Заочное отпевание в церкви. Смерть, отпевание… Вопросы священнику о смерти

Чинопоследование для проводов покойного в иной мир называется отпеванием. Это народное название, которое закрепилось, потому что основную часть церемонии составляет пение. Однако правильно говорить «последование мертвенное».

Церемония отпевания проходит в том случае, если покойный был православным христианином. Даже если при жизни он нерегулярно посещал храм, мало молился и причащался, он, будучи крещеным, имеет право на отпевание. Родные должны позаботиться, чтобы человек ушел в мир иной согласно религиозным традициям. Отпевание происходит единожды, перед погребением.

Место проведения погребения

Отпевание происходит в доме Божьем – в храме. Известны случаи, например, в военное время, когда отпевали на месте захоронений. В современных условиях нет никаких препятствий осуществить этот важный ритуал по всем правилам Церкви. Не надо думать, что с отпеванием простятся все грехи и даруется вход в рай. Эта церемония помогает душе преодолеть болезненное расставание с телом и земной жизнью.

В течение трех дней, пока гроб остается открытым, читается псалтирь.

Часто людей вводит в замешательство отсчет времени по суткам со дня смерти. Здесь необходимо помнить, что если человек скончался до двенадцати часов ночи, то отсчет ведется с этого дня, а не со следующего. Например, смерть наступила в 23:50 в субботу, значит, день похорон – понедельник.

В гробу тело накрыто специальным покрывалом с различными церковными изображениями и религиозными символами, в руках должен быть крест, на лбу венчик, который символизирует победу человека в земной жизни над соблазном и искушением.

После отпевания родные могут поцеловать крест в руках и коснуться венчика. Бывают отдельные случаи, когда отпевают покойного в закрытом гробу, тогда надо поцеловать крест на крышке гроба.

Свечи при отпевании: смысл и значение

Церковная свеча – это символ горения перед Господом, Девой Марией и всеми святыми. При отпевании свечи зажигают, дабы освятить путь усопшего, показать его любовь к Господу. Огонь свечи символизирует победу добра над злом, сил света над силами тьмы. После церемонии все свечи надо оставить гореть в храме или на могилке.

Кого нельзя отпевать?

Церковь не отпевает:

  • людей, которые исповедуют другую веру;
  • мертворожденных младенцев;
  • некрещеных людей;
  • самоубийц.

Люди, которые пожертвовали своей жизнью ради спасения других, могут отпеваться в церкви. Самоубийц разрешено отпевать только в том случае, если священнику будет предоставлен документ, указывающий на невменяемость, психические отклонения усопшего.

В какие дни нельзя отпевать?

Отпевать покойного можно в любой день за исключением двух, на которые приходятся Рождество Христово и Пасха.

Разрешено ли заочное отпевание?

В некоторых случаях заочное отпевание бывает необходимо, так как нет возможности провести обряд по правилам. Например, если человек погиб вдали от родины, в боевых действиях, в результате катастрофы. Но сегодня все больше и больше людей желают провести отпевание дома, приглашая священника. Мотивируют они это тем, что мало времени или нет возможности.

Однако процедура отпевания – это ритуал, который необходимо проводить в храме. Конечно, покойный уже не может высказать свое мнение, но дабы не потревожить его память и не обидеть, надо придерживаться установленных правил.

При отпевании гроб вносят в храм и ставят ногами к алтарю. Крышку гроба можно оставить во дворе или в притворе, так как во время отпевания его оставляют открытым. Разрешается в храм внести живые цветы. Все присутствующие молятся об усопшем и держат в руках свечи. Стоять надо к алтарю лицом, а не спиной. На столике стоит поминальная кутья со свечой. В былые времена гроб находился в храме на протяжении трех дней. Сегодня многие увозят покойного на кладбище сразу из морга. Возникает вопрос: можно ли отпевать в морге? Церковь к этому относится отрицательно. Отпевать в морге или крематории можно только в случае, если при этих заведениях есть часовня или больничный храм, относящиеся к Православной Церкви. Не экспериментируйте и не рискуйте. Помните, что храм – это дом Божий.

Читайте также:

Отпевание и погребение усопших.

Святая Церковь с самых первых времен своего существования обращает особое внимание на погребение умерших в православной вере. Церковь смотрит на тело, как на освященный благодатью таинства храм души; на настоящую жизнь, как на время приготовления к жизни будущей; и на смерть, как на сон, по пробуждении от которого настанет жизнь вечная.

Приготовление умершего к погребению.


Тело умершего омывается водою , так как оно должно предстать перед Богом в чистоте и непорочности. По омовении тело усопшего облачается в новые чистые одежды, этим символизируется вера в будущее обновление тела после воскресения.

На умершего мирянина, кроме обычных одежд, возлагается саван - белый покров, напоминающий о белой одежде крещения. Затем омытое и облаченное тело полагается во гроб, предварительно тело и гроб окропляются святой водой. Во гробе умерший полагается лицом вверх, устремленным к небу, с глазами закрытыми и с устами сомкнутыми по подобию спящего и умолкшего, с руками, сложенными на груди крестообразно, во свидетельство веры в распятого Иисуса Христа. Чело умершего украшается венчиком , в напоминание о том венце, которого желал апостол Павел и который соблюдается всеми, возлюбившими явление Христа, за совершение подвига и соблюдение веры. Все тело покрывается священным покровом , во свидетельство веры церкви, что умерший находится под покровом Христовым. В руки умершего полагают икону (или крест), в знак веры во Христа. Эту икону после отпевания забирают себе родственники умершего на молитвенную память об усопшем. При гробе возжигаются свечи , которые употребляются, кроме того, каждый раз при совершении молитвы по усопшем и при погребении. Светильник в данном случае напоминает о переходе умершего от темного жития земного к свету истинному.

Чтение псалтири по усопшим.


В православной Христовой Церкви существует благочестивый обычай чтения псалтири над телом умершего непрерывно до его погребения и в память его после погребения. Чтение псалмов по умершем есть одно из тех благочестивых установлений Христовой Церкви, которая заботится о своих чадах от рождения до смерти и не оставляет их после смерти.

Псалмы должны быть читаемы «со умилением и сокрушением сердечным, разумно, со вниманием, а не борзясь, якоже и умом разумевати глаголемая». Поэтому следует быть осмотрительным в выборе лиц, которым желают поручить священное чтение . Конечно, принимать на себя это чтение может всякий, кто способен к этому и знает это дело; но во всяком случае лучше всего приглашать к исполнению этого священного обряда над умершим тех лиц, которые поставлены на это служение Церковью.

Панихиды и заупокойные литии.


До погребения и после него об усопших служатся панихиды и литии . Под панихидою разумеется церковная служба, по своему составу, представляющая из себя сокращение чина погребения. Первая панихида поется в доме умершего, пока он не погребен.

Заупокойная лития (усиленное всенародное моление) - положено совершать перед выносом усопшего из дома в церковь, а также служится, пока еще усопший лежит в доме.

Погребение.


Под погребением подразумевается и отпевание, и предание тела усопшего земле. Как только человек умер, необходимо об этом оповещать священника. Виновный в погребении христианина без христианского обряда, если это не представляло особого затруднения,подлежит наказанию (раньше за это арестовывали на срок до трех месяцев). Вообще погребение не должно быть без отпевания, за исключением некоторых случаев: прежде отпевания необходимо медицинское освидетельствование с установлением причины смерти, если человек покончил жизнь самоубийством, а так же если человек убит на разбое (разбойник).

Место отпевания.

Отпевание может совершаться только в храме. Вносить в церковь тела усопших позволяется только для отпевания и не следует держать их более суток в церкви, и то по крайней необходимости. Отпевание усопших в домах и особенно при близком расстоянии от церкви и кладбища - строго запрещается , так как отпевание должно совершаться только в храме, за исключением случаев смерти от особо заразных болезней. Усопших, после отпевания их, необходимо сразу же погребать. Священники обязаны провожать тело умерших из домов их до могилы. При провожании умершего, священник должен идти впереди гроба. На протяжении всей церемонии погребения должен петься стих «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсметрный, помилуй нас».

