О чем молятся параскеве пятнице, ее житие. О святой великомученице параскеве пятнице Икона святая параскева римская в чем помогает

Преподобномученица Параскева Римская! 8 августа. Cвятая преподобномученица Параскева родилась в Риме, в семье благочестивых христиан Агафона и Почитии. Они долгое время не имели детей, и только после горячих молитв Господь даровал им единственную дочь Параскеву названную так потому, что она родилась в пятницу (Параскева - пятница - греч.) Даты ее рождения и кончины точно не известны. Время жизни ее относилось к царствованию римского императора Антонина. В Риме правили два Антонина - Антонин Пий (138-161 гг. н. э.) и Антонин Философ (161-180 гг. н. э.), и в правление которого из них жила Параскева, неведомо. Родители воспитывали дочь в духе истинного христианства, и воспитание это не пропало даром. После их смерти св. Параскева раздала все имущество нищим и посвятила себя апостольским трудам - проповеди Евангелия. С первой своей проповедью она выступила в Риме, и здесь же претерпела свои первые страдания. Императору Антонину поступил донос на смелую христианку. Он велел привести подвижницу к себе и пытался и ласками, и угрозами заставить ее отречься от веры во Христа. Параскева была непоколебима, и разгневанный император велел предать ее мучениям. На ее главу был возложен раскаленный медный шлем, но это страшное орудие не принесло святой никагого вреда. Тогда последовал новый приказ - бросить св. Параскеву в медный котел с кипящей смолой и маслом, но святая и здесь осталась невредима. Император усомнился, действительно ли смола в котле расплавлена, и неосмотрительно приказал св. Параскеве плеснуть в него жидкостью. Она зачерпнула из котла рукою и плеснула ему в лицо. Сильный ожог и слепота были наказанием жестокому правителю. Мучаясь от невыносимой боли, ничего не видя, недавний мучитель умолял свою жертву «Раба истинного Бога, - просил он, - помилуй меня и возврати свет очам моим, чтобы и я мог уверовать в того Бога, которого ты проповедуешь». По молитве святой, император тотчас был исцелен, прозрел и вместе со своими приближенными принял христианство. Отпущенная с миром св. Параскева ушла в другие края проповедовать христианство. Она пришла в город, где правил некий Асклипий. И этот правитель, подобно императору Антонину, пытался отклонить св. Параскеву от евангельской проповеди, но не добившись желаемого, осудил ее на смерть. По обычаю, смертников отдавали на съедение страшному змию, жившему вблизи города. Святая помнила слова Господа: «Змия возмут, аще что смертно испиют, не вредит их» (Мк.16 18). Бесстрашно подошла она к чудовищу, осенила его крестным знамением, после чего оно распалось надвое и исчезло. Это чудо вразумило язычников, и весь местный народ уверовал в Господа Иисуса Христа. Наконец, св. Параскева попала в места, управляемые человеком по имени Тарасий. И здесь святая выступила с проповедью христианства, за что была предана страшным мучениям. Тарасий, видя, что святая непоколебима, приказал отсечь ей главу. Так святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово. Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре. В Крыму, у села Тополевка, рядом со святым источником чистой ключевой воды, расположился Троице-Параскевский Топловский женский монастырь. Ему более 130 лет. До 1917 г. в нем жили 300 монахинь. В настоящее время в возрожденном монастыре хранятся ценные православные реликвии: иконы, распятие с мощами святых. Пребывавшие в монастыре возвращаются к истокам веры своих отцов, заряжаются духовными и нравственными идеалами православия. Местные крымские жители твердо веруют, что именно здесь в глухом урочище Топлу, святая Параскева встретила свою кончину, а источник забил в то самое время, когда земля обагрилась кровью преподобномученицы. Святость этих преданий подтверждалась тем, что источник этот был целебным, и ежегодно 26 июля / 8 августа, не только из окрестностей, но и из дальних мест сюда стекались люди (интересно, что местные татары наравне с христианами чтили источник и называли его Чокрак-Саглы-Су - источник живой, здоровой воды). Служился молебен с водосвятием, воду набирали в сосуды и уносили домой. Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среда густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свои упования и чаяния, утешались и излечивались и это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места. И, конечно же, неопровержимым подтверждением тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением- по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир». (панаир - церковный праздник (греч).) Наряду с древними, существовали и более современные предания о святой преподобномученице Параскеве. Замечательно, что эти предания бытовали не только среди окрестного православного населения, но и в значительной степени среди татар. «Топловский монастырь, - говорили они, - никогда не оскудеет; его хранит и за него молится сама св. Параскева. По ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках: тихая, прекрасная, она безмолвно благословляет встретившегося ей путника и, если он болен, исцеляет его своим дивным взглядом. Но случилось, что злые люди хотели сделать вред монастырю; тогда святая являлась им и своим мановением останавливала дерзких; пораженные незримой силой, они не могли продолжать своего пути и оставляли то, что неправедно взяли. Так было с татарами, пытавшимися унести ночью приготовленные бревна и доски для постройки церкви и монастырских келий; они со своей ношей доходили только до св. источника, где их заставало утро, несмотря на их усилия скрыться и увести похищенные ими предметы». Тропарь преподобномученице Параскеве Римской глас 1 Тщание имущи сообразно имени твоему, тезоименитая, равноимянную тебе веру в сожительство избрала еси, Параскево победоносная, темже изливаеши исцеления и молишися о душах наших. Кондак преподобномученице Параскеве Римской глас 4 Храм твой, всечестная, яко врачебницу душевную обретше, в нем вси вернии велегласно почитаем тя, преподобномученице Параскево славная. Ин кондак преподобномученице Параскеве Римской глас 8 Страстотерпице, вернии, песнь Параскеве, приидите, согласно воспоим, облиставает бо чудесы в мире, отгоняющи прелести тьму, и дающи верным благодать независтную, зовущим: радуйся, мученице многострадальная. Молитва преподобномученице Параскеве Римской: О, святая и многострадальная преподобномученице Параскево! К тебе, аки теплей за ны к Богу молитвеннице, припадаем и прилежно молимся: умоли Господа и Владыку нашего пробавити милость Свою к нам, недостойным рабом Его, даровати же нам душевное и телесное здравие, земли плодоносие, воздуха благорастворение, во благочестии христианстем преуспеяние, к житию временному нужная и довольная, и вся ко спасению потребная; да мирно и благочестно поживше, сподобимся благую кончину христианскую улучити и Царствие Небесное наследити. Ей, предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепкое на Тя возлагаем, но буди нам ходатаица во спасение, да сподобимся вкупе с тобою и всеми святыми в радости блаженства вечнаго славити во твоем заступлении великую милость Бога нашего, Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

