Чем отличается православная церковь от старообрядческой. Чем староверы отличаются от православных на самом деле (2 фото)

Видно не все знают, что такие шаги Русская Православная церковь уже сделала четверть века назад. На Поместном Соборе Русской православной Церкви 1971г. было утверждено решение Патриаршего Священного Синода от 23/10 апреля 1929г. о “признании старых русских обрядов спасительными, как и новых обрядов, и равночестных им... об отвержении и вменении, яко не бывших порицательных выражений, относящихся к старым обрядам и, в особенности, к двуперстию, где бы они не встречались и кем бы они не изрекались...об упразднении клятв Московского Собора 1656г. и Большого московского Собора 1667г., наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православно верующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие...”

Таким образом, Русская Православная церковь повернулась лицом к старообрядчеству в стремлении преодолеть раскол, возникший 300 лет назад.
Все знают, что причиною раскола послужили церковные реформы, проводившиеся патриархом Никоном. Чем они были вызваны? Состояние церкви после Смутного времени было плачевным. Обеспокоенность за сохранение благочестия на Руси нашла выражение в деятельности кружка “ревнителей благочестия”, в который среди прочих входил царь Алексей Михайлович, архимандрит Никон (будущий патриарх), протопоп Аввакум (главный поборник старообрядчества) и другие. Среди прочих вопросов ставился и вопрос о «правке» рукописных богослужебных книг для подготовки текста к книгопечатанию. Были найдены противоречия в различных книгах то ли по вине переводчиков, то ли переписчиков, и с целью унификации текста, принято решение выверить его с греческими оригиналами. Вопрос был только в том, насколько бережно и осторожно провести эту работу и другие церковные преобразования. И тут чисто церковные дела стали сферой политических интересов.

Усилилась борьба за централизацию власти, что отмечалось еще при Иоанне Грозном, а было завершено при Петре I. Тактикой царя Алексея было выдвигать сильных людей, которые брали на себя весь удар, а потом смещать их. На первых порах это были бояре Морозовы, затем их сменил патриарх Никон, которому вначале царь дал неограниченную власть. Но позднее представил на церковный суд, лишив всего, и отправил в ссылку. Церковная реформа проводилась силовыми методами, поддержка ее считалась признаком лояльности царской власти, с несогласными жестоко расправлялись как с бунтарями против царя. За короткий срок было изолировано, а потом уничтожено все старообрядческое духовенство. Последний оплот старообрядчества - Соловецкий монастырь, как вражескую крепость брал штурмом военный флот. Разгром русской православной церкви продолжался и при Петре I. Жестоко преследовались старообрядцы, не принявшие западнических реформ, не менее жестоко православные священнослужители и монахи. Петр I перестал доверять русскому духовенству, и на руководящие должности в церкви были призваны иерархи из Украины. Украинское духовенство сохраняло чистоту Православия в условиях католического засилия. Однако, западное влияние сказалось на внешних обрядах: схоластичном богословии, стиле иконописания, пения и т.д. Тем не менее, благодаря мудрости первоиерарха митрополита Стефана, Петру I не удалось до конца выполнить свой замысел превратить церковь по образцу протестантских государств в одно из государственных ведомств. Несмотря на упразднение Патриаршества и установление вместо него власти Священного Синода во главе с обер-прокурором, олицетворявшем власть царя, церковь сохранила в главном свою духовную самостоятельность. Начался 200-летний Синодальный период Русской церковной истории, закончившийся только после революции 1917 года, когда было восстановлено патриаршество. В этот период продолжалась секуляризация (отпадение от церкви) общества, массовые массонско-просветительские увлечения и т.д. К началу XIX века большая часть аристократии и аристократической интеллигенции были пропитаны массонством и западничеством. Даже император Павел I был гроссмейстером мальтийского Ордена. Таким образом, многие современные церковные историки и деятели русской культуры считают церковный раскол Русской Православной Церкви и алексеево-никоновско-петровские реформы губительными для русского православного благочестия.

