Как православная церковь относится к кремации умерших. Как православная церковь относится к кремации

Кремация является одним из ритуальных процессов погребения. Процедура подразумевает сожжение тела человека. В дальнейшем сгоревший прах собирают в специальные урны. Способы захоронения кремированных тел различны. Они зависят от вероисповедания усопшего.

История ритуала кремации

Традиция сожжения трупов известна человечеству с давних времен. По данным археологов, впервые данная процедура начала применяться в эпоху палеолита. Позже данный процесс погребения распространился повсеместно.

Существует легенда о погребении Будды, согласно которой, его тело было сожжено, а прах захоронен в нескольких частях Индии.

В древние времена кремирование имело широкое распространение в Риме и Греции. Считалось, что сожжение тела поможет человеку перейти в загробный мир.

Христианская религия изначально не принимала процедуру кремирования. У православных процесс захоронения осуществлялся путем трупоположения в землю. Сожжение человеческого тела являлось признаком язычества.

Позже в связи с развитием христианства в европейских странах кремирование было запрещено. Наказанием за нарушение запрета была смертная казнь. Процедура сожжения не применялась более тысячи лет.

На сегодняшний день кремирование распространено как в Европе, так и в Российской Федерации. Связано это с увеличением численности населения в больших городах и нехваткой мест на кладбище. Это большая проблема. Поэтому все чаще христиане предпочитают процедуру сожжения, независимо от того, как относится церковь к кремации. Бывает, что родственники выполняют волю умершего, который перед смертью изъявлял желание, чтобы его кремировали.

Традиции христианского погребения

Погребение тела в христианской религии сочетает в себе православные и языческие элементы. Важно правильно провести ритуал погребения и соблюсти все национальные и Это поможет умершему перейти в иной мир.

Существуют следующие обряды:

  • обмывание тела умершего;
  • процесс облачения в специальную одежду;
  • проводы;
  • прощание;
  • отпевание;
  • погребение;
  • помин.

Подготовка похорон проводится тщательным образом. Умершего омывают водой. Согласно традиции человек должен предстать перед Богом очищенным телесно и духовно. После этого тело одевают в лучшую одежду. В Древней Руси это были белые одеяния. В них облачали как женщин, так и мужчин. В современном мире мужчин принято одевать в классические черные костюмы и светлые рубашки. Женщин хоронят в платьях светлых тонов. Сейчас есть множество ритуальных сервисов, в которых можно купить все необходимое, в том числе и наряды.

Умерших незамужних девушек хоронят в подвенечных платьях, рядом кладут фату. Это знак чистоты и невинности. Молодым мужчинам надевают обручальные кольца и свадебные костюмы. Возможно присутствие некоторых свадебных традиций. Например, распитие шампанского.

Погребение проводится на третий день после наступления смерти. Все это время тело находится в помещении. Располагают его лицом к иконам. Во всем доме закрывают зеркала. Это тоже своеобразная традиция, имеющая свою историю. Недопустимы посторонние звуки. В руки умершего кладут молитву, на лоб - венчик. На человека обязательно надевают крестик. Помещение окуривают благовониями и жгут церковные свечи.

Провожают человека с особыми почестями. Устанавливается портрет умершего, родственники и близкие люди прощаются, выражают друг другу свои соболезнования. Траурная процессия провожает тело человека до кладбища, где и проходит погребение.

Обязателен обряд отпевания души умершего священником. Это необходимая мера для отпущения грехов усопшего. Самоубийц в православной религии не отпевают. Возможны исключения, но для них нужно разрешение патриарха всея Руси.

После погребения на могиле оставляют цветы и венки, ставят деревянный крест.

По приезде с кладбища по традиции проводят поминки. Накрывают столы, читают молитвы, поют специальные песни. Как правило, поминовение проводят на третий, девятый и сороковой день. Считается, что на сороковой день душа покидает человеческий мир и переходит в Царствие Божие.

Отношение христианской церкви к кремированию

В крупных городах на кладбищах остается все меньше места для захоронения людей. На сегодняшний день это крупная проблема для мегаполисов. Места для отведения под новые кладбища практически нет. В данной ситуации альтернативным решением проблемы становится кремация.

Как относится церковь к кремации? Христианская церковь пропагандирует погребение тела в землю. Эта традиция связана с Во многих писаниях говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, и после смерти тело должно уйти в землю. Поэтому православная вера заботится о сохранности тела.

Кремация допускается церковью, но только в виде вынужденной меры. Место на кладбище стоит дорого. Не у каждого человека есть средства на его приобретение. Сожжение тела и захоронение урны с прахом обходится намного дешевле. Конечно же, сожжение тела не означает затруднение перехода в другую жизнь. Церковь не отказывает в отпевании родственникам, решившим кремировать тело умершего. Данное действие не признается грехом. По словам священнослужителей, кремирование не сможет помешать воскрешению из мертвых. Но все же для православной религии это противоестественный процесс истлевания человеческих останков. Вне зависимости от формы погребения все усопшие поминаются на литургиях и панихидах. Все же отношение церкви к кремации отрицательное.

