Смотреть что такое "идея" в других словарях. Тесты по всеобщей истории — Ефаев Александр Харисович — Региональный образовательный портал Псковской области

2. Мир Античности (§ 4-7)

Вариант 1
1. Началом Античности историки считают
а) рубеж IV-III тыс. до н. э.
б) рубеж III-II тыс. до н. э.
в) середину II тыс. до н. э.
г) начало I тыс. до н. э.
2. Древнейший очаг греческой цивилизации
а) Афины
б) Спарта
в) Иония
г) Крит
3. Гражданин греческого полиса имел право
а) заниматься ремеслом и торговлей
б) продать своего сына в рабство
в) участвовать в управлении государством
г) отказаться от участия в военном походе
д) защищать свой полис от врага
4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции был связан с
а) появлением монотеистической религии
б) рождением философии
в) созданием древнегреческого эпоса
г) открытием шарообразности Земли
5. Для греческой религии и мифологии были характерны
а) систематизированный характер мифологии
б) единобожие
в) оформление единого греческого пантеона
г) отсутствие храмов и культа
д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и произведениями искусства

8. Юлий Цезарь
а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
б) стал римским императором
в) являлся одним из древнеримских царей
г) был избран афинским стратегом
9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________
10*. Полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений, древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Спарты


д) прямая демократия
е) контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было(а) сформулировано(а)
а) право на свободу слова
б) идея божественной власти императора
в) презумпция невиновности
г) обоснование обязательности рабства
а) Античность
б) полис

Вариант 2
1. Окончанием Античности историки считают
а) V в. до н. э.
б) IV в. до н. э.
в) III в. н. э.
г) V в. н. э.
2. Выдающиеся архитектурные сооружения классической Греции находятся в
а) Спарте
б) Афинах
в) Трое
г) Микенах
3. Древнегреческий полис - это
а) город-государство с округой
б) один из городов Греции
в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
г) община полноправных граждан
д) религиозное объединение
4. Появление истории как особой области знания было связано с именем
а) Гераклита
б) Фидия
в) Геродота
г) Перикла
5. Для греческой культуры были характерны
а) любовь к гладиаторским боям
б) большое внимание к наукам и искусствам
в) широкое распространение портрета
г) отсутствие монументальных зданий
д) изображение идеального человека
6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурными сооружениями

7. Установите соответствие между событием и датой

8. Октавиан Август
а) стал первым римским императором
б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
в) был знаменитым римским поэтом
г) прославился созданием кодекса римского права
9. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название ______________
10*. Создал учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания древнегреческий философ
а) Гераклит
б) Сократ
в) Платон
г) Аристотель
11*. Характерные черты Афин
а) военизированное государство
б) демократическое политическое устройство
в) высшая власть принадлежит народному собранию
г) полис олигархического типа
д) выборные государственные должности
е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
12*. В римском праве было сформулировано
а) понятие собственности, в том числе частной
б) право только римских граждан
в) обоснование обязательности рабства
г) право на свободу слова
13. Дайте определение понятиям
а) эллинизм
б) республика

3. Средневековье. Возрождение (§ 8-14)

Вариант 1
а) возникновение суда присяжных
б) отказ от христианства
в) складывание европейской общности
г) упадок строительства и городов
д) утверждение авторитарного типа правления в большинстве государств
2. Средневековая европейская цивилизация была преимущественно
а) промышленной
б) ремесленной
в) мелкотоварной
г) аграрной
3. В основе Крестовых походов лежала идея
а) защиты христианского мира от неверных
б) уничтожения всех иноверцев
в) захвата всего мира
г) объединения мира в единое государство
4. Начиная с XII в. в Европе формируются государства, в которых
а) укрепилась политическая раздробленность
б) власть короля ограничивалась сословным представительством
в) власть короля была абсолютной
г) была упразднена монархия
а) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности
б) в ней была слаба роль церкви
в) она была прямой наследницей Древнего Рима
г) она была полностью разгромлена варварами

7. Шиизм - это течение в исламе, представители которого
а) считают халифов, правивших после Мухаммеда, святыми
б) почитают Коран и дополнения к нему
в) почитают только Коран
г) призывают к активным завоеваниям
8. Стабильность жизни индийцев при всех политических переменах обеспечивалась
а) наличием сильного государства
б) благоприятными природными условиями
в) деспотической властью
г) существованием общины
9. Император в Японии
а) был фигурой ритуальной, олицетворявшей страну
б) являлся носителем реальной высшей власти
в) командовал армией
г) обладал властью только в столице
10. Особое значение в мусульманской культуре имело искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) каллиграфии
г) иконописи
11. Предпосылки Возрождения
а) географические открытия, расширение кругозора людей
б) рост светских настроений среди горожан
в) усиление роли церкви в жизни общества
г) распространение аскетической морали
д) пробуждение личной инициативы
е) сохранение в Италии памятников античной культуры


а) получение земли феодалами в собственность
б) отсутствие крупных городов
в) император - верховный собственник земли
г) существование системы титулов, передаваемых по наследству
д) отсутствие иерархической сеньориально-феодальной системы
14*. Одна из особенностей развития Китая в Средние века
а) мобильность членов общества, возможность менять свой социальный статус
б) отказ от традиционных устоев существования общества
в) жесткая и дифференцированная административно-бюрократическая система
г) отказ от идеи сильного государства
а) феодализм
б) гуманизм

Вариант 2
1. Итоги развития Европы в Средние века
а) сближение с Востоком
б) создание университетов
в) возникновение сословного представительства
г) перенаселение Европы
д) отказ от частной собственности
2. Важный признак феодального общества
а) развитие индивидуализма
б) неграмотность
в) его независимость от государства
г) корпоративность
3. Важнейший итог Столетней войны между Англией и
Францией
а) разорение и упадок территории Англии
б) оформление их как национальных государств
в) объединение территорий обоих государств
г) усиление Германии, вызванное ослаблением этих государств
4. После распада раннефеодальных государств в Европе
а) установилась политическая раздробленность
б) возникли абсолютные монархии
в) распространилось сословное представительство
г) установилась власть арабов
5. Особенность, определившая развитие Византии в Средние века
а) преобладание языческих культов среди народов, ее населявших
б) полный разгром варварами в начале Средневековья
в) ее существование было неразрывно связано с христианством
г) ее связи с Древним Римом оборвались еще в Античности
6. Установите соответствие между событием и датой

7. Суннизм - это течение в исламе, представители которого
а) почитают Коран и дополнения к нему
б) считают, что наследниками Мухаммеда могут быть только его прямые потомки
в) выступают против завоеваний
г) почитают только Коран
8. Устойчивость и традиционность индийского общества обеспечивалась
а) существованием сильного государства
б) наличием варно-кастовой системы
в) отсталостью в хозяйственном развитии
г) распространением единой для всех религии
9. Чиновником в Китае можно было стать
а) имея аристократическое происхождение
б) одержав победу в битве
в) купив должность
г) получив образование и сдав экзамены
10. Особое значение в культуре Византии имело искусство
а) миниатюры
б) скульптуры
в) иконописи
г) каллиграфии
11. Принципы гуманизма
а) возрождение античных нравственных норм и культуры
б) осознание невозможности рационального познания
в) утверждение о возможности обрести счастье в Царствии Божьем
г) сохранение традиций церковно-феодальной культуры
д) утверждение идеала свободного человека-творца
е) провозглашение красоты мира и человека
12. Установите соответствие между деятелем Возрождения и его вкладом в искусство

13*. Особенности византийского феодализма
а) феодалы владели не землей, а правом сбора налогов
б) собственниками земли были крупные чиновники
в) император не был собственником земли
г) существовало множество городов, подчиненных центральной власти
д) феодалы зависели от сеньора, который давал им землю
14*. Характерная черта политической истории средневековой Индии
а) отсутствие крупных государственных образований
б) завоевание ее территории монголами
в) существование единого сильного государства
г) чередование периодов раздробленности и централизации
15. Дайте определение понятиям
а) феод
б) Возрождение

