Массовая культура как феномен XX века. Роль СМИ в распространении массовой культуры. Сми и массовая культура Проявление массовой культуры в сми

Газета и журнал, радио и телевидение, кино и Интернет - это те каналы, посредством которых мы сейчас в основном и приобщаемся к плодам культуры, преимущественно массовой.

Эти каналы получили название средств массовой коммуникации (сообщения поступают сразу к большим группам людей); благодаря им сообщения и «картинки» проникают в самые отдаленные уголки планеты, в самые широкие слои общества. У нас их чаще называют средствами массовой информации (СМИ), хотя согласимся, что информацией в данном случае дело не ограничивается.

Система СМИ складывалась постепенно. Первыми в XVII в. появились газеты и журналы. В XIX в. происходит разделение на так называемую качественную и массовую прессу.

В США начинает свою активную жизнь желтая пресса. В прошлом веке систему СМИ пополнили радиостанции, а затем и студии телевидения. Конец ХХ в. ознаменовался созданием сети Интернет.

С 1970-х гг. утверждается тезис об исключительном влиянии массовой коммуникации на массовое сознание. К тому времени технические возможности СМИ, прежде всего благодаря телевидению, резко возросли. СМИ, как вы знаете, стал и называть четвертой властью.

Особенно значительной становится роль СМИ в условиях современной глобализации мира. Об их вездесущности говорит, в частности, такой факт, описанный в книге социолога Л. Туроу. Автор с друзьями путешествовал по Саудовской Аравии. В отдаленной пустынной местности, за много километров от ближайших дорог и электрических линий, они заметили палатку бедуинов, снабженную спутниковой антенной и генератором тока для приема телепередач. «Они видели на экране то же, что и мы!» - восклицает автор. По мнению ряда исследователей, глобальная система СМИ ведет к нивелированию культурных различий, утрате культурного своеобразия народов. СМИ способствуют глобализации, но и сами испытывают ее влияние. Одним из проявлений этого выступает создание так называемых глобальных газет, которые читают в различных уголках планеты. Их немного, и все они пока выходят на английском языке - языке общения международного бизнеса.

Другой стороной процесса глобализации является рост местной прессы и малых по тиражу, но влиятельных для небольших населенных пунктов изданий. В журнальном деле растет число специализированных изданий. Долгое время довольно бурно развивалась так называемая желтая, или бульварная, пресса: появлялись все новые газеты и журналы этого направления, росли их тиражи. В последние годы в странах Запад а наметились обратные процессы. В Англии по-прежнему издается несколько традиционных бульварных газет, но их тиражи сокращаются. Во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. На смену этим изданиям идут развлекательные еженедельники, «мужские» и «женские» журналы.

В постиндустриальном обществе, где главным ресурсом становится качественная и надежная информация, растет спрос на более серьезные издания. Их читатели - это преимущественно «белые воротнички», образованные круги общества. При этом сама серьезная пресса расширяет круг охватываемых тем, становится более демократичной.

Из всех средств массовой информации самым, можно сказать, массовым является телевидение. По своей глубине (длительности времени просмотра передач) и широте (количеству людей, которые его смотрят) телевидение превратилось в такую влиятельную культурную силу, которой нет аналогов в прошлом. Это очевидно не только исследователям, постоянно изучающим телеаудиторию, но и нам с вами - рядовым армии телезрителей. Более 75 % россиян в одном из социологических опросов отвели телевидению решающую роль в общественном развитии. Есть и такие данные. Средний американский подросток смотрит ТВ 21 час в неделю, проводя 5 минут наедине со своим отцом и 20 минут наедине с матерью. Много времени проводят перед экраном телевизора и россияне. Конечно, разные возрастные и социальные группы населения неодинаково увлечены телепросмотром. Помимо подростков, определенную телезависимость испытывают пожилые люди. Во многом это объясняется снижением у них возможностей передвижения и общения.

К главным изменениям 1990-х гг., существенно повлиявшим на отечественные средства массовой информации, следует отнести отмену цензуры и постепенное утверждение на месте государственной монополии конкурентного рынка СМИ. Газеты, журналы, телеканалы, радиовещательные станции, переходя в частные руки, становятся коммерческими предприятиями, т. е. они нацелены на получение прибыли. Именно этим вызваны рост рекламы в печатных и электронных СМИ, крен в сторону развлекательных передач на ТВ и по радио, вытеснение на страницах газет и журналов серьезных статей публикациями под рубриками «Из жизни ВИПов», «Светская хроника», «Криминал и происшествия». На телевидении преобладают художественные фильмы, музыкальные и развлекательные передачи, они занимают более 60% эфирного времени.

Среди проявивших себя в нашей стране общих тенденций развития средств массовой коммуникации можно отметить рост влияния региональных СМИ. Это относится как к печатным, так и к электронным СМИ. К примеру, при общем падении тиражей центральных газет разовые тиражи региональных изданий выросли в полтора раза.

Все более влиятельными становятся местные радио и телевидение. А вот сокращения бульварной прессы у нас пока не наблюдается. Напротив, в последние годы появились новые ежедневные и еженедельные издания такого рода. Уровень большинства из них крайне примитивен.

— , приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

  • средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Отметим, что не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т.д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации. При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст . т.е. содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX — начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой — она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса.

К основным составляющим массовой культуры относят:

  • информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;
  • систему формирования массового потребления , центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Понятие “культура” весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах.

Понятие “культура” необходимо раскрывать в его дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий “общественная практика” и “деятельность”, связывающих между собой категории “общественное бытие” и “общественное сознание”, “объективное” и “субъективное” в историческом процессе. В современной отечественной философской литературе понятие “деятельность” предстает как одна из наиболее фундаментальных характеристик человеческого бытия. Вместе с тем также общепринятым является положение о том, что человек представляет собой “деятельное природное существо”, которое само себя утверждает в мире, в своем бытии. Таким образом, можно сказать, что через понятие “деятельности” выражается специфика социальной формы движения материи.