Заседание синода Русской православной церкви

В мае 2015 года состоялось заседание Священного синода Русской Проведено это мероприятие было в Даниловском монастыре города Москвы. На данном мероприятии был принят важный документ "О христианском погребении усопших".

Проект разрабатывался на протяжении нескольких лет. В его доработке участвовал Патриарх Московский и всея Руси. Данный документ описывает нормы погребения православных верующих.

Конечно же, существуют ситуации, в которых отпевание и погребение тела становится невозможным. Это могут быть авиакатастрофы, наводнения (когда тела уносит в воду), террористические акты, пожары или какие-либо другие трагические ситуации. В таких ситуациях возможно заочное отпевание погибших. О них молятся так же, как и о погребенных в земле. Огромное внимание священнослужители уделяют родственникам погибших. Их учат усердной молитве за близких.

Суть документа "О христианском погребении усопших"

Собрание священнослужителей в документе о погребении четко описало свою позицию.

Согласно Священному Писанию тело человека является храмом Божьим. К телу скончавшегося должно быть уважительное отношение. Согласно христианской вере человек приходит из праха и после смерти его тело должно превратиться в прах. В таком состоянии оно должно покоиться до дня воскресения, когда "посеянное в тлении восстанет в нетлении" (1 Кор. 15:42).

В соответствии с документом о погребении любое захоронение производится в землю в деревянных, пластиковых или каменных гробах. Возможно погребение в пещерах и склепах с соблюдением необходимых норм.

Кремация не признана нормой захоронения. В то же время церковь говорит о том, что Господь Бог способен воскресить любое тело, подвергшееся какой-либо стихии.

Процедура кремирования человеческого тела

Процесс кремации человека происходит по предварительной воле усопшего. Занимает он около полутора часов. В Российской Федерации доля кремированных захоронений невелика и составляет приблизительно 10 %. Но в крупных мегаполисах, в основном Москве и Санкт-Петербурге, такой способ захоронения преобладает над традиционным. Его доля составляет 70 %. Конечно же, перед решением о сожжении тела необходимо подумать о всех тонкостях кремации, за и против взвесить нужно обязательно.

Данная процедура проводится в специально отведенных местах, крематориях. Здесь находятся печи, температура которых варьируется от 900 до 1100 °С. После окончания процедуры прах составляет всего 2-2,5 кг. Сначала его помещают в железную капсулу, которая впоследствии запаивается. Хранить прах можно и в урне. Родственники умершего покупают ее самостоятельно. Урны могут быть разнообразны по дизайну и форме. Сотрудники крематория перемещают прах из капсулы в урну.

Забрать прах могут только родственники. Срок хранения урны в крематории составляет 1 год. Иногда и больше. Если же прах остался не востребован, по истечении срока хранения происходит захоронение в общей могиле. При каждом крематории есть такие захоронения.

Кремационная печь

Как кремируют людей? Современные кремационные печи состоят из двух камер. В первую камеру помещается гроб с телом усопшего. Здесь происходит первый этап кремации человека. Сжигание происходит при помощи горячего воздуха. Раскаленные струи не в силах сжечь тело полностью. Поэтому останки отправляют во вторую камеру. Называется она камерой дожига. В ней полностью догорают остатки органических тканей.

Из кремационной печи останки отправляются в кремулятор, где измельчаются в прах. Специальными магнитами достают несгоревшие металлические изделия.

Перепутать останки невозможно. Перед сжиганием в гроб кладется металлический номерок. После проведения процедуры его вытаскивают из праха.

Места для захоронения праха

Государством не отведено специальных мест для захоронения праха. Родственники умершего распоряжаются урной по своему усмотрению либо выполняют последнюю волю усопшего. Процедура захоронения праха более удобна, чем традиционное погребение. Урну можно поместить в родственную могилу. При этом необязательно выдерживать санитарный срок (15 лет).

Можно приобрести место в колумбарии открытого или закрытого типа. Некоторые просто развеивают прах в каком-то определенном месте.

Колумбарий - это место хранения урн с прахом усопших после проведения процедуры кремации. Впервые такие хранилища были сооружены во времена древней римской цивилизации. Колумбарий представляет собой сооружение, разделенное на множество ячеек. Такие хранилища существуют при каждом крематории. В Москве самый известный колумбарий расположен в стене Кремля.

Существует два вида таких захоронений: открытый и закрытый. Открытый колумбарий устанавливается на улице. Это могут быть различного рода сооружения, разделенные на ячейки.

