Мифы и легенды о троянской войне. Миф о троянской войне

Самой известной войной наполненной различными мифами и легендами, является Троянская война. Это событие имеет две пересказанные истории, первая, пожалуй, является более правдоподобной исторической информацией, а вторая скорее похожа на миф, наполненный романтизмом и героизмом.

И так, первая история гласит, что троянская война происходила в промежуток между 1240 и 1230 годах до нашей эры. Причиной развязывания такого продолжительного конфликта послужило то, что, Троя препятствовала прохождению торговых кораблей и взимала значительные налоги. Такое положение не устраивало греков, и они решили объединить усилия и оказать сопротивления Трои. Однако, Троянцы оказывали очень хорошее сопротивление и прочно удерживали свои границы.

Греки терпели поражения как в количестве воинов, так и в количестве сажённых троянцами кораблей. Также греки потеряли в сражениях своего главного героя Ахилла. Эти события очень вымотали их и тогда прибегнув к изощрённой хитрости, греками было придумано построить деревянного коня. Этот конь должен был выступить в качестве дара богов для троянцев.

И когда конь оказался внутри города, под покровом ночи из него выбрались самые лучшие греческие воины. Они открыли ворота и впустили армию, которая и одержала победу над потерявшими бдительность троянцами. Город был сожжен, люди были убиты, а некоторые взяты в плен.

По другой легенде, причиной конфликта послужила украденная Парисом жена царя Спарты Елена. Мифы также гласят, что Парис взял не только прекрасную царицу, но и ухватил некоторые ценные вещи царя. Это и стало причиной развязывания войны. Все греки объединили свои усилия, так как существовал такой контракт, который гласил, что все претенденты на руку Елены должны были защищать её и её мужа.

Сообщение Троянская война (вариант 2 доклада)

Троянская война – одно из наиболее легендарных событий, произошедших в 13-12 веках до нашей эры.

Сражения противоборствующих сторон происходили на полуострове Троада (ныне Бига). Все они нашли свое отражение в двух известных поэмах «Илиаде» и «Одиссее», и благодаря этому о Троянской войне имеет возможность узнать нынешнее поколение. Эпосы в словесной форме передавались из поколения в поколение, пока их не записал Гомер.

Сказать однозначно, являются ли события, описанные в источнике, достоверными, не представляется возможным. По мнению филологов, изучавших послание, прошедшее сквозь века, трактовали события, как длительный морской поход по морю, предводителями в котором были пелопонесские цари. При этом историки утверждают, что Троянская война была. Говорят они и о том, что противостояние длилось не меньше десяти лет. За это время сменилось много главнокомандующих и полегло бесчисленное количество доблестных воинов.

Итогом троянской войны стало падение Трои, которое произошло одним из самых интересных способов, получивших в дальнейшем нарицательное значение.

Причины начала противостояния

Основными причинами, побудившими начать противостояние сторон, являлось похищение Парисом (сыну троянского царя Приама) самой красивой женщины Древней Греции – Елены Прекрасной. На тот момент виновница сражений была супругой короля Спарты, но это не остановило вора. Причиной тому была любовь, которую питал вор к Елене.

Но это мифическое начало ученые не принимают, и говорят о том, что началом войны стали непомерные налоги, собираемые с торговцев, корабли которых проходили мимо Трои.

События Троянской войны

Первый этап войны ознаменовался позорным поражением, так как воины ошиблись местом и разрушили владения дружественного им правителя Телефа. Осознав свою ошибку, греки в количестве 100 тысяч человек, уместившихся на 1186 кораблях, отправились к берегам Трои.

Было много поражений и побед. Командиры конфликтовали между собой за первенство и регалии, а войска под их руководством грабили города. Наиболее известным и беспощадным полководцем был Ахилл.

Такая война длилась долгих девять лет. Переломным моментом стал бой между Парисом и Менелаем, в котором последний одержал победу. Итогом войны должно было стать освобождение Елены Прекрасной и выплата дани за разбой. Только в планы греков такой поворот событий не входил. Они жаждали продолжения войны и стремились разбить Трою.

Именно поэтому придумали способ проникнуть в город: самые сильные воины спрятались внутрь деревянного сооружения в форме коня. Любопытные жители приняли его за дар богов и собственноручно завели в город через главные ворота. Дождавшись ночи, греческие войска сожгли Трою дотла.

Вариант 3

Троянская война, несомненно, одно из самых масштабных событий Древнего мира, но в то же время самое загадочное, окутанное множеством мифов и легенд, воспетая великим Гомером в бессмертных поэмах «Илиада» и «Одиссея».

По приблизительным подсчетам историков данное событие длилось 10 лет с 1240 по 1230 года до н.э.

Причиной военного конфликта послужило вмешательство Трои в торговые отношения между греками и другими государствами. Троя облагала высокими налогами торговые суда, задерживала их, а те, кто выказывал недовольство или сопротивление, отправлялись на морское дно. В те времена Троя была сильным и прочно стоящим на ногах государством, ее непреступные стены выдерживали все нападки недовольных и оставались как всегда непреступными.

Согласно древнегреческим мифам, поводом к войне послужило похищение спартанской царицы – восхитительной красавицы Елены. Ее похитителем стал сын троянского царя Приама – молодой красавец Парис.

Спартанцы и остальные греки, связанные клятвой защищать царицу Спарты, объединились в 100 тысячное войско с долее 1000 кораблей и отправились войной к стенам Трои.

Долгие годы длилась осада непреступных и непреклонных троянских стен. Троя прочно стояла на своих позициях, в то время как греки несли колоссальные человеческие потери, как бумажные кораблики шел на дно их флот.

Измотанные долгими годами мелких побед и бесчисленных поражений, греки понимали, что сломить Трою можно только изнутри. Но поскольку силой взять город никак не удавалось, попасть в город можно только при помощи хитрости.

Такой хитростью стал знаменитый троянский конь – деревянное сооружение в форме животного, внутри которого спрятались самые смелые, сильные и могучие греческие воины.

Троянцы, однажды утром обнаружившие у своих ворот огромного коня, приняли его за дар богам и, возомнив себя великими победителями, занесли его как трофей за непреступные стены.

Дав волю гордыне, троянцы устроили большой пир, и когда их бдительность полностью утонула в бокалах с вином, греки нанесли смертоносный удар, в результате которого Троя пала на веки.

Эта война унесла много жизней, разрушила целое государство, но в то же время на тысячелетия прославила великих и могущественных воинов, сделав их бессмертными героями.

Американский писатель, завоевавший своим неповторимым ироничным творчеством миллионы детских, взрослых сердец – это Марк Твен (Сэмюэл Клеменс). Он был не просто писателем, а также журналистом, общественным деятелем.

  • Золотые горы Алтая - сообщение доклад

    Золотые Горы - природный комплекс, который разделяет Азию и Сибирь. Главными Природными достопримечательностями этой земли принято считать Чистые озера, Склоны усеянные деревьями, прекрасные водопады

  • Новый год - сообщение доклад

    Мало найдется людей, кто не любит Новый год. Не только дети, но и взрослые ждут чудес именно в эту ночь. Сбудутся ли желания и мечты это уже не важно, главное надежда, которая вселяет силы, и возможности идти дальше.

