Кто такие иудеи по библии. Какая вера у евреев? Религия евреев. Течения в иудаизме

Христианство и церковь глазами ученого-атеиста Старчиков Георгий Иванович

§ 1. Христианство – религия евреев и для евреев

“Вот завет, который завешаю дому Израилеву…”

В Ветхом завете говорится, что Бог сотворил человека “по образу Божию” (Быт., 1:27). Адам и Ева были евреями, стало быть, Господь Бог тоже был евреем. Потомки Адама и Евы – Ной, Авраам, Моисей и др. – все называли Господа “Богом евреев” (Исх., 3:18). Иисус Христос родился от матери-еврейки и от самого Бога (муж Марии плотник Иосиф также был евреем).

При таком хорошо известном кровном родстве православные, католические и протестантские проповедники скрывают главное: христианство было создано евреями и предназначалось только для евреев. И в этом плане Новый завет мало чем отличается от Ветхого завета: и в том и другом говорится о “богоизбранном народе”. Правда, никаких особых качеств евреев не было выделено, и выбор Господа оправдывается всего лишь одним маловразумительным доводом: “Вы малочисленнее других народов” (Втор., 7:7).

На такой “теоретической основе” Всевышний заявил Аврааму: “И я произведу от тебя великий народ” (Быт., 12:2). Чуть позже Он сделал уточнение: “Встань, подними отрока (т. е. сына Исаака).., ибо Я произведу от него великий народ” (Быт., 21:18). И далее постоянно повторяется идеологема: “Господь, Бог Евреев” (Исх., 3:18). Сам Господь, являвшийся Аврааму, Исааку и Иакову, заверял: “И буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского” (Исх., 6:2, 7). Или еще: “Говорит Господь, Я буду Богом всем племенам Израилевым, а они будут Моим народом” (Иер., 31:1).

В силу сказанного, Господь спасал богоизбранных евреев от смерти, выводил их из египетского плена, обеспечивал им победу в сражениях с многочисленными врагами и совершал для них массу других чудес. Правда, порой Он и наказывал их. Естественно, что вера в Бога, наводящего ужас и творящего чудеса, сохранялась только у иудеев.

Рождение Иисуса Христа, представленного миру волхвами в качестве “Царя Иудейского” (Мф., 2:2), первоначально не давало каких-либо надеж для неевреев. Бог Сын родился в чисто еврейской семье, обрезан на 8-й день, учился (если вообще учился) в синагоге, соблюдал все “законы Моисеевы”. И только достигнув 30 лет, стал проповедовать учение, вносившее существенные коррективы в заветы и практику Бога Отца, в частности, смягчать Его жестокое отношение к людям. Это обстоятельство, а также обещания счастливой загробной жизни повернули взоры иудеев, язычников и безбожников в сторону Иисуса. Так для многих народов возникла иллюзия интернационального учения, существующая уже двадцать веков.

Однако Иоанн Креститель предупредил собравшихся на реке Иордан, что пришел крестить в воде, чтобы “Он явлен был Израилю” (Ин., 1:31). И сам Иисус, став проповедником, безальтернативно заявил: “Я послан только к погибшим овцам дома Израилева” (Мф., 15:24). И Его ученики-апостолы (кроме одного – все евреи, включая Иуду) соответственно называли Иисуса “Равви”, т. е. раввин (от древнееврейского рабби – мой учитель) (Мф., 26:49; Ин., 1:38).

Вот что по этому поводу говорил апостол Павел: “Мы по природе Иудеи” (Гал., 2:15) и “познайте же, что верующие суть сыны Авраама” (Гал., 3:7) и далее: “Мы, братия, дети обетования по Исааку” (Гал., 4:28).

После смерти Христа апостол Петр “ловил человеков” среди евреев и, обращаясь к ним, говорил: “Но вы – род избранный” (1 Пет., 2:9). Однако, встречая непонимание и даже враждебность со стороны евреев (апостолы не раз слышали “распни его” и почти все были сами казнены), они были вынуждены расширить свою аудиторию. Еще апостол Павел задавался вопросом: “Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников?” (Рим., 3:29). По мнению российских составителей энциклопедии, проповедники обращались пока только к иудеям и отчасти к эллинам в Антиохии (в Римской империи господствовал в то время греческий язык), а Петр даже стал крестить без предварительного обрезания. Именно в Антиохии (центр современной Турции) обращенные впервые стали называться христианами [Брокгауз, т. ХХХVIIа, с. 639]. И лишь затем ученики повели проповеди там, “где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос” (Кол., 3:11). Так, христианство обрело сторонников среди тех национальностей, для которых оно при жизни Христа не было предназначено.

Но по истечении многих веков объективные российские энциклопедисты пришли к бескомпромиссному выводу о том, что “главным делом Мессии было свержение римской власти, а затем установление политического мировладычества Израиля”. Более того, они утверждали, что первоначально “христиане считались евреями” [Брокгауз, т. ХХХVIIа, с. 637, 660]. Такова жестокая правда, которую никогда не признают христианские церкви, секты и, конечно, правоверные.

