Страна-призрак и святыня. Вековой конфликт Израиля и Палестины. Арабо-израильский конфликт (история противостояния)

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Глава МИД Израиля Ципи Ливни заявила сегодня, что жители сектора Газа могут не рассчитывать на нормализацию экономической ситуации, включая снятие пограничной блокады, до тех пор пока у власти там остается движение ХАМАС. Конфликт, однако, уже не ограничивается только территорией палестинского анклава - сегодня Израиль подвергся ракетному обстрелу со стороны Ливана. В российском обществе, и особенно в интернете, арабо-израильский конфликт, как всегда, обсуждается необычайно бурно. В тени родных берез оппоненты высказывают безапелляционные мнения, которые были бы более уместны под сенью ливанских кедров. В истинных причинах ближневосточных проблем разбирался корреспондент «Фонтанки».

Арабо-израильский конфликт, как мы его знаем, начался не год и не два назад. Однако точная дата, с которой можно отсчитывать хронологию, существует. Это 29 ноября 1947 года, когда Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию №181 о разделе Палестины на два государства - еврейское и арабское.

С конца Первой мировой войны эта территория находилась под Британским мандатом. Англичане поддерживали там определенный порядок, который, грубо говоря, сводился к тому, что в ответ на протесты арабов против еврейской иммиграции вводились квоты на число приезжих. Тем не менее, количество приезжих росло, и положение в регионе становилось все сложнее. Великобритания и решила передать судьбу Палестины на усмотрение ООН.

Момент был выбран точно - буквально пара лет, и о создании государства Израиль, скорее всего, не могло бы быть и речи. Еще в марте 1946 года Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую Фултонскую речь, с которой принято отсчитывать начало Холодной войны. После Второй мировой позиции Великобритании в мире ослабли, и Ближний Восток делили между собой новые сверхдержавы - Советский Союз и США. Здесь будущие противники оказались неожиданно единодушны.

Президент Гарри Трумен в 1946 году объяснял собственному Госдепартаменту свою позицию так: «Прошу простить меня, джентльмены, но мне надо принимать в расчет сотни тысяч тех, кто стоит за успех сионизма. Среди моих избирателей нет сотен тысяч арабов».

Советское руководство тоже могло рассчитывать на то, что Израиль станет «красным» форпостом на Ближнем Востоке - среди переселенцев было много выходцев из России, которые зачастую придерживались весьма левых убеждений. Наконец, в своих воспоминаниях генерал НКВД Павел Судоплатов указывает и на другие мотивы Иосифа Сталина, приводя следующие его слова: «Давайте согласимся с образованием Израиля. Это будет шило в заднице для арабских государств, и тогда они станут искать союза с нами».

Сказано это было чуть ли не накануне рассмотрения в ООН резолюции по Палестине, и, стоит отметить, примерно так события в дальнейшем и развивались - очень быстро выяснилось, что Израиль действовать в русле советской линии не готов, зато дружба СССР с Сирией, Египтом, Ливией и другими ближневосточными режимами постепенно расширялась.

Резолюция ООН от 29 ноября 1947 года предписывала примерно равный раздел Палестины между евреями и арабами. Обе стороны получали по три анклава, расположенных в шахматном порядке, при этом Иерусалим и Вифлеем как места, важные для трех конфессий - иудеев, мусульман и христиан, - должны были остаться под международным контролем. За это решение проголосовали 33 страны, включая США и СССР, 13 были «против», а 10, в том числе Великобритания, воздержались. Стоит отметить, что ряд радикальных еврейских общественных организаций, действовавших в Палестине, не поддержали это решение, а Лига арабских государств и вовсе выступила резко против него.

Однако 14 мая 1948 года, за один день до окончания британского мандата на Палестину, Давид Бен-Гурион, первый премьер-министр Израиля, провозгласил декларацию о создании еврейского государства. Уже на следующий день Сирия, Египет, Ливан, Ирак и Иордания атаковали новую страну. Израиль выстоял, а под контролем Иордании и Египта оказались, соответственно, Западный берег Иордана и сектор Газа. Это примерно те территории, на которых, по резолюции ООН, и должно было быть создано государство арабов Палестины.

Сам Давид Бен-Гурион еще тогда не строил особых иллюзий о легитимности государства Израиль с точки зрения международного права. В 1950 году он так напутствовал израильских дипломатов: «Когда государство было провозглашено, перед ним встали три проблемы: проблема границ, проблема беженцев и проблема Иерусалима. Ни одна из них не была и не будет решена путем убеждения. Их решению может способствовать только признание необратимости политических изменений. […] Мы захватили Беэр-Шеву вопреки мнению ООН и Совета Безопасности. То же самое относится к Яффо, Лоду, Рамле и Западной Галилее. Проблема беженцев также будет решена силой фактов, а именно - нашим отказом разрешить им вернуться. В этом вопросе объяснить справедливость нашей позиции труднее всего. В решении этих трёх проблем создание необратимой политической реальности превалирует над политикой убеждения». Необратимая политическая реальность не создана вот уже 60 лет.

Стоит отметить, что потенциал для развития государственности у евреев и арабов Палестины был достаточно разный. Книга основоположника сионизма Теодора Герцля «Еврейское государство. Опыт современного решения еврейского вопроса» была опубликована еще в 1896 году, и с тех пор над этим вопросом поработало немало светлых голов. В то же время, арабы Палестины, мало еще вкусившие от плодов европейской цивилизации, после Второй мировой войны жили в тяжелых условиях своей пустынной земли и о государственности не помышляли.

Однако чуть менее двадцати лет спустя эта проблема стала вполне актуальной. В 1964 году была создана Организация освобождения Палестины (ООП). А спустя три года в результате Шестидневной войны Израиль получил контроль над Газой, Западным берегом Иордана и восточным Иерусалимом с его святынями. Именно в связи с этим ООП начинает разворачивать широкую - в том числе террористическую - деятельность.

