Что такое заратустра. Судьбоносные пророчества заратустры

Заратустра — пророк Света, которого считали черным магом.

Немецкий философ Фридрих Ницше, пробудивший интерес к верованиям арийцев, называл пророка Заратустрой, древние греки - Зороастром, иранцы - Зардуштом, но во всех случаях речь шла об одном и том же человеке: Арджаспе сыне Поурушаспы из рода Спитама, который жил между 1500 и 1200 годами до н.э. в благословенной земле Ариан Ваэджа, что на Южном Урале. За свои духовные подвиги он получил новое имя - Заратуштра. Возможно, это не имя, а титул, ведь на древнеиранском «заотар» означает - «полностью правомочный священнослужитель».

Греческие и римские авторы, считавшиеся «отцами церкви», распространили среди европейских народов слух, что Зороастр был сожжен в огне за свои занятия астрологией - наукой, с их точки зрения, запрещенной, а потому дьявольской. Вслед за античными теологами средневековые писатели считали его могущественным волшебником и черным магом.

В действительности же все было как раз наоборот: всю свою долгую, семидесятисемилетнюю жизнь Заратустра посвятил борьбе с силами зла и черными магами. Именно его устами Бог заповедал людям следовать дорогой света: «Рассказывай людям мира, чтобы они могли видеть тайное и явное. Пусть знают они, что все яркое и сияющее есть часть сияния славы моей… Из света создали мы ангелов и рай, и после этого ад появился из тьмы. Но где бы ты ни был в двух мирах, не найдется места, лишенного моего света».

Свою первую победу над силами зла он одержал еще до своего рождения, когда Дагде, его будущей матери, приснился пророческий сон. Она увидела, что, когда забеременеет, над ее домом соберется мрачная туча и посыпятся вниз страшные чудовища, чтобы вырвать из ее чрева нерожденное дитя и растерзать его на части. Во сне Дагда испугалась и решила было смириться с неизбежным, но услышала голос ребенка, идущий из живота, который уверял мать, что монстры не смогут повредить ни ему, ни ей. И, как только прозвучали эти слова, с небес спустилась сияющая гора, при виде которой большинство чудовищ, поджав хвосты и, скуля от страха, бросилось бежать прочь.

Утром женщина проснулась в холодном поту и поспешила к деревенскому толкователю снов, чтобы он пояснил это странное видение. Мудрый старец поначалу обрадовал Дагду, рассказав, что ее ребенок будет великим мужем, орудием Бога в борьбе с Мраком. «Но, - вздохнув, продолжал прорицатель, - много ему придется претерпеть бед от своих врагов».

Так все и произошло. Арджасп, едва появившись на свет, радостно рассмеялся, а его мозг пульсировал так мощно, что отталкивал ладонь каждого, кто хотел погладить его по голове. Не прошло и месяца, как младенец был украден дэвами - духами зла, которые отнесли его в пустыню, навалили сверху кучу хвороста и подожгли костер! Казалось бы, его ожидает неминуемая смерть. Но случилось неожиданное и невероятное: подул легкий ветерок и загасил синеватые язычки пламени. Когда, почти обезумевшая от горя, молодая мать бросилась по следам похитителей, то нашла своего мальчика спящим под покровом из веток, защищавших его нежную кожу от ожогов солнца. Заслышав причитания матери, малютка проснулся и, улыбаясь, протянул к ней ручонки.

Но силы зла не могли смириться с поражением: во имя спасения своих жалких жизней они должны были уничтожить будущего пророка света. Сам властелин ада, Ахриман гнал их вперед своим безжалостным бичом.

Они похитили Арджаспа вновь и на сей раз положили его на узкой тропе, по которой на водопой проходило стадо коров.

И вновь случилось чудо! Могучий бык, предводитель стада, остановился над младенцем и стоял, широко расставив ноги, пока не прошло все стадо коров и телят.

Еще много раз демоны пытались убить мальчика, но все их попытки заканчивались полным поражением. Потому они на время отступили и ринулись в бой лишь спустя семь лет, когда будущий Заратустра простудился и слег в постель. Черные маги передали деревенскому знахарю чашу со смертельной отравой, уверяя, что это лекарство, поднимающее больного в один миг. Мальчик оттолкнул чашу - она перевернулась, и яд пролился на землю. В воздух поднялось смрадное облачко, отдающее запахом серы. Как только оно рассеялось, больной выздоровел.

