Что такое правильная мантра со-хам. Значение мантры со хам

CO-XAM

Почему в духовных практиках "Путь в Архатство" часто звучит мантра Со-Хам?

Каждое движение создаёт определённый звук.

Звук дыхания - это СО (вдох) - ХАМ (выдох)

Когда сознание поглощено дыханием, его движением, его звуками, дыхание становится тем транспортным средством, которое позволяет транзитом пересечь поверхностные уровни ума и получить более высокий опыт, свободный от влияния внешних чувств.

Йога и тантра объясняют, что дыхание вибрирует под воздействием праны. Но каждая вибрация сопровождается звуком.

Поэтому и дыхание также имеет специфический звук, который можно уловить на специфическом уровне сознания.

В Йоге Чудамани Упанишаде сказано: «Дыхание выходит со звуком ХАМ и входит со звуком СО. Поэтому каждый человек на протяжении 24 часов в сутки бессознательно и невольно повторяет мантру ХАМ-СО около 21.600 раз. Такое непрерывное повторение мантры называется аджапа-джапа». (V.3132).

Чуткое вслушивание в эту вибрацию освобождает человека от кармы и самскар.

Чтобы исследовать это явление, необходимо практически испытать эффекты мантры дыхания на различных уровнях ума и сознания.

Диапазон звука

Звук, который мы слышим ушами и способность мозга реагировать на него - только один уровень восприятия. Если звуковые волны существуют на сознательном уровне, они должны также существовать на более тонких уровнях.

Человеческое ухо имеет очень ограниченный диапазон восприятия. Известно, что кошки, дельфины, летучие мыши и многие другие животные имеют настолько острый слух, что могут воспринимать частоты, неслышимые в человеческом диапазоне восприятия. Чем выше частота, тем меньше способны наши внешние уши уловить эти тонкие колебания. Хотя мы не слышим тонких вибраций, они все же воспринимаются в более глубоких областях нашего сознания.

По мере того, как наше дыхание расширяется и становится более тонким, расширяется так же и порог нашего восприятия более тонких частот. Так постепенно человек начинает улавливать вибрации, исходящие поначалу из подсознания , затем из сферы бессознательности и, наконец, из сверхсознания , которое продуцирует трансцендентальные звуки.

В обычном состоянии мы не способны воспринимать высшие вибрации, потому что мы их не осознаем и вследствие этого та часть ума, которая могла бы их воспринять, пока еще спит. Эти центры еще не активизированы.

Но когда мы сможем оживить подсознательное восприятие, тогда услышим звуки подсознания. То же самое произойдет с бессознательностью и сверхсознанием.

Поэтому древние риши и йогины, которые при помощи медитации поднимались до более высоких уровней сознания, могли воспринимать звуки более тонких вибраций. Уже до вхождения в трансцендентальное состояние они слышали звук входящего и выходящего дыхания и то, что они слышали, был звук ХАМ СО ХАМ СО ХАМ.

Звук присутствует и в диапазоне турий, но в этом состоянии утрачивается чувство индивидуальности, которая могла бы зафиксировать этот факт. Это - звук вселенной, вибрация АУМ. В бессознательной области вибрирует ХАМ СО.

Когда устраняется субъективность ограниченного ума, завеса между ХАМ (Шакти, индивидуальная джива) и СО (Шива, космическое сознание) исчезает, как иллюзия. Поэтому между звуком дыхания и различными уровнями сознания существует непосредственная связь.

Мантра дыхания

Что означает словосочетание мантра дыхания?

Мантра не просто звук. Слово мантра состоит из двух корней: ман означает размышление и созерцание, а тра - освобождение. Когда трансцендентальная вибрация мантры отождествляется с дыханием, безграничное сознание освобождается из плена ограниченного ума.

Мантра дыхания Со-Хам высвобождает прежде закрепощенные энергии, которые необходимы для очищения сознания. Это не религиозный подход, а вполне научный.

Корень ман означает также отражение (манана). Поэтому мантра приносит освобождение тогда, когда она отражается в дыхании, как в зеркале.

Отражение звука в дыхании содействует пробуждению самосознания, и ум поглощается этим процессом самореализации.

Когда проявляется эффект освобождения, сознание больше не связано с чувственным миром и сливается с вибрацией на более глубоких уровнях ума.

