Чередующиеся корни егэ. Правописание корней

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

За правильное выполненное задание сможешь получить 5 баллов .

Теория к заданию 8 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Определите грамматическую основу каждого предложения.
  2. Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
  3. Если да, выберите нужную формулировку в левом столбце.
  4. Определите второстепенные члены предложения.
  5. Допущена ли ошибка в использовании второстепенных членов?
  6. Если да, выберете нужную формулировку в левом столбце.

Задачи для тренировки

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

    2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

    3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

    4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

    5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

    6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

    7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

    8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

    9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

    А Б В Г Д

    Решение
  2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Неправильное употребление имени числительного
    Б) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    В) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Д) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Участие тона в производстве согласных звуков определяется их разделение на глухие и звонкие.
    2) Анастасия любит различные фрукты, яблоки, апельсины, киви.
    3) Нарушая законы, люди не задумываются о последствиях их поступков.
    4) По приезду домой Григорий сразу же покормил кота.
    5) Двое девушек пришли на концерт.
    6) Мужчина подошел к кинотеатру «Родине».
    7) Автобус остановился на «Кольцовском сквере».

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Г) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
    Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    1) Оля обрадовалась возможности встретить свою подругу, прилетев Китай.
    2) Те, кто купили плащи, носили их на протяжении всего сентября.
    3) Она наслаждалась запахом апельсинов, купленным на рынке.
    4) Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
    5) Простакова заявила, что я холопам потакать не намерена.
    6) Бабушка вяжет шаль и продаст ее на рынке.
    7) Согласные звуки состоят из шума или из тона и шума

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Б) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    1) Ветер то просыпался, то утихал.
    2) Она как любила мармелад, так и конфеты.
    3) Забыв про время, провели весь день за просмотром сериалов.
    4) Благодаря хорошему расписанию пар я учусь пять дней в неделю.
    5) Мы узнали, что прибытие поезда будет согласно расписания.
    6) Все, кто побывали в Зимнем дворце, были поражены его красотой.
    7) Среди магазинов, расположенным недалеко от моего дома, нет ни одного круглосуточного.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    В) Неправильное построение предложения с косвенной речью
    Г) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения
    Д) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Я узнала, что смогу ли я сдать экзамены досрочно.
    2) Студент посмотрел сериал «Игру престолов».
    3) Простакова заявила, что нас ничему не учили.
    4) Каждый, кто посетил Санкт-Петербург, были поражены его атмосферой.
    5) Выдержка – момент произнесения звука.
    6) Олег любит наблюдать как за птицами, так и за животными.
    7) Среди экспонатов, показанным на данной выставке, мне ничего не понравилось.

Корень - это основная смысловая часть слова.
Корни можно разделить на три группы:
1) корни с безударными проверяемыми гласными
2) корни с безударными непроверяемыми гласными
3) корни с чередованием
Рассмотрим каждую из них.

Корни с безударными проверяемыми гласными

Выбор гласной буквы в безударном положении в корне определяется способом проверки. Проверять необходимо формами того же слова или однокоренными словами, в которых проверяемый гласный находится под ударением.
Например: звезда - звёздный, скре плять - скре пка, смо треть - смо трит
Есть несколько особенностей, на которые следует обратить внимание при такой проверке:
1. Есть слова старославянского по происхождения с сочетаниями ра/ла, которые в русском языке имеют сочетания оро/оло.
Например: врата-ворота, глава-голова, бразды-борозда.
2. Нельзя проверять безударную гласную о в корнях глаголов совершенного вида формами несовершенного вида.
Например: зато пить-то пка (а не затапливать), опо здать - по здно (а не опаздывать), прогло тить - гло тка (а не проглатывать).
3. При выборе написания о или а в безударных глагольных корнях не следует использовать для проверки глаголы несовершенного вида с суффиксом -ыва-/-ива- .
Например: бросать - бросить (а не набрасывать), топтать - топчет (а не вытаптывать) и т.п.


Корни с безударными непроверяемыми гласными

В русском языке есть множество слов, в которых нельзя проверить безударную гласную. Это, так назваемые, словарные слова. Их написание следует проверять по орфографическому словарю.
Например: винегрет, дирижабль, макулатура и т. п.

Корни с чередованием

1. Корни с чередующимися е//и -а- .

Если после корня есть суффикс -а- , то в корне пишем -и- , если суффикса -а- нет, то выбираем -е- .

Исключения: сочетать, сочетание

2. Корни с чередующимися о//а

Правописание корней -гар-//-гор-, -зар-//-зор-, -клан-//-клон-, -твар-//-твор- зависит от ударения.

