Основные мотивы лирики Пушкина. Темы и мотивы лирики Пушкина. Лирика Пушкина. Ее идейно-художественное богатство и значение

Термин "лирический герой" возник в двадцатом веке и употреблялся Ю. Тыняновым в отношении лирики А. Блока. "Лирический герой - это объективизация авторского сознания, осмысление и оценка действительности под определенным углом и поэтому, хотя он не может быть полностью отождествлен с автором, но в известной мере является носителем его мировоззрения, выражает отношение автора к действительности", - это определение Н. Степанова ("Лирика Пушкина").

Первый период творчества Пушкина (1813-1817) связан с пребыванием Пушкина в Лицее. Написано около двухсот лирических стихотворений различных жанров. Первое печатное, еще без имени автора, стихотворение "К другу стихотворцу" (1814). Имя поэта впервые появится под "Воспоминаниями в Царском Селе". Ориентация на поэтическую традицию Жуковского и Батюшкова - особенность ранней лирики Пушкина. Мотивы дружеские - специфическая черта в русской поэзии десятых - начала двадцатых годов; мотивы любовные, отражающие элегические мечты героя; начало вольнолюбивых размышлений и поиск подобного образца ("К. Лицинию"); анакреонтика; участие в литературной полемике сатирическими стихами. Лицейский, период можно назвать ученическим, но Пушкин проходит его очень быстро и даже подражания Батюшкову ("Городок") или Жуковскому ("Элегия" - 1816) превосходят стихи "учителей". Центральным произведением этого периода являются "Воспоминания в Царском Селе", где привычный гражданственно-патриотичной пафос (дух державинских од) сочетается с необычайно сильными личными интонациями ("Края Москвы, края златые").

Второй период творчества - петербургский - 1817г - весна 1820 г. Новаторство Пушкина, поиски новых художественных решений особенно проявляются в политической лирике. Идеал свободы создается разными поэтическими средствами в оде ("Вольность" - 1817), в сатирическом ноэле (рождественская песенка "Сказки" - 1818), в преобразованной элегии ("К Чаадаеву" - 1818, "Деревня" - 1819), в мадригале (Н.Я. Плюсковой). Лирический герой - не элегический мечтатель, а полный сил и мужества человек, верный идеалам товарищества. В отличие от современников - романтиков для Пушкина любовь не противоречит свободе, а является ее синонимом. Политическая и любовная лирика сливаются в общем порыве свободолюбия: "Любовь и тайная свобода внушали сердцу гимн простой". Существующие варианты последней строфы "Деревни" доказывают - размышления поэта о понятии свободы и главное - о путях ее достижения. Третий период лирической поэзии - романтический - связан с южной ссылкой - 1820-1824 гг. Пушкин определяет романтизм как литературный карбонаризм, т.е. свободу поэтической формы. Белинский двадцатые годы в русской литературе называет пушкинским периодом: "Романтизм - главное слово, огласившее пушкинский период. Народность - альфа и омега этого периода". В начале его - целый ряд элегий ("Мне вас не жаль"; "Погасло дневное светило"; "Редеет облаков летучая гряда" - все написаны в 1820 г.), однако в них все меньше "общих чувств и условных героинь" (Ю. Тынянов), все заметнее философские вопросы, волнующие поэта. Лирика Пушкина становится средством овладения действительностью в ее конкретных чертах.

Романтическая лирика Пушкина обрамляется одним образом - моря ("Погасло дневное светило", "К морю"), угрюмый океан превратится в свободную стихию. Лирический герой сохраняет устоявшиеся для романтического характера черты: он страдает от любви, природа одухотворена его настроением и пр. Кроме этих известных и обязательных обстоятельств у Пушкина появляются совершенно новые - противоречия в душе героя, пробуждение сомнений. Образ раскрывается методом самонаблюдения, а главной. темой становится вопрос о пересмотре жизненного пути. В связи с этим особое значение приобретают стихи "Узник" (1822), "Птичка", "Кто волны вас остановил", "Свободы сеятель пустынной", "Демон" - все в 1823 г. В них свобода - самая большая ценность, ей противопоставляется неволя. Образ неволи связан с образом изгнанника ("К Овидию"). Параллель Севера и Юга в этом стихотворении подчеркнута в пейзаже, а психологический контраст снимается общим родством поэтов.