Перед самым началом войны известная израильская поэтесса Наоми Шемер написала песню «Иерушалаим шель заахав» - «Золотой Иерусалим». На фоне побед израильской армии она сразу стала неформальным гимном страны, символизирующим конец вековых унижений еврейского народа. Позже песню в фильме «Список Шиндлера» использовал Стивен Спилберг, а также она стала официальным гимном празднования 60-летия Израиля.

Как ни странно, но мотивы палестинцев удивительно созвучны интонациям этой песни - речь всё опять же о преодолении национального унижения и возвращении гордости. На одном из своих сайтов адепты независимой Палестины пишут так: «Мы были одной из самых презираемых и ругаемых наций в нашу эпоху до тех пор, пока не началась интифада (восстание палестинцев против израильских властей - прим. «Фонтанки»). Она намного уменьшила отчаяние в наших душах, изменила взгляд на самих себя, она позволила нам заявить: Мы были нацией пораженцев, покорных людей с застывшей историей. Однако интифада с ее динамичной историей позволила изменить восприятие арабами самих себя, лучше осознать окружающий мир».

Всего с момента своего существования Израиль пережил семь войн, в трех из которых боевые действия начал сам, и две интифады. К третьей интифаде ХАМАС призывает своих сторонников сейчас. С обеих сторон пролито достаточно крови и сказано слишком много слов, чтобы понять - ситуация разрешения не имеет. В самом деле, не делить же, например, пустыню Негев в процентном отношении к количеству жертв с обеих сторон.

Но война продолжается и тогда, когда солдаты возвращаются в гарнизоны, а партизаны на свои базы. Арабо-израильский конфликт - это не только и даже не столько количество жертв с обеих сторон, сколько противостояние мнений и спор о словах. И здесь в ход идет всё - от разговоров о том, что поскольку у палестинцев никогда не было государства, то они не имеют на него права (почему, собственно говоря, нет?), до избитых страшилок про кровавую мацу.

Случаются и вовсе изощренные примеры. Капрал Армии обороны Израиля Гилад Шалит был взят в заложники 25 июня 2006 года боевиками ХАМАСа, которые потребовали освобождения из израильских тюрем женщин и детей до 18 лет. Спустя три дня Израиль начал операцию «Летние дожди», чтобы спасти капрала. Вся история бурно обсуждалась в СМИ и стала напоминать эпизод из фильма «Хвост виляет собакой» про героя-рядового по прозвищу Старый Башмак. «Летние дожди» закончились экономической блокадой Газы. И вот теперь, когда конфликт вновь разгорелся, уже палестинцы заявляют, что Гилад Шалит был ранен в результате обстрела израильтянами мирных кварталов Газы.

Развивая Клаузевица, информационная война - это продолжение войны обычной другими средствами. На массированную поддержку западными СМИ Израиля, которая неизбежна хотя бы потому, что большинство корпунктов находятся в Тель-Авиве, а не в Газе, Палестина отвечает изобретательной традицией «Палливуда». Этим термином с недавних пор обозначают арабские телестудии, в которых снимаются постановочные сюжеты о конфликте. Недавно, например, в эфире телевидения Газы появился сюжет, в котором жестокие сионисты убивают любимца палестинских детей мышонка Фарфура. Снято в формате новостного сюжета, Фарфура изображает актер в костюме. Вслед за Фарфуром шахидами стали пчелка Нахуль и зайчик Ассуд.

Благородства и стремления к миру в позициях обеих сторон, в самом деле, немного. На террористов-смертников в автобусах Иерусалима найдется осада израильскими войсками Бейрута в 1982 году. Тогда авиация и артиллерия два месяца подряд бомбили город, нанеся ему непоправимый ущерб. На обстрелы ракетами «Кассам» израильских территорий - охота за террористами группы «Черный сентябрь», которые были убиты Моссадом без суда и следствия, к тому же при этом погиб и вовсе посторонний официант. Конечно, они террористы, но как же тогда пресловутые правовые нормы?

Не симпатична администрация Палестины, с погрязшей при Ясире Арафате в коррупции ООП, и ФАТХом и ХАМАСом, которые ныне больше озабочены борьбой за власть, чем решением проблемы независимости. Но и Израильская идеология, которая, с одной стороны, в устах некоторых политических деятелей отчетливо отдает натуральным фашизмом, а, с другой, как бы в качестве платы за Холокост, при случае освобождает власти от любых существующих норм права, мягко говоря, вызывает смешанные чувства.

Но не стоит во всем винить малых сих. В конце концов, государство Израиль, со всеми его недостатками и достоинствами, создали не кибуцники-поселенцы. Его появление стало следствием той системы международного права, эскизы которой были набросаны еще в 1945 году на Ялтинской конференции. Палестина стала одной из разменных монет, которую в своем соревновании использовали СССР и США.

Система с тех пор обветшала и стала тесна, об ООН вспоминают разве что в связи с какой-нибудь культурной деятельностью, однако правил игры никто так и не пересмотрел. Поэтому делать прогнозы по поводу разрешения арабо-израильского конфликта - все равно, что вступать в спор пикейных жилетов. Роль Барака Обамы, цен на нефть, количества жертв и даже Дмитрия Медведева тут совершенно не принципиальна. Стрельба в Газе закончится чуть позже или чуть раньше. Потом она начнется вновь, может быть, на Западном берегу. А, может быть, вовсе арабы начнут убивать друг друга.

Развернуть любой клубок противоречий, который уходит в глубь двадцатого века, фактически невозможно. Слишком много убитых, слишком много слов, причем, как правило, корыстных и нечестных. Примеров немало. Например, Северная и Южная Корея, очевидно, об объединении сами никогда не договорятся, а больше эта проблема никого и не волнует. Южане сами чувствуют себя неплохо, а про северян вообще иногда вспоминает только США в связи с паранойей по поводу ядерной угрозы.

Есть и эпизоды, которые вовсе стали историей, но до сих пор остаются причиной для длительных политических распрей. Например, проблема геноцида армян в Османской империи. Очевидно, что Турция в обозримом будущем не признает его. Массовые убийства армянского населения в 1915 году, несомненно, были (как, впрочем, и турецкого). Но, возвращаясь к Израилю, признание геноцида может повлечь за собой аналогии с Холокостом и соответствующие претензии со стороны армян. Как далеко они могут зайти - неизвестно.