Как же сложилась судьба старообрядчества? В старообрядчество ушли люди, приверженные старым устоям жизни, часто сильные и волевые по характеру, что и дало им возможность выстоять в условиях жестокого натиска со стороны государства. Долгое время старообрядчество выделялось высокими моральными качествами, трезвостью, сохранением традиционного старинного склада жизни, устойчивыми семьями, почитанием родителей. Огромное влияние старообрядчество оказало на русскую хозяйственную жизнь, промышленность, торговлю, сельское хозяйство. Например, к XIX веку значительная часть российского капитала находилась в руках старообрядцев. Старообрядцами были крупнейшие династии российских промышленников и торговцев. Старообрядчество воспитывало в своих последователях энергию и жизненную устойчивость. Старообрядческие семьи отличала особая бережливость, домовитость, честность и верность слову. Многие обычаи старообрядцев, хотя и носили религиозное обоснование, но, по сути дела, были проявлением практической мудрости. Например, выделение посуды, запрет пить воду в бане, запрет в колодце черпать воду своим ведром, пить из ведерного ковша и т.д. Все это важные гигиенические запреты, часто спасавшие старообрядцев от эпидемий. Член Государственной Думы Уваров писал в начале нашего века: “Когда вы проезжаете по деревне далекой и глухой и видите хорошие дома, богатые постройки, людей не пьяных, занятых работой, людей, нравственных и трезвых, вы всегда можете сказать вперед - старообрядцы”. Эта характеристика православного исследователя совершенно подходила и старообрядцам Горного Алтая, что было отмечено многими авторами. Так в начале века православный священник Катанды с горечью пишет о религиозном безразличии и часто низком уровне местных жителей, считавших себя православными и противопоставляет им старообрядцев, крепко соблюдавших свою веру и поведением своим подтверждавших ее.

Старообрядчество, особенно беспоповцы, сохраняя старинную культуру, нередко оберегали то, что корнями уходило еще в дохристианскую Русь. Например, обычай вместо освящения воды в храме брать ее в Крещенскую ночь из природных источников, освящение посуды проточной водой и т.д. Также и поморский обычай «христосования с природой», пение особым образом «Христос Воскресе», чтобы вызвать эхо в лесу, поле, водных источниках. Обычай на Радоницу совершать обряд «свистопляски», т.е.под переливчатое пение особых глиняных свистулек в старинных одеждах с пением пасхальных стихир совершать хороводный крестный ход вокруг кладбищ и т.д.

Старообрядческая культура привлекала и привлекает внимание многих отечественных исследователей, которые говорят об особой ценности ее для русского народа.
Что же в отношении религиозной жизни? Раскол от Русской православной церкви имел последствия продолжающихся трещин в среде самих старообрядцев, в результате чего образовалось полсотни «толков», не признающих друг друга и относящихся друг к другу часто с еще большим отрицанием, чем к «новообрядцам». Часть старообрядцев обрели в Австрии изверженного из сана по политическим соображениям епископа и, вопреки каноническим правилам, создали духовенство Белокриницкого Австрийского согласия, ныне возглавляемого Старообрядческим Архиепископом Московским и всея Руси.

Но многие старообрядцы этого не приняли. Другая часть старообрядцев принимала священников, рукоположенных в православной церкви, так называемых «беглопоповцев». После революции к ним из обновленчества перешел епископ, с тех пор это Древнеправославная церковь, возглавляемая Архиепископом Новозыбсковским и всея Руси, не признающая других старообрядцев. Но только половина старообрядцев тем или иным способом восстановили церковную организацию, другие же стали беспоповцами. Различные группы беспоповцев возглавлялись наставниками, которые вносили свои правила, не принимаемые другими. Так и образовалось около 50 толков, каждый из которых только свои обычаи считает верными, а других - «антихристовыми». К настоящему времени большинство толков вымерло и осталось их около десятка. Наиболее известные среди оставшихся: поморский, кержацкий, рижский, гребенщиковский, федоровский, федосеевский, семейственных.

Характерный эпизод приводит один исследователь старообрядчества:
«В одной деревне произошел разговор со старухой:
- Как вы молитесь?
- А я с этими старообрядцами не молюсь, потому что мы другого толка, очень редкого, так что осталась только я, да и один дед из соседней деревни.
- А в чем же ваше отличие?
- Этого я и сама не помню, а только знаю, что с местными старообрядцами молиться грех!»