Стихотворения 1823 г. "Свободы сеятель." и "Демон", - свидетельства внутреннего кризиса пережитого Пушкиным. Библейская притча о сеятеле станет у Пушкина началом темы поэта-пророка В "Демоне" - явное преодоление романтического идеала.

Лирика Михайловской ссылки - 1824-1826 гг. продолжает южные любовные мотивы на новом реалистическом уровне ("Ненастный день потух", "Сожженное письмо"), с этого времени утверждается восточная тема ("Фонтану Бахчисарайского дворца", "Подражания Корану"), развивается философская ("Сцена из Фауста"), размышления над проблемой народности приводят к созданию стихотворений из народной жизни (баллада "Жених").

В Михайловском Пушкин напишет одно из самых известных стихотворений "Я помню чудное мгновенье". Любовная тематика здесь подчинена философско-психологической, и главным оказывается изображение разных состояний внутреннего мира поэта: встреча с красотой - утрата воспоминания, приводящая к спаду творчества - пробуждение эстетических ценностей жизни и возвращение радости творчества. Хотя стихотворение было подарено А.Л. Керн, его смысл не ограничивается биографической деталью. Его гуманистическая сущность - одна из причин исключительной известности. На этом же уровне оказывается ни к кому конкретно не обращенное, глубокое в своей истинности и поразительное в своей поэтической доступности и простоте стихотворение "Если жизнь тебя обманет." 19 октября 1825 г. Пушкин пишет стихи, посвященные лицейской годовщине. Это станет для него традицией.

Выражением новых эстетических позиций станет "Разговор книгопродавца с поэтом". Путь поэта к пророческому творчеству решается привлечением библейских образов и ассоциаций в стихотворении "Пророк" (1826).

С возвращением из ссылки начинается новый период лирики, хронологически совпадающий с биографическими годами скитаний (1826-1830). Тематический и жанровый диапазон пушкинской лирики все более расширяется. Гражданские, политические стихи, независимо от адресата, связаны с одним и тем же кругом понятий - надеждой, славой, добром. Они определяют, по Пушкину, нормы поведения и общения, по ним поэт характеризует свои отношения к царю (Стансы, Друзьям) и к декабристам ("Во глубине сибирских руд"). Память о декабристах, верность дружеским идеалам пронизывает стихи "Арион", "19 октября 1827 г." и т.д. Одновременно в пушкинской поэтике этого периода возникают концентрированные образы зла, смерти ("Аквилон", "Анчар"). Все значимее звучит в лирике тема поэта, соединяясь с темой трагической судьбы автора ("Дар напрасный, дар случайный", написан в день рождения, 1828 г.)"Воспоминание" - с одной стороны, и с другой, ежегодные стихи о поэте как выражение авторской позиции: "Поэт" 1827, "Поэт и толпа" (или "Чернь") 1828, "Поэту" 1830).

Личная любовная лирика представлена шедеврами "На холмах Грузии", "Я вас любил.", "Что в имени тебе моем".

Лирика конца двадцатых годов - это лирическое переживание философских проблем, интимное ощущение конечных вопросов существования: жизнь, ее смысл, цель, смерть. - от "В степи мирской, печальной и безбрежной" к "Когда за городом задумчив я брожу.".

Лирика тридцатых годов - последний период пушкинского творчества - открывается Болдинской осенью 1830 г. Очень разные стихотворения, написанные друг за другом, передают противоречивое внутреннее состояние (Бесы, Элегия - 1830). Болдинская лирика, как и все творчество этого периода, - подведение итогов и начало новых настроений, идей, форм. Два триптиха - политический ("Моя родословная", "Румяный критик мой", "Герой") и любовный ("Прощание", "Заклинание", "Для берегов отчизны дальней"). Любовь, свобода, творчество - вот что для Пушкина обусловливает самореализацию личности.

Лирика последних лет жизни поэта окрашивается трагическими темами ("Не дай мне бог сойти с ума"; "Пора, мой друг, пора"). Вечные библейские мотивы и образы получают современную поэту интерпретацию ("Мирская власть", "Из Пиндемонти" и др.). На место стихов, задававших мудреные вопросы, пришли стихи, которые давали мудрые ответы ("Памятник", "Вновь я посетил. "). Общий, колорит поэзии Пушкина, по определению Белинского, - внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность.

