На какую тему можно провести урок. Как сделать урок интересным. В центре внимания - личность учителя

Мы привыкли задумываться о том, как сделать урок полезным: как спланировать его так, чтобы все успеть? Как доходчиво объяснить новую тему? Как эффективно ее отработать? Но не меньше внимания стоит уделять и тому, чтобы сделать урок интересным. Сколько бы полезного материала мы ни подготовили, студент намного быстрее и лучше его усвоит, если он будет вовлечен.
Вот несколько стратегий, которые можно использовать для того, чтобы сделать любой урок и любую тему интересной.

1) Разминка

Обычно начало задает тон всего урока. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш урок сразу вовлек ученика, начните с интересной разминки, например с игры .

2) Игры

Это самый эффективный способ заинтересовать ученика, и в то же время отработать новый материал. Игры на любую лексическую или грамматическую тему можно найти на ESL сайтах и в различных сборниках, как например Grammar Games and Activities и Vocabulary games and activities . Кстати взрослые ученики любят игры ни в коем случае не меньше, чем дети.
Практичное и интересное задание, которое не требует дополнительных материалов – ролевая игра . Это задание более сложное чем просто обсуждения темы. Оно требует от ученика активного участия, актерского мастерства и творческого подхода, а соответственно и полного внимания.

3) Песни

Музыка прекрасно подходит для изучения языка. Уложенные на ритм слова быстрее запоминаются. Кроме этого обычно в песне используется одно и то же грамматическое время. Узнайте у ученика какие музыкальные стили и группы ему нравится. Напевая фразы из любимых песен, он незаметно выучит новую лексику и усвоит нужные грамматические формы .

4) Истории

Представьте ученику новую грамматику или лексику в форме истории. Например, если вы изучаете тему “Past Continuous/Past Simple”, вы можете начать: “Yesterday, while I was going to work by the underground, a man came into the carriage and sat down opposite me. He had a monkey in his lap. The monkey was wearing jeans and a yellow jacket” (кстати, это правдивая история). Такая презентация темы будет для ученика намного интереснее, чем: “Right, today we are going to study the difference between Past Continuous and Past Simple”.


5) Общение

В любое задание включайте элемент Speaking, ведь для большинства учеников это самый интересный аспект изучения языка. Даже если нужно выполнить упражнение типа fill in the gaps, обсудите с учеником фотографию, которая идёт вместе с упражнением или самое интересное в нём предложение. Любое задание всегда можно “разбавить” с помощью общения.


6) Смена заданий

Никогда не превращайте урок в лекцию. Даже ученикам с хорошей концентрацией внимания будет сложно 20 минут слушать монолог на иностранном языке. Кроме этого, современные ученики привыкли к быстрой смене одного вида деятельности на другой и к интерактивной форме обучения. Поэтому, для того, чтобы было интересно, чередуйте тип и длительность заданий. Также всегда готовьте такие задание, которые предусматривают коммуникацию и активное участие ученика. Письменные упражнения лучше оставлять на домашнюю работу.

7) Творческие домашние задания

Кстати, о домашней работе. Конечно она также должна быть “полезной”, но это не мешает ей быть интересной. Задавайте ученику творческие домашние задания, которые он захочет выполнять. Например, если вы изучаете past simple, попросите его подготовить резюме эпизода любимого сериала. Если вы изучаете тему “Еда”, попросите его создать меню для собственного ресторана. Творческое и интересное домашнее задание можно придумать для любой грамматической или лексической темы.


8) Гибкий план урока

План – необходимая часть урока, а структурированность – залог хорошего результата в учебе. В то же время урок проходит намного интереснее, если преподаватель умеет адаптировать план под его ход. Иногда наступает момент, когда от плана следует отойти, например если студент задал действительно интересный вопрос о грамматике или текст, с которым вы работаете, его затронул и требует обсуждения.

9) Персонализация

Любую тему можно сделать интересной, если подключить к ней личный опыт ученика, его мнение или предпочтения. Например, если вы изучаете тему Present Perfect, расспросите ученика о его опыте путешествий или опыте работы (e.g. Which cities have you visited? Where have you worked?). То же можно сделать и с любой лексической темой.


10) Update

В этом пункте мы поговорим о том, как сделать урок интересным для преподавателя. Ваш урок может быть интересным для вашего ученика только в том случае, если будет интересно вам самим. С помощью новых заданий, стратегий и методов, одну и ту же тему можно каждый раз преподавать по-разному.

Интересный урок = полное внимание вашего ученика= быстрое и эффективное усвоение материала= прогресс и удовольствие от изучения языка.

