Медитация очищение ума от негативных образов. Очищение ума

| Аюрведа | Аюрведа. Очищение ума

Очищение ума

Очищение ума не менее важно, чем очищение тела. Но прежде чем приступить к очищению, нужно закрыть доступ новым токсинам. Чтобы восстановить психическое здоровье, нужно преградить негативным впечатлениям и непереваренному опыту дорогу в сознание, подобно тому как для восстановления физического здоровья нужно отказаться от нездоровой пищи.

Во-вторых, нужно развивать разум, чтобы впечатления переваривались должным образом.

Разумеется, следует всеми силами избегать негативного опыта. Но иногда это невозможно, а поэтому наш разум должен быть достаточно мощным, чтобы справиться даже с такими впечатлениями, которые тревожат и смущают нас. Чтобы удалить токсины из сознания, в первую очередь нужно перестать их накапливать, а для этого необходимо контролировать ум и чувства. Решив эту задачу, мы сможем направить свет разума в глубины своего ума и выжечь усвоенный ранее негативный опыт.

Физический уровень очищения — диета

Токсичные скопления плотных элементов, в первую очередь земли и воды, выводятся из физического тела обычным путем — с мочой, калом и потом. Удалить избыток трех дош и связанные с ними отходы можно с помощью специальных аюрведических процедур очищения. Еще одна важная процедура — голодание, в процессе которого тело сжигает накопившиеся токсины. Физическому очищению способствуют некоторые лекарственные растения.

Тонкий уровень очищения — пранаяма

Негативные впечатления (тонкие элементы) выводятся, главным образом, с помощью пранаямы — йогических дыхательных упражнений, которые способствуют потению особого рода, удаляющему избыток тонких элементов воды и земли (вкус и запах). Потение — часть панчакармы, аюрведической программы, способствующей очищению не только плотного, но и тонкого тела.

Еще один полезный метод — воздержание от впечатлений (пратьяхара), которое, как и воздержание от пищи, способствует выведению непереваренных и токсичных впечатлений. Очистить ум от негативных эмоций помогает также плач. Искренние слезы свидетельствуют о подлинных изменениях на уровне сердца.

Каузальный уровень очищения — мантры

Гуны — основополагающий уровень материи, и уничтожить их невозможно. Вывести гуны из сознания (читты) нельзя, но их можно преобразовать. Токсичные скопления гун (избыток раджаса и тамаса) можно превратить в саттву. Для этого используются мантры — высшая форма звукотерапии.

Саттвичные мантры, такие как слог «ОМ», помогают преобразовать раджастические и тамастические структуры глубинного сознания в саттвические. Они изменяют саму ткань читты и делают ее более восприимчивой к высшим влияниям.

Ум почти всегда нечист, и почти всегда приносит неустремленные мысли. Даже когда он этого не делает, ум все же остается жертвой сомнений, ревности, лицемерия, страха и других небожественных качеств. Все негативное сначала атакует ум. Ум может сопротивляться этому в течение минуты, но оно снова стучится в дверь ума. Такова уж природа ума. Сердце гораздо, гораздо чище. Привязанность, любовь, преданность, самоотречение и другие божественные качества уже находятся в сердце. Вот почему сердце гораздо чище ума. Даже если ваше сердце будет страдать от страха или ревности, хорошие качества сердца выйдут вперед.

И все же, сердце не может быть полностью чистым, потому что рядом с сердцем расположен витал. Низший витал, который расположен около пупка, имеет тенденцию подниматься и затрагивать сердечный центр. Это делает сердце нечистым из-за его влияния и близости, но, по крайней мере, сердце не такое как ум, который нарочно открывает свою дверь нечистым идеям. Сердце гораздо лучше ума. А самым лучшим является душа. Душа - сама чистота, свет, блаженство и божественность.

1. Становясь душой.

Для того, чтобы очистить свой ум, лучше всего будет чувствовать каждый день в течение нескольких минут во время медитации, что у вас нет ума. Скажите себе: "У меня нет ума, у меня нет ума. То что у меня есть сердце". Затем, спустя некоторое время, почувствуйте: "У меня нет сердца. То, что у меня есть - душа". Когда вы скажете: "У меня есть душа", в этот момент вы будете залиты потоками чистоты. Но снова вы должны идти глубже и дальше, говоря не только: "У меня есть душа", но также: "Я - душа". В это время вообразите самое прекрасное дитя, какое вы когда-либо видели, и почувствуйте, что ваша душа гораздо прекраснее, чем это дитя.

