Что это было? Вифлеемская звезда глазами астрономов. На небосклоне появится вифлеемская звезда

" Я послан только к погибшим овцам дома израилева"
Выучили как попугайчики одну фразу - значит все понимаете...

Испытывал он женщину - что ответит, ... ее веру - только и всего.

Лука - кто по национальности..? Грек

Про евреев:
“Я проклял их в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой” (Пс 94:11)

В гневе не клянутся - а именно проклинают!
Текст был подправлен евреями - как так, избранный народ прокляли.

Евреи народ проклятый - и к христианству никакого отношения, на данный момент - не имеют.

"20. Тогда начал Он укорять города, в которых наиболее явлено было сил Его, за то, что они не покаялись:

21. горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, Лк 10, 13.

22. но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам.

23. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня;

24. но говорю вам, что земле Содомской отраднее будет в день суда, нежели тебе.
(Евангелие от Матфея 11:20-24)"

38. Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение.

39. Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка;

40. ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи.

41. Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы.

42. Царица южная восстанет на суд с родом сим и осудит его, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона.
(Евангелие от Матфея 12:38-42)"

Про не евреев:

"27. И, беседуя с ним, вошел в дом, и нашел многих собравшихся,

28 И сказал им: вы зиаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтоб я не почитал ни одного человека скверным или нечистым;

29. Посему я, будучи позван, и пришел беспрекословно; итак спрашиваю: для какого дела вы призвали меня?

30. Корнилий сказал: четвертого дня я постился до теперешнего часа и в девятом часу молился в своем доме; и вот, стал предо мною муж в светлой одежде

31. И говорит: «Корнилий! услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом;

32. Итак пошли в Иоппию и призови Симона, называемого Петром: он гостит в доме кожевника Симона при море; он придет и скажет тебе».

33. Тотчас послал я к тебе, и ты хорошо сделал, что пришел; теперь все мы предстоим пред Богом, чтобы выслушать все, что́ повелено тебе от Бога.

34 Петр отверз уста и сказал: истинно познаю́, что Бог не лицеприятен,

35. Но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему.

36. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

37. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилея, после крещения, проповеданного Иоанном:

38. Как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним;

39. И мы свидетели всего, что́ сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесивши на древе.

40. Сего Бог воскресил в третий день и дал Ему являться

41. Не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по восресении Его из мертвых;

42. И Он повелел нам проповедывать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и метрвых.

43. О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

44. Когда Петр еще продолжал эту речь, Дух Святый сошел на всех, слушавших слово.

45. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников;

46. Ибо слышали их говорящих языками и величающих Бога. Тогда Петр сказал:

47. Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа?

48. И велел им креститься во имя Иисуса Христа. Потом они просили его пробыть у них несколько дней
(Деянмя апостолов 10:13)"

Так что заканчивайте пудрить людям мозги фразой из контекста.

Заинтересовавшись этим вопросом, просмотрел свои фотографии, сделанные в храме Рождества в Вифлееме в октябре 2014 года - как мне и запомнилось, в самом храме попадались и шестилучевые звёзды:

И восьмилучевые:

Розетка же в мраморной плите, покрывающей пол рождественского вертепа над местом, на котором, по преданию, и родился младенец Христос, была и вовсе с 14 лучами.
Моя фотография этой розетки по сути является техническим браком - не надеясь на результат, щелкнул кнопкой висевшей на пузе камеры, когда пригнувшись, заглянул под сень, покрывающую это священное для христиан место, а получилось весьма символично - мне, безбожнику, была явлена сила шевеленки при низкой освещенности сего святого места - а посему удалить сей шедевр рука не поднялась;):

Сайт www.pro-israel.ru пишет про эту розетку, отождествляемую многими с Вифлеемской звездой, следующее:

В четвертом веке нашей эры над Пещерой был построен Храм Рождества Христова - один из наиболее древних Храмов в Израиле. В 1717 году монахами-францисканцами католического ордена в Пещере Рождества была установлена серебряная Звезда Вифлеема.

Вифлеемская серебряная Звезда, установленная в Пещере, имеет 14 лучей, символизирующих 14 остановок Крестного Пути Иисуса в Иерусалиме - Виа Долороса (лат. Via Dolorosa , букв. «Путь Скорби») .

Надпись на латыни «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est — 1717» переводится как «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа» и указывает на год установки серебряной звезды францисканцами. В 1847 году турки похитили серебряную Звезду Вифлеема.