Успехов вам и интересных уроков!

Инструкция

Будет ли урок интересен детям, захотят ли они принимать в нем активное участие, зависит от того, насколько хорошо учителем была продумана каждая деталь занятия. При организации урока необходимо опираться на его цель. Четко определите, что должен унести с занятия ученик, какую задачу будет решать урок: будет ли это изучение нового материала или урок повторения, обобщения и систематизации знаний, контрольное занятие.

Достижение цели будет напрямую зависеть от мотивации учеников. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы у появилось желание знать то, о чем вы им рассказываете. Активно используйте свой творческий , разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Выберите форму урока. Она определяется в соответствии с его целями и возрастом учащихся.
Формы урока весьма разнообразны, каждый учитель привносит что-то свое. Уроки изучения нового материала могут быть в виде , приключения, урока- , урока-сюрприза и т.д. Для более старшего возраста это может быть , в том числе подготовленная самими учащимися. Урок закрепления материала может проводиться в виде конкурса, турнира. Это может быть как в пределах одного класса, так и нескольких классов параллели. Можно также организовать экскурсию, поход. Это будет способствовать не только проявлению интереса учащихся к уроку, но и сплочению класса. Контрольный урок можно провести в форме олимпиады, викторины. Урок применения знаний можно организовать как урок-репортаж, урок-суд, аукцион, урок-исследование. Для комбинированного урока подходит проведение его в форме мастерской, семинара, консультации. Полезны также семинары, уроки разновозрастного сотрудничества. Но следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник. Это поднимает и авторитет учителя в глазах учеников. Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации – правильное и уместное использование этого только украсит ваш урок.

Опираясь на цели и форму урока, выберите методы и приемы обучения. Они классифицируются по различным основаниям и могут быть: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод и т.д. Большое значение для развития познавательного интереса школьников приобретают методы проблемного обучения, так как именно они в большей степени способны активизировать учащихся на уроке. Проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация и т.д. - всё это позволяет сделать любой урок интересным, благодаря тому, что дети сами принимают участие поиске ответа. При частично-поисковом методе самостоятельному поиску учащихся уделяется большее значение, чем при проблемном методе. Учитель лишь направляет обучаемых в их действиях. Более сложным для организации учителем и для выполнения учащимися является исследовательский метод. Педагог лишь создает проблемную ситуацию, а учащиеся, для того, чтобы разрешить её, должны увидеть проблему, определить пути её решения и найти ответ.

Применение различных методов обучения способствует повышением познавательного интереса учащихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Ученик будет с удовольствием посещать ваши уроки, зная, что на них всегда интересно.

Видео по теме

Обратите внимание

История - один из основных предметов школьного гуманитарного цикла. В новых стандартах образования преподаванию этой дисциплины уделено важное место, подчёркивается её значение для формирования патриотизма и гражданственности. Тем актуальнее становится выбор новых, нестандартных идей для проведения уроков истории. Можно предложить несколько вариантов.

Путешествие

В отличие от других наглядных пособий, карты не дают конкретизированного наглядного представления о событиях, а лишь воспроизводят пространственно-временные структуры

Такую форму урока можно использовать при изучении темы о Великих географических открытиях при изучении Всеобщей истории или темы об освоении Сибири и Дальнего Востока русскими путешественниками в рамках истории России XVI–XVIII вв.

Целью урока станет систематизация знаний, а в качестве задач можно указать формирование умений работать с исторической картой, анализировать и синтезировать информацию, формулировать выводы.

Для проведения урока необходимы атласы по соответствующему периоду, большая демонстрационная карта, можно составить презентацию с портретами географов и путешественников.

Требуется провести подготовительную работу: разделить учеников на группы, каждой дать задание подготовить сообщение об одном из этапов путешествия, о местном населении, об особенностях географии новых земель, о способах присоединения территорий. В процессе урока ученики поделятся новой информацией, совместно научатся пользоваться картой, общими усилиями сделают вывод по теме урока.

Погружение в историческую реальность

Картина В.Н.Курдюмова. 1911 г

Такой урок можно провести по теме «Повседневная жизнь помещичьей усадьбы». Его целью будет формирование представления об исторической действительности. В процессе урока решаются задачи по формированию умения логически мыслить, работать с информацией, делать выводы.

Для проведения урока необходимы наглядные материалы: изображения усадьбы, её план, изображения людей разных сословий и рода занятий, иллюстрации типичных сельскохозяйственных работ. Можно оформить в виде презентации.