Если признать, что одним из главных признаков подлинной куль­туры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основан­ные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциа­ции, то в XX веке врагом культурной “полифонии” оказался не только большевизм, по своей природе не приемлющий какого-либо плюра­лизма. В условиях “индустриального общества” и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Современное государство, подобно гигантской маши­не, с помощью единых систем образования и столь же скоординиро­ванной информации непрерывно “штампует” безликий и заведомо об­реченный на анонимность человеческий “материал”. Если большевики и их последователи стремились насильственно превратить людей и некое подобие “винтиков”, то с середины нашего столетия процессы стандартизации повседневной жизни приобрели во всем мире, за ис­ключением отдаленной периферии, непроизвольный и всеобъемлю­щий характер.

Культура современного общества - совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру (элитарную) и народную культуру (фольклор). Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и народную культуры. Но в целом отношение к массовой культуре не столь однозначно.

Феномен «массовой культуры» с точки зрения его роли в развитии современной цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно . В зависимости от тяготения к элитарному или популистскому образу мышления культурологи склонны считать его или чем-то вроде социальной патологии, симптомом вырождения общества, или, наоборот, важным фактором его здоровья и внутренней стабильности. К первым, во многом питаемым идеями Ф. Ницше, относились О. Шпенглер, X. Ортега-и-Гассет, Э. Фромм, Н.А. Бердяев и многие другие. Вторые представлены уже упоминавшимися нами Л. Уайтом и Т. Парсонсом. Критический подход к «массовой культуре» сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми; порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры - суверенную личность; способствует ее отчуждению от реальной жизни; отвлекает людей от их основной задачи - «духовно-практического освоения мира» (К. Маркс). Апологетический подход, напротив, выражается в том, что «массовая культура» провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Спор о вреде или благотворности «массовой культуры» имеет чисто политический аспект: как демократы, так и сторонники авторитарной власти не без основания стремятся использовать этот объективный и весьма важный феномен нашего времени в своих интересах. Во время второй мировой войны и в послевоенный период проблемы «массовой культуры», особенно ее важнейшего элемента - массовой информации, с одинаковым вниманием изучались как в демократических, так и в тоталитарных государствах.

Понятие, исторические условия и этапы становления массовой культуры

Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы суще­ствования культуры: массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предпола­гается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

По поводу ис­токов массовой культуры в культурологи существует ряд точек зрения.

В качестве примера можно привести наиболее часто встречающие­ся в научной литературе:

1.Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества, и уж, во всяком случае, на заре христиан­ской цивилизации. В качестве примера обычно приводятся упро­щенные варианты Священных книг (например «Библия для ни­щих»), рассчитанные на массовую аудиторию.

2.Истоки массовой культуры связаны с появлением в евро­пейской литературе XVII-XVIII веков приключенческого, детек­тивного, авантюрного романа, значительно расширившего аудито­рию читателей за счет огромных тиражей (книги Д. Дефо, М. Комарова).

3. Большое влияние на развитие массовой культуры оказал и принятый в 1870 году в Великобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX века - роман.

И все-таки, - это предыстория массо­вой культуры. А в собственном смысле массовая культура прояви­ла себя впервые в США на рубеже XIX-XX веков. Известному аме­риканскому политологу З. Бжезинскому принадлежит фраза, которая стала со временем расхожей: «Если Рим дал миру право, Англия парламентскую деятельность, Франция - культуру и рес­публиканский национализм, то современные СШЛ дали миру на­учно-техническую революцию и массовую культуру».

Для рубежа XIX-XX веков стала характерной всеобъемлющая массовизация жизни. Она затронула все ее сфе­ры: экономику и политику, управление и общение людей. Активная роль людских масс в различных социальных сферах была проана­лизирована в ряде философских сочинений XX века. Как, например, американский социолог Д. Белл в своей книге «Коней идеологии» особенности современного общества определяет возникновением массового производства и массового потребления. Здесь же автор формулирует несколько значений слова «масса»:

1. Масса - как недифференцированное множество (т.е. противоположность понятию класс).

2. Масса - как синоним невеже­ственности (как об этом также писал X. Ортега-и-Гассет).

3. Массы - как механизированное общество (т. е. человек воспринимается как придаток техники).

4. Масса - как бюрократизированное общест­во (т. е. в массовом обществе личность теряет свою индивидуаль­ность в пользу стадности).

5. Масса - как толпа. Здесь заложен психологический смысл. Толпа не рассуждает, а повинуется стра­стям. Сам по себе человек может быть культурным, но в толпе - это варвар.

И Д. Белл делает вывод: массы - есть воплощение стадности, унифицированности, шаблонности.

Еще более глубокий анализ «массовой культуры» сделал канадский социолог М. Маклюэн. Но он так же, как и Д. Белл, приходит к выводу о том, что средства массовой коммуникации по­рождают и новый тип культуры. Маклюэн подчеркивает, что отправной точкой эпохи «индустриального и типографского человека» явилось изоб­ретение И. Гуттенбергом в XV веке печатного станка. Современные же средства массовой информации, создав, по словам Маклюэна, «глобальную деревню», создают и «нового племенного человека». Этот новый человек отличается от того «племенного», жившего ког­да-то на земле, тем, что его мифы формирует «электронная инфор­мация». По словам Маклюэна, печатная техника - создала публи­ку, электронная - массу. Определяя искусство ведущим элементом духовной культуры, Маклюэн подчеркивал эскейпистскую (т. е. уводящую от реальной действительности) функцию художествен­ной культуры.