(Выдержка из книги Свами Сатьянанда Сарасвати «Свара Йога»)

Многие звуки на нас очень сильно влияют, не зависимо от того, осознаются они или нет. Например, звук вибрации нашей планеты в космосе не осознаётся, но на него настроены все органы и системы тела, малейшие его колебания расстраивают всю нашу энергетику.

Также и звук дыхания, мы его в повседневной жизни не осознаём, но он нас сопровождает с момента первого вдоха при рождении до последнего выдоха при смерти. Звук этот и есть жизнь.

Медитации с исполнением мантры дыхания Со-Хам, данные в Архат-йоге, имеют огромную силу на Сознание, Подсознание и Сверхсознание, соединяют их воедино, освобождая сознание от плена материального мира.

Вдох -СО, выдох – Хам!

Человек и Бог, Земля и Космос, Жизнь и Смерть постепенно открывают свои тайны!

Юмор

Понятно теперь откуда взялись хамы. Глубокая связь русского языка с санскритом. Когда человек забывает вдохнуть в себя имя Бога, опускает Со – остаётся один хам.

Медитация на ОМКАРУ

Повторяя мантру ОМ (3 раза), вы обожествляете тело, ум и дух. Повторяя мантру ОМ (21 раз), вы одухотворяете все свое бытие. Согласно ведической традиции, тело состоит из 21 аспекта. Это пять чувств действия, пять чувств познания, пять жизненных пран, пять оболочек и душа. Повторяя ОМ (21 раз), вы символически одухотворяете все эти аспекты.

Во время медитации на ОМ ваши глаза лучше держать закрытыми и визуализировать сильнейший источник света в точке между бровями.

Начинайте повторение ОМ и почувствуйте, что свет нисходит на ваш язык, губы и очищает их, при этом, вы мысленно просите Бога помочь вам говорить только истину и нести своей речью вдохновение людям.

Во время произнесения слога ОМ еще раз проверьте свой позвоночник, чтобы он был прямым и не прогибался дугой. Это обязательное условие необходимое, для того чтобы жизненная энергия праны легко проникала в ваше тело.

Затем, повторяя ОМ, вы низводите свет на другие органы действия и очищайте их. Повторяя следующие пять ОМКАР, вы очищайте светом и вибрацией ОМ пять чувств восприятия, пять пран и пять оболочек, и затем свет озаряет внутреннее Я, освобождая его от эгоизма и открывая присутствие Божества внутри.

Для наглядности можно привести следующую таблицу:

а) первые пять ОМКАР:

Очищение чувств действия:

1 – органы речи;

4 – органы выделения;

5 – гениталии.

б) вторые пять ОМКАР:

Очищение чувств познания:

1 – глаза (воспринимающие формы);

2 – нос (воспринимающий запах);

3 – уши (воспринимающие звук);

4 – язык (воспринимающий вкус);

5 – кожа (воспринимающая прикосновение);

в) третьи пять ОМКАР:

Очищение жизненных потоков лил энергий (пран):

2 – потовыделение;

3 – циркуляция крови;

4 – пищеварение;

5 – выделение;

г) четвертые пять ОМКАР:

Очищение оболочек (коша):

1 – оболочка, составленная пищей;

2 – оболочка витальных энергий;

3 – оболочка ума;

4 – оболочка духовного разума;

5 – оболочка блаженства;

д) последний ОМКАР:

21 – озарение Я, души

Эта мантра освобождения. Она позволяет восстановить связь с космическим сознанием и избавиться от ограниченности тела и низшего ума. Она повторяется с дыханием. На выдохе вы повторяете мысленно ХАМ, а на вдохе СО. Каждый человек в течение 24 часов бессознательно повторяет мантру СО – ХАМ 21600 раз. Если вы будете сознательно повторять СО – ХАМ, то ум быстро будет очищаться, и вы сможете управлять внутренними энергиями тела, а также очень полезно для тренировки сознания и контроля над разумом.

Не легко постоянно осознавать звук СО – ХАМ, поскольку для этого необходима маленькая формальная практика (садхана).



Найдите чистое место, без шума и других помех. Это место не должно вам напоминать о чем-либо неприятном. В тени цветущих деревьев или у журчащего ручейка было бы замечательным местом для садханы. Важно, чтобы разум находился в покое и был расслаблен.

