Phorum тема родины в творчестве есенина. Сочинение «Тема родины в творчестве С.Есенина

Тема Родины в творчестве Сергея Александровича Есенина.
Но люблю тебя, Родина кроткая!
А за что, разгадать не могу.
(С. Есенин)
В творчестве многих литературных деятелей на протяжении всей истории России Родине уделялось одно из центральных мест. Ведь Родина – это понятие всеобъемлющее. Это и место, где ты родился. Это и край, в котором ты живешь. Это и все просторы, которые тебя окружают, то есть леса, поля, реки, горы, степи – все это Родина. Поэт, не сказавший ни слова о своей Родине, - не поэт. Так как остаться равнодушным к своей стране, своей Отчизне, какой бы она не была, просто нельзя. Нельзя не видеть недостатков своей страны, но в то же время нельзя не заметить всего того прекрасного, которое скрывается от нас на каждом шагу. Ведь каждое ласковое слово, пусть самая мелочь, сказанное о своей родной стране, так приятно ее жителю. Читая стихотворения Сергея Есенина, можно заметить то, что в центре его творчества стоит именно Родина. Он воспевает каждую песчинку, каждую травинку, каждый камешек своей родной земли.
Для каждого человека Родина начинается с того места, где ты родился, где вырос и провел свои детские годы. Село Константиново было таким местечком для поэта. Не раз он обращается к своей частичке Земного шара в своих стихах:
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
Есенин всегда стремился к себе на Родину, в деревню. Он черпая новые силы, набирался энергии, освобождался от накопившихся забот среди милых его сердцу картин.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край, задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Часто в его стихах всплывает образ его родного дома в Константиново:
Я любил этот дом деревянный.
В бревнах теплилась грозная мощь
Наша печь как-то дико и странно
Забывала в дождливую ночь…
Этот дом по сей день стоит там. В нем сейчас размещен Есенинский музей.
Но Родина для Есенина бескрайна. Она не имеет границ. Для поэта лес- это Родина, поле-это Родина, речка - тоже Родина. Ему милы бескрайние просторы Великой России:
О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.
В каждом стихотворении Есенина чувствуется любовь к Родине. Она выражена не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа.
Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хотя есть в ней грусти ивовая ржать.
Приятны мне свиней испачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Поэт видит яркие краски русской природы: во многих его стихотворениях о Родине. Россия выступает в разных цветах. То она малиновая, то голубая, то белая, то синяя. Ведь цвет для Есенина многое значил. Каждый оттенок имел свой определенный смысл.
«Русь голубая» - в голубом цвете у него скрыты огромные безграничные просторы его родной земли. Сразу возникает ощущение свободы и свежести.
Все красоты и прелести родной страны поэт показывает через природу.
О, лесная, дремучая муть!
О, веселье оснеженных нив!…
Так и хочется руки сомкнуть
Над древесными бедрами ив.