Конечно, в наши дни масса существенно изменилась. Массы стали образованными, информированными. Кроме того, субъектами массовой культуры сегодня являются не просто масса, но и индиви­ды, объединенные различными связями. Поскольку люди выступа­ют одновременно и как индивиды, и как члены локальных групп, и как члены массовых социальных общностей, постольку субъект «массовой культуры» может рассматриваться как двуединый, то есть одновременно и индивидуальный и массовый. В свою очередь понятие «массовая культура» характеризует особенности произ­водства культурных ценностей в современном индустриальном об­ществе, рассчитанное на массовое потребление этой культуры. При этом массовое производство культуры понимается но аналогии с поточно-конвейерной индустрией.

В рамках массовой культуры можно выделить следующие сферы и проявления:

Индустрия "субкультуры детства", направленная на формирование стандартизированных норм и образцов личностной культуры, закладывающая основы базовых ценностных установок, поощряемых в данном обществе;

Массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, отбор которых происходит в соответствии с типовыми программами, воспитывающая стандартные поведенческие навыки, необходимые для социализации детей;

Средства массовой информации, ставящие целью под предлогом информирования населения, объективной интерпретации текущих событий формирование необходимого "заказчику" общественного мнения;

Система национальной или государственной идеологии и пропаганды, манипулирующая сознанием граждан в интересах правящих элит и формирующая массовые политические движения;

Массовая социальная мифология, переводящая сложные, требующие специального изучения и соответствующей научной подготовки явления в пласт обыденного сознания, позволяющая "человеку массы" ощущать себя причастным к науке, политике, государственной жизни и т.п.;

Индустрия рекламы, моды, формирующая стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, управляющая спросом рядового потребителя, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;

Индустрия физического имиджа: массовое физкультурное движение, аэробика, культуризм, косметология и т.п.;

Индустрия досуга: массовая художественная культура (приключенческая, детективная и бульварная литература, аналогичные жанры кино, оперетта, поп-музыка, шоу-индустрия, цирк, туризм и т.п.), с помощью которой достигается эффект психологической релаксации человека1 .

В настоящее время в сферу массовой культуры вовлечена и такая форма массовой коммуникации как Интернет, который становится глобальным средством распространения продуктов культуры. Его появление меняет многие традиционные представления о способах трансляции социокультурного опыта, формах человеческого взаимодействия и т.п. Однако это явление и его социокультурные последствия еще нуждаются в соответствующем исследовании.

Влияние СМИ на массовую культуру.

В настоящее время огромное психологическое влияние на сознание и формирование личности человека оказывают средства массовой информации (СМИ). Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ.

СМИ сегодня - это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь - аудиторию с неокрепшим самосознанием, неустоявшимся мировоззрением - наиболее велика Аспекты влияния СМИ многочисленны, представим лишь наиболее распространенные мнения, выделив как положительные, так и отрицательные факторы влияния СМИ на личность представителя молодежи. У СМИ огромное количество функций, а, следовательно, и аспектов влияния. К примеру, существуют "прямые", непосредственные аспекты, которые связаны с основной функцией СМИ - передачей информации: развлекательная; информативная, воспитательная функция и др. Мы же отметим влияние, которое устремлено глубже и может быть не заметно на первый взгляд. В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Положительное влияние СМИ

Окружающая нас реальность постоянно и кропотливо систематизируется мозгом: новые знания и навыки, новая информация и новые события каждый день включаются либо в уже созданные ранее структуры, либо образуют новые. Нам постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. Сначала это деление примитивно - на приятное и неприятное, но по мере "роста" информация принимает самые различные значения. Зачастую человек, получивший ту или информацию в большом масштабе по какому-либо конкретному объекту, не способен сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы и тем самым влияют на мнения и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально.

К техническому инструментарию СМИ относятся пресса, телевидение, радио, а в последнее время Интернет и реклама. В последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения, электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов), а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет, дискет, дисков, принтеров). Но наиболее массовое и сильное влияние на общество оказывают аудиовизуальные СМИ: телевидение, интернет и реклама (это связано с "эффектом присутствия", поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией, воспринимающей информацию). СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия (в данном контексте мы говорим о положительном влиянии СМИ, хотя это влияние может быть и противоположным).

Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение - состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, термоядерной, биологической войны и т.д. Общественное мнение выступает в контрольной, консультативной функции.

Всё большую популярность среди представителей молодежи набирает Интернет, т.к. несет в себе оттенки трех функций - связи (как источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса). Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет - порожденная этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения, моделирования и многих других областей, а виртуальные технологии, созданные и применяемые на основе понимания явления виртуальной реальности, принесут несомненную пользу как отдельно взятому человеку, так и государственной системе в целом.

Отрицательное влияние СМИ.

Задача СМИ в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями.

Одним из отрицательных воздействий является - пропаганда. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ "подается" информация, зачастую являющаяся откровенной ложью. Как правило, дезинформация подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно "грубым" и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями.

Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, вызывающих либо позитивные, либо негативные ассоциации, что позволяет влиять на восприятие информации (мы - борцы за независимость, процветание России, они - оккупанты, поработители народа; за нами все прогрессивное человечество, простой народ, за ними - олигархи, бандиты, чиновники). Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу (стереотип). Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом "подводят" информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

Стереотипы формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной среды, а также, безусловно, при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ. С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности, например, в сознании жителей нашей страны сохранилась как стереотип "философия надежды", ориентация на идеальные образцы, у молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, большинство исследователей показывают тесную связь стереотипов с гигантским влиянием СМИ, формирующих отношение к миру, на поведение, воспроизводящее поступки "героев", созданных прессой, радио или телевидением. СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

Велико значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние. Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он, несомненно, стремится расслабиться и отдохнуть. Следует упомянуть, в каком психическом состоянии человек усаживается перед телевизором, компьютер или за газету или журнал. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и др. факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.


Мамонтов С.П. Основы культурологии: М.: Олимп, 1999.-с. 147-154.

  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 143

ГЛАВА I. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ СУТЬ И СТРУКТУРА

МАССОВОГО СОЗНАНИЯ.

