Встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции. Шпаргалка: Антигитлеровская коалиция

ТАСС-ДОСЬЕ. С 4 по 11 февраля 1945 года в Крыму проходила Ялтинская конференция руководителей государств - союзников по антигитлеровской коалиции (СССР, США и Великобритании). Принятые на этой встрече решения заложили основы послевоенного миропорядка, оформили разделение сфер влияния между западными государствами и СССР.

Советскую делегацию на конференции возглавлял председатель Совета Народных Комиссаров СССР, маршал Советского Союза Иосиф Сталин (Джугашвили), американскую - президент Франклин Рузвельт, британскую - премьер-министр Уинстон Черчилль.

Условия капитуляции Германии и ее послевоенного устройства

Хочу напомнить, что и Венский конгресс 1815 года, и ялтинские соглашения 1945 года, принятые при очень активной роли России, обеспечили долгий мир. Сила России, сила победителя в эти поворотные моменты проявлялась в благородстве и справедливости

Владимир Путин, президент РФ

Единогласным решением были определены планы союзников относительно условий капитуляции Германии и ее послевоенного устройства. Было заявлено, что "непреклонной целью" трех держав "является уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира". Для этого был предусмотрен целый комплекс мер, "включая полное разоружение, демилитаризацию и расчленение Германии". Лидеры СССР, США и Великобритании договорились о разделении Германии на оккупационные зоны. Советским войскам отводилась восточная часть страны, войскам Великобритании - северо-западная, США - юго-западная. Кроме того, возможность образовать четвертую оккупационную зону за счет зон Великобритании и США была предоставлена Франции. Осуществлять административный контроль над Германией должен был Верховный контрольный орган в составе главнокомандующих СССР, США и Великобритании, а также представителей французского правительства. Позднее, в 1949 году, на территории американской, британской и французской оккупационных зон была создана Федеративная Республика Германия, а на территории советской оккупационной зоны - Германская Демократическая Республика.

"Декларация об освобожденной Европе"

Советская сторона подняла вопрос о выплате Германией компенсации за причиненный оккупированным странам ущерб в размере $20 млрд, а также на том, что половина репараций должна достаться СССР и взиматься они должны путем изъятия производственного оборудования и ежегодного вывоза продукции из Германии.

Я уверен, что благодаря соглашениям, достигнутым в Ялте, Европа будет более стабильной в политическом плане, чем когда бы то ни было еще

Франклин Рузвельт, президент США

Достигнув согласия относительно порядка взимания и распределения репараций, стороны не договорились об их общей сумме.

Главы СССР, США и Великобритании подписали в Ялте совместную "Декларацию об освобожденной Европе", которая предусматривала уничтожение союзных нацистам властей в оккупированных Германией странах и установление демократических учреждений на основе всеобщих выборов.

Создание ООН

В ходе переговоров была достигнута договоренность о создании всеобщей международной организации, которая позднее получила название Организации Объединенных Наций (ООН). В основу ее деятельности был положен принцип единогласного принятия решений постоянными членами Совета Безопасности ООН (Великобритания, Китай, СССР, США, Франция), каждый из которых имел право заблокировать неприемлемое для себя решение (право вето). Кроме того, Сталин добился согласия партнеров по переговорам на то, чтобы в числе учредителей и членов ООН был не только СССР, но и Украинская и Белорусская союзные республики как наиболее пострадавшие от войны.

Возвращение СССР Курильских островов

На Ялтинской конференции Советский Союз обязался вступить в войну с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии. При этом было получено согласие союзников на "восстановление прежних прав России, нарушенных предательским нападением японцев в 1904 году". Согласно достигнутым договоренностям, СССР возвращал контроль над южной частью Сахалина и Курильскими островами, получал право на использование военно-морской базы в Порт-Артуре и Китайско-Восточной железной дороги. Монголия в соответствии с соглашением признавалась независимым государством.

Разделение сфер влияния в Европе

В Ялте уступки Советского Союза Соединенным Штатам и Англии были больше, чем их уступки Советам

Эдвард Стеттиниус, государственный секретарь США (1944-1945 гг.)

книга воспоминаний "Рузвельт и русские", 1950 год

Ялтинская конференция была одним из самых трагических моментов XX века: Великобритания и США молчаливо признали право СССР распространить свою сферу влияния на всю восточную половину Европы

Дэниел Фрид, заместитель Государственного секретаря США по делам Европы и Евразии (2005-2009)

Союзникам не удалось достичь окончательной договоренности по вопросу о политическом устройстве и границах послевоенной Польши. Было принято расплывчатое решение преобразовать временное польское правительство на "широкой демократической основе" и провести как можно скорее свободные выборы. Восточная граница Польши определялась по этнографической границе расселения поляков, так называемой "линии Керзона". Таким образом было закреплено присоединение к СССР Западной Белоруссии и Украины. Окончательное определение западной границы Польши откладывалось до следующей конференции. В ходе переговоров Сталина, Черчилля и Рузвельта был подтвержден британо-американский контроль над Италией и Грецией, достигнуто соглашении об образовании Временного правительства в Югославии из представителей коммунистов и демократических партий.

Фактически решения Ялтинской конференции подтвердили, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

Система международных отношений, основанная на решениях Ялтинской конференции, обеспечила мир в Европе в течение 50 лет и просуществовала до конца XX века. Некоторые ее элементы, такие как ООН, продолжают действовать и поныне.

Высказывания политических деятелей о решениях конференции

Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании: "После встречи в Крыму и всех других проведенных мной переговоров у меня осталось впечатление, что маршал Сталин и советские лидеры хотят поддерживать честные дружеские отношения с западными демократиями и разговаривать с ними на равных. У меня есть ощущение, что это не просто слова. Я не знаю ни одно другое правительство, которое бы так твердо и последовательно выполняло свои обязательства, причем иногда даже во вред собственным интересам, как правительство советской России" (выступление в Палате общин 27 февраля 1945 года)

Гарри Гопкинс, советник президента США Франклина Рузвельта: "В глубине души мы действительно верили, что это был канун того дня, о наступлении которого мы мечтали и говорили в течение многих лет. Мы были абсолютно уверены в том, что подержали первую великую победу мира, и под словом "мы" я разумею всех нас, все цивилизованное человечество. Русские показали, что они могут поступать разумно и проницательно, и ни у президента, ни у кого-либо из нас не оставалось никакого сомнения в том, что мы сможем ужиться с ними и работать мирно так долго, как это только можно себе представить" (книга Р. Шервуда "Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца", 1958 год)

Франсуа Миттеран, президент Франции: "Ялтинский мировой порядок прекратил свое существование. Он был неприемлемым, но, тем не менее, устраивал всех. Новый миропорядок, который придет ему на смену, может быть более справедливым и продолжительным, если будет основываться на праве государственного суверенитета. Но я хотел бы спросить: не будет ли этот порядок более опасным и сложным для построения?" (выступление на конференции "Вопросы безопасности в Европе в наступающем XXI веке" 10-11 апреля 1991 года)

Джордж Буш-младший, президент США: "Так называемая стабильность Ялтинских соглашений была постоянным источником несправедливости и страха" (выступление в Брюсселе в 2005 году)


Введение

История создания Антигитлеровской коалиции

2.Материальная помощь

Военное сотрудничество

Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции)

5.Тегеранская конференция

6.Ялтинская (Крымская) конференция

7.Потсдамская конференция

Заключение

Список литературы


Введение


Антигитлеровская коалиция была мощным оружием борьбы против агрессивного блока.

От прежних военно-политических союзов её отличало то, что в ней объединились государства с различным общественным строем. Следствием этого явилось наличие двух противоречивых тенденций: союзников объединяла общая цель - разгром фашизма, и в то же время разъединял подход к решению столь сложной задачи.

Это объяснялось стремлением союзных держав подчинять ведение войны и решение послевоенных проблем своим целям.

Особенно наглядно эти противоречия отразились в решении главного вопроса - об открытии втором фронте в Европе. После исчезновения общего врага отношения между странами стали портиться и вылились в конечном итоге в «холодную» войну.


