«Страшный Суд»: что изображено на иконе. Пророчество судного дня. Икона «Страшный суд»

День страшный убоявся провижду,
воньже предсядеши судити живыя и мертвыя.

(Канон в Неделю о Страшном Суде)


Богослужебные тексты Недели мясопустной о Страшном Суде – в отличие от более «мягких», не столь категоричных текстов двух предшествующих подготовительных к Великому Посту недель – с самых первых строк раскрывают перед молящимися величественную и грозную картину конца мироздания – того страшного дня судного, о котором никто не знает, знает только Бог Отец.

О признаках приближения этого дня говорится и в Евангелии, и в Откровении св. апостола Иоанна Богослова. Апокалипсис говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном Суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. «Егда хощеши приити суд праведный творити, Судие Праведнейший, река огненная пред Твое судилище ужасающая влечет всех…»; «Книги разгнутся, явлена будут деяния человеков…»; «Возгласят трубы, и истощатся гробы… согрешившии же трепещут, лютее рыдающе, в муку посылаеми»; «Огнь вечный, тьму кромешную и тартар, лютый червь, скрежет же паки зубный и непрестанный…» (стихиры на Господи, воззвах) – эти грядущие события Суда Божия Церковь старалась не только описать словесно, но и показать.

Конечно, как и все прочие последования Постной Триоди, служба Недели о Страшном Суде имеет целью духовно пробудить христианина, оживить его молитвенное делание, привести к покаянию: «Но, едине Человеколюбче Спасе, Царю веков, прежде даже кончина не приспеет, покаянием обратив, помилуй мя» (на Господи, воззвах Слава:). Этой же цели служат и иконы Страшного Суда, получившие распространение с VIII в.; отдельные детали картины Страшного Суда были известны уже в IV-VI вв. [Покровский, Евангелие]. Иконографию Страшного Суда к XV в. можно считать полностью сложившейся. Говоря о развитии иконографии Страшного Суда, хочется привести слова Н. П. Кондакова о том, что православная иконографическая традиция усвоила издревле основные богословские темы и следует им, постоянно раскрывая в них новые стороны [Кондаков, Иконография].

…Данная заметка продолжает начатую тему; в ней говорится о некоторых редких иконах Страшного Суда, находящихся в отечественных и зарубежных музейных собраниях.

Наблюдать развитие иконографии интересующего нас сюжета интересно в сравнении с «классикой жанра», древнейшей из дошедших до нас, – иконой Страшного Суда в Успенском соборе Московского Кремля (первой половины XV в.).

Икона Страшного Суда, написанная псковским мастером в первой половине XVI в. для Благовещенского собора города Сольвычегодск (ныне находящаяся в местном историко-художественном музее), представляет собой сложную многофигурную композицию устоявшейся иконографии.

В самом верхнем регистре композиции, в середине – Бог Саваоф; Он сидит в облачном круге на престоле в окружении Воинства небесного. Место пребывания Господа Саваофа и весь верхний регистр выделены несколькими ярусами облаков. В правой части верхнего регистра повторена композиция сидящего на престоле Господа Саваофа; Он посылает Своего Единородного Сына на жертвенный подвиг для спасения рода человеческого. По некоторым толкованиям эта часть композиции означает то, что Бог Отец посылает Сына Своего судить род человеческий. Чуть выше – свивающие небеса ангелы Божии, а правее – ангелы, низвергающие в преисподнюю бесов. С противоположной стороны иконы – поднимающиеся, словно ангелы, в Царство небесное преподобные отцы. Одесную Бога Отца изображен Горний Иерусалим; в нем праведники, благословенные Отца Небесного, наследующие Царство, уготованное от создания мира (Ср. Мф. 25:34). Это святые разных чинов, по трое сидящие за овальными или прямоугольными столами, уставленными яствами. Арочные проемы стены Горнего Иерусалима охраняют серафимы.

В центральной части иконы – сидящий на престоле Судия Христос; с молитвенным ходатайством за род человеческий Ему предстоят Богоматерь и Предтеча, проповедник покаяния. Этот элемент иконы представляет собой включенный в композицию деисус. Чуть ниже – коленопреклоненные прародители: Адам возле Пречистой Девы, Ева – со стороны Иоанна Крестителя. По сторонам от центральной группы изображены сидящие апостолы – по шести с каждой стороны; в их руках раскрытые книги. За спинами апостолов ангелы.

Регистром ниже изображены шествующие на Суд народы: святые и праведники расположены одесную; с левой стороны к Судии подходят язычники и иноплеменники – об их национальной принадлежности свидетельствуют не только соответствующие надписания, но и характерные одежды. Первую группу (это евреи) ведет Моисей, указывающий своим подопечным на Христа.

В центре этого регистра изображен Престол Уготованный со всеми характерными особенностями; это тот престол, о котором пророчески возвещал Псалмопевец: Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки (Пс. 9:5, 6).

Детально проработаны и все прочие элементы композиции: десница Божия, держащая души праведных – они показаны в образе спеленатых младенцев, души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их (Прем. Солом. 3:1). Ангелы, стоящие у Престола Уготованного, встречают идущие на Суд народы; в руках они держат свитки с текстом Евангелия, читаемого на Литургии в Неделю мясопустную. Свиток ангела, встречающего праведников, победно направлен кверху, словно указывает им путь прямо в Горний Иерусалим. У другого ангела на свитке евангельские слова, адресованные не оказавшим милости.

Следующий регистр представлен четырьмя сферами, в которые помещены следующие композиции: сидящая на престоле Богоматерь с предстоящими ангелами; видение пророка Даниила – ангел указывает ему на четырех зверей, символизирующих «погибельные царства». Последняя сфера посвящена сюжету «Земля и море отдают мертвецов». В центре сферы – женщина, олицетворяющая землю, а вокруг – воскресающие из мертвых люди. В нижней части сферы аллегорическое изображение моря – фигуры, держащей на своих плечах корабль.

В правой нижней части иконы изображен ад - геенна огненная, в центре которой сидит сатана. Ниже помещены клейма, в которых находятся мучимые за свои грехи грешники. Особенность изображения преисподней в том, что она изображена как массивная скала, над которой бушует адское пламя. В скале - мрачные пещеры с грешниками.

В левой части нижнего регистра иконы изображен рай: Лоно Авраамово; стоящий позади благоразумный разбойник. К запертым вратам рая (их охраняет огненный херувим – Быт. 3:24) движется процессия праведников с апостолом Петром во главе. Первыми в этой длинной процессии идут апостолы, а непосредственно за ними – первосвятители Московские.

На иконе середины XVI в. из Каргополья, находящейся в собрании Государственного Эрмитажа, большее внимание уделено мытарствам.

Как и на предыдущей иконе, здесь представлены все основные элементы традиционной иконографии Страшного Суда. К особенностям данной композиции можно отнести такие детали, как изображение «милостивого блудника», привязанного к столбу между адом и раем (по преданию, он не был допущен в рай, так как предавался блуду, но и адских мук избежал, т. к. постоянно творил милостыню). Еще одна важная деталь: сатана, сидящий на звере в адском пламени, держит в руках душу Иуды.

Сцены мучений грешников в аду представлены на десяти клеймах, которые занимают весь нижний регистр иконы. На каргопольской иконе представлена деталь, для традиционной иконографии не характерная и известная лишь в поздней русской иконописи: это змей, поднимающийся из огненной пасти адского зверя к ногам праотца Адама: вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту (Быт. 3:15). На змея нанизаны двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств – их проходит человеческая душа, прежде чем попадает в Царство Небесное.

