Альтруизм происхождение слова. Что такое альтруизм и кто такой альтурист

Альтруизм – стиль жизни, направленный на служение людям. Об этом можно говорить как о черте характера, жизненной философии. Чаще всего его сравнивают с и рассматривают как противоположность последнего и желаемый стиль поведения. Но так ли это? Нужно ли быть альтруистом? Или же это так же плохо, как нездоровый эгоизм? Давайте разберемся.

«Будь альтруистом, уважай эгоизм других», – Станислав Ежи Лец.

Альтруизм – это готовность прийти на помощь, выслушать, понять другого человека и даже просто умение признать и принять чужое мнение и интересы. Сам термин ввел социолог О. Конт. И в самой первой трактовке из уст «отца» смысл альтруизма звучал так: «Поступай так, чтобы твой личный интерес служил чужому интересу».

К настоящему времени эту трактовку сильно извратили и приравняли к самопожертвованию, что уже ничего не имеет общего с альтруизмом:

  • Альтруизм – поведение, полезное в отношении других людей, но причиняющее вред или наносящее ущерб самому альтруисту.
  • Это бескорыстная деятельность, активность в отношении создания блага для других людей.
  • Альтруизм тождествен самоотверженности – так чаще всего говорят теперь.

Однако если человек делает добро другим, нанося вред себе, то это нездоровое состояние. Речь идет о какой-то душевной проблеме, возможно, или разрушающем жизнь сценарии. Конечно, в отношениях мы можем пожертвовать чем-то, иногда идти на уступки и компромиссы, но при условии, что это не превращается в самоуничтожение и самоунижение.

Современный альтруизм – это волонтерство, благотворительность, наставничество. К обязательным характеристикам альтруизма относится:

  • ответственность;
  • бескорыстие;
  • свобода и осознанность выбора;
  • чувство удовлетворения и самореализации.

Теории альтруизма

Биолого-социальная

Существует теория, согласно которой в нас заложены гены альтруизма, но включается этот механизм только в отношении близких людей (дети, родители, супруги, друзья и любимые). Если же альтруистическое поведение используется слишком часто, нанося вред человеку, то плавно эта врожденная способность вытесняется совсем. Оптимальный вариант альтруизма – применение его в отношении таких же близких альтруистов.

Существует и другая теория. Еще недавно считалось, что альтруизм – исключительно результат воспитания, социального научения. Но уже сегодня, хотя этот фактор и учитывают, биологическим детерминантам отводится главенствующая роль. К слову, врожденный альтруизм – один из элементов, объединяющих нас с животными. Но некоторые отличия существуют:

  • у животных альтруизм обусловлен исключительно биологией и инстинктами;
  • человек способен к осознанному, наделенному ценностями и культурным значением, альтруизму;
  • человеческий альтруизм всегда мотивирован чем-то, не обязательно инстинктом выживания.

Несмотря на то, что установлен факт врожденной склонности к альтруизму, не определены четкие возможности и сила этой природной особенности. Альтруизм способствует сохранению человеческого вида в широком смысле. Защита близких людей – это вариант продолжения рода и сохранения своих генов. Хоть и не всегда этот подтекст осознается.

Однако отсюда вытекает новое противоречие: альтруизм ли это, если человек старается сохранить свои гены и продолжить свой род? Не о здоровом ли эгоизме идет речь? А если да, то так ли противоположны эгоизм и альтруизм? Пока эти вопросы без ответа.

Социальная

Согласно другой теории, в основе альтруизма всегда лежит ожидание (осознанное или бессознательное) ответной благодарности. Вознаграждение может принимать любую форму и вид, но получить его хочется всем. В контексте этого быть альтруистом мы подсознательно хотим в отношении тех, в ком видим потенциал «отдать сполна».

Тогда снова назревает вопрос: не эгоизм ли это? Можно ли помогать людям на самом деле жертвуя собой или же все это формы эгоизма, который хочет, чтобы мы почувствовали себя важными, значимыми, добрыми, в конце концов, прослыли альтруистами? Думаю, ответ находится на стыке позиций: альтруизм и правда продолжение эгоизма, а точнее их можно сравнить с «инь и янь».