Сходный эпизод произошел недавно и в наших местах. Перевезли бабушку-старообрядку в новую деревню, где она вскоре умерла. Местные старообрядцы отказались ее отпевать, так как сомневались в чистоте ее веры: «с нами не молилась».
Итак, с чем же мы пришли к сегодняшнему дню? Русская Православная Церковь, несмотря на все издержки и ошибки, сохранила главное: благодатно-литургическую жизнь, установленную Самим Господом Иисусом Христом (Ин.6) и Апостолами. Тем самым в главном не изменила Евангельской Правде. Доказательством этого является богатейшее богословское наследие последних столетий после раскола, в том числе и нашего времени. Главное же доказательство благодатной спасительности пути Русской Церкви - многочисленные примеры святости, известные в России и по всему миру. Преп. Паисий Величковский возродил древнюю практику «творения молитвы Иисусовой», что и было воспринято от него многими монахами, в том числе старцами Оптиной пустыни, куда собиралась вся Россия. Всех святых Русской Православной церкви не перечислить. Достаточно в этом сонме назвать преп. Серафима Саровского и прав. Иоанна Кронштадского, прославленных по всей России и всему миру. А новомученики и исповедники Российские, повторившие в наши дни подвиг ранних христиан!
А как приводила к святости духовная жизнь старообрядчества? Обычно старообрядцы затрудняются в ответе на этот вопрос, называя лишь имена протопопа Аввакума и прочих пострадавших в первый период гонения. А последующие 300 лет?

70 лет гонений на веру, к сожалению, сказались и на старообрядчестве, когда одновременно с разрушением православных храмов уничтожались храмы и молитвенные дома старообрядцев, богослужебные книги. Все меньше остается грамотных наставников. Современная жизнь также наложила свой отпечаток. Изменился быт старообрядцев и внешне стал мало отличаться от быта других российских людей. Нередко в старообрядческих семьях мы можем наблюдать то же пьянство, табакокурение, употребление наркотиков у молодежи, те же конфликтные ситуации и т.д. Осталось лишь чувство своей особенности и противопоставления себя другим. На чем оно основано?

Обычно старообрядцы в адрес православных выдвигают следующие обвинения:

Реформа книг и обрядов.
Здесь поднимается следующий вопрос: допустимы ли церковные реформы в принципе, или христианская вера хранит архаичность и неизменность. Однако, опыт Древней церкви говорит о закономерности реформ. При сохранении неизменной сути, форма исторически менялась. Примером могут служить литургические реформы Иоанна Златоустого и Василия Великого, принятые и старообрядцами. Вопрос о том, насколько удачны «никоновские» правки богослужебных книг, остается до сих пор спорным и нуждается в дальнейшем исследовании. Все это время продолжается выверение текстов и возможно некоторые исправления будут близки к старообрядческому пониманию. Но если мы сравним тексты православных и старообрядческих богослужебных книг, то увидим, что различия носят непринципиальный, частный характер. И если не быть формалистом-буквоедом: «за единый аз умрем», то исчезает почва для споров.

Двуперстность или трехперстность крестного знамении.
Два перста - символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста - символ Святой Троицы. При крестном знамении православные и старообрядцы всего лишь меняют их местами. Сложенные же персты на иконах Спасителя и Святых – знак не крестного знамения, как считают старообрядцы, а благословения именем Господним, по мнению православных, с начертанием греческих букв И Х - имени Спасителя. Так и священнослужители благословляют верующих. Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры. Но самым главным в этом вопросе является то, что после долгих дисскусий двуперстное и трехперстное знамения признаны равночестными, и этим устранена причина для споров.

Действительность Крещения лишь полным погружением.
Крещение полным погружением и Православной церковью считается более правильным. Сейчас повсеместно строятся особые купели, чтобы проводить подобное Крещение, а по возможности даже крестят на водоемах. Но, в случае невозможности крестить полным погружением, допустимо ли крестить “обливанием”, совершается ли при этом Таинство? Да, совершается, говорят нам древние книги: «Учение двенадцати апостолов» (Дидахе, глава 7), Правило 12-е Неокесарийского Собора, Правило 47-е Леодикийского Собора. Об этом же пишут многие святые отцы, рассказывают жития мучеников, одним словом, источники, задолго предшествующие Крещению Руси.

Написание имени Спасителя: ИСУС (старообрядческое) или ИИСУС (православное).
Как написание, близкое к греческому первоисточнику, правильным будет старообрядческий вариант. Но как звучание - правильнее православный. Удвоенным звуком «и» передается длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке. Поэтому произношение имени Спасителя ИИСУС более соответствует Вселенской практике звучания Имени Господнего.

