ЕГЭ по русскому языку: подробный разбор заданий со специалистами. Егэ по русскому языку

Из этого материала вы узнаете, что представляет собой демоверсия ЕГЭ по русскому языку 2016 года от ФИПИ . Какие изменения произошли в структуре работы? Чему следует уделить особое внимание при подготовке? Какие задания самые трудные?

Видеоверсия разбора демоверсии на канале школы «САМАРУС»:

За основу анализа мы возьмём статистику выполнения заданий в ЕГЭ-2015 .

Задание №1 осталось без изменений. С ним справляется 87% выпускников. Оно, наряду с заданиями 2, 20,21 и 23 предполагает анализ текста. Обычно ошибаются выпускники, неверно прочитавшие задание и указавшие более 2 вариантов ответа.

Помните, что в задании 1 всегда нужно выбрать два предложения! В демоверсии ЕГЭ по русскому языку 2016 года в тексте сообщается о двух важных аспектах: о взаимосвязи диалектологии с историей языка и этнографии, а также о том, что историки народной культуры обращаются к диалектной лексике, так как в ней выражены народные представления о мире. Эти аспекты верно переданы в ответах под номерами 1 и 5. В других вариантах данная информация искажается.

Задание №2 легко выполнить путём смысловой подстановки предложенных слов. Если вы правильно поняли текст, вы легко поймёте, что наиболее уместен здесь противительный союз А .

Задание №3 предлагает вам сопоставить слово с его толкованием в словарной статье. Задание простое, с которым легко справляются даже слабо подготовленные выпускники. В случае затруднений попробуйте отбросить заведомо неверные варианты и внимательно прочитайте оставшиеся примеры. В задании №3 текущей демоверсии очевиден ответ под номером 3. (Историки языка всегда обращались к данным современных диалектов, то есть направляли на них свою деятельность ).

Задание №4 проверяет знание орфоэпических норм. В демоверсии этого года верный вариант ответа «опто вый ». Согласно статистике, с заданием №4 справляется 75% экзаменуемых. Для его успешного выполнения, необходимо ВЫУЧИТЬ орфоэпический словник . Другого варианта нет. Не стоит ориентироваться на свой повседневный языковой опыт. Речевые образцы, которые многие из нас впитывают с детства, ошибочны с точки зрения орфоэпии.

Задание №5 связано с употреблением паронимов, то есть слов, похожих по структуре, но с разным лексическим значением. В задании №5 из демоверсии 2016 года в глаза бросается неуместное использование слова «изобретательная» в сочетании со словом «деятельности». Конечно же, здесь нужно написать «изобретательская».

Ср.: ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ. Находчивый, быстрый на выдумку, способный изобретать. Изобретательн|ый: ~ый человек; ~ая особа, натура; ~ое воображение. Непонятно, где там, в этом узеньком теле, умещается его неистощимо изобретательная душа.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ. Относящийся к изобретательству, к изобретателю. Изобретательск|ий: ~ий талант; ~ие способности; ~ая деятельность, смекалка, мысль, душа; ~ое волнение, мнение, суждение, дело, право, бюро; ~ая премия. Жена считает, что у меня был приступ изобретательской лихорадки.. Летающая модель. Сравните: изобретательный ум — ум, быстрый на выдумку, способный изобретать; изобретательский ум — ум самого изобретателя.

В 2015 году пятое задание смогли выполнить всего 60% выпускников. Главная трудность этого задания – произвести верную замену. Бедность словарного запаса и незнание верного лексического значения тех или иных единиц языка приводит к ошибкам не только в этом задании, но и при написании задания 25. Выход один: изучать словарь паронимов !

Задание №6 проверяет знание морфологических норм, то есть умение выявить ошибку в образовании конкретного слова. С 2015 года выпускникам нужно не только найти неверный вариант, но и записать исправленную словоформу. В данном случае правильный ответ «макарон », а не «макаронов ». Несмотря на то что с заданием справляется большинство (80%), при подготовке вам следует обратить внимание на нормы формообразования имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений и глаголов.

Задание №7 несколько видоизменилось по сравнению с 2015 годом. В нём по-прежнему нужно соотнести виды синтаксических ошибок с представленными примерами, но теперь задание требует более тщательного анализа предложений, так как существенно увеличилось их число (было 5, стало 9). В среднем с этим заданием справляется 75%. Ошибки обычно связаны с плохим знанием синтаксиса в целом, а также с вытекающим из него непониманием синтаксических норм. Часто бывает, что выпускник замечает ошибку, но не может её классифицировать. Правильный ответ в демоверсии этого года – 59321.

В задании №8 изменилась формулировка. Вместо безударной проверяемой нужно найти чередующуюся гласную корня. Чтобы выполнить задание верно, нужно хорошо знать классификацию корней вообще (причём изучать корни с чередованием с учётом их значения), а также уметь подбирать проверочные слова. Правильный вариант в демоверсии – слово «коснулся ».

Задание №9 представлено в новой демоверсии без изменений. Здесь, как в 2015 году, нужно найти слова, в которых пропущена одна и та же буква (бесцельный, раскол ). Задание проверяет знание целого ряда орфограмм:

1) приставки с неизменяемым составом (сделать, повторить);

2) приставки с беглой гласной О (предоставить);

3) приставки, заканчивающиеся на -З/-С (исчез, разбег);

4) приставки ПРЕ-, ПРИ- (предотвратить, приехать);

5) гласные Ы/И после приставок (обыскать, заигрался);

6) употребление разделительных Ь и Ъ (семья, трехъярусный).

Задание №10 проверяет знания в области правописания суффиксов. 90% выпускников 2015 года выполнили его успешно. Правильный ответ в демоверсии 2016 года – исключение из правила «милостивый ».

В задании №11 нужно выписать слово, в котором пропущена буква Я (видящий ). Чтобы исключить ошибку, нужно уделить время повторению орфограмм в окончаниях и суффиксах глаголов и причастий.

Традиционно трудное для выполнения задание №12 диагностирует навыки правописания слов с частицей НЕ (НИ). Верный ответ в демоверсии наречие «необыкновенно ». Сложность задания связана с незнанием частей речи и вытекающим из этого неумением применить правило, регулирующее верное написание. При подготовке стоит обратить внимание на повторение морфологии.

В задании №13 нужно найти выделенные слова, которые пишутся слитно (сначала, затем ). Это задание, пожалуй, является самым трудным из орфографического блока (8-14). Чтобы обезопасить себя от ошибки выпускник должен не только выучить правила, но и научиться разграничивать производные союзы и омонимичные словосочетания. То есть без знания частей речи не обойтись.

Задание №14 предполагает проверку правописания суффиксов -Н-/-НН-. В данном случае нужно выписать все цифры, на месте которых нужно написать -НН- (украшеННыми, позолочеННым ). Ошибки в задании №14 связаны с неразличением прилагательных и причастий, правописание которых регулируют различные правила.

Задание №15 открывает пунктуационный блок. В этом задании нужно найти два предложения, в которых пропущено по одной запятой (1,5). Для того чтобы успешно справиться с этим заданием, нужно уметь проводить синтаксический анализ предложения, разграничивая ССП и предложения с однородными членами.

Задание №16 проверяет навык нахождения обособленных второстепенных членов (определений, обстоятельств, приложений). В данном случае мы видим распространенное обособленное определение, выраженное причастным оборотом «принимавшие отблеск белого шёлка » (1,2). 36% ошибок в этом задании связаны с неумением находить границы обособления. В первую очередь нужно научиться понимать синтаксические связи внутри предложения.

Задание №17 направлено на проверку знания вводных слов и знаков препинания при них. В демоверсии ЕГЭ по русскому языку обособляется вводная конструкция «может быть » (1,2). 34% экзаменуемых не смогли верно выполнить это задание в 2015 году. Ошибки связаны с тем, что выпускники путают вводные слова и омонимичные им члены предложения. Для предупреждения подобных ошибок надо хорошо знать:

  • основные значения вводных слов и словосочетаний;
  • наречия, похожие на вводные слова, но ими не являющиеся;
  • синтаксис простого предложения в целом.

Задание №18 предполагает анализ СПП. В этом задании нужно найти границы между главным и придаточным предложениями и правильно определить место запятой (1,4). Чтобы корректно выполнить это задание надо найти грамматические основы и проследить между ними синтаксические связи. Иными словами определить, какая часть является зависимой.

Самым сложным в этом блоке является задание №19 . Чтобы получить за него балл, выпускник должен правильно расставить знаки препинания в предложении с разными видами связи. С данным заданием не справилась в ЕГЭ-2015 почти половина сдававших экзамен. Чаще всего ошибаются в количестве грамматических основ. Чтобы выполнить задание правильно, нужно

  • определить количество основ (в том числе в односоставных предложениях (!);
  • найти союзы и/или союзные слова, чтобы определить вид связи;
  • обратить внимание на второстепенные члены.

Правильно выполнить задание №19 без комплексного синтаксического анализа невозможно.

сочин.с. подч.с.сл.

Длинной змеёй раскинулся полк (1) и (2) когда лучи солнца попадали на

бессоюз. подч. с.

штыки и стволы винтовок (3) видно было (4) как поблёскивало оружие . (1,2,3,4)

Задания №20, 21 и 23 связаны с анализом содержания текста.

Задание №20 проверяет умение проводить смысловой и композиционный анализ (1,2,5). 40% выпускников не справилось с этим заданием на ЕГЭ 2015 года. При выполнении анализа нужно помнить о том, что текст содержит не только фактуальную, но и концептуальную информацию, поиск которой требует более глубокого осмысления.

В задании №21 нужно выполнить типологический анализ текста (2,3,4). Больше половины участников экзамена не получили балл за этот вид работы. Чтобы не допустить ошибку в этом задании, надо твёрдо знать характеристики всех типов речи:

  • описание используется для характеристики различных объектов и обстановки, ключевые вопросы прилагательных;
  • повествование – это перечисление чьих-либо действий (глаголов);
  • рассуждение исходит от автора или героя, характерно наличие морально-нравственной позиции по какому-либо вопросу.

В задании №22 экзаменуемые должны выполнить поиск лексики с точки зрения происхождения и сферы употребления. В текущем варианте демоверсии ЕГЭ по русскому языку оно предполагает нахождение антонимической пары («плохое-хорошее» в предложении 46). Почти треть участников экзамена 2015 года не справились с этим заданием. В связи с этим необходимо больше внимания уделить таким группам лексики, как фразеологизмы, синонимы и антонимы.

Задание №23 проверяет способность находить средства связи между предложениями. В представленной демоверсии задание направлено на поиск предложения, связанного с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора (Он говорил правду: ему бывало страшно , предложение 37). Низкий процент выполнения (54%) связан с пробелами в знаниях морфологии. Так, многие выпускники не различают личные и указательные местоимения.

Задание №24 предполагает умение соотносить изобразительно-выразительные средства из списка с текстом рецензии (в демоверсии 3,5,9,2 – противопоставление, анафора, сравнительный оборот, эпитет). В среднем только 30% выпускников не справились с этим заданием в ЕГЭ по русскому языку 2015 года. Для того чтобы данное задание не вызывало затруднений, необходимо изучать изобразительные средства и их роль в текстах различных стилей.

В ЕГЭ по русскому языку 2016 года уточнена формулировка задания №25 , в него добавлено пояснение:

«Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста ». Комментарий выявленной в тексте проблемы будет оцениваться максимально в 3 балла против 2 баллов в 2015 году. Анализ письменных работ показывает достаточно низкий уровень практической грамотности, особенно в области пунктуации. Примерно каждый пятый участник экзамена не смог привести аргумент из читательского опыта. При подготовке к заданию 25 надо развивать навык глубокого, вдумчивого чтения художественных и публицистических текстов. Без умения анализировать авторский текст с учетом его художественных образов, невозможно создать его качественную интерпретацию в виде собственной письменной работы.

Материал подготовила Наталья Александровна Зубова, создатель школы «САМАРУС»


Справочник для подготовки к ЕГЭ

Справочная информация ко всем заданиям: 1 — 26. Если чего-то не знаешь, не помнишь, не понимаешь, тебе сюда. Просто, доступно, много примеров.

Сборник тренировочных тестовых заданий: 1 - 24

Тренировочные тесты с ответами ко всем заданиям

«ЕГЭ-навигатор»

Интерактивный курс подготовки к ЕГЭ по русскому языку. 26 разделов. Индивидуальная статистика достижений. Варианты формируются для каждого персонально при новых посещениях. Полностью соответствует новому формату ЕГЭ.

  • ЕГЭ-навигатор по подписке

«ЕГЭ-ответник»

Кого интересуют тренировочные варианты ЕГЭ по русскому языку с ответами и комментариями? Наша новая серия «ЕГЭ-ответник» для вас.

Сборник сочинений по русскому языку (задание 26)

Легче научиться писать сочинения по исходному тексту, если точно знаешь, каковы требования ЕГЭ к заданию 26 по русскому языку. Разбор работ выпускников показывает типичные ошибки и недочёты.

Итоговое зимнее сочинение

Всё о выпускном сочинении. Концепция. Критерии проверки в школе. Критерии оценивания в вузах. Образцы работ.

Практикум по орфоэпии

Существительные из списка ФИПИ. Как их запомнить? Поможет интенсивная тренировка в интерактивном виде

Полезная информация

Слово ЕГЭ действует на людей завораживающе. Большинство задолго до экзамена начинает относиться к нему как к роковому рубежу: страшному и неизбежному. Создается впечатление, что воля и разум людей при этом парализуются... Всплывают отчетливые образы конвейера, мясорубки или течения, несущего несчастных неизвестно куда... Каково следствие подобного отношения к предстоящему испытанию? Пассивность, безучастность или, напротив, лихорадочная активность, бессмысленная суета, излишнее нервное напряжение. Получите достоверную информацию о предстоящем экзамене.

Бесполезная информация

Даже во время сложной или серьёзной работы можно найти повод пошутить. Рубрика для тех, кто захочет немного расслабиться

Самооборона. Если нужна апелляция

На апеллирование лучше заранее не настраиваться. Есть такая жизненная закономерность: часто люди притягивают к себе ситуации, о которых излишне много думают. Ситуация подачи апелляции не самая приятная. Хотелось бы, чтобы вы её избежали. Но если апелляция неизбежна, то лучше знать, как её подать.
Поэтому считаю важным поговорить и на эту тему.

ЕГЭ по Русскому состоит из двух частей и 25 заданий.

Первая часть представляет собой 24 задания. Они могут быть тестовые, на выбор одного или нескольких ответов, открытого типа (самому вписать пропуск).

Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде цифры (числа) или слова (нескольких слов), последовательности цифр (чисел), записанных без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Задания части 1 проверяют усвоение выпускниками учебного материала как на базовом, так и на высоком уровнях сложности (задания 7, 23–24).

Вторая часть - состоит из одного задания - 25. Данное задание предполагает написание сочинения на основе прочитанного и проанализированного текста.

Задание части 2 (задание 25 – сочинение) может быть выполнено экзаменуемым на любом уровне сложности (базовом, повышенном, высоком).

На работу дается 210 минут - 3,5 часа.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 24 33 Краткий ответ
2 часть 1 24 Развернутый ответ
Итого 25 57

Разбалловка по заданиям

Ниже я приведу "стоимость" каждого выполняемого задания.

За верное выполнение каждого задания первой части (кроме заданий 1, 7, 15 и 24) экзаменуемый получает по 1 баллу. За неверный ответ или его отсутствие выставляется 0 баллов.

За выполнение заданий 1 и 15 может быть выставлено от 0 до 2 баллов.

Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

За выполнение задания 7 может быть выставлено от 0 до 5 баллов.

За каждую верно указанную цифру, соответствующую номеру из списка, экзаменуемый получает по 1 баллу (5 баллов: нет ошибок; 4 балла: допущена одна ошибка; 3 балла: допущено две ошибки; 2 балла: верно указаны две цифры; 1 балл: верно указана только одна цифра; 0 баллов: полностью неверный ответ, т.е. неверная последовательность цифр или её отсутствие.

За выполнение задания 24 может быть выставлено от 0 до 4 баллов. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры.

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый, правильно выполнивший задание второй части , составляет 24 балла.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно получить максимально 57 первичных баллов .

Концепция экзамена и его структура не изменились, но максимальное количество первичных баллов за ЕГЭ по русскому языку выросло на 1 балл. Отныне за часть 1 (задания 1 — 24) вы можете набрать 32 балла, а за часть 2 (задание 25) — 24 балла. Общее число: 56 первичных баллов.

Откуда появился 1 новый балл?

С 2016 года сочинение оценивается по 24-хбалльной шкале. Это значит, что удельный вес сочинения в вашем общем успехе вырос.

Есть ли изменения в 1 части экзаменационной работы?

Да, есть. И на них нужно обратить внимание.

Часть 1


Задание 7


Общие данные об успешности выполнения задания 7 в 2015 году: 75%.

Задание было предложено впервые. Оно предполагало установление соответствий примеров и их описания. Задание проверяет не только знания, но и «умения анализировать, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, обобщать и т. п.» ФИПИ отмечает, что ошибочные ответы (25%) — это чаще всего результат попытки отгадать ответ либо дать его механически, без каких бы то ни было оснований.
Самой простой (наименьшее количество ошибок) оказалась тема: употребление предлогов благодаря, согласно, вопреки.

Внимание
:

было решено повысить диагностическую ценность задания 7. Для этого внесены следующие изменения:
— для анализа предложат не 5, а 9 предложений, 4 из которых не будут включать нарушений синтаксических норм;
— расширят материал для наблюдения, включат нарушения, которые в прошлом году не рассматривались.

Итак, теперь вы будете анализировать не 5 предложений, а 9.
Если ваши предшественники в прошлом году были уверены, что те или иные ошибки есть в каждом из 5 предложений, и должны были лишь распределить примеры по соответствующим графам, то теперь вам предстоит начать выполнение задания с различения: «это правильно, а это неправильно», «так сказать можно, а так нельзя», «котлеты отдельно, а мухи отдельно». Из 5 из 9 примеров содержат те или иные нарушения грамматических норм, а 4 являются во всех отношениях верными.

С новым форматом задания 7 можно познакомиться в ФИПИ 2016.
Также для вас есть возможность самостоятельно выполнить задания 7.
Количество примеров к заданию 7 в « » увеличено вдвое и составляет уже около 1000. Желающих ждёт динамичная и интенсивная тренировка.

Задание 8

В 2015 году с этим заданием справились 79% испытуемых.

Основные ошибки связаны с незнанием корней с чередующимися гласными. Если слова с корнями типа бер//бир, пер//пир ребята узнают легко, то другие корни часто путают с корнями с проверяемой гласной.
Раньше в этом задании решалась одна задача: экзаменуемые выискивали примеры слов с проверяемой гласной в корне. Теперь в некоторых вариантах нужно будет выписать пример с чередующимися гласными в корне.

Внимание : отныне вам будут предложены как старые варианты, требующие найти слово с проверяемой гласной в корне, так и новые, в которых вы должны определить слово с чередующимися гласными в корне.
По-моему, задание нисколько не усложнилось. Напротив, потренировавшись определять слова с чередующейся гласной в корне, вы уже не будете путать их с другими. Думаю, что процент работ с верными ответами в задании 8 в 2016 заметно вырастет.

Задание 8 в 2016.
Задание 8 в « ».
База примеров в курсе « » существенно расширена. Добавлены задания с новой формулировкой.

Задание 11

Процент выполнения в 2015 году — 75%.

В центре внимания глагольные и причастные формы.
Масса ошибок связана с тремя моментами:
1) выпускники часто не знает, от каких основ образуются причастия, а этот момент оказывается решающим для логики решения;
2) не все помнят, как определить спряжение глагола;
3) не все знают, что к словам-исключениям относятся и производные глаголов-исключений (например, не только глагол гнать относится ко 2 спр., но и глаголы погнаться, догнать, пригнать, загнать, угнать и др. подобные).

В демоверсии ФИПИ 2016 вы увидите формулировку задания: Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Я. До сих пор требовалось найти слово с буквами Е и И. В помощь выпускникам слова для обдумывания теперь представлены в минимальных контестах, например: пол..щая (огород) ,
вид..щий (насквозь), кол..щий (предмет)...
Всё это не усложняет задание, а нацеливает отнестись к нему более вдумчиво.

Задание 11 в 2016 года.
Задание 8 в « ».
В « » добавлены задания с новой формулировкой.

Часть 2

ФИПИ сообщает: « Уточнена формулировка задания 25. Уточнены критерии оценивания задания 25».

Новая формулировка задания заставит вас внимательнее работать с исходным текстом. Теперь она выглядит так:
«Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения - не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный
или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком».

Новое в « »
Отныне за комментарий К2 вы можете получить 3 балла, а за сочинение в целом — 24 балла.

Высший балл за К2 ставится при условии, что вы действительно опираетесь на исходный текст при комментировании проблемы . Формально это должно быть представлено в ваших сочинениях так: « Экзаменуемый привёл не менее 2 примеров из прочитанного текста, важных для понимания проблемы ».

Что означает слово «примеры»? Полагаю, что в зависимости от текста, а тексты, как вы знаете, весьма различны, это могут быть:

1) элементы цитирования,
2) ссылки на номера предложений,
3) сформулированные своими словами куски информации, содержащейся в исходном тексте,
4) примеры героев или их изречений, если это художественный текст, включающий рассказ о каких-либо событиях.


Изменения внесены и в
К5 . Теперь вы точно знаете, что необходимо следить за тем, чтобы не допустить нарушений в логике и в абзацном членении. В практике проверок эксперты наказывали за эти просчеты всегда, но отныне политика ФИПИ нашла отражение в «Критериях оценивания».

Я очень надеюсь, что формализация требований отразится на качестве ваших работ.

Вконтакте