Томас джефферсон и его роль в становлении американской государственности. Томас Джефферсон: краткая биография

ДЖЕФФЕРСОН ТОМАС (англ. Thomas Jefferson) - американский государственный и общественный деятель, 3-й президент США , архитектор.

По ма-те-рин-ской ли-нии про-ис-хо-дил из се-мьи круп-ных план-та-то-ров-ра-бо-вла-дель-цев Вир-ги-нии. По ве-ро-ис-по-ве-да-нию - уни-та-рий. По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние в кол-лед-же Уиль-я-ма и Ма-рии, по окон-ча-нии ко-то-ро-го с 1767 года за-ни-мал-ся юри-дической прак-ти-кой. Ис-пы-тал силь-ное влия-ние идей ев-ропейского Про-све-ще-ния . В 1769-1774 годах, бу-ду-чи членом Вир-гин-ско-го за-ко-но-дательного со-б-ра-ния, ак-тив-но вклю-чил-ся в борь-бу за не-за-ви-си-мость североамериканских ко-ло-ний. В 1773 году один из ини-циа-то-ров соз-да-ния в Вир-ги-нии Кор-рес-пон-дент-ско-го комитета - ре-во-люционного ор-га-на вла-сти, обес-пе-чи-вав-ше-го так-же связь с другими ко-ло-ния-ми. В 1774 году опуб-ли-ко-вал при-нёс-ший ему ши-ро-кую из-вест-ность пам-флет «Об-щий об-зор прав Бри-тан-ской Аме-ри-ки», в ко-то-ром до-ка-зы-вал, что британский пар-ла-мент не име-ет пра-ва на-вя-зы-вать ко-ло-ни-ям при-ни-мае-мые им за-ко-ны. В 1775-1776 годах член Кон-ти-нен-таль-но-го кон-грес-са. Ав-тор Дек-ла-ра-ции не-за-ви-си-мо-сти США 1776 года , в ос-но-ву ко-то-рой по-ло-жил про-све-ти-тель-скую кон-цеп-цию су-ве-ре-ни-те-та на-ро-да, не-отъ-ем-ле-мо-го пра-ва лю-дей «на жизнь, сво-бо-ду и стрем-ле-ние к сча-стью» и на свер-же-ние ти-ра-нии. В 1776-1779 годах член Па-ла-ты пред-ста-ви-те-лей Вир-ги-нии. До-би-вал-ся про-ве-де-ния в шта-те об-щественного пре-об-ра-зо-ва-ния в ду-хе идей Про-све-ще-ния, под-го-то-вил «Вир-гин-ский ста-тут о ре-ли-ги-оз-ной сво-бо-де» (1779), по-вли-яв-ший так-же на кон-сти-ту-ции других шта-тов и спо-соб-ство-вав-ший уза-ко-не-нию Кон-сти-ту-ци-ей США от-де-ле-ния Церк-ви от го-су-дар-ст-ва, ут-вер-жде-нию сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Под-го-то-вил собственную ре-дак-цию Но-во-го За-ве-та (т.н. Биб-лия Джеф-фер-со-на). В 1778 году раз-ра-бо-тал «Билль о все-об-щем рас-про-стра-не-нии зна-ний», в ко-то-ром про-во-дил мысль о том, что рес-пуб-ли-кан-ское прав-ле-ние ос-но-вы-ва-ет-ся на про-све-щён-но-сти гра-ж-дан, не-об-хо-ди-мой для по-ни-ма-ния ими сво-их прав и обя-зан-но-стей, и по-то-му воз-мож-ность по-лу-че-ния об-ра-зо-ва-ния долж-на быть пре-дос-тав-ле-на всем. Од-но-вре-мен-но Джефферсон пред-ла-гал вы-де-лить из об-щей мас-сы гра-ж-дан «ес-те-ст-вен-ную ари-сто-кра-тию» доб-ро-де-те-ли и та-лан-та и пре-дос-та-вить ей воз-мож-ность обу-че-ния за государственный счёт.

