Как правильно доносить свои мысли. Правильное изложение мыслей – ключ к успеху

Привет, с вами снова Павел Ямб!

Если вы пишете статьи, значит, нужно уметь излагать свои мысли ясно и по сути. Как достигнуть необходимой ясности, из каких трех важных составляющих состоит качественный текст, мы и поговорим сегодня.

Главное — идея

Чтобы четко сформулировать идею, нужно либо быть ребенком, либо иметь серьезную базу знаний. Незамутненный ум ребенка сразу и часто без привычной взрослым дипломатичности выхватывает суть происходящего. Истории из жизни, когда малыши ставят родителей или других людей в неловкое положение, наверняка вам знакомы.

Отец и ребенок лет пяти едут в набитом троллейбусе. Холодная погода, окна запотели. Мальчик начинает тереть стекло так, что оно визжит под пальцами. Отец делает замечание, ребенок не реагирует.

— Сколько раз тебе можно говорить?! – взрывается он. — Говорю, говорю, а ты все равно не слушаешь!

— А мама тебе сколько говорит в ванну не писать, а ты все равно писаешь! – громко парирует мальчик.

Образованный и начитанный человек точно так же проводит аналогии и выхватывает суть событий – правда, он уже различает, что и когда можно говорить, а от чего лучше воздержаться.

Поэтому первое и самое главное условие успешного формулирования мысли – основная идея. Без нее это будет просто поток сознания.

Бывает так, что даже идея есть, однако проблема в подаче. В этом случае три необходимых условия – три кита», – помогут донести ее до читателя или слушателя:

  • четкость и простота мысли;
  • структурированность;
  • факты.
  • Мирру мир и …

Проясняем при помощи слов

Четкость выражения на пустом месте не возникнет. Чтобы правильно подобрать слова, нужно знать их достаточное количество. Синонимы, смысловые оттенки – все это приходит в нашу речь с наличием достаточного словарного запаса.

Для сравнения: толковый словарь Даля состоит из 200 тыс. слов. Словарь человека с высшим образованием примерно равен 10 тыс. слов, а эрудит использует не более 50 тыс. Пассивный словарный запас, конечно, больше. Вот интересный тест: http://www.myvocab.info/ Мой пассивный словарный запас составляет, согласно этому опроснику, 58 тыс. слов. А ваш?

Уверенность в собственном знании тоже немаловажный фактор. Человек неуверенный и неграмотный будет стараться скрыть пробелы в знаниях заумными фразами. Тот, кто знает и уверен, наоборот заинтересован в доступности и понятности своих идей. Однако следует остерегаться путать простоту с примитивизмом, а элементарное владение материалом с заумностью. Даже объясняя основы квантовой физики детям, едва ли можно избежать какого-то количества терминов:

Хотя идея подана изящно: наглядно и просто.

Структура – основа для понимания

Важность структурированной подачи мыслей, надеюсь, объяснять не нужно. Как научиться структурировать свои мысли? Составляйте план сообщения, которое хотите сделать. Определяйте, о чем говорить или писать в первую очередь, как развивать мысль в дальнейшем. От простого к сложному или от сложного к простому – как вам больше нравится. Однако последовательная подача информации – наш «второй кит» ясного и четкого изложения своих мыслей. Потом, когда придет опыт, этот план можно просто держать в голове. Четкая структура сообщения сразу покажет, что его делает мастер, который умеет грамотно преподнести идею.

Факты на стол

«Третий кит», на котором держится ясное мышление – факты. Придавайте вес своим сообщениям подтвержденными фактами, реальными примерами, они вызывают доверие. Например, книги Дейла Карнеги наполнены примерами из жизни разных людей – от выдающихся личностей до никому не известных его учеников, друзей, родственников и знакомых. А он давно стал настоящим классиком методик самосовершенствования.

Кроме того, благодаря фактам становится яснее, какую идею автор хочет донести до читателя или слушателя.

Нужно ли это умение в повседневной жизни? Конечно, если вы хотите повысить качество общения с другими людьми.

Если спор заканчивается ссорой или дракой, значит, никто из участников не смог четко и ясно выразить свою мысль. Мастерству дискуссии, как и многому другому, можно и нужно учиться. Однако все нам подвластно, если мы только ставим такую задачу. И я уверен, у вас все получится!

Умение хорошо говорить дано не каждому. Но это не проблема — научиться можно всему, имея желание.

Ораторское мастерство ведет человека к успеху. Не надо быть диктором, тамадой, экскурсоводом, профессором, чтобы применять свое умение. Если индивидуум умеет четко выражать свои мысли, то окружающие люди формируют положительное мнение о нем. Как правило — такие собеседники не устраивают споры, четко доносят свои мысли к окружающим, убеждая их в своей правоте, благодаря уместным аргументам.