Поминовение усопших.


Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной. В Церкви христианской этот обычай также древен, как древне и самое основание, по которому совершается поминовение усопших. Церковное поминовение совершается только о тех, которые удостаиваются погребения по обрядам Православной Церкви. Панихиды по самоубийцам не совершаются. Над не крещеными младенцами поминовение не совершается.

Для поминовения новопреставленных Церковь назначает первые сорок дней со дня смерти , находя в этом числе, по указанию Священного Писания, достаточный срок для очищения от грехов и умилостивления Бога. Из этих сорока дней особенно посвящаются молитве за усопших дни - третий, в воспоминание воскресшего в этот день Спасителя, девятый - по благочестивому желанию Церкви, чтобы дух усопшего был причислен к девяти чинам ангельским, и сороковой - по ветхозаветному примеру оплакивания Моисея израильтянами в продолжении сорока дней и по сближению этого дня с днем вознесения Господня. Поминовению усопшего посвящается годовой день смерти, рождения и именин, так как по учению церкви умерший жив и бессмертен по духу и некогда совершенно обновится, когда Господь воздвигнет его тело.

Нужна ли усопшему водка?

На кладбище, а также на поминках категорически запрещается распивать спиртные напитки. Причиной этому служит то, что новопреставленному усопшему очень сильно нужна наша молитвенная помощь , так как он предстает пред лицом самого Бога, нашего творца. Необходимо, чтобы мы молили Бога милостиво судить усопшего за его грехи. Только после смерти человек осознает, свои жизненные ошибки, видит свои грехи, видит каким он пришел к Богу и каким он должен был придти к Нему и поэтому человек испытывает сильные муки совести.

Вино же является символом радости. Конечно, переход человека в жизнь вечную с одной стороны должен восприниматься нами как радость, так как человек встретился со своим Творцом и будет пребывать с Ним в раю вечно, но если человек жил не по заповедям, грешил, вел безнравственный образ жизни, каковы шансы у такого человека попасть в рай, а если он попадет в ад, что тогда? Как в таком случае мы можем веселиться? Когда на кладбище или на поминках человек начинает употреблять спиртные напитки, то человеку уже явно не до молитвы, у него уже разгоряченная кровь, человек перестает себя контролировать и вместо молитвы за усопшего, чтобы Господь помиловал его, человек начинает говорить бранные слова, и совершать безнравственные поступки, чем отягощает встречу усопшего с Богом.

О земле.

Следует упомянуть еще об одном моменте при погребении усопшего. Если отпевание совершалось в храме заочно, без тела усопшего, то по традиции родственникам усопшего дается земля, которую родственники при погребении бросают в могилу. Что это за земля? Это обычная горсть земли, которую должен бросать священник в могилу, но так как отпевание совершено заочно и священник не присутствует на похоронах в момент погребения, то от его лица один из ближайших родственников (мужчина), должен высыпать эту земельку в могилу, причем он должен высыпать ее первым. Когда люди бросают свою горсть земли в могилу, нужно произносить следующие слова: «Земля еси и в землю отъидеши». Эта земля не имеет никаких мистических и т.п. свойств, это обычная горсть земли. Ее также можно заносить домой, в этом нет ничего страшного. Если же отпевание совершается очное, над телом усопшего, то земля не нужна, как правило священник провожает покойника на кладбище, где в последний раз над телом усопшего служится заупокойная лития, а также при погребении священник сам бросает свою горсть земли в могилу.

Заочное отпевание

Если нет возможности совершить отпевание умершего в церкви, то можно осуществить заочное отпевание. Родственники заказывают отпевание в ближайшей церкви. После чина отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля (или песок) с панихидного стола. Умершему в правую руку вкладывается разрешительная молитва, на лоб полагается бумажный венчик, а после прощания с ним на кладбище тело его, закрытое с ног до головы простыней, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое, - чтобы получился крест) посыпается песком.

Поминовение усопших. Дни особого поминовения

Из глубокой древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в особо важные дни, ближайшие к его кончине, - панихиды (богослужения по усопшим). Это 3-й, 9-й, 40-й дни по кончине (считая от первого дня смерти включительно).
Православная Церковь считает, что благодаря ее молитвам умершие грешники могут получить облегчение или освобождение от загробных мучений. Согласно христианскому верованию, Церковь установила ряд молений о "упокоении" умерших и о даровании им "милости Божией и царства небесного". Напутствие в загробную жизнь молитвами Церкви возможно как ежедневное поминовение умершего, годичное, даже вечное. Обычно сразу же после смерти заказывается сорокоуст. Основной смысл такого поминовения в том, чтобы усопший был помянут при совершении 40 литургий. Сорокоуст - это 40 литургий. Поэтому, если поминовение началось не в самый день кончины, или если оно совершалось не непрерывно, то оно продолжается и после 40 дня. Сам же 40-й день обычно отмечается в свое время.
Панихида и домашняя молитва за усопшего, милостыня и пожертвование на церковь - все полезно для умерших. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии. Многие, утверждает Церковь, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение.
Чтобы заказать поминовение во время Божественной литургии, нужно придти в церковь до начала службы и заказать обедню об упокоении (назвать полное имя умершего) . После службы взять просфору и дома съесть ее на голодный желудок в память об усопшем.
Поминовение усопших в третий день после смерти совершается потому, что скончавшийся крещен был во имя Отца и Сына и Святого духа, Бога единого в Троих. Кроме богословского поминовения усопшего в третий день, оно имеет еще значение таинственное, касающееся загробного состояния души. Когда св. Макарий Александрийский просил ангела, сопровождавшего его а пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то ангел ответил ему: "Когда в третий день бывает в церкви поминовение (за душу усопшего), тогда душа умершего получает от стерегущего ангела облегчение в скорби, которую чувствует от разлучения с телом, получает потому, что славословие и приношение в церкви Божией за нее совершено, от чего в ней рождается благая надежда, ибо в продолжение двух дней позволяется душе вместе с находящимися при ней ангелами ходить по земле, где хочет. Посему душа, любящая тело, скитается иногда около дома, в котором положено тело, и таким образом проводит два дня, как птица, ища себе гнезда. Добродетельная же душа ходит по тем местам, в которых имела обыкновение творить правду. В третий же день Тот, кто Сам воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись христианской душе на небеса, для поклонения Богу всяческих".
По свидетельству Макария Александрийского, в течение первых двух дней после смерти душа еще пребывает на земле и в сопровождении ангелов посещает привычные ей места. И только на третий день она возносится на небеса для поклонения Богу. В этот день, который называется третинами, поминают усопшего, молятся за его душу (служат панихиду) и предают его земле. В этот же день душе предстоит пройти так называемые "мытарства" - падшие духи ("мытари") пытаются перехватить восходящую к Богу душу, уличая ее в совершенных (и несовершенных) грехах. А грехов у каждого немало - пустословие, ложь, клевета, чревоугодие, лень, воровство, жадность, зависть, высокомерие, злоба, убийство, блуд, прелюбодеяние, жестокость... Во время осознания своих грехов, падений и уклонений - своеобразного суда над собой - душе очень важно не отдаться в отчаянии падшим духам - наставникам всякого зла на Земле. Поэтому ей так нужны защитники не только небесные, но и земные - люди, которые любят почившего, помнят его добрые дела. Молитвы родственников и близких с просьбой о прощении грехов умершего помогают душе легче пройти эти испытания в "поднебесной стране" - в жилище злых духов, бесов.
Искренним покаянием соделанные грехи уничтожаются и уже нигде не упоминаются.
После такого тяжелого восхождения следует поклонение Богу. По Его указанию следующие шесть дней душа умиротворяется рассматриванием "райских обителей", забывая на время скорби своего земного существования. На девятый день после разлучения с телом она вновь предстает перед Богом. И оставшиеся на Земле благодаря своим молитвам вновь выступают в рол и "адвокатов". После второго поклонения Богу душе на протяжении 30 земных дней показывают ад со всеми его муками. И наконец в сороковой день душа в третий раз предстает перед Богом, и праведный Судья определяет по делам ее земным дальнейшее местопребывание. Таким образом, сороковой день, или "СОРОЧИНА", - это день частного суда, на котором определяется участь души в загробной жизни. Другими словами, в этот день усопшие завершают свой жизненный путь и получают воздаяние - свой загробный жребий. И в этот день им очень важна помощь Церкви и родственников.
Церковь не молится за человека, покончившего жизнь самоубийством. Если же самоубийца до своей смерти находился под наблюдением врача и совершил этот поступок в невменяемом состоянии, нужно принести документ, свидетельствующий о его болезни.
Молиться за самоубийцу разрешено только матери, дома. Милостыню же за такового можно подавать, но не называя имени умершего самоубийцы.
Дома молиться можно и за крещенных и за некрещеных, но в церкви - только за крещенных.
Издавна идет обычай называть покойников - своих и чужих, старых и малых - родителями. А в некоторые дни - особенно субботы - совершается вселенское поминовение умерших. Эти дни получили название родительских суббот.
Православной Церковью установлено поминать умерших родных и близких в каждую субботу недели.
Днями сугубого (особого) поминовения усопших являются 5 Вселенских суббот: 1) Мясопустная родительская суббота (суббота за 2 недели до Великого Поста). В этот день Св. Церковь молится за всех православных христиан, умерших неестественной смертью: во время войны, землетрясений, наводнений и т. д. 2) Троицкая вселенская родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы, на 49-й день после Пасхи). 3) Родительские 2, 3, 4-я субботы Великого Поста. Вместо ежедневного поминовения умерших во время Божественной литургии, какого не бывает во время Великого Поста, Св. Церковь совершает усиленное поминовение в эти три субботы.
Частные родительские дни
1) Вторник Фоминой недели (Радоница) - второй вторник после Пасхи. 2) 11 сентября, в день Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи (полагается строгий пост), совершается поминовение воинов, павших за отечество на поле брани. Установлено по указу Екатерины II, во время войны с турками. 3) Димитриевская родительская суббота (совершается за неделю до 8 ноября - дня великомученика Димитрия Солунского). Установлена великим князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле.
В эти дни закажите о своих близких, родных обедни или проскомидию (греч. - приношение). Это листок с заголовком "Об упокоении", в котором перечисляются имена умерших (крещенных и не покончивших жизнь самоубийством).
В эти дни посетите могилы, придите в церковь, помолитесь во время панихиды об их упокоении. Будет хорошо, если все это вы исполните вместе со своими детьми. Достаньте альбом с фотографиями, вспомните вместе с детьми бабушку и дедушку, других родных. Научите своих детей хотя бы в краткой молитве обращаться к Богу.
"Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и даруй им Царствие Небесное".

