Там экзюпери летчиком служил сканворд 6 букв. Антуан де Сент-Экзюпери. Стремительный шаг в небеса. Вечный странник по времени

Французский летчик, писатель Антуан Мари Жан‑Батист Рожер де Сент-Экзюпери (фр. Antoine Marie Jean-Baptiste Roger de Saint-Exupеry) родился 29 июня 1900 г. в Лионе (Франция) в разорившейся аристократической семье.

Отец умер, когда Антуану было четыре года, и воспитанием мальчика занималась мать. Его детство прошло в поместье Сен-Морис близ Лиона, принадлежавшем его бабушке.

В начальных классах он учился в Школе братьев - христиан Святого Варфоломея в Лионе, затем до 1914 г. - в иезуитском колледже Сент-Круа в Мансее-до, после чего продолжил учебу во Фрибуре (Швейцария) в колледже маристов.

В 1919 г. он записался вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры. В апреле 1921 г. Антуан был призван на военную службу и направлен во 2-й авиаполк в Страсбург, где он служил механиком в ремонтных мастерских и, одновременно, учился управлять самолётом. В конце года его перевели в Касабланку в авиационный полк для совершенствования техники пилотирования, после чего Сент-Экзюпери получил диплом гражданского пилота и звание офицера-запаса.

В 1922 г. он прошел курс обучения на военного летчика в Истре и получил звание младшего лейтенанта резерва и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный в парижском аэродроме Бурже. Однако через три месяца попал в первую серьезную аварию в воздухе с тяжелыми для здоровья последствиями и по выздоровлению был демобилизован. Он переселился в Париж, где был вынужден браться за любую работу: был служащим на черепичном заводе, агентом по продаже автомашин, продавцом в книжном магазине.

В 1925 г. (по другим сведениям в 1926 г.) Экзюпери начал работать на аэродроме Тулуза-Монтодран сначала механиком, затем летчиком. Он стал пилотом компании "Аэропосталь", доставлявшей почту по воздушной трассе Тулуза-Дакар (Северная Африка). Первый рассказ Сент-Экзюпери "Летчик" был опубликован в 1926 г.

В 1927-1929 гг. Сент-Экзюпери был начальником аэродрома в Кап-Джуби (Северная Африка, Рио-де-Оро), на границе Сахары.
(Краткая Литературная Энциклопедия, том 6 стр.767. М. 1971г.)

В 1929 г. Сент-Экзюпери на полгода вернулся во Францию и подписал договор с книгоиздателем Гастоном Гиллимаром на издание семи романов. В сентябре того же года он был назначен директором отделения французской авиакомпании "Аэропосталь Аргентина" в Буэнос-Айресе.

В 1930 г. Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в кавалеры Ордена Почетного легиона Франции, а в конце года стал лауреатом престижной литературной премии "Фемина".

В 1933-1934 гг. он был летчиком-испытателем, совершил ряд дальних перелетов, терпел аварии, несколько раз был тяжело ранен.

В 1934 г. он подал первую заявку на изобретение новой системы посадки самолетов (всего у Экзюпери было 10 изобретений на уровне научно-технических достижений своего времени).

С середины 1930-х гг. Экзюпери выступал и как журналист: в апреле 1935 г. по поручению компании "Эр-Франс" он в качестве специального корреспондента газеты "Пари-суар" побывал в Москве и описал этот визит в пяти очерках; в 1936 г., будучи фронтовым корреспондентом, написал серию военных репортажей из Испании, где шла гражданская война.

В 1939 г. Антуан де Сент-Экзюпери был произведен в офицеры Ордена Почетного легиона Франции. В феврале вышла в свет его книга "Планета людей" (в русском переводе - "Земля людей"), которая представляет собой сборник автобиографических эссе. Книга была отмечена премией Французской Академии.

За книгу "Ветер, песок и звезды" (1939) писатель получил Гран-При (Большую премию романа) Французской Академии . В США книга была удостоена Национальной премии года.

Когда началась война, капитан Сент-Экзюпери был мобилизован в армию, но его признали годным только для службы на земле. Используя все свои связи, он добился назначения в авиационную разведгруппу.

В мае 1940 г. на самолете "Блок -174" Сент-Экзюпери совершил полет на разведку над Аррасом, за что был награжден Военным крестом "За боевые заслуги".

После оккупации Франции немецко-фашистскими войсками в 1940 г. эмигрировал в США.

