США: проблемы современности. Внешняя и внутренняя политика Великобритании. Век империализма великобритании

Алматы 2013

Выполнил: Сагынбек Б. А.

Последствия Второй мировой войны. Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, но ста­ла должником США. Это двойственное положение премьер-министр Великобритании в годы войны У. Черчилль назвал ʼʼтриумф и трагедияʼʼ.

С окончанием войны коалиционное правительство распа­лось, и на парламентских выборах в июле 1945 ᴦ. возобно­вилась партийно-политическая борьба за власть между дву­мя главными соперниками: консервативной и лейборист­ской партиями. Традиционно побеждает одна из них. Этот политический маятник действует и поныне. На первых по­слевоенных выборах успех сопутствовал лейбористской партии.

Лейбористское правительство. 1945-1951 гᴦ. Лейбори­сты выступили перед избирателями с обширной програм­мой реформ в социальной области. Программа лейбористов называлась.Лицом к будущему.. Консервативная партия не имела четкой программы и уповала на авторитет У. Чер­чилля. Консерваторы не учли настроений англичан, желав­ших реального улучшения условий жизни, и потерпели тя­желое поражение. Лейбористы получили две трети мест в палате общин.

Лейбористская партия выполнила в основном свои обещания. Правительство осуществило национализацию и передачу в государственное управление Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростан­ций, телœеграфа и радиосвязи, гражданской авиации, водно­го и желœезнодорожного транспорта͵ частично черной метал­лургии. Огосударствление происходило за выкуп. В этих сферах хозяйства было занято около 20% наемных работни­ков. В 1946 ᴦ. был полностью отменен репрессивный закон о профсоюзах 1927 ᴦ., в 1945-1948 гᴦ. введена новая ком­плексная система социального страхования и обеспечения, включавшая пособия по безработице, при утере работоспо­собности, профзаболевании, пенсии по старости и вдовам. Была повышена зарплата более 10 млн рабочим. На­конец, в 1948 ᴦ. была создана национальная служба здраво­охранения и введена бесплатная система медицинского об­служивания. Лейбористы считали, что путем постепенных реформ Великобритания перейдет к ʼʼдемократическому социализмуʼʼ .

Консервативные правительства. 1951-1964 гᴦ. В ок­тябре 1951 ᴦ. победивший на выборах У. Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы не стали отме­нять социальную структуру, созданную лейбористами. Бо­лее того, они восприняли идею ʼʼгосударства благосостоя­нияʼʼ, сделав выводы из поражения 1945 ᴦ. Консерватив­ная партия оставалась у власти 13 лет. Она обнаружила способность приспосабливаться к меняющейся ситуации и использовать новые методы государственного руко­водства и социально-экономической политики.

Очередные выборы в парламент в 1964 ᴦ. не дали особого перевеса какой-либо партии. Консерваторы и лейбористы получили примерно одинаковое число голосов (около 12 млн), но счастье на сей раз улыбнулось лейбористам.

Правительство ᴦ. Вильсона (1964 1970) продолжило линию на выработку перспективного экономического пла­на, начатого еще консерваторами. Г. Вильсон особенно наде­ялся на развитие научно-технического потенциала стра­ны. С этой целью в 1965 ᴦ. парламентом был принят первый ʼʼнациональный пятилетний экономический планʼʼ. Для вы­полнения плана Г. Вильсон должен был обеспечить сов­местные действия (правительство - бизнес - профсою­зы). Документ правительства ʼʼДекларация о намеренияхʼʼ предлагал ограничить ʼʼразумнымиʼʼ пределами рост зарплаты и рост цен. Эта политика получила название ʼʼполитика цен и доходовʼʼ. Вначале ограничение ʼʼразум­нымʼʼ пределом роста зарплаты осуществлялось на добро­вольной основе, но после 1966 ᴦ. правительство прибегло к принудительному ʼʼзамораживаниюʼʼ. На парламентских выборах 1970 ᴦ. победили консерваторы.

Экономическая политика э. Хита (,1970-1974) - курс на жесткую капиталистическую рационализацию производ­ства и ускорение экономического ростр ʼʼлюбой ценойʼʼ. При Хите Великобритания вступила в ЕЭС. ʼʼПолитика цен и до­ходовʼʼ была принята еще в более жестком варианте, был создан аппарат административного регулирования цен и зарплаты. На свет появился уже консервативный вариант антипрофсоюзного закона ʼʼОб отношениях в промышленно­стиʼʼ. Он предусматривал жесткие ограничения на профсо­юзную деятельность и забастовки. Закон был принят, но это подняло на борьбу весь БКТ и входящие в него профсоюзы. Страна оказалась перед угрозой всœеобщей забастовки, и Хит решил назначить новые парламентские выборы, рассчи­тывая, что пресса и обыватели поддержат его, а не рабочих. С незначительным перевесом на выборах 28 февраля 1974 ᴦ. победили лейбористы (301 место против 296).

Премьер-министр ᴦ. Вильсон (в 1976 ᴦ. его сменил на этом посту Дж. Каллагэн) вынужден был принять другой план и вариант ʼʼполитики цен и доходовʼʼ. Главной осью политики правительств Вильсона-Каллагэна (1974-1979) был ʼʼсоциальный контрактʼʼ, то есть соглашение проф­союзов в лице БКТ и правительства, по которому профсою­зы сдерживают требование повышения заработной платы(до 5% в год), а правительство сдерживает цены и прово­дит согласованные реформы в интересах трудящихся. Действие ʼʼконтрактаʼʼ продолжалось до осœени 1978 ᴦ., ко­гда съезд БКТ, представлявший 12 млн членов профсою­зов, его отклонил, поскольку вопреки соглашению про­изошло снижение реальной заработной платы.

ʼʼЭра Маргарет Тэтчерʼʼ. Консервативные правительст­ва. 1979-1997 гᴦ. Еще до победы на выборах в 1979 ᴦ. консервативная партия выработала программу выхода из кризисов - ʼʼПравильный подходʼʼ И избрала нового лиде­ра партии - Маргарет Тэтчер.

В программе консервативной партии был разработан нео­консервативный вариант борьбы с кризисом и инфляцией. Прежние установки и идеи ʼʼполной занятостиʼʼ; ʼʼгосударс­тва благосостоянияʼʼ и бюджетного дефицита были отбро­шены. Новая политика в области экономики и социальной сферы получила название ʼʼтэтчеризмʼʼ. Прежде всœего на­чалась жесткая монетаристская политика - ограниче­ние денежной массы в обращении, сокращение расходов, что снижало инфляцию, но вело к росту безработицы!

В 80-е гᴦ. после нескольких лет жесткой монетарист­ской политики создались условия для снижения инфля­ции и роста инвестиций В итоге в отличие от застоя пред­шествующего десятилетия Великобритания совершила скачок в развитии производства, а по росту производи­тельности труда обогнала всœе развитые капиталистические европейские страны.

