Причащение, таинство святого причащения

Потребление Святых Даров.

Во время чтения заамвонной молитвы диакон стоит, окончив ектению «Прости, приимше…» перед иконой Спасителя. По окончании этой молитвы, когда священник войдет в алтарь через царские двери, диакон следует туда же северными дверями и останавливается у левого (северо-западного) угла престола, наклонив голову перед престолом. Священник читает молитву на потребление Даров и благословляет на это диакона. Этот последний крестится, целует престол и отходит к жертвеннику для потребления. Если диакона нет, то иерей читает указанную молитву для себя перед самым потреблением. Текст этой молитвы различен для обеих литургий:

Литургия Златоуста

Исполнение закона (Рим. XIII, 10), и пророков, Сам сый, Христе Боже наш, исполнивый все отеческое смотрение, исполни сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Литургия св. Василия

Исполнися и соверши я елико по нашей силе, Христе Боже наш, Твоего смотрения таинство. Имеем бо смерти Твоея память, видехом воскресения Твоего образ, наполнихомся безконечные Твоея жизни, насладихомся неистощаемыя Твоея пищи, ея же и будущем веце, всем нам сподобится благоволи благодатия безначального Твоего Отца, и Святаго, и Благаго, и Животворящего Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Обычай потреблять Дары древний. В литургии СА VIII диакон уносит остаток Святых Даров в пастофории, чтобы там их потребить. Есть, впрочем, основание предполагать, исходя из одного свидетельства V века (толкование Исихия на книгу Левит), что тогда остаток Святых Даров сжигался.

Потребляются Дары так. Священнослужитель, заложив утол утирального плата себе за ворот и держа в левой руке другой его конец, берет ею Чашу; правой рукой, при помощи лжицы, потребляет из Чаши частицы Тела Христова и остальные частицы, потом испивает все содержимое Чаши. Затем он ополаскивает несколько раз эту Чашу водой и испивает каждый раз эту воду, пока на стенках Чаши не останется ни малейшей частицы. Затем он вытирает Чашу изнутри губой досуха, вытирает платом и лжицу и ставит сосуды так, как им надлежит стоять в ризнице или на жертвеннике. При потреблении Даров священнослужитель должен действовать со всяким вниманием, чтобы нигде не оставить частиц Даров и не пролить содержимое святого Потира.

Из книги РЕДКИЕ МОЛИТВЫ о родных и близких, о мире в семье и успехе каждого дела автора Симон Преосвященный

МОЛИТВЫ СВЯТЫХ О СТЯЖАНИИ ДАРОВ ДУХА СВЯТАГО …Мы сподобились получить дары Святаго Духа при крещении. А многие ли помнят об этом? Мало получить, надо еще сохранять, усовершать, умножать, а не зарывать. Для этого надо возгревать ревность. Как?1. Читать Священное Писание, -

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

А. Учение Церкви об освящении Святых Даров. Католическая церковь, как известно, учит, что молитвы призывания Святого Духа не нужны для освящения евхаристических элементов. Священник, по их учению, является совершителем Таинства, «minister sacramenti»; он, как «vice Christus»

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Перенесение Святых Даров на жертвенник. По причащении народа, которое, как указывалось выше, не должно откладываться после окончания Литургии, как в некоторых областях Востока, совершаются следующие действия.1) Священник уносит святую Чашу в алтарь и ставит ее на

Из книги Чудо Святого Причащения автора Тулупов Вячеслав

Сократите потребление упряжи Придя навестить больного товарища, Насреддин попал как раз такой момент, когда к тому пришёл врач. Он пробыл в доме не более минуты, и скорость, с которой он поставил диагноз, ошеломила Муллу.Сначала доктор взглянул на язык пациента, затем

Из книги Русское монашество. Возникновение. Развитие. Сущность. 988-1917 автора Смолич Игорь Корнильевич

Преложение Святых Даров В своих записках игумен Феодосии (Попов; † 1903) приводит воспоминания своей бабушки о ее детстве, когда ей было семь - восемь лет. «В церкви я становилась у самого амвона, против Царских врат, и зорко следила за всеми действиями священника. Причина

Из книги Справочник православного человека. Часть 2. Таинства Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Чудесные свойства Святых Даров Часто Святые Дары производят необыкновенные изменения в теле человека. Они укрепляют его и делают исключительно выносливым. Приведем примеры.В V веке преподобный Герасим основал на берегу Иордана Лавру. Жизнь монахов в этой обители

Из книги Русские патриархи 1589–1700 гг. автора Богданов Андрей Петрович

Глава XI. Западные влияния и богословский спор о преложении Святых

Из книги Антология восточно–христианской богословской мысли, Том II автора Автор неизвестен

Возношение Святых Даров Священник читает тайную молитву: «Поминающе убо спасительную сию заповедь.».Священник произносит вслух: «Твоя от Твоих Тебе приносяще о всех и за вся».При произнесении этих слов дьякон, а если его нет, то сам священник берет правой рукой дискос, а

Из книги Молитвенное приношение старца Софрония автора Сахаров Софроний

Преложение Святых Даров Хор: «Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш».После возношения Даров священник начинает читать молитву эпиклезиса (греч. эпиклезис– призыв), которая вместе с установительными словами является самой

