Какие пособия читать, чтобы подготовиться к ЕГЭ? Как выбрать учебники для подготовки к ЕГЭ по истории

ЕГЭ. История. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Алексашкина Л.Н.

М.: 2016. - 192 с.

Пособие для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории содержит: - характеристику основных видов экзаменационных заданий и рекомендации по их выполнению, оформлению ответов; - анализ ответов выпускников на экзаменах предшествующих лет, разбор удачных работ и типичных недостатков; - тренировочные материалы и материалы для самоконтроля. Автор предлагаемого пособия - известный ученый-методист, автор школьных учебников и пособий по истории. Пособие рассчитано на преподавателей и методистов, использующих контрольные измерительные материалы для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, а также на учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Как выполнять экзаменационные задания 6
Задания для самостоятельной работы 51
1. Русь с древности до начала XVII в 51
2. Россия в XVII-XVIII вв 74
3. Россия в XIX в 92
4. Россия, СССР, Российская Федерация в XX - начале XXI в 112
5. Задания с открытыми развернутыми ответами 161
Приложения 173
1. Учебная литература для подготовки к экзамену 173
2. Основные даты и события 174

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Он предусматривает использование заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень освоения выпускниками общеобразовательной школы Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
Результаты Единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

ЕГЭ. История. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Алексашкина Л.Н.

М.: 2016. - 192 с.

Пособие для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по истории содержит: - характеристику основных видов экзаменационных заданий и рекомендации по их выполнению, оформлению ответов; - анализ ответов выпускников на экзаменах предшествующих лет, разбор удачных работ и типичных недостатков; - тренировочные материалы и материалы для самоконтроля. Автор предлагаемого пособия - известный ученый-методист, автор школьных учебников и пособий по истории. Пособие рассчитано на преподавателей и методистов, использующих контрольные измерительные материалы для подготовки учащихся к Единому государственному экзамену, а также на учащихся 11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев для самоподготовки и самоконтроля.

Формат: pdf

Размер: 2,6 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Как выполнять экзаменационные задания 6
Задания для самостоятельной работы 51
1. Русь с древности до начала XVII в 51
2. Россия в XVII-XVIII вв 74
3. Россия в XIX в 92
4. Россия, СССР, Российская Федерация в XX - начале XXI в 112
5. Задания с открытыми развернутыми ответами 161
Приложения 173
1. Учебная литература для подготовки к экзамену 173
2. Основные даты и события 174

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) по истории представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования. Он предусматривает использование заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов).
Контрольные измерительные материалы (КИМ) позволяют установить уровень освоения выпускниками общеобразовательной школы Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории.
Результаты Единого государственного экзамена по истории признаются образовательными организациями среднего профессионального образования и образовательными организациями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по истории.

Начиная подготовку к экзамену по истории, важно сразу же определиться с учебной литературой. В зависимости от того, какие материалы вы будете использовать, будет зависеть и качество вашей подготовки.

В качестве основной литературы можно предложить следующее:

А) Справочники и краткие учебники.

Например, справочник В.В. Барабанова или Л.А. Кацвы.

По этим книгам особенно хорошо заниматься, если у вас уже имеется определенная база знаний по истории, если вам не нужно подробно разъяснять каждый термин . В таких пособиях материал изложен тезисно, в стиле конспекта.
Так что если вы изучаете определенную тему по учебнику Орлова и чувствуете, что не понимаете каких-то ключевых, основополагающих моментов, то лучше заглянуть в соответствующий параграф школьного учебника, где та же тема изложена более доходчиво и понятно.

Б) Школьные учебники.

Например, серия учебников для 6-9 класса А.А. Данилова.

Эти учебники написаны простым и доступным языком, материал в них изложен очень подробно. Все ключевые понятия, имена и даты отдельно выделены в тексте. Каждый параграф сопровождается иллюстративным материалом и списком терминов.
Если вам нужно подготовиться к истории с «нуля», то линейка Данилова - идеальный вариант. Однако, если до экзамена осталось только 3 месяца, то нет смысла пытаться освоить за такое время всю серию школьных учебников по истории.

В случае, если вы видите, что вам нужно больше знаний, чем предлагается в справочнике и/или в школьном учебнике по конкретной теме (например, для исторического сочинения), то стоит обратиться к более сложным (вузовским) учебникам.

В) Вузовские учебники (повышенный уровень).

Например, учебник А.Н. Сахарова (по всем периодам). Среди вузовской литературы можно найти много авторов, которые специализируются на отдельных исторических периодах (например, история России до 1861 г. - Н.И. Павленко, период 20 века - Э.М. Щагин и т.д.).