В тот момент, когда вы сможете сказать и почувствовать: "Я -есть душа" и медитировать на эту истину, бесконечная чистота вашей души войдет в ваше сердце. Затем, из сердца, бесконечная чистота войдет в ваш ум. Когда вы сможете действительно почувствовать, что вы- это только душа, душа очистит ваш ум.

2. Внутреннее пламя:

Прежде, чем начнете медитировать, попытайтесь вообразить пламя внутри вашего сердца. Сейчас пламя может быть крошечным и мерцающим, оно может не быть мощным пламенем. Но однажды оно обязательно станет более мощным и просветляющим. Попытайтесь представить, что это пламя просветляет ваш ум. Вначале, может быть, вы не будете способны сконцентрироваться так, чтобы это удовлетворило вас, из-за того, что ум не сфокусирован. Ум постоянно размышляет о множестве разных вещей. Он становится жертвой многих недостойных мыслей. У ума нет должного просветления, поэтому вообразите прекрасное пламя внутри вашего сердца, просветляющее вас. Переместите просветляющее пламя в свой ум. Затем вы постепенно увидите полосу света внутри своего ума. Когда ваш ум начнет получать свет, станет очень, очень легко концентрироваться в течение долгого времени, а также концентрироваться гораздо глубже.


3. Очищение дыхания.

Прежде чем начать медитацию, повторите "Всевышний" около 20 раз как можно быстрее, чтобы очистить свое дыхание. Почувствуйте, что вы действительно врастаете в само дыхание Бога. До тех пор, пока дыхание не очищено, ум не будет оставаться сосредоточенным.

4. Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге.

Сфокусируйте свое внимание на изображении. Вы можете смотреть на фотографию своего Учителя или на свое отражение в зеркале. Если вы концентрируетесь на своем собственном отражении, почувствуйте, что вы полностью одно с тем физическим существом, которое вы видите. Потом попытайтесь войти в тот образ, который вы видите. Оттуда вы должны вынести одну мысль: Бог призывает вас и вы нуждаетесь в Боге. Повторяйте: "Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге. Бог призывает меня, я нуждаюсь в Боге." Тогда вы увидите, что медленно, постепенно и безошибочно эта божественная мысль входит в вас и пропитывает все ваше внутреннее и внешнее существо, давая чистоту вашему уму, виталу и телу.

5. Установление контроля над умом.

Вы можете сказать своему уму: "Я не позволю тебе мыслить так, как тебе хочется. Сейчас я хочу думать о Боге". Повторяйте имя Бога мысленно или вслух. Затем скажите: "Я хочу быть чистым во всем моем существе". Затем повторите: "Чистота, чистота, чистота". В это время вы не позволяете своему уму думать о нечистом или о посторонних вещах. Не давайте своему уму возможности блуждать; просто используйте свой ум для собственной цели. С помощью ума можно осуществлять миллионы дел. Но ум так непослушен и своенравен, что если вы не используете его, то он использует вас.

6. Выбросьте их.

Каждый раз, когда небожественная мысль проникает в ваш ум, выбросьте ее из ума. Она подобна инородному элементу, вору, который пробрался в вашу комнату. Почему нужно сознательно позволять вору оставаться в вашей комнате, когда у вас есть возможность вышвырнуть его вон? Когда небожественная мысль проникает в ваш ум, сразу хватайте ее и бросайте в пламя вашей внутренней устремленности.

7. Подавление дурных мыслей.

Когда появляется мысль, которая не является чистой, хорошей или божественной, немедленно повторяйте слово "Всевышний" очень быстро. Всевышний - это мой Гуру, ваш Гуру, Гуру каждого. Повторяйте "Всевышний" очень быстро, и каждый раз, когда вы произносите слово "Всевышний", почувствуйте, что вы создаете змею, которая обвивается вокруг небожественной мысли, и душит ее.