В феврале 1942 г. его книга "Военный летчик" вышла в США и имела большой успех, после чего Сент-Экзюпери в конце весны получил заказ от издательства Рейналь-Хичхок написать сказку для детей. Он подписал контракт и начал работу над философско-лирической сказкой "Маленький принц" с авторскими иллюстрациями, которая завершилась поздней осенью 1942 г. В апреле 1943 г. "Маленький принц" был опубликован в США.

Высказывания Рипперта , например, записями радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Но то же время есть факты, которые противоречат утверждениям немецкого пилота. Так, в журналах германских ВВС не было найдено записей о самолете, сбитом в тот день в местности, где пропал Сент-Экзюпери. Найденные обломки его самолета не имели явных следов обстрела. Это обстоятельство породило целый ряд предположений и гипотез - в том числе о неисправности истребителя, на котором летел Экзюпери, и даже о возможном самоубийстве писателя.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

(оценок: 3 , среднее: 4,00 из 5)

Имя: Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери
День рождения: 29 июня 1900
Место рождения: Лион, Франция
Дата смерти: 31 июля 1944
Место смерти: Средиземное море

Биография Антуана де Сент-Экзюпери

Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери родился в Леоне. Отец умер, когда мальчику исполнилось 4 года, поэтому его образованием занималась мать. Сначала будущий писатель учился в Мансе, в иезуитском колледже Сент-Круа. После этого в Швеции в Фрибурге в католическом пансионе. Окончил образование в Академии изящных искусств на отделении архитектуры.

Большое влияние на дальнейшую судьбу Сент-Экзюпери оказал 1921 год. В это время он отправляется в армию. Он попал в Страсбурге в полк истребительной авиации. Сначала он просто занимался ремонтом. После специальных курсов он становится гражданским летчиком. После этого его отправляют в Марокко, где Сент-Экзюпери становится уже военным летчиком.

В 1922 году Антуан отправляет под Париж в авиационный полк, где впервые попадает в катастрофу на самолете. Стоит отметить, что таких катастроф в жизни ему придется пережить очень много.

После этого Сент-Экзюпери останавливается в Париже и впервые пытается заработать денег своим писательским мастерством. Однако данная затея оказывается провальной, поэтому от безысходности Антуан работает продавцом книг, а также продает автомобили.

В 1925 году Сент-Экзюпери получается работу пилота в компании «Аэропосталь», которая занималась доставкой корреспонденции в Северную Африку. С 1927 по 1929 он работает начальником аэропорта.

В это самое время Сент-Экзюпери пишет и публикует свой первый рассказ под названием «Летчик». В 1931 году его награждают премией «Фемина» за рассказ «Ночной полет».

С середины 30-х годов Сент-Экзюпери начинает работать журналистом. В 1935 году он побывал в СССР и написал несколько набросков, в одном из них он даже пытался показать суть сталинского правления.

В 1939 году Сент-Экзюпери получает премию Французской академии за книгу «Планета людей», а за книгу «Ветер, песок и звезды» его награждают Национальной книжной премией США.

Когда началась Вторая Мировая война, Снт-Экзюпери сразу же отправился служить. Он находился в свободной от немцев области Франции, когда последние ее оккупировали, а позже уехал в США. В 1943 году он опять попадает в Северную Африку и служит там военным летчиком. Именно здесь была создана его всемирно известная работа «Маленький принц».

В июле 1944 года Антуан де Сент-Экзюпери отправился в разведку с острова Корсика, и после этого его самолет пропал. Очень долго никто ничего не знал о гибели писателя. Лишь в 1998 году рыбак возле Марселя выловил браслет, который принадлежал летчику, а в 2000 году нашелся его разбитый самолет.

Расследование показало, что на корпусе летательного аппарата не было явных повреждений, поэтому авиакатастрофа могла случиться из-за неисправности оборудования либо из-за самоубийства пилота. Позже все-таки стало известно о том, что самолет был сбит немецким военный, который признался в этом лишь в 2008 году.

В 1948 году вышла книга «Цитадель», в которой собраны притчи и афоризмы летчика-писателя, которая так и осталась незавершенной.

Документальный фильм

Вашему вниманию документальный фильм, биография Антуана де Сент-Экзюпери.


