Икона Воскресение Христово — значение, в чем помогает. Значение «воскресение иисуса христа

Текстом сегодняшней проповеди будет служить Святое евангелие от Луки, глава двадцать четвертая, стих

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему.

Возлюбленные в Господе! Хочу приветствовать Вас этими замечательными, радостными и победоносными Словами Анегла: ”Христос воскрес!” Он воистину жив, воскрес и грядет! “Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века” – очень ясно формулируется в нашем символе веры.

В эти дни все христиане Восточного обряда вспоминали сей великий и торжественный момент воскресения Господа и Спаса нашего из мертвых. Это воистину торжество каждого христианина. Это победа жизни над смертью, святости над грехом. “ и опустошил ад” – так торжественно провозглашает свт. Иоанн Златоуст. Ибо воистину небеса без Христова присутствия стают адом; а бездна ада по пришествию туда Сына Божия воистину станет самым настоящим райским уголком. Наша поздравительная форма является самым лучшим доказательством для всех скептиков, агностиков и атеистов, которые не верят в жизнь после смерти и воскресение. Потому что отсутствие Сына Божия для каждого верующего в Него действительно является самой страшной пустотой в его жизни. Именно для этого пришел Сын Божий, доказав Своей великой любовью ко всем грешникам не зависимо от тяжести их грехов и преступлений пред Лицем Божьим. Какие действительно настоящие муки ада испытал Сын Божий на кресте Голгофы! Ученики и Дева Мария плакали смотря на страдания Иисуса. Казалось бы, даже святое небо оставило Царя Славы. НО, то что не под силу человеческому разуму, его логике, Бог часто свершает Свои могущественные дела! И воскресение Иисуса з мертвых есть тому самое величественное свидетельство!

Давайте как будто станем участниками того события. Можно только представить с каким сердцем Мария Магдалина и Мария шли к месту, куда погребли Сына Божия. Кроме печали, желание отдать последнее, что надлежит в память о человеке мертвому выглядело очень прискорбно. Для большинства из нас даже на подсознательном уровне также кажется, что смерть – это окончательная точка, после которой уже ничего нет. В науке ее определяют часто как завершение всего живого, всех естественных биологических процессов. Многим кажется, что дальше уже ничего нет и быть не может. Именно так множество философских и материалистических мировоззрений пытаются очень просто разрешить проблему смысла бытия человеческого. “Бери от жизни все, что следует. Делай все, чего пожелает душа твоя, ибо завтра умрем” – вот главный их девиз. “Жизнь коротка”, – констатируют люди. Но, то что увидели первые свидетельницы Божьей Силы просто ошеломило их. Место, куда был погребен Иисус оказался пустым. И камень, что был запечатлен ко гробу не сумел не коем случае удержать нашого Господа. Ибо Он есть воскресение и жизнь. Нет никакого смысла искать Живого среди мертвых. Это были слова Ангела Божия.

Воскресение – именно то, чего более не хочет адекватно воспринимать разум человека. Но и без чего, по словам апостола Павла, вера и проповедь наша христианская является полностью тщетной. Когда Павел проповедовал в Афинах, как свидетельствует об этом книга Деяний апостолов, его не восприняли, когда речь шла о воскресении. Вера в загробную жизнь была присущей практически во всех мифах различных народов и культурах. О существовании души после ее смерти были представления у всех культурах и религиях.

Но, когда речь идет о личном воскресении тела после смерти никто с уверенностью не смог сказать об этом. Множество людей заданы вопросом: какова причина смерти, почему она существует и что после нее. Еще со времен Иисуса Христа об этом спорили фарисеи и саддукеи. Последние никак не хотели верить в жизнь после смерти и верили, что лишь в этом мире возможно воздаяние за грехи человека и вознаграждение за праведную жизнь.

В книге Бытия Бог говорит о грехопадении человека. Хотя все, что создал Бог было совершенным. Однако через непослушание Богу человек согрешает. Когда Адам вкусил из древа познания добра и зла, он начал прятаться от Бога. В традиции св. отцов иногда возможно проследить мысль о том, что так человек отделил себя от Своего Создателя и создал себе ад. Потому что ад, в первую очередь, не просто место физических мук человека за своих грехи. Это разделение человека с Богом в той или иной степени. Писание говорит нам об этом следующее: “Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? 2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, 3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. 4 И сказал змей жене: нет, не умрете, 5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. 6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. 7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. 8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. 9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты ?” (Бытие 3:1 – 9) С этого отрывка видно первый вопрос, который задал Бог человеку. Господь в действительности очень хорошо знал, где Адам. Но знал ли Адам свое духовное положение? Потому что связь между Богом и человеком такой, каковой она была прежде, перестала существовать. Человек начинает приносить жертвы Богу как попытку очистить свою душу от пороков и грехов. Вот оно – начало всякой религии, как способ достучаться до небес и попытаться человеку обратиться к Богу. Возникает закон религиозный и юридический, поскольку человек уже даже не в состоянии адекватно оценить свою духовную жизнь и поработить свои плотские желания. Человечество во всех грехах своих хочет достучаться и найти Бога. Однако практика и опыт многих людей показывает, что самостоятельно соединится с Богом просто так невозможно. Грех, который так противоречит Богу, не дает таковой возможности. Но милостивый Господь не оставлял человека никогда в одиночку. Бог по прежнему любит человека и говорит к пророку Иезекиилю: “И ты, сын человеческий, скажи дому Израилеву: вы говорите так: “преступления наши и грехи наши на нас, и мы истаеваем в них: как же можем мы жить?” 11 Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? . Такая формулировка пророчества Иезекииля говорит о Божьей милости к грешнику не зависимо от степени его грехов. В это время Израиль переживает глубокий кризис.

Вавилонский царь Навуходоносор практически уничтожает иудейское государство. Однако Бог обращался и говорил о исповедании грехов, возвращении к служению к только Одному Богу живому и к призрению идолам. Когда казалось при этом все разрушенным и мертвым, Господь показал Иезекиилю видение о воскресении. Слово Божье демонстрирует следующую картину: “Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, 2 и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. 3 И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. 4 И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: “кости сухие! слушайте слово Господне!” 5 Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. 6 И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь .”

Речь Господа к слуге Его направлена на приоткрытие великой Тайны воскресения из мертвых, что должна произойти в будущем. И это не только пророчество о грядущем благочестивом Царе и Пастыре Давиде, который будет править вечно (Господе Нашем Христе Иисусе), но и о нашем воскресении. Святое Евангелие учит нас и о нашем с вами воскресении вместе со Христом. Нет, вы не ослышались, – именно о нашем воскресении вместе с Ним. Св. апостол Павел в послании к колоссянам подчеркивает следующее: ” Итак, если вы воскресли со Христом , то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога ; 2 о горнем помышляйте, а не о земном. 3 Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. ” (к Колоссянам 3:1-3) Действительно, когда речь идет о празднике Пасхи, множество людей идут как никогда в церковь; в доме расположено все, как надлежит празднику. Множество верующих, к сожалению, при всем этом более являются “пасхальными верующими.” И все таки слушая весть о прощении их грехов, о дивном Христовом воскресении множество людей так и не могут простить друг другу ошибки, не смогли научиться любить друг друга, как учит об этом Господь. И при этом ничего “горнего”, того духовного, которое во Христе, Его характере так и не проявляется в жизни многих христиан. Хотя и по-праздничному люди в эти дни приветствуются, но продолжают грешить против ближнего и Господа.