4. Экономика и общество (§ 15-18)

Вариант 1
1.Предпосылки Великих географических открытий
а) представление о том, что Земля плоская
б) расширение астрономических знаний
в) строительство небольших судов
г) стремление европейцев установить прямые торговые отношения с Востоком
д) наличие в Европе большого количества золота и серебра
2. Установите соответствие между процессом и датой

3. Главный экономический результат Великих географических открытий
а) подъем мировой торговли
б) открытие новых материков
в) развитие кораблестроения
г) усиление Испании и Португалии
а) широкое распространение технических культур
б) сохранение двуполья
в) высокая продуктивность
г) распространение многопольного севооборота
д) слабое развитие животноводства
5. Основной путь развития общественных отношений в странах Восточной Европы

в) огораживания
6. Промышленная революция началась в (во)
а) Франции
б) Германии
в) Великобритании
г) Испании
7. Изменение, произошедшее в положении рабочих в XIX в.
а) сложилась группа работников квалифицированного труда
б) увеличилась значимость мастеров ручного труда
в) численность рабочих сокращалась
г) был запрещен женский и детский труд
а) машины стали активно использоваться в сельском хозяйстве
б) началось производство машин машинами
в) произошел подъем преимущественно базовых отраслей промышленности
г) наиболее активно развивались обрабатывающие отрасли промышленности
а) появился железнодорожный транспорт
б) стали применять машины в промышленности
в) начали использовать энергию атома
г) появился автомобильный транспорт
10*. Одним из результатов «великой депрессии» являлось возникновение
а) машиностроения
б) монополий
в) банковского кредита
г) товарных бирж
11*. Промышленная революция в странах континентальной Европы
а) началась с аграрной революции
б) получила законодательное оформление
в) началась с изобретений в хлопчатобумажной промышленности
г) не получила поддержки со стороны сельского хозяйства
12*. Мануфактуру, на которой все стадии технологического процесса рассредоточены по разным мастерским, называют _______________
13. Дайте определение понятиям
а) промышленная революция
б) социальный вопрос

Вариант 2
1. Предпосылки Великих географических открытий
а) нехватка в Европе наличного золота и серебра
б) неразведанная береговая линия Африки
в) необходимость сбыта европейских товаров на Восток
г) появление судов, способных выдержать длительное плавание
д) стремление европейцев открыть новые материки
2. Установите соответствие между событием и датой

3. В результате притока драгоценных металлов в Европу
а) возросла покупательная способность денег
б) стали делать больше ювелирных украшений
в) разбогатели дворяне
г) стали расти цены на все товары и услуги
4. Сельское хозяйство «старого порядка» характеризует
а) низкая продуктивность
б) распространение трехполья
в) использование примитивного инвентаря
г) преобладание овощеводства
д) широкое распространение животноводства
5. Основной путь развития общественных отношений в деревне Великобритании
а) медленное приспособление сеньориального строя к условиям капитализма
б) «повторное закрепощение крестьян»
в) огораживания
г) законодательная отмена сеньориального строя
6. Начало промышленной революции в Европе
а) первая половина XVIII в.
б) вторая половина XVIII в.
в) первая половина XIX в.
г) вторая половина XIX в.
7. Изменение, произошедшее в положении буржуазии в XIX в.
а) ее численность многократно увеличилась
б) у нее появилось стремление влиться в сословие дворян
в) значительно увеличилось ее экономическое могущество
г) сложилась влиятельная группа торговой буржуазии
8. В результате индустриализации
а) промышленность стала преобладать над сельским хозяйством
б) главную роль в промышленности стали играть обрабатывающие отрасли
в) стали использовать машины в промышленности
г) появилась новая форма предприятия - завод
9. Во второй половине XIX в. в процессе новой технической революции
а) сократилось число промышленных предприятий
б) появилось машиностроение
в) начал развиваться городской транспорт
г) стали использовать в быту и производстве электричество
10*. Промышленная революция в странах континентальной Европы
а) нуждалась в поддержке со стороны государстваСписок учебников

Просвещение Всеобщая история / авт. - А.В. Ревякин (общеобразовательный уровень) Юдовская А.Я., Баранов П.А, ... история / авт. – В.И. Уколова , А.В. Ревякин , М.Л. Несмелова (общеобразовательный уровень) Уколова В.И., Ревякина А.В. /Под ред. А.О.Чубарьяна, ...

  • Программно-методическое обеспечение учебного процесса 2010-2011 уч год

    Программа

    10-11 кл., - М.: Просвещение, 2007г. В.И. Уколова А.В. Ревякин М.Л. Несмелова В.И. Уколова А.В. Ревякин Всеобщая история. С древнейших времен до...

  • Иде́я - понятие (мысленный образ) объекта реальности. В этом смысле термин используется в философии, психологии, социальных науках. В некоторых философских направлениях у термина «идея» есть специальный смысл - идеальный прообраз реальности. В науке и искусстве идеей называется главная мысль произведения, общий принцип теории или изобретения, замысел. В этом смысле термин «идея» используется в сфере регулирования авторского права.
    В древнегреческой философии идеей называлась умопостигаемая и неизменная структура, лежащая в основании вещи.

    Термин «идея» ввел в философию Демокрит , который называл идеями атомы - неделимые умопостигаемые формы. Атомы неизменны, но из них состоят изменчивые вещи. Для Платона и неоплатоников идея или эйдос - умопостигаемая неизменная сущность вещи в противоположность чувственному и изменчивому в вещи. Идеи бестелесны, находятся вне конкретных вещей и явлений; они составляют особый идеальный мир (царство идей), который и есть подлинная реальность, трансцендентный мир истинного бытия. Идея представляет собой сущность не отдельной вещи, но вида вещей. Вещи чувственной реальности существуют благодаря идеям, и идеи являются их образцами. У Аристотеля термин «идея» («эйдос») настолько сильно отличаются от платоновского, что по-русски его традиционно переводят термином «форма» или «вид» (в логике).

    В средневековой философии и христианском богословии идеи понимались как прообразы вещей в божественном уме. Бог творит вещи согласно их идеальным формам, как своим замыслам. Еще Платон характеризовал идеи не только как реальность, но и как достояние человеческой души (ума). В европейской философии 17-18 веков психологический и эпистемологический смысл термина становится главным. Для Нового времени идея становится средством и формой человеческого познания действительности, философов интересовали проблемы происхождения идей, познавательной ценности идей, отношения идей к объективному миру. В этот период сформировались школы рационализма и эмпиризма . Эмпирики считали источником идей ощущения и восприятия, которые лишь обобщаются в идеях. Рационалисты считали источником познания спонтанную деятельность мышления, а идеи рассматривали как врожденные, изначально присущие субъекту и не сводимые к опыту.

    ИДЕ́Я

    (от греч. ἰδέα – вид, наружность, образ, способ) – форма отражения внешнего мира, включающая в себя сознание цели и перспективы его дальнейшего познания и практич. преобразования. Поскольку диалектич. материализм понимает истину как бесконечно развертывающийся процесс, разрешающий возникающие в нем противоречия, постольку И. неразрывно связана с диалектич. противоречием. В силу этого И. есть необходимая фаза процесса совпадения знания с его предметом и движущей этого процесса. "Истина есть процесс. От субъективной идеи идет к объективной истине ч е р е з "практику" (и технику)" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 192). Как форму познания И. не следует метафизически противопоставлять др. его формам: представлению, понятию, теории и т.д. По содержанию И. в зависимости от степени ее зрелости может выражаться и как представление, и как понятие, и как ; отличие И. от этих форм ее выражения в том, что в ней осознается общая перспектива, направление дальнейшего исследования и практич. преобразования внешнего мира.

