"Холодная война": причины, начало, сущность и ход событий. Холодная война: план Аллена Даллеса


Тема 1. «ХОЛОДНАЯ ВОЙНА»

ПЛАН

I. Коренные изменения в мире после Второй Мировой войны. Великие державы и проблемы послевоенного мироустройства.

Вопросы для обсуждения:

1. Каковы результаты Второй Мировой войны?

Некоторые точки зрения:

а) Окончание Второй Мировой войны привело к преобладающей позиции Советского Союза в мире.

б) Вторая Мировая война привела к лидерству США в послевоенном мире.

в) Вторая Мировая окончилась паритетом социалистической и капиталистической систем.

2. Было ли неизбежно столкновение двух систем?

Некоторые точки зрения:

а) Две системы всегда были настроены непримиримо и бескомпромиссно друг к другу.

б) Создание антигитлеровской коалиции привело к взаимовыгодному сосуществованию двух систем , которое могло быть продолжено в послевоенном мире.

в) Социалистическая и капиталистическая системы могли находить компромиссы, но перестраховывались, готовясь к военным действиям.
II. Сущность, причины и начало «холодной войны».

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое «холодная война»?

Некоторые точки зрения:

а) «холодная война» - военно-политическая конфронтация.

б) «холодная война» - культурно-идеологическое соперничество.

в) «холодная война» - экономическое соперничество.

2. Кто развязал «холодную войну» и когда она началась?

Некоторые точки зрения:

а) «Холодную войну» развязал СССР.

б) В начале «холодной войны» виноваты США.

в) Обе системы внесли одинаковый вклад в начало «холодной войны».
III. Этапы «холодной войны». Ухудшение советско-американских отношений в конце 1970-х – первой половине 80 - х годов

Вопросы для обсуждения:

1. Какой критерий периодизации «холодной войны» наиболее объективен?

Некоторые точки зрения:

а) периодизация «холодной войны» зависит от времени нахождения у власти того или иного советского лидера.

б) периодизация «холодной войны» зависит от доктрин американской администрации.

в) периодизация «холодной войны» должна соответствовать этапам эскалации напряженности и разрядки между двумя странами.

г) периодизация «холодной войны» должна вестись согласно развитию гонки вооружений.

2. С чем связаны периоды «разрядки» в годы «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) «Разрядка» - отражение слабости одной из сторон «холодной войны».

б) «Разрядка» - проявление усталости общества от «холодной войны».

в) «Разрядка» - следствие субъективных факторов «холодной войны».
IV. Кризисы и локальные конфликты периода «холодной войны»: Берлинский кризис 1948 г., Карибский кризис 1962 г., Вьетнамская война. Советско-американские отношения в период других кризисов и локальных конфликтов

Вопросы для обсуждения:

1. Какова роль кризисов в период «холодной войны»?

Некоторые точки зрения:

а) Кризисы и локальные конфликты – наиболее горячие точки «холодной войны», способные привести к реальному столкновению.

б) Кризисы и локальные конфликты – попытки продемонстрировать силу , не имеющие целью развязывание войны.

в) Кризисы способствовали преодолению напряженности в советско-американских отношениях и вели к последующей разрядке.
V. Окончание «холодной войны»: причины и последствия. Дискуссия об окончании «холодной войны» в историографии.

Вопросы для обсуждения:

1. Кто победил в «холодной войне»?

Некоторые точки зрения:

а) В «холодной войне» победили США.

б) СССР не проиграл «холодную войну», но не справился с внутренними проблемами.

в) В «холодной войне» не было победителей и проигравших.

2. Закончилась ли «холодная война»?

а) «Холодная война» закончилась с распадом СССР.

б) «Холодная война» между СССР (Россией) и США перешла в новую стадию.

в) «Холодная война» продолжается, но основные соперники поменялись.

ТЕМЫ ДЛЯ УСТНЫХ СООБЩЕНИЙ

"Образ врага" в США и СССР.

ЦРУ и КГБ в холодной войне.

Создание НАТО.

«Русский вопрос» во внешнеполитических доктринах США 40–50-х гг.

Биполярная структура мира и ее исторические пределы.

Изменение оценок холодной войны в отечественной историографии и публицистике в 80-90-е гг.
ИСТОЧНИКИ

Восточная Европа в документах российских архивов. Т. 2. 1949–1953. М.–Новосибирск. 1998.

Добрынин А.Ф. Карибский кризис: свидетельство участника //Международная жизнь, 1992. #7.

Злобин Н.В. Неизвестные американские архивные, материалы о выступлении У.Черчилля 5 марта 1946 г.// ННИ. 2000. # 2. С. 156-169.

Карибский кризис: вспоминают военные//Латинская Америка. 1993. # 4. С. 25-45.

Корниенко Г.М. Новое о карибском кризисе //ННИ. 1991. # 3. С.77-84.

Первые письма с "холодной войны" (Служебная записка Дж. Кеннана и аналитический обзор Н. Новикова)// Международная жизнь. 1990. # 11. С. 138-154.

Стеганцев М.В. Архивные документы о карибском кризисе 1962 // Отечественные архивы. 1995. # 1.

Фултонская речь У. Черчилля// Источник. 1998. # 1. С. 88-102.

Холодная война. Новые подходы, новые документы. - М., 1995.

Хрестоматия по новейшей истории. Документы и материалы.: В 3-х т. М., 1960. Т. 3. Ч. 1. С. 57–72, 408–409, 412–421, 437–439.

Хрестоматия по новейшей истории. Пособие для учителей. Ч. 2 (1945–1974). М., 1976. С. 124–125, 242–246.

ЛИТЕРАТУРА

Алексеев А.И. Карибский кризис, как это было // Открывая новые страницы... М., 1989.

Будс Р.Б. Бреттон-вудская конференция объединённых наций в 1944 г. // ННИ, 1992, №2.

Ванден Берге И. Историческое недоразумение? "Холодная война": 1917-1990. М., 1996.

Гэддис Дж.Л. Предварительные оценки послевоенного противостояния//ННИ. 1991. #3. С.56-62. Дементьев В., Олевская Е. «План Маршалла»: взгляд из сегодняшней России // Российский экономический журнал (РЭЖ), 1993, №8.

Докучаев А. Тайны операции "Анадырь": карибский кризис 1962 г. // Молодая гвардия. 1994. # 10

Историография истории нового и новейшего времени стран Европы и Америки (под ред. И. П. Дементьева, А. И. Патрушева. М., 2000.

Загладин Н.В. Почему завершилась "холодная война"?//Кентавр. 1992. # 1/2. С. 45-60.

Злобин Н.В. По пути усиления "холодной" войны // ВИ. 2000. # 9. С. 134-145.

Киссинджер Г. Дипломатия. М. 1997.

Корниенко Г.М. У истоков "холодной войны"//ННИ. 1990.#6.

Кочкин Н.В. Англо-советский договор 1942 г. и начало "холодной войны"// ВИ.2000.#1.С.92-101.

Марушкин Б.И. Феномен Холодной войны // ХХ в. Многообразие, противоречивость, целостность. - М., 1996.

Мартынов Б. Были ли "победители" в "холодной войне"?//Свободная мысль. 1996.#12.С.3-10.

Перкинс Б. "Холодная война" закончилась. Что дальше? // Американский ежегодник , 1994. М.: Наука, 1995. С. 162-179. Печатнов В.О. США: скрытые дебаты по “русскому вопросу” в 1945 г. // ННИ. 1997. № 1.

Ржешевский О. Секретные военные планы У. Черчилля против СССР в мае 1945 года // Новая и новейшая история.-1999. - N3.-С.98-123.