Все эти эпизоды объединяет одно. Это понятия национального государства, самоопределения, суверенитета, которые, зародившись вместе с капитализмом на заре Нового времени, стали малы для нынешнего глобального мира. Перечисленные конфликты могут развиваться более или менее кроваво, но для их радикального решения требуется пересмотр действующей системы международных отношений, который бы позволил создать некие новые институты, действующие в интересах общего блага и гуманизма, а не в угоду какой-то из сторон. Как писали в советской печати, в интересах мира и добрососедства.

К сожалению, такие перемены невозможны без великих потрясений. И они произойдут. Может быть, не завтра, и даже не десять лет спустя, но они неизбежны, и принесут с собой новые неразрешимые конфликты. История не кончилась.

Николай Конашенок,
«Фонтанка.ру»

Для более точного понимания конфликта, который возник между Израилем и Палестиной, следует внимательно рассмотреть его предысторию, геополитическое расположение стран и ход конфликтных действий между государствами Израиль и Палестина. История конфликта, кратко рассматривается в этой статье. Процесс противостояния стран развивался очень долго и весьма интересным образом.

Палестина является небольшой территорией Ближнего Востока. В том же регионе находится и государство Израиль, которое образовалось в 1948 году. Почему стали врагами Израиль и Палестина? История конфликта очень длинная и противоречивая. Корни возникшего между ними противостояния лежат в борьбе между палестинскими арабами и евреями за территориальное и этническое господство над регионом.

Предыстория многолетнего противостояния

На протяжении многовековой истории евреи и арабы мирно сосуществовали на территории Палестины, которая во времена Османской империи была в составе Сирийского государства. Коренным народом в регионе были арабы, но в начале XX века еврейская часть населения стала медленно, но стабильно возрастать. Ситуация изменилась коренным образом после окончания Первой мировой войны (1918 г.), когда Великобритания получила мандат на управление территорией Палестины и смогла проводить свою политику на этих землях.

Сионизм и Декларация Бальфура

Началась широкая колонизация евреями палестинских земель. Этому сопутствовала пропаганда национальной еврейской идеологии - сионизма, что предусматривала возвращение еврейского народа на их родину - Израиль. Свидетельством этого процесса является так называемая Декларация Бальфура. Она представляет собой письмо лидеру сионистского движения от британского министра А. Бальфура, которое было написано еще в 1917 году. В Письме оправдываются территориальные претензии евреев на Палестину. Декларация имела значительный , фактически она начала конфликт.

Углубление конфликта в 20-40-х годах XX века

В 20-х годах прошлого века сионисты начали укреплять свои позиции, возникло военное объединение «Хагана», а в 1935 году появилась новая, еще более экстремистская, организация под названием «Иргун цвай Леуми». Но на радикальные действия евреи еще не решались, притеснение палестинских арабов осуществлялось еще мирным путем.

После прихода к власти нацистов и количество евреев в Палестине стало резко возрастать в силу их эмиграции из Европы. На 1938 год на палестинских землях проживало около 420 тысяч евреев, что в два раза больше, нежели в 1932-м. Конечную цель своего переселения евреи видели в полном завоевании Палестины и создании государства евреев. Об этом свидетельствует тот факт, что после окончания войны, в 1947 году, количество евреев в Палестине возросло еще на 200 тысяч, и уже становило 620 тыс. человек.

Израиль и Палестина. История конфликта, попытки решения на международном уровне

В 50-х годах сионисты только укрепились (случались инциденты террора), их идеи о создании еврейского государства получили возможность своего воплощения. К тому же их активно поддерживало 1945 год характеризуется серьезным накалом отношений между Палестиной и Израилем. Британские власти не знали выхода из такой ситуации, потому обратились к Генеральной Ассамблее ООН, которая в 1947 году взялась за решение будущего Палестины.

Выход из напряженной обстановки виделся ООН в двух вариантах. При департаменте недавно созданной международной организации был учрежден комитет, который занимался делами Палестины, состоял он из 11 человек. Было предложено создать в Палестине два самостоятельных государства - арабское и еврейское. А также сформировать между ними ничейную (интернациональную) территорию - Иерусалим. Этот план комитета ООН после долгого обсуждения был принят в ноябре 1947 года. План получил серьезное международное признание, его одобрили как США, так и СССР, а также непосредственно Израиль и Палестина. История конфликта, как все рассчитывали, должна была прийти к своему финалу.

Условия резолюции ООН по решению конфликта

Согласно резолюции ООН от 29 ноября 1947 года, территория Палестины разделялась на два независимых государства - арабское (площадь 11 тыс. кв. км) и еврейское (площадь 14 тыс. кв. км). Отдельно, как и планировалось, была создана интернациональная зона, на территории города Иерусалим. К началу августа 1948 года английские колонисты, согласно плану, должны были покинуть территорию Палестины.

Но, как только еврейское государство было провозглашено, а премьер-министром стал Бен-Гурион, радикальные сионисты, которые не признали независимость арабской части палестинских земель, в мае 1948 года начали боевые действия.

Острая фаза конфликта 1948-1949 годов

Какой была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта? С чего начался конфликт? Попробуем дать на этот вопрос развернутый ответ. Провозглашение независимости Израиля было очень резонансным и противоречивым международным событием. Очень много арабо-мусульманских стран Израиль, объявили ему «джихад» (священная война с неверными). В состав арабской лиги, которая воевала против Израиля, входили Иордания, Ливан, Йемен, Египет и Саудовская Аравия. Таким образом, начались активные боевые действия, в центре каких были Израиль и Палестина. История конфликта народов вынудила еще до начала трагичных военных событий около 300 тыс. палестинских арабов покинуть свои родные земли.

Армия арабской лиги была хорошо организованной и насчитывала около 40 тыс. солдат, в то время как Израиль располагал лишь 30 тыс. Главнокомандующим лиги был назначен Следует отметить, что ООН призвала стороны к миру и даже разработала мирный план, но обе стороны его отвергли.