Ход урока зависит от возраста учеников. В младших классах больше внимания уделяется рассказу учителя, его взаимодействию с учениками. Вопросы, которые формулируются по ходу изложения, стимулируют интерес и вовлечённость детей в обсуждение жизни усадьбы. В старших классах имеет смысл в ходе урока «назначить» учеников владельцем, управляющим, крестьянином, ремесленником и устроить обсуждение условий жизни и обязанностей каждого «жителя». Живой диалог, дискуссия, эмоциональная вовлечённость позволит лучше понять историю.

Диспут

Современники и многие советские историки считали реформу Александра II половинчатой и утверждали, что она не привела к освобождению крестьян, а лишь определила механизм такого освобождения, причём ущербный и несправедливый

Такой урок можно провести при обсуждении проблемы исторического развития. Так, одним из вариантов является дискуссия на тему «Был ли кризис крепостного права в России в середине XIX в.?» Целью урока станет становление умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.

Такая форма урока предполагает подготовку. Заранее ученики разделяются на две команды - сторонников и противников наличия кризиса. И дома готовят мини-сообщения по одному из аспектов крепостничества.

Лучше всего на доске составить таблицу с указанием аргументов той и другой стороны. Учитель регулирует процесс дебатов и останавливает его в случае излишней эмоциональной увлечённости учеников. В конце урока аргументы анализируются и делается вывод.

Ролевая игра

Мирный договор между Русским царством и Шведской империей, завершивший Северную войну 1700-1721 годов

Темой для такого урока может стать яркое или важное событие российской истории, например, заключение Ништадского мира. Ученикам в рамках этой темы можно предложить представить конгресс по заключению мирного договора. Целью урока станет обобщение и контроль знаний по изученной теме «Северная война». Задачами урока можно поставить формирование умения работать с исторической информацией.

Детей стоит разделить на группы по «ролям»: военные, дипломаты, финансисты. Каждая из групп дублируется, представляя «интересы» Швеции и России. Домашним заданием является подбор информации и анализ текста Ништадского договора, который позволяет понять, какие вопросы обсуждались и какие решения были приняты. Эта форма урока даёт ученикам представление о сложности и нюансах международных отношений.

Конференция

Для учеников 5–9 классов рационально использовать в этом ключе родоведческие исследования. Цель - формирование представления о человеке в истории, о влиянии исторических процессов на человеческие судьбы.

Довольно сложный организационно урок может готовиться в течение всего года и стать итоговым. Ученики вместе с родителями (только по желанию, не весь класс поголовно) составляют родословную семьи, изучают семейную историю. И на уроке представляют результаты своего труда. Рассказывая о предках, дети проникаются «духом истории», она перестаёт быть для них «собранием глупых дат и скучных фактов». За каждой такой датой стоит историческое явление, повлиявшее на судьбы целых поколений. И это можно проследить благодаря генеалогическим изысканиям.

Встреча

Такие встречи позволят проводить дискуссиями в культуре об образах исторических деятелей, олицетворяющих крупные исторические свершения

В соответствии с темой урока можно пригласить специалиста в этой области, который ярко, эмоционально, увлечённо и грамотно расскажет то, что не написано в учебнике. Гостем может быть учёный, военный, писатель, путешественник.

Экскурсия

Помимо хранения и экспозиции исторических фондов, краеведческие музеи также ведут научно-исследовательскую работу по изучению истории своего региона

По теме урока можно провести экскурсию в музей. Так, если изучается русское искусство, разумным выбором станет экспозиция в музее изобразительных искусств. Исторические темы хорошо рассматривать в краеведческих музеях, где показана региональная специфика истории большой страны. Домашним заданием можно выбрать эссе или сочинение.

Мастер-класс

«Нива» - популярный еженедельный русский журнал с приложениями, издававшийся со второй половины XIX до начала XX века

Урок подходит только для старшеклассников.

Довольно интересно можно рассмотреть тему истории русской культуры второй половины XIX в., несколько отойдя от привычного Золотого и Серебряного века и обратившись к одному из аспектов культуры - периодическим изданиям. Они довольно интересны и разнообразны, имели разный круг читателей. Можно воспользоваться ресурсами местной библиотеки музея или дома редкой книги. Это урок, который можно провести на базе библиотеки, запросив предварительно издания XIX - начала XX вв. На уроке рассказать об этих изданиях, показать и дать в руки «живую историю». А потом предложить детям создать свой журнал «События нашего класса» с периодичностью раз в четверть.