Рихтер Дж. Гендерная идеология и “холодная война” // Общественные науки и современность. (ОНС). 1999. № 1

Рощупкин В.Т. В двух шагах от ядерной катастрофы: неизвестные страницы Карибского кризиса //Латинская Америка. 1993. # 12. С.50-56.

СССР и холодная война. М.: Мосгорархив, 1995.

Филитов А.М. «Холодная война». Историографические дискуссии на Западе. - М., 1991.

Фурсов А. Колокола истории: слово в защиту "холодной войны" // Рубежи. 1996. #7. С. 3-32.

Хорьков А.Г. Уроки "холодной войны" // Свободная мысль. 1995. # 12. С. 67-80.

Чубаръян А.О. Происхождение "холодной войны" в историографии Востока и Запада//НИИ. 1991. #З.С,63-67.

Шепова Н.Я. Карибский кризис и холодная война //"Кентавр. 1995. # 1. С. 3-8.

Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992. Гл. 1 -4,7,8.

Эдельман Дж.Р, Прелюдия холодной войны:, к.истории советско-американских отношений// ВИ. 1991.#6.-С."16-25.

ЛИТЕРАТУРА ИЗ БИБЛИОТЕКИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

J.P.D.Dunbabin. The Post-Imperial Age. The Great Powers and the Wider World. Longman, L.&N.Y., 1994. J.P.D. Dunbabin The Cold War: The Great Powers and their Allies. Longman, L.&N.Y, 1994.

Michael Dockrill. The Cold war 1945 -1963. Macmillan Education ltd, L. 1993

Charles Messenger. The Century of Warfare. Worldwide Conflict from 1900 to the Present Day. Harper Collinns Publishes," 1995.
СОКРАЩЕНИЯ

ВИ-Вопросы истории

МЖ - Международная жизнь

МЭИМО-Мировая экономика и международные отношения

Цели урока: способствовать формированию целостного представления о развитии международных отношений после Второй Мировой войны и подвести учащихся к выводу о причинах и последствиях идеологического противостояния СССР и США, названного «холодной войной»; способствовать развитию познавательных умений проводить поиск необходимой информации в исторических источниках, называть характерные черты событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значимых событий. Способствовать ориентации личности учащихся на демократические ценности в межличностных и межгосударственных отношениях, раскрывая негативные социально-политические и морально-психологические последствия нетерпимости, враждебности, недоверия, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны».

Основные понятия: «холодная война», биполярный мир, конфронтация, доктрина Трумэна, план Маршалла, гонка вооружений.

Основные даты: 1946-начало «холодной войны», 1949г. – образование НАТО, 1955 г. – образование ОВД, 5 марта 1946г.- речь Черчилля в Фултоне, 1947 г. – доктрина Трумэна.

Оборудование: карта Европы, портреты Сталина, Трумэна, Черчилля, документы (отрывок из речи Черчилля в Фултоне, таблица «Страны НАТО, страны ОВД»).

Ход урока.

1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя. Закончилась. Вторая Мировая война – самая жестокая, самая кровопролитная в истории человечества. Давайте подумаем, как могли сложиться после войны отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции?
- сотрудничество или соперничество?
Тема урока сегодня «Внешняя политика: холодная война». Какой можно сделать вывод?
Бывшие союзники пошли по пути противостояния, или конфронтации.
Эпиграфом для нашего урока я выбрала слова российского поэта Е.Евтушенко.
«Наш медовый месяц с союзниками быстро кончился. Война нас объединила, а победа разъединила». (1990)

Давайте определим цели урока.
План урока (называют учащиеся):

  1. Причины «Холодной войны».
  2. Понятие «Холодная война».
  3. Доктрина Трумэна, план Маршалла.
  4. Черты «холодной войны».

1) Задание. По ходу моего рассказа постарайтесь выделить причины «Холодной войны».
Историки, и отечественные, и зарубежные много спорили о международных отношениях до и после Второй Мировой войны. В работах западных историков не раз говорилось о том, что до войны и сразу же после нее Запад был слишком терпелив к агрессивному Советскому Союзу. Это терпение иссякает.
Каким же было положение до войны? Единственным бесспорным экономическим и политическим лидером являлись Соединенные Штаты Америки.
Интересный исторический факт. В начале 30-х годов в учебных атласах по географии в США не было Советского Союза, на его месте – лишь белое пятно.
И вот после окончания Второй Мировой войны Советский Союз становится сверхдержавой; а Запад оказался к этому не готов.
Американцы и англичане опасались Советской армии – самой мощной в мире. Новое положение СССР подтолкнуло его к расширению границ, стремлению укрепить свои позиции в мире.
Назовем причины «холодной войны» :

  1. Столкновение интересов двух великих держав.
  2. Стремление США к мировому господству.
  3. «Экспорт» коммунизма.

2) Отправной точкой в « холодной войне» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании У Черчилля, которую он произнес в присутствии американского президента Трумэна 5 марта 1946г. в Фултоне - родном городе президента.
Задание. Познакомьтесь с отрывком из речи Черчилля(см. приложение) и ответьте на вопросы.
Обратите внимание: в речи Черчилля не говорится о необходимости открытого противостояния.
Теперь попробуем дать определение:
«Холодная война» - это период противостояния, или конфронтации двух сверхдержав – СССР и США.

3) Доктрина Трумэна. «План Маршалла».
В 1947 г. была разработана доктрина Трумэна – программа мер по «спасению Европы от советской экспансии».Одним из проявлений нового курса США стал план Маршалла. Задание. Прочитав текст учебника на стр. 271 (285), выпишите
1. Цели доктрины Трумэна, ее сущность.
2. Основное содержание плана Маршалла.
3. Определите отношение Советского Союза к этим программам.
Цель доктрины Трумэна – не допустить дальнейшего расширения сферы влияния СССР и коммунистической идеологии (доктрина сдерживания социализма) ; заставить СССР уйти в свои прежние границы (доктрина отбрасывания социализма) .
Содержание доктрины Трумэна:
- широкомасштабная экономическая помощь европейским странам;
- создание военно- политического блока;
- размещение вблизи советских границ сети военных баз США (Греция, Турция);
- поддержка внутренней оппозиции в странах Восточной Европы;
- при необходимости использование вооруженной силы.
План Маршалла – (по имени госсекретаря США) – оказание помощи странам Европы.
СССР – категорически против этой политики США, советское руководство объявило эти меры призывом к войне против СССР.

4. Подводя итоги, выделим характерные черты исторического периода, названного «холодной войной»(составление схемы на доске)
1) Гонка вооружений (сообщение Кати Соловьевой)
2) Создание образа врага
3) Раскол мира (работа с картой): посмотрите на документ №2(см. приложение) - отметьте на карте страны, входившие в противоборствующие блоки – мир стал биполярным.(2 мировые системы - капиталистическая и соц.)
4) военные конфликты (сообщение).
Чем же опасна холодная война?
«Холодная война» продолжалась с 1946 по 1991 год, практически до распада СССР. Почему она не переросла в войну «Горячую»?

Дом. Задание. – параграф 38, выучить определения, по желанию – подготовить сообщение о корейском конфликте.

НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» странами народной демократии. На заключительном этапе второй мировой войны Красная Армия вступила в страны Восточной Европы. Их стали называть странами народной демократии. Сталинская политика с её методами насилия стала применяться там ещё до того, как кончилась война. Европа после второй мировой войны.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» железный занавес. Уже в мае 1945 года, через несколько дней после окончания войны в Европе, Черчилль телеграфировал Трумэну, что над советским фронтом опустился железный занавес. «Железный занавес» (американский пропагандистский плакат).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 5 марта 1946 года в Фултоне (США). Началом «холодной войны» принято считать речь бывшего премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля, которую он произнёс 5 марта 1946 года в Фултоне (США). В своём выступлении Черчилль предостерегал мир от растущей угрозы коммунизма. Выступление Уинстона Черчилля в Фултоне (5 марта 1946 года). «Черчилль пугает мир угрозой коммунизма».