Закрытый колумбарий - это отдельное здание, так называемый мавзолей. В стенах таких помещений расположены ячейки, предназначенные для хранения праха. Ячейки могут быть забетонированы после помещения в них урны. После чего на ячейке размещается портрет умершего человека и различные надписи.

В основном ячейки колумбария закрываются стеклом. Родственники и близкие люди обычно помещают памятные вещи и фотографии усопшего вместе с урной.

Существуют и семейные колумбарии. По смысловому значению их можно сравнить с семейными склепами или с семейными могилами на кладбище. Одна такая ячейка вмещает до четырех урн с прахом.

Крематории Москвы

В городе Москве существует три крематория. Все они расположены на кладбищах: Николо-Архангельском, Митинском и Хованском.

  • Николо-Архангельское кладбище - Москва, микрорайон Салтыковка, ул. Окольная, 4.
  • Митинское кладбище находится за пределами МКАД, город Москва, Митинский район, шоссе Пятницкое, 6-й км.
  • Хованское кладбище расположено в городе Москве, поселение "Мосрентген", ул. Адмирала Корнилова, Киевское шоссе, 21-й км.

Чтобы узнать, как кремируют людей, нужно обратиться в администрацию крематория. Здесь же можно уточнить стоимость процедуры.

В основном крематории предоставляют услуги различного уровня. Цена зависит от выбора зала для прощания с усопшим, ритуальных принадлежностей и т.д.

Захоронение праха на Николо-Архангельском кладбище

Николо-Архангельское кладбище основано в 1960 году. Изначально здесь проводились захоронения только традиционным методом. Позже, в 1973 году, было принято решение открыть крематорий на территории Николо-Архангельского кладбища в Москве. Это большое здание. Крематорий проводит до сорока кремаций в сутки.

В основном родственники умерших не обращают внимание на то, как относится церковь к кремации. Дело в том, что кладбище закрыто для новых захоронений. Погребение разрешено проводить только в родственные могилы или выкупленные заранее места. Традиционный метод захоронения в родственную могилу требует соблюдения санитарного срока. Это условие становится крупной проблемой для мегаполисов. Поэтому к процедуре кремации прибегает большая часть населения крупных городов.

На территории Николо-Архангельского кладбища работают колумбарии открытого и закрытого типа. В отличие от мест для традиционных погребений, место для хранения праха здесь можно купить без проблем.

Открытый колумбарий Николо-Архангельского кладбища расположен на улице. Это ряды длинных стен, разделенных на небольшие ячейки. Прах усопшего в открытом колумбарии бетонируется. После чего у родственников нет доступа к урне.

Закрытый колумбарий расположен в отдельном здании. Это помещение, стены которого также разделены на ячейки. Здесь урна находится за стеклянной дверью. Помимо урны есть возможность положить в ячейку дорогие для умершего человека мелочи: фотографии, шкатулки и т.д.

Цены на ячейки открытого и закрытого колумбария различны. Помимо этого администрация кладбища может взимать ежегодную плату с родственников усопшего.

На кладбище предоставляются различного рода услуги: магазин памятников, морг, уход за захоронениями. Можно арендовать инвентарь для ухода за могилами. Помимо общего крематория существует и частный. Расположен он у центрального входа на кладбище.

На территории кладбища построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, а также маленькая часовня.

Исходя из вышеописанного однозначного вывода о том, как относится церковь к кремации, сделать нельзя. С одной стороны, христианская вера пропагандирует традиционное захоронение тела умершего человека. Это естественный способ. Он повторяет погребение Иисуса Христа. С другой стороны, кремирование не означает отказ церковнослужителей от отпевания и предания земле праха усопшего. Так как согласно писанию Господь Бог воскресит все души в их теле. Перед принятием важного решения о форме погребения стоит взвесить все за и против.

Можно ли кремировать умерших православным христианам — или же их тела надлежит предавать земле исключительно традиционным способом? Вскоре этот вопрос снова станет предметом обсуждения в руководящих органах РПЦ. Но независимо от принятого решения вряд ли он будет прояснен окончательно — есть множество нюаaнсов, да и жизнь вносит свои коррективы.


Могильщиков выведут из тени

Отношение Церкви к кремированию умерших христиан для многих остается загадкой. Однозначный ответ на нее, возможно, даст форум Межсоборного присутствия РПЦ — о том, что кремация станет одной из его ключевых тем, на днях сообщил РИА Новости заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

"Это тема актуальная. Я знаю, что многих православных верующих смущает сам факт кремирования тел. Считается, что это такая нетрадиционная для христианства форма погребения", — сказал о. Савва. Заодно он отметил, что сегодня у Русской православной церкви нет жестко сформулированного отношения к кремации, официально высказанного и полностью исчерпывающего эту тему.