Правительство взяло курс на сокращение бремени госу­дарственных расходов на содержание мало эффективного или просто убыточного госсектора путем распродажи. Приватизация дала в бюджет свыше 28 млрд фунтов стер­лингов. Акционерами фирм и предприятий стали миллио­ны граждан. Число владельцев акций возросло с 7 до 25% взрослого населœения страны. Другой мерой правительства Тэтчер по упрочению частнособственнических отноше­ний была распродажа жилищного фонда муниципалите­тов и городов. За 80-е гᴦ. 1,1 млн семей смогли выку­пить по льготам квартиры и дома. К 1990 ᴦ. 65% семей(из 20 млн) имели собственные дома. Британское общество иногда стали называть обществом двух третей среднего класса однако почти треть населœения нуждалась в государ­ственном вспомоществовании - безработные, матери-оди­ночки, больные, инвалиды, малообразованные, не обучен­ная профессиям молодежь и т. д Консерваторы сохранили эту сферу государственной социальной политики. Наконец, сложная для всœех британских правительств проблема отношений с про союзами. Тэтчер заняла в данном вопросœе жесткую антипрофсоюзную линию, традиционно свойственную консервативной партию Грубой силой были подавлены стачки шахтеров. протестовавших против за­крытия нерентабельных шахт, забастовки почтовиков, по­лиграфистов; выступивших за сохранение рабочих мест в технологически устаревших сферах производства. Модель корпоративного взаимодействия правительство - проф­союзы - бизнес) была заменена системой: новая государ­ственная политика поощрения бизнеса и курс на преобла­дающее саморегулирование экономических процессов посредством рыночно-финансовых отношений, Именно благодаря активизации частного сектора, рыночных меха­низмов и инвестиционной политике за 80-е гᴦ. было созда­но, около 2,5.млн рабочих мест.

Преемником М. Тэтчер на посту лидера партии и премь­ер-министра стал Дж. Мейджор (1990-1997), политика которого опиралась на главные принципы ʼʼтэтчериз­маʼʼ ʼʼдемократию собственниковʼʼ поощрение конку­ренции, приватизацию, снижение прямого налогообложе­ния бизнеса,

Консерваторы находились у власти рекордно долго ­16 лет, в стране накапливались социальные проблемы.

ʼʼТретий путьʼʼ Энтони Блэра. На парламентских выбо­рах в мае 1997 ᴦ. с огромным перевесом победу одержали лейбористы. Лидер партии Энтони Блэр сформировал пра­вительство, Он обещал прорыв в социальной политике, но без повышения налогов. Отказались лейбористы и от наци­онализации. Это свидетельствовало о существенном пере­смотре доктрины лейбористской партии, о ее поправении. Новый облик партии стал залогом ее успеха на выборах.

Инициатором этого курса был Блэр, который, став ли­дером партии в 1994 ᴦ., выступил за привлечение на сторо­ну лейбористов не только рабочих, но и представителœей малого бизнеса, менеджеров, домовладельцев, врачей, учителœей. По предложению Блэра в 1995 ᴦ. была отменена IV статья устава партии об ʼʼобщественной собственности на средства производства.. Задачей ставится создание ʼʼдинамичной экономикиʼʼ В которой предпринимательст­во, рынок и конкуренция тесно взаимодействуют с начала­ми партнерства и кооперации..

Свою политическую платформу Блэр определил как ʼʼно­вый лейборизм., или ʼʼтретий путьʼʼ. ʼʼТретий путьʼʼ отвер­гает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе соци­ализма. "Предлагается ʼʼновая смешанная экономикаʼʼ, в рамках которой государство способствует развитию част­ной инициативы активно действует в тех случаях, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль. Эта политика нашла отклик у избирате­лей и вновь принœесла успех лейбористам на выборах 2001 ᴦ.

Ольстеркий кризис и национальные проблемы. После создания в 1921 ᴦ. Ирландской республики Великобрита­ния сохранила за собой шесть северных графств острова(Ольстер) населœенных на одну треть католиками-ирландца­ми и на две трети протестантами, выходцами из Шотландии и Уэльса. Отношения между двумя религиозными община­ми традиционно были конфликтными. В 1968 ᴦ. началось движение католического меньшинства за гражданские пра­ва, Оно было вызвано разгоном демонстрации, после чего воль стере произошли массовые беспорядки. Попытки бри­танских правительств решить конфликт в последующие три десятилетия не принœесли успокоения в мятежные графства. В мае 1998 ᴦ. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании вы­борных органов самоуправления,

В 60-80-е гᴦ. оживилось движение за национальную и культурную автономию в Шотландии и Уэльсе, план 4дево­люцииʼʼ - расширения автономного управления этих регио­нов, предложенный в 70-е гᴦ., не был поддержан населœени­ем. Только на референдумах 1997 ᴦ. в Шотландии и Уэльсе, проведенных лейбористами, данный план был одобрен, и в 1999 ᴦ. состоялись первые выборы в новые представитель­ные органы власти - шотландский парламент и ассамб­лею Уэльса.

В рамках обещанной лейбористами конституционной реформы в 1998 ᴦ. начался первый этап реформирования па­латы лордов - ограничение прав наследственных лордов.

Внешняя политика Великобритании. Лондон традици­онно играл первые роли в 4концертеʼʼ европейских 4 вели­ких держав. После Второй мировой войны положение изменилось. Пальма первенства и 4мировая ответственность перешли к США, а в Европе Великобритания ока­залась почти в изоляции, Ее особое место определялось тройственной ролью: Великобритания стала главным партнёром США на международной арене в то же время она оставалась одной из базовых западно европейских держав, и, наконец, она была главой Содружества наций, при этом территория доминионов в 20 раз превышала тер­риторию метрополии.

Франция настороженно относилась к англо-американскому тесному взаимодействию, считая Англию троян­ским конем США. Это одна из причин, почему Франция блокировала вплоть до 1973 ᴦ. вступление Великобрита­нии в Европейское экономическое сообщество.

Особую позицию Великобритания заняла в области ядерных вооружений. Как и французское, британские правительства, независимо от партийности, отстаивали право Великобритании иметь свое ядерное оружие.

Участие Великобритании в разработке и принятии в Маастрихте в 1992 ᴦ. документов о развитии запад­ноевропейской интеграции было важным свидетельством переориентации британской политики с атлантического(ориентация на США) на европейское направление. Одна­ко в военно-политической сфере Великобритания остается главным партнером США в рамках НАТО.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему консервативная партия и ее лидер У. Чер­чилль потерпели поражение на выборах 1945 ᴦ.?

2. Почему британский опыт послевоенных реформ стал основой теории ʼʼгосударства благосостоянияʼʼ?

4. Чем различаются идеология и политика лейбори­стов и консерваторов? Объясните на примере Англии суть ʼʼполитического маятникаʼʼ.

5. Укажите основные линии экономической политики правительств М Тэтчер.
Размещено на реф.рф
Что общего в деятельности правительств Рейгана и Тэтчер?

6. Что обеспечило успех лейбористской партии на выборах в 1997 и 2001 гᴦ.? В чем новизна политики ʼʼтретьего путиʼʼ, провозглашенной Блэром?

7. В чем суть Ольстерского кризиса?

8. Каковы особенности внешней политики Велико­британии после Второй мировой войны?

Великобритания - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Великобритания" 2017, 2018.

Экономика. В нешняя тор­говля Англии расти, промышленность развива­лась, делало успехи машиностроение. Но в текстильной, угольной - развитие за­медлилось. Темпы развития экономики отставали от других стран (США и Гер­мании), английская доля в мировом производстве сокращалась. Быстрыми темпами шел процесс концентрации и централизации капитала, сращивание банковского капитала с промышленным.

Экономический кризис и продолжительная депрессия вызвали многочисленные банкротства и ускорили кон­центрацию капитала. К концу XIX в. в Англии появились пер­вые крупные монополистические объединения. Английский капитализм вступал в стадию империализма.