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» 12 марта 1947 года 12 марта 1947 года президент США Гарри Трумэн выступил перед Конгрессом с предложением оказывать помощь всем странам, которым грозит опасность коммунистической экспансии. доктрины Трумэна. Эти принципы стали основополагающими положениями т.н. доктрины Трумэна. Текст доктрины Трумэна. Гарри Трумэн – 33-й президент США.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» план Маршалла. Одним из первых мероприятий по осуществлению доктрины Трумэна стал план Маршалла. Своё название он получил по имении тогдашнего госсекретаря США Джорджа Маршалла. Подписание плана Маршалла (1948 год).Джордж Маршалл.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» Суть плана Маршалла заключалась в предоставлении странам Европы в 1948 – 1952 годах долларов для восстановления разрушенной экономики. Страны Восточной Европы под нажимом СССР от американской помощи отказались. Европейские государства, получившие помощь от США по плану Маршалла.




НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» январе 1949 года Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В январе 1949 года СССР и страны Восточной Европы учредили Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Взаимная экономическая помощь вместо американской помощи – таков смысл, вложенный в название этой организации. Страны-участницы СЭВ (по состоянию на 1980 год).


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» апреле 1949 года Организация Североатлантического договора (НАТО). В апреле 1949 года была создана Организация Североатлантического договора (НАТО). Этот блок создавался, прежде всего, для защиты его участников. Подписание Североатлантического договора.


НАЧАЛО «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» мае 1955 года Организация Варшавского договора. В мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора. Это был военно-политический союз под эгидой СССР. к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Таким образом, к 1955 году окончательно сформировалось противостояние Востока и Запада. Подписание Варшавского договора.








КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950 – 1953) Корейская война завершилась в 1953 году. За три года ожесточённых боёв погибло более корейцев, китайцев и около американцев. Каждая из сторон провозгласила свою победу. Завершающий этап Корейской войны.




СУЭЦКИЙ КРИЗИС (1956) октябре 1956 года В октябре 1956 года израильские войска вторглись в Египет и стали быстро приближаться к Суэцкому каналу. Вскоре на территорию Египта были введены английские и французские войска. 6 ноября 1956 года Однако 6 ноября 1956 года при посредничестве ООН было подписано перемирие. В 1957 году израильские войска покинули территорию Египта. Суэцкий канал стал законной собственностью Египта. Суэцкий кризис (1956 год).




БЕРЛИНСКИЙ КРИЗИС (1961) В 1955 году страны Запада признали ФРГ, а СССР – ГДР. Власти ФРГ не признавали ГДР и заявляли, что разорвут отношения с той страной, которая это сделает (исключение было сделано только для СССР). В 1958 году Москва потребовала вывода войск бывших союзников из Западного Берлина.






КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В январе 1959 года на Кубе был свергнут режим диктатора Батисты. К власти пришли повстанцы во главе с Фиделем Кастро, который в своей политике ориентировался на СССР. США стали финансировать борьбу кубинских эмигрантов против режима Кастро. Диктатор Батиста.Фидель Кастро и Никита Хрущёв.


КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) Летом 1962 года Вашингтону стало известно о размещении на Кубе советских ракет средней дальности. Карта Кубы с изображением мест базирования советских ракет средней дальности. Снимок советской ракетной базы на Кубе, сделанный американским самолётом-разведчиком.




КАРИБСКИЙ (КУБИНСКИЙ) КРИЗИС (1962) В ответ на размещение советских ракет президент США Кеннеди заявил о введении карантина вокруг Кубы. Карантин имел целью воспрепятствовать доставкам вооружения на Кубу. СССР в ноябре 1962 года демонтировал ракеты, а США прекратили блокаду Кубы. Встреча президента США с командующим ВВС США. Встреча президента США с советскими дипломатами.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1945 году лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин провозгласил создание Демократической Республики Вьетнам. В 1946 году между Францией и Вьетнамом началась война, которая длилась 8 лет. Французский Индокитай. Хо Ши Мин.Бой с участием французских десантников (1952 год).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) В 1954 году в Женеве были подписаны соглашения о прекращении огня в Индокитае. Во Вьетнаме образовалось фактически два государства, которые начали борьбу друг против друга. В этой борьбе Северному Вьетнаму оказывал поддержку СССР, а Южному – США. Северный и Южный Вьетнам накануне начала Вьетнамской войны.


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Поводом к вступлению США в войну послужил инцидент в Тонкинском заливе в августе 1964 года. марте 1965 года В марте 1965 года во Вьетнам прибыли первые американские части. Инцидент в Тонкинском заливе (август 1964 года). Высадка американцев во Вьетнаме (март 1965 года).




ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) Вступление США в войну вызвало волну пацифистских настроений в самих США и резкое осуждение со стороны СССР и его союзников. Активисты антивоенного движения и военная полиция (Вашингтон, октябрь 1967 года). «Положить конец агрессии во Вьетнаме!» (советский пропагандистский плакат).


ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА (1965 – 1973) 7 января 1973 года 7 января 1973 года в Париже были подписаны соглашения, призванные прекратить войну во Вьетнаме. Они также предусматривали вывод американских войск. Социалистическая республика Вьетнам. В 1976 году Вьетнам объединился. Государство стало называться Социалистическая республика Вьетнам. Подписание соглашений в Париже (январь 1973 года).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1970-е годы вошли в историю «холодной войны» как период разрядки международной напряжённости году Договор по противоракетной обороне (ПРО)Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). В 1972 году в Москве лидерами СССР и США были подписаны Договор по противоракетной обороне (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1). Подписание Договоров по ПРО и ОСВ-1 (Москва, 1972 год).


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1975 году Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, В 1975 году в Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, который гарантировал нерушимость европейских границ и закладывал основы для развития сотрудничества в различных областях жизни. Брежнев подписывает т.н. хельсинкские соглашения. Участники хельсинкского совещания.


ЭПОХА РАЗРЯДКИ 1979 году Договор ОСВ-2, В 1979 году лидеры СССР и США подписали Договор ОСВ-2, согласно которому обязались сократить количество носителей ядерного оружия. В связи с тем, что СССР ввёл свои войска в Афганистан, США отказались ратифицировать этот договор. Подписание Договора ОСВ-2 (Вена, 7 июня 1979 года).





ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Михаил Горбачёв. Эдуард Шеварднадзе. В 1985 году новым советским лидером стал Михаил Горбачёв. Новым министром иностранных дел был назначен Эдуард Шеварднадзе. Советское руководство взяло курс на улучшение отношений с Западом. Михаил Горбачёв – руководитель СССР в 1985 – 1991 году. Эдуард Шеварднадзе – министр иностранных дел СССР.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) Встречи глав СССР и США стали регулярными. На них обсуждались четыре круга проблем: разоружение; региональные конфликты; права человека; двухсторонние отношения. Михаил Горбачёв и Рональд Рейган во время переговоров.


ЗАВЕРШЕНИЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» (1985 – 1991) В конце 1980-х годов СССР вывел войска из Афганистана и дал согласие на объединение Германии. Отношения с Западом стали улучшаться. Вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 года). Объединение Германии (октябрь 1990 года). 46

ТЕМА § 28. Внешняя политика СССР и начало «холодной войны»

Учебник История России. XX - начало XXI в. 11 класс. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. (2007, 480с.)

Класс 11

Дата проведения урока 22.03.2015

ЦЕЛИ УРОКА :

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Ученики должны знать о про тивостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

представлять значение об идеологическом и экономическом аспекте данного конфликта;

понимать значение терминов «холодная война», «железный занавес», «НАТО», «гонка вооружений».