Действительно, мало какой вопрос имеет столь сложное к себе отношение со стороны Церкви, как предание тел усопших огню. С одной стороны, казалось бы, все ясно — умерших положено погребать на кладбище в освященной земле с выполнением всех положенных обрядов. А последние, в свою очередь, жестко завязаны именно на традиционной практике предания тел земле. Об этом много говорится в соответствующих чинопоследованиях.

Вот некоторые наиболее характерные цитаты из текста отпевания, из которых ясно следует, что тело должно предаваться земле: "И тако вземше мощи отходим ко гробу последующим всем людем, предыдущем же священником… И полагаются мощи во гроб. Архиерей же, или священник, вземь перст лопатою, крестовидно мечет сверху мощей глаголя: Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущий на ней… и тако покрывают, яко обычно гроб".

На всякий случай, уточним — под "мощами" в данном случае подразумеваются не мощи святых, а просто мертвое тело. Однако в разговорном русском языке это термин превратился в архаизм — сегодня его употребляют как обозначение для останков прославленного Богом подвижника, упуская эпитет, указывающий на его святость.

Еще отрывки из того же чина отпевания:

"Земля еси и в землю отыдеши" (Это уже цитата из Библии, 3 главы Бытия, стих 12), "земнии убо от земли создахомся, и в землю туюжде пойдем". "Приидите убо, целуйте бывшаго вмале с нами, предается бо гробу, камением покрыватся, во тму вселяется, с мертвым погребается". "Видяще предлежаща мертва образ восприимем вси конечнаго часа: сей бо отходит, яко трава посечеся, вретищем повиваем, землею покрываем".

Таким образом, богослужебная практика Православия просто не предусматривает погребения специально сожженного тела — тела погибших на пожаре хоронят обычным чином.

Однозначно отрицательное отношение к кремированию покойников и у официальных лиц РПЦ. Вот, например, слова заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерея Всеволода Чаплина: "Мы негативно относимся к кремации. Конечно, если родственники просят об отпевании покойного перед кремированием, служители Церкви им не отказывают. Но люди, исповедующие православие, должны уважать умерших и не допускать разрушения тела, созданного Богом".

А вот хрестоматийное мнение и самого Патриарха Кирилла в его бытность председателем Отдела внешних церковных сношений в сане митрополита Калининградского и Смоленского. В ответ на вопрос жены смертельно больного он сказал следующее:

"…Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины вашего мужа вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!".

В богословской литературе можно встретить еще и такой довод — сожжение тела усопшего является тяжким грехом — поруганием храма Божия: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1 Кор. 3:16-17).

Нередко вспоминается, что в России победоносное шествие крематориев началось вскоре после победы большевиков. Их позиция, кстати, была довольно двусмысленной: забальзамированные тела Ленина и Сталина — чем не попытка искусственно создать "нетленные мощи"?

Однако посмертное поклонение было привилегией умерших вождей Компартии — остальным же предписывалось превращение в пепел. Последнее даже пользовалось своеобразной господдержкой: заслуженных деятелей партии и государстве хоронили в нише в Кремлевской стене, куда могла поместиться только небольшая урна с прахом покойного.

С другой стороны, один из вождей ВКП(б) Лев Троцкий откровенно провозглашал крематории "кафедрой безбожия", а кремацию — антирелигиозным актом. Видимо потому, что, как это не прискорбно, понимал суть враждебной ему религии куда лучше, чем многие нынешние "индифферентные" верующие.

Действительно, отношение к телам умерших в христианстве (да и в иудаизме, и в исламе тоже) очень трепетное. В индуизме и буддизме тело считается "темницей для души". А душу надо побыстрее освободить для последующего перевоплощения или для нирваны и прочих чисто духовных состояний блаженства. Зато Библия говорит о грядущем Воскресении мертвых, каждого — в своем теле, пусть и наделенном Богом нетлением и вечностью.

Интересно заметить, что в весьма рациональном Израиле при его невероятной густонаселенности до сих пор нет ни одного крематория. Они не нужны ни иудеям, ни арабам — оба народа, несмотря на заклятую вражду во многом другом, в отношении к погребению усопших сходятся на 100 процентов.

Таким образом, сознательное желание уничтожить свое тело после смерти сразу наталкивает на мысль — а действительно ли такой человек верит в Бога Священного Писания? Конечно, ситуации бывают разные. Дороговизна традиционного погребения на кладбищах, особенно в крупных городах, "кладбищенская мафия", делающая его неподъемным для небогатых граждан — это, увы, тоже печальная реальность.