Важен баланс эгоизма и альтруизма. Что это значит? Здоровый эгоизм обеспечивает нам безопасность и сохранность нашего «Я», но альтруизм позволяет нам налаживать отношения с другими людьми и удовлетворять стремлении «быть с кем-то». Мы социальные существа, и с этим ничего не поделаешь. Нам нужно быть собой в обществе других людей. Для этого и нужен баланс в моделях поведения.

Причины и структура альтруизма

Как результат научения альтруизм развивается:

  • после искреннего раскаяния человека в чем-либо;
  • из-за перенесенной или потери;
  • при выраженном ощущении несправедливости этого мира в широком смысле.

Альтруизм состоит из человеколюбия, сострадания и развитого чувство справедливости. Без этого комплекса невозможно проявлять альтруизм, притом ни здоровый, ни болезненный. Эмпатия – еще один немаловажный элемент. Без развитой способности чувствовать и настроения других людей об альтруизме не может идти и речи.

Именно альтруизм позволяет уживаться нам с людьми, строить гармоничные близкие отношения, выполнять свои обязанности. Альтруист делает добро, потому что это его внутренняя и убежденность, что его оппонент сделал бы так же.

Чем опасен альтруизм

Альтруизм лишает личность самой себя. Большее думание о других, чем о себе или думание о других в ущерб себе заставляет человека по сути отрекаться от себя и признавать превосходство другого. Но это лишь одна опасность.

Вторая опасность – тот, в чью сторону направлен альтруизм, начинает чувствовать себя богом и постепенно погрязает в эгоизме. Таким образом, альтруизм опасен двумя вещами:

  • потеря личности, самости, «Я» альтруиста;
  • искажение образа «Я» у того, в чью сторону направлен альтруизм.

Если рассматривать альтруизм, граничащий с гиперопекой, например, материнской, то для объекта альтруизма это опасно еще и выученной беспомощностью, зависимостью.

Нужно ли быть альтруистом

Таким образом, альтруизм полезен и нужен, но в меру и при условии ответных реакций. Слепое и чрезмерное самопожертвование вредит как тому, кто отдает, так и тому, кто принимает. Одного он лишает , а другого самостоятельности и адекватной социализации в мире.

Не стоит стремиться стать альтруистом. Нужно участвовать в том, что взаимно и обоюдно. В том, где польза для себя сочетается с пользой для других. , не могут быть односторонним процессом. А это основные процессы, в которых участвует человек.

Рассматривая основные концепции альтруизма, психологи так и не могут однозначно охарактеризовать его. Все зависит от истинных мотивов человека (осознаваемых и неосознаваемых), а также от последствий альтруистической деятельности:

  • Если мотивы (потребности) не высшие, то полезность такого альтруизма вызывает сомнения.
  • Если человек страдает от своего же альтруизма, то это болезненная форма поведения.

Здоровый альтруизм – элемент зрелой личности, способ удовлетворения высших потребностей в самореализации и самоактуализации. Но альтруизм никогда не должен быть результатом нарушенного инстинкта самосохранения или действий по указке, а также средством в достижении иных целей, например, получения власти, зависимости со стороны подопечного.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Понятие альтруизма ввёл французский философ и основатель социологии Огюст Конт . Он характеризует им бескорыстные побуждения человека, влекущие за собой поступки на пользу других людей. Согласно Конту принцип альтруизма гласит: «Живи для других». Согласно О. Конту, альтруизм противоположен, антонимичен эгоизму, и подразумевает такое поведение и активность человека, которыми он приносит другим людям больше пользы, чем требует от них приложения каких-либо затрат.

    Оппозицией такому пониманию альтруизма выступают Чарли Л. Харди, Марк ван Вугт, Дэвид Миллер и Дэвид Келли , которые в своих исследованиях показали, что альтруизм и альтруистическое поведение не связаны с прямой выгодой, или с комбинациями различных выгод, но в конечном счёте, в долгосрочной перспективе создают больше преимуществ, чем было затрачено на совершение альтруистических действий.