Из книги Глас Византии: Византийское церковное пение как неотъемлемая часть православного предания автора Кондоглу Фотий

Последнее явление Святых Даров предстоящим Священник берет Потир и тихо говорит: «Благословен Бог наш…».А затем, повернувшись лицом к народу со Святой Чашей, произносит вслух: «Всегда, ныне и присно и во веки веков».После этого священник несет Святую Чашу на жертвенник,

Из книги Молитвослов на русском языке автора

Потребление Святых Даров Священник с дьяконом Царскими вратами входят в алтарь и после положенных Уставом священнодействий и молитвословий дьякон потребляет оставшиеся после Причащения мирян Святые

Из книги автора

Спор о пресуществлении Святых даров Лучшим способом расправиться с учеными издавна служило обвинение в ереси. Но взгляды Медведева по религиозным вопросам были вполне ортодоксальны. Тогда «мудроборцы решились на прямую провокацию, которая должна была ударить не только

Из книги автора

Св. Николай Кавасила, св. Марк Ефесский. Учение о Пятидесятнице и освящении Святых Даров (Г. И. Беневич) Завершая «Антологию», следует отдать дань двум выдающимся святым отцам периода заката Византийской империи. Это хорошо известный русскому читателю мирянин и выдающийся

Из книги автора

Молитва перед освящением Святых Даров ОТЧЕ СВЯТЫЙ, приими нас, припадающих к подножию ног Твоих, и Имене ради Единороднаго Твоего возлюбленнаго Сына, Единаго Господа и Бога нашего Иисуса Христа, прости нам вся грехи и преступления наша за всю нашу окаянную жизнь, ради

Из книги автора

1. Православное богослужение как Предание святых апостолов и святых отцов Церкви Православное богослужение - это источник радости и предмет похвалы для всякой православной души. Оно формировалось постепенно, начиная с первых лет существования древней Церкви, трудами

Из книги автора

Молитвы святых о стяжании даров Духа Святого Молитвы преподобного Силуана АфонскогоБоже, просвети нас Духом Твоим Святым, чтобы мы все поняли Твою любовь.Кто просит у меня молитв, за тех слёзно прошу Господа:«Господи, дай им Духа Твоего Святого, да познают Тебя Духом

В Церкви Евхаристию называют Святыми Дарами. В конце Божественной литургии на заамвонной молитве мы слышим слова священника о том, что это - «дар совершен, сходяй от Отца светов». Поистине, в Евхаристии выражен в полноте смысл всякого дара, но и всякий дар должен иметь смысл. Возьмите, например, дар евангельской вдовы в храме. Почему она больше всех положила, в то время как стоимость ее дара меньше всех, почти ничто?

Именно потому, что его материальная составляющая исчезает до такой степени, что остается только дар и тот, кто его приносит. Давая столь немного, вдова как бы совершает, выражаясь богословским языком, истощание себя, ибо она дает не то, что имеет, но, как сказано неожиданно в Евангелии, «от скудости своей». И это ничтожное приношение не препятствует раскрытию дара дающего, а наоборот, раскрывает его. Чем больше дар освобождается от своей внешней значимости, доходя до минимума, тем больше дающий приобщается избыточествующему свету Дара. Таким образом, вдова, дающая «от скудости своей», приносит чистый дар. Она является той, кто дарит, и никакой самый великий или самый ничтожный дар не может скрыть это. То же самое происходит в Евхаристии: дар умаляется до самых обыкновенных вещей, хлеба и вина, так что его материальное содержание почти исчезает - до прозрачности, являющей Дающего, Христа, Который в Своем Божественном истощании являет Подателя всего - Бога Отца.

Реальное присутствие Бога в Евхаристии как бы упраздняет вещество дара, потому что Дающий прелагает его в Себя, в Свое Пречистое Тело и Кровь. Так Евхаристическим даром совершается наше приобщение Отцу через Сына в Духе Святом. Вспомним еще раз заамвонную молитву: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов» , - говорит апостол Иаков (Иак. 1: 17). Это не означает, что Евхаристия - один из даров Божиих, но что ни один дар не может быть истинным даром, если он не нисходит свыше, от Самого Бога. Совершенство его возвращения к Богу делает совершенным для нас принятое от Него.

Во всех случаях признание или непризнание дара за дар зависит от способности нашего взгляда видеть - в прозрачности дара - Дающего, от Которого он нисходит. Узнавшему истинный дар в Евхаристии открывается истинная цена всего, что есть в мире. Вот почему апостол Павел со святой гордостью пишет: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4: 11-13). И святые отцы свидетельствуют о всех узнавших тайну дара и умаливших себя ради Господа: «Кто умалил их, если не любовь». Поистине Своим умалением Христос «возлюбил сущих с ним до конца» (Ин. 13: 1). И продолжает так любить в таинстве Евхаристии, до отдачи Своего Тела и Своей Крови как нашей пищи и пития. Мы призваны донести тайну дара всем людям. Но если внутри слушающих нас нет Учащего, напрасны все наши слова.