Игра «Умницы и умники»

Всероссийская гуманитарная телевизионная олимпиада, выходящая на «Первом канале» с 29 ноября 1992 года

Можно воспроизвести формат занимательного телешоу, выбрав исторический период или тему. Цель - обобщение и систематизация знаний, контроль изученной темы. Требует от учителя тщательной и скрупулёзной подготовки. Но можно дать детям задания приготовить друг другу вопросы. Это увлекает и позволяет развивать логическое мышление. Интересно предложить учащимся отгадывать загадки разных народов России. Углубляется понимание многонациональности и поликультурности страны.

Комплексный урок. История и литература

Уже со времен античности признавалось, что занятие историей требует серьезных литературных навыков

Подходит для изучения художественных произведений в историческом контексте. Цель: формировать умение устанавливать причинно-следственные и ассоциативные связи.

Требуется подготовка: подбор произведений для анализа и дискуссии. Ученикам предлагаются стихи русских поэтов, посвящённые тем или иным историческим событиям. Учащиеся определяют событие, выделяют его черты, описанные автором. Более сложное задание - определить степень соответствия художественного образа исторической действительности. Образность и эмоциональное восприятие сделают урок истории интересным и запоминающимся.

Таким образом, существует много разнообразных форм проведения уроков истории. Каждая из них имеет свои особенности, возможности и способы реализации. Очень много зависит от личности учителя, его желания сделать изучение предмета интересным и познавательным. Важно понимать и то, что нетрадиционные подходы должны использоваться в меру, с учётом необходимости такого урока и потенциала темы.

Урок – проект как интерактивная форма обучения.

Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении суммы знаний, но и в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому одним из главных требований к современному уроку является необходимость организации активной познавательной деятельности школьника, приобретение им личностно-значимых знаний. Этим во многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной творческой работы учащихся, как проект.

Идея проекта принадлежит модераторам системы «Еврошкола». На сегодняшний день проект признан одной из самых передовых, перспективных технологий интерактивного обучения. Опыт работы с различными модификациями проекта с успехом осваивается, дополняется, развивается во многих российских школах.

В методической литературе в последнее время активно используется термин «проектная деятельность ». Но чаще всего под проектной деятельностью понимается самостоятельная творческая разработка (индивидуально или творческой группой) определенной темы с последующим отчетом о результатах проделанной работы. Проект как особая форма урока, технология урока-проекта разработана в методической литературе крайне мало. В лицее №24 г. Сергиева Посада на протяжении ряда лет ведется целенаправленная практическая деятельность по освоению проекта именно как особой формы урока.

Что же такое урок-проект?

Под проектом мы понимаем особую форму урока, который предполагает проработку изучаемой темы путем выполнения логически последовательного ряда творческих заданий, предлагаемых учителем, обсуждение и материализацию результатов (изготовление альбомов, журналов и т. п.), представление их участникам проекта. Одно из требований к уроку-проекту – концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он должен обладать логической завершенностью, в ходе проекта обязательно реализуется так называемая Я-концепция (через призму изучаемого материала выход на личность ребенка). Это одно из главных отличий проекта от традиционного урока и одна из главных причин, позволяющая говорить о проекте как интерактивной форме обучения. Личность ученика не менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урока-проекта не только в получении определенной суммы знаний, но и в активной самореализации уникальных возможностей каждого ребенка, самореализации личности ученика. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи.


Центральной организующей структурой класса на уроке-проекте становится группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений.

Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели проекта, видов деятельности , подготовка оборудования, печатного материала); собственно на уроке учитель – помощник (фасилитатор обучения): он наблюдает, советует, но не навязывает свою точку зрения, задает целесообразные вопросы в роли участника проекта, обеспечивает плавный логический переход от одного вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы, придает необходимый импульс занятию (темп не дает укорениться скуке); основной же задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта.

Проект может быть предметным, межпредметным, над - или внепредметным, длительным (предполагающим домашнюю, внеурочную деятельность), собственно урок-проект как правило занимает один - два урока.

Традиционный урок чаще всего являются исключительно рассудочной формой обучения, не включающей чувства, эмоции человека, а значит, не несущей личностного смысла. Главный принцип проекта – включение в работу и головы (рассудка – добывание информации), и сердца (проявление творчества, фантазии, эмоций, обязательность нравственного аспекта изучения проблемы), и рук (результат должен быть наглядным, материализованным). Использование нестандартных приемов работы, особых видов проектной деятельности позволяют осуществлять познавательную деятельность учащихся через ощущения и переживания.

Основные виды проектной деятельности.