Библиография Антуана де Сент-Экзюпери

Основные произведения:

  • Южный почтовый (1929)
  • Почта - на юг (1931)
  • Ночной полёт (1938)
  • Земля людей (1942)
  • Военный лётчик (1943)
  • Письмо заложнику (1943)
  • (1948)
  • Цитадель

Послевоенные издания:

  • Письма юности (1953)
  • Записные книжки (1953)
  • Письма к матери (1954)
  • Придать жизни смысл. Неизданные тексты, собранные Клодом Рейналем. (1956)
  • Военные записки. 1939-1944 гг. (1982)
  • Воспоминания о некоторых книгах. Эссе

Наш нестареющий друг -


"Мы в ответе за тех, кого приручили…" Со времен юности с нами навсегда остались эти проникновенные слова славного сына Франции, пробудившего в нас ощущение приобщенности к необозримой и в то же время хрупкой "планете людей", к всечеловеческому братству. С его именем мы связываем зарождение в нас трепетного чувства романтической окрыленности, веры в собственные силы. Оно навсегда останется символом бескорыстной любви, самопожертвования ради права чувствовать себя Человеком.

С той самой поры безоблачных мечтаний и возвышенной веры в торжество героического духа живет с нами красивая легенда о сгинувшем в небе Франции писателе-летчике, человеке, которого арабы прозвали Капитаном птиц. Мы свято верили - он не исчез, а растворился в средиземноморской лазури, ушел навстречу звездам, как и его Маленький принц. И сегодня потомкам этого романтика, гражданина Вселенной, жившего вне времени и границ, дана возможность припасть к источнику мудрости и доброты, мужества и сопереживания, которое он воплотил в изысканной форме философско-лирической сказки, а на деле - в самом оригинальном в мировой литературе объяснении в любви - повести "Маленький принц".

Франция вправе считать себя избранницей Фортуны. Ей был дарован истинный Талант, прозрачный и звонкий, талант любить и дарить любовь другим людям. Проведя наши растерянные души сквозь горнило коварных соблазнов и надуманных проблем, истинных и "балаганных" терзаний, он стал неотъемлемой частью того мира духовности и теплоты, дефицит которого так ощутим сегодня. И поэтому нам как никогда важна дружеская ободряющая улыбка этого удивительно светлого человека, его мудрые слова: "Самое позорное - бояться собственной трусости"…


Аристократ неуемного духа


Родился Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери 29 июня 1900 года в Лионе, в семье, принадлежавшей к старинной провансальской аристократии. Отец умер, когда маленькому золотоволосому проказливому Тонио (прозванному за это Король Солнце), было четыре года. Овдовевшую графиню Мари и ее пятерых детей приютил изрядно обветшавший замок Сент-Морис де Реман близ Лиона. Позже товарищи по лицею прозвали Антуана еще более метко - Звездочет: его нос всегда был круто вздернут к небу. Он окончил школу иезуитов в Монтре, учился в католическом пансионе в Швейцарии, а в 1917 году поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры. Беззаботная жизнь кончилась. Взрослый мир, поджидавший разорившихся аристократов за воротами замка, был равнодушным и пошлым. В большой мир вышел нескладный, застенчивый, нищий, не приспособленный к самостоятельной жизни юнец без малейших признаков "аристократической стати".

В 1921 году молодой граф был призван в армию, попал на курсы пилотов, отправился служить в Страсбург. Через год, закончив службу, переселился в Париж. Здесь он начал писать. Но литературные труды доходов не приносили. И разочарованный мечтатель, считавший себя законченным неудачником, потомок рыцаря Святого Грааля, стал коммивояжером. Он служил в конторе черепичного завода, торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. А в 1925 году Экзюпери стал пилотом компании "Аэросталь", доставлявшей почту на северное побережье Африки. Он спал на двери, положенной на два пустых ящика, писал и ел на перевернутой бочке, читал при свете керосиновой лампы. Но, наконец, обрел душевное спокойствие. Для внутреннего равновесия ему были необходимы ощущение постоянной опасности и возможность совершить подвиг.

В 1927 он был назначен начальником аэропорта в Кап-Джуби в северной Африке. В представлении к ордену Почетного легиона о Сент-Экзюпери говорилось: "...Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела…". Тогда-то ему и довелось совершить аварийную посадку в пустыне - и это привело к написанию повести "Маленький принц". В 1929-1931 годах он служит пилотом в Южной Америке, в Африке.

В 1933-1934 годах Сент-Экс становится летчиком-испытателем. В 1935 году он побывал в СССР, а в 1937-м - в Испании. В 1939 году, после начала Второй мировой войны, он сражается с нацистами в Испании и Франции, награжден Военным Крестом Французской Республики. В декабре 1940 года эмигрирует в США. С 1943-го служит военным летчиком в Северной Африке. Антуан де Сент-Экзюпери погиб 31 июля 1944 года, не вернувшись из разведывательного полета. Писатель не дожил трех недель до освобождения Франции.