Нынешняя РПЦ (как и РКЦ) использовала иной вариант. Она признала, что иудаизм – более старшая и уважаемая религия, из лона которой вышло христианство. Она предложила властям официально отмечать один христианский и один иудейский праздники. По настоянию патриархата в секуляристской РФ нерабочими днями стали считаться Рождество – рождение “Царя Иудейского” (Мф., 2:2) и Пасха – иудейский праздник исхода евреев из Египта. Отсюда в Ветхом завета распоряжение Господа: “Пусть сыны Израилевы совершат Пасху в назначенное для нее время”. И соответствующее наказание: кто “не совершит Пасхи, – истребится душа та из народа своего… понесет на себе грех человек тот” (Числ., 9:2, 13). Так, православные (а также атеисты, мусульмане и др. россияне) вынуждены отмечать два иудо-христианского праздника, а признательные еврейские олигархи, контролирующие СМИ, выделяют часы и страницы для ведения православной пропаганды, пространных сообщений о торжественных молебнах, показа церквей (только в Москве их стало более 400) и молящихся прихожан.

Из книги Еврейский вопрос автора Аксаков Иван Сергеевич

Не об эмансипации евреев следует толковать, а об эмансипации русских от евреев Москва, 15 июля 1867 г. Одно из самых привилегированных племен в России – это, несомненно, евреи в наших западных и южных губерниях. Несомненно и то, что такая привилегированность составляет не

Из книги Пророчества Книги Даниила. 597 год до н.э. - 2240 год н.э. автора Щедровицкий Дмитрий Владимирович

История евреев Возвращение из вавилонского плена и построение второго Храма«Трудные времена» под властью Мидо-Персии и эллинистических царствРимское игоПроповедь Иисуса и апостоловИудейская война. Разрушение Иерусалима. Опустошение ИудеиРассеяние среди народов

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Католичество автора Карсавин Лев Платонович

Из книги Апостольское христианство (1–100 г. по Р.Х.) автора Шафф Филип

I. Христианство, как абсолютная религия. Христианство и наука. Христианство, христианския испоедания и другия религии Как истинная религия и постольку, поскольку оно истинно, христианство является системою положений об абсолютном в его отношении к относительному,

Из книги Творения автора Великий Афанасий

Из книги Канон Нового Завета автора Мецгер Брюс М.

Глава 6. Опровержение евреев (33) Мы разобрались к этому времени с воплощением нашего Спасителя и нашли ясное доказательство воскресения Его Тела и Его победы над смертью. Давайте теперь продолжим и исследуем неверие и насмешку, с которыми иудеи и язычники расценивают те

Из книги Канон Нового Завета Возникновение, развитие, значение автора Мецгер Брюс М.

Из книги Кошерный секс: евреи и секс автора Валенсен Жорж

2. Евангелие евреев В писаниях разных Отцов Церкви мы встречаем цитаты из других древних евангелий и ссылки на них, датируемые II и III веками. Такой материал позволяет нам оценить употребимость апокрифических книг и то, какое значение им придавали.К числу этих писаний

Из книги Иудаизм автора Вихнович Всеволод Львович

УМЕРЕННОСТЬ ЕВРЕЕВ Неукоснительное соблюдение ритуальной чистоты во многом способствовало традиционной умеренности в половой жизни древних евреев, как и многих представителей этого народа сегодня. Кроме двух недель воздержания ежемесячно - от кануна менструации до

Из книги Как начинались великие религии. История духовной культуры человечества автора Гаер Джозеф

МИФ О ЗАРАЗНЫХ БОЛЕЗНЯХ ЕВРЕЕВ Давно живет на свете и миф о том, что евреи передают заразные болезни. Еще в древности считали, что они страдают многочисленными кожными заболеваниями; так, например, у Моисея якобы был лишай. Греческие и римские авторы неоднократно намекали

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

МИФ О ПОХОТЛИВОСТИ ЕВРЕЕВ Чтобы сильнее разжечь ненависть к евреям, антисемиты часто прибегали к мифу об их безудержной похотливости. Рисунки и статуэтки средневековья часто изображают еврея, присосавшегося к сосцам свиньи. Даже в XIX в. нашелся карикатурист,

Из книги автора

ИУДАИЗМ - ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ ЕВРЕЕВ Символ веры иудаизма. Земли Плодородного (Благодатного) полу­месяца. Семиты - амореи - народ «иври».Символ веры иудаизмаИудаизм - современное наименование древнейшей монотеисти­ческой религии мира. Название происходит от

Из книги автора

Надежда евреев Со времен, когда Моисей вывел свой народ из египетского рабства, евреи верили, что в трудный час Бог Иегова ниспошлет им Спасителя, который одержит победу над врагами и принесет счастье вечной Справедливости и Мира.Этого желанного Спасителя называли

ИУДАИЗМ, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. - «еврейская религия», от названия Иудейского царства), -

религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии ИУДАИЗМА:

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);
2) талмудический (конец I-VI вв.);
3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