Ум, как и тело, тоже загрязняется – плохими мыслями, негативными эмоциями, греховными желаниями, неприятными переживаниями, – и все эти вещи приводят к негативным последствиям, что способствует дальнейшему загрязнению ума. Поэтому ум тоже нуждается в очищении.

Как не допускать загрязнения ума? Нужно избегать общения с людьми, которые стараются вовлечь вас в обсуждение неприятных и негативных тем. Откажитесь слушать сплетни, смотреть будоражащие новости по телевизору (которые не имеют к вам прямого отношения), прекратите обсуждать недостатки других людей, поддерживать разговоры о том, как все плохо вокруг, какое плохое правительство, начальство, соседи и т.д. Таким образом вы препятствуете попаданию в свой ум грязи, и вам не придется затем тратить время на его очищение и избавление от негативных последствий такого загрязнения. Ум ведь строит ваше будущее из того материала, который в него попадает, притягивая затем соответствующих людей и ситуации – подобное притягивает подобное.

Современному человеку трудно избежать загрязнения ума, если, конечно, он не отшельник, живущий в пещере или где-то на краю цивилизации. Ум так или иначе, загрязняется каждый день, поэтому заниматься очищением ума тоже рекомендуется каждый день, как и очищением тела.

Есть разные способы очищения ума, например, медитации, молитвы, чтение мантр, изучение священных писаний, воспевание Святых Имен Бога (что считается самым сильным методом очищения сознания в наше время), общение на духовные темы с людьми, которые, занимаясь духовной практикой, достигли заметной чистоты сознания.

Также есть различные техники очищения ума, которые помогают избавиться от негативных мыслей и эмоций, греховных желаний, надуманных проблем, страхов, беспокойств и всего остального, что не дает вам покоя. Таких техник множество, и некоторые из них человек может выполнять самостоятельно, например, «Техника проработки дуальностей» (можно найти в интернете), которая довольно проста в применении и завоевала расположение практикующих своей эффективностью.

Универсальным методом очищения ума и сознания является пожелание всем счастья - «Формула счастья: я желаю всем счастья!». Этот метод удобен тем, что не требует особых знаний или условий для его применения, достаточно лишь понять его суть, попробовать и увидеть, насколько он эффективен – и он станет ежедневной практикой, приносящей счастье.

Таким образом, регулярное очищение тела и ума обеспечивает поддержание чистоты сознания, а это залог здоровья и счастья.

Чем более чист ум и тело, тем более чисто сознание, и тем больше в жизни счастья – всё просто .