И когда вопрос жизни и смерти часто может стоять чуть ли не главным вопросом нашей жизни, христианская вера имеет надежду на воскресение. Христианство – это учение, которое говорит, что не все заканчивается могильной плитой. Апостол Павел в первом послании к Фессалоникийцам пишет: “Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14 Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним.” (1 Фессал. 4: 13-14) Есть у каждого верующего во Христа – надежда и вера в воскресение из мертвых. «В сей день великий Христос воззван от мертвецов, к которым приложился. В сей день отразил Он жало смерти, сокрушил мрачные затворы унылого ада, даровал свободу душам. В сей день, воспрянув из гроба, явился Он людям, для которых Он родился, умер и возбужден из мертвых», – говорит свт. Григорий Богослов. Пусть этими евангельскими словами утешается наша душа. Взыщем Господа, ибо Он есть благ и вовеки Его милосердие и святая любовь ко всем нам! Да пребудет Господь со всеми Вами! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Євген Распопов

1. Гарантия нашего возрождения

Апостол Пётр говорит, что Бог возродил «нас воскресением Иисуса Христа из мёртвых к упованию живому» (1 Петра 1:3). Он не двусмысленно связывает воскресение Иисуса с нашим новым рождением. Когда Иисус восстал из мёртвых, Его существование приобрело новые качества: «возрождённую жизнь» в человеческом теле и человеческий дух, идеально приспособленный для вечного общения с Богом и повиновения Ему. Своим воскресением Иисус приобрёл для нас такую же новую жизнь, как и у Него. Когда мы становимся христианами, мы не получаем эту «новую жизнь» полностью, ибо наши тела по-прежнему подвержены старению и смерти. Но наш дух укрепляется живительной силой спасения. Новый вид жизни, которую мы получаем при возрождении, Христос дарит нам Своим воскресением. Вот почему Апостол Павел говорит, что Бог «оживотворил» нас «со Христом... и воскресил с Ним» (Ефесянам 2:5). Воскрешая Христа из мёртвых, Бог думал о нашем воскресении «со Христом» и, следовательно, считал достойными приобщения к Христову воскресению. Павел говорит, что видит цель своей жизни в том, «чтобы познать Его, и силу воскресения Его...» (Филиппийцам 3:10). Павел понимал, что даже в этой жизни воскресение Христа придаёт новую силу христианскому служению и повиновению Богу. Связывая воскресение Христа с действующими в нас духовными силами, Павел говорит ефесянам, что молится о них, дабы они поняли, «как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, которою он воздействовал во Христе, воскресив его из мёртвых и посадив одесную Себя на небесах» (Ефесянам 1:19-20). Здесь Павел говорит, что сила, которой Бог воскресил Христа из мёртвых, — это та же сила, которая действует в нас. Более того, Павел рассматривает нас, как воскресших во Христе:

...мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновлённой жизни... Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе... Новый Завет, Послание римлянам 6:4,11

Эта живительная сила включает способность одерживать всё новые и новые победы над грехом, несмотря на то, что мы не достигнем совершенства в этой жизни («грех не должен над вами господствовать» (Римлянам 6:14)). Сила воскресения включает также способность к служению в Царстве. Именно после воскресения Иисус пообещал Своим ученикам: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями...» (Деяния 1:8). Это новая, превосходящая человеческие возможности сила для возвещения Евангелия, совершения чудес и преодоления сопротивления врагов была дана ученикам после воскресения Христа из мёртвых и стала неотъемлемым элементом силы воскресения, присущей их христианской жизни.

2. Воскресение Христа гарантирует наше оправдание

Павел связывает воскресение Христа с нашим оправданием (снятием вины пред Богом) только в одном отрывке «Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Римлянам 4:25). Воскресение Христа из мёртвых было декларацией Бога об одобрении работы Христа по спасению. Благодаря тому, что Христос «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной... Бог превознёс Его...» (Филиппийцам 2:8-9). Воскрешая Христа из мёртвых, Бог Отец фактически говорит, что принимает служение Христа, претерпевшего страдания и смерть за наши грехи, считает эту работу завершённой и не видит необходимости в том, чтобы Христос и впредь оставался мёртвым. Не было никаких неоплаченных грехов, ничто не вызывало гнев Божий, и никакой вины, требующей наказания, не осталось — за всё было уплачено сполна. Воскресением Бог говорит Христу: «Я одобряю всё, что ты сделал, и ты находишь благоволение в Моих глазах». Это объясняет, почему Павел может говорить, что Христос «воскрес для оправдания нашего» (Римлянам 4:25). Если Бог нас воскресил с ним (Ефесянам 2:6), то, благодаря нашему союзу с Христом, Божья декларация об одобрении Христа является в то же время декларацией об одобрении нас. Когда Отец, по существу, говорит Христу: «За все грехи уплачено, и Я считаю Тебя не виновным, а праведным в Моих глазах», Он делает заявление, которое относится и к нам, поскольку мы веруем в Христа ради спасения. Таким образом, воскресение Христа служит ещё и окончательным подтверждением того, что Он заработал наше оправдание.

3. Воскресение Христа гарантирует, что мы также получим совершенные возрождённые тела

В Новом Завете воскресение Иисуса несколько раз связывается с нашим окончательным воскресением в теле:

Но наиболее обстоятельное обсуждение связи между воскресением Христа и нашим воскресением содержится в 1 Коринфянам 15:12-58. Здесь Павел говорит, что Христос — «Первенец из умерших». Называя Христа первенцем, Павел использует земледельческую метафору (первый плод), чтобы показать, что мы будем походить на Христа. Подобно тому, как «первые плоды» или первая проба созревающего урожая показывает, каким будет весь урожай, Христос, как «первенец», показывает, какими будут наши возрождённые тела, когда во время окончания «жатвы» Бог воскресит нас из мёртвых и введёт в Своё присутствие.

После воскресения у Иисуса остались следы гвоздей на руках и ногах и рана от копья, пронзившего его рёбра (Евангелие от Иоанна 20:27). Люди иногда спрашивают, не означает ли это, что шрамы от серьёзных повреждений, полученных в этой жизни, останутся на наших возрожденных телах? На это можно ответить, что, вероятно, у нас не будет шрамов от повреждений, полученных в этой жизни, и наши тела будут совершенными, не подверженными тлению и воскресшими «в славе», поскольку шрамы, оставшиеся на теле Иисуса после распятия, уникальны, они служат вечным напоминанием о Его страданиях и смерти за нас.