Особенности стиля лирики А. С. Пушкина

Со дня опубликования «Руслана и Людмилы» имя Пушкина неизменно было в центре не только идейной и общеэстетической, но и стилевой борьбы. И дело тут не в одном лишь генеральном значении Пушкина для нашей культуры. Дело еще и в том, что среди русских писателей Пушкин, как не раз говорилось, являет собою тип художника прежде всего. В классическом нашем искусстве всегда была сильна мысль о внутреннем единстве духовной деятельности, сквозило пренебрежение ко всякой специализации, дифференциации ее, в частности, - к эстетическому началу как таковому.

В этом отношении Пушкин был «гармоничнее», «художественнее» своих гениальных преемников; при мысли о Пушкине тот час же возникает внутренний образ четкой и стройной, законченно-совершенной, кристального стиля.

Это свойство Пушкина в свое время хотели использовать деятели «чистого искусства», от Фета до акмеистов. Однако же они не имели особого успеха на этом поприще – и совершенно ясно почему. Пушкин не «просто великий стилист», форма, стиль у него не самодовлеет. Недаром Толстой по контрасту вспомнил о Пушкине: «вон у Пушкина: его читаешь и видишь, что форма стиха ему не мешает». Толстой тут выражает мысль, в сущности, очень точно очерчивающую главный принцип стилистики Пушкина: форма – это гармоничное, точное выражение чего-то (т.е. содержания, сути духовной). Как только нарушается это строгое равновесие, как только совершается перекос в ту или иную сторону (у некоторых акмеистов, например в сторону «формы как таковой»), так мы сразу интуитивно знаем, что пушкинский стих, пушкинская традиция тут уже переосмыслены в своей сути, а не в деталях.

Кардинальное свойство, о котором сейчас идет речь, делает стихи Пушкина очень «выгодным», адекватным материалом для современных раздумий о стиле - о смысле самой это категории. Ныне ясно, что стиль нельзя толковать как одно лишь «своеобразие», индивидуальность художника: сама практика творчества и усилия многих литературоведов, теоретиков искусства вновь показали, что в стиле, в стилевых факторах нельзя искусственно изолировать общее и своеобразное; индивидуальный стиль – лишь одна из ступеней, один из уровней в скользящей шкале стилевых категорий: стиль произведения, индивидуальный стиль художника, стиль школы, стилевая тенденция …

При трактовке стиля как категории ближе к конкретной истине не слишком простая формула «стиль – это художественная форма» и не слишком общая и статичная формула «единство содержания и формы», а также обозначения, как переход содержания в форму, формы в содержание, - сам фактор, закономерность, момент этого перехода. Стиль – это закон художественной формы, как момент перехода в дух, в содержание. Это художественная форма, взятая в плане ее закона и динамики вширь и в глубь.

Особенно показательна в этом отношении лирика Пушкина: тот принцип гармонии, стройности, полный сообразности и соразмерности всех элементов, который столь кардинально важен для Пушкина, в его лирике выступает обнажено – он не заслонен всем тем, с чем приходится иметь дело в крупных жанрах в силу самой жанровой специфики:

В те дни, когда мне были новы

Все впечатленья бытия –

И взоры дев и шум дубровы,

И ночью пенье соловья,

Когда возвышенные чувства,

Свобода, слава и любовь

И вдохновенное искусство

Так сильно волновали кровь, -

Часы надежд и наслаждений

Тоской внезапной осеня,

Тогда какой-то злобный гений

Стал тайно навещать меня.

Печальны были наши встречи:

Его улыбка, чудный взгляд,

Его язвительные речи

Вливали в душу хладный яд.

Не истощимый клеветою

Он провиденье искушал;

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел –

И ничего во всей природе

Благословить он не хотел.

Это стихотворение по сути и по форме обратило на себя особое внимание самого Пушкина и – Белинского, одинаково ненавидевшего в период статей о Пушкине как голую риторику с «хорошим содержанием», так и бессодержательное рифмоплетство. Тут есть высокая, глубокая мысль – и пристальное претворение. Это претворение, эта гармония сути и формы прежде всего видны в композиции – вообще в одном из наиболее мощных лирических средств Пушкина, с его архитектонизмом, стремлением к стройной форме.