Очищение ума. Геше Джампа Тинлей

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке http://filosoff.org/ Приятного чтения! Очищение ума. Геше Джампа Тинлей. Лекция 1. Карма и кармические отпечатки. 13.12.2006 г. Я очень рад вновь видеть вас после длительного перерыва. Для того чтобы получить учение, постарайтесь развить правильную мотивацию. Лучшая мотивация – слушать учение для того, чтобы укротить свой ум. Если вы слушаете учение, чтобы просто накопить информацию, стать каким-то знатоком, или добыть счастье в этой жизни, – это неправильная мотивация. Тогда лучше вообще сюда не приходить, а просто отдыхать у себя дома. Когда вы слушаете учение для того, чтобы укротить свой ум, и в результате становитесь лучше день ото дня, месяц за месяцем, – у меня есть желание давать учение. А в противном случае, если у вас нет никакого прогресса, значит для вас слушание учения бесполезно, а для меня даяние учения – также бесполезно. Поэтому слушайте учение для того, чтобы укротить свой ум, и пытайтесь стать более усмиренными, более спокойными и добрыми людьми. Будьте смиренными, занимайте самое низкое положение – это лучшее место для практика. В духовной практике применяются не такие стратегии как, например, в политике. Когда вы занимаетесь политикой, для вас самым важным является впечатление людей, вы должны впечатлить их. А когда вы практикуете Дхарму, для вас – наоборот, самое важное– показать, что вы очень плохой практик, что вы ниже, чем все остальные. Лучшая стратегия в духовной практике – занимать самое низкое место. У нас в Тибете большинство мастеров, когда постигают учение, в общении начинают вести себя, как собаки. (Т.е., в данном контексте, очень скромно и терпеливо, занимая низшее место по отношению к людям. Прим. ред.). Так вести себя– хорошо, безопасно, тогда прогресс у вас будет происходить день ото дня. А если вы говорите: «Я духовный практик! Я особый человек!» – тогда вы становитесь как «духовный» Жириновский. Мне не нужны«духовные» жириновские. Я хочу, чтобы вы стали подобны мастерам школы Кадампа, таким, как Дромтонпа. Что же такое духовная практика? Как я уже говорил вам, самое главное в буддийской практике – укрощение ума. Укрощение ума не похоже на укрощение слона или тигра. Так вы свой ум не укротите. Как же мы должны укрощать свой ум? Вам нужна искусность для укрощения своего ума, в противном случае вы не сможете укротить его. Если у вас есть эта искусность, тогда это будет не сложно, а если искусности у вас нет, то укрощение ума превратится в очень сложную задачу для вас. Поэтому в самом начале очень важно понять, как укротить свой ум. Что бы вы ни делали, практикой Дхармы это является настолько, насколько помогает укротить ваш ум. Если это не укрощает ваш ум, то, что бы вы ни делали, – это бесполезно. Когда мы говорим об укрощении ума, под укрощением мы подразумеваем в первую очередь очищение ума. С помощью очищения своего ума вы укротите его. Это очень важно понимать. Если вы укрощаете слона, то, просто окатив его водой, вы его не укротите. А когда вы очищаете свой ум, то таким образом вы его и укрощаете. Слона бить, ругать надо, а наш ум бить, ругать не надо. Такого укрощения не надо, наш ум очищать надо. Для того чтобы очистить свой ум, вы должны понять, что нужно очищать, что из него нужно устранить. Во-первых, вы должны знать, что? очищать, а во-вторых – как это очистить. Такова буддийская практика. Вам не нужно достигать новых реализаций, что-то новое порождать, – все и так уже находится в вашем уме. Природа будды уже заложена в вашем уме. Это подобно драгоценному камню, покрытому грязью. Вам не нужно создавать новых драгоценных камней, нужно просто устранить грязь, и драгоценность засияет сама по себе. Но устранить грязь с драгоценного камня совсем нетрудно, а очистить нашу собственную, подобную бриллианту природу будды нелегко. Существует три вида препятствий. Когда вы устраните все эти три вида препятствий, природа будды сама проявится в вас, и тогда вы обретете всеведение и будете способны познавать все феномены. Это наша цель. Чтобы устранить препятствия из своего ума, вы должны знать, что это за препятствия. Первое препятствие – это негативные кармические отпечатки. Сначала мы должны сделать основной упор на двух вещах: очищении старых негативных отпечатков и не создании новых негативных кармических отпечатков. Если вы не очистите негативные кармические отпечатки и не перестанете создавать новые, то не сможете приступить к устранению второго препятствия – омрачений. Устранить омрачения еще сложнее. Итак, второй шаг в практике – это устранение омрачений. И третий шаг – устранение препятствий к всеведению. Почему мы должны устранить третье препятствие – препятствие к всеведению? Потому что если мы его не устраним, то не сможем познавать все феномены. А если мы не сможем познавать все феномены, то не сможем помогать всем живым существам. Главная цель буддистов традиции Махаяна заключается в помощи всем живым существам, а не в собственном наслаждении. Если вы спросите у бодхисаттвы: «Что бы ты хотел очистить в первую очередь – омрачения или препятствия к всеведению?» – бодхисаттва скажет: «Я хочу очистить препятствия к всеведению». Потому что бодхисаттва хочет помогать всем живым существам. В