В 1779-1781 годах за-ни-мал долж-ность гу-бер-на-то-ра Вир-ги-нии. В ус-ло-ви-ях Вой-ны за не-за-ви-си-мость США 1775-1783 годах по-тер-пел не-уда-чу в ор-га-ни-за-ции обо-ро-ны шта-та и ед-ва не по-пал в плен к анг-ли-ча-нам. В 1781 году, на-хо-дясь в от-став-ке, ра-бо-тал над «За-мет-ка-ми о шта-те Вир-ги-ния» (опубликаованы в 1787 году), ко-то-рые при-нес-ли ему сла-ву учё-но-го-эн-цик-ло-пе-ди-ста, ис-сле-до-вал ин-дей-ские за-хо-ро-не-ния в ок-ре-ст-но-стях сво-его по-ме-стья. В 1783 году вер-нул-ся в по-ли-ти-ку и за-нял-ся за-ко-но-творческой дея-тель-но-стью в Кон-грес-се . В 1784 году пред-ло-жил Кон-грес-су про-вес-ти на-цио-на-ли-за-цию зе-мель За-па-да и за-пре-тить раб-ст-во во всех но-во-при-сое-ди-нён-ных об-лас-тях (это пред-ло-же-ние бы-ло реа-ли-зо-ва-но лишь в северо-западных шта-тах). В це-лом в во-про-се о раб-ст-ве нег-ров Джефферсон за-ни-мал про-ти-во-ре-чи-вую по-зи-цию. Осу-ж-дая ин-сти-тут раб-ст-ва как та-ко-вой, счи-тал чер-но-ко-жих не-пол-но-цен-ны-ми и не-од-но-крат-но вы-сту-пал с пред-ло-же-ния-ми о вы-се-ле-нии сво-бод-ных нег-ров за пре-де-лы США. В 1784-1789 годах на-хо-дил-ся во Фран-ции, с 1785 года в ран-ге по-сла по осо-бым по-ру-че-ни-ям. В Па-ри-же смог до-бить-ся зна-чительных ус-ту-пок для американской тор-гов-ли. В 1790 году за-нял пост государственного сек-ре-та-ря в пра-ви-тель-ст-ве Дж. Ва-шинг-то-на. Внёс зна-чительный вклад в ста-нов-ле-ние государственного де-пар-та-мен-та и ди-пло-ма-тической служ-бы США. При-вет-ст-во-вал Фран-цуз-скую ре-во-лю-цию XVIII века . Вёл ост-рую по-ле-ми-ку с ли-де-ром фе-де-ра-ли-стов, министром фи-нан-сов А. Га-миль-то-ном, пред-став-ляв-шим ин-те-ре-сы на-ро-ж-даю-щей-ся промышленной бур-жуа-зии Се-ве-ро-Вос-то-ка. В этой по-ле-ми-ке, опи-ра-ясь на идеи фи-зио-кра-тов, вы-сту-пал в за-щи-ту ин-те-ре-сов аг-ра-ри-ев (как фер-ме-ров, так и план-та-то-ров), за со-хра-не-ние сво-бод-ной тор-гов-ли, тре-бо-вал рас-ши-ре-ния прав шта-тов и стро-го-го со-блю-де-ния американским пра-ви-тель-ст-вом ней-тра-ли-те-та во внеш-ней по-ли-ти-ке. С воз-ник-но-ве-ни-ем в Кон-грес-се США оп-по-зи-ци-он-ной Га-миль-то-ну фрак-ции де-мо-кра-тов (рес-пуб-ли-кан-цев), воз-глав-ляе-мой Дж. Ме-ди-со-ном, стал её при-знан-ным ли-де-ром, а са-ма фрак-ция ста-ла име-но-вать-ся джеф-фер-со-нов-ски-ми рес-пуб-ли-кан-ца-ми. В 1793 году вы-шел в от-став-ку из-за не-со-гла-сия с по-ли-ти-кой пра-ви-тель-ст-ва Ва-шинг-то-на. По-сле вы-бо-ров 1796 года за-нял пост ви-це-пре-зи-ден-та в ад-ми-ни-ст-ра-ции фе-де-ра-ли-ста Дж. Адам-са, дав-не-го лич-но-го дру-га, но по-ли-тического оп-по-нен-та. В 1798 году, по-сле при-ня-тия фе-де-ра-ли-ста-ми за-ко-нов о на-ту-ра-ли-за-ции и из-ме-не (Джефферсон и его еди-но-мыш-лен-ни-ки счи-та-ли их ан-ти-кон-сти-ту-ци-он-ны-ми), ру-ко-во-дил под-го-тов-кой так называемых Вир-гин-ских и Кен-тук-кий-ских ре-зо-лю-ций, на-прав-лен-ных на рас-ши-ре-ние прав шта-тов (впо-след-ст-вии эти ре-зо-лю-ции рас-смат-ри-ва-лись как соз-даю-щие пред-по-сыл-ки для нул-ли-фи-ка-ции фе-де-раль-ных за-ко-нов и се-цес-сии шта-тов).

По-сле по-бе-ды на вы-бо-рах 1800 года джеф-фер-со-нов-ских рес-пуб-ли-кан-цев всту-пил в долж-ность пре-зи-ден-та США (1801), в 1804 году пе-ре-из-бран на но-вый срок. Джефферсон был пер-вым пре-зи-ден-том, чья инау-гу-ра-ци-он-ная речь бы-ла про-из-не-се-на в строя-щей-ся но-вой сто-ли-це США - г. Ва-шинг-тон. Курс Джефферсона от-ли-чал-ся праг-ма-тиз-мом и стрем-ле-ни-ем дос-тичь ком-про-мис-са ме-ж-ду различными слоя-ми американского об-ще-ст-ва. Промышленное про-изводство, на-ря-ду с зем-ле-де-ли-ем, тор-гов-лей и су-до-ход-ст-вом, бы-ло объ-яв-ле-но им од-ной из ос-нов про-цве-та-ния США. В го-ды пре-зи-дент-ст-ва Джефферсона США при-об-ре-ли у Фран-ции Луи-зиа-ну (1803), в ре-зуль-та-те че-го тер-ри-то-рия стра-ны уве-личи-лась в 2 раза; бы-ла ор-га-ни-зо-ва-на транс-кон-ти-нен-таль-ная экс-пе-ди-ция М. Льюи-са и У. Клар-ка (1803-1806), ко-то-рая дос-тиг-ла ти-хо-оке-ан-ско-го по-бе-ре-жья и вне-сла зна-чительный вклад в изу-че-ние западных рай-онов Северной Аме-ри-ки; в 1807 году ус-та-нов-ле-ны ди-пло-ма-тических от-но-ше-ния с Рос-си-ей. Джефферсон вёл борь-бу с фе-де-ра-ли-ст-ской оп-по-зи-ци-ей за влия-ние на ор-га-ны су-деб-ной вла-сти, в 1805-1807 годах про-ти-во-дей-ст-во-вал по-пыт-ке сво-его бывшего ви-це-пре-зиден-та А. Бер-ра рас-ко-лоть США. В пе-ри-од на-по-ле-о-нов-ских войн , что-бы не до-пус-тить во-вле-че-ния США в кон-фликт ме-ж-ду ев-ропейскими дер-жа-ва-ми, до-бил-ся при-ня-тия за-ко-на об эм-бар-го (декабрь 1807), за-пре-щав-ше-го аме-ри-кан-цам вес-ти тор-гов-лю как с Ве-ли-ко-бри-та-ни-ей, так и с Фран-ци-ей. Од-на-ко этот за-кон, дей-ст-во-вав-ший до 1809 года, не-га-тив-но по-вли-ял на эко-но-ми-ку США и вы-звал рост не-до-воль-ст-ва в стра-не. В конце 1807 года Джефферсон объ-я-вил об от-ка-зе от вы-дви-же-ния сво-ей кан-ди-да-ту-ры на пост пре-зи-ден-та на 3-й срок, что за-ло-жи-ло ос-но-ву важ-ной тра-ди-ции по-ли-тической жиз-ни США, со-хра-няв-шей-ся до 1940 года. В 1809 году по ис-те-че-нии сро-ка пре-зи-дент-ских пол-но-мо-чий Джефферсон ушёл из по-ли-ти-ки, од-на-ко про-дол-жал ока-зы-вать боль-шое влия-ние на ду-хов-ную и об-щественную жизнь американского об-ще-ст-ва.