Первый его рассказ "Летчик" был опубликован в 1926 году. Среди его произведений - антифашистские репортажи из Испании (1937), очерки об СССР, рассказы, повести, романы "Южный почтовый" (1929) и "Ночной полет" (1930-1931), наконец - его "визитка" - "Маленький принц" (1943). В 1939 году его книга "Планета людей" (в русском переводе - "Земля людей") была отмечена премией Французской академии. А незаконченная повесть "Цитадель" была опубликована в 1948 году.


Вечный странник по времени


Этот необычный человек прожил удивительную жизнь, достойную если не подражания, то уж пристального внимания - наверняка. Окружающие знали его как "гейзер оптимизма" - он как никто умел делать счастливыми других… Но сам был глубоко несчастен. Друзья говорили, что тогда, в последний его год, опасность была ему нужна "как таблетка болеутоляющего", наркотический стимул "…у бездны страшной на краю". Сент-Экзюпери и раньше никогда не боялся смерти, теперь же он ее искал. Перед своим последним полетом он оставил записку другу: "Если меня собьют, я абсолютно ни о чем не жалею...".

…В свои 44 года он был чересчур стар для военной авиации. Внимание и реакция подводили его. За годы полетов он получил столько ранений и увечий, что был даже не в состоянии без посторонней помощи натянуть комбинезон. Он с трудом втискивал в тесную кабину свое грузное, изломанное в многочисленных катастрофах тело. Его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не "по правилам", а по инстинкту, забывал убрать шасси, подключал пустой бензобак, садился "не туда". Но тогда его выручало внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях. А теперь он был немолод и нездоров, и каждый пустяк превращался для него в мучение.

Он был необычайно добрым: когда у него водились деньги, давал в долг направо и налево, когда они заканчивались - жил за счет друзей. Сент-Экс мог запросто в пять утра позвонить семейным людям и начать читать только что написанную главу. Ему прощали все, ведь он и сам отдал бы другу последнюю рубашку. Грузный, забавно-нелепый, с криво висящими орденом Почетного легиона и Военным крестом - он был объектом всеобщей любви и заботы: всем, кто был вокруг, хотелось его защитить… Сент-Экзюпери приручал всех, кто его окружал. Его обожали дети, его любили взрослые, он славился как талантливый гипнотизер и виртуозный карточный фокусник, как душа компании.

Но он рвался в воздух, требовал, чтобы все вылеты в район Аннесси, где прошло его детство, остались за ним. Но ни один из них не прошел благополучно. И там же оборвался последний полет майора де Сент-Экзюпери. Перед этим, четвертым, вылетом гадалка предсказала, что он погибнет в морской воде, и он, со смехом рассказывая об этом друзьям, заметил, что она, скорее всего, приняла его за моряка.

…С годами он стал необычайно привлекателен. Такой мужчина, как он, мог сделать счастливой любую женщину. Но и здесь Фортуна не оставила ему шансов заскучать. …Они встретились в 1930 году в Буэнос-Айресе, куда Сент-Экзюпери перевели с повышением - техническим директором компании Aeroposta Argentina. Консуэло Гомес Карилльо, которой не было еще и 22 лет, успела уже дважды побывать в браке. Ее второй муж, гватемальский дипломат и писатель Энрико Гомес Карилльо, друживший с Оскаром Уайльдом, покончил с собой. Консуэло была неистовой и пылкой, любила приврать. Сент-Экзюпери так описывал начало их романа: когда она находилась на борту его самолета, он пригрозил спикировать в реку, если она не поцелует его...

Она отлично разбиралась в живописи и неплохо лепила. Иногда срывалась в Париж, чтобы встретиться с друзьями-художниками - Сальвадором Дали и Максом Эрнстом. Большой и неуклюжий, Антуан чувствовал себя этаким слоном на фоне ее легкости и грациозности. Превосходная рассказчица, она внесла в жизнь Антуана поэзию, фантазию, легкость... Ведь только такой выдумщице под силу было увидеть в шляпе удава, проглотившего слона… Она постоянно жаждала новых приключений. И потихоньку… сходила с ума. Это еще больше привязывало к ней Сент-Экзюпери: за взрывами беспричинного гнева он видел скрытую нежность, за безумием - ранимую душу. Роза из "Маленького принца" была списана с Консуэло - портрет получился точным, хотя и сильно идеализированным.