Есенину близки и неотрывны от него все те картины, которые окружают его повсюду. Поле ли это, не имеющее ни конца, ни края, речка, журчащая в лесной прохладе, или же маленькое деревце, приглянувшееся поэту. Он любуется восходами и закатами, облаками, медленно плывущими по небу, солнцем, играющим своими лучами. Есенин готов забыть обо всем и только смотреть и смотреть на все красоты, которые порою скрыты от наших глаз:
Хорошо под осеннюю свежесть
Душу – яблоню ветром стряхать
И смотреть, как над речкою режет
Воду синюю солнца соха.
Сергей Александрович не может променять свою Родину ни на какую другую в мире. Как нам известно, он путешествовал по Европе. В то время положение в России было не из лучших. Поэт это видел, он видел разруху, нищету, голод и все многочисленные бедствия, которые одно за другим, обрушивались на головы россиян. И что же? Он чуть ли не каждый день писал домой, в Россию, находя в этом единственную свою отдушину. В каждом своем письме он изливал свои чувства, изливал свою тоску на Родине. Вот отрывок его письма из Америки: « Здесь жрут и пьют, и опять фокстрот. Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде господин доллар, на искусство начхать – самое высшее мюзик-холл. Пусть мы нищие, пусть нас голод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь за ненадобность сдали в аренду под смердяковщину…
…Так хочется мне отсюда, из этой кошмарной Европы, обратно в Россию…»
Нам известно из истории, что многие поэты отправлялись на Кавказ, где пытались найти тишину, спокойствие, умиление, хотя по разным причинам. Пушкин любил Кавказ, Лермонтов тоже любил. Есенин же и там не мог найти покоя. Он был не на своем месте. Поэт постоянно сравнивал живописные картины Кавказских гор с картинами родных ему полей, пашен, лесов.
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолен…
Поэта, где бы он ни был, всегда тянуло на Родину. Он сам так и говорил: « Я скажу: не надо рая – дайте родину мою…»
Каждая Есенинская строчка пронизана глубокой верой поэта в настоящее и будущее своей страны.
О верю, верю, счастье есть!
Еще и солнце не погасло
Заря молитвенником красным
Грохочет благостную весть
О верю, верю, счастье есть…
Он верит и надеется в то, что будущее его Родины будет светлым и безоблачным.
Сергей Александрович Есенин – истинно русский поэт. Он воспевал свою страну, свою Родину, свою Россию. Без Родины поэт себя не представлял. Все его творчество было посвящено ей. Вот его слова: « Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве»
Небывалая искренность тона, редкий дар непосредственного видения мира, способность смотреть на явления и вещи непредвзятым взглядом, неожиданно извлекать красоту и радость из предметов, давно стершихся бытом, особое умение выражать чувства человека, и простые, и сложные, - вот, что мы видим в стихотворениях Сергея Александровича Есенина. И эти стихи так близки для каждого из нас, ведь в них описано все то, что нас окружает, но в другом свете, более приятном. После прочтения любого из его стихотворений, на душе становится светлее и радостнее. Так как в них мы находим то спокойствие, которого так нам не хватает в наше напряженное и жестокое время.