Прошло еще восемь лет - по законам его народа, Арджасп вступал в пору возмужания, когда мальчик становился юношей.

По этому случаю отец решил устроить большой пир и позвал высоких гостей - царя Дурансаруна и его придворного мага Бурантаруса. Юный сын священника Поурушаспы воспользовался этим случаем, чтобы открыто объявить войну черным магам. Дагда была возмущена поступком сына. Отец вместе с гостями посмеялся, решив, что Арджасп перебрал хмельного напитка. Не смеялся лишь маг Бурантарус: он понял, что предсказание начинает сбываться, и Заратустра понял свое предназначение. Впрочем, особенно беспокоиться не стоило: силы зал не смогли одолеть мальчика, но, возможно, и сам он еще не настолько силен, чтобы причинить им серьезные неприятности.

К сожалению, черный маг оказался в чем-то прав. Повседневные заботы зачастую заставляют забыть о главной цели: только спустя пятнадцать лет, Заратустра удостоился божественного откровения, обрел достаточно знаний и сил, чтобы не на словах, а на деле начать войну с силами Зла.

Одолев множество соблазнов: похотью, властью, богатством, избежав смертельные опасности, Заратустра добрался до дворца иранского царя Виштаспы и вступил в магическое соревнование с его многочисленными черными магами, сумел противостоять их чарам и ответить на все вопросы. Царь уже было склонялся к тому, чтобы принять зороастризм и расстаться со своими колдунами. Но там, где не помогло волшебство, сработала сила лжи. Когда Заратустры не было дома, ему подбросили предметы, которые обычно используются в ритуалах черной магии: отрубленные собачьи и кошачьи головы, черепа и прочее… Тут же вызвали царскую охрану - Заратустра был схвачен «с поличным». Маги обвинили Заратустру в том, что он очаровал Виштаспу, использовав для этого самое гнусное колдовство. Царь пришел в бешенство и велел заточить пророка в темницу пожизненно.

Возможно, так бы все и кончилось, если б внезапно не заболел любимый царский жеребец. Причем, болезнь была странная и ужасающая: все четыре ноги коня втянулись в туловище, как голова черепахи в панцирь. Виштаспа рыдал и готов был дать любые обещания тому, кто смог бы излечить его любимца. Черные маги пытались, но у них ничего не вышло. И тогда арестованный Заратустра взялся за дело, но поставил условия. Царь должен был поверить в его пророческую миссию и в божественность учения зороастризма. Виштаспа согласился, про себя решив, что потом сможет отказаться от данного обещания. Но тут глаза его округлились от изумления: прямо на глазах у зрителей одна из ног жеребца отросла вновь. Когда жена царя и двое его сыновей дали обещание признать Заратустру пророком и в дальнейшей жизни распространять веру в силу Света и божественного Огня, конь полностью выздоровел, став на четыре ноги.

После этого началось распространение зороастризма по всему Востоку. О самом же пророке ходили различные слухи. Одни говорили, что он дожил до 77 лет и был убит магом-язычником. Иные верили, что он погиб от рук турок, которые напали на храм Огня Валха и зарезали его жрецов. Великий поэт Ирана Фирдоуси в «Шахнамэ» писал:

И всех перед Огнем убили турки.

И смели с лица земли тот культ. Огонь, Зажженный Заратуштрой, погас от их крови»

Как было на самом деле, неизвестно, но существует пророчество о том, что Заратустра вновь вернется в месте своего первого появления на свет в Ариан Ваэджа, на Южном Урале.

Заратустра родился в семье Спитама - это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших - Ратуштар и Рангуштар, младших - Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры - Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй - воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Индуизм
  • Авеста

Смотреть что такое "Заратустра" в других словарях:

    ЗАРАТУСТРА - (греч. Зороастр) (между 10 и сер. 6 в. до Р. X.) – пророк и реформатор древнеиран. религии, получившей название зороастризм. В своей основе учение Заратустры близко монистическому религиозному верованию с единым верховным божеством Ахурамаздой… … Философская энциклопедия

    Заратустра - (Заратуштра, греческое Зороастр) полулегендарный реформатор иранской религии. Подлинные источники иранской религии Авеста в ее древнейшей части (гаты) рисуют нам З. как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих… … Литературная энциклопедия

    ЗАРАТУСТРА - основатель древнейшей языческой религии огнепоклонников в Индии, теперь почти уже исчезнувшей; иначе Зороастр. Огнепоклонников осталось всего нисколько десятков тысяч. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.… … Словарь иностранных слов русского языка

    заратустра - сущ., кол во синонимов: 1 заратуштра (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Заратустра - (Зенд.) Великий законодатель и основоположник религии, называемой по разному Маздаизмом, Магизмом, Парсаизмом, Огнепоклонничеством и Зороастризмом. Время жизни последнего Зороастра (ибо это имя родовое) неизвестно и, возможно, по этой самой… … Религиозные термины

Зороастр – греческое искажение древнеиранского имени «Заратустра», которое носил в Иране в VII в. до Р. Х. основатель великой мировой религии, называемой по своему пророку зороастризмом .