    В формировании и развитии "И." в истории философии можно выделить несколько узловых пунктов. И. – как умопостигаемое истинно . Впервые такое понимание И. встречается в философии Анаксагора и Демокрита. Демокрит называет атомы идеями (ἄτομους ἰδέας – неделимые формы) [см. А. О. Маковельский, Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с. 228–29]. И. – не мысль об атомах, а атом, являющийся первоосновой, сущностью всех вещей. Для Платона, как и для Демокрита, И. – подлинно сущее, постигаемое не чувствами, а разумом. Но Платон под И. разумел не материальную, а идеальную сущность. В его философии И. лишены телесности и являются подлинно объективным, реальным, существующим независимо от конкретных вещей. "Идеи эти пребывают в природе, как бы в виде образцов, прочие же вещи сходствуют с ними и являются их подобиями, и самая причастность их идеям заключается не в чем ином, как только в уподоблении последним" (Полн. собр. творений, т. 3, Л., 1929, с. 23). У Аристотеля начинается отход от чисто онтологического понимания И. к ее истолкованию как формы мысли о сущем. Место И. в онтологии Аристотеля заняла форма, как активное начало в вещах, а в гносеологии – понятия и категории, посредством к-рых мышление постигает и необходимое в вещах.

    Ср.-век. философы истолковывали И. как вещей, принадлежащий божеств. духу. Бог творит вещи согласно своим И., формам, прообразам (archetypum). И. – мысли бога. Подобно тому, учил Ансельм Кентерберийский, как творит произведение, имея в уме его И., так и вещи сначала существовали в уме бога как идеи. И. в боге –разговор бога с самим собой.

    Николай Кузанский связывает понятие И. с интеллектуальным (разумным) познанием, к-рое отличается от рассудочной деятельности. Функция рассудка состоит в способности к различению (discretivum discursum), разуме помощью ума судит о понятиях, создавая И. Бог содержит И. вещей, а их извлекает у бога: "Божественный ум своим конципированием с о з д а е т, а наш ум своим конципированием уподобляется, создавая понятия или интеллектуальные образы (visiones)" ("Об уме", в кн.: Избр. филос. соч., М., 1937, с. 185). В философии нового времени прогрессивные мыслители разрабатывали учение об И. как способе человеч. познания, ставя вопрос о происхождении И., их познават. ценности и отношении к объективному миру. Эмпирич. понимание И. выражено в наиболее яркой форме Локком, для к-рого И. – это любое представление, все, чем занята человека во время мышления. Своим источником И. имеют либо ощущения от внешних материальных вещей, либо рефлексию. В связи с этим он подвергает критике теорию врожденных И. Обосновав опытное происхождение И., Локк положил начало узко эмпирич. взгляду на природу И. Слабости эмпиризма Локка были использованы Беркли и Юмом. Беркли понимал под И. ощущения и представления, лишенные материальной субстанциальной основы. Юм называл И. менее сильные и живые представления: "... все наши идеи, или более слабые представления, суть копии с наших впечатлений, или более живых представлений" ("Исследование человеческого разумения", СПБ, 1902, с. 18). Франц. материалисты и Фейербах развивали дальше на материалистич. основе положение Локка об опытном происхождении И. Так, Гельвеций называл И. все, из чего складывается ум человека. Линия последовательного материалистич. сенсуализма в истолковании И. проведена Фейербахом: "... реальность идеи есть , но реальность есть идеи, следовательно, только чувственность есть ее истинность" (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1955, с. 181–82).

    Рационализм связывал И. со спонтанной деятельностью мышления. Терминологически Декарт понимал под И. то же самое, что и Локк: "...в этом месте и во всех следующих под словом идея следует вообще понимать всякую мыслимую вещь, поскольку она представлена каким-либо объектом в уме" (Декарт Р., Избр. произв., М., 1950, с. 706, прим.). Однако он связывал это понимание с учением о врожденности И. Спиноза определял И. как "...понятие, образуемое душой в силу того, что она есть вещь мыслящая (res cogitans)" (Избр. произв., М., 1957, т. 1, с. 402). Толкуя И. материалистически ("Порядок и идей те же, что и связь вещей", – там же, с. 407), Спиноза вместе с тем справедливо рассматривал И. как " души", т.е. активности человека. Лейбниц считал И. не формой мышления, а внутр. непосредств. его объектом, выражающим природу или качество вещей: "Если бы идея была формой мышления, то она возникала и исчезала бы вместе с соответствующими ей актуальными мыслями; но, будучи объектом мышления, она может и предшествовать мысли и следовать за ней ("Новые ...", 1936, с. 99). И. находятся в нас и до того, как мы их сознаем с известной отчетливостью. Против смешения И. с понятиями и представлениями, не говоря уже об ощущениях и восприятиях, выступил Кант, определивший И. как понятие разума. Рассудок со своими категориями направлен на , на наглядные представления, подводя их под ; со своими И. (или принципами) направлен на суждения и понятия, являющиеся результатом рассудочной деятельности. Посредством И. осуществляется высший , носящий надэмпирич. характер и претендующий на абсолютную завершенность и законченность. И. разума по отношению ко всем явлениям трансцендентальны, даны природой самого разума, выходя за пределы всякого опыта: "Под идеей я разумею необходимое понятие разума, которому нет соответствующего предмета в нашей чувственности" ("Критика чистого разума", СПБ, 1867, с. 285). И. сохраняют только регулятивное, методологич. как принципы умозаключения разума. Фихте трактует И. законченно субъективно-идеалистически, как имманентную цель, как творящего мир субъекта, "Я". "Мир, как мир вообще, как с известными определенными механическими и органическими законами, содержится в этой идее; а эти законы вполне пригодны к тому, чтобы выражать конечную цель разума" (Избр. соч., т. 1, 1916, с. 503). Для Шеллинга И. есть понятие, как полагание бытия, а вещи являются видимыми моментами И.: "...всякая отдельная вещь предопределена целым или идеей природы вообще" (Werke, Münch., 1927, Bd 2, S. 279). Линия объективного идеализма в понимании И. была продолжена Гегелем, к-рый подверг критике Канта за , что И. имеет лишь чисто регулятивное , и защищал положение об объективности И.: "Идея есть адекватное понятие, или истина как таковая. Если что-либо истинно, истинно через свою идею или, иначе говоря, н е ч т о и с т и н н о л и ш ь постольку, поскольку оно есть и д е я" (Соч., т. 6, М., 1939, с. 214). В системе логики Гегеля И. занимает особое место, венчая, завершая весь процесс развития. В своем развитии И., как цроцесс, проходит три ступени: жизнь , познание (теоретич. и практич. И.), абсолютная И. и представляет собой субъективного и объективного, практического и теоретического, жизни и познания. Абсолютная И. – это полная истина, включающая в себя всю предшествующую систему движения мысли. Ленин, материалистически истолковывая абсолютную идею Гегеля, понимал ее как полную истину, конкретное и всестороннее знание о мире, целостную систему абстракций, выражающую суть явлений объективного мира, глубокие их развития: "Отдельное бытие (предмет , явление etc.) есть (лишь) о д н а с т о р о н а идеи (истины). Для истины нужны еще другие стороны д е й с т в и т е л ь н о с т и, которые тоже лишь кажутся самостоятельными и отдельными... Л и ш ь в и х с о в о к у п н о с т и (zusammen) и в и х о т н о ш е н и и (Beziehung) реализуется истина" (Соч., т. 38, с. 187). По Гегелю, И. становится истиной не в результате только чисто теоретич. деятельности, а в практике. И. должна реализоваться, действительностью. Эту реализацию идеи Гегель понимал идеалистически, как переход чистой мысли в природу и историю. В совр. бурж. философии существует несколько направлений в толковании понятия И., но, несмотря на их различия, все они носят идеалистич. характер. Неотомизм интерпретирует И. в духе ср.-век. схоластики, рассматривает ее как идеальную форму, прообраз реальных вещей. Гуссерль и его последователи идеями считали истины, к-рые не связаны ни с мыслящим субъектом, ни с объектом, отраженным в них; И. – это идеальная форма теоретич. знания, претендующего на действит. "истинность" и " ". Линию юмизма и берклианства в понимании И. продолжают прагматисты и неопозитивисты. Прагматизм считает И. орудиями, инструментами действия, приводящего к успеху. И. истинна, если она помогает нам оперировать теоретически или практически с к.-л. реальностью и содействует нам в приспособлении к ней. Неопозитивисты отрицают объективное содержание И., толкуя ее как биопсихич. субъективной потребности: "Я определил бы "идею", – пишет Рассел, – как состояние организма, соответствующее (в некотором смысле) чему-то чувственно отсутствующему" ("Человеческое ", М., 1957, с. 129).