Как можно выразить Таинство любви, Таинство тайны веры, Евхаристию? Слишком беден наш язык, чтобы говорить об этом непостижимом уничижении Господа. «Какие странные слова! Кто может это слушать?» , - говорят ученики Христовы (Ин. 6: 60). Господь сказал им: «Это ли соблазняет вас?» . И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6: 66). Как актуальны сегодня эти слова! Потому что мир теряет понятие дара.

Хотя известно, что человечество не может существовать, если между людьми нет взаимности, цементируемой законом дара. Мир существует, пока мы имеем желание отдавать себя друг другу. Все соглашаются: да, без дара невозможно никакое подлинное общение. Но все чаще можно слышать: дар не имеет отношения к нравственности или религии. Его содержание - только политическое или прагматическое: ты - мне, я - тебе. Но Христос говорит: «Блаженнее давать, чем принимать». С утратой тайны дара начинается путь упразднения высшего добра - способности к самоотдаче высшим злом - эгоистическим самоутверждением. Полное игнорирование природы человека, вытеснение любви циничным расчетом. Без вольного дара себя ближнему человек начинает задыхаться, происходит по существу остановка жизни. Вот что прежде всего Церковь должна донести до сознания мира.

Жизнь это дар. И только идя путем постижения тайны дара, можно обрести способность принять то, что принес на землю Христос. В Евхаристии Он отдает Себя, Он предлагает нам Свое Тело и Кровь, всю Свою жизнь - Превечного Сына Божия, данного Отцом в Духе Святом. Здесь полнота Божественного дара Пресвятой Троицы, которому мы приобщаемся в Евхаристии.

Самое главное, что мы должны понять и передать другим: человек - это способность приобщения дару. И сокровенность. Подлинный дар всегда сокровенен, и путь веры совершается в сокровенности. Вот почему нет ничего на свете дороже веры.

На Кресте только Божество Христа было сокрыто. Человеческое естество было видимо и ощутимо. А в Евхаристии и человечество Христа сокрыто под видом хлеба и вина. Этот дар предлагается нам, чтобы мы могли стать причастниками Божества, Которого никакое творение не может познать, идя своими путями: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18). Это значит, что требуется всецелая вера в тайну дара, в Святые Дары, в таинство пути, истины и жизни (Ин. 14: 6). Ибо «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2: 9).

Нигде так не раскрываются для нас Божественные пути, как в тайне Евхаристии, именуемой Святыми Дарами, тайной веры. Любовь всегда бедна. Она ничего не имеет, потому что все отдает, и ей все принадлежит. Нигде Христос не просит до такой степени нашей любви и нашей веры, как в этом таинстве любви, совершенного дара.

Протоиерей Александр Шаргунов , настоятель храма Святителя Николая в Пыжах, член Союза писателей России

Обычай вторичного умовения рук на Божественной литургии перед раздроблением Святых Даров, чаще всего во время просительной ектении, хотя и не основан на указании Служебника, не несет в себе ничего предосудительного, так как устраняет недопустимую для священнослужителя опасность приступить к Святым Дарам с грязными руками.

Раздробление Святых Даров совершается в начале пения причастна. Диакон входит в алтарь и, встав с правой стороны священника, говорит: "Раздроби, владыко, Святый Хлеб". Священник с вниманием и благоговением раздробляет его на четыре части, произнося: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй", и полагает крестоообразно части Агнца. Части Святого Агнца полагается ставить печатями кверху, а мягкой частью - к дискосу. Расположение их должно быть следующим: часть Святого Агнца с надписью ИС полагается в верхней части дискоса, то есть по направлению на восток, с надписью ХС - в нижней части, то есть на запад, с надписью НИ - с левой стороны, то есть на север, и с надписью КА - с правой стороны дискоса, то есть в южном направлении.

Раздробление Святого Агнца для причащения совершается обязательно священником, в данном случае изображающим Иисуса Христа, преломившего святой хлеб на тайной вечери и преподавшего его апостолам; диакон принимает лишь молитвенное участие, и его действие при раздроблении ограничивается возгласом "Раздроби, владыко, Святый Хлеб".

После раздробления Агнца диакон показывает орарем на чашу и говорит: "Исполни, владыко, святый потир". Священник берет пальцами часть Агнца с печатью ИС, творит с нею крест над потиром и со словами "Исполнение Духа Святаго" опускает в потир, соединяя таким образом Тело и Кровь Христовы. Диакон произносит: "Аминь", а затем подает теплоту и говорит: "Благослови, владыко, теплоту". Священник благословляет со словами: "Благословена теплота святых твоих, всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь". Диакон крестовидно в нужном количестве вливает теплоту в потир, произнося: "Теплота веры, исполнь Духа Святаго. Аминь". Затем, если диакон причащается на этой Божественной литургии, священник раздробляет частицу ХС.

Священнослужители при совершении Божественной литургии причащаются непременно (Ап. прав. 8). Служа́щий священник смертно согрешает и подлежит извержению из сана, если не приобщается Святых Таин (Известие учительное). Без причащения священнику не разрешается участвовать в соборном служении литургии.

Диакон должен служить с приготовлением, то есть с приобщением Святых Таин, по воскресным и праздничным дням, по крайней мере.