Другие названия зороастризма: маздеизм (так как главное божество этой религии – , Ормузд) или парсизм. Учение Зороастра является дуализмом : всеблагое, светлое божество Ахурамазда ведёт в нём вечную борьбу со злым духом Ангра-Майнью (Ахриманом).

Последователей веры Зороастра называют ещё магами (по сословному имени жрецов), гебрами («неверными» – для мусульман), огнепоклонниками (потому что главным символом этой религии является огонь).

До проповеди Заратустры древние иранцы (распадавшиеся тогда на племена мидян, бактрийцев, персов, систанцев, согдов и др.) чтили множество богов и духов природы. Эта их вера была близка к ведической религии древних индусов, вместе с которым иранцы составляли две главные ветви древнеарийской нации.

Полулегендарный Заратустра, по преданию, реформировал старое арийское многобожие иранцев в дуалистическом духе, подчинив всех древних светлых богов их верховному владыке – Ахурамазде, а мрачных демонов соединив вокруг величавого, могучего князя тьмы и зла, Ахримана.

Пророк Заратустра (Зороастр) - основатель зороастризма

Вопрос о том, когда проповедовал мудрый вероучитель Зороастр, еще не разъяснен с достоверностью. Есть мнение, что он жил в середине VI века до нашей эры, то есть был современником Кира Старшего и Будды . Главным поводом к этому послужило предположение, что царь Густасп (Висташпа), называемый в священной книге зороастрийцев, Авесте , распространителем благого закона – это Гистасп (Hystaspes), отец великого царя Дария I . Это предположение существовало еще в древности, но оно ошибочно. Зороастр принадлежит доисторическому, мифическому времени староиранских царей, окончившемуся с основанием мидийского и персидского царств. Из клинописи нам известно, что около 500 г. до Р. Х. «святой закон» Зороастра уже господствовал на всём пространстве персидского царства. Поэтому надо полагать, что основатель этого закона жил по крайней мере двумя столетиями ранее. Авеста не упоминает ни об одном из больших городов Мидии и Персии, ни о Пасаргадах, ни об Экбатанах, ни о Персеполе. Все иранские земли, кроме Бактрии, Согдианы и Маргианы она называет страною злых духов, а мидийский город Рагу местом «дурного, безмерного сомнения». Все это показывает, что она была написана раньше построения Экбатан, раньше основания мидийско-персидского царства. Из этих и других подобных фактов следует, что ещё около 800 года до Р. X. учение Зороастра не только уже существовало, но и владычествовало в Восточном Иране, и было уже так сильно, что проникло оттуда на запад, к близкородственным восточным иранцам мидянам и персам.

Согласно легендам, Заратустра был маг (жрец), из северо-западной Мидии (теперь – Азербайджан). На 30-м году жизни, испытав наитие свыше, он выступил как горячий проповедник не только нравственно-религиозной, но и общественно-экономической реформы, выступая за повсеместный переход от кочевого к оседлому, земледельческому быту. Как об индийских мудрецах, о Зороастре рассказывается, что он удалился размышлять о вере в уединении. Предание говорит, что Зороастр провел на горах в размышлениях десять лет, а потом ходил по стране, проповедуя и воздвигая повсюду алтари для служения огню.