    Классики марксизма-ленинизма последова- тельно развили тезис материалистич. философии, согласно к-рому все И., в конечном счете, имеют опытное происхождение и являются отражением вещей, явлений, процессов и закономерностей объективного мира. "Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или же искаженные" (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1957, с. 317). В развитии учения об И. классики марксизма-ленинизма подчеркивали, с одной стороны, определяющую роль обществ. бытия по отношению к И. в обществе, с – активное воздействие И. на ход развития истории, на все стороны жизни людей. "Взгляд, согласно которому б у д т о б ы идеями и представлениями людей созданы их жизни, а не наоборот, опровергается всей предшествующей историей, в которой до сих пор результаты всегда оказывались иными, чем те, каких желали, а в дальнейшем ходе в большинстве случаев даже противоположными тому, чего желали" (там же, с. 326). И. являются отражением объективных процессов и порождаются потребностями общественного развития, но, возникнув и овладев массами, они становятся материальной силой, а затем претворяются в действительность.

    Марксистская диалектич. логика вскрывает сущность И. как формы мышления и ее функцию в познании. По своей логич. структуре и по языковому выражению И. – вид понятия. Своеобразие И. состоит не в особенностях ее формально-логич. структуры, а в ее содержании и месте в развитии познания. "Begriff еще не высшее понятие: еще выше и д е я = единство Begriff"а с реальностью" (Ленин В. И., Соч., т. 38, с. 160).

    В И. выражен действительно творч. характер мышления. И. – мысль, переходящая в действие или, как писал Ленин: "идея есть п о з н а н и е и стремление (хотение) [человека]... Процесс (происходящего, конечного, ограниченного) познания и действия превращает абстрактные понятия в законченную о б ъ е к т и в н о с т ь" (там же, с. 186–87). В связи с этим в содержании И. можно выделить две стороны, момента. Во-первых, как всякое знание, И. отражает объективную реальность, закономерность; во-вторых, И. не просто знание (созерцание действительности), но и путей ее изменения, поэтому всякая И. включает в свое содержание постановку цели перед человеком и определения практич., материальной деятельности. Эта особенность И. определяет и ее место в движении познания. Ленин выделяет следующие моменты в И.:

    Во-2-х, идея есть о т н о ш е н и е для себя сущей (= якобы самостоятельной) субъективности = человека) к отличной (от этой идеи) объективности...

    Идея, познание есть п р о ц е с с погружения (ума) в неорганическую природу ради подчинения ее власти субъекта и обобщения (познания общего в ее явлениях)..." (там же, с. 185).

    И. выступает гносеологическим "идеалом", к к-рому стремится в своем движении познание, в ней совпадение субъективного с объективным предстает как незавершенный процесс в его общей перспективе. И. как высший достигнутый уже уровень объективности и конкретности познания стремится к практич. реализации и материальному воплощению посредством практики. Но И. – исторически преходящий в познании, она развивается на базе противоречий. Достигая определ. результатов, познание идет дальше, стремится к знанию, в к-ром достигается еще бóльшая и конкретность. Соответственно развитию практики и познания изменяются цели человека. Следовательно, старые И. отрицаются только путем их реализации, и это их есть одно из непременных условий возникновения новых И. "Идея, – пишет Ленин, – имеет в себе и сильнейшее , покой (для мышления человека) состоит в твердости и уверенности, с которой он вечно создает (это мысли с объектом) и вечно преодолевает его..." (там же, с. 186). Если И. остановится в своем развитии, окостенеет, "возомнит" себя абсолютным идеалом, она гибнет как научная идея. Она сохраняет себя лишь непрерывно развиваясь, конкретизируясь. Отношение И. к объекту является сложным и противоречивым. И. является отражением объекта, но не просто в том виде, в каком он налично существует, а в его возможностях и тенденциях, в развитии. И. – не " " объекта, а постижение общих закономерностей его движения. Будучи отражена в виде И., эта закономерность начинает играть активную роль. В практике И., как четко сформулированное, выступает даже нек-рым исходным пунктом деятельности. "Понятие (=человек), – пишет Ленин, – как , снова предполагает само-в-себе сущее (=независимую от человека природу). Это понятие (=человек) есть стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя.

    В теоретической идее (в области теории) субъективное понятие (познание?), как общее и само по себе лишенное определенности, противостоит объективному миру, из коего оно почерпает определенное содержание и наполнение. В практической идее (в области практики) это понятие, как действительное (действующее?), противостоит действительному" (там же, с. 204). Воплощая И., человек создает то, что ранее в готовом виде не существовало (напр., машины, новые материалы и т.д.). В этом смысле и следует понимать замечание Ленина: "Сознание человека не только отражает мир, но и творит его" (там же). Человек изменяет мир практич. действием, но на основе теоретич. отражения мира в И. В И. отражается в аспекте идеала, т.е. не только таким, как он "есть", но и каким он "должен быть". Если знание не достигло такого уровня, что на его основе можно поставить практич. цель, то это значит, что оно не стало И. В практич. деятельности не И. превращается в предмет, а последний становится другим, и И. есть лишь посредствующее звено этого становления. И. направляет практич. , образуя идеальную форму будущей вещи или процесса. Причем отделить И. (идеальную форму) от материальной практич. деятельности можно только в абстракции. И. выступает нек-рым опосредствующим звеном в движении от одного объекта к другому. Когда И. реализуется, становится не только по содержанию, но и по форме своего существования объективной, она перестает быть И., становится объективной реальностью.

    Переход от абстрактного к конкретному невозможен без образования И., объединяющей многочисл. абстракции в нек-рую , образующую науч. теорию, потому что в И. осуществляется синтез теоретич. предположений и практич. опыта, обнаруживающего их истинность. Пока не созреет, не выкристаллизуется И., нельзя приступить и к созданию науч. теории и образующих ее понятий. Функция И. в познании состоит в достижении синтеза знания. Напр., И. рефлекса лежит в основе теории И. П. Павлова, И. развития – в основе как науч. теории.

    И. выражает такую закономерность, к-рая характеризует существенное во всем процессе, отражающемся в данной теории, и на всем протяжении его протекания и потому осознается в общем виде раньше, чем подробности и детали. Все остальные понятия, входящие в данную теорию, связаны с И., выражают ее отд. стороны и моменты. Напр., все законы и категории материалистич. диалектики объединены в одно , в одну теорию. Началом, их объединяющим, является И. развития, законы диалектики являются законами развития, они выражают отд. стороны, процессы и формы его. Понятие, отражающее закономерность, становится И., когда оно в построении и образовании науч. теории выполняет определ. функцию, а именно: объединяет др. понятия в определ. систему, намечая целостный, контурный образ изучаемого предмета, объединяет многочисл. абстракции в синтетич. образ, дающий конкретное, многостороннее знание предмета. Новая И. созревает, в свою очередь, на базе предшествующего развития знания, т.е. после того как накопила большой фактич. материал, открыла частных закономерностей, выраженных в абстракциях, но оказалась не в состоянии разобраться в их сложном многообразии, систематически их синтезировать. Поскольку все понятия в науч. теории связаны с И., подчинены ей и выражают ее различные стороны, моменты, содержание И. не раскрывается одной дефиницией, нужна целая совокупность определений, к-рые бы характеризовали ее с различных сторон. И. раскрывается в принципах, законах, категориях и т.д., т.е. превращается в теорию.