В политической жизни господ­ствовали две крупные партии -либералов и консерваторов, по­очередно сменявшие друг друга у власти: своей шумной борь­бой они отвлекали внимание трудящихся. И хотя обе партии представляли интересы имущих классов, а в их политике не бы­ло принципиальных различий, по своему классовому составу они отличались.

Либералы представляли интересы главным образом крупной буржуазии располагали поддержкой буржуазии и оказывали довольно значительное влияние на верхушку рабочего класса. Для более успешной деятельности либеральная партия на протяжении 60-70-х гг. перестроилась. Лидером партии был Вильям Гладстон .

Консервативная партия вплоть до 80-х гг. уступала либера­лам по своей силе и влиянию. Она опиралась в основном, на земельных собственников, крупных фермеров и англиканскую церковь. В 1883 г. она создала Национальный союз консервативных ассоциаций. Лидер консерваторов Бенджамин Дизраэли .

На протяжении первой половины тридцатилетия (1870- 1899) либералы пользовались значительным преобладанием. Стремясь привлечь голоса массового избира­теля, Гладстон. ввел тайную подачу голосов на вы­борах в парламент,. проведена новая парла­ментская реформа: отмена имущественного ценза число избирателей увеличи­лось в два раза. В 1885 г. стрзва разделена на одинаковые избирательные округа (около 50 тыс. избирателей в каждом). Крупные города полу­чили право посылать по нескольку депутатов.

Либералы осуществили также некоторые другие реформы умеренного характера. Установили экзамены для поступающих на государствен­ную службу, упростили систему высших судебных учреждений и впервые выделили ассигнования на школу. Приняли закон, который легализовал тред-юнионы: до сих пор их просто терпели, а нередко и преследовали.

Поняв важность завоевания голосов рабочего класса, кон­серваторы также пошли на некоторые реформы. Отменили запрет на пикетирование во время стачек, аннулировали ста­рый закон о господах и слугах, дававший хозяевам преиму­щества в суде перед рабочими, провели закон, запрещавший труд детей до 10 лет. В 1891 г. они приняли закон о бесплатном начальном образовании..

В ирландском национальном движении к этому времени руководство захватила либеральная буржуазия. Созданная ею в 1870 г. Лига гомруля ограничила свои требования самоуп­равлением для Ирландии в рамках Британской империи (гом­руль). В начале 1886 г. кабинет Гладстона разработал умеренный проект гом­руля: восстановленный ирландский парламент получал право управления внутренними делами, хотя внешние сношения, тор­говля, полиция, армия и все важные вопросы внутренней поли­тики остались в руках Лондона.

Проект вызвал сопротивление внутри либеральной партии. Во главе противников гомруля выступил Джозеф Чемберлен (1836-1914), крупный фабрикант из Бирмингема. Под руководством Чемберлена большая группа либералов объявила себя юнионистами, т. е. сторонниками сохранения англо-ирланд­ской унии, и сорвала принятие гомруля. Либе­ральный кабинет пал, и к власти пришли консерваторы. Премь­ером стал маркиз Солсбери)-аристократ и крупный землевладелец. Консерваторы установили в Ирландии чрез­вычайное положение, а затем провели закон о выкупе в Ирлан­дии у помещиков части земли и продаже ее в рассрочку кре­стьянам: этим они стремились увеличить прослойку средних и зажиточных крестьян.

Ослабление либеральной партии и раздоры в ней явились за­кономерным результатом переориентации английской буржуа­зии: она все больше надежд возлагала на консерваторов, обе­щавших более решительную внешнюю и внутреннюю политику..

Колониальная и внешняя политика в 1870-1886 гг . Либералы вы­двигали лозунг мира и экономии государственных средств, а консерваторы обвиняли их в пренебрежении интересами им­перии. На деле же обе партии, находясь у власти, проводили в общем сходную политику, в особенности колониаль­ную и внешнюю.

Дизраэли был противником всяких реформ. Шумными внеш­ними успехами и бряцанием оружием он стремился отвлечь вни­мание масс от социальных проблем.Всюду поощряя английские торговые инте­ресы, он не останавливался перед поддержкой самых реакцион­ных сил в других странах.

В 1879 г. английское правительство развязало войну против Афганистана. Перед лицом народного восстания Англия была вынуждена признать незави­симость Афганистана, но отторгла у него территорию, приле­гавшую к Индии.

Внимание английских капиталистов привлекли также рес­публики Трансвааль и Оранжевая в Южной Африке, где 60-е гг. были обнаружены богатейшие запасы золота и ал­мазов. Решив прибрать их к рукам, в 1877 г. английское пра­вительство аннексировало обе республики, заселенные бурами.

В 1882 г. Гладетон начал агрессивную войну против Егип­та. В стране развернулось национально-освободитель­ное движение, и в июле 1882 г. английская эскадра обстреляла г. Александрию. Повстанцы под руководством Махди в 1886 г. разбили англичан и штурмом взяли Хартум - главный город Су­дана. Здесь погиб английский отряд под командой генерала Гордона, известного кровавым подавлением народного восста­ния в Китае.

Англия и раздел мира. Созданное еще в 1869 г. Колониальное общество (в 1870 г. переименованное в Колониальный институт) развер­нуло деятельности направлеяяую на укрепление империи; В 1884 г. возникла Лига имперской, федерации, которая выдвинула требование создать замкнутый таможенный союз в рамках Британ­ской империи.

Продол­жая расширять границы Индии под предлогом заботы о ее «безопасности», Англия в 1885 г. захватила последнюю часть независимой Бирмы. За ней последовал захват всего Малакк-ского полуострова. Англия приняла также активное участие а дележе островов Тихого океана, в том числе Новой Гвинеи, Северного Борнео и др.

Главной ареной колониальной борьбы в конце XIX в. стал Африканский континент. Англия захватила огромные террито­рии в Западной и Восточной Африке и расширила свои владе­ния в южной ее части. Английская экспансия в Африке натолкнулась на конкурен­цию других держав, главным образом Германии и Франции. Объектом спора явилась террито­рия в верхнем течении реки Нил.

К концу XIX в. весь мир был фактически поделен между им периалистическими державами, причем Англии удалось захва­тить больше всех.

АНГЛИЯ В 1900-1914 гг. Экономическое развитие Англии. Особенно быстро разви­вались новые отрасли: химия и электротехника. Англия продолжала занимать ведущую роль в мировой торговле. Особенно значительными были масштабы вывоза капитала.

При всем том отставание Англии от ее конкурентов стано­вилось все более заметным, и падение ее роли в мировом про­мышленном производстве продолжалось. В экономике Англии сильнее, чем в других странах, проявля­лись черты загнивания. Колонии приносили неслыханные прибыли анг­лийской буржуазии, и она предпочитала вывозить туда свои капиталы, вместо того чтобы вкладывать их в отечественную промышленность.

Война с бурами. В 1899 г. Трансвааль объявил войну Англии, а Через два дня за ним последовала Оранжевая.

Силы Англии неизмеримо превосходили силы бурских рес­публик, которые к тому же были лишены собственной промыш­ленности. 1 июня 1902 г. в Претории (Трансвааль) был подписан мир­ный договор, в силу которого Англия обе республики присо­единила к своим владениям в Южной Африке. Этой войной английский империализм еще раз продемонстрировал свою агрессивность.


Похожая информация.