1. История создания Антигитлеровской коалиции


Первоначально Великобритания и США рассматривали СССР как угодно, но только не как союзника в войне с Германией. Коммунизм лидерам ведущих капиталистических держав ничуть не ближе, чем национал-социализм. Что же касалось заманчивой идеи стравить Гитлера и Сталина, изначально направив вектор агрессивности фашизма на восток, то она потерпела крах, когда 17 сентября советские войска вошли в Польшу с востока и двинулись навстречу немецкому вермахту вовсе не для того, чтобы с ним сразиться, а для того, чтобы разделить Польшу надвое. Вступившая в войну 3 сентября Великобритания могла надеться только на Францию. Советский Союз же был вскоре исключен из Лиги наций за нападение на Финляндию. Западные державы всерьез обсуждали возможность отправки экспедиционных сил для поддержки финнов, параллельно поставляя им вооружение и технику. Поставки были довольно скромные, но небольшой финской армии вполне хватало. К тому же с поставками танков и другого тяжелого вооружения проблем не было - к примеру, значительная часть танкового парка финской армии представляла собой трофеи, взятые в ходе все той же Зимней войны с СССР. В ответ на все эти демонстративные акции СССР не спешил помогать западным демократиям, когда 10 мая 1940 года немцы начали против них "блицкриг". Велик был соблазн ударить в тыл Гитлеру, пока его краса и гордость - танковые и моторизованные дивизии прокладывали себе дорогу на Париж, но два серьезных довода "против" перевешивали.

Первый - кампания на Западе шла очень удачно для немцев. Знаменитые бельгийские форты были захвачены парашютистами с невероятной быстротой, английский экспедиционный корпус, устремившийся отбивать ложное наступление в Бельгии, был отрезан и прижат к морю. Другой удар был направлен в обход укреплений неприступной "Линии Мажино", через Арденны (местность на границе Бельгии и Франции). Шансов на победу у союзников оставалось все меньше (Уже 22 июня с Францией было подписано перемирие).

Второй довод против - собственная неготовность СССР к войне. Если, как утверждает В. Суворов в своей книге "День М", Советский Союз готовился начать войну в июле 1941, то начало ее за год до этого срока сулило бы полный провал. К тому же захват немцами Дании и Норвегии в апреле 1940 года дополнительно указывали на намерения Гитлера продолжать экспансию на Запад. Последовавшая затем кампания немецкой армии на Балканах, захват Крита и высадка немецкого корпуса в Африке подтвердили это. Гитлер старался лишить британцев всех плацдармов в Европе и средиземноморье. Так как промышленная мощь оккупируемых стран была невелика, а в случае с Африкой вообще практически равнялась нулю, эти действия были на руку Москве. Пока Германия тратила человеческие и материальные ресурсы на их захват, СССР мог готовиться к войне дальше и даже немного помогать Германии точно так, как он это и делал.

А война с Германии с союзниками в конце 1940 - начале 1941 требовала значительных усилий. Убыл в Африку спасать разгромленных Итальянцев любимчик Гитлера храбрый и талантливый генерал Роммель, получивший Рыцарский крест за прорыв к Шербуру (Неприятно думать, что было бы, окажись Роммель на русском фронте в 1941-м году, если он с довольно слабыми силами воевал на суше против Великобритании и США до мая 1943-го года и делал это далеко не безуспешно). В жуткую резню попали сброшенные на Крит немецкие парашютисты. Они все же захватили остров, но с такими крупными потерями в людях и технике (транспортных самолетах), что немецкое командование вынуждено было отказаться от проведения подобных операций (опять же, неприятно думать, что произошло, окажись погибшие несколько тысяч парашютистов вместе со своими живыми товарищами по оружию в транспортных самолетах где-нибудь неподалеку от Москвы в декабре 1941). Наконец, 1773 самолета потерянные немцами в воздушной "Битве за Британию" в 1940-м уже не могли подняться в воздух, управляемые погибшими в этой битве опытными пилотами. (А ведь общая цифра немецких самолетов сосредоточенных против СССР 22 июня 1941 года - около 3500 машин, включая разведчики, связные и транспортные самолеты, а также самолеты союзников Германии. Потерянные же над Англией были, в основном, истребителями и бомбардировщиками, то есть представляли собой реальную ударную силу).

После всех сражений 1940 года промышленность Германии продолжала работать в режиме мирного времени, часть немецких дивизий были расформированы, часть переведена на штаты мирного времени. Если война против СССР и была в замыслах Гитлера, то для внешнего наблюдателя ее подготовка была не заметна. Никаких выгод Сталину от заключения союза с англичанами не было, англичане это прекрасно понимали, поэтому и не были назойливы в подобных предложениях. Тем более что к власти в Англии пришел Черчилль, консерватор старой закалки, человек ненавидевший коммунизм не меньше, чем фашизм, если не больше. У него, по его собственным словам, до 22 июня 1941 года не было уверенности, что СССР вступит в войну на стороне Великобритании.

К началу лета 1941 года стало окончательно ясно, что война Германии и Великобритании находится в той же фазе, в которой находилась во время Наполеоновских войн. Образно выражаясь - "битва льва и крокодила". Как и наполеоновская Франция Германия одерживала победу за победой на сухопутных театрах военных действий, но на море продолжал господствовать английский флот. Единственным средством борьбы с англичанами после провала воздушного наступления на Англию осенью 1940 года ("Битва за Британию") стали подводные лодки. Будучи построенными в достаточных количествах они могли перекрыть военные, промышленные и продовольственные поставки из британских доминионов. В последствии Черчилль именно в немецких подводных лодках признавал единственную серьезную угрозу для Британии за всю войну. На 1 сентября 1939 года немцы располагали лишь 57 подводными лодками, но их выпуск в ходе войны серьезно увеличился, и до 8 мая 1945 года в строй ступило 1113 подводных лодок (Из общего числа в 1170 в боевых действиях приняло участие 863). Таким образом, Гитлер ступил на тот же путь, что и Наполеон, только Наполеон ввел "континентальную блокаду", стремясь прекратить ввоз английских товаров в европейские страны, а Гитлер начал неограниченную подводную войну, пытаясь перекрыть поставки в Англию. Главное, что в обоих случаях сухопутная армия оставалась не задействованной (за исключением Африканского корпуса, в котором находились летом 1941 года лишь 2 немецкие дивизии - 1 легкая и 1 танковая). Применение ее напрашивалось само (как и в случае с Бонапартом) - Россия, но ни один здравомыслящий человек не мог себе представить, что Гитлер решится на такую авантюру, как нападение на СССР. Война на два фронта была знакома немцам, и мало кто желал повторения бедствий 1917-1918 годов. Однако подстегиваемый легкими победами в Европе и рвением штабных генералов (вроде Йодля и Кейтеля) Гитлер все же решился и 22 июня толкнул равнодушных друг к другу (это как минимум) Сталина и Черчилля в союзнические объятия. Нападение же Японии на американскую военно-морскую базу в Пирл-Харборе 7 декабря 1941 года сделало невозможным дальнейшее самоустранение США от Мировой войны. Черчилль не скрывал своей радости, узнав о японской атаке. Теперь к его услугам был и "арсенал демократии", США, и достаточно советского "пушечного мяса" на службе той же "демократии". Костяк антигитлеровской коалиции окончательно сформировался.


Материальная помощь


Ленд-лиз (англ. lend - давать взаймы и lease - сдавать в аренду)

Вообще идея помощи странам, противостоящим нацисткой Германии, возникла в министерстве финансов США осенью 1940 года, когда юрисконсульты этого министерства Э. Фоли и О. Кокс обнаружили в архивах закон 1892 года, принятый еще при президенте Бенджамине Гаррисоне. Сдув с него пыль, они прочитали, что военный министр США, "когда по его усмотрению это будет в интересах государства, может сдавать в аренду на срок не более пяти лет собственность армии, если в ней не нуждается страна". На основании своей находки Фоли и Кокс подготовили билль, то есть законопроект о ленд-лизе, который в январе 1941 года они внесли в Конгресс США. На удивление быстро Палата представителей и Сенат его утвердили, и уже 11 марта 1941 года его подписал президент. Так этот проект стал законом США.