Точно таким же образом, спокойно и без взаимных обвинений, можно объяснить и все другие противоречия, возникшие между православием и старообрядчеством.
В завершении хочется еще раз сказать о том, что сегодня наметился процесс к сближению, преодолению исторической неправды раскола. Сто лет назад возникли старообрядческие единоверческие храмы и монастыри, где при полном сохранении старых обрядов был преодолен раскол. Сейчас аналогичное движение наблюдается со стороны православных людей. В ряде православных храмов по разрешению Патриарха проводятся богослужения «ревнителей старины» полностью по старообрядческому чину. Заходя в православные храмы старообрядцы могут креститься двуперстно. Разрешены служения старообрядцев у древних святынь.
Многие мыслящие старообрядцы также задумываются над преодолением раскола при сохранении всего, что дорого им. Но бывает и другое понимание. Один молодой мужчина из старообрядческой семьи сетовал мне на то, что хотел бы прийти в храм, но не может из-за клятвы, данной в свое время бабушке. Умирая, она сказала ему: «Греши, если не можешь иначе, хоть пей, хоть блуди, - Господь простит, а вот если войдешь в Никонианский Православный храм или в Старообрядческую «Австрийскую»церковь - будешь проклят Богом!»

Сегодня, к сожалению, очень часто не нравственность и четкое знание устоев своей веры отличает старообрядцев, а привычное недоверие к Православной церкви. Соответствует ли это проповеди Евангельской, основам Веры Православной христианской? Разве на ненависти может утверждаться истинная Вера?
В наше время разгула различных сект и ересей не пришла ли пора нам вспомнить братскую любовь нашей единой Веры и преодолеть неправду раскола?

Православные христиане нынешнего времени иногда задаются вопросом о том, чем отличаются прихожане старообрядческой церкви от них. Чтобы научиться их различать, необходимо знать не так уж много особенностей.

Что такое старообрядческая церковь

Старообрядческой церковью называют общее количество разных организаций религиозного направления и течений богословья, которые возникли вследствие отделения от православной церкви. Данный раскол произошел во времена правления Патриарха Никона, который в 1650-1660 годах провел ряд богослужебных реформ, с которыми не согласилась часть служителей высокого ранга.

Православной церковью считается объединение верующих согласно религии восточной ветви христианства, которые принимают догматы Православной Церкви и подчиняются ее традициям.

Как началась история православной церкви

Само название Церкви – Православная – имеет глубокий смысл. В нем выражено такое понятие, как «правая вера», основой которой стали два столпа: Священное Писание и Священное Предание.

Существует еще несколько вариантов расшифровки данного слова, таких как «правильное прославление», «верное слово» и другие.

Кроме такого названия, существует и другое, греческое. Ортодоксия. При переводе слово звучит как единомыслие. То есть совокупность людей, которые мыслят и действуют одинаково.

Отцы православия – это Василий Великий, покинувший бренный мир примерно в 379 году, Григорий Богослов, умерший в 390 году, а также Иоанн Златоуст, которого смерть настигла в 407 году. Даты деятельности этих наставников в вере практически сходятся со временем, когда учение Христа-Спасителя начало распространяться. Это случилось после принятия христианства императором Константином Великим.

Начало Русской Православной Церкви пришлось на 988 год, когда великим князем Киевским Владимиром было принято решение крестить Русь. Это представляет собой только официальный переход страны к Вере Христовой. В действительности по всей стране уже жили христиане, хотя неизвестно, в каких они были условиях.


При крещении Руси было произведено и формирование первых епархий. Это растянулось на несколько лет. Так сформировались в:

  • 988 году Киевская епархия, которая и стала главной над всеми остальными;
  • 990 году Ростовская епархия;
  • 992 году Новгородская епархия.

В стране стали случаться бунты. Князья ссорились и, постепенно меняя карту мира, создавали собственные епархии, чтобы не зависеть от соседей.

К началу реформы Никона на Руси существовало 13 епархий. В те времена, православная церковь Руси полностью зависела от Константинополя. Там совещались самые важные чины, оттуда присылали новых митрополитов, которые, будучи греками в большинстве своем, не очень заботились о развитии веры на русских землях.

Велись войны. Русь, а после и Московское Царство, конечно же, пытались подчинить себе как восточные соседи-язычники, так и западные соседи-католики. Появлялись новые епархии, которые исчезали в облаке нового воинского противостояния.

В РПЦ происходили изменения, которые не всем кинулись в глаза. И первое – это формирование Патриархии. Возглавляющий данную организацию патриарх имел огромный вес в стране. В 1652 году на патриарший престол взошел Никон.