Пишет «Коммерсант». Москвичи скупают места в колумбариях. Можно даже выбрать место на Ваганьковском кладбище. Средняя цена 40-45 тыс. в зависимости от ряда: чем выше стоит урна, тем дороже. Стоимость варьируется и от типа колумбария - открытого или закрытого (в помещении), сообщил руководитель пресс-службы ФГУП «Ритуал» Дмитрий Коробцов. «Сейчас очень популярны стали карусельные колумбарии. Очень дорогостоящие, потому что они все из дорогого материала, то есть, не стена плача, не в одну линию, а автономные, как вертикальные цилиндры. Если говорить о колумбарии в центре Москвы, к примеру, на Донском стоимость ниши колумбария будет варьироваться от 40 до 45 тысяч. Что касается Ваганьковского кладбища, свободно там можно провести колумбарные захоронения», — говорит он.

Кремация обходится дешевле погребения. По крайней мере, можно сэкономить на транспортных услугах. Да и в пробке стоять с похоронной процессией — мало приятного. Однако в большинстве случаев кремацию делают по завещанию умершего. В столичном регионе четыре крематория, три из который на балансе ФГУП ритуал и 15 печей. Сама процедура кремации фиксированная - и обойдется всего в 3 тыс. 400 руб. Однако большая часть доходов крематориев приходится на дополнительные услуги - от хранения тел, бальзамирования до заказа гробов, сообщил гендиректор одного из похоронных бюро Москвы Сергей. «От 25 до 30 тысяч рублей — это где-то средняя цена. Верхней границы нет. Гробы есть из дорогих пород дерева, стоимостью 600 и больше тысяч рублей. Зал прощания и все остальное там ни к чему. Очень часто сотрудники крематория перекладывают тела и хорошие, дорогие гробы себе оставляют и перепродают», — говорит он.

О богословском измерении кремации рассуждает в интервью « » кандидат богословских наук иеромонах Кирилл (Зинковский) :

Уверен, что душе усопшего никак не может быть приятен факт сожжения ее тела, ведь святые отцы (например, святитель Григорий Нисский в беседе с преподобной Макриной) учили о таинственной связи души умершего с его телом. Да и просто по-человечески рассуждая - не думаю, что кому-то приятно было бы узнать, что по его смерти родственники сожгли все его вещи, все, что было дорого для усопшего человека. Но при кремации речь идет не о вещах, а о собственном теле человека, которое вместо уважения получает в удел иное - оно корчится при огромной температуре, чтобы затем исчезнуть в прах, в то время когда родные предполагают, что усопшему это безразлично!

Кремация приобретает популярность в силу того, что современная цивилизация развивается в сторону максимального упрощения жизни, максимального удовлетворения страсти к комфорту при минимизации затраченной энергии. Рост спроса на кремацию связан, в первую очередь, с финансовыми соображениями. Дело в том, что в больших городах кремация дешевле полноценного погребения. Во-вторых, рост указанного спроса связан с определенной модой, а также желанием показать свою оригинальность. Можно предположить, что здесь есть еще и влияние таких личностей, например, как Стив Джобс, основателя фирмы «Apple», который завещал себя похоронить по буддистскому обряду. Молодым часто нравится то, что выглядит необычно, экстравагантно, не так, как у всех. В третьих, многие считают удобных подхоронить урну в могилу родственников и не обременять себя посещением могил в разных частях одного кладбища, или даже разных кладбищ, поскольку найти возможности для полноценного погребения родственников в одном месте весьма затруднительно. Однако, для православного христианина, очевидно, что все эти аргументы не могут и не должны перевесить чашу весов «за» кремацию.

Напомню, что в христианстве кремация всегда считалась признаком язычества. Тела христиан всегда по возможности предавались погребению с честью и аккуратностью. Тело же сжигаемого как бы попадает в ад прежде ада - сгорает при огромной температуре, причем не мгновенно, а испытав процесс уничтожения в течении 60-90 минут.

К 400 г. н. э., когда большинство народов Европы приняло крещение, кремация фактически исчезла с европейского континента. В 785 году, под угрозой смертной казни, Карл Великий запретил кремацию, и она была забыта примерно на тысячу лет, вплоть до расцвета эпохи Ренессанса и постепенного отступления Европейской культуры от христианства.

В современном мире, где, как говорится, именно «деньги правят балом», главным, думается, является все же финансовый фактор, ведь традиционное захоронение на кладбище влетает людям в копеечку, особенно в мегаполисах. На одном из интернет-сайтов, пропагандирующих кремацию, можно прочесть: «кремация символизирует вечную память об усопшем. Она относится к славянским традициям. Ритуал же погребения появился с приходом церкви». Но это, так сказать, маленькое «философское» рассуждение авторов сайта, а главный привлекательный момент отражен в самом названии, появляющемся в поисковой системе интернета: «Похороны эконом-класса».