Современный ИУДАИЗМ сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

На сегодняшний день в ИУДАИЗМЕ нет единого и общепризнанного института или лица,…

дБООЩК FAQ РПУЧСЭЕО ПДОПНХ ЙЪ УБНЩИ ДТЕЧОЙИ Й ЪБЗБДПЮОЩИ ОБТПДПЧ НЙТБ — ОБТПДХ йЪТБЙМС, Б РТПЭЕ ЗПЧПТС — ЕЧТЕСН, ЮШС ЙУФПТЙС (Й ВЙВМЕКУЛПЗП РЕТЙПДБ, Й УПЧТЕНЕООБС) РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УРМПЫОХА ГЕРШ РБТБДПЛУПЧ Й ЮХДЕУ, Й ЛПФПТБС ФСОЕФУС ЧПФ ХЦЕ ЮЕФЩТЕ ФЩУСЮЙ МЕФ, Й ЛПМЙЮЕУФЧП ЪЧЕОШЕЧ Ч ЛПФПТПК ЧУЕ ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС Й ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС.

у ПДОПК УФПТПОЩ, ЬФПФ ОБТПД ДБМ НЙТХ НПОПФЕЙЪН, ФТЙ НЙТПЧЩЕ ТЕМЙЗЙЙ, вЙВМЙА Й ЕЕ НПТБМШОП-ОТБЧУФЧЕООЩЕ ЪБЛПОЩ, йЙУХУБ иТЙУФБ, дЕЧХ нБТЙА, БРПУФПМПЧ Й РТПТПЛПЧ.

у ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЙНЕООП ЧЩЫЕДЫЙЕ ЙЪ ЙХДБЙЪНБ ТЕМЙЗЙЙ, ЙНЕООП РПУМЕДПЧБФЕМЙ иТЙУФБ-ЕЧТЕС, РТЙЪЩЧБЧЫЕЗП МАВЙФШ ДБЦЕ ЧТБЗПЧ, РТПМЙМЙ ТЕЛЙ ЕЧТЕКУЛПК ЛТПЧЙ.

у ПДОПК УФПТПОЩ — ДТЕЧОЕКЫЙК ЙЪ ОБТПДПЧ, ЛПФПТЩК ЙНЕМ БЛБДЕНЙЙ Й ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПЧБМ, ЛПЗДБ ДТХЗЙЕ ЕЭЕ ОЕ ЙНЕМЙ РЙУШНЕООПУФЙ, Б У ДТХЗПК — ДЧЕ ФЩУСЮЙ МЕФ ВЕЪ УЧПЕЗП ЗПУХДБТУФЧБ, УЛЙФБОЙС Й ЗПОЕОЙС РП ЧУЕНХ НЙТХ, Й ОБЛПОЕГ, ЧПЪТПЦДЕОЙЕ УЧПЕК УФТБОЩ Ч ЧЙДЕ РСФОБДГБФЙЛЙМПНЕФТПЧПК РПМПУЛЙ ВЕТЕЗБ (ЛБЛ ТЕЫЙМБ ппо) Ч ПЛТХЦЕОЙЙ ВЕУЮЙУМЕООЩИ…

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий…

ПРИ НЦИПЫ ВЕ РЫ, основные положения вероучения. С точки зрения иудаизма, каждый еврей состоит в завете, заключенном Богом с народом Израиля, и этот факт не зависит от формального исповедания веры; вера еврея находит свое выражение в молитвах и в дважды в день читаемом Шма. Однако, хотя в отличие от христианства еврейская религия не обладает четкой формулировкой догматов веры, уже начиная с Мишны раввинистическая литература уделяет значительное внимание определению различных аспектов еврейской веры. Необходимость определить позицию традиционного иудаизма в противоположность различным ересям отражена в утверждении Мишны (Санх. 10:1), что, хотя все евреи имеют долю в грядущем мире (см. Олам ха-ба), эта доля будет отнята у отрицающего воскресение из мертвых и божественное происхождение Торы и у эпикороса (вольнодумца, безбожника). Эта формулировка приближается к понятию исповедания веры, однако она не обладает формой последнего и не является достаточно всеобъемлющей, чтобы служить…

История религии
Новости
Библиотека
Новые книги

Атеизм
Религия и совр-сть
Направления
Мораль
Культ
Книги
Психология
Мистика

Глава 19. Религия евреев (Иудаизм)

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») — по имени легендарного законодателя евреев.

Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы…

В. Шапиро: Итак, тему первой лекции мы обозначили «Во что верят и как молятся евреи». Поскольку здесь аудитория, интересующаяся разными проявлениями духовной жизни, всякими трансцендентными сущностями, то надо говорить о том запредельном, что существует в иудаизме, и о том, что отличает духовную, религиозную жизнь от обыденной. С другой стороны, для иудаизма характерна очень высокая степень обыденности всех духовных проявлений. Многие вещи, к которым люди стремятся, достигают их путём обременительной духовной практики - для еврея они часто существуют сами собой, как что-то такое естественное, то, что существует от рождения, как некое наследство. Вот бывает, что человек что-то с большим трудом зарабатывает, а бывает, что человек рождается, а у него всё есть, досталось ему по наследству. Другой вопрос, насколько разумно человек впоследствии распоряжается этим наследством и к чему потом приходит. Поэтому при разных стартовых возможности и в духовной сфере люди часто приходят к…

Евреи - народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира и воссоздавший (1948) еврейское государство Израиль. Численность от 12 до 14 млн. чел. (2010, оценка), из них около 40% в Израиле и 35% в США.