реальности такое невозможно, но, если бы вы спросили об этом у бодхисаттвы, то, естественно, он первым делом устранил бы препятствия к всеведению. Но на самом деле мы должны придерживаться правильной последовательности: сначала мы устраняем негативные кармические отпечатки и не создаем новые, потом устраняем омрачения, а затем уже препятствия к всеведению. Что касается очищения негативных кармических отпечатков, мы должны знать, как их очистить. Даже индуисты знают, что негативные кармические отпечатки – это плохо, и что их следует очищать. Не только буддисты, но и индуисты знают, что негативные кармические отпечатки – источник всех наших страданий, всех проблем. Прямая причина. Наши негативные кармические отпечатки подобны вирусу, и когда мы им заражены, возникают все наши страдания и проблемы. Для того чтобы очищать свои негативные кармические отпечатки, вы должны увидеть разницу между тем, как очищают свои негативные кармические отпечатки индуисты, и тем, как их очищают буддисты. И тогда вы поймете все качества очистительных практик буддизма. Вы должны понимать следующее: если наш ум чист, то весь внешний мир также очистится сам по себе. Такова буддийская теория. Она гласит, что все, что нам является, зависит от состояния нашего ума. К примеру, если вы посмотрите на мир сквозь черные очки, весь мир будет черным. А если вы посмотрите на мир сквозь прозрачные очки, то весь мир будет светлым. В квантовой физике говорится то же самое: вы не можете говорить об объекте отдельно от субъекта, потому что в зависимости от субъекта объект выглядит по-разному: хороший или плохой, чистый или загрязненный – все зависит от субъективного ума. Это очень близко к буддийской теории. Ум Будды очищен полностью, и когда он смотрит на внешний мир, все ему видится чистым. Поскольку его ум чист, все внешние объекты видятся ему чистыми, то есть нет какой-либо грязи снаружи для Будды. Какую бы пищу вы ни предложили Будде – самую ужасную, самую противную пищу, – все равно ему она покажется очень вкусной, потому что его субъективный ум чист. Тогда возникает следующий вопрос: если Будда видит все чистым, и для него внешнего грязного мира нет, существует ли вообще внешний нечистый мир? Если нет загрязненного мира, тогда нет сансары, и мы тоже все очень чистые. Либо Будда не познаёт все феномены. Возникает логическое противоречие. Буддисты говорят: «Будда познаёт все феномены и, с другой стороны, Будда все видит чистым». Здесь нужен очень четкий и ясный логический ответ. Итак, Будда познает все феномены, без сомнения. Но когда Будда смотрит на феномены, с его точки зрения все феномены кажутся чистыми. А познаёт ли Будда нечистые, загрязненные феномены? Со своей точки зрения Будда не познаёт загрязненные феномены, но он может познавать их с точки зрения других живых существ. В нашем мире то же самое. Когда вы смотрите на радугу и стоите в правильном месте – идет дождь, солнечные лучи падают на этот дождь, и вы видите радугу. С вашей точки зрения вы видите радугу. Вы знаете, что ваш друг находится«за» этой радугой. Вы видите радугу, но с точки зрения вашего друга радуги там нет. Он находится поодаль от вас и видит отсутствие радуги. Вы оба смотрите на одно и то же место одновременно: один видит радугу, а другой не видит радугу. Почему? Потому, что один стоит в правильном месте, смотрит с правильной позиции, в правильном направлении. Поэтому, хотя более высокодуховные существа могут видеть множество вещей, которые вы пока видеть не можете, это не означает, что вы глупы. У них и у вас одинаковый потенциал. Так же, как в этом примере: даже если этот второй человек стоит«за» радугой и не видит радугу, когда он придет и встанет на ваше место, то также сможет увидеть радугу. Ничего особенного здесь нет, чуда нет. В буддизме чуда нет. Нужны правильные причины, нужно смотреть с правильного места, нужен правильный взгляд. Когда взгляд у человека правильный, он повсюду много хорошего видит, а когда неправильный, неверное место, человек ничего хорошего не увидит: «Все плохие, везде проблемы – только я хороший!» Такой человек является объектом сострадания. Он не плохой. В буддизме не говорится, что кто-то хороший, а кто-то плохой. Если человек совершает множество вредоносных действий, он не плохой, он – объект сострадания. Он – больший объект сострадания. Я не хочу, чтобы вы становились большим объектом сострадания для бодхисаттв. Никто на вас не рассердится, если вы будете делать неверные вещи. И я не рассержусь, я просто буду чувствовать большее сострадание к вам. Потому что вы едите все больше и больше яда, и это очень опасно для вас. Ваша ситуация и так не очень хорошая. Зачем мне сердиться и делать вас еще более несчастными? Теперь возвращаемся к теме, и я расскажу вам, как индуисты очищают негативные кармические отпечатки. Индуисты не очень четко понимают, что такое негативные кармические отпечатки. Вследствие слабого понимания их очистительные практики также не имеют особой силы. Некоторые индуистские практики говорят, что очистить негативные кармические отпечатки можно, просто искупавшись в реке Ганг. Поэтому рано утром в Варанаси и повсюду, где течет река Ганг, индуисты, начитывая мантры, моются в Ганге. Буддисты говорят, что, просто омывшись в реке Ганг,