В первое время боевых действий в Палестине преимущество принадлежало арабской лиге стран, но летом 1948 года ситуация кардинально изменилась. Еврейские войска пошли в наступление и в течении десяти дней отбили натиск арабов. А уже в 1949 году Израиль решительным ударом потеснил противника до границ Палестины, захватив, таким образом, всю ее территорию.

Массовая эмиграция народов

Во время завоевания евреями из палестинских земель было изгнано около миллиона арабов. Они эмигрировали в соседние мусульманские страны. Обратным процессом была эмиграция евреев из лиги в Израиль. Таким образом завершилось первое боевое столкновение. Вот такая была у таких стран, как Израиль и Палестина, история конфликта. Кто виноват в многочисленных жертвах, судить довольно сложно, так как обе стороны были заинтересованны в военном решении конфликта.

Современные отношения государств

Как сейчас живут Израиль и Палестина? История конфликта чем закончилось? Вопрос без ответа, так как конфликт не исчерпан и в наши дни. Боестолкновения между государствами продолжались на протяжении всего столетия. Об этом свидетельствуют такие конфликты, как Синайская (1956 г.) а также Шестидневная (1967 г.) войны. Таким образом, внезапно возник и долго развивался конфликт Израиля и Палестины.

Следует отметить, что прогресс по достижению мира все-таки был. Примером тому могут быть переговоры, которые прошли в Осло в 1993 году. Между ООП и государством Израиль было подписано соглашение о введении в Секторе Газа системы местного самоуправления. На основе этих соглашений в следующем, 1994 году, была основана Палестинская национальная администрация, которую в 2013 году официально переименовали на Государство Палестина. Создание этого государства не принесло долгожданного мира, конфликт между арабами и евреями еще далек от разрешения, так как его корни очень глубоки и противоречивы.

"Уинстон Черчилль отметил, что "пока правда надевает штаны, ложь успевает обежать полмира". В пустынях Ближнего Востока хорошо растут только мифы, а факты остаются погребены в песке.

Мифы о Ближнем Востоке начали возникать не в 1950-х годах, и они не перестали распространяться до сих пор. Кажется, что бурные события в этом регионе постоянно сопровождаются все новыми и новыми искажениями фактов об арабо-израильском конфликте.

Существует неправильное мнение о том, что евреи были насильно изгнаны в диаспору римлянами после разрушения второго Храма в Иерусалиме в 70 г. н. э., а затем, через 1800 лет, внезапно вернулись в Палестину, требуя вернуть им эту страну. В действительности еврейский народ более трех тысяч лет поддерживал связи со своей исторической родиной.
Еврейский народ основывает свои права на Землю Израиля, исходя, по крайней мере, из четырех предпосылок: 1) евреи поселились на этой земле и обрабатывали ее; 2) международное сообщество провозгласило политический суверенитет еврейского народа над Палестиной; 3) территория Израиля была завоевана в процессе оборонительных войн; 4) Бог обещал эту землю патриарху Аврааму.
Даже после того, как в Иерусалиме был разрушен второй Храм и начался период изгнания и рассеяния еврейского народа по всему миру, еврейская жизнь на Земле Израиля продолжалась.
К 9 в. в Иерусалиме и Тверии вновь стали создаваться крупные еврейские общины. В 11 в. возникли и разрослись еврейские общины в Рафиахе, Газе, Ашкелоне, Яффе и Кесарии.
К началу 19 в. – задолго до зарождения современного сионистского движения – более 10 тыс. евреев жили повсюду на той территории, которая сегодня называется Израилем. Начавшееся в 1870 г. и продолжавшееся 78 лет возрождение нации достигло апогея при создании Государства Израиль.

Палестина никогда не была исключительно арабской страной, хотя после мусульманских нашествий в 7в. арабский язык постепенно становился языком части населения. На территории Палестины никогда не существовало независимого арабского или собственно Палестинского государства.
Палестинцы- самый новый народ на всей нашей земле. Этот народ начал своё существование в течение одного дня. Национализм палестинских арабов – это феномен, возникший после первой мировой войны. Он стал значительным политическим движением лишь после Шестидневной войны 1967 г., по окончании которой Израиль взял под свой контроль территории на Западном берегу реки Иордан. Свидетельство бывшего террориста ООП Валида Шебата: «Мне было удивительно, как в течение одной ночи на 4 июня 1967 года, я превратился из иорданца в «палестинца». В лагере, где нас учили, часть программы была «уничтожение Израиля», но мы все считали себя иорданцами, и только когда Израиль занял Иерусалим, превратились в течение одной ночи в палестинцев. С Иорданского флага была снята звезда, и он превратился во флаг нового народа «палестинцы».
На самом деле не существует и не существовало «палестинского народа», «палестинской культуры», «палестинского языка» , «истории государства Палестина».
В 985 н.э. арабский писатель Мукаддаси жаловался, что в Иерусалиме подавляющее большинство населения были евреи, и сказал, что «мечеть пустует, нет почти мусульман»
Многие туристы: писатели, известные люди навещали в то время святую землю и их впечатления были похожи. Все они нашли почти пустые земли, за исключением еврейской общины в Иерусалиме, Шхеме, Хевроне, Хайфе, Цфате, Кесарии, Газе, Рамле, Акко, Сидоне, Цуре, Эль-Арише, и некоторых города в Галилее: Эйн Зейтим, Пекиин, Бириа, Кфар-Алма, Кфар-Ханания, Кфар-Кана и Кфар-Яссиф. Большинство населения - евреи, почти все остальные - христиане, очень мало мусульман, в основном бедуины. Единственное исключение - Наблус (сейчас Шхем), в котором жили примерно 120 человек из мусульманской семьи Натша
Нет ни одного поселения в Палестине, у названия которого имеются арабские корни.
Большинство поселений имеют еврейские названия, а в некоторых случаях греческие или латинские. По-арабски нет никакого смысла в названиях типа: Акко, Хайфа, Яффо, Наблус, Газа или Дженин

