Шенграбенское сражение в романе «Война и мир» Льва Толстого. Образ и характеристика князя багратиона в романе война и мир толстого сочинение

ВОЙНА И МИР

(Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869)

Багратион – один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 т., князь. В романе выступает как реальное историческое лицо и участник сюжетного действия. Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”. В романе он участвует главным образом как командующий Шенграбенским сражением. Перед операцией Кутузов благословил его “на великий подвиг” спасения армии. Одно присутствие князя на поле боя многое изменяет в его ходе, хотя он не дает никаких видимых приказаний, но в решительный момент спешивается и сам идет в атаку впереди солдат. Он любим и уважаем всеми, о нем известно, что за храбрость еще в Италии сам Суворов подарил ему шпагу. Во время Аустерлицкого сражения один Б. целый день отбивал вдвое сильнейшего неприятеля и при отступлении вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Именно поэтому Москва избрала его своим героем, в честь Б. дан обед в английском клубе, в его лице “отдавалась должная честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”.


Другие работы по этой теме:

  1. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Денисов Василий Дмитриевич – боевой гусарский офицер, игрок, азартный, шумный “маленький человек с красным лицом, блестящими черными...
  2. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Тушин – штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения, “маленький, грязный, худой артиллерийский офицер с большими, умными и добрыми глазами....
  3. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Курагин Анатоль – сын князя Василия, брат Элен и Ипполита, офицер. В отличие от “спокойного дурака” Ипполита...
  4. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Ростов Петя – младший сын графов Ростовых, брат Веры, Николая, Наташи. В начале романа П. еще маленький...
  5. ВОЙНА И МИР (Роман, 1863-1867; отд. изд. 1867-1869) Шерер Анна Павловна – фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны, хозяйка модного в Петербурге великосветского “политического” салона,...
Багратион

Характеристика литературного героя Это реальное историческое лицо, один из известнейших русских военачальников, герой Отечественной войны 1812 года, носит титул князя. Толстой говорит, что Б. “невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек”. В романе мы в основном видим его командующим Шенграбенским сражением, которого Кутузов благословил на спасение армии. Просто присутствие Б. на поле сражения уже помогает бойцам. Его все любят и уважают за решительность и отвагу. Во время самого решительного момента сражения Б. не отдает видимых приказаний, а спешивается и идет в бой впереди всего войска. Во время Аустерлицкого сражения Б. также проявил свой героизм. Он один отбивал неприятеля, который был явно вдвое сильнее, а потом, при отступлении, вывел с поля боя свою колонну нерасстроенной. Толстой отмечает, что когда давался обед в честь Б., в его лице “отдавалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату…”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Кутузов Характеристика литературного героя Кутузов – главнокомандующий русской армией. Участник реальных исторических событий, описанных Толстым, и одновременно сюжета произведения. У него “пухлое, изуродованное раной лицо” с орлиным носом; он седой, полный, тяжело ступает. На страницах романа Кутузов впервые появляется в Read More ......
  2. Капитан Тушин Характеристика литературного героя Это штабс-капитан, герой Шенграбенского сражения. Т. – человек маленького роста с тоненьким голоском, в нем было что-то “невоенное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное”. Этот герой робеет перед начальством, чувствует себя виноватым, маленьким. Накануне сражения Т. Read More ......
  3. Тихон Щербатый Характеристика литературного героя Мужик, приставший к партизанскому отряду Денисова. Тихон отличался богатырским здоровьем, огромной физической силой и выносливостью. В борьбе с французами он проявляет ловкость, отвагу и бесстрашие. Этот герой олицетворяет собой образ “дубины народной войны”, которая со Read More ......
  4. К “Войне и миру” Толстой шел трудно – впрочем, легких путей в его жизни не было. Толстой блистательно вступил в литературу с первой же своей вещью – начальной частью автобиографической трилогии “Детство” (1852). “Севастопольские рассказы” (1855) упрочили успех. Молодого писателя, Read More ......
  5. Анатоль Курагин Характеристика литературного героя Он сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на “беспокойного дурака”, которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не Read More ......
  6. Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство “потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия”. Это чувство – общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда Read More ......
  7. Платон Каратаев Характеристика литературного героя Это солдат Апшеронского полка, которого Пьер встретил в плену. К. – воплощение “всего русского, доброго и круглого”, патриархальности, смирения, непротивления, религиозности. Все эти качества Толстой ценил в русском крестьянстве. К. – добрый, мягкий, ласковый, добродушный Read More ......
  8. Писатель В. Г. Короленко рассказывал, что, когда он впервые читал “Войну и мир”, ему было страшно за Толстого. Ведь “его герой – целая страна, борющаяся с нашествием врага”. Художнику надо было изобразить движение сотен и тысяч людей. “И все это Read More ......
Багратион (Война и мир Толстой Л. Н.)