Еще одна характерная для XVI в. деталь – подробная иллюстрация видений пророка Даниила (Дан. 7–8). Сам Даниил и ангел, толкующий его видения, изображены в правой части иконы в круге у правого поля. Они словно наблюдают картину Страшного Суда.

В верхней части иконы справа изображены Бог Саваоф и Иисус Христос, сидящие на престоле. В центре иконы изображен сидящий на престоле Спаситель во славе. Правой рукой Он благословляет, а левой держит раскрытое Евангелие с текстом: Не на лица судите (Ин.7:24).

На иконе конца XVI в., написанной критским мастером Георгием Клоцасом – огромное количество персонажей.

Их так много, что довольно трудно выделить главные, за исключением разве что изображенного в самом верху Христа во славе, сидящего на престоле. Ниже изображен Престол Уготованный, из-под которого вытекает огненная река, спускающаяся в геенну огненную. По сторонам Этимасии располагаются две группы ангелов, держащих раскрытые книги с евангельскими текстами или трубящих: я видел семь Ангелов, которые стояли пред Богом; и дано им семь труб (Откр. 8:2).

В левой части композиции изображены праведники, идущие на Суд. Они занимают три регистра, но, несмотря на большое количество, вполне узнаваемы, т. к. снабжены характерными атрибутами: у Моисея скрижали, у Псалмопевца Давида псалтирь, Ной изображен с ковчегом, а стоящий возле Авраама крошечный Исаак держит вязанку дров.

В нижней части иконы слева изображены восстающие на Суд из гробов. Эта часть особенно натуралистична, чем-то она напоминает картины Босха. В правой части архангел Михаил с мечом низвергает в ад грешников. Тела их немедленно подхватывают бесы и направляют дальше, в самую бездну. Мучающиеся во аде грешники изображены очень натуралистично – для русской традиции это было неприемлемо.

На фоне огненной реки, в самом низу ее, сидят на облачных седалищах пророки Давид и Иезекииль; они держат скрижали с текстами об адских муках и о воскресении мертвых.

Икона прекрасно написана, в ней содержится масса деталей повествовательного характера, а впечатление от нее двоякое: ее можно долго и с большим интересом рассматривать, но при этом ясного призыва к покаянию в ней не чувствуется. Хранится икона в собрании Музея греческого института византийских исследований в Венеции.

Еще одна критская икона из того же музея написана в середине XVII в.

Композиция значительно проще, но в ней есть целый ряд нововведений: отсутствует Престол Уготованный, вместо него – Голгофский крест, который окружают ангелы, держащие раскрытые книги. Чуть ниже стоит архангел Михаил с мечом и весами.

В нижней части композиции необычная деталь: подходящих к райским обителям праведников встречает у отверстых дверей рая Сам Спаситель в образе Великого Архиерея.

У других врат изображена Матерь Божия. Есть и еще одни ворота, правда, находятся они на границе с геенной огненной. В них изображена заказчица иконы – монахиня Евгения из Трапезунда.

Икона Страшного Суда 2-й половины XVII в. (Музей икон в Реклингхаузене) представляет собой сложную композицию, включающую все элементы развитой иконографии этого сюжета. К особенностям данной иконы можно отнести большое количество надписей - не только на полях, но и по всей поверхности иконной доски. Интересная деталь: к семнадцатому веку Россия имела достаточно устойчивые торговые, да и не только торговые связи с дальним зарубежьем. Поэтому та деталь композиции, где представлены идущие на Суд Божий грешники и куда издавна помещали разного рода иноземцев, написана очень выразительно. Одежды у иностранцев не только экзотические, но и этнографически достаточно точные.

Есть сведения о том, что во многих русских городах – в Москве, Вологде, Великом Новгороде – в XVII в. в Неделю мясопустную устраивались крестные ходы с праздничной иконой «с тем, чтобы напоминанием о Страшном Суде разжалобить сердца богатых людей» [Фельми]. «Господни разумевши заповеди, тако поживем: алчущия напитаем, жаждущия напоим, нагия облечем, странныя введем, болящия и в темнице сущия посетим, да речет и к нам Хотяй судити всей земли: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное Вам Царствие» (стихира на литии, Слава:).

В заключение – еще об одной иконе Страшного Суда, написанной на рубеже XVIII-ХХ вв. в Вологодской провинции.

По изобразительным средствам она напоминает лубок, а обилие надписей еще больше усиливает это впечатление. В данном случае избыток информации не переходит в новое качество. Даже обреченные на муки грешники, в отличие от прежних выразительных изображений, здесь не вызывают беспокойства совести.

Обращаясь к истории иконографии Страшного Суда, понимаешь, что выразительные композиции XV-XVI вв. и сегодня побуждают молящихся задуматься и о важности покаяния, и о насущной необходимости дел христианского милосердия, без которых невозможна «весна духовная» - Великий пост.

В стремительном течении времени мы просто не имеем права пренебрегать уникальной возможностью, которую нам здесь предоставляет Церковь.

Святейший Патриарх Кирилл, характеризуя особенности нашего времени, сказал: «Отличие этого времени от всех предыдущих – в его некоем апокалиптическом напряжении, ибо никогда сила греха не господствовала над родом человеческим так, как она господствует сегодня. А мы знаем, что там, где побеждает грех, там является диавол. И мы знаем, что если грех побеждает в масштабах рода человеческого, тогда является Антихрист. А потому Церковь не может не реагировать на умножение зла, как бы ее ни одергивали некоторые журналисты, публицисты, политики, с недоумением спрашивая, почему Церковь вторгается в те области, которые якобы не являются ее областями, – и это в ответ на заботу Церкви о том, чтобы не распадались браки, чтобы сократилось количество абортов, чтобы люди научились прилично одеваться, чтобы не было разнузданного господства плотского греха в человеческой жизни! Нас и в будущем будут ругать, и мы готовы к этому, потому что у Церкви не может быть иного слова, кроме того, что она возвещает: покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие (см. Мф. 3:2). И сегодня это слово должно звучать особенно сильно».

Таким действенным призывом к покаянию Церковь считала и свои святые иконы, в том числе и иконы Страшного Суда Божия.

Источники и литература:
Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI - начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Иконы Строгановских вотчин XVI-XVII веков. М., 2003.
Казанаки-Лаппа М. Наследие Византии. Коллекция Музея греческого института византийских и поствизантийских исследований в Венеции. М.-Венеция, 2009.
Кондаков Н. П. Лицевой иконописный подлинник. Т. 1. Иконография Господа Бога нашего и Спаса Иисуса Христа. СПб., 1905.
Куликова О. В. Древние лики Русского Севера. Из музейного собрания икон XIV-XIX вв. города Череповца. М., 2009.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Овчинников А. Н. Символика христианского искусства. М., 1999.
Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии преимущественно византийских и русских. М., 2001.
Покровский Н. В. Страшный Суд в памятниках византийского и русского искусства. - Труды VI археологического съезда в Одессе. Т. III. Одесса, 1887.
Триодь Постная.
Фельми К. Х. Иконы Христа. М., 2007.

С сайта www.mepar.ru

Страшный Суд
Автор: Протоиерей Борис Балашов
За неделю до поста Церковь все в нашей жизни расставляет на свои места: мы заглядываем в свое будущее, в итог нашей жизни. Как он будет оценен Богом? По каким критериям?



Автор: Ирина Филиппова
Беседа со священником Александром Союзовым.
Время неумолимо. Иногда кажется, что течение его невероятно бурное, а иногда ход времени как будто замедляется, и человеку начинает казаться, что он будет жить на земле вечно. Но и в том, и в другом случае конец неизменен - смерть телесная, вечная жизнь души и встреча со Христом. Настанет момент, когда все люди - и живые, и мертвые - предстанут перед Богом. И будет это в конце времен, в день Второго Пришествия Христа, в день Страшного Суда. Что же ожидает людей тогда?