Если взглянуть на другие стороны стиля – на лексику, ритмику, на систему деталей, то увидим ту же особенность: ясное, чуткое соответствие внешних форм – внутренним, образных сил, средств – духовному, содержательному заданию. Все – мера в меру, везде – сообразность и соразмерность: всего не более и не менее, чем требуется для прямого дела. Это – законченно-замкнутое художественно-стилевое решение.

Почти в каждом стихотворении Пушкина есть эта внутренняя четкость композиционных средств. Мало того, она сплошь и рядом выведена во вне, акцентирована, возведена в доминанту. Так, Пушкин очень любил лирическую композицию «двух частей», соединенных между собой по контрасту или какому-либо иному принципу. Сплошь и рядом две части – это просто две строфы: столь четко деление, столь важен, подчеркнут принцип симметрии.

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.

Далекий, вожделенный берег!

Туда б, сказав «прости» ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В соседство Бога скрыться мне!.. (1829г)

Пушкин любит стихотворение – развернутое сравнение. Ему импонирует простота, наглядность, контрасты и действенность этой формы. Два образных алгоритма, две линии резко оттеняют, «освежают» друг друга – и вместе дают естественное, живое целое. Сплошь и рядом сама разгадка, секрет сравнения оттянуты в конец:

И ты, поэт!

Тем самым ясность и само влияние композиции на контекст резко увеличиваются; в то же время Пушкин всегда в душе озабочен тем, чтобы композиция, при всей ее резкости, была именно естественной, живо-непринужденной; отсюда, например, любовь как раз к развернутым сравнениям – тропу более свободному и открытому, чем напряженное, субъективно-спресованная метафора:

На небесах печальная Луна

Встречается с веселою зарею,

Одна горит, другая холодна.

Заря блестит невестой молодою,

Луна пред ней, как мертвая, бледна,

Так встретился, Эльвина, я с тобою.

Пушкин неизменно ценит такие средства поэтики, как

рефрен:

…Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Когда подымет океан

Вокруг меня валы ревучи,

Когда грозою грянут тучи, -

Храни меня, мой талисман.

кольцо («Не пой, красавица»),

сравнение:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

вообще композиционный повтор, - средства, дающие композиции и четкость, и легкую и ясную условность, и напевность, свободу одновременно:

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

…Грустно, Нина: путь мой скучен,

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

Но все это не значит, что композиция, как и другие средства стиля, подчиняется у Пушкина одному лишь закону строгости и симметрии. То есть они подчиняются, но сама его стройность, строгость неизменно внутренне полна и напряжена. «Сладкозвучие», музыка, бег, напевность пушкинского стиха нередко сбивают с толку; он кажется только плавным и легким, тогда как на деле он скрыто патетичен, конфликтен. Многие даже и сведущие люди споткнулись на «простоте», мнимой бездумности и гладкости Пушкина. Играет роль и то, что строки Пушкина уже «автоматизировались», в сознании стали само собой разумеющимися.

Для пушкинской композиции нередко характерно прямое и четкое сопоставление чисто человеческого и пейзажного планов. Пушкин любит природу, любит ее и в вихре, и в покое; но неизменно природа для Пушкина – напоминание о простоте, свободе, духовном пределе в самом человеке:

На холмах Грузии лежит ночная мгла,

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко, печаль моя светла,

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой

Унынья моего

Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может…

Бросается в глаза, что между описанием природы и остальной частью стихотворения (выражением чувства) нет никакой логической связи. Однако если мы попробуем отбросить пейзаж и начнем читать стихотворение с третьего стиха (“Мне грустно и легко, печаль моя светла ”), то сразу станет ясно, что выражение чувства не мотивировано пейзаж создает лирическое настроение и тем самым подготавливает читателя к восприятию следующих строк. Третий стих состоит из двух коротких предложении, каждое из которых - оксюморон (соединение логически не сочетаемых, противоположных понятии) Читатель как бы стоит перед загадкой если “мне грустно”, то почему одновременно и “легко” Второй оксюморон не прибавляет ничего нового, а по смыслу повторяет первый: если “печаль”, то почему “светла”?

Синонимический повтор того же оксюморона усиливает напряжение" отчего может быть такое странное сочетание чувств.

Переходу тихой нежности в бурную страсть, резкой смене словаря и синтаксического строя соответствует и полное изменение структуры стиха...