По-след-ние 17 лет жиз-ни Джефферсон про-вёл в сво-ём по-ме-стье Мон-ти-сел-ло (штат Вир-ги-ния). Вёл об-шир-ную пе-ре-пис-ку, в том числе с Дж. Адам-сом. Для об-лег-че-ния пе-ре-пис-ки изо-брёл ко-пи-ро-валь-ный ап-па-рат, по-лу-чив-ший на-зва-ние по-ли-граф Джеф-фер-со-на. По-сле со-жже-ния анг-ли-ча-на-ми в хо-де анг-ло-аме-ри-кан-ской вой-ны 1812-1814 годов Ва-шинг-то-на пе-ре-дал пра-ви-тель-ст-ву зна-чительную часть сво-ей об-шир-ной биб-лио-те-ки, а так-же кол-лек-цию карт, по-ло-жив тем са-мым на-ча-ло Биб-лио-те-ке Кон-грес-са США. Стре-мясь пре-тво-рить в жизнь свою кон-цеп-цию раз-ви-тия сис-те-мы об-ра-зо-ва-ния, пред-ло-жил план ор-га-ни-за-ции Вир-гин-ско-го университета в Шар-лотс-вил-ле (при-нят в 1819 году), раз-ра-бо-тал его ус-тав и де-таль-ные учеб-ные пла-ны, сфор-ми-ро-вал про-фес-сор-ско-пре-по-да-ва-тель-ский со-став. В 1825 году из-бран пер-вым рек-то-ром это-го уни-вер-си-те-та.

Скон-чал-ся Джефферсон в день 50-ле-тия под-пи-са-ния Дек-ла-ра-ции не-за-ви-си-мо-сти США. Име-нем Джефферсона на-зва-ны го-ро-да, ре-ка и го-ры, кол-лед-жи и уни-вер-си-те-ты, пло-ща-ди и ули-цы. Его порт-рет по-ме-щён на 2-дол-ла-ро-вой банк-но-те и 5-цен-то-вой мо-не-те. К 200-ле-тию со дня ро-ж-де-ния Джефферсона в Ва-шинг-то-не от-крыт ме-мо-ри-ал.

Джефферсон внёс зна-чительный вклад в раз-ви-тие ар-хи-тек-ту-ры в США. В юно-сти са-мо-стоя-тель-но изу-чал ар-хи-тек-ту-ру (по кни-гам об ар-хи-тек-ту-ре Дж. Гиб-бса, А. Пал-ла-дио и др.), с 1767 года по собственному пла-ну стро-ил усадь-бу Мон-ти-сел-ло (пе-ре-строе-на в 1796-1809 годах; по эс-ки-зам Джефферсона вы-пол-ня-лись так-же пред-ме-ты об-ста-нов-ки). На-хо-дясь в Па-ри-же, по-зна-ко-мил-ся с ра-бо-та-ми К.Н. Ле-ду и Э.Л. Бул-ле, сблизил-ся с Ш.Л. Кле-рис-со, ув-лёк-шим его изу-че-ни-ем ан-тич-ных па-мят-ни-ков. В 1786 году со-вер-шил по-езд-ку по Ве-ли-ко-бри-та-нии для изу-че-ния пей-заж-ных пар-ков. По воз-вра-ще-нии в США уча-ст-во-вал в ра-бо-те по пла-ни-ро-ва-нию Ва-шинг-то-на (совместно с П.Ш. Лан-фа-ном) и воз-ве-де-нию Ка-пи-то-лия. Счи-та-ет-ся ос-но-во-по-лож-ни-ком рим-ско-клас-сического на-прав-ле-ния в ар-хи-тек-ту-ре об-щественных зда-ний США. В не-осу-ще-ст-в-лён-ных про-ек-тах до-мов гу-бер-на-то-ров в Уиль-ямс-бер-ге (1778-1801), в Рич-мон-де (около 1780) и пре-зи-ден-та США в Ва-шинг-то-не (1792) ис-поль-зо-вал как об-ра-зец вил-лу «Ро-тон-да» Пал-ла-дио. В рим-ско-клас-сическои сти-ле Джефферсоном бы-ли спро-ек-ти-ро-ва-ны Ка-пи-то-лий шта-та Вир-ги-ния в Рич-мон-де (1785-1799), ком-плекс зда-ний Вир-гин-ско-го университета (1817-1825). В про-ек-тах до-мов для дру-зей про-яв-лял при-вер-жен-ность пал-ла-ди-ан-ст-ву: усадь-бы Эдж-хилл (около 1798-1800), По-плер-Фо-рест (1806-1812; обе в шта-те Вир-ги-ния), Фар-минг-тон (штат Кен-тук-ки, 1809-1810) и др.

Сочинения :

The writings of Т. Jefferson. Wash., 1903-1904. Vol. 1-20;

Papers / Ed. by J. P. Boyd. Princeton, 1950-1965. Vol. 1-17;

Ав-то-био-гра-фия. За-мет-ки о шта-те Вир-ги-ния / Под ред. А. А. Фур-сен-ко. Л., 1990.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Томаса Джефферсона

Третий президент США Томас Джефферсон появился на свет в 1743 году 13 апреля в большой семье плантатора и геодезиста Питера Джефферсона, валлийца по происхождению и Джейн (урождённой Рэндольф) в Шедеулле, штат Виргиния.