Поминки. Поминальный стол

После погребения и в дни поминовений обязательно устраивался поминальный стол. Обычай поминать умерших за трапезой известен очень давно. Еще у древних иудеев было обыкновение "в утешение об умершем... преломлять для них хлеб".
В России поминки вдень похорон являются слабым отголоском поминальной тризны. Тризна бывала многодневной и представляла собой сложный комплекс коллективных символических действий, включающих пирование, поминки, поминания, песнопения и семейный совет по различным вопросам наследства или помощи семье умершего.
Поминовение по усопшим родственникам у русских справляли, как правило, на 3, 9, 20, 40 дни, в годовщину и праздники. Отмечая поминки, крестьяне верили, что в 9, 20, 40 дни после смерти душа прилетает домой, поэтому надо ее ублаготворить. Крестьяне считали, что поминовение облегчает страдание умершей душе.
На обед приглашались все, кто участвовал в похоронах. Как правило, народу собиралось много, поэтому обед устраивали в 2-3 приема. Поминальный обед начинался с молитвы. Вначале угощали служителей церкви, обмывальников и копальщиков, родных и близких. Стол накрывался до моленья. Считалось, что покойный невидимо присутствует на поминках; для него на время поминального обеда оставляли место за столом, клали ложку (иногда под скатерть), ломоть хлеба и обычно стопку водки, если умирал мужчина. Бывало, оставляли на ночь на столе соль и хлеб и меняли его на свежий в течение сорока дней.
Непременными кушаниями обеда после похорон бывали кутья, мед и овсяный (клюквенный) кисель, в некоторых районах - рыбный пирог, блины.
Общеизвестно, что кутья составляет обязательную принадлежность похоронного обряда и поминок. Кутья, как правило, варилась из цельных, нераздробленных зерен - чаще всего пшеницы. (В городах ее заменил рис). Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. К кутье обычно примешивались ягоды (черемуха, в городах - изюм). Можно предположить, что кутья знаменует собой постоянство возрождения жизни, невзирая на смерть. Ведь кутью употребляли и на свадьбах, крестинах, родинах.
Готовили кутью обычно сладкой, с медом или патокой. Говорили "чем слаще кутья, тем жальче покойника".
Кутью следовало взять ложкой три раза.
Помимо ржаного, овсяного или клюквенного киселя, обязательной на столе была чаша с медом, разведенным в воде или браге. Полагали, что ими "торили дорогу покойнику".
Где-то полагались блины, где-то - рыбный пирог. Но, как правило, блины подавались на 9 и 40 день, а в день похорон (обычно это 3-й день после смерти) блины на стол не ставились.
В некоторых местностях подавали еще муковню - заваренную кипятком муку с молоком или кулеш - кашу с салом.
На западе Псковщины, кроме кутьи, еще делали камы:
сваренные в воде "колобочки" из тертой картошки с мукой, салом и луком и поливку - бульон с мясом, заправленный ржаной мукой и луком. Камы готовили и в Смоленской области. На западе обязательным блюдом были клецки.
Поминальный стол состоял из 7-8 блюд. Еда готовилась в зависимости от того, на какой день приходились похороны (постный или скоромный). На скоромный день подавали жаркое из телятины, холодец, каши на молоке, яичницу. На постный день подавали похлебку из сухих грибов с постным маслом, соленые грибы, каши из проса, кисели. Сладкие пироги, шаньги готовили в любой день.
Не в обычае было подавать на поминки картофель и чай. Ели ложками (ножами и вилками за поминальным столом не пользовались очень долго), а пирог разламывали руками.
Сегодня принято считать, что на поминках в день похорон всегда много пили. Неправда это. Много водки, пива, вина и еды выставляли на поминках сорокового дня, годовщинах, специальных родительских субботах, 9-й и 20-й дни отмечали скромно, в узком семейном кругу. Варили кутью из риса или пшеницы с медом, патокою или сахаром, пекли пироги и затем разносили пироги и кутью по всей деревне или соседям, предлагая каждой семье помянуть умершего. Обязательно посещали кладбище и подавали нищим милостыню. Постепенно обычай поминать усопших на 20-й день забылся вовсе.
Если поминки (3, 9, 40 дни, годовщина) приходятся на время Великого Поста, то в 1-ю, 4-ю и 7-ю неделю Поста на поминки никого не приглашают. За столом должны присутствовать лишь самые-самые близкие. Если поминальные дни приходятся на будни других недель Великого Поста, то они переносятся на ближайшие субботу и воскресенье. Это называется встречным поминовением.
Умерших поминают той едой, какая положена в день поминок: в среду, пятницу, в дни родительских постов - постной, в мясоед - скоромной.
Поминальная кутья
1. 1 стакан риса, 2 стакана воды или молока, 1/2 стакана изюма, 2 ст. ложки сахара, соль по вкусу.
Рис промойте, сварите рассыпчатую кашу на воде или молоке с сахаром, добавив в середине варки промытый изюм. Уложите на блюдо горкой.
2. 200 г риса, 100 г кишмиша, 100 г мелкого сахара, 50 г грецких орехов, 100 г мармелада.
Рис промойте и отварите в воде до мягкости, вместе с кишмишом, обдайте холодной водой, дайте стечь воде. Затем переложите на блюдо, облейте сахаром, разваренным в горячей воде, смешайте с грецкими орехами и уберите мармеладом.
3. Кутья (крещенская) готовится так же, как предыдущая, но из пшеницы вместо риса и меда вместо сахара. Овсяный кисель с медом 2 стакана истолченной овсяной крупы, 4 стакана воды, 2 чайн. ложки сахара, 1/2 чайн. ложки соли, мед и масло по вкусу.
Овсяную крупу истолките в ступке, залейте теплой водой и оставьте в теплом месте на 1-1,5 суток. Затем размешайте, процедите и отожмите. В полученную жидкость добавьте сахар, соль и варите, помешивая, пока не загустеет. Если нужен кисель более жидкий, то его можно разбавить 1 стаканом горячей воды или молока. Горячий кисель разлейте в формы и охладите. Подавайте с маслом и медом. Этот кисель можно варить из овсяных хлопьев " Геркулес".
Несколько советов: при варке киселя разведенный водой крахмал вливайте сразу, а не частями, и быстро размешивайте. Лейте крахмал ближе к стенкам кастрюли, а не в середину.
Лимонная кислота улучшит не только вкус киселя, но и его окраску.
Если в горячий кисель добавить ванилин, немного цедры лимона, апельсина или гвоздику, корицу, он будет ароматнее.