1 АВГУСТА - ОБРЕТЕНИЕ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА, САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА (1903). РАДОСТЬ НАША БАТЮШКА СЕРАФИМ Пастыри о том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение Сегодня Русская Православная Церковь празднует обретение мощей преподобного Серафима Саровского. Чудотворец Серафим всех встречал возгласом "Радость моя! Христос воскресе!" Рядом с батюшкой оттаивали сердца, зарождалась вера в Живого Бога, приходило покаяние. О том, как стяжать любовь и ласковое ко всем отношение, корреспонденту портала Православие.Ru рассказали священники Димитрий Шишкин и Николай Булгаков. «Если мы не имеем полной любви, будем делать дела любви» Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия): - Когда мы говорим о христианском отношении к ближнему, надо помнить о том, что ласковость может легко перейти в ласкательство и человекоугодие. Чрезмерной лаской и «снисхождением» можно ведь и погубить человека. Особенно это видно в наше время, когда именно «человеколюбием» оправдывают крайнее снисхождение к человеческим страстям и порокам. Святые отцы всегда отличали отношение к самому человеку, как бы низко он не пал, от отношения к духам тьмы, к страстям, которые тем или иным человеком обладают. Нам не хватает тех, кто, утешая нас, не льстил бы нашему самолюбию и эгоизму Ласковое отношение Божия угодника преподобного Серафима - особого свойства: оно проистекает из глубины боголюбивого сердца. И это боголюбие, выстраданное и обретённое как бесценный дар, позволяет по-настоящему любить человека именно в осознании его действительного призвания. Любовь и ласка преподобного Серафима обымают всего человека, содействуя не одному лишь его душевному и телесному спокойствию, но более всего – спасению в вечности. Как же нам не хватает таких людей, которые, утешая и вдохновляя нас на духовную жизнь, в то же время не льстили бы нашему самолюбию и эгоизму. И именно таков преподобный Серафим! Ласка его, крайне сердечное тепло и любовь распространялись, как правило, на тех, чья душа была умягчена покаянием или хотя бы склонностью к нему. Именно к покаянию и побуждает в ещё большей степени истинная любовь и духовная ласка. Но если преподобному встречался надменный и гордый человек, закосневший в грехах и не желавший меняться, мы видим совсем другие примеры - немалой суровости и даже обличительной жесткости. Впрочем, и эта жесткость исполнена на самом деле любви и крайней тревоги за вечную будущность человека, за его спасение. Нам, конечно, нужно иметь друг к другу не только внешне доброе и ласковое обращение, но и, главным образом, истинное и нелицемерное братолюбие. Это заповедовал нам Сам Господь, об этом говорили неоднократно святые апостолы. Но и братолюбие не обретается сразу. Оно по крупицам подается Господом по мере того, как мы сами ищем любовь, учимся её стяжать. Потому и говорит Господь: «Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7). Не говорит «попросите», но «просите», то есть в своём благом желании, в душеполезной просьбе нужно проявлять настойчивость и терпение, простирающиеся даже до последнего мгновения земной жизни. Так уж устроена духовная жизнь – ни на чём здесь нельзя останавливаться окончательно, ничто нельзя считать делом решенным. Во всём требуется крайнее трезвение и внимание. И в деле стяжания любви – тоже. Но даже если мы не имеем той самой сердечной и полной любви, от которой проистекает действительно духовное и ласковое обращение с ближними – будем, по крайней мере, делать дела любви. Уже одними добрыми поступками, совершаемыми ради Христа, будем стараться угождать Богу. И Господь, видя нашу нужду, нашу сердечную просьбу, видя наше постоянство в доброделании – непременно подаст нам духовную любовь к Нему и ближним, а это - самое великое сокровище христианина! Вот в этом постоянстве, в этом повседневном и тщательном исполнении Заповедей Христовых, в сокрушенной и внимательной молитве, и заключён, вероятно, главный «рецепт» стяжания любви от преподобного Серафима. *** «Вера делает добрым отношение к любому человеку» Священник Николай Булгаков Священник Николай Булгаков, настоятель храма Державной иконы Божией Матери в поселке Кратово, Подмосковье: - «Радость моя!» - так ласково встречал преподобный Серафим Саровский всех, кто к нему приходил. Ласковость нужна, конечно, и нам. Мы все любим, когда с нами ласково обращаются. «Бей всех лаской и любовью», - такой совет давал своим сестрам младший современник преподобного Серафима Николай Васильевич Гоголь. Но откуда ее взять, эту ласковость? Она же должна быть искренней. Ласковым не очень-то притворишься. Если постараешься нарочно говорить «Радость моя!», а в твоих словах будет холод, толку не будет. Главное - не то, что снаружи, а то, что внутри. На внешнем далеко не проедешь. Как же это у преподобного Серафима получалось? Как получалось говорить благоуветливым голосом со всеми - хотя, вероятно, посещали его и те, что говорили с ним не благоуветливо. И ведь приходившие к нему были грешниками! Батюшка Серафим всё про них знал - больше, чем даже они сами про себя. Господь ему открывал. Почему же они были для него радостью? Чем же они его радовали? А тем, что они - люди. Что они живут на свете. Что их Бог создал. Что Он их любит, промышляет о них, терпит, прощает, заботится: присылает к Своему угоднику за советом, а тому дает мысль благую - которая будет им полезна. Им станет легче жить, радостнее…

Святая Параскева родилась в годы царствования царя Диоклетиана в начале II века. Ее отца звали Агафоном, а мать Политией. Они были верующими христианами. В загородная усадьбе на окраине Рима святая Параскева прожила с родителями вплоть до их смерти. Будучи богатыми людьми и живя благочестивой жизнью, по заветам и учению Христа они с любовью и заботой помогали во всем бедным и неимущим. Благотворительная деятельность доставляла им большую радость и умиротворение.
Поначалу у них не было детей и это весьма омрачало их жизнь - у них не было детей. День и ночь молили они Господа о рождении ребёнка - не для того, чтобы наследовать их богатство, а для того чтобы продолжить род свой и посвятить дитя служению Богу. Всевышний снизошёл к их горячей мольбе и по истечении некоторого времени в шестой день недели Полития родила девочку, которую назвали в честь этого дня Параскевой. С раннего детства было заметно кем станет эта отроковица. Святая Параскева была скромной и очень послушной и никогда ничем не огорчила своих родителей.