Чистый ум – объективен и оправдывает заповеди Христовы. Нечистый ум – субъективен и оправдывает человеческие желания либо существующее общественное мнение.

Прежде чем говорить об очищении ума, определим для себя само понятие ума. Бог сотворил человека по образу и подобию Своему, дав ему душу живую. И как Бог прост, так и душа наша проста. Простота души как раз свидетельствует о невозможности познания сущности души. Бог творит нашу душу вне времени и пространства – мгновенно. Мгновение – это точка, а заглянуть внутрь точки нельзя. Мы можем рассматривать сами мысли, но суть мышления не поддается исследованию. В предыдущей главе рассматривались четыре основных вопроса, которые может поставить ум. Типичным случаем четвертого вопроса является определение понятия ума – этого высшего творения Бога. И если все сотворенное Богом приводит нас в восторг, то особенный восторг вызывает красота нашей бессмертной умной души.

Есть вопросы, которые для нас неразрешимы не от недостатка искусства мышления, а принципиально по природе нашего ума. И, действительно, как можно умом познать сам ум? Ведь кроме ума для познания у нас ничего нет.

Свободная воля, которой мы обладаем, позволяет ставить и решать все новые и новые вопросы, но свобода, будучи безграничной, в конце концов приведет к вопросам невозможным и будет только смущать наше сердце.

Душа человека проста так же, как прост и бесплотный ангел, и представляет собой сплошной ум. Даже при разделении ума и сердца говорим, что сердце средина ума. Сама же душа цельная и единая.

Когда мы пытаемся понять, что такое ум, мы думаем о свойствах души, находим в ней добродетели, пороки, совесть, память и прочее, но все эти качества души возникают и исчезают в зависимости от нашей деятельности.

Сама же душа, если она чиста, представляет собой некую цельную умную природу.

Впрочем, можно допустить исследование умной души, но только, естественно, грешной или, скажем, бесовской. Нечистая (грешная) душа имеет внутри определенные "образования" в виде памяти, придумывания интриг, злоумышлений, лицемерия и постоянного выстраивания различных козней, как, например, совершения добра для соблазна. В такой душе множество так называемых психотравм, оборачивающихся обидчивостью, желанием мщения и прочее.

Душа же чистая – проста и бесхитростна. Человек с чистой душой спокойно спит ночью и в каждое новое мгновение жизни принимает решения согласно новым условиям, по заповеди Христа: "довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6,34). Это необходимое условие для блаженной небесной жизни.

Когда мы называем душу простой, то ни в коем случае не умаляем ее. Наоборот, тем самым даем понять, что душа имеет власть над собой, над своей природой. Душу называют простой и бесхитростной, так как в ней нет навязанной конструкции и устройства как в теле, и она сама себя определяет. Как Бог имеет Сам в себе жизнь, также и наша душа свободно избирает духовную свою сущность.

Ум, по своей природе, может действовать как в грехе, так и в добре. Критерием для определения чистого и нечистого ума является только Бог (заповеди Христовы).

Поскольку Бог сотворил мир, то Его воля является основой всего мироздания. Потому мы "всегда обращаемся к Богу за помощью.

Поскольку ум выполняет поручение человеческого духа, то чистота ума зависит от того, насколько наш дух не противоречит Святому Духу.

Так же как для жизни земной человеку необходимо иметь для защиты кожу на поверхности тела, также душа небожителя нуждается в умной оболочке, которая охраняет душу от случайных мыслей. Как только в этой оболочке появляются изъяны, нарушается целомудрие души.