Поставки по ленд-лизу осуществлялись США в страны-союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. Помощь оказывалась правительствам 42 стран (включая Великобританию, СССР, Китай, Австралию, Бельгию, Нидерланды, Новую Зеландию и др.) и к концу войны составила в денежном эквиваленте примерно 48 миллиардов долларов.

Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана. 1 октября 1941 года Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года.

Одной из важнейших составных частей западной помощи Советскому Союзу в рамках ленд-лиза были широкомасштабные поставки автомобильной техники из США, Канады и Великобритании. В начале войны в Красной Армии было больше, чем в Вермахте танков, самолетов, артиллерийских орудий. Но явно не хватало таких технических средств как автомобили, радиооборудование, инженерное вооружение, механические средства тяги для артиллерии, средства ремонта техники, транспортировки и заправки горючего. А без всего этого огромная масса танков, самолетов и артиллерии становилась небоеспособной или малобоеспособной. Первые партии автомашин прибыли в СССР осенью 1941 года. Технический комитет Главного автомобильного управления (ГАУ) Красной Армии при содействии НАМИ организовал испытания, на которых выяснялись вопросы пригодности различных марок для службы в Красной Армии и специфики их эксплуатации в различных условиях. С 18 июля 1942 года по 15 мая 1943 года в условиях тылового обслуживания фронтовых нужд Красной Армии проводилась контрольная эксплуатация 74 машин: 11 моделей 8 американских фирм и 5 моделей 3 английских производителей. Выводы, сделанные на основе полученных данных, определяли дальнейшие поставки. В 1942 году Красная Армия потеряла 66200 автомобилей, а получила 152900, произвела же отечественная промышленность всего лишь 35000 новых машин и 79000 СССР получил по ленд-лизу. В 1943 -1945 гг. в армию было направлено 387300 автомобилей, а по ленд-лизу было получено 398785. Подавляющее большинство импортных автомашин было отправлено непосредственно на фронт.

Помимо вооружения, боеприпасов и разнообразного военного снаряжения США, Великобритания и Канада поставляли в Советский Союз, сражающийся с гитлеровской Германией, огромное количество товаров промышленного и сельскохозяйственного назначения. Одним из наиболее слабых мест советской экономики накануне грандиозной по своему размаху войны было производство авиационного и, в несколько меньшей степени, автомобильного бензина. Особенно не хватало высокооктановых сортов бензина. В Советском Союзе импортный авиабензин и светлые бензиновые фракции использовались почти исключительно для смешивания с советскими авиабензинами с целью повышения их октанового числа, так как советские самолеты были приспособлены к использованию бензинов с гораздо более низким октановым числом, чем на Западе. Поставленный по ленд-лизу авиабензин вместе со светлыми бензиновыми фракциями составил 46,7% от советского производства 1941-1945 годов.

Чрезвычайно важным вкладом западных союзников по Антигитлеровской коалиции в нашу общую победу были их ленд-лизовские поставки для нужд советского железнодорожного транспорта. По ленд-лизу же в СССР было поставлено 622,1 тысяч тонн железнодорожных рельсов. Еще более заметной была роль поставок по ленд-лизу в сохранении на необходимом уровне численности советского парка локомотивов и железнодорожных вагонов. По ленд-лизу же было поставлено в общей сложности 11075 вагонов или в 10,2 раза больше советского производства 1942-1945 годов. Американские поставки играли существенную роль и в снабжении СССР автопокрышками. По ленд-лизу было поставлено в Советский Союз 3606 тысяч автопокрышек (Jones R.H. Op.cit. Appendixes), в то время как советское производство их в 1941-1945 годах составило 8368 тысяч штук (из них больших покрышек "Гигант" было произведено только 2884 тысячи), причем в 1945 году производство автопокрышек составило 1370 тысяч по сравнению с 3389 тысячами в 1941 году. Кроме того, Великобритания поставила 103,5 тысяч тонн натурального каучука.

Исключительно важное значение для Советского Союза вообще, для Красной Армии в частности, имели ленд-лизовские поставки продовольствия. Острейший продовольственный кризис разразился в 1943 году, когда и без того крайне скудные нормы выдачи продовольствия были негласно сокращены почти на треть. Поэтому продовольственные поставки к середине 1944 года значительно превысили суммарный ввоз продовольствия за период действия Первого и Второго Протоколов, потеснив в советских заявках металлы и даже некоторые виды вооружения. В общем объеме ввезенных по последним Протоколам грузов продовольственные заняли свыше 25% тоннажа.

Трудно переоценить для Советского Союза и ленд-лизовские поставки сложных станков и промышленного оборудования. Еще в 1939-1940 годах советское руководство разместило заказы на импортное оборудование для производства артиллерийского вооружения. Потом эти заказы, размещенные в основном в США, были поставлены в СССР в рамках ленд-лиза. А именно в специальных станках для артиллерийского производства в годы войны в СССР была наибольшая нужда. Огромное значение для народного хозяйства СССР и, в частности, для военного производства имели западные поставки цветных металлов. С середины 1941 года до середины 1945 года советская промышленность произвела 470 тысяч тонн меди. По ленд-лизу из США в Советский Союз было поставлено 387,6 тысячи тонн меди, что составило 82,47% собственного производства меди за время войны. Ситуация, аналогичная положению с медью, сложилась и в советском производстве алюминия.

Особенно тяжелое положение в начале войны сложилось с производством артиллерийских боеприпасов и патронов к стрелковому оружию. В конце 1941 года были приняты энергичные меры для регулярных поставок из-за рубежа основных компонентов для взрывчатых веществ и порохов, а также оборудования для ежесуточного изготовления 10 миллионов 7,62-мм патронов. Весьма значительными стали поставки различных видов пороха. Однако из-за высокой калорийности импортного пороха в орудийных и оружейных стволах образовывался нагар. Советские специалисты предложили смешивать импортный и отечественный порох и только потом делать из него снаряды и патроны. Лишь при изготовлении реактивных снарядов английский нитроглицериновый порох мог быть использован почти без примесей.

Поистине исключительное значение для ведения вооруженной борьбы имели поставки западными союзниками средств связи и систем управления огнем. В СССР было доставлено 956,7 тысячи миль полевого телефонного кабеля, 2100 миль морского кабеля и 1100 миль подводного кабеля. Кроме того, в СССР по ленд-лизу было поставлено 35,8 тысячи радиостанций, 189 тысяч полевых телефонов 5899 приемников.

К концу войны удельный вес союзного имущества связи в Красной Армии и на флоте составлял 80%. Большое количество импортного имущества связи направлялось в народное хозяйство.

В первый, оборонительный, период войны весьма ценными были поставки колючей проволоки - 216 тысяч миль.

Немаловажное значение для наступательных операций сухопутных войск имела поддержка с моря. Роль военно-морских сил еще более возросла с продвижением Красной Армии на запад и расширением оперативной зоны деятельности флота. Однако истерзанные войной Балтийский и Черноморский флоты требовали крупного пополнения. В дальнейшем усилении крайне нуждались Северный, но главное - Тихоокеанский флот и речные флотилии. Поэтому во второй половине войны существенную помощь по ленд-лизу получил и советский Военно-Морской Флот - 596 боевых кораблей и судов, в том числе 28 фрегатов, 89 тральщиков, 78 больших охотников за подводными лодками, 202 торпедных катера, 60 малых охотников (сторожевых катеров), 106 десантных судов. Из них 80% кораблей и судов приняли участие в боевых действиях против флотов Германии и Японии. Кроме того, только в 1944 году в счет репараций с Италии Великобритания передала ВМФ СССР линкор, 9 эсминцев, 4 подводные лодки, а США - крейсер. Такие виды поступивших по ленд-лизу необходимой военной техники и оборудования, как десантные суда, неконтактные тралы, мощные радиолокационные станции, ряд образцов гидроакустической аппаратуры, дизель-генераторов и аварийно-спасательной техники, в СССР не производились.

В письме Сталина президенту США Трумэну от 11 июня 1945 г. было отмечено, что "соглашение, на основе которого США на протяжении всей войны в Европе поставляли СССР в порядке ленд-лиза стратегические материалы и продовольствие, сыграло важную роль и в значительной степени содействовало успешному завершению войны против общего врага - гитлеровской Германии"


3. Военное сотрудничество


декабря 1941 года под Москвой началось мощное контрнаступление советских войск, продолжавшееся до конца марта 1942 года. Во время зимнего наступления Красная Армия разгромила до 50 отборных вражеских дивизий, отбросила противника на запад. На подступах к советской столице вермахт потерпел первое крупное поражение во второй мировой войне, здесь был рассеян миф о «непобедимости» гитлеровской Германии. Новый этап открылся и в переговорах о втором фронте. Важность открытия второго фронта в Европе понимали, как в СССР, так и в Англии и США. Визит Молотова состоялся в мае 1942 года в Великобританию. Молотов прибыл в Лондон 20 мая, совершив рискованный перелет через территорию, оккупированную Германией. Черчилль объяснил советскому наркому, что Великобритания не может принять советские предложения в полном объеме.

Однако добавил он, после войны СССР, Великобритания и США будут сотрудничать в послевоенном мироустройстве. Молотову пришлось удовлетвориться этим и подписать 26 мая советско-английский договор. В нем содержались обязательства по взаимопомощи, а также обязательство не заключать сепаратного мира. Вторая часть договора, которая должна была оставаться в силе 20 лет, закладывала основы для послевоенного сотрудничества, как в предотвращении возможной агрессии, так и в послевоенном урегулировании. Обе стороны обязались не стремиться к территориальным приобретениям и не вмешиваться в дела других стран. Этот договор стал формальной основой для сотрудничества между Великобританией и СССР. Партнеры стали союзниками.

Молотов, тем не менее, заявил Черчиллю, что он считает вопрос о втором фронте более важным, чем договор. На это Черчилль, перечислив ряд оговорок, заявил, что английское правительство собирается открыть второй фронт в 1943 году, когда для этой цели, как Англия, так и США будут располагать от одного до полутора миллионов американских и английских войск, и далее сказал, что «различий во взглядах обоих правительств на этот вопрос не имеется».

После визита в Лондон Молотов и сопровождающие его лица прибыли в Вашингтон 29 мая 1942 года для переговоров. Советская делегация главным вопросом на переговорах обоснованно считала открытие столь нужного СССР второго фронта. Однако точного ответа на этот вопрос от США добиться так и не удалось. Рузвельт ссылался на необходимость обсудить данную проблему с английской стороной. 1 июня 1942 года, во время прощальной беседы, накануне своего отъезда советская делегация вновь задала вопрос президенту относительно второго фронта, на что он ответил: «мы надеемся открыть второй фронт».

Летом 1942 года военное положение СССР резко ухудшилось. Германское наступление на юге поставило Советский Союз в самое трудное положение за весь год войны. Черчиллю надо было поддержать союзника и в то же время убедить его, что второй фронт был невозможен.

К этому времени США, поддавшись на уговоры английской стороны, согласились на высадку в Северной Африке. Это было не то, чего хотел Сталин, и все понимали это. Союзники решили действовать в своих личных интересах. Но это было значительной активизацией военных действий в районе Средиземноморья.

16 августа Черчилль провел со Сталиным переговоры, которые не сняли принципиальных требований Сталина, но, как и надеялся Черчилль, установили личный контакт и ослабили взаимную подозрительность. Вместе с тем Сталин укрепился в мысли, что союзники ждут, пока Германия будет измотана в борьбе с Советским Союзом, чтобы затем вступить в войну на европейском континенте на последнем этапе.

Черчилль пообещал открыть второй фронт в 1943 году и приступить к разрушительным бомбардировкам Германии уже в 1942 году. Черчилль перешел к планируемой экспедиции в Северной Африке, которая, по его словам, должна была представлять серьезную угрозу Германии. Вся Северная Африка должна была оказаться под британско-американским контролем к концу 1942 года, что в сочетании с высадкой во Франции в 1943 г. обещало нанести тяжелый удар по рейху. Британский премьер назвал Северную Африку «мягким подбрюшьем гитлеровской Европы». Он заявил, что Великобритания, самостоятельно или вместе с США, может послать военно-воздушные силы на южную оконечность советско-германского фронта. Английский премьер-министр всячески стремился доказать, будто советско-английские и советско-американские переговоры о втором фронте весной 1942 года носили сугубо предварительный характер и что само по себе сообщение о достигнутой договоренности уже сыграло свое положительное значение тем, что ввело заблуждение противника. В действительности командование вермахта сосредоточило на советско-германском фронте летом 1942 года максимальное количество своих войск. Если 1 января 1942 г., на советско-германском фронте было сосредоточено 70 % сухопутных войск гитлеровской армии, то к первому июля того же года немецкие войска составляли уже 76, 3 % от общего количества сухопутных войск гитлеровской Германии. Никогда ни до, ни после этот процент не был так велик, как летом 1942 года. В таких условиях пришлось воевать Советскому Союзу один на один с Германией в тяжелом и критическом 1942 году.

В 1942 году острым вопросом стало открытие второго фронта во Франции. СССР с трудом противостоял силам вермахта, поэтому Сталин надеялся на второй фронт, тем более от союзников было получено обещание открыть его в 1942 г. Однако, Англия решила сосредоточить усилия на нужной ей Северной Африке, борясь за влияние в данном регионе. Данный фронт был второстепенным и Гитлер не перебросил с Восточного фронта ни одной дивизии, а лишь наращивал давление на СССР.

Обещание союзников об открытии второго фронта не было выполнено и в 1943 г. Затягивание открытия второго фронта было связано с тем, что англо-американская коалиция рассчитывала на ослабление СССР, на то, что после изнурительной войны СССР потеряет значение великой державы. Второй фронт был открыт только 6 июня 1944 г. с высадки англо - американских войск в Нормандии (Северная Франция) и американских войск в южной Франции 15 августа. К этому времени немцы имели во Франции, Бельгии, Голландии группу армий "Запад" в составе 50 дивизий, против СССР находилось более 200 дивизий и подавляющее большинство танков и авиации противника. Открытие второго фронта мало сказалось на положении Восточного фронта, так как союзники сразу же перешли к затяжному характеру ведения боевых операций. Активность англо-американцев возросла только после того, как они поняли, что СССР в скором времени самостоятельно разгромит фашистскую Германию, возьмет Берлин и освободит страны Западной Европы. Англо-американцы начали срочно оккупировать Австрию, Западную и Южную Германию, но к началу Берлинской операции советских войск они даже не дошли до р. Рейн.


Политическое сотрудничество (Тегеранская, Ялтинская, Потсдамская конференции)


Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав - Сталина, Рузвельта и Черчелля.


Тегеранская конференция


Состоялась в Тегеране 28 ноября- 1 декабря 1943. Основными были военные вопросы, в особенности вопрос о втором фронте в Европе, который вопреки обязательствам США и Великобритании не был открыт ими ни в 1942, ни в 1943. В новой обстановке, сложившейся в результате побед Советской Армии, англо-американские союзники стали опасаться, что Советские Вооруженные Силы освободят Западную Европу без участия вооруженных сил США и Великобритании. Вместе с тем в ходе переговоров обнаружилось различие точек зрения глав правительств США и Великобритании о месте, масштабах и времени вторжения союзников в Европу. По настоянию советской делегации Тегеранская конференция приняла решение об открытии второго фронта во Франции в течение мая 1944. Тегеранская конференция приняла также к сведению заявление И. В. Сталина, что советские войска предпримут наступление примерно в это же время с целью предотвратить переброску германских сил с Восточного на Западный фронт. В Тегеране советская делегация, идя навстречу просьбам правительств США и Великобритании, а также учитывая неоднократные нарушения Японией советско-японского договора 1941 о нейтралитете и в целях сокращения сроков войны на Дальнем Востоке, заявила о готовности СССР вступить в войну против Японии по завершении военных действий в Европе. На Тегеранской конференции США поставили вопрос о расчленении Германии после войны на пять автономных государств. Англия выдвинула свой план расчленения Германии, предусматривавший изоляцию Пруссии от остальной Германии, а также отторжение южных её провинций и включение их вместе с Австрией и Венгрией в так называемую Дунайскую конфедерацию. Однако позиция Советского Союза помешала западным державам реализовать эти планы. На Тегеранской конференции была достигнута договорённость об установлении границ Польши по «Керзона линии» 1920 года на востоке по р. Одер (Одра) - на западе. Принята «Декларация об Иране», в которой участники заявили «о своем желании сохранить полную независимость, суверенитет и территориальную неприкосновенность Ирана». На конференции обсуждались также другие вопросы, в том числе касающиеся послевоенной организации мира. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.


Ялтинская (Крымская) конференция


«Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира, обсужден ряд других вопросов.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была, т.к. этому воспротивилась британская сторона. Американцы же благожелательно восприняли советское предложение определить общую сумму репараций в 20 миллиардов долларов, из которых 50 процентов должны были быть выплачены СССР.

Великобритания и СССР, опять же в соответствии с октябрьскими договоренностями, подтвердили паритет в Югославии, где руководитель югославских коммунистов Иосип Броз Тито договаривался с прозападным югославским лидером Шубашичем о контроле над страной. Но практическое урегулирование ситуации в Югославии складывалось не так, как этого хотелось Черчиллю. Англичан беспокоили также вопросы территориального урегулирования между Югославией, Австрией и Италией. Было решено, что эти проблемы будут обсуждаться по обычным дипломатическим каналам.

Аналогичное решение было принято и по претензиям американской и британской сторон в связи с тем, что СССР не консультировался с ними в решении проблем послевоенного устройства Румынии и Болгарии. Ситуация в Венгрии, где советская сторона также исключила западных союзников из процесса политического урегулирования, подробно не обсуждалась.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; в этой стране было образовано прокоммунистическое правительство.

Рузвельт, поддержанный Черчиллем, предложил, чтобы СССР вернул Польше Львов. Однако это была уловка, уже обсужденные в Тегеране польские границы западных лидеров не занимали. В действительности на повестке дня стоял другой вопрос - послевоенного политического устройства Польши. Сталин повторил ранее согласованную позицию: западная граница Польши должна быть передвинута, восточная - проходить по линии Керзона. Что же касается правительства Польши, то варшавское с лондонским никаких контактов иметь не будет. Черчилль заявил, что по его сведениям просоветское правительство представляет взгляды не более чем трети поляков, ситуация может привести к кровопролитию, арестам и депортациям. Сталин в ответ пообещал включить во временное правительство некоторых «демократических» лидеров из польских эмигрантских кругов.

Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье - в англо-американской сфере влияния.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х - начале 1990-х годов.

мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.


Потсдамская конференция


Проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме. Советскую делегацию возглавлял И. В. Сталин, американскую - Г. Трумэн, английскую - У. Черчилль, а с 28 июля сменивший его на посту премьер-министра К. Эттли. Определяющее место в повестке дня Потсдамской конференции занял германский вопрос. Главы трёх держав договорились осуществлять в период оккупации Германии согласованную политику. Её суть была сформулирована в виде принципов демилитаризации, демократизации и денацификации страны. Целью данного соглашения, подчёркивалось в итоговом документе конференции, «является выполнение Крымской Декларации о Германии». Три державы подтвердили, что «германский милитаризм и нацизм будут искоренены», с тем чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всём мире. Предусматривалось, что верх, власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и Франции, каждым в своей зоне оккупации, по инструкциям соответствующих правительств.

Была достигнута договорённость о полной демилитаризации и разоружении Германии: упразднении всех её вооруженных сил, СС, СА, СД и гестапо со всеми их организациями, штабами и учреждениями, учебными заведениями, военными и полувоенными организациями, ликвидации всей её военной промышленности или контроле над ней, а также уничтожении или сдаче союзникам всего вооружения и амуниции. Намечались конкретные меры по перестройке политической жизни в Германии на демократической основе, в том числе: уничтожить фашистскую партию, её филиалы, подконтрольные организации и учреждения с тем, чтобы они не возродились ни в какой форме; отменить все нацистские законы, служившие интересам гитлеровского режима; предать суду военных преступников и всех тех, кто участвовал в планировании и осуществлении нацистских зверств; удалить всех активных нацистов с общественных и полуобщественных постов, а также с ответственных должностей в частных фирмах; реорганизовать в соответствии с принципами демократии системы образования, правосудия и местного самоуправления; разрешить и поощрять деятельность демократических политических партий; обеспечить уважение свободы слова, печати и религии. Экономические принципы в отношении Германии предусматривали: запрещение производства вооружения, военного снаряжения, военных самолётов и морских судов всех типов; ограничение и строгое контролирование производства металлов, изделий машиностроения, химических продуктов и других предметов, необходимых для военной экономики. Конференция решила рассматривать Германию как единое экономическое целое. При обсуждении экономических принципов советская делегация сумела преодолеть упорное сопротивление западных держав, стремившихся воспрепятствовать ликвидации военно-экономического потенциала Германии. Делегации США и Англии не согласились, однако, с предложениями делегации СССР об установлении совместного контроля четырёх великих держав над Рурской областью - военно-экономической базой германского милитаризма. Острая борьба велась на Потсдамской конференции, но вопросу о репарациях. Делегации решили, что все четыре державы получат репарации из своих зон оккупации и за счёт германских вложений за границей; СССР дополнительно к этому- 25% всего изымаемого из западных зон промышленного оборудования, из них 15% в обмен на эквивалентные поставки угля, продовольствия и других материалов. Из своей доли репараций СССР удовлетворял репарационные претензии Польши. Все репарации подлежали выплате натурой в виде промышленного оборудования и поставок товаров. По предложению делегации СССР было принято решение о разделе надводных военных, а также торговых судов Германии поровну между СССР, США и Англией. Подвод, лодки по предложению Англии подлежали потоплению. Раздел кораблей предусматривалось завершить не позднее 15 февраля 1946. Потсдамская конференция согласилась с советским предложением о передаче СССР г. Кенигсберг с прилегающим к нему районом. Было принято также согласованное решение о предании суду главных немецких военных преступников. По решению Потсдамской конференции восточные границы Германии были перенесены на запад к линии Одер-Нейсе, что сократило её территорию на 25 % по сравнению с 1937 годом. Большая часть территорий, отторгнутых от Германии, вошла в

США и Англия вновь выдвинули перед СССР вопрос о его вступлении в войну против Японии. Советская делегация подтвердила готовность СССР выполнить свои обязательства, принятые на Крымской конференции. Решения Потсдамской конференции были направлены на обеспечение мира и безопасности в Европе. Советское правительство последовательно выполняло решения Потсдамской конференции, они были полностью осуществлены в восточной части Германии. Однако западные державы вскоре после Потсдамской конференции стали нарушать принятые соглашения, проводить сепаратную политику в отношении Западной Германии, поощрять в ней развитие милитаризма и реакции.

В Потсдаме обозначились многие противоречия между союзниками, приведшие вскоре к холодной войне.

антигитлеровский коалиция фронт


Заключение


Антигитлеровская коалиция не была формальным объединением, а вклад её участников в борьбу с фашизмом крайне неравномерен: одни участники вели активные военные действия с Германией и её союзниками, другие помогали им поставками военной продукции, третьи участвовали в войне только номинально.

Так воинские соединения некоторых стран - Польши, Югославии, а также Австралии, Бельгии, Индии, Канады, Новой Зеландии, Филиппин, Эфиопии и других - принимали участие в военных действиях. Отдельные государства антигитлеровской коалиции (например, Мексика) помогали основным ее участникам главным образом поставками военного сырья. Число участников коалиции в ходе войны увеличивалось; к моменту окончания войны с Японией в состоянии войны с Германией и её союзниками находилось 53 государства мира.


Список литературы


1. Кулиш В.М. История второго фронта - М.: 1971.

Земсков И.К. Дипломатическая история второго фронта в Европе - М.: 1982.

Супрун М.Н. Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг." - М.: 1997.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Проблема послевоенного устройства мира. Проблема включала в себя 5 основных задач: освободить народы Европы и помочь им восстановить национальную государственность; предоставить освобожденным народам свободу в решении вопроса о государственном устройстве; сурово наказать виновников войны; установить в Германии порядок, который исключал бы новую агрессию с ее стороны; организовать длительное экономическое, политическое и культурное сотрудничество народов мира.

Впервые эти задачи широко обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел трех великих держав в октябре 1943 г. На ней была принята декларация по вопросу о всеобщей безопасности. Три государства обязались не только вести войну до безоговорочной капитуляции стран фашистского блока, но и продолжить сотрудничество после войны. Несмотря на то, что в конференции приняли участие министры трех государств, декларация была опубликована от имени четырех государств (США, СССР, Англии и Китая). В историю она вошла как «Декларация четырех». Этот документ содержал главные направления послевоенного устройства и наметил некоторые основные принципы деятельности будущей Организации Объединенных Наций. Московская конференция подготовила условия для первой встречи «Большой тройки» в Тегеране.

Вопросы послевоенного устройства заняли важное место в повестке дня Тегеранской конференции (условное название «Эврика»). В принятой декларации главы правительств трех государств выразили решимость совместно работать как во время войны, так и в последующее мирное время. Поскольку советская делегация настаивала на решительных мерах по предупреждению в будущем германского реваншизма и милитаризма, Рузвельт предложил план расчленения Германии на 5 независимых государств. Его поддержал Черчилль. Сталин к этому плану отнесся настороженно, а в 1945 г. предложил в основном сохранить единство германского государства. В Тегеране СССР добился от союзников принципиального согласия на передачу Советскому Союзу восточной части Пруссии – Кенигсберга с прилегающими к нему территориями. Кроме германского, на конференции был обсужден польский вопрос, прежде всего в плане границ Польши. Конференция приняла формулу Черчилля: «очаг польского государства и народа должен быть расположен между так называемой линией Керзона и линией реки Одер». Эта формула устроила Сталина.

Задачи послевоенного мирного устройства выдвинулись на первый план на Ялтинской и Потсдамской конференциях «Большой тройки». Ялтинская (Крымская) конференция глав правительств трех держав состоялась 4 – 11 февраля 1945 г. во дворце Ливадия, построенном для Николая 11 накануне Первой мировой войны. Конференция наметила программу демократического устройства мира, которая вошла в историю как «дух Ялты». В нем явно преобладали советские интересы. Советская дипломатия смогла политически закрепить результаты военных побед СССР. В этом ей помогла делегация США, заинтересованная в скорейшем вступлении Советского Союза в войну против Японии. Предполагалось, что эта война будет продолжаться еще 18 месяцев после разгрома Германии.


На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, условия ее капитуляции, порядок ее оккупации, механизм союзного контроля. Целью оккупации и контроля объявлялось «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушать мир всего мира». Не уничтожение германского государства и народа, а демилитаризация, денацификация и демократизация Германии объединили интересы трех великих держав. По настоянию советской делегации к оккупации Германии на равных правах с другими державами привлекалась Франция.

В связи с обсуждением германской проблемы на конференции был решен вопрос о взимании репараций (возмещения ущерба). Было согласовано взимать с Германии репараций в трех формах: путем единовременного изъятия из национального богатства фабрик, заводов, оборудования, судов и т.п.; путем ежегодных товарных поставок из текущей продукции; путем использования германского труда.

Конференция приняла «Декларацию об освобожденной Европе», где было заявлена необходимость уничтожить следы нацизма и фашизма в освобожденных странах Европы и создать демократические учреждения по собственному выбору народов. Особо были выделены польский и югославский вопросы, а также комплекс дальневосточных вопросов, в т.ч. возвращение Советскому Союзу Южного Сахалина, захваченного Японией в 1904 г., и передача ему южнокурильских островов, входивших в состав японских «северных территорий» (Кунашир, Итуруп, Шикотан, Хабомаи).

На конференции в Крыму был окончательно решен вопрос о создании Организации Объединенных Наций для обеспечения международной безопасности в послевоенные годы. Стороны договорились созвать в апреле 1945 г. в Сан-Франциско конференцию для окончательной подготовки Устава ООН, пригласив на нее страны, подписавшие «Декларацию 26-ти», а также те страны, которые объявили войну общему врагу к 1 марта 1945 г.

Несмотря на неоднократные усилия, сопровождавшиеся реформированием национально-государственного устройства СССР (в 1944 г. в каждой союзной республике были созданы наркоматы обороны и иностранных дел), Сталин не смог добиться от Рузвельта и Черчилля согласия на включение в состав ООН в качестве самостоятельных членов 16 союзных республик.

Ареной острого противоборства по проблемам послевоенного мирного урегулирования стала Потсдамская (Берлинская) конференция «Большой тройки» (17 июля – 1 августа 1945 г.). Она проходила во дворце Цецилиенхоф. На этой конференции не было сторонника активного сотрудничества с СССР Ф. Рузвельта. Он умер вскоре после возвращения по морю домой из Крыма, почувствовав недомогание уже в дороге. Американскую сторону представлял новый президент США Г. Трумен. Английскую делегацию возглавлял вначале премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а с 28 июля победивший на выборах лидер лейбористской партии К. Эттли. Во главе советской делегации, как и прежде, был И. Сталин.

Руководители трех держав пришли к взаимоприемлемым решениям по германскому вопросу и по вопросам о репарациях, о новых границах Польши, по проблемам Центральной и Юго-Восточной Европы. Кроме того, руководители США, Англии и Китая опубликовали 26 июля 1945 г. от имени Потсдамской конференции декларацию о Японии, в которой призвали правительство Японии немедленно провозгласить безоговорочную капитуляцию. Несмотря на то, что подготовка и опубликование декларации прошло без участия СССР, советское правительство присоединилось к ней 8 августа. Потсдам закрепил новое соотношение сил в Европе и во всем мире.

В апреле-июне 1945 г. в Сан-Франциско состоялась учредительная конференция ООН . В ее открытии участвовали представители 42 государств. Помимо СССР, в качестве самостоятельных членов на конференции присутствовали Украина и Белоруссия, советские республики, наиболее пострадавшие от германского нашествия. К закрытию конференции ее состав увеличился до 50 государств за счет бывших союзников Германии. Конференция обсудила проект Устава ООН. 26 октября 1945 г. Устав ООН вступил в силу. Этот день стал днем официального рождения ООН как инструмента поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между народами и государствами. Политическим ядром ООН стал Совет Безопасности, в состав которого в качестве постоянных членов с правом вето (запрета) вошло 5 стран-победительниц – СССР, США, Великобритания, Франция, Китай.

Антиги́тлеровская коали́ция - объединение государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне 1939-45 годов против стран нацистского блока, также называемых Стран Оси: Германии, Италии, Японии.

В годы войны синонимом антигитлеровской коалиции стал термин «Объединённые нации», предложенный Рузвельтом и впервые встречающийся в Декларации Объединённых наций 1942 года (Вашингтонской декларации двадцати шести). Влияние коалиции на военный и послевоенный политический расклад огромно, на её основе была создана Организация Объединённых Наций (ООН).

Основные этапы формирования

Советско-английское соглашение о совместных действиях в войне против Германии 12 июля 1941 г. Москва

Атлантическая хартия США и Великобритании 14 августа 1941 г., к которой 24 сентября 1941 г. присоединился СССР

Московская конференция министров иностранных дел СССР, Англии, США 29 сентября - 1 октября 1941 г.

Начало поставок в СССР по ленд-лизу из США в 1942 году.

Подписание Вашингтонской декларации 26 государствами (Декларация Объединённых Наций) о целях войны против фашизма 1 января 1942 г.

Советско-американское соглашение о принципах взаимной помощи в ведении войны против агрессии 11 июня 1942 г. Вашингтон

Согласованию планов военных действий и политики союзников по отношению к будущей Европе были посвящены конференции великих Держав, проходившие в 1943 г. Особенное значение имела первая встреча глав трех великих держав – Сталина, Рузвельта и Черчелля в ноябре – декабре 43 г. в Тегеране. Конференция окончательно приняла согласованное решение осуществить высадку англо-американских войск в Северной Франции в мае 44 года и поддержать ее операцией в Южной Франции. Советская делегация не подтвердила согласие по окончанию войны в Европе вступить в войну против Японии. На тегеранской конференции обнаружились противоречия между союзниками относительно послевоенной судьбы Германии. СССР не поддержал предложения Рузвельта и Черчелля о расчленении Германии на несколько государств. Конференция по этому вопросу, не приняла ни каких решений. В целом общий итог Тегеранской конференции был положительным. Она укрепила сотрудничество глав держав антифашистской коалиции и согласовании планов дальнейших военных действий против Германии, открытию второго фронта.