Тема Родины прослеживается во всем творчестве Сергея Есенина. Его стихотворения поражают свое естественностью, своей безграничной любовью к Родине, к ее родным полям, к ее просторам и ее деревенской жизни.
Родина Есенина — это не историческое прошлое России, не ее настоящее или будущее. Родина для него — это то, что он любит и видит перед собой, это то, что с детства запомнилось поэту: «Клен ты мой опавший, клен заледенелый, что стоишь, нагнувшись над метелью белой?», «Снежная замять дробится и колется, сверху озябшая светит луна. Снова я вижу родную околицу, через метель огонек у окна».
Поэт в своих стихотворениях воспевает свою Родину, свою Русь, свою «страну березового ситца». Понятие Родины у поэта складывается из мало значащих, но дорогих его сердцу примет: «весенняя гулкая рань», «кленов листьев медь», «колокольня без креста», взметнувшаяся «каланчой с березовою вышкой».

И для поэта,
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

Рязанские раздолья — вот Родина , которую он воспевает и любит. Это и «волнистая рожь при луне», и «при луне собачий лай», и тальянка, и пашни.

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть,
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь…

Но Родина поэта — это и бесприютная, и уходящая Русь. Русь бесприютная, о которой говорит поэт, — это беспризорники, у которых «невымытые хари». Мы видим, что Есенину жалко этих мальчишек, которые, может быть, могли бы стать , или , или Кольцовыми. Русь уходящая для поэта — это Русь до советской власти. Есенин печалится о том, что он остался в прошлом одной ногой, «стремясь догнать стальную рать».
Родина Сергея Есенина — это «край разливов грозных и тихих вешних сил», где «манит ночлег, недалеко до хаты, укропом вялым пахнет огород, на грядки серые капусты волноватой рожок луны по капле масло льет».
Родина поэта прочно связана с его думами о своей матери. Недаром он спрашивает в своих стихах: «Ты жива еще, моя старушка?»
Его мать «в старомодном ветхом шушуне», которая учила его молиться в том краю, где раскидывает ветки по-весеннему белый сад, где милые березовые чащи. Родина поэта — это и его родной дом, где он родился и вырос, и котенок, который играл возле печки и бросался на клубок, и березка в «туманах и росах». Родительский дом, руки матери, березка под окном — вот из таких частей складывается понятие «Родина». Поэт ощущает кровную связь с этим миром, с этой землей. И отсюда его сила. Трагедией становится ослабление связи поэта с родной стороной, поэтому и его письмо матери грустное. Есенин ощущает не только утрату материнского тепла и ласки, но и утрату части Родины.
Поэт становится пророком и ощущает неминуемую гибель крестьянской Руси — той, которую он знал и любил. Тонконогому жеребенку, с которым он сравнивает крестьянскую Русь, не угнаться за паровозом, железным конем цивилизации. Есенину грустно, оттого что гибнет то, что он любил. И все же сестре Шуре он говорит: «Не жалея о сгибшей надежде, я сумею тебе подпевать…»
В заключение я хочу сказать, что Родина поэта — это его дом, его мать, Русь с ее чудной природой и тонконогим жеребенком, несущимся во весь опор. Он горячо любит ее. Его любовь к Родине видна во всех его стихотворениях.

Тема Родины – одна из главных в лирике поэта. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь, что каждая строчка его стихов – это признание в любви родным полям, березам, перелескам. Отними у Есенина все это – и поэт погибнет, ведь Есенин живет и дышит родиной:

О Русь – малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озерную тоску.

Немногие поэты так видят, чувствуют красоту родной природы, как Есенин. Она мила и дорога сердцу поэта, хоть и неярки, незатейливы ее краски. Есенин сумел передать в своих стихах всю бескрайность деревенской России:

Гой, ты, Русь моя родная,
Хаты, в ризах образа…
Не видать конца и края -
Только синь сосет глаза.

Но рядом «у низеньких околиц звонко чахнут тополя». Не все радует взор поэта в старой деревенской Руси, но она гораздо ближе Есенину, чем новая индустриальная Россия. Он с тревогой и болью переживает ломку привычного уклада, называя себя «последним поэтом деревни». Поэт вдруг ощутил, что Родина, которую он знал и любил и которая была ему опорой, изменяется до неузнаваемости.

Агрессивная цивилизация уничтожает живую природу, душу России. В основе стихотворения «Сорокоуст» – незатейливая бытовая сценка. Лирический герой, едущий в поезде, видит, как за составом скачет жеребенок, пытаясь его догнать. Этот эпизод становится основой поэтического конфликта живой природы с наступающей «стальной конницей». В этом стихотворении красногривый жеребенок обречен:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну, куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

Мотив неприязни к городу явственно звучит в стихотворении «Мир таинственный, мир мой древний»:

Город, город! Ты в схватке жестокой
Окрестил нас как падаль и мразь.

Но, пожалуй, вершина отчаяния – стихотворение «Не ругайтесь, такое дело!».

Не ругайтесь, такое дело!
Не торговец я на слова.
Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова.

Кажется, все мосты сожжены: «Нет любви ни к деревне, ни к городу». Действительно, Есенин так и не стал городским жителем, даже путешествие в Европу и Америку не вызвало у него преклонения перед бездушной технической цивилизацией, наоборот, он назвал свои путевые очерки «Железный Миргород», подчеркивая их мещанское содержание. Но разрыв с родной землей обернулся для поэта и личной, и поэтической трагедией. Цикл «Москва кабацкая» и другие близкие к нему стихотворения появились как реакция на эту внутреннюю боль и страдание.

Я усталым таким еще не был
В эту серую морось и слизь.
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.