Важнейшим из них является составление ассоциограмм. Ассоциограмма – это графическое, словесное отображение ассоциаций, связанных с изучаемым явлением, понятием, предметом. Так как поток ассоциаций бесконечен и сугубо индивидуален, ассоциограмма позволяет осуществить личностно - ориентированный, развивающий подход к обучению, дает толчок к активной мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Существует целый ряд разновидностей ассоциограмм: классическая – свободная круговая ассоциограмма, побуквенная расшифровка слова, словарная змейка, «Укрась слово», перекрестная, цитатная, «Двойное Я», карта мыследеятельности и т. д. В процессе работы, как результат сотворчества учителя и учеников, рождаются все новые виды ассоциограмм.

Ассоциограмма используется на разных этапах урока-проекта. Урок – проект предполагает активное использование различных видов креативного письма : разрезное стихотворение, центон, написать возможное продолжение текста, письмо, дневник, монолог одного из действующих лиц изучаемого произведения, стихотворение – подражание, стихотворение по заданной рифме, хайку, словесный этюд, составить текст противоположного содержания и т. д. Работая над выполнением таких заданий, учащиеся не только непосредственно на практике постигают законы построения текста, искусства владения словом, но и проявляют творческую активность, нестандартность мышления.

На уроке-проекте по литературе обязательна работа с художественным текстом, изобразительно – выразительными средствами языка. Используются такие виды творческих заданий, как «Волшебная палитра» (работа с цветовыми эпитетами), «Жемчужины в россыпи слов» (исследование своеобразия языка произведений).


Важное место на уроке-проекте занимает момент театрализации : инсценировать предложенный текст или часть текста, составить сценарий на предложенную тему и разыграть его, представить ситуацию как живую картину, интервью героя литературного произведения и т. д.

Задача учителя отобрать оптимальные виды проектной деятельности, соответствующие цели и задачам проекта.

В отличие от традиционных форм урока, где на долю ученика чаще всего выпадает статическая роль слушателя, а деятельность ограничивается немногими функциями, как-то: слушаю, говорю, пишу – проект позволяет в рамках одного урока попробовать свои силы в самых разных амплуа: актера, режиссера, чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника-оформителя и т. д.

Работа над проектом проходит следующие основные этапы.

Этап подготовки проекта : определяются цели, содержание урока, разрабатывается стратегия урока, виды деятельности, их соотношение, готовится оснащение урока (каждая команда получает чертежные или ватманские листы, цветную бумагу, фломастеры, карандаши, клей, ножницы, тексты, словари, пакет с распечатанными заданиями). Учитель подготавливает необходимый видео, аудио, иллюстративный, наглядный материал.

Для урока-проекта выбирается интересная тема, часто обобщающего характера, размышление над проблемой или традиционная тема, но в нетрадиционном преподнесении. Формулируется тема обычно при помощи цитаты, заключающей в себе ключевое понятие урока или содержащей некую интригу, например: «Кавказ!.. далекая страна…», «Идем на грозу!», «О жизни бесконечной».

Первый этап урока – формирование команд; оно происходит на достаточно демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется (эмблемы, карточки разных цветов, на которых «рассыпаны» стихотворные строки, мозаика, предметы, имеющие отношение к изучаемому материалу и т. д.). Учитель должен привнести момент неожиданности, интриги, что позволит создать творческую группу, исходя из интереса участников проект к определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений. После того как команды сформированы, учитель предлагает познакомиться с памяткой участников проекта.

Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок, подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Здесь могут быть использованы видеоряд, лирическое вступительное слово, чтение отрывка художественного текста, стихотворения, работа с ассоциограммой, где в центре находится ключевое слово, понятие, проблема, обозначенная в названии проекта.

Центральный этап урока – это развитие проекта.

Отобранные задания выстраивают в логической последовательности, учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности, требующее проявление разнообразных способностей, эмоциональной насыщенности работы. На этом этапе важны и своеобразные лирические отступления (слово учителя) как связующее звено между фрагментами урока.

Последний этап – это крайне важный момент обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта. Возможные виды деятельности – ассоциограмма-карта мыследеятельности, миниатюра-размышление, хайку.

Результаты работы на каждом этапе урока-проекта обсуждаются, оформляются и представляются участниками проекта.

Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других уроках, но главное уже состоялось: произошло приближение к сокровенному, знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно-значимым.

Проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе сотворчества ученика и учителя рождаются новые бесконечно разнообразные формы, виды, приемы познавательной деятельности на уроке , где мотивация обучения достигает уровня самоактуализации, способствует личностному росту человека.

Проектное обучение – полезная альтернатива классно-урочной системе, но отнюдь не должно вытеснять ее. Урок-проект не самоцель, не единственная форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной деятельности разнообразнее и интереснее, получить радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.