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Пророчество судного дня. Икона «Страшный суд».

Пророчество судного дня и тема Страшного суда вообще не были актуальны для древней Руси. Эта тема пришла из Византии только в XIV-XV веках, получив здесь свою особую трактовку.

Пророчество судного дня и икона на эту тему, любая - греческая, византийская, католическая, очень насыщена различными фигурами, животными, растениями, которые трудно понять современникам. Трудно, не только потому что не все знают и понимают Евангелие и Апокалипсис, но и потому что современные представления далеко ушли от средневекового человека.

Сегодня Апокалипсис и конец света связывают больше не с личным состоянием души каждого человека, а с крушением мира вообще. Икона же больше обращается к человеку, побуждая осмыслить свою собственную жизнь, понять, что он делал не то и не так.

Страшный суд, как личная трагедия и катастрофа, волновала многих: это тема романа Кафки «Процесс», фильмов «Андрей Рублев» Тарковского и «Апокалипсис сегодня» Френсиса Копполы … Я уж не говорю о бесконечных спекуляциях на эту тему различных сект и учений, последнюю из которых мир пережил в декабре 2012 года. И все они кроются здесь - в теме «малого» и «большого» конца света.

Пророчество судного дня и русская икона, посвященная этой теме, основывается на Евангельской притче о Страшном суде, хотя и включает в себя некоторые элементы Апокалипсиса, но есть и такие иконы, которые включают Страшный суд в образ Апокалипсиса. Но первое встречается все-таки чаще.

Главное отличие русского варианта иконы от других в том, что она не только отражает притчу о Страшном суде, суть которой в разделении людей и народов на праведников и грешных, но и является образом единого богослужебного цикла Постной Триоди, включая Страстную седмицу. Сначала движение человека идет вверх - через покаяние и судный день к Страстям Господним (через Великий пост), потом спускается вниз (в Страстную седмицу), достигая высшей точки - в Воскресении Христовом. Движение вверх - это путь человека к Богу через личное очищение и покаяние. Движение вниз - путь Бога навстречу человеку. Точка встречи человека и Бога - Пасха, день Воскресения Христова.

Пророчество судного дня с иконой на эту тему, не изолировано и не определяется только притчей, а превращается в сборку в единое целое символов, слов и изображений, в котором каждый элемент занимает определенное место, а целое иконы задается всем богослужебным циклом Великого Поста, являясь Постной Триодью в красках.

То, что содержится в огромном, почти тысячестраничном, фолианте под названием «Постная Триодь», размещается всего на одной иконе, часто незначительных размеров. В этом сложность чтения и понимания иконы. Кроме того, она отсылает к некоторыми элементам и Рождественского цикла, о чем будет речь ниже.

Поэтому икона нуждается в определенном маршруте и указании ключевых точек, по которым можно двигаться и ориентироваться, как в иконе, так и в пространстве Великого Поста. Прежде всего, наметим систему координат, которая позволит ориентироваться в иконе, как пространственно, так и нравственно. При этом будем отталкиваться от внешнего зрителя.

Правый нижний угол иконы - это ад, место сосредоточения зла. Левый верхний - место Горнего Иерусалима, в котором находятся праведники, облаченные в белые одежды с нимбами над головами. Это место добра. Соединив эти два угла диагональю, мы получим первую линию ориентации: добро - зло.

Если смотреть изнутри иконы, то правая и левая сторона меняются местами и тогда их названия соответствуют евангельским: левая сторона - «ошуйя» и правая «десная» (левая и правая).

Существует и другая нравственная оппозиция - Рай Затворенный (Эдем), из которого были изгнаны Адам и Ева, и новый мир, творимый Спасителем.

Нижний левый угол (противоположный аду) - место Рая Затворенного. В него идут праведники, ведомые первоверховными апостолами Петром и Павлом. В руках первого находятся ключи от рая. Идут они навстречу тем праведникам, что уже находятся в раю.Но такое изображение не всегда присутствует. Часто показываются схимники-праведники взлетающие по "Эдемскому коридору" к праведникам, сидящим в Горнем Иерусалиме.

Таким образом, нижняя часть иконы имеет четкую оппозицию: рая и ада. Ровно посредине находится милостивый блудник, который за милосердие не удостоился ада, а за блудную страсть - не удостоился рая. Так он и находится между ними, ни туда и ни сюда.

Кроме такой оппозиции прочитывается также оппозиция Страшного суда (рай, пророки, Богородица, праведники) слева и Апокалипсиса (справа) с его образами земли, воды, ада, змея и огненной реки.

Верхний правый угол (от зрителя) - это место сотворения нового неба и нового мира, что по времени относится к Страстной седмице и сошествию Иисуса Христа в Ад, из которого он выводит всех праведников. Это сближает икону Страшного суда и икону Воскресения Христова ("Сошествие в ад"), располагая их в одном пространстве Постной Триоди. Здесь два ангела сворачивают небо в свиток (элемент апокалиптического образа), здесь же изображается Иисус Христос, как глава нового мира и в этом же месте изображена Голгофа с Крестом, на котором Спаситель был распят и погребен. Здесь ангелы света сбрасывают ангелов тьмы в ад.

Итак, рай (или Вертоград Заключенный) противопоставляется аду, а в верхней части - новому свету, творимому вместо старого мира. В раю находятся ветхозаветные праотцы (Иаков, Исаак и Авраам), Богородица с двумя ангелами и Разбойник благоразумный, распятый вместе с Иисусом, но исповедавший Его, в ответ на что Спаситель сказал, что ныне же он будет в раю. Так противопоставляются не только рай и ад, но старое и новое, первые и последние времена.

Внизу, около рая, мы видим пророка Даниила, который пророчествовал о четырех царствах и наступлении нового царства - царства Христова. Четыре царства, в виде четырех зверей (медведь - Вавилонское царство, грифон - Македонское царство, лев - Персидское царство и чудо-зверь с рогами - Антихрист или Римского царства) находятся в круге, на который показывает Даниилу Ангел. Здесь же изображается земля и вода, отдающие своих мертвецов, чтобы они предстали на суде.

Если говорить в целом, то нижняя часть иконы - наиболее насыщенна и относит нас не только к первым и ветхозаветным временам, но и к Рождественскому циклу богослужения, в котором вспоминаются праотцы и пророки. Это пространство земли, а не неба.

Небо находится выше. Начинается оно с дейсусного ряда. В нем находится Спаситель в Славе, который судит приходящих к нему людей и народы. Рядом с Ним слева стоит Заступница за род человеческий Богородица и справа - Иоанн Креститель. Они, милостиво умоляют Иисуса помиловать приходящих на Страшный суд.

Чуть ниже дейсуса с Иисусом Христом, Богородицей и Иоанном Крестителем находятся Адам и Ева, как образ спасенного человечества. В пяту Адама, словно жаля его, упирается голова змея. Это змей мытарств, выходящий из ада с двадцатью кольцами страстей. Иногда вместо змея изображается огненная река, исходящая из пасти зверя, на котором восседает сатана с душой Иуды в руке.

Ниже дейсусного чина находится престол, на котором лежит развернутое Евангелие - книга Жизни, Крест и орудия страстей Господних. Это место - центральное на иконе. Именно перед престолом человек встает в судный день и все его дела, записанные в книге, становятся явными. Под престолом изображена руками, в которой находятся белые души праведников, в том числе - младенцев.

Выше дейсусного чина находится Бог-Саваоф, Горний Иерусалим и Новое Небо.