Указанное выше 8-е правило святых апостолов различно толкуется исследователями: одни утверждают, что оно обязывает причащаться священнослужителей, которые совершают литургию, другие, что оно имеет в виду даже тех, которые лишь присутствуют и молятся в это время в алтаре, не участвуя в принесении Бескровной Жертвы. Основанием для последнего мнения служит замечание правила, что если кто-либо из перечисленных в нем священных лиц, епископов, пресвитеров и диаконов, не причащается, то должен объяснить причину, и если она окажется "благословною", "да будет извинен". Существует и мнение, что для тех, кто участвует в служении Божественной литургии и не причащается, оправданий никаких быть не может, то есть, допуская возможность исключений, правило имеет в виду только тех священнослужителей, которые не участвуют в совершении таинства Евхаристии. Как бы ни толковали настоящее правило, несомненно, что совершающих литургию оно обязывает приобщаться Святых Таин. В этом согласны все толкователи. Так как правило в числе прочих священных лиц упоминает и диаконов, значит, они также должны причащаться при служении литургии. Все изложенные в Служебнике чины Божественной литургии предусматривают приобщение диакона, который сослужит священнику. Чины допускают и возможность отсутствия диакона, о чем говорит, например, выражение "аще несть диакона", но в Служебнике нигде не указывается, как действовать cлyжа́щeмy диакону, если он не приобщается Святых Таин. Практика, однако, допускает в некоторых случаях исключение. Так, если диакон служит в один день две Божественные литургии, что ему дозволено, он может причащаться только на одной, на ранней или поздней, а другую служить без приобщения. В данном случае служить без причащения диакон имеет "благословную причину". Возможны, конечно, и другие извинительные причины. Что же касается служения диаконом Божественной литургии без причащения при отсутствии их, следует помнить, что очищение совести молитвой и Святыми Тайнами является действенным путем к духовному возрастанию. Поэтому диаконам не рекомендуется уклоняться от принятия Святых Таин при служении Божественной литургии, так как от благоговейности их служения зависит духовное настроение всех молящихся в храме.

Равные по иерархической степени священнослужители не имеют права причащать друг друга: низшие получают Святые Дары от высших - диаконы от священников, священники от епископов. К Святым Тайнам сначала приступают высшие, а потом низшие. Такой порядок точно соблюдается при архиерейском служении Божественной литургии. Когда богослужение возглавляет священник, сначала он преподает часть Тела Христова диакону, потом берет себе, хотя Крови Христовой он приобщается первым. При соборном служении диаконов причащает старший священник по праву предстоятельства или преимущества чести. При архиерейском служении диаконов причащает старший из сослужащих ему священников.

Кроме лиц трех степеней священства, в алтаре причащаться никто не должен, так как внутри алтаря рукополагаются только они. Лица, запрещенные в священнослужении, могут причащаться в алтаре, но только облачившись в рясу. Во время причащения запрещенный священник стоит с правой стороны престола, а диакон с левой. Причащаются они, как и миряне, служа́щим священником, то есть без преподания им в руки Тела Христова. Hecлyжа́щий священник на время причащения облачается в епитрахиль, фелонь и поручи, а диакон, как обычно, в стихарь, орарь и поручи. Затем каждый из них, как и служа́щие, приобщается по своему чину. Причащение нecлyжа́щиx священнослужителей дозволено лишь для больных и престарелых. Во всех остальных случаях священнослужители, желающие причаститься, должны сами служить Божественную литургию, хотя бы соборне. Престарелым священнослужителям или расслабленным - тем, кто не может ходить и стоять у престола Божия, и в особенности страдающим трясением рук, Святые Дары преподаются лжицею, и, во свидетельство их сана, на них должно надевать епитрахиль. Так же причащают и священнослужителей, которые смертельно больны.

При приобщении частица ХС раздробляется по числу священнослужителей.

Влив теплоту в чашу и раздробив частицу или частицы, священник со словами "Боже, очисти мя грешнаго" трижды творит поясной поклон с крестным знамением, далее читает вместе с диаконом "Ослаби, остави, прости" и проч., и оба делают земной поклон. Священнослужители кланяются друг другу и по направлению к народу - к царским вратам, говоря: "Простите ми, отцы и братие" и проч. Затем кладут второй земной поклон со словами: "Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему". Прежде чем причаститься, священник произносит: "Диаконе, приступи". Диакон отвечает: "Се прихожду к безсмертному Царю" и далее: "Подаждь мне, владыко, Честно́е и Святое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа". Священник, подавая ему Святой Хлеб, говорит: " (имя рек) священнодиакону преподается Честно́е и Святое и Пречистое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов его и в жизнь вечную". Диакон, поцеловав подающую руку, принимает Тело Христово, "отходит созади святой трапезы" и, преклонив голову, молится, всецело погружаясь в смысл читаемых молитв. Тело Христово потребляет он только после того, как это сделает священник. Беря частицу для себя, священник произносит: "Честно́е и Пресвятое Тело Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя рек) , священнику, во оставление грехов моих, и в жизнь вечную". Затем, преклонив голову, молится, как и диакон: "Верую, Господи, и исповедую".