Вот и роман "Ночной полет", начатый в период их пылких отношений, можно сказать, был написан благодаря твердости Консуэло: Сент-Экс получал доступ в спальню лишь тогда, когда в щель под дверью просовывал очередные 5-6 исписанных листов рукописи. При этом она делалась все более странной: на светский прием графиня де Сент-Экзюпери могла прийти в лыжном костюме и горных ботинках.

…Из Африки он возвращается в Париж, а затем эмигрирует. Но и в Нью-Йорке ему нет покоя - он пишет "Маленького принца", очень похожего на "последнее прости". И тоскует по Консуэло. На войну он отправился так же, как Маленький принц в путешествие по другим планетам, - сознавая, что назад дороги нет. За два дня до этого он заранее написал пространное любовное послание своей жене: "Сотки мне плащ из твоей любви, Консуэло, и ни одна пуля не заденет меня!". И в гуще "боевых будней" его дух укрепляет именно это дивное чувство… Но, увы, и этой защиты, самого надежного средства от душевных терзаний, оказалось мало...


Андрей ШЕСТАКОВ
"Киевский ТелеграфЪ" 2 июля - 8 июля 2010 №27 (529)
Знаменитые писатели Пернатьев Юрий Сергеевич

Антуан де Сент-Экзюпери (22.06.1900 – 31.07.1944)

Антуан де Сент-Экзюпери

(22.06.1900 – 31.07.1944)

Французский писатель, военный летчик.

Романы «Южный почтовый», «Ночной полет», «Земля людей»; повести «Военный летчик», «Письмо заложнику»; аллегорическая сказка «Маленький принц»; незавершенная философская книга «Цитадель».

Впервые об Антуане де Сент-Экзюпери мы узнаем в детстве, когда встречаемся с его Маленьким принцем, героем одной из самых прекрасных литературных историй в мире чудес и превращений. По мере взросления к нам приходят его книги «Ночной полет», «Земля людей», «Военный летчик». Это уже не сказочные истории, а вполне реальные чувства человека, пережившего за сорок четыре года столько невероятных событий, сколько хватило бы на несколько жизней.

А между тем аристократическое происхождение Сент-Экзюпери, казалось, не давало никаких особых поводов ни для избрания одной из самых опасных для того времени профессий авиатора, ни для судьбы, наполненной приключениями и драматическими поворотами. Граф Антуан вполне мог бы существовать спокойно и безбедно, наслаждаясь идиллией природы и благополучием в покоях замка. Но он определил для себя иной путь – открыть заново Планету людей, которую любил и понимал.

Антуан Жан-Батист Мари Роже де Сент-Экзюпери родился 22 июня 1900 г. в Лионе и был по материнской линии потомком старинной аристократической провансальской семьи. Еще древнее был род его отца. Имя Сент-Экзюпери носил один из рыцарей Святого Грааля. А с 1235 г. графы Сент-Экзюпери уже упоминаются во многих французских исторических хрониках.

Антуан рано лишился отца, перенеся всю свою сыновнюю любовь на мать. До конца жизни он сохранил к ней самые нежные чувства и писал письма отовсюду, где бы ни находился, поверяя ей самые сокровенные душевные переживания. После смерти отца госпожа Сент-Экзюпери вместе с детьми перебралась из Лиона к своим родственникам в старинный замок Сен-Морис де Реманс. Семья была большая, дружная и детство Антуана было редкостно счастливым. С ранних лет смышленого мальчика занимали игры, сказки, механика, т. е. «все, что движется и вращается».

В 1909 г. Антуан с братом Франсуа поступают в иезуитский коллеж Сен-Круа в Ле Мансе, в котором учеба не была слишком обременительной. В 1914 г., с началом Первой мировой войны образование мальчики продолжили в маристском коллеже во Фрибуре в Швейцарии. Здесь Антуан решает стать военным моряком. Он переезжает в Париж, чтобы подготовиться к поступлению в Высшее военно-морское училище. Увы, благополучному юноше, пожалуй, впервые в жизни пришлось испытать горечь разочарования. Экзамены по истории и географии он не сдал и в училище не был принят. Несколько обескураженный, но не растерянный Антуан в качестве альтернативы избрал архитектурное отделение Академии искусств, где и проучился год, однако увлечение техникой не оставил. Все его мысли в это время были заняты авиацией. Надо сказать, что свое первое «воздушное крещение» Антуан получил еще в 12 лет, сделав несколько кругов на самолете со знакомым летчиком.