Кроме всеобщего образования и воспитания, девочка изучала и Священное Писание. Она прилежно посещала церковь, никогда не пропуская ни одного богослужения, её постоянно видели с книгой в руках, кроме случаев трапезы или занятия каким-нибудь делом. Угодница Божия постоянно читала молитвы и пела псалмы. Таким большим было её усердие, что довольно часто пребывала она допоздна, изучая Священное Писание. Всегда находила возможность делиться своими знаниями с нижестоящими и менее просвещёнными женщинами, тем самым укрепляя их веру. Святая Параскева весьма чтила девство и чистоту своей души. Еще с детства она поняла, какую ценность имеет целомудрие в глазах Господа.

Вот как описывает её поведение св. Косма Этолийский: "Святая Параскева использовала в виде украшения слёзы свои, когда поминала грехи свои, и вместо серёжек - свои уши, вкушая Священное Писание. Вместо колец дорогих - косточки пальцев своих, вместо золотого пояса - девство свое, пронеся его через всю свою жизнь, вместо наряда дорогого - стыдливость свою и послушание своё перед Всевышним." Так святая Параскева вела христианкий образ жизни и в награду Господь наделил её даром совершать чудеса. Она исцеляла глухих и воскрешала мертвых. Многие представители богатых семейств стремились к родству со святой Параскевой через женитьбу на ней своих сыновей, так как она обладала необыкновенной красотой и девственной чистотой, а также происходила из очень богатой семьи. Но девица была верна завету родителей и всей душой желала посвятить себя служению Богу. Этим стремлением она особенно радовала своих родителей, которые видели в дочери воплощение всех своих надежд.

В 20-детнем возрасте святую Параскеву постигло несчастье - умерли её родители. Все имущество было роздано - разделено между нуждающимися и Церковью, часть же была дана на обитель, в которой проживали молодые девушки-христианки, посвятившие свою жизнь служению Богу, проводя там монастырскую жизнь. В эту обитель и поступила святая Параскева. Приняв монашество, она прилежно исполняла обеты. Некоторое время она прожила в этом монастыре, во всём повинуясь настоятельнице.

Однако этого было недостаточно для святой Параскевы - душа её жаждала большего. Поэтому, приняв благословение настоятельницы и всей монастырской общины, она отправилась в дорогу, посещая деревни и города и везде проповедуя слово Божие. Нелёгкий путь выбрала себе святая Параскева. Вера, которую проповедовала она противоречила язычникам и идолопоклонникам, которые в те времена были ярыми врагами христианства и жестоко гнали верующих. Кроме того, молодость и красота святой Параскевы также подвергали её опасности осквернения. И, конечно, усталость - не оставив себе никаких средств, она передвигалась пешком от одного места к другому, по сути, скиталась по дорогам и долинам... Несмотря на все лишения и трудности, которые испытывала святая Параскева, её вера с каждым днём становилась сильнее, и слово Божие, произносимое ею, доходило до самого сердца людей, не оставляя никого равнодушным. Кроме общения с простым людом, святая Параскева добивалась встреч с мудрыми и просвещенными представителями общества того времени, ведя с ними беседы на философские темы, она говорила о вере в Иисуса Христа. Речи её были настолько сильны и мудры, что в результате многие уверовали во Христа. За такую деятельность святая Параскева стала известна во всей округе Рима.

В ту пору управлял Римом император Антонин, который был идолопоклонником. Его предшественником на престоле был император Адриан. Следуя своему обету, святая Параскева путешествовала и проповедовала Новую Веру, и её известность всё больше росла среди народа. Многие эллины и иудеи, слушая её, стали последователями Христа. Среди иудеев были и ненавистники святой Параскеве, которые видя, что люди, слушая наставления святой, обращаются в христианство, оклеветали её в глазах императора, говоря следующее: "Государь наш великий и бессмертный! Все мы почитаем тебя и живём в послушании твоим указам, но есть одна женщина по имени Параскева, которая проповедует об Иисусе Христе, Сыне Марии, которого предки наши распяли на кресте, как клеветника и ослушника. Она говорит также, что только Он есть настоящий Всевышний, а боги, которым поклоняется Ваше Высочество и народ наш - просто чурки бездушные!"

Услышав такое, император рассвирепел и немедленно дал приказ своей страже найти святую Параскеву и без промедлений привести её к нему. Увидев пред собой юную девицу необыкновенной красоты, он очень удивился и сначала попытался склонить её к идолопоклонничеству лестными словами, говоря: "Я ожидал другого и вижу пред собой женщину редкой красоты. Жалея твою молодость, не покараю тебя, а повелеваю жить, как того желают боги наши и довольствоваться молодостью и красотой своей. В противном случае, если ты ослушаешься и будешь продолжать проповедовать и совращать моих подданных, я буду вынужден лишить тебя свободы и предать таким пыткам и мучениям, о которых даже слышать люди боятся не то, что подвергаться им!" Несмотря на угрозы императора, святая Параскева перекрестилась и ответила так: "Не думай, государь, что угрозами своими ты сможешь чего-то добиться. Нет такого наказания, не существует такой силы, которая сможет заставить меня отказаться и предать Иисуса Христа! Любовь моя к нему бесконечна и никакие силы не в состоянии убить её во мне! Никто и ничто не может встать между нами!"

Услышав речи святой Параскевы, император опять разозлился и приказал своим воинам раскалить докрасна в огне железный шлем и одеть его на голову девицы. Но Всевышний не оставил свою послушницу и также, как когда-то Он как спас трех отроков, брошенных в огонь, и ничего не случилось с ними, так и со святой Параскевой ничего не произошло - вместо огня ей на голову и на лицо сошла холодная вода. Люди, присутствующие при пытке, были поражены чудом, а многие эллины уверовали в Иисуса Христа. За что многих из них император Антонин приговорил к смертной казни: одним отрубили головы, других сожгли на костре, третьих утопили в реке Тибре, с четвертых полностью сняли кожу.