Современный похоронно-поминальный обряд с учетом былых традиций

Похоронно-поминальные обряды и связанные с ними обычаи занимают особое место в обрядности жизненного цикла и сегодня. Многие обряды забылись, ушли в прошлое. Современный похоронный ритуал значительно проще и короче даже того, что был у наших прабабушек и прадедушек.
Траурный митинг, духовой оркестр, надгробие вместо креста - атрибуты советского времени. В городах и крупных селах подготовку к похоронам взяли на себя специальные ритуальные службы, и родственникам чаще всего остается лишь прибыть в крематорий или сопровождать покойника на кладбище. Но какие-то обычаи, суеверия живы до сих пор, связывая нас с нашими предками.
Для того чтобы дать возможность проститься с умершим всем желающим, в квартире освобождают комнату, в которой устанавливают гроб. Для людей пожилого возраста его обивают красной тканью с черной каймой, для ребенка - розовой тканью, для молодых людей - белой тканью с черной каймой.
Венки и цветы размещают вокруг гроба и вдоль стены. Из цветов для этого случая лучше всего покупать хризантемы, нарциссы, синеголовники, гвоздики, тюльпаны. Букет принято составлять из четного количества цветов.
Также сохранился обычай завешивать плотной темной тканью зеркала в доме.
За 15-20 минут до выноса гроба с покойником остаются только самые родные и близкие.
Сначала выносят венки, затем - портрет умершего, перевязанный траурной лентой, потом выносят крышку гроба - узкой частью вперед - и гроб.
Выносят покойного, как и раньше, вперед ногами. Гроб несут мужчины, но не близкие родственники. За гробом первыми идут родные и близкие.
Перед тем как закрыть гроб крышкой, лицо покрывают, убирают из гроба живые цветы.
С незапамятных времен существует обычай бросать в могилу горсть земли, в первую очередь он обязателен для родственников.
По древней традиции, пока в доме лежит покойник - пол мести не принято. После выноса гроба женщины моют пол в доме (квартире).
До настоящего времени стойко сохраняется обычай подавать на похоронах милостыню в знак памяти умершего.
Потеряв близкого человека, положено оповестить об этом всех, кого вы желали бы видеть на похоронах. На подобное оповещение принято отвечать выражением соболезнования.
Похороны - это прежде всего сугубо семейное событие, и если усопший ранее высказывал какие-либо пожелания по поводу своих похорон, то их следует непременно исполнить. Близкие сообщают коллегам покойного по работе о том, будут ли организованы похороны с участием широкого круга людей или же - только родных.
Не думайте, что с родственниками покойного нельзя говорить об усопшем или они не желают этого. Близкие порой испытывают острую необходимость говорить с кем-нибудь, пытаясь разобраться в своем душевном состоянии, - это помогает им преодолевать постигший их удар.
Венок от сотрудников по работе возлагают после родных и близких.
Если церемония похорон носит официальный характер, близкие покойного находятся слева от него (если смотреть со стороны изголовья), а официальные представители - справа.
Во время возложения венков можно прочесть текст надписи на траурной ленте. Если не произносятся прощальные речи, то после того, как венок установлен, следует задержаться перед могилой на несколько секунд, почтив память покойного молчанием, поклониться его родным и затем удалиться.
На похороны принято одеваться в черное, и, хотя в последнее время не все строго придерживаются этого правила, одежда вызывающего фасона или яркой расцветки совершенно неуместна.
Смерть делает мелкими и смешными недомолвки и конфликты, поэтому на кладбище приходят даже в том случае, если отношения с умершим были не безоблачны.
Выражая свои соболезнования, не забывайте, что многословие даже в утешении будет лишним, что громкие разговоры и шумные движения вблизи гроба недопустимы.
Жива до настоящего времени и традиция устраивать сразу после похорон, а также на 9-й, 40-й дни и в годовщину смерти поминальный обед. Все чаще такие обеды заказываются в ресторане или столовой, отчего теряется главный смысл поминального обряда - последний раз собраться вместе в доме умершего, где он как бы незримо присутствует, где все пока еще остается таким же, как при его жизни.
После окончания церемонии похорон кто-то из близких покойного приглашает присутствующих на поминки. Сложность обычно состоит в том, что заранее трудно предусмотреть, сколько человек придет провожать умершего в последний путь. А пригласить на поминки надо всех, кто пришел на похороны. Здесь помощникам, готовящим поминальный стол, порою приходится непросто.
Надо заметить, что тактичные люди, если они не были в достаточно близких отношениях с покойным, отказываются от участия в поминках. Кроме прочего, при большом стечении народа разрушается атмосфера грусти и скорби, столь необходимая на поминках, когда близкие и друзья вспоминают о покойном, отдавая ему последнюю дань уважения, стараются поддержать семью усопшего. Вместо этого возникает излишняя суета и нервозность, при которой уже не остается места для по-настоящему прочувствованных слов, глубоких, серьезных размышлений о жизни и смерти, о доброте.
Хорошо, если кто-то из близких друзей умершего тактично направляет всю поминальную церемонию, ведь родные покойного настолько убиты горем и измучены, что вряд ли в состоянии сделать это.
Сервировка поминального обеда должна быть строгой, сдержанной. Скатерть - чисто белая. Предпочтительно белые цветы - астры, гладиолусы, хризантемы, каллы. Нужно обозначить место, где любил сидеть покойный, поставить здесь его прибор, рюмку водки на тарелочке. На это место никто из присутствующих не садится.
Поминальная кутья, мед, кисель, блины - по-прежнему обязательная часть поминального стола.
Поминальный обед не должен быть обильным: минимум холодных закусок и что-нибудь из вторых горячих блюд. Десерт очень легкий, торт здесь неуместен. Некстати и шампанское.
Обстановка поминок должна быть сдержанной. Не следует произносить длинных тостов, вспоминать анекдоты, которые любил умерший.
За поминальным столом не засиживаются допоздна, особенно те, кто не является своим человеком в доме покойного.
Новый закон Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" впервые устанавливает государственные гарантии бесплатного погребения умерших.
Отныне погребение умершего будет осуществляться с учетом его волеизъявления и пожеланий, высказанных при жизни. Это значит, что любой гражданин России при жизни имеет право не давать согласия на проведение патолого-анатомического вскрытия, а также высказать пожелания о месте захоронения и по каким обычаям проводить обряд.
Закон также определяет минимальный перечень бесплатных услуг по погребению, предоставляемых государством.
Надежда Павлович
Когда стихии запредельной
Тебя касается крыло,
Прижми покрепче крест нательный,
Чтоб было на сердце светло!
Прислушайся к далеким зовам!
Ребенка так не кличет мать!
И - оглянись! А ты готова
На зовы эти отвечать?
Я об одном молю: в сознаньи
Позволь мне встретить смерть мою.
Чтоб вздох последний покаянья
Был первым вздохом в том краю.
А. К. Толстой (1817-1875)
В УТЕШЕНИЕ ПЛАЧУЩИМ ОБ УМЕРШИХ
Какая сладость в жизни сей
Земной печали не причастна?
Чьи ожиданья не напрасны?
И где счастливый меж людей?
Все то превратно, все ничтожно,
Что мы с трудом приобрели.
Какая слава на земли
Стоит, тверда и непреложна?
Все - пепел, призрак, тень и дым,
Исчезнет все, как вихорь пыльный;
И перед смертью мы стоим
И безоружны, и бессильны:
Рука могучая слаба,
Ничтожны все князей веленья...
Прими усопшего раба,
Как грозный витязь, смерть нашла
Меня; как хищник, низложила;
Свой зев разинула могила
И все житейское взяла.
Спасайтесь, сродники и чада! -
Из гроба к вам взываю я, -
Спасайтесь, братья и друзья,
Да не узрите пламень ада!
Вся жизнь есть царство суеты,
И, дуновенье смерти чуя,
Мы увядаем, как цветы,
Почто же мы мятемся всуе?
Чертоги наши суть гроба,
Утехи наши -разрушенье...
Прими усопшего раба,
Господь, в блаженные селенья!
Средь груды тлеющих костей
Кто царь? кто раб? судья иль воин?
Кто Царства Божия достоин?
И кто - отверженный злодей?
О, братья! где сребро и злато?
Где сонмы многие рабов?
Среди неведомых гробов
Кто есть убогий, кто богатый?
Все - пепел, дым, и пыль, и прах,
Все - призрак, тень и привиденье...
Лишь у Тебя на Небесах,
Господь, и пристань, и спасенье!
Исчезнет все, что было плоть,
Величье наше будет тленье...
Прими усопшего, Господь,
В Твои блаженные селенья!
И Ты, Заступница скорбящим!
К Тебе о брате, здесь лежащем,
К Тебе, Святая, вопием:
Моли Божественного Сына,
Его Пречистая, моли,
Дабы усопший на земли
Оставил здесь свои кручины!
Все - пепел, прах, и дым, и тень...
О, други, призраку не верьте!
Когда дохнет в нежданный день
Дыханье тлительное смерти,
Мы все поляжем, как хлеба,
Серпом подрезанные в нивах...
Прими усопшего раба,
Господь, в селениях счастливых!
Иду в незнаемый я путь,
Иду меж страха и надежды,
Мой взор угас, остыла грудь,
Не внемлет слух, сомкнуты вежды.
Лежу безгласен, недвижим,
Не слышу братского рыданья,
И от кадила синий дым
Не мне струит благоуханье.
Но, вечным сном пока я сплю,
Моя любовь не умирает,
И ею, братья, вас молю,
Да каждый к Господу взывает:
Господь, в тот день, когда труба
Вострубит мира представленье, -
Прими усопшего раба
В Твои блаженные селенья!