Диакон, как и священник при архиерейском служении, принимая Тело Христово, полагает его на ладонь правой руки, сгибает немного руку, поддерживая ее левой рукой, чтобы не упала частица, но не сжимает ее. Держать Святое Тело полагается не над головой, а над престолом и читать положенную молитву, взирая на него со страхом и верой. Потребить частицу должно так, чтобы на ладони не осталось ни одной крупицы.

Затем совершается приобщение Крови Христовой из святой чаши. Взяв ее обеими руками с пеленой, священник трижды причащается, говоря: "Честныя и Святыя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа причащаюся аз, раб Божий, священник (имя рек) , во оставление грехов моих и в жизнь вечную, аминь". В Служебнике не предписано произносить что-либо при причащении священнослужителей Святой Крови, но одни из них говорят: "Во имя Отца. Аминь; и Сына. Аминь; и Святаго Духа. Аминь"; другие: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный". По причащении священник отирает уста и потир пеленой, произнося: "Се прикоснуся устнам моим, и отъимет беззакония моя, и грехи моя очистит", и, целуя святую чашу, трижды говорит: "Слава Тебе, Боже". Затем призывает диакона словами "Диаконе, приступи". Диакон подходит, делает один поклон и говорит: "Се прихожду", а также: "Верую, Господи, и исповедую". Причащая диакона, священник говорит: "Причащается раб Божий диакон (имя рек) Честныя и Святыя Крове Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную". После причащения диакона священник произносит: "Се прикоснуся устнам твоим, и отъимет беззакония твоя, и грехи твоя очистит".

При соборном служении после раздробления Святого Агнца и троекратного поклона с молитвой "Боже, очисти" предстоятель кланяется сослужащим направо и налево со словами "Благословите, отцы святии". Сослужащие отвечают ему поклоном. Предстоятель, говоря: "Се прихожду", делает земной поклон, целует край престола, берет на правую руку частицу Святого Агнца и отходит на правую сторону престола. Второй священник обходит престол с правой стороны на левую и, став на место предстоятеля, принимает Пречистое Тело Христово точно так же и отходит влево, проходя около престола, а не сзади прочих священников, которые дают ему пройти, и становится на правой стороне рядом с предстоятелем. В таком же порядке по старшинству подходят к принятию Святого Тела и все прочие священники, следуя левой стороной, и отходят также левой, и по старшинству занимают места вокруг всего престола, не опираясь на него. Прочитав молитву "Верую, Господи", они причащаются Тела Христова. По причащении всех священников предстоятель становится на свое место у передней стороны престола и преподает Святое Тело диаконам, которые подходят и отходят указанным выше порядком. Для причащения Крови Христовой священники по старшинству подходят к чаше, теперь с правой стороны престола, делают поясной поклон и со словами "Се прихожду" причащаются. При этом верхний конец плата следует закладывать не под воротник подрясника, а под ризу. После причащения все священники, кроме предстоятеля, подходят по порядку к жертвеннику и выпивают теплоты с антидором. Предстоятель после причащения, обойдя престол, становится с левой стороны его, ожидая окончания причащения всех священников, а затем причащает Святой Крови диаконов и отходит к жертвеннику.

По наставлению духовенству Волынской епархии ее архипастыря Высокопреосвященного Антония, причащение при соборном служении должно совершаться следующим образом: по произнесении слов "Теплота веры" священнослужители читают "Ослаби, остави", творят все вместе земной поклон, если не воскресный день, не святки, не период между Пасхой и Пятидесятницей и не Преображение или Воздвижение. В последних случаях творится только поясной поклон. Затем кланяются на все стороны, говоря "Простите ми". После этого предстоятель творит второй поклон со словами "Се прихожду", целует престол и левой рукой кладет на свою правую ладонь Тело Христово. В это время остальные священники по старшинству подходят с левой стороны престола, принимают частицу, целуются с предстоятелем в плечо со словами "Христос посреде нас - и есть, и будет", снова возвращаются на свои места и, наклонясь над престолом, читают "Верую, Господи, и исповедую". После принятия священниками Тела Христова предстоятель раздает его диаконам, которые подходят, целуют престол, подающую причастие руку и плечо священника с теми же, что и священники, словами и становятся у престола по старшинству рядом со священниками. Раздав диаконам Святое Тело, предстоятель причащается от святой чаши и отходит к жертвеннику. Прочие священники подходят с правой стороны, по порядку причащаются Святой Крови и идут к жертвеннику, а младший священник, причастившись сам, причащает диаконов.

По принятии и потреблении Тела и Крови Христовых необходимо проследить, чтобы на руках, на устах или на престоле не осталось ни одной крупицы, ни одной капли Святых Таин. Края святой чаши с этой целью отираются платом, а возможные крупицы собираются антиминсной губкой.

После причащения священник раздробляет для причастников-мирян части Агнца НИ и КА на маленькие частицы, чтобы их хватило на всех желающих причаститься.

Если нет причастников, раздробления не бывает. После своего причащения диакон влагает частицы НИ и КА и все частицы, вынутые из просфор, в потир, произнося воскресные песнопения "Воскресение Христово видевше", "Светися, светися", "О Пасха велия". Затем тщательно отирает дискос губкой, говоря: "Отмый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Поцеловав дискос, он ставит его рядом с чашей, покрывает их покровцами, предварительно положив на дискос звездицу, и прочитывает молитву "Благодарим Тя, Владыко". Если священник служит с диаконом непричащающимся, указанные действия совершаются самим священником.