Иконы Страшного суда, особенно иконы более ранних веков, имеют народные корни, это искусство, имеющее в самой сердцевине народное ядро, сохраняющееся в течение долгого времени и дошедшее до нас в образах вертепных спектаклей. Написаны такие иконы живо, ярко, просто и назидательно, так, чтобы они были понятны простому крестьянину.

Истоки народных сказаний и фольклора находятся в поэзии Постной Триоди, которая полна ярких картин и образов, на которые легко было ставить спектакли.

Этой же традиции придерживались и старообрядцы, которые старались выдерживать максимальную близость к текстам Священного Писания.

Со временем «Эдемский коридор» с райским садом и возносящимися в Горний Иерусалим схимниками стал более четко отделяться от «Геенского» с его змеем мытарств и летящими в ад ангелами тьмы.

Горний Иерусалим стал превращаться в место пиршества праведников, с четким разделением чинов, сидящих за праздничным столом с яствами. Стали проявляться параллели с другими иконами: «Знамением», «Сошествием во ад», «Сыном Единородным» и др. Больший акцент стал делаться на Кресте, как символе Распятия, играющего важную роль в Великопостные дни.

Но в целом большим изменениям подвергается нижняя часть иконы, верхняя (дейсусная, престольная, и с изображением Господа Саваофа), остается практически неизменной. Претерпевали изменения и другие элементы иконы, но в главном иконография сохранялась, представляя общий образ Великого Поста с обрамляющими его подготовительным циклом и заключительным Страстным.

Тина Гай


20 ноября с.г. по завершении Божественной литургии в храме была освящена икона Страшного Суда, специально написанная для верхнего придела кубанскими иконописцами. Икона получилась достаточно большая и внушительная, заставляющая каждого пришедшего в задуматься над своей жизнью и покаяться в своих грехах. Установка иконы планируется в ближайшее время. Она будет размещена на стене при выходе из верхнего храма. В ближайшее воскресение, 27 ноября, священнослужитель храма подробно расскажет об иконографии образа "Страшный Суд".

0 RU 0 RU

Икона повторяет в общих чертах иконографическую схему, сложившуюся в византийском искусстве в X-XI веках. В основу ее, наряду с текстами Откровения Иоанна Богослова, были положены евангельские притчи и некоторые ветхозаветные эсхатологические пророчества, а также житийные и апокрифические сочинения. Значительную роль в сложении иконографии "Страшного суда" сыграли эсхатологические поучения отцов Церкви, прежде всего Слова преподобного Ефрема Сирина, в которых были собраны воедино разрозненные свидетельства Священного Писания и церковного предания.

Композиция иконы разделена на четыре регистра.

Образ Христа - Судии в "славе", нисшедшего с небес, располагается посреди второго сверху регистра. По обеим сторонам от Христа представлены Богоматерь, Иоанн Предтеча, припадающие к его стопам Адам и Ева, сидящие на престолах двенадцать апостолов с книгами и две группы ангелов, стоящих за ними( Мф. 19: 28). От "славы", окружающей Христа, берет начало огненная река ( Дан. 7: 9-10), заканчивающаяся в правом нижнем углу иконы изображением геенны огненной.

0 RU Под Христом располагается изображение Этимасии - престола, уготованного для Суда ( Пс. 9: 5-8). На престоле лежит риза Христа, а поверх нее - закрытое Евангели, и гвозди, которыми Он был пригвожден к кресту е. На подножии изображен сосуд, в который, по преданию, была собрана кровь Христа. Евангелие указывает на подобие престола Ковчегу Нового Завета и напоминает об апокалиптической Книге Жизни ( Откр. 5: 1-3).Все остальные изображения связаны с образом искупительной жертвы, которая дает право Спасителю раскрыть Книгу и судить мир (Откр. 5: 9-10). За
престолом стоят два ангела, а по обе стороны от престола располагаются праведные и грешные, восставшие на Суд, - их изображают соответственно справа и слева от Христа (Мф. 25: 31-46)

0 RU
Праведники представлены в два ряда, по чинам святости: пророки, цари, мученики, святители, преподобные и святые жены. Группы грешников в экзотических костюмах соответствуют различным народам, восставшим на Суд.

В следующем регистре, под престолом, в небесном полукруге представлена рука с праведными душами в виде младенцев в белых одежд Рука держит весы, на которых взвешиваются человеческие души. Под весами - несколько композиций на тему единоборства ангелов с бесами. В том же регистре представлено всеобщее воскресение мертвых и видение пророка Даниила. Справа, под грешниками, восставшими на Суд, - темный круг, внутри которого аллегорические изображения Земли с гробницей и Моря с кораблем, отдающих мертвецов (Откр. 20: 13), а также - фигурки различных животных и рыб, которые выплевывают проглоченных ими людей. 0 RU

0 RU
Само видение Даниила четырех "погибельных царств", на смену которым должно прийти Царство Божие, располагается в другом, меньшем по размеру, круге. Царства вавилонское, греческое - державу Александра Македонского и римское, Антихристово символизируют соответственно изображения льва, медведя, барса и зверя с десятью рогами.

Сам Даниил и ангел, толкующий ему видение, представлены в круге, рядом с изображением рая.

В нижней части иконы располагаются традиционные изображения рая и ада. В райском саду представлена Богоматерь на престоле между ангелами, а ниже - лоно Авраамово ( Лк. 16: 22), благоразумный разбойник (Лк. 23: 39-43), райские врата с херувимом ( Быт. 3: 24) и сцена шествия праведных в рай. Шествие возглавляют апостолы Петр и Павел. За ними следуют святители, пророки, мученики и мученицы (вверху), преподобные и преподобные жены (внизу).

Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана - господин ада, с душой Иуды в руках. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех. Иногда вместо змея изображается огненная река. В огне горят грешники, мучимые диаволами. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII в., указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. Начиная с XIII в., а в некоторых случаях и ранее (мозаика Торчелло), персонажи мира грешников, увлекаемые огненным потоком, конкретизируются: это представители различных социальных групп (знать, лица в императорских коронах и др.).

Между раем и адом изображен "милостивый блудник", привязанный к столбу. По преданию, он не был допущен в рай из-за блуда, которому предавался, но избегнул адских мучений, т.к. постоянно творил милостыню.

К числу уникальных иконографических мотивов, появляющихся лишь в поздней русской иконописи, относится прежде всего змей, поднимающийся из пасти ада к ногам Адама. В основе этого изображения лежит ветхозаветное проклятие змея: "и вражду положу... между семенем твоим и семенем ее [жены]; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3: 15). На змее располагаются двадцать колец с аллегорическими изображениями мытарств - испытаний в различных грехах, через которые должна пройти человеческая душа, прежде чем она попадет в Царствие Небесное. ". Источником для этого сюжета послужили некоторые византийские и древнерусские тексты, среди которых наибольшее значение имеют видение монахини Феодоры из византийского "Жития преподобного Василия Нового" (X в.) и русское "Слово о небесных силах". Его появление на иконах "Страшного суда" соединяло идею всеобщего Суда с темой индивидуального посмертного воздаяния. Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

«Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

Действительно, страшно Христово во славе пришествие! Чудное дело, увидеть, что небо внезапно раздирается, земля изменяет свой вид, мертвые восстают. Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление. Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово…»

«Небо свивается в ужасе, небесные светила падут, как незрелые смоквы со смоковницы и как листья с деревьев. Солнце померкнет от страха, побледнеет луна, содрогаясь, помрачатся светлые звезды в страхе пред Судией. Море, ужаснувшись, восколеблется, иссохнет, исчезнет, и не станет его. Персть земная будет объята пламенем, и вся обратится в дым. Горы растают от страха, как свинец в горниле, и все холмы, как пережигаемая известь, воскурятся и обрушатся.