  • Вторая поэма, «Одиссея», как и «Илиада», разделена на 24 песни. Ее объем немного меньший – 12 110 стихов. «Одиссея», как и «Илиада», начинается «хрестоматийными» строками, в которых задается тема, укладывается общий характер поэмы:

    Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который,

    Странствуя долго со дня. как святой Илион был разрушен,

    Многих людей города посетил и обычаи видел,

    Много и сердцем скорбел на морях, о спасенье заботясь

    Жизни своей и возврате в отчизну сопутников…

    «ОДИССЕЯ»: ОТЛИЧИЕ ОТ «ИЛИАДЫ». Это поэма о длившихся десять лег странствиях Одиссея, о его многокрасочных приключениях и о счастливом, в итоге, возвращении на родной остров Итаку. Если в «Илиаде» преобладают батальные сцены, описываются героические деяния, подвиги на поле брани, то в «Одиссее» меняется общая тональность. В ней на первом плане – сказочно-приключенческая проблематика.

    Композиция «Одиссеи» сложнее по сравнению с первой гомеровской поэмой. Если в «Илиаде» события даны в их хронологической, линейной последовательности, то в «Одиссее» она нарушена, используются экскурсы в прошлое, т. е. прием ретроспекции (песни 9-12); перекрещиваются несколько сюжетных линий, а непосредственное действие, как и в «Илиаде», длится всего около 40 дней. т. е. обнимает заключительный этап странствий Одиссея. Кроме того, оно происходит в разных местах.

    Исходная ситуация такова. Прошло уже десять лет после падения Трои, участники войны вернулись на родину, только Одиссей все еще не может попасть домой, ибо многострадального героя в течение семи лет задерживает на острове Огигия влюбленная в него нимфа Калипсо. Таким образом, прошло целых двадцать лет, как Одиссей покинул родной остров.

    РАЗВИТИЕ СЮЖЕТА. ТЕЛЕМАХ В ПОИСКАХ ОТЦА. «Зачин» поэмы – сцена на Олимпе, где боги решают судьбу Одиссея. Богиня Афина, побывавшая на родине Одиссея Итаке, наблюдает бесчинства женихов, домогающихся Пенелопы, жены Одиссея, которую считают вдовой, расхищающих одиссеево имущество. Афина предлагает послать Гермеса к нимфе Калипсо и поручить ему «наш приговор сообщить, что срок наступил возвратиться в землю свою Одиссею, в бедах постоянному». Во 2-й песне действие переносится на Итаку, где, вопреки наглости и настойчивости женихов, Пенелопа хранит верность мужу, несмотря на его 20-летнее отсутствие. Она всячески демонстрирует свое презрение к женихам, которые проводят время в пирах, развлекаются с рабынями. С помощью всякого рода хитростей Пенелопа оттягивает брак с претендентами на ее руку. Богиня Афина в мужском облике Ментора, сына Алкима. является к сыну Одиссея Телемаху и советует ему, снарядив корабль, отплыть на поиски отца. Женихи же должны еще год ждать от него известий. Телемах проводит народное собрание, но женихи. в первую очередь их заводила Ангиной, обвиняют Телемаха, «необузданного, гордоречивого», и его мать, Пенелопу, в тайных против них умыслах. Они не дали ему корабля, но богиня приходит к нему на помощь. Найдя на И гаке лучший корабль, отправляет его в путь. Сначала Телемах приплывает в Пилос к вещемv старцу, «великой славе ахеян», Нестору. Он – самый старший и мудрый в греческом войске, обложившем Трою. Ему посчастливилось благополучно вернуться в родной Пилос, где он долго царствовал. Его имя, как старейшины рода или социальной группы, стало нарицательным. (В «Горе от ума» Грибоедова говорится: «Тот Нестор негодяев знатных…») Нестор рассказывает Телемаху о возвращении греков из-под Трои, о гибели Агамемнона от руки своей жены Клитемнестры. Телемаху удается побывать в Спарте у Менелая и Елены. Менелай рассказывает о своих странствиях, о том, что встреченный им веший старец Протей сказал ему:

    …Лаэртов божественный сын. обладатель Итаки.

    Видел я на острове льющего слезы обильно

    В светлом жилите Калипсо, богини богинь, произвольно

    Им овладевшей; и путь для него уничтожен возвратный;

    Нет корабля, ни людей мореходных, с которыми мог бы

    Он безопасно пройти, по хребту многоводного моря.

    Это дает сыну надежду на возвращение отца. Несмотря на намерение женихов погубить его, Телемаху удается благополучно вернуться домой.

    НИМФА КАЛИПСО И ЦАРЬ АЛКИНОЙ. В 5-й песне действие переносится на остров Огигию. Телемах уже исчезает из повествования: он появится лишь тогда, когда отец прибудет на Итаку. Гермес приносит решение богов нимфе Калипсо. Та горько сетует и укоряет олимпийцев за то, что они, просто, позавидовали ее счастью. Вынужденная подчиниться богам, она помогает Одиссею построить плот с парусом. Однако на 7-й день спокойного плавания в море его замечает Посейдон, желавший рассчитаться с Одиссеем за то, что тот ослепил его сына – циклопа Полифема. Бог моря устраивает бурю, чтобы погубить Одиссея. Его плот разбит в щепки, но благодаря помощи нимфы Левкотеи Одиссею удается спастись, и волны выносят его на остров Схерия, населенный мирным и гостеприимным народом – феакийцами, отличными мореходами. Обессиленный Одиссей засыпает на отмели, зарывшись в водоросли. Туг его обнаруживает царская дочь Навсикая, которой Афина, «сердцем заботясь о скором возврате домой Одиссея», внушила во сне пойти со служанками стирать белье на берег моря. Для этого богиня убеждала царскую дочь:

    Видно, тебя беззаботною мать родила, Навсикая!

    Ты не печешься о светлых одеждах, а скоро наступит

    Брачный твой день: ты должна и себе приготовить заранее

    Платье, и тем, кто тебя приведет к жениху молодому.

    Окончив стирку, девушки начинают играть в мяч, будят Одиссея, а затем дают ему чистую одежду и приводят в царский дворец. Гам царь Алкиной, «многоумием богу подобный», вместе с женой Аритой радушно его принимают и устраивают в его честь пир.

    РАССКАЗ ОДИССЕЯ. Как и водится, Одиссей, «плачевный скиталец», поначалу не открывается, кто он. На пиру слепой певец аэд Демодок услаждает гостей песней о походе на Грою, о подвигах Одиссея. В этот момент Одиссей «выдал» себя: на глазах блеснули слезы, которые были замечены Алкиноем. Герой открывает феакийцам свое имя, говорит, что он Одиссей, сын Лаэрта, царь Итаки. И по просьбе Алкиноя повествует о приключениях, сказочных историях, случившихся после того, как он покинул Трою. Знаменитый рассказ Одиссея – цепь красочных новелл – занимает четыре песни, с 9 по 12. Это прием рассказа в рассказе, обширная ретроспекция, обнимающая три года, от падения Трои до появления Одиссея на острове у нимфы Калипсо.