Расправившись таким образом с новоявленными христианами, император приказал арестовать святую Параскеву и заточить её в тюрьму до следующего наказания. Он должен был подумать и решить, каким образом избавиться от неё. Святая Параскева, будучи в заточении, горячо молила Господа дать ей силы противостоять врагам и защитить её от притеснителей. Ровно в полночь внезапно предстал перед молящейся девицей Ангел Божий. Держа в руках светящийся крест, палку, верёвку и венец, он сказал ей: "Радуйся, Параскева, вестница Всевышнего нашего! Не бойся наказаний тиранов своих - наш Иисус Христос, пожертвовавший Самим Собой ради людей, распятый и увенчанный колючим венцом. Он будет твоим помощником и защитит тебя от всех бед и соблазнов!" Произнося эти слова, Ангел освободил её от уз и исчез. Святая Параскева, услышав эти слова, утешилась и продолжала молиться до самого рассвета.

Рано утром император приказал привести святую к себе. Войдя в тюрьму, стражники очень удивились, увидев её свободной от уз. Когда святая Параскева предстала перед императором, он спросил не одумалась ли она? Но получив отказ от святой Параскевы, приказал своим воинам повесить ее за волосы, привязав их к бревну, а также зажечь факелы и палить её тело огнём. Мученица мужественно выдержала эту пытку. Не произнеся ни одного стона, она продолжала молиться на протяжении всей казни. Разгневался император, видя, что ничего не действует на девицу, приказал подвергнуть её следующему испытанию - наполнить большой котёл смолой и маслом и поджечь огонь под ним. Когда содержимое котла закипело, он велел бросить святую Параскеву в котёл. Мученица стояла в середине котла, как ни в чём не бывало, как будто находилась она в прохладном саду. Изумлённый император подошёл к котлу и, не веря своим собственным глазам, сказал святой Праскеве: "Обрызгай меня жидкостью из котла, женщина. Я хочу убедиться, что смола и масло действительно раскалены или же это фантазия, что с тобой ничего не случилось". Святая Праскева зачерпнула ладонями раскалённую массу и плеснула ею прямо в лицо императора и выжгло ему глаза. Вскричав от боли и страха, император взмолил перед девицей: "Пожалей меня, несчастного, верни мне зрение и тогда я уверую в твоего единственно Истинного Бога"! Выйдя из котла, святая Параскева вернула зрение императору Антонину, а затем крестила его во имя Отца и Сына и Святого Духа. Таким образом император Антонин обратился в христианскую веру и отказался от идолопоклонства.

После этого святая Параскева покинула Рим и отправилась в дальнейшее путешествие. Однажды она остановилась в городе, которым правил другой государь по имени Аксклипий. Узнав, что в его городе остановилась женщина, проповедующая Христианство, он приказал найти её и привести на суд, который он сам и возглавил. Представшую перед ним святую Параскеву он строго спросил: " Откуда ты родом, женщина? О каком Боге ты проповедуешь?" Святая Параскева перекрестилась и, воззвав к Господу Богу, так ответила ему: "Откуда я родом, государь, - не столь важно и это ничего не меняет, а Господь Бог наш, о котором я проповедую людям, не новый Владыка, а древний и вечный. Это Он создал небо и землю и всё, что существует на них. Это Он во имя спасения людей спустился на землю, приняв человеческий образ, взял на Себя мучения людские, дал распять Себя на кресте и восстал из мертвых после смерти Своей. И опять Он вернётся и воздаст каждому человеку по делам его. Ему я поклоняюсь и о нём проповедую всем встречным, ибо Он есть Единственный и Праведный на земле нашей, а боги, которым веруешь ты, - деревянные и бездушные истуканы".

Услышав такие слова из уст святой, государь ужаснулся и приказал отвести её за пределы города и оставить на съедение обитающему там большому змею, которому постоянно отдавали в пищу осуждённых на казнь. Воины оставили мученицу перед логовом чудовища, а сами отошли на расстояние и стали наблюдать, что произойдёт. Увидев девицу, змей вылез из логова, выпрямился во весь рост и, открыв свою пасть, приготовился извергать горящее пламя. Святая спокойно стояла перед чудовищем и, произнеся следующие слова: "Хитрое чудовище, вот и тебя постигло наказание Божие, и пришёл твой конец, слишком много людей ты поглотил", и, перекрестившись, дунула на него. Змей взвился вверх, извергнул пламя из пасти и... распался на две части. Увидев такое необычное зрелище, государь Асклипий, также как и его предшественник император Антонин, уверовал в Господа Бога. То же произошло со всеми, присутствовавшими на этом зрелище. Святая Праскева крестила там всех желавших последовать за Христом. А затем снова отправилась в путь по Римской Империи.

Придя в город, где правителем был некто Тарасий, святая Параскева опять была схвачена язычниками. Ей предложили принести жертву идолу. Святую поставили перед выбором: или она принесёт жертву идолам, или она подвергнется страшным мучениям. Правитель Тарасий, его приближенные и советники, а также толпа любопытных людей зашли в храм вслед за святой Праскевой. Всем было очень интересно, чем закончится это зрелище. Все были наслышаны о чудесах, сопровождавших мученицу. Войдя в храм, святая Параскева приблизилась к статуе Аполлона и, взмахнув правой рукой в его сторону, спокойно спросила: " хочешь ли ты, бесчувственный идол, чтобы я принесла тебе жертву и помолилась тебе?" Сказав это, святая Параскева перекрестилась. Внезапно громкий голос послышался из уст идола: " Я не Всевышний, и никто из нас, идолов, не Всевышний, и только Тот, о котором ты проповедуешь, есть Всевышний мира сего. Мы его ангелы, но из-за гордости нашей превратились в демонов. С тех пор мы обманываем людей из зависти перед Всевышним, и люди, не ведая правды, поклоняются нам как богам." "Так почему вы стоите передо мной, смиренной слугой Всевышнего?!" - громко воскликнула святая. Вдруг раздался гром, и страшный вой наполнил храм, а затем все идолы, стоящие там рухнули на землю. Разъяренные жрецы и приверженцы идолопоклонничества набросились на девицу и, избивая её , потащили вон из храма и стали требовать от правителя: " Убей её, владыка наш, убей богохульницу, иначе она разрушит и храм, и город наш!"