Традиционной религией евреев является иудаизм. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут.

В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX в.

В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.

Анатолий Ермохин
Директор фонда "Эвен-Эзер" в Уральском регионе, магистр богословия.


Откровенно о вожделенном, но несбыточном...

… или почему евреи так и не уверуют в Иисуса

Пожалуй, это будет самый откровенный мой разговор, на страницах нашего портала. Излишнюю откровенность надеюсь компенсировать предельной искренностью.

Всех христиан до Второго Ватиканского собора и почти всех в новейшей истории объединяет одна вещь. Причем, эта вещь присуща как радикальным, так и более либеральным христианам, как анти-иудейски настроенных, так и про-сионистски. Об этом можно прочитать у Аврелия Августина, об этом пишут и современные мэтры христианско-иудейского диалога. Все мы верим, что рано или поздно все евреи уверуют во Христа и присоединятся к Церкви. А я вот сомневаюсь! Точнее, считаю иначе: думаю, что весь Израиль никогда не станет Церковью. На то я вижу целый ряд аргументов, красная нить которых - это пять, по-человечески непреодолимых преград между еврейским народом и Иисус Христом.

Прежде всего, хочу сказать пару слов по поводу используемого новозаветного (я бы даже сказал христианского) термина «уверовать». Сам этот термин является для нас ключевым, т.к. присутствует в сотериологической (спасительной) формуле - «сердцем веровать и устами исповедовать» (Рим.10:9-10). С другой стороны, вера - это «…уверенность в невидимом» (Евр.11:1). Т.е. в христианском понимании, условия спасения - это вера в невидимого Иисуса, как в личного Господа!

Вторым отправным аспектом является понимание того, кого, согласно указаний Торы, следует считать евреем. Это также надо принять во внимание. Ответ на этот вопрос тесно переплетен с интерпретацией термина «остаток Израиля»; это большой и интересный вопрос, но оставим его до следующего раза. Возвращаясь же к тексту Торы, нам следует в больше степени под Израилем понимать иудеев, т.е. ассимилированных евреев сложно считать частью еврейского народа; десятки раз в Торе мы читаем ужасающую формулировку: «[да] истребится та душа из народа своего». По этой-то причине, многие современные евреи рассеяния по решению раввинистического суда вынуждены проходить обряд гиюр; по сходным причинам иудеи не сообщались с самарянами. Иными словами, под евреями в нашем разговоре мы будем понимать неассимилированных евреев, иудеев, что точнее соответствует библейским указаниям.

1. Итак, первая преграда - культурологическая. Нужно понимать, что основное, благодаря чему евреи сохранились в рассеянии как нация и не утеряли на протяжении многих столетий своей веры, было их твердое следование религиозной культуре и религиозным традициям. Чтобы лучше понять, вспомните реакцию русского человека, на волне пробуждения 90-х попавшего на евангельское собрание. Первое, что такой человек чувствовал - это культурный шок: «Петь Богу под гитару нельзя! Это не по нашему, не по православному! Не по-русски это! А где иконы, где попы? А, что, за жвачку продались в американскую веру!» Причем, этот русско-советский гражданин совершенно не обязательно должен был быть воцерковленным православным верующим. И ведь далеко не всем удалось преодолеть этот культурный барьер. У евреев же приверженность их культуре и традициям намного глубже, а значит и культурологический барьер несравнимо выше, а значит, и преодолеть его значительно сложнее.

2. Вторая преграда между евреями и Христом - историческая. Процентов так на 80-90% история взаимоотношений между Израилем и Церковью, между евреями и христианами носит антииудейский, а порой и откровенно антисемитский характер. По причинам, указанным в первом пункте, евреи хорошо помнят историю своих предшественников, и, в отличие от нас, прекрасно знают историю гонений и преследований со стороны христианского мира. Еще совсем недавно христиане воспринимались иудеями как враг номер один. И ничего в это удивительного. Если бы нас, наших дедов и прадедов в течение многих и многих поколений притесняли, громили и убивали кто-либо, то эти кто-либо и нами воспринимались бы как враги. И если бы эти кто-то действовали с Именем Христа, то не думаю, что мы бы сейчас сидели и читали эти строки по причине нашей отчужденности от ненавистного нам христианского общества. Такие отношения впитываются и воспитываются с молоком матери, и искоренить их, заместить их - это долг не одного поколения христиан. Об этом я подробнее писал в предыдущей заметке.


