Борьба за чистый воздух. Проектно-исследовательская работа " Чистый воздух-каждому дому!"

О том, что посты наблюдения в Красноярске, в большинстве своем, расположены с нарушениями и не могут предоставлять объективные данные, заявляют сами экологи.

«Каждый пост, вне зависимости от категории, размещается на открытой, проветриваемой со всех сторон площадке. Если пост разместить на закрытом участке, вблизи высоких зданий, на узкой улице, под кронами деревьев или вблизи низкого источника выбросов, это будет занижать реальный уровень загрязнений или завышать его», – объяснил эколог Сергей Михайлюта.

Проверка показала, что из 14-ти постов всем требованиям соответствуют только 4.

Отметим, это официальная система. Из нее мы получаем данные о состоянии воздуха. В Гидрометцентре, которому принадлежит ряд постов, признают проблему.

«Данные легитимны или нелегитимны – сложный вопрос, но в любом случае, нас как территориальный орган Росгидромета проверяет главная геофизическая обсерватория им. Воейкова Последняя проверка у нас была в 2015 г. и они дали положительный отзыв, то есть замечаний в части отбора проб не предъявлялось», – заявила начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Среднесибирского УГМС Наталья Шленская.

Но на данные сети мониторинга у ее обладателей, похоже, монополия.

«Мы никаких своих данных не привносили. Как официальные органы выдают – так мы и транслировали. Мы просто превращали это в более удобную форму. Потому что не все понимают без специального образования, что за миллиграммы на кубометры, что такое ПДК, и почему она бывает двух видов: среднесуточная, а бывает разовая. Если выше ПДК – все, плохо, нужно бежать, или можно пожить еще немного? А мы выдавали это с соответствующими объяснениями. Но, тем не менее, это не понравилось власти», – рассказал автор проекта «Эковизор» Денис Горинов.

А не понравилось, потому что международный индекс, по которому Горинов пересчитывал показатели, не утвержден Росгидрометом. А значит такой экологии здесь не место.

«Мы не можем сказать, что эти данные верные, потому что они берут первичные наши данные, обрабатывают их по неутвержденной методике. Я не уверена именно в правильной интерпретации. Они эти данные обрабатывают, интерпретируют, не имея на это ни лицензии, ни утвержденной методики – мы эти данные давать им не можем», – ответила начальник отдела охраны окружающей среды министерства экологии Ирина Шуликова.

Но оказалось, что в Красноярске не только нельзя брать официальные данные, но и нельзя развивать свою сеть мониторинга.

Игоря Шпехта, который установил датчики по пыли в разных районах и создал проект «Красноярск. Небо», сейчас допрашивают прокуроры . Основание те же – разные данные, несертифицированные датчики.

При этом официальные посты пыль не анализируют, и Шпехт – единственный в Красноярске, кто этим занимается.

Виновника массовых недовольств назвать тоже никто не берется.

«Я надеюсь, вместе с вами мы сможем отличить людей, болеющих за дело, от тех, кто просто на этом делает дешевый пиар. Я думаю, мы разберемся», – заявил врио губернатора Красноярского края Александр Усс.

Фактически, вместо того, чтобы анализировать качество воздуха, общественники и официальные органы меряются приборами – у кого точнее и легальнее. Между тем о том, чем мы дышим на самом деле , мы не знаем до сих пор.

У властей и людей не получается даже договориться. В этой ситуации активисты не видят другого выхода, кроме как вновь собраться на площади. Второй в этом году митинг «За чистое небо» запланирован на середину декабря.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

Учебно-исследовательская работа

Секция: естествознание

Выполнил: ученик 8 «Б» класса

Кукушин Андрей

Руководитель: Егорова С.В.

Саранск-2011

Введение ……………………………………………… 2-5

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 Общая характеристика атмосферы…………………….6-8

1.2 Общая характеристика загрязнений………………….. 9- 10

1 .3 Общая картина загрязнений окружающей среды в

Мордовии…………………………………………………. ..10-12

1.4 Технические решения в борьбе за чистый

воздух………………………………………………………. . 14-15

1.5.Устройство и принцип действия ионизатора

воздуха………………………………………………………. 15-16

1.6.Достоинства и недостатки ионизатора воздуха………….17-19

2.ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………… …… 19

Используемая литература …………………………… ..……22

Приложение ……………………………………………………23-27

ВВЕДЕНИЕ

«Как наша жила бы планета,

Как люди жили б на ней,

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей».

Все многообразие искусственного мира, в котором живет человек, создано за счет естественной среды. Довольно долго человечество не заботилось о том, что природному источнику ресурсов наступит когда-нибудь конец. Время это казалось столь далеким, что не стоило беспокоиться по этому поводу. До последнего времени господствовало представление о том, что ресурсы нашей планеты практически неисчерпаемы, а способность природы к самовосстановлению беспредельна.

Сегодня, когда деятельность человека приняла планетарный характер, когда человек стал главным действующим началом в природе, видно, что под влиянием производственной деятельности человека на нашей планете развиваются процессы, ухудшающие среду обитания человека, пагубно влияющие на здоровье людей, таящие угрозу самой жизни будущих поколений.

Научно-технический прогресс поставил перед человечеством целый ряд новых, весьма сложных проблем, с которыми оно до этого или не сталкивалось вовсе, или они не были столь масштабными. Среди них особое место занимают отношения между человеком и окружающей средой. Научно-техническая революция способствует дальнейшему развитию человеческого общества, открывает широкие перспективы для его процветания. Вместе с тем она по своей сущности противоречива. С одной стороны, с ее достижениями человечество связывает свои надежды на высокое материальное и духовное благосостояние, с другой – эти достижения в ряде случаев сопровождаются отрицательными воздействиями, как на человека, так и на среду его обитания.

Воздействие человека на природу обычно связано со стремлением достигнуть каких-либо заранее поставленных целей, однако они не всегда совпадают с возможностями биосферы. Воздействие человека на природу именно и отличается от воздействия на нее животного мира тем, что деятельность первого переходит ту грань, когда сохраняется биологическое равновесие. Сейчас существует настроение экологического пессимизма и аларгизма (от англ.alarm - тревога). Возрождаются реакционно-романтические концепции, с точки, зрения которых первопричиной экологического кризиса является сам по себе научно-технический прогресс. Возникают доктрины «ограниченного роста», «устойчивого состояния» и т.п., согласно которым необходимым резко ограничить, либо вообще приостановить технико-экономическое развитие.

Проблема природной среды и целесообразное использование природных богатств нашей планеты действительно приобрело большую актуальность. Но прогресс человечества невозможен без воздействия на природу, без расходования ее ресурсов. Дело заключается в разумном преобразовании природы, рациональном ее использовании в интересах живущих сейчас и будущих поколений.

В связи с вышеизложенным, резко возрастают роль технической экологии, призванной на основе оценки степени вреда, приносимого природе индустриализацией производства, разрабатывать и совершенствовать инженерно-технические средства защиты окружающей среды, всемерно развивать основы создания замкнутых и безотходных технологических циклов и производств.

Технические средства, в основе которых лежат физические явления, на сегодняшний день являются одной из главных составляющих технической экологии. Заинтересовавшись вопросами решения экологических проблем, вставших очень остро перед человечеством, я решил выяснить, какими конкретно ресурсами располагает физическая экология.

В этом учебном году я начал работать над своим исследовательским проектом «Чистый воздух - каждому дому! », в котором предполагается популяризировать прибор электронной очистки воздуха. А также постараться показать его доступность и позитивное влияние на состояние здоровья человека.

При работе над проектом я ставил перед собой цель: убедиться в эффективности использования физических приборов, используемых для очистки воздуха на примере ионизатора воздуха.

Для себя я выделил следующие задачи:

Ознакомиться с данными по общей характеристике загрязнений

Выяснить, какие технические методы предложены на сегодняшний день для решения проблемы загрязнения воздуха;

Изготовить самостоятельно прибор электронной очистки воздуха;

Применить и проконтролировать его действие на практике

Цель исследования :

изучить принцип работы ионизатора воздуха, самому собрать его,

убедиться в эффективности использования приборов,

применяемых для очистки воздуха на примере ионизатора.

Задачи исследования:

    Проанализовать научную литературу по теме исследования.

    Определить и проверить возможности применения прибора электронной очистки воздуха.

3.Собрать прибор электронной очистки воздуха из подручного материала.

4. Применить и проконтролировать его действие на практике.

Гипотеза исследования :

природа нуждается в помощи человека, а человек заинтересован в том, чтобы природа была здоровой, человек должен знать, что необходимо постоянно совершенствовать и улучшать качество мероприятий по охране окружающей среды; проверка теории на недопустимость возможных недочётов, отдельных ошибок и просчётов.