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ

Формировать личностное отношение к содержанию урока: раскрыть негативные социально- политические последствия, враждебности, недоверия, идеологического противостояния, агрессивности, характерных для жизни общества в годы «холодной войны»;

РАЗВИВАЮЩАЯ

продолжить формирование следующих умений:

Назвать главные персоналии, показывать на карте локализацию задействованных стран, проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать их данные, называть характерные черты исторических событий и явлений, объяснять смысл важнейших понятий, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, определять и объяснять свое отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

Ученики должны использовать знания для:

понимания особенностей современной жизни, сравнения событий и явлений прошлого и настоящего; анализа причин текущих событий в России и конфликтов с США;

высказывания своего отношения к современным событиям и явлениям.

Организационный план t

    Предварительная организация класса (оргмомент) 1

    Проверка домашнего задания, подготовка к основному этапу 10

    Изучение нового материала 22

    Закрепление. Самостоятельная работа 8

    Подведение итогов 3

    Домашнее задание 1

Форма проведения занятия - урок

Тип урока изучения нового материала

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

    Компьютер;

    Мультимедиа проектор;

    К. «Политическая карта мира ХХ в»;

    Портреты Черчилля, Трумэна;

    Презентация «Холодная война» ;

    Отрывок Доктрины Трумэна;

    Раздаточный материал для проверки знаний.

Литература для учителя

Литература для учащихся

Кредер А.А. Новейшая история. М., 1996

Доктрина Трумэна

Тесты по истории России. 11 класс. К учебнику Загладина Н.В., Козленко С.И. и др. - Симонова Е.В. (2011, 174с.)

    ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕМЕ: ( Великая Отечественная война )

Формы, виды и приемы проверки знаний и умений

Содержание вопросов и познавательных заданий

Предполагаемые краткие ответы

Ответы на вопросы тестов, индивидуально.

    (см. Приложения)

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3

Карточка 4

Карточка 5

3,2,2,1,4

1,3,1,3,3

2,2, 1943

235, 3, 1

3, 23, 3214

Выставление оценок за опрос

II . ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА И ПОДВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ НОВОЙ ТЕМЫ:

На прошлом уроке мы познакомились с таким периодом XX в., с таким явлением в истории международных отношений, с таким понятием из курса всеобщей истории, как «холодная война». Но холодная война это не просто термин, не просто метафора – это целая эпоха в жизни человечества, наполненная фактами, событиями, лицами. Предлагаю сегодня, опираясь на материал прошлого урока и самостоятельно проведенную работу, создать образ этой эпохи; дополнить ее портрет теми штрихами, без которых он был бы недостаточно выразительным.

Сообщение и запись темы урока на доске

Давайте запишем определение понятия «Холодная война» и эпиграф нашего урока - «Война невероятна, мир невозможен». Реймон Арон
ПЗ: Зафиксировать в тетради этапы «холодной войны» и основные даты;

III . ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Приемы и средства

преподавания

Основные вопросы плана и их краткое содержание

Познавательные задания и вопросы учащимся

1.

Слайд 1. повествование

Слайд 2 - 7. Работа с документами: Чтение отрывка речи Трумэна, «Мускулы мира» Черчилля, План Маршала

2.

Истоки холодной войны (1945-1947гг.)

Давайте начнем с истоков «холодной войны»

1. обратимся к документу, к известной нам речи У. Черчилля «Мускулы мира» 5 марта 1946г., Фултон

В ней нет прямого призыва к конфронтации. Но многие историки считают эту речь предвестником «холодной войны».

2. 12 марта 1947 г. еще один лидер выступил с не менее известной речь, которая стала доктриной внешней политики государства. И эту речь тоже считают истоком «холодной войны»

Познакомьтесь с фрагментом речи Трумэна.

Два основных тезиса доктрины: позиция силы и политика твердого сдерживания коммунизма от захвата новых территорий, провозглашенных жизненно важными для обеспечения безопасности и интересов США, ослабление советской системы и обострение ее противоречий

3. А теперь обратимся к краткой исторической справки о плане Маршалла. Президент Трумэн сказал о внешнеполитической доктрине США, названной его именем, и о плане Маршалла как о двух скорлупках одного ореха, так как план довершил политический раздел Европы экономическим расколом.

4. И, заглядывая вперед, назовем эту организацию, которая была создана 25.01.1949 года с целью объединения экономики социалистических стран в противовес плану Маршалла.

Западные средства массовой информации назвали это объединение «акционерным обществом нищих»

3.

(учащиеся записывают определение в рабочий лист).

Как вы думаете почему?

Какое событие имеется в виду?

Какова основная идея речи?

Какая организация? (СЭВ – совет экономической взаимопомощи)

Слайд 8. повествование

Чтение учеником доклада

Слайд 9. повествование

Апогей холодной войны (1949-1953гг.)

1. Граница между двумя лагерями прошла по территории Германии. Это событие считают апогеем «холодной войны», так как оно окончательно определило границы «железного занавеса» в Европе. Железный занавес – это образное выражение. Позже,13.08.1961 г. в столице Германии, появилось его материальное воплощение.

7 августа на закрытом заседании Политбюро ЦК СЕПГ был назначен день «Х», иначе говоря, день возведения стены, которым и стало 13 августа 1961 г.

В ночь на 13 августа 1961 г. в Восточном Берлине была объявлена тревога первой степени. Военнослужащие, полиция и рабочие дружины заняли указанные позиции, где были заранее подготовлены стройматериалы для возведения заграждений. К утру трехмиллионный город оказался разрубленным на две части. Колючая проволока перегородила 193 улицы, 8 трамвайных путей и 4 линии метро.

По обе стороны колючей проволоки собрались огромные толпы. Люди были в замешательстве. Шумевшая до утра свадьба направлялась догуливать ее к родителям невесты и была остановлена вооруженными пограничниками в нескольких шагах от дома. Почтальон так и не развез по домам почту, детсад остался без воспитательницы, дирижер не появился на концерте, врач до самого вечера пытался объяснить, что нужен в больнице.

Больше всего повезло тем, кто жил в домах, через которые проходила граница между секторами. В первые часы они прыгали из окон на свободную территорию. Западные Берлинцы растягивали палатки и одеяла под окнами и подхватывали прыгавших, но пограничники стали врываться в квартиры и замуровывать окна. Стену доводили до «совершенства» еще 10 лет – сначала построили каменную, а потом стали заменять железобетонной. Стена оказалась совершенно непреступным сооружением. Но мечта о свободе обостряет изобретательность, и некоторые попытки прорваться сквозь стену завершалась удачно. Сотни, если не тысячи людей пытались ее преодолеть. Одна семья сумела перекинуть трос с крыши своего дома и переехать на другую сторону на ролике.

В октябре 1964 г., прорыв подземный ход длиной 145 м и высотой 60 см, бежали 57 человек: с восточной стороны залезали по трое в ящик, с западной тянули его за веревку. Два друга – электротехник и водитель грузовика – соорудили воздушный шар, посадили жен и детей и ночью перелетели на западную сторону.

    «Железный занавес» появился в Азии.

А об этом, нам подробнее расскажет Хлопонин Андрей.

4. фрагмент «Атомный взрыв»

После ее первого испытания (ядерной бомбы) в США изобретатель Р. Оппенгеймер сделал решительный вывод: «Результаты нашего труда не оставляют человечеству другого выбора, кроме того как создать объединенный мир, мир, основанный на законности и гуманизме».

Альберт Энштейн сказал: «Каким видом оружия будет вестись III мировая война? Не знаю, но единственным оружием IV будет каменный топор».