В 1948 г. У. Черчилль обнародовал теорию «трех сфер (окружностей)», в соответствии с которой основными направлениями британской внешней политики являлись отношения с США, с Содружеством и Европой; при этом первая сфера основывалась на военном союзе, вторая - на истории и «общей крови», третья же - всего-навсего на географии. Таким образом, лидер консерваторов сформулировал первичную иерархию внешнеполитических приоритетов, однако на протяжении послевоенных десятилетий расклад внутри «трех сфер» неоднократно менялся. В 1940-е гг. Британия еще оставалась великой державой, но ее международная миссия из глобальной на глазах превращалась в региональную, а в 1950–1960-х гг. за Соединенным Королевством уже прочно закрепился статус «великой державы второго плана». Утрата Британией позиции мирового лидера в наибольшей степени сказалась на второй сфере - связях с Содружеством. Сразу же после окончания Второй мировой войны начался стремительный распад Британской империи и сокращение ее сфер влияния. Участие Великобритании в «тройственной агрессии» против Египта (Суэцкий кризис 1956) положило конец ее доминированию на Ближнем Востоке. В 1960 г. с провозглашением независимости сразу 17 государств Африки Г. Макмиллан, выступая в Кейптауне, признал неизбежность деколонизации. Его преемник Г. Вильсон в 1967 г. взял курс на сворачивание военного присутствия «к востоку от Суэца», а в 1968 г. упразднил министерство по делам Содружества, объединив его с Форин-офис. Само Содружество постепенно становилось все менее централизованным: в 1949 г. в его рамках был отменен основополагающий принцип верности короне - отныне британский монарх являлся лишь символом, но необязательно главой государств-членов. Бывшие колонии и доминионы все чаще не принимали в расчет интересы метрополии и даже оказывали на нее давление. Например, по настоянию африканских членов Содружества Лондон пошел на исключение из него ЮАР в 1961 г. Несмотря на снижение общей роли Содружества во внешней политике, Соединенное Королевство старалось по мере возможности сохранять патерналистскую линию в отношении бывших владений. Так, когда с вступлением Великобритании в В. прекратила свое действие система имперских преференций, Лондон добился от европейских партнеров подписания льготных соглашений со странами Содружества. Последней яркой вспышкой британского империализма стала война с Аргентиной (1982) из-за спорных Фолклендских или (аргентинская версия) Мальвинских островов в южной части Атлантики. В ответ на захват островов аргентинскими вооруженными силами Лондон провел стремительную и успешную военную кампанию, в течение нескольких недель возвратив спорную территорию. Этот эпизод скорее служил удовлетворению имперских настроений среди населения - к началу 1980-х гг. Великобритания уже, разумеется, не могла рассматривать свою внешнюю политику сквозь призму обширной империи. Принято считать, что уход англичан из Гонконга в 1997 г. ознаменовал собой безоговорочный отказ Великобритании от ее имперской роли. С приходом к власти лейбористов в 1997 г. роль Содружества во внешней политике Великобритании начала возрастать, поскольку новый премьер-министр Э. Блэр стремился вернуть Британии статус мировой державы. Великобритания сыграла ключевую роль в решении проблемы долгов беднейших стран Содружества - в 1997 г. правительство заявило о списании долгов на сумму 132 миллиона фунтов стерлингов, а в 2002 г. по инициативе Лондона аналогичное решение было принято на саммите «Группы восьми». В 2000 г. Блэр в рамках «Большой восьмерки» выступил с предложением «Плана Маршалла для Африки», предполагавшим оказание масштабной помощи беднейшим странам.

Первая и третья сферы, в отличие от второй, за послевоенные десятилетия не утратили своего ключевого значения: при этом «особые отношения» с США за послевоенные десятилетия не подвергались качественной ревизии, в то время как позиция Лондона в вопросах европейской интеграции претерпела серьезнее изменения. Важнейшим направлением атлантического партнерства, сложившегося в годы Второй мировой войны, стало взаимодействие в сфере ядерных разработок. Оно было зафиксировано в Квебекском соглашении (1943), по условиям которого американский и британский ядерный проекты объединялись, и обе державы давали друг другу обязательство не применять ядерное оружие без согласия партнера. В 1958–1962 гг. Великобритания и США заключили ряд соглашений по вопросам поставок ядерных компонентов и базирования американских подводных лодок, ставивших Лондон в привилегированное положение по сравнению с другими членами НАТО. В 1962 г. было подписано соглашение в Нассау, в соответствии с которым американцы предоставили Великобритании ракеты «Полярис» для подводных лодок, составивших основу британского ядерного потенциала.

В 1940-е гг. Великобритания довольно охотно шла на сотрудничество с США в области безопасности и обороны: Лондон не готов был отказаться от своей глобальной миссии, но нуждался в союзниках.

Ослабленная войной и внутренне нестабильная Франция явно не годилась на эту роль, поэтому англичане рассчитывали использовать американскую военную силу для закрепления своего влияния в послевоенном мире. Из этих соображений Великобритания пошла на превращение созданного в 1948 г. пятью европейскими государствами Западного союза (Брюссельского пакта) в военный альянс с Америкой (НАТО). Если в военно-стратегической сфере англо-американский союз хотя бы на первых порах напоминал партнерство равных, то в экономической сфере между двумя державами уже в 1945 г. сложилась ситуация зависимости. В августе 1945 г. США без предупреждения прекратили поставки Великобритании по ленд-лизу, что вынудило Лондон сразу же обратиться к своему союзнику за займом, который был предоставлен на крайне невыгодных условиях. С утратой Британией статуса великой державы «особые отношения» становились все более ассиметричными - известный афоризм Г. Макмиллана «Греция это Британия, Рим - это США» прикрывал растущее беспокойство англичан по поводу иерархизации союза с США. Частичное выравнивание «особых отношений» наступило в 1980-е гг., поскольку в тандеме Тэтчер - Рейган «Железная леди» нередко играла ведущую роль. Великобритания получила одобрение своих действий со стороны США в ходе Фолклендской войны и в свою очередь не раз заявляла о согласии с принципами «доктрины Рейгана». В 1980 г. Великобритания и США подписали соглашение о поставках американских ракет «Трайдент», заменивших «Полярис» в качестве основы британского ядерного сдерживания. В 1990 г. Британия была единственным постоянным членом Совета Безопасности, безоговорочно выступившим в поддержку американской инициативы по проведению силовой операции против Ирака. Британский военный контингент, направленный в Персидский залив, был вторым по численности после американского. Тем не менее на протяжении 1980–1990-х гг. между партнерами неоднократно возникали разногласия: Соединенное Королевство, балансирующее между интересами США и ЕЭС, нередко оказывалось между двумя стульями. В вопросах валютно-финансовой политики, торгово-экономических отношений с СССР, оценки ситуации на Ближнем Востоке Лондон чаще принимал сторону Брюсселя, чем Вашингтона. Например, в 1982 г. Тэтчер отказалась поддержать американский запрет на поставки оборудования для строительства газопровода Сибирь - Западная Европа, что в итоге вынудило США отказаться от эмбарго. С приходом к власти в 1997 г. «новых лейбористов» фокус «особых отношений» сместился в сторону военно-стратегического сотрудничества. Лондон поддержал решение США о бомбардировках Афганистана и Судана в 1998 г., вместе с ВВС США участвовал в нанесении бомбовых ударов по Ираку (1998, 2000, 2001), в военной кампании в Косово (1999). В 2001 г. Британия вместе с союзниками по НАТО инициировала операцию в Афганистане, а в 2003 г. британские вооруженные силы приняли активное участие в военных действиях в Ираке, что в итоге стоило Блэру резкого падения популярности. Косово, Афганистан и Ирак не случайно получили название «войны премьер-министра» - во всех случаях Великобритания играла вторую скрипку после США. Консерваторы, пришедшие к власти в мае 2010 г., подтвердили намерение поддерживать «нерушимый альянс» с Вашингтоном, но без «рабской покорности». Англо-американские отношения на протяжении послевоенных десятилетий представляли собой пример континуитета и надпартийности в британской внешней политике: несмотря на определенные разногласия (Тэтчер называла их «семейными ссорами») и явную асимметрию, представители обеих партий традиционно рассматривают союз с США как одну из основ международного статуса Великобритании.