8 мая 1945 года в пригороде Берлина Карлсхарсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Потсдамская конференция (17 июля – 2 августа 1945 г.) посвящена была послевоенному устройству мира. В ее работе участвовал И.В. Сталин, Г. Трумэн, У. Черчилль. Центральным вопросом был – германский. Германия рассматривалась как единое целое демократическое миролюбивое государство. Основным принципом политики в отношении Германии были демилитаризация и демократизация. Берлин подлежал оккупации войсками СССР, США, Франции по соответствующим секторам. Было установлено, что Западная граница Польши пройдет по реке Одеру, тем самым Польше возвращались ее исконные земли. Советскому Союзу передан Кенигсберг с прилегающими районами восточной Пруссии. Был создан первый орган – совет министров иностранных дел, в составе представителей: СССР, США, Великобритании, Франции, Китая для подготовки мирного договора с бывшими союзниками Германии, а так же Международного военного трибунала для суда над главными фашистскими военными преступниками. Главная мысль Потсдамской конференции и соглашение трех держав – партнерство и сотрудничество во имя мира без войны и насилия, на основании баланса законных интересов – согласия в том, что державы – победительницы никогда не допустят повторения агрессии со стороны Германии или любого другого государства. Объединение Германии в 1990 году дало возможность мировому обществу утвердить, что 1990 г. положил конец послевоенному устройству мира, определившемуся в Ялте и Потсдаме. В крымской конференции (февраль 45 г.) были подготовлены соглашения об условиях капитуляции Германии, о зонах оккупации и управления «Большим Берлином», а так же о контроле союзных войск в Германии.

56.Послевоенное развитие страны 1945-1953 гг. Обострение международных отношений и начало «Холодной войны». Создание социалистического лагеря и борьба двух систем. Четвертый пятилетний план восстановления и развития экономики СССР, его итоги. Духовная жизнь советского общества.



История многих государств – это калейдоскоп героических и трагических, радостных и печальных событий, связанных с жизнью народов, развитием экономики и культуры, борьбой за своё настоящее и будущее. Не зная прошлого страны, трудно оценивать настоящее и оценивать будущее.

Одним из грозных испытаний для советского народа была Великая Отечественная война. Нападение гитлеровской Германии на нашу страну прервало мирный созидательный труд много национальной семьи народов СССР – первого на планете социалистического государства. Развязанная фашистами война стала самой жестокой и тяжёлой из всех войн в истории нашей Родины.

В борьбе с фашистскими захватчиками, в восстановлении разрушенного врагом хозяйства Советский Союз опирался на экономическую базу, созданную в годы до военных пятилеток. Перебазирование в начале войны промышленных предприятий на восток страны имело решающее значении для укрепления военной мощи, экономического развития страны, разгрома врага, восстановления народного хозяйства.

Масштабы восстановительных работ были такими, каких не знала наша страна за всю многовековую историю. В результате военных действий, временной оккупации части территории, варварства и зверств германских фашистов нашему государству был нанесён невиданный в истории экономический ущерб и урон в людских ресурсах. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и 20 млн. человек. Было разрушено 1710 городов и посёлков, более 70 тыс. сёл и деревень. Только в промышленности были выведении из строя основные фонды стоимостью в 42 млрд. руб. Общий экономический ущерб, нанесённый нашему государству, составил 2,6 трлн. руб.

Заголовком успеха, достигнутого в восстановлении народного хозяйства страны, была мудрая политика Коммунистической партии – инициатора, вдохновителя и руководителя всех важнейших государственный мероприятий; великая дружба советских народов, их интернационализм и взаимопомощь.

Итогом самоотверженного труда рабочих, колхозного крестьянства и интеллигенции всех союзных республик было восстановление городов и сёл, заводов и колхозов – всего народного хозяйства нашей страны.

С завершением Великой Отечественной войны страна вернулась к мирному созидательному труду. Перед государством, всем советским народом стояли главные задачи восстановительного периода - закрепить победу, в кратчайший срок восстановить народное хозяйство, добиться мощного подъема экономики и культуры, обеспечить благосостояние и достойный жизненный уровень советских людей. Эти задачи должен был решить четвертый пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 годы.

Война, расколов мир на два враждующих лагеря, великой победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над классовыми. Обстановка в мире и сам климат международных отношений изменились. Временно межгосударственные отношения между всеми ведущими державами (Германия и Япония надолго выбыли их числа) приобрели партнерский, казалось, даже дружественный характер. Надежды на мирное, гармоничное развитие внушало и создание Организации Объединенных Наций. СССР впервые стал не только полноправным членом мирового сообщества, но и одним из его признанных лидеров. Для десятков и сотен миллионов людей впервые за многие годы исчез образ внешнего врага. Колоссальный вклад в победу Советского Союза вызвал всплеск симпатий на Западе, заставил забыть о раскулачивании и "большом терроре". Благодаря самоотверженной борьбе с фашизмом и роспуску Коминтерна (в 11943 г.) резко возрос авторитет компартий на Западе (с 1939 по 1946 г. их численность возросла в 2,9 раза). Они перестали рассматриваться в качестве подрывных организаций Кремля, а в некоторых странах были близки к приход)/ к власти.

Итоги второй мировой войны открывали возможность демократического обновления мира, крушения деспотических режимов, широкого межгосударственного диалога. Но тогдашние политические лидеры ведущих мировых держав не сумели использовать этот исторический шанс. С исчезновением общего врага лагерь победителей стал раскалываться, постепенно отношения между бывшими союзниками – странами антигитлеровской коалиции, стали эволюционировать от сотрудничества к конфронтации. Борьба с фашизмом сменилась глобальным противостоянием социалистической и капиталистической систем, Востока и Запада, что явилось главной особенностью и устойчивой тенденцией послевоенного мирового развития. Раскол мира, начавшийся в 1917 г., продолжал углубляться, приобретая новый, биполярный характер с наличием двух центров силы - СССР и США.

Одним из первых проявлений «холодной войны» стала предвыборная (в Верховный Совет СССР) речь И.В. Сталина (февраль 1946 г.), в которой говорилось о неизбежности империалистических войн и нарастании мощи Красной Армии, в агрессивной политике обвинялся Запад. Вскоре после окончания Второй мировой войны в США был составлен меморандум об отборе 20-ти наиболее важных целей на территории СССР для их (возможной) атомной бомбардировки.

Одной из наиболее трудных задач послевоенной пятилетки было восстановление и дальнейшее развитие сельского хозяйства. Она осложнялась тем, что в 1946 году страну поразила жесточайшая засуха, охватившая Украину, Молдавию, правобережные районы Нижнего Поволжья, Северный Кавказ, центральные черноземные области.

Тоталитарно-бюрократическая система в конце 40-х - начале 50-х гг., более укрепилась и окончательно оформилась. По мере угасания энтузиазма, характерного для некоторых городских слоев в 30-е гг., все более проступали черты бюрократического режима с едва ли не абсолютным контролем партийно-государственного аппарата, лично Сталина над телами, душами и помыслами граждан. Культ Сталина достиг своего апогея. Сталин окончательно превратился в живое божество, требующее всеобщего поклонения. Политическая атмосфера последних лет жизни Сталина не позволяла ставить вопросы о вступлении страны на путь реформ.

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, его внутренняя и внешняя политика. XX съезд КПСС. Либерализация общественно-политической системы. Противоречивый характер личности Н.С. Хрущеваи его политического курса.

Период "междуцарствия" долгие годы освещался историографией как бы вскользь и сводился исключительно к кадровым перестановкам. Однако именно весной-летом 1953 г. борьба за власть наверху отличалась наибольшей жесткостью и была тесным образом увязана с определением стратегии развития страны. Все члены политического руководства понимали необходимость преобразований. Но каждый по-своему определял приоритеты и глубину неизбежных перемен. В целом же, направления предстоящих изменений были обусловлены "болевыми точками" общественного развития. Центральное значение имело реформирование репрессивной системы и карательных органов, выведение из тупика аграрной сферы, корректировка внешнеполитического курса.