На вопрос Какую задачу поставил Кутузов перед Багратионом в романе Война и Мир??? заданный автором Начальник ЖЕКа лучший ответ это Замысел главнокомандующего русской армией Кутузова состоял в том, чтобы путём активной обороны нанести французским войскам как можно большие потери, изменить соотношение сил, сохранить российские войска для дальнейших сражений и для полного разгрома французской армии. В соответствии с этим замыслом был построен боевой порядок российских войск.
Начальная позиция, выбранная М. И. Кутузовым, выглядела как прямая линия, идущая от Шевардинского редута на левом фланге через большую батарею на Красном холме, названную позднее батареей Раевского, село Бородино в центре, к деревне Маслово на правом фланге. Оставив Шевардинский редут, 2-я армия отогнула левый фланг за реку Каменку, и боевой порядок армии принял форму тупого угла. Оба фланга русской позиции занимали по 4 км, но были неравнозначны. Правый фланг образовывала 1-я армия генерала-от-инфантерии М. Б. Барклая-де-Толли в составе 3 пехотных, 3 кавалерийских корпусов и резервов (76 тысяч человек, 480 орудий) , фронт его позиции прикрывала река Колоча. Левый фланг образовывала меньшая по численности 2-я армия генерала-от-инфантерии П. И. Багратиона (34 тысячи человек, 156 орудий). Кроме того, левый фланг не имел таких сильных естественных препятствий перед фронтом, как правый. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга стала ещё более уязвимой и опиралась только на три недостроенных флеши.
В начале Отечественной войны 1812 года 2-я западная армия располагалась под Гродно и оказалась отрезанной от основной 1-й армии наступавшими французскими корпусами. Багратиону пришлось с арьергардными боями отступать к Бобруйску и Могилёву, где он после боя под Салтановкой перешёл Днепр и 3 августа соединился с 1-й западной армией Барклая-де-Толли под Смоленском.
Багратион выступал сторонником привлечения к борьбе с французами широких слоёв народа, был одним из инициаторов партизанского движения.
При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру - люди переодевались в чистое белье, тщательно брились, надевали парадные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера и т. д. Именно таким, каким он изображен на портрете - с голубой андреевской лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами - видели полки Багратиона в Бородинском сражении, последнем в его боевой жизни. Осколок ядра раздробил генералу большеберцовую кость левой ноги. От предложенной врачами ампутации князь отказался. На следующий день Багратион упомянул в своём донесении царю Александру I о ранении:
«Я довольно не легко ранен в левую ногу пулею с раздроблением кости; но нималейше не сожалею о сём, быв всегда готов пожертвовать и последнею каплею моей крови на защиту отечества и августейшего престола… »
Полководец был перевезён в имение своего друга, князя Б. А. Голицына (его жена приходилась четвероюродной сестрой Багратиону) , в село Симы Владимирской губернии.
24 сентября 1812 года Пётр Иванович Багратион умер от гангрены, спустя 17 дней после ранения. Согласно сохранившейся надписи на могиле в селе Сима, он скончался 23 сентября.


Среди героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого можно выделить ряд реальных персонажей, которые подчеркивают реальность происходящих событий. Одним из таких героев является Багратион – известный русский военачальник, князь, герой Отечественной войны 1812 года. Представляя внешнюю характеристику героя, Толстой описывает Багратиона «невысоким, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухим, еще не старым человеком». В романе он руководит Шенграбенским сражением, именно Багратион был благословлен Кутузовым на спасение армии. Задачей отряда военачальника была задержка французов для соединения русских войск. Кутузов говорит Багратиону: «Благословляю тебя на великий подвиг». И герой выполняет свой долг. Перед Шенграбенским сражением полководец изображается смертельно уставшим, “с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами”, “неподвижным лицом”, который совершенно равнодушен к происходящему вокруг него.

Однако как только началось сражение, его облик резко изменился: “Не было ни невыспавшихся, тусклых глаз, ни притворно глубокомысленного вида: круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед очевидно ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность”. Герой не страшится опасности, он становится в один строй с офицерами и рядовыми солдатами. Уже одно присутствие Багратиона на поле боя помогает бойцам. Герой любим и уважаем за свою отвагу и решительность. В момент наступления наиболее решительного этапа сражения Багратион не отдает никаких видимых приказаний, но сам спешивается и идет в бой, являясь предводителем всего войска.