К. Бальмонт (1880-1934)
НАДГРОБНЫЕ ЦВЕТЫ
Среди могил - неясный шепот,
Неясный шепот ветерка.
Печальный вздох, тоскливый ропот,
Тоскливый ропот ивняка.
Среди могил блуждают тени
Усопших дедов и отцов,
И на церковные ступени
Восходят тени мертвецов.
И в дверь церковную стучатся,
Они стучатся до зари,
Пока вдали не загорятся
На небе бледном янтари.
Тогда, поняв, что жизнь минутна,
Что безуспешна их борьба,
Рыдая горестно и смутно,
Они идут в свои гроба.
Вот почему под утро блещут
Цветы над темною плитой:
В них слезы горькие трепещут
О жизни - жизни прожитой.

Арсений Тарковский (1907-1989)
Жизнь меня к похоронам
Приучила понемногу.
Соблюдаем, слава богу,
Очередность по годам.
Но ровесница моя,
Спутница моя былая,
Отошла, не соблюдая
Зыбких правил бытия.
Несколько никчемных роз
Я принес на отпеванье,
Ложное воспоминанье
Вместе с розами принес.
Будто мы невесть куда
Едем с нею на трамвае,
И нисходит дождевая
Радуга на провода.
И при желтых фонарях
В семицветном оперенье
Слезы счастья на мгновенье
Загорятся на глазах.
И щека еще влажна,
И рука еще прохладна,
И она еще так жадно
В жизнь и счастье влюблена.
В морге млечный свет лежит
На серебряном глазете,*
И за эту смерть в ответе
Совесть плачет и дрожит,
Тщетно силясь хоть чуть-чуть
Сдвинуть маску восковую
И огласку роковую
Жгучей солью захлестнуть.

* Парча с цветной шелковой основой и вытканными на ней золотыми и серебряными узорами.

Арсений Тарковский
Соберемся понемногу,
Поцелуем мертвый лоб,
Вместе выйдем на дорогу,
Понесем сосновый гроб.
Есть обычай: вдоль заборов
И затворов на пути
Без кадил, молитв и хоров
Гроб по улицам нести.
Я креста тебе не ставлю,
Древних песен не пою,
Не прославлю, не ославлю
Душу бедную твою.
Для чего мне теплить свечи,
Петь у гроба твоего?
Ты не слышишь нашейречи
И не помнишь ничего.
Только слышишь - легче дыма
И безмолвней трав земных
В холоде земли родимой
Тяжесть нежных век своих.

Делать добро спеши (Благотворительность в России)