Совершенно иная ситуация сложилась на европейском направлении британской внешней политики: здесь можно наблюдать и партийную специфику, и сомнения в целесообразности активного участия в европейской интеграции. Великобритания традиционно является «европейцем поневоле» и считается оплотом евроскепсиса; мотивы ее членства в ЕС всегда были сугубо прагматичными, и «европейская идея» хотя и не была абсолютно чужда британской политической мысли, но все же не получила здесь широкого распространения. В 1950 г. лейбористское правительство К. Эттли отвергло «План Шумана» в силу ряда причин, как экономического, так и политического характера. Английские социалисты, впервые сформировавшие устойчивое правительство, опасались потерять достигнутое в союзе с капиталистическими экономиками: британская сталелитейная и угольная промышленность к 1950 г. уже были национализированы, что делало нецелесообразным их слияние с французской и немецкой инфраструктурой. Многие британские политики полагали, что участие в европейском проекте подорвет стерлинговую зону и в целом будет способствовать размыванию связей с Содружеством. Концепция «третьей силы» (создания третьего, альтернативного США и СССР, полюса в Европе), обсуждавшаяся во второй половине 1940-х гг.

как возможный сценарий для послевоенной Британии, в 1950 г. окончательно уступила место атлантизму (идее союза с США). Великобритания, однако, довольно скоро почувствовала себя на обочине европейской политики: ее беспокоило экономическое и политическое возвышение Германии, а также поддержка интеграции Вашингтоном. В 1961 г. правительство Макмиллана подало первую заявку на членство в ЕЭС: ее, как и вторую 1967 г., заблокировал Ш. де Голль, не желавший видеть в составе Единой Европы «троянского коня США». В 1973 г. Великобритания стала членом ЕЭС с третьей попытки, благодаря усилиям консерватора Э. Хита. Вступление в «Общий рынок» не рассматривалось в Великобритании как однозначный успех правительства Хита: у многих англичан европейская интеграция вызывала негативные ассоциации, поскольку Британия присоединилась к ней в период нефтяного кризиса. Британцы стали чаще проводить отпуска на континенте, европейские марки автомобилей завоевывали популярность на английском рынке, однако жители Соединенного Королевства по-прежнему не мыслили в терминах «общей европейской судьбы». Весьма жесткую позицию в отношении европейской интеграции заняла М. Тэтчер, сразу же давшая понять Европе, что не допустит никакого ущемления национальных интересов. Свое видение Европы как свободного союза свободных рыночных государств она сформулировала в знаменитой речи в Брюгге (1988); «Железная леди» заявила о неприятии идеи европейского «супергосударства» и о нежелании участвовать в европейской социальной и сельскохозяйственной политике. В 1984 г. ее стараниями был урегулирован вопрос о «британском чеке»: взнос Великобритании в бюджет ЕЭС был сокращен, Лондон получил компенсацию за переплату в предыдущие годы, взамен Британия отказывалась от помощи в рамках аграрной политики «Общего рынка». Тэтчер выступала категорически против участия Лондона в европейской валютной системе, что привело к открытой конфронтации с председателем еврокомиссии Ж. Делором, конфликту внутри партии консерваторов и уходу Тэтчер с поста лидера в 1990 г. Новый премьер-министр Дж. Мейджор попытался загладить негативный эффект, произведенный его предшественницей: на встрече с канцлером Германии Г. Колем он заявил о желании Британии «быть в сердце Европы». В 1992 г. Великобритания подписала Маастрихтский договор, но без Социальной главы, устанавливавшей общие правила трудовых отношений и социального обеспечения в странах ЕС. Благодаря усилиям Мейджора из текста договора изъяли слово «федеральный». Евроскептицизм в среде консерваторов был слишком силен, чтобы Мейджор мог позволить себе серьезные шаги, не опасаясь за свое положение лидера. Партией, развернувшей Британию лицом к Европе, оказались лейбористы, которые после прихода к власти в 1997 г. предприняли ряд поспешных мер для снижения напряженности между Лондоном и Брюсселем. Великобритания подписала Амстердамский договор и Социальную хартию и достигла консенсуса с Францией в вопросах европейской обороны, однако в вопросе участия в валютном союзе Лондон проводил политику оттягивания. На рубеже веков в Соединенном Королевстве развернулась оживленная дискуссия о преимуществах и недостатках вхождения в еврозону: еврооптимисты говорили о новых рабочих местах, евроскептики же играли на национальных чувствах («наше золото утечет к немцам») и приводили статистику, доказывающую, что экономически Британии выгодно сохранение фунта. Столь же неопределенную позицию Лондон занял в вопросах принятия Европейской конституции, однако правительство Г.Брауна предпочло все же ратифицировать Лиссабонский договор. Консерваторы, сменившие «новых лейбористов» в 2010 г., практически сразу объявили 5-летний мораторий на введение евро и выразили намерение в европейской политике ориентироваться не на франко-германский тандем, а на проамерикански настроенную Восточную Европу. Европейская политика Великобритании, таким образом, представляет собой набор тактических мер, призванных решить двойную задачу: сохранить политическую и финансово-экономическую самостоятельность, не теряя при этом контроля над происходящим в Европе.

1. Роль восточно-европейских стран в экономическом потенциале ЕС.

2. Какие изменения происходят в ЕС со вступлением в силу Лиссабонского договора о реформировании?

3. Каковы изменения стратегической концепции НАТО после окончания холодной войны?

4. Назовите основные приоритеты внешней политики Франции в XXI в.

5. Каковы демографические проблемы Франции?

6. Каковы основные проблемы подписания нового соглашения о сотрудничестве РФ и ЕС?

7. Назовите основные сферы внешней политики Великобритании.

8. Какова роль Германии в развитии европейских интеграционных процессов?

Последствия Второй мировой войны. Великобритания вышла из Второй мировой войны победительницей, но ста­ла должником США. Это двойственное положение премьер-министр Великобритании в годы войны У. Черчилль назвал «триумф и трагедия».

С окончанием войны коалиционное правительство распа­лось, и на парламентских выборах в июле 1945 г. возобно­вилась партийно-политическая борьба за власть между дву­мя главными соперниками: консервативной и лейборист­ской партиями. Традиционно побеждает одна из них. Этот политический маятник действует и поныне. На первых по­слевоенных выборах успех сопутствовал лейбористской партии.

Лейбористское правительство. 1945-1951 гг. Лейбори­сты выступили перед избирателями с обширной програм­мой реформ в социальной области. Программа лейбористов называлась.Лицом к будущему.. Консервативная партия не имела четкой программы и уповала на авторитет У. Чер­чилля. Консерваторы не учли настроений англичан, желав­ших реального улучшения условий жизни, и потерпели тя­желое поражение. Лейбористы получили две трети мест в палате общин.