    Сначала спутники Одиссея попадают в страну киконов во Фракии. Потом их корабли бурей отогнаны в отдаленные края. Первое приключение на пути – страна лотофагов. (I). пожирателей лотоса. Тот, кто отведает его сладкого плода, забудет свою родину. Одиссею приходится насильно забрать тех, кто успел им полакомиться. Затем он и его спутники приплывают в страну одноглазых циклопов, (II). приходят в пещеру одного из них – Полифема, сына Посейдона. Людоед убивает нескольких спутников Одиссея, разбив им головы о скалы, и пожирает их. Оставшихся в живых запирает в пещере, привалив ко входу камень. Одиссею удается спастись из, казалось, безнадежной ситуации благодаря дальновидности и хитроумию. На вопрос, как его звать, Одиссей ответствует: «Никто». Он поит Полифема вином, а когда тот засыпает, выжигает ему раскаленным мечом единственный глаз. Услышав стенания Полифема, к пещере сбегаются другие циклопы и интересуются, кто его так обидел. Он же отвечает: «Никто». после чего циклопы удаляются. После этого Одиссей и его спутники привязывают себя под брюхом овец; поутру Полифем, выпуская их на пастбища, ощупывает сверху, и таким образом героям удается вырваться на волю.

    Этот эпизод, как и многие другие, подчеркивает дальновидность Одиссея, его способность рассчитывать на несколько ходов вперед. Окажись на его месте «взрывной», вспыльчивый Ахиллес, он в отместку за убийство своих друзей умертвил бы опьяневшего Полифема. Но тогда бы он навсегда был замурован в пещере, ибо не сумел бы сладить с гигантским камнем.

    Следующий эпизод: Одиссей на острове у бога ветров Эола. (III). который дает ему мешок с завязанными в него неблагоприятными ветрами. Но уже в виду Итаки, когда Одиссей засыпает, спутники, надеясь, что там спрятано золото и серебро, развязывают мешок, вырвавшиеся оттуда ветры далеко отгоняют от родных берегов суда многострадального героя. Очередное приключение, столкновение с великанами-людоедами лестригонами, (IV), приводит к тому, что они уничтожают все корабли Одиссея, кроме одного, после чего действие переносится на остров волшебницы Кирки (Цирцеи) (V), которая превращает часть его спутников в свиней. В течение года герой наслаждается любовью этой волшебницы. С помощью бога Гермеса Одиссею удается преодолеть ее чары. Посещает Одиссей по указанию Кирки царство мертвых (VI), где встречается с бесплотными душами, с матерью, с товарищами по троянскому походу Агамемноном и Ахиллом. Возвратившись из страны вечной ночи, Одиссей плывет мимо острова сирен, (VII), существ с женской головой и птичьим телом, обладающих чарующим голосом, которые завлекают моряков пленительным пением. а затем их губят. Чтобы избежать лютой смерти от их рук, Одиссей затыкает своим спутникам уши воском, а себя приказывает покрепче привязать к мачте, так как желает все-таки услышать это чудесное пение. (Отметим, что слово «сирены» приобрело ныне нарицательный смысл – «коварные обольстительницы».)

    Проплывает Одиссей и мимо двух опасных скал: на одной из них – шестиглавая Сиилла, которая пожирала людей, на другом – чудовище-Харибда (VIII). Трижды в день губила суда Харибда, заглатывая черную волу вместе с кораблями. Понимая, что кого-то одного не миновать, Одиссей подходит близко к Сиилле, которая шестью ртами схватила и проглотила шесть его спутников. Но остальные уцелел и. С тех пор стало бытовать выражение: находиться между Сциллой и Харибдой – это значит, что из двух неизбежных зол надо выбирать меньшее.

    После встречи с чудовищами спутники Одиссея достигают острова Гринакрия, где пасутся стада бога солнца Гелиоса (IX).

    Там Одиссей из-за неблагоприятных ветров вынужден был задержаться. но при этом строго запретил спутникам приближаться к священным быкам. Тем временем их запасы продуктов истощились. Когда же богини ниспослали Одиссею сон, его спутники, измученные голодом, зарезали несколько быков. За это Зевс, уступив жалобе Гелиоса, наказал их, разбив молнией корабль Одиссея. Только сам многострадальный герой спасся и выплыл на остров Огигию, где нимфа Калипсо (по греческой мифологии дочь Атланта) продержала его семь лет (последнее, X приключение). Нимфа полюбила Одиссея, обещала сделать его счастливым, но тот продолжал тосковать по дому, о чем и поведал Алкиною. Оттуда, как уже известно читателям, он попал в страну феакийцев.

    ОДИССЕЙ НА ИТАКЕ. У СВИНОПАСА ЕВМЕЯ. Вторая половина «Одиссеи» (песни 13–24) – это история возвращения Одиссея домой и мести женихам. В этой части фантастический элемент играет значительно меньшую роль; события приобретаю! житейскую достоверность.

    Выслушав рассказ Одиссея, царь Алкиной щедро его одаривает. Феакийцы за ночь доставляют его на И гаку. Правда, Посейдон превращает их корабль в скалу. Из мира сказки Одиссей переносится в мир суровой действительности. Явившаяся к нему в облике молодою пастуха Афина предупреждает Одиссея об опасностях, наставляет в предстоящей борьбе. Она дает ему облик нищего; в этом обличье неузнанный Одиссей, приходит к «божественному» свинопасу Евмею, трудолюбивому, гостеприимному, хотя и недалекому, но верному человеку. Одиссей рассказывает Евмею о себе вымышленную историю. У Евмея он встречается с сыном Телемахом, посланным гуда Афиной; тот вернулся из Спарты, избежав засады женихов. Одиссей «открывается» сыну. Они вместе разрабатывают план мести женихам. Под видом бродяги Одиссей приходит в свой дом.

    ОДИССЕЙ И ЕВРИКЛЕЯ. Первый, кто его узнает, – старый пес Аргус, не забывший и за двадцать лет голос хозяина. Для всех же остальных он – подозрительный незнакомец, объект унизительных насмешек. Находясь в стане врагов, Одиссей выказывает завидную выдержку, играя роль нищего, не реагируя на оскорбления женихов. Он стоически сносит издевательства, зная, что обидчикам, все равно, придется расплатиться за это. Увидев Пенелопу, он говорит, что знает о скором прибытии Одиссея из недальнего края. Обрадованная Пенелопа спешит оказать страннику знаки внимания и просит служанку, старушку Евриклею, омыть ему ноги. Во время омовения происходит второе «узнавание»: служанка замечает на ноге Одиссея знакомый рубец, след раны, полученной на охоте на вепря. С несказанной радостью старушка восклицает: «Ты Одиссей, ты мое золотое дитя, ты вернулся!» Но тот, схватив ее, повелевает молчать, хранить тайну его возвращения; в противном случае ее и других служанок не минует суровая кара.

    МЕСТЬ ЖЕНИХАМ. Напряжение усиливается. Пенелопа, созвав женихов в пиршественную залу, обещает, что ее мужем станет тот, кто, взяв лук погибшего Одиссея, сумеет пробить стрелой двенадцать колец. Начинается пир, Пенелопа вносит лук Одиссея, приглашая всех к состязанию. Но ни один из ста двадцати женихов не в силах натянуть тетиву. Они собираются отложить соревнование, но тут Одиссей в облике нищего просит разрешения испытать себя. Женихи пытаются воспротивиться этому, но Телемах вступается за отца, сказав, что он наследник лука и волен им распоряжаться. Первая же стрела, «заостренная медью», пролетает через все 12 колец. Затем Одиссей пускает вторую стрелу, которая попадает в горло самому беспардонному из женихов. Ангиною, в тот момент, когда тот подносит кубок с вином к губам. Одиссей распрямляется, являя силу и богатырский рост. Он сообщает о том, что жив для «правды и возмездия». Телемах встает рядом с отцом взяв меч и копьем. Женихи с помощью оружия, принесенного им рабами, изменившими Одиссею, вступают в бой. С помощью сына, Евмея и при участии богини Афины, помрачившей ум женихов, Одиссей истребляет их всех, а также их подручных.