Просящему у тебя дай, а от хотящего занять у тебя не отвращайся.
(Мф., 5, 42)
Благотворительность, по определению В. Даля, - свойство, качество благотворящего - человека, готового делать добро, помогать бедным и хворым. Поскольку потребность делать добро всегда была присуща людям, то и традиция благотворительности восходит к самым далеким временам. Первым русским благотворителем, известным по летописям, был Владимир Красное Солнышко, креститель Руси. Всякий мог зайти в его палаты и получить там стол и кров, а для тех, кто не в состоянии был добрести до княжьего двора, слуги на телегах развозили пищу.
Традицию милосердных дел продолжили и последующие правители. О деяниях царского "нищелюбия" можно судить по уцелевшим расходным записям о выдаче разных сумм на раздачу заключенным и нищим. Так, 19 октября 1664 г. Царь Алексей Михайлович изволил отослать своему духовнику на милостынную раздачу 300 рублей - весьма значительную по тому времени сумму. Есть и наказ его раздать "по двуденежному хлебу на милостыню по приказам, в тюрьмы, тюремным сидельцам, в богадельни нищим да по улицам нищим особо 1000 человекам".
Важное место занимала благотворительность и в быту цариц. Помимо милостыни, щедро раздаваемой во время богомольных выходов и дней, оказывалась помощь многочисленным бедным людям, преимущественно женщинам, которые пользовались всегдашним милосердием царицы и подпвали ей через дьяка челобитные. В них вдовы и сироты рассказывали о своем бедственном положении: кто шел по сиротству в монастырь и просил "на постриганье", кто просто извещал, что круглая сирота и "вступиться в бедность мою некому", кто просил выкупить с правежу (долгу), кто писал: "Сговорил я дочеришку замуж, а выдать мне на срок после Крещенья, в первое воскресенье, а выдать мне нечем", или: "Детишки мои часовники повыучили, а псалтырь купить нечем, прикажи на псалтырь дати, чем тебе, государыня, Бог известит".
Челобитная зачитывалась самой царице и выдавалось жалованье: большею частью назначалась гривна, полтина была жалованьем средним, иногда давался алтын один, два и больше. В особо уважительных случаях жаловались рубли.
Иногда до цариц доходили и челобитные из тюрем от заключенных. Вот какое послание было обращено к Евдокии Стрешневой, бабке Петра I: "Бьют челом сироты ваши государские, бедные заключенные из темницы, из Розряду, из казенки, Литвы, Татаровя, Немцы и всякие людишки 27 человек. Помираем, государыня великая, бедные заключенные с голоду; ни милости царской, ни милости нам, бедным, николи не идет. Смилуйся, государыня, для своего многолетнего здоровья и своих благородных христолюбивых чад, вели нас, государыня, заключенных, напоить и накормить".
Простые смертные также уделяли много времени богоугодным делам. Каждый зажиточный, а тем более богатый дом собирал у себя нищих, странных, убогих, калек, юродивых, старцев и стариц. По свидетельству современников, в доме знаменитого русского государственного деятеля А. Адашева (умер в 1561 г.) жили десять прокаженных, которых он тайно кормил и обмывал своими руками.
Еще во времена древней Руси органами общественного призрения служили монастыри, при которых, как и при приходских церквах, устраивались богадельни и избы, куда без разбора принимались все обездоленные, убогие и хворые, а также профессиональные нищие, образовавшие особый класс "церковных и богадельных людей". На необходимость упорядочения этих дел указывал еще Стоглавый собор, но энергично и сурово взялся, как водится, Петр I, который, преследуя нищенство, предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни, а магистратам устраивать для заключения профессиональных нищих-мужчин смирительные дома, а для нищих-женщин- прядильные.
На ступень выше подняла дело общественного призрения Екатерина II. Положив в 1763 г. начало воспитательным домам, она позднее ввела в состав губернских установлений особые приказы общественного призрения.
Особенно развилась благотворительность в России после появления манифеста об отмене крепостного права (1861 г.). К концу реформенного года насчитывалось 8 благотворительных обществ, а к началу XX столетия их количество увеличилось настолько, что официальные органы могли только констатировать, что таких обществ - "очень много".
Красноречива одна лишь такая цифра: в 1894 г. на содержание благотворительных и других богоугодных заведений, включая и больницы, в 50 губерниях европейской части России (без Царства Польского) городами истрачено 11,6% всех расходов.
Мирские пожертвования складывались из двух статей - призрение и лечение сирых и убогих и различные пожертвования.
Благотворительность была частью как морали общества, так и повседневной жизни каждого человека. Разумеется, самые крупные пожертвования исходили от купцов, дворян и императорской фамилии, но это не означало, что в стороне оставались другие, небогатые слои населения. Например, по обычаю, относили в церковь старые вещи, которые затем раздавались нуждающимся.
Особое место занимали благотворители купцы и промышленники, о восхождении которых на пьедестал русской благотворительной жизни Ф. И. Шаляпин писал: "Российский мужичок, вырвавшись из деревни смолоду, начинает сколачивать свое благополучие будущего купца или промышленника в Москве. Он торгует сбитнем на Хитровом рынке, продает пирожки... Неказиста жизнь для него. Он сам зачастую ночует с бродягами на том же Хитровом рынке... А потом, поди, он - уже 1-й гильдии купец. Подождите: его старший сынок везет в Москву Матисса. А мы, просвещенные, смотрим со скверно разинутыми ртами на всех непонятных еще нам Матиссов, Мане и Ренуаров и гнусаво-критически говорим: "Самодур". Самодуры тем временем потихоньку накопили чудесные сокровища искусства, создали галереи, первоклассные театры, настроили больниц и приютов...".
Имена меценатов - грандиозного Саввы Морозова и основателя Художественного театра К. С. Станиславского, купца А. Бахрушина, основателя первого в России театрального музея, издателя А. Суворина и многих других - незабываемы. Так случилось, что в основном известны именно московские купцы и предприниматели, но и в Петербурге были свои благотворители. Например, купцы братья Елисеевы создали первые в России курсы для обучения коммерции, бесплатную женскую рукодельную школу (Средний пр., 20) и т.д.
Конечно, история, как водится, запоминает крупные дела, но разве не удивительно, что в 1896 г. среднестатистический русский крестьянин подал обездоленным 4 рубля милостыни - тогдашняя цена четырех пудов хлеба.
Подавать в России было принято всем просящим Христа ради. Рассчитывать на щедрое подаяние мог любой вставший в воскресный или праздничный день у церкви. Даже детей перед выходом в храм снабжали россыпью мелкой монеты.
Обязательные пожертвования в пользу бедных сопровождали крупные православные праздники. Среди них особо следует выделить Рождество Христово. В святочные ночи по домам ходили ряженые за подаяниями, отказывать было не принято, и хозяева домов предусмотрительно запасались мелкими деньгами, разной снедью да ношеными вещами. Устраивались и столы для бедного люда.
Благотворительность была столь свойственна пореформенному времени, что порою даже становилась мишенью острот. Так, распространенная в конце XIX в. практика благотворительных балов и аукционов нашла такой отклик в "Московских ведомостях":
Для братьев сирых и убогих
Я вовсе выбился из сил.
Я танцевал для хромоногих,
Я для голодных ел и пил.
Но душа народа и в пословицах всегда к доброте тянулась.
Оденем нагих, обуем босых; накормим алчных, напоим жаждых, проводим мертвых - заслужим небесное царство.
Кто сирых напитает, тот бога знает.
Одной рукой собирай, другою раздавай!
Дающего рука не оскудеет.
Не тем богат, что есть, а тем богат, чем рад (т. е. чем поделишься).
Тороватому бог подает, а у скупого черт отбирает.
Благое дело набирает силу. Возрождаются былые традиции. Словно из небытия, появляются общества, фонды, организации благотворительности и милосердия. Принят закон о благотворительной деятельности в России.
Помните, друзья: доброму Бог помогает. Спешите творить добро!
Благотворительность священна!
Душа миров, творений мать!
Тобою движется вселенна:
Твоя всесильна благодать...
А. Писарев.

Когда душа человека уходит в иной мир, близким, даже, если они являются членами Церкви, тяжело пережить утрату. В такие моменты хочется сделать что-то для усопшего, помочь ему пройти трудный путь мытарств и встретиться с Господом. Можно ли это сделать, если человек уже мертв?

В Евангелии от Луки мы встречаем слова утешения: “Бог не есть Бог мертвых, но живых. Ибо у Него все живы”.

Бог сотворил нас для райского блаженства и бессмертия, но человек отверг бесценный дар Господа. Грехопадение, которое совершили Адам и Ева обрекло все человечество на тление и смерть. Святой Апостол Павел говорил о том, что вместе со грехом смерть вошла в мир. Человек поражен смертью, как болезнью. Но Господь милостив. Чтобы спасти человечество, Он послал в мир Сына Своего Единородного – Господа нашего Иисуса Христа. Претерпев страдания и смерть за грехи человечества, Спаситель заключил новый союз человека с Богом, открывающий нам путь на Небо через символ победы над смертью – Крест Господень.

У нас есть надежда на вечную жизнь с Богом, а смерть для православных – лишь начало нового пути. “Для меня жизнь – Христос, а смерть – приобретение”, – говорил Апостол Павел.

Отпевание в церкви, виды отпевания

Существует шесть видов отпевания:

  1. младенцев - для христиан не достигших 7-летнего возраста;
  2. мирских человек;
  3. монашеское - для монахов (в том числе иеромонахов);
  4. иерейское - для лиц в иерейском сане, а также епископов;
  5. архиерейское - по завещанию таковых (св. синод от 13.12.1963);
  6. в первую седмицу Пасхи.