Позже турецким султаном была подарена монахам Звезда, изготовленная заново.

Насколько вновь изготовленная звезда по количеству лучей, весу и цене соответствовала первоначальной - остаётся только догадываться.

Если полагать, что Вифлеемская звезда как событие представляла собой реально существовавшее астрономическое явление - например, взрыв Новой или Сверхновой звёзд, сияние которых настолько мощное, что видно даже днём (или, как гласит Писание, "на восходе"), то в этом случае говорить о числе лучей реальной звезды бессмысленно - даже в случае преломления в атмосфере и появления гало лучей могло быть 2, максимум - 4.

Знакомые многим по фотографиям 5, 6, 8 или более лучей в гало вокруг ярких объектов - не более чем оптический эффект рассеяния в оптической системе фотокамеры и/или светофильтрах, и при неинструментальном наблюдении невооруженным глазом (а о каких оптических инструментах могла идти речь в конце I в до н.э.?) столько лучей реально не наблюдается.

Если же вифлеемская звезда представляла из себя комету, у которых иногда наблюдается по несколько хвостов, то и тут о 6, 8 или 14 хвостах, да еще центральносимметрично расположенных, речи не идёт.

Таким образом, число лучей на изображениях вифлеемской звезды - число переменное, зависящее только от прихоти изображающего её художника и исповедуемой последним символики;).

Впрочем, о том, что число лучей звезды варьировалось, можно судить по остаткам мозаичного пола, оставшегося от первого храма Рождества, построенного в IV веке - тут мы видим орнамент с 4 или 8, кому как покажется, лучами:

Не могу не отметить также интересный оптический эффект, который возникает, если смотреть на крест на одной из часовен храма Рождества - при определенных ракурсах кажется, что это - шестилучевая звезда:

Хотя на самом деле на куполе - два кованых из проволоки креста, расположенных в перпендикулярных плоскостях:

Впервые такую необычную конструкцию креста я увидел на творении Антонио Гауди в парке Гюэль в Барселоне - как оказалось позднее, идея такого креста принадлежала Гауди не полностью, а была аллюзией на крест храма Рождества в Вифлееме:

Впрочем, Вифлеемский храм порадует исследователей символизма даже пятиконечными звёздами:

Какой же из всего сказанного следует вывод?

Элементарный - единого канона изображения Вифлеемской звезды не существует, и всякая звезда на христианских храмах вполне может быть отсылкой к звезде Вифлеемской, будь она о 4, 6, 7, 8 или 14 лучах.

Попытка подвергнуть научному анализу такой издревле известный христианский символ, как Вифлеемская звезда, может показаться кому-то несколько неучтивой. Однако тихий диспут среди астрономов по поводу того, что же это могло быть, продолжается много десятилетий.

Могла ли звезда, побудившая трех "мудрецов с Востока" отправиться на поиски новорожденного Царя, быть реальным астрономическим явлением?Подобные дебаты требуют одного серьезного допущения - что история о звезде и путешествии волхвов подлинная.
Профессор Дэвид Хьюз, астроном из Университета Шеффилда, впервые опубликовал обзор теорий, объясняющих возникновение "звезды волхвов", еще в 1970-е годы.Последующие десятилетия он провел, изучая астрономические объяснения этого явления, а также связанных с ним библейских рассказов, так что теперь Хьюз является признанным экспертом в этой области.Но есть здесь и кое-какие интригующие исторические параллели."Три царя", пришедшие поклониться младенцу Иисусу, сами были учеными своего времени, знатоками оккультных наук, известными как "волхвы" или маги - почитавшиеся в Вавилоне астрономы и астрологи. Они изучали звезды и планеты, истолковывая значение тех или иных космических событий.

Слияние планет

Любое необычное явление, происходившее на небосклоне, воспринималось как знамение. Поэтому Вифлеемская звезда должна была быть одновременно и очень редким, и визуально впечатляющим явлением. Как говорит Хьюз, она должна была послать волхвам очень четкий сигнал, не вызывающий сомнений в трактовке.
Все это привело астронома к заключению, что Вифлеемская звезда, вероятно, вообще не являлась звездой, и что это, скорее всего, было чем-то большим, чем одномоментное астрономическое событие."Если вы прочитаете Библию внимательно, то обнаружите, что волхвы увидели нечто, находясь в своей стране [вероятно, в Вавилоне], - говорит профессор Хьюз. - Они отправились в Иерусалим, где провели беседу с царем Иродом".Согласно евангельскому рассказу, волхвы рассказали Ироду о знамении, которое они видели. Затем, выйдя из Иерусалима, говорит астроном, они снова увидели нечто необычное, что их весьма обрадовало.Наилучшим объяснением этого, по словам Хьюза, является так называемое тройное соединение планет - когда Юпитер и Сатурн выстраиваются в одну линию с Землей. Причем это должно было произойти трижды на протяжении короткого отрезка времени."Такое происходит, когда на одной прямой располагаются Солнце, Земля, Юпитер и Сатурн", - объясняет Хьюз.