Как научиться красиво и грамотно говорить и излагать свои мысли: 10 лучших советов и правил

Правильная, четкая речь со сменой интонаций — это хорошая практика расположить к себе оппонентов. Если обладать таким искусством, то можно не только хорошо продвинуть свой бизнес, а и достичь больших высот в политической деятельности.

Хорошо, когда начиная с младшего возраста, родители дают уроки развития речи, учат своих малышей правильно произносить слова своим примером. Если в детстве не было такого шанса, не стоит расстраиваться можно учиться ораторскому мастерству самостоятельно. Главное, выполнять следующие советы:

  • Читайте литературу, пополняйте свой словарный запас. Именно с этого необходимо начинать подготовку к выступлениям на публике. Не помешает подучить и словарь синонимов. Не эстетично употреблять одинаковые выражения очень часто в тексте своей речи. Желательно их заменять похожими по смыслу фразами.
  • Для подготовки выступления старайтесь подбирать примеры схожих по смыслу лекций. Обратите внимание на TED. Здесь вы сможете найти себе понравившихся ораторов. Оценивайте их выступления, старайтесь замечать мелочи. Анализируйте жестикуляцию оппонентов.
  • Учитесь самостоятельно составлять тексты. Перед зеркалом проводите репетиции, излагайте эти рассказы. Для тренировки воображения, логики составляйте маленькие рассказы из заданных слов.
  • Запишите свою речь на видео или диктофон. Прослушайте, что у вас получилось. Исправьте ошибки дикции и произношения слов, недочеты в тексте.
  • Выразительность, образность речи тренируют при чтении стихов. Причем такие произведения лучше учить наизусть. Это прекрасно помогает передать эмоции, мысли в той или иной речи, выделить главное.
  • Регулируйте свой темп речи. Слишком быстрые изречения, не все оппоненты понимают. Если вы будите волноваться, то ваше выступление будет провалено. Также контролируйте тембр голоса. Дрожание, громко произносимые фразы, могут раздражать слушателя и не совсем правильно им восприниматься.
  • Неуместная мимика, слишком широкие жесты воспринимаются слушателями, как минимум странно. Поэтому тренируйтесь заранее перед зеркалом. А на публике, контролируйте свои телодвижения.
  • Самый главный приоритет в данном деле занимает дикция. Все дефекты речи можно устранить упорным трудом и упражнениями. Логопеды справляются даже с самыми запущенными случаями.


ВАЖНО : В общем, процесс улучшения своего профессионализма в ораторском искусстве состоит из трех основных составляющих: четкого произношения словосочетаний, увеличения запаса слов, работы над речевыми ошибками, исправлениями их.

Как работать над своей речью: упражнения

Жаль, что иногда встречаются случаи, когда у индивидуума огромный словарный запас и есть умение вести себя перед публикой, но нет чистоты речи. Точнее, оратор глотает буквы и не произносит их членораздельно или же того хуже неверно произносит звуки и т.п. В таких случаях ему необходимо обратиться к врачу-логопеду, который назначит ряд упражнений. И особа благодаря упорству сможет достичь хорошего результата. Ведь никто не будет слушать ведущего радиостанции, который не может верно произносить половину букв алфавита.

Во время разговора на публике ваше дыхание должно быть правильным, тогда не будет незаконченных фраз либо затянувшихся пауз. Это сильно искажает произносимые фразы. Другими словами, чтобы не заикаться дышите специальным образом. Экономно расходуйте воздух, вовремя вдыхайте кислород. Для этого рекомендованы тренировки, надо научиться дышать с помощью диафрагмы.

  • Полезное упражнение учиться говорить тексты на выдохе . Для этого вначале разбейте выражения на небольшие фразы, произносите их на выдохе. Далее делайте небольшой вдох и говорите следующую часть фразы. На следующем выдохе говорите предложение целиком, не разбивая на фразы. Тренируйтесь при этом дышать спокойно без резких вдохов. Такие тренировки позволят уравновесить ваше дыхание и речь ваша будет ровной.
  • Тренируйте свою речь путем произношения слов в разном темпе. Делайте это быстро, а потом медленно, четко, обращая внимание на то, как вы говорите. В этом вам поможет зеркало.
  • Произносите скороговорки, следите, чтобы все звуки были четкими без ошибок. Если не получается с первого раза, то пробуйте проговаривать их до тех пор, пока не выйдет.
  • Потом делайте акценты на разные согласные звуки. Произносите с акцентом вначале на одни согласные, потом на другие.
  • Учитесь говорить с орешками во рту так, чтобы получалось как-будто вам ничего не мешает. Делайте это упражнение с осторожностью, чтобы не подавиться.


После вышеперечисленных упражнений нужна практика правильного произношения словосочетаний. Ее проводят следующим образом:

  1. Запишите на диктофоне вашу речь.
  2. Прослушайте ее, критично оцените качество.
  3. Пусть оценят ваш доклад другие и укажут на ошибки.
  4. Без обид сопоставьте все мнения, выделите недочеты, исправьте их.