3. Третья, еще более труднопреодолимая преграда - религиозная. В Послании к Ефесянам 2:12 апостол Павел замечает про нас, что мы были язычниками, отдаленными от Христа, отчужденными от общества Израильского… и самое главное, были безбожниками в мире. Что это значит, безбожники? Это значит, что в нас не было Бога! Другими словами, внутри у нас не было ничего достойного, что могло бы «конкурировать» с Благой Вестью (простите мне мою вольную терминологию). Позвольте задать вопрос: кому нам легче благовествовать: убежденному мусульманину или атеисту, буддистскому монаху или соседу-алкоголику? У иудеев в душе не пусто, у них твердая и истинная вера в живого Бога, которую дал им Сам Бог, через Свое Святое Слово, и которую они ценой огромной крови хранили через века и тысячелетия.

4. Четвертая причина - христологическая. Ах, если бы вопрос стоял только в том, чтобы признать в Иисусе такого Мессию, которого они ожидают, которого они находят в текстах Ветхого Завета. Все в несколько раз усложняют вопросы, относящиеся в церковном богословии к христологии. Я сейчас не говорю, что христологические взгляды христианства не верны. Нет. Я говорю, что понимание троичности Бога и единосущности Мессии (Бога-Сына) Отцу даже нам, христианам, вчера еще бывшим как чистый лист, не просто дается; зачастую мы действуем в соответствии с классическим высказыванием - Credo quia absurdum! Верую, ибо абсурдно! Что уж говорить про иудеев, которые ежедневно декларируют единство Бога в своей самой великой молитве «Шма Исраэль»! Для них эти вопросы просто по-человечески просто непостижимы, да и недопустимы!


5. И последний вопрос, также сложный для понимания евреев - это мессианская преграда. Для иудеев, которые в основном представляют собой наследников раввинистическо-талмудического иудаизма (а те в свою очередь - наследников фарисейского учения), со всей очевидностью явствует, что Иисус не исполнил значительной части важных пророчеств Ветхого Завета. А именно, Он не установил предреченного царства Израильского. Им сложно увидеть и признать в Иисусе Мессию, ибо Он не принес обещанного освобождения еврейскому народу и не установил благоденствия по всей Земле. У нас, христиан, есть все разрешающая и гармонизирующая оговорка - «пока». Как я уже указывал в своих статьях по Кумранскому наследию, об этом «пока» догадывались и члены общины Мертвого моря. Однако для представлений современных иудеев это «пока» не работает, т.к. Мессия в их понимании, должен сесть на трон Давида и царство Его должно быть вечным.

Исходя в основном из этих обозначенных мной причин, я предполагаю, что массового уверования евреев (иудеев), которое мы все так вожделеем с Августиновых времен, не произойдет. И как бы нам не хотелось, но статистика лишь подтверждает эти выводы: почти нет и не было добровольно уверовавших во Христа, как Господа, евреев харидимного (ортодоксального) мира. Если и возможно их уверование во Христа в период до Его второго пришествия, то только чудесным образом, причем не менее сверхъестественным, чем уверование самого ап. Павла через личное явление ему Христа и прямое пророчество, связанное с наступившей у него слепотой. Хотя ап. Павел прекрасно знал учение первых иудеев-христиан, лично присутствовал при предсмертной проповеди Стефана, но этоне убеждало его в верности учения первых последователей Иисуса.

А как же нам относиться к словам апостола Павла, в которых он цитирует пророка Исайю: «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова». (Рим.11:26). (Отметим здесь еще более точный перевод пророчества Исайи: «И придет избавитель для Цийона и для отвратившихся от нечестия в Йаакове - слово Господа!» (Ис.59:20). Мне кажется, я уже довольно много раз указывал на то, что Мессия придет на Землю для Сиона и для Иакова тогда, когда Церковь уже будет взята от Земли (см. 1-е Фес.4:16-17). Согласно же пророчеству Захарии, только в этот момент откроются их глаза и они воззрят на пронзенного и возрыдают (см. Зах.10). Это будет их принятие Мессии и принятие их Мессией; как указывает нам ап. Павел; Бог снимет с них грехи их (см. Рим.11). Такое принятие в своем роде не что иное как спасение, и спасение Мессией Иисусом. Однако это не совсем то, что мы ожидаем, и это не совсем то "классическое спасение", которое мы, уверовавшие в невидимого Господа язычники, привыкли исповедовать.

При таком понимании части эсхатологических событий, многое становится более согласованным: еврейский народ встречается с Мессией на Земле и остается Израилем на весь Мессианский период (1000 лет); в это время Церковь остается Церковью из эллинов и части иудеев «царствовать со Христом». При этом на Новом Иерусалиме на века-веков останутся отдельно имена великих апостолов Церкви и имена 12-ти колен Израилевых. Жители же Нового Иерусалима будут называться уже просто - «рабы Бога» (Откр.22:3). Как мы видим, поглощения, и уж тем более вытеснения одним другого не происходит.

Все это меня в очередной раз убеждает в том, что у нас нет достаточных оснований ожидать массового уверования евреев-иудеев во Христа вплоть до Его второго пришествия. По-другому и быть не может, иначе многие слова и обетования Писания просто не будут исполнены!