Слыша возгласы разъяренной толпы и видя, что все попытки образумить мученицу оказываются напрасными, правитель вынужден был дать приказ о смертной казни: "Параскева, богохульница и неверная, ты, верующая в неведомого Христа, боготворя Его как Всевышнего, будешь изгнана из города нашего и лишена головы непокорной!" Смертный приговор был провозглашен, и воины повели мученицу за город исполнять его. Перед казнью святая Параскева попросила стражников оставить её на некоторое время одну и дать ей возможность помолиться. Стража отступила от неё, удовлетворив её последнюю просьбу. Мученица встала на колени, вознесла руки свои к небу и промолвила: "Господи, Иисусе Христе, Тебя, сына Всевышнего нашего, пришедшего к нам на землю и пострадавшего за грехи наши, благодарю Тебя за то, что ты наделил меня верой и дал мне выстоять все мучения и наказания во имя твое. Прими меня в лоно Свое, вознеси меня в царство Свое, и одари спокойствием душу мою. Как помог Ты мне выстоять муки земные, помоги принять смерь ради Тебя и прими меня в число святых мучеников. Помни всегда и помогай всем страждущим и верующим в Тебя и обращающимся к тебе через меня. Помни всех, кто увековечит память о моем совершенстве, и даруй им благодать. Внемли их молитвам и исполни их просьбы о спасении их душ. Да будет свято Имя Твое во веки веков!" Среди тишины раздался громкий голос, как молния, и все замерли, услышав следующее: " Я услышал все, о чем ты просила, Параскева. Да будет все так, как ты хочешь!" Просияло лицо святой, и она покорно склонила голову в благоговении перед Богом. В следующую минуту смертный приговор был приведен в исполнение. Чистая и светлая душа мученицы вознеслась в Царство Небесное, на лоно Всевышнего. После казни святой Параскевы некоторые христиане, бывшие все это время в толпе, взяли останки её тела и с благоговением обмыли и отерли его миром и положили в некоем месте, восхваляя и благословляя Господа.

К месту захоронения останков святой Параскевы началось паломничество страждущих. Молва о ней и чудесах, сопровождавщих её, разнеслась по всей Римской империи, а также и по близлежащим государствам. Больные, посещая могилу её и молясь горячо Всевышнему, с благоговением брали с собой крупицу земли. И так велика была вера их в святость умершей, что многие из них исцелялись от своих недугов. И если сосчитать всех, освободивших от своих болезней, то это также невозможно,как и сосчитать звёзды на небе или песчинки в океане. И так на протяжении веков святая Параскева продолжала благотворить верующих в неё; также и в наши дни,если кто-то по настоящему, с верой обратится к ней за помощью, будет награждён её благоговением.

Считается, что святая Параскева является покровительницей больных глазами и, конечно, слепых. Она изображается в греческой иконографии с глазами в руке. Это связано с моментом в её житии, когда святая инокиня предстала перед судом императора Антонина Пия (138-161), была осуждена за исповедание христианской веры и чудом осталась невредимой в котле с кипящей смолой. Брызнув императору в лицо смолой, она ослепила его, а после его молении об исцелении, вернула зрение. После этого император помиловал пленницу и прекратил гонения на христиан на всё время своего правления.

По материалам www.moniparaskeva.ru


Закономерен вопрос: какое отношение имеет икона святой Параскевы к духовной жизни Мариуполя? По преданию эта икона спасла наш город от холеры.

В путеводителе по Крыму указывается, что «источник святой преподобномученицы Параскевы Римской… на территории Топловского Свято-Троице Параскевиевского женского монастыря… забил на месте казни святой Параскевы (усекновение головы). Считается, что вода из источника св. Параскевы излечивает болезни глаз и головы. Также святой Параскеве молятся женщины, желающие иметь детей. Источник имеет форму колодца, над которым установлена часовня. В этом источнике была обретена икона святой Параскевы греческого письма. На иконе изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно».

Эпидемические болезни в XVIII-XIX в.в. в буквальном смысле выкашивали население. В издании «Старый Мариуполь» указывается: «Не меньше страдало от эпидемий и взрослое население Мариуполя. Не располагая статистическими данными, трудно судить о том, какие моровые болезни поражали его в первые полвека жизни в устье Кальмиуса. Но о том, что это были тифы, лихорадка и туберкулез, можно утверждать с огромной долей уверенности» .

Сделанное мне предложение - провести журналистское расследование на предмет установления важного для духовного Мариуполя факта - определения местонахождения иконы св. Параскевы - было неожиданным. Особых сложностей в таком расследовании поначалу не видела. Есть православные храмы Мариупольских благочиний, краеведческий музей, есть Интернет, наконец. Может быть, если повезет, услышу предания, передающиеся из уст в уста, о времени пребывания иконы в нашем городе. Надеялась на то, что, как всегда, бывает во время расследования: откроются другие источники информации.

Но первые же мои активные попытки воспользоваться всем перечисленным выше ни к чему не привели. Убедилась только в том, что и до меня пытались установить местонахождение иконы этой святой. Однако и тогда все заканчивалось констатацией факта - к сожалению, судьба иконы в настоящее время неизвестна. И я прекратила свое расследование.

Прошел месяц, другой. Иные заботы и дела занимали время и внимание, но нет-нет, а святая тревожила память и сердце. Однажды, перебирая бумаги, увидела среди них небольшую книгу «Животворящая святыня. Топловский Свято-Троице Параскевиевский женский монастырь» , написанную Людмилой Ясельской по благословению высокопреосвященнейшего Лазаря, митрополита Симферопольского и Крымского. Ее дала мне в свое время для временного пользования старший научный сотрудник отдела истории края с 1917 года по настоящее время Мариупольского краеведческого музея Татьяна Головко.