Последний период творчества Есенина является вершиной его поэзии. Это поэзия примирения и подведения итогов. «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая» – все это грустная констатация того, что старое ушло безвозвратно, а новое непонятно и совсем не похоже на то, о чем мечталось раньше:

Я человек не новый!
Что скрывать?
Остался в прошлом я одной ногою,
Стремясь догнать стальную рать,
Скольжу и падаю другою.

Именно в эти годы Есенин пишет знаменитое «Письмо матери», которое воспринимается не только как обращение к конкретному адресату, но шире – как прощание с матерью-родиной:

Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Эти же мотивы явственно звучат в других строках:

Милые березовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящим
Я не в силах скрыть моей тоски.

И, наконец, последнее признание в любви к Родине – цикл «Персидские мотивы». В них лирическое начало достигает своей максимальной выразительности, интимное, сугубо личное проникнуто ностальгическими нотами, и, наоборот, любовь к России согрета жаром внутреннего чувства.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому, что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Эта любовь к родной земле, к родному краю особенно дорога мне в поэзии Есенина. Она красной нитью протянулась через всю его жизнь и творчество. Я горжусь Есениным, ведь он никогда не отделял своей судьбы от судьбы родины и народа на крутом повороте истории. Он мог, как многие русские поэты, найти приют в какой-нибудь стране, и «прощай, немытая Россия», с которой еще неизвестно, что будет. Но Есенин предпочел остаться верным своему завету, словами которого я и хочу закончить свое сочинение:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Сергей Есенин и русская земля – два неразрывно связанных явления. Нельзя вообразить другого поэта, настолько уходящего корнями в мир русской природы. Есенин с любовью пишет о приметах деревенского быта, сопряженного с природой.

Поэт замечает привычные взгляду сельского жителя черты окружающего его мира, но в поэтическом своем видении так образно описывает их в стихах, что неяркая красота родного края начинает светиться изнутри: «хаты – в ризах образа», «качают лужи солнца рдяный лик», «оловом светится лужная голь» и т.д.

Не удивительно, что довольно часто в произведениях Есенина встречается синь небес и озер, розовые закаты, звуки голосов птиц или шелеста травы. Со всем этим коренной житель рязанской земли, поэт Есенин, сталкивался ежедневно. И чувство родины , которое стало, по словам поэта, основным в его творчестве, пронизывает каждое произведение Сергея Есенина:

И ты, как я, в печальной требе,
Забыв, кто друг тебе и враг,
О розовом тоскуешь небе
И голубиных облаках. («За темной прядью перелесиц…»)

Связь раннего творчества Есенина с русским бытом проявилась даже в ритмическом рисунке отдельных произведений. При знакомстве со стихотворениями «Хороша была Танюша, краше не было в селе…», «Выткался на озере алый цвет зари» невольно вспоминаются народные песни и частушки с их ритмикой. Часто Есенин использует и привычные для устного народного творчества образы и эпитеты: «темна ноченька», «лиходейная разлука», «кудри русые» и др.

Даже уехав из деревни, Есенин сохранил в своем сердце приметы родной природы. Он с болью и тревогой следил за переменами на селе. Одним из самых трогательных и запоминающихся образов этого периода творчества поэта стал образ красногривого жеребенка, олицетворяющего сельскую жизнь. Жеребенок в поэме «Сорокоуст» тщетно старается обогнать поезд – символ наступающего на деревню города. Чувствуется боль и безысходность поэта, прощающегося с той

Россией, которую он знал и любил:
Скоро заморозь известью выбелит
Тот поселок и эти луга.
Никуда вам не скрыться от гибели,
Никуда не уйти от врага.

На всю жизнь поэт запомнил и сохранил в себе приметы родной природы, он, даже став городским жителем и получив известность, с трепетом в душе вспоминает российские просторы, с нежностью обращается к «уходящей» России:

Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

Вообразить себе творчество С.Есенина без темы родины невозможно. Оно все – о России, о ее бескрайних полях, синем небе, шелесте трав и листьев, голосах птиц. В своих стихах поэт обращается то к собаке, то к корове: для него эти животные становятся олицетворением природы, частью той жизни, которая была знакома ему с детских лет и неразрывно связывала его с родным домом и краем. Чувство родины настолько органично пронизывает творчество Есенина, что естественным выглядит ответ лирического героя из стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная» на воображаемое предложение о жизни в раю: «Не надо рая, дайте Родину мою».