Судия восседает на огненном Престоле, окрест Его море пламени, и река огненная течет от Него, чтобы подвергнуть испытанию все миры… Кто поглощен морем, кого пожрали дикие звери, кого расклевали птицы, кто сгорел в огне, - в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там…

Там добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы с сатаной.

Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам.

Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов.

Мф .

Новый Завет. От Матфея святое благовествование.

Новый Завет. Откровение ап. Иоанна Богослова (Апокалипсис).

Книга Премудрости Соломона.

Ветхий Завет. Псалтырь.

Изображение «Страшного Суда» в монументальной живописи.

Традиции византийского искусства.

Богословское основание пространственных представлений эпохи и религиозного сознания отражаются в иконографии «Страшного суда». Немаловажным является и отношение эпохи к сюжетной стороне «Страшного суда» в монументальной живописи, которая через свои зримые образы должна была доносить наиболее важные положения христианского вероучения. Изображение «Страшного суда» показывает грядущий конец мира — вселенский Страшный суд, который будет осуществлён Иисусом Христом во время Его Второго пришествия. Композиция повествует картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. Необходимо отметить важную особенность изображений «Страшного суда»: они создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния.

Евангелист Иоанн Богослов. Ростов. 16 в.

Мысль о кончине мира и Страшного суда никогда не покидала человеческое сознание и принадлежит всегда к числу вопросов животрепещущих. Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова» и многочисленные Апокрифы своими таинственными символами и загадочными образами, сильно воспламеняло воображение и мысль, давали пищу хилиастическим (греч. χιλιασμός — тысячелетие) толкам. Связь старинной письменности искусства подмечена еще учеными прошлых веков — Ф.И. Буслаевым, Н.В. Покровским . В разработанной форме иконография «Страшного суда» основана на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творениях св. Отцов (Ефрема Сирина, Палладия Мниха, Кирилла Александрийского), «Жития Василия Нового» и других произведениях византийской литературы, а так же в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов . Одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций «Страшного суда», было «Житие Василия Нового» (Х в.), в котором содержится рассказ о видении рая и ада благочестивой Феодорой. Вознесенная на небо душа Феодоры видит Небесный Иерусалим, а также мучения грешников. Видение пророка Даниила (Дан.10-12) — в сцене «Видение пророка Даниила» ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей.

Фреска. Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Эти звери символизируют «погибельные царства» — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово. Первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвёртое — в образе рогатого зверя. Огненный поток известен по так называемому апокрифу «Откровение пресвятой Богородицы». В списках «Откровения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины. «Апокалипсис» говорит о грядущих событиях конца мира и о Страшном суде сокровенно, в образах, но в святоотеческих толкованиях, богослужебных текстах, а особенно в иконографии, картина грядущего становится вполне наглядной. Руководством к уразумению этого писания на востоке, был Андрей Кесарийский (IV в.), от толкований которого во многом зависело понимание текста, отразившееся в иконографии «Страшного суда».

Мозаика церкви Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век

Традиции изображения «Страшного суда» восходят к IV в. — живописи христианских катакомб, где прообразом служила изображение Евангельской сцены «Воскрешение Лазаря» . Затем в раннехристианском искусстве V-VI вв. формируются отдельные части повествовательного изображения, когда в состав мозаичного декора храмов включались отдельные эпизоды Евангелия и Откровения Иоанна Богослова. Первоначально «Страшный суд» изображался в двух формах: история отделения овец от козлищ и притче о десяти девах (церковь Сан-Аполлинаре-Нуово в Равенне, VI век).

Этимасия. Мозаика баптистерия Православных в Равенне. 5 в.

Здесь мы также можем встретить композицию «Христос во славе» как образ Второго Пришествия, предсказываемого в «Откровении» (церковь Сан Витале в Равенне, VI век), изображение «Престола уготованного», или «Этимасия» (греч. ἑτοιμασία – готовность), на который Христос воссядет для того, чтобы вершить Последний суд (Православный баптистерий в Равенне, третья четверть V века) .

Смысл иконописного изображения как объекта молитвенного поклонения раскрывается в догматическом определении седьмого Вселенского собора 787 года . В данный период начинает формироваться в Византии иконографический канон — совокупность правил и норм, регламентирующих написание икон, в своей основе содержит концепцию образа и символа. Иконографический канон фиксировал и закреплял те особенности иконографических изображений, которые отделяли горний мир от земного. . Развитие иконописания, изменения в художественном стиле — все это неразрывно связано с литургической жизнью Церкви, с уровнем евхаристического (греч. ευχαριστια — благодарение) благочестия церковного народа. Одним из очевидных отличий храмовой росписи от иконы является то, что фреска живет вместе с храмом, стареет, реставрируется вместе с ним и погибает вместе с ним. Иконографические сюжеты распределяются в храме в зависимости от смысла и значения каждой его части и её роли в богослужении. Важным является указание на место расположения композиций «Страшного суда» – как правило, западная стена, либо нартекс.

Иконография «Страшного Суда» складывается в византийском искусстве в XI-XII вв. Период включает в себя «македонское возрождение» и «комниновское возрождение» и завершается эпохой Латинской империи (1204г.). Эсхатологические (греч. εσχατον - край, конец, предел; λογος - учение) темы правления антихриста, Второго пришествия Христа, воскресения мертвых и Страшного суда не получили широкого распространения в византийской Апокалиптике (от греч. apokaluyi — откровение) .

Сонм праведников предстоящих престолу Божиему. Фрагмент фрески Страшного Суда. Храм Успения Пресвятой Богородицы.. Западная апсида; Грузия. Атени. 11 в.

Первостепенное значение для истории всего мира в данном жанре литературы получили события и войны христианских императоров, происходившие на востоке империи. Наиболее выдающимися примерами сохранившихся комплексов монументальной живописи данного времени могут быть названы: росписи в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (1028 г.), фрески церкви Мавриотиссы в Кастории (1082 г.), росписи Бачковской костницы в Болгарии (основан в 1083 г., фрески XI-XIV в.) и собора в Отранто (1163 г., мозаики пола) .

Из наиболее известных памятников византийского мира изображение «Страшного cуда» можно найти в Грузии – в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене находится сильно поврежденная фреска XI в.; к тому же времени относятся плохо сохранившиеся фрески «Страшного суда» в Атени. Фрагменты «Страшного суда» середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. На Руси известно наиболее раннее фресковое изображение «Страшного суда» в Кирилловом монастыре в Киеве (1170-е гг.), в Георгиевском соборе

Георгиевский собор в Старой Ладоге (80-е гг. XII в.Роспись западной стены.

Старой Ладоги (80-е годы XII в.), в церкви Спаса Нередицы в Новгороде (1199 г.), в Дмитровском соборе во Владимире (конец XII в.). В Западной Европе традиция иконографии «Страшного суда» не прерывалась на протяжении всего средневековья, продолжаясь в миниатюрах рукописей, стенописи, скульптуре.

До XI столетия территория Западной Европы — часть единого религиозного христианского мира. Условно именуемые по франкским династиям меровингская (по VIII век) и каролингская эпохи составляют дороманский период, за которым следует оттоновская эпоха (X- начало XI вв.), начинающая периодом романики как первый период сложившегося, вполне целостного западноевропейского церковного искусства, в то же время последний период на Западе, когда изобразительное искусство следовало православным традициям. Известны своим изображением «Страшного суда»: церковь Сант-Анжело-ин-Формис в Капуа (последняя четверть XII века), также грандиозные мозаики базилики Торчелло в Венеции (ок. 1200 г.). Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые можно сгруппировать по трем темам: первое — второе пришествие Христово, воскресение мертвых и суд над праведными и грешными, второе — обновление мира, третье — торжество праведников в небесном Иерусалиме. Данная композиция захватывала воображение христиан и становилась важной частью общей картины мироздания, носила поучительный характер, способствовала миссионерскому повествованию.