Основными методами исследования являются:

работа с научной литературой, в сочетании с Интернет-источниками, практическая работа по созданию прибора электронной очистки воздуха по заданной схеме из подручных материалов.

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Общая характеристика атмосферы.

Атмосферный воздух – жизненно важный ресурс, который обеспечивает воспроизводство биомассы на Земле, жизнь растений и животных и функционирование значительной части человеческой технологии.

Атмосфера – не просто однородная газовая оболочка, окружающая Землю. Это сложная, динамическая система, состояние которой зависит от многих факторов, в том числе и от человеческой деятельности.

Одно из первых описаний атмосферы, которое можно считать научным, было сделано Аристотелем. В своей «Метеорологике» он рассуждает о причинно-следственной связи между землей, водой и воздухом, об условиях образования облаков и зависимости этого процесса от температуры и влажности воздуха.

Последующие исследования атмосферы сформировали к настоящему времени довольно полную картину этой сложной системы. Однако, несмотря на значительный прогресс в физике атмосферы, сегодня еще нельзя надежно прогнозировать ее поведение. Я рассмотрю некоторые вопросы о структуре атмосферы, ее составе, давлении, плотности, температуре.

Состав атмосферы и ее структура изучены достаточно хорошо. Известно, что атмосфера Земли состоит из азота (78%), кислорода (21%), аргона (1%), малых примесей углекислого газа, паров воды, ничтожного количества гелия, неона, криптона, водорода, а также взвешенных твердых частиц (аэрозолей). Среди планет Солнечной системы атмосфера такого состава имеется только на Земле, что связано с ее геологическим прошлым.

Основные характеристики атмосферного воздуха: давление, температура, плотность. Они изменяются с высотой и зависят друг от друга.

Зависимость давления от высоты было определено Блезом Паскалем, именно он установил, что с увеличением высоты на каждые 13 метров давление уменьшается на 1 мм. рт. ст.

Основная масса воздуха в атмосфере (до 80%) находится в нижнем, приземном слое -- тропосфере. Толщина тропосферы в среднем 11 - 12 км: 8 - 10 км - над полюсами, 16 - 18 км - над экватором. При удалении от поверхности Земли в тропосфере происходит понижение температуры на 6 0 С на 1 км. На высоте 18 - 20 км плавное уменьшение температуры прекращается, она остается почти постоянной: - 60 0 С – 70 0 С. Этот участок атмосферы называется тропопаузой, который находится примерно на высоте 15 км. Выше она снова начинает возрастать. В связи с этим изменением (от греческого тропэ - поворот) эта часть атмосферы и получила свое название. Следующий слой - стратосфера - занимает высоту 20 -- 50 км от земной поверхности. В ней сосредоточена остальная (20%) часть воздуха. Здесь температура повышается при удалении от поверхности Земли на 1 – 2 0 С на 1 км и в стратопаузе на высоте 50 - 55 км доходит до 0 0 С. Второй минимум (мезопауза) располагается на высоте около 100 км. Особенно быстрое изменение температуры, ее возрастание отмечается в термосфере(см рис.1 в приложении).

Высокая температура здесь связана с очень малой плотностью воздуха (3·10 -12 кг/м 3) и тем, что солнечная радиация попадает сюда, не испытав поглощения.

Термосфера и экзосфера, занимающие высоты соответственно 80 -- 1000 и 1000 -- 2000 км, представляют собой наиболее разреженные части атмосферы. Здесь встречаются лишь отдельные молекулы, атомы и ионы газов, плотность которых в миллионы раз меньше, чем у поверхности Земли. Следы газов обнаружены до высоты 10 -- 20 тыс. км.

Кроме слоев атмосферы, характеризуемых изменением температуры воздуха, имеются еще слои, связанные с особенностями состава. Один из них – озоновый слой, или озоносфера, расположенный между высотами 18 – 25 км. Слоем ее можно назвать условно, так как озон О 3 имеется во всех частях атмосферы, озоносфера – область его наибольшей концентрации.

Основное значение озонового экрана состоит в том, что он защищает живые организмы от жесткого ультрафиолетового излучения. Озоновый экран поглощает ультрафиолетовые лучи с длиной волны около 290 нм и менее, поэтому до земной поверхности доходят ультрафиолетовые лучи, полезные для высших животных и человека и губительные для микроорганизмов.

Другая область, расположенная выше 100 км – ионосфера, состоит, в основном, из газов, ионизированных ультрафиолетовым излучением Солнца и космическим излучением.

Толщина воздушной оболочки сравнительно невелика при сопоставлении с космическими расстояниями: она составляет одну четвертую радиуса Земли и одну десятитысячную часть расстояния от Земли до Солнца. Плотность атмосферы на уровне моря равна 0,001 г/см 3 , т.е. в тысячу раз меньше плотности воды.

Состав этого слоя подвержен изменениям во времени. Эти изменения обусловлены, с одной стороны, природными процессами, а с другой хозяйственной деятельностью человека. Между атмосферой, земной поверхностью и другими сферами Земли происходит постоянный обмен теплом, влагой и газами, который вместе с циркуляцией воздушных масс в атмосфере влияет на основные климатообразующие процессы.

Атмосфера защищает живые организмы от мощного потока космического излучения. Ежесекундно на верхние слои атмосферы обрушивается поток космических лучей: гамма, рентгеновские, ультрафиолетовые, видимые, инфракрасные. Если бы все они достигали земной поверхности, то в течение нескольких мгновений уничтожили бы все живое.

Атмосфера защищает Землю от многочисленных метеоритов. Ежесекундно в атмосферу попадает до 200 млн. метеоритов, доступных для наблюдения невооруженным глазом, но они сгорают в атмосфере. Замедляют свое движение в атмосфере мелкие частицы космической пыли. Атмосфера является теплоизоляционным фильтром. Без атмосферы перепад температур на Земле в сутки достигал бы 200 0 С (от 100 0 С днем до – 100 0 С ночью).

1.2. Общая характеристика загрязнений

Атмосфера всегда содержит в своем составе определенное количество примесей, поступающих в нее от естественных и антропогенных источников.

Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Атмосферная пыль является естественным источником загрязнений. Атмосферная пыль представляет собой мельчайшие твердые взвешенные в воздухе частицы радиусом 10 -4 – 10 -3 см. Она образуется в результате разрушения и выветривания горных пород и почвы, вулканических извержений, дробления космических тел и прочее. Атмосферная пыль имеет большое значение для процессов, происходящих на Земле: она способствует конденсации водяных паров, а следовательно, и образованию осадков, рассеивает солнечное излучение и защищает тем самым Землю от чрезмерного нагревания.

К природному пылевому фону атмосферы в крупных городах и промышленных центрах присоединяется огромное количество разнообразной производственной пыли и вредных газов. Масштабы этих выбросов и их влияние на атмосферу стали сопоставимы с естественными факторами.

Сегодня антропогенные загрязнения отличаются многообразием видов и многочисленностью источников их выброса.

Все возрастающие темпы роста мирового промышленного производства сопровождаются непрерывным ростом абсолютного количества промышленных выбросов. Считается, что приблизительно каждые 10 – 12 лет объем мирового промышленного производства удваивается, что сопровождается примерно таким же ростом объема вредных выбросов в окружающую среду.

В России основное загрязнение атмосферы создают пять отраслей промышленности, автотранспорт и теплоэнергетика. Их относительное участие в загрязнении атмосферы распределяется следующим образом: теплоэнергетика – 27,0 %, черная металлургия – 24,3 %, цветная металлургия – 10,5 %, нефтедобыча и нефтехимия – 15,5 %, автотранспорт – 13,5 %, предприятия стройматериалов – 8,1 %, химическая промышленность – 1,1 %.

Самыми распространенными веществами, загрязняющими атмосферу, являются оксид углерода СО, диоксид серы SO 2 , оксиды азота NO х, углеводороды С n Н m и пыль. Кроме этих веществ в атмосферу выбрасывается и ряд более токсичных веществ. Так, например, заводы электронной промышленности в вентиляционных выбросах содержат пары плавиковой, серной, хромовой и других минеральных кислот, органические растворители и т.п.

1.3. Общая картина загрязнения окружающей среды в Мордовии.

Промышленность России выбрасывает в атмосферу в среднем 19,5 миллионов загрязняющих веществ за год. На одного жителя России приходится около 342 кг выбросов в атмосферу в год. Столица Мордовии выбивается в лидеры по степени загрязненности воздуха. Исследования атмосферы в главных городах Поволжья и центральной части России, проведенные учеными Верхневолжского Управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды дали неожиданные результаты. Саранск занял "почетное" четвертое место в списке городов-смертников, пропустив на "гибельный пьедестал" лишь Рязань, Чебоксары и Иваново (где, по мнению специалистов по мониторингу окружающей среды, уже вовсе дышать нечем).