При опускании в святую чашу частиц, вынутых на проскомидии в честь Божией Матери и святых, по учению Церкви, через соединение их с Кровию Христовой символизируется живое участие Богородицы и святых вместе с верными в благодарственном воспоминании смерти и Воскресения Господа, даровавшего спасение миру. Одновременно они призываются и к молитве об умерших и живых, чтобы Господь омыл грехи всех поминавшихся на Божественной литургии, Своей Честно́й Кровию по молитвам святых.

Упомянутые выше воскресные песнопения произносятся в этот момент Божественной литургии как в праздничные, так и в будничные дни. Ими прославляется Спаситель и наше с Ним воскресение. Преподобный Иоанн Дамаскин († ок. 776) говорит: "Когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой, то чрез сие совершаем таинство погребения Его, и Он, как бы во гроб снисходит плотию Своею во утробы наши; снисшедши же во внутренния сердец наших хранилища, потом воскресает в нас, и купно нас сооживотворяет с Собою".

Если есть причастники, священник полагает частицы Святого Агнца в потир и причащает мирян, выйдя после возгласа "Со страхом Божиим" на солею. В этом случае все вынутые из просфор частицы остаются на дискосе и опускаются в чашу по окончании причащения, что делается из опасения причастить частицами вместо Святого Агнца.

После причащения священник выпивает теплоту с антидором и совершает омовение рук. Если он совершает Божественную литургию без диакона или с диаконом, не причащающимся Святых Таин, то по причащении не принимает теплоты с антидором и рук не умывает, а делает это после потребления Святых Даров.

Остатки Святых Даров потребляются служившим Божественную литургию и готовившимся диаконом. Если несколько диаконов служат с приготовлением, то Святые Дары потребляются ими по соглашению или по обычаю, существующему в данном храме.

После заамвонной молитвы священник, войдя царскими вратами в алтарь, читает молитву "Исполнение закона и пророков", после нее диакон, если он служит с приготовлением, идет к жертвеннику для потребления Даров. В противном случае Дары потребляются самим священником сразу после отпуста. Если священник служит с диаконом причащающимся, то молитва на потребление Святых Даров читается не про себя, а диакону вслух. Читать ее после заамвонной молитвы по пути в алтарь нельзя. Священник, совершающий Божественную литургию без диакона или с диаконом непричащающимся, должен читать ее по отпусте не перед престолом, а перед жертвенником, на котором потребляются оставшиеся Святые Дары. Потребление остатка Святых Таин при жертвеннике издревле было поручено собственно диаконам, о чем ясно говорится в Апостольских постановлениях (VIII, правила 13, 14). В Евхологии западного литургиста Иакова Гоара XVII в. в конце Божественной литургии святого Иоанна Златоустого указывается, что в случае отсутствия диакона Святые Дары потребляются священником, что еще раз подчеркивает мысль, выраженную в Апостольских постановлениях.

При потреблении Святых Даров до́лжно следить, чтобы в потире не осталось ни одной частицы или капли. Чашу нужно сполоснуть несколько раз горячей водой и ее выпить. После этого потребляющий может вкусить теплоту с антидором. Чашу по ополаскивании тщательно, досуха вытирают платом. Прибирать священные сосуды должен диакон, как сослужитель, а не совершитель таинства Евхаристии.

После совершения Божественной литургии и потребления Святых Даров прочитываются благодарственные молитвы по Святом Причащении. Священнослужители прочитывают их в полном облачении. Послепричастные молитвы написаны в первом лице: "Благодарю Тя", "Да будет ми", и священнику не следует перепоручать их чтение другому лицу.

По прибытии домой священнослужитель должен пребывать в молитвах и размышлениях о величии дара, которого удостоился во Святом Причащении, воздерживаться от всяких излишеств и от супружеского общения.

Приготовление запасных Святых Даров обычно совершается на Божественной литургии в Великий четверг, так как именно в этот день Святая Церковь вспоминает установление Божественной Евхаристии, но его не до́лжно делать на полной Божественной литургии в другое время. В храмах, где литургия совершается каждый день, частицы Святых Даров могут ежедневно оставляться в дарохранительнице от одной Божественной литургии до другой для причащения больных и ради смертных случаев. На последней литургии оставшиеся запасные Дары потребляются, а оставляются новые. В таких церквах специального приготовления запасных Даров как будто не требуется, однако ради предосторожности в ковчежце всегда должно быть их хотя бы немного.

Следует заметить, что обычай хранить вместе с запасными Дарами в особом сосуде Кровь Христову для приобщения опасно заболевших младенцев является нововведением, не имеющим никаких оснований в правилах и постановлениях церковных, и должен быть исключен из церковной практики.