Томас на протяжении двух лет (с 1752 по 1754 год) посещал колледж Уильяма Дугласа, шотландского священника, в Уильямсбурге. Там он изучал латынь, французский и древнегреческий языки. В период 1758-1760 годов Джефферсон посещал школу священника Джеймса Мори в Гордонсвилле. В 1760 году он поступил в Вильямсбурге в колледж Марии и Вильгельма, где у профессора Уильяма Смолла он учился философии, математике и метафизике. Томас после окончания колледжа изучал в 1762-1767 годах историю конституций и английское право в канцелярии популярного адвоката Джорджа Вита и был в последующем допущен к адвокатской практике. Он затем бросил работу адвокатом, когда борьба за независимость от Великобритании вынудила его стать вполне профессиональным политиком.

В 1772 году Томас Джефферсон сочетался законным браком с 23-летней вдовой Мартой Вейлс Скелтон, с которой он завел в течение последующей долгой совместной жизни шестерых детей.

В период 1769-1775 годов Томас Джефферсон был членом законодательного собрания Виргинии, а в 1774 году он написал «Общий обзор прав Британской Америки», кототый быстро выдвинул его в число виднейших американских патриотов. Джефферсон был в 1774-1776 годах членом Континентального конгресса, он написал Декларацию независимости, принятую четвёртого июля 1776 года. В период 1779-1781 годов Джефферсон был губернатором Виргинии. Правда, он потерпел крах и сам чуть не был пленён, организуя противостояния вторгшимся английским войскам. В пеориод 1781-1782 годов Джефферсон напряжённо работал над «Заметками о штате Виргиния», в 1785 году они были изданы. Именно этот труд подарил Джефферсону славу ученого-энциклопедиста.

В 1785-1789 годах Томас Джефферсон был посланником Америки во Франции, а с 1790 года по 1793 он был первым государственным секретарём в США. Он внёс существенный вклад на этом посту в создание дипломатической службы и госдепартамента.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


При начале оформления политических партий Джефферсон был лидером демократических республиканцев. Эта партия стремилась увеличить полномочия штатов и представляла интересы мелких ремесленников и фермеров. В период 1797-1801 годов Томас Джефферсон занимал пост вице-президента США, а в 1800 году партия Джефферсона добилась победы на президентских выборах. Этот период известен как «джефферсоновская революция 1800».

На посту президента Джефферсон призывал ради блага страны к национальному и политическому сплочению. Джефферсон явился одним из основателей знаменитой двухпартийной системы в США. Политический курс президента Джефферсона отличался склонностью к компромиссам и рациональностью. Были сокращены аппарат управления, разросшиеся флот и армия. В правление Джефферсона снизился государственный долг. Важным событием во время президентства Джефферсона стала покупка у Франции в 1803 году Луизианы за 15 млн долларов, увеличившая почти вдвое территорию Соединённых Штатов. Им были установлены также дипломатические отношения с Россией в 1808-1809 годах.

На президентских выборах 1804 года Джефферсон вновь победил, однако второе президентство не было таким же ярким, как первое. Возобновившиеся наполеоновские войны в это время поколебали нейтралитет США. Джефферсон подписал в декабре 1807 года акт об эмбарго, прекращающий всю внешнюю торговлю. Однако это нанесло вред прежде всего самой Америке и вынудило социально-экономические преобразования полностью свернуть.

Последние 17 лет своей жизни Томас Джеферсон провёл в своём собственном поместье Монтичелло. «Мудрец из Монтичелло» принимал гостей, постоянно состоял в активной переписке, отправляя до трёхсот писем ежедневно американским и европейским светилам из различных сфер деятельности.

Джефферсон в 1797-1815 годах долго был президентом философского общества Америки. Его личная библиотека, в которой насчитывалось более шести с половиной тысяч книг, слыла одной из самых лучших в США. Она составила впоследствии основу знаменитейшей Библиотеки конгресса. Джефферсон создал университет Виргинии. Он лично разработал великолепный проект для университетского комплекса, составил учебные планы и устав, набрал профессорский состав университета.

Томас Джефферсон ушёл в мир иной в очень символичный день. Это был день, в который Америка отмечала 50-летний юбилей принятия Декларации независимости, то есть в 1826 году 4 числа июля месяца.

Т. Джефферсон - идеолог независимости США

Томас Джефферсон (1743-1826) - выдающийся американский мыслитель и государственный деятель, родился и вырос в штате Виргиния в семье богатого плантатора-землевладельца. Занимал высокие должности: в 1779-1781 гг. был губернатором штата Виргиния , в 1784- 1789 гг. - послом США во Франции, в 1790-1793 гг. - государственным секретарем в первом правительстве Джорджа Вашингтона, в 1796 г. был избран вице-президентом, а в 1800- 1808 гг. (два срока) избирался президентом США. Но показательно, что сам Джефферсон главным делом своей жизни считал не государственную деятельность, а творческую умственную работу. На каменном обелиске на могиле Джефферсона согласно его воле высечена такая эпитафия: «Здесь похоронен Томас Джефферсон - автор Декларации независимости, Статуса о религиозной свободе в Виргинии и основатель Виргинского университета».