В этой связи хотелось бы напомнить слова старца Паисия Святогорца. Он отметил, что и в Греции в 1980-90-хх годах стала распространяться мода на кремацию. Старец не давал каких-то богословских догматических опровержений практики кремации. Он в основном указывал на нравственный урон, наносимый душе христиан, отмечая, что кремация есть, прежде всего, проявление неуважения к предкам. Неужели нельзя найти немного земли для кладбищ? Как глубоко люди врываются в землю, добывая уголь! Пусть и для останков сделают какое-нибудь большое хранилище и хоронят их там все вместе.

Страхи же по поводу возможной заразы от останков усопших - это своего рода духовная болезнь, потому что погребение - это Богом установленный порядок, поэтому никаких заразных явлений с ним не связано. Господь сказал Адаму: «земля еси и в землю отыдеши» (Быт. 3, 19). В Греции же существует традиция на третий год мощи доставать и складывать в костницы - не только на Афоне, но и на обычных кладбищах их можно устраивать. Кроме того, откуда мы знаем, может быть, какие-то люди сподобятся славы у Бога и мощи их будут святыми, а мы их через кремацию потеряем.

Нам удалось еще в 2001 году побывать в Англии на обсуждении священниками Сурожской епархии проблемы тенденции увеличения кремации. С богословской точки зрения там возобладал взгляд, что если человек был кремирован, то это, конечно же, не помешает Богу воскресить его тело. Ведь, если человек, например, был разорван снарядом или бомбой на войне, всемогущий Бог может восстановить его тело в вечности из отдельных атомов. Более того, даже обыкновенно погребенное тело со временем практически совершенно истлевает, обращаясь в прах. Кремация не соответствует православной традиции именно с духовно-нравственной точки зрения, и является древнейшей традицией языческой культуры, в которой практически всегда преобладало отношение к телу человека как к «темнице души» и даже как источнику зла.

Только христианская проповедь перевернула вековые традиции язычества. Особенно яростные нападки языческих философов в их полемике с христианским учением вызывало евангельское учение о Боговоплощении и о воскресении человеческих тел. Эта полемика наглядно показала, что в зависимости от того или иного взгляда на материю, и на телесную природу человека, выстраиваются совершенно различные системы мировоззрения, включая представления о Боге и человеке. В христианском восприятии сотворенная Богом материя несет на себе отпечаток Его всемогущества, премудрости и заботливого попечения о сотворенном мире. Кроме того, именно материальный мир есть место обитания высшего творения Божия - человека, а спасение душ человеческих, к которому все мы призваны через святое Евангелие, понимается в православном богословии не как отвержение тела и всего материального мира, а как их преображение. Центральный догмат христианского богословия - учение о Боговоплощении, а также все таинства Церкви Христовой свидетельствуют об исключительной важности материи и тела человека в замысле Божием о достижении человеком своего истинного предназначения.

Благоговейное отношение к телу погибшего, внушаемое древнейшей церковной традицией, многому научает, приучает молодых людей видеть смерть, соприкасаться с ней в конкретной реальности, заставляет задуматься о смерти глубоко и серьезно. Кроме того, это последняя возможность послужить своему близкому усопшему, проводить его в последний путь. Погребение по традиционному православному обряду необходимо в первую очередь тем людям, которые хоронят своих близких. Есть такой святой, преподобный Даниил Переяславский (1460-1540), особенным подвижническим проявлением любви к ближним которого стала его забота об умерших нищих, бездомных и безродных людях. Если он слышал о каком-либо человеке, погибшем от разбойников, об утопленнике, или замерзшем на дороге, которого некому погребсти, то всячески старался отыскать мертвое тело, относил его на своих руках в скудельницу (месте захоронения бездомных), погребал, а после поминал на Божественной литургии. И сколько же человек преподобный Даниил за свою жизнь перенес на своих руках, сотни, тысячи? Наверное, он и сам не задумывался об этом, а смиренно выполнял возложенный на себя долг.

И, наоборот, люди, кремирующие своих родственников, что называется, «умывают руки», ограничиваясь минимумом положенных действий. Иногда это доходит до ложного благоговения, до отказа видеть своего близкого умершим. На самом деле просто человек не хочет послужить и потрудиться.

В связи с таким отношением вспоминается одна юная женщина, пришедшая на беседу. Она беременна, верующая, но не церковная. Врачи ее напугали, что у ребенка заболевание сердца несовместимое с жизнью и ребенок проживет не более месяца после родов. И у нее возникла ложная «жалость» к ребенку, а на самом деле не к ребенку, а к себе самой: «Мол, я не хочу видеть, как он мучается, и поэтому я его убью, сделав аборт». По, крайней мере, так легче для нее - она не увидит, как в страданиях умирает младенец. Но ведь участь ужасной смерти малыша в утробе матери просто вытесняется из сознания - так комфортнее ей, но, конечно же, не ему!