4. Образ «холодной войны» был бы неполным без еще одного выразительного штриха.

На эмблеме этой организации, основанной 04.04.1949 г., окружность символизирует единство и сотрудничество, роза – путь к миру. Но при этом на протяжении многих лет этот блок считался главным военным противником СССР и всего социалистического лагеря.

Расшифровка аббревиатуры по-английски North Atlantic Treaty Organization- «она»

По правилам русского языка данная аббревиатура употребляется с существительными блок, альянс и в мужском роде.

Что именно стало таким символом?

Записывают в тетрадь основные даты и параметры возведения стены

Как вы себе представляете атомную войну?

Что такое НАТО? Какие страны входили в состав?

Слайд 10. Опрос по понятиям

Слайд 11. Работа с таблицей: признаки «холодной войны»

III Период партнерства, и соперничества.(1960-1980 гг.)

После апогея «холодной войны» международные отношения развивались по принципу «маятника»: от кризиса к разрядке, от соперничества к партнерству…

Если мы решили говорить языком той эпохи, то давайте вспомним из курса 9 класса понятия, характеризующие этот сложный период.

Беседа о содержании понятий

На слайде вы видите правильные понятия, вы справились с этим заданием.

IV. Завершение холодной войны (рубеж 1990-х гг.)

Исторически, хронологическое завершение «холодной войны» приходится на рубеж 90-х гг. XX столетия: это завершение связывают с распадом СССР, роспуском ОВД и СЭВ, объединением Германии и падением Берлинской стены. Прошло немного времени, но уже ясно, что «холодная война» была гигантской ошибкой, стоившей миру огромного напряжения сил и непомерных материальных и людских потерь.

Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, давайте подумаем, случайно ли штрихи этого портрета распределились в три колонки?

Назовите основные понятия «Холодной войны»:

Карибский кризис

Вьетнамский синдром

Пражская весна

Разрядка

На самом деле они иллюстрируют три признака, отражающих сущность «холодной войны»:

Биполярность мира, гонка вооружений, военно-политические блоки.

Вывод по уроку

Давайте подведем итоги урока:

«Холодная война» - состояние противоборства между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США с их политическими партнерами, с другой. Продолжалось с 1946 г. по рубеж 90-х. получило название «холодной войны», поскольку в отличие от «горячих войн» осуществлялась экономическими, идеологическими и политическими методами. Сегодня мы с вами попытались конкретизировать образ той эпохи, и, чтобы наша совместная работа имела логическое завершение, предлагаю вам ответить на вопросы и записать интересное домашнее задание.

IV . ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1.Что такое «Холодная война»?

    Назовите страны, которые были задействованы в войне;

    Что такое НАТО?

    Каким был итог этой войны?

    Назовите главные этапы войны.

    По цепочке продолжите одну из фраз: «Мне понравилось сегодня на уроке…», «Я узнал, что…», «Мне запомнилось…», «Мне не понятно…».

Выставление оценок за урок

V . ЗАДАНИЕ НА ДОМ: § 28 прочитать, выучить основные даты и персоналии, поразмышляйте, Кто являлся поджигателем «Холодной войны». На кого бы вы возложили ответственность? При ответе на вопрос используйте высказывание американского историка Дж. Геддиса: «Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала «холодной войны» - и США и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща. Поэтому следует закрыть вопрос о происхождении «холодной войны» совместными констанциями, заявив, что все мы просто оказались «без вины виноватыми». Согласны ли вы с этой точкой зрения. Свой ответ аргументируйте.

Приложения

Карточка №1

Карточка №2

Карточка №3

Карточка №4

Карточка №5

Конспект урока на тему «Холодная война».

Предмет: история

Учитель: Максимова Виктория Михайловна

Класс: 11

Тема урока: «Холодная война»

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Вид урока: проблемный урок

Цели урока:

1) Образовательные

Раскрыть понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;

Уяснить изменения положения СССР в мире в результате победы в Великой Отечественной войне; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства;

Сформировать у школьников целостное представление о политическом, идеологическом и экономическом противостоянии СССР и США, определившем содержание крупного периода всемирной истории;

Определить виновников «холодной войны».

2) Развивающие:

Работать над развитием устной речи;

Развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал;

Устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы;

Продолжить работу по формированию умения высказывать свою точку зрения, приводить аргументы;

Развивать у учащихся навыки работать в группе;

Работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания;

Продолжить развитие критического мышления у учащихся.

3) Воспитательные:

Продолжить формирование интереса к истории;

Способствовать нравственному воспитанию учащихся;

Воспитывать у учащихся толерантность, ответственность и инициативу.

Основные понятия: «холодная война», «железный занавес», план Маршалла, Коминформ, СЭВ, «доктрина Трумэна», НАТО, ОВД.

Отдельные элементы технологий:

  1. Развитие критического мышления (синквейн, «толстые и тонкие вопросы», «ромашка Блума»).
  2. Технология проблемного обучения.
  3. Групповая технология.
  4. Здоровьесберегающая технология.

План урока:

1. Орг. Момент.

2. Актуализация знаний пройденного материала.

3. Мотивационный этап.

4. Организационно-деятельностный.

6. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Орг. момент. Приветствие, проверка посещаемости и готовности к уроку. Создание благоприятной атмосферы общения.

2. Актуализация знаний пройденного материала по теме «Вторая мировая война 1939-1945 гг.».

На доске представлена «Ромашка Блума» . Учащиеся выбирают лепестки и отвечают на поставленные вопросы.

Тип вопроса

Вопрос

Простой

Когда была Вторая мировая война?

Уточняющий

Правда ли, Московская, Сталинградская и Курская битвы имели решающее значение не только в ВОВ, но и во Второй мировой.

Объясняющий

Почему СССР удалось одержать победу в Великой Отечественной войне?

Творческий

Что изменилось бы, если бы Гитлеру удалось захватить Советский Союз?

Оценочный

Какое значение имел СССР в победе над фашизмом?

Практический

Ввязались ли бы в войну против Японии, оказавшись на месте Сталина?

3. Мотивационный этап.

Эпиграф урока:

Не может быть и речи о единомыслии разных наций,

но все нации должны знать друг о друге, понимать друг друга,

а те, между которыми невозможна взаимная любовь,

должны научиться по меньшей мере, терпеть друг друга.

И.В.Гете.

4. Организационно - деятельностный этап.

Вступительное слово учителя:

В 1945 г. закончилась Вторая мировая война, одна из самых страшных и кровопролитных страниц в истории всего человечества, где СССР стал победителем. Армия Советского союза была самой мощной и многочисленной, ее страшился весь мир, даже Америка. Но США обладали ядерной монополией, что ни могло не беспокоить СССР. Отношения между двумя сверхдержавами ухудшались. Одним из главных итогов войны стало появление на международной арене 2 сверхдержав.

Да, вы не ослышались, а почему же США мы называем сверхдержавой, а сами американцы причисляют себе победу во Второй мировой войне?

Между СССР и США возник новый вид соперничества за мировое господство, которое все чаще характеризовалось как «холодная война». Таким образом, мир был поделен на 2 части и получил название биполярного.

Две ваши группы получают названия СССР и США.

Тема урока Холодная война

Советский Союз стал играть роль одного из признанных лидеров мирового сообщества. Официальным закреплением данного статуса стало участие СССР в создании ООН, 26 июня 1945 г., и его место одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности. По этому поводу нарком иностранных дел СССР В.М. Молотов в феврале 1946 г. заявил: «Теперь ни один вопрос международной жизни не должен решаться без участия СССР».

Третья группа будет представлять ООН.

Как вы думаете, какими причинами была вызвана «холодная война»?