Дмитровский собор во Владимире (1194г.). Фрески на северном и южном склонах центрального нефа.

Рассмотрим иконографическое решение изображения «Страшного суда»: в центре композиции изображается Христос — судья мира. Ему предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча — ходатаи за людей. У их ног Адам и Ева — первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. За апостолами ангелы — стражи небесные. Под апостолами — народы идут на суд. Справа от Христа — праведники, слева — грешники. Ниже Христа — судьи мира, пишется престол. На нем одежда Христа, крест, орудия страстей и раскрытая «книга бытия», в которой по легенде записаны все слова и дела людей. Еще ниже бывают представлены: большая кисть руки, держащая младенцев, что означает «праведные души в руце Божией», и здесь же, неподалеку, весы «мера дел человеческих».

Страшный суд. Море и земля отдают своих мертвецов, животные — съеденных людей.

Около весов происходит борьба ангелов с дьяволами за душу человека, которая часто присутствует тут же, в виде обнаженного юноши. В нижней части композиции обычно следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов», «Видение пророка Даниила» и композиции рая и ада. Земля представляется в виде темного круга, обычно неправильной формы. В центре земли сидит полуобнаженная женщина, олицетворяющая землю. Женщину окружают поднимающиеся из земли фигуры людей — «воскресшие из мертвых». Звери, птицы и пресмыкающиеся, выплевывающие тех, кого они пожрали. В море, окружающем землю, плавают рыбы. Они, так же как и звери на земле, отдают воскресших на суд Божий.

Рай. Фреска. Собор Рождества Пресвятой Богородицы в Снетогорском монастыре (1313 г.). Росписи западной части собора.

Рай в образе священного города — «Горнего Иерусалима» с блаженствующими в нем праведниками, пишется почти всегда вверху. Рай бывает представлен несколькими сюжетами: «Лоно Авраамово» — старцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников, сидящие среди райских деревьев; изображение на фоне деревьев Богоматери на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником по сторонам; изображение врат рая, к которым подходят праведники, возглавляемые апостолом Петром с ключом от рая в руке. Особенно большое внимание уделяется в сценах «Страшного суда» образам ада. Ад изображается в виде «гиенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит Сатана - господин ада, с душой Иуды в руках.

Страшный Суд.
Собор Санта-Мария-Ассунта, Торчелло
Ок. 1200 г.

Вариации его незначительны: так, морское чудище может быть одноглавым, напоминающим тритона с головой зверя (иконы из монастыря св. Екатерины на Синае), или двуглавым, пожирающим обеими головами грешников, как, например, в мозаике Торчелло. Познее здесь изображли Левиафана, мифическое животное, в котором соединены черты дракона и морского змея (собор в Ватопеде, XIV в.). Характерная иконографическая особенность изображения сатаны: его фигура часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; иногда сатана расположен на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу. В особых клеймах показаны грешники, подвергаемые различным мучениям. Сцены наказания грешников в ранней иконографии Страшного Суда не содержат изображений индивидуальных наказаний. Позднее, например, в церкви Спаса в Дечанах (1335-1350 г.), все грешники и виды грехов поименованы. В композицию «Страшного суда» привносятся и другие детали .

Изображение «Страшного суда» на западной стене храма в Тимотесубани.

Захват и разграбление Константинополя крестоносцами привели к разрушению централизованной системы культуры православного мира, сложившейся в послеиконоборческий период. С разорением Константинополя, художественные импульсы которого питали искусство провинций и стран, находившихся в сфере церковного влияния Византийского искусства, усилилась активность местных школ Сербии, Болгарии, Грузии и Руси. XIII век стал временем сложения самостоятельных национальных форм православного искусства, чему в значительной мере способствовали греческие художники, эмигрировавшие с захваченных крестоносцами территорий. Так параллельно с византийским искусством формировалось иконография «Страшного суда» в христианских странах Закавказья: от эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция (первая четверть XIII в.) . О монументальной столичной живописи первой половины XIII в. можно составить представление по фрескам Сербии, где на протяжении полувека по заказам архиепископа Саввы и сербских владетелей работали лучшие художники. Наиболее выдающиеся примеры храмов с композицией «Страшного суда» школы Рашки – это монастырские соборы: Великой Успенской Лавры Студеница (80-е, 90-е гг. XII в.), монастырей Жича (XIII в.), Милешева (около 1234 г.) и Сопочан(1272-1276 гг.) . Работам сербских живописцев свойственна монументальность. Появились новые для византийского искусства черты: задушевность образов, лирическое чувство, привносящие в изображение личностное начало. В росписях сознательно отказываются от линейной стилизации, столь распространенной в живописи позднего XII века.

Фреска «Страшный Суд». Монастырь Милешева. Сербия. Фрагмент.

Черты национального сербского стиля решительно выступают на первый план в росписи церкви Вознесения монастыря Милешева, основанного королем Владиславом . Сильное влияние византийское искусство оказало и на культуру латинского Запада, куда было вывезено из Константинополя много произведений изобразительного искусства. Из примеров изображения «Страшного суда» в монументальной живописи Запада назовем лишь некоторые: росписи в церкви святого Георгия в Оберцелле на наружной стене апсиды, в монастыре Донна Регина в Неаполе (1293 г.), в церкви Сан Пабло в Касересе (около 1200 г.), во флорентийском баптистерии (1225-1228 гг.).

Собственно в XIV веке изображения «Страшного суда» можно встретить в ряде балканских (церковь Богородицы Левишки в Призрене, 1307-1313 гг.; церковь Богоматери в Грачанице,1321 г.;церковь Спаса в Дечанах 1335-1350 гг.; росписи Григориевой церкви Софии Охридской) и греческих памятников (церковь Митрополии в Мистре, начала XIV в.; собор в Ватопеде, XIV в.).

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора
Ок. 1316–1321 гг.

Главный столичный ансамбль – монастырь Хора (Кахрие-Джами, 1321г.), по которому можно судить о восприятии греческими мастерами темы конца времен. Почти во всех случаях «Страшный суд» изображается в нартексе. Исключение составляет знаменитая роспись Кахрие — Джами, где композиция «Суда» помещается на своде придела в центральной части, исполненная на темном фоне. Искусство мозаик Кахрие Джами — это византийское искусство, его нельзя расценивать мерой византийской эстетики XI-XII веков, и точно так же, несмотря на его точки соприкосновения с Италией, его нельзя мерить мерою итальянского треченто.

Страшный Суд
Кахрие Джами, монастырь Хора. Ок. 1316–1321 гг.

В композиции из Кахрие-Джами главная идея не столько догматическая, сколько повествовательная, их создателей занимал не столько символический смысл легенды, сколько чувственная наглядность, не столько иерархия образов, сколько их последовательность во времени . Изображение «Христа во славе» помещено в центре, по сторонам от него — Богоматерь и Иоанн Предтеча, просящие за грешников. Вверху — ангел, сворачивающий небо. На парусах и арках помещены сцены небесного мира; некоторые из них не совсем обычны, как, например, изображение трех мужчин, несущих на плечах Ковчег Завета в Храм царя Соломона. Отчетливое деление сцены «Страшного суда» на две части, сопоставление светлых и темных участков росписи напоминают о действительном разделении мира после Второго пришествия .