Лейбористская партия выполнила в основном свои обещания. Правительство осуществило национализацию и передачу в государственное управление Английского банка, угольной и газовой промышленности, электростан­ций, телеграфа и радиосвязи, гражданской авиации, водно­го и железнодорожного транспорта, частично черной метал­лургии. Огосударствление происходило за выкуп. В этих сферах хозяйства было занято около 20% наемных работни­ков. В 1946 г. был полностью отменен репрессивный закон о профсоюзах 1927 г., в 1945-1948 гг. введена новая ком­плексная система социального страхования и обеспечения, включавшая пособия по безработице, при утере работоспо­собности, профзаболевании, пенсии по старости и вдовам. Была повышена заработная плата более 10 млн рабочим. На­конец, в 1948 г. была создана национальная служба здраво­охранения и введена бесплатная система медицинского об­служивания. Лейбористы считали, что путем постепенных реформ Великобритания перейдет к «демократическому социализму» .

Консервативные правительства. 1951-1964 гг. В ок­тябре 1951 г. победивший на выборах У. Черчилль вновь сформировал правительство. Консерваторы не стали отме­нять социальную структуру, созданную лейбористами. Бо­лее того, они восприняли идею «государства благосостоя­ния», сделав выводы из поражения 1945 г. Консерватив­ная партия оставалась у власти 13 лет. Она обнаружила способность приспосабливаться к меняющейся ситуации и использовать новые методы государственного руко­водства и социально-экономической политики.

Очередные выборы в парламент в 1964 г. не дали особого перевеса какой-либо партии. Консерваторы и лейбористы получили примерно одинаковое число голосов (около 12 млн), но счастье на сей раз улыбнулось лейбористам.

Правительство г. Вильсона (1964 1970) продолжило линию на выработку перспективного экономического пла­на, начатого еще консерваторами. Г. Вильсон особенно наде­ялся на развитие научно-технического потенциала стра­ны. С этой целью в 1965 г. парламентом был принят первый «национальный пятилетний экономический план». Для вы­полнения плана Г. Вильсон должен был обеспечить сов­местные действия (правительство - бизнес - профсою­зы). Документ правительства «Декларация о намерениях» предлагал ограничить «разумными» пределами рост зарплаты и рост цен. Эта политика получила название «политика цен и доходов». Вначале ограничение «разум­ным» пределом роста зарплаты осуществлялось на добро­вольной основе, но после 1966 г. правительство прибегло к принудительному «замораживанию». На парламентских выборах 1970 г. победили консерваторы.

Экономическая политика э. Хита (,1970-1974) - курс на жесткую капиталистическую рационализацию производ­ства и ускорение экономического ростр «любой ценой». При Хите Великобритания вступила в ЕЭС. «Политика цен и до­ходов» была принята еще в более жестком варианте, был создан аппарат административного регулирования цен и зарплаты. На свет появился уже консервативный вариант антипрофсоюзного закона «Об отношениях в промышленно­сти». Он предусматривал жесткие ограничения на профсо­юзную деятельность и забастовки. Закон был принят, но это подняло на борьбу весь БКТ и входящие в него профсоюзы. Страна оказалась перед угрозой всеобщей забастовки, и Хит решил назначить новые парламентские выборы, рассчи­тывая, что пресса и обыватели поддержат его, а не рабочих. С незначительным перевесом на выборах 28 февраля 1974 г. победили лейбористы (301 место против 296).

Премьер-министр г. Вильсон (в 1976 г. его сменил на этом посту Дж. Каллагэн) вынужден был принять другой план и вариант «политики цен и доходов». Главной осью политики правительств Вильсона-Каллагэна (1974-1979) был «социальный контракт», то есть соглашение проф­союзов в лице БКТ и правительства, по которому профсою­зы сдерживают требование повышения заработной платы(до 5% в год), а правительство сдерживает цены и прово­дит согласованные реформы в интересах трудящихся. Действие «контракта» продолжалось до осени 1978 г., ко­гда съезд БКТ, представлявший 12 млн членов профсою­зов, его отклонил, поскольку вопреки соглашению про­изошло снижение реальной заработной платы.

«Эра Маргарет Тэтчер». Консервативные правительст­ва. 1979-1997 гг. Еще до победы на выборах в 1979 г. консервативная партия выработала программу выхода из кризисов - «Правильный подход» И избрала нового лиде­ра партии - Маргарет Тэтчер.

В программе консервативной партии был разработан нео­консервативный вариант борьбы с кризисом и инфляцией. Прежние установки и идеи «полной занятости»; «государс­тва благосостояния» и бюджетного дефицита были отбро­шены. Новая политика в области экономики и социальной сферы получила название «тэтчеризм». Прежде всего на­чалась жесткая монетаристская политика - ограниче­ние денежной массы в обращении, сокращение расходов, что снижало инфляцию, но вело к росту безработицы!

В 80-е гг. после нескольких лет жесткой монетарист­ской политики создались условия для снижения инфля­ции и роста инвестиций В итоге в отличие от застоя пред­шествующего десятилетия Великобритания совершила скачок в развитии производства, а по росту производи­тельности труда обогнала все развитые капиталистические европейские страны.

Правительство взяло курс на сокращение бремени госу­дарственных расходов на содержание мало эффективного или просто убыточного госсектора путем распродажи. Приватизация дала в бюджет свыше 28 млрд фунтов стер­лингов. Акционерами фирм и предприятий стали миллио­ны граждан. Число владельцев акций возросло с 7 до 25% взрослого населения страны. Другой мерой правительства Тэтчер по упрочению частнособственнических отноше­ний была распродажа жилищного фонда муниципалите­тов и городов. За 80-е гг. 1,1 млн семей смогли выку­пить по льготам квартиры и дома. К 1990 г. 65% семей(из 20 млн) имели собственные дома. Британское общество иногда стали называть обществом двух третей среднего класса однако почти треть населения нуждалась в государ­ственном вспомоществовании - безработные, матери-оди­ночки, больные, инвалиды, малообразованные, не обучен­ная профессиям молодежь и т. д Консерваторы сохранили эту сферу государственной социальной политики. Наконец, сложная для всех британских правительств проблема отношений с про союзами. Тэтчер заняла в этом вопросе жесткую антипрофсоюзную линию, традиционно свойственную консервативной партию Грубой силой были подавлены стачки шахтеров. протестовавших против за­крытия нерентабельных шахт, забастовки почтовиков, по­лиграфистов; выступивших за сохранение рабочих мест в технологически устаревших сферах производства. Модель корпоративного взаимодействия правительство - проф­союзы - бизнес) была заменена системой: новая государ­ственная политика поощрения бизнеса и курс на преобла­дающее саморегулирование экономических процессов посредством рыночно-финансовых отношений, Именно благодаря активизации частного сектора, рыночных меха­низмов и инвестиционной политике за 80-е гг. было созда­но, около 2,5.млн рабочих мест.

Преемником М. Тэтчер на посту лидера партии и премь­ер-министра стал Дж. Мейджор (1990-1997), политика которого опиралась на главные принципы «тэтчериз­ма» «демократию собственников» поощрение конку­ренции, приватизацию, снижение прямого налогообложе­ния бизнеса,

Консерваторы находились у власти рекордно долго ­16 лет, в стране накапливались социальные проблемы.