Обратите внимание, какие ошибки бывают чаще всего в произношении фраз:

  1. Неверное произношение: е, и, а, о, я, ю и т.п. (гласных безударных звуков).
  2. Пропуск некоторых согласных.
  3. «Съедание» гласных.
  4. Неверное употребление согласных (не в той очередности).
  5. Неправильное произношение: с, ш, щ, з, ж, ц.
  6. Нечеткое произношение мягких согласных.


Специалист-логопед сразу же укажет на все недочеты речи оратора. Подскажет, как можно исправить ошибки. Не надо стесняться обращаться к ним в случае надобности. Иногда самостоятельно справиться с проблемой невозможно при всем желании.

Видео: Как красиво говорить на русском языке?

Правильно выражать свои мысли и красиво говорить - залог успешной коммуникации в обществе, научиться которому можно в любом возрасте. Чтобы окружающие понимали с полуслова и не возникало неловких пауз, следует тренировать не только дикцию, но и «прокачивать» мозг.

Составляющие грамотной речи

Взаимодействие между людьми происходит при помощи речи. От того, насколько она развита, напрямую зависят коммуникативные навыки в обществе. Кроме этого, правильная и красивая речь является залогом понимания окружающими передаваемых мыслей, а, соответственно, и более высокие шансы суметь донести свои мысли и желания максимально точно.

Также выделяют ряд причин, по которым жизненно необходимо научиться правильно выражаться:

  • чтобы уметь донести свои мысли и получить корректные ответы на заданные вопросы;
  • для развития и обучения: чтобы получить новые знания, следует уметь грамотно формулировать запросы;
  • для достижения успеха в профессиональной деятельности;
  • ради развития структурированного мышления.

Красивая и грамотная речь включает в себя несколько основных «компонентов», без которых сложно добиться понимания окружающих:

  1. Дикция - основополагающая составляющая красивой речи. Четко поставленная дикция позволяет говорить правильно и внятно, что дает слушателю отличную возможность понимать оратора.
  2. Правильное дыхание - благодаря этому навыку речь получится плавной и размеренной, без продолжительных пауз и «хватания воздуха» в самый ответственный момент.
  3. Лаконичность - не стоит «отягощать» речь сложными терминами, непонятными фразами и длинными предложениями. Верно говорят, что «краткость - сестра таланта». Руководствуясь этим утверждением, следует исключить из речи все, что слушателю будет «резать слух» и оставить только важные факты.
  4. Содержательность - суть разговора, которой следует придерживать в течение всей беседы. Не стоит перескакивать с мысли на мысль, пытаясь захватить как можно больший объем выдаваемой информации. Лучше делать это постепенно, не меняя первоначального смысла передаваемой информации.
  5. Логика - важнейшая «деталь» умной беседы. Можно обладать сколь угодно богатым запасом слов, но не уметь применять их на практике. Логика изложения заключается в умении формулировать мысли в целостные предложения так, чтобы слушатель с первого раза уловил суть сказанного.
  6. Словарный запас - собственно, без него никак. Чтобы уметь выражать свои эмоции, желания и чувства в достаточной степени, необходимо знать как все это описать словами. Поэтому богатый словарный запас является спутником красивой и грамотной речи.
  7. Ораторское мастерство - свободное выступление на публике и умение красиво и с выражением презентовать себя и свои мысли ценится в обществе. Талантливые ораторы могут убеждать слушателей в чем-угодно, побуждать их к новым действиям и мотивировать. Поэтому такой навык является полезным как в работе, так и в учебе.

Логофобия - что это?

Быть полноценным членом общество помогает речь. Но существует ряд случаев, когда коммуникации усложняются - среди таких расстройств выделяют логофобию.

Логофобия (она же глоссофобия) - это патологическое тревожное расстройство, при котором пациент боится говорить. Чаще всего страх говорить возникает у людей с дефектами речи (заикание). При образовании данной фобии у человека значительно снижается самооценка, развивается неуверенность в себе.

Постепенно пациент с установленной логофобией отчуждается от внешнего мира, ограничиваясь узкой зоной комфорта. Ему страшно вступать в диалог с окружающими, так как он сильно беспокоится о том, какое впечатление производит. Кроме этого, общество не всегда толерантно к такого рода проблеме - многие могут с насмешкой воспринимать заик, что только усугубляет их нестабильное психическое состояние.