Важно также отметить этическое значение воскресения

Апостол Павел считает, что воскресение имеет непосредственное отношение к нашему повиновению Богу в этой жизни. Заключая подробное обсуждение воскресения, Павел призывает своих читателей:

Мы должны неустанно продолжать трудиться ради дела Господня именно потому, что тоже воскреснем из мёртвых, как воскрес Христос. Всё, что мы делаем для привлечения людей в Царство и укрепления их веры, будет иметь поистине вечное значение, ибо все мы воскреснем в тот день, когда Христос возвратится, и будем жить с Ним вечно.

Во-вторых, Павел призывает нас к тому, чтобы, размышляя о воскресении, мы поставили своей целью будущую небесную награду. Он рассматривает воскресение как время, когда все усилия, предпринятые нами в этой жизни, будут вознаграждены. Но если Христос не воскрес, и воскресения не было, то «вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших; поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков» (1 Коринфянам 15:17-19). Но, поскольку Христос воскрес, а вместе с Ним воскресли и мы, нам следует стремиться к небесной награде и помышлять о небесном:

Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе. Новый Завет, Послание колоссянам 3:1-4

Третий этический аспект воскресения состоит в требовании безусловного отказа от повиновения греху в нашей жизни. Говоря, что мы должны почитать себя «мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе», благодаря воскресению и живительной силе Христа, действующей в нас, Павел восклицает: «Да не царствует грех в смертном вашем теле... И не предавайте членов ваших греху» (Римлянам 6:11-13). Побуждая нас больше не грешить, Павел использует тот факт, что мы обладаем новой живительной силой, способной обуздать господство греха в нашей жизни.

Большинство людей главным христианским праздником считает Рождество, но на самом деле это Пасха. О сути великого дня символически повествуется на иконе «Воскресение Христово». Главная доктрина христиан изображается в виде фресок и росписей с давних времен. Православная иконопись, после столетий развития, переняла основные моменты у византийской школы. Есть еще и западные версии изображений главного события человеческой истории, но все они повествуют об одном.


Почему в православии мало икон Воскресения?

Может показаться странным что в период самого светлого Праздника в центр храма выносятся непонятные по композиции, внешне непохожие друг на друга иконы. Здесь требуется очень глубокое понимание темы Воскресения. На самом деле православные иконы улавливают и передают самую суть.

Дать краткое описание иконы «Воскресение Христово» не получится. Хотя бы потому, что на сегодня существует 2 традиционных типа таких изображений.

  • Сошествие во ад.
  • Воскресение с праздниками.

В обоих случаях композиция образа достаточно сложная. Как ни парадоксально, в ней много персонажей. Хотя воскрес лишь один Богочеловек, это задело каждого из тех, кто знал Его тогда и всех, кто живет на земле. Недаром даже наше летоисчисление начинается с Рождества Христова. А как называется последний день недели? Действительно, напоминания о том воскресном дне сопровождают людей всю жизнь.

В первые века христианства иконография испытывала некоторые сложности: ведь в Евангелиях описания самого момента воскресения не содержится. Но символические изображения встречаются с древних времен - сначала художники рисовали на росписях Иону в брюхе огромного кита.

Старинные иконы Воскресения Христова изображали евангельские события по-разному. Например, возле гробницы стоят 2 воина, один из которых спит. Либо ангел являлся женщинам, или уже воскресший Христос предстает перед Марией Магдалиной. Однако подобные сюжеты не отражали полноту богословского смысла Пасхи. Поэтому появляется тип «Сошествие во ад», который сегодня часто встречается на иконах «Воскресения Христова». Основные моменты композиции:

  • Христос держит за руки первых людей (они символизируют всех, кто пребывал в аду до этого момента) - Адам и Ева готовятся покинуть юдоль скорби.
  • Сын Божий в поисках человека опускается в самую нижнюю точку мироздания, откуда возможен только один путь - наверх, в Небо.
  • Под ногами Спасителя - сломленные адские врата.

На Христе - одежды белого (иногда - красного) цвета, это Господский цвет и в Церкви. Белое облачение положено на все праздники, связанные с Христом - кроме Пасхи. Адам и Ева протягивают к Нему руки, как к самому долгожданному гостю. Сбоку изображаются обычно ветхозаветные праведники. Иногда внизу рисуют поверженных демонов. На заднем плане видны горы, также чернеется адская пропасть.

Первые изображения этого типа встречаются с 10 в. - например, на Афоне. Считается, что основой сюжета стало апокрифическое «Евангелие от Никодима». Его текст был известен на Руси в переводе свт. Макария. Однако многочисленные отсылки к сошествию в ад имеются в пророческих книгах, в Псалтири, у апостола Павла.


Иные пасхальные сюжеты

Существует другой вид иконы Воскресения Христова: Спаситель изображен вышедшим из гроба. За спиной у него виден отверстый вход в пещеру (евреи там погребали умерших). У ног Христа сидят два ангела, почтительно склонившие головы, руки - в молитвенных жестах. Иногда в композицию включаются поверженные ужасом стражники, в стороне изображаются мироносицы, которых осеняет ночная тень. Правая рука Христа указывает на небо, в левой он держит хоругвь.

Хотя данный сюжет пленяет своей очевидностью, простотой для понимания, внимательный зритель найдет здесь некоторые противоречия.

  • Вряд ли римские солдаты могли спать - служба в армии была привилегией, а не всеобщей повинностью; суровая дисциплина карала смертью подобное поведение во время выполнения долга.
  • Ангелы находились внутри гроба.
  • Чтобы выйти из пещеры, Христу не пришлось отваливать камень, поскольку его небесная природа уже проявилась полностью.

Несмотря на эти недочеты, образ имеет хождение среди верующих. В целом он вполне адекватно отражает чувство радости, которое испытывает человек, слыша пасхальное приветствие.

Прекрасно соотносится с евангельскими повествованиями сюжет встречи воскресшего Христа с Марией Магдалиной. Основным моментом здесь является запрет Христа прикасаться к себе, на что указывает его отстраненная поза и рука, воздетая в предупреждающем жесте. Эта сцена отражена и в религиозной живописи.

Более соответствует восточной традиции икона Воскресения Христова с праздниками. В центре изображается либо упрощенная композиция в западном стиле (Спаситель в окружении ангелов), либо сложный сюжет, повествующий о сошествии во ад, вознесении. Иногда это сюжет из Апокалипсиса, который как бы завершает мировую историю. Вокруг центральной композиции располагаются клейма (более маленькие по размеру иконы).

Содержание каждого клейма является самостоятельной иконой, количество бывает разным, часто их 12 - по числу главных церковных праздников. Но изображения на клеймах необязательно соответствуют двунадесятым праздникам. Тут может быть предательство Иуды, уверение Фомы, тайная вечеря, явление Христа ученикам и т.д. Выбрать подобную икону можно исходя их личных предпочтений.


Смысл праздника - смысл всей христианской жизни

Каждая икона отображает суть определенного праздника, либо напоминает о подвиге некоего святого. Значение иконы Воскресения Христова - показать не только сам факт того, что Христос победил смерть. Для каждого настоящего верующего он не подлежит сомнению. Нет, образ вовсе не пытается убедить тех, кто скептически настроен. Здесь событие уже состоялось. Воскресший сын плотника представлен не только как искупитель первородного греха, но и Тот, Кто Сам воскрешает.