    «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье.»

    Как отмечает д-р психол. наук, проф. Н. В. Гришина, «альтруизм - это самостоятельный мотив, который отличается от других мотивов, основанных на личной выгоде; в основе его лежит любовь и бескорыстная забота о других, способность на безвозмездную жертву ради группы, потребность отдавать и чувство ответственности» .

    Основные виды, формы и практики альтруизма

    Моральный и нормативный альтруизм

    Моральная, нравственная сторона альтруизма может быть осмыслена через нравственный императив И. Канта . Интериоризованное человеком, то или иное понимание нравственности может стать таким внутриличностным образованием как совесть , исходя из которой, а не из стремлений к тем или иным выгодам, будет действовать человек. Таким образом, моральный/нравственный альтруизм заключается в действии в соответствии с собственной совестью.

    Ещё одной формой, или одним пониманием морального альтруизма, является его осмысление в рамках представлений о правосудии или юстиции, социальные институты которых широко распространены в западных обществах. В рамках представлений о правосудии человек рассматривается как нередко готовый бескорыстно действовать за правду и её торжество в мире социальных взаимоотношений, а также против различного рода несправедливостей.

    Действия в соблюдение обязательств (которые человек даёт самому себе или другому) и ожиданий (которые имеют в отношении человека другие люди) иногда рассматриваются как определённая степень альтруизма. Вместе с тем, нередко такого рода действия могут оказываться и действиями по расчёту.

    Альтруизм из симпатии и сочувствия

    Альтруизм может быть связан с различного рода социальными переживаниями, в частности с симпатией, сочувствием к другому, милосердием и доброжелательностью. Альтруисты, доброжелательность которых распространяется за пределы родственных, соседских, дружеских отношений, а также отношений со знакомыми, называются также филантропами, а их деятельность - филантропией .

    Кроме доброй воли и сострадания альтруистические действия нередко делаются из привязанности (к чему-то/кому-то) или общей благодарности к жизни.

    Рациональный альтруизм

    Рациональный альтруизм - это балансирование (а также попытка его осмыслить) между своими интересами и интересами другого человека и других людей.

    Выделяется несколько направлений рационализации альтруизма:

    Социальная психология альтруизма и альтруистическое поведение

    С развитием эмпирических психологических исследований такие нечёткие понятия как альтруизм, полезность, постепенно заменяются на более употребительный термин «просоциальное поведение ».

    Существуют половые различия в альтруистическом поведении: женщины, как правило, показывают более долгосрочное просоциальное поведение (например, забота о близких). Для мужчины более вероятны уникальные «подвиги» (например, при пожаре), в которых нередко нарушаются конкретные социальные нормы.

    Есть также исследования из области эволюционной психологии, в которых показано, что люди выживают за счёт сотрудничества и нормальной взаимности. Как выразился Герберт Саймон , просоциальное поведение имеет преимущество в ситуации естественного отбора/эволюции, и в некотором смысле, альтруизм может рассматриваться как генетически заложенная в человеке программа.

    Согласно социально-психологическим исследованиям альтруистического поведения, важную роль в нём играет личная ответственность человека. Принятие решений требует принятия на себя ответственности за эти решения. Если решение принимается группой людей, то ответственность за него распределяется по членам группы, снижая личную ответственность каждого из них. Как пишет Дмитрий Алексеевич Леонтьев , ссылаясь на исследования социальных психологов , описанные в книге Ли Росса (англ.) русск. и Нисбет, Ричард : «если что-то произошло, если вам стало плохо, нужна помощь, а вокруг идут люди, не останавливаясь, нельзя звать на помощь просто, ни к кому не обращаясь. Выберите любого человека, смотрите на него и обращайтесь лично к нему и вероятность того, что к вам придут на помощь, возрастёт в несколько раз».