Еще во время обучения в местном колледже, чувствуя недостаточность своих знаний, молодой Томас поставил перед собой очень непростую задачу - овладеть всеми науками, самыми передовыми теориями и доктринами. «В возрасте от девятнадцати до двадцати двух лет, - вспоминал он на склоне жизни, - когда мои сверстники увлекались скачками, охотились, ходили на балы и приемы, наконец, женились, я был погружен в книги» . Все эти годы Томас трудился ежедневно - без выходных, по 15-16 часов в сутки. Вот как выглядело расписание его занятий: с 6 до 8 часов утра он изучал естественные науки: анатомию, ботанику, зоологию, химию, географию;

с 8 до 12 дня - современное право;

с 12 до 13 часов читал произведения Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескьё, Ж.Ж. Руссо и других знаменитостей эпохи Просвещения;

с 13 до 17 часов находился во власти творений древних историков (Плутарха, Геродота) и жизнеописаний великих правителей (Александра Македонского, Юлия Цезаря), затем переключался на чтение трудов итальянских ученых Д. Вико и Н. Макиавелли;

с 17 до 21 часа Томас позволял себе немного отдохнуть, чтобы потом обратиться к книгам об ораторском искусстве Демосфена и Цицерона, к трагедиям Шекспира, дающим ключ к познанию человеческих характеров .

Творческое усвоение знаний, заложенных в книгах, во многом определило его успешную политическую карьеру, а когда случались неудачи и отставки, он опять уходил в книги, черпая в них вдохновение и новые силы.

В 1775 г. молодой Джефферсон был избран депутатом Континентального конгресса и стал основным автором текста Декларации независимости США - великого политического документа той эпохи.

Декларация независимости - небольшой документ, в стандартном книжном формате составляет всего три с половиной страницы. Но он представлял собой нечто дотоле небывалое - программу действий для немедленного претворения в жизнь прогрессивных политических и правовых идей и учений.

В преамбуле говорится: «Когда в ходе человеческой истории для одного народа оказывается необходимым расторгнуть политические связи, соединяющие его с другим народом, и занять среди держав мира самостоятельное и независимое положение, на которое он имеет право согласно законам природы и ее Творца, то уважение к мнению человечества обязывает его изложить причины, побуждающие его к отделению». Далее: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» .

Идею о равенстве всех людей по природе высказали еще древнеримские философы-стоики. И хотя эта идея не могла быть осуществлена в

Римской империи, она в какой-то мере повлияла на законодательство, улучшив положение женщин и рабов. Что касается прав на жизнь, свободу и на стремление к счастью как неотъемлемых прав человека, то это утверждение идет от концепции Дж. Локка о «полной свободе человека», согласно которой все люди от рождения имеют одинаковые права - «на жизнь, свободу и частную собственность». Джефферсон, конечно, знал об этой формулировке Локка, но решил ее подкорректировать, заменив слова о частной собственности словами о стремлении к счастью. Как объяснить эту новацию? Может быть, Джефферсон вспомнил «идеальное государство» Платона, у граждан которого (философов и воинов) не было никакой частной собственности? Или на него оказали воздействие труды социалистов-утопистов Т Мора, Т. Кампанеллы, Ж. Мелье и др., видевших главную причину всех бедствий народа в частной собственности? Наверное, тут дело в другом.

Джефферсон не был противником частной собственности - ни в теории, ни на практике. В одном из писем Б. Франклину он писал, что собственность возникла в ходе исторического развития и что ее не было в «естественном состоянии», и ссылался при этом на индейские племена в Америке, не знавшие собственности. Считая естественное равенство утраченным навсегда, он полагал неосуществимым равное распределение собственности. Но высказывал свое убеждение в том, что «общество, давшее собственности жизнь, вправе ограничивать ее контрасты, как и способы ее использования» .

Что касается формулировки о праве человека на стремление к счастью, то она, не отвергая принципа частной собственности, несла в себе жизнеутверждающее начало. И это имело немаловажное значение в конкретных исторических условиях становления и развития нового государства.

Далее в Декларации независимости США следуют обвинения в адрес английского короля Георга III. Обвинений много (27!), и занимают они две страницы текста Декларации. Им предшествует общая констатация: «История правления ныне царствующего короля Великобритании - это история беспрестанных злоупотреблений и насилий, непосредственная цель которых заключается в установлении в наших штатах абсолютного деспотизма». Вот некоторые конкретные обвинения:

«король отказывался утверждать самые необходимые и полезные для общественного блага законы...

он неоднократно распускал законодательные палаты (штатов) за то, что они с мужественной твердостью противились его попыткам нарушения принадлежащих народу прав...

он подчинил судей своей воле, поставив их в исключительную зависимость от себя как в отношении срока службы, так и в отношении их окладов...

он стремился сделать военную власть независимой и поставить ее выше власти гражданской...

он пиратствовал на наших морях, опустошал наши берега, жег наши города и убивал наших соотечественников» и т.д.

В оксфордском толковом словаре «Политика», написанном ведущими английскими специалистами и изданном на русском языке в Москве в 2001 г., высказывается сомнение в правильности критики Джефферсоном исключительно короля Георга III. В словаре обращается внимание на то, что «в Декларации прямо не упоминаются ни парламент, ни министры, хотя именно они являлись основными оппонентами в спорах с колониями». Признается также, что «Георг III и его министры отличались равнодушием, недальновидностью и некомпетентностью, но едва ли были тиранами» . Не вступая в спор с уважаемыми авторами этого словаря, можно предположить, что если бы люди, подписавшие Декларацию независимости и, стало быть, принявшие ее (4 июля 1776 г.), предложили Джефферсону расширить количество обвиняемых, присовокупив к королю правительство и министров, он вряд ли стал бы возражать. Когда Джефферсон обвинял короля Георга III, он, конечно, имел в виду и правительство, и министров Великобритании.

Гораздо сложнее обстояло дело с вопросом о рабстве, точнее о торговле рабами. В проекте Декларации независимости английский король осуждался также за то, что санкционировал захват людей в «другом полушарии» (Африке), их обращение в рабство и перевозку в Америку; за то, что пресекал любую законодательную попытку «запретить или ограничить эту отвратительную торговлю людьми». Однако подавляющим большинством голосов делегатов - не только южных, но и северных штатов - этот пункт был изъят из текста Декларации.