Он решил провести реформу для укрепления православия русского и поднятия престижа веры. Сюда вошли:

  • исправление текста в богослужебных книгах;
  • написание икон, похожих на византийские;
  • вместо Исус появилось написание Иисус;
  • ввел трехперстное вместо использования двуперстного крестного знамени;
  • земные поклоны были заменены поясными;
  • движение во время служения стало посолонь;
  • стал применяться не только восьмиконечный крест, но и шестиконечный;
  • была введена проповедь, которую священник проводит в конце каждой службы.

Сравнение двух направлений

Казалось бы, и православные, и староверы – христиане одной ветви. И все же, между ними есть разница, которая часто вызывает в прихожанах и священниках негативные эмоции. Ряд отличий этих верований делают Православную Церковь настолько же далекой от старообрядцев, как и от католиков.

Обратите внимание, если вам придется увидеть старообрядческое служение, что для литургии в их церквях не используется агнец, хлеб для проведения Литургии. Православные священники используют его в процессе проскомидии. Обычай достаточно новый, поскольку возник в 19-м веке, соответственно, не может использоваться старообрядцами.

Те, кто следует старой традиции, начинают служение и оканчивают его земными поклонами. Кроме того, в течение всей службы они совершают земные поклоны. В православии начальные поклоны, как и конечные, не используются. Земные поклоны во время служения были заменены на поясные.

Перста

Первое, что отличает православного от староверного христианина, – это крестное знамение. Старовер, совершая его, складывает пальцы (персты) так, что знак этот у него производится всего лишь двумя пальцами. Для православного христианина это недопустимо. Данный символ для него заключает в себе осенение и обращение ко всем трем ипостасям Бога: Отцу и Сыну, и Святому Духу. В связи с этим, крестное знамение у православных производится тремя пальцами.

Образ Иисуса

Изменения касаются также образа Спасителя. В книгах и на изображениях Христа вместо Исус (как у староверов) стали использовать другую, более современную форму, которая выглядит как Иисус. При этом изменились и начертания, которые изображаются на кресте в верхней части. На иконах староверов данная надпись выглядит как ЦРЬ СЛВЫ (что должно обозначать Царь Славы) и ИС ХС (Исус Христос). Православные иконы на восьмиконечном кресте имеют надпись ИНЦИ (что расшифровывается как Иисус Назарей Царь Иудейский) и ІИС ХС (Иисус Христос).

Сами иконы могут тоже выглядеть по-разному. Старообрядцы продолжают творить их в стиле, который сформировался в Древней Руси и Византии. Образы Православной Церкви немного отличаются, приняв веяния иконописцев запада.

Еще одна особенность иконописного мастерства – литье образов. В православии это категорически запрещено. Староверы же нередко пользуются данным методом обработки материалов для создания икон.

Символы веры

«Символ Веры» – одна из главных православных молитв. Читая ее ежедневно, христиане открывают душу свою и помыслы о Вере своей, дабы быть ближе к Нему. Как оказалось, данная молитва у православных христиан несколько отличается от того варианта, который привычен для старообрядцев.

Православная «Верую» звучит намного мелодичней, ее слова не мешают друг другу, не спотыкаются. Противопоставление понятий происходит без лишних связок. В старообрядческой форме данные связки присутствуют. Не заметить их невозможно. Понятия «рожденна, несотворенна», как это использовано в православной молитве, у староверов звучит как «рожденна, а не сотворенна».

Кроме этого, староверы не принимают утверждение православных о необходимости исповедоваться Духу Святому, поскольку он – истинная суть. Православный вариант указывает лишь на «Бога истинна от Бога истинна», что говорит лишь об Отце и Сыне.

Кто такие староверы, и во что они верят? Иногда можно услышать это слово в разговорах и прочитать в литературных источниках. Оказывается, это тоже православные, только верят они в бога по старому образцу. В этой статье мы рассмотрим отличия старообрядцев от обычных христиан. Что произошло в XVII веке нашей эры, и почему православная церковь раскололась?

Итак, в XVII веке патриарх Никон принял решение ввести единый образец богослужебной практики по всей России. Однако благие намерения не всеми были восприняты единодушно, часть населения вместе со священнослужителями расценили эти меры как порчу верования. Они посчитали, что отступать от древних обычаев смерти подобно, поэтому решили сохранить обрядовость без изменений.