Иудаизм - вера евреев
Марк Раик

Сейчас принято различать понятия "иудей" и "еврей", но раньше эти понятия были тождественны: все евреи были иудеями (хотя не все иудеи были из евреев), и в Священном Писании они, эти понятия, не разделяются. Кроме того, в библейские времена, практически до прихода Мессии, едины были или во всяком случае очень тесно переплетались и понятия "вера" и "религия". После прихода Спасителя и отвержения Его теми, к кому Он пришел прежде всего, и разрушения храма эти понятия стали различаться уже в достаточной мере наглядно. После этих событий вера иудеев переродилась в религию, ставшею окаменевшим, сухим руслом прежде живой веры в живого Бога. От веры остались лишь мертвые догмы.

Религия евреев, как и их история, - одна из древнейших в мире и восходит к праотцам Израиля Аврааму, Исааку и Иакову. Авраам, первый еврей, с которым Творец заключил завет, жил более 2000 лет до Р. Х. (т.е. ок. 4000 лет назад). Несколькими столетиями позже жил Моисей - величайший пророк, через которого Бог дал евреям Закон, Тору.

Религия евреев - это связь человека со своим Творцом, их взаимоотношения и взаимоотношения между людьми; это система взглядов на природу Бога и на Его отношение к людям.

Так во что же верили евреи? В чем суть библейского иудаизма, который исповедовал и Иешуа? Иудаизм выражается (в этом мы с ним солидарны) в вере в единого живого Бога, Который на Синае дал Моисею Тору - Закон. Это важнейшая заповедь: верить в вездесущего Бога, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и не только в нашем мире. Бог один для всех, в том числе, конечно, и для язычников. Он один, и нет других богов. Вера во всемогущего Бога Яхве составляет основу иудаизма как религии. В иудаизме впервые в истории религий монотеизм был провозглашен в качестве последовательного принципа. Бог, по учению иудаизма, существовал до сотворения Им всего существующего и будет существовать всегда. Он вечен. Он суть всего в мире, Он - первый и последний, альфа и омега. Он, и только Он, - Творец, явивший Себя народу через Моисея, пророков и Свое Слово. Он создал Землю и все на ней и вне ее. Бог - есть Дух, Мысль и Слово.

К догматам иудаизма относится и учение о богодухновенности Ветхого Завета, первые пять книг которого составляют Тору. Тора - это не только Закон, это наука. Тора - верховный авторитет иудаизма, наивысший авторитет израильтян. Как наука Тора содержит основной ее признак - знание, а знать - значит делать. Тора - это не только Закон, это откровение Бога о Себе. Закон включает в себя и Десять заповедей, выражающих сущность предписываемых Богом норм в отношениях людей друг с другом и с Богом. Но не только. Закон включает и правила, относящиеся к религиозной и общественной жизни, вплоть до детальной разработки вопросов гигиены и повседневного поведения. Закон показывает, чего ожидает от людей Бог.

Существенным элементом иудаизма является понимание миссии Израиля как раба Господа. Бог избрал Израиля, избрал не за его достоинства, которые порой весьма сомнительны (жестоковыйность и пр.), но вопреки им. Избранный - это больше, чем первенец. (Иаков не был первенцем, но был избран.) Избран Израиль, чтобы через него общаться и с остальным человечеством. Через него Слово, из него Помазанник (Машиах) - Спаситель.

Составной частью иудаизма является догмат о приходе Мессии-Спасителя. Спаситель-Машиах, т.е. Помазанник. Раньше помазывали царей на царство, и Спаситель должен был быть из царского рода, из рода Давидова. Мессия придет свершить праведный суд, воздать людям по делам их, обновить мир.

Центральным в иудаизме является доктрина об искуплении и спасении, а также понятие греха. Грех - это то, что отвращает человека от Бога: ослушание, отход от Его путей. По иудаизму, грех вне человека.

Искупление - это покрытие грехов. Без искупления не может быть спасения. В библейские времена грехи людей перекладывались на невинных животных. Смерть животного заменяла смерть согрешившего человека. За человека платился выкуп (киппур). Без крови нет спасения. Спасения от чего? В иудаизме спасение не от вечной погибели, вечной смерти (отделение от Бога), а от трудностей жизни, от каждодневной суеты, забот, невзгод. То есть речь идет не о спасении души. Соблюдение Закона не являлось условием спасения, условием освобождения, так как Закон был дан после выхода из египетского рабства. Не ставя своей целью проследить развитие иудаизма в историческом плане детально, отметим, что после вавилонского плена появились неканонические книги (апокрифы) и устный Закон, выделились среди иудеев (евреев) группы ессеев и фарисеев как оппозиция саддукейскому священству - ведущей в те времена партии иудаизма, а с приходом Иешуа Мессии произросла из иудаизма и новая мировая религия (резюме иудаизма) - христианство, сначала как "назорейская ересь".