    Левые политические учения, ставящие своей целью общество, построенном на взаимопомощи вместо конкуренции, могут апеллировать к альтруизму как поведенческой установке. Альтруизм, наблюдаемый у животных и примитивных человеческих обществ, приводится в качестве аргументов в пользу левой политики в книгах Петра Кропоткина «Взаимопомощь как фактор эволюции» и Питера Сингера «Дарвиновская левая» (A Darwinian Left ).

    Другие разновидности

    В общем понятии альтруизма выделяют отдельные подпонятия, описывающие некоторые специфические виды альтруизма. Например:

    Примечания

    1. Современный психологический словарь / Под редакцией Б. Г. Мещерякова , В. П. Зинченко . - Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, АСТ , . - 496 с. - (Психология - лучшее). - 3000 экз. - ISBN 978-5-17-046534-7 , ISBN 978-5-93878-524-3 .
    2. Manuela Lenzen. Evolutionstheorien in den Natur- und Sozialwissenschaften. Campus Verlag, 2003. ISBN 3-593-37206-1 (Google Books)
    3. Charlie L. Hardy, Mark van Vugt. Giving for Glory in Social Dilemmas: The Competitive Altruism Hypothesis (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия ) . University of Kent, Canterbury 2006.
    4. David Miller. ’Are they my poor?’: The problem of Altruism in a World of Strangers. In: Jonathan Seglow (Hrsg.): The Ethics of Altruism.: Frank Cass Publishers, London 2004. - ISBN 978-0-7146-5594-9 , S. 106-127.
    5. David Kelley. Altruism and capitalism. In: IOS Journal. 1 Januar 1994.
    6. Jonathan Seglow (Ed.). The Ethics of Altruism. ROUTLEDGE CHAPMAN & HALL. London. -

    В нашем мире всё довольно уравновешенно. Если есть зло, то есть и добро, ненависть противопоставляется любви, а жизнь – смерти. Точно так же термин «эгоизм» имеет противоположное значение – «альтруизм».

    Оба эти понятия характеризуют отношение человека к другим и связаны с бескорыстной заботой – к себе или к людям. Кто же такие альтруисты и эгоисты и чем они отличаются друг от друга?

    Кто такие альтруисты?

    Слово «альтруизм» происходит от латинского «alter» и переводится как «другие, другой» . Под этим термином понимается бескорыстное отношение к другим людям, забота об их благосостоянии и благополучии.

    Альтруисты склонны приносить себя в жертву и отказываться от своей выгоды ради общего блага. Ценности и интересы общества для таких людей превыше всего. Они не ищут повода для своих поступков и совершают их только потому, что считают свои действия правильными, добрыми и полезными людям.

    Альтруистическое поведение женщин и мужчин может несколько различаться. Представительницы прекрасного пола обычно демонстрируют длительное социальное поведение, например на протяжении всей своей жизни заботятся о родных.

    Мужчины больше склонны к разовым поступкам: спасти утопающего или пострадавшего при пожаре – свои решения они принимают под действием сиюминутных порывов.


    В целом же альтруистам свойственны добросердечные поступки, которые не рассчитаны на получение прибыли или каких-нибудь бонусов. Они всегда готовы заняться лечением умирающего животного, отдать все свои деньги нуждающемуся или помочь человеку, даже если эта помощь несет в себе риски для их жизни.

    Такое поведение обычно объясняется нежеланием наблюдать за чужими страданиями и нравственными установками, привитыми с самого детства.

    Кого называют эгоистами?

    Понятие эгоизма заложено в греческом слове еγώ , переводимом как «я» .Человек с эгоистическими наклонностями заботится только о себе, думает только о собственной пользе и ставит свою выгоду превыше других.

    Термин «эгоизм» возник в XVIII столетии и подразумевал под собой принципиальные приоритеты человека над интересами других людей. Со временем исследователи стали различать рациональный эгоизм, когда человек оценивает возможные последствия от своих действий, и иррациональный, при котором поступки совершаются под влиянием импульса или недальновидности.


    Существует теория, что каждый из нас подвержен эгоизму на генетическом уровне. Мы рождаемся с инстинктом самосохранения и стараемся удовлетворять прежде всего свои интересы на протяжении жизни.