Конфликтность в отношениях между СССР и США была вызвана: 1) идеологическими разногласиями. Жестко ставился вопрос: коммунизм или капитализм, тоталитаризм или демократия? 2) стремлением к мировому господству и раздела мира на сферы влияния. 3) нежеланием подлинного разоружения.

Итак, перед нами встает задача - выяснить понятие «холодная война».

«Холодная война» – политическое, военное, идеологическое и экономическое противостояние между СССР и США.

5 марта 1946 г. Речь У. Черчилля в Фултоне. Указание на коммунистическую угрозу и призыв к сплочению против СССР. Начало «холодной войны».

В чем смысл речи Черчилля? Почему он решает, что необходим жесткий курс в отношении СССР?

Какую реакцию вызвала речь У. Черчилля у руководства СССР?

И.В Сталин в своем интервью корреспонденту газеты «Правда» прокомментировал речь Черчилля как «призыв к войне»

Предлагаю заполнить «концептуальную» (сравнительную) таблицу, чтобы рассмотреть все стороны проявления «холодной войны». Заполняется таблица совместно с учащимися, которые предварительно изучили необходимые исторические документы.

Признаки

США

СССР

Политико-идеологическое противоборство

Реакция США не заставила себя ждать.

Какое основное содержание доктрины?

12 марта 1947 - «доктрина Трумэна» - сдерживание коммунизма; размещение военных баз вблизи советских границ; использование военных сил против СССР.

Как Молотов оценивал внешнюю политику И. Сталина?

1945-1949 гг . – установление коммунистических режимов в странах Восточной Европы, Северной Корее, Китае

Как в СССР отреагировали на «доктрину Трумэна»

25 сентября 1947 г. Доктрина А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР)

1947 – 1956 гг. Создание Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организации, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

«Железный занавес» - образное выражение, обозначающее информационный и политический барьер, на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и других социалистических стран от капиталистических стран Запада и США.

Экономическая конфронтация

(5 июня 1947 г., вступил в силу с апреля 1948 г .) План Маршалла – экономическая помощь странам Западной Европы при условии выведения коммунистов из состава правительства. СССР отказался.

1957 г. Европейское экономическое сообщество

25 января 1949 г. Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) – экономическое объединение социалистических стран. Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия

Военно-политические союзы

4 апреля 1949 г. НАТО (Организация Североатлантического договора). США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.(сейчас 28 стран)

14 мая 1955 г. ОВД (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы). СССР, Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.

Гонка вооружений

Локальные конфликты

1949 г. раскол Германии ФРГ ГДР )

КНДР ) (просоветская)

1946-1954 гг. : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам

Как вы думаете, можно ли было избежать «холодной войны»?

Избежать «холодной войны» было нельзя, т. к. США действовали жёстко и наступательно, использовали агрессивно-обвинительную риторику против СССР, обостряя ситуацию; их беспокоил позитивный авторитет СССР и коммунистической идеологии в мире, война не оправдала их надежд на ослабление советского государства. В свою очередь, СССР не мог согласиться на отказ от своих стратегических интересов: слишком дорогой ценой за это было заплачено.

А почему противостояние между странами получило название «холодной войны», а не «горячей»?

Сейчас нам предстоит выяснить, так кто же виновен в развязывании «холодной войны»?

Учащиеся от команд США и СССР выходят и присоединяют магниты к доске определенного цвета, при этом называя факты противостояния СССР и США. Группа ООН делает вывод.

Проблема

Причины

Вывод

Кто виновен в развязывании «холодной войны»?

Идеологическая война

Экономическая конфронтация

Военные блоки

Гонка вооружений

Локальные конфликты

СССР и США виновны в развязывании «холодной войны».

Факты

«доктрина Трумэна»

План Маршалла

НАТО

1945 атомная бомба

Раскол Германии

Корейская война

Война во Вьетнаме

Доктрина А. Жданова

Комиинформ

«Железный занавес»

СЭВ

ОВД

1949 атомная бомба

Учитель приводит мнение американского ученого Дж. Геддиса на то, кто виновен в развязывании «холодной войны»:

«…История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого» и «черного». При рассмотрении такого сложного вопроса как истоки холодной войны, нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

«…Давайте считать, что ни та, ни другая сторона не желала холодной войны, и США, и СССР заботились о своей безопасности. А трагедия заключалась в том, что каждая из сторон добивалась своей цели в одностороннем порядке вместо того, чтобы действовать сообща…»

5. Рефлексивно-оценочный этап.

Составить синквейн «война»

1 строка – название темы

2 строка – это определение темы в двух прилагательных

3 строка – это 3 глагола, показывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза из 4 слов, сказывающая отношение автора к теме.

5 строка – завершение темы, синоним первого слова, выраженной любой частью речи.

война

холодная идеологическая

противостоит влияет догоняет

конфронтация между СССР и США

противостояние

По окончании урока учитель подводит итоги:

«Холодная война» - страшный период в мировой истории с 1945 по 1991 г. - период накопления ядерного оружия, политических интриг и невероятных идей, шпионских разоблачений и невероятного напряжения в политической жизни мира. Это было время, когда судьбу всего человечества решали, по большому счету, несколько государств в дипломатических переговорах, еще не до конца осознавая, какая на них лежит ответственность.

6. Домашнее задание.

Документы США.

12 марта 1947 г. президент США Г. Трумэн выступил с новой внешнеполитической программой. Ниже приводятся ключевые пункты этого документа.

(Извлечение)

В условиях уже начавшейся «холодной войны» политическое руководство Соединенных Штатов Америки сочло необходимым сдерживать «распространение коммунизма» на стратегически важные для них регионы Южной Европы.

1. Создание американских баз в восточной части Средиземноморского бассейна с целью утверждения в этой зоне американского господства.
2. Демонстративная поддержка реакционных режимов в Греции и Турции в качестве бастионов американского империализма против новой демократии на Балканах (оказание военной и технической помощи Греции и Турции, предоставление займов).
3. Непрерывный нажим на государства новой демократии, выражающийся в фальшивых обвинениях в тоталитаризме и в стремлении к экспансии, в атаках на основы нового демократического режима, в постоянном вмешательстве во внутренние дела этих государств, в поддержке всех антигосударственных, антидемократических элементов внутри стран, в демонстративном прекращении экономических связей с этими странами, направленном на создание экономических трудностей, на задержку развития экономики этих стран, на срыв их индустриализации и т. д.

1. Почему президент США выступил с новой программой?

2. Каково основное содержание «доктрины Трумэна»?

3. Какие обвинения в адрес СССР и его союзников выдвинул президент США?

«План Маршалла».

5 июня 1947 г., выступая в Гарвардском университете, государственный секретарь США Джордж Кэтлетт Маршала (1880–1959) изложил план восстановления экономики европейских стран, пострадавших в результате Второй мировой войны (1939–1945), а также в результате обрушившихся на континент жестоких холодов зимы 1946/47 г. Предложенный план вошел в историю под названием «план Маршалла». Согласно этому плану, Правительство Соединенных Штатов Америки намеревалось выделить до 20 миллиардов долларов на оказание экономической помощи бедствующим странам Европы при условии их согласия на скоординированные действия и выработки ими разумного плана использования выделяемых на их нужды средств. План Маршалла предусматривал оказание помощи и Западной Германии.

В своем выступлении Маршалл упомянул о готовности США включить в число бедствующих стран и Советский Союз, но Правительство СССР категорически отвергло это предложение, назвав американскую программу помощи Европе трюком, рассчитанным на закабаление европейских стран. Отказ СССР от участия в плане Маршалла облегчил прохождение соответствующего закона через Конгресс США, который в противном случае, скорее всего, его бы не утвердил. В соответствии с планом Маршалла к 1953 г. США планировали ассигновать на оказание помощи странам Европы 13 миллиардов долларов. Содействуя восстановлению европейской экономики, этот план оказался весьма прибыльным и для американской экономики. Полученные европейцами средства использовались ими прежде всего для приобретения в США необходимых товаров и оборудования, которые подлежали доставке в европейские страны исключительно на американских кораблях.

Вплоть до начала войны в Корее (1950–1953) помощь, оказываемая Соединенными Штатами Европе, не включала военную помощь. Позднее на Западе сложилось убеждение, что план Маршалла сыграл исключительно важную роль в предотвращении распространения коммунизма на европейском континенте.

Печатается по изд.: История США. Хрестоматия… С. 274–277.

Из многостороннего Договора о создании Организации Североатлантического договора (НАТО)

Создание НАТО имело колоссальное значение для сохранения баланса сил между сверхдержавами, миром «капитализма» и «социализма». Договор об атлантической солидарности, подписанный в столице Бельгии, не утратил своего значения до настоящего времени.

<...> Статья 2. Договаривающиеся Стороны будут содействовать дальнейшему развитию мирных и дружественных международных отношений путем укрепления своих свободных институтов, путем достижения лучшего понимания принципов, на которых основаны эти институты, и путем содействия достижению условий стабильности и благосостояния. Они будут стремиться устранять конфликты и противоречия в своей международной экономической политике и будут поощрять экономическое сотрудничество между всеми ими или любыми из них.

Статья 4. Договаривающиеся Стороны будут консультироваться между собой всякий раз, когда, по мнению любой из них, территориальная целостность, политическая независимость или безопасность любой из Сторон будут поставлены под угрозу.

Статья 5. Договаривающиеся Стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех них; и, как следствие этого, они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них в порядке осуществления права индивидуальной или коллективной самообороны, признанного статьей 51-й Устава ООН, будет помогать стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими сторонами, такого действия, какое ей представляется необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность района северной части Атлантического океана. Обо всяком таком вооруженном нападении и всех мерах, принятых в результате него, будет немедленно сообщено Совету Безопасности. Такие меры будут прекращены, когда Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности...
1. В чем, на ваш взгляд, значение Североатлантического договора?

2. Какие статьи свидетельствуют о его оборонительном характере?

3. Найдите на карте государства, вступившие в НАТО. Какую позицию в отношении блока занял Советский Союз?

Документы СССР.

Из воспоминаний В.М. Молотова:

В последние годы Сталин стал немножко зазнаваться, и мне во внешней политике приходилось требовать то, что Милюков требовал - Дарданеллы! Сталин: «Давай, нажимай! В порядке совместного владения». Я ему: «Не дадут». - «А ты потребуй!.. Понадобилась нам после войны! Ливия. Сталин говорит: «Давай, нажимай!»... Аргументировать было трудно. На одном из заседаний министров иностранных дел я заявил о том, что в Ливии возникло национально-освободительное движение. Но оно пока еще слабенькое, мы хотим поддержать его и построить там свою военную базу... В то же время Азербайджан претендовал - увеличить их республику почти в два раза за счет Ирана. Начали мы щупать - никто не поддерживает. У нас была попытка, кроме этого, потребовать район, примыкающий к Батуми, потому что в этом турецком районе было когда-то нетурецкое население... И армянам хотели Арарат отдать.

Мнение современного историка:

В 1947 году было создано Информационного бюро коммунистических партий (Коминформ) - организация, которая имела политические и идеологические цели противостояния Западу.

Согласно Доктрине А. Жданова: мир разделен на два лагеря - «империалистический» (во главе с США) и «демократический» (во главе с СССР).

Из интервью И.В. Сталина корреспонденту газеты "Правда" относительно речи У. Черчилля, 14 марта 1946 г.:

По сути дела, г-н Черчилль стоит теперь на позиции поджигателя войны <...> Возможно, что кое-где склонны предать забвению (...) колоссальные жертвы советского парода, обеспечивающие освобождение Европы от гитлеровского ига. Спрашивается, что же может быть удивительного в том, что Советский Союз, желая обезопасить себя на будущее время, старается добиться того, чтобы в этих странах существовали правительства, лояльно относящиеся к Советскому Союзу? <...>

Рост влияния коммунистов нельзя считать случайным. Он представляет вполне закономерное явление. Влияние коммунистов выросло потому, что в тяжелые годы господства фашизма коммунисты оказались надежными, смелыми борцами против фашистского режима, за свободу народов(...>

Я не знаю, удастся ли г-ну Черчиллю и его друзьям организовать после второй мировой войны новый военный поход против "Восточной Европы ". Но если им это удастся, что мало вероятно, ибо миллионы простых людей стоят на страже дела мира, то можно с уверенностью сказать, что они будут биты.

Доктрина Жданова.

" Сформировались две противоположные политические линии : на одном полюсе политика СССР и демократических стран , направленная на подрыв империализма и укрепление демократии, на другом полюсе политика США и Англии , направленная на усиление империализма и удушение демократии... Таким образом, образовались два лагеря – лагерь империалистический и антидемократический, имеющий своей основной целью установление мирового господства американского империализма и разгром демократии, и лагерь антиимпериалистический и демократический, имеющий своей основной целью подрыв империализма, укрепление демократии и ликвидацию остатков фашизма".

О создании Совета Экономической Взаимопомощи

В январе этого года состоялось в Москве экономическое совещание представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР, Чехословакии...

Для осуществления более широкого экономического сотрудничества стран народной демократии и СССР совещание признало необходимым создать Совет Экономической Взаимопомощи из представителей стран - участников совещания на основе равноправного представительства с задачей обмена хозяйственным опытом, оказания друг другу технической помощи, оказания взаимной помощи сырьем, продовольствием, машинами, оборудованием и т.п.

Совещание признало, что Совет Экономической Взаимопомощи является открытой организацией, в которую могут вступить и другие страны Европы, разделяющие принципы Совета Экономической Взаимопомощи и желающие участвовать в широком экономическом сотрудничестве с вышеизложенными странами. <...>

Из Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между государствами Восточной Европы (Варшавский договор)

Ответом на возникновение НАТО со стороны социалистических стран во главе с СССР явилось подписание союзного договора в столице Польши Варшаве. Это событие свидетельствовало о завершении формирования биполярной системы международных отношений после Второй мировой войны. Холодная война вступила в свою самую острую фазу.

Договаривающиеся Стороны, вновь подтверждая свое стремление к созданию системы коллективной безопасности в Европе, основанной на участии в ней всех европейских государств, независимо от их общественного и государственного строя, что позволило бы объединить их усилия в интересах обеспечения мира в Европе, учитывая вместе с тем положение, которое создалось в Европе в результате ратификации парижских соглашений, предусматривающих образование новой военной группировки в виде «западноевропейского союза» с участием ремилитаризуемой Западной Германии и с включением ее в Североатлантический блок, что усиливает опасность новой войны и создает угрозу национальной безопасности миролюбивых государств, будучи убеждены в том, что в этих условиях миролюбивые государства Европы должны принять необходимые меры для обеспечения своей безопасности и в интересах поддержания мира в Европе, руководствуясь целями и принципами Устава ООН, в интересах дальнейшего укрепления и развития дружбы, сотрудничества и взаимной помощи в соответствии с принципами уважения независимости и суверенитета государств, а также невмешательства в их внутренние дела, решили заключить настоящий Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи...

Статья 1. Договаривающиеся Стороны обязуются в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность.

Статья 4. В случае вооруженного нападения в Европе на одно или несколько государств - участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств каждое государство - участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава ООН окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами - участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства - участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо предпринять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности.