В списке городов-смертников ПО СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ АТМОСФЕРЫ САРАНСК ЗАНИМАЕТ ЧЕТВЕРТОЕ МЕСТО !

В Саранске воздух в таблице гидрологов охарактеризован предельным индексом загрязнения - 9,23%. Зоя Лошкарева, начальник комплексной лаборатории Республиканского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, констатирует печальный факт: "Жителям столицы Мордовии дышится трудно, и оттого они чаще подвержены болезням. В атмосфере Саранска содержится гигантское количество опасных природных и технических веществ. Летняя беда - грунтовая и техническая пыль. В жаркие дни концентрация в воздухе пылевой взвеси превышает норму в 5 раз. Но это не самый страшный "воздушный наполнитель". К первому классу опасностей относятся газообразные отравляющие человеческого организма: бензапирен и формальдегид. Формальдегида в нашей атмосфере в пять раз больше допустимого, бензапирена - в два раза. Вина в повышенной загрязненности саранского воздуха формальдегидом лежит на предприятиях ОАО "Теплоизоляция". Бензапиреном насыщают небеса другие промышленные гиганты: ЖБК (железобетонные конструкции), ЖБИ, АБЗ (асфальтобетонный завод). Городские котельные и заводы, расположенные на ТЭЦ-2, добавляют в воздушную адскую смесь еще один смертоносный компонент - диоксид азота. Содержание этого вещества в атмосфере Саранска превышает норму в 1,1 раза".

В 1999 г. промышленными предприятиями города было выброшено в атмосферу 12 263 тыс. т загрязняю­щих веществ. Основными загрязнителями атмосферного воздуха города явля­ются: ОАО «Мордовэнерго», ОАО «Лисма - СИС и ЭВС», ОАО «Лисма -СЭЛЗ», ОАО «Саранский завод "Резинотехника"», ОАО «Саранский приборо­строительный завод», Тепловые сети, ОАО «Завод "Сарансккабель"», ОАО «Железобетон» (ЖБК-2), ЗАО «Саранская пивоваренная компания», ОАО «Электровыпрямитель», ОАО «Авторемонтный завод "Саранский"», ОАО «Са­ранский завод "Центролит"», ОАО «Сарэкс», ДРСУ-2, ОАО «Биохимик», ТОО «Тепличное», ОАО «Саранский завод автосамосвалов».

Несмотря на сложное экономическое положение, в период с 1995 по 2000 г. в городе проводились организационно-технические мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих вредных веществ в атмосферу. На ОАО «Лисма» осуществлена реконструкция установки обезвреживания окислов азо­та в цокольном производстве; на электросварочной печи установлен свод в ва­рочной части ленточного загрузчика; изготовлен, смонтирован и эксплуатиру­ется опытный образец рукавного фильтра производительностью 1 495 мэ/ч и степенью очистки 88 %; приобретен и установлен фильтр на линии цинкования производительностью 10 000 м /ч; введен в эксплуатацию новый адсорбер вза­мен вышедшего из строя в цехе № 8. На ОАО «Биохимик» в цехе № 6а смонти­рована схема улавливания бутилацетата. На ОАО «Саранский завод "Резино-техника"» внедрен процесс вакуумирования при наложении наружного слоя рукавов с нитяной оплеткой; проведена замена скруббера, работающего на во­де, на зернистый фильтр сухой очистки участка освинцовывания рукавов в цехе № 5. В республиканской типографии «Красный Октябрь» переведена печать с высокой на офсетную. На ОАО «Лисма - СИС и ЭВС» пущены в эксплуатацию 4 установки для улавливания вредных выбросов с линии никелирования; про­изведена замена полуфабрикатов из свинцового стекла на стекло СЛ-97-1; на участке металлозаготовки пущен в эксплуатацию циклон ЦН-15 для улавлива­ния абразивной пыли от станков резки, освоено мелкосерийное производство безртутных натриевых ламп. На ОАО «Лисма - СЭЛЗ» изготовлено и установ­лено приемное устройство для утилизации люминесцентных ламп мощностью 65-80 Вт, разработана и внедрена модернизированная схема автоматической дозировки ртути на откачных полуавтоматах. Осуществлены работы по перево­ду котельных на газообразное топливо. В результате за последние 5 лет про­изошло сокращение объемов выбросов и их структуры. Например, в 1995 г. объем выбросов свинца составлял 1,565 т, в 1996 г. - 1,050, в 1997 г. - 0,445, в 1998 г. - 0,106, в 1999 г. - 0,074 т.

Специалисты Всемирной организации здравоохранения 20 % потерь здо­ровья связывают с состоянием окружающей среды. Для Саранска это крайне актуальная проблема, так как его территория самая загрязненная в республике. Более того, он является источником загрязнения для близлежащих районов. Показатели обращаемости взрослого и детского населения города в лечебные учреждения по поводу болезней мочеполовой системы, заболеваний нервной системы и органов чувств, болезней органов дыхания, онкологических заболе­ваний, патологий костно-мышечной системы и соединительной ткани значи­тельно выше аналогичных параметров по республике.

1.4. Технические решения в борьбе за чистый воздух

Первый законодательный акт в истории охраны воздушной среды был принят в Лондоне в 1273 г., во времена правления короля Эдуарда IV, – это был закон о запрещении использования угля для отопления. Характерно, что нарушившему королевский акт, грозила смертная казнь. Несмотря на всю жестокость средневекового закона, его нужно признать дальновидным: в настоящее время в результате загрязнения воздушной среды смерть грозит всему человечеству.

В Российской Федерации Закон «Об охране окружающей среды» вышел 19 декабря 1991 года. На основании этого Закона были разработаны технические нормативы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Поставлен серьезный вопрос о газоочистке и внедрении пылеулавливающих установок и аппаратов.

Дело в том, что если до второй половины XIX века охрана окружающей среды от вредных газов и выбросов пыли в основном сводилась к ограничению деятельности производственных предприятий, то настоящее время количество подобных запретительных законов уже не поддается исчислению, а проблема охраны окружающей среды усугубляется с каждым годом. Антропогенное загрязнение атмосферы стало глобальной проблемой человечества, проблемой экологической. Природа уже не справляется с задачами самоочищения, поэтому срочно необходимо решать проблему так называемого антропогенного очищения биосферы.

В своей книге О.И.Жолондковский «Внимание, воздух!» пишет: «В идеале нужен совершенно универсальный и эффективный абсолютный пылеуловитель, сокращенно АПУ. Он должен не бояться высокой температуры, иметь ничтожное сопротивление воздуху, не требовать больших затрат электроэнергии, не загрязнять водоемы пульпой, иметь удобное устройство для извлечения уловленной пыли. Задача такого АПУ – ловить, ловить и ловить пыль. Магнитную и немагнитную, грубую и тонкую, электропроводную и изоляционную, гладкую и пушистую. Изобретательские предложения нужны остроумные, но не скороспелые. Надо помнить не только об эффективности пылезадержания, но и об экономике».

К настоящему времени сложилась целая структура широко применяющихся в промышленности пылеулавливающих аппаратов, которые по способам очистки и конструктивным особенностям можно разделить на следующие группы:

пылеосадительные камеры, в которых для осаждения пыли используется гравитационный эффект, т.е. сила тяжести твердых частиц;

аспирационно-коагуляционные шахты, в которых на осаждение пыли кроме сил тяжести действует эффект слипания частиц;

аппараты сухой инерционной очистки, в которых твердые частицы осаждаются при вращении или повороте газового потока под действием сил инерции, во много раз превышающих силу тяжести;

аппараты мокрой очистки, действие которых основано на захвате улавливаемых частиц жидкостью, которая уносит их из аппаратов в виде шлама;

тканевые, волокнистые, зернистые фильтры и т.д., в которых газ очищается от пыли, проходя через фильтрующий материал;

электрофильтры, в которых улавливание пыли происходит за счет образования коронного разряда между коронирующим и осадительным электродами;

установки химической очистки газов (абсорбционные, адсорбционные и рекуперационные) и переработки уловленных продуктов;

печи и установки дезодорации дурнопахнущих веществ, каталитического разложения и дожигания абгазов.

1.5.Устройство и принцип действия ионизатора воздуха

Биологическое действие отрицательных ионов кислорода было отмечено еще в прошлом столетии. В дальнейшем многочисленные исследования показали, что воздух лесных массивов и лугов содержит от 700 до 1500 отрицательных ионов в одном кубическом сантиметре. В жилых же помещениях их число падает порой до 30 в одном кубическом сантиметре.

Наличием отрицательных ионов объясняются некоторые целебные свойства воздуха на берегу моря или в горах. В этих местах ионизация воздуха происходит под воздействием естественной солнечной радиации, космических лучей, электрических разрядов и многих других факторов.