    Такая теория объясняется продолжительной борьбой человечества за выживание и естественным отбором, в рамках которого людям приходилось существовать в первобытном обществе. Некоторые исследователи полагают, что даже самые бескорыстные, на первый взгляд, поступки мы совершаем из эгоизма, поскольку подспудно надеемся получить высокую оценку своим действиям и одобрение окружающих.

    Согласно выводам ученых, эгоистом обычно становится единственный ребенок в семье или тот, кого в детстве часто баловали, кто рос в атмосфере вседозволенности и излишней опеки. Ребенок-эгоист никогда не позволит другому пользоваться своими игрушками, а взрослый не отдаст свои рабочие принадлежности, которые могут облегчить труд коллеге и сделают его более заметным в глазах начальства.

    Если все будут изнывать от жары, эгоист не позволит открыть окно, мотивируя это тем, что ему холодно. Эгоисту плевать на интересы и потребности других людей, ведь его приоритеты – это собственный телесный и душевный комфорт.

    Какая разница между альтруистами и эгоистами?

    Таким образом, альтруист живет ради других, эгоист – ради себя. Первый не думает о выгоде и совершает поступки ради блага людей, второй концентрирует внимание на своем «эго» и не считается с желаниями остальных.


    Вместе с тем, безмерная ценность человеческой жизни не позволяет назвать эгоизм злом, а альтруизм добром, ведь если от человеческого эгоизма не страдают другие люди, то стремление к личной выгоде вполне возможно и оправданно. К тому же на протяжении жизни, под влиянием воспитания и социума, человек может меняться и легко превращаться из альтруиста в эгоиста и наоборот.

    Альтруизм – это принцип поведения, согласно которому человек делает добрые поступки, связанные с бескорыстной опекой и благополучием других. Альтруизм значение слова и главный его принцип определяются, как «жить ради других». Термин альтруизм ввёл Огюст Конт основатель социологической науки. Под этим понятием он лично понимал бескорыстные побуждения личности, которые влекут действия, предоставляющие пользу только для других.

    К определению альтруизма О. Контом было выдвинуто оппозиционное мнение психологами, которые с помощью своих исследований определили, что альтруизм в длительной перспективе образовывает больше преимуществ, нежели на него было затрачено усилий. Они признали, что в каждом альтруистическом действии есть доля эгоизма.

    Как противоположность альтруизму рассматривается . Эгоизм – жизненная позиция, согласно которой удовлетворение собственного интереса воспринимается, как наивысшее достижение. Отдельные теории твердят, что альтруизм это в психологии определенная форма эгоизма. Человек получает высшее удовольствие от достижения успехов другими, в которых он принимал непосредственную участь. Ведь в детстве всех учат, что добрые дела делают людей значимыми в обществе.

    Но если все же рассматривать альтруизм значение слова, которое переводится, как «другой», тогда оно понимается, как помощь другому, которая проявляется в актах милосердия, заботе и самоотречении ради другого человека. Необходимо, чтобы эгоизм, как противоположность альтруизму присутствовал в человеке в меньшей мере и уступал место доброте и благородству.

    Альтруизм может соотноситься с разнообразными социальными переживаниями, например, симпатией, милосердием, сочувствием и доброжелательностью. Альтруистические поступки, которые распространяются за границы родственных, дружеских, соседских, или любых отношений по знакомству, называются филантропией. Люди, которые занимаются альтруистической деятельностью, за пределами знакомств, называются – филантропами.

    Примеры альтруизма различаются зависимо от пола. Мужчины склонны к кратковременным порывам альтруизма: вытащить тонущего из воды; помочь человеку, попавшему в сложную ситуацию. Женщины готовы к более долговременным поступкам, они могут забыть о своей карьере, чтобы воспитать детей. Примеры альтруизма отображаются в волонтерской деятельности, помощи нуждающимся, наставничестве, милосердии, бескорыстии, филантропии, донорстве и другом.

    Альтруизм, что это такое

    Альтруистичное поведение приобретается с воспитанием и вследствие индивидуального самовоспитания.