Икона святой Параскевы напрямую связана с этим монастырем. Автор книги пишет по этому поводу: «Еще здесь не было ни дороги, ни единой постройки, только источник струился среди густого леса, а уж люди, с трудом пробираясь сквозь овраги и лесную поросль, несли сюда свои молитвы, свое упование и чаяния, утешались и излечивались. Это было лучшим свидетельством тому, что святая преподобномученица Параскева не оставляет своей милостью эти места».

А вот и описание того, что интересует сейчас меня больше всего: «И, конечно же, неопровержимым доказательством тому было обретение в источнике иконы с изображением св. преподобномученицы Параскевы, которую греки взяли с собой во время переселения в Приазовье в 1778 г. Обретенная икона находилась в Мариуполе, в церкви Рождества Богородицы, и пользовалась особым уважением – по преданию, она спасла Мариуполь от холеры. С тех пор в день свершившегося чуда (26 июля ст. ст.) в церкви собирались одни только женщины и праздновали своеобразный «женский панаир» (церковный праздник). Современных данных о местонахождении этой иконы мы не имеем».

Книга издана в 2009 году. Может быть, с тех пор Топловский монастырь сумел получить какие-либо сведения об этой иконе? Нахожу телефон монастыря и связываюсь с матушкой Ульяной. Ее ответ был лаконичным: «Если бы вы прислали нам такую информацию, мы были бы очень рады». Значит, следы иконы надо искать в Мариуполе.

Обращаюсь в Мариупольский краеведческий музей. Первым, что предоставляют мне сотрудники — главный хранитель фондов музея Людмила Якушенко, заместитель директора музея по научной работе Раиса Божко, заведующая отделом истории края с древнейших времен до 1917 года Лидия Кучугура, которые не только не отказали в помощи, но и активно включились в поиск, — была ксерокопия той страницы книги «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), где написано: «В этой же церкви (церковь Рождества Богородицы. – Прим. авт.) чтится икона св. Параскевы и притом 8 августа. Празднование установлено по следующему случаю. Во время холеры одна женщина видела сон, что нужно икону св. Параскевы обнести вокруг прихода. Обнесли – и холера прекратилась. Это было 8 августа, и с тех пор этот день посвящен св. Параскеве. В церкви бывают только женщины, и панаиры, празднуемые в этот день, называются женскими» (текст дан в современной транскрипции. – Прим. авт. ).

Кто же она такая, святая Параскева?

Полное преподобномученицы Параскевы Римской

Пре­по­доб­но­му­че­ни­ца Па­рас­ке­ва бы­ла един­ствен­ной до­че­рью ро­ди­те­лей-хри­сти­ан и с мо­ло­дых лет по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Жи­вя в ро­ди­тель­ском до­ме, она мно­го вре­ме­ни уде­ля­ла мо­лит­ве и изу­че­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния. По­сле смер­ти ро­ди­те­лей свя­тая Па­рас­ке­ва раз­да­ла все свое иму­ще­ство ни­щим, при­ня­ла ино­че­ство и, под­ра­жая свя­тым апо­сто­лам, на­ча­ла про­по­ве­до­вать языч­ни­кам о Хри­сте, мно­гих об­ра­щая в хри­сти­ан­ство.

О ее де­я­тель­но­сти бы­ло до­не­се­но им­пе­ра­то­ру Ан­то­ни­ну Пию (138–161), и свя­тая Па­рас­ке­ва пред­ста­ла пе­ред су­дом. Бес­страш­но ис­по­ве­да­ла она се­бя хри­сти­ан­кой. Ни обе­ща­ния по­че­стей и ма­те­ри­аль­ных благ, ни угро­зы му­че­ни­я­ми и смер­тью не по­ко­ле­ба­ли твер­до­сти свя­той и не от­вра­ти­ли ее от Хри­ста. Она бы­ла пре­да­на звер­ским ис­тя­за­ни­ям. Ей на го­ло­ву на­де­ли рас­ка­лен­ный шлем и бро­си­ли в ко­тел с ки­пя­щей смо­лой. Од­на­ко си­лой Бо­жи­ей свя­тая му­че­ни­ца оста­лась невре­ди­мой. Ко­гда им­пе­ра­тор за­гля­нул в ко­тел, свя­тая Па­рас­ке­ва бро­си­ла ему в ли­цо несколь­ко ка­пель рас­ка­лен­ной смо­лы, и он ослеп. Им­пе­ра­тор стал про­сить ее об ис­це­ле­нии, и свя­тая му­че­ни­ца ис­це­ли­ла его. По­сле это­го им­пе­ра­тор от­пу­стил свя­тую Па­рас­ке­ву на сво­бо­ду.

Пе­ре­хо­дя с про­по­ве­дью Еван­ге­лия с од­но­го ме­ста на дру­гое, свя­тая Па­рас­ке­ва при­шла в го­род, где пра­ви­те­лем был Ас­кли­пий. Здесь свя­тую опять су­ди­ли и при­го­во­ри­ли к смер­ти. Ее по­ве­ли к огром­но­му змею, жив­ше­му в пе­ще­ре, чтобы он по­жрал ее. Но свя­тая Па­рас­ке­ва со­тво­ри­ла над зме­ем ­ное зна­ме­ние, и он тут же из­дох. Ас­кли­пий и го­ро­жане, ви­дя та­кое чу­до, уве­ро­ва­ли во Хри­ста и от­пу­сти­ли свя­тую. Она про­дол­жа­ла свою про­по­ведь. В го­ро­де, где пра­ви­те­лем был некто Та­ра­сий, свя­тая Па­рас­ке­ва при­ня­ла му­че­ни­че­скую кон­чи­ну. По­сле же­сто­ких ис­тя­за­ний ее обез­гла­ви­ли.

«…святая преподобномученица Параскева увенчала свои апостольские труды мученической кончиной за имя Христово, — заключает Людмила Ясельская. – Мощи честной главы св. преподобномученицы Параскевы находятся на Афоне, в Русском Пантелеимоновом монастыре. Частицы этих мощей имеются в обители. А в том месте, где ей отсекли голову, забил целебный источник Чокрак Саглык (по-татарски «источник живой, здоровой воды»), не пересыхавший ни разу за девятнадцать веков» .

С каким изображением разыскивается икона святой Параскевы?