Сядьте в удобную позу, глаза могут быть открыты или закрыты, как вам удобно. Затем медленно вдохните и постарайтесь услышать звук «СА». Если поначалу не слышите звук, то почувствуйте, как вы сопите, создавая этот звук более ярко, и вы поймете, что уже начали его слышать. Выдыхая, вы можете также услышать звук «ХАМ», представленный или мысленно повторенный. Нужно обращать внимание на то, чтобы дыхание было постоянным и СО – ХАМ не разрывался на частичные звуки наподобие произносимой в слух мантры.

Когда вы начинаете фиксировать процесс дыхания, его скорость немного изменяется. Это может стать неприятным. Прервитесь ненадолго, если это случилось, а затем возобновите тренировку.

Через 10 – 15 минут дыхание будет удлиняться, пока представление о звуке не станет естественным и непроизвольным. Когда это случится, появится ощущение, будто дыхание остановилось. Но нет причины для беспокойства, потому что это лишь признак того, что выполнение теперь стало естественным. Это состояние сахаджи (естественное).

Ступень сахаджи ведет к полному овладению дыханием и с овладением дыханием приходит полное овладение природой эмоциональных, психологических и физических состояний. Если овладеть природой состояний разума, то можно освободиться от пут привязанностей. В умиротворении происходит окончательная встреча сознания (пуруши) и энергии (пракрити).

Поскольку нормальная скорость дыхания человеческих существ – 15 раз в минуту, то за 24 часа это составит 21600 дыханий в целом. Жизненная энергия, пронизывающая тонкое тело, также втекает и вытекает с физическим дыханием. Поскольку жизнь зависит от процесса дыхания и поскольку часть жизненной энергии теряется во время выдоха, вполне естественно, что при контроле за соотношением вдоха и выдоха жизненная энергия может накапливаться и жизнь удлиняется. Известно, что некоторые йоги, святые жили много веков, а другие стали бессмертными – они бережно сохраняли поток своей жизненной энергии. Поток жизненной энергии внутрь и наружу, сопряженный с дыханием, оказывает заметное влияние на человеческий организм. Если поток жизненной энергии может быть поставлен под контроль сознания, можно предупреждать и исцелять болезни, может быть продлен срок человеческой деятельности и можно позволить себе проникнуть глубоко в прошлое и будущее.

Мантра – могучее вибрационное песнопение, являющееся инструментом мысли, означает идеальные, неслышимые звуки, олицетворяющие единый аспект творения. Произносимая по слогам мантра составляет единую Вселенскую терминологию. Бесконечные силы звука извлекаются из АУМ, слова, или творческого гула космического мотора.

Раздел 2. Саньяма (Психическая практика)

Во время выполнения повседневных обязанностей способность людей к сосредоточению и внимание весьма слабые. Руками вы производите какую-то работу, а в голове роится множество мыслей о самых разных проблемах. Вы думаете о том, что произошло в прошлом, анализируете и мечтаете о том, что произойдет в будущем. На это уходит огромное количество ментальной (умственной) энергии. Из-за этого снижается эффективность физической и умственной деятельности.

Для достижения успеха в любом деле необходимо сосредоточение. Человек с неразвитой способностью к сосредоточению лишен эмоциональной и умственной стабильности. Он быстро устает, работа его не плодотворна, ему трудно учиться.

С помощью психического сосредоточения активизируется «жизненная энергия», а это способствует стимуляции и оптимизации биоэнергических процессов в организме человека, улучшению его общего физического состояния, что положительно сказывается и на его эмоционально-психическом состоянии.

И для развития сосредоточения необходимы специальные упражнения.

Дхарана (сосредоточение) – это фиксирование ума (читты) на определенной точке, создает концентрацию внимания. Концентрация есть фиксация сознания на определенном месте или объекте (внешнем или внутреннем), не отвлекаясь на другие мысли или предметы.

Сфокусированное сознание однородного течения содержаний сознания, не нарушаемое другими содержаниями, и есть дхъяна (созерцание) . Именно оно, высвечивающее только объект и как бы лишенное собственной формы, и есть сосредоточение – самадхи.

Эти три высшие функции сознания – концентрация, созерцание и сосредоточение, - взятые вместе, имеют название – Саньяма (психическая практика).