    ОДИССЕЙ И ПЕНЕЛОПА: «УЗНАВАНИЕ». Но и в обстановке всеобщего ликования Пенелопа, находившаяся во время битвы в своих покоях, не решается признать в незнакомце мужа, не верит рассказу Евриклеи. Тогда Афина возвращает Одиссею его прежний облик, а он рассказывает Пенелопе известную только им двоим тайну устройства их брачного ложа.

    …И я. не иной кто, своими руками

    Сделал ее. На дворе находилась маслина с темной

    Сению, пышногустая, с большую колонну в объеме.

    Из этой маслины он сделал кровать своими руками, а теперь подробно описал Пенелопе процесс ее создания. Услышав рассказ Одиссея, Пенелопа с рыданиями бросается на шею к мужу. Происходит счастливое соединение супругов. Чтобы продлить радость встречи, Афина просит богиню зари Эос немного оттянуть наступление рассвета…

    РАЗВЯЗКА СОБЫТИЙ В ПОЭМЕ. Завершение поэмы – повествование о том, как Одиссей отправляется в загробный мир и навещает там своего отца Лаэрта. Там же – души убиенных женихов. Пребывающий в царстве теней Агамемнон отдает дань мужеству Одиссея и восхваляет преданность его жены Пенелопы, не в пример своей супруге Клитемнестре, от предательской руки которой он пал. Тем временем на земле родственники загубленных женихов развязывают войну против Одиссея, но при содействии Афины, известной великим разумом, верной покровительницы Одиссея, герою удается заключить с ними мир. На этом заканчивается вторая поэма Гомера.

    Фантазия греческого народа широко развила цикл сказаний о Троянской войне. Их последующая популярность объяснялась тесной связью с многовековой враждой эллинов и азиатов.

    Арена Троянской войны – область на северо‑западном прибрежье Малой Азии, раскинувшаяся равниной до Геллеспонта (Дарданелл), далее от моря подымающаяся грядами холмов к горе Иде, орошаемая Скамандром, Симоисом и другими речками, – упоминается уже в древних мифах о богах. Её население греки называли троянцами, дарданцами, тевкрами. Мифический сын Зевса , Дардан, основал на склоне горы Иды Дарданию. Его сын, богатый Эрихтоний, владел обширными полями, бесчисленными стадами скота и коней. После Эрихтония царем дарданским был Трос, предок троянцев, младший сын которого, красавец Ганимед, был взят на Олимп прислуживать царю богов на пирах, а старший сын, Ил (Ilos), основал Трою (Илион). Ещё одного потомка Эрихтония, красавца Анхиза, полюбила богиня Афродита, родившая от него сына, Энея, который, согласно мифам, после Троянской войны бежал на запад, в Италию. Потомство Энея было единственною отраслью Троянского царского рода, уцелевшею по взятии Трои.

    Раскопки древней Трои

    При сыне Ила, Лаомедонте, боги Посейдон и Аполлон построили крепость Трои, Пергам. Сыном и преемником Лаомедонта был Приам, который славился богатством по всему свету. У него было пятьдесят сыновей, из которых особенно знамениты храбрый Гектор и красавец Парис. Из числа пятидесяти, девятнадцать сыновей его были рождены второю его женою Гекубой, дочерью фригийского царя.

    Причина Троянской войны – похищение Елены Парисом

    Причиной Троянской войны было похищение Парисом Елены, жены спартанского царя Менелая. Когда Гекуба была беременна Парисом, она видела во сне, что родила пылающую головню и что от этой головни сгорела вся Троя. Потому Париса после рождения бросили в лесу на горе Иде. Он был найден пастухом, вырос крепким и ловким красавцем, искусным музыкантом и певцом. Он пас стада на Иде, и был любимцем её нимф. Когда три богини, спорившие из-за яблока раздора о том, которая из них прекраснее, предоставили ему решение, и каждая обещала ему награду за решение в её пользу, он выбрал не победы и славу, которые обещала ему Афина , не владычество над Азией, обещанное Герой , а любовь прекраснейшей из всех женщин, обещанную Афродитой .

    Суд Париса. Картина Э. Симоне, 1904

    Парис был силен и храбр, но преобладающими чертами его характера были чувственность и азиатская изнеженность. Афродита вскоре направила его путь в Спарту, чей царь Менелай был женат на прекрасной Елене. Покровительница Париса Афродита возбудила в прекрасной Елене любовь к нему. Парис увез ее ночью, прихватив с собой много сокровищ Менелая. Это было великое преступление против гостеприимства и брачного права. Беззаконник и его родные, принявшие в Трое его и Елену, навлекли на себя наказание богов. Гера, мстительница за нарушение супружеской верности, возбудила героев Греции вступиться за Менелая, начав Троянскую войну. Когда Елена стала взрослою девушкою, и множество молодых героев собралось сватать ее, отец Елены, Тиндарей взял с них клятву, что все они будут защищать супружеские права того, который будет избран. Они должны были теперь исполнить это обещание. Другие присоединились к ним по любви к военным приключениям, или по желанию отомстить за обиду, нанесенную всей Греции.

    Похищение Елены. Краснофигурная аттическая амфора конца VI в. до Р. Х.

    Начало Троянской войны. Греки в Авлиде

    Гибель Ахилла

    Поэты позднейшего времени продолжали рассказ о Троянской войне. Арктин Милетский написал поэму о подвигах, совершенных Ахиллом после победы над Гектором. Важнейшим из них был бой с Мемноном, светозарным сыном далекой Эфиопии; потому поэма Арктина называлась «Эфиопидой».

    Троянцы, упавшие духом после смерти Гектора – рассказывалось в «Эфиопиде» – одушевились новыми надеждами, когда пришла из Фракии на помощь им царица амазонок, Пентесилея, с полками своих воительниц. Ахейцы были снова прогнаны в свой стан. Но Ахилл ринулся в битву и убил Пентесилею . Когда он снял шлем с упавшей на землю противницы, он был глубоко взволнован, увидев, какую красавицу убил он. Терсит язвительно упрекнул его за это; Ахилл убил обидчика ударом кулака.

    Затем с далекого востока пришел с войском на помощь троянцам царь эфиопов , сын Авроры, прекраснейший из мужчин. Ахилл уклонялся от боя с ним, зная от Фетиды, что вскоре после смерти Мемнона погибнет и он сам. Но Антилох, сын Нестора, друг Ахилла, закрыв собою преследуемого Мемноном отца, умер жертвою своей сыновней любви; желание отомстить за него заглушило в Ахилле заботу о самом себе. Бой между сыновьями богинь, Ахиллом и Мемноном, был ужасен; Фемида и Аврора смотрели на него. Мемнон пал, и скорбная мать, Аврора, с плачем унесла его тело на родину. По восточному сказанию, она каждое утро вновь и вновь орошает милого сына слезами, падающими в виде росы.

    Эос уносит тело своего сына Мемнона. Греческая ваза начала V века до Р. Х.