Надо ли говорить о том, что Пасха - центральное событие не только христианства, но и каждой конкретной человеческой судьбы? Смог бы спокойно жить человек, зная, что лучший друг умер за него? А ведь здесь речь не просто о человеке - о Боге, который спустился с небес, чтобы дать вечную жизнь всем без исключения.

Почему не изображался сам момент Воскресения? Святые отцы считали таинство это столь великим, что изображение могло лишь умалить его. Иконопись должна была не только показать восставшего Христа, но и связать это событие со спасением рода человеческого, в чем заключается главная задача этого вида искусства.

Святые находились в аду, поскольку путь на небо был закрыт. Грех разорвал связь Бога и его творения, для этого и приходил Христос - восстановить утраченную гармонию Небесного Отца и Его блудных детей.

Известные храмы во имя Воскресения Христова

Домашняя молитва является важной частью духовной жизни, но человек нуждается в живом общении с теми, кто имеет такое же упование, что и он сам. Посещение храма дает возможность участвовать в общей церковной молитве, приобщиться к святыням, имеющим культурную и духовную ценность.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках знаменит редкой коллекцией икон, которые передавались сюда из других общин во времена гонений. Самой известной является Иверская - чудотворная копия афонского образа. Богатый оклад изготовлен на пожертвования благодарных прихожан, получивших ответ на свои молитвы. В небольшом ковчеге, расположенном на иконе, содержится часть покрывала с Гроба Господня.

Церковь была построена в начале 19 в. Возведение сопровождалось интересной историей. Один купец хотел пожертвовать средства на храм. Во сне он увидел апостолов Павла и Петра, которые указали ему, куда отнести деньги. На следующий день мужчина явился к настоятелю Воскресенского храма. Ему как раз были необходимы средства для расчета с рабочими.

  • Особой красотой отличаются дубовые киоты, выполненные в византийском стиле.
  • Необычна ориентация алтаря храма - она направлена на юг, ко Гробу Господню.
  • Во время строительства храма ощущалась постоянная нехватка средств. Однажды настоятель приютил пожилого странника, который наутро оставил в келье значительную сумму. С тех пор свт. Николай - один из самых почитаемых храмовых святых.

Главной святыней всего христианского мира является Храм Гроба Господня. Возведен он над теми местами, где совершались все важнейшие события Страстной Недели. Это был самый первый христианский храм в истории, построенный императором Константином. До того, как он принял новую веру, последователи Христа повсеместно подвергались гонениям, пыткам и смерти. В некоторых странах такое происходит по сей день.

Как молиться у иконы Воскресения

Центральное событие служения Христа достойно особого молитвенного почитания со стороны верующих. Каждый, кто хоть раз был на службе, помнит воскресную песнь «Воскресение Христово видевше…» Весьма уместно будет пропеть ее дома.

Икона «Воскресение Христово» помогает вспомнить о главной цели жизни человека - он должен уподобиться Христу во всем. Открыть Ему свое сердце, принять те изменения, которые неизбежны для того, чтобы душа преобразилась. А вслед за ней изменится и жизнь. Она может быть радостной вне зависимости от уровня достатка. Для этого необходимо наполнить сердце любовью. Путь же для этого один - через молитву. Прежде всего - она должна быть постоянной.

Основными молитвами каждого христианина являются «Отче наш», Символ веры, молитва Святому Духу. Регулярно надо обращаться к Псалтири, где царь Давид собрал песни на все случаи жизни. Все их можно читать перед образом Христа, ведь через Него нам открывается и вся Святая Троица. Господь в Священном Писании обещал исполнять любые просьбы человека, которые будут звучать во имя Иисуса.

Не стоит пытаться злоупотреблять этим обещанием, пытаясь получить все земные блага. Господь не глуп, он установил законы жизни для того, чтобы люди пользовались ими другим во благо, а не во вред. Просить можно о духовных дарах, помощи в работе, в сложных ситуациях, о здоровье близких, воспитании детей.

Молитва перед иконой «Воскресе ние Христово»

Воскресная песнь: Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому безгрешному. Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Молитва Святой Пасхе:

О, Священнейший и Величайший Свете Христе, Возсиявый всему миру паче солнца в Воскресении Твоем! В сей пресветлый и преславный и спасительный лень Святыя Пасхи, ликуют вси ангели на небеси и всяка тварь веселится и радуется на земли и всякое дыхание прославляет Тя, Творца своего. Днесь отверзошася райския врата, и свободишася умершия я во ад сошествием Твоим. Ныне вся исполнишася света, небо же земля и преисподняя. Да приидет убо Твой свет и в наши мрачныя души и сердца и да просветит нашу тамо сущую нощь греха, да и мы сияти будем светом правды и чистоты в пресветлыя дни Воскресения Твоего, яко же новая тварь о Тебе. И тако просвещеннии Тобою изыдем свещеноснии во сретении Твое, исходящему Тебе из гроба, яко Жениху. И яко возвеселил еси в пресветлый день сей явлением Своим святых дев зело заутра с миры ко гробу Твоему пришедших, тако и ныне просвети нощь глубокую страстей наших и возсияй нам утро безстрастия и чистоты, да узрим Тя сердечными очесы краснаго паче солнца Жениха своего и да услышим паки вожделенный глас Твой: Радуйтеся! И тако вкусивши Божественныя радости Святыя Пасхи еще зде на земли, да будем причастницы Твоея вечныя и великия Пасхи на небесех в невечернем дни Царствия Твоего, идеже будет веселие неизреченное и празднующих глас непрестанный и неизреченная сладость зрящих Лица Твоего доброту неизреченную. Ты бо еси Истинный свет просвещаяй и освещаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе слава подобает во веки веков. Аминь.

Введение

Тема данной контрольно-курсовой работы "Воскресение Иисуса Христа". Эта тема была выбрана, потому что догмат Воскресения основополагающий в христианском учении. Невообразимая полнота Богодухновенного предания не может быть воспринята без веры Воскресение Господа Нашего Иисуса Христа. Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. При том мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали о Бочто он воскресил Христа, Которого, Он не воскрешал, если, то есть мертвые не воскресают; ибо сли мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес" (1Кор. 15:17).

Объектом исследования является определение значения Воскресения в жизни православного христианина, предметом же - исторические свидетельства о Воскресении Господа Иисуса Христа. Цель: раскрыть значение догмата Воскресения для понимания смысла христианской веры.

Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:

1. Воскресение Христа в источниках;

2. Рассмотреть праздник Пасхи в Новозаветной традиции.

3. Рассмотреть пророчества о воскресении Христа;

4. Изучить догматическое и богословское значение воскресения Христа.

Теоритическая основа данной работы труды по истории, Богословии и философии.

Работа состоит из введения, четырех глав и заключения.