Через 12 лет учение Зороастра принял вышеупомянутый Виштаспа (Гистасп, Густасп) один из царей далекой Бактрии (на противоположном от Азербайджана, северо-восточном краю Ирана). Не без насилия Виштаспа провел религиозную реформу в своем владении. Говорят, что в память этого великого события Зороастр посадил у Каспийского моря священный кипарис, вырезав на коре этого дерева надпись о принятии его учения Виштаспой. Последователи Зороастра до самых времен ислама чтили этот священный кипарис, много пилигримов ходило поклоняться ему

Поэтическо-философское вероучение Зороастра сблизило божества с человечеством, придав этим олицетворениям сил природы нравственные качества. Зороастр внес определенность в понятия об отношениях между божествами, подчинив их двум верховным богам. Главного бога добрых божеств он назвал Ахурамаздой («ахура» – значит «владыка»; «мазда» – или «много ведающий», мудрый, или «много дающий», благой). Главным богом злых божеств поставил он Ангра-Майнью («зложелателя»). Впоследствии имя Ахурамазды получило форму Ормузд , а имя Ангра-Майнью – форму Ахриман . Прежние боги природы не были устранены реформой Зороастра , но были поставлены в подчиненное отношение: добрые – к Ахурамазде, злые – к Ангра-Майнью, и обратились добрых или злых духов.

Главный бог зороастрийцев, Ахурамазда (Ормузд), борется с демоном зла Ахриманом

Не были устранены Зороастром и древние обряды жертвоприношений и молитв. Но главное место в преобразованном культе заняли законы об очищениях и заповеди о способах наиуспешнейшей борьбы против сил зла. Центром народного культа осталось служение тем богам природы, которым поклонялись арии, когда пасли стада и возделывали нивы в долинах Амударьи и её притоков, ещё до своего переселения в Иран. Народ по-прежнему приносил на озарённых солнцем высотах гор жертвы и молитвы богу солнца Митре, возливал ему укрепляющий силу, дающий бессмертие сок хаомы (у индусов – сома ), для выжимания которого постоянно были в каждом доме стебли этого священного растения, ступка и чаша. Народ по-прежнему чтил огонь, чьё красное пламя заботливо подпитывалось в алтарях чистым, сухим, благовонным деревом; по-прежнему благоговейно чтил землю «терпеливую» и «покорную», и воду, текущую со священных гор в великое озеро, плодотворящую поля и пастбища. И после реформы Зороастра оставались богами в сознании народа и светлый Веретрагна (Бехрам), разгоняющий в сумерки вечера враждебные силы, и вооруженный булавою Шраоша (Серош) – спутник-охранитель начинающегося дня, прогоняющий привидения ночи.

Зороастр оставил народу его старые божества, представления о которых коренились в физических особенностях иранской страны с её синим, безоблачным, дивно сияющим небом, и в национальных преданиях, как индийские брахманы оставили своему народу Индру . Но наибольшую важность в своем вероучении Зороастр дал деятельной, нравственно чистой жизни. Вернейшие средства устранять влияние неприязненных сил состоят, согласно его учению, в том, чтобы сообщать земле плодородие заботливою обработкой, истреблять вредных животных, делать все необходимое для ослабления вредных действий зимы, пустыни, бурь, и при этом быть праведным и честным, охранять свою душу от греха, приближать ее молитвой и очищениями к богам света. Учение Зороастра было, в сущности, не провозглашением новой религии, а естественным развитием народных понятий, влагавшим в них духовный смысл, направлявшим их к нравственным целям.

Судьбы учения Зороастра в Персии

Из Бактрии зороастризм распространился по всему Ирану. Величайший персидский царь династии Ахеменидов, Дарий I Гистасп (522 – 486 до Р. Х.) являлся ревностным зороастрийцем. Несмотря на чувствительный удар, нанесенный ей завоеванием Александра Македонского и владычеством его эллинистических преемников, религия Зороастра вновь стала национальным и государственным исповеданием Ирана в годы царствования парфянской династии Аршакидов (250 до Р. Х. – 224 по Р. Х.). Затем она пережила период ещё большего подъема и блеска под властью основателей Новоперсидской монархии – прославленного царского рода Сасанидов (224 – 650), вплоть до мусульманского завоевания VII века. Зороастризм, таким образом, преобладал в Иране около полутора тысяч лет.

Главный зороастрийский бог Ахурамазда вручает знаки царской власти основателю династии Сасанидов, Ардаширу I. Рельеф III века по Р. Х. в Нахш-е-Рустаме

Он далеко не сразу был вытеснен из Персии и после её покорения магометанами. Даже ещё и в X веке каждое село Персии имело храм огня. Однако вследствие жестоких мусульманских гонений зороастризм был мало-помалу уничтожен или вытеснен на чужбину, в Индию, где его последователи обосновались по преимуществу вокруг Бомбея.

Боги, ангелы и бесы зороастризма

Зороастр отрицал непротивление злу, пассивность и нирвану и требовал деятельной борьбы со злом во имя добра, чтобы в конце веков светлый бог Ормузд победил темного Ахримана.