-Гор-, -клон-, -твор-, -плав-, -зар- - так пишутся эти корни без ударения.
и перед суффиксом -а- е в остальных случаях
-бир(а)- собирать -бер- соберет
-дир(а)- обдирать -дер- обдерет
-мир(а)- замирать -мер- замереть
-тир(а)- обтирать -тер- обтереть
-пир(а)- запирать -пер- запереть
-жиг(а)- выжигать -жег- выжег
-стил(а)- расстилать -стел- расстелить
-блист(а)- блистать -блест- блестеть-чит(а)-
-чит(а)- вычитать -чет- вычет
Исключения: выгарки, пловец, пловчиха

Правописание корней -мок- //-моч-//-мак-, -равн-//-ровн- зависит от значения. Исключения: равнина, ровесник, поровну, уровень, равняйсь

Правописание корней -кос-//-кас- завсисит от наличия/отсутствия суффикса -а- . Исключения: росток, ростовщик, Ростов, отрасль, Ростислав, полог, скачок.

Безударные гласные в корне слов могут быть проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. В этой статье рассмотрим корни с чередующимися гласными, эти корни надо запомнить.

А. Гласная в корне зависит от наличия/отсутствия суффикса -а-:

  1. Корни бер/бир, блест/блист, дер/дир, жег/жиг, мер/мир, пер/пир, стел/стил, тер/тир, чет/чит.

§ 1. В этих корнях пишем букву И, если за корнем стоит суффикс –а -: стереть – сти ра ю, запереть – запи ра ю

Рис. Леонида Мельника

Для того чтобы запомнить по одному слову с каждым из этих корней, представьте себе, что вы перенеслись лет на 200 назад и оказались в роли дежурного по классу. Вам прочли наставления (см. рисунок, начиная со стоящего на первом плане стола и далее по часовой стрелке): На стол свежую скатерть постел ить.
Стекла должны блест еть.
С доски стер еть (см. рис.).
Лампу не зажиг ать.
Дверь не запир ать.
Не то выбер у лозу
И выдер у как сидорову козу.
«Сейчас я со смеху помру (помер – помираю)», – подумал я и проснулся. . Чет/чит: вычитать – вычет Примечание. Корень мер/мир в значении умир ать, замир ать, а не мир ить. Исключение: сочетать Конечно, многие корни из названных выше имеют большие гнезда, но запоминание хотя бы одного слова из гнезда существенно упростит задачу узнавания остальных слов.

2. Чередование -А-(-Я-) / -ИМ-(-ИН-)

§ 2. В словах с чередованием -а-(-я-) / -им-(-ин-) перед суффиксом -а- пишется им-, -ин-:

сжа ть – сжи мать (-жа — жима), сня ть – сни м ать (-ня — нима), смя ть — сми нать (-мя — мина), нача ть — начи нать (-ча — чина).

3. Корни ЛАГ/ЛОЖ, КАС/КОС

§ 3 . В этих корнях пишется а, если за корнем следует суффикс -а-.

Из-лаг -а-ть , при-лаг -а-тельное . Из-лож -ение , при-лож -ение . Кас -а-ться , кас -а-тельная . При-кос -ну-ться , при-кос -н-овение .

Пояснения к картинке-подсказке. Ложка и кость перечеркивают суффикс «а». Конечно, в словах ЛОЖКА и КОСТЬ корни другие. Эти слова только для напоминания корней лож-, кос- по первым буквам.

Исключение: полог.

Б. Гласная в корне зависит от значения слова или буквы в конце корня, или ударения.

1. Корни МАК/МОК, РАВН/РОВН, РАСТ, РАЩ, РОС.

§ Корень мак- пишется в значении «погружать в жидкость»: макать сухарь Корень мок- (мочь-) пишется в значении «пропускать жидкость» : промокнуть под дождем . Корни легче запомнить, если составить фразы со словами, в которых есть эти корни. Мак ай в воду и промок нет.

§ Корень равн- пишется в значении «равный, одинаковый». Корень ровн- пишется в значении «ровный, прямой, гладкий».

Права равн ые. Дороги ровн ые. Исключения : равнина, ровесник,равняйся,поровну, уровень.

§ В корнях раст-, ращ- буква а пишется перед буквами ст, щ. В корне рос- пишется буква о.

Раст ения сращ ены*. Водорос ли в воде Исключения: отрасль, росток, ростовщик.

  • Опыты Мичурина, например, сращены лимон и груша.

2. Корни ЗАР/ЗОР, ГАР/ГОР, КЛАН/КЛОН, ТВАР/ТВОР

§ В неясных случаях (при отсутствии ударения) следует писать: а) букву «А» в корне зар-: заря – зори, б ) букву «О» в корнях гор-, клон- и твор-: загар — загорать, кланяться – поклонение, творение. Исключение: утварь.

ГОР ению ТВОР ца (колец) поКЛОН яются (орки).


Пояснения к картинке-подсказке. ЗАРя – буква «А» — светлый фон рисунка слева. Справа ему противопоставлен рисунок на черном фоне (по мотивам «Властелин колец»). Кольца на рис. подсказывают букву » О»

Примечание. Гласные в корне ГАР/ГОР чередуются в словах, имеющих значение загорать, гореть. Есть слова с корнем ГОР, но с другими значениями, в них нет чередования гласных в корне: гора — го’рный, горе — го’рестный.