Вузовские учебники помогут вам сформировать более глубокие исторические знания. Благодаря этому вы сможете лучше понимать и объяснять сложные причинно-следственные связи, суть исторических событий и процессов. Это же пригодится вам и при решении задания №24, связанного с подбором аргументов.
Так что если вы рассчитываете на высокий балл, то обратиться к вузовским учебникам будет не лишним. В то же время, если у вас нет хорошей базы по истории , то не стоит читать один только учебник Сахарова и не обращать внимания на более «простую» литературу из пункта а) и б).

Г) Таблицы и схемы.

Например, схемы А.С. Орлова или В.В. Кириллова.

Эти книги помогают визуально систематизировать информацию , более четко представить последовательность событий или систему причинно-следственных связей.
Поэтому готовые схемы и таблицы будут весьма кстати в качестве дополнения к основному учебнику. Кроме того, с помощью подобных изданий очень удобно повторять уже пройденный материал. Просматривать наглядные схемы куда проще, чем перечитывать сплошной текст в учебнике.

Д) Атласы.

Например, атласы издательства «Дрофа».

Учитывая, что целых четыре задания на экзамене требуют анализа картографических материалов, необходимо заранее оттачивать навыки работы с картами.
Когда вы изучаете какой-либо период, не забывайте параллельно работать с исторической картой. Атласы издательства «Дрофа», помимо собственно карт, содержат также множество иллюстраций, что также весьма полезно при подготовке к ЕГЭ.

Естественно, что эти предложенные варианты - не единственно правильные и возможные. Существует еще много других достойных книг, которые мы будем постепенно рассматривать в следующих публикациях.

Кстати, отдельное внимание следует уделять учебным пособиям, которые специализируются на конкретных сложных заданиях (анализ исторического источника; работа с картами; анализ изображений; историческое сочинение). Посмотреть обзоры этих книг можно и на нашем сайте.

Например:

Хорошо, когда в учебнике отсутствуют лишние исторические факты, которые не нужны при подготовке к ЕГЭ по истории. Когда прослеживаются причинно-следственные связи, то есть определяется причина события, основной ход события и последствия события. Именно это проверяется на ЕГЭ.

Если в учебнике простая констатация фактов и художественно-описательный характер, то этот учебник не столь хорош для подготовки к ЕГЭ по истории. Если в учебнике для подготовки к ЕГЭ по истории много эпитетов, цветистых выразительных слов - то, как ни странно, лучше от него отказаться.

Например, учебник долго и выразительно описывает Екатерину Вторую: «Матушка наша Императрица любила Россию, читала много книг…» Все это - пустота и на ЕГЭ никак не оценивается. Это просто вырванные из исторического контекста факты

Ведь проверяют на ЕГЭ по истории знание причинно-следственных связей и логику исторического мышления. История - точный предмет. Почему произошло событие, что оно в себя включало, к чему привело. Кто и какую роль сыграл в определенных событиях. Все должно быть в логической и причинно-следственной взаимосвязи.

Очень важно, чтобы автор учебника для подготовки к ЕГЭ по истории был беспристрастен в оценке исторических событий. В учебнике должен присутствовать здравый смысл. На ЕГЭ по истории есть вопросы, где в любых событиях нужно увидеть как положительные стороны, так и отрицательные. Как бы трудно это ни было.

Почему необходимо готовиться к ЕГЭ по истории хотя бы по двум-трем учебникам? Дело в том, что каждый автор показывает свое видение исторической ситуации.

Например, есть учебник для подготовки к ЕГЭ по истории, который мы всем рекомендуем:

А.С.Орлов, В. А.Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина "История России"

В этом учебнике все грамотно и четко изложено авторами. Но если мы возьмем только учебник Орлова и будем готовиться к ЕГЭ по истории только по этому учебнику - у нас будут сложности. В ЕГЭ по истории есть письменные задания, где необходимо представить разные позиции по определенной исторической ситуации (что очень важно при выполнение задания ЕГЭ 24 и 25). Поэтому необходимы также справочники для подготовки к ЕГЭ по истории.

Например, М.Н. Зуев «История России: Учебник для вузов» В учебнике анализируются сложные и противоречивые исторические процессы России. В приложении приведены: генеалогия российских царей, биографические сведения о деятелях трех российских революций, краткая летопись исторических событий России, документы из истории России, весь этот материал можно использовать для исторического эссе (задание 25).