Каким был новый образец богослужений? Патриарх Никон настоял на византийском стиле отправления служб, чтобы не было противоречий между греческой и русской православной церковью. Именно из-за этого и произошел раскол в русской православной общине. Против патриарха Никона выступил протопоп Аввакум, за что был осужден на выселение. Он 15 лет провел в земляной тюрьме, так и не поколебавшись в своем твердом решении сохранить старую обрядовость. В 1681 г. протопоп Аввакум был сожжен по распоряжению царя Федора Алексеевича.

Однако и у патриарха Никона судьба сложилась тоже не благополучно. Он был отстранен от патриаршества в 1667 году за попытку поставить власть патриарха выше царской. Умер Никон тоже в 1681 году.

Староверы восприняли реформы Никона как соблазн лукавого, поэтому стойко сопротивлялись любым переменам.

Раскол в православной церкви многие верующие пережили как личную трагедию, потому что реформа круто меняла весь жизненный уклад и подрывала основу веры. Недовольные реформой образовали движение староверов, скрывшись ото всех в глубоких лесах и недоступных местах. Трагедия выражалась в том, что староверы шли на самосожжение, лишь бы ничего не менять в своем укладе жизни. Иногда сгорали целые поселки, если царские власти проявляли попытку внедрить реформы в действие.

Только в 1971 году была отменена анафема на староверов русской православной церковью.

Десятки людей добровольно сгорали в огне, распевая во весь голос псалмы. Это было жуткое зрелище, непонятное разуму. Этот вопрос глубоко изучали историки бывшего СССР, пытаясь найти разумное объяснение случившемуся. Ситников в 80-е годы специально посетил отдаленные поселки Сибири, где проживали потомки староверов. Профессор вместе со студентами собрали много уникального и интересного материала из первых уст.

Основные различия

Чем же старообрядческая церковь отличается от православной? Оказывается, этих отличий довольно много. Они касаются:

  • толкований святых текстов;
  • формы проведения церковной службы;
  • поведения в быту;
  • особенности внешнего вида.

Историки насчитали десятки отличий, которые были довольно существенными. Разрозненность староверов и отсутствие коммуникаций привела к дополнительным отличиям между ними.

Церковные отличия следующие:

  • крестное знамение тремя перстами вместо двух;
  • троекратное пение «аллилуйя» вместо двукратного;
  • крестный ход проводить против хода солнца;
  • поясные поклоны вместо земных;
  • писать и говорить Христос вместо Исуса Христа;
  • вместо девица говорить — дева.

Самое страшное для староверов было уничтожение святых книг, написанных не по греческому образцу. Это была великая трагедия некогда единого русского народа.

Почему старообрядцы не приняли троеперстное крестное знамение? Они узрели в нем «кукиш» и отнесли к проделкам сатаны. Люди на полном серьезе отдавали свои жизни, лишь бы не креститься кукишем.

Внешние отличия староверов:

  • Нательный крестик староверов тоже отличается от православного — на нем не изображен распятый Спасителя.
  • Во время службы староверы перекрещивают руки, тогда как православные держат их вдоль тела.
  • Староверы не курят сигареты и категорически отказываются от спиртного.

Одежда староверов тоже отличается от православных. Платки на головах у женщин заколоты под подбородком. Мужчины надевают косоворотки навыпуск, подпоясанные ремнем. Также мужчины не бреют бороду и не носят галстук.

В хозяйстве староверов всегда было два столовых комплекта — для своих и для гостей. Гостями назывались люди иной веры, в том числе, и православные христиане нового образца веры.

Отличия в храмовой архитектуре

Как отличить новообрядческий храм от церкви старого образца? Внешне храмы различить невозможно, так как все они строятся по единому образцу. Отличия могут быть внутри у безпоповских храмов — там нет алтаря. Подобные церкви можно встретить в Украине, Белоруси и Литве. Российские беспоповцы строят церкви с алтарями, придерживаясь старинной традиции.

Кресты на куполах старообрядческих церквей выполнены безо всяких украшений. Это просто перекладины. Там не будет полумесяца и ажурных рисунков, как на новообрядческих церквях.

Во время службы в старообрядческих храмах не включают электрическое освещение, за исключением клироса. Паникадило в церквях старого образца предназначено только для восковых свечей, тогда как паникадило церквей нового образца делают со светильниками в форме свечей. Также вы никогда не увидите окрашенные свечи — только натуральные восковые.