Отход от библейского иудаизма начался задолго до прихода Иешуа и происходил постепенно, превратившись в иудаизм талмудический, в котором от веры, исповедовавшейся Моисеем, осталось очень мало. Суть Торы - Десять заповедей - сохранилась, но к ней прибавилось много наслоений. Традиция понимания Торы и раньше не была всеобщей, а практика исполнения Закона вне Израиля отличалась от принятой в Израиле. Фарисеи (II в. до Р. Х.) взяли на себя роль хранителей Торы, роль духовных вождей. Они приспосабливали Тору к изменявшимся условиям, делали ее удобной для исполнения Закона. Фарисеи приравняли авторитет устной Торы, которая никакого отношения к Моисею не имела, к письменной, данной Моисею Самим Творцом. В начале III в. по Р. Х. устная Тора была записана, появилась Мишна, которая затем стала основой Талмуда. Тора была заменена Талмудом, этой идеологической основой дальнейшего развития иудаизма. Таким образом не стало учения о жертве в храме, о крови примирения, об искуплении грехов и примирении с Богом. Была забыта жертва Авраама на горе Мориа как прообраз жертвы Иешуа на Голгофе, а именно на Него указывала жертва в храме.

После разрушения храма, после пришествия Иешуа и Его отвержения большей частью Израиля иудаизм превратился в религию правил - окостенелую, догматически узкую, формальную, что закрепилось в Талмуде. Но не следует представлять Талмуд как нечто неразумное, несуразное, не заслуживающее серьезного внимания. Талмуд - это кладезь мудрости, исторический опыт Израиля, но это уже толкование, т.е. дело рук (голов) человеков, хотя и мудрецов, но все же человеков. А Господь говорит нам только посредством Своего Слова, поэтому каждый должен сам читать Священное Писание, стремиться вникнуть в смысл каждого слова и всякий раз спрашивать себя: "Что Господь хотел этим сказать мне?"

После разрушения Второго храма не стало места для принесения жертвы. Храм заменила синагога, став центром иудейской жизни. Жертву заменила молитва. Отказ от жертвы - это закрепление отхода от Творца, начавшееся с отвержения Его Сына. Письменным закреплением отхода от библейского иудаизма явилось обобщение в ХII веке учения раннего средневекового иудаизма Маймонидом, суть которого - 13 догматов иудаизма.

Все эти догматы, за исключением одного, вполне согласуются с принципами веры мессианских евреев, которые верят в то, что Мессия уже пришел, и это не кто другой, как Иешуа из Назарета. Однако этот один догмат столь существен, что полностью заменяет веру в истинного Бога религией. Вера в Иешуа Мессию решает все вопросы и ставит все на свои места: грех, покаяние, спасение, жертву, кровь искупления.

Все дальнейшие попытки оживить мертвое учение, начиная с замены жертвы молитвой, носят наивный характер.

Модернизация иудаизма относится ко второй половине ХIХ века и наиболее широкое распространение получила в США. Она шла в двух направлениях: "консервативном" и "реформистском". Модернизация, т.е. приспособление к новым условиям, в обоих случаях носила довольно поверхностный характер. Изменения касались в основном порядка богослужения, осовременена одежда раввинов, ликвидированы перегородки, разделявшие во время богослужений мужчин и женщин. Частично, далеко не во всех общинах, заменен язык богослужения (древнееврейский на английский), хотя реформаторы, являясь уж очень свободными либералами, отвергают такие существенные догматы иудаизма, как воскресение мертвых и пришествие Мессии. В реформатских общинах можно встретить и раввина-женщину.

Сторонники ортодоксального иудаизма, называющие себя реконструктивистами, среди которых своей непримиримостью особенно выделяются любавические хасиды, пытаются сохранить и восстановить иудаизм в его средневековом понимании.

Все три течения современного иудаизма стремятся вернуть атеистически воспитанных евреев в лоно религии.

Иудаизм не лучше и не хуже других религий, но он нам интересен тем, что это еврейская религия, религия народа, избранного Богом. Однако не только в этом его значение. Из него произошли две другие крупнейшие мировые религии: христианство и ислам. Христианство - это бабочка, вышедшая из кокона иудаизма. Здесь имеется в виду истинно христианская вера, вера апостолов и ранней христианской общины, а не ее религиозные течения, сковывающие живую веру.

Вера втискивается религией в жесткую оболочку правил и предписаний. Зачастую религиозными вождями на определенных, как правило, начальных, стадиях являлись искренние, истинно верующие люди. Однако их желание заставить других жить по их законам (что в корне противоречит принципам Христа) приводило к страшным последствиям. Нет необходимости их перечислять, они общеизвестны. Здесь наблюдается поразительное сходство с тоталитарными идеологиями: коммунизм - тоже религия. К руководству в религиях всегда пристраивались, а затем занимали там ведущее место проходимцы, приспособленцы, без всяких принципов, которым нужна только власть. У них за душой не было ничего святого, а религия являлась лишь прикрытием. Конечно, и здесь, как, впрочем, всюду, можно отыскать исключения, которые, как известно, только подчеркивают правила.

Любая религия - родник, который не утоляет жажды и не спасает.