Агнец для запасных Даров приготавливается так же, как и Агнец для Преждеосвященной литургии, - за полной Божественной литургией. На проскомидии литургии, на которой приготавливаются запасные Дары, кроме Агнца, предназначенного для совершения данной Божественной литургии, из другой просфоры точно так же, то есть с произнесением всех проскомидийных слов, приготавливается для запасных Даров другой Агнец, который ставится на дискосе рядом с первым. На Божественной литургии освящение обоих Агнцев в положенное время совершается вместе, а не порознь, то есть совершительные слова и благословение произносятся не над каждым из них в отдельности. По освящении Даров, перед причащением, священник берет Агнец, приготовленный для запасных Даров, и, держа над потиром, понемногу лжицею напояет его Кровию Христовою, соблюдая осторожность, чтобы не размочить Агнец и Кровь Христова не пролилась на какой-нибудь предмет. Напоенный Агнец полагается в кивот или дарохранительницу до окончания Божественной литургии.

После окончания литургии Агнец вынимается из кивота и высушивается на престоле. Делается это так: священник развертывает антиминс, вынимает из кивота Агнец и полагает его на дискосе, который ставится на антиминс. Затем совершается каждение вокруг престола, делается перед ним поклон и Святой Агнец раздробляется копием на мелкие частицы, которые священник просушивает, держа дискос над каким-либо источником тепла, например, электрической лампой, и переворачивая копием, чтобы предохранить от подгорания. Хорошо просушенные частицы влагаются в кивот и хранятся на престоле. Держать запасные Дары у себя дома священнику строго воспрещается ввиду опасности уничижения. Однако в случае крайней необходимости на короткое время они могут быть оставлены в доме священника - обязательно в переднем углу, рядом с иконами, и перед ними должна возжигаться лампада, а все домашние священника должны вести себя благоговейно, ради присутствия в доме Святыни. Если со Святыми Дарами в доме священника случится что-нибудь, он должен сообщить епархиальному архиерею и действовать по его указанию. Священник обязан постоянно следить за состоянием запасных Даров. Если они отсырели, их просушивают указанным выше способом или на открытом воздухе. Если в запасных Дарах замечается какая-либо порча, их потребляют за ближайшей Божественной литургией вместе с остатками Святых Даров, а вместо них приготавливают новые.

Которая у православных располагается на престоле в алтаре , а у католиков, обычно, за алтарём; переносятся туда в дароносице .

В православии Святые Дары приготовляются священником на проскомидии (первой части литургии). Хлеб для Святых Даров, называемый просфорой выпекают из квасного (дрожжевого) теста - из пшеничной муки, замешанной на воде с солью. Вино берут только чистое виноградное, непременно красное, поскольку красный цвет вина символизирует Кровь Христову.

Святые Дары преждеосвящённые и запасные - это хлеб и вино, освящённые накануне дня использования их для причащения. Запасные Святые Дары служат для причащения больных на дому; обычно их освящают за литургией в Великий четверг .

Основной аргумент к догматизации квасного литургического хлеба, сторонники этой традиции видят в греческом тексте Евангелий, где описывается установление Евхаристии Иисусом Христом на Тайной Вечере. Греческое слово «αρτοσ» (артос), буквально - «хлеб», использованное евангелистами, толкуется в смысле квасного хлеба и указывается, что опресноки в Библии обозначаются словом «αζυμωσ» (азимос), буквально - «пресный». Таким образом утверждается мысль, что квасной хлеб заповедан Самим Богом, и что использование опресноков является «отступничеством».

Но, не смотря на то, что в связи с греческой евхаристической традицией «артос» в ново-греческом языке стал однозначно ассоциироваться с квасным хлебом, Библия свидетельствует, что для древних греков «артос» был понятием нейтральным и о составе хлеба не говорил. Так в Септуагинте, в книге Исход «артос», в сочитании с «азимосом» и без такого сочетания, упоминается именно как пресный хлеб, приготовленный для религиозной церемонии -

«и хлебов (αρτουσ) пресных (αζυμουσ), и опресноков, смешанных с елеем, и лепешек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их, положи их в одну корзину, и принеси их в корзине…» (Исх.29:2).

«и один круглый хлеб (αρτον), одну лепешку на елее и один опреснок из корзины…» (Исх.29:23).


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Святые дары" в других словарях:

    В православии хлеб квасной из пшеничной муки, замешенный на воде (см. Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в дарохранительнице на… … Большой Энциклопедический словарь

    Святые Дары - СВЯТЫЕ ДАРЫ, в православии хлеб квасной из пшеничной муки, замешанный на воде (смотри Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Святые Дары в православии и католицизме хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на литургии, а затем во время евхаристического канона Святым Духом пресуществленные в Тело и Кровь Христа для причащения верующих. Святые Дары… … Википедия

    Хлеб (в православии квасной, в католицизме пресный) из пшеничной муки, замешанный на воде (см. Просфора), и вино (красное виноградное), ритуально подготовленные священником в алтаре для причащения верующих. Освящаются после литургии и хранятся в… … Энциклопедический словарь

    См. Дары святые … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Святые Дары - См. Дары Святые … Православие. Словарь-справочник

    Святые Дары - – см. Дары Святые … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Святые Дары - Свят ые Дар ы … Русский орфографический словарь

    Святые Дары - (церк.) … Орфографический словарь русского языка

    Святые дары - ♦ (ENG elements) (от лат. elementum основа) хлеб и вино, используемые во время причастия … Вестминстерский словарь теологических терминов

Книги

  • Избранные творения. В 2-х томах , Святитель Иоанн Златоуст. В истории Церкви есть несколько личностей, которые становятся настоящими светильниками для своей эпохи. Сияние этих людей пронизывает всю церковную жизнь целой христианской Вселенной, все…

Запасные Святые Дары освящаются на Божественной Литургии и особым образом заготовливаются священником: а) для причащения на дому и в больницах тяжелобольных и умирающих; б) для длительного хранения и причащения паствы в условиях гонений на Церковь .