Ионизатор, кроме стерилизации воздуха, оказывает благоприятное воздействие при лечении многих болезней дыхательных путей, сердечнососудистой системы и кроветворных органов.

Конструкций ионизаторов существует множество, и их объединяет общий принцип ионизации воздуха посредством электричества, истекающего с остриев металлических игл. Если на молекулярный кислород воздействовать электричеством, получается кислород, несущий отрицательный заряд.

Простой ионизатор воздуха можно изготовить используя схему умножителя напряжения (рис.1а). Подобная схема ионизатора очень технологична и не имеет трудоемких преобразовательных трансформаторов, допускает большой разброс параметров имеющихся в схеме элементов. Электрическая схема работает от сети 220 В, в ней используются конденсаторы C1...C9 типа МВМ емкостью 0,025...0,033 мкФ на напряжение не менее 500 В. Диоды D1...D9 - типа КД105, МД217, 2Д108А, Б либо другие на обратное напряжение не менее 600 В. Для развязки от сети и безопасной работы в схему включен резистор R2, что должно удовлетворять правилам эксплуатации электроустановок. Для индикации включенного состояния ионизатора может применяться любая малогабаритная газоразрядная лампа H1 типа МН-03 и ей подобные.

Излучатель ионов можно изготовить из фольгированного стеклотекстолита, размеры указаны на рис.1б. Рабочая площадка находится в середине замкнутого прямоугольного контура, расстояние между площадками - 3...5 мм. На среднюю площадку припаивают проволочные электроды - иглы длиной 5 мм, их концы надо слегка наклонить и приблизить к прямоугольнику. Электроды изготавливают из луженого провода диаметром 0,15...0,25 мм, их концы должны быть заострены в виде игл. Количество электродов - игл влияет на количество выделяемых ионов и течение определенного времени и поэтому подбирается опытным путем - в зависимости от условий и времени эксплуатации.

Следует помнить, что при работе ионизаторов воздуха создаются не только отрицательные ионы, но и побочные продукты, наиболее вреднодействующим из которых является атомарный кислород - озон. Предельно допустимая концентрация его в одном кубометре воздуха составляет 0,1 мг, поэтому при разработке таких устройств требуется установка в них реле времени, а в лучшем случае надо совместить его со счетчиком ионов или при эксплуатации вовремя отключать вручную. Внешний вид устройства показан на фото в приложении№3.

1.6.Достоинства и недостатки.

Несомненным преимуществом данного устройства является его благотворное влияние на самочувствие человека. А здоровье, как говорят в народе, ни за какие деньги не купишь!

В мордовском госуниверситете доказали, что ионизаторы воздуха положительно влияют на успеваемость студентов. Как сообщил научный сотрудник мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева Алексей Дмитриев, благотворное действие ионизаторов на результаты сессии отмечалось преподавателями университета и раньше, но оно не было подкреплено статистикой.
По словам Дмитриева, когда лабораторные работы, зачеты и экзамены сдавались в аудиториях, оборудованными люстрами Чижевского, впечатление о знаниях экзаменуемых, чем при работе без ионизаторов, оставалось более благоприятным.
"Казалось, что под влиянием ионизированного воздуха, студенты быстрее готовились к ответу, ускорялась реакция на задаваемые вопросы, а также у студентов возрастала уверенность в своих знаниях, - рассказал Дмитриев. – Такой эффект мог получиться за счет более высокой концентрации внимания и стимуляции деятельности мозга. В результате, сдача зачетов и экзаменов занимала меньше времени, а оценки были выше".
Эксперимент начался три года назад, когда преподаватели стали использовать для текущего и экзаменационного контроля знаний студентов тестовые программы. Они позволяют в автоматическом режиме, исключая субъективную оценку преподавателя, собирать статистику успеваемости.
Статистические данные в ходе эксперимента собирались по нескольким дисциплинам. В итоге ученые сделали выводы, что при проведении контрольных занятий в аудиториях, оборудованными ионизаторами воздуха, успеваемость студентов улучшается в среднем на 6,5%.
Наиболее высокий прирост положительных оценок приходится на среднеуспевающих студентов. Общее количество "четверок" возрастает на 10%, за счет уменьшения оценок "удовлетворительно". На 3% увеличивается количество высших баллов. Время на проведение тестовых опросов в среднем сокращается на 12%.
"Полученные результаты позволили нам рекомендовать использование ионизаторов воздуха в сессионный период, - сообщил ученый. - Однако для их внедрения в учебный процесс во время проверки знания учащихся потребуется немало вложений".
В планах мордовских ученых - изучить влияние ионизаторов на усвоение предлагаемого материала во время всего учебного процесса. По материалам регионального информационного агентства «INFO-RM».

Но не следует умалчивать о некоторых недостатках .

«Разбрасывание пыли» является косвенным эффектом работы любого ионизатора. Любой воздушный фильтр, использующий метод заряда воздуха, вначале ионизирует воздух отрицательным зарядом, а затем притягивает его на положительно-заряженный электрод. Вместе с воздухом заряжается и пыль, поэтому она оседает на этот электрод тоже. Через какое-то время нужно смывать пыль с этого осадительного электрода. Если работает ионизатор без осадительного электрода, то пыль оседает на все предметы, имеющие положительный заряд. Монитор сам по себе является мощным осадительным электродом, потому что его экран заряжен положительно (так работает электронная пушка внутри него), и поэтому очень сильно притягивает ионизированную пыль. Если включить рядом с монитором ионизатор, то Вы заметите, что на экране стала скапливаться пыль намного быстрее, чем раньше - это эффект работы осадительного электрода, которым стал экран. Да и пыль удалять с него проще, чем из пылесборника - просто нужно взять за правило протирать экран тряпочкой раз в 2-3 дня.

Также необходимо быть осторожнее, если в помещении имеются мобильные телефоны и т.д и т.п.

Для небольших помещений (до 60 куб. метров) использовать мощный ионизатор (типа классической Люстры Чижевского или других мощных) нецелесообразно, потому как в таких помещениях велик риск превышения допустимых уровней ионизации согласно . Высокие дозы ионизации можно применять ограниченное время и только по методикам Минздрава, то есть под наблюдением врача.

Можно ли курить при включенном ионизаторе?

Не рекомендуется: в табачном дыму находится около 2 тыс. химических соединений. При работе ионизатора они заряжаются, становятся более активными и, проникая в в организм, глубже внедряются в слизистые оболочки. Прокуренное помещение перед использованием ионизатора необходимо хорошо проветрить.

2.Заключение.

Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на организм человека, животных и растительность, наносит ущерб народному хозяйству, вызывает глубокие изменения в биосфере.

Антропогенное загрязнение атмосферы совсем не безобидно для человека. Загрязнители в виде газов и пыли попадают вместе с вдыхаемым воздухом в организм и оказывают на него непосредственное действие, вызывая отравления и различного рода заболевания. Так, при увеличении концентрации диоксида серы в окружающем воздухе повышается вероятность сердечнососудистых и легочных заболеваний, а бронхиальная астма -- наиболее частое заболевание, связанное с повышенным содержанием в воздухе диоксида серы. В районах с его повышенной концентрацией установлена повышенная смертность от бронхитов. При длительном воздействии угарного газа СО на человеческий организм нарушается функционирование центральной нервной системы. С увеличением запыленности атмосферы над крупными городами снижается прямая солнечная радиация, в их центрах солнечная суммарная радиация на 20 -- 50% ниже, чем в пригородах. Существенноуменьшается поступление ультрафиолетовых лучей, поэтому в воздухе увеличивается количество болезнетворных бактерий. А в запыленном воздухе резко возрастает число ядер конденсации воды. В результате туманных и облачных дней в крупных городах бывает в несколько раз больше, чем за их пределами.

Загрязненность атмосферы отрицательно сказывается и на растительности городов и их окрестностей. Промышленные газы воздействуют на ассимилирующий аппарат зеленых растений. Ониразрушают цитоплазму и хлоропласты в клетках листьев, угнетают деятельность устьиц, в 1,5 - 2 раза снижая интенсивность транспирации, фотосинтеза, разрушают корневую систему. Растения сигнализируют человеку о загрязнении природы, так как они первыми погибают вблизи крупных промышленных районов.

Поэтому, сегодня как вчера, и завтра, мы должны знать и помнить, что природа нуждается в помощи человека, а человек заинтересован в том, чтобы природа была здоровой. Человек должен знать, что любых мер по оздоровлению природы на сегодняшний день недостаточно, что необходимо постоянно совершенствовать и увеличивать качество мероприятий по охране окружающей среды. Это касается и правовой охраны атмосферы, когда законодательными и нормативными правовыми актами регламентируются вопросы природоохранной деятельности. Это и разработка и внедрение очистных фильтров, применение экологически безопасных источников энергии, безотходной технологии производства, борьба с выхлопными газами автомобилей, озеленение.