Отметим некоторые ренессансные фрески, например, сюда можно отнести произведение Джотто переходной эпохи в капелле дель Арена (Скровеньи) в Падуе (1305 г.). «Страшный суд» на южной стене пизанского Кампо Санто (вторая половина XIV в.), наконец, произведение Микеланджело на восточной стене Сикстинской капеллы. Надо отметить, что литература запада «скуднее», чем литература Востока в развитии темы «Страшного суда», которая не выходит из схемы. Западные учения «более затемняли, чем уясняли евангельское учение о Страшном суде», т.е. абстрактное рассуждения и не видно попытки цельного и всестороннего раскрытия идеи .

Во времени упадка политической жизни Византии сохраняются значительные центры поствизантийского искусства. Это, прежде всего, критская школа иконописи и Афон . Иконописное наследие изображения «Страшного суда» связано с рядом фресок в Египте — монастырь св. Екатерины в Синае (XVI в.), в Румынии — монастырь Воронец в Буковине (1547 г.), в Сербии — монастырь Крушедол (XVII в.). Афон сделался хранителем церковных преданий Византии, замкнутым уголком, куда не заходили ни влияния Запада, ни смуты политические, ни нововведения церковные. XVI век представляет блестящую эпоху в живописи Афона. Однако в общем плане композиции «Страшного суда» есть важное расхождение, связанное со смешением Второго Пришествия Христа со Страшный судом, которые различаются в византийском искусстве (собор Андреевского скита на Святой Горе Афон; Лавра прп. Афанасия). По мнению Н.В. Покровского, изображение Второго Пришествия в виде отдельно художественного повествования сближает восточно-христианское искусство с церковным искусством Западной Европы .

Фрагмент росписи трапезной монастыря Дионисиат. Афон. 16 в.

Здесь необходимо отметить, что иконописная традиция с XV в., или даже раньше, различала изображения «Апокалипсиса» и «Страшного суда». «Страшный суд» мог быть либо частью «Апокалипсиса», как это видно, например, в росписи Благовещенского собора Московского Кремля (1405г.), выполненной Феофаном Греком, либо существовать обособленно от него. В греческой монументальной живописи несколько циклов к «Откровению Иоанна Богослова» было создано в афонских монастырях, наиболее ранним из которых является роспись в трапезной монастыря Дионисиат (1563 – 1568гг.), также росписи трапезной в Дохиаре (1676 – 1700гг.) и экзонартекса собора в монастыре Ксенофонт (1632-1654гг.). Н. В. Покровский упоминает росписи в экзонартексах соборных храмов Лавры прп. Афанасия (1535г.), монастырей Каракал (1750г.), Филофея (1752г.) и Зограф (1817г.). Афонские апокалипсические циклы в свою очередь стали образцами для стенописей Румынии и Болгарии XVIII-XIX вв. Некоторые композиции практически полностью повторяют гравюры западноевропейских мастеров, таких как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, другие переработаны в соответствии с традициями поствизантийского искусства. При этом и те, и другие памятники могут использовать видения пророков Даниила и Иезекииля, повествующие о конце времен. «Апокалипсические» мотивы могут присутствовать на изображение «Страшного суда» наравне с образами из упомянутых видений. Иными словами, «Суд» как часть «Апокалипсиса» сам может включать в себя «Апокалипсис» в качестве своей части. Так в сборнике наставлений и указаний по иконописи, составленном в начале XVIII века греческим иконописцем Дионисием Фурноаграфиотом, встречаются указания, как следует изображать «Апокалипсис» и «Страшный суд». Художник описывает 24 сцены из «Откровения», но в своем описании он во многом следует гравюрам Ганса Гольбейна . Думаю, стоит сказать, что в XVI-XVII вв. заметно стремление художников отказаться от разделения поля иконы на многочисленные части и связать все обилие изображений «Страшного суда» в одно целое, о чем пишет Н.В. Покровский .

Успенский собор Московского кремля (1481г.,1513-1515гг.,1642-1643гг.)Роспись западной стены.

Иконография монументальной живописи, разработанная византийскими теологами, в течение долгих столетий была целиком воспринята кругом стран Балканского полуострова, Западной Европы и Руси. Особенности стиля, изобразительный язык, технические навыки, которые в дальнейшем совершенствовались и изменялись, приобретали в каждой школе свои черты и особенности. Византийская основа сюжета «Страшного суда» сохранилась в неприкосновенной целости в древних памятниках искусства, не видно здесь серьезных попыток не только в развитии идеи, но даже к видоизменению готовой схемы. Условия места, вызываемые необходимостью своеобразного размещения отдельных частей картины, но эта своеобразность имеет механический характер и не обнаруживает следов художественной концепции. Некоторые признаки развития картины «Страшного суда» обнаруживаются лишь в памятниках XV-XVIII веков.

Спасо-Преображенский собор ярославского Спасского монастыря (1563 г.). Роспись западной стены

Церковь Воскресения Христова на Дебре в Костроме (1651-1652 гг.). Василий Ильин. Фреска южного люнета восточной стены западной галереи.

Библиографический список

  1. Антонова В.И. Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 2. XVI – нач. XVIII в. М., 1963.
  2. Бобров Ю.Г. Основы иконографии памятников христианского искусства. М.: Издательский дом Художественная школа, 2010.
  3. Буслаев Ф. И. Изображения Страшного суда по русским подлинникам // Буслаев Ф. И. Сочинения. Т. 2. СПб, 1910.
  4. Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства. СПб: Лига Плюс, 1999.
  5. Покровский Н. В. Страшный суд в памятниках византийского и русского искусства // Труды VI Археологического съезда в Одессе. Т. 3. Одесса, 1887.
  6. Протоиерей Николай Погребняк Иконография Страшного суда // Московские Епархиальные Ведомости: сетевой журн. 2014. URL: http://www.mepar.ru/library/vedomosti/34/51/ (дата обращения: 08.03.2014).
  7. Православная энциклопедия. Т. XXIV (Иоанн Воин – Иоанна Богослова Откровение). М., 2010.
  8. Колпакова Г. С. Искусство Византии. Поздний период. Т.2. СПб: Азбука, 2010.
  9. Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1947.
  10. Игумен Александр Федоров Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб: Сатисъ, 2007.

Анастасия Мелих, 3 курс.

Как бы люди не стремились отстрочить Судный день, все неизбежно. Религия христианство не только осознает жизнь человека на земле, в телесной оболочке, но и не отрицает существование после смерти. Сотворение мира и его последние дни, Библия повествует людям и об этом. Она пророчит вскоре Второе пришествие Иисуса Христа, кое разделит людей на двое: праведников, которые попадут в рай и грешников, которых ожидает соответствующее наказание.

Грядущее явление описывается не только в Священном Писании. Нередко ему посвящаются сюжеты икон. Изображенные образы демонстрируют картины происходящего на Судном дне и такие иконы есть в большинстве храмах России. Каждая икона Страшного суда имеет различное исполнение, однако объединяет их всегда одно – композиция и сцены, подчиненные общепринятым канонам.

Сюжет иконы Судного дня

История, рисованная на иконах, в первую очередь будто является изобразительным цитированием Апокалипсиса, который служит основой для сюжета. Описание иконы страшного суда является также каноном древних русских и византийских текстов, на самом деле считается написанной на основе откровений почитаемого святого пророка Даниила.