Мир с Богом человек может приобрести в том случае, если его разум не будет вступать в противоречие с разумом Божиим. Это называется свет. Те существа, которые имеют на этот счет другое мнение, разрушают мир, созданный Богом. (То есть рубят сук, на котором сидят.) Это, прежде всего, сатана и бесы. Они своим противлением пытаются ввести понятия, отличные от тех, которые создал Бог. И это называется мраком, так как в этих запутанных неправильных понятиях нет реальности и истины. Чистый ум находится в свете и видит все так, как сотворил Бог. Нечистый ум находится во мраке и слеп в своем собственном заблуждении.

Как определить, что ум уже частично очищен? Чистый ум объективен, поэтому оправдывает заповедь Христову, а нечистый – субъективен и оправдывает свое человеческое желание.

В Церковной жизни неочищенный ум приводит к тяжелым последствиям: ересям, заблуждениям.

Многие являются еретиками не потому, что выступают против православного вероучения, а потому, что просто его не знают. Беспечность таких псевдохристиан ставит их вне Церкви. Здесь уместно привести слова Спасителя: "узкий путь ведет к спасению, а широкий в пагубу".

Истинное учение всегда одно и требует точного, конкретного понимания и, подобно узким вратам, не допускает отклонений. Когда же знаний конкретных нет, а существуют одни только догадки и фантазии, тогда мировоззрение представляет собой некий хаос блуждающих идей. При этом в душе невольно возникает постоянно хула на Бога, разные преступные мысли по отношению к Церковным таинствам. Не напрасно в Литургии существует возглас "елицы оглашенные изыдите, да никто от оглашенных".

В древности существовали катехизаторские школы с двухгодичным обучением и, перед таинством Крещения принимался экзамен у желающих вступить в лоно Церкви. Человека, не знающего Катехизис и основ православия, к Крещению допускать нельзя и в таинствах участвовать ему запрещается. Согласно слов Апостола "если кто приступит к чаше Господа не рассуждая Тела и Крови Господней, суд себе ест и пиет"(1 Кор. II,27). Скажем проще, такие люди сопричисляются к убийцам Христа, которые смотрели на распятого Господа и смеялись над Ним. не признавая в нем Бога.

Псалмопение в Православной церкви составлено в виде Богослужения: вечерни, повечерия, полунощницы, утрени, часов и литургии. Приступая к изучению и усвоению этой спасительной ступени восхождения на небо, верующий человек столкнется с необходимостью изучить Богослужение. Обучение новому предмету всегда связано с изучением основ. Например, изучая иностранный язык, мы должны выучить буквы, то есть алфавит. Естественно, никакой логики кроме исторической и этнографической в написании шрифта нет. Поэтому первое общение с новым языком довольно скучно и требует просто вызубривания новой системы знаков. Красота языка появляется тогда, когда составляются слова и предложения, и формируется речь. Точно также, познавая богослужение, человек в начале столкнется с небольшими трудностями по изучению церковного богословского языка и последовательности служб, то есть Устава. К счастью, учителя церкви много потрудились для нас, и богослужение со всей богословской терминологией перевели на наш родной язык. Но многие слова просто заимствованы из древне-еврейского и древне- греческого языков и потому требуют небольшого усилия для запоминания. Само богослужение, по своей структуре, является неким чудным творчеством. Поэтому необходимо просто выучить наизусть последовательность служб. Самая грубая ошибка при изучении Богослужения состоит в том, что человек пытается логически связать все свои мирские знания с церковной службой. Церковный устав как раз и составлен для того, чтобы оторвать христианина от греховных обычаев и погрузить его эмоции, чувства, радости и переживания в среду небесных, святых, христианских понятий.

После того, как выучены основные азбучные истины христианского богослужения, начинается настоящий интерес. Пример богослужения. В начале всенощного бдения поется 103-й псалом и совершается каждение всего храма в знак того, что Бог сотворил мир, и благодать Творца наполняла блаженный рай. Затем закрытие Царских врат означает изгнание из рая согрешившего Адама ("раю, мой раю!"). И так все богослужение. Естественно, не зная твердо основ, невозможно участвовать в богослужении. По словам многих христианских подвижников (например, Иоанна Кронштадского), имеющееся православное богослужение представляет собой некую оправу, в которой, как бриллианты находятся таинства. Потому споры о том, каким должен быть Устав, совершенно неуместны. Устав должен быть неизменным. И уже на основании этого, утвержденного на соборах. Устава строится церковное духовное знание, в коем пребывает Дух Святый, Которому и воспеваем славу во веки веков.