По мнению ряда исследователей, серия из трех таких "парадов планет", произошедшая в течение одного года, хорошо стыкуется с евангельским рассказом о Рождестве и поклонении волхвов.Тим О"Брайан, помощник директора обсерватории "Джодрелл Бэнк" в графстве Чешир, говорит, что это должно было быть весьма захватывающим зрелищем. "Невероятно, насколько сильно обращает на себя внимание, когда два довольно ярких объекта сходятся вместе на небе", - говорит он."После того как планеты выстраиваются в ряд на своих орбитах, Земля начинает как бы "обгонять" их, из-за чего кажется, будто Юпитер и Сатурн меняют направление своего движения в ночном небе", - объясняет О"Брайан.По его словам, люди в те времена придавали огромное значение движению планет.Еще большей значительности этому явлению придавал тот факт, что слияние планет, вероятно, имело место в созведии Рыб - то есть в одном из знаков Зодиака."Соединение планет, подобное этому, происходит лишь раз за примерно 900 лет, - подчеркивает О"Брайан. - Так что для астрономов Вавилона 2000 лет назад это должно было послужить сигналом к чему-то чрезвычайно важному".

Хвостатая звезда

Нередко кометы словно *зависают* или *останавливаются* над горизонтомВторым возможным объяснением Вифлеемской звезды может быть появление очень яркой кометы.Несмотря на то что с Земли кометы выглядят чрезвычайно впечатляющими и красивыми небесными телами, фактически они - "большие грязные комки снега", летящие через космическое пространство."Когда они приближаются к Солнцу, лед начинает таять - солнечный ветер уносит эту субстанцию в космос, так возникает "хвост" из кометного материала", - рассказывает О"Брайан.По словам профессора Хьюза, хвост, направленный в противоположную от Солнца сторону, - один из факторов, который делает версию кометы столь популярной."Довольно приличное число людей говорили, что кометы как бы "останавливаются" над Землей из-за окружающего их облака кометного газа и хвоста, который подчас выглядит как стрела", - говорит Хьюз.Больше всего ко времени евангельских событий подходит довольно яркая комета, появившаяся в созвездии Козерога в 5 году до н.э., которая была описана китайскими астрономами.Менее вероятный, но более знаменитый кандидат - комета Галлея, которую было видно с Земли примерно в 12 году до н.э.

Те, кто склоняются в пользу версии "пятого года", указывают, что та комета должна была для наблюдателя из Иерусалима находиться в южной части неба (то есть в направлении Вифлеема), с головой, расположенной очень низко над горизонтом, и хвостом, направленным вертикально вверх."Очень многим людям нравится мысль про комету, так что она нередко встречается на рождественских открытках", - говорит Хьюз."Загвоздка в том, что явления комет совсем нередки. Кроме того, их появление прочно ассоциировалось с грядущими бедствиями - чумой, голодом, массовой гибелью людей и прочими невзгодами, - рассуждает профессор астрономии. - Так что, если комета и несла какую-то весть, это могло быть лишь дурным предзнаменованием".Еще одна теория предполагает, что внимание волхвов могло привлечь рождение новой звезды.

"Хороший кандидат"

Ряд астрономов полагает, что дорогу волхвам могла указать новая звездаСуществуют записи - опять-таки, сделанные звездочетами на Дальнем Востоке - о новой звезде, загоревшейся в небольшом созвездии Орла в северной части неба в 4 году до н.э.Хьюз говорит: "Те, кто ратует за эту версию, утверждают, что эта новая звезда должна была располагаться точно над Иерусалимом".По мнению доктора Роберта Кокрофта, управляющего планетарием Университета Макмастера в Онтарио, новая звезда является "хорошим кандидатом" на звание Вифлеемской звезды."Она может возникнуть как новая звезда в созвездии и снова угаснуть несколько месяцев спустя, - объясняет он. - Она не слишком яркая, что объясняет отсутствие записей о ней в западном мире".По мнению Кокрофта, вспышка этой звезды могла служить одним из указаний для волхвов, совершающих свое путешествие.