В своей «Автобиографии» Джефферсон рассказывает о том, какие настроения господствовали тогда по этому вопросу в американском обществе. Так, С. Чейз - член Континентального конгресса, подписавший Декларацию независимости, а позже член Верховного суда США - заявлял, что «негры являются собственностью» и что они «по сути, должны считаться членами общества не более, чем скот». Другой господин (некий Гаррисон) предлагал «считать двух рабов за одного фримена», т.е. свободного работника. Он утверждал, что рабы работают хуже фрименов, и сомневался в том, что «два раба могут сделать больше одного фримена». Другие противники отмены рабства говорили, что оно «необходимо потому, что продукция, которую производят рабы, была бы слишком дорогой для рынка, если бы ее выращивали фримены» .

Нельзя не признать, что, выступая за отмену рабства, Джефферсон оказывался в весьма затруднительном положении, ибо после смерти отца в соответствии с его завещанием стал владельцем трех тысяч гектаров земли и шестидесяти рабов. Это дает определенное основание авторам оксфордского толкового словаря говорить, что Декларация независимости была написана «рабовладельцем из Виргинии, который так и не освободил собственных рабов» . Однако известно, что еще в 1769 г., когда Джефферсон был избран членом легислатуры (законодательного собрания) штата, он предпринял попытку добиться разрешения на освобождение рабов, но она была отклонена. Тогда же молодой адвокат Джефферсон, выступая в виргинском суде и защищая интересы одного мальчика-мулата, искренне и горячо обличал рабство. Ссылаясь на авторитеты, он втолковывал судьям, что все люди по природе равны и каждый человек наделен врожденным правом распоряжаться собственной личностью . Это дело Томас тогда проиграл. Но это лишь усилило его неприятие рабства.

В 1778 г. он внес в Конгресс законопроект, запрещающий дальнейший ввоз в США негров-рабов. Законопроект был принят и, как писал Джефферсон, «остановил разрастание зла, оставив его окончательное искоренение на будущие времена» . В дальнейшем он не раз подвергал критике распространенные среди белых американцев представления об умственной неполноценности негров.

Возвращаясь к анализу содержания Декларации независимости, отметим, что в ее заключительной части «торжественно во всеуслышание» объявлялось, что бывшие колонии отныне становятся «свободными и независимыми Штатами», которые вправе «объявлять войну, заключать мир, вступать в союзы, вести торговлю и совершать все другие акты и начинания».

Потерпев поражение в войне со своими колониями, Англия была вынуждена признать в 1783 г. независимость США.

После достижения независимости перед североамериканскими революционерами встал вопрос, что делать дальше, какое государство строить. Единый патриотический лагерь раскололся на две части: республиканцев во главе с Томасом Джефферсоном и федералистов (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей, Дж. Вашингтон).

Федералисты выступали за сильную центральную власть, решения которой должны были быть обязательными для каждого штата (подробнее об этом будет сказано в следующих параграфах).

Республиканцы заняли либерально-демократические позиции. Их идеология отражала настроения широких слоев мелких собственников. Они исходили из того, что Соединенные Штаты Америки должны представлять собой конфедерацию, т.е. объединение самостоятельных во всех отношениях государств, включая право выхода.

Джефферсон, конечно, понимал, что неограниченный суверенитет штатов может обернуться чем-то похожим на раздробленность и будет губительным для целостности и независимости молодой североамериканской республики. Но не удержался от того, чтобы не высказать такие афоризмы: «Овцы живут счастливее сами по себе, чем под опекой заботливого волка», т.е. центральной власти, и «То правление является лучшим, которое правит меньше». Следуя заветам Руссо, Джефферсон считал, что вся власть должна исходить от народа, служить его интересам и формироваться из его представителей. Он мечтал о создании эгалитарной фермерской республики, где не будет сверхбогатых и сверхбедных, где каждый будет иметь земельный участок, достаточный для того, чтобы накормить и одеть себя и свою семью. Эту утопическую, по существу, идею Джефферсон пронес через всю свою жизнь.

В споре республиканцев и федералистов вначале победили республиканцы. В 1775-1778 гг. были приняты конституции штатов. А в 1777 г. Континентальный конгресс выработал документ под названием «Статьи конфедерации», который был утвержден штатами в 1781 г. и фактически представлял собой первую Конституцию США. Согласно ее установкам центральная власть была представлена однопалатным конгрессом, решения которого носили скорее рекомендательный для штатов характер, чем обязательный. Должности президента не было, как и всей «вертикали» исполнительной власти.

Вот один показательный факт того периода: Континентальный конгресс отверг предложение Дж. Вашингтона ввести в армии присягу на верность США, ибо усмотрел в этом ущемление суверенитета штатов. По такой логике вещей присягать надо было на верность штату.

Конфедеративное состояние США длилось недолго. В 1787 г., когда Джефферсон был в Париже и занимался посольским делами, в США состоялся чрезвычайный Конституционный конвент представителей 13 штатов, который отменил «Статьи конфедерации» и разработал проект федеральной Конституции. Ознакомившись с проектом, Джефферсон обнаружил, что в нем отсутствуют статьи, составляющие Билль о правах. Позже авторы проекта федеральной Конституции объясняли это тем, что Билль о правах содержался в конституциях штатов, и поэтому не было необходимости повторять его в федеральной Конституции.

Джефферсон с этим не согласился. Он считал, что отсутствие в федеральной Конституции Билля о правах подрывает демократические устои всей жизни. В результате его активной деятельности (поддержанной федералистом Дж. Мэдисоном) в 1791 г. был принят Билль о правах - первые десять поправок к Конституции США, восемь из которых касались прав народа и человека, а две последних - прав штатов.