Тема родины в творчестве Есенина.

План

1. Краткая биография Есенина.

2. Тема родины в творчестве поэта

2.1. Что такое Родина в понимании Есенина.

2.2. Любовь к родному краю.

2.3. Братья наши меньшие.

2.4. Русь бесприютная.

3. Влияние лирики Есенина на потомков

Известный российский поэт и лирик. Родился в 1895 году в семье простых крестьян. После Окончания сельского училища и школы при церковном приходе, поступил в народный университет в Москве. Первое стихотворение поэта было напечатано в 1914 году. Через два года Есенин становится по-настоящему знаменитым. Его стихи и поэмы издаются в различных журналах и сборниках. Умер поэт в 1925 году, в возрасте тридцати лет.

Тема Родины красной нитью проходит через все творческие искания Есенина. Но Родина для него - это не политическая сторона жизни России, не ее прошедшее, настоящее или будущее. Это то, что он обожает и помнит с детства, то, что он чувствует и что его окружает, - родное село, отцовский дом, материнская любовь, восхитительная природа. В своей лирике Есенин воспевает родные просторы - реки, степи, горы и леса.

Уже в пятнадцать лет он написал свое первое стихотворение “Сыплет черемуха снегом”. Сколько в нем любви к природе, сколько нежности к каждому лепесточку и цветочку. С такой же теплотой и лаской пишет поэт и о родном доме. Его стихотворения “Сестре Шуре” исполнены трепетных воспоминаний о своем детстве, о деревенской жизни, о тоске по милым сердцу местам. Село, в котором Есенин провел свое детские годы, - это его настоящая малая Родина.

“Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных”, - с чувством пишет поэт.

Он превозносит каждый лепесток, каждую былинку родной земли.

Немаловажное место в стихотворениях поэта уделяется и животным. Проникновенно и с сочувствием Есенин описывает душевную боль собаки, когда у нее забирают родившихся щенков (“Песнь о собаке”) и физические страдания лисицы, раненой охотником (“Лисица”). Для поэта животные - это настоящие меньшие братья, это друзья, которые испытывают те же чувства и ощущения, что и люди.

Тема Родины в - это и тема сельской Руси, которую он хорошо знал и безумно любил. В стихотворении “Гой ты, Русь, моя родная” поэт описывает низкие хатки и старенькие церквушки. Он называет Русь бесприютной и уходящей. В ней крестьяне немытые и уставшие, задавленные работой и затравленные страхом перед богатыми. В своем творчестве Есенин часто размышляет над тем, что ожидает Россию в будущем. Он жил в эпоху велики перемен, как политических, так и социальных. Принесет ли с собой свержение царского режима свободу и процветание для обычных людей? Есенин долгое время колеблется, какую сторону занять в этом спорном вопросе. Он совершает множество поездок заграницу, которые меняют мировоззрение поэта.

В своем стихотворении “Русь советская” поэт с верой пишет о социализме как о единственном спасении русского народа. Этой теме он посвящает и другие свои произведения. Но идеи коммунизма и советская Россия так и не стали родными для сердца Есенина. Они чужды его душе, его разуму. “В своей стране я словно иностранец”, - сокрушается он в одном из своих произведений. Поэт не может найти себя в новой России, но все же он продолжает любить свою Родину и воспевать ее. Он навсегда остается “народным поэтом”. Духовное наследие Есенина касается каждого современного человека. Его стихотворения побуждают нас любить окружающую среду и природу, трепетно и с благоговением относиться к растительному и животному миру, защищать и оберегать свой дом, свою землю, свои традиции.