§2.Сатанизм и религия. Типичный американский сатанист. Историческое использование термина

Официальная Церковь Сатаны

Сатанизм заработал в мире весьма сомнительную репутацию. Эту религию часто клеймили как катализатор отвратительных преступлений. Несмотря на это, сатанизм существует и продолжает развиваться. В 1990 году было всего лишь 50 000 человек, которые примкнули к сатанизму. Сегодня, по неофициальной статистике, сатанистами являются около 100 000 человек по всему миру. Также сатанизм становится все более социально приемлемым. Например, он сегодня разрешен в Королевском флоте британских вооруженных сил. Приведем 25 фактов о сатанизме, которые приоткрывают завесу тайны над этим течением.

Антон ЛаВей

Официальная Церковь Сатаны была основана в 1966 году Антоном ЛаВеем. Церковь посвящена «принятию истинной природы человека — плотского зверя, живущего в космосе, который равнодушен к нашему существованию». Организация не верит в Бога или Сатану, поэтому ее члены являются по существу атеистами. Они не приносят жертвы и не злоупотребляют любыми другими людьми или группами. Их официальный сайт постоянно подчеркивает, что Церковь Сатаны кардинально отличается от «поклонников дьявола».

2. Пропитание и самооборона

Сатанисты не практикуют жертвоприношения

Вопреки распространенному мнению, не практикуют жертвоприношения. Их правила строго запрещают вредить любому живому существу, за исключением двух случаев: убийство животного для пропитания или убийства кого-либо (животного или человека) в порядке самообороны. Церковь Сатаны не берет на себя ответственность за любой акт насилия, который происходит во время сатанинских ритуалов.

3. 2 февраля

Разногласия с мамой по поводу даты

Тем не менее, в 2011 году восемнадцатилетний мальчик в Лос-Анджелесе задушил свою мать, а затем расчленил ее циркулярной пилой в ходе сатанинского ритуала. Мальчик утверждал, что он был не согласен со своей мамой по поводу определенной даты (2 февраля), которую он нашел в неофициальной сатанинской библии.

4. Бывшие христиане

Мнимые и отступники

Оказалось, что подавляющее большинство сатанистов, которые утверждают, что они раньше были христианами, прежде чем перейти к Сатане, только числились христианами. Другими словами, они никогда не воцерковленны.

5. Энциклопедия «Satanica»

От гностики до культа

Энциклопедия «Satanica» перечисляет шестнадцать различных сатанинских групп. Их идеология очень сильно разнится: от гностической эзотерики до культа Ктулху.

6. Типичный американский сатанист

Большинство сатанистов — подростки

Согласно докладу ФБР от 2001 года типичным американским сатанистом был двадцатипятилетний белый мужчина, который уже являлся сатанистом около восьми лет. Другими словами, большинство сатанистов обычно являются подростками.

7. Сатана говорил через черную ворону

Рикки Кассо

Рикки Кассо был подростком из Нью-Йорка, которые потряс весь мир в середине 80-х годов, когда он заманил своего друга Гари Лауэрса в лес и убил его во имя Сатаны. Он утверждал, что Сатана говорил с ним через черную ворону, но позднее выяснилось, что подросток пристрастился к наркотикам, таких как ЛСД. Он покончил с собой, повесившись в своей тюремной камере.

8. Пакт с дьяволом

Роберт Джонсон

Один из самых известных пактов с дьяволов - случай с блюзовым гитаристом Робертом Джонсоном, который якобы пришел на перекресток, где дьявол настроил ему гитару и научил всем музыкальным навыкам. Джонсон умер спустя несколько лет при невыясненных обстоятельствах.

9. Мертворожденные

Все акушерки — ведьмы

В средние века показатели смертности при родах были ужасно высокими. Женщин, которые принимали роды, зачастую обвиняли в том, что они приносили младенцев в жертву дьяволу.

10. Нет претенциозности, гордыне, глупости

Самым большим грехом является глупость

Сатанизм запрещает претенциозность и чрезмерную гордость, но самым большим грехом является глупость. Именно так - люди, обделенные интеллектом, являются самыми большими грешниками в глазах сатанистов.

11. Четырнадцать жертв

Ричард Рамирес

Ричард Рамирес — один из самых известных сатанистов и серийных убийц в истории. Он терроризировал Лос-Анджелес и Сан-Франциско в середине 80-х годов. Рамирес убил четырнадцать человек, используя различные гротескные и жестокие методы, а когда его наконец арестовали, заявил, что он является «миньоном Сатаны, посланным на Землю, чтобы осуществить зверства во имя дьявола».

12. Инфляция

Души мало — нужны деньги. Больше денег!

Когда-то, чтобы стать членом Церкви Сатаны, нужно было всего $ 2. В настоящее время членский взнос поднялся до $ 200.

13. Сатанинская Библия

Сатанизм Ла-Вея

Антон ЛаВей является основателем Церкви Сатаны и нового религиозного движения, основанного в 1966 году, которое он назвал «Сатанизм Ла-Вея». Среди многих книг, которые он написал, самой известной является «Сатанинская Библия», которая была опубликована в 1969 году.

14. Эпикурейство

Эпикур

«Сатанинская Библия» состоит из четырех книг: «Книга Сатаны», «Книга Люцифера», «Книга Белила» и «Книга Левиафана». «Книга Сатаны» бросает вызов Десяти Заповедям, а также содействует эпикурейству.

15. Школьная программа во Флориде

Читайте, детишки

Еще в середине 2000-х годов Церковь Сатаны предпринимала попытки включить свои книги и другие материалы в программу чтения для школьников во Флориде. Тем не менее, власти посчитали, что эти материалы содержат пропаганду и запретили их в школах.

16. Категорически против черной магии

Сатанисты против черной магии

Официальная позиция Церкви Сатаны категорически выступает против черной магии. Более того, сатанисты выступают против любой разновидности «злой» магии.

17. Малая и Большая Магия

Малая и Большая Магия сатанистов

Сатанисты утверждают, что владеют своими собственными видами магии, которые они разделяют на Малую и Большую Магию, и которые связаны с множеством логических и психологических аспектов. Большая Магия отвечает за контроль, а Малая Магия больше связана с интеллектом и психологией.

18. Известные сатанисты

Мэрилин Мэнсон

Некоторыми из самых «мирных» и хорошо известных сатанистов и последователей Церкви Сатаны являются Сэмми Дэвис, Мэрилин Мэнсон и Джейн Мэнсфилд. Из-за своих связей с Голливудом и музыкальной индустрией, Церковь Сатаны стала более доступной для основной части общества.

19. Могущество природы

Равноденствия, солнечные и лунные затмения, летние и зимние солнцестояние

Сатанисты верят в природу и ее могущество, поэтому они, как правило, отмечают равноденствия, солнечные и лунные затмения, а также летние и зимние солнцестояния. При этом любые традиции или практики, исполняемые во время этих «праздников», не являются общепринятыми, скорее они индивидуальные.

20. Люди ответственны за свою жизнь

Сатана не может контролировать судьбу

Церковь Сатаны заявляет, что только люди ответственны за свою собственную жизнь, и что ни одно божество не может контролировать их судьбу. Это также объясняет, почему Церковь Сатаны всегда привлекала так много атеистов.

21. Beasts of Satan

Звери Сатаны

Beasts of Satan (Звери Сатаны) — группа итальянских единомышленников, которые поклонялись двум вещам в своей жизни: Сатане и блек-металу. В 1998 году они зашли слишком далеко, убив двух своих друзей. На то время это сошло им с рук, поскольку было недостаточно доказательств, но культисты убили других людей в другом месте шесть лет спустя. На этот раз власти арестовали их.

22. Блек-метал

Норвегия. Деревянная церковь

В начале 1990-х годов в Норвегии существовала группа сатанистов и вандалов, большинство из которых были музыкантами в группах блек-метала. С 1992 по 1996 год они сожгли множество деревянных церквей, в том числе национальный памятник одиннадцатого века.