    Синтезирующую роль выполняет И. и в художеств. произведении, объединяя представления и мысли в целостный образ.

    И. развивается и в своем развитии может достигать различной степени зрелости. Одни И. являются достоверными, а другие находятся на ступени предположения достаточной степени вероятности, чтобы стать основой для построения гипотезы. Превращение гипотезы в достоверную теорию связано с доказательностью И., лежащей в ее основе. Когда наука и установят объективную истинность И., лежащей в основе гипотезы, последняя, путем ее конкретного развития, становится достоверной теорией. Существуют И., к-рые фантастически, искаженно отражают действительность. Такие идеи лежат в основе идеалистич. филос. систем и религ. учений.

    И. в науке выполняют роль активных эвристич. принципов объяснения явлений, в дальнейшем движении познания, в анализе накопленных фактов и открытых законов. И. тогда открывает широкие горизонты в дальнейшем прогрессе знания, когда она точно и полно отражает наиболее общие фундаментальные закономерности. Такими являются филос., политич., правовые, эстетич., моральные И. марксистско-ленинского мировоззрения, оказывающие благотворные влияния на все стороны обществ. жизни. На основе этих И. происходит преобразование действительности.

    В зависимости от своего содержания И. различно влияют на ход развития общества. И., правильно отражающая процессы и выражающая интересы передовых обществ. классов, ускоряет обществ. . Эта И. организует и мобилизует массы на борьбу за свержение отжившего свой век и установления нового обществ. строя. Реакц. И., искажающие действительность и служащие уходящим с историч. арены классам, выступают тормозом обществ. прогресса. Реакционный характер носят И. совр. бурж. философии и социологии, ревизионизма и религии. Примером передовых И. являются идеи марксизма-ленинизма, указывающие пролетариату выход из социального рабства и пути построения нового общества. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая , Соч., 2 изд., т. 3, с. 16–49; Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, М., 1956; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М., 1957; Ленин В. И., Материализм и . Соч., 4 изд., т. 14, с. 113–14; его же, Философские тетради, там же, т. 38, с. 183–231; Кант И., Критика чистого разума, СПБ, 1897; Гегель Г. В. Ф., Логика, Соч., т. 1, М.–Л., 1929, с. 320–44; его же, Наука логики, там же, т. 5–6, М., 1937–39; Аристотель, Метафизика, пер. и прим. А. В. Кубицкого, М.–Л., 1934, кн. 13, гл. 4–5; Локк Д ж., Опыт о человеческом разуме, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960; Mаковельский А. О., Древнегреческие атомисты, Баку, 1946, с.228–35.

    П. Копнин. Киев.

    Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

    Ш. И. де Сен-Пьер о Вестфальской системе

    Начнем с общего обзора нынешнего положения дел в Европе. Расположение гор, морей и рек, которые служат границами между населяющими ее народами, по-видимому, определило число и величие этих народов; можно сказать, что политическое устройство этой части света в известном отношении есть плод деятельности природы.
    В самом деле, не следует думать, что это удостоившееся стольких похвал равновесие было кем-то установлено и что кто-либо прилагал усилия, чтобы его поддерживать. Равновесие существует, и те, кто не чувствует в себе достаточно веса, чтобы его нарушить, объясняют свои частные действия необходимостью его укреплять. Вне зависимости от того, помышляют о нем или нет, это равновесие сохраняется и нуждается лишь в самом себе для своего поддержания, обходясь без всякого вмешательства со стороны; едва только оно нарушилось бы в одном пункте, оно тотчас восстанавливалось бы в другом; так что, если государи, которых обвинили бы в стремлении создать всемирную монархию, действительно пожелали бы ее образовать, они проявили бы при этом больше заносчивости, чем ума. Как иначе можно отнестись к подобному замыслу, смехотворность которого тотчас бросается в глаза? Как не понять, что в Европе нет властелина, настолько превосходящего других, чтобы когда-либо стать их повелителем? Все завоеватели, которые совершали перемены в свете, всегда нападали или нежданно, или используя иноземные и более боеспособные войска; к тому же они нападали на такие народы, которые были либо безоружны, либо разобщены, либо недисциплинированны.
    Но где сыскал бы любой европейский государь эту непредвиденную мощь, способную подавить всех остальных, коль скоро наиболее могущественный из государей являет собой весьма малую часть целого и все остальные государи проявляют весьма значительную бдительность? Может ли он иметь большее войско, нежели все они? Этого он не может, подобная армия в короткое время разорила бы его или же его войска были бы слабее сил противника ввиду их сравнительной многочисленности. Может ли он иметь более закаленных в боях солдат? Их у него будет относительно меньше. К тому же военная выучка повсюду примерно одна и та же или же уравнивается в короткое время. Будет ли у него больше денег? Но источники их одни и те же для всех, да никогда деньги и не совершали великих завоеваний. Может быть, он совершит внезапное вторжение? Но нужда в провианте и укрепления противника будут останавливать его на каждом шагу. Захочет ли он возвыситься мало-помалу? Тогда он даст неприятелю возможность сплотиться, чтобы противостоять ему; ему тотчас же станет недоставать времени, денег и людей. Разъединит ли он другие державы, чтобы их одолеть их же силами? Европейский опыт показывает тщетность такой политики, ибо самый ограниченный государь не попадется в подобную ловушку. Наконец, в силу того что ни одна из сторон не может получить особых ресурсов, сопротивление в конечном счете становится равным усилиям нападающего, а время быстро уравняет поражениями кратковременные удачи если и не каждого государя в отдельности, то по крайней мере всех их в целом.
    Можно ли, наконец, представить себе соглашение двух или трех монархов, направленное на подавление остальных? Эти три властелина, кем бы они ни были, не составят вместе и половины Европы. Тогда другая ее часть, безусловно, объединится против них; им нужно будет победить более сильного противника, нежели они сами. Добавлю, что интересы одних слишком противоположны интересам других, чтобы подобный проект вообще мог осуществиться. И я скажу еще, что, если уж они замыслят нечто подобное и начнут осуществлять свой замысел, причем добьются известных успехов, сами эти удачи послужат семенами раздоров в стане вооруженных завоевателей, потому что немыслимо, чтобы их завоевания были поделены так, что каждый счел бы себя необделенным и менее удачливый немедленно не выступил бы против достижений других, которые по тем же самым причинам не замедлили бы тоже рассориться между собой. Я сомневаюсь, чтобы, с тех пор как существует мир, нашлись бы три или даже две тесно сплоченные великие державы, которые бы покорили другие, не повздорив при этом по поводу контингента войск или раздела завоеванного, и не придали бы слабой стороне новых сил благодаря своему неразумному поведению. Таким образом, какие бы предположения ни строить, невероятно, чтобы один государь или союз нескольких государей могли ныне существенно и надолго изменить существующее положение вещей.
    Суть не в том, что Альпы, Рейн, море, Пиренеи - непреодолимые для тщеславия препятствия; эти препятствия подкреплены другими, которые их усиливают или водворяют государства в прежние границы, когда преходящие усилия раздвигают их переделы. Что действительно в определенной степени поддерживает европейскую систему, так это дипломатические переговоры, которые почти всегда взаимно уравновешивают друг друга; однако эта система имеет и другую, еще более солидную опору - совокупность германских государств, расположенных примерно в центре Европы, которая удерживает от соблазнов все остальные части ее и, может быть, в еще большей степени сдерживает своих соседей, чем своих собственных сочленов: эта внушающая чужеземцам страх группировка, сильная численностью и достоинствами своих народов, полезна благодаря своему устройству, которое лишает ее средств и воли к завоеваниям и в то же время является камнем преткновения для других завоевателей. Несмотря на изъяны в устройстве Империи, несомненно, что, пока эта группировка существует, равновесие в Европе не будет нарушено, что ни одному монарху нечего бояться быть свергнутым другим и что Вестфальский договор, пожалуй, всегда будет для нас основой политической системы.