Суть отпевания

Чинопоследование христианского обряда погребения умерших неразрывно связано с мыслью о грядущей встрече со Христом. Тело человека – храм его души, а земная жизнь – лишь дверь в будущую жизнь, вечную жизнь. Умершего человека называют “усопшим”, потому что во время второго Пришествия Христа души людей вновь соединятся с их телами. Тело человека укрывают саваном в знак исполнения обета чистоты и непорочности жизни, которые человек дал Господу во время Таинства Крещения. Тело усопшего укрывают саваном, в знак того, что он жил под покровом Церкви.

В правую руку покойного вкладывают крест – символ вечной жизни, на грудь полагают икону Спасителя, а на лоб – бумажный венчик с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Креститель. Венчик – предзнаменование Небесного Венца, который полагается всем, кто был верен Богу.

Молясь об упокоении усопшего, близкие читают над гробом Псалтырь. Когда тело переносят в храм, над умершим совершают чин отпевания. В храме гроб с телом стоит посреди церкви ногами к алтарю. По четырем сторонам гроба зажигают свечи.

На могиле христианина у ног покойного ставится Крест. Родственники и близкие умершего поминают его за совместной трапезой.

На какой день после смерти совершается отпевание

Погребение человека проводится на третий день после кончины. Отпевание по православному обычаю также совершается на третий день с момента смерти.

Первым днем считается сам день кончины (то есть, если человек преставился в среду, то хоронить его принято в пятницу).

По особому чину совершается отпевание в дни Светлой Пасхальной седмицы: вместо печальных заупокойных молитвословий поются радостные торжественные песнопения Святой Пасхи.

В день Светлого Христова Воскресения и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают, перенося его на следующий день.

Как проводят отпевание

Чин отпевания состоит из песнопений, в которых отображается земной путь человека. За преступление заповеди Господа, человек изгоняется из рая, возвращается в землю, из которой был взят. Тем не менее, человек остается образом и подобием Творца, поэтому Церковь молит простить человеку его грехи и принять в Царствие Небесное. Святая Церковь молится за усопших, даруя им надежду на посмертное прощение грехов.

Чтобы совершить отпевание нужно:

  • знать волю самого покойного (часто люди на смертном одре просят, чтобы их душу отпел определенный священник в конкретном храме или просят не отпевать их, в таком случае вопрос свободы воли человека выходит на первый план. Церковь не отпевает тех, кто сам этого не хотел);
  • убедиться, что покойный был крещен;
  • получить свидетельство о смерти в органах ЗАГС;
  • подготовить все документы о покойном;
  • предоставить в храме все документы, договориться о дате, времени и месте совершения отпевания;
  • все нужное для отпевание обычно можно приобрести заранее в церковной лавке.

Можно ли отпевать в морге

Если при морге есть часовня, принадлежащая к Русской Православной Церкви, то отпевать человека можно в ней. К сожалению, нередко случается, что при морге человека отпевает священник, не имеющий канонического статуса. Перед отпеванием лучше уточнить принадлежит ли часовня при морге к той или иной епархии Церкви.

Отпевание обычно проходит по определенному канону.

  • После прочтения Начальных молитв, погребение мирянина начинается псалмом 90-м: «Живы́й в по́мощи ́, в кро́ве Бо́га небе́снаго водвори́тся…».
  • После него читается или поется полностью 17 кафизма: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…» с припевами. Псалом 118 разделён на три статьи (части), к каждому стиху первой статьи припев: «Аллилуиа», к каждому стиху второй статьи припев: «Помилуй раба Твоего (или рабу Твою)», к каждому стиху третьей статьи припев: «Аллилуиа», между статьями священник произносит заупокойную ектенью («Поми́луй нас. Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й…»). При пении Непорочен, присутствующие на отпевании стоят с зажжёнными свечами.
  • После 17 кафизмы (118 псалма), поются тропари пятого гласа: «Благослове́н еси́, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м…»
  • После тропарей пятого гласа священник произносит заупокойную ектенью.
  • После чего поется седален за упокой.
  • Затем читается 50-й псалом.
  • По прочтении 50 псалма поется заупокойный канон 6 гласа; после каждого ирмоса по четыре тропаря, припев к первому тропарю: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев», ко второму тропарю: Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего (или душу усопшия рабы Твоея или раб Твоих), к третьему тропарю: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», к четвёртому «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». После третьей песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется седален:

и поется богородичен седальна.

После шестой песни канона священник произносит заупокойную ектенью и поется заупокойный кондак:

и заупокойный икос:

  • После канона священник произносит заупокойную ектенью.
  • Затем поются восемь заупокойных стихир Иоанна Дамаскина. Каждая из стихир поется на свой глас Осмогласника, начиная с первого и кончая восьмым гласом.
  • После заупокойных стихир следуют Блаженны.
  • Прокимен: «Блаже́н путь, во́ньже и́деши днесь, душе́, яко угото́вася тебе́ ме́сто упокое́ния.» Стих: «К Тебе́, Го́споди, воззову́, Бо́же мой, да не премолчи́ши от мене́».
  • Читается Апостол, 270 зачало (1Фес. 4:13–17).
  • Также читается соответствующее место из Евангелия от Иоанна, зачало 16 (Ин. 5:24–30).
  • После чтения Евангелия произносится ектения об упокоении: «Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молим Тебя об этом, услышь и помилуй…».
  • После чего начинается прощание с усопшим. Поются стихиры второго гласа, подобен «Егда́ от дре́ва»:

Во время пения стихир родственники и друзья дают последнее целование умершему - подходят по очереди к гробу и целуют «венчик», лежащий на лбу умершего и икону в его руках, перед тем как гроб с покойником будет закрыт и предан земле.

  • Затем читается Трисвятое и Отче наш
  • Поются тропари 4 гласа:
  • Произносится ектения об упокоении, после чего священник произносит:

Хор трижды поёт: «Вечная память.» После чего священник читает прощальную молитву.

С пением «Святый Боже…» гроб с телом усопшего выносится из храма. Перед закрытием гроба и положением его в могилу священник предаёт тело умершего земле - посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней». Затем священник читает Молитву разрешительную. Гроб закрывается крышкой, которая прибивается гвоздями или закрывается с помощью иных замков. После этого при пении литии гроб с телом умершего опускается в могилу, ногами к востоку, и во время пения тропарей: «Со ду́хи пра́ведных сконча́вшихся, ду́шу ра́ба Твоего́, Спа́се, упоко́й, сохраня́я ю во блаже́нной жи́зни» могила засыпается землей. На место, под которым находятся ноги покойника устанавливается Крест.

Кого нельзя отпевать

В Русской Православной Церкви не отпевают:

  • некрещеных (если люди сами при жизни не захотели стать членами Церкви за них всегда можно помолиться келейно);
  • иноверцев;
  • богоборцев;
  • отрекшихся от Христа;
  • самоубийц (исключение – лишение себя жизни, во время психического заболевание, но это необходимо доказать и получить разрешение на отпевание у правящего архиерея);
  • до недавнего времени не отпевали и некрещеных младенцев, но недавно был подготовлен специальный чин.

Можно ли отпеть заочно

Отпевать усопших можно и заочно. Заочно отпевание проводится в случаях, когда:

  • Покойного хоронят в спешке, например, в ситуации военных действий, в братской могиле.
  • Когда люди погибли во время ЧС, при крупной катастрофе или крушении.
  • После похорон, если отпевание не совершили в нужное время.
  • При отсутствии в доступе храма Русской Православной Церкви.

Отпевание дает «гарантию попадания» в рай?

Отпевание не гарантирует то, что человек непременно попадет в рай. В вере не может быть никаких гарантий, но это именно то, что можно сделать на земле для человека, который уже ушел в иной мир. И надежда на милость Божию не угасает вместе со смертью человека.