Своим личным примером воодушевляет он солдат под Шенграбеном и ведет их в атаку. Автор желает подчеркнуть талант Багратиона-полководца, всегда знающего, чего он хочет, а также знающего, при помощи каких средств достигнуть цели. При всей кажущейся бездеятельности в сражении под Шенграбеном поведение военачальника является лишь тонким стратегическим ходом: он старается не препятствовать естественному течению событий.

Характер военачальника тверд и решителен, он честен и бескомпромиссен. Еще перед Аустерлицким сражением мы видим Багратиона как принципиального воина, который не хочет участвовать в военном совете, поскольку считает его бессмысленным.

Толстой, побывавший на войне и испытавший на себе ее тяготы, относился к ней как преступлению, которое «противно человеческому разуму и всей человеческой природе». Автор считает, что настоящий героизм скромен и незаметен, он не выставляется напоказ, напротив, истинные герои в романе имеют подчеркнуто неуклюжие черты, отсутствие командного голоса. Они ведут себя как рядовые солдаты. Таким изображается и Багратион. Однако благодаря используемым художественным деталям читателю ясна роль, выполняемая военачальником, чувствуется его героизм и бесстрашие, стремление любой ценой одержать победу. Так, мы видим проявление героизма Багратиона и во время Аустерлицкого сражения, при битве с неприятелем, явно вдвое превосходящим по силе русское войско. Он же, проводя отступление, смог вывести с поля боя всю свою колонну нерасстроенной. Во время обеда в честь Багратиона, по словам автора, «давалась честь боевому, простому, без связей и интриг, русскому солдату...". Но, отважный и решительный в бою, герой застенчив и робок в светском обществе. На обеде в его честь полководец чувствует себя стесненно: “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”.

Багратион, по мнению Толстого, является идеалом “народного” полководца. Он умеет влиять на солдат и офицеров. Само его присутствие на военных позициях способствует поднятию их боевого духа. Когда Багратиону приходится действовать, для него исчезает все личное. Давая характеристику этому герою, даже сложно применить такие слова, как сдержанность, храбрость, спокойствие, характеризующие героическое поведение. Багратион – обычный человек, со своими человеческими слабостями, он не храбрится, он не спокоен, не сдержан, но и не напряжен. Он просто естественен, он выполняет свое дело, руководствуясь лишь чувством долга и чести. Багратион не боится глядеть в лицо смерти, у него даже в мыслях нет страха, поэтому и отсутствует всякое колебание в действиях, ведь он делает все, что может, под влиянием течения событий и собственных человеческих чувств.

Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Юрченко А.Н. (под руководством Березниченко А.А.) Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова Таганрог, Россия The image of P.I.Bagration in the novel of Leo Tolstoy «War and peace». Yurchenko A.N. (under the guidance of Bereznichenko A.A.) Taganrog aviation College named V.М.Petliakov Taganrog, Russia РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА ФИО: Юрченко Анна Николаевна Таганрогский авиационный колледж имени В.М.Петлякова, факультет «Производство летательных аппаратов», 1 курс Адрес: индекс – 346846,Ул.Октябрьская,д.114, с. Беглицкая Коса Ростовская область E-mail: [email protected] Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» Секция: филология в современном контексте Образ П.И.Багратиона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир». Многим героям и их прообразам посвящены на страницах романа Л.Н.Толстого «Война и мир» прекрасные слова и нередко объективная оценка их поступков и действий в период Отечественной войны 1812 года. Среди сотен героев романа особое место занимают такие исторические личности, как М.И.Кутузов, Наполеон Бонапарт, Д.И.Давыдов (прототип образа Денисова), П.И.Багратион. Особый интерес вызывает личность Петра Ивановича Багратиона, который предстает перед нами в романе как истинный герой Отечественной войны: «героем из героев был князь Багратион...» Реальное историческое лицо – Петр Иванович Багратион происходил из царственного грузинского рода, правившего Грузией около 10 веков. При присоединении Грузии к Российской империи в 1801 и утверждении «Общего Российского гербовника» в 1803 году ветвь Багратионов внесена в роды российских княжеств. Князь Багратион, не имея протекции, не получил, как другие князья, генеральский чин к тридцати годам. Но собственными заслугами и героическими поступками в различных военных акциях был отмечен Потемкиным и Суворовым. Последний подарил молодому князю шпагу за личное мужество. Багратион дослужился до звания генерала уже в 1809 году. Предвидя наступление войск Наполеона на Россию, стал одним из инициаторов заблаговременной подготовки к обороне родины и создания партизанского движения. В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим князя Багратиона, как один из центральных образов, передающих толстовскую идею простого героизма. Настоящий герой, по Толстому, очень скромен и даже неуклюж в обществе, но отчаян и бесстрашен в борьбе. Таким предстает Багратион по замыслу писателя перед Шенграбенским сражением. Он очень устал, «с полузакрытыми, мутными, как будто невыспавшимися глазами», равнодушен к происходящему вокруг. Но как только начался бой, сохраняя внешнее спокойствие, князь преображается и как будто горит изнутри: « круглые, твердые, ястребиные глаза восторженно и несколько презрительно смотрели вперед, очевидно, ни на чем не останавливаясь, хотя в его движениях оставалась прежняя медленность и размеренность». Мысль Л.Н.Толстого о поведении настоящего главнокомандующего, ведущего войска к победе, дублируется на страницах романа. Это человек, который не спорит с судьбой, но позволяет событиям развиваться по их естественному течению. Таким изображен Кутузов, который спит на совете в Филях, таким нарисован Багратион, неторопливо соглашающийся с действиями своих подчиненных и естественным ходом событий на поле боя при Шенграбене. Он воодушевляет солдат, сражается с ними наравне, плечом к плечу, но одновременно следит за общим ходом сражения, проявляя при этом мудрость истинного полководца. С. И. Леушева, проанализировав изображение исторической битвы в романе, точно подметила, что «...искусство Багратиона и героизм русских войск... обеспечили успех Шенграбенского сражения» (2). Однако не все в Москве понимали истинное значение военных действий в Австрии и возносили Багратиона в упрек «провалившему» дело Кутузову. Поэтому, по замыслу автора, совершенно другим прорисован герой Багратион на обеде в Английском клубе. Его неуклюжесть и растерянность в свете должна контрастировать с его героизмом и отвагой в горниле военных действий. “Он шел, не зная, куда девать руки, застенчиво и неловко, по паркету приемной: ему привычнее и легче было ходить под пулями по вспаханному полю, как он шел перед Курским полком в Шенграбене”. Создается впечатление, что «в новом узком мундире с русскими и иностранными орденами и с Георгиевской звездою» князь выглядит комично, он явно здесь чужой. Подобным образом в романе изображены все настоящие герои своей Родины - Кутузов, Денисов, Багратион. Они смешны на фоне светского общества и отважно героичны в своей стихии – на поле брани. Главным мерилом человеческого достоинства Толстой определил народную любовь. Этой любви и признания у Багратиона было достаточно. Простые солдаты, которых он вдохновлял перед боем словами: «Я всегда с вами, а вы - со мной!» - обожали князя, называли своим отцом. Они видели в нем божественную искру, считали его связующим звеном между ратью и Богом, так подсказывала им любовь и говорила его необычная фамилия. Как все защитники отчизны, не мыслящие борьбы без победы, исторический князь Багратион не смог пережить оставление Москвы. Он отдал слишком много жизней своих солдат на Бородинском поле, готов был положить свою, но не мог ни на секунду представить, что все это было зря. Толстовский «лев русской армии» погиб на поле боя, как и полагается художественному герою. Многие историки правдиво отмечают нечеткость и историческую недостоверность романа Л.Н.Толстого «Война и мир», считают, что на это произведение нельзя опираться, как на действительный источник. Около 300 ошибок обнаружено И. Козловым на страницах романа (4). Однако, это нисколько не умоляет значимости Отечественной войне 1812 года. П.И.Багратиона и его роли в Благодаря художественному образу в романе о князе Багратионе – герое войны и бескорыстном, отважном человеке узнал весь мир. Исторически достоверен тот факт, что Наполеон, сам будучи гениальным полководцем и хорошо разбиравшись в людях, отмечал: «Генералов хороших у России нет, кроме одного Багратиона»(3). 1.Л.Н.Толстой. Война и мир. В 2 книгах, М., АСТ, 2008. 2.С.И. Леушева. Роман Толстого «Война и мир», М., Учпедгиз, 1957, стр. 47. 3.Е.В. Тарле. Нашествие Наполеона на Россию, М., 1938, с.159 4. http://vn.ru/index.php?id=95021