Для подготовки можно использовать любой действующий комплект учебников для школы, имеющих рекомендательный гриф Минобрнауки России

Литература для подготовки:

1. История России. Учебник / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. - М.: Проспект, 2014
2. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. История России 1682–1861. Экспериментальное учебное пособие для средних школ. М., 1996.
3. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.) М.: МГУ, 1999. - 391 с.
4. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.): Курс лекций. М., 1998 [М., 1999; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2001]. – 399 с.
5. История России XIX- начала XX века/ Под ред. В. А. Федорова: Учебник - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 752 с. - (Классический университетский учебник).
6. Моряков В. И., Фёдоров В. А., Щетинов Ю. А. История России: Пособие для старшеклассников и абитуриентов. 6-е изд., исправленное и дополненное. М.: Изд-во МГУ, 2004. - 506 с.
7. История России с древнейших времен до конца XVIII века. Учебник. Под ред. Б.Н. Флори. М. 2010.
8. Моряков В.И. История России IX–XVIII вв. М.: Филол. о-во "СЛОВО"; Эксмо, 1994. - 448 с.
9. Россия при Петре I; Россия при преемниках Петра // История России XVIII–XIX веков: Учебное пособие. Под ред. акад. Л.В. Милова. М.: Эксмо, 2006. 20 п.л.
10. Милов Л.В. Отв. ред.: История России с древнейших времен до начала XXI века: учебное пособие / под ред. акад. Л.В. Милова. В 3-х т. / М.: Эксмо, 2006. 147 п.л.

  • Том 1. История России с древнейших времен до конца XVII века.
  • Том 2. История России XVIII–XIX веков.
  • Том 3. История России ХХ - начала XXI веков.

11. История современной России. 1985-1994. М., «Терра»,1995
12. А.Г.Голиков, Т.А.Круглова. Методика работы с историческими источниками. Под редакцией проф. А.Г.Голикова. М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 224 с.
13. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 1: Древняя Русь – эпоха Екатерины II / Т.В.Черникова; под общ. ред. В.И.Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
14. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 2: Российская империя в XIX – начале XX века / Я.В.Вишняков; под общ. ред. В.И.Уколовой;МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МГИМО-Университет, 2009.
15. История России. Учебное пособие. В 3 ч. Ч. 3: Двадцатый век: 1914-1991 гг. В 2-х кн. Кн. 1 / М.Ю.Мягков, О.Г.Обичкин; под общ. ред. В.И. Уколовой; МГИМО(У) МИД России, каф. всемирной и отечественной истории. – 2-е изд. - М.: МГИМО-Университет, 2012.
16. Айрапетов, О.Р. Внешняя политика Российской империи 1801-1914 гг. М.2006.
17. Борисов, Н.С. Иван III (серия «ЖЗЛ») М., Молодая гвардия,2006
18. Вдовин, А.И. История СССР от Ленина до Горбачева. 2-е изд. М., 2014.
19. Захарова, Л.Г. Александр II и отмена крепостного права в России. М.: РОССПЭН, 2011.
20. Корнилов, А.А. Курс истории России XIX века / Александр Корнилов; [Вступ. ст. А. А. Левандовского]. - М. : АСТ: Астрель, 2004.
21. Павленко, Н.И. Петр I. - М.: Мол. гвардия, 2000. - 428 с
22. Рыбаков, Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.,1982
23. Скрынников, Р.Г. Россия накануне «Смутного времени». М.: Мысль, 1981
24. Флоря, Б.Н. Иван Грозный. - Изд. 3-е. - М.: Молодая гвардия, 2009. - 482 с.
25. Уколова В. И. История Древнего мира. Книга для чтения М.: РОСМЭН, 2004.
26. Данилевский И. Н. Русь древняя и средневековая: Экспериментальное учеб. пособие. М., 1996 .
27. Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII – первой половине XIX века: История. Историк. Документ. Экспериментальное учебное пособие для старших классов. М., 1994. 2-е изд.: М., 1996.
28. Немировский А. И., Ильинская Л. С., Уколова В. И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся ст. классов общеобразов. учреждений. В 2-х т. М.: Аспект Пресс, 1994. 4-е изд. М.: ТЕРРА, 1999.

Интернет ресурсы.

История России:

1. Проект «ХРОНОС »
2. Российский общеобразовательный портал. Коллекция: исторические документы
3. Исторические источники на русском языке в Интернете (Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова)
4. История Военного Дела : исследования и источники
5. Материалы русской истории
6. «История России XIX век »
8. HistoryLinks.Ru каталог исторических сайтов
9. Раздел Блога школьного