«Третий путь» Энтони Блэра. На парламентских выбо­рах в мае 1997 г. с огромным перевесом победу одержали лейбористы. Лидер партии Энтони Блэр сформировал пра­вительство, Он обещал прорыв в социальной политике, но без повышения налогов. Отказались лейбористы и от наци­онализации. Это свидетельствовало о существенном пере­смотре доктрины лейбористской партии, о ее поправении. Новый облик партии стал залогом ее успеха на выборах.

Инициатором этого курса был Блэр, который, став ли­дером партии в 1994 г., выступил за привлечение на сторо­ну лейбористов не только рабочих, но и представителей малого бизнеса, менеджеров, домовладельцев, врачей, учителей. По предложению Блэра в 1995 г. была отменена IV статья устава партии об «общественной собственности на средства производства.. Задачей ставится создание «динамичной экономики» В которой предпринимательст­во, рынок и конкуренция тесно взаимодействуют с начала­ми партнерства и кооперации..

Свою политическую платформу Блэр определил как «но­вый лейборизм., или «третий путь». «Третий путь» отвер­гает как крайности тэтчеризма, так и прежний подход лейбористов к огосударствлению экономики в духе соци­ализма. "Предлагается «новая смешанная экономика», в рамках которой государство способствует развитию част­ной инициативы активно действует в тех случаях, когда частной инициативы недостаточно, и выполняет важную социальную роль. Эта политика нашла отклик у избирате­лей и вновь принесла успех лейбористам на выборах 2001 г.

Ольстеркий кризис и национальные проблемы. После создания в 1921 г. Ирландской республики Великобрита­ния сохранила за собой шесть северных графств острова(Ольстер) населенных на одну треть католиками-ирландца­ми и на две трети протестантами, выходцами из Шотландии и Уэльса. Отношения между двумя религиозными община­ми традиционно были конфликтными. В 1968 г. началось движение католического меньшинства за гражданские пра­ва, Оно было вызвано разгоном демонстрации, после чего воль стере произошли массовые беспорядки. Попытки бри­танских правительств решить конфликт в последующие три десятилетия не принесли успокоения в мятежные графства. В мае 1998 г. было достигнуто соглашение о прекращении конфронтации в Ольстере и создании вы­борных органов самоуправления,

В 60-80-е гг. оживилось движение за национальную и культурную автономию в Шотландии и Уэльсе, план 4дево­люции» - расширения автономного управления этих регио­нов, предложенный в 70-е гг., не был поддержан населени­ем. Только на референдумах 1997 г. в Шотландии и Уэльсе, проведенных лейбористами, этот план был одобрен, и в 1999 г. состоялись первые выборы в новые представитель­ные органы власти - шотландский парламент и ассамб­лею Уэльса.

В рамках обещанной лейбористами конституционной реформы в 1998 г. начался первый этап реформирования па­латы лордов - ограничение прав наследственных лордов.

Внешняя политика Великобритании. Лондон традици­онно играл первые роли в 4концерте» европейских 4 вели­ких держав. После Второй мировой войны положение изменилось. Пальма первенства и 4мировая ответственность перешли к США, а в Европе Великобритания ока­залась почти в изоляции, Ее особое место определялось тройственной ролью: Великобритания стала главным партнёром США на международной арене в то же время она оставалась одной из основных западно европейских держав, и, наконец, она была главой Содружества наций, при этом территория доминионов в 20 раз превышала тер­риторию метрополии.

Франция настороженно относилась к англо-американскому тесному взаимодействию, считая Англию троян­ским конем США. Это одна из причин, почему Франция блокировала вплоть до 1973 г. вступление Великобрита­нии в Европейское экономическое сообщество.

Особую позицию Великобритания заняла в области ядерных вооружений. Как и французское, британские правительства, независимо от партийности, отстаивали право Великобритании иметь свое ядерное оружие.

Участие Великобритании в разработке и принятии в Маастрихте в 1992 г. документов о развитии запад­ноевропейской интеграции было важным свидетельством переориентации британской политики с атлантического(ориентация на США) на европейское направление. Одна­ко в военно-политической сфере Великобритания остается главным партнером США в рамках НАТО.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему консервативная партия и ее лидер У. Чер­чилль потерпели поражение на выборах 1945 г.?

2. Почему британский опыт послевоенных реформ стал основой теории «государства благосостояния»?

4. Чем различаются идеология и политика лейбори­стов и консерваторов? Объясните на примере Англии суть «политического маятника».

5. Укажите основные линии экономической политики правительств М Тэтчер. Что общего в деятельности правительств Рейгана и Тэтчер?

6. Что обеспечило успех лейбористской партии на выборах в 1997 и 2001 гг.? В чем новизна политики «третьего пути», провозглашенной Блэром?

7. В чем суть Ольстерского кризиса?

8. Каковы особенности внешней политики Велико­британии после Второй мировой войны?

К концу XIX столетия положение действительно претерпело существенные изменения. Промышленный подъем в Германии и Соединенных Штатах вел к вытеснению Англии со многих рынков, и ее военно-морской флот был здесь бессилен. Развитие монополий и обострение конкуренции на внутреннем рынке стимулировали вывоз капитала в такие районы, где дивиденды были выше, чем на Британских островах. В Африке в период захвата и разграбления ее чаще, чем когда либо раньше, стали появляться флаги иностранных империй, а сами эти империи тоже начали создавать крупные военно-морские силы.

Более того, война Японии против Китая в 1894—1895 годах, война Америки против Испании в 1898 году и русско-японская война 1904—1905 годов показали, что осуществляемый в широком масштабе военный и военно-морской разбой не является больше имперской монополией Великобритании.

Все это привело к восстановлению равновесия сил на новой и иной основе — на основе мощных группировок, в которые Англия раньше никогда в мирное время не вступала и которые, конечно, ограничивали ее прежнюю свободу действий. Уже в мае 1898 года консервативный министр колоний Джозеф Чемберлен признал, что возникла новая ситуация. Выступая в Бирмингеме, он заявил: «Все мощные государства Европы создали союзы, и, пока мы держимся в стороне от этих союзов, мы можем в любой момент оказаться лицом к лицу перед группировкой великих держав». Почти в мистических выражениях он предложил союз с Германией и США (в ноябре 1899 года) — «новый Тройственный союз между тевтонской расой и двумя большими ветвями англосаксонской расы», который имел бы «еще более мощное влияние в будущем мире». Но этот курс был отвергнут: слишком большим оказалось недоверие к растущей экономической мощи Германской империи и к ее стремлению расширить свое влияние за рубежом. Была выдвинута альтернативная политика. Сначала союз с Японией, чтобы создать угрозу России на востоке без участия Германии, что ослабило бы союз России с Францией. Затем соглашение с более сговорчивой Францией и наконец — в атмосфере англо-французского сближения — достижение взаимопонимания с Россией.

Этот процесс быстро завершился. Начало ему положил Англо-японский договор 1902 года, за которым последовало Англо-французское соглашение 1904 года, приведшее к разделу территории и «сфер влияния» в Африке и Азии. Апогеем было заключение англо-русской конвенции 1907 года, которая поделила «сферы влияния» и интересов в Тибете, Иране и Афганистане. Одновременно с этим шла подготовка к войне, выразившаяся в секретных военных и военно-морских переговорах между Англией и Францией. Они начались в 1906 году и привели в 1911 году к концентрации основной части флотов этих государств соответственно в Северном и Средиземном морях. Тройственная Антанта (Англия, Франция, Россия), обладающая огромными вооружениями и финансовой мощью, далеко превосходившими мощь соперничающего с ней Тройственного союза (Германия, Австро-Венгрия, Италия), была вариантом старой политики в условиях XX столетия, но с существенным отличием — Англия больше не правила миром безраздельно.