Значение Воскресения Христа

Воскресение Христово - это суть христианства. В первую очередь апостолы проповедовали о пасхальных событиях, как совершенном факте, свидетелями которых были. "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша" (1 Кор. 15, 14). "Иисус предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего". (Рим. 4:25) Воскресенье показывает, что жертва Христа была принята Богом и люди признаны оправданными по вере в Него. Все люди до этого момента за исключением некоторых праведников попадали в ад, и дьявол царствовал над миром. Иисус взял грехи всего человечества на себя и тем самым разрушил дела дьявола, выкупил человечество у смерти.

Воскресение Христово - величайшее событие, произошедшее в мире. Оно заменило иудейскую субботу. Если бы не было Воскресения Христова, то не только не было бы христианства. С точки зрения христиан отрицание этого события просто не возможно оно влечет за собой потерю смысла жизни. Но можно точно сказать, что уже и нельзя представить себе мир без Воскресения Христа.

Многие ученые люди подвергали сомнению и критике факт Воскресения Христа, а так же и Его учение. Приравнивали к мифу, обману, ошибке евангельские события, даже саму личность Иисуса Христа. Но доказать на все сто процентов что этого не было никто так и не смог. Подобные выпады в сторону Евангелия только открывают незыблемость истинности Воскресения и вообще всей Жизни Спасителя. Даже самим апостолам было трудно поверить в воскресение Христа из мертвых, хотя Он готовил их к этому. Поэтому и происходили явления ученикам, утверждающие их в вере. В Новом завете описывается десять таких явлений.

В наше время усиленно распространяется визионерная теория. Она как бы говорит нам о том, что Апостолы имели перед своими глазами нечто вроде массовой галлюцинации. Они долго и утомительно ждали встречи со Спасителем, поэтому были как бы в состоянии болезни, это состояние породило видение Иисуса Христа, о котором они позже и рассказали в Писании.

"Он воскрес в воображении Своих учеников. Вот подарила миру, Ренан скажет, мысль о воскресении Мария Магдалина. Она была экстравагантная, с такими эпилептическими проявлениями, да, вот в ее воображении, с ее подачи и пошел ходить по миру вот этот вымысел".

Для того чтобы опровергнуть данную теорию, не надо быть хорошо подкованным в догматических и психологических изысканиях современного человека, достаточно лишь знать, что галлюцинации, тем более массовые, могли посетить людей, находящихся в состоянии крайнего возбуждения, неземного блаженства. Они должны были чаять и ожидать своего Спасителя день и ночь. В то время, как Евангелие свидетельствует нам о том, что они находились в состоянии глубокой печали, безысходности. Жены-мироносицы на пути к гробу Господа переживают о том, кто отвалит им тяжелый камень. А ученики горько оплакивают отсутствие любимого учителя.

Даже явившись, Христос не сразу получает признание со стороны учеников. Это происходит от того, что у них нет веры в воскресение мертвых, для них умерший человек уже навсегда остается недоступным для видения его живыми. Мария Магдалина не сразу узнает Христа, путая Его с садовником, Фома же просит вложить персты свои в раны Явившегося, чтобы удостовериться в реальности произошедшего.

Апостолы смогли увидеть именно воскресшего Христа, как бы не старались опровергнуть данный факт рационалисты, Воскресение, действительно, произошло в рамках реального времени.

"Обсуждая достоверность чудес Воскресения и Вознесения, физик Бальфур Стюарт говорит: "сохранилось ли в неизменности действие известных сил природы в этих случаях или оно было иногда превозмогаемо высшей силой? Несомненно превозмогалось, как при Воскресении, так и при Вознесении. Мы обязаны исследовать очевидность этих великих событий, что и исполнено самым достоверным образом: История, повествующая об этих событиях, выдержала испытания настолько хорошо, что всякое предположение о нереальности их приведут нас к величайшей нравственной и духовной путанице"".

Интересным является тот момент, что Христос является только Апостолам. Евреи остаются ка бы в стороне, можно было бы оказаться при первосвященниках и указать им видимым образом на их неправоту. Христос не делает так, по мнению Святых Отцов, потому, что для иудеев явление Воскресшего Господа было бы бесполезно, они не имело бы никакого смысла, в то время, как для Апостолов это событие становится венценосным событием их жизненного пути, оно подтверждает их Веру. Сбываются пророчества, слова Христа подтверждаются.

К тому же, также по мнению Отцов Церкви, иудеи могли бы выдумать новый способ убийства.

Воскресение Христа производит переворот в сознании Апостолов, этот переворот является основой их пастырской деятельности и миссионерского служения. Вряд ли 13 человек, задавшиеся целью получить фантазийное представление об их рано ушедшем учителе, смогли бы обратить в истинную веру такой огромный поток людей.

Попытки опровергнуть факт Воскресения приходят к тому, что опровергают сам факт существования на земле Христа. Не только Воскресение, но и земная жизнь Спасителя - вымысел, а Евангелие имеет для нас ценность не большую, нежели книга сказок.

Эти опровержения разбиваются о тот факт, что не только Апостолы благовествовали о событиях жизни Христа. Есть также масса неканонических (апокрифических) и исторических источников, подтверждающих Его пребывание на земле.

" Для краткости ограничимся лишь перечнем других источников: Упифаний Африкан, Евсевий Египетский, Сардоний Панидор, Ипполит Македонянин, Аммион Александрийский, Сабелли Грек, Исаакий Иерусалимский, Константин Кирский и другие. Это только те, кто жил во время Христа, причем находился в Иерусалиме или в непосредственной близости от него и стал очевидцем самого Воскресения или неопровержимых фактов, подтверждающих его".

Весьма важными для нас являются свидетельства очевидцев-евреев. Поскольку для них любая возможность умолчать о воскресении - благо.

Вообще множественная критика факта воскресения должна упираться в стену "Богочеловека". Если вспомнить, кто имеет свойство умирать в языческих религиях, то ответ будет очевиден - боги. Здесь мы и сталкиваемся с противоречием: Иисус Христос - Богочеловек, он не укладывается в рамки обычного мифического повествования.

Для нас же в этом факте важно то, что воскресая в человеческой плоти, Христос дает нам возможность обновления, очищения от греха, искупления злого произволения. Хотя сама плоть во время воскресения уже не было человеческим в полной мере, а преобразилось, но свойства физические не потеряло.

Христос преображает нас для вечной жизни в соединении с Богом, в возвращении к исходному состоянию души.

О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует в наше время благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня -- необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает. Только после некоторого времени огонь приобретает свои нормальные свойства, характерные для обычного пламени. Православный иерусалимский патриарх, приняв благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех невероятное впечатление, при его виде становится тепло и радостно на душе.

Воскресение из мертвых Господа Иисуса Христа - это победа над грехом, исполнение данного Богом обетования еще Адаму. Грехопадение привело к извращению природы человека, нравственно исказило его. Такое повреждение перешло от праотца Адама всем людям. Но после восставшего из мертвых Христа произошло духовное возрождение человека. Благодать Святого Духа низошедшая на пятидесятый день позволяет людям жить новой жизнью. Как бы воскреснуть духовно с Христом. Двери в Царство Небесное открыты и человек, умерев физической смертью, может не умереть своей душой.