В то время как другие "знамения" нужны были для того, чтобы побудить волхвов отправиться в путь на запад, в сторону Иерусалима, - говорит он, - прежде чем они смогли бы добраться туда, прошло бы как минимум несколько месяцев."К этому времени созведие Орла (вместе с новой звездой) могло оказаться на небе в южной части. Вифлеем лежит четко на юг от Иерусалима, так что волхвы могли "следовать" за этой звездой, направляясь в Вифлеем".За последние годы, говорит Хьюз, были предложены и другие, маловероятные, но увлекательные объяснения.Одной из таких, особенно натянутых, по его словам, гипотез, стала предложенная в 1979 году греческим астрономом Георгием Баносом. Он предположил, что Рождественская звезда на самом деле могла быть планетой Уран.Банос считает, что волхвы обнаружили эту планету на 1800 лет раньше, чем астроном Уильям Гершель, первым описавший ее открытие в 1781 году."Его идея состояла в том, что волхвы открыли Уран, что он стал Вифлеемской звездой и что потом они попытались "замять" свое открытие", - говорит Хьюз.

КТО ТАКИЕ "ВОЛХВЫ С ВОСТОКА"

Три мудреца, как полагают, были магами - персидскими мудрецами-звездочетами.В западной традиции их еще называют царями и дают им имена - Каспар, Мельхиор и Бальтазар.Поклонившись младенцу Иисусу, они преподнесли дары: золото, ладан и смирну.В Евангелии их имена и царский сан не упоминаются, традиция возникла в Средневековье.Православная церковь не считает волхвов царями, не приводит их число и не дает им имена.Католическая церковь чтит память трех царей в праздник Богоявления - в память о явлении Христа язычникам, волхвам с Востока.
Поклонение волхвов. Боттичелли

ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ: Библейский рассказ

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. [...]Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, [как] наконец пришла и остановилась над [местом], где был Младенец.Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.
Евангелие от Матфея, гл. 2

Парад Трех царей

В Испании и испаноговорящих странах почитание "Трех царей" является важной частью празднования Рождества Христова.Считается, что это три мага-чародея (Los Reyes Magos), чья задача - приносить подарки всем детям в день Богоявления (6 января). По традиции, дети заранее отправляют волхвам свои заявки на подарки, которые они бы хотели получить.Детям еще говорят, что те, кто не слушается, получает от волхвов лишь золу и угли. Съедобные сладкие "угли" повсюду продаются в магазинах.На ночь перед дверью люди выставляют свою обувь, а утром находят под ней подарки. По традиции, нужно также оставить еду и питье для волхвов и их верблюдов.Вечером 5 января во всех испанских городах проходят парады в честь трех волхвов. Те, как правило, восседают на верблюдах и во время процессии бросают сладости в толпу.

4266 0

От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа... Рождество на родине Христа отмечают трижды, причем даже мусульмане. Фоторепортаж.

На родине Христа мне посчастливилось побывать дважды: в 2010 году - в составе делегации, сопровождающей предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Владимира, и в 2011 году.

Когда же рассказать об этих путешествиях, как не в преддверии Рождества...

ТАМ, ГДЕ РОДИЛСЯ СПАСИТЕЛЬ МИРА

Сами израильтяне в Вифлеем не ездят. Многие хотели бы побывать там хотя бы из любопытства, но на Палестинские территории обладателей израильских паспортов не пускает заботливое правительство.
Надо сказать, израильтяне любили посещать палестинские города, пока их там не стали убивать средь бела дня их же арабские сограждане.

Храм Рождества Христового в Вифлееме.

Результатом многолетних мирных переговоров стала современная Палестина - автономия на Западном берегу Иордана и Сектора Газа с крупными арабскими городами Вифлеем, Рамалла, Шхем, Дженин и Хеврон. Сегодня Израиль и арабские территории разделяет восьмиметровая бетонная стена.

Израильская власть переживает за еврейский народ и не желает отвечать за любителей острых впечатлений на арабских территориях.
При этом туристов и паломников в Вифлеем пропускают без проблем. Трезубцы на поднятых вверх украинских паспортах обычно развеивают у военных на КПП всякий интерес. Израиль контролирует лишь внешние границы автономии.