Вместо спокойной симметричной композиции первого четверостишия - композиция неуравновешенная, стих беспокойный... напевная стихотворная интонация уступает место неровной, изменчивой, выражающей страстный, прерывистый характер речи.

Нередко видим у Пушкина стихи, в которых природа, просторы мира и мироздания будто и не названы прямо, но подразумеваются, составляют скрытый фон; именно это часто дает опять-таки такую внутреннюю полноту и объемность его внешне совершенно простой и строгой лирической композиции, его художественной идеи:

Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит, -

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предполагаем жить, и глядь, как раз умрем.

На свете счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля –

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обитель дальнюю трудов и чистых нег.

Здесь ничего не сказано о полях, лесах и т.д.; но, читая эти потетически-светлые строки, невольно видим человека, который стоит где-то, положим, у парапета Невы в сером, каменном городе – и думает о любимой, и представляет широкую степь, свою молодость, небо, простор; представляет, возможно, так и не увиденную Италию, «адриатические волны».

Издавна имя Пушкина было в скрещении лучей при обсуждении вопроса о так называемых «классическом» и «романтическом» началах в искусстве, о двух генеральных принципах жизнеощущения и художественной организации материала. Действительно, многими любимое и в старые, и в новые времена мнение, будто Пушкин – это прежде всего «гармония» (в узком смысле), «классика», спокойствие, светлая созерцательность стройная радость, «нирвана», в противовес стихии, опровергается, во-первых, самой практикой лирического творчества как раннего, так и позднего Пушкина, а во-вторых – и самим характером тех споров, которые шли по этой части вокруг его поэтики. Вообще в литературе о Пушкине не раз напоминалось, что Пушкин писал не только «Я вас любил…» и «На холмах Грузии…», но и

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещаиет снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна…

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?..

и многое другое в том же духе. Метод письма у Пушкина тут остается «стройным», но жизнеощущение отчасти тяготеет к «хаосу». Но дело, собственно, не в том, чтобы в пику сторонникам «дневного», «светлого» Пушкина доказать, что Пушкин, наоборот, был «ночным» и «темным», а в том, чтобы восстановить истину в ее рельефности.

Пушкин в данном случае гармоничен в высоком и философском значении слова: он не боится «стихии», а одолевает ее, обретает над ней художественную власть. Поэт всю жизнь сражался как раз с «классицизмом», а отстаивал «истинный романтизм» против романтизма ложного. Это второе было столь вразумительно, что мысль, традиция была немедленно подхвачена и в какой-то степени держится до сих пор: мы внутренне очень различаем романтизм как нечто дутое и фальшивое, как то, что «темно и вяло», - и романтизм как порыв к высокому, как поиск духовного содержания человеческой жизни, как личностное начало.

Пушкин – «одно в одном» «стихии» и «классики», подрыва и «нирваны» (высшего созерцания): такова природа его гармонически-художественного гения. Не ведать этого – исказить ведущую черту жизнеощущения, стиля Пушкина. Конечно, каждый ищет и находит в Пушкине подтверждение своим стилевым принципам, это естественно, это было и будет; но и исконным характером исходного материала надо считаться. Универсальность, многомерность – эти качества Пушкина ныне не должны быть забыты в пользу более частных и плоских.

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Шедевры пушкинской лирики - сложнейший сплав, в котором все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ритм, интонация, слово. Нот почему тщательный анализ текста произведений - основа правильного понимания их смысла и художественного своеобразия. Нельзя ограничиваться только тематической характеристикой стихотворений - следует изучить их образный строй, особенности жанра и стиля. Очень важно освоить образный «словарь» пушкинской лирики. В большинстве стихотворений мы находим ключевые слова-образы, за которыми стоит определенный биографический, литературный или психологический контекст. «Свобода» и «воля», «самовластье», «судьба», «дружба» и «любовь», «жизнь» и «смерть», «море» и «берег», «покой» и «буря», «зима», «весна» и «осень», «поэт» и «толпа» - в каждом из этих слов, в их смысле и звучании, Пушкин находил множество красок и оттенков. Они - как бы «длинное эхо» его идей и настроений.

В лирике Пушкина сложилась сложная, многоуровневая система лирических «зеркал», отражающих духовный и творческий облик поэта, основные черты его динамичной художественной системы. Изучение ведущих тем и мотивов пушкинской лирики требует внимательного отношения как к их устойчивости, повторяемости, так и к вариациям, движению, внутренним перекличкам.