    Трактаты о вечном мире. - М., 1963

    Конфликты и противоречия. XIX в. § 28

    Методы колониальной политики европейских государств по отношению к Африке конца XIX в. охарактеризовал отечественный историк А. Б. Давидсон. Он отмечал, что желание избежать осложнений в европейской политике заставило колонизаторов вернуться к такому испытанному способу осуществления захватов, как привилегированные компании.
    Такие компании, заручившись «договорами» с «туземными» вождями, получали от правительства своей страны особую хартию, или привилегию. В хартии говорилось, что правительство одобряет эти «договоры», а с ними - и действия соответствующей компании. Фактически правительство разрешало компании захватить ту или иную пока еще «неподеленную» территорию и управлять ею. «Договоры» нужны были для того, чтобы обосновать эти захваты с позиций международного права. Конкретному их содержанию никто особого значения не придавал. Правительство просто объявляло «договор» основой для любых действий компании и, стоя за ее спиной, прямой ответственности за нее не несло. Если у компании дела не ладились, если ее действия возмущали общественное мнение, то правительство могло попросту умыть руки.
    Выгода для него заключалась еще и в том, что колониальные захваты обычно не сулили немедленных прибылей. Наоборот, само завоевание, разведка недр, подготовка к эксплуатации захваченной страны, не говоря уже о подавлении восстаний и «умиротворении» покоренных народов, - все это требовало денег. Обременять дополнительными расходами государственный бюджет не всегда представлялось возможным: налогоплательщики могут не понять, оппозиция в парламенте будет против них возражать, державы-соперницы, обеспокоенные шумихой, постараются принять контрмеры. Ну а тут - частная компания, которая действует на свой страх и риск, расплачиваясь за все своими деньгами. И к карману налогоплательщика, и к правительству все это вроде бы никакого отношения не имеет. Хотя на деле правительству, конечно, приходилось предоставлять в распоряжение таким компаниям и деньги, да и жизни солдат.
    Такой тактикой колониальных захватов пользовалось английское правительство. Русский посол в Великобритании Е. Е. Стааль доносил в Петербург: «Там, где оно не могло или не желало действовать собственными средствами, оно давало особенные грамоты и привилегии частным торговым компаниям, которые вели на свой счет войны в уверенности, что правительство метрополии, в случае опасности и нужды, не откажет им в помощи».
    Идея создания таких компаний в Африке овладела правительствами Англии в разгар схватки за раздел мира. В 1886 г. хартия была дарована Нигерской компании, в 1888 г. - Британской восточноафриканской. В те годы многие газеты и журналы наперебой восторгались компаниями, восхваляли их активность, противопоставляли ее «нерешительности» правительства. В начале 1886 г. и Бисмарк провозгласил идею «германской коммерческой империи» в Африке путем создания компаний, поддерживаемых правительством, и через два года германское правительство дало хартию Германской восточноафриканской компании.
    Главным полем деятельности этих компаний была тогда Африка. В конце XIX в. они да еще несколько сходных с ними ассоциаций Великобритании, Германии, Франции и Бельгии управляли двумя миллионами квадратных миль территории и по крайней мере 50 млн жителей африканского континента.
    Британская южноафриканская компания была из них самой крупной. С. Родс сумел связать эту компанию со своим именем, хотя и не он один и даже не он первым добивался ее создания. О мандате на завоевание мечтали Гиффорд, Коустон и многие другие - те, кто думал о захвате стран, лежавших в глубине Африки.
    30 апреля 1889 г. лорд Гиффорд обратился к правительству от имени компании, которая «должна быть создана», с предварительной просьбой «санкции и моральной поддержки правительства Ее Величества и признания на этой территории полученных законно прав и интересов». Гиффорд сослался на поддержку родсовской «Голд филдс», своей «Бечуаналенд эксплоринг компании» и поименно - лорда Н. Ротшильда, крупного банкира барона Эрлангера, Сесиля Родса, Чарлза Радда.
    Компания брала на себя обязательства: 1) построить железнодорожную и телеграфную линии до Замбези; 2) поощрять иммиграцию и колонизацию; 3) развивать торговлю; 4) эксплуатировать минеральные и другие концессии в системе единой могущественной организации, исключающей конфликты и осложнения между соперничающими интересами.
    Министр колоний поддержал просьбу, поскольку, во-первых, учредители компании на основании акта об акционерных компаниях могут действовать и без хартии, а во-вторых, «такая компания сможет освободить правительство Ее Величества от дипломатических затруднений и тяжелых расходов».

    Давидсон А. Сесиль Родс и его время. - М., 1984

    Континентальная блокада

    Наполеон о целях континентальной блокады
    (свидетельство А. де Коленкура)