    Альтруизм это в психологии понятие, которым описывается активность человека, ориентированная на заботу об интересах других. Эгоизм, как противоположность альтруизму по-разному толкуется в бытовом использовании, от этого смысл этих двух понятий путается. Так, альтруизм понимается, как качество характера, намерение или общая характеристика поведения человека.

    Альтруист может пожелать проявить заботу и потерпеть неудачу в самой реализации плана. Альтруистическое поведение иногда понимается, как проявление искренней заботы о благополучии других больше, нежели о собственном. Иногда, это как проявление одинакового внимания к своим потребностям и к нуждам других людей. Если «других» много, тогда данное истолкование не будет иметь практического смысла, если же относится к двум , тогда оно может стать крайне важным.

    Существует различие между альтруистами, они разделяются на «универсальных» и «взаимных».

    «Взаимные» альтруисты – это люди, которые согласны на жертву только ради тех людей, от кого они ожидают аналогичных поступков. «Универсальные» – считают альтруизм этическим законом, и следуют ему, совершая добрые поступки с благими намерениями ко всем.

    Альтруизм бывает нескольких видов, которые сразу можно трактовать, как примеры альтруизма. Родительский альтруизм выражается в бескорыстном саможертвенном отношении, когда родители полностью готовы, что должны будут отдать материальные блага и вообще собственную жизнь ребенку.

    Нравственный альтруизм это в психологии реализация нравственных потребностей ради достижения внутреннего комфорта. Это люди, имеющие повышенное чувство долга, которые предоставляют бескорыстную поддержку и получают моральное удовлетворение.

    Социумный альтруизм распространяется лишь на людей из ближайшего круга – друзей, соседей, коллег. Такие альтруисты предоставляют бесплатные услуги этим людям, что делает их более успешными. Поэтому ними часто манипулируют.

    Сочувственный альтруизм – люди испытывают , понимают потребности другого, искренне переживают и могут помочь ему.

    Демонстративный тип альтруистического поведения проявляется в поведении, что поддается контролю общепринятым нормам поведения. Такие альтруисты руководствуются правилом «так положено». Они проявляют свой альтруизм в безвозмездных, жертвенных поступках, используя личное время и собственные средства (духовные, интеллектуальные и материальные).

    Альтруизм это в психологии стиль поведения и качество характера индивида. Альтруист ответственный человек, он способен индивидуально принять ответственность за поступки. Он ставит интересы других выше, чем собственные. Альтруист всегда владеет свободой выбора, ведь все альтруистические поступки совершаются им самим только по собственному желанию. Альтруист одинаково остается удовлетворенным и не ущемленным, даже когда поступается личными интересами.

    Происхождение альтруистического поведения представлено в трех главных теориях. Эволюционная теория объясняет альтруизм через определение: сохранение рода есть движущей развивающей силой эволюции. В каждом индивиде заложена биологическая программа, согласно которой он склонен совершать добрые поступки, которые ему лично не приносят пользу, но он сам понимает, что делает все это для всеобщего блага, сохранения генотипа.

    По теории социального обмена – в разнообразных социальных ситуациях совершается подсознательный учет основных ценностей в социальной динамике – информации, взаимных услуг, статуса, эмоций, чувств. Оказавшись перед выбором – помочь человеку или мимо пройти, индивид инстинктивно сначала просчитывает возможные последствия своего решения, он соотносит затраченные силы и полученную личную выгоду. Данная теория демонстрирует здесь, что альтруизм является глубинным проявлением эгоизма.

    По теории социальных норм законы социума твердят, что совершение безвозмездной помощи является естественной необходимостью человека. Данная теория основывается на принципах обоюдной поддержки равных, и на социальной ответственности, помощи людям, что не располагают возможностью ответить взаимностью, то есть маленькие дети, больные люди, пожилые или малоимущие. Здесь мотивацией альтруистических поступков считаются социальные нормы.