Добрый бог Ахурамазда и злой Ангра-Майнью будут долго вести жестокую борьбу друг с другом. В конце мира из семени пророка Заратустры чудесно родится обетованный новый пророк, праведник-избавитель, мессия Саошьянт (Сосиош), восторжествует Добро, а Зло будет уничтожено. Все мертвые воскреснут. Мессия Саошьянт прогонит Ахримана и подвластных ему злых дэвов . Ахурамазда сразит Ахримана. Старый грешный мир сгорит в потоке раскаленного металла, и начнется новая блаженная жизнь.

Ахриман сильно напоминает христианского Сатану, но его роль в религии Зороастра гораздо важнее. Она и является не монотеизмом и дуализмом именно потому, что злое начало здесь почти равносильно доброму.

Зороастрийского бога Ахуразмазду окружает сонм ангелов («язатов»), среди которых выделяются шесть архангелов («амешаспенты »). Вокруг бога зла Ахримана тоже имеется сонм бесов («дэвов») с шестью архидьяволами.

Из бесов в религии Зороастра самый ужасный Аэшма-дэва (Асмодей), а среди ангелов-язатов есть несколько более славных, в которых народ видит даже не столько ангелов, сколько низших богов и богинь. Это божество огня (Атар), гении воды (в том числе Анахита, небесный водный поток, источник плодородия, чей образ близок к греческой Афродите), божество солнца (Хоршид) и впоследствии слившееся с ним божество света и истины (Митра , близкий к Аполлону), божества луны и звезд (Тир или Сириус – главный) и др.

Кроме того у пресветлого престола Ахурамазды витают души праведников («фраваши », «ферверы»), а в нечистой свите Ахримана состоят «друджи» (от слова «ложь») – мелкие черти и чертовки, трупные упыри, ведьмы-пери и т.п. Души грешников, согласно учению Зороастра, терзаются в преисподней до страшного суда и до появления мессии-избавителя.

Нечистая ночная сила боится собаки и пения петуха-световозвестителя, так что убивать собаку грех, а разводить кур – душеспасительное дело. Собаку и петух Зороастр считает главными священными животными Ахурамазды.

Зороастризм о чистоте

Великое праведное дело – земледелие. Ещё одним священным животным Ахурамазды является бык, созданный специально для пахоты.

Моча коровы, освященная надлежащим образом и разведенная в воде, часто служит для обрядового зороастрийского очищения.

Зороастром предписывается строгая чистота – телесная и душевная. Ложь и обман, оскверняют человека. К вместилищам внешней скверны относится мертвечина. Зороастрийцы считают, что похороны осквернили бы святую землю. Поэтому последователи этой веры оставляют трупы усопших на съедение хищным птицам (обыкновенно часа через два все мясо на мертвеце бывает съедено стаей коршунов).

В зороастрийском богослужении широко используется животворное, благодатное питьё из сока растения «хаомы» (у индусов «сома»). Зороастр говорил, что одна капля хаомы губит бесов.

Образец зороастрийского религиозного искусства

Книга Авеста – краткое содержание

Вероучение Зороастра изложено в его «Библии», которая называется «Авестой » («текст») или «Зенд-Авестой» («текст с толкованием»). Книга Авеста написана на древнеиранском языке, а Зенд-Авеста – на среднеперсидском (пехлевийском) языке. Древняя редакция Авесты, записанная ближайшими учениками Зороастра и употреблявшаяся при Ахеменидах, была утеряна после македонского завоевания. Не дошла до нас и редакция парфянских времен. Нынешний текст книги Авесты создан в начале эпохи Сасанидов (III – IV вв. по Р. Х.). Но и сасанидский канон мы имеем не полностью, а лишь примерно пятую его часть, связанную по преимуществу с богослужением. О содержание утерянных отделов Авесты можно составить представление лишь из средневековых пехлевийских сокращённых переводов.

Полная зороастрийская книга Авеста была богата повествованиями и научными сведениями. Сохранившаяся Авеста распадается на пять частей:

1) «Ясна» («богослужение») – чин божественной литургии для освящения сока хаомы. Древнейшую часть содержания Ясны составляют псалмы Зороастра («Гаты»).

2) «Висперед» («Все главы») ­– литийные моления, вставляемые то в ту, то в другую ектению Ясны по годовым праздникам.