Следует отметить, что различают 3 вида заиканий:

  1. Невротическое - образуется после сильного нервного потрясения или психологической травмы. Может возникнуть в любом возрасте и усиливается при волнении. Таким образом, заикание усиливается в стрессовых ситуациях и может полностью отсутствовать в непринужденной беседе.
  2. Неврозоподобное - вид заикания, который формируется в следствие органических патологий головного мозга. В данном случае логофобия становится следствием другого заболевания - человек слышит свою речь, она ему не нравится, после этого развивается комплекс неполноценности и боязнь высказываться на публике.
  3. Смешанное - самый распространенный вид заикания. Первоначально у пациента диагностируют неврозоподобное заикание, после этого со временем больной начинает испытывать смущение при высказывании своих мыслей. Это становится «почвой» для формирования логофобии, которая выступает далее в качестве «усилителя» заикания. Таким образом, чем больше человек боится говорить, тем больше он заикается.

Интересно знать! Согласно данным Aмepикaнcкoй Пcиxиaтpичecкoй Opгaнизaции, трудности в выражении собственных мыслей испытывает около 90% ораторов.

Кроме заикания выделяют ряд генетических и социальных предпосылок, которые способствуют развитию логофобии. К генетическим «катализаторам» относят:

  • общий уровень тревожности;
  • сила или слабость нервной системы;
  • тип темперамента;
  • общая подвижность психических процессов.

Если говорить о социальных факторах, влияющих на возникновение страха говорить, следует выделить такие:

  • дисфункциональное воспитание (слишком строгие родители приучают малыша больше слушать, чем говорить самостоятельно);
  • психологическая травма, связанная с жесткой реакцией общества на некорректные высказывания пациента - к примеру, объектом исследования была допущена смысловая или речевая ошибка при представлении доклада на широкую аудиторию, его высмеяли и мозг принял решение «не попадать в подобную ситуацию»;
  • неумение принимать критику и страх быть высмеянным;
  • чувство неполноценности.

Опасность фобии заключается в том, что у человека с развитым страхом выступать на публике могут возникнуть не только коммуникативные, но и прочие проблемы:

  • образование заниженной самооценки;
  • риск развития социофобии;
  • попытки избегать публичных мест;
  • «бегство» от ответственности;
  • отказ от престижной работы и снижение уровня жизни;
  • ограниченность зоны комфорта;
  • постоянное психоэмоциональное напряжение.

Чтобы избежать неприятных последствий, следует вовремя начать избавляться от страха.

Чтобы научиться внятно и четко выражать мысли, а также иметь красивую и понятную речь, следует уделить внимание 3 основным факторам: дикции, концентрации внимания на определенном объекте и кругозоре.

Управление дикцией

С проблемами дикции сталкивается практически каждый ребенок в возрасте до 6 лет. На этапе формирования речевого аппарата решить этот вопрос довольно просто при помощи посещения логопеда или же простых домашних упражнений. В более взрослом же возрасте тренировать дикцию гораздо сложнее - загвоздка заключается в устоявшихся привычках говорить неправильно.

Но, несмотря на сложности, даже в сознательном возрасте можно развить красивую речь. Для этого следует придерживаться логопедической методике, состоящей из 4 простых шага.

Тренировка органов артикуляции

К органам артикуляции относят губы, зубы, альвеолы, небо, язык и челюсти. Данные органы участвуют в процессе речепроизводства и голосообразования.

Их развитие происходит при помощи простых упражнений, которые рекомендуется выполнять перед зеркалом. Каждое упражнение следует повторять по 10-15 раз ежедневно в течение 1 месяца.

  1. Широко открыв рот начать вращать челюстью по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. После круговых движений подвигать челюстью вправо и влево, фиксируя ее в каждом положении на 3-4 секунды.
  2. Следует представить, что вы зеваете. При этом каждый «зевок» должен сопровождаться звуками - ААХ, ЭЭХ, УУХ.
  3. Набрать в род воздуха, «раздув щеки» при этом. После этого выпустить воздух, издавая при этом характерный звук «пуф». Далее повторить упражнение с раздуванием щек, не набирая воздух.
  4. Набрать немного воздуха за щеки и «перекатывать» его в районе губ с одной стороны на другую, не разжимая рта.
  5. Потянуться верхней губой к носу, после сделать перерыв и расслабить мышцы. Далее потянуться нижней губой к подбородку. Чередовать упражнения по 10-15 раз каждое.
  6. Приняв вертикальное положение, расслабить губы. Далее необходимо «прорисовать» в воздухе губами яблоко. После повторить «рисунок» всеми движущимися частями лица - бровями и глазами.

Логопедический массаж

Данная техника применяется не только для улучшения работы речевого аппарата, но и в следующих целях:

  • коррекция звукопроизношения;
  • укрепление голосовых связок;
  • нормализация дыхания;
  • укрепление глоточных рефлексов;
  • устранение заикания.