В 1921 г. Сент-Экзюпери оставляет занятия на архитектурном факультете и записывается добровольцем в Авиаполк в Страсбурге. Пройдя курс подготовки, он продолжил совершенствовать летное мастерство сначала в Марокко, затем во Франции. Это еще не было осознанием призвания, оно придет позже, во время постоянных полетов, больших перелетов и даже серьезных авиакатастроф. Пока же Антуану пришлось заниматься земными делами. Чтобы заработать средства к существованию, он устроился в контору черепичного завода, затем торговым агентом автомобильной фирмы (кстати, за год работы Антуан продал всего один автомобиль), аэродромным механиком.

Весной 1927 г. Сент-Экзюпери начал работать на линии Тулуза – Касабланка по перевозке почты, а в октябре этого же года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джупи. К этому времени он уже начинает пробовать свои силы в литературе.

Главными вдохновителями творчества Сент-Экзюпери и прообразами его будущих произведений стали друзья, лучшие авиаторы Франции Гийоме и Мермоз, с которыми Антуана свела судьба во время освоения почтовых авиалиний. Это были мужественные люди, знавшие цену настоящей мужской дружбе. Им писатель посвятил самые проникновенные страницы своих книг «Ночной полет» и «Земля людей». А первым крупным произведением Сент-Экса, как называли его друзья, стала повесть «Южный почтовый». 270 страниц – итог пятилетнего труда молодого писателя, попытавшегося разобраться в себе, «чтобы привести слова в полное соответствие с мыслями».

«Южный почтовый» – самая романтическая книга Экзюпери. Она повествует о том, как пилот компании «Аэропосталь» Жак Бернис ищет в земной любви идеал и цель своей жизни. Разочаровавшись в собственных чувствах, он отдает все силы авиации, перевозя почтовые грузы. Конец романа печален – Бернис погибает от пуль арабов. Друг находит его тело в пустыне и подбирает почту. Она будет доставлена «в срок и по назначению».

Совершенной любви искал для себя и сам Экзюпери. «Я ожидаю встретить девушку – красивую, и умную, и полную очарования, и веселую, и успокаивающую, и верную… и такую я не найду»; «Женщина, которая мне необходима, как бы составлена из двадцати женщин… Я слишком много требую…», – это выдержки из его писем к матери. И однажды Сент-Экзюпери показалось, что он нашел свой идеал. Это была 25-летняя вдова аргентинского журналиста Гомеса Корильо, Консуэло Сунцин, с которой он познакомился в конце 1930 г. в Южной Америке. Маленькая, грациозная, остроумная, с огромными черными глазами, немного взбалмошная и склонная к фантазиям Консуэло была под стать Антуану. Образованная, с романтическими представлениями о жизни, она внесла в одинокую жизнь писателя-авиатора светлую радость и поэзию. Весной 1931 г. они поженились.

С точки зрения обывателей, это был странный брак. Консуэло была экспансивна и несдержанна. Споры, скандалы, выяснения отношений возникали между супругами регулярно. И Антуан, и его жена в житейском плане были людьми беспечными, не особо задумывались о будущем. Однако, как ни странно, этого и хотел Экзюпери. Он панически боялся мещанского брака, союза с женщиной, которая создала бы вокруг него спокойную, уравновешенную, будничную жизнь. Покой, тишина, благополучие не соответствовали ни его характеру, ни темпераменту. Бурная супружеская жизнь действовала на Антуана возбуждающе, подстегивала его к работе. Кроме того, супруги не придавали никакого значения физической верности. Возможно, такая свобода и явилась залогом прочности этого весьма оригинального брака.

Тем не менее, Сент-Экзюпери время от времени нуждался в каком-то особом, благостном покое. И он его обрел в обществе другой женщины, занявшей значительное место в его жизни. Имя ее так и не стало достоянием широкой публики. Биографы называют ее Подругой, Незнакомкой или просто Н. Красивая, высокая, стройная, она сразу привлекла внимание Антуана сочетанием чисто женского обаяния, мужской независимости и ума. Этот роман начался в 1934 г. и длился до самой смерти писателя. Узнать о нем можно только из одного источника – воспоминаний самой Н., опубликованных под псевдонимом Пьер Шеврие. Впоследствии Сент-Экзюпери избрал Н. своей духовной наследницей, что вызвало целый ряд осложнений, связанных с притязаниями на рукописи со стороны Консуэло. В итоге по решению друзей и боевых товарищей Сент-Экзюпери его литературный архив был передан Н. Она приложила немало усилий к тому, чтобы значительная часть его была опубликована и снабжена комментариями.