Особое значение имеют иконы. Если в современных церквях можно встретить иконы в стиле эпохи ренессанса или итальянском стиле, то в храмах старого образца — только рукописные либо меднолитые. В старообрядческих церквях вы никогда не увидите иконы Серафима Саровского и Матронушки.

Подручники — еще одно отличие старообрядческих церквей. Это коврики для земных поклонов, которые лежат стопочкой на лавках.

В безпоповских церквях старообрядцев Литвы можно увидеть даже лавочки, на которых сидят верующие во время службы.

И последний момент — пение. В старообрядческих храмах строго одноголосное пение, так как любая многоголосица и сопровождение аккордами запрещены.

Современные дни

Сегодня староверы не гонимы, как в прежние времена, и могут спокойно жить среди людей. Православная церковь не придает особого значения, как человек кладет крестное знамение — двумя или тремя перстами. Оба варианта признаны равночестными.

Сегодня даже можно выбрать крестного родителя из староверов, но только одного. Второй крестный родитель обязательно должен быть православным. Также с крестного-старовера берется обет, что он не будет склонять крестника к старообрядству.

Нынешнее православное молодое поколение, возможно, с удивлением воспринимает понятие староверы, старообрядцы и тем более не вникает, в чем разница между староверами и православными верующими.

Поклонники здорового образа жизни изучают жизнь современных отшельников, на примере семьи Лыковых, которые прожили 50 лет вдали от цивилизации, пока геологи не обнаружили их в конце 70-х прошлого столетия. Чем же не угодило староверам православие?

Староверы - кто они

Сразу оговоримся, что староверы - люди, придерживающиеся христианской веры дониконовских времен, а старообрядцы поклоняются языческим богам, существовавшим в народной религии до прихода христианства. Каноны православной церкви по мере развития цивилизации несколько видоизменялись. XVII век внес раскол в православии после введения новшеств патриархом Никоном.

По постановлению Церкви менялись обряды и традиции, все несогласные предавались анафеме, начались преследования поклонников старой веры. Приверженцев дониконовских традиций стали называть староверами , но и среди них не было единства.

Староверы являются адептами православного течения в России

Гонимые официальной церковью верующие стали селиться в Сибири, в Поволжье и даже на территории других государств, таких как Турция, Польша, Румыния, Китай, Боливия и Австралия.

Нынешняя жизнь староверов и их традиции

Найденное поселение староверов в 1978 году взбудоражило все пространство тогда еще существовавшего Советского Союза. Миллионы людей буквально «прилипали» к телевизорам, чтобы увидеть уклад отшельников, который практически не изменился со времен дедов, прадедов.

В настоящее время в России насчитывается несколько сотен поселений староверов. Староверы сами учат своих детей, старики и родители находятся в особом почитании. Все поселение усиленно работает, для питания все овощи b фрукты выращиваются семейством, обязанности распределены очень строго.

Случайного захожего гостя примут с доброжелательностью, но кушать и пить он будет из отдельной посуды, чтобы не осквернить членов общины. Уборка в доме, стирка и мытье посуды осуществляется только колодезной или родниковой проточной водой.

Таинство крещения

Староверы стараются обряд крещения младенцев провести в течение первых 10 дней, перед этим очень тщательно выбирают имя новорожденному, оно обязательно должно быть в святцах. Все предметы для крещения несколько дней перед таинством очищают в проточной воде. Родители на крестинах не присутствуют.

Кстати, баня у отшельников - нечистое место, поэтому крестик, полученный при крещении, снимают и надевают только после омовения чистой водой.

Венчание и похороны

Староверческая церковь запрещает вступать в брак молодым людям, которые являются родными до восьмого колена или связанные «крестом». Венчание проводится в любой день, кроме вторника и четверга.

Венчание у староверов

Замужние женщины не выходят из дома без головного убора.

Похороны не являются особым событием, у староверов нет траура. Тело покойника омывают люди одного пола, специально выбранные в общине. В сколоченный гроб насыпается стружка, на нее кладется тело и накрывается простыней. Крышки у гроба нет. После похорон нет поминок, все вещи покойных раздаются в селении в качестве милостыни.

Староверческий крест и крестное знамение

Церковные ритуалы и богослужения происходят около восьмиконечного креста.

На заметку! В отличие от православных традиций, на нем нет изображения распятого Иисуса.

Помимо большой перекладины, к которой были прибиты руки Спасителя, есть еще две. Верхняя перекладина символизирует табличку, на ней обычно писался грех, за который осужденный распинался. Нижняя маленькая доска - символ весов для взвешивания людских грехов.