Смертная казнь черезраспятие на кресте, было в евангельское время самая страшная, смерть таким образом была и позором. Крест означает смерть. Но после чуда воскресения, это знак смерти плотской для греха, победа над грехом и над смертью. Символ надежды будущего воскресения мертвых. Знак любого христианина, его защита.

На третий день после Своей смерти, в воскресенье, рано утром, когда еще было темно и воины находились на своем посту у запечатанного гроба, Господь воскрес из мертвых. Тайна воскресения, как и тайна воплощения, – непостижимы. Своим слабым человеческим умом мы понимаем это событие так, что в момент воскресения душа Богочеловека вернулась в Его тело, отчего тело ожило и преобразилось, став нетленным и одухотворенным. После этого воскресший Христос покинул пещеру, не отваливая камня и не нарушив первосвященнической печати. Воины не видели, что произошло в пещере, и после воскресения Христа продолжали сторожить опустевший гроб. Вскоре произошло землетрясение, когда Ангел Господень, сошедший с неба, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела, как снег. Воины, испугавшись Ангела, разбежались.

Ни жены мироносицы, ни ученики Христа ничего не знали о случившемся. Так как погребение Христа было совершено поспешно, то жены мироносицы условились на следующий день после праздника Пасхи, то есть по-нашему в воскресенье, пойти ко гробу и закончить помазание тела Спасителя благовонными мазями. О приставленной к гробу римской страже и о приложенной печати они и не знали. Когда стала появляться заря, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия и некоторые другие благочестивые женщины пошли ко гробу с благоуханным миром. Направляясь к месту погребения, они недоумевали: «кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет Евангелист, камень был велик (). Первая пришла ко гробу Мария Магдалина. Видя гроб пустым, она побежала назад к ученикам Петру и Иоанну и сообщила им о пропаже тела Учителя. Немного спустя пришли ко гробу и прочие мироносицы. Они увидели во гробе юношу, сидящего на правой стороне, одетого в белую одежду. Таинственный юноша сказал им: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Он воскрес. Идите и скажите ученикам Его, что они увидят Его в Галилее» (). Взволнованные неожиданной вестью, они поспешили к ученикам.

Между тем апостолы Петр и Иоанн, услышав от Марии о случившемся, прибежали к пещере: но, найдя в ней лишь пелены и плат, который был на голове Иисуса, возвратились домой в недоумении. После них Мария Магдалина вернулась на место погребения Христа и стала плакать. В это время она увидела во гробе двух ангелов в белых одеждах, которые сидели – один у главы, другой у ног, где лежало тело Иисуса. Ангелы спросили у нее: «что ты плачешь?» (). Ответив им, Мария повернулась назад и увидела Иисуса Христа, но не узнала Его. Думая, что это садовник, она спросила: «господин! если ты вынес Его, (Иисуса Христа), то скажи , куда положил Его, и я возьму Его» . Тогда Господь сказал ей: "Мария"! (). Услышав голос и обернувшись к Нему, она узнала Христа и, воскликнув: "Учитель!" бросилась к Его ногам. Но Господь не позволил ей прикасаться к Себе, а велел идти к ученикам и рассказать о чуде воскресения.

Этим же утром воины пришли к первосвященникам и сообщили им о явлении Ангела и об опустевшем гробе. Эта весть очень взволновала иудейских начальников: исполнились их тревожные предчувствия. Теперь им прежде всего предстояло позаботиться о том, чтобы народ не поверил в воскресение Христа. Собрав совет, они дали воинам много денег, приказав распространять слух, будто ученики Иисуса ночью, в то время когда воины спали, украли Его тело. Воины все так и сделали, и так слух о краже тела Спасителя потом долго держался в народе.

Через неделю после этого Господь снова явился апостолам и в том числе ап. Фоме, который отсутствовал при первом явлении Спасителя. Чтобы рассеять сомнения Фомы относительно Своего воскресения, Господь позволил ему прикоснуться к Своим ранам, и уверовавший Фома припал к Его ногам, воскликнув: «Господь мой и мой!» (). Как повествуют далее евангелисты, в течение сорокадневного периода после Своего воскресения Господь еще несколько раз являлся апостолам, беседовал с ними и давал им последние наставления. Незадолго до Своего вознесения Господь явился более чем пятистам верующим.

На сороковой день после Своего воскресения Господь в присутствии апостолов вознесся на небо и с тех пор Он пребывает «одесную» Своего Отца. Апостолы же, ободренные воскресением Спасителя и Его славным вознесением, вернулись в Иерусалим, ожидая сошествия на них Духа Святого, как обещал им Господь.

Взаимосвязь Между Ветхозаветной и Новозаветной Пасхой

Как мы знаем, ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине некоторые события в жизни еврейского народа, а в особенности предсказания пророков, относились к пришествию Иисуса Христа и наступлению новозаветных времен. Ветхозаветный закон, по словам св. ап. Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (; ).

Самым знаменательным событием в истории еврейского народа было его освобождение от египетского рабства при пророке Моисее, за полторы тысячи лет до Р. Хр. Запечатлелось оно в национальном еврейском празднике Пасхи, в котором отмечались и другие события, связанные с освобождением из Египта: поражение Ангелом египетских первенцев и помилование еврейских, на домах которых были сделаны знаки кровью пасхального агнца (Отсюда слово «Пасха» – «проходить мимо»); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; затем – получение еврейским народом Закона на горе Синай и установление завета с Богом, после чего еврейский народ стал считаться народом Божиим. С тех пор, евреи, празднуя Пасху и следуя обычаям своих предков, с молитвой и символическими обрядами вкушают пасхального агнца.

В знаменательном совпадении смерти и воскресения Господа Иисуса Христа с праздником ветхозаветной Пасхи следует видеть Божие указание на глубокую внутреннюю связь между этими двумя событиями, о чем обстоятельно пишет св. ап. Павел в своем послании к Евреям. Сопоставим здесь параллельно события обеих Пасх.


Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (). Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (). Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение союза (завета) с Богом (). Вкушение чудесно посылаемой Богом манны (). 40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога. Водружение медного змия, глядя на которого евреи спасались от укусов ядовитых змей (). Вступление евреев в обещанную их отцам землю (). Распятие на кресте Агнца Божия, кровью Которого спасаются новозаветные первенцы – христиане (). Крещение в воде и избавление от власти дьявола (, смотри также в послании к Римлянам 6-ю и 7-ю главы). Сошествие Св. Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (). Вкушение Небесного Хлеба – Тела и Крови Христовой на Литургии ( гл.). Жизненные испытания, которые должен каждый христианин перенести. Избавление от угрызений духовного змия – силою Креста (). Обещание нового неба и новой земли, на которых будет обитать правда ().

Из этого сопоставления пасхальных событий мы видим, как события ветхозаветной Пасхи служили прообразом новозаветной и возвещали о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после воскресения Мессии. Вот почему апостолы, празднуя новозаветную Пасху, утверждали: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» ().