Несмотря на начавшуюся бурную семейную жизнь, Сент-Экзюпери продолжал успешно летать, а по вечерам обдумывал сюжет новой книги. Она появилась в том же 1931 г. под названием «Ночной полет». Повесть относится к южно-американскому периоду жизни писателя, когда он вместе с товарищами по компании «Аэропосталь» перевозил почту из Чили и Парагвая в Буэнос-Айрес. Причем, чтобы ускорить доставку грузов, пилотам приходилось летать ночью над опасными горными хребтами Кордильер. «Жизнь, полная опасностей и смертельного риска», – так описывает Экзюпери, на первый взгляд, будничную, но на самом деле героическую работу летчиков.

В феврале 1939 г. вышла еще одна книга писателя – «Земля людей», имевшая не только успех у читателей, но и удостоенная «Большой премии романа» Французской академии. Ее оценили даже рабочие типографии Гревэн, которые еще до поступления книги в продажу преподнесли автору ее экземпляр, напечатанный на авиационном полотне. «Земля людей» представляет собой сборник эссе. В них рассказывается о первых полетах, об учебе новичков и общении их с опытными летчиками, о борьбе с «тремя божествами» – горами, морем и бурей. Через всю книгу проходит мысль об осознании человеком его величия на Планете людей, утверждении приоритета человеческого духа над всем остальным.

В 1939 г. началась Вторая мировая война. И хотя врачи признали Сент-Экзюпери негодным к полетам вследствие многочисленных травм и контузий, он все же добился зачисления в разведывательную авиагруппу и служил там до ноября 1940 г.

События военных лет нашли отражение в повести «Военный летчик», где война показана суровой, жестокой и совершенно бессмысленной. Книга наполнена философским содержанием, размышлениями о жизни и смерти, победе и поражении. Собственно, и шедевр Экзюпери, аллегорическая сказка «Маленький принц», написанная в 1942 г., тоже философская притча. Дети находят в ней удивительных сказочных героев, а взрослые – великую мудрость жизни, краткой формулой которой стала знаменитая фраза: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

К началу Второй мировой войны Сент-Экзюпери было уже за сорок. Тем не менее, он упорно и настойчиво добивался, чтобы ему позволили управлять самолетом «П-38», быстрой машиной, созданной для более молодых и выносливых летчиков. Благодаря вмешательству одного из сыновей Рузвельта он в марте 1944 г. был назначен заместителем командующего 31-й эскадрильей средних бомбардировщиков в Сардинии и получил разрешение на восемь боевых вылетов.

31 июля 1944 г. майор Антуан де Сент-Экзюпери из последнего восьмого полета не вернулся. Его самолет был сбит над Средиземным морем, неподалеку от города Сен-Рафаэль. Смерть пришла к Сент-Экзюпери в небе, которое он так любил и так поэтично воспел в своих произведениях.

Из книги 100 великих загадок XX века автора

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих тайн автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги 100 великих загадок истории Франции автора Николаев Николай Николаевич

Тайна гибели Сент-Экзюпери 26 сентября 1998 г. марсельский рыбак Жан-Клод Бьянко обнаружил в сетях необычный предмет. Очищенный от донных наслоений, предмет оказался серебряным браслетом, принадлежавшим Антуану де Сент-Экзюпери. Так было положено начало разгадке тайны

Из книги Величайшие загадки XX века автора Непомнящий Николай Николаевич

КЛЮЧИК К ТАЙНЕ СЕНТ–ЭКЗЮПЕРИ? То, что не смогли сделать оснащенные новейшими приборами суда, занимавшиеся многие годы поиском самолета Антуана де Сент–Экзюпери на дне Средиземного моря, случайно удалось простой рыболовецкой шхуне «Горизонт».26 сентября 1999 года, как

Из книги Загадочные исчезновения. Мистика, тайны, разгадки автора Дмитриева Наталия Юрьевна

Антуан де Сент-Экзюпери Этот поразительный человек, великий романтик с огненным сердцем, известен всему миру, прежде всего, как блистательный писатель. Трудно, наверное, найти современного человека, который не знал бы самое изящное и трогательное, мудрое и пронзительное

Из книги Сенная площадь. Вчера, сегодня, завтра автора Юркова Зоя Владимировна

Антуан Франсуа Модюи Французский архитектор Антуан Франсуа Модюи – одна из самых неизученных фигур в истории реконструкции Петербурга периода александровского правления. Его положение предопределил мемуарист Ф. Ф. Вигель, сослуживец по Комитету для строений и