23. Бывший певчий церковного хора — людоед

Николай Оголобяк

В 2008 году группа российских подростков во главе с бывшим певчим церковного хора Николаем Оголобяком убила трех девочек-подростков и мальчика, заманив их в лес. Сатанисты нанесли каждой жертве невероятные 666 резаных ран, после чего частично съели их. Когда их арестовали, подростки утверждали, что Сатана обещал им помочь избежать ответственности и наказания.

24. 100 000 адептов

Рост паствы

В 1990 году в мире существовало 50 000 сатанистов. В настоящее время их число превышает более 100 000. Это означает, что за двадцать пять лет их количество увеличилось в два раза.

25. Мания преследования

С середины 1980-х годов до начала 1990-х годов по всей Северной Америке возникла настоящая мания: люди считали, что сатанинские культы несут ответственность за изнасилования и убийства более чем 60 000 человек (включая детей) за год. Однако, было обнаружено, что статистические данные являются ложными, поскольку цифры были преувеличены людьми, которые обычно лгали или страдали от психических заболеваний.

Особой благодарности удостаивается Sathur — за ценную идею по теме.

I. Основное отличие сатанизма от других мировоззрений

Описывая человека как представителя определенного мировоззрения, люди обычно говорят только о самом мировоззрении, и редко обращают внимание на его личностные качества, которые способствовали формированию такого мировоззрения. Это может быть удовлетворительным для мировоззрений, основанных на массовой идеологии или религии, но совершенно неприемлемо для сатанизма.

Мировоззрение большинства людей есть не столько продукт их собственных размышлений, сколько результат влияния на них тех или иных распространенных в обществе идей. "Идея, овладевшая массами, становится материальной силой" / В.Ленин/ Большинство людей как раз и являются этими массами, которыми овладела идея, или сразу несколько идей, зачастую противоречащих друг другу. Их мировоззрение представляет собой взаимную адаптацию этих идей к их личности и их личности к этим идеям.

Сатанизм — мировоззрение личности, а не масс. Основу своего мировоззрения сатанист формирует сам, и только некоторые детали заимствует из внешней среды. Можно сказать, что каждый сатанист в ходе своего становления как личности изобретает сатанизм заново. Но при этом независимо друг от друга сатанисты приходят к одинаковым идеям, потому что у них есть много общих черт характера. Именно эти общие личностные качества и есть то, что объединяет сатанистов.

Как ни покажется странным большинству людей, но именно по вопросу о природе Сатаны между сатанистами имеется больше всего разногласий. Но это не мешает сатанистам, имеющим разное мнение на этот счет, быть единомышленниками. Ведь независимо от того — каков из себя Сатана: личность он или безличностная сила, в каком виде он существует во Вселенной, — его характер остается близким каждому сатанисту. Разногласия между сатанистами существуют о форме, а не о содержании понятия Сатана .

Сатанист подобен Сатане и стремится еще больше развить в себе сатанинские черты. Но это не сознательное подражание, а просто наиболее естественный для него путь развития. Если бы потенциальный сатанист ничего не знал о Сатане и никогда не слышал этого имени — он все равно развивался бы в таком же направлении. Можно сказать, что в каждом сатанисте живет частица Сатаны.

Поэтому следует говорить о первичности сатаниста как индивида, обладающего определенными характеристиками, по отношению к сатанизму как мировоззрению, наиболее естественному для индивида с такими характеристиками. Сатанизм — это не совокупность идей, а путь развития личностей определенного типа . Идеи сатанизма логически следуют из особенностей этого типа личности и самого процесса развития.

Сатанизм — мировоззрение динамическое, постоянно развивающееся. Конечно, другие мировоззрения тоже иногда развиваются, но это не является их внутренней сутью. Можно сказать, что большинство мировоззрений могут развиваться, а сатанизм не может не развиваться. Поэтому адекватно охарактеризовать сатанизм возможно только в контексте его истории и вероятных перспектив на будущее, а также самого процесса личностного развития.

II. Сатанист как особый тип личности

Когда речь идет о личностных качествах, следует понимать, что они имеют разную природу. Некоторые из них врожденные, иные же формируются только во взрослом или почти взрослом возрасте. К одним чертам характера сатаниста общество может быть безразлично, другие вызывают у людей неприязнь, противоречат общественной морали — и родители пытаются искоренить их у ребенка в процессе воспитания.

Учитывая все это, можно разделить черты характера сатаниста на две группы.
1) качества, которыми сатанист обладает изначально;
2) качества, которые сатанист стремится в себе развить, если они у него отсутствуют или развиты недостаточно.
К первой группе относятся врожденные качества, которые не становятся в детстве объектом воспитания (т.е. общество не способно или не считает критически важным вдолбить ребенку прямо противоположные качества). Ко второй группе следует отнести качества, которые могут быть присущи только взрослому индивиду, а также качества, для выработки в себе которых необходимо избавиться от внушенных в детстве установок. Такая модель следует из присущего сатанисту стремления к развитию, и отражает процесс этого развития.

Теперь уже рассмотрим конкретно: какими качествами обладает и стремится обладать сатанист.

1. Качества, необходимые для сатаниста — так сказать, стартовая площадка Левого пути. Отсутствие хотя бы одного из них указывает, что индивид сатанистом не является.

Постоянное развитие. Сатанист никогда не упускает случая усовершенствовать свои знания и умения в нужных ему областях. (Именно в нужных ему, а не в тех, которые общество считает нужными для любого человека или окружающие люди считают нужными для него.)

Индивидуализм. Мнение других не является для сатаниста основанием для каких-либо действий или изменения собственного мнения, за исключением случаев, когда он сам считает это мнение разумным или когда поступить иначе было бы опасно для его жизни, здоровья или благосостояния. (Под опасностью для благосостояния понимается риск потерять все до копейки, а вовсе не упущенная возможность заработать еще денег, когда их и так достаточно.)

Непокорность. Сатанист стремится избежать зависимости от кого-либо и чего-либо; если же это невозможно, старается свести эту зависимость к минимуму. (Из этого также следует, что сатанист не продаст свою свободу ни за какие материальные или иные выгоды.)

Творческий подход. Везде, где это возможно и целесообразно, сатанист создает собственные идеи и эстетические образцы, а не повторяет уже готовые. (Например, если сатанист занимается искусством — он отражает в нем свою собственную индивидуальность, а не следует канонам стиля, и т.д.)

Оценка качеств, перечисленных ниже, как полезных для себя.

2. Качества, желательные для сатаниста. Сатанист стремится выработать у себя те из этих качеств, которых ему не хватает, и развить уже имеющиеся.

Эгоизм. Сатанист все делает ради собственной пользы. Он может что-то сделать для других, только если это и ему тоже выгодно. (Эгоизм сатаниста — разумный и гибкий; например, сделать для кого-то что-то сейчас ради собственной выгоды в будущем.)

Неподверженность самообману. Сатанист считает что-либо истинным, только имея достаточные основания для этого. Сатанист готов изменить свое мнение, если появляются факты, которые это мнение опровергают. (Сатанист ни во что не верит и ничего не отрицает, он оперирует фактами и логикой.)

Ответственность. Сатанист всегда осознает свою ответственность за каждое совершенное им действие и не пытается переложить эту ответственность на других индивидов или иные внешние обстоятельства. (...а также на собственную слабость, незнание и т.д.)

Главенство разума. Сатанисту свойственно избегать совершения под влиянием эмоций или каких-то обстоятельств поступков, которые он в обычной ситуации не счел бы разумными. В идеале он стремится к тому, чтобы его сознание контролировало не только все его поступки, но и физиологические реакции его тела. Сатанист может сознательно отключать этот контроль на время, если сочтет нужным. (По сути, это логическое следствие принципа ответственности: если уж я несу за что-то ответственность, то это должно полностью зависеть от меня.)