Живые могут и после отпевания продолжать молиться за усопшего. Поминальная трапеза объединяет за столом всех, кто знал и любил человека в совместной молитве. Одно из главных блюд поминального стола – кутья из зерен пшеницы или риса. Подобно зерну человек полагается в землю и истлевает, чтобы родиться вновь для вечной жизни. Мед и сладости в кутье символизируют сладость райского блаженства.

Отличие отпевания от «обыкновенной» молитвы за усопшего

Молитва об усопших несет ту же миссию, что и отпевание, но в случае с отпеванием за душу человека молится вся Церковь, подавая людям надежду на посмертное прощение грехов. Особыми днями поминовения становятся третий, девятый и сороковой дни после смерти человека. В третий день, вспоминая воскресение Христа, Церковь просит Господа воскресить человека для вечной жизни. В девятый день Церковь просит о причислении умершего к лику угодников Божьих. В сорокой день совершается молитва о том, чтобы Иисус, вознесшийся на Небо, вознес в Царствие Небесное. По желанию родственников человека могут поминать в молитве сорок дней после его смерти. Такое поминовение называют сорокоустом.

Смерть – не конец человека, а лишь переход его души в жизнь вечную. При всеобщем воскресении мертвые оживут от звуков трубы архангела.

Отпевание

Отпеванием называется молитвенное чинопоследование, учрежденное Церковью для напутствия и проводов людей в другой мир. Отпевание - это народное название, которое было дано этому чинопоследованию потому, что более половины молитв в нем поется. Правильное название отпевания - «последование мертвенное». Проведение этого чинопоследования свидетельствует о том, что умерший принадлежал православной общине, и теперь люди собрались для того, чтобы проводить его в последний земной путь. Если умерший был членом Православной Церкви, если он занимался своей духовной жизнью, если он исповедовался и причащался (хотя бы иногда), если он, хотя бы минимально, участвовал в жизни общины - Церковь может его напутствовать.

Является ли отпевание «пропуском в рай»?

Это просто безобразное, дикое, оскорбительное, практически магическое восприятие отпевания. Люди, которые так воспринимают это чинопоследование, вообще не понимают того, что происходит. Как мы уже говорили, во время отпевания все присутствующие должны соборно молиться о том, чтобы душа прошла те испытания, с которыми она неминуемо сталкивается после смерти. Покинув тело, душа начинает страдать от своих же собственных несовершенств и страстей. Именно поэтому Церковь призывает верующих бороться со страстями, изменять себя в лучшую сторону. Молитвы, произносимые во время отпевания, очень помогают душе, утешают ее. Но ни в коем случае нельзя думать, что с помощью отпевания мы можем определять состояние этой души в Вечности, а тем более проводить суд над ней! Это ложное понимание смысла отпевания. Это дерзкое навязывание Богу своих желаний и представлений. Бог принимает во внимание нашу любовь, выраженную в наших молитвах (в т.ч. и в отпевании), милостыне, милосердии. Но вершит Суд именно Он, а не мы. И, самое главное, что надо понять, отпевание - это не автоматическое прощение грехов! Отпевание освобождает усопшего от обременявших его грехов, в которых он покаялся или которые не мог вспомнить на исповеди, после чего душа его примиряется с Богом и ближними, и затем отпускается в загробную жизнь.

Кому может быть отказано в отпевании?

Священник может отказать в отпевании тогда, когда доподлинно знает, что новопреставленный при жизни хулил Бога или попросил в завещании не отпевать его.

Можно ли отпевать пьяниц, наркоманов и бандитов?

Пьяниц и наркоманов в нынешнее время Церковь считает порочными людьми. А порочных людей отпевать можно.

Можно ли отпевать самоубийц?

Суицидентов Церковь не отпевает. Исключениями являются только те случаи, когда самоубийца был психически нездоров. Тогда Церковь может отпеть усопшего, но прежде его родственникам надо будет получить специальное разрешение в епархиальном управлении.

Как проходит отпевание?

У православных принято хоронить в гробу, который до конца отпевания остается открытым (если для этого нет особых препятствий). Отпевание и погребение принято совершать на третий день. Первым днем считается сам день кончины. То есть, если человек преставился во вторник до полуночи, то хоронить его принято в четверг, а если в субботу, то в понедельник.

Тело усопшего в гробу покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся с Христом в ее святых Таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе. Покров этот украшен надписями с текстами молитв и выдержками из Священного Писания, изображением крестного знамени и ангелов. Близкие просят прощения за невольные обиды, прикладываются к иконе на груди усопшего и к венчику на лбу. В том случае, когда отпевание происходит при закрытом гробе, целуют крест на крышке гроба.

В конце отпевания, по прочтении Апостола и Евангелия, священник читает разрешительную молитву. После чтения разрешительной молитвы происходит прощание с покойным. Родные и близкие усопшего с поклоном обходят гроб с телом.

Что означает венчик на голове покойного?

Бумажный венчик - это символ венца, символическое обозначение того, что усопший ушел в Вечную жизнь как воин, одержавший победу на поле брани. Венчик напоминает нам о том, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми страданиями, искушениями, соблазнами и страстями кончились, и теперь он ожидает за них награду в Царствии Небесном.

В какие дни отпевания не совершаются?

В первый день Пасхи и в праздник Рождества Христова усопших в храм не вносят и отпеваний не совершают.

Что делать родственникам умершего, если они не знают, был ли он отпет?

Само по себе отпевание не определяет судьбу человека в инобытии, и не является пропуском в рай. Так что, если родственники не знают, отпет ли их близкий, пусть искренне молятся и творят за него дела милосердия.

Можно ли отпевать новопреставленного вместе с другими покойными?

Конечно, можно. В первую мировую войну священники отпевали у братской могилы тысячи павших воинов! Разве это было неполноценное чинопоследование? Или, может быть, его надо было разделить по числу отпеваемых? Господь всегда слышит наши молитвы. И, значит, самое важное в отпевании - это настроение и усердие, с которым мы молимся об усопшем.

Что означают свечи, которые держат в руках присутствующие на отпевании люди?

Символы торжества над смертью содержатся не только в одеждах священника. На отпевании люди всегда держат в руках зажженные свечи. Почему? Потому что свет — символ радости, свет также является символом жизни, победы над мраком, свет - это выражение светлой любви к усопшему и теплой молитвы за него. И, конечно, свечи напоминают нам о тех свечах, которые мы держим в пасхальную ночь, свидетельствуя о Воскресении Христовом...

В одной из своих проповедей митрополит Сурожский Антоний сказал о свечах следующее:

«На похоронах православные люди стоят с зажженными свечами. Что это значит? Свет — всегда знак радости, но радость бывает разная. Она бывает ликующая, а бывает радость среди слез. Я говорил, что в смерти мы переживаем разлуку и слишком часто забываем о том, что нас-то постигает разлука, но усопшего постигает встреча: встреча лицом к лицу с Живым Богом. И вот, стоя с зажженными свечами, с сердцем, разрывающимся от горя, с глазами, полными слез, мы все-таки помним, что совершается самое торжественное, самое величественное, что может случиться с человеком: встреча с Живым Богом. И в этом мы ему сопутствуем; мы выражаем его радость, предстоя перед ним и перед Богом с зажженными свечами.

Но эти свечи говорят еще о другом. Свет — это знак жизни, это знак победы над тьмой, над мраком. Когда мы стоим с этими свечами, мы как бы безмолвно говорим Богу: этот человек зажегся в мире, в полумраке земном, как светоч; он нам светил, приносил правду, приносил любовь; его присутствие разогнало сколько-то той тьмы земной, в которой мы так часто не находим своего пути. Он указал нам путь. Мы собраны здесь не только потому, что умер человек, любимый нами, но именно потому, что он жил, и мы о его жизни свидетельствуем этим светом».