Мало того, необходимо, чтобы каждый из нас осознавал гражданскую ответственность по соблюдению правил, содействующих охране атмосферы.

Работая, над своим исследовательским проектом, я убедился в важности и неотложности решения проблемы защиты природы. Понял, что во мне как защитнике, нуждается моя планета Земля. Я узнал много интересного о физических, химических явлениях, протекающих в атмосфере, прикоснулся к более серьезным вопросам биологии. Я понял, что все явления взаимосвязаны, и невозможно отделить их друг от друга, природа – это единое целое.

Я научился проектировать и ставить небольшие эксперименты, в зависимости от выдвинутых мною гипотез и предположений, работая над определенной задачей. Изготавливая самодельные приборы и проводя эксперименты, мне стало понятно, насколько я еще мало знаю, и сколько мне предстоит изучить, чтобы объяснить наблюдаемые мною явления.

Прибор, который я изготовил, являются только повторением чьей-то изобретательской мысли, но я вскоре его намерен модернизировать, оснастив дополнительно датчиком движения, дабы он включался и выключался автоматически каждый раз, когда кто-то входил или выходил из помещения.

Свой прибор я с большим удовольствием демонстрировал своим родным и друзьям. Было очень приятно находиться в доме и дышать чистым воздухом. Чистый воздух - каждому дому!

Список литературы.

    Детская энциклопедия. Т 5 Техника и производство. М.: «Педагогика»1972.

    Основы методики преподавания физики. Под редакцией А. В Перышкина, В. Г Разумовского, В. А Фабриканта.. М. : «Просвещение»,1984.

    проблемы экономии электроэнергии и охрана окружающей среды [Электронный ресурс] : http :

    Журнал «Нетрадиционные источники энергии» . 2008. №4.

    Интернет-сайт «Дерево».

    Интернет-сайт «Схемки.ру».

Приложение.

Приложение №1.

Рисунок 1. Зависимость температуры от высоты

Приложение №2 .

Приложение №3 .

Приложение №4 .

Приложение №5 .

Вид проекта: исследовательский, ученическо-учительский.

Участники: Учащиеся 6 «Б» класса и руководитель проекта –

учитель биологии.

Проблема для учителя: Дети не умеют самостоятельно работать с

информацией, снижен познавательный интерес.

Цель: В ходе исследовательской работы научить учащихся поиску

и анализу информации.

Задачи: Закрепить знания у учащихся о составе и свойствах воздуха;

в поисках источников и причин загрязнения воздуха, воздействия

загрязнений на организм – научить учащихся систематизировать

информацию, выделять главное в материале.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУХА «Родная земля – самое великолепное Что нам дано для жизни. Её мы должны Возделывать, беречь и охранять всеми Силами своего существа.» К. Паустовский

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Определить и оценить влияние негативных ф акторов на здоровье человека. Задачи: - узнать, что такое загрязнение; - выяснить, какие источники загрязнения существуют; - собрать информацию о негативных факторах, влияющих на здоровье человека; - узнать причины загрязнения воздуха; - выводы.

Загрязнение – это чрезмерное количество отходов, содержащих вредные и ядовитые вещества, которые выбрасываются в окружающую среду.

Источники загрязнения воздуха Естественные Вулканизм Пыльные бури Лесные пожары Выветривание Разложение животных организмов Искусственные Промышленные предприятия Транспорт Теплоэнергетика Отопление жилищ Сельское хозяйство

Вулканизм

Лесные пожары

Транспорт

Промышленные предприятия, теплоэнергетика

Загрязнение воздуха табачным дымом

Табачный дым не только вдыхается курильщиком, но и загрязняет воздух. Атмосфера загрязняется никотином, угарным газом, смолами, а также аммиаком. В настоящее время в дым переводится 6 млн. т табачной продукции, а конкретнее: образуется 5000т угарного газа, 7000т синильной кислоты, 180000т никотина, 384000т аммиака, 6000т канцерогенных смол.

Загрязнение воздуха разложением бытовых отходов, грязными стоками воды

К чему это приведет?

Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью населения, способствует снижению качества жизни. Воздействие токсичных веществ, загрязняющих воздух вызывают такие заболевания как: - раковые заболевания - лейкемия - астма - эндокринные заболевания - респираторные, легочные заболевания - различные виды аллергии - сердечно-сосудистые заболевания - болезни органов чувств - негативное воздействие на нервную систему - снижение иммунитета и мн. др.

Как можно уменьшить загрязнение Законы должны установить стандарты, которые и должны соблюдать промышленные предприятия. Мусорные свалки можно покрывать почвой и высаживать на ней деревья и траву. Промышленные предприятия, выпускающие топливо, вносят в топливо изменения, благодаря которым при его сгорании в атмосферу выделяется меньше вредных веществ.

Локальные средства – высокие заводские трубы, выбрасывающие дым выше застоя воздуха. - Электрические фильтры для обеспыливания и установки для удаления серы из дыма. - Регулирование выхлопов автотранспорта. - Озеленение. - Использовать экологически чистые виды энергии: ветровую, солнечную.

ВЫВОД Источники загрязнения воздуха и здоровье человека – несовместимы.

МИР В НАШИХ РУКАХ!

Давайте бережно относится к планете на которой мы живем!!!

Литература: Владимиров А.М. и др. Охрана окружающей среды. Санкт-Петербург, Гидрометеоиздат, 1991г. Вронский В.А. Экология: Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997г. Дзятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. Часть 1. Иркутск: Издательство ИЧП «АРКОМ», 1994г. Интернет ресурсы: - ppt 4 web . ru / geografija / zagrjaznenie - atmosfery . html - ppt4web.ru/ ehkologija / zagrjaznenie-atmosfery 0.html - ppt4web.ru/ biologija / zagrjaznenie-atmosfery 1.html - ppt4web.ru/ ehkologija / zagrjaznenie-vozdukha . реьд - https:// www . google . ru / url ? sa = t & rct = j & q и др. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Экология/Под редакцией О.Г.Хинн, Москва:ООО «Издательство АСТ-ЛТД», Олимп,1998г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Деятельность человека неминуемо приводит к изменениям состава воздуха. С каждым историческим периодом развития они увеличиваются и приобретают глобальный характер. А воздух - это главный продукт потребления человечества. Его наличие - основное условие существования всего живого. Ведь без еды и воды человек проживет сравнительно долго. Без воздуха - 3-5 минут. Кроме того, чтобы жизнедеятельность человека проходила нормально, требуется воздух определенной чистоты. А отклонение его от нормы может привести к различным последствиям (от головокружения и плохого самочувствия до летального исхода). Поэтому забота о чистоте воздуха должна являться важной составляющей поступков каждого гражданина.

Можно практически до бесконечности перечислять источники загрязнения атмосферы. Основные - бурное развитие промышленности и сжигание огромного количества топлива, что наносит сильнейший вред природе и людям. В атмосфере происходит резкое накопление углекислого газа . С его переработкой не могут справиться легкие планеты - растения. В результате этого нарушается круговорот углерода, что вызывает экологический кризис. Загрязнение атмосферы стало глобальной проблемой человечества , которая особенно остро стоит в промышленно развитых странах. Ущерб, который нанесло человечество само себе, огромен. Он постоянно возрастает и не поддается возмещению.

Минеральная (извержения вулканов), органическая (останки животных) и космическая (остатки метеоритов) пыль; промышленные (например, цементного завода), транспортные (авто-, авиа-, ж/д транспорта) и бытовые выбросы... Дальше продолжать? Это все в воздухе! Дышите глубже.

Самыми распространенными искусственными загрязнителями воздуха являются продукты сгорания серосодержащего топлива (угля, нефтепродуктов, газа), выхлопные газы автотранспорта (до 30% всех загрязнений), радиоактивное загрязнение, а также пестициды и инсектициды. Не следует забывать и о фреонах. Они разрушают озоновый слой и входят в состав большинства аэрозолей.

Особенно сильно загрязняют атмосферный воздух промышленные выбросы, которые зависят от вида топлива (твердое, жидкое или газообразное) и способов его сожжения. Остатками от топлива после сгорания являются зола, сажа и пыль, не считая образовавшихся вредных газов (оксидов углерода, азота, серы). Эти продукты сгорания образуют промышленную пыль, которая долго держится в воздухе. Поднимаясь в верхние слои атмосферы, она выпадает на землю в виде кислотных дождей.

Это глобально. А локально: мебель содержит фенолформальдегидную смолу, которая распадается на формальдегид и фенол. Зимой на строительстве в цемент добавляют карбамид, который в последствии разлагается и выделяет аммиак. Зачем? Чтобы цемент не замерзал. И так далее.