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все - власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев - иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его - Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве - творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными. Согласно их вероучению, после грехопадения первых людей сыны человеческие забыли истинного бога и стали служить идолам. Чтобы напомнить людям о себе, Яхве призвал пророка по имени Авраам, которому предрек стать отцом множества народов. Авраам, который происходил из языческой семьи, получив откровение Господа, отрекся от прежних культов и отправился странствовать, руководимый свыше.

В Торе - Священном - писании евреев рассказывается о том, как бог испытывал веру Авраама. Когда у того родился сын от любимой жены, Господь повелел принести его в жертву, на что Авраам ответил беспрекословным подчинением. Когда он уже занес нож над своим чадом, Бог остановил его, расценив такую покорность как глубокую веру и преданность. Поэтому сегодня, когда у иудеев спрашивают о том, какая вера у евреев, они отвечают: «Вера Авраама».

Согласно Торе, бог исполнил свое обещание и от Авраама через Исаака произвел многочисленный еврейский народ, также известный под именем Израиля.

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка - Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в Во время этого странствования на Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев - иудаизм.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета - переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Второй храм

Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.

Иудаизм после 70 г. н. э.

В 70 г. н. э., в ходе боевых действий во время Иудейской войны, военачальник Тит начал осаждать, а впоследствии и разрушил Иерусалим. В числе пострадавших построек оказался и иудейский храм, который был полностью уничтожен. С тех пор евреи были вынуждены, исходя из исторических условий, видоизменять иудаизм. Кратко эти изменения затронули и вероучение, но преимущественно касались субординации: иудеи перестали подчиняться священнической власти. После уничтожения храма священников вообще не осталось, а роль духовных лидеров взяли на себя раввины, учителя закона - миряне, обладающие высоким социальным статусом среди иудеев. С того времени и до сего дня иудаизм представлен только в такой раввинистической форме. На первое место вышла роль синагог - локальных центров еврейской культуры и духовности. В синагогах совершаются богослужения, читается писание, произносятся проповеди и совершаются важные обряды. При них устраиваются иешивы - специализированные школы по изучению иудаизма, еврейского языка и культуры.

Важно иметь в виду, что вместе с храмом в 70 г. н. э. евреи потеряли и свою государственность. Им запретили жить в Иерусалиме, в результате они оказались рассеянны по другим городам Римской империи. С тех пор еврейские диаспоры присутствуют практически в каждой стране на всех континентах. На удивление, они оказались довольно устойчивыми к ассимиляции и смогли пронести свою идентичность через века, несмотря ни на что. И все-таки нужно помнить, что с течением времени иудаизм менялся, эволюционировал и развивался, поэтому, отвечая на вопрос «Какая религия у евреев?», необходимо делать поправку на исторический период, ведь иудаизм 1-го века до н. э. и иудаизм 15-го века н. э., например, это не одно и то же.

Вероучение иудаизма

Как уже было сказано, вероучение иудаизма, по крайней мере современного, классифицируется как монотеизм: на этом настаивают как религиоведы, так и сами евреи. Вера исповедания иудеев состоит в признании Яхве единым богом и творцом всего сущего. Себя самих при этом евреи видят в качестве особого избранного народа, детей Авраама, на которых лежит особая миссия.

В какой-то момент времени, вероятнее всего, в эпоху вавилонского плена и второго храма, иудаизм воспринял концепцию воскресения мертвых и Страшного суда. Вместе с этим появились и представления об ангелах и демонах - персонифицированных силах добра и зла. Обе эти доктрины происходят из зороастризма и, скорее всего, именно через контакты с Вавилоном иудеи интегрировали эти учения в свой культ.

Религиозные ценности иудаизма

Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм - религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.

Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.

Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни - строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться - этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.

Течения иудаизма

Некоторые считают, что иудаизм - мировая религия. Но на самом деле это не так. Во-первых, потому что по большей части национальный культ, путь в который для неевреев довольно затруднен, а во-вторых, число его последователей слишком мало, чтобы говорить о нем как о мировой религии. Тем не менее, иудаизм - это религия с мировым влиянием. Из лона иудаизма вышли две мировые религии - христианство и ислам. А многочисленные, разбросанные по всему миру общины иудеев всегда оказывали то или иное влияние на культуру и жизнь местного населения.

Однако важно то, что сам иудаизм сегодня внутри себя неоднороден и поэтому, отвечая на вопрос о том, какая религия у евреев, нужно также уточнять ее течение в каждом конкретном случае. Таких внутрииудейских групп несколько. Основные из них представлены ортодоксальным крылом, движением хасидов и иудеями-реформатами. Существуют также прогрессивный иудаизм и небольшая группа мессианских евреев. Впрочем, последних еврейская общественность исключает из иудейского сообщества.

Иудаизм и ислам

Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.

Иудаизм и христианство

С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.

Заключение

В небольшой статье невозможно всесторонне рассмотреть тему о том, какая вера у евреев в теории, на практике и в отношениях с приверженцами других культов. Поэтому хочется верить, что этот небольшой обзор подтолкнет к дальнейшему, более глубокому изучению традиций иудаизма.