Отход от человеческого. Сатанист стремится преодолеть ограничения, которые на него накладывает его принадлежность к виду Homo Sapiens. (Под этим подразумевается прежде всего отказ от человеческой точки зрения на мир — например, от рассмотрения ситуации на Земле только с позиции человечества; и отказ от того, что общественное мнение считает обязательным свойством человека — например, от общественного образа жизни.)

Объективная самооценка. Сатанист стремится точно знать свои силы, способности, таланты и свои слабости, недостатки, физические ограничения. Сатанист не станет колебаться, если ему нужно сделать то, что он способен сделать; но и не станет браться за дело, которое ему не по силам. (Для сатаниста одинаково нежелательны как беспричинная неуверенность в себе, так и необоснованная самоуверенность.)

Гармоничность. Сатанист стремится к тому, чтобы его взгляды не противоречили его сущности; чтобы между разными частями его мировоззрения не было противоречий; чтобы его образ жизни, действия, вкусы и т.п. не противоречили его взглядам. (Сатанист — цельная личность, самостоятельно формирующая свои взгляды в соответствии со своими личными особенностями, а не заимствующая отдельные понравившиеся моменты у других. Мировоззрение сатаниста — цельная философская система, а не набор идей, выхваченных из разных источников.)

Преодоление себя. Сатанист стремится изжить те особенности своей личности, которые мешают ему развиваться. (Собственное прошлое не должно мешать сатанисту двигаться в будущее.)

Использование людей. Везде, где это возможно и целесообразно, сатанист стремится использовать людей для достижения своих целей, учитывая интересы людей лишь в той мере, в какой это нужно для достижения поставленной сатанистом цели. (Человек для сатаниста не цель, а средство.)

Таким образом, можно сделать вывод, что сатанистами (или, по крайней мере, потенциальными сатанистами) — рождаются. Хотя, вероятно, не все, рожденные сатанистами, находят себя.

Все сказанное выше про сатанистов, в принципе, вполне применимо ко всем идущим по Левому (Темному) пути, вне зависимости от того — как они себя называют. Личные качества, а не мировоззрение — вот что направляет индивида на Левый путь. А его мировоззрение уже формируется на основе его личных качеств.

Сатанист — это тот, кто обладает определенными качествами, а не тот, кто придерживается определенного мнения. Сатанистом невозможно стать в один момент; можно только, уже будучи таковым, осознать этот факт.

III. Формирование сатанистского мировоззрения

Поскольку сатанисты имеют много общих черт характера — они независимо друг от друга приходят к общим идеям, логически вытекающим из этих черт. Эти идеи и составляют основу сатанизма как философии. Рассмотрим их соответствие чертам характера сатаниста.

Постоянное развитие + Преодоление себя . Сатанизм — мировоззрение динамичное и развивающееся. Сатанист создает свою философию, но никогда не скажет, что он закончил ее создание, — это процесс, который длится всю жизнь. По той же причине сатанист не испытывает ни малейшего почтения к прошлому и традициям, и его мировоззрение не может содержать элементов консерватизма. Преодоление себя распространяется не только на сатаниста как личность, но и на сатанизм как философию: превзойти старые идеи, которые были актуальны в прошлом (например — философия Ницше и Штирнера), и выдвинуть новые для будущего. Соответственно, для человечества сатанизм так же утвердает необходимость преодолеть себя, эволюционировать в более развитую форму разумных существ.

Индивидуализм + Эгоизм Сатанизм — это только личное мировоззрение сатаниста. Оно никогда не будет коллективным. По той же причине сатанист понимает, что мировоззрение других сатанистов отличается от его собственного, и не пытается навязать им свое понимание сатанизма. В сатанизме отсутствует идеология, предназначенная для того, чтобы с ней согласились. Если сатанист создает сатанистскую организацию — в ней не может быть единого мировоззрения, обязательного для всех членов (иначе это не сатанистская организация, а организация людей, которых сатанист подчинил себе для достижения своих целей). Сатанизм устанавливает приоритет личного над общественным. Он не содержит категорий вроде "общественного блага" или "общечеловеческих ценностей". Цель существования общества по мнению сатаниста в том, чтобы создавать условия для максимально полной реализации способностей каждого индивида.

Непокорность + Ответственность . Сатанизм не требует подчиниться кому-то или чему-то. Точно так же он не приписывает силам природы или метафизическим сущностям желания поработить человека или друг друга. Свои взаимоотношения с внешним миром сатанист стремится строить на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не доминирования и подчинения. (Хотя, если какие-то люди жаждут кому-нибудь подчиниться — то может этим и воспользоваться...) С другой стороны, сатанист не считает, что человечество или отдельные его институты (например — религиозные) чем-то виноваты или в долгу перед ним лично. Общество таково, каким оно может быть в этой стране в эту эпоху. У общественных структур своя задача, у сатаниста — своя; вступят они между собой в конфликт или нет — во многом зависит от самого сатаниста.

Неподверженность самообману + Объективная самооценка . Всякая вера есть самообман, заключающийся в том, что человек полагает, будто бы он знает что-то, хотя на самом деле он этого не знает. Поэтому в сатанизме не может быть веры во что-либо (только не следует путать принятие гипотез с верой в них). Наоборот, сатанист имеет целью в своем мировоззрении описать мир и свое место в нем максимально объективно, насколько это возможно. Также сатанист не питает иллюзий по поводу превосходства сатанистов и сатанизма над другими путями развития и теми, кто идет по ним. Сатанист не потому является сатанистом, что сатанизм правильнее или "круче", а потому, что он как личность не может быть другим.

Отход от человеческого + Использование людей . Сатанист не рассматривает себя как часть человечества, что находит отражение в его мировоззрении. Сатанизм не рассматривает человека как какую-то особую ценность. Люди для сатаниста — средство для достижения его собственных целей. Соответственно, сатанизм полагает, что и для природы человек также не является особой ценностью, а только лишь одним из объектов ее экспериментов по созданию разнообразных форм жизни, и, возможно, — инструментом для преобразования мира определенным образом. Сатанизм поддерживает увеличение разнообразия форм разума и приветствует любые возможности появления нечеловеческих и сверхчеловеческих разумных существ.

Главенство разума + Гармоничность . Сатанизм полагает, что знания об окружающем мире есть результат наблюдения и анализа, а не откровения или пророчества. Только то, что постигнуто разумом, является знанием. Между разными областями знания не должно быть противоречий, поскольку окружающий мир внутренне не противоречив. В природе нет борьбы враждебных лагерей, а только взаимодействие различно направленных сил, не питающих друг к другу никаких эмоций и совместно выполняющих общую задачу. Конфликты между людьми на основе эмоциональной антипатии или идеологических разногласий являются локальным явлением планеты Земля, и нет никаких оснований для экстраполяции их на всю Вселенную.

Творческий подход. Повторение и комбинирование старых идей и форм не способно привести к появлению чего-то нового. Всякое продвижение вперед есть результат творчества. Природа также постоянно создает новые формы живых и неживых объектов, а не только повторяет то, что уже было раньше.

Все составляющие сатанистского мировоззрения есть продукт творчества сатаниста и поэтому сугубо индивидуальны. Здесь рассмотрены только общие идеи, к которым приходят сатанисты исходя из схожих черт характера. Взгляды разных сатанистов на другие вопросы так или иначе различаются. По этой же причине сатанизм не делится на несколько четко обозначенных направлений, потому что подобное разделение возникает из-за различного толкования единой идеологии, а в сатанизме таковой нет и быть не может. Сатанизм — это философия, созданная сатанистом, а не идеология, предназначенная для восприятия сатанистами.

IV. Значение названия сатанизм

Наилучшим названием для мировоззрения будет такое, которое в одном слове отражает то, что является общим для всех носителей данного мировоззрения. А единственное, что есть у всех сатанистов общего — это их сходство с Сатаной по характеру и устремлениям.