Виноград

    В садах и на при­усадебных участках можно подобрать для посадки винограда место потеп­лее, например, с солнечной сторо­ны дома, садового павильона, ве­ранды. Рекомен­дуется высаживать виноград вдоль границы участка. Сформирован­ные в одну линию виноградные лозы не займут много места и в то же время бу­дут хорошо освещаться со всех сторон. Возле построек виноград надо размещать так, чтобы на не­го не попадала вода, стекающая с крыш. На ровных местах надо де­лать гряды с хорошим стоком за счет водоотводных борозд. Некоторые садоводы по опыту своих коллег из западных районов страны копают глубокие посадоч­ные ямы и заполняют их органи­ческими удобрениями и удобрен­ной землей. Ямы, выкопанные в во­донепроницаемой глине, - это сво­его рода замкнутый сосуд, кото­рый в период муссонных дождей заполняется водой. В плодородной земле корневая система винограда первое время хорошо развивает­ся, но как только начинается пере­увлажнение, она задыхается. Глу­бокие ямы могут играть положи­тельную роль на почвах, где обес­печен хороший естественный дре­наж, водопроницаемая подпочва или возможен мелиоративный ис­кусственный дренаж. Посадка винограда

    Быстро восстановить отживший куст винограда можно методом от­водков («катавлак»). С этой це­лью здоровые лозы соседнего ку­ста укладывают в канавки, про­копанные до места, где раньше произрастал погибший куст, и при­сыпают землей. На поверхность выводят верхушку, из которой по­том вырастает новый куст. Одре­весневшие лозы на отводки укла­дывают весной, а зеленые - в июле. От маточного куста их не отделяют в течение двух-трех лет. Замерзший или очень старый куст можно восстановить посред­ством короткой обрезки до здоро­вых надземных частей или обрез­ки на «черную головку» подзем­ного штамба. В последнем случае подземный штамб освобождают от земли и целиком спиливают. Неда­леко от поверхности из спящих почек вырастают новые побеги, за счет которых формируют новый куст. Запущенные и сильно повреж­денные морозом кусты винограда восстанав­ливают за счет более сильных жи­ровых побегов, образующихся в нижней части старой древесины, и удаления ослабленных рукавов. Но прежде чем удалить рукав, формируют ему замену. Уход за виноградом

    Садоводу, приступающему к выращиванию винограда, надо хо­рошо изучить строение виноградной лозы и биоло­гию этого интереснейшего расте­ния. Виноград относится к лиановым (лазящим) растениям, для него нужна опора. Но он может сте­литься по земле и укореняться, как это наблюдается у амурского винограда в дикорастущем состоя­нии. Корни и надземная часть стебля растут быстро, сильно вет­вятся и достигают больших раз­меров. В естественных условиях без вмешательства человека выраста­ет разветвленный куст винограда со множе­ством лоз различных порядков, который поздно вступает в пло­доношение и нерегулярно дает урожай. В культуре виноград формируют, придают кустам удоб­ную для ухода форму, обеспечи­вающую высокий урожай качест­венных гроздей. Виноградная лоза

Лимонник

    В литературе, посвященной вьющимся растениям-лианам, излишне ус­ложняются способы подготовки посадочных ям и сама посадка. Предлагается копать траншеи и ямы глубиной до 80 см, заклады­вать дренаж из битого кирпича, черепков, устанавливать трубу к дренажу для питания, засыпать особой землей и т. д. При посадке нескольких кустов в коллективных садах еще возмож­на подобная подготовка; но реко­мендуемая глубина ямы не подхо­дит для Дальнего Востока, где мощность корнеобитаемого слоя в лучшем случае достигает 30 см и он подстилается чаще всего во­донепроницаемой подпочвой. Ка­кой бы ни закладывался дренаж, но глубокая яма неизбежно ока­жется закрытым сосудом, где бу­дет скапливаться вода в период муссонных дождей, а это повлечет за собой выпревание и загнивание корней от недостатка воздуха. Да и корни лиан актинидий и лимонника, как это уже отмеча­лось, распространяются в тайге в поверхностном слое почвы. Посадка лимонника

    Лимонник китайский, или схизандра, имеет несколько названий - лимонное дерево, красный вино­град, гомиша (японское), кочинта, кодзянта (нанайское), кольчита (ульчское), усимтя (удэгейское), учампу (орочское). По строению, системному родству, центру происхождения и распространению лимонник китайский не име­ет ничего общего с настоящим цит­русовым растением лимоном, но все его органы (корни, побеги, ли­стья, цветки, ягоды) источают аромат лимона, отсюда и название лимонника. Цепляющаяся или об­вивающая опору лиана лимонника наряду с амурским виноградом, тремя видами актинидий является оригинальным растением дальнево­сточной тайги. Его плоды, как и настоящего ли­мона, излишне кислые для потреб­ления в свежем виде, но они об­ладают лечебными свойствами, приятным ароматом, и это при­влекло к нему большое внимание. Вкус ягод лимонника китайского несколько улучшается после заморозков. Ме­стные охотники, потребляющие та­кие плоды, утверждают, что они снимают усталость, сообщают ор­ганизму бодрость и улучшают зре­ние. В сводной китайской фарма­копее, составленной еще в 1596 го­ду, говорится: "плод китайского ли­монника имеет пять вкусов, отне­сен к первой категории лекарст­венных веществ. Мякоть у лимон­ника кислая и сладкая, семена горько-вяжущие, а в целом вкус плода солоноватый. Таким обра­зом, в нем все пять вкусов нали­цо". Вырастить лимонник

Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»

слайд 1
Преподаватель-методист Ткаченко Т. В.
Цели:
- Экологическое воспитание;
- Вовлечение студентов в экологическую деятельность;
- Формирование активной личности.

Задачи:
- Ознакомиться с источниками загрязнения атмосферы;
- Изучить влияние загрязнителей на здоровье человека;
- Рассмотреть методы борьбы с загрязнением атмосферы;
- Внести посильный вклад в борьбу за чистоту атмосферного воздуха.

Предисловие
Современный экологический кризис можно охарактеризовать многочисленными количественными показателями. Известно, что за последний век численность населения выросла больше, чем вчетверо, и превысила 7 млрд.человек. Но, в сравнении с ростом населения, потребление человечеством природных ресурсов растет еще более стремительными темпами: в 2005 году потребление материалов в сравнении с 1900 годом увеличилось в 10 раз, а энергии – в 15 раз. Такие высокие темпы использования природных ресурсов привели к тому, что человек эксплуатирует более чем 55% суши и около 13% речных вод, а скорость сведения лесов достигает 18 млн. га за год. В результате застройки территорий, добычи полезных ископаемых, опустынивания, засоления почв человечество ежегодно теряет больше 50 тыс. кв. км земель, пригодных для сельскохозяйственного использования, что усиливает еще больше проблему обеспечения продуктами питания растущего населения. Примеры негативного влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду можно продолжать и дальше.
Преодоление экологического кризиса связывается прежде всего с духовным оздоровлением общества, с переходом к новым принципам взаимоотношений человека и природы, к новой системе человеческих ценностей и умного ограничения человеческих потребностей до розумного уровня. Общество заинтересовано в формировании у всех своих членов экологического мировоззрения, которое основывается на осознании необходимости сохранения для жизни оптимальной естественной среды существования, то есть биосферы.
Возможность выживания человечества зависит от того, как оно восстановит естественную среду на большей части территории планеты. Самым главным заданием человечества является не только уменьшение загрязнений окружающей среды, но и сохранение естественной биоты планеты, как на суше, так и в пределах Мирового океана, сохранения и воссоздания биологического многообразия. В третьем тысячелетии новой философией жизни человека должно стать понимание того, что он является частью единой человеческой семьи, планетарного братства, с высокой экологической культурой, в основе которой лежит знание и соблюдение законов развития биосферы. Мы должны осознать, что цивилизация возникла в биосфере, является ее частью и изолировано существовать не может. Экологическая культура предусматривает понимание законов развития и стойкости биосферы, знание законов и принципов биотической регуляции окружающей среды, поддержания стойкости окружающей естественной среды природными биологическими группировками биосферы.
Эта философия предусматривает необходимость решения таких глобальных проблем как сохранение уцелевших и возобновление до уровня естественной производительности многочисленных деформированных экосистем, рационализация потребления, экологизация производства, стабилизация численности населения. Главным фактором, который должен помочь в решении отмеченных проблем, должен стать сознательный человек со сформированным экологическим мышлением.
Чтобы сохранить биосферу для следующих поколений, экологический человек должен исправить вековую ошибку общения с природой, в основе которого лежало потребительское отношение, стремление ее покорить. Для реализации экологического подхода к развитию взаимоотношений общества и природы нужно готовить специально обученных и экологически воспитанных профессионалов в разных сферах человеческой деятельности, создав целостную систему экологического образования, направленную на организацию процесса приобретения знаний, умений и навыков, в сфере экологии. Особенно актуально это для Украины с её угрожающим состоянием окружающей среды.