С момента пересечения кордона де-юре безопасность паломников переходит к палестинским силам. За пребывание граждан Украины на родине Христа Израиль ответственности не несет.

Рынок на одной из центральных улиц Вифлеема.

ВИФЛЕЕМ НА ИВРИТЕ – «ГОРОД ХЛЕБА»

На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» - «Город хлеба», так как рождение Христа стало для мира Хлебом жизни. Над главной святыней города - пещерой, в которой родился младенец Иисус, - находится древнейший храм Палестины – храм Рождества Христова. Подъезжая к нему по узким улочкам, невольно наблюдаешь на стенах множество унылых граффити на военную тематику. Бойцов палестинского сопротивления на улицах Вифлеема я не видела.

Родина царя Давида, улочки, где ходила Богородица, и где провел первые годы земной жизни Богомладенец, сегодня замусорены. Арабы, в большинстве своем, не особенно чистоплотны. Наверное, поэтому в Вифлееме не хочется задерживаться надолго.

Рождественский вертеп в одной из сувенирных лавок.

Обычно паломники, выйдя из храма Рождества, спешат к автобусам, их везут в лавки по договоренностям гида, а затем - обратно в Иерусалим.
Местным арабам повезло – пребывание на родине Спасителя мира отлично располагает приезжих к покупкам сувениров.
Правда, говорят, производство этой продукции сегодня приносит небольшие деньги. Лавки завалены китайским ширпотребом, который вытесняет изделия ручной работы местных жителей.

Тем не менее, деньги, которые оставляют паломники - существенный источник доходов палестинцев. К счастью, палестинские власти осознали это в полной мере и объявили о полной реставрации церкви Рождества Христова - впервые со времени ее строительства в IV веке.



Храм Рождества ежегодно его посещают около 2 миллионов человек.

Из-за частых конфликтов в регионе и из-за споров за право владения храмом - между католической, греческой православной и армянской церквями, за состоянием святыни не следили. Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма. Говорят, что прогнившие балки могут в любой момент обрушиться на паломников, ведь крышу не ремонтировали уже более 500 лет.

Церковь Рождества Христова отреставрируют впервые со времен ее строительства в IV веке.

Реставрация храма обойдется в 10-15 миллионов долларов, которые обещает выделить палестинское руководство и международные доноры. В первую очередь будет отремонтирована протекающая деревянная кровля.

Первая базилика Рождества в Вифлееме была построена св. Еленой, матерью императора Константина Великого, в 333 году над пещерой, где, по преданию, родился Христос. В VI веке храм был сожжен, а в 565 году отстроен заново по указу императора Юстиниана. Храм был достроен крестоносцами, короновавшими здесь своего первого короля Иерусалима. Базилика неоднократно перестраивалась и расширялась, и сегодня ее площадь составляет около 12 тыс. кв. м.


Влага уничтожила бесценные фрески и мозаики на своде храма.

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ХРИСТА

Рождество в Вифлееме – праздник абсолютно для всех. На родине Христа его отмечают трижды, причем даже мусульмане. Они почитают Иисуса как Ису - одного из пророков, и по-своему чтят Его рождение.
Первыми чудо рождения Спасителя отмечают католики - 25 декабря, затем – православные - 7 января, потом – представители Армянской церкви. Последние отмечают Рождество и Крещение Господне как единый праздник Богоявления - 19 января.

25 декабря - день Рождества Христова утвердил в 337 г. папа римский Юлий I. Православная церковь также празднует Рождество 25 декабря, но по юлианскому календарю, который отстает от западного католического на 13 дней. Церковь не приняла реформу папы Григория XIII. Но светский мир живет по новому, григорианскому стилю, поэтому «наше» Рождество наступает 7 января.

Право служить Божественные литургии в храме Рождества Христова есть у православных греков, армян-монофизитов и у католиков.
По словам нашего гида из Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные рождественские торжества в Вифлееме начинаются утром 6 января. Из Иерусалимской патриархии к месту рождения Христа отправляется крестный ход, который возглавляет Иерусалимский патриарх Феофил III. Из Иерусалима до Вифлеема 2 часа ходьбы.

В ночь на 7 января в базилике Рождества собираются представители палестинской администрации, гости Иерусалимской патриархии, православные христиане, которым посчастливилось встретить Рождество в Вифлееме. Патриарх служит утреню, переходящую в литургию.


От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа.

ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЧУДУ

В храм Рождества Христова ведет низкий вход, который называют «вратами смирения»: все, кто переступает порог, вынуждены низко наклониться. Когда-то мусульмане, желая надругаться над святыней, заезжали в храм на ослах. Тогда ворота в базилику заложили, вход стал низким, с тех пор пройти в него можно лишь склонив голову. В базилику, к месту рождения Христа ведут тридцать ступенек. Сама пещера длиной около 12 метров, ее ширина – метра 4, и высота - около 3 метров.

Вифлеемская звезда находится в небольшой на вид мраморной нише. Чтобы приложиться к великой святыне, нужно преклонить колени перед Звездой, отмечающей место рождения Спасителя, и податься немного вперед. На серебряном обрамлении надпись на латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» - «Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос». До места рождения Христа можно дотронуться, пробравшись рукой в круглое отверстие в центре Звезды.

От Вифлеемской звезды исходит 14 лучей, согласно родословной Иисуса Христа: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов». (Матф.1:17).

15 лампад, которые горят вокруг ниши, принадлежат разным конфессиям: из них 6 - православным грекам, 5 - армянам, 4 - католикам. Всего в пещере горят 32 лампады. Место рождения Христа находится под опекой православного Греческого патриархата.

Если предварительно взять с собой маленькую бутылочку и шприц, можно спросить благословение, чтобы набрать масло прямо из лампады над местом рождения Христа. Разрешают не всем и не всегда, но если предложить новое лампадное масло взамен, шансы получить просимое увеличиваются.

Справа от Звезды находятся ясли, где лежит восковое изображение Младенца Христа, здесь же находится престол поклонения волхвов – все это под присмотром католиков.

Чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери.

В храме Рождества Христова пребывает еще одна великая святыня православия - чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери - единственный образ, где Пресвятая Богородица изображена улыбающейся.
Ведь именно здесь, в Вифлееме, она была по-настоящему счастлива. Здесь она привела в мир Спасителя. Состоялась великая тайна воплощения - соединение с человеческим родом, для примирения своих теперь уже сродников через Сына с Отцом.

Поле пастушков.

Покупаю на память дудочку на Поле пастушков - где ангелы возвестили о рождении Богомладенца, пытаюсь изобразить на ней: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!..». Каждый раз по-настоящему счастливой уезжаю из Вифлеема и я.

Анна Горпинченко, «УНИАН-Религии».

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

В Евангелии от Матфея сказано, как именно шли волхвы, чтобы поклониться Богомладенцу-Христу, и в этом рассказе есть определенная загадка. Дело в том, что ко Христу их вела… звезда. Именно так: они увидели в небе очень яркую, ни на что не похожую звезду и пошли за ней. Волхвы знали из преданий, что это небесное явление приведет их к новому Царю Иудейскому, который будет Спасителем мира. Звезда, как сказано в Евангелии, вела волхвов до Вифлеема и остановилась над домом, где поселилось Святое Семейство. Они с радостью поклонились Младенцу и Деве Марии и принесли Христу дары - золото как Царю, ладан - как Богу, и смирну - как Человеку, Который должен умереть ради спасения людей. Далее волхвы вернулись к себе на родину и там, по преданию, тоже проповедали рождение Спасителя. Они почитаются как «три святых царя», их мощи находятся в Кельнском соборе.

Но вот вопрос: могла ли какая-то звезда действительно вести волхвов? Не выдумка ли это? Некоторые критики Евангелия утверждали, что эта история – позднейшая вставка в Священное Писание, сделанная греками, чтобы «разукрасить» событие Рождества, о котором очень скупо рассказали евангелисты. И действительно, все это похоже на сказку… Так как же относиться к рассказу о звезде? И неужели современная Церковь действительно верит, что по небу двигалось некое тело, указывая путь волхвам?

Начнем с «позднейших вставок». Эту версию вполне можно было бы допустить, но… Текст Евангелия много раз анализировали на предмет авторского стиля и исторической достоверности. Доказано, что события, описанные в Евангелии, не противоречат другим историческим источникам, а манера их изложения, скорее, свидетельствует о том, что авторы ничего не придумали от себя, иначе целый ряд эпизодов выглядел бы принципиально иначе. Ведь если уж выдумывать какие-то истории, чтобы Евангелие казалось более достоверным, то зачем описывать то, что может вызвать недоумение? Вряд ли какому-то заинтересованному в «продвижении» Евангелия лицу пришло бы в голову нарочно упоминать про эпизод со звездой. Логичнее было бы написать, что волхвов вел небесный ангел – для сознания верующих людей это выглядело бы более логично.