3) «Вендидад» («Видэвдад» – «закон отречения от дэвов») – часть Авесты, которая содержит в себе прежде всего законы Зороастра о чистоте и правила очищений от скверны

4) «Яшты» («Поклонения») – содержит славословия Ахурамазде, Амешаспентам и язатам, преимущественно тем, которым посвящен тот или иной день месяца. У персов-зороастрийцев не существовало недель, а было 30 разных дней в месяце, из которых четыре (1-й, 8-й, 15-й, 23-й) посвящались Ахурамазде, а остальные – главным язатам. Кроме славословий, в Яштах сообщаются и старинные сказания. 19-й яшт представляет собой своеобразное краткое изложение древнеиранского эпоса с перечнем его героев

5) «Малая Авеста» («Хорде Авеста») – сборник повседневных молитв.

Обзор и пересказ утерянных сейчас частей Авесты есть в энциклопедических зороастрийских сводах IX столетия по Р. Х. на пехлеви: «Денкард» и «Бундехеш».

Первый перевод Авесты на европейские языки сделал француз Анкетиль Дюперрон (1771), который поступил простым солдатом на службу в Индию, чтобы сблизится там с парсами и изучить их язык и священную книгу.

Фаравахар - один из главных зороастрийских символов

Литература о Зороастре

Д. Менан. «Парсы. История зороастрийской общины Индии». Париж, 1898

А. Джексон. «Зороастр, пророк древнего Ирана». Нью-Йорк, 1899 (часть книги переведена на русский язык А. Погодиным в 1903)

Л. Х. Миллз. «Зороастр и греки». Оксфорд, 1903-1904

Л. Х. Миллз. «Зороастр, Ахемениды и Израиль», 1905-1906

В. Миллер. «Зороастр и его учение». («Мир Божий», май 1892.)

А. Погодин. «Религия Зороастра». Спб., 1903

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра - халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.


Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля "Афинская школа"

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.


Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.


После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.


Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением . После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.


Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Память

  • В опере «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа есть произведение «Так говорил Заратустра».