У староверцев используется восьмиконечный крест

Важно! Нынешняя православная церковь признает право на существование староверческих церквей, а также кресты без Распятия, как знаки христианства.

Православные верующие накладывают крестное знамение тремя пальцами, которые обозначают единство Святой Троицы. Именно эта традиция легла в основу конфликта между староверами и новым никоновским течением, староверческие христиане отказывались осенять себя, по их словам, кукишем. Староверы до сих пор крестятся двумя пальцами, указательным и средним, произнося при этом дважды «Аллилуйя».

К богослужению отшельники относятся с особым почитанием. Мужчины обязательно надевают чистые рубахи, а женщины - сарафаны и платки. Во время службы все присутствующие в храме стоят со скрещенными на груди руками, демонстрируя смирение и покорность.

В староверческих церквях не признается современная Библия, а только дониконовское Писание, которое тщательно изучается всеми членами поселения.

Основные отличия от православия

Помимо непризнания традиций и обрядов современной православной церкви и вышеперечисленных отличий, староверы:

  • совершают только земные поклоны;
  • не признают четок из 33 бусин, используя лестовки, в которых 109 узелков;
  • крещение производится при троекратном погружении в воду с головой, в то время как в православии принято окропление;
  • имя Иисус пишут Исус;
  • признают иконы только из дерева и меди.

Многие староверы в настоящее время принимают традиции старообрядческих православных церквей, что нашло поощрение в официальной Церкви.

Кто такие староверы?

Что такое старообрядчество - знает не каждый. Но те, кто более глубоко интересуется историей Русской Церкви, обязательно столкнется со староверами, обычаями и их традициями. Движение это произошло вследствие раскола Церкви в XVII веке, произошедшего из-за реформ патриарха Никона. Реформа предлагала изменить многие обряды и традиции народа, с чем многие были категорически не согласны.

История движения

Староверов также называют старообрядцами, они являются адептами православного течения в России. Движение староверов создалось по вынужденным причинам. Дело в том, что во второй половине XVII века патриархом Никоном был издан указ, согласно которому необходимо было провести церковную реформу. Целью реформы являлось приведение всех обрядов и богослужений к соответствию с византийскими.

В 50-х годах XVII века у патриарха Тихона имелась мощная поддержка царя Алексея Михайловича. Он пытался претворить концепцию: Москва - это третий Рим. В эту концепцию прекрасно должны были вписаться реформы патриарха Никона. Однако в результате произошёл раскол Русской православной церкви.

Это стало настоящей трагедией для верующих. Часть их никак не желала принимать новую реформу, ведь она полностью меняла их уклад и представления о вере. В результате этого и зародилось движение, представители которого стали называться староверами.

Те, кто был несогласен с Никоном, бежали как можно дальше в глушь, горы и леса и, не подчинившись реформам, стали жить по своим канонам. Нередко возникали случаи самосожжения. Порой горели целые деревни. Тему отличий староверов и православных изучали и некоторые учёные.

Староверы и их основные отличия от православных

Те, кто занимается изучением церковной истории и специализируется в этом, могут насчитать немало отличий староверов и православных. Их находят:

  • в толковании библии и вопросах её чтения;
  • в организации и проведении богослужений церкви;
  • иных обрядах;
  • во внешнем виде.

Стоит также заметить, что среди староверов можно выделить разные течения, из-за которых отличий становится ещё больше. Итак, главные отличия:

Старообрядчество в настоящем

В нынешнее время старообрядческие общины распространены не только в России. Они имеются в Польше, Латвии, Литве, Белоруссии, Украине, Канаде, США, в некоторых странах Латинской Америки и др.

Одна из крупнейших старообрядческих религиозных организаций современности в России и за её пределами - это Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкая иерархия, осн. в 1846 году). В ней насчитывается около миллиона прихожан и имеется два центра. Один в Москве, а другой - в Браиле (Румыния).

Имеется и Древнеправославная поморская церковь или ДПЦ. На территории России находится по приблизительным подсчётам около двухсот общин . При этом большая из них не зарегистрирована. Централизованный совещательный и координирующий центр в современной России - это Российский совет ДПЦ. С 2002 года духовный совет располагается в Москве.

По приблизительной оценке численность старообрядцев в РФ составляет более двух миллионов человек. Преобладающее большинство - русские. Однако присутствуют ещё и другие национальности: украинцы, белорусы, карелы, финны и т. п.