А бесхитростное упоминание о звезде как раз наводит на противоположную мысль – о том, что автор ничего не придумал, а записал все, как случилось на самом деле. Так была звезда или нет?

Справедливости ради надо сказать, что вопрос этот возник не сегодня. В разные времена люди пытались найти на него ответ, и каждая эпоха предлагала какое-то свое толкование. Христианские писатели первых веков думали, что это была особенная, специально сотворенная для такого случая звезда. В Средневековье ее считали разумной силой, как раз-таки ангелом, который явился в образе звезды.

Интересное объяснение этого явления предложил в XVII веке знаменитый астроном Кеплер. Он доказывал, что виденная волхвами звезда появилась в результате редкого совпадения в одной точке наиболее ярких планет: Юпитера и Сатурна. Свои вычисления Кеплер основывал на том, что 17 декабря 1603 года произошло подобное совпадение этих двух планет, а в следующую весну к ним присоединилась третья планета – Марс. По астрономическим вычислениям Кеплера, такое же совпадение (Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб) должно было происходить и в 747 году от основания Рима, а в следующем, 748 году (то есть примерно в то время, когда родился Иисус Христос), к этим двум планетам должен был присоединиться Марс. Из Евангелия понятно, что явившаяся волхвам звезда вела их не весь путь. Она перестала быть видима, когда они пошли в Иерусалим, и вновь показалась, когда из Иерусалима они вышли в Вифлеем. Так что присоединение Марса в 748 году вполне согласуется с евангельским повествованием. Это небесное явление известно в астрономии под названием «парад планет». Интересно, что в Лондонской обсерватории в 60-е годы ХХ века посетители могли видеть воссозданную английскими астрономами картину звездного неба в год рождения Иисуса Христа, и яркой звезде там было уделено особое внимание.

Было и другое предположение: Вифлеемская звезда – это не что иное, как комета Галлея. О появлении кометы писал римский историк Кассий Дион. Однако сообщение Кассия относится к 742 году от основания Рима. Получается 12 год до Рождества Христова, то есть слишком рано для евангельских событий. Наконец, в наше время американские астрономы предположили, что волхвы наблюдали сверхновую, или рождение новой звезды, в созвездии Козерога весной 5 года до Рождества Христова. Эта теория кажется интересной и вполне вероятной.

Однако стоит ли привязываться к одной из этих теорий? Скажем, тот же Кеплер объяснял слова евангелиста Матфея, что «звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними до тех пор, пока наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец», примерно следующим образом: Евангелие передает впечатление, которое сложилось у магов при постоянном их внимании на звезду по пути из Иерусалима в Вифлеем, то есть попросту оптический обман. И дальше: «Библия о предметах человеческой жизни говорит с людьми тем же языком, каким они привыкли говорить. Она не есть учебник оптики или астрономии, но имеет в виду более высокие цели».

Действительно, Библия – это не учебник астрономии. И если кто-то из учителей Церкви настаивает на сверхъестественной природе звезды, он имеет в виду вовсе не конфликт науки с верой.

Для христиан Рождество Спасителя, приход Бога на землю – это очевидное чудо. И Вифлеемская звезда – сопутствующее ему явление. Какая, по большому счету, разница, каково ее происхождение? Если в маленький поселок Вифлеем, находящийся в провинции Иудее, почти на окраине Римской империи, идут персидские мудрецы-язычники, чтобы поклониться Спасителю, то вовсе не звезда стала для них «движущей силой». Она лишь указывает путь. Волхвов приводит сюда чудо рождения Бога. Именно в этом и заключается основной пафос евангельского рассказа о звезде.

Поэтому, какова бы ни была природа Вифлеемской звезды, сути это не меняет. Даже если Иоганн Кеплер прав и персидские мудрецы наблюдали «парад планет» или рождение новой звезды – это не противоречит евангельской истории. И не противоречит логике восточных мудрецов, которые оставили все свои дела и пошли в далекую страну, чтобы встретить Христа. Волхвы шли не потому, что их вела звезда, а потому, что искали Бога. Более того, они не смутились, найдя Его не в царских палатах. То есть сначала они поверили Богу, а потом уже пошли за звездой. Наверное, именно поэтому они и нашли своего Спасителя…