После изучения начальных основ богослужебной практики христианин может упражняться в псалмопении как в храме, так и дома.

Критерием того, что ступень псалмопения усвоена, служит постоянное жгучее желание регулярно участвовать в службе Богу. И не просто "отстаивать" обедню, как нерадивые школьники пережидают урок, прячась на задних партах, чтобы учитель их не вызвал к доске, а стремиться посещать храм и в будние дни, когда некому петь и читать на клиросе, чтобы самому занять "святое место" и активно воспевать славу своему Творцу.

Здесь необходимо сразу предупредить начинающих, что, наряду с истинными знаниями, к ним могут прикасаться различные суеверия, предрассудки и заблуждения. Поэтому необходимо все знания тщательно проверять, чтобы не стать "набожным человеком". Все необходимо изучать по сути со здравым смыслом, и тогда ложь и выдумки невежд к вам не прилипнут. Тут же оговоримся, что псалмопение сохраняется на всю жизнь, также как и знание букв для грамотного человека. После этого необходимо приступать к следующей ступени – очищению ума.

Очищение ума представляет собой более глубокое постижение тех православных истин, которые уже усвоены. Для сравнения опять приведем аналогию с изучением иностранного языка. Чтение со словарем либо механическое заучивание слов предполагает постоянное напряжение при переводе, так как человек думает на одном языке, а пытается говорить и слушать на другом. Намного важнее научиться думать на другом языке. Особенность существенной разницы этих двух способов видна в духовной жизни. Например, одно дело – научиться хорошим манерам, оставшись в душе подлецом и невеждой, и совсем иное дело стать действительно другим человеком так, чтобы хорошие манеры были потребностью сердца, не вызывая этим внутренней борьбы или противоречий, как в первом случае.

Вот именно такое перерождение должно произойти во время очищения ума. Когда ум не только запоминает как нужно поступить, чтобы все окружающие человека считали его хорошим (пример фарисея), но меняет всю свою природу и усваивает христианские истины, прежде всего, сердцем. То есть, чистый ум мыслит православными категориями, а не выполняет титаническую внутреннюю работу: имея внутри греховные категории, говорит о добрых делах.

Этот этап очищения ума уже связан с сердцем, поэтому и методика очищения ума, описанная в данной книге, как учат святые отцы, начинается с самых простых понятий, к которым мы относимся бесстрастно. Первые четыре дня творения и являются той областью, в которой можно начинать очищение ума для усвоения глубин православного миропонимания. Монах опускает глаза долу, чтобы не соблазниться, а размышлять в тех пределах, где сердце трезво и чисто.

Те христиане, которые практикуют этот метод очищения ума, сразу замечают, как совсем по другому, более глубоко начинают понимать Богослужение, и как к ним возвращается утраченная ревность и радость при участии в Богослужении. И самое удивительное: прекращаются споры и раздоры между христианами, так как все чувства поглощены глубоким смыслом произносимых слов и священнодействии. Прежде чем перейти к пятой главе, то есть, самой практике очищения ума, дадим один совет.

Изучение Шестоднева (особенно первых четырех дней) происходит постепенно. Для достижения искомой чистоты ума иногда может потребоваться несколько лет. Но пусть читателя это не пугает. Первые успехи приходят довольно быстро, но достигаются при определенном напряжении и старании. Со временем, постепенно, по мере более глубокого усвоения, ум легко и непринужденно будет жить в чистоте православного миропонимания. Тогда трудности пройдут, и очищение ума будет доставлять истинное наслаждение. Как, в свое время, псалмопение из трудов изучения церковного языка и чащи уставных законов переросло в блаженное воспевание псалмов пред Богом.

Забегая вперед, скажем, что когда ум станет свободным от труда рассмотрения первых четырех дней, он устремится в глубины нашей души, исследуя сердечные помыслы, связанные с нашей человеческой природой. А так как он уже к тому времени соединится со Христом, то и в сердце примет Спасителя и Созидателя всяческих – Господа Бога нашего, Которому слава во веки веков.