Из книги Личности в истории автора Коллектив авторов

Экзюпери. Последний полет Андрей Грошев Один философ XX века сказал, что, если из истории убрать несколько десятков людей, от нее ничего не останется.Экзюпери, бесспорно, один из этих нескольких десятков – мыслитель, пилот, писатель, Человек.Размышляя о чуде Экзюпери,

Из книги Очерк общей истории химии [От древнейших времен до начала XIX в.] автора Фигуровский Николай Александрович

АНТУАН ЛОРАН ЛАВУАЗЬЕ(5) Наиболее видным ученым среди французских естествоиспытателей эпохи французской буржуазной революции, без сомнения, следует считать реформатора химии Антуана Лорана Лавуазье. Личность этого ученого крайне противоречива. Его напряженные и

автора

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Антуан де Сент-Экзюпери (полное имя - Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери) - французский писатель, который был профессиональным летчиком, появился на свет в Леоне 29 июня 1900 г. Его отец-граф скончался, когда Антуану было 4 года, заботы о мальчике всецело легли на плечи матери. С 1908 по 1904 г. Антуан получал образование в Мансе, иезуитском колледже Сент-Круа, затем был воспитанником находящегося в швейцарском Фрибурге католического пансиона, завершил образование вольным слушателем Академии изящных искусств, отделения архитектуры.

Многое в его дальнейшей биографии определил 1921 г., когда Сент-Экзюпери призвали в армию. Антуан попал в дислоцирующийся в Страсбурге 2-й полк истребительной авиации. Поначалу он был рабочим ремонтной мастерской, затем, после окончания курсов пилотов, успешно выдержал экзамен на гражданского летчика. Оказавшись позднее в Марокко, он становится военным летчиком.

В октябре 1922 г. его направляют в 34-ый авиационный полк под Парижем, и уже в январе следующего года в его жизни случается первая авиакатастрофа, которых ему предстоит пережить немало. Комиссованный Сент-Экзюпери обосновывается в столице, где пытается зарабатывать деньги литературным трудом. Однако это занятие не принесло ему особого успеха, поэтому пришлось искать другие источники доходов, в частности, работая продавцом.

В 1925 г. Сент-Экзюпери становится пилотом компании «Аэропосталь», которая занималась доставкой корреспонденции в Северную Африку. На протяжении 1927-1929 г. он работал в должности начальника аэропорта в этих краях. К этому же периоду его биографии относится появление в печати первого рассказа под названием «Летчик». С 1929 г. он работает начальником буэнос-айресского отделения авиакомпании. За вклад, внесенный в развитие гражданской авиации, в 1930 г. его награждают Орденом Почетного легиона. В 1931 г. состоялось его возвращение в Европу, где он опять работал на почтовых авиалиниях. В 1931 г. Сент-Экзюпери становится обладателем литературной премии «Фемина» за «Ночной полет».

Начиная с середины 30-ых гг. Сент-Экзюпери занимается журналистской работой. Так, результатом его визита в СССР в 1935 г. стали 5 очерков, в одном из которых предпринималась попытка выявить суть сталинской политики. В качестве военного корреспондента он сотрудничает с газетой в августе 1936 г., находясь в Испании, охваченной гражданской войной . В 1939 г. за книгу «Планета людей» Сент-Экзюпери награждают престижной литературной премией Французской академии, а за книгу «Ветер, песок и звезды» ему вручают Национальную книжную премию США. В том же году он получает военную награду - Военный Крест Французской Республики.

С первых же дней Второй Мировой войны Сент-Экзюпери включился в борьбу с фашистами и как публицист, и как военный летчик. Когда немцы оккупировали Францию, он перебрался сначала в не занятую ими часть страны, а затем эмигрировал в США. В 1943 г. оказался в Северной Африке, где служил военным летчиком. Именно там была написана прославившая писателя сказка, признанная высшим достижением его литературного творчества, - «Маленький принц».

31 июля 1944 г. его самолет улетел в разведывательный полет с острова Сардиния и на аэродром не вернулся. Подробности гибели Антуана де Сент-Экзюпери не были известны довольно долго. В 1998 г. неподалеку от Марселя рыбаком был найден браслет, принадлежавший французскому писателю-летчику. Позднее, в 2000 г., были обнаружены обломки его самолета. В 1948 г. увидела свет книга притч и афоризмов «Цитадель», оставшаяся незавершенной.