    Ахилл яростно гнался за бегущими троянцами до Скейских ворот Трои и уже врывался в них, но в этот миг стрела, пущенная Парисом и направленная самим богом Аполлоном, убила его . Она поразила его в пятку, которая была единственным уязвимым местом его тела (мать Ахилла, Фетида, сделала сына неуязвимым, погрузив его младенцем в воды подземной реки Стикса, но уязвимой осталась пятка, за которую она его при этом держала). Целый день ахейцы и троянцы бились из‑за того, чтобы овладеть телом и оружием Ахилла. Наконец грекам удалось унести в стан тело величайшего героя Троянской войны и его оружие. Аякс Теламонид, могучий великан, нес тело, а Одиссей сдерживал натиск троянцев.

    Аякс выносит из боя тело Ахилла. Аттическая ваза, ок. 510 до Р. Х.

    Семнадцать дней и ночей Фетида с музами и нереидами оплакивала сына такими трогательными песнями скорби, что и боги и люди проливали слезы. На восемнадцатый день греки зажгли великолепный костер, на котором положено было тело; мать Ахилла, Фетида, вынесла тело из пламени, и перенесла его на остров Левку (Змеиный остров, лежащий перед устьями Дуная). Там, обновленный, он живет, вечно юный, и веселится военными играми. По другим легендам, Фетида перенесла сына в подземное царство или на острова Блаженных. Есть и сказания, говорящие, что Фетида со своими сестрами собрала из пепла кости сына и положила их в золотую урну у праха Патрокла под теми искусственными холмами близ Геллеспонта, которые до сих пор считаются оставшимися после Троянской войны гробницами Ахилла и Патрокла.

    Филоктет и Неоптолем

    После блестящих надгробных игр в честь Ахилла предстояло решить, кто достоин получить его оружие: оно должно было быть отдано самому храброму из греков. На эту почесть предъявили права Аякс Теламонид и Одиссей. Судьями были выбраны пленные троянцы. Они решили в пользу Одиссея. Аякс нашел это несправедливым и был так раздражен, что хотел убить Одиссея и Менелая, которого тоже считал своим врагом. В темную ночь он тайком пошел из своего шатра убить их. Но Афина поразила его помрачением рассудка. Аякс перебил стада скота, находившиеся при войске, и пастухов этого скота, воображая, что убивает своих врагов. Когда помрачение прошло, и Аякс увидел, как он ошибся, им овладел такой стыд, что он бросился грудью на свой меч. Все войско было опечалено смертью Аякса , который был сильнее всех греческих героев после Ахилла.

    Между тем троянский прорицатель, Гелен, попавший в плен к ахейцам, сказал им, что Трою нельзя взять без стрел Геракла. Владельцем этих стрел был раненный Филоктет , брошенный ахейцами на Лемносе. Его привезли с Лесбоса в стан под Троей. Сын бога врачевания, Асклепия, Махаон излечил рану Филоктета, и он убил Париса. Менелай подверг поруганию тело своего оскорбителя. Вторым условием, необходимым для победы греков в Троянской войне, было участие в осаде Неоптолема (Пирра), сына Ахилла и одной из дочерей Ликомеда. Он жил при матери, на Скиросе. Одиссей привез Неоптолема, отдал ему отцовское оружие, и он убил прекрасного лицом мизийского героя Эврипила, который был сын Гераклида Телефа и сестры Приама, и был прислан на помощь троянцам матерью. Ахейцы одолели теперь троянцев на поле битвы. Но Троя не могла быть взята, пока оставалась в её акрополе, Пергаме, святыня, данная прежнему троянскому царю Дардану Зевсом – палладий (изображение Афины Паллады). Чтобы высмотреть местоположение, палладия, Одиссей сходил в город, переодевшись нищим, и не был узнан в Трое никем, кроме Елены, которая не выдала его, потому что хотела вернуться на родину. Потом, Одиссей и Диомед пробрались в троянский храм и похитили палладий.

    Троянский конь

    Час окончательной победы греков в Троянской войне был уже близок. По легенде, известной уже Гомеру и подробно рассказанной позднейшими эпическими поэтами, мастер Эпей при помощи богини Афины сделал большого деревянного коня . Отважнейшие из ахейских героев: Диомед, Одиссей, Менелай, Неоптолем и другие спрятались в нем. Греческое войско сожгло свой стан и отплыло на Тенедос, как будто решив прекратить Троянскую войну. Вышедшие из города троянцы с удивлением смотрели на огромного деревянного коня. Герои, спрятавшиеся в нем, слышали их совещания о том, как поступить с ним. Елена обошла кругом коня, и громко звала греческих вождей, подражая голосу жены каждого. Некоторые хотели отвечать ей, но Одиссей удержал их. Некоторые троянцы говорили, что нельзя доверять врагам, и надо утопить коня в море или сжечь. Настойчивее всех говорил это жрец Лаокоон , дядя Энея. Но на глазах всего народа из моря выползли две большие змеи, обвили Лаокоона и двух его сыновей кольцами и задушили их. Троянцы сочли это наказанием Лаокоону от богов и согласились с теми, которые говорили, что надо поставить коня в акрополе, посвятить его в дар Палладе. Особенно содействовал принятию этого решения предатель Синон, которого греки оставили тут обмануть троянцев уверением, что конь предназначен греками в вознаграждение за похищенный палладий, и что когда он будет поставлен в акрополе, Троя будет непобедима. Конь был так велик, что его нельзя было протащить в ворота; троянцы сделали пролом в стене и веревками втащили коня в город. Думая, что Троянская война кончилась, они стали радостно пировать.

    Взятие Трои греками

    Но в полночь Синон зажег костер – сигнал дожидавшимся у Тенедоса грекам. Те поплыли к Трое, а Синон отпер дверь, сделанную в д Эос уносит тело Мемнонаеревянном коне. Настал по воле богов час гибели Трои, конец Троянской войны. Греки ринулись на беззаботно пирующих троянцев, резали, грабили и, разграбив, зажгли город . Приам искал спасения у жертвенника Зевса, но сын Ахилла Неоптолем убил его у самого жертвенника. Сын Приама Деифоб, женившийся на Елене после смерти своего брата Париса, мужественно защищался в своем доме против Одиссея и Менелая, но был убит. Менелай отвел к кораблям Елену, красота которой обезоружила его руку, поднятую поразить изменницу. Вдова Гектора, страдалица Андромаха, была отдана греками Неоптолему и нашла на чужбине рабскую судьбу, предсказанную ей мужем при последнем прощанье. Сын её Астианакс был, по совету Одиссея, сброшен Неоптолемом со стены. Прорицательница Кассандра, дочь Приама, искавшая спасения у жертвенника, была оторвана от него святотатственной рукой Аякса Малого (сына Оилея), опрокинувшего неистовым порывом статую богини. Кассандру отдали в добычу Агамемнону. Сестра её Поликсена была принесена в жертву над гробом Ахилла, тень которого потребовала её в добычу себе. Жена троянского царя Приама Гекуба , пережившая падение царского рода и царства. Она была привезена на фракийский берег и узнала там, что погиб и тот её сын (Полидор), которого Приам со многими сокровищами послал пред началом войны под охрану к фракийскому царю Полиместору. О дальнейшей судьбе Гекубы после Троянской войны легенды говорили различно; существовало предание, что она была превращена в собаку; по другому преданию, она была погребена на северном берегу Геллеспонта, где показывали её гробницу.