Вступление
Одним из важных заданий образования есть воспитание экологического сознания у студентов, подготовка их к решению проблем реальной жизни, формирование чувства ответственности, общественной активности, самостоятельности, а также приобретение глубоких, всесторонних знаний. Чтобы подготовить экологически компетентных специалистов, воспитать активную гражданскую позицию у молодежи, не достаточно изучения теории. Важной частью учебы и воспитания является привлечение студентов к решению тех проблем, которые являются актуальными для нашего города.
Например, это может быть участие в экологическом проекте. Участие само по себе уже является развитием. Цель развития – быть свободным и способным делать выбор и принимать решение, быть компетентным, ответственным человеком, уметь самоопределиться и самореализоваться, делать обоснованные выводы о состоянии окружающей среды. Осознание, что большие дела начинаются с маленьких поступков (посаженного дерева), способствует не только конкретным действиям, но и приобретению позитивного опыта общественного соучастия.
Привлечение студентов к активной деятельности должно стать для них первым шагом к осознанию, что даже небольшая общественная группа сознательных граждан может сделать реальный взнос в решение важных мировых проблем, изменить состояние нашей планеты к лучшему, начав со своей малой родины, своего родного города.
Взяв себе за основу необходимость воплощения в жизнь вышеназванных утверждений, я решила начать работу над экологическим проектом «Атмосфере – чистый воздух», прибавив к изучению теоретического материала практическую деятельность студентов, направленную на глубокое изучение проблем атмосферы и посильную борьбу за ее сохранение. Так появился экологический проект. К участию в его реализации были привлечены студенты первого, второго и третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых».

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

Цели проекта:
- формирование личности, которая способна сознательно, творчески, активно влиять на окружающий мир;
- привитие студентам инициативы, самостоятельности, веры в свои силы;
- содействие формированию активной жизненной позиции;
- осуществление просветительской работы в области экологии;
- привлечение студентов к практической деятельности по решению проблем окружающей среды местного значения.

Задачи проекта :
Ознакомить студентов:
- с источниками и видами загрязнения атмосферного воздуха, в том числе в Кривом Роге;
- негативными явлениями и процессами, которые происходят в атмосфере в связи с ее загрязнением;
- влиянием загрязнителей на окружающую среду и здоровье человека;
- мероприятиями по охране воздуха от загрязнения;
- законом Украины об охране атмосферного воздуха.

Научить студентов:
- самостоятельно прорабатывать материал с помощью учебников, дополнительной литературы, средств массовой информации, электронных пособий и видеоматериалов;
- исследовать экологические проблемы и определять свое отношение к ним;
- работать творчески, индивидуально и в группе;
- планировать свою деятельность;
- реализовывать на практике свой план действий;
- контактировать с представителями разных организаций, средствами массовой информации, гражданами;
- представлять результаты собственной деятельности и оценивать ее.

Методы реализации

В основу экологического проекта положена методика педагогического сотрудничества и интерактивные методы учебы:
- поисковая работа; - исследовательская аобота;
- наблюдение; - индивидуальное и групповое сотрудничество;
- мозговой штурм; - работа со статистическими материалами;
- анализ ситуаций; - пирамида (круг) идей или дерево решений;
- займи позицию; - постановка проблемной ситуации;
- опорные схемы; - элементы тренинга, тестирование;
- экспресс-анкета; - самостоятельная работа;
- использование авторской песни и поэзии (суггестивное обучение);
- использование информационных технологий;

Организация деятельности
В реализации проекта принимают участие студенты первого, второго, третьего курсов специальности «Прикладная экология» и студенты второго курса специальности «Обогащение полезных ископаемых». В рамках экологического проекта происходит приобретение опыта просветительской деятельности в области экологии. Студенты сотрудничают в парах, группах, выполняют индивидуальные задания.
Длительность проекта с октября по май включительно. Он охватывает территорию микрорайона Ингулец, ПГТ Широкое, с. Зеленое. Учитывались как реальная подготовка студентов, так и их потенциальные возможности и индивидуальные способности.

Помощь взрослых
Такая форма деятельности студентов нуждается в квалифицированной и постоянной помощи преподавателя, который выступает в роли руководителя-консультанта, советчика. К проекту также привлечены родители, представители экологической службы города, служащие санстанции, которые принимают участие в проекте на правах консультантов и экспертов.

Преподаватель помогает в :
- планировании деятельности;
- выборе оптимальных способов решения проблемы;
- прогнозировании результатов деятельности;
- приобретении опыта деловой коммуникации;
- сравнении полученных результатов с запланированными;
- поиске источников информации;
- объективной оценке деятельности.

Другие взрослые помогают в:
- сборе материалов;
- обработке статистических данных;
- анализе информации.

Ожидаемые результаты проекта :
- рост экологического сознания;
- активная гражданская позиция;

Знание проблем атмосферы, которые возникли под воздействием антропогенных факторов, в том числе в нашем городе;
- знание мероприятий по борьбе с загрязнением атмосферного воздуха;
- знание Закона об охране воздушного бассейна;
- высаживание саженцев крымской сосны и дуба в Широковском лесничестве;
- осознание необходимости экологического выбора;
- понимание ценности и неповторимости природной среды, отношения к природе, как к живому существу;
- умение находить правильные решения для улучшения экологической ситуации;
- умение сопоставлять возможности и интересы;
- навыки эффективного общения, участия в жизни общества;
- навыки владения методикой проведения деловых встреч;
- распространение экологических знаний среди жителей города;
- рост самостоятельности, инициативности, развитие креативного мышления;
- развитие творческих способностей.

В процессе работы над проектом у студентов формируются навыки и практические умения, а именно:
- креативное мышление (умение оценивать разные источники информации под критическим углом зрения, различать правдивую информацию, преодолевать стереотипы и предубеждения, находить нестандартне пути решения проблем);
- навыки сотрудничества (умение сотрудничать с другими участниками в процессе общего выполнения заданий и поиска выходов из проблемных ситуаций);
- перспективное видение, развитие воображения (умение представлять более благоприятное состояние окружающей среды в будущем и желание его улучить);
- толерантность (навыки взвешенного решения проблем);
- общественная активность (эффективное сотрудничество с жителями города); - коммуникативность (овладение культурой общения, языковой этикой, обогащение словарного запаса);
- понимание того, что одно большое дело состоит из многих маленьких, и каждый человек может влиять на глобальные процессы.

Мотивация проекта:
- возможность творческой самореализации;
- осознание собственной нужности в деятельности, направленной на защиту и сохранение природы;
- чувство ответственности за свою гражданскую позицию;
- возможность улучшения экологической ситуации, красоты природы;
- осознание значения охраны и сохранения природы;
- понимание связи здоровья человека с факторами окружающей среды;
- получение удовлетворения от успешного достижения поставленной цели.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Первый этап. Подготовительный

Изучение экологических проблем и выбор проблемы для проекта
Целью этого этапа является определение студентами проблемы для реализации проекта и основных ее вопросов.
Методом обсуждения студенты определили проблему, наиболее актуальную для нашего города, интересную и доступную для реализации - это загрязнение воздушного бассейна, и мероприятия, направленные на борьбу с ним. Проект получил название «Атмосфере – чистый воздух».
слайд 2

Преподаватель помогает студентам:
- понять актуальность выбранной проблемы;
- знакомит студентов с сутью проектной технологии, объясняет характер работы, ее цель;
- мотивирует студентов к последующей деятельности через приобретение необходимых в жизни знаний и навыков (сделать хорошее дело, быть сознательным гражданином, вести просветительскую и практическую работу, направленную на улучшение экологической ситуации).

Качественная реализация проекта в большой мере зависит от предыдущей подготовки и компетентности студентов, то есть наличия у них определенных знаний и умений, а также их желания активно работать.
С целью подготовки студентов к будущей деятельности целесообразно определить круг вопросов для сбора информации:
- негативные процессы в атмосфере планеты, их причины и проявления;
- источники загрязнения атмосферного воздуха в нашем городе;
- основные загрязнители воздуха и их влияние на окружающую среду и здоровье людей;
- мероприятия по борьбе с загрязнением воздуха, в том числе в нашем городе;
- возможные виды деятельности, направленные на внесение собственного вклада в решение проблем.

Второй этап. Изучение проблемы

Целью работы на этом этапе является сбор информации, которая разносторонне характеризует проблему и доказывает ее актуальность.