Пророчества о Воскресении Христовом

О воскресении Мессии свидетельствуют многие ветхозаветные пророчества. Среди них надо упомянуть те, которые предсказывали, что Мессия будет не только человек, но и Бог , и следовательно, будет бессмертным по Своему божескому естеству. Смотри, например: Псалмы 2-й, 44-й и 109-й, , , , . О воскресении Мессии также косвенно свидетельствуют пророчества, говорящие о Его вечном Царстве , например: , , , , Иез., , – потому что, вечное духовное Царство предполагает бессмертного Царя.

Среди прямых предсказаний о воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии , занимающее всю 53-ю главу его книги. Пророк Исаия, который жил более 700 лет до Р. Хр., описав страдания Христа с такими подробностями, будто он стоял у самого подножия креста, заканчивает свое повествование следующими словами:

«Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он увидит потомство долговечное, и воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» ().

Заключительные слова этого пророчества прямо говорят о том, что Мессия после Своих спасительных страданий и смерти оживет и будет прославлен Богом Отцом. О воскресении Христа предсказал также царь Давид в 15-м псалме, в котором от лица Христа Давид говорит: «Всегда я видел пред собою Господа, ибо Он одесную (по правую руку) меня; не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании (надежде), ибо Ты не оставишь души моей в аду и не дашь святому Твоему видеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (, см. также ; ).

Таким образом, пророки заложили в своем народе основу веры в пришествие и воскресение Мессии. Вот почему апостолы с таким успехом распространяли среди еврейского народа веру в воскресшего Христа, несмотря на препятствия, со стороны религиозных вождей еврейского народа.

Духовные Плоды

Воскресения Христова

Духовное воскресение в этой жизни послужит фундаментом для физического воскресения, которое силой всемогущего Бога произойдет в последний день существования этого мира. Тогда души всех умерших вернутся в их тела, и все люди оживут, независимо от того, где и как они умерли. Но вид воскресших будет отображать их внутреннее состояние: одни будут выглядеть светлыми и радостными, другие – страшными, как ходячие мертвецы. О всеобщем воскресении Господь предсказал в таких словах: наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас (голос) Сына Божия; и пойдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» ().

При этом, предстоящее всеобщее воскресение мертвых надо отличать от временных воскрешений умерших, которые Господь и его ученики совершали, согласно Евангелию и книге Деяний Апостолов. Например: воскрешение дочери Иаира, сына Наинской вдовы и Лазаря, лежавшего в гробу четыре дня, и другие. То было временным пробуждением от смерти, так что после определенного времени воскрешенные снова умерли, как и все люди. Но всеобщее воскресение из мертвых будет вечным воскресением, в котором души людей навсегда соединятся с их нетленными телами. При всеобщем воскресении праведные люди восстанут преображенными, одухотворенными и бессмертными. Первым воскресшим с таким обновленным и одухотворенным телом был Господь Иисус Христос, Которого Апостол называет «Первенцем умерших» (). "Тогда (при всеобщем воскресении) праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ().

Праздник христианской Пасхи встречается православными христианами так радостно потому, что они в пасхальные дни более, чем в другое время года, ощущают возрождающую силу воскресения Христова, – ту силу, которая низложила власть тьмы, освободила души из ада, открыла двери в рай, победила узы смерти, влила жизнь и свет в души верующих. Замечательно еще, что пасхальная радость распространяется на такое большое количество людей, – не только на глубоко-верующих, но и на теплохладных и далеких от Бога. На Пасху весь мир и даже, кажется, бездушная природа радуются победе жизни над .

Пасхальное богослужение

Нет богослужения более светлого и радостного, чем православная Пасха. Служба на Пасху начинается крестным ходом вокруг храма, с зажженными свечами в руках всех собравшихся и с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангелы поют на небесех: и нас на земли сподоби (удостой) чистым сердцем Тебе славити». Этот крестный ход напоминает шествие мироносиц ранним утром ко гробу Спасителя для помазания Его пречистого Тела. Обойдя храм, крестный ход останавливается перед затворенными главными дверями, и священник начинает утреню возгласом: «Слава Святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице...» Затем, подобно ангелу, возвестившему мироносицам о воскресении Христа, трижды поет, вместе с другими священнослужителями, тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав». Пение священников подхватывает хор. Затем старший священник возглашает пророческие стихи псалма: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его». Конечные слова каждого стиха певчие подхватывают радостным: «Христос воскресе». Затем священнослужители повторяют начало тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певчие оканчивают его: «И сущим во гробех живот даровав». Двери храма в это время открываются, все входят в храм, и начинается великая ектенья, (короткие прошения с пением «Господи, помилуй», за которой следует торжественное пение Пасхального канона: «Воскресения день», составленного преподобным . Во время пения канона священнослужители повторно совершают полное каждение храма и приветствуют богомольцев словами: «Христос воскресе!» На что те громко отвечают: «Воистину воскресе!» В конце утрени читается вдохновенная проповедь св. Иоанна Златоустого , которая начинается словами: «Если (аще) кто благочестив».

Обычные Часы не читаются, их заменяют пением пасхальных гимнов. Литургия совершается сразу после заутрени. Вместо обычных псалмов, поются особые антифоны: короткие молитвы со стихами; вместо «Святый Боже», поется «Елицы во Христа крестистеся». Евангелие читается о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца и о Божестве Иисуса Христа, Бога Слова (), которое Он доказал Своим славным воскресением. Когда служат несколько священников, то Евангелие читается на разных языках в знак того, что о воскресении Христа апостолы проповедовали разным народам на их родных языках. Вместо «Достойно есть», поется следующий задостойник (в русском переводе):

«Ангел восклицал благодатной: чистая Дева, радуйся! и опять говорю: радуйся! Твой Сын восстал из гроба на третий день после смерти и воскресил мертвых: люди веселитесь!»

«Прославляйся, прославляйся, Новый Иерусалим (Церковь), потому что над тобою воссияла слава Господня: торжествуй ныне и веселись Сион! Ты же, Чистая, радуйся о воскресении Рожденного Тобою».

По заамвонной молитве совершается освящение артоса – особого хлеба с изображением на нем Воскресения Христова. На одном из последующих богослужений артос раздробляется и раздается верующим в память явления воскресшего Христа апостолам Луке и Клеопе (которые Его узнали после преломления Им хлеба). В первый же день св. Пасхи освящаются яйца, сыр и масло, а также куличи, которыми разговляются верующие. В день св. Пасхи верующие приветствуют друг друга братским лобзанием со словами: «Христос воскресе» (христосуются) и обмениваются крашеными яйцами, которые служат символом воскресения. Во все дни пасхальной недели царские врата остаются открытыми в знак того, что воскресением Христовым всем людям открыт доступ на Небо. Начиная с первого дня св. Пасхи до вечерни праздника Св. Троицы (в течение 50-ти дней) делать земные поклоны не следует.

Пасхальный канон в русском переводе

Песнь 1-я

Ирмос : Воскресения день. Просветимся, люди! Пасха! Господня Пасха! Ибо от смерти к жизни и от земли на небо Христос привел нас, поющих победную песнь.

Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и «радуйтесь» ясно услышим от Него, воспевая победную песнь.

Небеса достойно да веселятся, земля да радуется. Да празднует весь мир, видимый и невидимый; ибо восстал Христос – веселье вечное.

Песнь 3-я

Ирмос : Придите, станем пить новое питие, не из камня бесплодного чудесно изводимое, но из источника нетления – гроба Христова, на Котором утверждаемся ().

Теперь всё наполнилось светом – небо, земля и (места) преисподние; да празднует вся тварь восстание Христа, на Котором утверждаемся.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня восстаю с Тобою воскресшим; вчера я распинался с Тобою, Сам прославь меня с Тобою, Спаситель, в Царстве Твоем ().

Песнь 4-я

Ирмос : Возвещавший о Боге Аввакум да станет с нами на Божественной страже и покажет нам светоносного Ангела, ясно восклицающего: ныне спасение миру, потому что воскрес Христос, как всесильный (; ).

Наша Пасха – Христос явился мужеским полом, как (сын) разверзший девственную утробу; назван Агнцем, как предлагаемый в пищу, – непорочным, как непричастный скверны, а как истинный Бог – наречен совершенным ().

Благословляемый нами венец – Христос, как однолетний агнец добровольно заклался за всех в очистительную Пасху, и опять из гроба нам воссиял Он, прекрасное Солнце правды.

Богоотец Давид в восторге скакал пред прообразовательным ковчегом; мы же, святой народ Божий, видя исполнение прообразов, да возвеселимся священно; ибо воскрес Христос, как всесильный ().

Песнь 5-я

Ирмос : Восстанем глубоким утром, и вместо мира принесем песнь Владыке, и узрим Христа – Солнце правды, всех жизнью просвещающего.

Увидев безмерное милосердие Твое, Христе, содержимые в адовых оковах, радостно поспешили к свету, прославляя вечную Пасху.

Со светильниками в руках пойдем навстречу Христу, исходящему из гроба, как жениху, и с радостно празднующими чинами (Ангелов) будем праздновать спасительную Божию Пасху.

Песнь 6-я

Ирмос : Сошел Ты, Христе, в преисподние места земли и сокрушил вечные заклепы, содержащие узников и в третий день, как Иона из кита, вышел из гроба ().

Не повредив заключенной (утробы) Девы в рождении Твоем, Христе, Ты восстал из гроба, сохранив целыми печати, и отверз нам двери рая.

Спаситель мой, живая и, как Бог, незакалаемая Жертва! Добровольно приведя Себя к Отцу, Ты, восстав из гроба, воскресил вместе и родоначальника Адама.

Песнь 7-я

Ирмос : Спасший отроков из печи, сделавшись человеком, страдает, как смертный, и Своим страданием облекает смертное в красоту бессмертия, единый отцов, благословенный и препрославленный.

Богомудрые жены вслед за Тобою спешили с благовонными мастями; но Кого они, как мертвого, искали со слезами, Тому поклонились с радостью, как живому Богу, и Твоим ученикам, Христе, возвестили таинственную Пасху.

Мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, начало другой, вечной жизни и в восторге воспеваем Виновника сего, единого Бога отцов, благословенного и препрославленного ().

По истине священна и достойна всякого торжества сия спасительная и светозарная ночь, предвозвестница светоносного дня воскресения, в которую вечный Свет во плоти для всех воссиял из гроба.

Песнь 8-я

Ирмос : Сей именитый и священный день, единственный, царь и господь среди суббот, – праздник из праздников и торжество из торжеств; в этот день благословим Христа во веки.

Придите, в славный день воскресения, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселья, Царства Христова, воспевая Его, как Бога, во веки.

Возведи взоры твои, Сион, и посмотри вокруг себя: вот стеклись к тебе – как богосветлые светила от запада, севера, моря и востока – дети твои, благословляющие в Тебе Христа во веки ().

Отец Вседержитель, и Слово, и Дух, – Существо единое в трех Лицах, всевышнее и Божественное! В Тебя мы крестились и Тебя будем благословлять во все веки.

Песнь 9-я

Ирмос : Просвещайся, просвещайся, новый Иерусалим; ибо слава Господня воссияла над тобою; торжествуй теперь и веселись Сион. Ты же, Чистая (Богородице), радуйся о восстании Рожденного тобой! ().

О, как божественно, любезно и радостно слово Твое, Христе! Ты обещал непременно с нами быть до кончины века. Имея это опорой надежды, мы, верные, радуемся ().

О Пасха, великая и священная, Христе! О премудрость, Слово Божие и сила! Удостой нас совершеннее приобщаться Тебе в нескончаемый день Твоего Царства ().

Примечания

1 . О чуде воскресения Христа из мертвых свидетельствует благодатный огонь, который ежегодно в Пасхальную ночь сходит (загорается) в иерусалимском храме Воскресения Христова, построенном на месте погребения и воскресения Спасителя. Возникновение этого огня – необъяснимо. При своем появлении благодатный огонь не обжигает и его пламенем можно водить по лицу. Только через некоторое время огонь приобретает свою нормальную температуру. Православный иерусалимский патриарх (или его заместитель), получив благодатный огонь, зажигает им свечи, которые тут же раздает многочисленным богомольцам, собравшимся в храме. Чудесный огонь производит на всех присутствующих в храме огромное впечатление и вызывает радость. Замечательно еще то, что благодатный огонь сходит только для православных и всегда на православную Пасху. Представители других вероисповедований, которые тоже служат в этом храме, благодатного огня не получают.

2. Еврейская Пасха празднуется в 14-й день лунного месяца Нисана. Этот день всегда приходится весной, на полнолунье. С еврейской Пасхой тесно связана христианская Пасха. Первый Вселенский Собор, собравшийся в Никее в 325-ом году, постановил праздновать христианскую Пасху в воскресный день в период весеннего равноденствия, и обязательно после еврейской Пасхи. Руководствуясь этим постановлением Собора и астрономическими вычислениями, александрийские ученые выработали систему исчисления дня православной Пасхи на каждый год. Так возникла «Пасхалия» – таблица дней Пасхи на многие годы вперед. Чередование пасхальных дней повторяется каждые 532 года (индиктион). Согласно пасхалии, самая ранняя православная Пасха приходится 22 марта по старому стилю (4-го апреля по новому стилю), а самая поздняя – 25-го апреля по стар. стилю (8-го мая по нов. стилю). С передвижением Пасхи передвигаются и зависящий от нее и праздники Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи), Вознесения Господня (на 40-й день после Пасхи) и Троицы (на 50-й день после Пасхи). Согласно Пасхалии, в 1992 году Пасха будет 26-го апреля; в 1993 – 18-го апреля; в 1994 – 1-го мая; в 1995 г. – 23-го апреля; в 1996 г. – 14-го апреля (числа даны по новому стилю).

3. Воскресение Иисуса Христа было засвидетельствовано Ангелами: , , ; Апостолами: , ; Его врагами: ; и, больше всего, – тем морем чудес, которые совершались и продолжают совершаться именем Господа нашего Иисуса Христа.