    Судьба греческих героев после Троянской войны

    Взятием Трои не кончились приключения греческих героев: на обратном пути от взятого города им пришлось испытать много бед. Боги и богини, жертвенники которых они осквернили насилиями, подвергли их тяжким судьбам. В сам день разрушения Трои, в собрании героев, разгоряченных вином, произошла, согласно «Одиссее» Гомера, большая распря. Менелай требовал немедленно плыть домой, а Агамемнон хотел до отплытия смягчить гнев Афины гекатомбами (принесением нескольких жертвоприношений, из ста волов каждое). Одни поддерживали Менелая, другие – Агамемнона. Греки совершенно перессорились, и на следующее утро войско разделилось. Менелай, Диомед, Нестор, Неоптолем и некоторые другие сели на корабли. На стоянке у Тенедоса Одиссей, который поплыл с этими вождями, поссорился с ними и возвратился к Агамемнону. Спутники же Менелая пошли к Эвбее. Оттуда благоприятно вернулись Диомед в Аргос, Нестор в Пилос, благополучно приплыли в свои города Неоптолем, Филоктет и Идоменей. Но Менелай был у скалистого Малейского мыса застигнут бурей и занесен к берегу Крита, о скалы которого разбились почти все его корабли. Сам он был унесен бурей в Египет. Царь Полиб радушно принял его в стовратных египетских Фивах, дал ему и Елене богатые подарки. Странствования Менелая после Троянской войны длились восемь лет; он был на Кипре, в Финикии, видел страны эфиопов и ливийцев. Потом боги дали ему радостный возврат и счастливую старость с вечно юной Еленой. По рассказам позднейших поэтов, Елена вовсе и не была в Трое. Стесихор говорил, что Парис похитил лишь призрак Елены; по рассказу Еврипида (трагедия «Елена »), он увез подобную Елене женщину, созданную богами для обмана его, а настоящую Елену Гермес перенес в Египет, к царю Протею, который стерег ее до конца Троянской войны. Геродот тоже полагал, что Елена не была в Трое. Греки думали, что финикийская Афродита (Астарта) – это Елена. Они видели храм Астарты в той части Мемфиса, где жили финикийцы-тиряне; вероятно из этого и возникла легенда о жизни Елены в Египте.

    Агамемнон по возвращении с Троянской войны был убит собственной женой, Клитемнестрой, и её любовником, Эгисфом. Несколько лет спустя дети Агамемнона, Орест и Электра , жестоко отомстили матери и Эгисфу за отца. Эти события послужили основой для целого цикла мифов. Аякс Малый на обратном пути от Трои был убит Посейдоном за неслыханную гордость и святотатственное оскорбление жертвенника при взятии в плен Кассандры.

    Больше всех приключений и невзгод при возвращении с Троянской войны претерпел Одиссей . Его судьба дала тему и сюжет для второй великой

    Троянская война: миф и реальность

    В Тёмные века (XI-IX вв. до н. э.), наступившие после разрушения исчезнувшей микенской цивилизации, по дорогам Греции странствовали бродячие певцы. Их приглашали в дома и дворцы, угощали за столом рядом с хозяевами, а после трапе зы гости собирались послушать истории о богах и героях. Певцы декламировали стихи-гекзаметры и подыгрывали себе на лире. Самым известным из них был Гомер. Его принято считать автором двух эпических поэм - «Илиады» (об осаде Трои) и «Одиссеи» (о возвращении из похода царя греческого острова Итака Одиссея), при этом многие литературоведы сходятся во мнении, что сами поэмы создавались не одно столетие и несут на себе следы разных эпох. Ещё в древности о Гомере почти ничего не было известно. Говорили, будто бы он происходил с острова Хиос и был слепым. Города древней Греции на побережье Малой Азии спорят за право называться его родиной. Учёные считают, что Гомер жил примерно в 850-750 гг. до н. э. К этому времени поэмы сложились уже как цельные литературные произведения.

    Гомер рассказал, как город Троя был разрушен ахейцами после многолетней осады. Причиной войны послужило похищение троянским царевичем Парисом жены спартанского царя Минелая Елены. Случилось так, что три богини - Гера, Афина и Афродита - обратились к юноше с вопросом, кто из них самая прекрасная. Афродита пообещала царевичу любовь самой красивой женщины в мире, если он назовет её. Парис признал Афродиту прекраснейшей, и Гера и Афина затаили на него злобу.

    Самая красивая женщина жила в Спарте. Она была так прекрасна, что все греческие цари хотели взять её в жёны. Елена выбрала Менелая, брата Агамемнона, царя Микен. По совету Одиссея все прежние женихи Елены поклялись помочь Менелаю, если кто-либо попытается отнять у него жену. Через некоторое время Парис по делам торговли отправился в Спарту. Там он встретил Елену и загорелся страстью, а Афродита помогла ему завладеть сердцем царицы. Влюблённые бежали в Трою под защиту отца Париса, царя Приама. Помня о клятве, микенские цари под предводительством Агамемнона собрались в поход. Среди них был и самый храбрый Ахилл, и самый хитрый Одиссей. Троя представляла собой мощную крепость, и штурмовать её оказалось нелегко. Десять лет ахейское войско простояло под стенами города, так и не добившись победы. Обороной руководил старший сын Приама Гектор, храбрый воин, поль-зовавшийся любовью сограждан.

    Наконец, Одиссей придумал хитрость. Древние Греки построили огромного деревянного коня, в брюхе которого спрятались воины. Коня оставили у стен города, а сами демонстративно отплыли на кораблях домой. Троянцы поверили, что враг ушёл, и затащили коня в город, радуясь такому необычному трофею. Ночью воины, прятавшиеся внутри коня, выбрались наружу, открыли городские ворота и впустили в Трою своих товарищей, которые, как оказалось, незаметно вернулись к стенам города. Троя пала. Ахейцы уничтожили почти всех мужчин, а женщин и детей увели в рабство.

    Современные учёные считают, что Троянская война произошла в 1240-1230 гг. до н. э. Её реальной причиной могло послужить торговое соперничество между Троей и союзом микенских царей. В древности греки верили в правдивость мифов о Троянской войне. И действительно, если изъять из «Илиады» и «Одиссеи» деяния богов, то поэмы выглядят как подробные исторические хроники.

    Гомер даже передаёт длинный список кораблей, отправившихся в поход против Трои. Иначе смотрели на дело историки XVIII-XIX вв., для них «Илиада» и «Одиссея» были литературными произведениями, сюжет которых вымышлен от начала до конца.

    Это предвзятое мнение смогли перевернуть только раскопки немецкого археолога любителя Генриха Шлимана. Он был убеждён в том, что персонажи Гомера - реальные исторические лица. С детства Шлиман глубоко переживал трагедию Трои и мечтал найти этот загадочный город. Сын пастора, он долгие годы занимался предпринимательством, пока в один прекрасный день не скопил достаточно денег, чтобы начать раскопки. В 1871 г. Шлиман отправился на северо-запад полуострова Малая Азия, в местность, которая в древности называлась Троада, где, по указаниям Гомера, располагалась Троя. Греки ещё называли её Илионом, откуда и произошло название поэмы - «Илиада». В XIX в. эти земли принадлежали Османской империи. Договорившись с турецким правительством, Шлиман приступил к раскопкам на холме Гиссарлык, географическое положение которого соответствовало описанию Гомера. Удача улыбнулась ему. Холм скрывал развалины не одного, а девяти городов, сменявших друг друга на протяжении двадцати веков.