Евреи постоянно живут в Иерусалиме почти два тысячелетия. Они представляют собой самую большую и сплоченную группу городского населения с 1840 х гг. В Иерусалиме находится Западная стена Храмовой горы (Стена Плача), самое святое место иудаизма.
Иерусалим никогда не имел статуса столицы какого либо арабского государства. Наоборот, в течение значительного периода арабской истории это был заброшенный, захолустный город. Во времена мусульманского владычества Иерусалим даже не считался провинциальным центром.
Связь между еврейским народом и Иерусалимом является одним из самых хорошо документированных фактов в мировой истории. В еврейских традиционных источниках слово «Иерусалим» упоминается более 600 раз, как минимум 140 раз в Новом Завете.
Иерусалим и Храмовая гора в Коране не упоминаются. Мухаммед никогда не был в этом городе, и видимо даже не знал о его существовании. Упоминается Иерусалим только в хадисах, которые были написаны намного позже, чем Коран. Это весьма немаловажный факт, если учесть, что название «Иерусалим» существовало за 2.000 лет до основания Ислама.
Исламские претензии на Иерусалим и Храмовую гору чисто по политическим причинам задуманы и приведены в жизнь в 30–е годы Муфтием Хадж Амин Аль- Хусейни, пособником нацистов на Ближнем Востоке.
Мусульманская «история» о том, что мечеть была уже в 632 г. н. э. – ложь, ибо Иерусалим тогда был Византийским.
То что в Коране написано о дальней мечете Аль-Акса, в которую ночью перенёсся Мухаммед- это не мечеть в Иерусалиме.
Только в 638 г. н. э. Иерусалим был захвачен халифом Омаром, 6 лет после смерти Мухаммеда.
В 632 году нашей эры Иерусалим входил в Византийскую империю и был христианским.
На храмовой горе была церковь Святой Марии, построенная в византийском стиле.
80 лет после смерти Мухаммеда византийская церковь была реконструирована, превращена в мечеть, и названа «Аль-Акса».
За последние 3.300 лет Иерусалим никогда не был столицей никаких других народов, в том числе арабов и мусульман. Это само по себе уникальный факт, учитывая что город был покорен столькими народами.
Немногие знают, что начиная примерно с 1840-го года евреи составляли основную часть населения Иерусалима.

Год 1844 Евреи 7,120 Мусульмане 5,000 Христиане 3,390 Всего 15,510
Год 1876 Евреи 12000 Мусульмане 7560 Христиане 5470 Всего 25030
Год 1896 Евреи 28112 Мусульмане 8560 Христиане 8748 Всего 45420
Год 1922 Евреи 33971 Мусульмане 13411 Христиане 4699 Всего 52081
Год 1948 Евреи 100000 Мусульмане 40000 Христиане 25000 Всего 165000
Год 1967 Евреи 195700 Мусульмане 54963 Христиане 12646 Всего 263309

Когда Израиль захватил Западный берег реки Иордан и сектор Газа в 1967 г., власти предприняли меры для улучшения условий жизни палестинцев, в отличие от иорданских властей, в течение 19 лет оккупировавших Западный берег, и египетских властей, оккупировавших Газу. Были открыты университеты, Израиль поделился последними сельскохозяйственными изобретениями, появились современные удобства, а система здравоохранения значительно улучшилась. Более 100 тыс. палестинцев работали в Израиле, получая ту же зарплату, что и израильтяне, – это послужило стимулом к экономическому росту.
В недавнем Отчете о гуманитарном развитии ООН Палестина занимает 102
(среди 177 стран и территорий мира) место в мире по продолжительности жизни, уровню образования и реальному доходу на душу населения.
Палестинская автономия опередила Сирию (105 место), Алжир (108), Египет (120) и Марокко (125).
Немногие палестинцы согласились бы поменяться местами с арабами из соседних стран.

Евреи жили в Иудее и Самарии – то есть на Западном берегу реки Иордан – с древних времен. За последнее время евреям лишь один раз было запрещено жить на этой территории – это произошло в период иорданского правления, продолжавшегося с 1948 по 1967 г. Указанный запрет противоречил положениям мандата Лиги Наций на управление Палестиной. Мандатом предусматривалось создание еврейского государства в Палестине, и в нем было специально оговорено, что «Администрация Палестины... совместно с Еврейским агентством... должна способствовать плотному заселению
евреями земли (Палестины)», которая включала в себя Иудею и Самарию.
С исключительно юридической и моральной точки зрения нет веских причин, по которым древние еврейские города, такие, как Хеврон, должны быть свободны от евреев. Евреи, которые были изгнаны из Хеврона в результате погромов, учиненных религиозными фанатиками, а также потомки этих евреев имеют право на такую же компенсацию, как та, на которую претендуют арабские беженцы.

Израиль является одним из самых открытых обществ в мире.
Арабы в Израиле имеют равное с евреями право голоса, причем это одна из немногих стран на Ближнем Востоке, где арабские женщины могут голосовать. В настоящее время в кнессете 9 депутатов –
арабы (всего в кнессете 120 депутатов). Израильские арабы также занимали различные правительственные посты, один из них занимал, например, пост израильского посла в Финляндии. Оскар Абу"Разак был назначен генеральным директором Министерства внутренних дел. В Верховном суде Израиля один из судей – араб. В октябре 1925 г. арабский профессор был избран вице"президентом Хайфского университета.
Арабский язык, наряду с ивритом, является одним из официальных языков Израиля. В израильских школах учится более 300 тыс. арабских детей. В период, когда создавалось Государство Израиль, в стране была только одна арабская средняя школа. Сегодня в Израиле сотни арабских школ.
Единственное правовое различие между еврейскими и арабскими гражданами Израиля состоит в том, что арабы не обязаны служить в израильской армии. Однако бедуины, друзы, черкесы некоторые другие израильские арабы сами выразили желание нести воинскую повинность.