Представления Пушкина о самых значительных жизненных ценностях отразились в стихотворениях о свободе, любви и дружбе, о творчестве. Эти лирические темы представляют разные стороны цельной, гармоничной личности. Они взаимодействуют, поддерживая, как бы «прошивая» друг друга, легко выходят за пределы лирического творчества, в мир пушкинского эпоса. Это единый круг размышлений поэта о том, что ему особенно дорого.

Тема свободы - одна из важнейших тем лирики Пушкина. Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась « святым провиденьем», когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы (см. стихотворение «И.И.Пущину», 1826). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово «свобода» и близкие по смыслу слова «вольность», «воля», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря. Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки «присутствия» самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.



Уже в стихотворениях 1817-1819 гг. свобода остановится то высшим общественным благом - предметом «похвального слова» («хочу воспеть Свободу миру»), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками («звезда пленительного счастья»), то шагом от заблуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости («Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить»), то смыслом поэтической «жертвы» («Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей») и обозначением душевного состояния поэта(«тайная свобода»). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря вольнодумцев. Свобода - это его точка зрения на мир, на людей и самого себя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней поэт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Лирика 1817-1819 гг. - эхо пушкинских представлений о свободе. Поэтические образы, отражающие их в стихотворениях «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», - это образы аллегорические: Свобода и «Вольность святая» (ода «Вольность»), «звезда пленительного счастья» («К Чаадаеву»), «Свободы просвещенной... прекрасная Заря» («Деревня»).Эти образы - в одном ряду с «положительными» аллегорическими образами Закона («Вольность»), «обломков самовластья» («К Чаадаеву»), «народа неугнетенного» («Деревня»).Аллегории свободы противопоставлены «отрицательным» аллегориям «Тиранов мира», «неправедной Власти», «увенчанного злодея», «Рабства» («Вольность» и «Деревня»), «Барства дикого», «насильственной лозы», «Неумолимого Владельца», «Рабства тощего» («Деревня»).



В социально-философской оде «Вольность» (1817) поэт смотрит на мир как пристрастный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает «неправедная Власть». Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага.

В романтической лирике Пушкина 1820-1824 гг. тема свободы занимала центральное место. О чем бы ни писал поэт-романтик - о кинжале, «тайном страже свободы», грозе несговорчивых тиранов («Кинжал»), о вожде восставших сербов Георгии Черном («Дочери Карагеоргия»), о Байроне или Наполеоне («Наполеон», «К морю»), о своих думах и повседневных занятиях в посланиях к друзьям, - мотивы свободы пронизывали стихотворения, придавая им неповторимый облик. В послании «Дельвигу» опальный поэт провозгласил: «Одна свобода мой кумир».

Море - символ любой природной и человеческой стихии. В его своенравии явлена неукротимая воля, мощь и непредсказуемость мировой стихии, окружающей человека. Оно вызывает ассоциации и со «стихиями» общественной жизни: бунтами, революциями, восстаниями. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Это очеловеченная «свободная стихия», близкая душе поэта-романтика и почитаемых им «гениев». В стихотворение включены своеобразные «эпитафии» Наполеону и Байрону. Вспоминая об этих «умчавшихся» гениях, Пушкин не только видит в них яркое воплощение стихийных начал человеческой души, но и углубляет символическое значение центрального образа стихотворения - образа моря.

Море - это и символ человеческой жизни, которая может «вынести» куда угодно, к любой «земле». Для того, чтобы подчеркнуть безграничность моря-жизни, Пушкин называет его «океаном», огромной водной пустыней. Поэта может поразить в ней только «одна скала, гробница славы» - остров Св. Елены, где «угасал Наполеон».

В конце 1820-х - 1830-е гг. Пушкин приходит к пониманию свободы, как личной независимости, «достоинства личного». Если раньше тема личной свободы возникала на фоне темы узника, изгнанника, то в творчестве последних лет она стала самостоятельной, охватив гораздо более широкий круг явлений общественной, частной и творческой жизни. В одной из заметок он подчеркнул: «Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное». Любое нарушение прав личности, какими бы обстоятельствами оно ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление человека, покушение на его «самостоянье», стремление унизить его, низвести до положения раба.