Для этого необходимо:
- определить возможные источники информации;
- определить территорию реализации проекта;
- выбрать методы исследования и поиска информации;
- разделить обязанности относительно сбора и проработки информации;
- разделиться на исследовательские группы;
- ознакомиться с правилами сбора информации;
- ознакомиться с технологией проведения опроса и анкетирования. слайд 3

Рекомендации:
- источники информации должны быть разнообразными (библиотеки, редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк» « Ингулецкий вестник», партия зеленых, Криворожская региональная экологическая инспекция, экологическая служба ПРАТ «ИНГОК», сан станция, Интернет и тому подобное);
- критический анализ и сравнение информации из разных источников;

Третий этап. Анализ информации. Выбор направлений деятельности

Цель этапа – определить способ решения проблемы, выбор форм и методов работы, планирование деятельности.

Рекомендации:
Складывается список дел, которые необходимо сделать в ходе выполнения проекта.
Такими делами стали:
1. Написание и распространение листовок-обращений к жителям города:
- объяснение вредности сжигания мусора и опавших листьев для состояния атмосферы;
- привлечение внимания к проблеме вырубки хвойных деревьев к новогодним праздникам;
- пропаганда отказа от курения;
- призыв приложить усилия к озеленению города;
- обращение к водителям, отрегулировать автомобильные двигатели, соответственно экологическим требованиям.
2. Выставка искусственных ёлок.
3. Написание писем экологического содержания в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник» и газету колледжа «Горнячок» с целью их опубликования.
4. Социальное анкетирование населения с целью выявления уровня его экологической грамотности;
5. Подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и здоровью, сообщение информации студентам колледжа (стенная газета «Молния»).
6. Установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, отдела экологии ПРАТ «ИНГОК», сан станции с целью получения информации и приглашения их к участию в проекте.
7. Поиск людей, заинтересованных в улучшении экологической ситуации и приглашение их к участию в проекте.
8. Установление связи с Широковским лесничеством и предложение помощи во время высадки леса (весной).
9. Принятие участия в озеленении территории города и колледжа (весной).
10. Ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха.
11. Выпуск стенной газеты по теме проекта с целью ее использования во время недели экологии.
12. Создание стенной газеты «Экологический досуг» по теме проекта.
13. Изучение, анализ и подготовка теоретического материала, для проведения открытого занятия и конференции.
14. Создание презентаций.
15. Проведение открытого занятия «Проблемы атмосферы и пути их решения».
16. Проведение конференции по теме « Проблемы атмосферы Кривбасса».
17. Выступления перед учащимися школ 114, 127 и студентами колледжа по материалам проекта с целью повышения их экологического сознания.

Четвёртый этап. Наши действия. Решение проблемы

Цель этапа: этап предусматривает реализацию избранного варианта действий
методом организации соответствующих мероприятий:

слайд 4
- написание и распространение открыток-обращений к жителям города по теме проекта;
- написание писем в редакции газет «Пульс региона», «Красный горняк», «Ингулецкий вестник», газету колледжа «Горнячок»;
- анкетирование жителей Ингульца с целью выявления уровня экологической грамотности населения, анализ анкет;
- подсчет количества студентов, которые курят, определение масштабов вреда, который они наносят атмосфере и собственному здоровью, сообщение информации студентам колледжа;
- установление связи с представителями партии зеленых, Криворожской региональной экологической инспекции, экологического отдела ПРАТ «ИНГОК», сан станции, с целью получения информации и приглашения их к
участию в конференции, посвященной вопросом экологического состояния города;
- ознакомление с законом Украины об охране атмосферного воздуха;
- создание стенной газеты « Экологический досуг» по теме проекта;
- создание презентаций и электронного варианта газеты с целью их размещения в Интернете на сайте колледжа.

Студенты раздавали обращения и экологические памятки жителям города, расклеивали листовки, проводили анкетирование.

Пятый этап. Презентация проекта

Цель этапа: - обработка и оформление результатов выполнения проекта:
- представление результатов выполненной работы во время подведения итогов;
- использование собранных материалов во время проведения конференции.

На этом этапе происходит презентация исследований перед широкой аудиторией, кроме тех мероприятий, которые должны выполняться позже по времени (работа в лесничестве, выступления перед школьниками и студентами).
а) проводится открытое занятие «Проблемы атмосферы и их решение».

Во время открытого занятия студенты:
- выступают, знакомя аудиторию с результатами исследования проблемы (теоретическим материалом);
- проводят тренинг, тестирование;
- показывают презентации, создают стенной и электронный варианты газеты;
- исполняют авторские песни и стихотворения, написанные по теме проекта;
- собирают папку с материалами выполненной работы;
- для резерва времени используется материал газеты «Экологический досуг.

Б) проводится региональная конференция по теме «Экологические проблемы нашего города», к участию в которой приглашаются студенты учебных заведений I и II уровней аккредитации Южного региона, работники Криворожской региональной экологической инспекции и экологического отдела Ингулецкого горнообогатительного комбината. На конференции студенты выступают с докладом о состоянии атмосферного воздуха в нашем городе и рассказывают о мероприятиях, направленных на борьбу с его загрязнением.

Шестой этап. Практический

Участие в посадке новых участков леса в Широковском лесничестве и озеленении территории колледжа, города

Цель этапа: принять непосредственное личное участие в озеленении города и возобновлении площади лесных насаждений .

Этот этап проекта был проведен весной по договоренности с представителями Широковского лесничества и цеха озеленения ПРАТ «ИНГОК».

Седьмой этап. Подведение итогов

слайд 10
Оценка результативности проекта

Цель этапа:
- исследование общественного мнения об актуальности и целесообразности проекта;
- оценивание результатов, учитывая начальные цели;
- обобщение полученного опыта, определение позитивных достижений и недостатков;
- обсуждение, во время которого студенты должны были оценить проектную деятельность в целом и личный взнос каждого в общее дело;
- рефлексия: впечатление от участия в проекте.

Информация о достижениях
- высадка саженцев в Широковском лесничестве; слайд 11
- проведение акций «Сохрани ёлку», «Не жгите листья», «Обращение к водителям», «Экологические привычки»; слайды 5, 6, 7
- озеленение территории колледжа;
- конференция по вопросам экологического состояния нашего города;
- налаживание связей с работниками Криворожской государственной экологической инспекции и экологического отдела ПРАТ «ИНГОК»;
- ознакомление с законом «Об охране атмосферного воздуха»;
- выпуск стенгазет экологического содержания;
- создание презентаций;
- написание стихотворений и гимна экологов;
- анкетирование обитателей Ингульца; слайды 8, 9
- пропаганда здорового образа жизни.

ГИМН ЭКОЛОГА слова и музыка Ткаченко Т. В.
За нашу уязвимую планету,

Планета наша в космосе одна,
Второй такой мы до сих пор не знаем,
И синь небес, и моря глубина,
Прекрасны – все мы это понимаем.
Простор лесов, и шелест трав степных,
И птичий пилотаж безумно сложный,
Мы любим, только с каждым годом их
Всё меньше – разве это не тревожно?
Припев:
Прекрасны горы, реки и поля,
Планета их любовно создавала,
Но вот смертельно ранена Земля,
Остановитесь, что же вам всё мало!
Над Фукусимой плавится закат,
И льды полярные безмолвно тают,
Бьет колокол Чернобыля в набат,
Вглядитесь же – природа умирает!

Припев: Эколог отвечает за весь мир,
За нашу уязвимую планету,
И слышит крик встревоженный эфир:
- О, человечность, где ты, где ты, где ты?
Источники
1. Коберник О. Проективная педагогика и национальная школа. О.
Коберник. Путь образования. ‒ 2000. ‒ №1. ‒ С.7-9.
2. Курицина В. Н. Метод проектов: вчера, сегодня, завтра.
Образовательная технология как система, объединяющая теорию,
практику и искусство. Воронеж: ВГПУ, 2000. С.59-63.
3. Лицей международных ведомостей. Сборник 41. Метод проектов,
традиций, перспектив. Киев, 2003.
4. Мастер-класс. «Организация проектной деятельности». Москва, «ВАКО»,
2007.
5. Образовательные технологии:учебно-метод. Пособие. [Пехота О.М.,
Киктенко А.З., Любарская А. М. и др.]; за редакторшу О.М. Пехоти. ИС:
Изд-во А.С.К., 2003.
6. Осмоловский А. От ученого проекта к социальной самореализации
личности. А.Осмоловский, Л.Василенко. Путь образования. – 2000. ‒ №2.
С.34- 37.
7. Проекты. «Открытый урок» № 4,5, 2008.
8. Савченко Л. А. Проектная деятельность в практике высшей педагогической школы.
9. Что такое проект? / Е. Полат, И.Петрова, М. Бухаркина, М. Моисеева.

Презентация на тему: Экологический проект «Атмосфере - чистый воздух»