В своих воспоминаниях, появившихся в 1972 г., бывший премьер-министр Сирии Халид аль-Азем возложил всю вину за создание кризиса с беженцами на арабов: С 1948 г. мы требовали возвращения беженцев, тогда как именно мы заставили их уйти… Мы обрушили несчастья на арабских беженцев, пригласив их и оказав на них давление, побуждая их уйти… Мы обрекли их на нищету… Мы приучили их просить подаяние… Мы участвовали в снижении их морального и социального уровня… Потом мы использовали их для совершения преступлений: убийств, поджогов и взрывов, погубивших мужчин, женщин и детей, - и все это ради достижения политических целей.
Палестинцев действительно поощряли оставлять свои дома для того, чтобы расчистить путь вторгшимся арабским армиям. Это подтверждают многочисленные свидетельства. Журнал Экономист, часто публиковавший критические материалы о сионистах, в номере от 2 октября 1948 г. сообщал: «Из 62 тыс. арабов, которые раньше жили в Хайфе, остались не более 5 тыс. или 6 тыс. человек. На их решение бежать с целью найти безопасное место повлияло много факторов. Нет сомнения в том, что самым сильным фактором были радиообращения Высшего арабского исполнительного комитета (Higher Arab Executive), призывавшие арабов покидать город... При этом явно подразумевалось, что те арабы, которые останутся в Хайфе и согласятся жить под защитой евреев, будут считаться изменниками».
Даже Махмуд Аббас (Абу Мазен), премьер-министр Палестинской автономии, обвинял арабские армии в том, что «вынудили арабов эмигрировать и покинуть Израиль, а потом бросили их в узилища, подобные гетто, в которых раньше жили евреи»
Арабские беженцы намеренно не были абсорбированы и интегрированы в тех арабских странах, в которых они оказались, несмотря на их обширные территории. Из 100 000 000 беженцев со времен Второй мировой войны они являются единственной группой в мире, которая не была абсорбирована или интегрирована в странах проживания собственного народа.
В то же время более 850 тысяч евреев были изгнаны из арабских стран за последние 66 лет. Они принадлежали к динамичным общинам с тысячелетней историей. На берегах Тигра и Евфрата евреи Вавилона создали целый ряд святых книг иудаизма и процветали в течение двадцати веков. В великолепных синагогах и библиотеках Каира евреи Египта хранили интеллектуальные и научные сокровища древности. От Алеппо до Адена и Александрии, евреи вносили свой вклад в развитие арабского мира как ученые, музыканты, предприниматели, писатели...
Все эти общины были уничтожены. Собственность, веками принадлежавшая евреям, была украдена. Еврейские кварталы - разрушены. Погромщики разграбили синагоги, осквернили кладбища, убили и искалечили тысячи евреев. Докладами ООН о положении палестинских беженцев можно набить стадионы, но ни капли чернил не пролилось о судьбе беженцев-евреев.

Максимальная существующая оценка числа арабов, погибших в ходе арабо-израильского конфликта и в жесточайших арабо-израильских войнах, с 1922 по 2014 годы - 65 000-70 000 человек (существуют и более низкие оценки).
Самыми убийственными для палестинских арабов военными операциями были две: Арабское восстание против британского мандатного режима в 1936-1939 годах и «Черный сентябрь». В 1936-1939 годах, в ходе подавления Арабского восстания было убито, вероятно, до 6 000 арабов. «Черный сентябрь» - попытка переворота, устроенная палестинскими арабами в Иордании в сентябре 1970 года, ее подавление иорданской королевской армией и дальнейшие жестокие репрессии против палестинцев в Иордании в 1970-1971 годах. По одной из оценок, иорданской армией было убито около (практически за одну ночь) 20 000 палестинцев;
Третьим и четвертым по значению источниками потерь палестинского населения в этот период были гражданская война в Ливане в 1975-77 годах (более 5 000 убитых палестинцев) и вторая гражданская война в Ливане в 1985-1987 годах (также более 5 000 убитых палестинцев). За это же время в Израиле около 2000 (18% из них - дети и несовершеннолетние) погибли в результате терактов и около 25000 в войнах Израиля.
С другой стороны, с 1948 г мире жестоко убиты 12 000 000 мусульман. По контрасту более 90 процентов из 12 млн. погибших были убиты собратьями-мусульманами.

Арабы и палестинцы отказались заключить мир еще до того, как появилось хоть одно поселение. Палестинцы также отказались заключить мир, когда Эхуд Барак пообещал вывести все поселения. Более того, когда Египет предложил заключить мир, поселения Синайского полуострова не стали препятствием; они были немедленно выведены.
С 1948 по 1967 год, т.н. "Западный Берег" был частью Иордании, а Газа - частью Египта. За этот период арабский мир и пальцем не шевельнул, чтобы создать палестинское государство. Арабский мир стремился уничтожить Израиль, когда на Западном Берегу и в Газе не было ни одного поселения.
В 2005 году Израиль ликвидировал все поселения в секторе Газы - и получил взамен только ракетные удары по своим городам.