Я хотел бы здесь упомянуть об очень характерной для этой новой фазы черте: продуманное стремление как можно теснее привязать к себе своих союзников, сделав так, чтобы в противном случае они оказывались в опасной изоляции. Не надо ходить далеко за примером, достаточно назвать англо-японский союз, о котором я только что упоминал. В то время Франция уже была союзником царской России в течение почти десяти лет, и это давало ей определенную независимость в европейских делах. Но (как пояснил лорд Стрэнг, долгие годы занимавший видное место в министерстве иностранных дел) английский договор с Японией, «ослабляя позицию Франции в отношении России и ставя ее перед трагической дилеммой в случае войны на Дальнем Востоке, способствовал англо-французскому согласию» Подобным же образом поражение, которое потерпела Россия от английского союзника — Японии, сделало ее в 1906—1907 годах более склонной к присоединению к уже существующему англо-французскому союзу. Я не хотел бы, чтобы складывалось впечатление, что другие империалистические правительства не прибегали к подобным ухищрениям, и если я упоминаю здесь об этом, то делаю это потому, что упомянутый случай был, как мы увидим, далеко не единственным примером применения подобной тактики против Франции.

Однако новая эра отличалась и другими особенностями. С предельной ясностью проявился колониальный аспект английской внешней политики. Дело не только в нараставшей волне репрессий в Индии, Египте, Западной Африке и Ирландии и даже не в соглашениях крупного масштаба о разделе полуколониальных территорий с Францией в 1904 году (свобода рук для Англии в Египте и свобода рук для Франции в Марокко) и с царской Россией, как я только что упоминал, в 1907 году. Одной из характерных черт периода, предшествовавшего мировой войне между двумя империалистическими блоками, разразившейся в 1914 году, была целая серия попыток прийти к какой-то договоренности между их участниками за счет зависимых стран. К таким попыткам относятся: секретное англо-германское соглашение 1898 года, которое разграничивало будущие сферы влияния в португальских колониях; предложение, сделанное в том же году России о разграничении сфер «преобладания» в Турции и Китае; секретное «Соглашение по Янцзы» в 1900 году для противодействия русскому влиянию в интересах защиты английской и германской торговли; англо-германское сотрудничество в 1902— 1903 годах в осуществлении военно-морской акции (потопление военных кораблей и бомбардировка фортов) с целью установить финансовый контроль над Венесуэлой; английское предложение в 1903 году об участии в финансировании проектировавшейся Багдадской железной дороги. Теперь уже не было и речи о том, что нельзя выдавать «своих спутников» на съедение хищникам. Даже после того, как уже начались военные переговоры с Францией, высокопоставленные чиновники Форин оффис обсуждали между собой вопрос о том, не имеется ли возможности направить германские устремления по другому руслу, «не нанося ущерба каким-либо важным британским интересам», как выразился в 1906 году постоянный заместитель министра иностранных дел лорд Сандерсон. Однако к этому времени раздел мира зашел так далеко, что осуществить подобную сделку было невозможно даже за счет третьих сторон.

Большинство английских социалистов в те годы без колебаний давало этой политике соответствующую оценку. Их отношение к ней определялось традицией, зародившейся еще в период массовых выступлений рабочих Великобритании против вмешательства их страны в Гражданскую войну в Америке в 1860-х годах. Это движение, писал К. Маркс в Учредительном Манифесте Международного Товарищества Рабочих, «спасло Западную Европу от авантюры позорного крестового похода в целях увековечения и распространения рабства по ту сторону Атлантического океана». Это отношение складывалось также под влиянием организованной наиболее передовыми из них (большую работу по сплочению лондонских рабочих проводил Уильям Моррис) кампании против выступления Англии на стороне Турции в войне 1877—1878 годов. Оно складывалось также под влиянием решительного осуждения передовыми рабочими-радикалами в 1882 году «египетской войны» биржевых «маклеров» (выражение Уильяма Морриса) и войны в Судане в 1885 году (в этой кампании протеста ведущую роль играл Патриотический клуб рабочих-радикалов в Лондоне на Клер-кенвел-грин).

В 1891 году Бернард Шоу писал в своих «Фабианских очерках» о британской системе имперской агрессии, «когда под предлогом исследования и колонизации за флибустьером следует флаг, за флагом — торговля, а тыл прикрывают миссионеры», хотя на практике нередко процесс начинался с противоположного конца. В 1900 году Бернард Шоу, забыв об этих своих проницательных словах, помог составить шовинистический манифест фабианского общества о войне в Южной Африке. А вот Кейр Гарди заявил в том же 1900 году, что «поражение Британской империи ускорит наступление социализма» и созданные им Независимая рабочая партия (НРП) и Социал-демократическая федерация (СДФ) вели героическую борьбу против англо-бурской войны.

Один из ведущих теоретиков СДФ Эрнест Белфорт Бакс писал: «Совершенно очевидно, что в интересах социалистов и всего рабочего движения объединить усилия с теми примитивными народами — варварами или дикарями, как мы их называем, — которые сопротивляются вторжению на их исконные родовые земли и уничтожению их древних общественных порядков и законов ордами наемных разбойников и пиратов, посылаемых правительствами европейских стран для расчистки пути капитализму при помощи пулеметов «максим» и винтовок нового образца. Есть много способов преградить путь этим силам агрессивного капитализма. Те, кто имеет склонность к приключениям, могли бы, вместо того чтобы присоединяться к ордам наемников, принести большую пользу, организуя сопротивление туземцев, подготавливая их и обучая пользоваться огнестрельным оружием. Те, кто останется дома, могут тоже принести большую пользу, возбуждая соответствующие настроения в рабочем классе».

Социал-демократическая федерация была первой организацией рабочего класса, которая подняла тревогу по поводу начатого либеральным правительством Асквита после 1906 года увеличения вооружений, а пришедшая ей на смену Британская социалистическая партия (БСП) откликнулась на решения Базельского конгресса II Интернационала, выступившего против угрозы возникновения войны, приняв 14 декабря 1912 года резолюцию, в которой война с Германией объявлялась преступлением против человечества. В этой резолюции содержалось также требование прийти к соглашению с германским правительством и положить конец росту расходов на военно-морской флот. Уже в феврале 1913 года Гарри Квелч, редактор органа БСП «Джастис» (многие читатели, возможно, помнят высокую оценку, которую дал В. И. Ленин этому замечательному рабочему-марксисту в некрологе, опубликованном семь месяцев спустя), резко осудил союз с царской Россией и вызванное этим союзом усиление угрозы войны в Европе.

Впрочем, что касается рабочего движения Англии в целом, то его критика внешней политики правительства не пошла дальше критики, исходившей от радикальных деятелей либеральной партии, с которой в основном было связано это движение. Оппозиция увеличению вооружений, международный арбитраж как средство предотвращения войн, отказ от тайной дипломатии, национализация военной промышленности — вот наиболее далеко идущие требования, которые позволяла себе выдвигать лейбористская партия в период между 1906 и 1914 годами. Во многих отношениях ее позиция была более отсталой, чем позиция такого критика британской внешней политики, как консерватор Уилфрид Скоуэн Блант, о котором я скажу ниже.

Однако война разразилась, и вместе с ней выявилось предательство принципов, провозглашенных Базельским конгрессом Интернационала, огромным большинством лидеров рабочего и социалистического движения Англии.