Дружеская и любовная лирика - заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвященных друзьям и возлюбленным, раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностей, созданы яркие образы друзей и любимых женщин. Дружба и любовь для Пушкина - спутники юности, они возникают в «вихре жизни молодой» и сопровождают человека всю жизнь. Потребность Пушкина в дружеском общении, в понимании и поддержке друзей была столь же неизменной, как и потребность любить и быть любимым.

Многие стихотворения, написанные, как правило, в жанре дружеского стихотворного послания, посвящены самым близким по духу людям: лицеистам («первому другу» И.И.Пущину, «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» А.А.Дельвигу, «брату родному по музе, по судьбам» В.К.Кюхельбекеру), «неизменному другу» П.Я.Чаадаеву, поэтам П.А.Вяземскому, Н.М.Языкову, Е.А.Баратынскому. Но дружбу Пушкин понимал не только как отношения, возникающие между двумя людьми. «Дружество» для него - это целый круг людей, близких «по судьбе», это «братство», «наш союз», сложившийся еще в лицее. Манифест дружбы - седьмая строфа стихотворения «19 октября».

Поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, «беспечность», лежащие в основе дружеского союза, сравнивает его с душой, утверждая прочность связей между друзьями. Дружба лицеистов не зависит ни от прихотей «судьбины», ни от переменчивого счастья. «Родина» лицейского братства - Царское Село, место, где «под сенью дружных муз» лицеистов свела сама судьба (в стихотворении созданы романтические портреты умершего в Италии Н.А.Корсакова и Ф.Ф.Матюшкина, говорится об И.И.Пущине, А.М.Горчакове и А.А.Дельвиге, с которыми поэт встречался в Михайловской ссылке, о В.К.Кюхельбекере).

Дружбу Пушкин понимал и как «сладостный союз», связывающий между собой поэтов. В послании «К Языкову» (1824) указана основа этого союза - творчество, вдохновение.

Слово "лирика" в переводе с древнегреческого языка означает "музыкальный", "волнующий". В отличие от эпоса и драмы лирика не изображает события, взаимоотношения людей, их поступки. Поэтому в лирических произведениях, как правило, отсутствуют сюжеты, то есть последовательно развивающиеся события. В лирике находят воплощение личные переживания, настроения, чувства и мысли человека, его отношение к людям, к окружающей природе и к жизни в целом. Вот почему лирика не только самый субъективный но и самый эмоциональный род литературы. Недаром произведения этого рода преимущественно пишутся стихами, которые наиболее полно передают душевное состояние человека, тончайшие оттенки его переживаний.

Ценность лирических стихотворений состоит в том, что в них отражаются характерные, типичные переживания, понятные и близкие большинству людей. Например, в таких стихотворениях Пушкина, как ода "Вольность", "К Чаадаеву", "Деревня", отразились мысли, чувства и стремления самого поэта и его прогрессивно настроенных современников. Стихотворение "Я вас любил..." волнует и не перестает волновать людей потому, что в этой лирической миниатюре заключены общечеловеческие духовные ценности.

В лирических стихотворениях отчетливо вырисовывается образ самого поэта. Для того чтобы не смешивать возникающий в лирике художественный образ поэта с автором как частным человеком, было введено понятие "лирический герой".

Общие признаки лирики как рода литературы нашли ярчайшее воплощение в стихотворениях Пушкина. Лирический мир поэта необычайно разнообразен и многогранен. Весь красочный, пестрый, живой человеческий мир Пушкин носил в своей душе. Он сделал его своим, близким. В Пушкине жили и восточный человек с его поклонением Корану ("Подражания Корану"), и античный человек с его стремлением к прекрасной гармонии, и мятежный грек, и вольный цыган. Нет, пожалуй, ни одного значительного этапа всемирной истории, который бы не отразился в лирике Пушкина. При всем этом Пушкин оставался европейцем русской национальности. В его лирике высокая человечность, гуманность питалась соками народной нравственности, исконного свободолюбия русского народа.

В лирике Пушкина исключительно полно воплощены его богатая духовная жизнь, благородство и красота его внутреннего мира. Открытый всем впечатлениям бытия, Пушкин был поэтом действительности, откликался на многообразие жизненных явлений. Любую, самую прозаическую, обыденную повседневность он умел облагородить, обнаружить таящуюся в ней красоту. Он, как никто другой, был наделен исключительным чувством красоты, меры, гармонии. Пушкинский гуманизм неотрывен от чувства прекрасного. В этом состоит своеобразие Пушкина как художника-мыслителя.