1.1. Реконструкция методологии исследования.

1.2. Понятие и структура массового сознания.

ГЛАВА II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

И МАССОВАЯ КУЛЬТУРА.

2.1. Субъектный характер системы «СМИ - массовое сознание.

2.2. Основные функции СМИ в субъектной системе «СМИ - массовая культура» (творчество, свобода и ответственность СМИ).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Соотношение и взаимодействие традиционной, элитарной и массовой культур в социальном пространстве современности 2009 год, доктор культурологии Костина, Анна Владимировна

  • Массовая культура как феномен постиндустриального общества 2003 год, доктор философских наук Костина, Анна Владимировна

  • Массовая литература: проблема художественной рефлексии 2006 год, кандидат филологических наук Саморуков, Илья Игоревич

  • Трансляция специализированного знания массовой культурой: культурфилософский анализ 2010 год, кандидат философских наук Кожаринова, Анна Ростиславовна

  • Массовая и популярная культура в современном обществе: Коммуникационный аспект 2000 год, кандидат социологических наук Савельева, Ирина Геннадьевна

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Куржиямский, Михаил Юрьевич, 2000 год

1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1977. /

2. Аверинцев С.С. Аналитическая психология К-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии. Вып.З. М., 1972.

3. Аверинцев С.С. Западно-восточные размышления, или о несходстве сходного; Восток-Запад. М., 1988.

4. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

5. Агацци Д. Человек как предмет философии. Вопросы философии. 1989. №2.

6. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

7. Алексеев В.П. Антропогенез решенная проблема или череда новых проблем7 Человек в системе наук. М., 1989.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человековедения. М., 1977.

9. Аникеев A.A. Поколение как цикл мировой истории. Циклы природы и общества. Материалы IV международной конференции, 4.1. Ставрополь, 1996.

10. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск, 1988.

11. Антология культурологической мысли /Под ред. С.П.Мамонтова, A.C. Мамонтова. М., 1996.

12. Антонова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.126

13. Арсеньев A.C. Глобальный кризис современности и Россия. Контингент, Москва-Париж, № 3,1973.

14. Арсеньев A.C. Размышления о работе С.JI.Рубинштейна «Человек и Мир». Вопросы философии. № 5, 1993.

15. Аршинов В.И. «Самоорганизующаяся Вселенная» Э.Янга и глобальный эволюционизм. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

16. Ашин Г.К. Доктрина «массового общества». М., 1971

17. Баженов Л.Б. О статусе антропного принципа. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

18. Барт Р. Мифологии. М., 1988

19. Барулин B.C. Социально-философская антропология. М., 1994.

20. Баталов Э. Массовое политическое сознание современного американского общества: методология исследования. «Общественные науки». № 3, 1981.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

22. Белоусов И.В. Культура сознания на рубеже XXI века. М., 1999.

23. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Киноведческие записки, 1988, № 2

24. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

25. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

26. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

27. Бердяев H.A. Смысл творчества. Соч. М., 1989.

28. Бердяев H.A. Философия свободного духа. М., 1994.

29. Бердяев H.A. Философия свободы. М., 1989.127

30. Бердяев H.A. Я и мир объектов. М., 1994.

31. Бескова И.А. Ментальность в эволюционно старых и эволюционно$молодых культурах. Эволюция, культура, познание. М.; 1996.

32. Бескова И.А. Эзотерическое знание и ег;о элементы в марксистской идеологии. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

33. Библер B.C. Мышление как творчество. М., 1975.

34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в XXI век). М., 1991.

35. Библер B.C. XX век. Человек. Культура. Человек в системе наук. М., 1989.

36. Биологическое и социальное в развитии человека. М., 1977.

37. Биология в познании человека. М., 1989.

38. Борев В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. М.,1986

39. Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени. М., 1997

40. Бубер М.П. «Я и Ты». М., 1993.

41. Бубер М.П. Проблема человека. М., 1995.

42. Буева JI.T. Человек: деятельность и общение. М., 1978.

43. Буржуазная философская антропология XX века. М., 1986.

44. Быховская И.М. Человеческая телесность в социокультурном измерении: традиции и современность. М., 1993.

45. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984.

46. Введение в культурологию. /Под ред. Попова E.B. М., 1995.

47. Вебер М. Образ общества. Избранные произведения. М., 1990.128

48. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

49. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1988.

50. Взгляд справа на сущность культуры и культурное возрождение. Общество. Культура. Философия. Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. СПб, 1983.

51. Виноградов Н.А. Циклообразующие явления этнических и концептуальных движений культуры. Циклы природы и общества. Материалы IV Международной конференции. ч.1. 1996.

52. Витгенштейн JI. Культура и ценности (разрозненные заметки. Общество. Культура. Философия. Материалы к XVII Всемирному философскому конгрессу. М., 1982.

53. Войно-Ясенецкий JI. Дух, душа, тело. М., 1991.

54. Воландт Г. Культурфилософская эстетика: ее отношение к историчности искусства. Общественные науки за рубежом. Сер. философия и социология: Рж. № 6. М., 1990.

55. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Человек как космопланетарный феномен. Ростов, 1993.

56. Володимир Одайник. Массовая душа и массовый человек, м., 1995.

57. Воронкова Л.П. Культурная антропология как наука. М., 1997.

58. Восток-Запад. Исследования, переводы, публикации. М., 1988.

59. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1997.

60. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. М., 1994.

61. Гаврюшин Н.К. Универсальность творческой личности. Человек науки. М., 1974.129

62. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. М., 1990.

63. Гарднер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. М., 1977.

64. Гармонический человек. Из истории идей о гармонически развитой личности. М., 1965.

65. Гегель Г.В.-Ф. Наука феноменологии духа. Соч. т. IV. М., 1959.

66. Гегель Г.В.-Ф. Философия истории. СПб., 1993.

67. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1980.

68. Григорьян Б.Т. Философия о сущности человека. М., 1973.

69. Григорьян Б.Т. Философская антропология. М., 1982.

70. Гроф С. Области бессознательного: опыт исследования ЛСД-терапии. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

71. Грушин Б. А. Логические принципы исследования массового сознания. Вопросы философии. № 7,8; 1970.

72. Грушин Б.А. Масса как субъект исторического и социального действия. «Рабочий класс и современный мир». № 5, 1984.

73. Грушин Б.А. Массовое сознание. Опыт определения и проблемы исследования. Вопросы философии. № 7,8; 1970.

74. Грушин Б.А. О социальной природе массового сознания. Общественные науки. № 6, М., 1986.

75. Грушин Б.А. О социальной природе массового сознания. Общественные науки. № 6, 1986.

76. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

77. Гумилев Л.Н. Этносфера. История людей и история природы. М., 1993.130

78. Гуревич П.С. Антропологическая тема: мировоззренческая контраверза Французские «новые философы» против «новых правых». Концепция человека в современной западной философии.-"М., 1988.

79. Гуревич П.С. Гуманизм и вера. М., 1990.

80. Гуревич П.С. Проблема «Другого» в философской антропологии М.М.Бахтина. // М.М.Бахтин как философ. М., 1992.

81. Гуревич П.С. Уникальное творение Вселенной. О человеческом в Человеке. М., 1991.

82. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 1997.

83. Гуревич П.С. Философская антропология: опыт, систематики. Вопросы философии. № 8. 1995.

84. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. Философские науки. № 11. 1989.

85. Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа. Философские науки. № 11, 1989.

86. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Общество. Культура. Философия. М., 1983.

87. Давидович В.Е. Теория идеала. М., 1983.

88. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

89. Давыдов А.А., Чураков А.Н. Цикличность отчуждения в социальном и экзистенциальном опыте существования человека. Циклические процессы в природе и обществе. Материалы II международной конференции. Вып.2, Ставрополь, 1999.131

90. Диденко Б. Сумма антропологии. Кардинальная типология людей. М., 1992.

91. Дилигенский Г.Г. Марксизм и проблемы ^массового сознания. Вопросы философии. № 11, 1983.

92. Дилигенский Г.Г. Массовое общественно-политическое сознание рабочего класса капиталистических стран: проблемы типологии и динамики. «Рабочий класс и современный мир». № 1,2, 1984.

93. Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М., 1990.

94. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг. М., 1980.

95. Дэвид Смайлли. Социобиология и человеческая культура. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

96. Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления коллективные. Социология. Ее предмет, метод, предназначения. М., 1995.

97. Емельянов Ю.Н. Введение в культурантропологию. СПб, 1992.

98. Ерасов Б.С. Социология культуры. М., 1994.

99. Житомирский Д.В., Леонтьева О.Т., Мяло К.Г. Западный авангард после второй мировой войны. М., 1989.

100. Здоровье и экология человека: философские и методологические аспекты. М., 1986.

101. Ю1.Ибодов М.О. Понятие «направленности» в глобальном эволюционизме. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

102. Иванов A.B. Сознание и мышление. М., 1994.

103. Идлис Г.М. Гармония Вселенной. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.132

104. Ильин И.А. Постструктурализм. Деконстуктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

105. Ильин И.А. Путь к очевидности. М., 1993.

106. Имедадзе В. Потребность и мотив в поведений человека. Человек в системе наук. М., 1989.

107. Интеллигенция. Власть. Народ. Антология. М., 1993.

108. Интымакова Л.Г. Проблема цикла в философии культуры. Циклические процессы в природе и обществе. Вып.2. Ставрополь. 1994.

109. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

110. История политических учений. М., 1955.

111. История эстетической мысли. Соч.; т.1, 5, 6. 1985.

112. Каган М.С. Истина как философская наука. СПб, 1997.

113. Каган М.С. О структуре современного антропологического знания. Очерки социальной антропологии. СПб, 1995.

114. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996.

115. Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.

116. Казютинский В.В. Концепция глобального эволюционизма в научной картине мира. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., 1986.

117. Казютинский В.В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассической науке. Проблемы методологии постнеклассической науки. М., 1992.133

118. Казютинский B.B. Вселенная в «человеческом измерении». Философское наследие К.Э.Циолковского и становление целостного человечества. М., 1991.

119. Казютинский В.В. Космичесая философия и/постнеклассическая наука. Космонавтика и перспективы человечества. М., 1991.

120. Казютинский В.В. Ноокосмология и глобальные проблемы. «Чтобы лучше познать самих себя.» М., 1991.

121. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

122. Кант И. Антропология. СПб, 1900.

123. Кант И. Критика способности суждения. Соч., т.5. М., 1966.

124. Кантор В. В поисках личности: опыт русской классики. М., 1994.

125. Карабанова JI.T. Идеи космизма в творчестве Е.Т.Фаддеева. Труды XXVIII чтений, посвященных разработке научного наследия и развитию идей К.Э.Циолковского. М., 1995.

126. Карпинская P.C. Человек и его жизнедеятельность. М., 1993.

127. Карпинская P.C., Никольский С.А. Социобиология: критический анализ. М., 1988.

128. Кассирер JI. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Общество. Культура, философия. PC., М., 1982.

129. Каширин В.И. Философия планетарного самосознания. (Идеи В.И.Вернадского и современная теория циклов). Циклические процессы в природе и обществе. Вып.2, Ставрополь, 1994.

130. Князева E.H. Синергетическая модель эволюции научного знания. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

131. Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.134

132. Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. М., 1984.

133. Кондаков И.В. О менталитете русской культуры, Цивилизации и культуры. Вып.1. М., 1994.

134. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972. " :

135. Королев В.Б., Фурсов А.И. Культурология западноевропейской политической традиции. Общественные науки за рубежом. Сер.4. Государство и право. РЖ. № 5. М., 1990.

136. Королев В.Б., Фурсов А.И. Народ, интеллектуал и государство: социально-политический протест и его пределы в Российской империи и Советском Союзе. Общественные науки, сер.4. Государство и право: РФ. № 5. М., 1990.

137. Космология, картина мира и мировоззрение. М., 1979.

138. Крейдж Б.Дж. Воссоединение: от дуализма к холизму в теории литературы. Общественные науки за рубежом. Сер. № 3. Философия и социология: РЖ. № 6. М., 1990.

139. Крушаков A.A. Глобальный эволюционизм как методологическая проблема. О современном статусе идеи глобального эволюционизма. М., ч1986.

140. Кукаркин A.B. По ту сторону расцвета. М., 1981

141. Кукаркин A.B. Буржуазная массовая культура. М., 1985

142. Куликова И.С. Эстетическая мысль XX века. М., 1997.

143. Культура: теория и проблемы. /Под ред. Т.Ф.Кузнецовой. М., 1996.

144. Культурная антропология. СПб, 1996.

145. Культурология. Основы теории и истории культуры. /Под ред. Н.Ф.Кефели. СПб, 1996.135

146. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

147. Ламсден Ч. Нуждается ли культура в генах? Эволюция. Культура, познание. М., 1996.

148. Лебак К. Страшилы на стене. Притча, касающаяся манипуляций человеческой жизнью. М., 1990.

149. Левада Ю.А., Ноткина Т.А. Мера всех вещей (в человеческом измерении); М., 1989.

150. Левинас Э. Философское определение идеи культуры. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

151. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

152. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.

153. Лейбин В.М. «Модели мира» и образ человека. Критический анализ идей Римского клуба. М., 1982.

154. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980.

155. Ленин В.И. О пролетарской культуре. Полн.собр.соч. т.41.

156. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

157. Лившиц М.А. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал. М., 1972.

158. Лилов А.О. О природе художественного творчества. М., 1980.

159. Лисюткин О.М. Новое понимание социологии Дюркгейма: исследование явлений культуры. РЖ. М., 1990. № 4.

160. Личность как объект и субъект социальных отношений. М., 1984.

161. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев. М., 1983.

162. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.136

163. Лосский Н.О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. М., 1992.

164. Люсьен Сэв. Марксизм и теория личности. М., 1972.

165. Майданов A.C. Непарадигмальные проблемы, их источники и способы постановки. Эволюция, культура. Познание. М.„1996.

166. Майданов A.C. Пути научных открытий и способы их оптимизации. Эволюционная эпистемалогия: проблемы, перспективы. М., 1996.

167. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М., 1994.

168. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии. (О человеческом в человеке). М., 1991.

169. Мамзин A.C. Социальная антропология и взаимодействие знаний. Очерки социальной антропологии. СПб., 1995.

170. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М., 1994.

171. Манеев А.К. Гипотеза биополевой формации как субстрата жизни и психики человека. Русский космизм. Антология. М., 1993.

172. Маритэн Ж. Краткий очерк о существовании и существующем. Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

173. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука (логико-методологический анализ). М., 1983.

174. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. М., 1956.175,. Маркс К. Немецкая идеология. М., 1956.

175. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года. Соч. К.Маркса и Ф.Энгельса. Из ранних произведений. М., 1956.

176. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995137

177. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1996

178. Массовая литература и кризис буржуазной культуры Запада. М., 1974;

179. Межуев В.М. Культура и история. М., 1994.

180. Меркулов И.П. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

181. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997.

182. Милюков H.H. Главные течения русской исторической мысли. СПб, 1913.

183. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М., 1997

184. Мунье Э. Персонализм. М., 1993.

185. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М., 1989.

186. Национальный менталитет: историософические размышления. Вильнюс. 1989. РЖ. М., 1990. № 4.

187. Никитина Л.Г. «Новая философия» для старого мира. М., 1987.

188. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. в 2-х тт., т.1, М., 1990.

189. Общественные науки и современность; соответ. Публикации журнала.

190. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

191. Основы современной цивилизации. Человек и общество. М., 1992.138

192. Очерки социальной антропологии. /Под ред. Шаронова в.В. СПб, 1995.

193. Петкова Р. Неформальные молодежные группы. Общественные науки за рубежом. Сер.1. РЖ. № 5. М., 1990.

194. Пигров К.С. Социальная антропология как сиртема. Очерки социальной антропологии. СПб. 1995.

195. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. М., 1974.

196. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

197. Проблемы философии культуры. М., 1984.

198. Пуляев В.Т., Шаронов В.В. Социальная антропология: статус, предмет, проблемы. № 7. 1993. СПЖурнал.

199. Разлогов К. Коммерция и творчество. Враги или союзники? М.,1992

200. Ранк О., Захс X. Значение психоанализа в науках о духе. М.-К., 1997.

201. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Культурология. XX век. Антропология. М., 1995.

202. Ролстон Ш.Х. Существует ли экологическая этика? Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

203. Рональд де Coca. Эволюция и теология: от инстинкта к преднамеренности. Эволюция, культура, познание. М., 1996.

204. Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. М., 1993.

205. Россия между Западом и Востоком: традиционные и современные концепции. М., 1994.139

206. Русский космизм. Антология. М., 1993.

207. Руткевич Е.Д. Феноменологическая социология знания. М., 1993.

208. Самоорганизация и наука: опыт философского осмысления. М., 1994.

209. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм это гуманизм. Сумерки богов. М., 1988.

210. Синергетика и образование. М., 1997.

211. Соколов Ю.Н. Единая теория поля. Ставрополь. 1998.

212. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

213. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

214. Сорокин П.А. Социологические теории современности. М., 1993.

215. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

216. Социально-политический контекст философии постмодернизма. М., 1994.

217. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.

218. Султанов К.В. Проблемы культуры в свете социологии. Л., 1989.220. Сумерки Богов. М., 1989.

219. Сутт Т.Я. Идея глобального эволюционизма и принцип антропности. М., 1986.

220. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.

221. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1956.

222. Тищенко Н.Д. Жизнь как феномен культуры. (Биология в познании человека). М., 1989.

223. Фаддеев Е.Т. Космонавтика и общество, ч. И, М., 1970.140

224. Фаддеев Е.Т. О сущности научно-технической революции. Соревнование двух систем. М., 1971.

225. Фейнберг Е.Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 1992.

226. Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. М., 1992.

227. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии. М., 1988.

228. Фрейд 3. Я и Оно. По ту сторону наслаждения. Соч. В 2-х тт. т.1,1991.

229. Фролов ИТ. О человеке и гуманизме. М., 1989.

230. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

231. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

232. Фромм Э. Пути и больного общества. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

233. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. СПб., 1997.

234. Чебанов В.К. Философия и бытие на пороге третьего тысячелетия. Циклы природы и общества. Матер. IV межд.конфер. ч.1, Ставрополь, 1996.

235. Человек в системе наук. М., 1989.

236. Человек и социокультурная среда. Сб.обзоров ИНИОН. Вып.1, 2. М., 1992.

237. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. М.,1992.141

238. Шалаев В.П. Циклическая концепция всемирной истории: закрытфе и открытые системы. Циклические процессы в природе и обществе. Межд.конф., 1994.

239. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа этики миро- и жизнеутверждения. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

240. Шестаков В.П. США: кризис духовной жизни. М., 1982 ■

241. Шестаков В.П. Мифологии XX века. М., 1988

242. Шихирев П.Н. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., 1985.

243. Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М., 1984.

244. Шихирев П.Н. Социальная психология в Западной Европе. Общественные науки. № 6, 1986.

245. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

246. Шугуров М.В. Бесконечный прогресс или вечный круговорот? (Два пространства человеческой свободы). Циклы природы и общества. Матер. IV межд.конфер., вып. I, Ставрополь. 1996.

247. Шугуров М.В. Цикличность отчуждения в социальном и экзистенциональном опыте существования человека. Циклические процессы в природе и обществе. Матер. Межд.конфер. выпуск II Ставрополь, 1994.

248. Шуков В.А. Основные принципы учения о ноосфере в контексте глобального эволюционизма. М., 1986.

249. Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. М., 1996.

250. Эволюция, культура, познание. М., 1996.142

251. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.

252. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

253. Юнг К.Г. Бог и бессознательное. М., 1998.

254. Юнг К.Г. Душа и мир. М., 1996.

255. Юнг К.Г. Личное и коллективное бессознательное. М., 1998.

256. Юнг К.Г. Приближаясь к бессознатёльНЬму. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990.

257. Юнг К.Г. Психологические типы. М.5 1997.

258. Юнг К.Г. Психология бессознательного. М., 1998.

259. Яковлев Е.Г. Эстетическое как совершенное. М., 1995.

260. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1990. .

261. Adorno Т. Cultural Industry Reconsidered. In: Culture and Society. Contemporary Debates. Cambridge University Press, 1995

262. Arnold M. Culture and Anarchy. Cambridge, 1932

263. Bell D. The Coming of the Post-Industrialist Society. NY, 1973

264. Bourdeiu P. Distinction. A Social Critique of the Judgement of Taste. L., 1994.

265. Eco U. The Narrative Structure in Fleming. In: The Role of the Reader. Bloomington, 1989.

266. Fiske J. Understanding Popular Culture. L., 1989

267. Fiske J. Introduction to Communication Studies. L., 1982

268. Gans H.G. Popular Culture and High Culture, NY, 1974

269. Hoggart R. The Uses of Literacy. Penguin, 1957.143

270. Langer S.K. On Significance in Music. In: Aesthetic in the Arts. NY,1968

271. Leavis F.R. Mass Civilization and Minority Culture. L., 1930.

272. Leavis F., Thompson D. Culture and Inviroment. Chatto and Windus, 1932.

273. Leavis Q.D. Fiction and the Reading Public. L., 1932.

274. MacDonald D. A Theory of Mass Culture. In: Mass Media and Mass Man. NY, 1968

275. Riesman D. The Lonely Crowd: A Study of the Changing American Character. New Haven, 1961

276. Ryan A. (ed.) Utilitarianism and Other Essays: J.S. Mill and Jeremy Bentham. L., 1987

277. Strinati D. An Introduction to Theories of Popular Culture. L. NY,1997

278. Williams R. Culture. Glasgo, 1981

279. Williams R. Communications. Penguin, 1979

280. Williams R. Television: Technology and Cultural Form. L., 1974

281. Benoist A. De. Les idees ä lendroit. p.: Ed libres (hallier) 1979.

282. Benoist A. De. Les idees ä Tendroit. p.: Plön, 1979.

283. Wittgenstein L. Culture and value Vermischte Bemerkungen /Ed. by Wright G.H. von in collab. With Nyman H.; Transl. by Winch P. - Amend. 2d ed. -Oxford: Blackwell, 1980.

284. Husserl E. Die Krisis des europäischen Menschentums und die Philosophie. Gesammelte Werke. Haag, 1954, Bd 6.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Массовая культура - своеобразный феномен социальной дифференциации культуры XX века. Хотя функциональные и формальные аналоги явлений массовой культуры встречаются в истории, начиная с древнейших цивилизаций, подлинная массовая культура зарождается только в Новое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, становления всеобщей грамотности населения, деградации многих форм традиционной обыденной культуры доиндустриального типа, развития технических средств тиражирования и трансляции информации и т. п.

Особое место в жизни современных сообществ массовая культура заняла в результате процессов социокультурной модернизации второй половины XX века и перехода от индустриального к постиндустриальному этапу технологического развития. Среди основных направлений и проявлений массовой культуры можно выделить следующие:

  • - индустрия “субкультуры детства” (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и др. организации, технологии коллективного воспитания и т. п.), преследующая цели явной или закамуфлированной универсализации воспитания детей, внедрения в их сознание стандартизированных норм личностной культуры, идеологически ориентированных миропредставлений, закладывающих основы базовых ценностных установок, официально пропагандируемых в данном сообществе;
  • - массовая общеобразовательная школа, тесно коррелирующая с целевыми установками “субкультуры детства”, приобщающая учащихся к основам научных знаний, философских и религиозных представлений об окружающем мире, к историческому социокультурному опыту коллективной жизнедеятельности людей, стандартизирующая все эти знания и представления на основе типовых программ и редуцирующая их к упрощенным формам детского сознания и понимания;
  • - система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, “патриотического” воспитания граждан и пр., контролирующая и формирующая политико-идеологические ориентации населения, манипулирующая его сознанием в интересах правящих элит, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей и т. п.;
  • - массовая социальная мифология (национал-шовинизм и истерический “патриотизм”, социальная демагогия, паранаучные учения, кумиромания и пр.), упрощающая сложную систему ценностных ориентации человека и многообразие оттенков мироощущений до элементарных оппозиций (“наши - не наши”), замещающая анализ сложных многофакторных причинно-следственных связей между явлениями и событиями апелляцией к простым и, как правило, фантастическими объяснениям (“мировой заговор”, “поиски инопланетян” и т. п.), что освобождает людей, не склонных к сложным интеллектуальным рефлексиям, от усилий по рациональному постижению волнующих проблем, дает выход эмоциям в их наиболее инфантильном проявлении;
  • - массовые политические движения (политико-идеологические партийные и молодежные организации, массовые политические манифестации, демонстрации, пропагандистские кампании и пр.), инициируемые правящими или оппозиционными элитами с целью вовлечения в массовые политические акции широких слоев населения, в большинстве своем весьма далеких от политики и интересов элит, мало понимающих смысл предлагаемых им политических программ, на поддержку которых их мобилизуют методом нагнетания коллективного политического или националистического психоза;
  • - система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, имитирующая в массовых и доступных по цене моделях формы “элитных” образцов, управляющих спросом рядового потребителя на предметы потребления и модели поведения, превращающая процесс безостановочного потребления различных социальных благ в самоцель существования;
  • - индустрия формирования имиджа и “улучшения” физических данных индивида (массовое физкультурное движение, культуризм, аэробика, спортивный туризм, индустрия услуг по физической реабилитации, сфера медицинских услуг и фармацевтических средств изменения внешности, пола и т. п.), являющаяся специфической областью общей индустрии услуг, стандартизирующая физические данные человека в соответствии с актуальной модой на имидж, гендерный спрос и пр. или на основании идеологических установок властей на формирование нации потенциальных воинов с должной спортивно-физической подготовленностью;
  • - средства массовой информации (СМИ), транслирующие населению текущую актуальную информацию, “растолковывающие” рядовому человеку смысл происходящих событий, суждений и поступков деятелей из специализированных сфер обществ, практики и интерпретирующие эту информацию в русле и ракурсе, соответствующем интересам ангажирующего данное СМИ “заказчика”, т. е., фактически формирующие обществ, мнение по тем или иным проблемам в интересах данного “заказчика”;
  • - индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную культуру (приключенческая, фантастическая и “бульварная” литература, аналогичные “развлекательные” жанры кино, карикатура и комиксы в изобразительном искусстве, оперетта, эстрадная, рок- и поп-музыка, эстрадная хореография и сценография, конферанс и прочие “разговорные” жанры эстрады, синтетические виды шоу-индустрии, художественный кич, идеологически ангажированные и политико-агитационные произведения в любых видах искусства и т. п.), массовые постановочно-зрелищные представления, цирк, стриптиз и иные виды эротического шоу, индустрия курортных и “культурно” - туристических услуг, профессиональный спорт (как зрелище) и т. п., являющаяся во многих отношениях эквивалентом “субкультуры детства”, только оптимизированным под вкусы и интересы взрослого потребителя, где используются технические приемы и исполнительское мастерство “высокого” искусства для передачи упрощенного смыслового и художественного содержания, адаптированного к невзыскательным интеллектуальным и эстетическим запросам массового потребителя, используются средства технического тиражирования этой продукции и ее “доставки на дом” потребителю посредством электронных СМИ и достигается эффект психологической релаксации человека, перегруженного нервными стрессами, а также ряд иных, более частных направлений массовой культуры.

СМИ в настоящее время оказывают большое влияние на культуру. В СМИ обычно выделяют три компонента:

  • - средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, интернет-блоги и т. д.) тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;
  • - средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;
  • - технические средства коммуникации (Интернет, телефон) определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

Не только средства массовой коммуникации оказывают воздействие на общество, но и общество серьезно влияет на характер информации, передаваемой в средствах массовой коммуникации. К сожалению, запросы публики часто оказываются невысокими в культурном отношении, что снижает уровень телевизионных программ, газетных статей, эстрадных представлений и т. д.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре.

Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь - компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации.

При этом текст в Интернете (например, веб-страница) может быть представлен как гипертекст, т. е., содержать систему отсылок на другие тексты, фрагменты, нетекстовую информацию. Гибкость и многоаспектность средств компьютерного отображения информации многократно усиливают степень ее воздействия на человека.

В конце XX - начале XXI в. массовая культура начала играть важную роль в идеологии и экономике. Однако эта роль неоднозначна. С одной стороны, массовая культура позволила охватить широкие слои населения и приобщить их к достижениям культуры, представив последние в простых, демократичных и понятных всем образах и понятиях, но с другой - она создала мощные механизмы манипуляции общественным мнением и формирования усредненного вкуса. К основным составляющим массовой культуры относят:

  • - информационную индустрию - прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т. д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии - «желтой прессе» XIX-начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;
  • - индустрию досуга - фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т. д.;
  • - систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;
  • - тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.