    Каждая теория анализирует альтруизм разносторонне, не дает единственного и полного объяснения его происхождения. Вероятно, это качество стоит рассматривать в духовной плоскости, поскольку вышеописанные теории социологического характера и ограничивают изучение альтруизма, как личностного качества и выявления , что побуждают человека действовать бескорыстно.

    Если происходит ситуация, где другие являются свидетелями поступка, тогда индивид, который его совершает, будет готов к альтруистическому действию больше, нежели в ситуации, когда никто не наблюдает за ним. Это происходит через стремление человека выглядеть хорошо перед окружающими. Особенно, если наблюдателями являются значимые люди, чье расположение к себе он принимает, как очень ценное или эти люди также ценят альтруистические поступки, человек будет стараться придать своему поступку еще большего благородства и демонстрировать свою бескорыстность, не ожидая, что его отблагодарят.

    Если возникает ситуация, в какой вероятна опасность того, что отказ в помощи конкретному человеку значит то, что индивиду придется нести за неё персональную ответственность, по закону, например, тогда он, конечно, будет более расположен действовать альтруистически, даже когда лично этого не хочет делать.

    Дети, в основном, проявляют альтруистические поступки через подражание взрослым или другим детям. Это совершается до того, как они понимают необходимость такого поведения, даже если другие поступают по-другому.

    Альтруистическое поведение, как результат простого подражания может случаться в группе и подгруппе, в какой другие люди, что окружают данного индивида, делают альтруистические поступки.

    Также как человек проявляет симпатию к людям, которые на него похожи, также он тянется помогать таким людям. Здесь альтруистические действия управляются сходством и отличием от человека тех, кому он помогает.

    Принято думать, что поскольку женщины слабый пол, значит, мужчины должны помогать им, особенно, когда ситуация требует физического усилия. Поэтому за нормами культуры мужчины должны действовать альтруистически, но если случается, что мужчина нуждается в женской помощи, тогда себя альтруистически должны вести женщины. Это является мотивацией альтруизма, образованной на гендерных различиях.

    Так происходит в ситуациях, когда требуется помочь индивиду определенного возраста. Так, дети, пожилые люди намного больше нуждаются в помощи, нежели индивиды среднего возраста. К этим возрастным категориям люди должны проявлять альтруизма больше, чем к взрослым, которые еще могут сами помочь себе.

    Такие аспекты, как актуальное психологическое состояние, особенности характера, религиозные наклонности, относятся к персональным особенностям альтруиста, влияющие на его поступки. Поэтому, объясняя альтруистические действия, нужно учитывать текущее состояние альтруиста, и принимающего его помощь. Также в психологии определяют личностные качества, что содействуют, либо препятствуют альтруистическому поведению. Содействуют: доброта, эмпатия, порядочность, надежность, а препятствуют: черствость, безразличие.

    Альтруизм как качество личности – склонность к бескорыстной заботе о благополучии других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

    Однажды ученики спросили своего Учителя: «Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна?» - «Это потому, - ответил Учитель, - что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело - они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя».

    Феномен альтруизма исключительно загадочен. Личность в материальном мире по умолчанию является эгоистом, вопрос только в какой мере – благостной, страсти или невежестве. Человек, как пропитанное ложным эго тело, чувства, ум и разум, должен в первую голову заботиться о собственном выживании. Человек как душа (природа души – сознание) ни эгоистичен, ни альтруистичен. И вдруг – готовность бескорыстно жертвовать собственными интересами ради интересов другого человека или ради общего блага.

    Альтруизм – необъяснимый для большинства людей порыв великодушия и самоотверженности.

    Альтруизм противоречит самой природе живого существа с его базовыми инстинктами самосохранения и выживания.

    Термин «альтруизм» был предложен французским мыслителем Огюстом Контом (1798-1857) для того, чтобы выразить понятие, противоположное эгоизму. Контовский принцип альтруизма гласил: «Живи для других». В желании отдавать – суть альтруизма. Но не все так просто, альтруизмом можно считать заботу о посторонних людях, если ни на сознательном, ни на подсознательном уровнях полностью отсутствуют мысли о собственных интересах и корысти. Жертвуя чем-то ради своих близких, человек, хоть и в малой доле, может рассчитывать на признательность, взаимность и ответную любезность. Даже мать относительно своего ребенка испытывает эгоистические чувства, рассчитывая, к примеру, на ответную любовь, заботу и внимание к себе в старости.