3. Корни СКАК-СКОЧ

§ В безударном корне СКАК пишем а: скак ать, скак алка. Под ударением: ско́к, наско́к, отско́к.

§ В корне СКОЧ пишем О при следующем значении слов: быстрым движением приблизиться к чему-н. или резко подняться (вско чить, заско чить, подско чить, выско чка).

Сравни: проскач ет (на лошади, на одной ноге) и проскоч ит (без очереди). Исключение: скачок, скачу.

4. Корни ПЛАВ/ПЛОВ

§ Буква о только в двух словах: пловец, пловчиха . В остальных случаях пишется а : спла влять, пла вник, попла вок, пла вунец, пла вучий Исключение: п л ы вун - слои подпочвы, насыщенные водой.

Сводный рисунок по теме.

На одну половину экрана компьютера выводим сводный рисунок, на другой половине экрана выполняем упражнения (можно из Яндекса, «Решу ЕГЭ», Незнайки и т.д.).

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

Исключение:
при´ гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар- //-зор-

без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

Исключение: зорева´ ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- //-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла ,
    ст или щ , то а : расти , выращенный ,
  • ж , пиши о : предложение ,
    г , то а : слагаемое ,
  • ч , пиши о : выскочка ,
    к , то а : скакалка .

Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.

Диагностическая работа

«Правописание корней»

(задание 8 ЕГЭ)

Вариант I

1. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня

ум…лять значение

предпол…гать

выд…рать с корнем

ур…вень

пром…кать

2. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

вознагр…ждение

спл…титься

щ…дящий режим

б…стательный

прим…рять соперников

Ответ:____________________________________

3. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

приобр…тённый

сд…рёт семь шкур

эст…када

отр…слевой

возр…ждение

Ответ:____________________________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

расст…лить покрывало

загр…ждение

наскр…сти

диап…зон

ум…лять о помощи

Ответ:____________________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пров…кация

пор…вну разделить

серт…фикат

обр…мление

угр…жающий

Ответ:____________________________________

6. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пром…кашка

несг…раемый шкаф

см…ренный

г…ризонт

р…внина

Ответ:____________________________________

7. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

просв…титель

пл…вчиха

выр…щенный

пр…винция

фр…гат

Ответ:____________________________________

пок…рать преступника

раск…лить печь

оч…ртания

ан…мальный

отч…таться

Ответ:____________________________________

9. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

землетр…сение

пом…рещиться

соч…тание

непогр…шимый

укр…титель

Ответ:____________________________________

10. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в…ртуозный

провозгл…шение

пол…скать бельё

раст…рать

зал…зать рану

Ответ:____________________________________

11. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

к…снуться

вышк…ленный официант

наст…лить

вет…ран

м…нументальный

Ответ:____________________________________

не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

рез…денция

посв…щённый в тайну

прот…рать

откл…нить

забл…стать

Ответ:____________________________________

Готовимся к ЕГЭ

Задание 8

Вариант II

1. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

зап…рать

бракосоч…тание

просв…щение

дел…гация

пол…скать ребёнка

Ответ:____________________________________

2. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

нар…стающий

вообр…жение

зам…реть

зал…зать на дерево

одухотв…рённый

Ответ:____________________________________

3. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

откл…нить предложение

к…снуться

пок…янное письмо

абон…мент

сув…ренитет

Ответ:____________________________________

4. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

об…жаемый артист

подм…чить репутацию

ст…снённый в средствах

благотв…рительный

трансп…рант

Ответ:____________________________________

5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

преп…раться

зар…дил дождь

конт…нент

произр…стать

бл…стящее выступление

Ответ:____________________________________

6. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

об…жать музыку

ск…чок вперёд

оп…лённый солнцем

д…ректива

об…грённый

Ответ:____________________________________

7. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

соб…ру гостей

пл…вучий

оскв…рнить

заг…рать

фил…гранный

Ответ:____________________________________

8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

предприн…матель

неисс…каемый

стаж…ровка

в…ртуозный

укр…титель

Ответ:____________________________________

9. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ан….логичный

пор…внялся

г…лерея

пар…дировать

опров…ргать

Ответ:____________________________________

10. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

аф…шировать

ин…циатива

запат…нтовать

бл…стящий

сц…нарий

Ответ:____________________________________

11. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

в…трушка

подм…чать недостатки

прим…рить друзей

успок…ение

накл…ниться

Ответ:____________________________________

12. Определите слово, в котором пропущена безударная гласная корня, не проверяемая ударением . Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут…шать в беде

ум…лять о пощаде

разв…ваться на ветру

верм…шель

ст…рожил посёлка

р…сток

Ответ:____________________________________

Ответы к заданиям

Номер

задания

Ответы

Вариант I

Вариант II

1

умалять

делегация

2

блистательный

залезать

3

эстакада

покаянное

4

диапазон

благотворительный

5

поровну

зарядил

6

смиренный

скачок

7

просветитель

филигранный

8

предприниматель

9

сочетание

галерея

10

растирать

инициатива

11

вышколенный

наклониться

12

резиденция

вермишель