    Он [Наполеон] тешил себя надеждой (или старался убедить меня), что все европейские правительства, и даже те, которые наиболее тяготятся могуществом Франции, в высшей степени заинтересованы в том, чтобы не позволить казакам перейти через Неман.
    Я откровенно возражал императору:
    - Если кого-нибудь боятся, то именно вашего величества; ваше величество являетесь предметом всеобщего беспокойства, которое мешает видеть другие опасности. Правительства боятся всемирной монархии. Другие династии боятся, чтобы их место не заняла ваша династия, проникшая уже повсюду. Интересы всей Германии страдают в настоящий момент от налоговой системы, установленной три года тому назад. Национальные чувства, национальное самолюбие и национальные обычаи всей Германии оскорблены политической инквизицией, введенной в Германии несколькими нашими неловкими представителями. Именно эти причины и эти мотивы (быть может, их до некоторой степени скрывают от вашего величества) придают ненависти к вам характер общенационального чувства. Народы еще больше, чем правительства, доведены до отчаяния тем военным режимом, который установился в Германии при правлении князя Экмюльского.
    Император не отказывался слушать мои откровенные речи и отвечал мне без раздражения, даже добродушно. ...Он был в таком хорошем настроении, что согласился с правильностью некоторых из моих утверждений; некоторые другие он оспаривал, а по поводу остальных заметил, что люди теперь достаточно просвещены и могут видеть, если посмотрят хотя бы, как мы организуем присоединяемые к Франции страны, что если кое-какие интересы частных лиц терпят там ущерб в результате полицейских мероприятий и в силу обстоятельств, чуждых преследуемой императором цели, то наши законы, действующие там, дают всем действительные гарантии против произвола. Он настаивал, что наше управление строится на великих, возвышенных и либеральных основах, соответствующих духу времени и действительным нуждам народов.
    Он сказал при этом:
    - Я мог бы обращаться с ними, как с завоеванными странами, а я управляю ими, как французскими департаментами; напрасно они жалуются. Если что-нибудь их тяготит, то это - стеснения, обременяющие торговлю, но они объясняются соображениями высшего порядка, пред которыми должны отступать даже интересы старой Франции. Только мир с Англией может положить конец этим стеснениям и этим жалобам. Нужно только терпение. Два года упорной выдержки приведут к падению английского правительства. Оно будет принуждено заключить мир, и притом мир, соответствующий законным торговым интересам всех наций. Все забудут тогда стеснения и вызываемые ими жалобы, а процветание, которое явится результатом этого мира, и тот порядок вещей, который тогда упрочится, дадут полнейшую возможность быстро возместить все потери.
    Император жаловался, что в настоящий момент никто не хочет взглянуть за пределы узкого круга своих собственных неприятностей. ...Правильная оценка той системы, которую он вынужден применять против Англии, и всех связанных с ней последствий будет возможна лишь через несколько лет. Он нарушает слишком много установившихся привычек и оскорбляет слишком много мелочных интересов, а следовательно, создает много недовольных; этим и пользуются сейчас в своих целях глупость и слепая ненависть.
    Но континентальная система, продолжал он, не делается от этого менее великим замыслом, и она превратится даже в добровольную систему, осуществляемую по воле всех народов, потому что она соответствует как индивидуальным интересам отдельных лиц, так и общим интересам всего континента. Поставить преграду тому, кто ставит преграды другим, - это простая справедливость. К тому же император желал создать на континенте промышленность, которая освободила бы Европу от господства английской промышленности и, следовательно, соперничала бы с нею; у него не было поэтому выбора в средствах, и он пустил в ход единственное оружие, которое действительно наносит удар благосостоянию Англии. ...Он достоверно знает теперь, что не ошибся, и в подтверждение своих слов может сослаться на промышленное процветание не только в старой Франции, но также и в Германии, несмотря на то что войны все время не прекращаются.
    Император делал отсюда вывод, что именно эта система создала промышленность во Франции и Германии. Это значит, говорил он, что она будет источником богатства и уже сейчас возмещает нам недостаток внешней торговли; в близком будущем ее благодетельная роль даст себя знать еще больше. Не пройдет и трех лет, как рейнские области, Германия и даже те страны, где сейчас больше всего возмущаются запретами, воздадут должное его стремлениям и его прозорливости. Показать французам и немцам, что они сами могут зарабатывать у себя дома те деньги, которые до сих пор отнимала у них английская промышленность, - это великая победа над сент-джемским кабинетом. Одного этого результата было бы достаточно, чтобы обессмертить его царствование, ибо он способствует дальнейшему развитию как нашего внутреннего процветания, так и процветания Германии.
    То, что я назвал исполинским могуществом Франции, по мнению императора, означает в настоящий момент такое положение вещей, которое полностью соответствует интересам Европы, так как является единственным средством дать отпор чрезмерным притязаниям Англии.
    ...Говорят, и вы, Коленкур, первый говорите это, что я злоупотребляю нашим могуществом. Я признаю этот упрек, но я делаю это в общих интересах всего континента, тогда как Англия вполне определенно злоупотребляет своей силой и своим могуществом, огражденным от бурь, исключительно в своих собственных интересах, так как лондонские торгаши ни во что не ставят интересы Европы, которая, по-видимому, так благоволит к Англии. ...Если я восторжествую над Англией, Европа будет меня благословлять, если же я паду, то вскоре упадет и маска, которую носит Англия, и тогда все увидят, что она думала только о себе и принесла спокойствие континента в жертву своим текущим интересам. Континент не может и не должен жаловаться на мероприятия, цель которых - закрыть его в настоящее время для английской торговли. Присоединение к Франции тех или иных территорий, возбудившее столько крика, является (император сказал это мне под секретом) только временной мерой, служащей для того, чтобы стеснить Англию, затруднить ее торговлю, разорвать ее торговые связи и отучить Европу от них. Эти территории - залог, который я держу в своих руках, подобно Ганноверу и многим другим, чтобы они могли служить потом предметом торга с Англией в обмен на наши или голландские колонии или на некоторые притязания, от которых Англии придется отказаться в общих интересах.

    А. де Коленкур. Поход Наполеона в Россию. - Смоленск, 1991

    ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

    Тесты охватывают все разделы учебника и позволяют организовать тематическую проверку знаний учащихся.
    Формы заданий соответствуют формам заданий ЕГЭ, что позволит учащимся тренироваться в их решении и будет способствовать психологической подготовке к экзамену.
    Задания со звездочкой повышенной трудности и предназначены для профильного уровня образования.

    1. Историческое познание сегодня. Первобытность. Древний Восток (предисловие, § 1-3)

    Вариант 1
    1. Историография изучает
    а) даты исторических событий и явлений
    б) развитие письменности, помогает определить авторство документа
    в) историю денежного обращения, монетной чеканки
    г) концепции, взгляды ученых, закономерности становления самой исторической науки
    2. Человек современного вида появился
    а) 2-1,5 млрд лет назад
    б) 4-3 млн лет назад
    в) 100-40 тыс. лет назад
    г) 6-5 тыс. лет назад
    а) возделывание злаков и выращивание животных
    б) отсутствие частной собственности
    г) существование соседской общины
    д) возникновение племенных богов
    е) преобладание собирательства
    4. На рубеже IV-III тыс. до н. э.
    а) возникли первые цивилизации
    б) началась неолитическая революция
    в) появился человек современного вида
    г) зародилась религия

    6. В основе развития китайской государственности и цивилизации лежали идеи
    а) буддизма
    б) даосизма
    в) ведизма
    г) конфуцианства
    7. Возникновение цивилизации в Месопотамии связано с народом
    а) аккадцы
    б) шумеры
    в) ассирийцы
    г) хеты
    8. На Древнем Востоке
    а) возникла письменность
    б) произошел переход к кочевому скотоводству
    в) появилось классическое рабство
    г) зародилась монотеистическая религия
    д) зародилась демократия
    9. Древневосточный правитель
    а) имел неограниченную власть над подданными
    б) выбирался высшей знатью
    в) имел лишь религиозные функции
    г) не имел никакой собственности
    10*. Высказывание «Никакие явления социальной, политической, материальной жизни не могут быть правильно поняты без рассмотрения картины мира, присутствующей в сознании людей, без понимания ментальности» характерно для
    а) цивилизационных теорий
    б) исторической антропологии
    в) теорий модернизации
    11*. Вера в происхождение человека от воображаемого предка (человека, животного или растения) и поклонение ему
    а) тотемизм
    б) анимизм
    в) фетишизм
    г) магия
    12*. «Нет многих богов, а только великий Ахурамазда, который есть Добро и Свет». Такова основная идея религии
    а) иудаизма
    б) буддизма
    в) зороастризма
    г) ведизма
    а) история
    б) древневосточная деспотия

    Вариант 2
    1. Палеография изучает
    а) авторство, время и место создания письменного источника
    б) историю денежного обращения
    в) даты исторических событий и явлений
    г) значение гербов
    2. Эволюционная теория происхождения человека создана
    а) А. Тойнби
    б) Ч. Дарвином
    в) М. Блоком
    г) Ф. Энгельсом
    3. Признаки неолитической революции
    а) существование родовой общины
    б) второе разделение труда - выделение ремесла
    в) преимущественно кочевой образ жизни
    г) появление пахотного земледелия
    д) переход к монотеизму
    е) появление семейного хозяйства и зачатков частной собственности
    4. Переход человечества от первобытности к цивилизации свершился
    а) 40 тыс. лет назад
    б) в IX тыс. до н. э.
    в) во II тыс. до н. э.
    г) на рубеже IV-III тыс. до н. э.
    5. Установите соответствие между народами и их достижениями

    6. «Жизнь есть зло, несущее всему существующему страдания. Чтобы обрести спасение, надо отказаться от всех желаний, вести праведную жизнь». Такова основная идея религии
    а) зороастризма
    б) иудаизма
    в) буддизма
    г) ведизма
    7. Небо считалось высшим божеством, правитель - Сыном Неба, а само царство стало называться Поднебесным. Речь идет о
    а) Персии
    б) Египте
    в) Индии
    г) Китае
    8. В эпоху первобытности
    а) появилась письменность
    б) были созданы первые государства
    в) зародилась религия
    г) появились научные знания
    д) произошел переход к земледелию и скотоводству
    9. Для древневосточной деспотии характерно
    а) участие народа в управлении государством
    б) всеохватывающее господство государства над подданными
    в) отсутствие налоговой системы
    г) отсутствие письменных законов
    10*. Высказывание «В истории существовали и существуют определенные типы человеческих сообществ, вызывающие устойчивые ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев, т. е. в области культуры» характерно для
    а) цивилизационных теорий
    б) исторической антропологии
    в) теорий модернизации
    г) сравнительного изучения истории
    11*. Вера в одушевленность окружающего мира, в существование духов природы и людей
    а) тотемизм
    б) анимизм
    в) фетишизм
    г) магия
    12*. Особенность финикийской цивилизации
    а) создание крупнейшей империи Древнего Востока
    б) значительное отставание в политическом развитии от других государств
    в) создание первой монотеистической религии
    г) преобладание в хозяйственной жизни ремесла и торговли
    13. Дайте определение понятиям
    а) исторический источник
    б) неолитическая революция

    2. Мир Античности (§ 4-7)

    Вариант 1
    1. Началом Античности историки считают
    а) рубеж IV-III тыс. до н. э.
    б) рубеж III-II тыс. до н. э.
    в) середину II тыс. до н. э.
    г) начало I тыс. до н. э.
    2. Древнейший очаг греческой цивилизации
    а) Афины
    б) Спарта
    в) Иония
    г) Крит
    3. Гражданин греческого полиса имел право
    а) заниматься ремеслом и торговлей
    б) продать своего сына в рабство
    в) участвовать в управлении государством
    г) отказаться от участия в военном походе
    д) защищать свой полис от врага
    4. «Грандиозный интеллектуальный прорыв» VI в. до н. э. в Древней Греции был связан с
    а) появлением монотеистической религии
    б) рождением философии
    в) созданием древнегреческого эпоса
    г) открытием шарообразности Земли
    5. Для греческой религии и мифологии были характерны
    а) систематизированный характер мифологии
    б) единобожие
    в) оформление единого греческого пантеона
    г) отсутствие храмов и культа
    д) существование в каждом полисе своего пантеона богов
    6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и произведениями искусства

    8. Юлий Цезарь
    а) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
    б) стал римским императором
    в) являлся одним из древнеримских царей
    г) был избран афинским стратегом
    9. Режим власти в Риме, при котором император был провозглашен «богом и господином», получил название _____________
    10*. Полагал, что реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений, древнегреческий философ
    а) Гераклит
    б) Сократ
    в) Платон
    г) Аристотель
    11*. Характерные черты Спарты


    д) прямая демократия
    е) контроль власти над жизнью граждан
    12*. В римском праве было(а) сформулировано(а)
    а) право на свободу слова
    б) идея божественной власти императора
    в) презумпция невиновности
    г) обоснование обязательности рабства
    13. Дайте определение понятиям
    а) Античность
    б) полис

    Вариант 2
    1. Окончанием Античности историки считают
    а) V в. до н. э.
    б) IV в. до н. э.
    в) III в. н. э.
    г) V в. н. э.
    2. Выдающиеся архитектурные сооружения классической Греции находятся в
    а) Спарте
    б) Афинах
    в) Трое
    г) Микенах
    3. Древнегреческий полис - это
    а) город-государство с округой
    б) один из городов Греции
    в) участок земли, принадлежащий на правах собственности
    г) община полноправных граждан
    д) религиозное объединение
    4. Появление истории как особой области знания было связано с именем
    а) Гераклита
    б) Фидия
    в) Геродота
    г) Перикла
    5. Для греческой культуры были характерны
    а) любовь к гладиаторским боям
    б) большое внимание к наукам и искусствам
    в) широкое распространение портрета
    г) отсутствие монументальных зданий
    д) изображение идеального человека
    6. Установите соответствие между периодом в истории Античности и архитектурными сооружениями

    7. Установите соответствие между событием и датой

    8. Октавиан Август
    а) стал первым римским императором
    б) впервые установил бессрочную диктатуру в Риме
    в) был знаменитым римским поэтом
    г) прославился созданием кодекса римского права
    9. Монархия с сохранением внешних признаков республики получила в римской истории название ______________
    10*. Создал учение о формах и «неподвижном перводвигателе» мироздания древнегреческий философ
    а) Гераклит
    б) Сократ
    в) Платон
    г) Аристотель
    11*. Характерные черты Афин
    а) военизированное государство
    б) демократическое политическое устройство
    в) высшая власть принадлежит народному собранию
    г) полис олигархического типа
    д) выборные государственные должности
    е) жесткий контроль власти над жизнью граждан
    12*. В римском праве было сформулировано
    а) понятие собственности, в том числе частной
    б) право только римских граждан
    в) обоснование обязательности рабства
    г) право на свободу слова
    13. Дайте определение понятиям
    а) эллинизм
    б) республика

    Онтологическая проблема или вопрос о том, что есть подлинное бытие? Эта проблема была поставлена на начальном этапе. Что лежит в основе всего, что нас окружает? Практический жизненный опыт приводит к выводу о том, что нас окружают телесные вещи. Ещё у нас есть ощущения, вызванные этими вещами. А ещё у нас есть мысли, которые обобщают эти ощущения, т.е. у нас есть внутренний мир, который нельзя потрогать. Элементарный опыт человеческого самонаблюдения позволяет различать две реальности: телесную (мир вещей) и бестелесную. Эти две реальности очень разные. При объяснении мироздания из чего исходить, из материи или из духа? Что принять за основу? Принять две реальности сразу очень трудно. Довольно давно философы разделились на две группы: материалисты и идеалисты.

    Материализм – философская позиция в решении бытия и утверждающая, что мир материален, что единственной реальностью является материальная реальность. Но тогда получается, что сознание и дух являются производными от материи. Сознание и дух не имеют самостоятельного бытия. Материализм основывается на доверии к практическому опыту.

    Идеализм, наоборот исходит из того, что первичная реальность бестелесна, духовна. Первым европейским философом, который совершенно отчётливо сформулировал эту исходную посылку, был выдающийся древнегреческий мыслитель Платон (427 до н.э. – 347). Он считал, что подлинное бытие составляют идеи, выступающие прообразами материальных вещей. Платон полагал, что в мире есть и материя, но она бесформенна, неопределённа, лишена собственной способности к движению, развитию. Жизнь, по Платону, имеет духовную сущность. Откуда возникла такая мысль? Предпосылкой явилась другая сторона нашего опыта – способность человеческого сознания направлять человеческие действия. Например, чтобы построить дом, необходимо вначале представить его в уме. Идеализм, в отличие от материализма подчёркивает активность духа. Однако идеализм сталкивается с проблемой – откуда берётся природа, мир вещей? Над философским идеализмом всегда нависала опасность ссылки на чудо, идеализм в этом случае становится неубедительным.

    Различают две разновидности идеализма – объективный и субъективный. Объективный идеализм утверждает, что дух, как первичная реальность, существует независимо от сознания отдельного субъекта. Наоборот, субъективные идеалисты в качестве первичного духовного начала пытаются истолковать сознание отдельного человека.

    Философскую позицию, утверждающую единственность первоначала, называют монистической. Бывают, следовательно, материалистический и идеалистический монизм. Дуализмом называют утверждение изначальной двойственности первоначала.

    Вообще можно отметить, что чистый идеализм как и чистый материализм, встречаются нечасто. В период господства в социалистических странах философии марксизма, материалистической в своей основе, предпринимались, правда, попытки искусственно увеличить численность материалистов среди философов прошлого.