Статья 11. Настоящий Договор останется в силе в течение двадцати лет...
В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться Договаривающиеся Стороны, настоящий Договор утрачивает свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора. <...>


1. Сравните договоры о создании НАТО и ОВД. Какие пункты этих документов фактически совпадают?

2. Какова аргументация создателей обоих военно-политических блоков? Почему их возникновение означало формирование биполярной системы международных отношений?

Документы ООН.

Раскол Германии.

В 1946-1947 гг. происходит объединение американской и британской, а затем и французской зон оккупации в одну и создание в ней самостоятельных органов исполнительной и судебной власти. В западной зоне приняли помощь по плану Маршалла, в то время как в советской зоне она была отвергнута. В западной зоне в 1948 г. провели сепаратную денежную реформу. С 24 июня 1948 г. до 5 мая 1949 г. установлена блокада Западного Берлина советскими войсками (в это время был создан так называемый «воздушный мост» - американские самолеты доставляли в Западный Берлин продовольствие, уголь, оборудование для предприятий). 8 мая 1949 г. была принята западногерманская конституция и выборы в бундестаг.

1949 г. раскол Германии : 23 мая Федеративная Республика Германия (ФРГ ), 7 октября Германская Демократическая Республика (ГДР )

Воздушный мост спасает Западный Берлин

Советская блокада Западного Берлина, находившегося под контролем американских, британских и французских войск, привела летом 1948 г. к острому кризису в самом центре Европы.

23 июня 1948 г. телетайпы в редакциях газет Западного Берлина отстучали короткое сообщение, отправленное из Восточного сектора: «Советская военная администрация вынуждена остановить движение всего пассажирского и грузового транспорта в Берлин и из него с 6 часов из-за технических трудностей».
Этот шаг был расценен как решение русских выдворить западные державы из Берлина.

В 1945 г. по соглашению с западными державами русские войска оккупировали Берлин и до прихода американцев установили там военное управление. Англия и Франция затем также присоединились к управлению Берлином, как перед этим они присоединились к союзной контрольной администрации всей Германии, разделенной на 4 зоны. Однако Берлин находился в глубине территории Советской зоны, и Сталин не собирался делить город ни с кем.

На следующий день после объявления блокады было совершено 32 полета; самолеты доставили в Западный Берлин 80 т молока, муки и лекарств. Американские и английские летчики, отправляясь с 6 баз ВВС, приземлялись в 2 берлинских аэропортах - Гатов и Темпельхов - все дни недели, днем и ночью, делая перерыв лишь на несколько часов для сна. К середине июля Берлин получал ежедневно по 2250 т грузов.

К январю 1949 г. запасы угля в Берлине уменьшились до недельной нормы. Но когда зима отступила, город снова вздохнул. Русские начали осознавать, что продолжение блокады ничего не даст. Да и союзникам [США, Англии и Франции] не хотелось сохранять такое положение бесконечно. Обе стороны были заинтересованы в урегулировании и по истечении нескольких месяцев переговоров пришли к соглашению.

Ранним утром 12 мая 1949 г. сотни людей собрались у пропускного пункта на автодороге, ведущей в Берлин. Караван грузовиков с Запада, украшенных цветами, возглавлял автомобиль с репортерами. Проехав по территории Восточной Германии, он въехал в Берлин. Вскоре снабжение города было восстановлено, и жители, по крайней мере те, у кого были западногерманские марки, могли купить все, что нужно.

1. Почему сталинское руководство пошло на такой шаг, как блокада западных секторов Берлина?

2. Как проводилась блокада и как она преодолевалась?

3. Мог ли, на ваш взгляд, кризис вокруг Западного Берлина привести к новой мировой войне?

1950-1953 гг. Корейская война : Южная Корея (проамериканская) и Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР ) (просоветская)

Наиболее крупный конфликт произошел в Корее. В южной части этой страны, занятой в ходе войны с Японией войсками США, в мае 1948 г. были проведены выборы в парламент, провозглашено создание Республики Корея со столицей в Сеуле. В северной части Кореи, освобожденной советским войсками, в августе 1948 г. была создана Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. И правительство Северной Кореи, сформированное коммунистами, и правительство Южной Кореи претендовали на то, что они являются единственно законным представителем корейского народа.

Попытка объединения страны силой оружия, предпринятая КНДР в 1950 г., едва не увенчалась успехом. Однако США, воспользовавшись тем, что представитель СССР временно не участвовал в работе Совета Безопасности ООН, провели через ООН резолюцию, провозглашавшую Северную Корею агрессором. Вооруженные силы США и ряда союзных им стран под флагом войск ООН высадились в Корее и заняли почти всю ее территорию.

В начавшейся войне 1950-1953 гг. экспедиционные силы США и их союзников впервые вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь корейским коммунистам; в воздушных боях состоялась проба сил советской и американской авиации. Командование США всерьез рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Линия фронта рассекла территорию Кореи по 38-й параллели. Боевые действия, до заключения перемирия, приобрели позиционный характер.

1946-1954 гг. война Вьетнама за независимость : Южный Вьетнам (проамериканский) и Северный Вьетнам (Демократическая Республика Вьетнам (ДРВ) (просоветский).

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае. После поражения Японии Камбоджа, Лаос и Вьетнам провозгласили независимость. Однако Франция, стремясь вернуть власть над своей бывшей колонией, начала войну против народов Индокитая. В 1950 г. на занятой бывшими колонизаторами территории юга Вьетнама было провозглашено формально независимое государства Вьетнам. Несмотря на помощь принявшим коммунистическую ориентацию патриотическим силам Вьетнама со стороны Китая и СССР, а Франции - США, к 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться решающего военного успеха. После нескольких поражений французских войск, наиболее серьезным из которых была капитуляция крепости Дьенбьенфу, было заключено перемирие. Вьетнам был разделен по 17 параллели на два государства - Северный и Южный Вьетнам.

Из речи У. Черчилля в Вестминстерском колледже, Фултон (США), 5 марта 1946 г. «Мускулы мира»:

Тень пала на те поля, которые еще совсем недавно были освещены победой союзников... От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике железная завеса спустилась на континент. За этой линией хранятся все сокровища древних государств Центральной и Восточной Европы. Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест, София - все эти знаменитые города и население в их районах находятся в советской сфере и все подчиняются в той или иной форме не только советскому влиянию, но и в значительной степени увеличивающемуся контролю Москвы. Только Афины с их бессмертной славой свободны решать свое будущее на выборах под наблюдением англичан, американцев и французов.

По тому, что я наблюдал у наших русских друзей и союзников во время войны, я убедился, что русские больше всего восхищаются силой и нет ничего такого, к чему бы они питали меньше уважения, чем военная слабость. По этой причине наша старая доктрина равновесия сил является несостоятельной. Мы не можем позволить себе полагаться на незначительный перевес в силах, создавая тем самым соблазн для пробы сил. Если западные демократии будут держаться вместе, строго следуя принципам Хартии ООН, их влияние, направленное на претворение в жизнь этих принципов, было бы огромным и никто бы не смог встать у них на пути. Но если их что-то разделит или они заколеблются в исполнении своего долга, тогда действительно катастрофа может грозить нам всем.

1. Какие аргументы приводит У. Черчилль в пользу проведения более жесткого курса по отношению к СССР?

2. Что такое железный занавес (завеса) в его понимании?

3. Чем объясняется свертывание сотрудничества держав Антигитлеровской коалиции после окончания Второй мировой войны?

Экономическая конфронтация

Военно-политические союзы

Гонка вооружений

Локальные конфликты

Составьте синквейн

1. война

Домашнее задание.

§ 27, заполнить, подготовить по 3 тонких и толстых вопроса по изученной теме, вписать в таблицу.