Вспомним также, что в России первые крематории стали действовать только после коммунистической революции, а первыми сожжёнными были тела скончавшихся партийных работников.

Для христиан кремация недопустима. Даже в самом крайнем случае, когда человек находится в совершенной нищете, и у него нет денег на похороны, можно найти выход - договорившись о погребении за городом, где все гораздо дешевле. Ведь даже бомжей хоронят на государственные деньги, но по православной традиции. Я уверен, что кремация - позор для той семьи, которая ее допускает, потому что это - неуважение к своим предкам, а также к вековым христианским традициям.

Смерть - логическое завершение жизненного цикла, естественный процесс. После того как человек умирает, у родственников возникает множество проблем как эмоциональных, так и материальных. С эмоциональными всё понятно - время лечит, а вот с материальными придется напрячься. Ведь как места для захоронения, так и дела, связанные с погребением и поминками, отнюдь не являются бесплатными.

Кремировать или нет

Итак, места на кладбищах и услуги похоронных агентств дорожают каждым годом, а оформление всех требующихся документов может занять несколько недель. Кремирование намного дешевле и быстрее.

По этой причине как на Западе, так и у нас всё больше стало распространяться кремирование. Но многие задаются вопросом, не противоречит ли эта процедура канонам православной церкви, ведь никто не хочет оскорбить душу умерших родственников, согрешить и пойти против религиозных правил.

Как это происходит

Кремирование - это сожжение тела умершего в специальной печи. После этого прах человека помещается в специальную урну, заранее подготовленную родственниками, далее следует захоронение различными способами: можно предать прах земле, хранить урну на камине в лучших американских традициях, или даже развеять его, где пожелал умерший.

Интересно, что впервые о кремировании было упомянуто ещё в Древнем Риме и Древней Греции. С приходом христианства эта процедура стала считаться варварской, поэтому о ней забыли вплоть до 18 века.

Население городов росло, кладбища не справлялись со своей функцией, тогда власти решили устроить братские могилы прямо в городе, что повлекло за собой антисанитарию и страшную эпидемию. Ничего не оставалось, кроме строительства крематориев.

В современном мире вопрос о кремации решается близкими родственниками или последней волей умершего. Некоторые конфессии, такие как католичество и протестантство, принимают сожжение тел как нормальное явление. Некоторые не понимают, зачем кремируются тела, более того, они думают, что этого делать нельзя.

Кремировать христианина - значит совершить грех. Этот вопрос поставлен некорректно, современная православная церковь не относится к процедуре благосклонно, однако никто не откажет в проведении отпевания крещеного перед сжиганием тела. При желании отпевать Христиана можно даже дома или за дополнительную плату в РПЦ.

Новый Завет повествует, что после смерти должна быть прочитана молитва «Об Усопшем», однако там нет конкретных указаний, как правильно следует хоронить человека.

Противоречия по поводу этой процедуры связаны с вопросами о смерти и предназначении человеческого тела.

Церковь может ответить положительно на вопрос о кремации если:

  • Человек умер своей смертью (не самоубийство).
  • Были проведены все необходимые обряды.

Однако существуют следующие толкования этой проблемы:

  • Тело с помощью сжигания возносится в небесный мир.
  • Сожжение трупов - дань язычеству.

Игумен Федор протестует против кремирования, так как это противоречит всем традициям русского народа. Он делает ссылку на прошлое и заявляет, что первые крематории в России появились только при Большевиках, все культурные люди восприняли это нововведение как дикость и оскорбление памяти умерших.

В СССР кремация была очень распространена, однако после падения супердержавы эта процедура продолжает стремительно набирать популярность. Чтобы узнать, как православная церковь относится к кремации, спросили у некоторых духовных лиц .

Принципиальная разница состоит в том, что восточные религии относятся к телу как к тюрьме, в которой заключена душа и от которой надо поскорее избавиться. В православии тело - храм, оберегающий душу человека, и отношение к нему должно быть соответствующее.

Игумен Федор

Сжигая тела умерших, мы символически отказываемся от веры в воскрешение мертвых, которое проповедовал Христос. Но это только символы, в земле тело также становится прахом, а Господь может восстановить прах из мельчайших молекул, ведь он создал мир из пустоты.

Патриарх Всея Руси Кирилл

Несомненно, предание тела земле более человечно и насыщено библейской символикой, это может утешить скорбящих близких. Кремация не есть ударение в грех.

Профессор Духовной Академии протодиакон Андрей

А также кремация может проходить по причине определенных обстоятельств . Самый распространенный из них - сложная финансовая ситуация в семье усопшего или отсутствие кладбища рядом с местом жительства умершего.

Ещё случается, что кремирование проводится по санитарным причинам или по причине подзахоронения одного родственника к другому.