Так, первая поправка провозглашала свободу слова и печати. Джефферсон был безусловным сторонником такой свободы. Он говорил, что если бы ему предложили выбирать между правительством без газет и газетами без правительства, то он выбрал бы последнее. Более того, он выражал готовность защищать газеты в праве лгать и клеветать. Между тем в период нахождения Джефферсона на посту президента, т. е. после принятия Билля о правах, многие газеты и газетчики, действуя в интересах его политических оппонентов, позволяли себе чернить президента по всякому поводу и без повода.

Что было делать Джефферсону? «Приструнить» газеты и газетчиков значило бы нарушить Билль о правах. На это Джефферсон пойти не мог, и газеты продолжали свое черное дело.

Вторая поправка Билля о правах предоставляла народу, т.е. гражданам, право «хранить и носить оружие»; четвертая утверждала право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества; в пятой поправке подчеркивалось, что «никто не должен лишаться жизни, свободы или имущества без законного судебного разбирательства». Последняя, десятая, поправка специально оговаривала, что «полномочия, не предоставленные настоящей Конституцией Соединенным Штатам и пользование которыми не возбранено отдельными штатами, остаются за штатами или за народом» .

Другой важной революционно-демократической манифестацией Джефферсона явился Билль об установлении религиозной свободы,

предполагавший свободу и равенство всех вероисповеданий, право человека выбирать себе религию или быть неверующим. Скажем сразу, сам Джефферсон не был атеистом, в чем его нередко обвиняли политические оппоненты из среды федералистов и священников англиканской церкви. Он, как и многие просвещенные люди того времени, был деистом, т.е. признавал Бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося по собственным законам.

Выступая за религиозную свободу, Джефферсон выступал за отмену привилегий англиканской церкви, ее государственного статуса. Он понимал, что без установления религиозной свободы политическая свобода, политическая независимость будет неполной, ущербной, несостоятельной. В его трактовке речь шла не только о введении религиозной терпимости и упразднении самого понятия «государственная церковь», но и о свободе совести вообще. Считая единственным оружием против любых заблуждений разум и свободное исследование, он писал: «Предоставить государству право определять наше вероисповедание - это все равно что наделить его правом прописывать нам лекарство и диету. С таким же успехом можно наделить государство правом устанавливать системы в физике» . Отделенная от государства церковь получает возможность удвоить и утроить свое влияние в сфере духовной жизни человека, его морально-этического воспитания.

Джефферсон сознавал, что его программа встретит сопротивление в большинстве штатов. Поэтому он сосредоточил свои усилия на принятии этого Билля в своем родном штате, Виргинии, которая исторически отличалась большей веротерпимостью по сравнению со штатами северо-востока США (Новой Англии). В результате длительного процесса обсуждения (с 1779 по 1786 г.) Билль об установлении религиозной свободы был принят и получил силу закона

«Вводить законы, противоречащие законам природы,
- значит порождать преступления, чтобы потом их наказывать…»

Томас Джефферсон

Американский юрист (по образованию), один из «отцов-основателей» США, 3-й Президент США, автор Декларации независимости США 1776 года и 10-и поправок к тексту Конституции США.

С детства отличался любознательностью и трудолюбием. Уже к 17-и годам он знал: греческий, латинский и французский языки.

В частном письме в 1786 году Томас Джефферсон заметил: «Трудолюбивый фермер занимает место куда более достойное в иерархии живых существ... чем ленивый завсегдатай гостиных, ценящий себя по своему родству, слишком гордый, чтобы трудиться, извлекающий средства для своего жалкого существования из избытка, создаваемого трудом других, - из этого священного фонда для беспомощных бедняков».

Томас Джефферсон о демократии, СПб, «Лениздат», 1992 г., с. 143.

А в 1820 году он так высказывался о религии: «Подлинная и простая религия Иисуса будет когда-нибудь восстановлена такой, какой она воплощалась в жизни и проповедовалась им самим. Очень скоро после его смерти она была заглушена и окутана мистикой и с тех самых пор сокрыта от глаз непосвящённых. Чтобы пробиться сквозь эти облака тьмы и рассеять их, ум обычного человека должен быть усилен образованием.

Томас Джефферсон о демократии, СПб, «Лениздат», 1992 г., с. 209.

«Вопрос об отмене рабства неоднократно поднимался с самого начала существования республики, и каждый раз его решение перекладывалось на будущие поколения. Томас Джефферсон , который сам был рабовладельцем, часто выражал отвращение к этой системе, но потом стал рассматривать рабство как неустранимую проблему. В 1817 году, незадолго до своей смерти, он написал в письме: «Оставляю это на волю грядущих времён». Даже отцы-основатели, создавшие США на принципах свободы, не смогли набраться мужества и рискнуть распадом только что народившегося союза из-за проблемы рабства. Дебаты о ней были отложены до тех пор, пока Америка не столкнулась с не менее острым вопросом о соотношении прав отдельного штата и федерации в целом. Обе проблемы оказались для отцов-основателей неразрешимыми, но постоянное откладывание их решения, в конце концов, привело к опустошительной гражданской войне…»

Каспаров Г.К., Шахматы как модель жизни, М., «Эксмо», 2007 г., с.195.

Книжное собрание Томаса Джефферсона , насчитывавшее 6500 томов, положило начало Библиотеке конгресса США.

«Церемонии празднования 184-й годовщины со дня рождения Томаса Джефферсона включали и знакомство с некоторыми изобретениями третьего президента США. Среди них был, в частности, дупликатор, подобный тем, которые используются сегодня. Прибор имел двойное пишущее звено. Механическая часть приводилась в движение ручкой, которую человек держал в руке, так что одновременно производилось сразу две записи.
Во время празднования это копировальное устройство демонстрировал студент Университета штата Виргиния, основанного Джефферсоном. Третий президент США также изобрёл стол с вращающейся столешницей, усовершенствовал устройство плуга, своими руками сделал большую часть своей домашней мебели, создал проект собственного дома и основал школу ремёсел для своих рабов».