В лирике Пушкина внутренние движения, чувства выражаются прежде всего посредством пластики (жестов, поз, мимики). В "Анчаре" читаем: "Но человека человек послал к анчару властным взглядом..." Вместе с тем пластика сопряжена с выразительным звуковым образом и яркой картинностью, живописностью ("Яд каплет сквозь его кору, к полудню растопясь от зною, и застывает ввечеру густой прозрачною смолою..."). Как правило, слово у Пушкина всегда предметно, эмоция возникает на основе этой предметности. В строке "В багрец и в золото одетые леса..." ("Осень") даны точные краски осеннего леса, запечатлено пышное и торжественное увядание природы:

В лирике Пушкина биографические факты всегда сопряжены с многообразными явлениями русской действительности, которая широко вошла в его поэзию. Пушкин осмыслил свою судьбу как часть русской истории и современности. Собственный духовный рост осознан им на фоне неостановимого обновления жизни - вечного, закономерного, мудрого и прекрасного закона. Благодаря этому лирика Пушкина полно запечатлела и его личный мир, и внутренний мир его современников. Пушкин стал лирическим голосом эпохи.

Одной из отличительных особенностей Пушкина как писателя была необыкновенная разносторонность его творческого дарования. В своём художественном творчестве Пушкин выступает и как лирик, и как драматург, и как прозаик, широко и глубоко освещавший в самых разнообразных художественных жанрах внутренний мир человека и жизнь человеческого общества.

Много своих творческих сил Пушкин отдал созданию глубоко искренней, реалистической лирики. Лиризм пронизывает и его поэмы, и замечательный в стихах «Евгений Онегин». Современники воспринимали Пушкина как отца русской реалистической лирики. Лирика была дорога поэту, как возможность непосредственно высказать свои мысли, раздумья о жизни, передать свои чувства и настроения, участвовать в общественно-политической и литературной жизни России.

В лирической поэзии Пушкина с особенной полнотой и яркостью отразилась светлая личность поэта. «Живость, пылкость, впетатлительность, способность увлекаться и узлекать, горячее сердце, жаждущее любви, жаждущее дружбы, способное привязываться к человеку всеми силами души, горячий темперамент, влекущий к жизни, к обществу, к удовольствиям и тревогам, нравственное здоровье...- эти черты в лице Пушкина ясны для всякого, кто читал его произведения, кто имеет хотя малейшее понятие о его жизни»,- писал о Пушкине Чернышевский.

Белинский особенно ценил гуманизм Пушкина. Он писал: «К особенным свойствам его поэзии принадлежит его способность развивать в людях чувство изящного и чувство гуманности, разумея под этим словом бесконечное уважение к достоинству человека как человека».

Лирика Пушкина с необычайной широтой и правдивостью осветила все стороны и явления современной ему действительности.

Но, являясь живым откликом поэта на современную. ему жизнь, лирика Пушкина в то же время перерастает его время и не теряет своего значения и в наши дни. Мы ценим у Пушкина полноту восприятия и ощущения жизни, жизнерадостность, свободолюбие, высокую гуманность, призыв к служению родине.

Лирика Пушкина, как и всё его творчество, отличается высочайшей художественной культурой. Изумительная внутренняя стройность, естественность и простота являются отличительными чертами поэзии Пушкина. Точность, свежесть, меткость слова, сжатость в выражении мыслей и чувств, поразительное многообразие интонаций, «союз волшебных звуков, чувств и дум» отличают стих Пушкина.

Если домашнее задание на тему: » Лирика Пушкина – художественный анализ. Пушкин Александр Сергеевич оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      1. «Природа, мир, тайник вселенной...» (природа в лирике Б. Пастернака). 2. Своеобразие лирического героя поэзии Б. Л. Пастернака. 3. «Любовь - удивленья 1. Автор и герой в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин ». 2. Образ читателя в романе А. С. Пушкина «Евгений Ещё в лицейские годы сложились у Пушкина свободолюбивые взгляды и настроения, близкие по своему содержанию идеям будущих декабристов. В стихотворении Александр Сергеевич Пушкин - прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое