного производства.

В настоящее время приходится говорить о двух противоположных тенденциях в развитии отношений в духовной сфере общества. С одной стороны, потребности гуманизации и демократизации общественных отношений диктуют необходимость терпимости к идейному плюрализму (множественности). С другой стороны, процессы глобализации во всех сферах общества ведут к пропаганде однообразных духовных ценностей.

Подводя итоги рассуждений об общественном развитии, можно заметить, что общество развивается под воздействием объективных и субъективных факторов. Объективные факторы действуют независимо от сознания людей. Это законы природы и естественные зависимости между социальными субъектами. Они реализуются в том числе в соответствии с законами диалектики, что было показано выше. Субъективные факторы - это осознанная активность и волевые усилия людей: творчество выдающихся личностей, наличие или отсутствие организаторских способностей и инициативы у лидеров общества, социальные институты, использование технических объектов и т. д.

История человечества показывает, что активность является способом существования общества. Только активное противостояние стихиям природы, стремление к преобразованию окружающей среды позволили разрозненным группам превратиться в общество. Дальнейшее развитие общества также зависит от упорной духовной и практической активности людей.

Возможность выбора тех или иных решений создает условие для альтернативности общественного развития, наличия вариантов эволюции, которые исключают друг друга. История человечества — это цепь уникальных событий, поскольку нет ни одного народа, государства с одинаковой исторической судьбой. Ступени человеческой истории характеризуются многообразием путей и форм общественного развития.