    Шлиман провёл несколько экспедиций на Гиссарлык. Решающей оказалась четвёртая. Гомеровской Троей археолог посчитал поселение, расположенное во втором слое снизу. Для того чтобы добраться до него, Шлиману пришлось «снести» остатки по крайней мере ещё семи городов, хранивших много ценных находок. Во втором слое Шлиман обнаружил Скейские ворота, башню, сидя на которой Елена показывала Приаму греческих полководцев, дворец Приама и клад с золотыми и серебряными украшениями.

    Открытия Шлимана потрясли научный мир. Не оставалось сомнений в том, что Гомер поведал о ре ально происходившей войне. Однако продолжение раскопок профессиональными исследователями дали неожиданный результат: город, который Шлиман принял за Трою, старше Троянской войны на тысячу лет. Саму же Трою, если, конечно, это была она, Шлиман «сбросил» вместе с семью верхними слоями. Утверждение археолога любителя, будто он «смотрел в лицо Агамемнону», тоже оказалось ошибочным. В могилах покоились люди, жившие за несколько столетий до Троянской войны.

    Но самое главное - находки показали, что древняя цивилизация, с которой археолог познакомил мир, далека от хорошо знакомой по «Илиаде» и «Одиссее» греческой архаики. Она древнее, гораздо выше по уровню раз-вития и намного богаче. Гомер писал свои поэмы через пять-шесть веков после гибели микенского мира. Он не мог себе даже вообразить дворцов с водопроводами и фресками, в которых трудились тысячи невольни-ков. Он показывает быт людей таким, каким он стал в его время, после нашествия варваров-дорийцев.

    Цари у Гомера живут немногим лучше, чем простые люди. Их деревянные дома, окружённые частоколом, имеют земляной пол, потолок покрыт сажей. У порога дворца Одиссея благоухает навозная куча, на которой лежит его любимый пёс Аргус. Женихи Пенелопы во время пиров сами закалывают и свежуют животных. Царь сказочно богатого народа феаков Алкиной имеет «пятьдесят рукодельниц невольных», которые мелят муку, и пятьдесят ткачих. Его дочь Навсекая с подругами сама стирает бельё на берегу моря. Пенелопа прядёт и ткёт со служанками. Быт гомеровских героев патриархален и прост. Отец Одиссея Лаэрт сам обрабатывал мотыгой землю, а царевич Парис пас стада в горах, где и повстречал трёх спорящих богинь...

    Вокруг раскопок Трои до сих пор не утихают споры. Тот ли город нашёл Шлиман? Благодаря обнаружению и прочтению документов из архива хеттских царей известно, что этот народ торговал с Троей и Илионом. Правда, цивилизация Хеттов знали их как два разных города в Малой Азии и называли Труиса и Вилуса. Как бы то ни было, в результате раскопок торопливого и не слишком внимательного любителя мир впервые познакомился с микенской культурой. Эта цивилизация затмила своим блеском и богатством всё, что до того было известно о ранней истории Греции.

    Описанию осады Трои посвящено множество произведений греческой литературы и искусства. При этом не существует единого авторитетного источника, описывающего все события той войны. История разбросана по произведениям многих авторов, порой противоречащих друг другу. Важнейшими литературными источниками, повествующими о событиях, являются две эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых традиционно приписывается Гомеру. Каждая поэма рассказывает лишь о части войны: «Илиада» освещает короткий период, предшествующий осаде Трои и саму войну, в то время как «Одиссея» повествует о возвращении одного из героев эпоса в родную Итаку, после взятия города.

    О других событиях троянской войны сообщает так называемый «Циклический эпос» – целая группа поэм, авторство которых поначалу тоже приписывалось Гомеру. Однако позже выяснилось, что их авторами были последователи Гомера, использовавшие его язык и стилистику. Большая часть произведений хронологически завершает гомеровский эпос: «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения», «Телегония» и другие описывают судьбы гомеровских героев после завершения осады Трои. Исключение составляет лишь «Киприй», повествующих о довоенном периоде и событиях, которые стали причиной конфликта. Большая часть этих произведений дошла до наших дней лишь частично.

    Предпосылки к войне

    Считается, что причиной конфликта стало похищение троянским царевичем Парисом прекрасной Елены, которая была женой царя Спарты Менелая. Елена была настолько хороша собой, что отец царь Тиндарей никак не мог решиться выдать ее замуж, опасаясь мести отвергнутых женихов. Тогда было принято неслыханное по тем временам решение, разрешить девушке самой выбрать себе суженого. Дабы избежать возможного конфликта, все потенциальные женихи связали себя клятвой не преследовать счастливца, на которого падет выбор царевны, и в последующем всячески помогать ему при необходимости. Елена остановила свой выбор на Менелае, и стала его женой.

    Однако еще раньше три самых могущественных богини Олимпа – Гера, Афина и Афродита – поспорили из-за золотого яблока, подкинутого богиней раздора Эридой. На яблоке было всего одно слово – «прекраснейшей», но именно оно стало причиной дальнейших событий. Каждая богиня считала, что яблоко по праву принадлежит ей и не желала уступить соперницам. Боги-мужчины отказались ввязываться в женскую распрю, а вот человеку мудрости не хватило. Богини обратились с просьбой рассудить их к Парису, сыну царя Приама, правившего Троей. Каждая обещала что-то взамен: Гера – власть, Афина – военную славу, а Афродита – любовь любой женщины, которую тот пожелает. Парис выбрал Афродиту, нажив при этом себе и народу Трои двух могущественнейших врагов.

    Троянский царевич прибыл в Спарту, где в отсутствие Менелая, уговорил бежать Елену с ним (по другим источникам похитил). Возможно, дело и не дошло до столь масштабного конфликта, если бы беглецы не прихватили с собой сокровища Менелая. Этого оскорбленный муж снести уже не смог и бросил клич все бывшим женихам Елены, связавшим себя когда-то клятвой.

    Осада Трои

    Греческое войско общей численностью в 100 тысяч человек погрузилось на корабли и отправилось в Трою. Возглавляли ахейцев Менелай и микенский царь Агамемнон, приходившийся тому братом. После того как греки расположились лагерем под стенами города, было решено попытаться решить дело миром, для чего направить в Трою парламентеров. Однако троянцы не согласились на условия греков, рассчитывая на прочность крепостных стен и свое войско. Началась осада города.

    Ссора Ахилла и Агамемнона

    Согласно предсказанию, война должна была продлиться 9 лет, и только на 10-й год обещано падение Трои. Все эти годы ахейцы занимались мелким грабежом и набегами на близлежащие города. Во время одного из походов, добычей греков стали Хрисеида, дочь жреца Хриса, и Брисеида, дочь царя Брисея. Первая досталась царю Микен Агамемнону, а вторая Ахиллу – знаменитому греческому герою.

    Вскоре в лагере греков начался мор, что было истолковано прорицателем Калхасом как гнев бога Аполлона, к которому обратился опечаленный отец Хрисеиды. Греки потребовали от Агамемнона вернуть пленницу отцу, и тот скрепя сердце согласился, но взамен начал требовать для себя Брисеиду, законную пленницу Ахилла. Завязалась словесная перепалка, в которой Ахилл обвинил Агамемнона в алчности, а тот в свою очередь обозвал великого героя трусом. В результате оскорбленный Ахилл отказался участвовать в дальнейшей осаде города, да к тому же попросил свою мать, морскую нимфу Фетиду, умолить Зевса даровать победу троянцам, чтобы наказать зарвавшегося Агамемнона.