Таким образом, название сатанизм наиболее точно характеризует мировоззрение сатаниста, и использовать для него другое название с иной семантикой было бы самообманом. Хотя бы потому, что не придумано еще другого названия, которое адекватно отражало бы суть сатанистского мировоззрения. Все предлагаемые варианты типа: рационализм, антигуманистический атеизм, неоницшеанство — отражают только часть сатанистского мировоззрения, причем даже не бòльшую и далеко не самую важную часть, поскольку разделяемые сатанистом идеи есть производное от особенностей его личности.

Кроме того, логично задать вопрос: а зачем придумывать для сатанизма какие-то иные, менее точные названия, когда уже имеется вполне подходящее? Если причиной этого не являются подсознательные монотеистические стереотипы по отношению к Сатане, то что еще может не устраивать в названии сатанизм ? Да, у людей неадекватные представления о сатанизме — но совершенно ни к чему говорить о сатанизме с теми, кто ничего в нем не понимает (точно так же вместо "о сатанизме" можно подставить: "о высшей математике", "об археологических памятниках Мохенджо-Даро" и т.д.)

Тем более неубедительно выглядят возражения типа "название сатанизм скомпрометировано перед обществом средствами массовой информации, а вот под другим названием мы могли бы..." и т.д. Средства массовой информации — не какая-то отдельная сила; они — часть общества и отражают общественную точку зрения. Принесение в жертву христианских младенцев и тому подобные не имеющие разумного основания, но страшные с точки зрения общества, действия в разное время приписывались средствами массовой информации не только сатанистам, но и иудеям, масонам, сайентологам и даже большевикам. Так что средствам массовой информации не нужно много времени, чтобы про любую группу личностей придумать все что угодно, — если они почувствуют на то запрос со стороны общества.

Сатанизм — философия, чуждая обществу как таковому. Людям свойственно бояться того, чего они не понимают, и при этом — находить оправдание своему страху, приписывая тому, чего они боятся, качества, которые могли бы стать для такого страха веским основанием. Так, человек не понимает: почему это он боится евреев — и придумывает сказки про жертвоприношения христианских младенцев и всемирную жидомасонскую мафию: чтобы было — чего бояться. И с сатанистами работает тот же сценарий.

Поэтому, даже если бы сатанисты стали называть себя по-другому: например, неоницшеанцами — это ничего бы не изменило. Лет через 5-10 все газеты стали бы писать, что Ницше завещал пить кровь христианских младенцев, чем неоницшеанцы и занимаются:-)

Также не следует забывать об оккультной стороне сатанизма. Любое иное название игнорирует этот аспект, поскольку он непосредственно связан с именем Сатаны. Конечно, в других культурах аналогичные сатанизму мировоззрения называются по-другому, но везде они связаны с мифологическим персонажем, близким Сатане по характеру. Хотя в принципе можно называть свою философию по имени Темных сущностей из других культур, но для этого нужно понимать эту культуру лучше, чем ту, среди которой ты живешь, что бывает довольно редко. А в европейской культуре Темный путь прочно связан с именем Сатаны и других Тёмных героев мифологии (Люцифер, Белиал, Левиафан и т.д.)

Сатанизм — мировоззрение и официально практикуемая Церковью Сатаны религия, положения которой были сформулированы в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, автором «Сатанинской библии» и основателем Церкви Сатаны. Сатанизм как «новый тип религии» (ЛаВей) представляет собой современное движение, насчитывающее несколько тысяч последователей по всему миру.

Сатана в сатанизме воспринимается как позитивный символ мировоззрения — символ свободы, саморазвития и эгоизма (так называемого разумного эгоизма). Согласно ЛаВею, «Сатана — это символ, ничего более. Сатана символизирует нашу любовь ко всему земному и отрицание бледного бесплодного образа Христа на кресте».

История

Современный сатанизм как философия и основанная на ней религия был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем, собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х, когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии (как психодрамы) и гедонистической эгоистической философии ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше, Рагнара Рыжебородого, Николо Макиавелли, Айн Рэнд, Джека Лондона, биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф, граф Калиостро и Григорий Распутин.

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны, а три года спустя, в 1969, публикует «Сатанинскую библию», в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера — члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.

Сатанинские организации

Церковь Сатаны (англ. Church of Satan) — старейшая и наиболее крупная сатанинская организация, численность которой предположительно составляет несколько тысяч человек по всему миру. Точное количество людей, состоящих в данной организации, неизвестно, поскольку она не предоставляет сведений о своём составе и не требует публичного объявления о факте своего членства. Штаб-квартира Церкви Сатаны в данный момент располагается в Нью-Йорке, а пост верховного жреца занимает магистр Питер Гилмор.

В середине 1970-х бывший член Церкви Сатаны, Майкл Аквино, основал Храм Сета — организацию, имеющую идеологию, основанную на собственной интерпретации древнеегипетских мифов, с уклоном в мистицизм. Члены Храма Сета позиционируют себя как «сетианцы», поэтому, строго говоря, его не следует называть организацией, в какой бы то степени практикующей сатанизм.

Старшая дочь Антона ЛаВея, Карла ЛаВей, в 1999 году основала небольшую организацию под названием Первая Сатанинская Церковь (англ. First Satanic Church), идеология которой основывается на философии ЛаВея. Других сколько-нибудь значимых организаций, практикующих сатанизм, на текущий момент не зарегистрировано.

Историческое использование термина

Термин «сатанизм» встречается в литературе, самое раннее, с XVI века, однако в другом значении, что до сих пор способствует возникновению путаницы вокруг его использования. Под этим термином не понималось какое-либо философское учение или течение, ибо он использовался лишь в качестве уничижительного слова для обозначения совершенно различных еретических, с точки зрения католической церкви, учений, а также для обвинения Святой инквизицией людей в колдовстве и любой другой нехристианской деятельности. (Ср. использование термина «враг народа» в СССР). Какие-либо данные о том, что до основанной А. Ш. ЛаВеем в 1966-ом году Церкви Сатаны существовала какая-либо иная, более древняя организация (или культ) сатанистов, объявившая бы о своей философии как сатанизме, отсутствуют.

Первое упоминание термина «сатанизм»

Работа Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви» (1565), в которой рассматривается учение Мартина Лютера, считается старейшим документом, в котором содержится слово «сатанизм»:

Meaning the time when Luther first bringed to Germanie the poisoned cuppe of his heresies, blasphemies, and Satanismes («…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и сатанизмов»).

Следует отметить, что Мартин Лютер никогда не связывал свою философию с Сатаной и не декларировал свой интерес к этой теме. Термин «сатанизм» употребляется Хардингом в качестве уничижительного определения учения, противостоящего каноническому христианству.

«Сатанизм» XIX века

Тема колдовства, ведьм, богохульства и мифической чёрной мессы привлекала к себе внимание некоторых французских писателей XIX века, что послужило материалом для художественной интерпретации «сатанизма» и деятельности «сатанистов». Одним из наиболее известных примеров подобного описания можно считать роман «Там, внизу» Шарля Гюисманса (1891). Подобные произведения не продвигались далее художественного вымысла, в них отсутствует какое-либо чёткое определение «сатанизма» (к последнему авторы относят всё «гетеродоксальное» — то есть богохульное и еретическое), а описанные в них явления следует, вероятно, относить к дьяволопоклонничеству, демонизму и декадентству. «Сатанизм» XIX века скорее миф, чем реальность.

Философия сатанизма

Принципы сатанизма можно обобщить следующим образом:
* потакание инстинктам взамен воздержания;
* полноценное существование взамен духовных мечтаний;
* стремление к познанию взамен самообману;
* воздаяние окружающим за их заслуги вместо любви к неблагодарным;
* отмщение взамен подставления щеки;
* ответственность за свои действия и их последствия;
* цельное рассмотрение человека без отрицания его животной составляющей.

Фундаментальный индивидуализм

Зачастую сатанизм ошибочно называют идеологией, потворствующей жестокости и безответственному поведению, однако подобное противоречит основным принципам сатанинской этики, в том числе принципу ответственности для ответственных. Центральная идея в сатанизме, унаследованная от Ницше, состоит в том, что индивидуум должен своими силами найти для себя цель и смысл жизни и преодолеть конформизм масс. Сатанист рассматривается в виде эквивалента ницшеанскому «сверхчеловеку».

Антон ЛаВей считал, что «сатанистами рождаются, а не становятся», а также что сатанисты «страдают болезнью под названием независимость, которая должна быть так же признана, как и алкоголизм». Сатанизм содержит в себе элемент либертарианства: поощряются социальное разнообразие, раскрытие собственной сексуальности, развитие личности и постановка своих целей в жизни. Благодаря данному акценту на индивидуальности сатанизм считается философией «Пути левой руки».

Сатанизм и Бог

Сатанизм рассматривается в качестве антагониста так называемым «отрицающим жизнь» религиям (то есть религиям, ориентированным в основном на посмертное существование с отказом от земных благ). Сатанисты не верят в иудео-христианскую концепцию Бога, и большинство из них являются атеистами и агностиками. В сатанизме каждый отдельный индивид — сатанист — метафорически признаётся своим собственным богом или богиней. Обычно сатанисты с большим скепсисом относятся к различным «божественным откровениям» других религий.

Lex talionis

Другим важным элементом сатанинского мировоззрения является принцип, известный как «Закон воздаяния» (лат. Lex talionis) (в Библии, к примеру, сформулированный как «око за око, зуб за зуб»), состоящий в том, чтобы «поступать с другими так, как они поступают с тобой». ЛаВей не был согласен с христианским Золотым правилом, требовавшим от человека «поступать с другими так, как он хочет, чтобы люди поступали с ним», считая его психологически вредным. По ЛаВею, любовь, сострадание и симпатия должны уделяться только тем, кто этого достоин, а не растрачиваться на неблагодарных, так как это энергетически более экономно и разумно; «если „поступать с людьми, как хотите, чтобы поступали они с вами“, а те отнесутся к вам плохо, будет против человеческой природы продолжать относиться к ним с уважением. Вы можете поступать с другими, как хотите, чтобы поступали они с вами, однако если ваша доброта останется безответной, к ним нужно будет отнестись с той ненавистью, которой они заслуживают».

Девять основ сатанизма

1. Сатана представляет потворство вместо воздержания!
2. Сатана представляет жизненное бытие вместо духовных иллюзий!
3. Сатана представляет неосквернённую мудрость вместо лицемерного самообмана!
4. Сатана представляет доброту к тем, кто этого заслуживает, вместо любви, потраченной на льстецов!
5. Сатана представляет месть вместо подставления другой щеки!
6. Сатана представляет ответственность ответственному вместо заботы о психических вампирах!
7. Сатана представляет человека всего лишь ещё одним животным, которое иногда лучше, чаще же намного хуже тех, что ходят на четырёх лапах, которое из-за своего «превосходного развития духовности и интеллекта» стало самым порочным животным из всех!
8. Сатана представляет все так называемые грехи, если они несут физическое, умственное или эмоциональное удовлетворение!
9. Сатана был для Церкви самым лучшим другом, потому что все прошедшие годы Он держал её при деле!

Восьмая заповедь означает и то, что сатанизм в отличие от многих консервативных идеологий и религий толерантен (при условии соблюдения принципа ответственности для ответственных) в отношении, к примеру, гомосексуальности, бисексуальности, фетишизма и некоторых других сексуальных практик, долгое время подпадавших под категорию табу в западном мире. Очевидно, данное понимание сатанизма значительно отличается от бытового понимания «культа зла».

Девять сатанинских грехов

Основными «грехами», то есть качествами, которыми сатанисту не рекомендуется обладать, считаются:
1. Глупость (тяжелейший грех в сатанизме).
2. Претенциозность.
3. Солипсизм.
4. Самообман.
5. Стадный конформизм.
6. Отсутствие широты взглядов.
7. Незнание опыта поколений.
8. Контрпродуктивная гордыня.
9. Отсутствие чувства эстетичного.

Спекуляции вокруг сатанизма. Сатанинская паника

Многие СМИ и христианские организации продолжают распространять некорректную информацию относительно сатанизма, представляя его, в основном, в виде «культа зла» с «поклонением дьяволу» и «убийством некрещёных младенцев». Данные о подобных преступлениях зачастую непроверяемы, а следовательно, могут быть ложны или, по крайней мере, сильно искажены. Вандализм кладбищ, ритуальные убийства людей, похищения младенцев и т. п. не являются элементом практики сатанизма и не имеют к нему никакого отношения. Более того, Церковь Сатаны настаивает на легальной активности всех своих членов и незамедлительно лишает членства тех, кто замечен в совершении преступной деятельности.

Псевдосатанизм

Некоторое число молодых людей, увлекающихся тяжёлой рок-музыкой (такими направлениями, как блэк-, дэт-, альтернативный метал и др.), могут говорить о своём интересе к сатанизму. Однако они обычно ограничиваются внешней атрибутикой, а впоследствии интересы у таких индивидуумов часто резко меняются. Данное явление получило название псевдосатанизм.

Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами, навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия, либо поклоняющиеся Дьяволу. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.

В 1980-е годы на сатанистов и Церковь Сатаны обрушилась лавина критики со стороны, главным образом, телеевангелистов, утверждавших, что в США существует разветвлённая сеть сатанистов, численностью до нескольких миллионов, ведущих нелегальную деятельность (убийства, изнасилования, похищения и т. п.). Данный феномен получил название «Сатанинская паника». Расследование ФБР показало ложность подобных обвинений. Несмотря на это, некоторые «жёлтые» издания, в том числе и в России, продолжают распространять дезинформацию, намеренно либо ненамеренно.

Сатанизм и национализм. Андрей Борцов

Warrax — Андрей Борцов — является владельцем сайта Black Fire Pandemonium с богатой подборкой философских, публицистических и литературных материалов. Получил известность в 1997—98 годах благодаря своему веб-сайту Black Fire Pandemonium, на котором одним из первых разместил электронную копию «Сатанинской библии» Антона Шандора ЛаВея на русском языке, и впоследствии — благодаря своим статьям, в резкой и саркастической манере критикующим сообщества и личности, к которым Борцов испытывал антипатию (христиане вообще и православные в частности, «псевдосатанисты», сторонники теории Холокоста, национальные и сексуальные меньшинства, либералы и т. д.). Андрей Борцов известен в последнее время также и своей приверженностью к национализму.

Warrax — Андрей Борцов

Вопрос национализма следует прояснить отдельно: приверженность к национализму характеризует исключительно Warrax’а и его сторонников, что вызвало появление иронического термина «национал-сатанизм»; по собственным же словам Андрея Борцова, сатанизм и национализм относятся к разным когнитивным полям. Согласно основам философии сатанизма, сформулированным Антоном Шандором ЛаВеем, человек рассматривается исключительно по своим индивидуальным качествам, приверженность же к идеологиям наподобие национализма является одним из основных качеств «человеческого стада». По мнению некоторых критиков, сатанизм вообще не совместим с национализмом или иной массовой и построенной на тех или иных догмах идеологии; данный вопрос является одним из спорных и его подробное рассмотрение уже выходит за рамки обзорной статьи.

Сатанизм в России

Официально на территории Российской Федерации и стран СНГ зарегистрированные сатанинские организации отсутствуют. Однако, по данным РСА, в России, Украине и некоторых других странах существует несколько частных групп — объединений индивидов, являющихся членами Церкви Сатаны, либо же самостоятельно практикующих сатанизм. Сведения некоторых СМИ о многообразии сатанинских организаций на территории бывшего Советского Союза, в виду крайне низкой степени верифицируемости данных, невозможно считать действительными.

О сатанизме написаны сотни книг и тысячи статей. Практически все они осуждают мировоззрение и поступки поклонников дьявола. Если к ним приплюсовать несчетное количество томов уголовных дел - кажется, что ни один здравомыслящий человек не может избрать для себя подобную веру.

Однако число сторонников сатанизма не только не уменьшается, но и, напротив, растет - в том числе в России. Что движет такими людьми? Почему для них смыслом жизни стало возвеличивание темных сил?

26 имен

Истоки сатанизма прослеживаются в самых древних религиях, где особо почитались суровые и жестокие боги.

До наших дней культ злого начала сохранился у буддистов и синтоистов, а также в некоторых местных верованиях Индии и Юго-Восточной Азии.

Конкретный образ-сатаны сформировался в иудаизме - и из него перешел в христианство. В Библии сатана (в переводе с иврита «противник») упоминается около 200 раз и имеет 26 имен, каждое из которых отражает ту или иную сторону, его сущности: Вельзевул (владыка тьмы), Велиар (дух вероломства), Люцифер (падший ангел) и другие.

Но признание сатаны как одного из двух (кроме Бога) мировых начал в Европе произошло только в Средние века - первоначально рыцарями ордена тамплиеров, которые, участвуя в крестовых походах, почерпнули эту идею у жителей Востока.

В начале XIV века членов ордена арестовали и предали суду инквизиции. Но идею двуполярного мира, где дьявол является если не более могущественным, то по крайней мере равным Богу, переняли многие небольшие тайные секты.

Со временем сатанизм проник в среду дворянства, его последователи занялись переделкой христианских источников - в частности, по-своему трактовали Библию: если Богу приносится бескровная жертва, то жертва для дьявола должна быть кровавой.

Именно этот вывод привел к учреждению такого сатанинского ритуала, как черная месса. По обретенной традиции, мессу следовало проводить ночью в разрушенном храме и во время нее читать Библию наоборот. В завершение мессы верховный жрец должен был принести сатане человеческую жертву либо совершить на алтаре сексуальные действия с женщиной.

Кино и музыка

К XIX веку сатанинские секты практически прекратили существование. Темы колдовства, нечистой силы и черной мессы остались только в литературном творчестве - и воспринимались как художественный вымысел.

Вновь это течение возродилось только в 1966 году, когда в Вальпургиеву ночь, с 30 апреля на 1 мая, американец Антон Шандор ЛаВей (настоящее имя - Говард Стэнтон Леви, 1930-1997 годы) объявил об основании в Сан-Франциско «Церкви Сатаны» и провозгласил себя ее верховным жрецом.

Исследователи отмечают, что огромную роль в становлении сатанизма нового времени сыграл художественный фильм «Пробуждение моего демонического брата» (1969 год), где ЛаВей сыграл роль сатаны.

«Сатанинская библия» пропагандирует отрицание любого авторитета и морали. А поскольку подобный бунт обычно свойствен подросткам, сатанинская идеология стала привлекательной в первую очередь для молодежи.

В 1980-е годы развитию сатанинской субкультуры способствовал популярный в то время музыкальный стиль блэк-метал (по названию альбома Black Metal группы Venom, вышедшего в 1982 году).

Его характеризуют неслаженное звучание инструментов, намеренно плохое качество записи, монотонные однообразные мелодии.

Но главное в нем - не музыка, а текст песен, тематика которых наполнена отрицанием христианства и восхвалением сатаны. Сценические образы музыкантов, исполняющих такие композиции, - длинные волосы, одежда из кожи с цепями и заклепками, но главное - обязательное присутствие сатанинской символики. Именно такой внешний вид стал характерным для рядовых сатанистов.

Футболка с головой козла

В нашей стране первые организации поклонников дьявола появились в 1970-е годы. Исследователи утверждают, что сейчас в России действует не менее 100 сатанинских сект. Их главами нередко бывают женщины, так как, согласно верованиям адептов нечистой силы, женщина ближе к дьяволу, чем мужчина.

По данным правоохранительных органов, деятельность современных сатанинских организаций в России приобретает все более агрессивный и опасный характер.

Кроме подростков и молодых сатанистов людей, туда (обычно в качестве тайных руководителей) входят отдельные представители политической и бизнес-элиты, которые принимают участие в обрядах, находясь в тайных комнатах или скрываясь за шторами.

Сатанизм привлекает любителей порока тем, что возводит его в степень религии - и, следовательно, добродетели. С другой стороны, сами руководители тоталитарных сект настойчиво пробиваются в сферы высшего российского общества, особенно на местном политическом уровне - для дальнейшего укрепления личной власти.

Исследователи неформальной культуры отмечают, что в последнее время активность сатанинских движений проявляется в высших учебных заведениях и молодежных клубах. Брошюры и газеты с постулатами «Церкви Сатаны» выпускаются массовыми тиражами и распространяются совершенно открыто, так же как и продукция с символикой сатанизма: футболки, бейсболки, кольца, кулоны и т.п.

Наиболее распространенные символы, используемые сатанистами, - перевернутые пентаграмма (правильная пятиконечная звезда, два луча которой направлены вверх) и крест, шестиконечная звезда, число дьявола 666, двуглавая змея, голова козла и свастика (в последнее время наблюдается сращивание сатанизма с неонацизмом).

Черная месса по-российски

Нередко секте сатанистов удается построить или оборудовать свое культовое здание, которое они называют храмом. Здесь они совершают ритуальные действия - в том числе принесение в жертву живых существ и издевательство над ними.

Черную мессу сатанисты России могут проводить несколько раз в году: в ночь на 15 февраля (Сретение), ночь на 1 мая (Вальпургиева ночь), ночь на 7 июля (канун Ивана Купалы), а также в ночь каждого полнолуния.

Обычно такая месса проходит с нуля часов до четырех утра. Жестких правил ее ведения нет, но многие ритуалы соответствуют канонам, разработанным ЛаВеем, и совершаются внутри так называемого охранного круга (две вписанные друг в друга окружности, между которыми находятся символы сатанизма).

В этом круге лежит обнаженная женщина, держащая в руках черные свечи. На ее живот ставят чашу с мочой или кровью. Ритуальными принадлежностями обрядов являются черные рясы с колпаками для закрытия лиц, колокол, меч, а также перевернутый христианский крест.

Основа культа поклонников дьявола -принесение жертвы, лучше всего - того, кто борется с сатанистами или мешает им.

Вместо настоящей жертвы может быть использован ее образ: кукла, фотография, рисунок, над которыми производят ритуальные действия. Также в жертву нередко приносятся животные, мучения которых доставляют членам секты извращенную радость.

Кровь жертвы разливается в чашу и пьется как «причастие». Для достижения более тесного единения членов секты каждый из них добавляет в чашу несколько капель своей крови, ее тоже пьют, а остатками покрывают нарисованные на полу пентаграммы.

Ритуальные убийства

Работники МВД отмечают, что для совершения тяжких преступлений (вплоть до убийств - как в обрядовых целях, так и в качестве запугивания, мести) сатанисты используют психически больных людей, чтобы при этом остаться в тени и избежать наказания.

Одна из московских сект служителей сатаны была замаскирована под «Клуб самоубийц», ее члены посещали больницы, общались с жертвами неудачного суицида и обещали им за наследование имущества легкую и приятную смерть.

Среди акций сатанистов известны случаи ритуальных убийств. Вот лишь некоторые факты.

В 1990-1993 годах под Хабаровском адептами «Ордена дьявола» был совершен ряд ритуальных убийств, ответственность за них взял на себя сатанист Прохоров.

В 1993-м вдень Пасхи в Оптиной пустыни (Калужская область) сатанист Аверин совершил убийство трех православных монахов. В 1995 году в Канске (Красноярский край) сатанистами было совершено ритуальное убийство 16-летней девушки. В 2000-2002 годах сатанисты совершили серию ритуальных убийств в Копейске Челябинской области.

В 2006-м в Павловском Посаде было раскрыто убийство, совершенное двумя молодыми поклонниками дьявола и приверженцами сатанинских взглядов. В 2008 году в Ярославле произошло ритуальное убийство четырех подростков восемью их сверстниками.

Это лишь малая часть раскрытых преступлений. В уголовных делах о действиях сатанистов фигурируют не только убийства, но и похищения людей, растление малолетних, изнасилования, осквернение могил и храмов, издевательства над животными, распространение наркотиков, а также принуждение к гомосексуализму.

Обычным людям трудно поверить, что многочисленные сатанинские секты -реалии наших дней. Но это факт, который давно учитывают сотрудники правоохранительных ведомств при раскрытии немотивированных убийств или пропаже людей, в том числе и младенцев.

Николай МИХАЙЛОВ

Предыстория

Сатанизм, как почитание «Тёмных богов» - Природы в аспекте её мощи и гнева, берёт своё начало в древнем язычестве . Язычник не только верит в существование злого духа, но и служит ему. «Злой дух» - а по сути дело воплощение грозной мощи Природы - для него такое же божество, как и «добрый дух». При этом гневным «тёмным богам» Природы, судьям человечества за порой варварское уничтожение лесов и животных, кровавые войны, насилия и убийства и их умиротворению отводилось не меньшее, а зачастую и большее значение, нежели «светлым» духам-покровителям. С самого начала имело место не поклонение, а именно почитание каких-либо сущностей. Большинство сатанистов любого толка имеют принципом гордость - и среди них считается, что поклонение кому-либо унижает подлинного сатаниста. Однако часть сатанистов - Люцифериане наоборот считали и считают образ Люцифера (слово Сатана ими практически не используется) как изначально светлый и позитивный образ. Христианство же заняло по отношению к этому духу совершенно иную позицию.

Признавая формально его существование, не думая его отрицать, введя это положение в догмат, оно объявило «злого духа». то есть языческий образ бога-царя, рогатого повелителя стихийной мощи - Сатаной (то есть противником), врагом благого божества, как бы противоположением божества. В христианстве всякая попытка обращения к Сатане, как к высшему духу, является богоотступничеством.

Вообще, конкурирующие культуры склонны к демонизации высших сущностей противостоящих религий независимо от олицетворяемых ими сил. Так, например, Православие безусловно относит к демонам весь пантеон языческих божеств древних славян. Ещё более любопытен пример развития конкурирующих ведийской и зороастрийской культур, имеющих общие географические зоны распространения и единые мифологические корни: здесь имеет место быть взаимная демонизация и аналогичное взаимное признание благостности двух противоположных сторон одного мифологического конфликта - конфликта между благими защитниками Дэвами и восставшими Асурами в ведийской традиции и равным образом между благими защитниками Ахурами и тёмными злобными духами Дэвами в зороастризме..

И вот народ, всё ещё пропитанный духом своего древнего язычества, никак не мог или не хотел понять и принять это новое воззрение на духа мрака и зла: для него он всё еще был бог, и он служил ему, надеясь умилостивить и отвести гнев.

Вышесказанное верно для явно тёмных духов, таких, как Ламашту , Чернобог , Ламия . Но и другие боги, имевшие целиком или во многом благотворную природу, впоследствии стали демонами. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Это связано с тем, что Дьявол аккумулировал в себе в основном черты бога Преисподней, а более обще - неолитического бога Земли. Или ещё точнее - неолитический бог Земли путём длительной и сложной эволюции образа стал Дьяволом христиан. Его цвет - чёрный, что вероятно связано с местом его обитания - подземелья, где господствует мрак. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

К атрибутам Чёрного бога в частности относятся огонь, фаллос, змеи, волки, козлы, кошки, естественно - связь с подземным миром. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Существенно, что суббота в древности была посвящена именно Чёрному богу, Сатурну , Кроносу , в Юго-Восточной Азии - божественному змею Наге . В Вавилоне день sabattu считался особенно несчастливым и в него рекомендовалось ничего не делать, предаваться праздности, отказывать себе в этот день полагалось даже в нуждах . Но изначально sabattu Вавилона не был еженедельным, он связывался только с днём полнолуния. Лишь позднее, но также в Вавилоне, sabattu стал еженедельным. [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

В глазах христиан языческие празднования субботы и почитание Чёрного бога превратились в сборище нечистой силы, отсюда средневековое представление о «шабаше ведьм». [уточнить ] [неавторитетный источник? ]

Историческое использование термина

На данный момент известна как минимум одна сатанинская традиция, утверждающая свое существование в 1312 году. Дата зарождения традиции неизвестна.

Первое упоминание слова «сатанизм»

Автор книги "Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism" ("Притяжение зловещего: неестественная история Сатанизма") считает работу Томаса Хардинга «Опровержение книги об апологии англиканской церкви » (), в которой рассматривается учение Мартина Лютера , старейшим документом , в котором содержится слово «сатанизм»:

«…о том времени, когда Лютер впервые принёс в Германию этот отравленный букет своих ересей, богохульств и сатанизмов ».

- Harding T. A confutation of a booke (by Bp. Jewel) entitled An apologie of the Church of England. ll, ii, 42 b

Сатанизм XIX века

Религиозный сатанизм

«Полная Книга по Демонолатрии» называет 1312 год н. э., как год создания списка девяти высших демонов, сохраняющегося неизменным (в данной традиции) вплоть до наших дней. В этой же книге отождествляются сатанизм и демонолатрия, как синонимы.

На данный момент существует несколько традиций религиозного сатанизма. Среди них:

1. Валентин Скавр, один из крупнейших представителей религиозного сатанизма.

2. Temple of The Black Light (TOTBL, Храм Чёрного Света, ранее также носивший имя MLO) придерживается сходных взглядов на сатанизм, как служение Сатане и Аду. Также TOTBL называет конечной целью Дьявола уничтожение существующей Вселенной и высвобождение Дракона. Основные ценности традиции перечислены в «Сатанинском символе веры».

Сатанизм ЛаВея

Cатанизм ЛаВея, как авторское учение притязающее на связь с философией и основанная на его основе новое религиозное движение , был сформулирован в США в 1960-е годы Антоном Шандором ЛаВеем , собравшим вокруг себя самых разных людей и посвятившим жизнь творчеству и изучению особенностей человеческого поведения. Истоки его лежат в 1950-х годах , когда ЛаВей основал сообщество, названное им Орденом Трапезоида, которое объединило людей, исследовавших оккультизм и практиковавших совокупность магии и гедонистического эгоистического учения ЛаВея. Сам ЛаВей признавал, что на формирование его мировоззрения повлияли произведения Фридриха Ницше , Рагнара Рыжебородого , Николо Макиавелли , Айн Рэнд , Джека Лондона , биографии таких известных личностей, как Василий Захарофф , граф Калиостро и Григорий Распутин .

Позднее, накопив достаточно материала и опыта, Антон ЛаВей пришёл к выводу, что для того, чтобы добиться некоторых изменений в мире, просто ещё одной философии недостаточно, необходимо официальное признание нестандартного мировоззрения как религии, названной им сатанизмом. В 1966 году ЛаВей основывает Церковь Сатаны , а три года спустя, в 1969 году , публикует «Сатанинскую библию» , в которой описываются основы сатанинского мировоззрения.

Вскоре сатанизм приобретает официальный статус и заносится в реестр признанных вооружёнными силами США религий (в связи с запросом на сатанинские похороны морского офицера - члена Церкви Сатаны), проводятся первые сатанинские крещение, свадьбы и похороны, вызвавшие интерес прессы. Осенью 2004 года Британские вооружённые силы официально регистрируют первого сатаниста, тем самым публично признавая статус сатанизма как одной из практикуемых религий в мире.

Лица, повлиявшие на современный сатанизм

Сатанисты

  • Антон Шандор ЛаВей - основатель Церкви Сатаны и автор «Сатанинской библии» ().
  • Майкл Форд (Michael Ford), автор «Люциферианского ведьмовства» (Luciferian Witchcraft), Liber HVHI и многих других книг. Основатель Black Order of the Dragon («Ордена „Черного Дракона“») и The Order of Phosphorus («Ордена Фосфория»), ныне глава обоих орденов.
  • С. Конноли (S. Connolly), автор «Полной Книги по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) и других.
  • Валентин Скавр (Valentin Scavr), автор «Маледиктум» (лат. Maledictum) и «Книги Десяти Воззваний» (лат. Codex Decium), а также ряда других произведений.

Также

Символика используемая сатанистами

  • Печать Бафомета - официальный символ Церкви Сатаны. Являет собой перевернутую пентаграмму с вписанной в нее головой козла. В кольцо вокруг пентаграммы, напротив каждого луча звезды, вписано имя «Левиафан » (ивр. לִוְיָתָן ‎).
  • Число Зверя (), будучи числом, описанным Библией, является тесно ассоциируемым с сатанизмом символом. Считается символом Великого Зверя или Антихриста .
Отчаянные попытки «втиснуть» в описание Зверя личность Нерона или Калигулы предпринимаются издревле, а в некоторых древних списках Книги Откровения Иоанна вместо 666 даже приводится число 616. Это связано с тем, что слова «Nero Caesar», записанные буквами еврейского алфавита, дают в сумме 666, только если к имени «Nero» в конце добавить еще одну «N». В противном случае получается сумма 616. Для последователей Антона Шандора ЛаВея это число не имеет какого-то особого значения и используется ими, скорее, для высмеивания суеверий, которые имеет массовое сознание в отношении данного числа.

Сатанизм и общество

Бытовое понимание

Бытовая, или общеупотребительная, трактовка: сатанизм есть религия , основанная на поклонении злу или неким «тёмным силам», культ зла как такового. В соответствии с данной трактовкой, с сатанизмом ассоциируется «тёмная» (то есть направленная на причинение вреда кому-либо) магия, сопряжённая с контактом с дьяволом или иными силами тьмы (в понимании христианского вероучения). В XIII вв. при инквизициях такую связь упоминали с подумыслом «доброй» стороны. Одним из ярких, и довольно скрытым примером был Орден Оприход. Тогда «тёмный культ» был светлой стороной церковного вероучения отделившегося от Ватикана прихода.

В качестве примера деятельности сатанинской секты часто указывают на Чарльза Мэнсона или на получающие общественный резонанс случаи убийств с ритуальной целью. Как правило подобные преступления совершаются психически нездоровыми людьми и не связаны с организованными группами сатанистов, а следовательно имеют и весьма косвенное отношение к сатанизму как системе взглядов, даже если некоторые преступники и заявляли о своей одержимости или иной форме взаимодействия с «сатанинскими» силами.

Источниками трактовки сатанизма как «культа зла» является как христианское вероучение, так и популярная культура - где распространён образ «абсолютного зла » (см., например, фильм Пятый элемент) или подчёркнуто зловещих тайных организаций (как во многих фильмах про Джеймса Бонда). Свою роль играют и публикации или сюжеты о совершаемых психически нездоровыми людьми преступлениях с подробным описанием (реальных или выдуманных автором - достоверность их подчас вызывает сомнения) ритуальных действий.

Псевдосатанизм

Основная статья: Псевдосатанизм

Так например в среде музыкантов метала (особенно среди блэк-метала), распространено использование сатанинской символики и отсылок к сатанизму в лирике. Однако это зачастую является лишь эпатажем и провокацией общества, в отличие от других блэк-металлических групп, где музыканты часто относятся к сатанизму всерьёз и/или являются собственно сатанистами. Также некоторыми норвежскими металлистами сатанизм использовался не ради сатанизма как такового, а ради провокации христианства, поскольку в их среде культивировалось язычество(что потом дало толчок к появлению языческого метала) и мысль о том что христианизация Норвегии была проведена насильственно. Данное явление получило название «псевдосатанизм».

Среди людей, не относящихся к сатанистам, но часто путаемых с ними, встречаются и социально опасные элементы, либо страдающие психическими расстройствами , навязчивыми и маниакальными состояниями, либо попросту без глубокой причины совершающие противоправные действия. К сатанизму как мировоззрению данные люди не имеют никакого действительного отношения.

В псевдосатанизме в частности и «неправильном» сатанизме вообще зачастую обвиняют друг друга различные традиции. В частности Церковь Сатаны считает псевдосатанистами дьяволопоклонников. В свою очередь, Церковь Сатаны подвергается обвинениям в попытке создать «добрый» Сатанизм, например со стороны Ордена девяти углов (ONA, Order of Nine Angles).

Сатанизм и закон

В Белоруссии Церковь Сатаны и сатанисты признаны деструктивной сектой . [уточнить ]

В Казахстане деятельность Церкви Сатаны расценивается как религиозно-экстремистская организация, с которой борется Антитеррористический центр СНГ .

В некоторых странах книги одного из идеологов сатанизма американца ЛаВея («Сатанинская библия» «Сатанинский ритуал» и «Сатанинская ведьма») запрещены. В РФ книги ЛаВея были изданы печатным домом Unholy Words. Издательство «Ультра Культура» издало биографию Антона ЛаВея.

См. также

Примечания

  1. Яблоков И.Н. Основы религиоведения. - М.:Высш. шк., 1994. - 368 с. (С.171-172 ) ISBN 5-06-002849-6
  2. David G. Bromley . Satanism // Encyclopedia of Religion ed. Linsay Jones ,Second Edition, vol.12, 2005. ISBN 0-02-865982-1 , e-book ISBN 0-02-865997-X
  3. существуют независимые сатанисты не входящие ни в какие религиозные организации принципиально
  4. // Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
  5. Сатанизм // Толковый словарь Ушакова
  6. Е.К.Дулуман Может ли сатанист быть атеистом
  7. М.А.Орлов История сношения человека с Дьяволом . - М.: «Республика », 1992.
  8. см. Кернуннос
  9. Голан А. Миф и символ. М. : Руслит
  10. ср. с почитанием Субботы (Шаббат) в Иудаизме .
  11. Ричард Кавендиш (2006), Магия Запада, ISBN 5-17-038262-6
  12. The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, 2006, ISBN 978-0-9669788-6-5
  13. Medway, Gareth J. Lure of the Sinister: the unnatural history of Satanism. - New York University Press , 2001. ISBN 0-8147-5645-X
  14. См. Гюисманс Ш. Там, внизу . 1891.
  15. Liber Azerate, Temple of Black Light (TOTBL, Храм Черного Света), офиц. перевод E.T.
  16. Lewis, James R. «Who Serves Satan? A Demographic and Ideological Profile » // Marburg Journal of Religion". June 2001. (англ.)
  17. «Navy approves first ever Satanist » // BBC News. - 24 October, 2004. (англ.)
  18. Кроули, Эдвард Александр (принял имя Алистер ) - (1875-1947), один из наиболее известных чёрных магов и сатанистов 20 вв.

    Хронологический словарь всемирной истории. - М.:Эксмо, 2006. -1536 с. - («Русский Webster»). ISBN 5-699-14299-1 (С.1428 )
    Редакционная коллегия словаря: канд. ист. наук В.Л. Маслийчук, канд. искусствоведения М.В. Панова, канд. ист. наук С.В. Патрашиков, канд. архитектуры Я.Л. Пундик, канд. филол. наук В.Е. Татаринов, канд. филол. наук А.В. Терихова, канд. мед. наук В.В. Чугунов, канд. филол. наук Т.А. Шеховцова, д-р искусствоведения А.В. Шило, канд. филол. наук Е.Ф. Широкорад

  19. См. например офиц. описание трудов Order of Nine Angles (Black Book of Satan I,II,III) под редакцией Michael Ford’а :

    Considered too extreme by many, the ONA made available Satanic writings based on Chaos Magick

    -

    Считающийся многими излишне радикальным, Орден Девяти Углов опубликовал Сатанинские тексты, основывающиеся на Магии Хаоса.

  20. Ричард Кавендиш, Черная Магия Пер. с англ. А. Блейз. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2000. - 416 с. - (По ту сторону).