Каким был образ святой Параскевы на иконе, находившейся в мариупольском храме Рождества Богородицы? Скажу сразу, на сегодняшний день ни в одном православном храме Михайловского и Николаевского благочиний Мариуполя нет иконы с каким-либо ее изображением.

Вот как описана икона святой преподобномученицы Параскевы Римской в «Иконописном подлиннике», особом руководство по иконографии, собрании образцов, определяющих все детали канонических изображений различных лиц и событий, воспроизводимых на иконах:

«Другая святая Параскева известна как Параскева Римская, она пострадала в Риме, в первой половине II века. Прославлена св. Параскева Римская как преподобномученица, память её отмечается 26 июля. Иконографические особенности изображений прмц. Параскевы Римской - это пальмовая ветвь, которую она держит в руках вместе с крестом. Кроме того, она изображалась с орудиями страданий Христа. Необычная иконографическая деталь в изображении Параскевы Римской - это блюдо с лежащими в нем глазами, символ дара исцеления ослепленных, деталь эта возникла в связи с чудом, о котором повествует житие святой (исцеление императора от слепоты).»

И в Преображенской церкви (на «Черемушках»), и в соборе Архистратига Михаила (на Левом берегу) мне показывали святцы (в церкви – черно-белые, в соборе – цветные), где святая изображена примерно так, как описывается в упомянутой книге о Топловском монастыре.

Согласно бытующим преданиям, сказано в книге: «по ночам, особенно под великие праздники, она ходит вокруг обители в монашеском одеянии, в длинной мантии, с посохом и пальмовой ветвью в руках. Считается, что особенно хорошо помогает преподобномученица Параскева тем, у кого больны глаза…».

Есть, по утверждению Людмилы Ясельской, греческая икона, на которой святая Параскева держит чашу, а в ней – исцеленные ею глаза. По преданию, именно эта икона находилась в мариупольском храме Рождества Богородицы и спасла наш город от холеры. И местонахождение именно этой иконы в настоящее время неизвестно.

Написала и подумала: если местонахождение иконы только неизвестно, то это плохо, но не безнадежно. А что, если икона св. Параскевы, не приведи Господь, канула в Лету? Давайте еще раз вернемся к периоду ее пребывания в церкви Рождества Богородицы. Храм заложил в 1780 году, как сказано в книге «Мариуполь и его окрестности» (Мариуполь, 1892 г.), . В издании «Мариуполь и его окрестности: Взгляд из XXI века» (Мариуполь, 2008 год) также указывается, что «еще в 1780 году митрополит Игнатий в г. Мариуполе заложил четыре храма: соборную церковь св. Харлампия; для кафайского квартала – церковь св. Феодора Тирона и Феодора Стратилата; для карасевского квартала – церковь Рождества Богородицы; для марьинского квартала – церковь Успения Богородицы». Полное ее название – церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане называли ее Рождественской.

Документально подтверждается, что церковь Рождества Богородицы существовала и в 1795 году. В издании «Мариуполь и его окрестности» за 2008 год отмечается, что «в 1795 году в Мариуполе действовали 4 православных храма: Св. Харлампия, Рождества Богородицы, Успения Богородицы и Св. Марии Магдалины».

И все же «сведений о ней сохранилось мало, - пишут исследователи. - Церковь перестраивалась в конце XVIII века, но, когда - неизвестно, к тому же описи с 1809 г. по 1823 г. были безвозвратно утеряны…». Уже в 1892 году «Мариуполь и его окрестности напишет: «… для карасевцов, т. е, выходцев из Карасу-Базара, митрополит заложил и основал церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Так как карасевцы привезли с собой походную церковь с подвижным антиминсом, то Рождество-Богородичная церковь скоро была окончена, освящена и открыта к богослужению. Потом она была перестроена, но, когда неизвестно, потому что описи с 1809 по 23 г. утеряны. Вероятно, каменная часть, то есть фундамент, и стены до купола, осталась старая; она была покрыта сначала камышем, а потом позднейшая переделка состояла в том, что приделали деревянный купол. В таком виде она была и до настоящего времени, а теперь опять переделывается (пишет издание в 1892 году. - Примеч. автора) . В ней остался престол, освященный митрополитом Игнатием. Иконостас старый, хорошей работы. Над иконостасом крест и архиерейская рипида из Крыма (как утверждают исследователи, из Крыма греки вывезли все церковное убранство и иконы. - Примеч. автора). К числу древних предметов относится плащаница 1717 г., вышитая шелками, чаша, кадило и два евангелия на греческом и турецком языках».

Как и многие другие храмы, строилась церковь Рождества Богородицы на средства прихожан того времени. Размещалась она на месте пересечения современных улиц Куинджи и Артема… особенно почиталась прихожанами Рождественской церкви икона Косьмы и Дамиана… Как сказано в упомянутой выше книге, в Рождественской церкви «чтится икона св. Параскевы и притом только 8 августа». (День почитания иконы ошибочно приведен по н. ст. Память Параскевы Римской совершается 26 июля по ст. ст. (8 августа н ст.). Прим. ред. )

Изъяли вооруженные красноармейцы или спасли верующие мариупольцы?

По материалам, предоставленным отделом по вопросам внутренней политики горсовета, церковь Рождества Богородицы располагалась на Косьмо-Демяновской площади в конце улицы Таганрогской (позже улицы Артема). Храм был уничтожен в 1936 году. И в том же году на этой же площади возвели среднюю школу № 11. Упоминается эта церковь и в завещании знаменитого нашего земляка Архипа Ивановича Куинджи. В первом пункте этого документа записано: «Рождество-Богородичной церкви в г. Мариуполе, в которой я был крещен, десять тысяч (10000 руб.) на школу моего имени». В этом храме в 1875 году знаменитый художник венчался с Верой Леонтьевной Кечеджи-Шаповаловой.

Вместе с сотрудниками краеведческого музея, главным редактором газеты «Эллины Украины» Викторией Помазан пытаемся отыскать следы иконы св. Параскевы среди архивных документов, в воспоминаниях людей, каким-либо образом связанных с событиями и фактами того периода. О храме слышали, об иконе - нет или «так что-то, в общих чертах».