    Идя навстречу просьбе Фетиды, Зевс наслал микенского царя обманчивый сон, обещавший победу. Воодушевленные своим предводителем, греки устремились в бой. Троянское войско возглавлял Гектор, старший сын царя Приама. Сам царь был уже слишком стар, чтобы участвовать в сражении. Прежде чем начать битву, Гектор предложил провести поединок между Менелаем и своим братом Парисом. Победителю достанутся прекрасная Елена и похищенные сокровища, а греки и троянцы дадут священную клятву, что после поединка будет заключен мир.

    Начало сражения

    Обе стороны с радостью согласились – затянувшаяся война надоела многим. В поединке победил Менелай, а Парис остался жив лишь благодаря заступничеству богини Афродиты. Казалось, что война теперь должна окончиться, но это не входило в планы Геры и Афины, затаивших злобу на Париса. Гера поклялась уничтожить Трою и не собиралась отступать. Подосланная ею Афина приняла образ воина и обратилась к искусному лучнику Пандару, предлагая выстрелить в Менелая. Пандар не убил спартанского царя только потому, что сама же Афина немного отклонила его стрелу. Раненого Менелая унесли с поля, а греки, возмущенные вероломством троянцев устремились в бой.

    В страшной битве сошлись люди, но и боги не остались в стороне – Афродита, Аполлон и бог войны Арес, поддерживали троянцев, а Гера и Афина Паллада греков. Множество народу погибло с обеих сторон, сама Афродита была ранена в руку одним из греков и вынуждена была вернуться на Олимп залечивать рану. Ни троянцы, ни ахейцы не могли взять вверх, и по совету мудрого греческого старца Нестора, было решено прервать сражение на один день, чтобы похоронить убитых.

    Через день, памятуя обещание данное Фетиде, Зевс запретил кому-либо из богов вмешиваться в ход битвы. Чувствуя поддержку верховного божества, троянцы начали теснить греков, нанося огромный урон их войску. На все упреки Геры Зевс отвечал, что истребление ахейцев продлится до тех пор, пока на поле битвы не вернется Ахилл.

    Опечаленные поражением греческие вожди собрались на совет, где по совету мудрого Нестора было решено отправить послов к Ахиллу с просьбой вернуться. Долго уговаривали послы, среди которых был Одиссей, великого героя, но тот оставался глух к их просьбам – слишком уж была велика обида на Агамемнона.

    Гибель Патрокла и возвращение Ахилла

    Пришлось и дальше грекам биться с троянцами без поддержки Ахилла. В страшном сражении троянцы истребили множество ахейцев, но и сами понесли большие потери. Грекам пришлось не только отойти от стен города, но и защищать свои корабли – так силен был натиск противника. Следивший за ходом битвы друг Ахилла Патрокл не мог сдержать слез, наблюдая за тем, как гибнут соплеменники. Обратившись к Ахиллу, Патрокл попросил отпустить его на помощь греческому войску, раз уж великий герой не желает сражаться сам. Получив разрешение, вместе со своими воинами Патрокл отправился на поле боя, где ему суждено было погибнуть от руки Гектора.

    Опечаленный смертью ближайшего друга, Ахилл оплакал его тело, пообещав уничтожить Гектора. После примирения с Агамемноном герой вступил в битву с троянцами, нещадно их истребляя. Битва закипела с новой силой. До самых ворот города гнал Ахилл троянских воинов, которым едва удалось укрыться за стенами. Только Гектор остался на поле битвы, ожидая возможности сразиться с греческим героем. Ахилл убил Гектора, привязал его тело к колеснице и пустил коней вскачь. И только через несколько дней тело павшего троянского царевича вернули царю Приаму за большой выкуп. Сжалившись над несчастным отцом, Ахилл согласился прервать сражение на 11 дней, чтобы Троя могла оплакать и похоронить своего предводителя.

    Гибель Ахилла и взятие Трои

    Но со смертью Гектора не окончилась война. Вскоре погиб и сам Ахилл, сраженный стрелой Париса, которую направил бог Аполлон. В детстве, мать Ахилла богиня Фетида искупала сына в водах реки Стикс, разделяющей мир живых мертвых, после чего тело будущего героя стало неуязвимым. И только пятка, за которую держала его мать, осталась единственным незащищенным местом – именно в нее и попал Парис. Однако и сам он вскоре нашел смерть, погибнув от ядовитой стрелы, выпущенной одним из греков.

    Множество троянских и греческих героев полегло, прежде чем хитроумный Одиссей придумал, как проникнуть в город. Греки соорудили огромного деревянного коня, а сами сделали вид, что отплывают восвояси. Лазутчик, подосланный к троянцам, убедил тех, что дивное сооружение это дар ахейцев богам. Заинтригованные жители Трои втащили коня в город, несмотря на предостережения жреца Лаокоонта и вещей Кассандры. Воодушевленные мнимым отплытием ахейцев, троянцы ликовали до глубокой ночи, а когда все уснули, из брюха деревянного коня выбрались греческие воины, которые открыли городские ворота огромному войску.

    Эта ночь стала последней в истории Трои. Ахейцы уничтожили всех мужчин, не пощадив даже младенцев. Лишь Эней, потомкам которого суждено было основать Рим, с небольшим отрядом смог вырваться из захваченного города. Женщинам Трои была уготована горькая участь невольниц. Менелай разыскал неверную супругу, желая лишить ее жизни, но сраженный красотой Елены, простил измену. Несколько дней длилось разграбление Трои, а развалины города были преданы огню.

    Троянская война в исторических фактах

    Долгое время считалось, что Троянская война это всего лишь красивая легенда, не имеющая реальной основы. Однако во второй половине XIX века археологом-любителем Генрихом Шлиманом на холме Гиссарлык в западной Анатолии был обнаружен древний город. Шлиман объявил, что ему удалось найти руины Трои. Однако в дальнейшем выяснилось, что развалины найденного города гораздо древнее Трои, описанной в гомеровской «Илиаде».

    Хотя точная датировка Троянской войны неизвестна, большинство исследователей считают, что она произошла в XIII-XII веке до н.э. Развалины, которые удалось обнаружить Шлиману, оказались старше как минимум на тысячу лет. Тем не менее раскопки на этом месте продолжались многими учеными в течение долгих лет. В результате было обнаружено 12 культурных слоев, один из которых вполне соотносится с периодом Троянской войны.

    Однако, рассуждая логически, Троя не была изолированным городом. Еще раньше в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке возник целый ряд государств с высокоразвитым уровнем культуры: Вавилон, Хеттская империя, Финикия, Египет и другие. События такого масштаба, как их описывал Гомер, не могли не оставить следов в сказаниях народов, населявших эти государства, однако дело обстоит именно так. Никаких свидетельств о противостоянии ахейцев и Трои в легендах и мифах этих стран не найдено.

    По все видимости, Гомер пересказал историю нескольких военных конфликтов и завоевательных походов, случившихся в разные временные промежутки, щедро приправив их своей фантазией. Реальность и вымысел переплетаются настолько причудливо, что не всегда удается отличить одно от другого.

    Например, некоторые исследователи склонны считать вполне реальным эпизод с троянским конем. По предположениям части историков, под этим сооружением надо понимать стенобитную машину или таран, с помощью которого осаждающие разрушили крепостные стены.

    Споры о реальности Троянской войны, по всей видимости, будут продолжаться еще долгое время. Однако не так уж важно, какими были реальные события, ведь именно они вдохновили Гомера на создание величайшего литературного памятника в истории человеческой цивилизации.