При гипотонусе применяется следующая массажная техника:

  1. Легкими движениями растереть щеки по направлению от носовых пазух к вискам.
  2. Далее продолжать разминать щеки по направлению к ушным раковинам вращательными движениями.
  3. Продолжить массаж щек пощипываниями в хаотичном порядке и завершить поглаживающими движениями от висков до верхней губы.
  4. Размять губы - для этого необходимо легко их пощипывать от центра к уголкам.
  5. Область лба поглаживать от середины к вискам - рекомендуется задействовать средний или указательный палец.

Для пациентов, у которых был обнаружен гипертонус мышц лица, выделяют несколько отличную технику логопедического массажа:

  1. Начинать массаж следует с легких поглаживающих движений по шее по направлению роста волос на затылке до воротниковой зоны.
  2. Далее массирующими движениями двигаться от виском к середине лба, постепенно поднимаясь к волосяной части головы.
  3. От висков к ноздрям водить пальцами вращательными движениями, пр этом слегка надавливать на кожу.
  4. Губы разминать легкими надавливаниями и поглаживаниями по направлению от уголков до середины рта.

Улучшение концентрации внимания

Четкая и структурированная речь возможна только при полной концентрации внимания на рассказе оратора. Как показывает практика, каким бы не был эрудированным и любознательным человек, без собранности он не сможет излагать свои мысли правильно.

Уровень внимания и возбуждения головного мозга контролируется двумя основными гормонами – дофамином и норадреналином.

Важно! Дофамин способствует концентрации на одной определенной цели, а норадреналин позволяет быть внимательным ко всему происходящему извне.

Проще говоря, чтобы повысить концентрацию внимания, следует повысить содержание этих гормонов в крови. Добиться такого эффекта можно при помощи простых рекомендаций.

  1. Избегать переутомления. Ученные доказали, что человек, который не спал 21 и более час подряд, не способен принимать адекватные решения и здраво мыслить – его состояние приравнивается к глубокой стадии алкогольного опьянения. Такой же эффект наблюдается у тех, кто спит не более 3-4 часов в течение 4 и более дней. Поэтому очень важно следить за режимом сна и держать его в норме.
  2. Заниматься любимыми делами. Исследования показали, что предвкушение чего-то приятного вызывает выброс того самого дофамина. Чтобы спровоцировать выделение гормона необходимо заниматься любимыми делами, которые доставляют удовольствие.

Кроме этого, следуя простым советам психологов, можно научиться быть более сосредоточенным и структурировать мышление.

  1. Научиться планировать. Правильно распределять силы и время очень важно, так как именно этот навык способствует воспитанию дисциплины и структурированности действий.
  2. Следовать биоритму. Для кого-то продуктивным временем суток является день, а для других ночь. Желательно не пытаться «переломать» собственный биоритм – это позволит быть максимально продуктивным.
  3. Не распыляться. Чтобы более качественно выполнять поставленные задачи, следует браться за них поочередно.
  4. Не откладывать дела. «Потом сделаю, сейчас не горит» - фраза, которая может напрочь разладить внутреннюю собранность и привнести диссонанс в повседневную жизнь. Если есть важные дела, лучше делать их сразу, чем откладывать в «долгий ящик».
  5. Научиться расслабляться. Кто хорошо работает должен и хорошо отдыхать. Чтобы не заработать переутомление и не довести организм до стрессового состояния, следует чередовать любую активность с отдыхом.

Расширение кругозора

Основополагающей составляющей развития является расширение кругозора. Это позволяет поддерживать любую беседу, быть интересным в общении и запоминаться острым умом. В современном мире получать новые знания очень просто – черпать информацию можно с самых разнообразных источников.

  1. Чтение книг. Основной источник развития и получения полезной информации – это чтение. Литература может быть самой разно – начиная с легкой художественной и заканчивая сложными книгами в области психологии или философии. Рекомендуется читать по 1-2 разноплановых книг каждый месяц – это позволит не только обогатить словарный запас, но и значительно расширит кругозор.
  2. Путешествия. Чтобы увидеть мир и познать чужие культуры необходимо путешествовать – это позволит познать другие культуры, обычаи, приобщиться к чему-то новому и неизведанному. Кроме этого, именно при помощи путешествий можно изучать иностранные языки.
  3. Расширить свой круг общения. Чем больше разносторонних личностей будет окружать вас, тем больше полезной информации можно от них черпать.
  4. Посещать тренинги, вебинары, курсы. Чтобы расширить кругозор, следует постоянно совершенствовать свои профессиональные навыки. Для этого сейчас существует множество различных обучающих программ, направленных на повышение квалификации.
  5. Бывать на выставках, в музеях, театрах. «Приобщаться к прекрасному» - не зря эту рекомендацию можно услышать от всех педагогов. Посещение культурных заведений способствуют изучению искусства, формированию образного мышления.
  6. Смотреть познавательные телепередачи. По телевизору, к сожалению, редко показывают что-то толковое – в основном это программы развлекательного характера. Но если уже и выбирать это чудо техники в качестве проведения досуга, то лучше сделать это с пользой и посмотреть развивающие передачи о кулинарии, путешествиях и прочее.

Красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли – это настоящее искусство. Данное мастерство позволяет убеждать собеседников в правильности своих утверждений, при этом речь оратора не перенасыщена эмоциями и имеет правильную интонацию.

Интересно знать! Ученые утверждают, что красноречие может быть естественным или приобретенным.

В первом случае человек с раннего детства с легкостью выступает на публике, легко завоевывает внимание к своим рассказам и может без труда поддержать любую тему (даже ту, в которой не слишком хорошо разбирается).

Во втором – это приобретенный навык, который развивался годами. В этом случае следует усердно работать над постановкой дикции, развитием кругозора и умением привлечь слушателя. Чтобы говорить красиво также есть 7 советов, которые помогут сделать речь приятной и даже немного притягательной.

Существует много современных книг, по которым можно воспитать в себе оратора. Они направленны на устранение фобий, улучшение риторики и воспитание уверенности при выступлениях на публике.

Среди огромного количества полезной литературы следует выделять ТОП-9 самых популярных и полезных пособий для начинающих ораторов.

  1. «Выступать легко. Все, что вам нужно знать о речах и презентациях», Макс Аткинсон.
  2. «Секреты великих ораторов. Говори как Черчилль, держись как Линкольн», Джеймс Хьюмс.
  3. «Как разговаривать с кем угодно, когда угодно и где угодно», Ларри Кинг.
  4. «Искусство побеждать в спорах», Артур Шопенгауэр.
  5. «Научитесь говорить так, чтобы вас услышали», Эльвира Сарабьян.
  6. «Расскажи, чтобы победить», Питер Губер.
  7. «Искусство говорить и слушать», Мортимер Адлер.
  8. «Выступление в стиле TED», Джереми Донаван.
  9. «Продай свою идею», Сэм Харрисон.

Приходилось ли вам сидеть и буквально заставлять себя собрать мысли? Чтобы потом произнести что-то очень важное и нужное? Например, отстоять свои права или донести мысли до начальника, мужа/жены, детей... Получалось ли у вас правильно, четко выразить их вслух? Если да - я искренне завидую Вам. Потому что у меня никогда не получалось ясно и грамотно выражать свои мысли. Идеально сложенные в голове, они вылетают изо рта не всегда так, чтобы было понятно для окружающих. Как научиться правильно выражать свои мысли - это вопрос, который всегда тревожил меня. И этот вопрос привел меня к потрясающему ответу.

Почему у некоторых людей не получается ясно и четко выражать свои мысли?
Как научиться правильно выражать свои мысли?

Я с детства чувствую себя идиоткой, когда не могу сказать то, что чувствую, думаю, понимаю. Со мной постоянно это случается - я не умею выражать свои мысли. На собраниях и на встречах, в спорах и в скандалах, вообще, во все важные для меня моменты, когда мне нужно сказать что-то значительное и нужное, происходит какой-то буквально переворот во мне. В голове мысли формировались нормально, а открыла рот и понесла какую-то чушь. Зачастую в такие моменты я говорю что-то и буквально таки по глазам собеседника видно, что он не улавливает нити моего разговора. Более того, часто я сама ловлю себя на том, что несу не то и не так. Болтая, говоря все, что домыслила в процессе разговора, я сама запутываюсь, и понимаю, что получается, ну совершенно не так убедительно, как было... там в мыслях.

Для меня всегда было странно, почему в голове мысли такие стройные и легкие. Все складывается просто без зазоринки. Более того, именно в голове, в моем воображении, я не просто могу правильно выражать свои мысли, я могу правильно расставлять акценты в них, точно варьировать значения словом и интонацией. Но в тот момент, когда начинаю говорить, выражать свои мысли, происходит какой-то сбой. И сказать их не получается так же красиво и стройно, так же четко и правильно, как было в голове.

Бывает два варианта развития событий. Либо мысли как будто бы скомкиваются, речь сминается. То, что я хотела вложить в 2 веских, красивых предложения, почему то превращается в какие-то вязкие, ненужные фразы. Их слишком много - 10, 20 или больше. Они размыты и не убедительны. Собранные мысли, как будто, расползаются и теряют свое значение. Я буквально утопаю в собственной рече, как в тягомотине . И главное, что я это понимаю не хуже моих слушателей, но ничего не могу поделать.

По-другому все происходит иначе. Когда я в голове подготовила большой важный спич, пестрящий яркими доводами и убеждениями. Но при прямом выражении этих мыслей вслух, я начинаю спешить и на ходу сокращать их. Мне кажется, что я задерживаю людей, что им будет слишком утомительно меня слушать. Мне неудобно, что я их отвлекаю своей болтовней. Я пытаюсь сэкономить слова , не терять времени даром. Поэтому речь получается скомканной и не понятной. То, на что реально надо было потратить 10 минут, чтобы обстоятельно все объяснить, я впихиваю в 3 короткие фразы. И опять же по глазам собеседников понимаю, что правильно, доходчиво выразить свою мысль мне не удалось.

Почему у меня не получается ясно выражать свои мысли?

Раньше я думала, что мое неумение выражать собственные мысли, - это проблема других. Просто в собственной голове легко составлять множество мыслей и приходить к логическому завершению своих рассуждений, а в разговоре с людьми так не получиться - собеседник может вставить слово, начать спорить, приводить контраргументы. Это именно он, тот с кем я говорю, сбивает меня с мысли, и я уже не могу выразить ее до конца.

Потом, когда я стала выступать спикером на конференциях, я заметила потрясающую вещь - очень часто бывает так, что собеседник вообще ничего в ответ не говорит. Он просто внимательно меня слушает. Очень внимательно. Я же, совершенно без его участия, обязательно собьюсь. И в конце разговора, я обязательно понимаю, что я сама бы себя не поняла, не сумела бы для себя донести смысл моей мысли. Так к чему винить собеседников? Причина только во мне.

Я ужасно злилась на себя за это. Особенно, когда дело касалось важных вещей. Например, когда я хотела наконец-то попросить у деректора поднять мне зарплату. Или тогда, когда хотела маме с папой сказать красивый тост-пожелание на юбилеи их свадьбы. Или тогда, когда хотела, чтобы мои соседи наконец-то выключили громкую музыку и перестали орать пьяными голосами в 3 часа ночи. В каждом из этих случаев мне было очень тяжело выражать свои мысли, хотя в голове их было много. И в каждом из них меня не поняли. Это самое обидное и неприятное.

Ведь когда ты говоришь какую-то мысль, то считаешь ее очень важной и нужной. Поэтому умение выражать свои мысли так ценно. Как же научиться этому? Как находить способ четко, ясно, правильно, гармонично выражать свои мысли?

Умение выражать свои мысли - большой талант

Сегодня я понимаю, что дело, конечно, не в собеседниках. Дело во мне. Не в смысле того, что я плохая или неправильная. Нет, совсем нет. Дело в моем звуковом векторе . Звуковик большое значение придает слову, и именно он в потенциале лучше всех способен выражать свои мысли, играть словами, переводить слова и смыслы с одного языка на другой. Когда звуковой вектор в стрессе, если ему по какой-то причине пришлось пережить травмочку, способность выражать свои мысли становится проблемой. Иногда, способность мыслить тоже проблемна, люди говорят « в голове пустота».

Я знаю, что я совсем не одинока. Таких людей, как я, обладателей звукового вектора, приблизительно 5%. Нас всех отличает одна особенность - мы ищем смысл жизни или же нам кажется, что мы уже нашли его. От идеи к идее, мы идем и словно бы утопаем в собственных мыслях. Все звуковики, и только звуковики, имеют постоянный, очень интересный мыслительный процесс. В транспорте и на прогулке, за едой или в ванной, впрочем, в любой момент, когда мы наедине с собой и нас никто не отвлекает разговорами, мы всегда буквально утопаем в собственных мыслях. И это не удивительно - ведь это наша видовая роль, цель жизни - создавать правильные, новые мыслеформы. И, конечно же, нам очень важно правильно выражать эти мысли.

Вообще, по большому счету звукового человека подсознательно интересуют вопросы не очень мирского характера. Зачем мы все живем? Почему все в мире устроено именно так, а не иначе? Почему мы умираем, и что будет после смерти? Вот вопросы, которые истинно важны для звуковика. Но ответы на такие вопросы нельзя получить просто так, их очень тяжело сформировать словом, выразить свои мысли словами.

Несмотря на то, что звуковика интересуют вопросы мироздания, он также живет (или пытается жить) обычной жизнью. Ему тоже надо есть и пить, иметь крышу над головой, во что-то одеться. Ему приходится общаться с другими людьми, бывает даже ходить на работу. Зачастую, делает он это только загоревшись идеей, а иначе - начинаются депрессивные состояния и постоянный вопрос в голове "кому нужна моя бренная жизнь?"

В процессе жизни у звукового человека, как и любого другого, возникает множество ситуаций, в которых необходимо отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение, добиваться поставленных целей. Для этого и дан человеку язык - мы должны правильно, ясно выражать свои мысли. И это получается у всех, кроме звуковиков. Просто потому, что в отличие от остальных, которые просто выражают свои мысли словом, звуковой человек начинает вязнуть в собственных мыслях, уходить в себя.

В собственном сознании он может формировать, развивать мысли, которые уже в своих корнях не понятны другим людям. Полный своего эгоцентризма, поглощенный собой, он рассуждает слишком оторвано от реального мира. Все мысли звукового человека, как правило, связанны с идеей мироздания, - ведь именно это изначально интересует его. Но другим, собеседникам без звукового вектора, на самом деле это безразлично.

Не удивительно, что пытаясь выразить такую мысль, полную с одной стороны множеством важных смыслов, с другой стороны - оторванной от реальности, у звуковика это нередко не получается получается. Кроме того, причиной скомканости, не понятности его речи является так же и то, что в голове он зачастую прокручивает собственные мысли слишком много раз и в конечном итоге, как бы запутывается сам, что он говорил, а что только думал. Так и получается, что одно слово сказал, два подумал, потом еще одно слово сказал - кто в силах понять такую речь? Еще одной причиной непонимания со стороны окружающих является то, что звуковой человек обладает уникальным абстрактным умом, он зачастую строит свои аргументы на абстрактных примерах, что сбивает с толку остальных людей.

Вот и получается, что в конечном итоге, сто раз обсосав и прокрутив свою мысль в голове, звуковик не может элементарного - ясно выразить свою мысль, донести ее до окружения. Оставаясь не понятым, он тяжело страдает - ведь его желания не воплощаются в жизнь. Даже если эти желания - действительно идеальны.

Как грамотно выражать свои мысли?

Для того, чтобы жить в гармонии с самим собой, необходимо разобраться в себе. Понять, оценить себя, свои действия и желания не через представления и установки других людей, а таковыми, какие они есть в действительности. Только в таком случае, возможно сделать шаг навстречу собственному подсознанию.

Для звуковика очень важно понять, что именно в мыслях - его реализация. Научиться ясно выражать свои мысли, доносить их до собеседника, особенно на бытовые темы, довольно просто. Для этого следует просто понимать, с кем ведется разговор, ощущать человека по

Наверное, каждый может согласиться с тем, что грамотное выражение своих мыслей является делом непростым, а в чем-то может считаться даже искусством. Несмотря на то, что от всех нас самого детства требуют, чтобы учились облекать в словесную форму то, о чем думаем, умение говорить правильно присуще далеко не всем. Почему это так, и ?

От того, насколько мы владеем навыком правильно формулировать свои слова, напрямую зависит наша эффективность, так как именно умение донести до сознания собеседника то, о чем мы , является определяющим в общении.

Как часто вы сталкивались с ситуацией, когда какая-то мысль постоянно "вертится" в вашем мозгу, но вы не знаете, как ее выразить при помощи слов? В таких случаях речь, как правило, превращается в какую-то "кашу", становится путанной, сбивчивой, а ваш собеседник никак не может понять, чего вы, собственно, от него хотите?

С другой стороны, если ваша речь поставлена, произносимые вами слова - четкие, вы имеете богатый словарный запас и умеете к месту употреблять необходимые слова - то собеседники готовы слушать вас до бесконечности.

Правильно поставленная речь не является даром, доставшимся человеку от природы, а значит, правильно выражать свои мысли можно научиться при помощи . Умение говорить красиво, понятно и правильно необходимо не только тем, кому приходится часто выступать перед аудиторией, но и всем остальным людям, так как это сделает процесс общения с ними в повседневной жизни более интересным и информативным.

Если вы обеспокоены качеством своей речи и думаете о том, как научиться правильно выражать свои мысли , то рекомендуем вам воспользоваться нашими советами.

Совет 1.

Как можно больше времени отводите чтению книг. Предпочтительнее, если вы начнете читать классику отечественной литературы. Это не только обогатит ваш духовный мир, но и существенно расширит словарный запас, а также научит правильному построению предложений.

Совет 2.

Совет 3.

Следите за темпом вашей речи. Монотонная речь, лишенная пауз, акцентов, и других средств проявлений , способна вызвать у слушателя только скуку. Поэтому научитесь украшать ваши слова эмоциями, только не переусердствуйте в этом деле.

Совет 4.

Используйте метафоры, пословицы, фразеологизмы. Эти приемы могут оживить даже самую скучную речь.

Совет 5.

С целью тренировки понаблюдайте за дикторами телевидения. Обратите внимание на то, как они говорят, как дышат, как ведут себя.

Совет 6.

Каждый день выполняйте интересное упражнение. Возьмите какой-нибудь самый обычный предмет и попробуйте на протяжении нескольких минут рассказывать о нем, используя для этого литературную речь. Каждый день увеличивайте время своего рассказа. Если в самом начале занятий вы обязательно будете испытывать затруднения, то уже через какое-то время вы с легкостью сможете рассказывать о чайнике, например, в течение часа, и при этом ваши слова ни разу не повторятся.

Занимаясь, таким образом, каждый день и следуя остальным рекомендациям, вы обогатите свой словарный запас и научитесь использовать его в разговоре, а правильное изложение ваших мыслей больше не будет представлять для вас никакой проблемы.