Запасные Св. Дары благоговейно хранятся в алтаре храма на св. престоле в Дарохранительнице. Однако, в условиях гонений на Церковь, когда верующим приходилось прятаться и совершать свои богослужения тайно – появилась вынужденная практика хранения запасных Св. Даров на дому.

Однако, следует отметить, что обычай хранить в домах Св. Дары для ежедневного причащения имеет свое основание в практике древней Христианской Церкви. Еще святой мученик Иустин (II в.) засвидетельствовал, что Святые Дары после приобщения всех присутствующих при совершении Литургии были посылаемы чрез диаконов к не бывшим в Церкви. Не менее древнее и то обыкновение, что присутствовавшие при богослужении уносили с собой некоторую часть Святых Даров для ежедневного Причащения. В Постановлениях апостольских заповедуется диаконам, чтобы остатки Святых Даров вносили в особые отделения при алтаре (ластофории) и относили для причащения к отсутствующим, как-то: больным, заключенным в темницах ради имени Христова и проч..

В годы богоборческих гонений священники благословляли своим духовным чадам, живущим на большом расстоянии от храма Божия, иметь у себя дома запасные Св. Дары. В случае неотложной нужды христианин может причаститься сам или причастить опасно больного или умирающего ближнего по особо составленному чину (об этом будет сказано ниже), непременно после покаяния и исповедания грехов. Но это допустимо лишь в случае, когда действительно невозможно скоро призвать священника.

В условиях гонений не всегда удобно было бы содержать Святые Дары в церковной Дарохранительнице или Дароносице, так-как они своим видом сразу привлекают внимание. Если Св. Даров немного, то лучше всего их держать в герметически закрытом стеклянном пузырёчке или баночке, которая в свою очередь кладётся в мешочек из благородной ткани с нашитым св.Крестом. Уместнее всего мешочек со Св. Дарами хранить за иконами, в святом углу моленной комнаты, по возможности поддерживая неугасимый лампадный огонь перед Ними, как Великой Святыней. Комната, в которой хранятся Св. Дары содержатся в чистоте и благоговении – как храм. Если это жилая комната – в ней не допустимы: смех, шутки, ругань, пустословие и другие проявления греховной распущенности. В той комнате, где хранятся Св. Дары безусловно недопустимы никакие отношения между супругами, чтобы не подвергнуть Святыню оскорблению! Если Святых Даров заготовлено очень много, то можно приспособить для их хранения специальный большой термос с широким горлышком (термос имеет преимущество в том, что он не создаёт резких перепадов температуры и предохранит Святыню от конденсата влаги и плесени. Термос должен быть новым, колба его должна быть металлической – не бьющейся, и приобрести его необходимо заранее, пока есть такая возможность).И самое главное в СЛУЧАЕ ОПАСНОСТИ Святые Дары должно немедленно потребить, чтобы избежать поругания Святыни.


Часто на смертный случай в домах держат святую Крещенскую воду, а также засушенный св.артос, антидор и просфоры – всю эту святыню необходимо запасти в достаточном количестве, с благоговением ее хранить и употреблять натощак ежедневно. Следует однако помнить, что св. Крещенская вода и св.артос, имеющие великую благодатную силу, все же не могут сравниться с Телом и Кровью Христовой и не заменяют их. Древнее церковное обыкновение указывает давать св.Крещенскую воду вместо причастия тем, кто за какие-либо грехи отлучен от Св. Причастия. Итак, св. вода может быть использована для освящения и напутствия, но христианин всячески должен заботиться о том, чтобы отойти из этого мира и предстать перед Богом в чистом покаянии, сподобившись Причастия Св. Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

Умирающий может причаститься даже после еды (прошедшие роды и женская нечистота также не являются препятствием для причащения в случае смертной опасности), но, как уже сказано, непременно с покаянием и посильной исповедью (9-е правило патриарха Никифора Цареградского). Препятствием не может быть и то, если умирающий не может удержать во рту пищу или изблевывает ее. Причащенный, он и этом случае получает освящение, ибо благодать Божия преодолевает немощь тела. Если же больному случается пускать слюну и т.п. вскоре после причащения Св. Тайн, то ему предоставляется чистый сосуд, из которого затем все надо вылить в реку или зарыть поглубже в чистом и непроходимом месте. И тогда, - пишут отцы, - «дар Божий несть изблеван». Но уже потерявшему сознание, невменяемому и тем паче испустившему дух человеку Святые Дары подавать запрещено (Карфагенского соб. пр. 18; Трулльского соб. пр. 84).