Если концентрация, внимания на объекте удерживается 144 секунды, то считается, что достигнуто состояние созерцания (дхьяны) т.е. – медитации. А если состояние концентрации длится 1728 секунд, то это состояние называется самадхи, состояние сверхсознания, просветления, озарения.

Медитация, дхьяна, освобождает сознание человека от эмоционально-психической скованности, скрывающей его творческие способности, и вносит красоту и совершенство в каждый акт взаимодействия с окружающем миром, пробуждая творческое отношение к каждому явлению окружающей действительности. Медитация является основой интуитивного озарения, которое заново открывает в человеке некогда утраченную способность – творчества видения глубочайшей тайны бытия и превращать обыденную жизнь в священнодействие.

Спокойное, сосредоточенное медитативное состояние означает освобождение от психически негативных факторов, вносящих дискомфорт в нашу жизнь, в психической деятельности – это путь психического самоусовершенствования, а также это просветления в гуще активной жизнедеятельности.

Тот, кто посвящает себя практике саньяма, обретает совершенные способности, а тот, кто практикует практику пранаямы, разрушает карму, препятствующую различающему знанию, а интеллект становится способным к концентрации, он достигает стабильности благодаря выдоху и задержки праны.

Медитация – это не просто восприятие истины, это переживание ее; для познавшего медитацию нет никакого дуализма между жизнью и виденьем истины.

Раздел 3. Самоконтроль (Ахимса)

Самоконтроль – это ненасилие, праведность, честность, воздержание и неприятие даров.

Ненасилие – непричинение вреда всем живым существам, каким бы то ни было способом и во все времена. Ложные помыслы о насилии и прочем совершенном, побужденном к совершению или одобрению, возникшие вследствие жадности, гнева или заблуждения, бывают слабыми, средними и сильными и имеют свои плоды, как страдание и отсутствие знания; поэтому необходимо культивировать их противоположности.

Здесь, прежде всего насилие совершенное, побужденное к совершению и одобренное – оно трех видов. В свою очередь, каждый из этих трех видов насилия имеют еще три вида:

вследствие жадности, вследствие гнева, вследствие невежества – «это пойдет мне на пользу» (выгода).

Жадность, гнев, и невежество – также трех видов: слабые, средние и сильные; отсюда насчитывается 27 разновидностей.

Далее, сами эти свойства бывают трех видов: слабое-слабое, слабое-среднее, слабое-сильное, среднее-слабое, среднее-среднее, среднее-сильное и, наконец, сильное-слабое, сильное-среднее, сильное-сильное. Таким образом, можно выделить 81 вид насилия.

Однако, с другой стороны, количество видов насилия бесчисленно по причине различия обязательных, необязательных и общих предписаний и неисчислимости видов живых существ.

Аналогичным образом данная классификация применима также к случаям лжи и прочих дефектов. Поистине, эти «ложные помыслы имеют своими неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания, поэтому необходимо культивировать их противоположности». Это означает, что бесконечное следствие таких ложных помыслов – страдание и невежество.

Как известно, тот, кто прибегает к насилию, сначала лишает свою жертву силы, затем причиняет ей страдание, нападая на нее с оружием, а потом отнимает жизнь. Но когда он лишает свою жертву силы, его собственный источник жизнедеятельности – сознание и организм – тоже теряет энергию. Причиняя страдание, он сам испытывает страдание в различных адах или рождаясь в мире животных, голодных духов и т.д. Отнимая жизнь у своей жертвы, он существует в каждое мгновение как бы на грани потери собственной жизни, но, даже желая смерти, он продолжает каким-то образом еще дышать, ибо с неизбежностью должен испытать следствие причиненного страдания. И даже если следствие насилия может быть как-то ослаблено благодаря накопленной ранее добродетели, то и тогда, при обретении счастливой формы рождения, его жизнь будет короткой.

Аналогичным образом данная классификация применима, насколько это возможно, также и к случаям лжи и прочим дефектам.

Причиной их окончательного устранения может быть лишь культивирование их противоположностей. Когда ложные помыслы более не возникают, то порожденное в результате этого могущество служит знаком совершенных способностей.

«Будь праведным!»; «Да достигнешь ты неба!»

Неведение – следует понимать как некую сущность, обладающую объективной реальностью. Неведение не является ни источником истинного знания, ни отсутствием такого источника, но лишь иным типом видения, противоположным знанию.

Эгоизм – есть кажущаяся тождественность обеих способностей – чистого видения и инструмента видения.

Влечение – неразрывно связано с наслаждением. Желание, жажда, страстное стремление к наслаждению или к средствам его достижения, возникающие у познавшего наслаждение при воспоминании о прошлом наслаждении, и есть влечение.

Враждебность – неразрывно связана со страданием. То сопротивление страданию или средствам, его вызывающим, отвращение, злоба, гнев по отношению к нему, которые возникают у познавшего страдание при воспоминании о прошлом страдании, и есть враждебность.

Страдание – бывает трех видов: вызываемое внутренними причинами, вызываемое другими существами и вызываемое сверхъестественными причинами. Страдание – это то, от чего живые существа стремятся избавиться, когда оно их поражает.

Уныние – есть нарушение ментальных функций вследствие препятствия реализации желания.

Дрожь в теле – когда части тела дрожат. Все эти явления сопутствуют рассеянным состояниям сознания, то есть они бывают лишь при рассеянных состояниях сознания и отсутствуют при сконцентрированном сознании.

Раздел 4. «Дхарма Вахини»

(Шри Сатья Саи Баба)

Человек должен посвятить себя Дхарме и всегда действовать согласно Дхарме так, чтобы он сам мог жить в мире, и чтобы весь мир мог наслаждаться миром. Он сможет обрести настоящий мир и сможет получить милость Господа, только живя дхармической жизнью, и никакими другими способами. Дхарма – это основание для благосостояния человечества, это истина, которая неизменна во все времена. Когда Дхарме не удается преобразовать человеческую жизнь, мир порождается мучением и страхом и страдает от бурных революций. Когда сиянию Дхармы не удается освятить человеческие взаимоотношения, человечество погружается в темную ночь печали.

Бог является воплощением Дхармы, Его милость обретается с помощью Дхармы. Он всегда поддерживает Дхарму, он всегда устанавливает Дхарму, он является Самой Дхармой. Веды, Шастры, Пураны и Итихасы провозглашают славу Дхармы. Не только человечество, но даже птицы и звери должны следовать Дхарме для того, чтобы быть счастливыми и жить в удобстве и радости.

Основанная на Истине приверженность Шанкары Дхарме и Карме, вера Будды в основные принципы Вед могут быть поняты и оценены только теми, у кого есть высшее видение. Без этого человек потеряется в толкованиях. Для того чтобы взобраться на большую высоту, нужна лестница точно такой же высоты, не так ли?

Тот, кто подчиняет свой эгоизм, побеждает свои эгоистичные желания, уничтожает свои животные чувства и побуждения и отказывается от природной склонности рассматривать себя как тело, тот, конечно же, находится на пути Дхармы, он знает, что цель Дхармы – растворение волны в море, погружение «Я» в «Сверх – Я».

В своей мирской деятельности вы должны быть внимательны, чтобы не нарушать приличия и правила хорошего тона, вы не должны пренебрегать подсказками вашего внутреннего голоса, вы должны быть готовы всегда уважать указания вашей совести; вы должны следить за своими действиями, чтобы вовремя увидеть, не стоите ли вы у кого-то на пути, вы должны быть всегда бдительны, Чтобы обнаружить Истину, стоящую за всем этим сверкающим разнообразием. В этом заключается долг человека, ваша Дхарма, Яркий огонь Дхармы, который говорит вам, что все есть Брахман, обратит в пепел все следы вашего эгоизма мирскую привязанность. Вы должны вкусить нектар Единения с Брахманом, это конечная цель Дхармы и Кармы, вдохновленной Дхармой.

Ваше прирожденное право – быть свободными, а не связанными. Только когда вы направляете свои стопы по пути, освещенному универсальной безграничной Дхармой, вы являетесь действительно свободными; если вы сворачиваете от света, вы становитесь связанными, вы пойманы. У некоторых может возникнуть сомнения: как Дхарма, которая ограничивает наши мысли и слова, которая регулирует и контролирует, может сделать человека свободным?

«Свобода» - это название, которое вы даете определенному виду привязанности, истинная свобода обретается только тогда, когда исчезает заблуждение, когда нет отождествления с телом и чувствами, нет порабощенности объективным миром. Очень мало таких людей, которые вырвались из этого рабства и достигли свободы в истинном смысле этого слова. Рабская зависимость лежит в каждом действии, совершенном с осознанием своего тела как своего «Я», потому что в этом случае человек становится игрушкой в руках чувств. Только тот, кто избежал этой участи, является свободным; эта свобода является идеальным состоянием, к которому ведет Дхарма. Постоянно удерживая в уме это состояние, человек, даже если он погружен в каждодневную деятельность, может стать освобожденным (Муктапурушей).

Именно оттого, что вы связываете себя, вы попадаете в рабскую зависимость и отклоняетесь от дхармического пути. И это всегда так: никто другой вас не связывает, вы делаете это сами. Если бы вера в божественное всеприсутствие была глубоко укорена в вас, все бы поняли, что Он является вашим собственным «Я» и вы никогда не сможете быть связанными! Чтобы эта вера возрастала, вы должны твердо придерживаться Атмананды. Реальность Атмы – это основной принцип, неоспоримое знание, (Нишгитаджнана). Лишенный этого основания, человек становится объектом сомнений, отчаяния и заблуждений. Дхарма не предложит такому свою руку и сердце.

Поэтому стремитесь, прежде всего, быть свободными. Культивируйте веру в Атму как в ядро вашей личности, а затем узнайте и практикуйте дисциплину, необходимую для достижения этого ядра… «Я не слуга своего тела – вместилища всякой рабской зависимости, тело является моим слугой. Я хозяин, и я управляю всем. Я – воплощение свободы». Это утверждение уже освобождает от рабства. Для чего нужен дом? Для наслаждения блаженством, получаемым от созерцания Господа, для того, чтобы иметь возможность в покое медитировать на Господа. Все остальное, кроме этого, можно не брать в расчет. Истинная Дхарма человека состоит в том, чтобы вкусить блаженство слияния с Абсолютом и достичь истинного освобождения. Человек, достигший этого состояния, больше ничем не связан, даже если он будет находиться в самой мрачной тюрьме; с другой стороны, для человека, который является рабом своего тела, даже травинка может стать орудием смерти. Истинная Дхарма состоит в том, чтобы постоянно находиться в атмическом блаженстве, внутреннем видении, в твердой вере в торжественность нашей истинной природы с Абсолютом и в основании, что все есть Брахман.

4 правила:

Сатья, Шакти, Ахимса и Према сегодня – это не что иное, как непрерывная погруженность в Атму, видение, фиксированное на внутренней истине, созерцание собственной истинной природы и знание, что все есть Брахман, один и единственный.

Неважно, какова ваша деятельность, какое имя или форму вы избрали. Цепь остается цепью, неважно из какого материала она сделана. Идет ли речь об одном виде работы или о другом, если Атма-Дхарма составляет основу, а Атмататтва (сущность Атмы – Высший Принцип Духа) – корень, то это, вне всякого сомнения, является Дхармой. Такая работа благословит человека плодами Шанти. Когда волны эгоистического страха или жадности движут человеком, будь это в уединении его дома или в одиночестве в лесу, или в другом убежище, он не сможет избежать страданий. В ежедневной практике, когда действиями движет основной принцип истинности Атмы, каждое действие становится отмеченным печатью Дхармы. Но когда действие направляется удобством и эгоистическим интересом, дхарма становится псевдо-дхармой. Это лишь разные виды зависимости, каким бы привлекательным это не казалось.

Дхарма – это путь морали. Путь морали – это свет. Свет – это Ананда. Дхарма характеризуется святостью, миром, истинной и силой духа. Дхарма – это йога, единение, растворение, это Сатья. Ее свойствами являются справедливость, контроль над чувствами, чувство уважения, любовь, достоинство, доброта, размышление, симпатия, ненасилие. Такова Дхарма, которая пребудет в веках. Она ведет Человека к вселенской любви и единству. Это наивысшая дисциплина, и наиболее благоприятная.

Сатья – это закон Вселенной, который заставляет солнце и луну двигаться по своим орбитам. Дхарма – это само воплощение Господа, так как мир сам является телом Господа, мир – это только другое название для морального порядка.

«Повторение мантры «Сохам» – прекрасное

средство удержать ум от блужданий»

Бесценный учитель – Саи Баба

Многое что мы знаем о божественных вибрациях и их силе передано нам человеком, которого знают во всем мире – Саи Баба. Он был великим гуру и учения, которые он передал своим ученикам и последователям бесценны. Одной из старейших мантр которую передал человечеству Саи Баба – мантра «Сохам», которую еще называют «дыханием жизни».

Многие практики признают эту вибрацию как одну из основных для достижения самопознания. Говорится также что «Сохам» выступает в роли компаса в большом лабиринте человеческого познания. Единственная вибрация, которую (как говорят гуру) не нужно изучать.

Ее используют подсознательно каждый человек, живущий на земле во время дыхания. В дословном переводе мантра звучит: «Я есмь!» В интернете находится множество сайтов, где можно с удовольствием слушать песнь в исполнении различных певцов и наставников. Но «Сохам Шивохам» в исполнении Саи Бабы не с чем не сравнить. Кристальное и можно безошибочно сказать шаблонное звучание.

Произнося божественные слоги, не стоит задумываться над значением. Потому как нет значения у этой песни. Ее нужно воспринимать как аксиому или любое другое правило, которое не требует доказательство.

Сохам необходимо просто произносить. Но произносить так чтобы дыхание прошло по всем чакрам человеческого тела. Но песня должна идти не по поверхности, а пройти через Хара. Хара – одно из многочисленных имен Шивы. Еще Хара можно трактовать как портал, ведущий вглубь нашей души. Именно там по поверью находится частичка Абсолюта. Частичка, которая развиваясь, дает человеку новые умения и способности.

Иногда обращаясь к богам для слияния с их силой, с божественной энергией мудрецы поют «Сохам Шивохам». Повторение божественной вибрации ведет к просветлению, которое дарует сам Абсолют. Разбирая это песнопение получим «Я есть Божественность». Мантра при многократном повторении дарует исполнителю чистое сознание, мудрость и просветление.

Элементарно – не значит просто

Несмотря на то, что мантры одно- или двуслоговые необходимо правильное их исполнение. Слог «Со» читается, вдыхая воздух, а слог «ХАМ» вместе с выдыханием кислородного газа.

Во время тренировок и медитаций возможна перестановка слогов. Таким образом вы тренируете свое дыхание. Рекомендуют во время медитаций и тренировок представлять перед собой озеро с зеркальной поверхностью в виде сферы. Это иллюзорное представление поможет сконцентрироваться на мантре.

Неплохо было бы для начала все-таки слушать их в исполнении профессионалов. И лишь добившись тонального сходства с оригиналом исполнять их самим. Во всем ином требуется соблюдения простых правил

  • Слушать и исполнять рекомендации наставника.
  • Тренировки и ежедневное повторение.
  • Концентрация на исполнении.
  • Исполнять лишь с добрыми намерениями.

Со Хам – это необычная мантра, она не похожа на большинство других. В то время как другие мантры имеют в своем тексте имена богов, данная мантра переводится элементарно просто “Я есть”. Это позволяет практикующим вкладывать в нее тот смысл, который им больше всего близок и понятен.
В некоторых источниках говорится, что людям данную мантру принес сам Шива, и, повторяя Со Хам, человек становится одним целым с этим великим богом и с его чистым сознанием.
Со Хам считается мантрой дыхания, так как звук Со происходит со вдохом, а Хам – с выдохом. Также, Со Хам – это мантра предельной концентрации ума. Ее часто используют в техниках Пранаямы, однако, каждый человек неосозданно повторяет ее почти каждое мгновение вместе со своим дыханием. Если научиться контролировать его, то можно стать тем, кто пребывает в осознанном состоянии ума каждую минуту своего бытия. А это – достижение довольно высокой ступени на пути к просветлению.
Те, кто практикуют повторение мантры Со Хам длительное время, начинают ощущать присутствие высшего сознания, соединения мужского и женского начал в самом себе – союза Шивы и Шакти. А главное – они обретают внутреннюю чистоту, собранность и умиротворение.
При чтении мантры Со Хам можно выполнять следующее упражнение: сядьте в удобную позу, а лучше станьте ровно. При вдохе произносите долгое “Со”, представляя, как прана движется от Муладхары к Бинду, при выдохе произносите долгое “Хам”, представляя, как прана опускается от Бинду к Муладхаре. Сам звук произносите тихо, либо же мысленно. Во время произнесения мантры представляйте, как прана проходит сквозь все ваши чакры и очищает их от тонких загрязнений. Старайтесь удерживать ум от мыслей, взгляд от конкретных предметов. Вы можете концентрироваться на Шиве, его качествах, его образе, либо же на какой-нибудь своей личной цели.

При рождении человек делает первый вздох, при смерти – последний. Так устроен организм, человек дышит, даже не задумываясь над этим. Медитация со хам – это и есть дыхание, необходимо просто слушать, созерцать каждый свой вдох и выдох, отключить разум и успокоившись познавать себя в состоянии глубокой медитации. Такая практика под силу каждому новичку в занятиях йогой и более опытным ученикам. В процессе, разум приходит в равновесие, мысли концентрируются, успокаиваются нервы, и оздоровляется физическое тело.

Самым мощным инструментом самопознания является медитация. Существует много школ йоги и рекомендаций по медитативным техникам, но не всегда есть время вникать во все эти премудрости. Со хам — универсальная техника, не требующая серьезной подготовки, потребуется немного времени, желание и дыхание. С дыханием можно интегрировать любую мантру, но эта самая легкая и естественная для большинства людей.

Что такое СО ХАМ?

Давайте разберемся, что означает мантра со хам . Это самая простая мантра , которую непроизвольно и постоянно повторяет наш организм. Первая часть – Со – означает То или Шива. Вторя часть – Хам – означает Я есть. Все вместе «Я есть То» или «Я есть Шива» — чистое сознание. Это раздумья над своей сущностью, над духовным самопознанием.

Техника

Лучше всего подойдет поза совершенства или алмаза, но это не обязательное требование. Можно принять любое удобное для вас положение, лучше сидя, так как расслабившись в горизонтальном положении можно просто уснуть. Это не плохо, вот только сон это не медитация. Одежду лучше выбрать свободную, родных и близких попросить не беспокоить вас около получаса.

А теперь подробнее о том, как медитировать со хам. Попробуйте сделать глубокий вдох и услышать звук… а теперь выдох… Слышите? Со-о-о-о Ха-а-а-а-м, Со-о-о-о Ха-а-а-а-м… и так каждый раз. Такими глубокими и полными должны быть только первые несколько дыханий, затем звуки не должны быть громкими, вы должны их слышать в себе, на интуитивном уровне. Расслабленное тело и переключенное мысленное внимание на дыхание.

На первых занятиях старайтесь не контролировать и не подчинять счету свое дыхание, пусть это будет максимально естественно. Только разум синхронно повторяет звуки вдоха и выдоха все отведенное для медитации время. Начните с малого, с пяти минут в день, а затем постепенно увеличивайте время до 25-30 минут. Затем подключайте контроль и, сделав вдох, задержитесь на несколько секунд и только потом выдыхайте. Прочувствуйте дыхание, идущее вверх и вниз по позвоночнику. Постепенно доводите длину выдоха до увеличения продолжительности в несколько раз относительно длины вдоха.

Конечно, будет не просто ни о чем не думать, в голову будут приходить разные мысли, сознание будет сопротивляться процессу, но помните о концентрации на дыхании. Разум постепенно погрузится в состояние медитации, а мысли успокоятся. Со хам мантра лучше всего работает перед сном, когда дневная суета должна отойти на задний план, желания и сожаления должны оставить ваши мысли, разум погружается в созерцание дыхания и повторение мантры. Сон после медитации будет здоровым и глубоким, а утром будет отдохнувшая голова с ясными чистыми мыслями.

Аджапа джапа

Теперь, когда мы разобрались с мантрой со хам, разберемся с применяемой при этом технике. Аджапа /ajapa/ – безмолвное и непроизвольное повторение. Джапа /japa/ — бормотание, звуковое повторение. А то, что мы соединяем эти повторения с повторяющимися ритмами организма – аджапа джапа. И при этом, совершенно никаких усилий, только расслабление и созерцание внутренних процессов. Все это можно перевести и как смотреть внутрь, следить или наблюдать. Джапа может прийти из уст, аджапа — только из сердца.

Такая практика особенно рекомендуется людям переживающим проблемы или большое напряжение. Она способствует переключению внимания на духовные идеалы. Дыхание повторяется около 15 раз в минуту, но это происходит неосознанно. Практика чтения мантры со хам совмещаемая с техникой аджапа джапа повысит способности умственной деятельности и концентрацию внимания. Это первый шаг к разгадке внутреннего лабиринта.