Первые иконы, вышедшие из-под рук мастеров, имеют очень древнее происхождение. Их относят еще к годам существования великого государства – Византия. Так несколько икон Суда Божьего датируются IV веком. Они изображали известную на тот момент притчу, где разделялись козлы и овцы, и также повествование шлось о десяти девах. Однако сегодняшнее понимание Страшного суда возникло немного позже, но все еще в Византии. Это произошло на грани XVIII века. Что касается Руси-матушки, то тут икона Страшный суд начала появляться почти сразу после крещения. Первым монастырем, где было замечено данную икону, историки называют Свято-Кирилловский мужской монастырь. Позже было замечено, что сюжет иконы вовсе поделился на сцену суда и изображение Апокалипсиса, что стало причиной их официального разделения.

Основные сцены иконы Страшного суда

Икона Страшный суд Божий в первую очередь отличается от остального наличия «светлых» сюжетов, которые пророчит Апокалипсис. На ней изображены и Адам с Евой – первые люди на земле, и апостолы, держащие книги в руках, и ангелы, которые стоят за их спинами. В руках неземных существ – свиток, коей знаменует завершение, финал истории на земле. Они, небесные жители, окружили Даниила, толкуя его пророчество. Кроме того, икона Судный день единственная среди всех православных икон, которая показывает Создателя с сединой, в образе старца. В сопровождении святых Петра и Павла, которые возглавляют ходу, шествуют беспорочные праведники. Этим заканчиваются основные «светлые» сцены и после них следуют «темные». К ним относится Змей (огненная река, где горят человеческие души) – олицетворение всех земных грехов, сидящий или стоящий антихрист, держащий иногда в ладонях душу Иуды, и также четыре царства погибели, вместо которых явится Царство Небесное.


Не лишена икона Второе пришествие Христа сцен, носящих нейтральное значение, где грешники и праведные стоят перед судом. Первые убраны в этнические костюмы, как символ всех народностей мира, а святые распределены по чинам в два ряда. Рай и ад, сцены борьбы бесов и ангелов. Вокруг Земли темный круг, гробница и море – воскрешение мертвых. Добро и зло, но иногда бывает промежуточное явление, и это помогает понять заблудший человек, который не попал ни в рай, ни в ад.

Значение иконы

Икона Суд Божий, исходя из общих толкований может вызывать чувство испуга, ужаса, но каждого человека, хочет он того или нет, в конце концов ожидает Страшный суд, где будут оценены все деяния. Верховный судья там – Иисус Христос, именно ему во время Второго пришествия предначертано решить судьбу человека, отправив душу в вечный покой или мучения.

Главное, в чем заключается суть всего изображенного – не напугать, а заставить человека переосмыслить, как он живет, что делает, верит ли и искренне кается, совершив ошибку.

Поэтому церковное значение иконы Апокалипсиса – осознание грехов и покаяние.

Молитва перед иконой

Молитва иконе Страшного суда ориентирована на искупление грехов не только с помощью созерцания, но и произношением заветных слов, подтверждающих искренние намерения. Вот почему молиться перед иконой положено за невольные и вольные прегрешения, дабы получить возможность пройти в Небесное Царство, а также допускается поминание умерших грешников.

Яко на Страшнем Твоем, и нелицеприемнем предстояй Судилищи, Христе Боже, и осуждения подъемля, и слово творя о содеянных мною злых: сице днесь, прежде даже не приити дневи осуждения моего, у святаго Твоего Жертвенника предстоя пред Тобою, и пред страшными и святыми Ангелы Твоими, преклонен от своея совести, приношу лукавая моя и беззаконная деяния, являяй сия и обличаяй. Виждь, Господи, смирение мое, и остави вся грехи моя, виждь яко умножишася паче влас главы моея беззакония моя. Кое убо не содеях зло? Кий грех не сотворих? Кое зло не вообразих в души моей? Всякое мое чувство и всякий уд оскверних, растлих, непотребен сотворих, делателище быв всячески диаволе. И вем, Господи, яко беззакония моя превзыдоша главу мою. Но безмерно есть множество щедрот Твоих, и милость неизреченна незлобивыя Твоея благости, и несть грех, побеждающь человеколюбие Твое. Темже, Пречудный Царю, незлобиве Господи, удиви и на мне, грешнем, милости Твоя, покажи благости Твоея силу и яви крепость благоутробнаго милосердия Твоего, и обращающася приими мя, грешнаго. Приими мя, якоже приял еси блуднаго, разбойника, блудницу.

Приими мя, пребезмерне и словом, и делом, и похотию безместною, и помышлением безсловесным согрешивша Тебе. И якоже во единонадесятый час пришедших приял еси, ничтоже достойно соделавших, тако приими и мене, грешнаго: много бо согреших, и осквернихся, и опечалих Духа Твоего Святаго, и огорчих человеколюбную утробу Твою, и делом, и словом, и помышлением, в нощи и во дни, явленне же и неявленне, волею же и неволею. И вем, яко представиши грехи моя предо мною таковы, яковы же мною содеяшася, и истяжеши слово со мною, о ихже разумом непрощенно согреших. Но, Господи, Господи, да не праведным судом Твоим, ниже яростию Твоею обличиши мя, ниже гневом Твоим накажеши мя.

Помилуй мя, Господи, яко не токмо немощен есмь, но и Твое есмь создание. Ты убо, Господи, утвердил еси на мне страх Твой, аз же лукавое пред Тобою сотворих, Тебе убо единому согреших. Но молю Тя, не вниди в суд с рабом Твоим. Аще бо беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит? Аз бо есмь пучина греха и несмь достоин, ниже доволен воззрети и видети на высоту небесную от множества грехов моих, ихже несть числа. Киими бо не растлихся грехи? Киими не содержахся злыми? Всяк грех содеях, всякую нечистоту вложих в душу мою: непотребен бых Тебе, Богу моему, и человеком. Кто возставит мя, в сицевая злая и толикая падшаго согрешения?

Господи Боже мой, на Тя уповах: аще есть ми спасения упование, аще побеждает человеколюбие Твое множества беззаконий моих, буди ми Спаситель, и по щедротам Твоим и милостем Твоим, ослаби, остави, прости ми вся, елика Ти согреших, яко многих зол исполнися душа моя, и несть во мне спасения надежды. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и не воздаждь ми по делом моим, и не осуди мя по деянием моим, но обрати, заступи, избави душу мою от совозрастающих ей зол и лютых восприятий. Спаси мя ради милости Твоея: да идеже умножится грех, преизобилует благодать Твоя. Даруй ми слезы сокрушения и умиления сердечнаго, возводящая падшия ко своему наследию, ими же очищуся от всякаго греха, ибо страшно и грозно место имам проити, тела разлучився: множество тогда, мрачное и безчеловечное демонов срящет мя, и никтоже в помощь спутствуяй или избавляяй, но дела моя осудят мя. Сего ради прежде конца в покаянии приими мя и никогдаже отлучайся мене, раба Твоего, но всегда во мне почивай, не предаждь мене крамоле змиине и желанию сатанину не остави мене, яко семя тли во мне есть.

Ты убо, Господи Боже покланяемый, Царю Святый, Иисусе Христе, сохрани мя Духом Твоим Святым, Имже освятил еси Твоя ученики. Даждь, Господи, и мне, недостойному рабу Твоему, спасение Твое: ум мой светом разумения Святаго Евангелия Твоего просвети, душу любовию Креста Твоего озари, сердце чистотою словесе Твоего убели, тело мое Твоею страстию безстрастною исцели, мысль мою Твоим смирением сохрани, и воздвигни мя к деланию заповедей Твоих, и даруй ми бодренным сердцем и трезвенной мыслию всю настоящаго жития нощь прейти, ожидающему пришествия светлаго и явленнаго дне Твоего. Ты убо еси, Господи, Свет, паче всякаго света, Радость, паче всякия радости, Упование, паче всякаго упования, Жизнь истинная и Спасение, пребывающее во веки веков. Аминь!