Палестинцы не упоминаются в резолюции № 242. Некоторый намек имеется во 2-м пункте 2-й статьи этой резолюции, в которой содержится призыв найти «справедливое урегулирование проблемы беженцев». Но нигде не зафиксировано требование предоставить палестинцам какие-либо политические права или территорию.
Резолюция №242 Совета Безопасности ООН задумывалась и писалась как документ о мире. Она призывала к “немедленному прекращению всех агрессивных деклараций и всякого состояния войны”, к “признанию суверенитета, территориальной целостности и политической независимости всех государств региона”, к признанию права каждого из этих государств “жить в мире, имея безопасные и призанные границы, не подвергаясь угрозам и насилию”
Ядром резолюции является обращенное к арабам требование международного сообщества об установлении мира с Израилем. Арабам (!) предписывается прекратить декларируемое ими состояние войны с Израилем, признать право Израиля на существование и обеспечить надежные гарантии безопасности его границ.
Изначально, часть арабского мира отвергла резолюцию 242. Завязанные в конфликте арабские страны на саммите в Хартуме (Судан) (29.08.67 - 01.09.67) приняли декларацию, вошедшую в историю как «Три нет»:
Нет - миру с Израилем!
Нет - признанию Израиля!
Нет - переговорам с Израилем!
Однако арабские пропагандисты и в этом случае, с привычным для них лицемерием, сумели подменить причину следствием, заявляя, что нарушителем резолюции #242 является Израиль, а не арабские страны, которые отказываются заключить с ним мир. Их обвинения основываются на другом параграфе этой резолюции, призывающем к "отступлению израильских сил с территорий, захваченных ими в результате последнего конфликта". Израиль, утверждают арабы, не выполнил требования резолюции ООН, так почему же мы должны заключить с ним мир при продолжающейся оккупации Западного берега и Голанских высот? Арабы предпочитают забыть о том, что отступление Израиля с какой бы то ни было территории предполагается после заключения мирного договора, а не прежде того. Избранная формулировка ("территорий" - без определенного артикля или слова "всех") отнюдь не случайна. Она была призвана обеспечить возможность вести переговоры о той или иной глубине отступления с тем, чтобы часть занятой в 1967 году территории была удержана Израилем в целях обеспечения его безопасности. Израиль может контролировать территории до тех пор, пока его арабские соседи не заключат с ним мир. Израильский контроль над этими районами является не препятствием на пути к установлению мира, а преградой на пути агрессии и войны.

Предыстория конфликта Израиля и Палестины.

Для того чтобы разобраться, почему возник конфликт между Израилем и Палестиной, прежде всего, рассмотрим его предысторию. Палестина – это территория, которая находится возле Средиземного моря на Ближнем Востоке. История этого небольшого участка суши имеет многовековую историю. Корни сегодняшнего конфликта Израиля и Палестины лежат в прошлом в территориально-этнической борьбе между арабами палестины и евреями. Но, надо сказать, что такая напряженная ситуация между двумя народами была не всегда.

На протяжении длительного времени арабы и евреи мирно жили по-соседски в Палестине. Палестина во времена правления Оттоманской империи считалась частью Сирии. Население в ту пору в Палестине преобладало арабское. В конце 18 и начале 19 веков в Палестине, а преимущественно вокруг города Иерусалим стали появляться поселения евреев. Но надо признать, колонизация Палестины евреями шла очень медленно. По статистике в 1918 году население Палестины составляли арабы, общей численностью – 93%. Кардинальным образом картина начала меняться тогда, когда после Первой Мировой войны Британия получила право на управление Палестиной. Этот мандат вступил в силу в 1923 году в сентябре.

Началась широкая пропаганда по заселению и колонизации Палестины евреями. Эту идею выдвинул в 1917 году министр иностранных дел Британии А. Бальфур, написав письмо лидеру сионистов. В письме сообщалось об учреждении национального очага для евреев. Письмо впоследствии получило название – Декларация Бальфура.

В начале 20 века в 20 годах, создалась военная организация «Хагана», а уже в 1935 году евреями была создана организация экстремистов – «Иргун цвай Леуми». Правда, надо заметить, что поначалу вытеснение арабов с Палестины шло мирным путем.

После того, как к власти пришли фашисты, началась Мировая война, эмиграция евреев в Палестину резко возросла. Так в 1932 году в Палестине пребывало 184 тысяч евреев, в 1938 – уже стало 414 тысяч человек, а к концу 1947 года – более 600 тысяч евреев, то есть на тот момент треть количества населения Палестины. Конечной целью эмиграции евреев в Израиле многие называют – завоевание Палестинских земель и создание еврейского государства. Идея создания государства Израиль уходит в далекое прошлое, но только после второй Мировой войны воплощение этой идеи стало возможным. Идея о создании еврейского государства была поддержана мировым сообществом, большую роль в укреплении этой идеи сыграл холокост. В ноябре 1945 года в Палестине ситуация была накалена до предела. Конфликт Палестины и Израиля назревал.

Кроме того, что Палестину сотрясли столкновения арабов и евреев, в этот период активизировалось движение сионистского террора, который был направлен против британских властей. Великобритания не смогла решить эту проблему самостоятельно и вынесла решение будущего Палестины в 1947 году на рассмотрение на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

На тот момент имелось два решения будущего Палестины. Был создан специальный комитет по делам Палестины при ООН, который в составе 11 человек подписал письмо, в котором рекомендовалось создать на территории нынешней Палестины два самостоятельных независимых государства: еврейское и арабское. И оставить между ними интернациональную зону – город Иерусалим. Иерусалим должен был получить международный статус. План раздела Палестины долго обсуждался и в ноябре 1947 года был одобрен. В числе стран, признавших и одобривших такое разделение на Палестину и Израиль были США и СССР.

По резолюции №181/11 от 29 ноября 1947 года, Палестина делилась на два самостоятельных государства – еврейское с территорией 14,1 тысяч квадратных километров, а это 56% всей площади Палестины и арабское, с площадью в 11,1 квадратный километр, что составляет 43% от площади всей территории Палестины, и Иерусалим – интернациональная зона – 1% от общей территории.

До 1 августа 1948 года английские войска должны были быть выведены из страны. Как только было провозглашено решение о создании независимого еврейского государства Израиль, сионисты начали настоящую не объявленную войну. И еще до официального провозглашения независимости Израиля 250 тысяч арабов просто таки вынуждены были уйти из Палестины. В то же время много арабских стран не признали независимость Израиля и огласили новому государству «джихад» – священную войну. В мае 1948 года начался военный конфликт в Израиле.

Новость о независимости Израиля в Палестине мгновенно облетела весь мир. Страны арабской лиги, сразу же после провозглашения премьер-министром Израиля Бен-Гурионом независимости государства Израиль начали военные действия. Египет, Иордания, Сирия, Ливан, Саудовская Аравия, Йемен, объединив все свои усилия, дружно объявили войну ново созданному государству Израиль. С этого и началась история конфликта Израиля и Палестины.

Войска арабской лиги насчитывали 40 тысяч воинов, в то время как в войсках Израиля было 30 тысяч. Войсками арабской лиги командовал в то время король Иордании. В 1948 году Организация объединенных наций призвала конфликтующие стороны к перемирию, однако тот план перемирия, который был предложен – стороны отвергли как неприемлемые для обеих сторон.

На первых порах военный конфликт между Израилем и Палестиной развивался в пользу арабской лиги, однако ход войны резко изменился летом 1948 года. В течение 10 дней еврейская армия, противостоя большей и лучше вооруженной армии арабской лиги, перешла в решительное наступление и нейтрализовала наступательный натиск арабов. В заключительном наступлении еврейской армии, которое произошло в 1949 году, израильтяне заняли всю территорию Палестины, потеснив противника до самых границ.

С Палестинской территории, которую завоевал Израиль, в то время было изгнано более 900 тысяч арабов. Они осели в разных арабских странах. В то же время из арабских стран были высланы более полумиллиона евреев, которые стали жить в Израиле.

Израиль и Палестина история конфликта – лежит достаточно глубоко. Разобраться в этом вопросе должны две стороны, ведь как говорит история Израиля и Палестины, два народа могут дружно жить на одной территории.

Есть такая точка в мире — Палестина. Для многих это святая земля. Но даже люди, которые не слишком верят, понимают, что Палестина на карте мира — место не совсем обычное . Это не просто один из конфликтов, это символическая точка мира, вокруг которой формировалась наша история и наша культура. Палестина на карте мира, столица Иерусалим – эти слова звенят в душе каждого человека. Именно здесь и сейчас идет борьба за те ценности, за которые она происходила в этих местах тысячу лет назад, две тысячи, две с половиной тысячи лет назад.
Палестина на карте мира в 2014 году – это два анклава, разделенные Израилем, — Сектор Газа и Западный берег. Но когда-то это была единая Святая земля…

Палестина и Израиль – история конфликта

В целом весь Ближний Восток – это колыбель трех авраамических религий – иудаизма, христианства и ислама. А в Палестине и вовсе во все времена жили рядом мусульмане, христиане, иудеи. С древнейших времен палестинские крестьяне пасли на этих землях, скот, выращивали различные сельскохозяйственные культуры. Здесь же расположена первая кибла мусульман и третья святыня в исламе – мечеть Аль-Акса.
Израильтяне правили только некоторыми частями Палестины в течение 4 веков, в то время как присутствие мусульман исчисляется 12 веками! Более того – народ Израиля оставил Палестину с 135 года н.э. до 20 века. Таким образом их связь со святой землей прервалась на 18 веков.
Так в чем же причина конфликта Израиля и Палестины? С разрушением Османского халифата, европейские державы устремились на Восток в попытке разделить его. Поэтому неудивительно, что в 1907 году на конференции в Лондоне – столице Британской колониальной империи впервые прозвучал термин «буферное государство». Идея состояла в том, чтобы создать в Палестине щит против мусульманского населения региона и отделить азиатскую часть халифата от африканской.
Этому мероприятию предшествовало основание Всемирной Сионистской организации под руководством Теодора Грецля в 1897 году. Политическая кампания по образованию сионистского государства на землях Палестины и активная дипломатическая работа особенно в колониальной Британии возымели успех. Однако настойчивые предложения халифу Абд аль-Хамиду о продаже палестинских земель еврейским переселенцам были категорически отвергнуты: «Я советую ему не касаться этой темы. Я не могу продать ни одной пяди этой земли, потому что она принадлежит не мне, а моему народу. Мой народ создал Империю путем жертв и крови, и мы прольем свою кровь, прежде чем отдать эту землю кому бы то ни было. Пусть евреи оставят свои миллионы для себя. Если Империя распадется, то они получат ее бесплатно. Но это случится лишь через наши мертвые тела. И я не позволю этого, ни под каким предлогом никогда».
Палестина отвергла предложения, так начался конфликт с Израилем.

Израиль и Палестина, конфликт кратко – это борьба

В декабре 1917 года Англия полностью оккупировала Палестину, а командующий британской армией провозгласил: «Теперь крестовые походы закончены». К 20-му год она установила военное положение на всей Палестине. Так начался конфликт с Израилем, государство которого появилось на карте в 1948 году.
Палестинцев лишили конституционного правления, а ее земли стали заселять выходцами из Европы еврейского происхождения, которые начали формировать боевые отряды.
До 1948 года евреям принадлежали только 6,5% от всей площади земель Палестины.
По окончании Второй мировой войны евреи заявили, что их безопасность может быть обеспечена только национальным еврейским государством на землях Палестины. И 13 августа 1945 года американский президент Труман обратился к английскому премьеру с просьбой разрешить иммиграцию 100 тысяч евреев в Палестину. А 29 ноября 1947 года ООН под давлением США и СССР приняла решение разделить Палестину на арабское и еврейское государства. Таким образом еврейское меньшинство получило 54% земли Палестины, хотя до этого владело лишь 6 процентами.
Вскоре в ходе войны между арабской армией и отрядами еврейских боевиков состоялась аннексия 78% земель Палестины, а 14 мая 1948 года евреи объявили о создании Израиля. Из Палестины были изгнаны 60% населения – это от 800 000 до 1 млн 390. Были сожжены 478 палестинских деревень (всего их было 580). Самым зверскими массовым убийством мирного палестинского населения стало убийство в деревне Дер-Ясин. Тогда было убито 254 женщины, стариков и детей. Вся палестинская инфраструктура была уничтожена, и поэтому когда говорят, что Палестина и Израиль – это история конфликта между религией и наукой, то отчасти это так. Сионистские радикалы ввергли в состояние первобытной пустыни Палестину, когда-то служившую научным, образовательным и культурным центром на Востоке.

Как помочь Палестине

Когда нас спрашивают, как помочь Палестине, мы отвечаем – нужно всё. Там всего не хватает. Там нужен хлеб, медицинское оборудование, лекарство, строительные материалы. Сектор Газа – это остров, отрезанный от ХХI века.
И наш фонд возит туда благотворительную помощь.