Может случиться, что умирающий, не желая обременять своих родных на большие траты, завещал его кремировать. К последней воле человека надо отнестись с пониманием и исполнить её. Но если человек сделал этот выбор из-за противоречия с религией, то это очень плохо. В этом случае церковь разрешает нарушить последнюю волю и провести похороны по всем христианским традициям, так будет лучше для души усопшего .

У кремированных людей можно проводить отпевание на равных правах с остальными, хотя в последнее время говорят, что это невозможно. Но это всё нелепости, раздутые людьми, непонятно почему, - подтверждает священник, развеивая этот околорелигиозный миф. В целом отношение православной церкви к кремации тела умершего двоякое. Но важно осознать, что такое погребение верующего христианина - не грех.

Выбор правильного способа захоронения зависит от финансовых возможностей, желания родственников и последней воли умирающего. Но необходимо осознавать, что важнее всего память, которая будет храниться в сердцах близких.





У нас в Петербурге давно работает крематорий. И многих людей, даже и верующих, не погребают в землю, а сжигают. Это гораздо дешевле, а у старых людей часто нет денег на полноценные похороны. Можно ли прибегать к "услугам" крематория? Или это категорически недопустимо? Грех ли, если позволил родственника кремировать? Как в этом грехе каяться? Как молиться за тех, кто подвергся кремации? Можно заказывать за них панихиды? Как быть, если сам родственник завещает себя на кремирование? Как относиться к праху без твоего согласия сожженного человека?

Константин, Санкт-Петербург.

Христианское погребение последует в своей сущности погребению Господню. Да «возвратится прах в землю» (Ек. 12,7) говорится в Библии. В чине отпевания есть слова: «земля еси и в землю отыдеши». Тело человеческое, созданное из «персти», из состава земных элементов, подпав после грехопадения Адама тлению и смерти, - по смерти возвращается в материю и распадается на элементы. В этом присутствует глубокий смысл: созданные буквально из «ничего» Волей и Мыслью Бога, в сложном составе души и тела, объединенных в ипостаси неповторимой личности, мы по смерти утрачиваем посюстороннюю часть себя - тело - до времени, чтобы по воскресении в новом воссоздании обрести его вновь, уже не причастным смерти.
Кремация, ускоренное неестественное или противоестественное уничтожение тела умершего посредством сжигания, конечно, чуждо христианской культуре, христианскому духу. В кремировании как современном погребальном действии, может быть, наиболее выразительно проявляется ужасающий разрыв между секулярной, т.е. отделенной от Церкви цивилизацией - и верой, которая тысячелетия преображала этот падший и жестокий человеческий мир. Когда вера изгоняется на обочину общественных ценностей, - обнажается безобразная и бездушная сущность этих самых «свободных ценностей» как не имеющих основания в Святости Бога. И, наверное, не случайно первый проект крематория появляется во время французской революции, а кремация как промышленное уничтожение человеческих останков развивается в Европе в XIX веке, в эпоху торжества эволюционной теории Дарвина.
Кремация не отвечает христианской нравственности и не может быть включена в перечень Православных обычаев погребения. Но кремация - это лишь один, только, может, более выразительный пример множества иных нехристианских норм общественных отношений (культуры потребления, досуга, индивидуализма), которые мы уже не замечаем в силу их повсеместности.
Видеть в кремации какой-либо мистический духовный смысл или даже прообраз «геенского огня» не следует. Скорее как раз духовного значения - именно воцерковляющей силы христианской обрядности, придающей обыденным вещам небесное измерение, - и лишена кремация. Она пуста, бездушна, равнодушна и безжалостна к человеку, как иные ландшафты современных мегаполисов.
Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, - лучше приложить все силы это сделать. Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, - приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить. Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.
Усопший христианин, - принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения - кремированный, - может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие. Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное.
К праху кремированного человека следует относиться как ко всякому праху - предать земле, создать подобие могилы и, если позволяет место, поставить крест.
Приходилось слышать ошибочное мнение, что кремация, взамен обычного истлевания тела в могиле, каким-то образом затруднит телесное воскрешение из мертвых. Это заблуждение. Святитель Григорий Богослов обращается к сомневающемуся в возможности воскрешения в собственном теле: если ты, держа в своей руке горсть семян, без труда отличаешь один овощ от другого, неужели у Господа, Который держит в своей горсти весь мир, что-то может исчезнуть или затеряться? А согласно другому св. Григорию - Нисскому, душа сообщает телу определенную форму (идею), она запечатлевается в плоти особым оттиском или печатью, поставленной не снаружи, а изнутри. Для тождественности воскресшего тела с земным вовсе не обязательно, чтобы соединились те же самые материальные элементы: достаточно той самой печати.