XX съезд КПСС

Созыв съезда был вызван необходимостью подвести итоги произошедших после смерти Сталина изменений в жизни страны и определить новый курс.

Отчетный доклад ЦК, представленный съезду Н. С. Хрущевым, подтвердил изменение политического курса, разрыв со сталинскими традициями, осуществленный в течение трех предыдущих лет как в области международных отношений, так и во внутренней политике, социальной и экономической.

Хрущев подчеркнул важность международной разрядки, заявив, что столкновение блоков не является исторической неизбежностью и что мирное сосуществование должно стать генеральной линией внешней политики СССР. По его мнению, благодаря новому, благоприятному для социализма соотношению сил в мире завоевание власти в “буржуазных странах” могло отныне происходить конституционным путем.

Перейдя в экономике, докладчик изложил основные направления шестого пятилетнего плана. Особое внимание план уделял сельскому хозяйству, положение в котором оставалось сложным, производству предметов потребления опережающими темпами по сравнению со средствами производства, а также жилищному строительству.

В идейно-политическом плане доклад Н. С. Хрущева был достаточно осторожным. Первый секретарь ЦК КПСС ограничился кратким упоминанием преступлений, совершенных “кликой Берии”, и несколькими критическими замечаниями в адрес В.М. Молотова, Г.М. Маленкова и И.В. Сталина. Восстановить и упорядочить ленинский принцип коллективного руководства - таков был политический лейтмотив большинства выступлений на съезде.

24 февраля Н.А. Булганин в качестве главы правительства представил экономический доклад, а затем Н. С. Хрущев сообщил советским делегатам, что вечером, после официального закрытия съезда, они должны явиться на закрытое заседание, куда иностранные участники не будут допущены.

Хрущёвская либерализация в общественной и экономической жизни не завершилась. Одна из причин - старый тип политического мышления у Н. Хрущёва и его сподвижников. Они были твёрдо убеждены в преимуществах социалистической системы и таких её основ, как монопольное положение государственной собственности в экономике и компартии в политике. Поэтому даже робкие, непоследовательные меры по реформированию государственного социализма вызывали тревогу. Против реформ активно выступал партийный аппарат, чья власть заколебалась с введением системы ротаций партийных кадров. К ним присоединился центральный государственный аппарат, влияние которого заметно ослабло с упразднением отраслевых министерств. Но самое главное заключалось в том, что реформы конца 50-х - начала 60-х гг. проводились в условиях отсутствия фактической демократии в обществе и развития процессов демократизации.

Первое десятилетие после смерти Сталина ознаменовалось значительными переменами в духовной жизни. Эти годы оцениваются как начало <оттепели> (по образному выражению И. Эренбурга), наступившей после долгой сталинской зимы. Начался процесс расконсервации общества - Советский Союз становился все более открытым для мира, учащались культурные международные контакты. В 1957г. в Москве был проведен Международный фестиваль молодежи и студентов.

В сентябре 1953 г. Хрущёв был избран 1-м секретарём ЦК.

Н.С. Хрущев – неординарная личность, вошедшая в историю, как самый противоречивый политик-реформатор.

В период хрущёвской “оттепели” была предпринята серьёзная попытка модернизации тоталитарной системы. Восстановили справедливость по отношению к миллионам невинно репрессированных людей. Н.С. Хрущёв задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

Эта либерализация нашла свое отражение в расцвете литературы и искусств. Известный советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской зимы. Люди тогда словно проснулись от зимней спячки, открыли глаза, расправили плечи. И зазвучали стихи, песни, в которых мучительные размышления о прошлом и светлые мечты о будущем. В развитии культуры в конце 50-х – 60-х гг. проявлялись противоречивые тенденции. Общий подход к культурной среде отличался прежним стремлением поставить ее на службу административно-командной идеологии. Но сам процесс обновления не мог не вызвать оживления культурной жизни.

Однако использование старого политического и экономического механизмов в ходе преобразований предопределило их неудачу. Курс Хрущёва характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. После неудач противоречивой, преобразовательной деятельности Н.С. Хрущёва в обществе возник синдром усталости, стремления к устойчивым формам социальной и личной жизни. Общественное хозяйство не достигло уровня развитого социализма, потому, что все реформы 50-60-х гг. носили противоречивый характер. Экономическая ситуация в целом была не благоприятна, снижались темпы экономического роста, нарушалось единство подходов к решению научно-технических проблем, начались закупки зерна за границей, отчуждение трудящихся от средств производства и результатов труда не было преодолено. После роста цен на продукты, закупки зерна в США и введения карточной системы, Хрущёв был обречён.

В октябре 1964 года Пленум ЦК освободил Хрущёва от занимаемой должности. Решающую роль в смещении Н.С. Хрущёва сыграла партийно-государственная бюрократия.

Встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции

Лидеры стран антигитлеровской коалиции неоднократно встречались за годы Второй мировой войны. Но пиками дипломатического взаимодействия стали встречи в Тегеране, Ялте и Потсдаме, когда были приняты решения, кардинально изменившие ситуацию в войне.
Лидерам СССР, США и Великобритании удалось, наконец, преодолеть взаимное недоверие и договориться. Тем самым были заложены принципы послевоенного устройства.

Тегеранская конференция

Первая конференция состоялась в Тегеране (1943 год). На встрече присутствовали руководитель СССР И. В. Сталин, американский президент Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль. Главной для обсуждения стала проблема открытия второго фронта. Сталин настаивал на скорейшем введении армии союзников на территорию Западной Европы, он открыто спрашивал: «Будут ли США и Англия помогать нам в войне?». И хотя позиция Великобритании состояла в попытке затягивания второго фронта, лидерам удалось договориться. Была назначена конкретная дата высадки американо-английских войск на май – июнь 1944 года.
Кроме того, обсуждались вопросы о судьбе Германии, послевоенном устройстве мира, объявлении Советским Союзом войны фашистской Японии, создании Организации Объединённых Наций.

Ялтинская конференция

На Крымской конференции (февраль 1945 г.), которая проходила в Ялте, главными проблемами стали вопросы устройства Германии и всего мира после войны. Лидеры стран антигитлеровской коалиции приняли решение об основных принципах управления Большим Берлином, о назначении репараций с Германии по возмещению нанесённого ущерба.
Исторической заслугой конференции стало решение о создании - Организации Объединенных Наций (ООН) - международного учреждения с целью сохранения мира.
Принятая Декларация об освобожденной Европе, провозглашала, что все вопросы развития в Европе после войны СССР, США и Великобритания должны решать согласованно.
СССР подтвердил обещание о начале войны с Японией не позднее трёх месяцев после победы над Германией.

Потсдамская конференция

Берлинская (Потсдамская) конференция в июле – августе 1945 г. показала серьезные расхождения в позициях стран победительниц. Если первые встречи проходили в достаточно дружественной атмосфере сотрудничества, то конференция в Берлине отразила негативное отношение к СССР, прежде всего со стороны премьер-министра У.Черчилля, и впоследствии сменившего его на посту К.Эттли, а также нового президента США Г.Трумэна.
Центральное место в обсуждении занял германский вопрос. Германия сохранялась, как единое государство, но принимались меры по ее демилитаризации и ликвидации фашистского режима (так называемой денацификации). Для осуществления этих задач в Германию вводились войска стран-победительниц без ограничения срока их пребывания. Решился вопрос о репарациях с Германии в пользу СССР как наиболее пострадавшей страны. Были установлены новые границы в Европе. Довоенные границы СССР восстанавливались, а территория Польши расширялась за счет германских земель.

В целом, встречи лидеров стран антигитлеровской коалиции в Тегеране, Ялте и Берлине вошли в историю как крупнейшие международные события. Принятые на конференциях решения помогли в мобилизации сил для разгрома фашизма в Германии и милитаристской Японии. Решения данных конференций определили дальнейшее демократическое устройство мира после войны.