  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» , посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации романа и «12 стульев» , представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события - это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.
Среди великих пророков земли, положивших начало новым религиям, оказавших заметное влияние на ход истории, особое место память человеческая отводит Заратустре. Он основал оду из мировых религий – зороастризм , которая распространилась двадцать пять веков тому назад во многих странах Востока . До сих пор есть последователи этой религии в таких странах как Индия и Иран . Родина Заратустры – древний Хорезм . Само слово «Хорезм» означает «Солнечная земля». Древний Хорезм был весьма развитой страной. Хорезм подробно описывают персидские , религиозная пехлевийская литература, греко-латинские, китайские, армянские рукописи . Народ этой страны достиг высоких успехов в развитии животноводство, земледелия, в строительстве городов. Здесь была высоко развита материальная и духовная культура. Как свидетельствуют древнейшие источники, хорезмийцы – это часть ариев, о которых говорится, что они являются сыновьями Иофета , сына Ноя . Что корень этой богатой ветви следует искать на обширном Среднеазиатском плоскогорье , которое по мнению ученых, было одной из колыбелей человеческого рода . Соседние с Хорезмом народы, да и само «царство солнца» поклонялись богу Молоху . Он был привнесен в Вавилон, Иран, и Хорезм ассирийцами-завоевателями и их жрецами. По обычаю, Молоху приносили в жертву детей, взрослых и животных. О том, что этот обычай бытовал в Персии, Бактрии и Хорезме , мы узнаем из повествований древнегреческого историка Геродота : «Так, я слышал, что жена Ксеркса Аместрида велела закопать дважды по семь персидских юношей знатного происхождения в честь божества, которое помещалось под землей, в благодарность за достижение глубокой старости….». Разумеется, как бы жрецы не объясняли необходимость подобных жертвоприношений, они вызывали возмущение простых людей. Иногда случались и массовые протесты. Особенно сильные народные волнения были в Бактрии и Хорезме в первый год правления персидского царя Дария , о чем свидетельствует надпись, высеченная на Бехистунской скале (территория нынешнего Ирана). Вдохновителем восстания, стал сам пророк Заратустра . Проповеди его предназначались в основном простолюдинам. В них он осуждал массовые кровавые жертвоприношения. Он утверждал, что никто не имеет права лишать человека жизни, что она священна. Заратустра широко проповедовал идею борьбы двух начал – добра и зла. По его мнению, представители зла в реальном мире были алчные правители и жрецы кровожадного Молоха. Он им объявил войну. В высшей духовной сфере – по Заратустре – главенствовал бог Ахура Мазда как представитель добра и света. Ему противостояли силы во главе с Ангро Майнью – богом мрака и зла. Заратустра проповедовал также учение о конце мира, о загробной жизни, о воскресении мертвых, о грядущем спасителе, который будет рожден от непорочной девы, о последнем суде, которого не избежит никто. Поэтому он призывал всех бесстрашно бороться со злом. Человек, живущий на земле, должен творить добро. Это были новые духовные постулаты, которые Заратустра проповедовал среди людей, говоря, что они ниспосланы ему богом света и добра Ахурой Маздой в виде откровения. Эти откровения, Заратустра записывал в священной книге Авесте . Первоначально Авеста состояла из двадцати одной книги и была своеобразным сводом знаний того далекого времени. Но после того, как 331 году до н.э. Александр Македонский захватил колыбель ахаменитского государства город Персеполь , а этот город был и его сакральным центром, местом хранения священного писания зороастрийцев. При разграблении дворцов и храмов Персеполя воинами Александра Макендонского в пожаре сгорели и отдельные книги Авесты . Дошедшие до нас книги составляют лишь малую часть того, что было написано Заратустрой . Известны всего четыре книги Авесты : «Вендидад», «Висперед», «Ясна», «Яшт» .
Проповеди Заратустры были обращены к простым людям: скотоводам, земледельцам. Духовная жизнь человека могла быть угодной богу лишь в том случае, если человек разводит скот, с любовью занимается земледелием, ирригацией. В священной Авесте он написал специальную главу «О благе земледелия», где говорится: «О творец телесного мира, истины! Какое место на земле является наилюбезнейшим? И сказал Ахура Мазда : - Поистине там, где праведный человек воздвигает дом, наделенный огнем и семьей, женой, детьми и хорошими стадами, в этом доме тогда обилие скота, обилие праведности, обилие корма, обилие собак, обилие жен и обилие детей, обилие огня и обилие всякого житейского добра. Тот, кто обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот воздает земле прибыль. Так говорит человеку Земля: - О ты, человек, который обрабатывает меня левой рукой и правой, правой и левой, поистине буду я производить всякое пропитание и обильный урожай. Тому, кто не обрабатывает эту землю, о Спитамид Заратустра , левой рукой и правой, правой рукой и левой, тому Земля говорит так: «О ты, человек который не обрабатывает меня, поистине вечно будешь ты стоять, прислонившись у чужих дверей, среди тех, кто попрошайничает; поистине вечно будут мимо тебя проносить яства, их принесут в дома, где и без того обилие богатств. Кто сеет хлеб, тот сеет справедливость ...».