Иногда путают икону св. Параскевы с Мариупольской иконой Божией Матери «Одигитрия», известной сегодня по имени Мариупольской. Как сказано в упомянутой выше книге «Мариуполь и его окрестности», Мариупольская икона Божией Матери «Одигитрия» «была богато украшенная икона. Риза Божией Матери …вышита из жемчуга, местами жемчуг редкой величины, и осыпана бриллиантами, алмазами и другими драгоценными камнями». Ее почитали и мусульмане, «известно, что хан перед военным походом ставил перед иконою пудовую восковую свечу». А когда христиане из Крыма переселялись в Приазовье, то, помолившись у иконы, вынуждены были прятать святыню от татар в одной из бочек с зерном, старательно оберегая ее.

Путают Мариупольскую икону Божией Матери с иконой св. Параскевы, вероятно, потому, что с первой иконой тоже совершали крестный ход против холеры. Однако находилась «Одигитрия» не в церкви Рождества Богородицы, а в Свято-Успенском храме, который в 1936 году был взорван. На этом месте сегодня располагается автовокзал.

Во время расследования местонахождения иконы св. Параскевы забрезжила было надежда на успех. Из краеведческого музея позвонила главный хранитель фондов Людмила Якушенко и сообщила, что в фондах сохранилось 18 инвентарных книг отдела истории Ждановского музея за 1948 год. Может, в них найдется запись о разыскиваемой иконе.

Сижу листаю инвентарные книги. Вот сведения об иконе деревянной Георгия Победоносца, на коне, XVIII столетие; нахожу также запись: «Икона «Божия Матерь» в ризе латунной, образец работы по металлу; икона медная. Передана Сталинскому музею краеведения; икона, нарисованная на полотне масляными красками – Божия Матерь и . Риза сделана из разноцветного стекляриуса…»

Нет, не она, разыскиваемая. И вдруг в инвентарной книге № 13 с записями от 6 по 13 октября читаю: «Икона Августовская. Пресвятая . Стоимость – 5-00» . Очень может быть, что это та самая икона. Но кто теперь может пояснить, что означает «августовская»: августейшая или имеющая отношение к тому 8 августа, когда в церкви Рождества Богородицы праздновали панаир? И стоимость ее невысока – пять советских рублей.

Неужели и она попала в списки церковных ценностей, когда в голодные годы Страны Советов вооруженные красноармейцы с милицией изымали их, чтобы обеспечить «благополучие и будущее Советской Республики»?

Захожу в интернет. И опять разочарование. В материале Википедии сказано: «Августовская икона Божией Матери - почитаемая в Русской церкви икона Богородицы, написанная в память ее явления в 1914 году русским солдатам перед Варшавско-Ивангородской операцией (15 сентября–26 октября 1914 г.), битвой под городом Августов Сувалкской губернии Российской империи (ныне на территории Восточной Польши)».

А когда материал готовился к печати, сотрудники Мариупольского краеведческого музея сообщили, что эта икона находится в фондах Донецкого областного краеведческого музея и является «довольно редким образом Августовской иконы Пресвятой Богородицы, связанным с событиями первой мировой войны 1914 г.».

Забрезжившая надежда опять пропала. А может, все-таки икона, спасшая когда-то Мариуполь от холеры, спасена кем-то из мариупольцев? Очень хотелось. чтобы откликнулись те, которым что либо известно об этой духовной святыне Мариуполя. Заходите на наш сайт и сообщайте любую информацию об иконе святой преподобномученицы Параскевы Римской. будем вам искренне благодарны.

С вятая преподобномученица Параскева пострадала за веру во Христа в царствование римского императора Антонина Пия (138-161). Она родилась в Риме и была единственной дочерью благочестивых христиан. Ее родители Агафон и Полития были бездетны, но усердной молитвой испросили у Бога ребенка. Родившуюся девочку назвали Параскевой (дословно-пятница), так как она родилась в пятницу. Мать научила святую Параскеву молиться и с усердием и любовью посещать храм Божий. Христианское воспитание принесло свои плоды: святая Параскева с юности полюбила чтение Священного Писания, была кроткой и смиренной, исполненной пламенной любви ко Христу Спасителю.

После кончины родителей святая Параскева, стремясь к духовному совершенству, раздала имущество бедным, приняла иноческое пострижение и, подражая святым апостолам, стала ходить по городам и селениям, проповедуя слово Божие. Многих язычников обратила святая Параскева к истинной вере. Видя успех ее проповеди, иудеи оклеветали святую перед императором Антонином Пием. Он приказал привести к себе святую Параскеву и пытался убедить ее отречься от Христа. Но ни угрозы, ни уговоры не поколебали веру святой. Тогда ее подвергли пыткам: надели на голову раскаленный шлем и бросили в медный котел, наполненный кипящим маслом и смолой. Однако святая мученица осталась невредимой. Император, желая проверить, горячо ли содержимое котла, приказал святой Параскеве брызнуть на него из котла. Святая исполнила повеление, и смола, попавшая на лицо императору, выжгла ему глаза. Раскаявшись, Антонин стал просить у святой мученицы прощения, и она исцелила его. Видя силу молитвы святой, император и многие из его слуг приняли святое Крещение.

Отпущенная на свободу, святая Параскева вновь отправилась по разным городам с проповедью христианского учения. В одном городе, где правителем был некто Асклипий, святую схватили и вновь предали суду. Убедившись, что она не отречется от Христа, мучители бросили ее в пещеру, где жил змей и куда бросали приговоренных к смерти преступников. Святая Параскева крестным знамением поразила змея и осталась невредимой.

Увидев такое чудо, Асклипий и его приближенные уверовали во Христа. Вновь святая Параскева отправилась проповедовать учение Христа Спасителя. В другом городе местный правитель по имени Тарасий подверг святую многочисленным жестоким пыткам, а затем приказал отсечь ей голову мечом.

Позднее мощи святой преподобномученицы Параскевы были перенесены в Константинополь, в 1200 году их видел там русский паломник Антоний. В Константинополе, на левой стороне бухты Золотой Рог, в местности Хаски-Кивой, был построен храм во имя святой Параскевы. Память преподобномученицы Параскевы свято чтится и в России. В 1864 году в Крыму, в урочище Топлу, был устроен женский общежительный монастырь в ее честь. Около монастыря находился источник святой Параскевы, который считался целебным.