    Человек с проявленным как качество личности альтруизмом желает просто отдать – без пиара, без позитивных ожиданий каких-то преференций для себя в будущем. У альтруизма нет завтра. Его природе соответствует солидарность с другими людьми, преобладание их интересов над собственными и бескорыстное им служение. Будучи противоположным эгоизму, он черпает свои силы в бескорыстии, любви к людям, милосердии, доброте и готовности придти на помощь. Доброта – визитная карточка альтруизма.

    Обладая набором таких достоинств, альтруист, как правило, скромен, мягок и спокоен. Вспомним стихотворение «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака. Речь идет об альтруисте — парне, который спас на пожаре девочку и скрылся, не дожидаясь благодарности. Начало стихотворения: «Ищут пожарные, Ищет милиция…Ищут фотографы В нашей столице, Ищут давно, Но не могут найти, Парня какого-то Лет двадцати». Альтруист с нескрываемым интересом способен надолго увлечься деланием чужих дел, забывая о своих, для него проблематично кушать одному, когда он доставляет кому-то радость, то сам сияет от счастья больше всех. Он искренне радуется чужому счастью и успехам. Весь его вид излучает сигнал: «Я желаю всем счастья».

    Альтруизм – это не все отдать людям, а самому остаться без штанов и чувствовать себя в чем-то ущемленным и ущербным. Это глупый, абсурдный альтруизм, которым, наверняка, воспользуются нечистоплотные на руку люди. К примеру, пожертвования и меценатство только тогда приносят моральное удовлетворение, когда их обладатель твердо уверен в правильности своего выбора для оказания помощи. Избыточно забывая о себе, альтруист поступает не мудро и недальновидно. Мудрый альтруизм идет не от чувств, эмоций или сентиментальности, а от разума. Он предполагает осмотрительность, разумность и здравомыслие.

    Обычному человеку, пропитанному эгоизмом, трудно понять вкус счастья, который испытывает обладатель альтруизма. Вместе с тем, каждый хоть раз в жизни испытывал как «поет душа» после того, как человек совершил какой-либо бескорыстный поступок для людей. Это когда ты тащишь домой раненого щенка, зная, что это умножит твои заботы, это когда ты помогаешь незнакомой старушке поднести сумки к ее дому, это когда ты везешь незнакомца в больницу, даже не думая о каком-либо вознаграждении. Творя добро, альтруист не живет предвкушением тех чувств, которые он испытает позже, это была бы корысть. Он безусловен, как любовь матери к младенцу. Людям свойственно время от времени загораться загадочно-волшебным светом альтруизма.

    Альтруизм не имеет ничего общего с безрассудством, нерассудительностью и необдуманностью, наоборот, он дружен с осознанностью. Разум – это пространство между возбудителем и реакцией на него. За это недолгое время (порой мгновение) человек делает выбор – броситься спасать ребенка из под колес от автомобиля или не рисковать своей жизнью, вступиться за женщину перед хулиганами или трусливо «поджать хвост» и смыться куда подальше. С позиций здравого смысла альтруизм вреден, ведь человек жертвует своим, не получая ничего взамен. Ложное эго обычного человека каждый раз готово устроить грандиозный скандал, когда покушаются на его безопасность и собственность, но у альтруиста оно находится на заднем плане и не имеет права голоса. Альтруизм – это свобода от тирании ложного эго .

    Еще Адам Смит в «Теории моральных чувств» писал: «Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определенные законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье».

    Высшая форма альтруизма – дать человеку духовные знания о том, как достичь счастья. С багажом духовных знаний ему никакие жизненные напасти и трудности не страшны. Став зрелой личностью, человек сам может стать способен совершать альтруистические поступки, а это уже высший пилотаж для наставника.

    Петр Ковалев 2013 год