Невыносимо тяжелым бременем для народа был обряд жертвоприношения богам. Простой народ отождествлял своих правителей с царем драконов по имени Заххак . Сохранилась легенда, повествующая об этом: «Как только Заххак стал правителем, он поддался соблазну злого духа, который поцеловал его в плечи. От этих поцелуев у правителя на каждом плече выросло по змее, которые отнимали у него все то, что он подносил ко рту. Взбешенный правитель дал команду своим придворным срезать змеям головы, но это не помогла. Стоило отсечь одну голову, как на ее месте тотчас вырастала другая. Видя обеспокоенность Заххака, злой дух посоветовал ему кормить змей человеческим мозгом, лишь в этом случае они успокоятся. С тех пор и стали правители приносить злым духам в жертву своих соплеменников». Заратустра был первым, кто воспротивился этому губительному обряду. Идеи «борьбы добра со злом», «воспрепятствования жертвоприношениям» Заратустра стал проповедовать у себя на родине в Хорезме . Пословица «Нет пророка в своем отечестве» уходит своими корнями, видимо, в те давние времена, когда правители Хорезма , возмущенные проповедями Заратустры , стали притеснять его, угрожать физической расправой.
Согласно Авесте , Заратустра , не найдя признания на родине, уединился в горной пещере в стране правителя Виштаспы , принявшего его учение. Вот как этот период жизни пророка описывает Фридрих Ницше в книге «Так говорил Заратустра» :
«Когда Заратустре исполнилось тридцать лет, покинул он свою родину и озеро своей родины и пошел в горы . Здесь наслаждался он своим духом и своим одиночеством. И в течение десяти лет не утомлялся счастьем своим. Но наконец изменилось сердце его, - и в одно утро поднялся он с зарею, встал перед солнцем и так говорил ему: «Великое светило! К чему бы свелось твое счастье, если бы не было у тебя тех, кому ты светишь! В течение десяти лет поднималось ты над моей пещерой: ты пресытилось бы своим светом и этой дорогою, если бы не было меня, моего орла, моей змеи, моей голубой сойки. Но мы каждое утро поджидали тебя, принимали от тебя переизбыток твой и благословляли тебя. Взгляни! Я пресытился своей мудростью, как пчела, собравшая слишком много меду; мне нужны руки, простертые ко мне. Я хотел бы одарять и наделять до тех пор, пока мудрые среди людей не стали опять бы радоваться безумству своему, а богатые – богатству своему. Для этого я должен спуститься вниз: так делаешь ты каждый вечер, окунаясь в море и неся свет свой на другую сторону мира, ты, богатейшее светило! Я должен, подобно тебе, закатиться, как называют это люди, к которым и хочу я спуститься. Так благослови же меня, ты, спокойное око, без зависти взирающее даже на чрезмерно большое счастье! Благослови чашу, готовую пролиться, чтобы золотистая влага текла из нее и несла всюду отблеск твоей отрады! Взгляни, эта чаша хочет опять стать пустою, и Заратустра хочет опять стать человеком»».
В этом размышлении, разумеется, есть и доля вымысла немецкого философа-мистика Фридриха Ницше . Но в тоже время четко обозначен сакральный путь формирования личности пророка. Заратустра , придя в жизнь в самый апогей поклонения Молоху, вышел к народам с новой религией, стержнем которой стала любовь к человеку, к благочестию, вера в добро и сопротивление злу. Простой народ воспринял это учение с благоговением и пошел за пророком. Вера Заратустры стала верой его соплеменников, хорезмийцев , а также согдийцев и древнего народа населявшего страну Моргав , то есть Мерв . Правитель страны, который принял у себя Заратустру – изгнанника и странника, Виштаспа был, по-видимому, никто иной как Дарий I , царь персов, правивший с 552 по 486 год до н. э., так как именно тогда зороастризм получил широкое распространение в Средней Азии и Восточном Иране, стал использоваться для укрепления власти государей. Ярким символом для зороастризма стал культ бога огня , то есть культ Солнца . И поэтому в тех странах, где религия Заратустры торжествовала, стали создаваться храмы огня. Это были величественные культовые сооружения, храмы-творцы. Один из них сохранился до наших дней. Это храмовый комплекс Чельпык . Чельпык – храм бога огня находится на территории бывшего Хорезма . Его в 1940 году обследовал академик С.П. Толстов , известный археолог и автор уникальных трудов по истории Хорезма. В 1939 году в паводок Амударья вдруг изменила резко русло, обнажив интереснейшее архитектурное сооружение – древнейший храм огня . Коренные жители называют это место на дороге из Турткуля в Нукус Чельпык . Храм огня Чельпык относится к раннему ахаменидскому времени. Представляет он из себя круглую, диаметром в шестьдесят метров пахсовую крепость на вершине насыпного холма высотой около 35 метров. К входу ведет защищенный стенами глинобитный пандус. Крепостные стены воздвигнуты из кирпича больших размеров, обожженного в античных печах. Все внутреннее пространство крепости – это сплошная глиняная площадка, вымощенная черным песчаником почти вровень с внешней стеной. В центре площадки возвышается небольшая скала, сплошь покрытая надписями и знаками, относящимися к самым различным временам. Найденные древние захоронения в оссуариях указывают на то, что сельпыкское укрепление является «башней молчания» - дахмой . Захоронения в оссуариях обнаружены во многих местностях Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана , а также в степях Казахстана . Значит, зороастризм имел широкое распространение и за пределами Хорезма и Ирана . История не сохранила сведений, когда и в каком краю смерть настигла Заратустру , где погребены его останки. Но доподлинно известно, что учение Заратустру жило на протяжении многих веков, вовлекло в свою орбиту Индию, Среднюю Азию, Кавказ, ряд стран Передней Азии и Северной Африки .

Современный зороастризм – парсизм – сохраняет традиции Авесты в неприкосновенности. Парсы живут в Индии, главным образом в Бомбее , их более двухсот тысяч человек. Небольшая их часть проживает в Иране. Иранские парсы называют себя гебрами . Парсы Индии и гебры Ирана поют те же гимны священной Авесты , которые пел и пророк Спитамид Заратустра , славя бессмертие великого сына