Журнал «Популярная механика», 2008 г., № 9, с. 10.

ДЖЕФФЕРСОН (Jefferson ) Томас (13 апреля 1743, Шедуэлл, Виргиния - 4 июля 1826, Монтичелло, там же), американский государственный деятель, дипломат, просветитель; третий президент США в 1801-1809 годах, государственный секретарь в 1790-1793, вице-президент в 1797-1801 годах; идеолог демократического направления в период Войны за независимость в Северной Америке 1775-1783 годов; автор проекта Декларации независимости США.

Годы становления и борьбы

Родился в семье плантатора. После колледжа изучал право, в 1767 был допущен к юридической практике. В 1769-75 избирался в законодательное собрание Виргинии, в 1774 выпустил памфлет «Общий обзор прав Британской Америки», выдвинувший его в первые ряды американских патриотов. В 1774-76 - член Континентального конгресса, автор Декларации независимости, принятой 4 июля 1776 и обессмертившей его имя. В последующие годы пытался осуществить демократические преобразования в Виргинии (отмена законов о майорате и праве первородства, реформа законодательства и судопроизводства штата, создание системы всеобщего образования и принятие Акта об установлении религиозной свободы). В 1779-81, будучи губернатором Виргинии, потерпел неудачу в организации противодействия вторжению английских войск и едва не попал в плен. В 1781-82 трудился над «Заметками о штате Виргиния» (1785); многочисленные издания и переводы этого труда закрепили за ним славу ученого-энциклопедиста.

Дипломат и политик

В 1785-89 Джефферсон был посланником США во Франции, где содействовал развитию двусторонних отношений. Он был свидетелем первого этапа Великой французской революции. В 1790-93 - первый в истории США государственный секретарь, внес значительный вклад в становление госдепартамента и дипломатической службы. С зарождением первых политических партий стал признанным лидером демократических (или джефферсоновских) республиканцев, выступавших против ущемления прав штата и представлявших интересы аграриев и мелких производителей. В 1797-1801 был вице-президентом США. В 1800 Джефферсон и его партия одержали триумфальную победу на президентских выборах (названную Джефферсоном «революцией 1800»).

В Белом доме

Став президентом, Джефферсон призвал к национальному единству, достижению партийного согласия ради блага страны. Фраза Джефферсона «все мы республиканцы, все мы федералисты» стала хрестоматийной, а ее автор - одним из основоположников двухпартийной системы. Курс администрации Джефферсона отличался прагматизмом, склонностью к компромиссам. Были сокращены армия и флот, аппарат управления, уменьшен государственный долг. Объективный путь развития США побудил Джефферсона отказаться от его излюбленной идеи создания «республики мелких земельных собственников» и заявить о том, что «земледелие, мануфактуры, торговля и судоходство - четыре столпа нашего процветания». Он отходит от принципа невмешательства государства в экономику, а отстаиваемые им ранее идеи свободы торговли уступают место протекционизму.

Президентство Джефферсона, находившегося в Белом доме с 4 марта 1801 по 4 марта 1809, было отмечено покупкой в 1803 у Франции за 15 млн. долларов Луизианы, увеличившей почти вдвое территорию США; организацией трансконтинентальной экспедиции М. Льюиса и У. Кларка, которая в 1804-06 вышла на тихоокеанское побережье и вернулась в Сент-Луис, пройдя более 8 тыс. миль; установлением в 1808-09 дипломатических отношений с Россией.

Выборы 1804 принесли новый успех Джефферсону и его партии. Однако второй срок президентства был омрачен внутренними и внешними неурядицами. Расколом страны и международными осложнениями грозил заговор А. Бэрра (1805-07). Нейтралитет США был поколеблен возобновившимися наполеоновскими войнами. Стремясь избежать вовлечения в европейский конфликт и поддержать суверенитет страны, Джефферсон в декабре 1807 подписал Акт об эмбарго, предусматривавший прекращение всей внешней торговли. Эмбарго (действовавшее до весны 1809) практически не затронуло интересы Англии и Франции, но нанесло значительный урон американской экономике, вызвало внутренние беспорядки и ослабило позиции республиканцев. Все это привело к фактическому свертыванию социально-экономических преобразований.

«Мудрец из Монтичелло»

Последние 17 лет жизни Джефферсона прошли в поместье Монтичелло, построенном по его проекту. Здесь «мудрец из Монтичелло», как назвал его Дж. Адамс, принимал многочисленных гостей, вел обширную (свыше тысячи писем в месяц) переписку с американскими и европейскими политиками, учеными и общественными деятелями. Человек разносторонних интересов и знаний, Джефферсон в 1797-1815 был президентом Американского философского общества. Его книжное собрание, насчитывавшее 6,5 тыс. томов и слывшее одним из лучших в Америке, положило начало знаменитой Библиотеке конгресса. Последним достижением Джефферсона стало создание университета Виргинии. Им был подготовлен великолепный архитектурный проект университетского комплекса, разработаны устав и детальные учебные планы, сформирован профессорско-преподавательский состав. Открытый в марте 1825 университет Виргинии в Шарлотсвилле стал первым в системе университетов штатов.

Скончался Джефферсон в знаменательный день - 50-летия принятия Декларации независимости, неразрывно связанной с его именем. На сером граните скромного обелиска на семейном кладбище в Монтичелло выбита составленная им самим еще при жизни эпитафия, не упоминавшая ни об одной из высоких государственных должностей Джефферсона. В его честь названы города, река и гора, колледжи и университеты, площади и улицы. Память о Джефферсоне увековечена в мемориале, открытом в Вашингтоне к 200-летию со дня его рождения. Внутри этого увенчанного куполом сооружения с колоннами, выстроенного в излюбленном им классическом стиле, высится почти шестиметровая статуя Джефферсона, а стены украшены самыми известными его изречениями.